Сколько лидеров может быть в группе. Лидерство в группе
Несколько лет тому назад в Самегрело были найдены восемь зарытых в землю бочонков, в которых хранились боевые вещества, оружие, взрывные устройства и жуткие кадры, отражающие жестокие пытки людей и факты их насилования, совершенные в период правления бывшей власти. С кадрами, обнаруженными в секретных тайниках, даже ознакомили журналистов и представителей неправительственных организаций, а затем, несмотря на протесты общественности, часть пленок публично уничтожили. Сегодня, когда украинский веб-сайт неожиданно распространил эти кадры, встал вопрос, правильно ли было уничтожать доказательства преступления и кто в подобных случаях несет ответственность?
«Согласно действующему законодательству вопрос уничтожения этих пленок как вещественного доказательства мог решить только суд»
Гия Мепаришвили, бывший Генеральный прокурор, профессор Кавказского международного университета:
«Я тогда же сказал и по-прежнему придерживаюсь точки зрения, что подобные кадры нельзя было уничтожать. По всем указанным делам должно было быть проведено квалифицированное расследование, чтобы следствие оценило, с чем мы имели дело. Что касается непосредственно вопроса уничтожения этих пленок как вещественного доказательства, то согласно действующему законодательству решение по нему мог принять только суд. К сожалению, в тот период перевесили иные мотивы и было принято не правовое, а политически мотивированное решение.
Я всегда утверждал, когда вопросами следствия начинает интересоваться государство, оно оказывается перед лицом проблемы, так как, возникает вопрос: что послужило основанием для привлечения к правовой ответственности и уголовного преследования? Оригиналы записей, как видно, уже уничтожены, и неправительственные организации, навязавшие молодому министру внутренних дел решение по уничтожению этих пленок, не скрывали тогда своего удовлетворения. Я предупреждал, настанет момент, когда с Гарибашвили спросят, почему он поступил таким образом, и, похоже, дело к этому и идет.
— То есть, ответственность за уничтожение этих пленок лежит на Ираклии Гарибашвили?
— Нет, ответственность возлагается на того, кто тогда принял решение об уничтожении записей, или на Министерство внутренних дел и специальную комиссию, которая не располагала подобными полномочиями. Вещественные доказательства должны уничтожаться только по судебному решению, ни один другой орган не имеет таких полномочий. Это элементарная правовая культура, которой у нас, к сожалению, не оказалось.
Распространенные кадры - это лишь небольшой отрывок. Существуют и более страшные и жуткие съемки, но, спрашивается, что может служить основанием для привлечения виновных к ответственности, где находятся эти видеозаписи.
Кроме того, у людей, заполнявших бочонки этими записями, наверняка сохранились копии пленок. Так что, уничтожать их было наивно.
— Сегодня некоторые представители власти и «Национального движения» заявляют, что эти кадры должны были быть уничтожены. Могут ли распространенные видеопленки считаться отражением личной жизни?
Давайте уточним: с одной стороны, если эти пленки отражают личную жизнь, то неприкосновенность личной жизни защищена законодательством, однако тут речь идет о совершенном преступлении и о виновности высокопоставленных чиновников конкретных государственных ведомств, полиции и службы безопасности - департамента конституционной безопасности, специального оперативного департамента. А преступление надо расследовать и дать ему правовую оценку.
«Это преступление, совершенное против человечества»
Вахтанг Маисая, эксперт:
— Думаю, оригиналы этих видеопленок кто-то забрал, а кадры, которые сейчас распространяются, лишь копии того, что было запрятано в бочонках.
— Как вам известно, часть обнаруженных видеопленок была уничтожена. Целесообразно ли было со стороны правительства уничтожить содержащие состав преступления доказательств?
— Эти пленки нельзя было уничтожать, хотя, думаю, уничтожили только копии. Они все равно получили распространение, и кое-кто использует все это уже в собственных интересах.
А какой смысл привлекать к ответственности за уничтожение копий видеопленок? Копию хочешь уничтожай, хочешь - нет, это не имеет значения.
— Как заявляют сегодня некоторые представители власти и «нацдвижения», публичный показ подобных видеоматериалов недопустим.
— С таким же успехом нацисты, избежавшие правосудия после Второй мировой войны, могли потребовать уничтожения доказательств их преступлений.
Аналогичное произошло в Чили, когда чилийские патриоты сумели продемонстрировать за рубежом факты, отражавшие преступления Пиночета. Это были не менее ужасные кадры, мир увидел, как арестанта бросают в лаву вулкана или как скармливают живого человека крокодилу, но тогда почему-то никому не пришло в голову протестовать, доказывая, какие, мол, страшные кадры и показывать их негуманно. Напротив, все воочию увидели преступления кровавого режима Пиночета. Между прочим, националы и те, кто их поддерживают, обожествляют Пиночета и пытки вениками они переняли из Чили.
Все мы знаем, что эти пленки предназначались для одного маньяка - Михаила Саакашвили. Как Адольфу Гитлеру приносило удовлетворение наблюдать за мучениями людей, так же наслаждался этим и Михаил Саакашвили. Именно чтобы доставить удовольствие Саакашвили, и снимали эти видеопленки. И Гитлер, и Саакашвили выросли под тиранией своих матерей, и у них проявились сходные «отклонения», о чем, исходя из этических соображений, я подробно говорить не могу. Мы находились в руках садистов и маньяков, а экономические успехи, которыми сегодня бахвалятся националы, являлись заслугой Зураба Жвания, а не Саакашвили.
Я видел, как на ограниченного, душевнобольного заключенного по прозвищу «Мусолина» нацепили собачий ошейник и заставили лаять по-собачьи, при этом, развлекаясь, снимали все на камеру. Прежде всего, как можно, вообще, сажать в тюрьму душевнобольного, это преступление против человечества.
Думаю, пора упразднить Глданскую тюрьму и создать там музей, обличающий кровавый режим Саакашвили. В мире существуют подобные музеи, в них демонстрируют фильмы, выставляют фотографии, туда, между прочим, водят и детей. К примеру, мне было 14 лет, когда я попал в Риге в музей концентрационного лагеря. Никто не стал возражать, это, мол, 14-летний ребенок и ему нельзя смотреть такие кадры. Сегодня некоторые, убивающиеся по поводу гуманности, в действительности являются адептами ужасного грузинского нацизма.
Подготовила Шорена Цивкарашвили
Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит; в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в авторитарных. Однако это не значит, что руководить группами с демократичной структурой легче, чем с авторитарной; просто эти функции качественно различны.
Лидер как администратор
Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением . Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.
Иногда индивид, оказавшись в роли администратора, страдает от своей неспособности переложить часть ответственности и полномочий на других , ему кажется, что во всем необходимо его личное участие. В результате он лишает подчиненных чувства ответственности и препятствует их вовлечению в работу группы .
