Стороны кас. Участие представителя по ряду дел становится обязательным
При покупке основных средств для бизнеса их стоимость необходимо грамотно учитывать в расходах. Это важно для правильного формирования налоговой базы. Порядок налогового учета этих сумм зависит от момента покупки имущества, его стоимости и срока службы. Мы расскажем о правилах списания расходов на покупку основных средств на упрощенке.
Что такое основные средства?
Налоговый учет основных средств актуален для ИП и организаций на УСН с объектом налогообложения “Доходы минус расходы”. Покупка имущества уменьшает налоговую базу при УСН 15%, поэтому важно правильно учитывать затраты на ОС в расходах, и для этого существует определенный порядок.
Основные средства — это активы, которые куплены не для последующей продажи с извлечением прибыли, а для ведения предпринимательской деятельности. С 2016 года стоимость основного средства должна быть более 100 000 рублей (в 2015 году лимит составлял 40 000 рублей), а срок использования — больше года. Главное назначение основного средства — приносить экономическую прибыль. Эти правила касаются и того имущества, которое было куплено раньше, но взято в эксплуатацию в 2016.
Имущество стоимостью от 40 000 до 100 000 считается материалом, его не нужно амортизировать и необходимо списывать в расходы равномерно, исходя из срока его полезной эксплуатации. Имущество стоимостью меньше 40 000 рублей со сроком использования более года считается материальным расходом, его можно сразу списать в расходы. Но если основное средство куплено и введено в эксплуатацию при УСН до 2016 года, когда действовал ценовой лимит в 40 000 рублей, то списание расходов нужно продолжить по обычной схеме. Эту схему мы объясняем ниже.
В число основных средств, как правило, попадают здания и постройки разного назначения, объекты природопользования и земельные участки. При этом земельные участки считаются основным средством, даже если их стоимость ниже 100 000 рублей, так как земля — не потребляемый актив. В основные средства могут попадать рабочие машины, измерительная, вычислительная и регулирующая техника, транспорт, инструменты, объекты интеллектуальной собственности. Даже капитальные вложения в арендованное имущество могут считаться основным средством.
Учет основного средства в расходах
Как и все траты, которые можно признать в качестве расходов, сумма на приобретение основного средства должна быть полностью оплачена, трата должна быть задокументирована и при необходимости на основное средство должно быть оформлено право собственности.
Основное средство ставится на учет по первоначальной стоимости, которая включает:
- Сумму приобретения по договору, включая НДС, траты по доставке и настройке.
- Таможенные сборы и государственные пошлины.
- Оплату услуг консультанта, юриста, посредника, которые были необходимы при покупке основного средства.
Основные средства принимаются к учету во 2 разделе Книги учета. Расчеты необходимо вести отдельно по каждому объекту. Из-за того что сроки службы разных средств могут различаться, в таком случае и порядок списания будет различным.
Сведения по объектам отражаются за каждый квартал, на последнее число периода. После этого итоговые данные из последней строки в таблице 2 раздела необходимо перенести в 1 раздел КУДиР, также на последнее число квартала, в 5 графу: “Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы”.
Если основное средство куплено при УСН
Если вы приобрели основное средство, уже находясь на упрощенке, то списать его можно полностью до конца года. Минфин рекомендует списывать расходы на покупку ОС равномерно. Основное средство начинают учитывать в расходах в том квартале, когда оно было полностью оплачено, задокументировано, и им начали пользоваться в бизнесе. При этом нужно списать его стоимость до конца календарного года. Например, основное средство куплено и запущено в работу в ноябре, при этом вся его стоимость окажется в расходах 31 декабря.
Если основное средство куплено в рассрочку, то расходы списываются по фактически уплаченным средствам. Разрешается дождаться полной оплаты основного средства и списывать расходы после этого.
Если основное средство куплено до перехода на УСН
Период списания основного средства, которое было куплено до перехода на упрощенку, зависит от срока его службы: до 3 лет, от 3 до 15 или более 15 лет. Срок определяют по Классификации , закрепленной Постановлением правительства от 1 января 2002 года №1. При этом в к учету принимается остаточная стоимость основного средства, которая актуальна на начало применения УСН.
