Статья в газету пример. Как написать заметку в газету
Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Если факты изложить сухо, то это будет один жанр, если писать эмоционально, то совершенно другой:
- информационные жанры передают факт. Информацию о событиях, людях или явлениях. Информация излагается сухо и кратко, эмоции автора или авторская оценка событий – недопустимы;
- аналитические жанры не просто сообщают факт, но и анализируют его, сравнивают, оценивают, обсуждают. Здесь необходимы рассуждения автора;
- художественно-публицистические жанры передают впечатление автора от факта. Необходимо писать эмоционально, излагая свои мысли, чувства, образ личности.
Статья относится к аналитическим жанрам. Значит, в тексте необходимо рассмотреть какую-то проблему и поразмышлять над ее решением. Но перед этим нужно разобраться, для чего и для кого вы пишете.
Выбор целевой аудитории
Тексты могут решать различные задачи. Например:
- привлечение внимания общественности к проблеме;
- продающий текст, рекламирующий товары или услуги;
- распространение информации об идеях, событиях, знаниях или опыте.
В зависимости от цели определяется целевая аудитория. Хотите, чтобы в городе было чище? Значит, нужно писать для населения от 30 лет. Они могут, прочитав статью, перестать мусорить и научить этому детей. Хотите продать модный гаджет? Ваша целевая аудитория – молодежь от 14 до 25 лет. Знание целевой аудитории (пол, возраст, социальный статус) помогает понять, что нужно вашему читателю, какие проблемы его интересуют, какие слова он лучше поймет.
Идея и сбор фактов для статьи
Следующий этап – поиск идеи, или проблемы, интересной для целевой аудитории.
Нашли? Теперь нужно собрать информацию, касающуюся этой проблемы.
Например, вы продаете голографическую наклейку на телефон, которая защищает от электромагнитного излучения. В этом случае нужно собрать информацию о том, как именно излучение вредит здоровью. Это могут быть мнения ученых, результаты исследований, медицинские выкладки и т.д. Следующий шаг – поэтапное изложение собранной информации.
План статьи
Любые писатели, начинающие и опытные, пишут не хаотично, а придерживая определенного плана:
- Введение. Следует указать важность и актуальность темы, о которой вы пишете, и кратко рассказать, о чем будет статья.
- Основная часть. Необходимо написать о проблеме, об ее особенностях и нюансах. Именно здесь нужно использовать всю собранную информацию.
- Заключение. В итоге следует предложить читателю несколько вариантов решения проблемы. Сделать выводы, опираясь на весь материал, приведенный выше. Если текст рекламный, то только тут можно указать контактные данные продавца. Если вы хотите вызвать дискуссию, то можно предложить несколько вариантов решения основного вопроса и попросить читателя высказать свое мнение.
Совет. Убедительная статья должна быть последовательной. Напишите в черновике вопросы, на которые вы ответите в каждой части плана. Составляйте текст, отвечая на вопросы. Например: «О чем я пишу? Как можно описать эту вещь? Для чего она нужна? Кому она нужна?» и т. д.
В результате у вас получится связный текст, который будет легко читаться.
Оформление статьи
Ученые выяснили, что людям легче получать информацию, если она оформлена определенным образом. Элементы форматирования:
- заголовки и подзаголовки;
- короткие понятные предложения без лишних «украшений»;
- все перечисления и последовательность действий лучше оформлять нумерованными или маркированными списками;
- общепринятый шрифт. Например, Calibri или Times New Roman.
Написав текст, оформите его в соответствии с приведенными пунктами.
Яркий, сочный заголовок
Заголовок мотивирует аудиторию прочесть статью, поэтому он должен быть ярким, необычным, захватывающим и в тоже время информативным.
Внимание! Опытные журналисты и копирайтеры советуют придумывать заголовок после того, как статья будет готова. Так вы сможете найти самое интересное в тексте, передать его суть и максимально заинтересовать читателя.
