Температура в сахаре ночью и днем. Пустыня Сахара – интересные факты
Airwolfhound / flickr.com Airwolfhound / flickr.com Airwolfhound / flickr.com Вид с плотины Гувера (Alexander Russy / flickr.com) Ron Reiring / flickr.com Ron Reiring / flickr.com Lauri Väin / flickr.com David Herrera / flickr.com Viator.com / flickr.com Строительство моста О’Каллагана (Alan Stark / flickr.com) Henner Zeller / flickr.com Башни дамбы Гувера (Joseph Francis / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Башня с часами на плотине Гувера (Ian Lee / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Omshivaprakash H L / flickr.com Xiquinho Silva / flickr.com Электрогенераторы плотины Гувера (Dennis Redfield / flickr.com) Joseph Francis / flickr.com Joseph Francis / flickr.com Электрогенераторы дамбыГувера (Joseph Francis / flickr.com)
В нижней дельте реки Колорадо расположилась одна из известнейших достопримечательностей Соединённых Штатов и Лас-Вегаса - Плотина Гувера. Гидроэлектростанция, представляющая собой громадную гидротехническую конструкцию в высоту более 200 метров, была сооружена в 30-х годах прошлого столетия.
Чёрный каньон – место, где устроилось данное строение, находится неподалёку от штата Аризона и Невада. Плотина Гувера получила своё название в честь одного из американских президентов, а именно Герберта Гувера. 31-й глава огромного государства принял активное участие в организации и ходе строительства дамбы, чем и удостоился чести дать своё имя такому грандиозному строительному проекту.
Река Колорадо неоднократно создавала множество проблем населению, проживающему на её берегах. Чаще всего страдали фермерские угодья, расположенные вниз по её течению: с таянием снегов речные воды выходили из берегов и покрывали собою всё, что было в их досягаемости.
Основной причиной, послужившей решительным шагом в возведении плотины, стало предположение проектировщиков о том, что только так можно искоренить ежегодно возникающие проблемы с полноводьем Колорадо. К тому же на возникшее новое водохранилище возлагались надежды о развитии земледелия прилегающих районов и поставке питьевой воды в несколько районов штата Калифорния.
Подписание договора – Конвенции реки Колорадо
Достаточно долгий срок главной преградой для возведения дамбы служили разногласия между руководителями соседних административных делений. Большинство из них настаивали, что ресурсы Колорадо должны распределяться равномерно между всеми вероятными потребителями.
Этот факт поспособствовал созданию специального комитета, в состав которого входили представители всех заинтересованных в разбирательстве, в числе главных лиц Соседних Штатов и американского правительства. Все они опасались намерений власти Калифорнии, претендующей на получение права на распоряжение основным объемом водных запасов.
Результатом деятельности вышеуказанной комиссии стало подписание многостороннего договора – Конвенции реки Колорадо, которая юридически закрепляла механизм распределения речного резерва между заинтересованными сторонами.
Подготовка проекта и инвестиционных ресурсов
Дамба Гувера, согласно проекту её строительства, нуждалась в значительном вливании денежных средств, источником которых был государственный бюджет. Но одобрение властей США на возведение такой масштабной гидротехнической конструкции было получено лишь спустя некоторое время.
Несмотря на решение, подписанное Кулиджем в 1928 году, первые инвестиции были получены лишь через два года. Именно тогда, пост главы государства занимал Гувер. Первоначально строительные работы по созданию плотины Гувера планировалось проводить в каньоне Боулдер, вследствие чего в дальнейшем строительный проект именовали Боулдер Каньон Проджект, несмотря на то, что плотина Гувера была возведена в Чёрном Каньоне.
Тяжелейшие условия труда
Подрядчиками строительства были назначены ведущие компании США. Количество рабочих рук, задействованных в процессе создания гидроэлектростанции, было просто невероятным: самая большая численность работников зафиксирована в 1934 году – более 5200 человек.
Вид на плотину Гувера (Joseph Francis / flickr.com)
Особенностью контрактного соглашения был запрет на наём азиатов, и лимит на привлечение к труду африканцев – лишь около 30 чернокожих человек допускались к самым низкооплачиваемым работам.