Лидер как планировщик
Лидер часто принимает обязанности разработчика методов и средств, при помощи которых группа достигает целей. Эта функция может включать в себя как определение непосредственных шагов, так и разработку долгосрочных .
Лидер как политик
Одной из важнейших функций лидера является установление целей и основной линии поведения группы . Определение групповых целей и методов их достижения является обязательной функцией лидера.
Лидер как эксперт
Лидер часто является тем лицом, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или квалифицированному специалисту. Безусловно, при высокой степени разделения функций в больших группах лидеры (руководители организаций) прибегают к услугам различных заместителей, специалистов и консультантов. Заметим, что в данном случае сам выбор этих экспертов второй ступени наглядно характеризует способности самого руководителя.
Лидер как представитель группы во внешней среде
Лидер является официальным лицом группы , выступающим во от имени всех. Поэтому участникам группы не безразлично, кто и как их будет представлять; лидер в этом случае отождествляет собой всех членов группы, их коллективный разум, волю и т.д.
Лидер как регулятор отношений внутри группы
Регулирование личностных и деловых отношений внутри группы осуществляется через коммуникативную сеть, которая может иметь различный вид. В некоторых группах вся информация проходит через лидера; иногда в группе существуют приближенные к лидеру лица, которые замыкают на себе эту сеть; существует тип групп, где лидер является «одним из всех».
Лидер как источник поощрений и наказаний
Особенно важным обстоятельством, с точки зрения члена группы, является система поощрений и наказаний, которую лидер применяет для контроля за деятельностью участников группы.
Эта функция предъявляет высокие требования к , особенно в группах, где большее внимание уделяется не материальному, а моральному фактору. Лидер должен знать индивидуальную мотивацию деятельности каждого члена группы, соизмерять силу воздействия поощрительных мер по отношению к каждому из участников группы. Помимо административного регулирования деятельности членов и применения официальных мер поощрения лидер может умело применять неформальные социальные санкции, которые обычно складываются в малых группах. Неформальные санкции — это приемы, с помощью которых люди, знающие друг друга близко, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд.
Лидер как третейский судья и миротворец
Это функция в известной мере связана с предыдущей. В условиях конфликтов между членами группы лидер должен выступать как судья и утешитель одновременно, т.е. кого-то поощрять, а кого-то наказывать.
Лидер как пример
В некоторых типах групп лидер может служить моделью поведения для остальных членов группы , т.е. обеспечивает их наглядным указанием на то, кем они должны быть и что они должны делать.
Лидер как символ группы
Лидеры, являясь ядром групп, начинают выполнять функцию символов: их имена присваивают всему движению (и косвенно его участникам), в частно-промышленном мире владельцы фирм сами осуществляют такую символизацию, рассматривая свое дело как продолжение своей личности, религиозные течения и секты продолжают носить имена своих основателей весьма продолжительное время и т.д.
Лидер как фактор, отменяющий индивидуальную ответственность
Нередко лидер играет важную роль для членов группы в освобождении их от ответственности за личные решения и действия, которой они хотели бы избежать. Любимые выражения лидеров: «все претензии ко мне», «действуйте моим именем», «передайте, что я приказал», — относятся именно к этой функции. Таким образом, в ответ на преданность последователя лидер берет на себя труд принимать за него решения. Причем последователи довольно охотно передают свою свободу лидерам (Фромм назвал это явление «бегством от свободы »).
Лидер как проводник мировоззрения
Лидер в большинстве случаев служит источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. В масштабах организации частное мировоззрение группы обычно больше соответствует образу мышления руководства, нежели отдельных рядовых членов.
Лидер как отец
Многочисленные функции лидера получают интеграцию во всеобъемлющей роли отца для членов группы. Истинный лидер — это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности. Если лидер в некоторых отношениях не соответствует идеалам последователей, они могут его мысленно «переделать» на свой манер. «Отеческая» роль во многом объясняет ту почти беспредельную власть, которую иногда приобретают лидеры при определенных условиях.
Лидер как «козел отпущения»
Насколько лидер может быть объектом положительных чувств в случае достижения группой поставленных целей, настолько же он может служить мишенью для агрессии со стороны членов группы в случае неудачи. Когда группа находится в состоянии фрустрации, лидер может оказаться тем замещающим объектом, на который «без разбору все шишки валятся».
Особым случаем является утрата членами группы иллюзий относительно действительных целей или личности лидера. Поэтому идейные противники так настойчиво ищут факты, компрометирующие лидера враждебной группы .
Безусловно, не все члены группы одинаково воспринимают личность и поступки лидера. Можно отметить, что лидер (впрочем, как и все остальные люди) существует в сознании последователей в рамках их личности, т.е. возможности восприятия человека человеком ограничиваются личностными данными воспринимающего (социальная перцепция). Кроме того, чем менее доступен лидер, тем больше он предоставляет простора для фантазии последователей в конструировании его (лидера) образа.
Перечисленные функции лидеров имеют неодинаковое значение применительно к различным типам групп. Поэтому трудно выделить среди названных ролей лидера главные и второстепенные ; их значение колеблется в зависимости от внутренних и внешних факторов, всего того, что мы называем жизнью коллектива.
Как стать своим на новой работе. 50 простых правил Сергеева Оксана Михайловна
Правило № 14 Заручитесь поддержкой лидера группы
Правило № 14
Заручитесь поддержкой лидера группы
Кто управляет коллективом, группой, сообществом? На ком лежит ответственность за то, как развивается группа? Кто выбирает вектор развития коллектива? Безусловно, речь пойдет о лидере группы.
Во главе группы непременно должен стоять лидер. Его назначают или выбирают большинством голосов. В рабочем коллективе это директор, в студенческой группе – староста, в воинской части – командующий. Официально признанный, легитимный лидер направляет группу. От его решений зависит настрой в коллективе.
Лидер может выбрать один из трех основных типов управления. Авторитарный лидер – сильный управленец, который концентрирует всю власть в своих руках. При авторитарном режиме управления члены сообщества, как правило, лишены свободы мнения и слова. Доступ к информации в таком коллективе есть только у тех, кто находится в кругу доверия авторитарного лидера. Коллектив инертен и некреативен. Основные мотиваторы – это страх наказания и публичного выговора. Система при таком стиле управления четко работает только в присутствии управленца. Без его контроля все в сообществе идет кувырком.
При анархическом типе управления лидер выбирает позицию бездействия и ничего не решает. Его позиция носит формальный характер. Он не принимает никаких решений, не участвует в урегулировании конфликтов, не занимается стратегическим управлением. Такое случается, когда высшим должностным лицом становится человек без нужного опыта и квалификации. Анархический стиль управления способствует укреплению роли неформального лидера, который, в свою очередь, пользуется слабостью лидера формального, чтобы закрепить свою позицию. Отсутствие грамотного легитимного лидера может привести к умножению конфликтов, потере личной заинтересованности в развитии группы и ответственности за совершаемые действия.