Примеры отличных заголовков: «Как построить процветающий бизнес», «Краткое руководство по поиску себя», «Самый эффективный метод сохранить любовь», «Это знает каждый лидер» и т.д.
Такие заголовки привлекают внимание и мотивируют продолжить чтение.
Приведенная инструкция поможет написать достойную статью, а если потренироваться, то может получиться настоящий шедевр.
Как написать хорошую статью - видео
Добрый день, дорогие читатели нашей рассылки и сайта Школы журналистики. Нас читают и задают свои вопросы люди самых разных возрастов и специальностей. Часть из них не имеют прямого отношения к журналистике, но, тем не менее, ей интересуются. Их мотивация различна – кто-то пишет пресс-релизы для компании, в которой работает. Другие отстаивают свои права и пишут в газеты о каких-то своих проблемных ситуациях. Третьи начинают работать внештатно, готовя свои первые журналистские материалы.
Самый простой, немного наивный, но, тем не менее, жизненный вопрос, который мне задают: как написать статью в газету, чтобы её опубликовали? На этот вопрос можно ответить кратко: напишите правильно с точки зрения построения классического журналистского материала и пусть ваша тема будет актуальна, интересна для читателя.
Приведу пример. Вы посещаете городской концерт (приехавшей рок-группы, симфонического оркестра или этнической музыкальной группы из Австралии). Вы хотите об этом написать (хотите увидеть свою фамилию в газете/журнале, похвастаться перед друзьями или просто «стартануть» в журналистике). Почему бы нет… Посетите мероприятие, сделайте хорошие фотографии, по возможности поговорите с организаторами концерта, артистами и зрителями. Смело представляйтесь внештатным журналистом тех изданий, где Вы уже публиковались или хотите публиковаться (второй вариант лучше предварительно согласовать с редакцией). Затем возвращайтесь домой приступайте к написанию.
Но обратите внимание – это будет информационная заметка, а не статья. Статья – это жанр журналистики, в которой рассматривается определенная тема, в ней есть аналитика, прогнозы, комментарии специалистов и т.д. Но, как мы знаем, обычные люди (а порой и сами журналисты) называют все газетные материалы – статьями. Что должно быть в информационной заметке? Почитайте публикацию на нашем сайте – «Как написать информационную заметку?» , в ней говорится как раз об этом.
А мы приступим к разговору о написании именно статьи. Статья – это один из жанров журналистики. В статье журналист обобщает события и факты, делает определенные выводы и прогнозы. Структура статьи: заголовок — лид- само «тело» статьи – заключение.
Для начала Вам необходимо определиться с темой своей статьи. Заголовок можно придумать как в самом начале, так и после завершения написания материала. К сожалению, в этом тексте мне приходится Вас отсылать к другим материалам, прочитайте – «Номинативные и предикативные заголовки» и «Как придумать заголовок?»
Лид – первый абзац текста, это вступление. Как правило, в печатном издании лид выделяется жирным шрифтом. В лиде четко обозначьте тему, кратко, но ёмко дайте понять читателю о чем пойдет речь в статье. И опять ссылка – «Как написать хороший лид?» . Да, непросто это — написать хорошую статью. Но на самом деле всё не так сложно как кажется. Почитайте теории, постарайтесь написать хорошо, вложив своё время и умения. Остальное подкорректируют редактор с корректором.
Что включает так называемое «тело» статьи, его основа? Проанализируйте рассматриваемую проблему, напишите о ней подробно. Вы можете выстраивать свой материал хронологически (описывая какие-то события в порядке временной очередности), а можете логически – когда из одного «вытекает» следующее. Добавьте статистику, мнения экспертов, цитаты. Учитесь, читая качественную периодику. Не просто читайте статьи, а отмечайте, что Вам в них понравилось, что звучит убедительно, какие приемы Вы хотите использовать в своих материалах. Приведите разные точки зрения, пусть читатель думает и сам формирует окончательное мнение. Если материал большой, разбейте его на части и к каждой придумайте подзаголовок.