НДС восстановленный = НДС к вычету * Остаточную стоимость ОС / Первоначальную стоимость ОС
Эта сумма не будет учитываться в первоначальной стоимости основного средства.
В дальнейшем списание расходов зависит от срока полезного использования основного средства.
- Если полезный срок менее 3 лет, расходы списывают в течение первого года применения упрощенки, равными долями.
- Если полезный срок от 3 до 15 лет, то в первый год применения УСН списывается 50% стоимости, во второй — 30%, в третий — 20%.
- Если полезный срок более 15 лет, стоимость списывается в течение 10 лет равными долями.
Пересчет налоговой базы при продаже УСН
Предприятие может не только приобретать, но и продавать основные средства. Если вы продаете ОС после истечения того срока, который оно должно прослужить (3, 10 или 15 лет), то корректировать расходы не нужно. Поэтому есть выгода в том, чтобы продавать имущество после срока службы, заданного по Классификации.
Если же средство прослужило вам меньше 3, 10 или 15 лет, придется пересчитать налоговую базу. Пересчет делается следующим образом. Определите сумму амортизационных отчислений (алгоритм прописан в ст. 259 НК РФ). Сумму нужно определить за те годы, когда вы учитывали стоимость основного средства в расходах на УСН. Если амортизация окажется меньше сумм, которые вы учли в расходах, предприятию нужно будет заплатить недоимку, пени и подать уточненные декларации за прошлые годы.
В Книге учета нет специальных разделов, где можно было бы отразить пересчет налоговой базы, так что предприятие составляет справку по пересчету в свободной форме. В КУДиР во 2 разделе нужно указать, какого числа продано основное средство и отразить суммы амортизационных отчислений, относящихся к этому году, — по месяц, в котором имущество было продано.
Основные средства при УСН сложно учитывать без бухгалтерской программы или веб-сервиса, которые автоматизируют расчеты. Контур.Бухгалтерия — простой и удобный сервис для ведения бухучета, начисления зарплаты и отправки отчетности для ИП и организаций на УСН, ОСНО, ЕНВД. Пользуйтесь возможностями сервиса бесплатно в течение первого месяца работы, ведите бухгалтерию с нами и избавьтесь от рутины!
Процедура ведения учета операций с основными средствам у предпринимателей и организаций, применяющих «упрощенку», имеет ряд особенностей. В нашей статье мы подробно рассмотрим все аспекты учета основных средств «упрощенцами»: как учитывать приобретенные ОС, а также как отразить расходы на приобретения ОС в период и до применения ОС.
Поступление основных средств к учету
Если Ваша организация использует УСН, либо Вы зарегистрировали ИП на упрощенном режиме, то согласно законодательству Вы имеете право признать в составе расходов стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), поступивших к учету.
Для того, чтобы учесть объект ОС в составе расходов, Вам необходимо соблюсти ключевой принцип – объект должен быть признан амортизируемым имуществом при расчете налога на прибыль.
Поступление ОС: что можно отнести к расходам «упрощенца»
Руководствуясь ст. 346.16 НК, в составе расходов Вы можете признать:
- стоимость приобретения основных ОС и НМА. Если Вы изготовили объект собственными силами (к примеру, программисты компании создали компьютерную программу – объект НМА), то затраты на изготовление также можно отнести к данной категории расходов;
- затраты, связанные с модернизацией, улучшением, доработкой объектов ОС, в том числе осуществленные силами собственной организации.
