Современная характеристика крымского федерального округа. Южный и Крымский федеральные округа
1.2. Функции финансов
Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях. В функциях раскрываются свойства финансов как особой экономической категории, ее экономическое назначение. Основной функцией финансов является распределительная. Финансы являются инструментом, с помощью которого реализуются процессы распределения и перераспределения доходов в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. С помощью финансов происходит также регулирование и корректировка этих процессов применительно к условиям социально-экономической и политической организации общества и проводимой экономической и финансовой политике. Следует иметь в виду, что перераспределительные отношения осуществляются не только посредством финансов, но также с помощью цен и кредита. Цены на участвующие в производстве ресурсы, принадлежащие тем или иным собственникам, являются основой распределения доходов между собственниками ресурсов, а с помощью кредита осуществляется привлечение временно свободных средств других субъектов экономических отношений.
Наряду с распределительной функцией финансы выполняют также контрольную функцию. Рассмотрим эти функции более подробно.
Распределительная функция финансов. Общий объем созданных в процессе производства товаров и услуг, произведенных экономическими единицами - резидентами страны в течение какого-либо периода, образует так называемый валовой выпуск товаров и услуг. Часть этих товаров и услуг полностью потребляется в процессе производства и представ-
14 Глава 1. Финансы в рыночной экономике
ляет собой промежуточное потребление. Входящие в промежуточныйпродукт сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия и т. п. обеспечивают непрерывность производства. Валовой выпуск за вычетом промежуточного потребления образует стоимость конечных товаров и услуг или вновь созданный валовой внутренний продукт, используемый для потребления населения, инвестиций и экспорта. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс формирования у экономических единиц связанных с этим доходов. На основе распределительной функции реализуется основное назначение финансов - обеспечение субъектов экономической деятельности (предприятий, органов государственного и муниципального управления, домашних хозяйств и др.) финансовыми ресурсами в виде фондов денежных средств, необходимых для их деятельности. Реализация этой функции означает определение источников получения средств и осуществление мер по их фактическому поступлению в денежные фонды. Остановимся на этом подробнее.
Основой доходов всех секторов экономики является валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт может рассматриваться с различных позиций. С позиций производства - это стоимость всех произведенных конечных товаров и услуг. С позиций же использования ВВП рассматривается его распределение на цели конечного потребления, накопление капитала и экспорт. В то же время ВВП отражает общую величину полученных в стране доходов. Стоимость произведенных конечных товаров и услуг, определяемая как добавленная стоимость, характеризует одновременно непосредственное приращение стоимости в производстве и величину образующихся первичных доходов, поскольку затраты на производство ВВП одновременно представляют собой доходы для тех, кто участвовал своими ресурсами в производстве. С этих позиций добавленная стоимость соответствует сумме доходов, образовавшихся в процессе производственной деятельности внутри страны. Это доходы, полученные в результате трудового участия в производстве и владения используемыми в производстве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства. На уровне экономических единиц, отраслей и секторов экономики компонентами образовавшихся в производстве доходов являются заработная плата наемных работников, потребление основного капитала, валовая прибыль и валовой смешанный доход. Как доходы, образовавшиеся в процессе производства, рассматриваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт.
Оплата труда - это трудовой доход, включающий заработную плату (с учетом вознаграждения в натуральной форме) и отчисления на социальное страхование, выплаченные резидентам и нерезидентам. В состав заработной платы включается также скрытая оплата труда. Валовая
1.2. Функции финансов 15
прибыль и валовой смешанный доход - это та часть добавленной стоимости, которая остается у институциональных единиц после вычета расходов на оплату труда наемных работников и чистых (за вычетом дотаций) налогов на производство и импорт. Они характеризуют прибыль (убыток) в результате производства до учета доходов от собственности. Чистая прибыль и чистый смешанный доход отличаются от валовой прибыли и валового смешанного дохода на величину потребленного основного капитала. Б России в 2004 г. доля оплаты труда наемных работников в ВВП составляла 46%, а доля валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов - 40%. В качестве налогов на производство и импорт рассматриваются налоги на продукты и другие налоги на производство. Налоги на продукты взимаются в зависимости от количества продуктов. К ним относятся НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. В качестве других налогов на производство рассматриваются налоги на отдельные факторы производства - на землю, средства производства и иные используемые в производстве активы, фонд оплаты труда или за право осуществлять отдельные виды деятельности. Налоги на производство и импорт трактуются в качестве первичных доходов государства, поскольку само государство рассматривается как участник воспроизводственного процесса, обеспечивающий необходимые условия для его осуществления.