Заключение – один или максимум два абзаца текста. Сделайте заключение, подведите итоги, сделайте какой-то вывод из того что Вы написали.
Остались вопросы? Задавайте их на мой электронный адрес [email protected] Обязательно отвечу и напишу по этой теме очередной урок для сайта и читателей рассылки. А можете и вовсе записаться на наш курс «Основы практической журналистики» , его стоимость на 26 января 2018 года составляет 3 000 рублей, при этом Вы получите заказным письмом сертификат, рекомендательное письмо и специальный подарок. Удачи Вам!
Газетная статья должна содержать объективный и основанный на фактах отчет о событии, месте или человеке. Большинство людей бегло читают текст, поэтому наиболее важные сведения следует располагать в самом начале, а затем дополнять материал описательными деталями для информативности сюжета. Изучайте тему и придерживайтесь правильной структуры организации текста, чтобы создавать грамотные и увлекательные статьи.
Шаги
Часть 1
Исследования и интервью-
Свяжитесь с источниками. Постарайтесь связаться со всеми как можно раньше, чтобы источники могли найти время для интервью. Для статьи желательно иметь 2–3 первоисточника. Желательно общаться с людьми, которые имеют противоположные взгляды на ситуацию, чтобы всесторонне осветить вопрос.
- Источники должны быть экспертами в теме, которую вы рассматриваете (например, опытными специалистами, профессорами или академиками). Можно задействовать источники с большим опытом или длительным отношением к данной сфере.
- Также будут полезны очевидцы события, особенно при наличии опыта в рассматриваемом вами вопросе.
-
Проведите интервью. Старайтесь проводить личные беседы с источниками в комфортной и тихой обстановке вроде кафе, офиса или дома собеседника. Если нет возможности встретиться лично, то можно поговорить по телефону или по видеосвязи. Подготовьте свои вопросы заранее и получите разрешение вести запись разговора, чтобы позднее использовать цитаты.
- Иногда с основным источником требуется провести больше одного интервью. Также в случае необходимости можно отправить человеку дополнительные вопросы.
- Расшифруйте аудиозапись беседы в печатном виде, чтобы приводить в статье точные цитаты. Наличие расшифровки упростит задачу по проверке фактов и резервированию информации.
-
Изучите общедоступную информацию по теме в местной библиотеке или в интернете. Всегда используйте только достоверную информацию, которая основана на фактах. Изучите различные монографии и статьи в библиотеке. Находите подтвержденную информацию онлайн на сервисах, которые заслуживают доверия (научные базы данных или официальные правительственные сайты).
- Правильно цитируйте информацию в статье, указывайте имя человека или организации, которые предоставили вам сведения. Используйте надежные источники, чтобы ваша статья имела вес.
-
Проверяйте статистические данные и другие цифры перед использованием в статье. Если ваша статья полагается на статистику, данные или количественную информацию, то всегда проверяйте сведения в надежных источниках. Указывайте такие источники в статье, чтобы читатели убедились в достоверности информации.
- Если вы получили задание от редактора, возможно, потребуется предоставить ему список всех источников для статьи. Это продемонстрирует, что вы проверили все факты.
Часть 2
Структура статьи-
Придумайте броский, информативный заголовок . Заголовок должен привлекать внимание читателя и намекать на содержание статьи. Грамотный заголовок содержит ответы на вопросы «что» и «где». Он должен быть коротким и понятным, содержать 4–5 слов.
- Например, придумайте заголовок вроде: «В Иркутске пропал подросток», - или: «Дума не приняла закон о льготах».
- В некоторых случаях удобнее составлять заголовок после завершения статьи, чтобы уместить в него основные моменты текста.
-
Начните статью с «вводного» предложения. Первое предложение, которое также часто называют заимствованным словом «лид» , содержит основные подробности сюжета. Первое предложение должно давать краткие ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где», «почему» и «как», а также увлекать читателя, чтобы он продолжил знакомство с материалом.
- Например, можно написать такой лид: «В Самаре три школы закрыли на карантин из-за вспышки гриппа», - или: «Полиция сообщает, что пропавшая девочка-подросток была найдена на заброшенной стройке в спальном районе города».
-
Располагайте информацию в хронологическом порядке, начиная с самых актуальных и важных подробностей. Читателю должно быть достаточно просмотреть первую часть статьи, чтобы узнать необходимую информацию по теме. Указывайте самые свежие данные в первых двух абзацах статьи. Такой подход называется принципом перевернутой пирамиды.
- Например, можно написать: «Грипп диагностирован у 10–12 учеников, но медики опасаются, что количество заболевших может увеличиться, если не закрыть школы».
-
Дополните статью важными подробностями. Именно здесь нужно подробнее ответить на вопросы «почему» и «как», чтобы сообщить читателю все детали. Напишите подробную предысторию либо кратко рассмотрите прошлые события, которые имеют прямое отношение к ситуации. Абзацы не должны включать больше 2–3 предложений, чтобы читатели не запутались.
- Например, напишите: «Мама девочки заявила о пропаже ребенка в пятницу вечером, когда она не вернулась домой после встречи с подружкой. Это уже вторая девочка, которая пропала в Иркутске за последние две недели».
-
Используйте хотя бы 2–3 подтверждающих цитаты от источников. Первая часть статьи должна содержать одну убедительную цитату, а вторая часть - еще одну-две дополнительные цитаты. С помощью цитат следует подтверждать любую информацию, которую нельзя отнести к общеизвестным сведениям. Используйте короткие, информативные и понятные цитаты. Всегда ссылайтесь на источник, которому принадлежит цитата.
- Например, напишите: «Представитель полиции Сергей Федоров сообщил, что „Девочка в шоке, но ее здоровью ничего не угрожает”», - или: «Администрация школы сообщает: „Карантин позволит предотвратить распространение гриппа и обезопасить наших учеников”».
- Не используйте длинные цитаты или больше четырех цитат в статье, чтобы не приводить читателей в замешательство.
-
Завершите статью информативной цитатой или ссылкой на дополнительные сведения. В конце статьи можно привести эффектную цитату, которая поможет читателю лучше понять ситуацию. Также можно оставить ссылку на сайт организации или мероприятия, которые описываются в статье.
- Например, напишите: «Мама девочки почувствовала облегчение и проявила участие к другим жителям Иркутска: „Я надеюсь, что больше ни один ребенок не потеряется в нашем городе”».
- Также можно написать: «Представители сферы здравоохранения призывают родителей следить за развитием событий на общегородском портале www.schooling-samara.ru и сайтах школ».
Часть 3
Тон и стиль-
Используйте конкретные и понятные слова, которые не позволят запутаться. Обходитесь без размытых фраз и общих заявлений, которые не несут пользы читателю. Используйте простой и понятный язык, доступный широкому кругу читателей. Предложения должны занимать не более двух-трех строк. В остальных случаях разделяйте мысль на несколько предложений.
- Например, вместо фразы: «Мама девочки выразила предположение, что исчезновение связано со школой», - лучше написать: «Мама пропавшей девочки предположила, что причиной отсутствия могла стать травля в школе».
В жизни нередко приходится излагать мысли на бумаге в публицистическом стиле. Это может понадобиться для выступлений перед аудиторией, для составления документов, писем и заявлений, пресс-релизов, интернет-сообщений и ведения блога. Самый быстрый способ приобрести этот навык - составление газетных заметок.
По школьной программе предусмотрено изучение публицистического стиля текста, составление заметки в газету, примеры (7 класс). Открытые уроки по развитию речи помогают ребятам ориентироваться в мире информации, различать газетный стиль и самостоятельно писать текст в таком формате.
Публицистический стиль
Газетный стиль - не тот, которым разговаривают люди. То есть не разговорный. И не тот, который используют писатели. Они используют художественный стиль. Цель газеты - сообщить факты, определить проблемы, побудить к действию. Газета отражает жизнь общества, поэтому ее темы - политика, экономика, культура.
