Священная река Ганг в Индии — обитель божеств.
Индия имеет богатейшую историю и культуру. Эту огромную страну населяет множество народов. Часть из них исповедует буддизм, сикхизм, ислам, джайнизм, христианство и другие религии. Но большинство населения отдаёт предпочтение индуизму. Это 900 млн. человек или 80,5% жителей полуострова Индостан. Именно для этих людей река Ганг, текущая по Индо-Гангской равнине на юго-восток, считается священной.
Могучий водный поток ассоциируется с богиней Ганга. Представляется она в виде небесной реки, которая когда-то очень давно опустилась на землю и, обретя материальные формы, потекла по северу Индии. Индуисты со всех концов полуострова осуществляют паломничества к священным водам. На их берегах кремируют мёртвых, а пепел рассеивают над речной гладью. Считается, что таким образом умершим отпускаются все грехи. Ныне живущие совершают омовения в священных водах, и в их душах наступает просветление. Всё это очень романтично, волнующе и притягивает своей экзотикой неискушённых европейцев и американцев.
Река Ганг
Длина реки равна 2620 км , что соответствует 34 месту в мире среди всех рек. Бассейн занимает площадь, равную 1 млн. 80 тыс. кв. км и охватывает территории двух стран: Индии и Бангладеш. Своё начало священные воды берут на западе Гималаев. Там, на устремленной в небо вершине Ганготри, лежит огромная ледниковая шапка. Её длина составляет не менее 30 км, а высота над уровнем моря равна 7755 метров.
В своей нижней части ледник тает. С него бегут многочисленные ручьи. Они объединяются вначале в речушки, а затем в реки. Одна из таких рек, носящая название Бхагиратхи , начинает свой путь на высоте 3892 метра над уровнем моря. В 20 км от истока реки располагается селение Ганготри. Примечательно оно храмом богини Ганги. Это резиденция святого существа. Именно здесь находится её начало, дающее жизнь великой индийской реке Ганг.
Бхагиратхи проходит расстояние 700 км и сливается с рекой Алакнандой. Происходит это возле города Девапраяг. Две реки объединяются в одну, и именно с этого места водный поток люди начинают называть "Гангом". Район принадлежит Нижним Гималаям и находится на высоте 642 метра над уровнем моря.
Река Ганг на карте
Священная река минует череду холмов, болотистые равнины и выходит на оперативный простор. Это Индо-Гангская равнина. На ней бурное горное течение становится спокойным и величественным и меняет южное направление на юго-восточное. Это, так называемое, верхнее течение. Его длина составляет порядка 900 км.
В среднем течении по берегам реки высятся многонаселённые города. Можно назвать Канпур с населением 3 млн. человек, Аллахабад с населением 1,3 млн. человек, а также Патну с населением 2 млн. жителей. Возле Аллахабада река Ганг принимает в себя свой главный приток Джамну. Её длина составляет 1376 км. После этого ширина священного потока заметно увеличивается и становится равной 1 км.
После города Бхагалпур в реку впадает ещё один многоводный приток, носящий название "Коши". После этого священный поток разливается почти до 2 километров и поворачивает южнее в сторону Бенгальского залива. Рельеф в этих местах представляет собой идеальную равнину, и речной поток начинает распадаться на рукава, каждый из которых имеет своё название. Вправо уходит Бхагиратхи возле индийского города Сахебганджа. После этого священный поток получает название "Падма".
Ниже от неё отделяется ещё один рукав, получивший название "Джаланги", а Падма втекает на территорию Бангладеш. Она неуклонно движется в сторону Индийского океана и распадается на множество мелких рукавов. Недалеко от города Раджбари, расположенного на западе Бангладеш, река принимает в себя реку Джамуна, которая является основным рукавом второй священной индийской реки Брахмапутры . Перед самым впадением в Бенгальский залив священный водный поток разбавляет ещё одна крупная река Мегхна. Вся эта огромная речная масса и впадает в солёные воды одного из великих океанов планеты.