Эти доходы, прежде чем попасть в руки тех, кто может их использовать на цели конечного потребления и накопление, проходят сложный процесс перераспределения. Перераспределение доходов происходит посредством миллиардов операций, осуществляемых миллионами контрагентов. Эти операции могут проходить последовательно или параллельно. Они взаимозависимы и образуют массу необозримых, переплетающихся финансовых потоков. В целях их систематизации, выявления экономического содержания и характеристики образующихся в процессе перераспределения финансово-экономических категорий масса перераспределительных операций подразделяется на операции первичного и вторичного распределения. С этих позиций можно считать, что доходы, образовавшиеся при производстве товаров и услуг, последовательно проходят стадии первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов и их использования. Эта группировка является схематичной, однако она позволяет выявить экономическое содержание перераспределительных процессов и их последствия.
Первичное распределение доходов. В процессе первичного распределения доходы, образовавшиеся в экономических единицах и секторах экономики, создавших добавленную стоимость, переходят другим экономическим единицам и секторам в связи с тем, что в них используется на платной основе собственность, владельцами которой являются другие
16 Глава 1. Финансы в рыночной экономике
институциональные единицы. На этой стадии происходит процесс формирования доходов экономических единиц и секторов экономики как суммы доходов от производства и сальдо доходов от собственности, получаемых и выплачиваемых экономическими единицами в связи с предоставлением в пользование активов на возвратной и возмездной основе. Доходами от собственности называются первичные доходы, полученные от предоставления взаймы или в аренду финансовых и материальных активов для использования их в производстве. К ним относятся проценты, дивиденды, рента за землю и другие природные ресурсы, реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций, доходы от инвестирования страховых технических резервов (страховых фондов), вмененные держателям страховых полисов. Так, например, проценты за кредит, уплаченные банкам институциональными единицами всех секторов, будут отражены в секторе финансовых учреждений в качестве доходов, полученных от собственности.
Страны и их экономические единицы предоставляют друг другу денежные средства и другое имущество для использования и соответственно получают доходы от собственности. Доходы от собственности, полученные от «остального мира», - это проценты по кредитам, предоставленным резидентами нерезидентам, дивиденды и другие доходы, получаемые резидентами от участия в зарубежных акционерных компаниях, реинвестируемые доходы предприятий прямого иностранного инвестирования и т. п. Величина доходов, образовавшихся в процессе производства, скорректированная на сальдо полученных и переданных доходов от собственности для экономики страны в целом характеризует общую величину доходов, получаемых резидентами данной страны в результате первичного распределения, или валовой национальный доход, а за вычетом потребления основного капитала - чистый национальный доход. Национальный доход - это показатель доходов и представляет собой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как валовой внутренний продукт рассматривается как показатель, характеризующий результаты производства.
Общий объем национального дохода страны зависит от результатов внутренней производственной деятельности и от сальдо доходов от собственности, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Как правило, сальдо первичных доходов, полученных из-за рубежа и переданных за рубеж, в странах с развитой экономикой является положительным, а в развивающихся странах отрицательным. Поэтому в развитых странах валовой национальный доход больше валового внутреннего продукта, а в развивающихся странах меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны, как более богатые, в большей мере предоставляют в пользование финансовые и материальные ресурсы и получают доходы
1.2! Функции финансов» 17
из развивающихся стран за их использование. Россия имеет весьма внушительный внешний долг, требующий значительных процентных платежей. Кроме того, накопленные иностранные инвестиции в российскую экономику существенно превышают российские вложения за рубежом. В результате в России в 2004 г. валовой национальный доход был меньше ВВП на 2%. За рубеж в виде доходов от собственности ушло 342 млрд руб. Это составляет более четверти прироста ВВП в этом году.
В результате первичного распределения определяются первичные доходы, остающиеся в распоряжении экономических единиц и секторов экономики и страны в целом. На этом процесс перераспределения не заканчивается. Происходит вторичное перераспределение доходов, образовавшихся у производителей, секторов экономики и экономики в целом в результате распределения первичных доходов.
Вторичное распределение доходов. В результате вторичного распределения формируются так называемые располагаемые (конечные) доходы экономических единиц, секторов экономики и страны в целом. Основным инструментом перераспределения при этом являются трансферты. Финансовые операции, как правило, предполагают участие двух сторон - участников, между которыми происходит движение потоков различной природы. Большинство операций отражает два встречных потока: товары и услуги в одном направлении и деньги или обязательства в противоположном. Однако многие операции представляют собой простые платежи без потока в обратном направлении, т. е. без предоставления в обмен эквивалента (товара, услуги или обязательства). Платежи, при которых сторона, осуществляющая платеж, не получает взамен ничего, называются трансфертами. В данном случае речь идет о текущих трансфертах в денежной форме. К ним относятся текущие налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, пенсии, социальные пособия, страховые платежи и возмещения и др. В отличие от налогов на производство и импорт налоги на доходы и имущество рассматриваются не как первичные доходы государства, а как доходы, получаемые в результате перераспределительных процессов.