Во время строительства рядом с плотиной Гувера должно было быть отстроено специальное поселение для рабочих и строителей. Однако планы были изменены, так как график рабочего процесса был пересмотрен с целью роста количества свободных трудовых вакансий. Все эти факторы повлияли на ход выстраивания городка, который к приезду основного числа наёмников не был завершён. Строителям пришлось жить во временных бараках поблизости с дамбой Гувера.
Стоит отметить и ужасные условия труда. Отсутствие нормального проживания в не рабочее время и опасности, подстерегающие тружеников на каждом шагу из-за пренебрежений техникой безопасности, стали причинами состоявшейся в 1931 году забастовки, которая не увенчалась успехом – полиции был отдан приказ разогнать бастующих с применением силы. После этих событий властями штата было решено ускорить темп строительства, а через год наёмников поселили в постоянные дома в прилегающем завершённом городе.
Joseph Francis / flickr.com
До самого конца строительных работ на территории Боулдер-Сити категорически запрещалась проституция, продажа любых алкогольных напитков, азартные игры. При этом на деле запрет просуществовал ещё сорок лет, а на азартные игры – не снят и по сей день, что делает данный город единственным в Неваде, где действует такое табу.
Плотина Гувера рождалась в тяжелейших нечеловеческих условиях. Люди, занятые трудом в глубоких тоннелях, задыхались от угарного газа, но руководство наотрез отказывалось брать на себя ответственность за болезни и смерти своих подчинённых.
Дамба Гувера и история её создания отличились тем, что именно здесь рабочие впервые применяли каски, защищающие головы от ударов. Тем не мение в общей сложности жертвами халатности руководителей проекта, которые пренебрегали соблюдением правил технической безопасности, стали 96 человек.
Строительные работы
Черный каньон, в котором должна была быть возведена дамба Гувера, был достаточно узок и играл разграничивающую роль между Невадой и Аризоной. Отвести воду в противоположную сторону от точки строительства планировали с помощью 4 тоннелей, общая длина которых почти 5 км.
Плотина Гувера, Аризона / Невада, США (Ron Reiring / flickr.com)
Плотина Гувера имеет бетонное основание, которое было залито в 1933 году. Для этой цели специально вскрыли ближайшие нерудные месторождения и построили заводы по изготовлению бетона.
Сталкиваясь в процессе сооружения такой гигантской плотины с проблемами охлаждения бетонной смеси, строителям пришлось внести коррективы в первоначальный план, и далее дамба Гувера возводилась из множества отдельных трапециевидных колонн, связанных между собой. Такая методология возведения позволила значительно ускорить процесс застывания бетона.
Котлован для гидроэлектростанции предполагалось вырыть одновременно с основным котлованом водохранилища. Все земляные работы завершились к 1933 году.
Электрогенераторы дамбы Гувера (Joseph Francis / flickr.com)
Спустя три года были установлены первые электрогенераторы и впервые получен электрический ток. На сегодняшний день плотина Гувера размещает 17 электрических генераторов, которые достигают мощности до 2074 МВт.
Они поддерживают баланс потребления электроэнергии, необходимой для нужд населения и производства на западе США. 25 лет назад система управления электроэнергией на дамбе Гувера была модернизирована и оборудована современными компьютерами.
Архитектурный облик дамбы
Внешняя часть плотины Гувера должна была выглядеть как обыкновенная стена, украшенная неоготической балюстрадой. К вопросу архитектуры здания гидроэлектростанции создатели вообще не собирались относиться серьёзно, так как первоочередной задачей было как можно быстрее завершить строительство. При этом такое решение вызвало целую волну критикующих обсуждений, и в конце концов, было принято решение проработать архитектурный вид плотины Гувера.
Приглашённый архитектор из Лос-Анджелеса Гордон Кауфман добился кардинальных перемен, утвердив новый проект, относящийся к стилистике арт-деко. Кроме башен на верхней части дамбы, его идеей стало размещение часов на водосбросных вышках.
Законное название — «Плотина Гувера»
Плотина Гувера не всегда имела своё законное название. Дело в том, что кроме первоначального «плотина Боулдер», связанного с местом возведения дамбы, были и другие факторы, препятствовавшие легендарному сооружению носить заслуженное имя.