Специализированные издания, посвященные здравоохранению, образованию, иным ведомствам содержат профессиональные термины. В таком случае некоторые из них будут поясняться для широкого читателя. Юридическая статья, поскольку затрагивает большие массы людей, может не просто цитировать постановления и законы, а приводить примеры из практики. Журналист, который не только создает текст о свершившихся фактах, но вкладывает свое отношение к ним, находит отклик у читателей. Такие статьи читать интереснее, чем сухие перечисления событий.
Как может выглядеть публицистическая заметка в газету. Пример сообщения об открытии новой библиотеки в школьной стенгазете:
- Около года ребятам была недоступна помощь библиотеки. И вот прошлое воскресенье ознаменовалось возрождением местного храма знаний. Помещение давно нуждалось в ремонте. Читатели помнят сквозняки и сырость, укутанных библиотекарей и слабый интернет. Все в прошлом! Новые окна, прекрасное современное освещение ЛЕД-лампами, беспроводной интернет высокой скорости - все это радует читателей. В десять часов началась церемония торжественного открытия: звучит гимн «Есть по соседству библиотека», повсюду воздушные шары и счастливые лица. С напутствием «Книга - лучший друг» к ребятам обратилась Анна Ивановна Петрова, которая выдавала книжки еще их бабушкам и дедушкам. Праздник продолжался весь день. Когда пришло время расходиться по домам, родители вместе с детьми исполнили песню «Как здорово, что мы здесь собрались». Побольше бы таких хороших новостей!
Информационная заметка
Одной из разновидностей газетных текстов является информационная заметка. Примеры из газет на тему открытия библиотеки:
- Событие российского масштаба. Сегодня открылся «Центр семейного чтения». Это новая библиотека. По словам главы администрации, ее открытие - событие российского масштаба. На фоне закрытия читальных залов по всей стране появление нового, современного библиоцентра - это, несомненно, достижение.
- Открытие Ундоровской библиотеки. Вскоре состоится открытие библиотеки после ремонта и модернизации. Планируется это событие на 25 сентября. В настоящее время заканчиваются ремонтные работы, проводится телефонная связь и завершается благоустройство территории. Итогом станет образцовая библиотека, обеспеченная современной компьютерной системой.
Как видно из примеров, такой формат имеет более сухую лексику, в нем не содержатся фразеологизмы и не чувствуется личного отношения корреспондента. Целью авторов не было привлечение массового читателя посетить библиотеку. Это просто информирование о новостях района.
Что такое газетный стиль
Заметка - это газетное детище. Она родилась для газеты и с ее помощью выработала свой стиль. Чтобы в короткой статье из двух-трех абзацев выразить самое необходимое, используются рубленые фразы, патетичный слог, лозунги и призывы к действию. Возникли клише - устоявшиеся выражения, часто употребляемые в прессе. Постепенно язык газеты отошел от разговорной речи и литературно-художественной прозы. Он стал инструментом передачи информации, лишенным философских размышлений.
Поэтому пришедшие позже телевидение и радио сформировали иной стиль сообщения. Сначала радиокорреспонденты, комментируя события в эфире, стали описывать то, что видят. Про хороших комментаторов спортивных соревнований говорят, что к такому репортажу картинка не нужна. Позже, с появлением телевидения, важной способностью ведущего стало умение видеть детали, обратить внимание зрителя на определенный момент. Призывы: «Слышите?», «Вглядитесь!» - отличительная черта этих выступлений.
Но стремление подать информацию кратко, сжато роднит все три типа сообщений. Текст заметки озвучивают по радио в новостях, пускают бегущей строкой под видеоизображением. Поэтому фундаментом журналистики считается газетная заметка.
Строение заметки
Термин «заметка» означает, что статья, которая так называется, малого объема. Она должна включать название события или постановку проблемы. Короче говоря, должна отвечать на вопрос:
Вторым обязательным условием является определение места, области деятельности человека. То есть иметь ответ на вопрос:
Заметка - это почти юридический документ. На нее могут ссылаться при рассмотрении дел в суде. Хотя все новостные сообщения публикуются в текущий период времени, необходимо ответить на вопрос:
- Когда?