Суммы трансфертов, переданных и полученных в результате операций между секторами экономики (без учета операций с «остальным миром») в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике совпадают, поскольку то, что платит один сектор экономики, увеличивает доходы других секторов. Однако по каждому сектору у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо переданных и полученных трансфертов. Отдельные секторы оказываются в выигрыше или проигрыше. Как правило, сальдо трансфертов является положительным для сектора домашних хозяйств, которые получают текущие денежные трансферты из бюджета в виде пенсий и дру-
18» Глава 1. Финансы в рыночной экономике
гих социальных выплат за счет аккумулируемых в бюджете налоговых и иных средств.
В результате перераспределения доходов с помощью трансфертов образуются так называемые располагаемые доходы секторов экономики. Располагаемые доходы определяются, таким образом, как величина доходов после их первичного распределения, скорректированная на сальдо уплаченных и полученных денежных трансфертов. Они распределяются в конечном итоге на потребление и сбережение. Располагаемые доходы секторов экономики - это доходы, которые могут быть использованы сектором экономики на цели потребления и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обязательств перед другими секторами.
Трансферты осуществляются не только между секторами национальной экономики, но и между национальной экономикой и «остальным миром». Полученные и переданные данной страной текущие трансферты влияют на общий объем доходов страны. В результате этих трансфертов валовой национальный доход трансформируется в валовой национальный располагаемый доход, а за вычетом амортизации - в чистый национальный располагаемый доход. Национальный располагаемый доход - это доход, который может быть использован страной на цели потребления и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обязательств перед другими странами. Он отличается от национального дохода на величину сальдо трансфертов, переданных за рубеж и полученных из-за рубежа. Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются правительственные трансферты по программам помощи населению, пострадавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих налогов на доходы и имущество, переводы между домашними хозяйствами резидентами и нерезидентами. Если валовой внутренний продукт характеризует производство конечных товаров и услуг, созданных резидентами данной страны, то национальный располагаемый доход характеризует величину доходов, которые резиденты страны могут использовать на конечное потребление и сбережение, т. е. величину совокупного платежеспособного спроса на товары и услуги, или, иначе говоря, емкость рынка. В России в 2004 г. отрицательное сальдо текущих трансфертов составило 23 млрд руб., или 0,2% от ВВП.
Национальное конечное потребление включает суммарные расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Под валовым национальным сбережением понимают превышение валового национального располагаемого дохода над расходами на конечное потребление. Чистое национальное сбережение определяется
1.2. Функции финансов 19
как валовое национальное сбережение за вычетом потребленного основного капитала. Сбережение является основным источником накопления капитала. Если страна располагает сбережениями, это свидетельствует о том, что не все доходы были использованы на потребление и имеются возможности для увеличения капитала. Если конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это означает, что страна проедает национальное богатство. В России в 2004 г. доля национального конечного потребления в валовом национальном располагаемом доходе составила 66,4%, а национального сбережения - 33,4%. В то же время национальное сбережение использовалось на цели накопления капитала лишь на две трети. Одну треть составили финансовые ресурсы, не нашедшие применения в экономике. Это свидетельствует о серьезных дефектах экономической системы, приводящих к недостаточной заинтересованности владельцев фондов финансовых ресурсов в их использовании на цели развития производства. В развитых странах объемы сбережения и накопления примерно совпадают.
Финансовый баланс. Образование и движение финансовых ресурсов характеризуется финансовым балансом. Следует различать финансовые балансы институциональных единиц, производящих товары и услуги, секторов экономики и страны в целом. Финансовый баланс представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих образо вание и движение фондов денежных ресурсов. В итоге всех перераспределительных процессов институциональные единицы всех секторов экономики образуют фонды денежных средств, которыми они располагают для использования на нужды потребления и накопления без расходования ранее имевшихся денежных средств, реализации финансовых и нефинансовых активов или привлечения средств на основе принятия долговых обязательств.
Для нефинансовых корпораций и финансово-кредитных учреждений такими располагаемыми фондами являются остающиеся в их распоряжении прибыль и амортизация, для органов государственного и муниципального управления - бюджетные и внебюджетные фонды, для некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, - добровольные взносы, пожертвования, доходы от собственности и получаемая ими прибыль, для домашних хозяйств - заработная плата, доходы от собственности, пенсии и пособия.