Еще один вариант управления – демократический. По мнению большинства экспертов, это оптимальная лидерская стратегия. Власть сосредоточена в руках сильного лидера, однако он не стремится установить абсолютный контроль над всеми процессами, происходящими в группе. Он создает условия для развития группы через инициативу рядовых членов. Безусловно, у лидера-демократа есть своя система поощрений и наказаний.
Значение неформального лидера часто недооценивают. Однако в некоторых сообществах его роль более значительна, чем роль формального лидера. Заручившись поддержкой неформального лидера, вы легко завоюете уважение окружающих. Определить, кто в коллективе является неформальным лидером, довольно просто. Рядовые члены сообщества в разговоре постоянно цитируют речь неформального лидера, ссылаются на его авторитет, рассказывают истории, когда-то произошедшие с ним. Неформальный лидер – как правило, харизматичный, яркий, привлекательный человек.
Иногда случается, что роли формального и неформального лидера выполняет один и тот же человек. Итак, чтобы подытожить правило о лидерстве, перечислим основные функции лидера сообщества.
Он организует жизнь в коллективе, вносит изменения, сохраняет традиции.
Он устанавливает законы, по которым живет сообщество.
Он является «лицом» сообщества – выступает представителем группы в сторонних структурах.
Он отвечает за результаты работы всей группы.
Он заряжает группу, ведет ее в том направлении, которое считает правильным.
Из книги Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства автора Козлов Николай ИвановичСитуативные лидеры и Шеф: правило лидера Правило лидера: каждая жизнеспособная группа заботится о том, чтобы в ней был один бесспорный лидер.Уточнения:Вполне допускается, чтобы в разных ситуациях лидерами для одной и той же группы становились разные люди. За столом пусть
Из книги Осмельтесь преуспеть автора Кэнфилд ДжекЗаручитесь поддержкой друзей Путь к здоровью и благополучию долог и зачастую достаточно сложен, поэтому на данном этапе человеку просто необходима поддержка и помощь. Мы советуем вам почаще общаться с людьми, которые разделяют ваши взгляды, ведут здоровый образ жизни и
Из книги 44 совета по достижению успеха автора Правдина Наталия БорисовнаЗаручитесь поддержкой Высших сил Высшие Божественные силы всегда с нами, только обращайтесь к ним почаще. Когда мы заручаемся поддержкой Ангелов, жизнь преображается! Появляется уверенность и сила. Нам ничего уже не страшно, все происходит наилучшим для нас образом и мы
Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей МарковичВдогонку про лидера Скажи мне честно, друг-читатель, ты хочешь быть лидером?И не торопись с ответом, потому что он не имеет ровным счетом никакого значения. Знаешь почему?Потому что лидерами не становятся, а рождаются.Все человечество, представь себе, делится на лидеров и
Из книги Секреты о мужчинах, которые должна знать каждая женщина автора де Анджелис БарбараСовет № 3 Заручитесь поддержкой женщин Женщины часто пренебрегают таким могучим источником поддержки, как подруги. Когда мы смотрим на других женщин как на соперниц, потенциальных разлучниц, мы сами подрываем свой авторитет. Женщины способны помочь друг другу так, как
Из книги Как выйти замуж. Как победить соперницу автора Кент МаргаретЗаручитесь поддержкой Вы можете почувствовать, что в одиночку с любовницей не справиться. К счастью, этого и не требуется. Есть много источников поддержки, включая вашу семью, его семью (можно надеяться), друзей и священников.Ваши взрослые детиИзмена и ее последствия
Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев КонстантинКачества лидера А теперь перейдем к более запутанному вопросу. Именно на нем спотыкаются многие историки и социальные психологи, когда пытаются понять причины успешных и неуспешных политических образований. Почему одни государства существовали долго, а другие исчезали
Из книги Первая психологическая помощь автора Винч ГайЛекарство А: обратитесь за поддержкой и сохраняйте трезвый взгляд на вещи Когда пациенты рассказывают мне о своих крупных провалах, я, во-первых, выражаю им сочувствие и искреннюю поддержку. Нередко это заканчивается тем, что они лезут в карман за носовым платком.
Из книги Как стать своим на новой работе. 50 простых правил автора Сергеева Оксана МихайловнаКраткий обзор лечения: обратитесь за поддержкой и сохраняйте трезвый взгляд на вещи Показания к применению: используйте лекарство каждый раз, когда терпите серьезную неудачу.Действие: ослабляет вредное воздействие неудачи на самооценку, уверенность в себе и
Из книги Лидерство: проклятье или панацея автора Поломошнов БорисПравило № 9 Оцените перспективность группы Что есть группа и как она образуется? Исследователи расходятся в определении группы. Одни полагают, что люди, едущие в лифте или летящие в самолете, – это уже малая группа, объединенная общей целью. Другие полагают, что нельзя
Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга ПавловнаПравило № 25 Интересуйтесь историей группы Следует учесть и тот факт, что, помимо прописных правил, в коллективе действуют и правила негласные, которые передаются из уст в уста. Эти правила формируют корпоративный дух. Они динамичны, меняются по мере того, как меняется
Из книги Психология лидера автора Менегетти АнтониоПравило № 28 Проявляйте инициативу, заручившись поддержкой лидера Безусловным преимуществом в завоевании популярности в новом коллективе является проявление инициативы. Однако инициатива должна быть тщательно подготовлена. Следует выступать с новыми идеями только
Из книги автора Из книги автораКак воспитать лидера Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о них, забывая о себе, а не вспоминать о них, когда понадобится напомнить им о себе. В. Ключевский Очень часто, когда мы представляем своих детей взрослыми и счастливыми людьми, то почти всегда видим их в
В системе управления многообразной групповой активностью есть место для сложной, разветвленной структуры лидерства. Иначе говоря, в группе одновременно могут активно реализовывать свои функции несколько лидеров. Впервые о ролевой дифференциации лидерства было заявлено в 50-е гг. XX в. Р. Бейлзом и Ф. Слейтором. Они рассматривают роли «профессионала» - лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений.
Принято различать лидерство двух типов в соответствии с двумя важнейшими видами групповой деятельности. Группа развивает свою активность как минимум в двух основных направлениях: в направлении задачи и в направлении группового единства. Соответственно, выделяют два типа деятельности - инструментальную и экспрессивную - и два вида внутригруппового лидерства с аналогичными названиями.
Первый тип - это инструментальный лидер, компетентный лидер, сосредоточенный на задаче, стоящей перед группой. Такой лидер неустанно борется за достижение поставленных группой целей.