Дополнительная информация, которую собирает журналист, отвечает на вопрос:
Газетная заметка не может основываться на слухах. Если корреспондент не присутствовал лично на событии, которое описывает, он ссылается на тот материал, что послужил основой его статьи:
- Каковы результаты и первоисточники?
Чтобы это проиллюстрировать, приведем пример заметки в газету в публицистическом стиле:
Как спасали кота
26 марта около Вычислительного центра Академгородка на высокой сосне был обнаружен кот. Вцепившись в макушку дерева, он раскачивался на 30-метровой высоте. На следующий день попытки спасателей забраться на дерево не принесли успеха. Ствол был скользкий, удавалось преодолеть лишь его половину. В четыре часа на место прибыл Игорь Анатольевич, руководитель кружка юных альпинистов с двумя помощниками, Алексеем и Дмитрием. Они закрепили страховку на середине ствола, и с ее помощью Алексей достиг вершины и снял испуганного кота, поместив его в рюкзак. В восемь часов под аплодисменты замерзших зрителей его отдали в добрые руки. Он провисел на холодном ветру не менее двух суток, но теперь ему нечего бояться.
Как писать заметку
Чтобы начать писать, хорошо ставить себе цели: ознакомиться с работами корреспондентов газет, выделить основные части в тексте, обобщить информацию и сделать выводы, как пишется заметка в газету. Пример плана интересной заметки для стенгазеты:
1. Описание обстановки.
Заметка в газету. Пример
Вчера Вася Иванов возвращался из школы. Шел сильный дождь, и прохожих не было видно. Вдруг он услышал отчаянный крик о помощи. Возле дерева стояла маленькая девочка, вся промокшая. Она звала котенка, который не мог спуститься вниз. Вася, не раздумывая, полез на дерево и спас котенка. Потом он проводил девочку домой, где ее ждали безутешные родители. Они уже обратились в полицию и обзванивали больницы. Васю приняли как героя. Может, кому-то этот поступок покажется незначительным, но так не скажут родители Лены Петровой. Они искали дочь по всему району, не зная, что она поехала на другой конец города, чтобы купить котенка на Птичьем рынке. Несомненно, Вася совершил геройский поступок.
Как найти тему для заметки в стенгазету
Для начала нужно определиться с темой - о чем писать. Если определенного задания нет, можно писать на свободную тему. Это может быть какое-либо школьное событие:
- Школьная олимпиада по математике.
- Школьный концерт художественной самодеятельности.
- Субботник.
- Сбор металлолома.
Общественную жизнь тоже может отразить заметка в школьную газету. Примеры:
- Вежливость в школе.
- Прогульщики.
- Дежурство.
- Работа школьных кружков.
Слова и термины
В газете встречаются специальные слова, термины, устоявшиеся выражение. Какие клише может иметь заметка в газету? Пример некоторых:
- Работники бюджетной сферы.
- Коммерческие структуры.
- По данным из информированных источников.
- Силовые ведомства.
- Винтокрылая машина.
- В данный отрезок времени.
- Взято на контроль.
Существуют клише эмоциональной окраски:
- Энергичный старт.
- Твердая позиция.
- Все как один.
- Тяжелейший кризис.
С чего начать
Многих пугает начало. Есть даже такая поговорка - «лиха беда начало». Но если начинать с описания фактов, заметка напишется быстро. Сначала сформировать тело статьи, а уже потом подобрать интригующий заголовок и эффективное заключение - в этом ключ к успеху. Бывает, что начав издалека, автор так и не может повернуть текст на выбранную тему. Получается несоответствие заданию. Поэтому рекомендуют составлять план, по которому будет написан текст заметки в газете. Пример:
- Вступление.
- Описание выступления самодеятельных артистов.
- Награды и грамоты.