Объем располагаемых доходов в финансовых балансах секторов экономики характеризуется суммарной величиной располагаемых доходов входящих в них институциональных единиц с учетом сальдо доходов, переданных ими другим секторам и полученных от них/Располагаемые доходы секторов экономики распределяются в конечном итоге на потребление и сбережение.
20 Глава 1. Финансы в рыночной экономике
Вфинансовом балансе страны в целом общая величина доходов, которые могут быть использованы на конечное потребление и сбережение, характеризуется национальным располагаемым доходом. Финансовый баланс, характеризующий перераспределение средств между секторами экономики, схематично может быть представлен в виде матрицы, отражающей по строкам доходы и их источники по секторам, а по графам - доходы и их передачу в другие сектора.
I. Перераспределение охватывает все сферы хозяйственного комплекса: производственную и непроизводственную.
II. В соответствии с этим участниками перераспределения НД являются все предприятия, население, неработающие члены общества, государство.
III. В результате перераспределения образуются вторичные доходы:
Заработная плата работников непроизводственной сферы;
Платежи в госбюджет;
Платежи во внебюджетные фонды;
Различные виды доходов, выплат и льгот, получаемые всеми членами
общества, в т.ч. неработающими (пенсии, пособия, стипендии).
В результате вторичного распределения:
1. Перераспределяется часть прибыли в виде налогов в бюджет;
2. Осуществляются затраты на содержание непроизводственной сферы;
3. Формируются общегосударственные ресурсы для обеспечения затрат на нужды расширенного воспроизводства и выполнения комплексных народнохозяйственных программ;
4. Поддерживаются межотраслевые пропорции;
5. Формируются фонды потребления (затраты на нужды социального страхования, социального обеспечения, на здравоохранение, просвещение, культуру).
Имеется большое многообразие в направлениях и формах перераспределительных доходов:
1. Наибольший объем перераспределение охватывает центральную часть первичных доходов предприятий, населения, государства.
2. Затем осуществляется перераспределение в непроизводственную и производственную сферу
3. Перераспределение по территориям, республикам, областям, краям.
4. В результате вторичного распределения НД формируются и внебюджетные фонды.
5. Осуществляются затраты на пенсионное обеспечение, медицинское страхование
6. Выплачиваются пособия по безработице, по временной нетрудоспособности.
Инструментами реализации распределительной функции являются:
Госбюджет;
Имущественное и личное страхование.
Основная цель распределительной функции финансов:
Через распределительную функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта необходимыми ему финансовыми средствами, используемыми в форме денежных фондов целевого назначения.
Но распределительная функция не раскрывает полностью свойств, присущих финансам. Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности "сигнализировать" о течении распределительного процесса, что проявляется через другую их функцию контрольную.
II. ВОПРОС: Контрольная функция финансов.
Финансы, связанные с движением стоимости, выраженной в денежной форме, обладают особым свойством количественно (через финансовые средства и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы.
Благодаря этому свойству финансы способны "сигнализировать" о состоянии воспроизводственного процесса по нескольким направлениям:
1. Как складываются пропорции распределяемого ВНП;
2. Обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса;
3. Своевременно и полно ли формируются фонды денежных средств целевого назначения;
4. Насколько своевременно поступают денежные средства в распоряжение субъектов хозяйствования;
5. Экономно и эффективно ли субъекты хозяйствования распоряжаются финансовыми ресурсами.
Способность финансов "сообщать" о неполадках и отклонениях позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Эта способность проявляется через контрольную функцию финансов.
1. Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной.
2. Распределительная и контрольная функции - это стороны одного и того же экономического процесса. Объясняется тем, что контрольное свойство финансовых отношений может проявить себя лишь в условиях происходящего распределения, т.е. тогда, когда действует распределительная функция финансов.
3. Нельзя отождествлять понятия контрольной функции и финансового контроля.
4. Контрольная функция финансов - внутреннее свойство финансов.
5. Финансовый контроль - это деятельность людей по использованию контрольной функции финансов.
Особое значение функции финансов:
1. Оно заключается в том, что финансы как бы "сигнализируют" о положении дел на предприятии (снижение фондоотдачи, невыполнение плана прибыли и обязательств перед бюджетом или кредитной системой).
2. Такое положение свидетельствуют о неблагополучном положении дел на предприятии, что позволяет принять экстренные меры по улучшению финансового положения.
Налоги являются основным видом доходов бюджета. Это проявляется в нескольких элементах:
1. Не поступление в полном объеме денежных средств в бюджет ведет к недофинансированию основных статей госбюджета, такие как:
Оборона и другие.
2. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая отражается в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
3. Финансовый контроль, который основан на контрольной функции финансов, приобретает все проникающий характер, что позволяет контролировать любые экономические показатели. Роль контрольной функции финансов значительна. В контрольной функции финансы выступают как мощный экономический рычаг в руках государства.
4. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
ЛЕКЦИЯ № 3: Финансовая политика государства
2. Типы финансовой политики
3. Цели, задачи и назначение финансовой политики.
Национальный доход - важный показатель результативности общественного воспроизводства.
Национальный доход (НД) - совокупный доход в экономике, который получают все владельцы факторов производства (труда, капитала, земли): заработной платы, прибыли, ренты, процента. Он свидетельствует о степени участия каждой категории собственников в общественном воспроизводстве, их вклад в него.
Национальный доход представляет собой заново созданную стоимость и включает стоимость необходимого продукта всех занятых в общественном производстве и стоимость дополнительного продукта (в+ш). По натурально-вещественной форме он включает как средства производства, так и предметы потребления. Определение стоимости национального дохода осуществляется вычитанием из чистого внутреннего продукта (ЧВП) косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, лицензионные платежи и т. п).
ВС является заработанным доходом, поскольку не содержит в себе ни косвенных налогов, ни субсидий, и является показателем чистого прироста продуктов, услуг за год, состояния благосостояния нации .
Процесс общественного воспроизводства в качестве своего неотъемлемого атрибута имеет и такое явление как распределение и перераспределение национального дохода.
ВС является одной из важнейших составляющих общественного продукта, ибо именно за его счет осуществляется расширение производства и улучшается жизнь населения. В процессе своего движения национальный доход проходит следующие стадии: производство, распределение, перераспределение и потребление.
Произведенный национальный доход подлежит распределения. Последний осуществляется между теми, кто участвует в его производстве. Наемные рабочие получают свою долю национального дохода в виде заработной платы. Предприниматели получают прибыль, а банкиры и землевладельцы, соответственно, процент и ренту. Сегодня в экономической жизни активное участие принимает и государство, которое тоже может получать определенную часть национального дохода. Распределение произведенного национального дохода между этими субъектами носит название первичного и на его базе формируются основные, или первичные, доходы. За счет перераспределение НД образуются вторичные доходы . В результате распределения и перераспределения национального дохода формируются фонд потребления и фонд накопления. их соотношение в каждой стране разное, ибо определяется, прежде всего, уровнем производительности труда. Но в целом оно находится в пределах 2025 % на накопление и 80-75 % на потребление.
Распределение произведенного национального дохода ведет к образованию личных доходов. Они различаются не только по основным источникам (для наемных работников-это заработная плата, а для предпринимателей - доход от собственности), но и по размерам. Вследствие этого в обществе возникает определенная имущественная дифференциация. Для определения уровня дифференциации в доходах используют различные показатели. Среди наиболее распространенных следует назвать кривую Лоренца и показатель децільності. Децільний коэффициент рассчитывается как величина разрыва между доходами 10 % населения с самыми большими доходами и доходами 10 % населения с самыми малыми доходами. Считается, если этот разрыв выходит за пределы десятикратного, то в обществе начинается социальная нестабильность.
Примечания
1. Первую попытку определить источники национального дохода сделали меркантилисты, которые считали, что богатство общества (они не употребляли термин "национальный доход") накапливается в сфере торговли (прежде всего внешней). Физиократы таким источником считали сельское хозяйство. А. Смит и Д. Рикардо значительно расширили понимание источников создания национального дохода. Они считали, что он создается в сфере материального производства (в сельском хозяйстве и промышленности). Дополнил сферу создания национального дохода и К. Маркс, включив в нее сферу материальных услуг. На то время сфера услуг была развита очень слабо. Поэтому в трудах К. Маркса положение о том, что национальное богатство создается и в сфере услуг, не приобрела вид теории. По марксистской (звужувальною) концепцией национальный доход исчислялся без учета нематериальной сферы производства.
Современные ученые придерживаются расширительной концепции относительно определения источника национального дохода. По ней любой труд является производительным, а потому создает национальный доход. Критериями для западных ученых служит получение субъектами экономической деятельности доходов.
2. Распределением национального дохода его движение не ограничивается. Дело в том, что в обществе есть и те слои населения, которые при определенных обстоятельствах не принимают участия в производстве. Это, например, больные, инвалиды, дети и т. др. Для обеспечения их жизни необходимы средства, которые и формируются за счет перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные доходы.
В осуществлении перераспределения решающую роль играет государство. Через государственный бюджет она аккумулирует часть национального дохода. Эта часть формируется преимущественно путем взимания налогов. Полученные средства государство направляет на финансирование здравоохранения, образования, науки и на содержание других бюджетных организаций и учреждений.