Второй тип - это аффективный лидер, всеми любимый член группы, сконцентрированный на взаимоотношениях между участниками, формирующий определенный социально-психологический климат в группе.
Исследования показывают, что инструментальный (функциональный) лидер легче добивается лидирующего положения в очень благоприятных или очень неблагоприятных ситуациях, в то время как аффективный лидер легче достигает этого в промежуточных случаях. Кроме того, установлено, что если в группе примерно равное соотношение участников по полу, инструментальным лидером чаще становится мужчина, а аффективным - женщина.
Лидер, ориентированный на эффективность выполнения групповой цели, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не принимаются. Лидеру же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельных лиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучшением взаимоотношений в ущерб общим целям и задачам.
Р. Бейлз экспериментально установил, что деловой лидер становится все менее популярным. Ссылаясь на эту мысль Р. Бейлза, немецкий социолог М. Гофштеттер сформулировал «теорему дивергенции» - все более резкого расхождения «делового» и «популярного» лидеров по направлению влияния на членов группы. По его мнению, «деловой» и «популярный» лидеры параллельно руководят группой, иногда мешая, иногда помогая друг другу в достижении наилучшего результата. Эта закономерность оказалась типичной для формальных групп в организациях.
Каждый тип лидерства может быть дифференцирован далее в соответствии с выполняемыми ролями. Так, люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на решение групповых задач, могут выполнять в группе следующие роли:
- 1) инициатор - находит новые идеи и предлагает подходы к решению проблем и достижению целей группы;
- 2) разработчик - рассматривает и детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы;
- 3) координатор - комбинирует идеи и предложения, пытаясь координировать деятельность других членов группы;
- 4) контролер - направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса;
- 5) оценщик - критически оценивает работу и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи;
- 6) погонщик - стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям.
Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на поддержку других, могут выполнять следующие роли:
- 1) вдохновитель - поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений;
- 2) гармонизатор - служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, сохраняя таким образом гармонию в группе;
- 3) примиритель - поступается своим мнением, чтобы привести в соответствие мнение других, чем также поддерживает в группе гармонию;
- 4) диспетчер - создает возможность для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения;
- 5) нормировщик - формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов;
- 6) ведомый - пассивно следует за группой, выступает как зритель или слушатель в групповых дискуссиях и при принятии решений.
Таким образом, в любой реальной группе могут одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои собственные ниши и не вступая друг с другом в серьезные противоречия. В отечественной социальной психологии выделение типов инструментального и экспрессивного лидерства было осуществлено Л. И. Уман- ским и его сотрудниками. Так, Л. И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:
- 1) лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);
- 2) лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);
- 3) лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
- 4) лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);
- 5) лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);
- 6) лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).
В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер, лидер, совмещающий в себе элементы того и другого стиля).
Чем выше уровень развития группы, тем больше в ней может быть различных проявлений процесса лидерского влияния.
В основе типологии Дж. Морено лежит разделение структуры группы на формальную и неформальную. Отсюда возникает и классификация типов лидеров на формальных и неформальных.
Формальные лидеры - это люди, которых члены группы выбирают или выдвигают на какой-либо формальный пост (например, бригадиры производственных бригад, старосты учебных групп и пр.). Таким образом, формальные лидеры связаны с официальной организацией и имеют возможность представлять всю группу в целом и защищать ее интересы перед администрацией.
Неформальные лидеры - это люди, авторитетные в сфере психологических взаимоотношений членов группы. Дж. Морено определял лидера в терминах социометрического статуса: лидер - человек, который выбирается большим числом членов группы. Кроме формального и неформального лидера он выделяет еще один тип - социометрический.
Социомерический лидер - это конвергенция, схождение в одном лице формального и неформального лидера. Чаще всего он появляется тогда, когда какого-то неформального лидера выдвигают на формальный пост, доверяют ему влиять не только на психологические взаимоотношения людей, но и на решение формальных задач группы.
Американский социолог Ф. Селзник выделяет следующие два типа лидеров.
Институциональный лидер - человек, который является преимущественно специалистом по выдвижению и защите ценностей, целей, норм, правил группы. Он отвечает за решение официальных задач, которые поставлены перед группой администрацией.
Межличностный лидер - человек, который старается смягчить, сгладить человеческие отношения, сформировать чувства преданности и лояльности членов группы друг к другу, уменьшить тревожность, разрешить межличностные конфликты. Он более связан с людьми, чем с задачами группы.
Процессуальный подход к типологии лидерства предлагает американский психолог Ю. Хемфилл. Он различает пробное, успешное и эффективное лидерство.
Пробный лидер появляется в начале деятельности группы, когда перед ней поставлена задача, а функциональные роли еще не распределены. Поэтому разные члены группы пытаются взять на себя роль лидера и предложить правила организации, процедуру, режим работы и пр. В процессе пробного лидерства человек старается вовлечь членов группы во взаимодействие с целью решения поставленных задач. Согласие или отказ членов группы повиноваться пробному лидеру определяют его успешность.
Успешный лидер - это человек, за которым последовали члены группы. Он вовлекает их в групповое взаимодействие. Результатом успешного лидерства является то, что группа берет новый курс в своей деятельности.
Эффективный лидер не только вовлекает членов группы во взаимодействие, но и способствует групповому решению задачи. Эффективное лидерство приводит к окончанию деятельности, когда задача группы решена. Итак, Хемфилл классифицирует лидерство процессуально, развертывая его от начала деятельности группы (пробное лидерство) к попыткам решить задачу (успешное лидерство) и, наконец, до результата группового решения (эффективное лидерство).
Иная типология предложена Р. Кеттеллом. Он различает фокусированное и рассеянное лидерство.
Фокусированное лидерство имеет место в том случае, когда все члены группы сплотились вокруг одного лица. Только фокусированный лидер направляет деятельность группы на решение задачи. Он концентрирует все предложения членов группы, их взаимоотношения и конфликты, организует их деятельность и досуг.
При рассеянном лидерстве различные лидерские функции выполняют разные люди. Здесь нет четкой организационной иерархии взаимоотношений. Во главе группы стоят несколько, часто противоречащих друг другу лидеров. Р. Кеттелл указывает, что рассеянное лидерство эффективнее в структурированных старых группах, а фокусированное лидерство - в молодых, только начинающих свою работу.
В зарубежной социальной психологии термин «лидерство» длительное время исполнял роль универсального термина. С его помощью обозначались самые различные виды и процессы влияния в группе: как влияния, основанного на официальных функциях и полномочиях, так и влияния, проистекающего из особенностей конкретного человека.
В отечественной социальной психологии понятия лидерства и руководства были разведены практически с самого начала.