Спустя некоторое время, после того, как официально дамба получила наименование в честь президента Герберта Гувера, он проиграл выборы, уступив президентское место Франклину Рузвельту. В конгрессе США снова предложили вернуть названию изначальную версию. И только после смерти президента Рузвельта, проект о возвращении конструкции имени Гувера был подписан следующим американским главой.
Новый мост О’Каллагана
Через дамбу Гувера до 2010 года проходило шоссе, связывающее штат Аризона с границей Мексики. Прилегающая к плотине часть дороги, не соответствовала требованиям магистрали и количеству пропускаемых транспортных средств.
Строительство моста О’Каллагана (Alan Stark / flickr.com)
Также извилистая опасная двухполосная дорога имела несколько сложных крутых поворотов и узких мест с низким уровнем обзора.
Теракт в 2001 году в Нью-Йорке оставил свой отпечаток на пропускной системе автотранспорта. Во избежание повторных террористических актов был организован более тщательный досмотр автомобилей, что замедлило проходимость транспортных средств и увеличило пробки на въезде.
Но открытый 6 лет назад мост О’Каллагана, неподалёку от дамбы Гувера, значительно снизил поток машин, проезжающих через плотину.
Значение плотины Гувера сегодня
Возведенная дамба Гувера значительно повлияла на водный режим реки Колорадо и на её экологическую систему. Подобные негативные воздействия присуще всем искусственным гидросооружениям, однако, польза от плотины весомая: каньон реки избавился от частых наводнений.
До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии.
В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.
(ca. 1928)* — Engineers and politicians view dam site at Black Canyon. |
В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного — от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины.
Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета. Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома. Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль, одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года, когда президентом был уже Герберт Гувер.
Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project
Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной. Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннелядиаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично — применяются для подачи воды ктурбинам и сброса излишков воды . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине .
Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона. Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены.
С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.
(1931)* — The first blast of the dam construction. Cameras are rolling as the blast goes off. |
Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе, штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд, штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд, штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .
В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество — 5251 человек — в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок — Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы, ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку, состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция,азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штатеНевада).
(ca. 1931)^^ — Workmen supported by lines from the top as they did high scaling on canyon walls during construction of the dam. |
(1932)* — View from above the Colorado River looking upstream towards the site of Hoover Dam which is at the bend in the river. On the right we can see the lower portals of the Arizona water diversion tunnels. |
(ca. 1932)**# — Blasting away the sides of the canyon. | |
Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания — последствия обычной пневмонии, и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски.
Всего за время строительства погибло 96 человек. Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки
(ca. 1933)^#^ — Government officials and politicians take a ride in one of the 30 ft. diameter pipe sections. |
Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы.
Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита, плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций — это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона, из которого построена плотина, не завершён по сей день.
Всего в бетон, потребовавшийся для сооружения тела плотины, замесили 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя. Плотина Гувера на момент завершения её строительства стала самым массивным искусственным сооружением на земле, превышающим массу кладки Пирамид Гизы — израсходованного бетона хватило бы для постройки 20-ти сантиметровой по толщине бетонной дороги шириной 5 метров от Сан-Франциско до Нью-Йорка, то есть пересекающей все США от Тихого до Атлантического океана
Workmen stand in completed spillway tunnel lining at Boulder Dam.* The spillway tunnel is 50 feet in diameter and 2,200 feet in length. Click to view a detail diagram showing Boulder Dam’s piping and penstock configuration. |
(1934)* — Five workmen peer at the inside one of the four diversion tunnels. Behind them on the right is another tunnel. |
Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».
В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.
В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.