Наряду с этим перераспределение осуществляется через цены, его использует как корпоративный сектор, так и государство. Последняя чаще всего осуществляет такое перераспределение через фиксацию цен на определенные товары (например, на продукцию сельхозпроизводителей, заработную плату, скажем, в случае ее замораживания и тому подобное). Еще одним каналом перераспределения являются добровольные взносы граждан в фонды различных обществ, политических партий и тому подобное.
После распределения первичных доходов наступает этап перераспределения доходов, или вторичное их распределение, в ходе которого часть доходов в форме текущих трансфертов изымается у одних институционных секторов и передается другим институционным секторам. В перераспределении доходов на этой стадии участвуют такие текущие трансферты, как подоходные налоги, налоги на богатство и другие, взносы на социальное страхование, социальные по
собия и другие текущие трансферты. Рассмотрим состав каждого вида текущих трансфертов.
Текущие налоги на доходы, богатство и другие, участвующие во вторичном распределении доходов, состоят из подоходных налогов домашних хозяйств и корпораций и налогов на материальные ценности. К подоходным налогам относятся все налоги, кроме налогов на производство и нерегулярных налогов на капитал и материальные ценности. В соответствии с классификацией, применяемой в СНС, в эту группу налогов, кроме подоходных, входят налоги на доходы от прироста капитала и других налогов на доходы.
Подоходные налоги включают налоги с доходов частных лиц или домашних хозяйств, некоммерческих организаций и с прибылей корпоративных предприятий.
Подоходные налоги с частных лиц или домашних хозяйств образуются из налогов на личный доход и добавочных подоходных налогов. Они взимаются из общей суммы объявленных или предполагаемых доходов. В группу подоходных налогов входят также налоги с владельцев некорпоративных предприятий.
В соответствии с порядком налогообложения, установленным в Республике Беларусь, налогом облагается каждая категория доходов: заработная плата и приравненные к ней доходы, доходы, получаемые от выполнения разовых работ и других выплат не по месту основной работы, авторские вознаграждения, доход от предпринимательской деятельности и другие доходы. Сумма налога определяется по специально разработанной шкале для каждой категории доходов.
Подоходным налогом облагаются также суммы, выплачиваемые гражданам в форме дивидендов, а также доходы, получаемые ими в результате распределения прибыли (дохода) предприятия пропорционально доле их пая в уставном фонде.
К налогам на доходы корпораций относятся налоги на прибыль корпораций, доходы и другие налоги на доходы. Размер налогов определяется из суммы доходов, полученных от всех видов деятельности.
Налоги на доход от прироста капитала формируются из налогов на увеличение капитала (или активов) частных лиц или корпораций, необходимость уплаты которых возникла в текущем периоде, независимо от периода, в котором происходил прирост капитала. Расчет суммы налога ведется исходя из номинального полученного дохода.
Другие налоги на доходы формируются из текущих налогов на капитал и прочих текущих налогов.
Текущие налоги на капитал - это периодически уплачиваемые налоги на собственность или чистый капитал институционных единиц, кроме налогов на землю или другие активы, которыми владеет предприятие или которые оно арендует. В эту группу налогов не включаются налоги на собственность или материальные ценности, взимаемые нерегулярно и через большие интервалы или при особых обстоятельствах (налог на наследство). Такие налоги включаются в группу налогов на капитал.
К текущим налогам на капитал относятся текущие налоги на землю и здания, не принадлежащие предприятиям и не используемые ими в процессе производства, периодически уплачиваемые налоги со стоимости земли или основных фондов (за вычетом всех долгов по этим фондам) и текущие налоги на другие активы (периодические налоги с ювелирных изделий и других внешних признаков богатства).
К прочим текущим налогам относятся подушные налоги (на душу взрослого населения или на домашнее хозяйство), налоги на расходы, платежи домашних хозяйств за приобретение некоторых лицензий, налоги на финансовые и капитальные операции, гербовые сборы и налоги на внешние операции.
К текущим трансфертам, участвующим во вторичном распределении доходов, относятся взносы на социальное страхование. Они производятся предприятиями и работниками с тем, чтобы в будущем обеспечить право на получение пособий по социальному страхованию при наступлении определенных условий.
Взносы на социальное страхование в СНС рассматриваются как фактические взносы работодателей на социальное страхование, взносы наемных работников, взносы самостоятельных работников и незанятых лиц и условно начисляемые взносы на социальное страхование.
Фактические взносы работодателей на социальное страхование являются обязательными и представляют взносы в фонды социального обеспечения, страховым предприятиям или другим институционным единицам, осуществляющим административное управление социальным страхованием с целью обеспечения социальных пособий для своих работников.
К взносам работников на социальное страхование относятся отчисления в систему социального страхования в их собственных интересах. Они производятся в случаях, когда возникают обязательства уплаты взносов, обусловленные выполнением определенных работ. Эти взносы являются обязательными, хотя работники могут производить и добровольные отчисления.
Взносы в фонды социального страхования могут вносить также самостоятельно занятые работники и незанятые лица при возникновении обязательств об уплате. Они имеют как обязательную, так и добровольную форму и производятся в собственных интересах этих лиц.
Отдельные работодатели сами предоставляют социальные пособия своим работникам, бывшим работникам или иждивенцам из собственных источников, без создания специальных фондов. Для таких наемных работников необходимо производить условные начисления возмещений, которые должны быть равны сумме взносов на социальное страхование, требуемой для обеспечения прав на получение социальных пособий. Подобные взносы в системе называются условно начисленными.
К текущим трансфертам относятся социальные пособия. В СНС различают два вида социальных пособий: пособие по социальному страхованию и пособие по социальному обеспечению. В отличие от первого вида пособия по социальному обеспечению представляют текущие трансферты государственных органов или некоммерческих учреждений домашним хозяйствам для удовлетворения тех же потребностей, которые покрываются пособиями по социальному страхованию, но вне рамок системы социального страхования.
Необходимость выплаты социальных пособий может возникать в случае потребности во временной или постоянной медицинской помощи, в уходе или опеке в связи с болезнью, при хроническом заболевании, другом психическом или физическом состоянии, а также в результате увечья, несчастного случая на работе или других обстоятельствах, в связи с временной потерей трудоспособности, беременностью и родами, остановкой производства и другими причинами, достижением пенсионного возраста, потерей кормильца, обязанностью содержать на иждивении детей или других лиц в связи с возрастом, психическим или физическим состоянием.
Социальные пособия (кроме социальных трансфертов в натуральной форме) включают пособия по социальному обеспечению в денежной форме, пособия по социальному страхованию, финансируемые из частных источников, не- финансируемые социальные пособия наемных работников и пособия по социальной помощи в денежной форме.
Прочие текущие трансферты, участвующие в перераспределении первичных доходов, включают страховые премии и страховые претензии, не связанные со страхованием жизни, текущие трансферты в рамках органов государственного управления, текущие трансферты, связанные с международным сотрудничеством, трансферты между домашними хозяйствами, пени и штрафы, налагаемые судами за неуплату или уклонение от уплаты налогов, выплаты компенсации (за телесное повреждение, ущерб, нанесенный имуществу, и т. п.) и др.
Перераспределение первичных доходов отражается на счете вторичного распределения доходов (табл. 3.7).
Табл. 3.7. Схема счета вторичного распределения доходов по экономике в целом
По такой схеме составляется счет вторичного распределения доходов в целом по народному хозяйству. Валовой располагаемый доход в этом счете является балансирующей статьей и определяется путем прибавления к валовому национальному доходу текущих трансфертов, полученных от “остального мира”, и вычитания текущих трансфертов, переданных “остальному миру”, или прибавления к валовому национальному доходу сальдо текущих трансфертов с “остальным миром”.
Валовой располагаемый доход в целом по народному хозяйству характеризует размер средств, которыми располагает экономика и которые будут использованы на конечное потребление и сбережение.
Материалы счета вторичного распределения доходов позволяют проанализировать процессы, происходящие в пере
распределении доходов, изучить состав полученных и переданных “остальному миру” текущих трансфертов, динамику валового располагаемого дохода и текущих трансфертов.
Счет вторичного распределения доходов по республике приведен в табл. 3.8.
Табл. 3.8. Счет вторичного распределения доходов в народном хозяйстве Республики Беларусь за 1997 г.* (в текущих ценах)
- Национальные счета Республики Беларусь за 1990-1997 гг. // Стат. сб. Мн., 1998. С. 31.
Сальдо текущих трансфертов от “остального мира” (по- лучено-передано) в Республике Беларусь в 1997 г. было положительным, поэтому валовой располагаемый доход за этот период оказался больше валового национального дохода. В течение 1991-1997 гг. соотношение этих показателей было различным. В 1991 г. они совпадали по величине, в 1994 г. валовый располагаемый доход был меньше валового национального дохода, а в остальные годы этого периода валовой располагаемый доход превышал валовой национальный доход, т. е. сальдо текущих трансфертов от “остального мира” было положительным.