Лодки на реке Ганг
Река Ганг образует самую крупную в мире дельту . Она представляет собой единое образование трёх рек: Ганга, Брахмапутры и Мегхны. Её площадь равняется 59 тыс. кв. км, а протяжённость вдоль Бенгальского залива составляет 322 км. В длину дельта занимает расстояние, равное 348 км, так как берёт своё начало возле города Раджбари. На этой территории, богатой плодородной почвой, проживает без малого 145 миллионов человек.
Уровень воды в бассейне священного потока регулируется муссонами. С июня по сентябрь выпадает 84% годовых осадков. Следовательно, речной сток зависит от сезонов года. Это создаёт много проблем для жителей региона и имеет прямую связь с сельским хозяйством, так как засухи чередуются с наводнениями. В частности, в Бангладеш во время сухого сезона люди испытывают недостаток в пресной воде, а в период дождей страдают от паводков.
В настоящее время судоходство на священной реке развито очень слабо . Объясняется это большим отбором воды на сельскохозяйственные нужды. Поэтому люди в основном плавают на плоскодонных лодках, а грузы перевозят по железной дороге. Речных же судов в среднем и нижнем течении очень мало. Выше Аллахабада их вообще нет. Индия в последние десятилетия не делает ставку на судоходство. Что касается Бангладеш, то здесь речной грузовой транспорт используется более активно.
Речной дельфин, обитающий в реке Ганг
Великая священная река Ганг считается одной из самых загрязнённых в мире. В неё сбрасывают свои стоки промышленные предприятия, не очень-то заботясь об их чистоте. Нужно также учитывать и плотность населения. Бытовые отходы и человеческие нечистоты нещадно загрязняют русло. Поэтому не то что питьё, а даже купание в реке может привести к инфекционным заболеваниям.
Здесь следует учитывать и тот факт, что не всех умерших сжигают. У бедных людей нет денег на большое количество дров, поэтому тела просто бросают в воду. Каждый год - это миллионы трупов, что ещё больше усугубляет проблему загрязнения речных вод. Но, несмотря ни на что, в воде водится много видов рыб. Река также является вотчиной пресноводных дельфинов, которые проигрывают по интеллекту морским, но всё равно относятся к одним из самых умных видов животных. Будем надеяться, что человеческий интеллект окажется выше дельфиньего, и люди, в конце концов, найдут возможность очистить священные воды от нечистот, и сделают священный поток пригодным для жизни.
Станислав Лопатин
Ганг — одна из самых полноводных рек в мире, после Амазонки и Конго, длинной 2700 км, и самая большая из рек в Южной Азии. Берет начало река из грота под названием «Коровья морда», который находится в Больших Гималаях, и после многих витков и поворотов впадает в Бенгальский залив.
О реке Ганг
Общая протяженность Ганга составляет 2500 км, и буквально каждая травинка у берегов жива лишь благодаря речной воде. В Ганге обитает множество редких растений и животных, в том числе и гангский гавиал - единственный сохранившийся на Земле вид этих узкомордых крокодилов. Также в Ганге водятся крайне редкие речные дельфины и даже пресноводные акулы.
В чисто практическом плане Ганг абсолютно незаменим - для большинства людей и животных, живущих у его потоков, река является единственным источником воды. Ганг активно используется при орошении плодородных земель местными фермерами. Однако почитаема река далеко не из-за функций водоснабжения.
Нирвана на реке
Воды Ганга считаются священными для каждого индуиста, независимо от школы - каждая использует Ганг в своих ритуальных целях. Согласно легендам, река Ганга в древние времена текла на небе, омывая берега рая. Каждый бог черпал из нее силы, молодость и бессмертие. Для человека же испить воды из небесной Ганги было наивысшей милостью в этой жизни - ведь Ганга смывала с души все грехи и разрушала Колесо Сансары, избавляя человека от перерождений после смерти, позволяя войти в Нирвану.