(ca. 1933)^^ — Construction was a 24/7 operation. In this view we can see the base of the dam face on the far side of a pool of water, construction equipment and night lights. |
(ca. 1933)* — Hoover Dam initial construction phase. Note the width and depth of the dam as it goes up. |
(ca. 1933)* — View of the on-site cement plant at Hoover Dam. |
(1934)^ — Hoover Dam takes shape from the concrete columns in which it was poured. |
(ca. 1934)* — Upstream face and top of Boulder Dam. |
Before and After
(1930)* | (1934)^ |
(1934)^^ — Looking down at the construction of one of the Nevada intake towers. These towers permit and control flow of water into tunnels and then to power turbines. |
(1934)#* — A raised view of the Hoover dam while it was under construction. Most of the concrete has already been poured, and work seems to be concentrated on the top and at the base of the dam. |
(ca. 1934)* — The cement forms for the two power plants can clearly be seen. |
(ca. 1934)* — A closer look at the cement forms for the two power plants. Construction workers can be seen throughout. |
(ca. 1935)* — View of the giant turbine runner before its installation at Hoover Dam power plant. The fin-like pieces of metal between the two circular flanges are the vanes. |
(ca. 1936)* — View of the upper generator room at Hoover Dam, on the Nevada side, where there are eight generators. (The Arizona side has nine.) |
(1935)* — Hoover Dam close to completion. Water can already be seen at the base of the dam. |
(1935)^ — The upstream face of Hoover Dam slowly disappears as Lake Mead fills. |
(1935)**# — View of the graceful intake towers whose gates control the release of the reservoir water. |
||
(ca. 1935)* — View of the intakes as the water level nears the top of Hoover Dam. Cars are parked along the roadway over the dam. The Arizona Spillway can be seen on the other side of the canyon. |
(1935)^#* — View of Hoover Dam as seen from above the Arizona Spillway side looking toward the intake towers as the water continues to rise. |
(n.d.)**# - Detailed drawing of the dam and power plant from U.S. Department of Interior. |
(1934)* — View of the diversion tunnel, showing the entrance of one of the 16 tunnels which lead to the turbines. The water will then turn turbine generators to create the electricity. |
(ca. 1934)* — The needle valves of the power plant under construction. The valves are 13 feet in diameter and will dicharge the water back into the Colorado River once the water does its work by turning the turbine generators. |
(1936)* — Hoover Dam during the final stages of testing. Three of the 13 foot diameter penstocks are fully opened. |
(1936)** — Another view of the final testing showing water flowing out of all six of the penstocks on one side of the dam. |
А сейчас она выглядит вот так.
Технически плотина Гувера представляет собой железобетонную стену, выгнутую в сторону озера Мид. Благодаря такой изогнутой форме стена легко выдерживает напор 35 млрд куб. м воды. Сооружение этой стены было когда-то настоящим вызовом современным технологиям. Несусветная жара пустыни, когда летом столбик термометра поднимается до 50 °С, стала главной проблемой с самого начала. Из-за высокой температуры нельзя было просто залить весь бетон в опалубку. В этом случае высокая температура окружающей среды не позволила бы жидкой массе бетона затвердеть всего-навсего 125 лет! Было решено применить другую технику. Инженеры собрали плотину Гувера из отдельных бетонных блоков, которые скрепляли между собой прямо на месте.
В бетонных блоках заранее оставляли систему труб. В них наливали ледяную воду. Вода охлаждала массу бетона, и он застывал как положено. После чего бетон заливали в сами трубы. Это к тому же сделало сооружение более прочным. Трубы не только исполнили роль арматуры (металлических балок, составляющих каркас современных железобетонных конструкций), но и надежно скрепили между собой отдельные блоки. Все блоки имели равную высоту - 1,5 м. Остальные габариты зависели от того, в какой точке плотины предполагалось поместить каждый отдельный блок. Самые большие имели сечение 7,6 X 18 м, самые маленькие - 7,6 X 7,6 м. Всего для плотины понадобилось 2,6 млн куб. м бетона - такое количество бетона трудно даже представить! Его хватило бы для прокладки дорожного покрытия толщиной 20 см и шириной 5 м через все Штаты, от Сан-Франциско до Нью-Йорка!
Реке Колорадо следовало изменить свое русло на время строительства. С этой целью в стенах каньона были пробиты огромные туннели, по которым строители отводили воду. Всего получилось 4 туннеля, самый большой с просветом 17 м в диаметре, длиной 5 км. На стройке трудилось 3500 человек, из которых 96 погибли.
Изначально предполагалось, что плотина обойдется в 49 млрд долларов. Но в итоге эта цифра выросла более чем втрое: 165 млрд! Непомерно высокие расходы окупились за счет продажи электроэнергии и туризма только к 1985 г. С этого времени плотина Гувера была вычеркнута из списков должников и начала приносить чистую прибыль.