Выше описан общий порядок признания затрат на ОС в составе расходов «упрощенца». Но организации и предприниматели на УСН нередко сталкиваются с частными случаями. Рассмотрим некоторые из них:
Ситуация | Описание |
ОС получено по договору мены | Вы имеете право признать расходы на поступление ОС по договору мены. Уменьшить налогооблагаемую базу за счет поступивших объектов разрешено только после получения права собственности на объект. Если ОС получено Вами, но Ваша организация не выполнила обязательства по договору (ничего не передала контрагенту), то признавать расходы по поступившему объекту Вы не можете. |
Имущество приобретено для перепродажи | Если Вами приобретен объект ОС (например, недвижимость) с целью последующей реализации, то Вы имеете право учесть расходы на его покупку. Такое имущество признается товаром, а при расчете налоговой базы в состав расходов «упрощенца» может быть внесена стоимость покупных товаров. Затраты на предпродажную подготовку товара к расходам отнести Вы не можете. |
Имущество приобретено для сдачи в аренду | Если Вы сдаете в аренду имущество, признанное амортизируемым в целях расчета налога на прибыль, то стоимость его приобретения может быть отражена в расходах. Данный правом Вы также можете воспользоваться в случае, когда дохода по договору аренды Вы не получаете (например, арендатор не перечисляет сумму арендных платежей) |
Требования для признания расходов на приобретение ОС
Для того, чтобы признать ОС приобретенными, убедитесь, что Вами выполнены следующие условия:
- Вы оплатили стоимость приобретенного имущества. Если оплата поставщику осуществлена частично, то Вы имеете право признать расходы только на сумму перечисленного аванса;
- ОС или НМА введено в эксплуатацию, о чем оформлен соответствующий акт;
- Вы приобрели ОС с целью получения прибыли;
- В случае, когда Вами приобретено недвижимое имущество, расходы на него Вы можете признать не раньше того момента, когда документы на недвижимость были переданы на госрегистрацию.
Учитываем имущество, приобретенное до перехода на УСН
Все ОС, приобретенные Вами до получения статуса «упрощенца», могут быть учтены Вами в расходах.
Учитывать ОС следует по остаточной стоимости на дату перехода на УСН. Если часть стоимости ОС списана в виде амортизационной премии, то эту сумму Вы также должны вычесть из первоначальной. Если Вы перешли на «упрощенку» с ЕНВД, то цену приобретения ОС Вам необходимо уменьшить на сумму износа по данным бухучета.
Если Вы перечислили поставщику частичную сумму оплаты за имущество, то именно эту сумму Вы имеете право причислить к расходам.
Возможна ситуация, когда Вы получили объект ОС до получения статуса «упрощенца» и тогда же ввели его в эксплуатацию, а оплата поставщику Вами перечислена во время использования УСН. Тогда объект считается приобретенным до периода УСН, следовательно, учитывать в расходах его необходимо по стоимости «первоначальная минус износ» на моментполучения статуса «упрощенца». Рассчитывая единый налог, Вы должны относить сумму к расходам в том периоде, в котором Вы перечислили деньги продавцу.
Пример №1.
ООО «Фабула» является плательщиком налога по упрощенной системе. До 01.01.16 «Фабула» применяла ОСНО.
21.11.2015 «Фабула» приобрела у ООО «Кремний» торговое оборудование:
- первоначальная стоимость ОС – 46.220 руб.;
- оборудование введено в эксплуатацию 24.11.15;
- оплата за ОС произведена «Фабулой» в два этапа: 08.04.16 перечислена сумма 23.110 руб., 12.08.16 оплачен остаток суммы 23.110 руб.
Согласно учетной политике, бухгалтером «Фабулы» был установлен срок полезного использования для ОС – 24 мес. Амортизация на торговое оборудования начислялась с декабря 2016:
- сумма амортизационных начислений – 1.926 руб./мес. (46.220 руб. / 24 мес.);
- остаточная стоимость ОС на дату перехода на УСН (01.01.16) – 44.294 руб. (46.220 руб. – 1.926 руб.).
При расчете единого налога в 2016 году бухгалтером «Фабулы» расходы на ОС были учтены в следующем порядке:
Период | Признаны расходы на ОС | Учтены расходы при первом платеже за оборудование | Учтены расходы при втором платеже за оборудование | Общая сумма учтенных расходов на ОС |
Январь – март 2016 | ||||
Январь – июнь 2016 | 30.06.16 | 7.061 руб. | ||
Январь – сентябрь 2016 | 30.09.16 | (23.110 руб. – 1.926 руб.) / 3 мес. = 7.061 руб. | ||
Январь – декабрь 2016 | 31.12.16 | (23.110 руб. – 1.926 руб.) / 3 мес. = 7.061 руб. | 23.110 руб. / 2 = 11.555 руб. | 7.061 руб. + 11.555 руб. = 18.616 руб. |
ИТОГО | 23.110 руб. – 1.926 руб. = 21.184 руб. | 23.110 руб. | 7.061 руб. + 18.616 руб. + 18.616 руб. = 44.294 руб. |
Основные средства поступили к учету в период применения УСН
Если Вы применяете упрощенный режим и Вами были приобретены ОС или НМА, то Вы можете учесть их в составе расходов при расчете единого налога. Принять объект к учету Вы должны по первоначальной стоимости исходя из:
- стоимости имущества, перечисленной поставщику;
- цена на доставку объекта, его монтаж и установку;
- показателя НДС, уплаченного поставщику;
- суммы акциза (если приобретаемый товар признан подакцизным);
- затрат по договорам подряда (при наличии таких расходов).
Согласно общему порядку, в составе расходов Вы можете признать как стоимость ОС, приобретенных в период применения «упрощенки», так и затраты на модернизацию и усовершенствование объектов.
Расчет признанных расходов при поступлении ОС
Возможна ситуация, когда во время применения УСН оплата за ОС осуществлена Вами в одном налоговом периоде, а ввод в эксплуатацию объекта осуществлен в другом периоде. Порядок признания расходов рассмотрим на примерах.
Пример №2.
18.04.16 ООО «Монолит», использующий УСН «доходы минус расходы», приобрел у АО «Сфера» производственные станки. ОС введены в эксплуатацию 18.04.16, о чем имеется соответствующий акт. В учете «Монолита» станки отражены по стоимости 471.520 руб. Оплата в пользу «Сферы» перечислена «Монолитом» 19.07.16.
Для расчета суммы единого налога бухгалтер «Монолита» произвел следующий расчет признания расходов на покупку станков:
Период | Признаны расходы на ОС | |
Январь – март 2016 | ||
Январь – июнь 2016 | ||
Январь – сентябрь 2016 | 30.09.16 | |
Январь – декабрь 2016 | 31.12.16 | 471.520 руб. / 2 = 235.760 руб. |
На практике довольно часто встречаются случаи, когда оплата организацией-«упрощенцем» осуществляется в два этапа. Как учитывать расходы в этом случае рассмотрим на примере ниже.
Пример №3.
21.05.16 ООО «Кадр», использующий УСН «доходы минус расходы», приобрел у АО «Флагман» компьютеры и многофункциональные устройства. ОС введены в эксплуатацию 21.04.16, о чем имеется соответствующий акт. В учете «Кадра» станки отражены по стоимости 408.330 руб. Оплата в пользу «Флагмана» перечислена «Кадром» в два этапа: первый платеж 17.06.16 выплачен в сумме 208.050 руб., остаток суммы 200.280 руб. перечислен 14.12.16.
Для расчета суммы единого налога бухгалтер «Кадра» произвел следующий расчет признания расходов на покупкукомпьютеров и многофункциональных устройств:
Период | Признаны расходы на ОС | Сумма признанных расходов при расчете единого налога |
Январь – март 2016 | ||
Январь – июнь 2016 | 30.06.16 | |
Январь – сентябрь 2016 | 30.09.16 | 208.050 руб. / 3 = 69.350 руб. |
Январь – декабрь 2016 | 31.12.16 | 208.050 руб. / 3 + 200.280 руб. = 269.630 руб. |
Отдельного внимания требуют случаи, когда ОС приобретено и оплачено в иностранной валюте. Рассмотрим ситуацию на примере.
Пример №3.
21.01.16 ООО «Батискаф», применяющий УСН «доходы минус расходы», приобрел у компании-нерезидента холодильное оборудование:
- стоимость холодильного оборудования – 13.540 долл. США, НДС 2.065 долл. США;
- доставка – 1.740 долл. США, НДС 266 долл. США;
- цена наладки холодильных камер – 320 долл. США, НДС 49 долл. США;
- стоимость монтажных работ – 214 долл. США, НДС 33 долл. США.
Оплата за холодильные камеры и их доставку осуществлена «Батискафом» 25.01.16 (условный курс 81 руб./долл. США), средства за монтаж перечислены 28.01.16 (условный курс 78 руб./долл. США).