Наиболее полно этот вопрос освещен в работах Б. Д. Парыгина, который обозначил следующие пункты различий лидера и руководителя:
- 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
- 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
- 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс является не стихийным, а напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;
- 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;
- 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
- 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
- 7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он «представляет» малую группу в более широкой социальной системе.
Как видно, лидер и руководитель имеют, тем не менее, дело с однопорядковым типом задач, а именно: они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную. Как считает И. П. Волков, лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Таким образом, лидерство - феномен собственно психологической природы, в его основе - сила влияния одного члена группы на другого; руководство - феномен смешанной, социально-психологической природы; сила влияния руководителя частично опирается на психологические механизмы, частично - на полномочия, данные ему более широкой социальной системой.
Важен также вопрос о том, что же представляет собой индивидуальный стиль руководства: каковы его сущность, значение и место в управленческом процессе; чем, в конечном счете, он является для самого субъекта управления. По мнению Р. X. Шакурова, общая функция стиля руководства состоит в адаптации деятельности руководителя к специфике условий ее осуществления. Она представляет собой единство двух частных функций, связанных с адаптацией деятельности к особенностям: а) объективно существующих внешних условий и б) самого субъекта деятельности.
А. А. Русалинова выделила следующий набор стилевых измерений: активность-пассивность руководителя при взаимодействии с подчиненными; ориентация на производственные / на социальные задачи; единоначалие-коллегиальность в принятии решений; директивный-побудительный тип воздействия руководителя на подчиненных при побуждении их к действию; ориентированность руководителя на инициативность и самостоятельность или же на регламентацию трудовой активности подчиненных; ориентация на применение положительных или отрицательных методов стимулирования подчиненных; стремление к дистанцированию-контактированию в отношениях с подчиненными и т.д.
Установлено, что каждый руководитель в своей деятельности придерживается определенного стиля управления (система наиболее устойчивых приемов). В обобщенном виде выделяют три стиля руководства - авторитарный, демократический и либеральный, или попустительский.
Руководитель авторитарного стиля принимает решения и действует, не считаясь с мнением окружающих. Основные формы взаимодействия с подчиненными - это приказы, инструкции, указания. Он подавляет инициативу своих сотрудников, так как считает, что его мнение является единственно правильным.
Руководитель демократического стиля в своей деятельности опирается на поддержку подчиненных, старается равномерно распределять нагрузку между сотрудниками. В целях развития чувства ответственности у своих сотрудников руководитель такого стиля делегирует полномочия другим участникам коллектива. Такой руководитель не сводит свою деятельность только к управлению, а занимается обучением и воспитанием своих сотрудников. Соответственно, все это создает условия для развития творческого подхода к своим профессиональным обязанностям у всех сотрудников.
Р. Лайкерт выделяет четыре «системы» (стиля) руководства:
- 1) эксплуататорская авторитарная;
- 2) патерналистическая авторитарная;
- 3) консультативная;
- 4) демократическая.
Все они описываются с помощью трех стилевых характеристик: доверие подчиненным и уверенность в них, ощущение подчиненными свободы, степень вовлеченности подчиненных в принятие решений по управлению подразделением. В названных системах, если их расположить в порядке от первой к четвертой, отмечается усиление коллегиальности.
Согласно результатам проведенных Р. Лайкертом исследований, наиболее успешно работающие руководители соответствуют демократической системе. Интересно, что большинство опрошенных руководителей считают себя работающими в патерналистической авторитарной или же в консультативной системе.
В. Врум утверждает, что исходя из характера решаемой задачи, руководитель придерживается одного из нескольких стилей, схематично описанных ниже:
Автократический № 1, при котором руководитель самостоятельно принимает решения. При этом он пользуется той информацией, которая для него легко доступна.
Автократический № 2, характеризующийся тем, что руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных, однако он может не объяснять им суть подготавливаемого решения.
Консультативный № 1, используя который руководитель в индивидуальном порядке выясняет мнения подчиненных, но итоговое решение может и не отражать их мнений.
Консультативный № 2, основанный на том, что руководитель обсуждает проблему с группой своих подчиненных, однако принимаемое решение не обязательно должно отражать групповое мнение.
Групповой метод, базирующийся на совместном - руководителя с группой - обсуждении проблемы, в процессе которого все пытаются прийти к общему мнению и которое завершается выработкой совместного решения. При этом руководитель не навязывает группе собственное мнение, а принимает то решение, которое будет поддержано всей группой.
По мнению В. Врума, наиболее часто эффективными оказываются первый и четвертый из перечисленных стилей, затем идут второй и пятый и, наконец, третий. На основе подсчетов частоты возникновения ситуаций, в которых названные стили оказываются эффективными, В. Врум приходит к выводу, что наиболее эффективный групповой стиль оказывается пригодным не более чем в 20% случаев.
В. Я. Красниковский, рассматривая факторы, определяющие эффективность стиля руководства, указал в качестве наиболее важных следующие:
- - тип руководимого коллектива, особенности группы исполнителей;
- - тип руководителя;
- - тип организации;
- - задачи, стоящие перед коллективом, их специфика;
- - условия выполнения производственной задачи;
- - форма организации деятельности подчиненных;
- - динамизм ситуации руководства;
- - стабильность или динамичность организации;
- - состояние руководителя, отдельных подчиненных;
- - сложившиеся социальные нормы, регламентирующие поведение руководителя по отношению к подчиненным ему людям;
- - социально-психологический статус руководителя - его авторитет в глазах подчиненных и вышестоящего руководства;
- - характер деятельности группы и организации;
- - личные качества подчиненных;
- - структура организации, особенности ситуации;
- - экология группы, организации;
- - уровень управления и характер решений, принимаемых на данном уровне.
- 1. В напряженных, сложных, нестереотипных ситуациях чаще встречается и оказывается более эффективным индивидуальный стиль руководства авторитарного типа. В литературе достаточно часто упоминаются факты большей эффективности применения жестких методов руководства в экстремальных, связанных с физической опасностью ситуациях и ситуациях жесткой лимитированности времени, отведенного на выполнение задачи.
- 2. В организационно-технических ситуациях более эффективен стиль руководства с повышенным авторитарным компонентом, в ситуациях управления социальными процессами на производстве наиболее эффективен стиль с большей выраженностью демократических компонентов.
- 3. В том случае, если в деятельности руководителя значительное место отводится работе с людьми, то наиболее эффективными оказываются коллегиальный, директивно-коллегиальный стили и стиль, характеризующийся соизмеримой представленностью директивного, коллегиального и пассивного компонентов. Если же деятельность руководителя в основном связана со структурами организации, то более эффективны так называемые «чистые» стили руководства (с явным доминированием какого-либо одного элемента): директивный, коллегиальный или пассивный.