Факты
- Время строительства: Плотина Гувера была построена между 1931 и 1 935 гг. Ее стоимость обошлась в 1 65 млрд долларов.
- Производство электроэнергии: Электростанция запущена 1 2 сентября 1 936 г. Сейчас 1 7 современных турбин вырабатывают 2000 МВт электроэнергии в год. Это равно более 4 млрд кВт-ч электроэнергии, которой хватает, чтобы
- удовлетворить нужды 1,3 млн американцев, живущих в юго-западных штатах.
- Строительные материалы: Плотина Гувера построена из 2,6 млн куб. м бетона и весит 6,6 млн тонн.
- Размеры водохранилища: Озеро Мид имеет длину 177 км, площадь 640 кв. км и береговую линию 885 км. Максимальная глубина 180 м, емкость - до 35 млрд куб. м воды.
Рядом с красочным Лас-Вегасом, между штатами Аризона и Невада, в долине реки Колорадо, раскинулось самое огромное водохранилище в Америке – плотина Гувера. Свое название она получила в честь одного из президентов США – Герберта Гувера. В настоящее время это одна из самых живописных американских достопримечательностей.
История строительства
На заре 20 столетия местные власти решили построить на реке Колорадо огромную плотину. Так как в последнее время она стала доставлять жителям долины все больше проблем – талый снег, стекающий с гор, переполнял реку, и она затопляла часть окрестных земель. Возведение дамбы могло бы избавить от массы неудобств — укротить Колорадо и наладить водоснабжение в Калифорнии. Разрабатывая проект плотины, перед инженерами встала непростая задача. Дамбу нужно было поставить в таком месте, которое было бы выгодно всем. Чтобы не дай бог не оставить какой-нибудь район без воды. Строительство началось в 1931 году. В это время в США разразилась Великая депрессия. Безработица заставляла людей бросать насиженные места и браться за любую работу. Сооружение дамбы было тяжелым и опасным трудом. Прежде чем возвести бетонную арку, требовалось укрепить стены каньона. Несчастные случаи были не редкость. Многие погибали – кто утонул, другие отравились угарным газом. Рядом со строительной площадкой решено было построить небольшой рабочий городок Боулдер-Сити. Первое время люди ютились в палатках и терпеливо ждали удобного жилья. Город был построен только через полгода после начала возведения плотины. Праздничное открытие водохранилища состоялось в 1935 году. А спустя пару лет она стала одним из самых популярных туристических мест. Каждый год сюда приезжают толпы туристов, чтобы насладиться этим грандиозным рукотворным творением.
Экскурсия по плотине
Плотина Гувера – одна из самых необыкновенных достопримечательностей Америки. В высоту она достигает 221 метр. Здесь работают 17 мощнейших электрогенераторов. Это детище известного американского архитектора Гордона Кауфмана. Внешне она напоминает огромную толстую стену, украшенную узорными лестницами, террасами и балконами в стиле неоготики. По краям возвышаются оригинальные водоносные башни, выполненные в стиле арт-деко. На мощной водяной вышке красуются огромные круглые часы. Неподалеку от дамбы находится просторная смотровая площадка. Отсюда открывается замечательный вид на тихую гладь озера Мид и окрестные природные пейзажи. Оно образовалось после появления водохранилища. В настоящее время это одно из самых огромных искусственных озер в Америке. В 2001 году здесь было проложено первое автомобильное шоссе. Террористический акт, произошедший в этом году, вынудил местные власти усилить полицейские патрули. Тщательный досмотр замедлял движение транспорта. В результате, в 2010 году через дамбу проложили мост Каллагана. Были открыты новые автомобильные полосы.
Плотина Гувера расположена в невероятно живописном месте. Разнообразие природных ландшафтов очаровывает и восхищает. Здесь и высокие горные массивы и поражающие своей глубиной овраги и каньоны, причудливые холмы и крутые отвесные скалы. Туристам предоставляется возможность отправиться в путешествие на лодках. Экскурсия пролегает мимо сказочных водопадов, горячих источников, живописных холмов и горных хребтов.
Поднявшись на дамбу, экскурсоводы в первую очередь обращают внимание туристов на часы, украшающие водонапорные башни. На одних – часовой пояс Аризоны, на других – Невады.