Так, раджа Бхагиратха, увидев, что народ погряз во грехе, призвал богов с просьбой покарать грешников и воздать праведникам. Шива поступил не в пример мудрее Яхве - он не стал уничтожать Индию, как тот - Содом и Гоморру, а излил священные воды Ганги на землю. Так в мире смертных появилась река Ганг. С тех пор люди, ведущие праведный образ жизни, могут смывать с себя грехи в водах священной реки, получая шанс войти в рай.
Место ритуалов не для слабонервных
Самым популярным местом для гангских ритуалов является Варанаси. В этом городе несколько километров гангского берега вымощены гхатами - ступенями, уходящими под воду. По преданию, гхаты строили сами боги, указывая людям лучший путь к очищению. На этих ступенях люди совершают омовения, спускают на воду специальные лампадки со свечами, прося у божеств помощи и…трупы.
Согласно индуистским канонам, лучшим способом погребения является сожжение тела с последующим развеянием праха в святых местах. Однако, с учетом того, что сожжение должно проводиться исключительно на натуральных дровах, все меняется.
Дрова в Индии ужасно дорогие, и полунищие индусы не могут позволить себе такую роскошь, как сожжение на дровах, кроме, беременных, детей и святых. Поэтому ритуал часто ограничивается символическим поджиганием кучи хвороста, на которую водружают тело усопшего. После того, как хворост сгорает, полуобгоревший окоченелый труп просто спускают на воду. Поэтому человек, неспешно плывущий по Гангу вниз лицом - далеко не редкое явление. Этот фактор, а также технический прогресс и перенаселение территории обусловили сильное загрязнение Ганга, однако выбора у местных жителей нет.
Впрочем, в местах, популярных среди западных туристов, установлены мощные водоочистители, и потому вероятность наткнуться на останки существенно снижается. Однако последователей культа Шивы - бога разрушения и смерти, которому и посвящен Ганг, это не смущает. Как, впрочем, и большинство индуистов - вера в святость реки затмевает состояние оной.
Напоследок
Большинство туристов, посещающих Индию, омываются в Ганге - ведь без такого завершения паломничество считается неполным и даже кощунственным. После омовения и подношения фруктов богам многие возвращаются в родные края наполненными блаженства и божественного присутствия, уверенными в том, что просьба исполнится. Оказавшись у Ганга, не стоит упускать свой шанс бесплатно получить вечную индульгенцию.
Фотографии
Священный Ганг
по праву считается одним из символов Индии. Одна из самых полноводных и протяженных рек в мире сегодня дарит жизнь примерно 500 миллионам людей. Водой из реки Ганг окропляют новорожденных, к ее берегам приходят паломники, воды Ганга нередко служат местом для погребения. Несмотря на священную любовь, люди превратили Ганг в свалку мусора, разлагающихся трупов, фекалий и химикатов. Ситуация стала критической, и наконец-то Верховный суд Индии принял решение бороться с теми, кто продолжает загрязнять реку.
Сегодня Ганг считается одной из самых грязных рек в мире. Виной тому - человек. Люди активно засоряют реку, мало заботясь о том, что ждет их в будущем. Основным фактором загрязнения стала деятельность крупных промышленных предприятий, сбрасывая сточные воды напрямую в реку, они катастрофически ухудшают состояние воды.
Не меньшую роль играет и увеличение количества населения Индии. Некогда крохотные поселения разрастаются в большие города, где зачастую царит антисанитария. Во время ежегодных разливов реки мусор и нечистоты попадают в воду, поскольку эти поселки оказываются затопленными.
Экологи стали бить тревогу в последнее время, поскольку использование воды из реки Ганг чревато инфекционными заболеваниями. Сотни тысяч паломников, ежегодно приезжая к священным местам, не только совершают омовения, но и пьют эту воду. После того, как на разных участках реки были взяты пробы воды, исследователи пришли в ужас: то, что носит название священных вод оказалось смесью из фекалий, химикатов и отравляющих веществ, которые выделяются при разложении трупов.
Даже обнародование таких пугающих данных не стал стимулом для активных действий по спасению Ганга. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, 30-40% всех умерших детей в Индии (а общее количество ежегодно достигает порядка 1,5 млн человек) приходится на тех, кто умер от отравления водой.
Чтобы спасти Ганг, следует не только обязать крупных промышленников устанавливать очистные сооружения, но и запретить работу многочисленных кожевенных фабрик, которые тоже используют воду при выделке кожи, а после сбрасывают отработанную воду назад в реку. Нужно так же прекратить практику захоронения в водах Ганга: властями Индии частично удалось добиться того, чтобы тела умерших вначале кремировали, а после развеивали прах умерших над водами священной реки. Однако многих покойников хоронят без кремации - беременных или незамужних девушек, детей, а также бедняков.
Государственная программа по очищению реки была инициирована в 1985 году и была запланирована на 15 лет, но не увенчалась успехом. Были построены водоочистные сооружения, но они не справляются с объемами загрязнения. Недавно Верховный суд Индии вынес решение о том, что за загрязнение Ганга положены штрафы. В частности, нужно ликвидировать фабрики по выделке кожи, при нарушении - штраф 800 долл. США. Кроме того, запрещены и захоронения трупов, в случае если не проводится кремация.
Пока жуткий вид грязной реки резко контрастирует с идеей о том, что Ганг - воплощение святости и чистоты, а его воды способны смыть грехи людей. Хочется надеяться, что великую реку получится спасти.
Некоторые тела, похороненные в Ганге, становятся добычей некрофагов, которые их... съедают. Таковы членов индуистской религиозной секты Агхора в Варанаси.
Говорят, кто не был в Агре и не видел Тадж-Махал, тот не был в Индии, мое мнение с этим расходится. Я бы сказал, кто не был в Варанаси, тот не видел настоящей Индии. Трудно увидеть Варанаси по картинкам, его надо прочувствовать эту грязь и хаос, пронюхать эту вонь аммиака, который выедает глаза вперемешку с благовоньем, и жаркий, очень влажный воздух, увидеть ритуалы, цвета и краски, толпы паломников той настоящей Индии.
Ганага — индуистская богиня, воплощение священной реки Ганг, в индуистской мифологии — небесная река, которая спустилась на землю и стала рекой Ганг.
Паломники стекаются сюда не только со всей Индии, едут со всего мира, особенно к её истокам и городам Харидвар, Аллахабад и Варанаси (самое колоритное место, для нас любопытных).
Вдоль городской набережной взгляду открываются ряды каменных ступеней (Гхаты). Гхаты - каменные ступени, служащие для ритуального омовения индуистов и как места кремации, раскинувшиеся вдоль берега на несколько километров. По ним паломники спускаются к воде. Тут же они и отдыхают.
Священный Варанаси как магнит притягивает к себе индусов.
Спустившись к реке, глаза и нос выедал резкий запах аммиака, влажность настолько повышена, что уже минут через 30 можно было выжимать одежду.
На берегу полно цирюльников, которые делают свою работу, но о модельной стрижке можно даже не думать, сбривают опасной бритвой под ноль, оставляя только маленький чуб на затылке.
Жизнь и смерть в Варанси — неотделимы друг от друга. Место, где сжигают усопших — расположено ниже по течению от священных набережных.
Много маленьких детей
Поразило, как маленькие детки сидят голыми попками в этой грязи.
Этот малыш спит, прям на каменной набережной, весь в мухах.
Народ кишит, идти по набережной вдоль реки нужно очень аккуратно, смотря внимательно под ноги, чтобы не вступить, во
что-нибудь.
В конце дня, специальный человек запускает помпу и большим напором воды смывает собравшуюся за день грязь со ступеней набережной в реку.
По уступам зданий бегают дикие обезьяны (вверху фотографии)
Местный рынок, который находится вдоль улицы.
Туалет, непонятно почему разная высота кабинок, прекрасно и гармонично вписывается в общий вид торговых прилавков.
Выпечка смотрится красиво и аппетитно, но уличный фастфуд есть не рискнул.
Уличное кафе.
Ремонт обуви
Прилавок с браслетами
На фоне остальных магазинов и прилавков этот бросается в глаза.
Тарелочка из листьев какого-то растения.
Полицейский попросил меня подождать, не фотографировать, принял вертикальное положение и разрешил сфотать.
На рассвете сотни, нет тысячи индусов собираются на берегу реки, чтобы совершить ритуальное омовение в священных очищающих водах.
Вдоль набережной много храмов.
Люди в одеждах и без входят в реку и совершают омовение. Одни бормочут мантры, зачерпывают воду в ладони и поливают свою голову. Другие, зажав нос, окунаются в воду. Третьи, присев на корточки, пьют священную воду из реки. Каждый думает только о своем ритуале, не замечая никого вокруг.
Зубную щетку им заменяют специальные палочки для чистки зубов.
Тут же на берегу можно и купить зубную палочку.
Индианка продает ритуальные свечи, которые зажигают и пускают по течению священной реки, читая молитвы.
Некоторые заходят полностью, некоторые по пояс, а кто и по щиколотки.
Молятся, купаются, стирают, стригут, сжигают мертвых, чистят зубы, моют посуду, а кто и просто после очередной процедуры - "задний туалет" подмывается — чего только не делают на берегу и в реке Ганг! И это все в одном месте и одновременно и все уверены, что никакой заразы не подцепят, а наоборот, от всех болячек исцелит священная Ганга.
Некоторые паломники надеются на подаяния туристов, те которые самые колоритные, в большинстве случаев, если увидели, отворачиваются от камер, показывая, что надо дать для начала денег. Некоторые, увидев камеру, наоборот останавливаются, позируют, прося глазами хоть что-то, рады даже копейкам.
Спустившись ниже вдоль реки, я наткнулся на прачечную.
Стирка проходит следующим образом: намоченное и натертое мылом белье, размахнувшись со всей силы, ударяется несколько раз по каменной плите. После этого уже чистое, постиранное белье прополаскивают в священных водах реки Ганг и вывешивают для сушки.
Там же чуть выше, купали коров.
Вот здесь народа становилось меньше, но вероятность вступить в каку увеличивалась.
Приготовились к приему пищи.
Лодочники предлагают экскурсию по реке на лодке за небольшое вознаграждение, в пределах 100 рупии (примерно 2 доллара США).
Люди в Индии дружелюбные и приветливые, но это не мешает быть им очень и очень ленивыми.
В Индии я был два раза с промежутком в два месяца и с удовольствием попутешествовал бы еще разок - другой. Остались только положительные эмоции.
Г анга в ведической мифологии - небесная река, которая спустилась на Землю и стала рекой Ганг, символом святости, жизни и красоты.
Считается, что Ганга - самая благочестивая река в мире, в начале времён она была исключительно небесной, недоступной, но позже была спущена на Землю. С рекой связано множество мифических легенд. Река Ганг и её персонификация в лице богини Ганги, упоминаются в древнейших литературных произведениях, в частности Ведах, Пуранах, «Рамаяне» и «Махабхарате». Общей чертой всех этих легенд является её небесное происхождение. В легендах подчеркиваются способность Ганги к очистке или снятию грехов, её значение как символ материнства и значение как посредницы между мирами.
Существует несколько версий рождения Ганги. Так, по «Рамаяне», Ганга была дочерью Химавана, обладателя Гималаев, и его жены Мены, она приходится сестрой богине Парвати, супруги Шивы. По другой легенде, священные воды из камандалу Брахмы были персонифицированы в образе этой богини. Позже вайшнавские толкования этой легенды описывают, что вода в камандалу была получена Брахмой от омовения стоп Вишну. По «Вишну-пуране», Ганга вышла из большого пальца левой ноги Вишну. В любом случае, она была поднята до Сварги (небес) и оказалась на попечении Брахмы.
Популярная в Индии история рассказывает о том, что священная Ганга переходит на Землю при помощи Шивы. Река наделяется удивительными качествами из-за того, что, согласно легендам, появляется из волос Шивы, который пребывает на горе Кайлас (). Даже в других частях Индии «кажется, что святость Ганга и Гималаев частично передается и другим рекам и горам». Матсья Пурана описывает спуск «Дивья Ганги» рядом с озером Биндусар Саровар, расположенным между горами Кайлас, Майнак и Хираньяшринга, и её протекание по трём разным руслам в качестве Трипатхаги - трипатх гамини Ганга.
В индуистских священных текстах содержатся собственные легенды об этих реках. Однажды царь Бхагиратха совершил покаяние, попросив ниспослать на землю воды Ганги и спасти своих предков, от которых остался один пепел и которые не могли попасть в рай из-за проклятия мудреца Капилы. Как только Ганга ответила на этот призыв и начала спускаться на землю, боги, испугавшись того, что её неукротимый нрав может разрушить мир, обратились к Богу Шиве с просьбами о помощи. Шива приложил свою силу и остановил течение Ганги в своих спутанных волосах. Затем он аккуратно распустил пучок волос и позволил её притокам течь в четырех разных направлениях. Это - четыре могущественные реки, которые протекают огромные расстояния и орошают обширные территории Южной и Юго-Восточной Азии. Как в индуистских, так и в буддийских священных текстах, идентичность которых подтверждена различными географами и исследователями, говорится, что эти реки огибают по кругу район Кайласа и Манасаровара семь раз, и лишь после этого текут в разных направлениях.
Тибетская теория о Ганге основывается не на санскритской Абхидхармакоше или более ранних свидетельствах на языке пали. Известно, что уже во второй половине восемнадцатого века тибетские паломники и торговцы видели «живую бусину», из которой вытекала Ганга; согласно записям Чо-дже-Па-трул и ламы Тсанпо, полученным из сказаний о древних традициях и сведений, полученных от паломников и местных наблюдателей. Будучи ортодоксальными, индуисты, как на севере, так и на юге Индии, считают, что этот потерянный исток Ганги находится в подземном леднике, соединяющемся с ледником Ганготри. Более современные взгляды отвергают историю тибетского происхождения Ганги.
Стивен Дариан написал удивительную книгу об истоке реки Ганга, в которой он описывает легенды, связанные с истоком на Кайласе. Он пишет: «По сути, это кажется не столько местом, сколько состоянием ума, усеянного мечтами и чаяниями тысяч паломников, которые могут совершить путешествие только в своих сердцах». Далее он пишет, что существует четыре легендарных реки, которые в радиусе 50 км текут по четырем разным направлениям. На юге - сапфирная грань, откуда вытекает Карнали; из рубиновой грани на западе вытекает Сатледж; из золотой грани на севере вытекает Инд, и из кристальной грани на востоке вытекает Брахмапутра, которая также называется Ярлунг Тсангпо.
Если говорить относительно святости Кайласа и Манасаровара йогины и практики всего мира во все времена, а также индуисты, буддисты, джайнисты и другие: все исповедуют разные воззрения и традиции, но основополагающая реальность остается одинаковой. В этом месте естественной силы объединяется преходящее и вечное; божественное принимает физическую форму. Для верующих Кайлас - величайшая гора, и путешествие к ней совершается как в духовном, так и в физическом земном плане. Кайлас и Манасаровар так глубоко укоренились в душах тех, кто занимается саморазвитием, что даже скептики, как из Индии, так и из других частей света, предпринимают трудное путешествие, чтобы лично испытать прикосновение божественного. В ближайшие годы, с развитием инфраструктуры священная гора может стать самым знаменитым туристическим местом на планете.