Первоначальную стоимость холодильных камер в рублях бухгалтер «Батискафа» определил так:
- стоимость ОС и доставки – 1.237.680 руб. ((13.540 долл. США + 1.740 долл. США) * 81);
- цена монтажа и наладки – 42.186 руб. ((320 долл. США + 214 долл. США) * 79);
- общая сумма – 1.279.866 руб. (1.237.680 руб. + 42.186 руб.).
Учет расходов при определении суммы единого налога к уплате бухгалтер «Батискафа» рассчитал так:
Период | Признаны расходы на ОС | Сумма признанных расходов при расчете единого налога |
Январь – март 2016 | 31.03.16 | |
Январь – июнь 2016 | 30.06.16 | 1.279.866 руб. / 4 = 319.966,5руб. |
Январь – сентябрь 2016 | 30.09.16 | 1.279.866 руб. / 4 = 319.966,5 руб. |
Январь – декабрь 2016 | 31.12.16 | 1.279.866 руб. / 4 = 319.966,5 руб. |
Расчет единого налога при реализации объекта
В случае, если Вы реализовали объект до истечения срока его полезного использования, то Вы должны произвести перерасчет суммы уплаченного единого налога. Пересчитать сумму налога необходимо, начиная с момента признания расходов при поступлении ОС, до факта реализации объекта.
В результате произведенного перерасчета Вы получите сумму доплаты налога, которую необходимо перечислить в бюджет. Кроме налога Вам придется оплатить пеню, так как фактически сумма доплаты является долгом, не погашенным в установленный срок.
Пример №4.
15.01.16 ООО «Колибри», использующий УСН «доходы минус расходы, приобрело 5 единиц компьютерной техники стоимостью 518.300 руб. 17.01.16 техника введена в эксплуатацию. В учете «Колибри» признаны расходы на приобретение ежеквартально в сумме 129.575 руб. (518.300 руб. / 4).
16.05.16 «Колибри» реализовало технику АО «Старт». Бухгалтер «Колибри» осуществил перерасчет налоговой базы за 1 кв. 2016:
- срок службы техники признан по минимальному показателю 25 мес.;
- ежемесячная амортизация 518.300 руб. / 25 мес. = 20.732 руб.;
- сумма увеличения налоговой базы 108.845 руб. (129.575 руб. – 20.732 руб. – 20.732 руб.);
- сумма недоимки по единому налогу 16.327 руб. (108.845 руб. * 15%).
Долг в сумме 16.327 руб. погашен «Колибри» 29.05.16.
Кроме суммы долга, бухгалтером «Колибри» перечислена пеня. Расчет суммы пени выглядит следующим образом:
16.327 руб. * 1/300 * 11% * 34 дня = 204 руб.,
где 11% – ставка рефинансирования ЦБ;
34 дня – количество дней просрочки авансового платежа (с 25.04.16 по 29.05.16).
Вопрос – ответ по теме “Учет основных средств на УСН”
Вопрос: ООО «Магнит» является правопреемником ООО «Гигант». Обе организации применяют УСН. При реорганизации «Магнит» получил от «Гиганта» имущество (помещение под склад) в форме выделения. Может ли «Магнит» признать стоимость помещения в расходах при расчете единого налога?
Ответ: Нет, «Магнит» не имеет права признавать данную сумму в расходах. Связано это с тем, что у «Магната» отсутствуют прямые затраты на приобретение помещения.
Вопрос: В апреле 2016 ООО «Президент», использующий упрощенный режим, приобрел земельный участок стоимостью 1.003.500 руб. Имеет ли право «Президент» отнести данную сумму в состав расходов?
Ответ: Нет, сумма 1.003.500 руб. не может признана расходами, так как земельный участок, приобретенный «Президентом», не признается в НК амортизируемым имуществом.
Вопрос: В январе 2016 ООО «Стимул» приобрел производственное оборудование. Как «Стимулу» следует учитывать расходы на ОС при расчете единого налога?
Ответ: Расходы на производственное оборудование «Стимул» должен учитывать ежеквартально равными частями в течение 2016 года.
Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 38 КАС РФ
Статья 38 КАС РФ. Стороны (действующая редакция)
1. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.
2. Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.
3. Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.
4. Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
5. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать ]
Комментарий к ст. 38 КАС РФ
1. Стороны в административном деле - это лица, материально-правовой спор которых становится предметом судебного разбирательства.
Можно выделить следующие обязательные признаки стороны в административном деле:
1) стороной может быть лишь субъект права. Следовательно, требование административного истца всегда должно быть обращено к определенному субъекту; стороной в административном деле не может быть объект (как это имеет место в некоторых случаях в гражданском судопроизводстве - см., например, п. 3 ст. 1175 ГК);
2) наличие у субъекта процессуальной правоспособности (см. комментарий к ч. ч. 1, 5, 7 - 9 ст. 5 КАС). Процессуальная дееспособность признаком стороны не является (стороной может быть и малолетний ребенок, и любое иное недееспособное лицо);
3) субъект должен быть заинтересован в определенном разрешении материально-правового спора. Эта заинтересованность может носить непосредственный характер либо вытекать из факта наделения конкретного субъекта властными (публичными) полномочиями, реализация которых связана со спорным публичным правоотношением. По этому критерию от административных истцов отличают иных лиц, обратившихся за защитой чужих публичных интересов (см. комментарий к ст. ст. 39, 40 КАС).
Комментируемая статья впервые на легальном уровне закрепляет два новых для отечественного процессуального законодательства понятия - "административный истец" и "административный ответчик". Таким образом, законодатель отказался от принятой в ГПК и АПК для дел, возникающих из публичных правоотношений, терминологии ("заявители" и "заинтересованные лица"). В то же время понятие "заинтересованные лица" получило в КАС совершенно новое смысловое наполнение (см. комментарий к ст. 47 КАС).
2. Административный истец - это:
а) лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов;
б) лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином;
в) прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.
Следует обратить внимание на то, что ч. 2 комментируемой статьи в качестве главного признака, который позволяет квалифицировать обратившегося в суд субъекта в качестве административного истца, использует предполагаемую принадлежность этому субъекту того публичного права или интереса, которые выступают объектом судебной защиты. Именно поэтому для наделения субъекта статусом административного истца совершенно неважно, обратился ли в суд он сам, его представитель или же какой-то иной субъект. Даже если при разрешении дела по существу будет установлено, что конкретное публичное право субъекта не нарушено, то это никоим образом не повлияет на статус административного истца - судебное решение об отказе в удовлетворении административного иска такой статус не прекратит и не изменит.
Применительно к случаям, когда статусом административного истца наделяются прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций, необходимо иметь в виду следующее. Указанные субъекты, обращаясь в суд, всегда действуют, осуществляя те или иные возложенные на них контрольные или иные публичные функции. Поэтому, чтобы отграничить в подобных ситуациях административного истца от внешне схожих, но содержательно иных процессуальных конструкций (имеются в виду конструкции, указанные законодателем в ст. ст. 39, 40 КАС), необходимо выяснить, существуют ли какие-либо конкретные частные или публичные субъекты, которые имеют непосредственную заинтересованность в материально-правовом разрешении спора. Если такие субъекты есть, если обращение в суд затрагивает их интерес, то тогда именно они и должны быть наделены статусом административного истца, а прокурор и иные органы в этом случае будут участвовать в деле в порядке ст. ст. 39, 40 КАС. Если же, напротив, реализация публичной функции прокурором и иными органами не связана с защитой интересов других лиц, то здесь как раз и возникает необходимость в наделении статусом административного истца.
3. Часть 3 комментируемой статьи определяет конкретный перечень субъектов, которые могут иметь статус административного истца.
Условно всех этих субъектов можно разделить на две группы:
1) субъекты, для наделения которых статусом административного истца не требуется специального указания в законе:
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства;
Российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации;
Общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами;
2) субъекты, возможность наделения которых статусом административного истца связана с прямым указанием КАС: органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица. Например, Председатель ВС РФ при обращении в Дисциплинарную коллегию по вопросу о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка будет наделен статусом административного истца в соответствии с ч. 2 ст. 229, ч. 2 ст. 230 КАС. Органы государственной власти, органы местного самоуправления при обращении в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, по смыслу ч. 2 ст. 245 КАС также будут являться административными истцами.
Если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу. В силу части 1 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик. По настоящему делу прокурор стороной в административном деле не является...