Во время укрепления стен каньона, тяжелые каменные валуны часто скатывались вниз. Рабочим требовалась защита, впервые при строительстве, они стали применять металлические каски.
Плотина Гувера – единственная крупная дамба США, построенная не рабами, а простыми рабочими. В пределах Боулдер-Сити, на время сооружения плотины, был принят необычный закон, запрещающий проституцию, игорный бизнес и продажу алкогольных напитков. Интересно, что на территории города по сей, день нет ни одного игорного заведения. Хотя рядом находится сверкающий огнями многочисленных казино – Лас-Вегас.
Водохранилище Гувера можно увидеть в следующих фильмах – документальной ленте «Жизнь после людей», фильмах «Университет солдат» и «Трансформеры», в мультсериале «Бивис и Баттхед».
Ежегодно турбины дамбы вырабатывают до 2-х тысяч мегаватт электроэнергии.
Несмотря на распространенное мнение, пустыня Сахара на карте - вовсе не крупнейшая в мире. На самом деле по своей площади она уступает Антарктической пустыне, но среди жарких пустынь и расположенных на обитаемых континентах Сахара безусловный лидер.
Пустыня Сахара на карте мира и Африки
Сахара является величайшей пустыней мира не по своим размерам, а по влиянию на историю и современную жизнь человека. Человечество обитало на территории Сахары многие тысячелетия назад, о чем свидетельствует более 3 тысяч наскальных рисунков в различных частях пустыни.
И сейчас Сахара оказывает огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Северной Африки.
Из-за своих огромных размеров Сахара отличается довольно разнообразным климатом, типом почв, условиями жизни и местными обитателями - от арабов на севере до негритянских народностей на юге пустыни.
На каком континенте находится?
Сахара расположена в северной части Африканского континента и простирается от побережья на севере до тропических саванн Сахель на юге на 16° с. ш., от побережья Атлантического океана на западе до на востоке континента.
К какой стране относится?
На территории Сахары полностью или частично расположены следующие африканские государства:
- Ливия ;
- Тунис ;
- Алжир ;
- Западная Сахара ;
- Мавритания ;
- Мали ;
- Нигер ;
- Чад ;
- Судан .
История возникновения и названия
Ученые считают, что еще в 5-4 тысячелетии до н. э. на территории Сахары произрастали деревья, земная поверхность была покрыта травами и кустарниками, а водные ресурсы были представлены многочисленными озерами.
Предположительно, тогда же началось комплексное опустынивание из-за уменьшения увлажнения и преобладания испарения влаги над осадками.
Причиной этого могли быть как природные факторы (изменения климата), так и антропогенный фактор - переход местных племен на пастушеский тип животноводства, что привело к опустыниванию. С другой стороны, такой переход мог быть вызван превращением некогда цветущих саванн в пустыню.
Как бы то ни было, примерно за тысячу лет Сахара превратилась в пустыню, а процесс опустынивания был закончен к середине 3-го тысячелетия до н. э.
Название Сахара, предположительно, происходит от арабского слова «ṣaḥārā» , что означает «пустыня». Другой вариант происхождения названия - от арабского «сахра», что означает «красно-коричневая». Название пустыни фиксируется с I века н. э. после того, как арабоязычные племена достигли территории Сахары.
Если знакомство с Сахарой сопровождается отпуском в Тунисе, то узнайте в , какие погодные условия в стране по месяцам.
Климатические условия
Климат Сахары - пустынный (аридный), характерной чертой которого является преобладание процессов испарения над процессами увлажнения.
Южная часть пустыни обладает сухим тропическим климатом со знойным летом и мягкой зимой. Количество осадков за год обычно составляет около 130 мм. В зимнее время ночью температура воздуха может падать ниже нуля, а летом нередко достигает значений в +50°C.
Северная часть пустыни обладает сухим субтропическим климатом с жарким летом и относительно холодной зимой. Средняя температура воздуха летом достигает +37°C, а зимой в горных районах может опускаться до -18°C. Для этой части пустыни характерны высокие суточные колебания температуры воздуха из-за ночного выхолаживания. Среднегодовое количество осадков не превышает 75 мм.
Песочное море — какое оно?