Счет вторичного распределения доходов составляется также по институционным секторам экономики. В ресурсной части этого счета показывается сальдо первичных доходов по сектору и текущие трансферты к получению от других секторов экономики, а в “видах использования” - текущие трансферты к передаче другим институционным секторам экономики. Балансирующей статьей в счете вторичного распределения доходов по сектору выступает показатель валового располагаемого дохода, определяемый как сумма сальдо валовых первичных доходов и текущих трансфертов по соответствующему сектору.
Материалы счетов вторичного распределения доходов в разрезе секторов позволяют проанализировать состав и динамику переданных и полученных текущих трансфертов, а также валового располагаемого дохода, определить долю участия отдельных секторов в образовании валового располагаемого дохода по экономике, выявить тенденции и закономерности в перераспределении доходов.
Перераспределение доходов заканчивается образованием скорректированного располагаемого дохода, который отличается от располагаемого дохода на размер социальных трансфертов в натуральной форме. В состав социальных трансфертов в натуральной форме входят социальные пособия в натуральной форме (расходы фондов социального обеспечения на лекарства, медицинское лечение и др.) и нетоварная продукция органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, а также товарная продукция, купленная у производителей и предоставленная домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначительным ценам.
Скорректированный располагаемый доход учитывается на счете перераспределения доходов в натуральной форме. Схема счета для сектора экономики показана в табл. 3.9.
Табл. 3.9. Схема счета перераспределения доходов в натуральной форме
Скорректированный располагаемый доход определяется по секторам общего государственного управления, некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, и сектору домашних хозяйств. По первым двум секторам скорректированный располагаемый доход равен разности располагаемого дохода соответствующего сектора и суммы социальных трансфертов в натуральной форме, подлежащей передаче сектору домашних хозяйств. По сектору домашних хозяйств скорректированный располагае-
$
мый доход получают суммированием располагаемого дохода и социальных трансфертов в натуральной форме, подлежащих к получению домашними хозяйствами от секторов общего государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Секторы нефинансовых предприятий и финансовых учреждений не предоставляют социальных трансфертов в натуральной форме домашним хозяйствам, поэтому располагаемый и скорректированный располагаемый доход у них совпадает.
В связи с тем, что перераспределение доходов в натуральной форме происходит внутри экономики и социальные трансферты в натуральной форме, переданные секторами общего государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, равны социальным трансфертам, полученным сектором домашних хозяйств, скорректированный валовой доход по народному хозяйству совпадает с валовым располагаемым доходом до его перераспределения в натуральной форме.
Данные счета перераспределения доходов в натуральной форме позволяют изучить состав социальных трансфертов, определить их удельный вес в скорректированном располагаемом доходе, выявить сложившиеся закономерности. При этом такой анализ можно произвести как на уровне экономики в целом, так и по секторам, у которых скорректированный располагаемый доход не совпадает с располагаемым доходом. В табл. 3.10 приведен счет перераспределения доходов в натуральной форме по республике в целом.
Табл. 3.10. Счет перераспределения доходов в натуральной форме по Республике Беларусь за 1997 г.* (в текущих ценах)
* Национальные счета Республики Беларусь за 1990-1997 гг. // Стат. сб. Мн., 1998. С. 32.
Скорректированный валовой располагаемый доход равен: 353060,6 + (50198,4 - 50198,4) = 353060,6 млрд р.
Удельный вес социальных трансфертов в натуральной форме в скорректированном валовом располагаемом доходе в 1997 г. составил 14,2 %. Однако этот показатель был на
- 8 процентных пункта ниже по сравнению с 1996 г. и на 4,2 процентных пункта выше, чем в 1991 г. Таким образом, начиная с 1991 г. происходил постоянный рост уровня социальных трансфертов в натуральной форме, достигший в
- г. 15,5 % в валовом скорректированном располагаемом доходе, после чего наметилось некоторое его снижение.
JIunne П. Экономическая статистика. Штутгарт: ФСУГ, 1995. Гл. III.
Национальные счета Республики Беларусь за 1990- 1997 гг. // Стат. сб. Мн., 1998.
Новиков М.М. Введение в систему национальных счетов. Мн.: Вышэйш. шк., 1995.
Новиков М.М., Теслюк И.Е. Макроэкономическая статистика. Мн.: БГЭУ, 1996.
Практикум по социально-экономической статистике / Под общей ред. И.Е. Теслюка. Мн.: БГЭУ, 1997.
Система национальных счетов как инструмент макроэкономического анализа / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: Фин- статинформ, 1996.
Система национальных счетов: пересмотренный вариант. Нью-Йорк, 1993. Гл. 6, 7.
Экономическая статистика / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1997.