- 4. При управлении группой вязкого уровня социально-психологического развития в качестве эффективного чаще встречается индивидуальный стиль руководства авторитарного типа, в противоположной ситуации - коллегиального.
- 5. При недостаточной квалификации подчиненных более эффективен стиль авторитарного типа, в случаях же достаточности их квалификации для выполнения возложенной работы - коллегиального.
- 6. При руководстве группами, работающими в условиях длительной социальной изоляции (вахтенный метод добычи нефти), отмечена большая продуктивность коллегиального стиля в решении как социально-бытовых и социально-производственных, так и чисто производственных вопросов.
В целом же, основываясь на опубликованных материалах, можно полагать, что стиль руководства зависит от личностных факторов, с одной стороны, и от внешних по отношению к субъекту элементов сложившейся производственной ситуации - с другой. В свою очередь, и он способен оказывать на них влияние. Поэтому правомерно говорить не столько о поисках эффективного стиля руководства, присущего руководителю самому по себе, сколько об изучении эффективности стиля, т.е. в его соотношении с комплексом внешних факторов производственной ситуации.
Власть удерживать легче, если сама группа оказывает на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали с поступками, мыслями и ценностями других (т.е. соответствовали групповым нормам). В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы для человека состоит в том, чтобы придерживаться групповых норм, позволяющих каждому участнику понять тот мир, в котором он живет. В тех, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, поэтому большинство группы будет оказывать на них давление, чтобы они вернулись на «путь истинный» и вновь стали «как все». Это давление может проявляться в виде насмешек, социального осуждения, даже прямого отторжения «отклоняющегося лица».
У каждого человека есть свои прототипы для наследования, кумиры или просто люди, жизнеописания которых мотивируют действовать. В мировой истории найдется не один пример биографий известных людей, после прочтения которых вдохновляешься абсолютно на любые поступки. Нередко это люди которые жили века назад, но есть и наши современники. Для одних это спортсмены, для других – политики, для третьих – успешные предприниматели. Но объединяет их всех одно – это лидеры. И даже сегодня, когда мир быстро меняется, порой по истечении нескольких столетий после смерти таких деятелей, их идеи продолжают оставаться актуальными и способствовать сплочению людей. А разве не это задача настоящего лидера?
Политические лидеры
Профессиональные политики, умелые государственные деятели подарили истории наибольшее количество известных лидеров. Причиной тому специфика области, где такие люди довольно часто вершили судьбу мира, а их имена постоянно были на слуху. Кроме того, для достижения успеха в политике требуется харизма, твердость духа и, как правило, отличные ораторские способности.
Уинстон Спенсер Леонард Черчилль (1874-1965) – британский государственный, политический и военный деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 гг. Журналист, писатель, ученый. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Величайший британец в истории по данным опроса проведенного ВВС в 2002 г.
У. Черчилль – человек необычайной энергии и эрудиции. Он работал во многих министерствах, имел непосредственное влияние на разработку планов военных действий во время двух мировых воен. Читая его «Вторую мировую войну», не перестаешь удивляться тому, с какой детальностью автор описывает дипломатические перипетии конца 30-х гг., а уже на следующей странице дает полное техническое описание магнитной мины. Как лидер, Черчилль принимал активное участие во всем и интересовался всем, что прямо или косвенно относилось к управлению государством. Он был прекрасным оратором – его выступления по радио в годы войны (например, известное «Это было их лучшее время») собирали огромные аудитории, вселяя в людей оптимизм и гордость за Британию. Многие речи британского политика остаются образцом ораторского искусства, а отдельные фразы стали крылатыми.
«Успех нельзя гарантировать, его можно только заслужить »
Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) – американский государственно-политический деятель, 32-й президент США, единственный президент в истории страны, избиравшийся на высшую государственную должность 4 раза подряд. Автор экономической программы «Новый курс», которая помогла Соединенным Штатам выйти из Великой Депрессии, а также один из последовательных вдох-новителей идеи создания ООН.
Ф. Рузвельт – пример лидера способного в трудное время объединить самых разных людей ради достижения общей цели. Прикованный к инвалидному креслу вследствие перенесенной болезни, этот политик сумел собрать команду из многих специалистов и добился поддержки в Конгрессе реформ направленных на оздоровление экономики. Администрация Рузвельта дала убежище многим евреям-беженцам из Германии, после прихода там к власти нацистов. Обладающий незаурядным мужеством, целеустремленностью и твердым характером, этот деятель имел огромное влияние на международную политику в 30-х – I половине 40-х гг. ХХ века.
«Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия »
Нельсон Ролилахла Мандела (1918-2013) – 8 президент и первый чернокожий президент ЮАР, известный борец за права человека и против апартеида. За свою деятельность был осужден и провел в тюрьме 27 лет, с 1962 по 1990 г. Нобелевский лауреат премии мира в 1993 г., почетный член более 50 международных уни-верситетов.
Н. Мандела – отличный пример транзакционного лидерства. Посвятив свою жизнь идее достижения чернокожим населением ЮАР равных с белыми прав, он выступал за мирные трансформации, но не гнушался доказывать правоту, проводя диверсионные акты усилиями вооруженного крыла Африканского Национального Конгресса (АНК). После победы на президентских выборах в 1994 г. Н. Мандела назначил своего главного политического оппонента из Национальной партии Ф. де Клерка первым заместителем, желая завершить начавшийся в 90-х процесс урегулирования. Сегодня этот политический деятель является одним из авторитетнейших борцов против ВИЧ-СПИДА.
«Если у вас есть мечта, ничто не помешает вам воплотить ее в жизнь, пока вы не сдаетесь »
Маргарет Хильда Тэтчер (1925-2013) – премьер-министр Великобритании в 1979-1990 гг. Единственная женщина, занимавшая эту должность, а также первая женщина премьер-министр европейского государства. Автор жестких экономических мер по оздоровлению экономики, получивших название «тэт-черизм». Получила прозвище «Железная леди» за упорство, с которым проводила свою политику и за постоянную критику советского руководства.
Стиль руководства М. Тэтчер, который лучше всего характеризует ее лидерские качества, был близким к авторитарному. Она – типичная бизнес-леди: рассудительная, логичная, холодная к эмоциям, но в тоже время имеющая женский взгляд на проблему. Решительность, с которой велась Фолклендская война, выдает в ней уверенного политика, а письма, которые она сама подписывала для семьи каждого погибшего – мать. Конфликт с ИРА, человеческие жертвы, покушения на жизни премьера и ее мужа, непростые отношения с СССР – это неполный список того, с чем довелось столкнуться М. Тэтчер. Как она справилась с этими вызовами, рассудит история. Интересен лишь один факт – железная леди была равнодушна к феминизму, стараясь всей своей жизнью показать, что никакой дискриминации нет, а для того чтобы добиться чего-нибудь достаточно быть лучше чем все остальные.
«Если хочешь, чтобы было что-то сказано – попроси об этом мужчину; если хочешь, чтобы что-то было сделано – попроси женщину »
Примеры бизнес-лидеров
Бизнес , в отличие от политики, это та сфера, где слово «успех» применяется по отношению к известным людям гораздо чаще. Каждый хочет быть успешным, отчасти этим и объясняется популярность книг, написанных знаменитыми бизнесменами. Лидеры в экономической сфере зачастую бывают смелыми новаторами, рискованными авантюристами и оптимистами, способными увлечь своей идеей.
Джон Дэвисон Рокфеллер (1839-1937) – американский предприниматель, филантроп, первый долларовый миллиардер в истории человечества. Основатель «Standard Oil», Чикагского университета, Рокфеллеровского института медицинских исследований и Фонда Рокфеллера, который занимался благотворительностью, жертвуя огромные суммы на борьбу с болезнями и образование.
Дж. Рокфеллер был грамотным управителем. На первых порах существования его нефтяной компании, он отказался от выплаты зарплат деньгами, премируя сотрудников акциями компании. Это делало их заинтересованными в успехе дела, ведь прибыль каждого напрямую зависела от доходов компании. О дальнейшем этапе его карьеры – поглощении других компаний – ходит много не самых приятных слухов. Но обращаясь к фактам, можно судить о Дж. Рокфеллере как о религиозном лидере – с детства он перечислял 10% своих доходов баптистской церкви, жертвовал на развитие медицины и христианским общинам, а в своих интервью неоднократно подчеркивал, что заботится о благе соотечественников.
««Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений» »
Генри Форд (1863-1947) – американский изобретатель, промышленник, владелец и основатель «Ford Motor Company». Первым применил промышленный конвейер для производства автомобилей, благодаря чему машины «форд» были некоторое время самыми доступными на рынке. Написал книгу «Моя жизнь, мои достижения», которая стала основой для такого политэкономического явления как «фордизм».
Г. Форд, без сомнения, был одним из тех людей, которые оказали наибольшее влияние на промышленное развитие мира в ХХ веке. О. Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир» начало потребительского общества связывает с именем Форда, которого мир будущего считает богом. Управленческие решения Г. Форда были во многом революционными (увеличение заработной платы почти в 2 раза позволило собрать лучших специалистов), что диссонировало с авторитарным стилем лидерства, что проявлялось в желании все решения принимать самому и полностью контролировать рабочий процесс, противостоянием с профсоюзами, а также антисемитским мировоззрением. В результате этого компания к концу жизни промышленника была на грани банкротства.
«Время не любит, когда его тратят впустую »
«Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор »
Сергей Михайлович Брин (род. 1973) – американский предприниматель и ученый в области вычислительной техники, информационных технологий и экономики. Разработчик и сооснователь поисковой системы Google и компании Google Inc. Выходец из СССР, ныне занимает 21 место в списке самых богатых людей планеты.
В целом ведущий скромный образ жизни и не являющийся публичной личностью, С. Брин известен как один из наиболее авторитетных мировых специалистов в области технологий поиска и IT. В данное время руководит специальными проектами в Google Inc. С. Брин выступает за защиту права на публичный доступ к информации, свободу и открытость в Интернете. Особую популярность у интернет-сообщества сыскал после того как выступил против радикальных программ борьбы с онлайн-пиратством, инициированных правительством США.
«Не важно, богатый или нет, я – счастлив, потому что я наслаждаюсь тем, что делаю. И это на самом деле главное богатство »
Стивен Пол Джобс (1955-2011) – американский предприниматель, разработчик и сооснователь компаний Apple, NeXT и анимационной компании Pixar. Возглавлял разработку программного обеспечения для iMac, iTunes, iPod, iPhone и iPad. По мнению многих журналистов Джобс – «отец цифровой революции».
Сегодня имя Стива Джобса является таким же успешным маркетинговым знаком, как и надкушенное яблоко. Биографии основателя Apple продаются многомиллионными тиражами, благодаря чему выигрывает и продукция компании. В этом, в некоторой мере, весь Джобс: успех его компании и продукции – заслуга не только качества, но и набора спланированных до мелочей действий в маркетинге, продажах, службе поддержки. Многие критиковали его за авторитарный стиль управления, агрессивные действия по отношению к конкурентам, стремление к тотальному контролю продукции даже после её реализации покупателю. Но не из-за этого ли «эпплмания» стала настоящим культурным веянием начала ХХI века?
«Инновация отличает лидера от догоняющего »
Лидерство в культуре
Не вдаваясь в философский диспут относительно влияния массовой культуры на цивилизационное развитие человечества, отметим тот факт, что именно лидеры в этой сферы чаще всего становятся предметом обожания и наследования, понятными и простыми, такими же, как и рядовой член общества. Причиной этому сама массовость понятия поп-культуры и ее доступность.
Энди Уорхол (1928-1987) – американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов, кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Уорхол второй в мире художник по объему продаж после Пабло Пикассо.
Влияние Э. Уорхола с его работами как гимном эпохе массового потребления имели огромное влияние на развитие культуры 60-х гг. и остаются такими по сей день. Многие модельеры и дизайнеры считают его заслуги перед миром моды просто титаническими. С именем художника прочно связаны такие понятия как богемный образ жизни и эпатаж. Несомненно, даже сегодня работы Уорхола не теряют своей популярности и остаются очень дорогими, а многие культурные деятели продолжают наследовать его стилю.
«Самое красивое в Токио - McDonald"s. Самое красивое в Стокгольме - McDonald"s. Самое красивое во Флоренции - McDonald"s. В Пекине и Москве пока нет ничего красивого »
Джон Уинстон Леннон (1940-1980) – британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник, писатель. Один из основателей и участник группы «The Beatles». Политический активист, проповедовал идеи равенства и братства людей, мира, свободы. Согласно исследованию ВВС занимает 8 строчку в рейтинге ве-личайших британцев за всю историю.
Дж. Леннон был одним из самых известных духовных лидеров и вдохновителей для молодежного движения хиппи, активным проповедником мирного разрешения любых существующих в мире конфликтов. Большое количество молодых музыкантов восхищались его талантом и деятельностью. Леннон за вклад в мировую культуру и общественную деятельность был удостоен Ордена Британской империи. Творчество группы, а также сольная карьера оказали огромное влияние на развитие культуры ХХ века, а песни справедливо занимают места в списке лучших произведений из числа когда-либо написанных.
«Жизнь – это то, что происходит с тобой, пока ты оживлённо строишь другие планы »
Майкл Джозеф Джексон (1958-2009) – американский артист, автор и исполнитель песен, танцор, композитор, хореограф, филантроп, предприниматель. Cамый успешный исполнитель в истории поп-музыки, обладатель 15 премий Грэмми и сотен других. 25 раз занесён в Книгу рекордов Гиннесса; в мире продано порядка миллиарда копий альбомов Джексона.
М. Джексон человек, который вознес музыкальную индустрию и хореографические постановки на качественно новый уровень. Число поклонников его таланта измеряется миллионами людей со всего мира. Без преувеличения, этот человек – одна из самых значимых личностей поп-культуры нашего времени, который своей жизнью и творчеством во многом определил ее развитие.
«У тебя может быть величайший в мире талант, но если не будешь готовиться и работать по плану, всё пойдет прахом »
Спортивные лидеры
Спорт – одна из сфер массовой культуры. Чтоб достичь успеха в этой области, нужно обладать талантом, выделяться физическими или умственными способностями, но нередки случаи, когда успеха достигали и те, кто упорно шел к цели путем изнуряющих тренировок и полной самоотдачи. Это делает спорт предметом идеализации, ведь он знает больше всего примеров, когда мальчишка из бразильских трущоб или выходец из семьи неблагополучных африканских эмигрантов достигал вершин, становясь кумиром для миллионов таких же детей во все мире.
Эдсон Арантис ду Насименту (более известен как Пеле) (род. 1940) – бразильский футболист, предприниматель, футбольный функционер. Участник четырёх чемпионатов мира по футболу, 3 из которых Бразилия выиграла. Лучший футболист XX века по версии футбольной Комиссии ФИФА, лучший спортсмен XX века по версии Международного Олимпийского комитета. Является одним из 100 наиболее влиятельных людей мира по версии журнала Time.
История успеха футболиста Пеле наиболее точно подходит под заглавное описание мальчишки из трущоб. Многие достижения бразильца остаются уникальными до сегодня, его имя знают практически все дети, гоняющие во дворе мяч. Для почитателей его гения пример Пеле это не только образец одного из величайших игроков в футбол, но и успешного бизнесмена, общественного деятеля, превратившего детское увлечение в дело жизни.
«Успех не случайность. Это тяжелая работа, настойчивость, обучение, изучение, жертвоприношение и прежде всего, любовь, к тому, что вы делаете или учитесь делать »
Майкл Джеффри Джордан (род. 1963) – известный американский баскетболист, атакующий защитник. Один из лучших баскетболистов мира на этой позиции. Многократный победитель чемпионата НБА, двукратный чемпион Олимпийских игр. Сегодня владеет БК «Charlotte Bobcats». Специально для М. Джордана «Nike» разработала марку обуви «Air Jordan», которая сегодня популярна во всем мире.
Согласно исследованиям, опубликованным в статье под названием «Эффект Джордана» в журнале Fortune, экономическое влияние бренда под названием «Майкл Джордан» было оценено в $ 8 миллиардов. М. Джордан – культовая фигура для баскетбола, американских и мировых почитателей этой игры. Именно он сыграл огромную роль в популяризации этого вида спорта.
«Границы, так же как и страхи, чаще всего оказываются просто иллюзиями »
Мохаммед Али (Кассиус Марcеллус Клей) (род. 1942) – американский про-фессиональный боксёр-тяжеловес, один из самых известных и узнаваемых боксёров в истории мирового бокса. Спортивная персона века по версии ВВС, посол доброй воли ЮНИСЕФ, благотворительный деятель, отличный оратор.
Один из самых известных боксеров «золотой эры бокса», Мохаммед Али является примером того, как талантливый человек, даже потеряв все, продолжая упорно над собой работать, снова достигает вершины. Три его боя с Джо Фрейзером входят в число лучших боксерских поединков всех времен и, без сомнения, известны всем почитателям этого вида спорта. Даже после окончания карьеры, Мохаммед Али остался одним из самых узнаваемых спортсменов ХХ века, о нем написано множество книг, газетных и журнальных статей, снято больше десятка фильмов.
«Всё время переживать из-за прошлых ошибок – самая грубая ошибка »
Военные лидеры
Сегодня благодаря стремительному развитию технологий, в том числе военных, места для военного гения в истории осталось не так и много. Но еще столетие назад от полководцев и военачальников порой зависели судьбы отдельных государств и мира в целом.
Александр III Великий Македонский (356-323 гг. до н. э.) – македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы. Учился у Аристотеля философии, политике, этике, литературе. Уже в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.
Александр Македонский, чей военный и дипломатический таланты не вызывают со-мнения, был прирожденным лидером. Недаром молодой правитель снискал любовь среди своих солдат и уважение среди врагов в столь юном возрасте (умер в 32 года): он всегда держался просто, отвергал роскошь и предпочитал терпеть те же неудобства в многочисленных походах, что и его войска, не нападал ночью, был честен в переговорах. Эти черты – сборный образ любимых всеми нами в детстве персонажей книг и фильмов, героев, идеализированных в мировой культуре.
«Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно »
Наполеон I Бонапарт (1769-1821) – император Франции в 1804-1815 гг., великий полководец и государственный деятель, военный теоретик, мыслитель. Первым выделил артиллерию в отдельный род войск, стал применять артподготовку.
Отдельные битвы, выигранные Наполеоном, вошли в учебники по военному делу как образцы искусства ведения боевых действий. Император намного опередил своих современников во взглядах на тактику и стратегию войны, управление государством. Сама его жизнь – свидетельство того, как можно воспитать в себе лидера, сделав это задачей жизни. Не будучи высокого происхождения, не выделяясь среди сверстников по военной школе особыми талантами, Наполеон стал одной из немногих культовых личностей в мировой истории благодаря постоян-ному саморазвитию, небывалому трудолюбию и неординарному мышлению.
«Лидер – это торговец надеждой »
Павел Степанович Нахимов (1802-1855) – русский флотоводец, адмирал. Совершил кругосветное плавание в команде М. П. Лазарева. Разбил турецкий флот в Синопском сражении во время Крымской войны. Кавалер многих наград и орденов.
Лидерские качества и навыки П. С. Нахимова наиболее полно проявились во время руководства им обороной Севастополя. Он лично объезжал передовые позиции, благодаря чему имел величайшее нравственное влияние на солдат и матросов, а также гражданское население, мобилизованное на защиту города. Талант руководителя, умноженный на энергичность и умение к каждому находить подход, сделали Нахимова «отцом-благодетелем» для подчиненных.
«Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером – последний есть вернейший »
Отзывы, комментарии и предложения
Приведенный выше список выдающихся лидеров из разных областей – лишь малая часть материала в данном направлении. Вы можете высказать свое мнение или написать о личности, которая является примером для вас, воспользовавшись формой ниже.