Сахара - активная пустыня , которая ежегодно увеличивает свою площадь, продвигаясь в южном направлении на 10 км.
Характеристика бескрайних песков
Примерно на четверть Сахара состоит из песчаных дюн , на четверть - из гор вулканического происхождения, и наполовину из неплодородных каменистых равнин и скал. Площадь территории устойчивой растительности не превышает нескольких процентов.
Одной из причин сухости Сахары является наличие гор Атлас на севере пустыни, которые перекрывают доступ влажному средиземноморскому воздуху в Сахару.
Центральная часть Сахары, где отмечается наименьшее количество годовых осадков (не более 20 мм в год) является одним из наиболее безжизненных мест на Земле. Среднее число биомассы в этой части пустыни падает до величин 2 кг/га и менее.
Площадь пустыни составляет практически 9 млн. км², что равно почти 30% территории Африки. Пустыня протянулась на 4,8 тыс. км с запада на восток и на 1,2 тыс. км с севера на юг.
Источниками воды на территории Сахары являются:
- артезианские подземные воды , над поверхностью которых располагаются оазисы;
- дождевая вода , которая наполняет гельты (пруды или естественные лужи) и вади (пересыхающие русла древних рек, наполняемые дождевой водой);
- крупные реки на окраинах пустыни (Нил, Нигер).
Флора и фауна
Значительная часть пустыни вовсе не имеет растительности и представляет собой классические пески. В основном устойчивые к засушливому климату растения произрастают в оазисах и высотных районах (трава, небольшие кустарники и деревья). В оазисах выращиваются разнообразные культурные растения : финики, оливки, инжир, овощные культуры.
Фауна Сахары в основном представлена различными видами грызунов и пресмыкающихся, а также птицами, более половина из которых - перелетные. К крупным млекопитающим относятся антилопы, бараны, нубийский осел. Хищники - пятнистая гиена и гепард. Большая часть животных Сахары активны в ночной период, когда жара не так велика.
Для желающих посетить более глубинные места Сахары рекомендуется добраться до эрга Шигага - конгломерата песчаных дюн в сердце марокканской Сахары. Здесь расположен палаточный лагерь, в котором туристов ожидают все доступные в пустыне блага цивилизации.
Живописность Шигага, размеры которого составляют 30 на 15 км, превосходит любые ожидания: до конца горизонта простираются бесчисленные нетронутые дюны, практически лишенные растительности.
Другой популярный маршрут в марокканской части Сахары - поездка к эргу Шебби через деревню Мерзуга. Эрг Шебби не уступает красочностью Шигагу, однако добраться до него чуть сложнее.
Мавритания
Мавритания практически полностью расположена в пределах Сахары, однако поездки сюда являются редкостью из-за бедности местного населения, отсутствия инфраструктуры и довольно высокого уровня преступности в стране.
Для тех, кто решится на тур в эту экзотическую страну, будет интересно посетить плато Адрар , в котором расположены объекты списка Всемирного наследия ЮНЕСКО — деревни Уадан и Шингетти. На самом плато, несмотря на его безжизненность, расположено более 20 крупных оазисов, в том числе довольно крупный город Атар.
Алжир
Алжир - страна, обладающая наибольшей территорией Сахары в своем составе, более 80% площади страны занято пустыней.
Самые потрясающие воображение пейзажи пустыни расположены в юго-восточной части Алжира у подножия Тассильских гор.
Плато Тассиль - один из объектов списка ЮНЕСКО, в местных пещерах найдены древнейшие петроглифы, возраст которых насчитывает от 2 до 9 тысяч лет.
Другими антропогенными достопримечательностями алжирской части Сахары являются:
- город Уаргла ;
- долина Мзаб с укрепленными городами.
Эти поселения представляют большую ценность с исторической и архитектурной точки зрения и были основаны и застроены в X веке ибадитами - ветвью мусульман, отличающимися от суннитов и шиитов.
Из природных достопримечательностей алжирской части Сахары выделяется нагорье Ахаггар на юге Алжира, состоящее из вулканических останцев причудливых форм. На территории открыт национальный парк Ахаггар, а проводниками туристов являются местные жители туареги, познакомиться со своеобразной культурой которых будет интересно любому туристу.
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде