Илон маск снялся в железном человеке. Элон Маск – настоящий Железный Человек
Началось все в Вашингтоне (окр. Колумбия), на шоу в Wilson Center, которое давал коллектив Void – хаотический, невероятно напористый панк-метал-квартет из Колумбии (шт. Мэриленд), – именно там 15-летний Dave Grohl впервые встретился с Brian Samuels’ом осенью 1984 года. На тот момент группа Samuels’а - Freak Baby искала себе второго гитариста – точно также, как годом раньше это делали такие корифеи сцены, как Minor Threat, Faith и Scream, – и Samuels пригласил молодого гитариста на прослушивание в репетиционный зал группы, располагавшийся в подвале барабанщика Dave Smith’а. Grohl был не самым лучшим гитаристом, с которым группе доводилось встречаться, – Chris Page вспоминает, что он был просто "компетентным", – однако если ему чего-то и не доставало в плане технического мастерства, то он окупал это энергией, энтузиазмом и заразительным юмором, который привнес в группу. Кроме того, простое, но эффектное исполнение Grohl’ом ритма органично дополняло более профессиональную игру ведущего гитариста Bryant Mason’а.
Распад Freak Baby был внезапным и жестоким. Как-то раз, в конце 1984 года, Grohl сидел за установкой Dave Smith’а на репетиции, пробуя играть простые дроби, заполнения и форшлаги, которые практиковал несколько лет у себя в спальне в доме родителей в Springfield (шт. Виргиния). Он играл, опустив голову и закрыв глаза; руки и ноги его так и мелькали, когда он выбивал биты под проносившиеся у него в голове гитарные риффы [англ. riff – короткая повторяющаяся фигура, исполненная на гитаре - прим. сайт ] групп Minor Threat и Bad Brains. Погруженный в музыку, Grohl не обращал внимания на товарищей, которые настаивали на том, чтобы он вернулся к своей гитаре. При росте 6 футов 5 дюймов и весе под 270 фунтов, бритоголовый Samuels не производил впечатления человека, которого можно игнорировать. Grohl не заметил, как его дюжий товарищ по группе поднялся с дивана, и поэтому, когда Samuels сдернул его со стула за волосы и повалил на землю, он, скорее, ощутил шок, чем боль. Однако остальные члены группы были подавлены. Они и раньше чувствовали, что Samuels все больше и больше старается утвердить свой авторитет и взять группу под свой контроль, но это было уже слишком. Когда Grohl поднялся на ноги, Chris Page объявил о конце репетиции. А менее чем через неделю он объявил и о конце Freak Baby, перетасовав состав так, что Grohl сел за барабаны, Smith взял бас-гитару, а Samuels отправился восвояси. С новым составом пришло и новое название: Mission Impossible.
С уходом альфа-самца репетиции Mission Impossible уже на начальном этапе проходили игриво, продуктивно и очень энергично: все четверо в группе любили кататься на скейтбордах, и временами подвал Smith’а больше напоминал скейтпарк, чем репетиционный зал: во время игры подростки отскакивали от стен, вертелись волчком, прыгали через усилители и мебель. Однако их репетициями были свойственны также интенсивность и сосредоточенность. Песни рождались сами собой, когда музыканты сыпали идеями, переполняли зал энергетикой и экспериментировали со структурой, тоном, ритмикой и динамикой. Уже через два месяца группа почувствовала себя вполне готовой к записи пробной пленки, что и было сделано при участии местного звукоинженера и музыканта Barrett Jones’а, который руководил предыдущей сессией звукозаписи для Freak Baby. Jones возглавлял в колледже рок-группу под названием 11th Hour – этакий доморощенный северовиргинский ответ коллективу R.E.M. – и держал крохотную звукозаписывающую студию Laundry Room ("Прачечная"), названную так потому, что его 4-дорожечный магнитофон Tascam и 12-канальный микшерный пульт Peavey размещались в прачечной, в доме его родителей в Арлингтоне. Сегодня, владея уже более модернизированной и просторной Laundry Room Studios в районе South Park в Сиэтле, Jones вспоминает об этом проекте с теплотой.
"Я уже делал запись для Freak Baby с Dave’ом в качестве гитариста, но когда он переключился на ударные, это пошло группе только на пользу, – вспоминает он. – Вместо одноминутных хардкоровых песен они стали делать... двухминутные хардкоровые песни! Но эти вещи были более многообещающими, сложными и динамичными.
В то время Dave, пожалуй, был самым энергичным музыкантом, которого я когда-либо встречал, – добавляет он. – Когда мы делали первую пробную запись для Freak Baby, он буквально по стенам прыгал. Это была хардкоровая группа, так что их всех переполняла энергия, но он выделялся среди прочих. Однако если говорить о музыке, то его решение переключиться на барабаны было, несомненно, правильным".
Ian MacKaye, ведущий солист группы Fugazi и соучредитель студии звукозаписи Dischord Records, вспоминает, как впервые увидел Grohl’а за ударной установкой с группой Mission Impossible во время выступления в клубе Lake Braddock 25 июля 1985 года. "Все говорили: "Тебе надо взглянуть на этого барабанщика, он совсем пацан, всего 16 лет, играет каких-то пару месяцев, и он прямо-таки неудержим!" А потом я увидел их воочию, и Dave играл просто маниакально. Он не до конца владел всеми техническими приемами, но исполнение его словно диктовалось кем-то свыше. Его игра была такой безудержной, он стремился играть настолько сильно и быстро! Это было просто феноменально. Все вокруг говорили: "Вау, да это чертяка невероятен!"
"Как-то вечером Ian подошел ко мне и сказал, что я играю прямо как Chuck Biscuits [барабанщик D.O.A./Black Flag/Circle Jerks], – вспоминает Grohl. – Для меня это было все равно что сказать: "Ты прямо как Keith Moon", потому что Chuck Biscuits был для меня великим вдохновителем. Вот с тех пор я и стал известным «пацаном» на районе, который здорово играет. Приобрел репутацию супербыстрого, неудержимого хардкор-барабанщика".
Переход в Scream.
Поздней осенью 1986 года Dave Grohl, теперь уже играющий в составе недолговечной группы Dain Bramage, как-то зашел купить новые барабанные палочки в магазин Rolls Music в Фолс-Черч (шт. Виргиния). Там он и увидел объявление, висевшее среди листовок на информационном стенде. Оно гласило: "Группе Scream нужен барабанщик. Звонить Franz’у". Сперва не поверив, Grohl перечитал объявление несколько раз, потом сорвал его со стенда и сунул в карман. Поскольку ситуация с Dain Bramage была неопределенной, он рассудил, что не мешает воспользоваться возможностью поиграть с музыкантами, которых он считал героями. Придя домой, он взял телефон и набрал номер.
Scream (with Dave Grohl on drums)
Dave Grohl’у было всего 17 лет, когда он примкнул к последней великой американской хардкор-группе. Bruce Springsteen когда-то пел на тему учебы: "more from a three-minute record than we ever learned in school" ("три минуты записи дают нам больше, чем годы школы"); подобным же образом три года разъездов в автофургоне Dodge Ram с группой Scream стали для Grohl’а великолепнейшей школой, о которой он мог только мечтать. В удивительно выразительной фразе, которая метко отражает дикий, противозаконный характер подпольных гастрольных разъездов середины 80-х, бывшая девушка Grohl’а, вспоминая о прошлом, заявила, что Grohl был "вскормлен в автобусе волками". С начала работы в Scream прошло двадцать пять лет, а Grohl по-прежнему относится к Pete и Franz Stahl как к членам своей семьи.
"Мне было 18 лет, а уже я занимался именно тем, чем хотел, – говорит Grohl. – Имея в кармане по 7 долларов в день, я путешествовал по таким местам, о которых даже и не мечтал. И все благодаря музыке. Это ощущение – когда ты едешь по стране в автофургоне еще с пятью парнями, останавливаешься в каждом городе, чтобы дать концерт, ночуешь на полу у чужих людей, любуешься из кабины восходящим над пустыней солнцем, – все это просто неописуемо. Как раз к этому у меня и лежала душа".
От Scream к Nirvana
В августе 1990-го года, по инициативе Thurston Moore’а [американский музыкант; композитор, гитарист и вокалист альтернативной рок-группы Sonic Youth - прим. сайт ], группа Nirvana была приглашена на открытие нескольких мероприятий на Западном побережье для Sonic Youth. Moore, его партнер Kim Gordon и J. Mascis из Dinosaur Jr видели выступление Nirvana в Нью-Джерси прошлым летом, и брутальная мощь этой группы произвела на них сильное впечатление. Приобретя копию кассеты Nirvana, записанную в Smart Studios, он теперь рассказывал об этой группе всем своим знакомым. Для Cobain’а возможность поиграть вместе с легендарными громогласными исполинами из Нью-Йорка была слишком заманчивой, чтобы ее упускать, несмотря на то, что у него в группе опять не было барабанщика. Поскольку Dan Peters (барабанщик группы Mudhoney и временная замена для Nirvana, пришедший на смену предыдущему барабанщику Chad Channing’у, покинувшему группу в мае 1990 года) был командирован на европейский фестиваль с Mudhoney, Cobain обратился к своему старому другу Dale Crover’у из Melvins за очередной помощью.
За два дня до начала гастролей в клубе Bogart’s в Лонг-Бич (шт. Калифорния), Cobain, Chris Novoselic (который в то время еще не писал свое имя по-хорватски) и звукооператор Craig Montgomery поехали в Сан-Франциско, чтобы встретиться с Crover’ом в доме Buzz Osborne’а. Именно тогда Osborne и посоветовал им съездить в клуб I-Beam и посмотреть на его друзей из Scream.
Cobain не сразу внял убеждениям. Вместе со своим соседом Slim Moon’ом, владельцем звукозаписывающей компании Kill Rock Stars в Олимпии, певец уже видел, как эта группа из Bailey’s Crossroads [район на окраине штата Виргиния - прим. Драмспич - форум барабанщиков ] выступала в театре Community World Theater в Tacoma еще в октябре 1987 года, во время первых гастролей Dave Grohl’а вместе с братьями Stahl. Cobain, ожидавший услышать подлинный панк-рок, страшно разочаровался, когда понял, что "живое" выступление Scream в значительной степени строится вокруг того напыщенного хард-рока, от которого он сам старался отказаться.
"Kurt’у это ужасно не понравилось, – вспоминает Slim Moon, до сих пор считающийся уважаемой фигурой в тесно спаянном и строго независимом музыкальном сообществе Олимпии. – Он все время говорил: "Когда хорошие группы косят под Van Halen – это никуда не годится". Почему-то его особенно раздражало то, что они исполняют соло на гитарах Telecaster. На обратном пути он всю дорогу твердил, что всего этого терпеть не может".
В Сан-Франциско Cobain для проформы согласился отправиться в клуб I-Beam. И на этот раз он не заметил ни того, на каких гитарах играл Franz Stahl, ни того, что Pete Stahl был одет, скорее, как Sammy Hagar [американский гитарист и рок-вокалист, входил в состав рок-группы Van Halen - прим. сайт ], а не Ian MacKaye. Все его внимание было полностью во власти мощной игры барабанщика Scream.
"Я стоял с Kurt’ом и Chris’ом, – вспоминает Montgomery, – и Kurt сказал: "Как раз такой барабанщик нам и нужен". Dave обладал энергией, которой трудно было не поддаться, и Kurt’а с Chris’ом его игра просто ошеломила. Он показался нам самым подходящим кандидатом".
Через шесть недель Dave Grohl упаковал свои барабаны в большую картонную коробку и взошел на борт самолета рейсом до Сиэтла.
Grohl прибыл в Сиэтл в пятницу днем, 21 сентября 1990 года. Cobain и Chris Novoselic приехали в городской аэропорт Sea-Tac, чтобы его встретить. Когда Novoselic вырулил из аэропорта в своем автофургоне Volkswagen, намереваясь преодолеть 18-мильный маршрут до своего дома в Tacoma, где Grohl’у предстояло остановиться на первые несколько недель, барабанщик, чтобы растопить лед, предложил Cobain’у яблоко.
"Нет, спасибо, – сказал Cobain. – У меня от яблок десны кровоточат". Остальная часть пути была проделана в молчании. На следующий вечер было объявлено, что Nirvana будет выступать в шоу для всех возрастов вместе с местными панк-группами Derelict, Dwarves и Melvins в здании Motor Sports International Garage на 1500 человек. Это выступление имело для группы немалое значение: на тот момент это было самое крупное их хедлайн-шоу в родном городе, и Sub Pop [американский лейбл звукозаписи, расположенный в Сиэтле] пригласил из Лондона журналиста Keith Cameron’а и фотографа Ian Tilton’а из журнала Sounds, чтобы они написали передовую статью про группу перед их первым полноценным турне по Великобритании в октябре, где им предстояло стать гвоздем программы. Поскольку группа Mudhoney как раз устроила перерыв, пока гитарист Steve Turner заканчивал колледж, Cobain попросил Dan Peters’а поиграть в этот вечер на ударных. Днем Cobain сообщил Grohl’у, что вряд ли сможет с ним пообщаться или представить его друзьям во время шоу, поскольку внезапное появление на концерте неизвестного барабанщика может породить различные сплетни среди завсегдатаев местной тусовки. Ошарашенный Grohl исправно наблюдал за выступлением из толпы зрителей, проникаясь атмосферой шоу. Он с удивлением увидел, что каждый паренек в зале щеголяет в футболке Nirvana с какой-нибудь разухабистой темой типа курения "дури".
На следующий день Novoselics устроил у себя в доме вечеринку с барбекю для приезжих журналистов из Великобритании, и барабанщик тихонько сидел за заднем плане, поедая жаркое из креветок, омаров и говядины, пока Cobain, Novoselic и Peters обрисовывали Cameron’у свои будущие планы. На следующий день он присоединился к Cobain’у и Novoselic’у в замызганном репетиционном зале Dutchman в Сиэтле, где несколькими месяцами ранее эта парочка вместе с Peters’ом написала песню "Sliver", и ему устроили прослушивание, чтобы рассмотреть его кандидатуру на вакансию, которая, как вполне логично полагал Peters, была уже занята. Не успело трио завершить первую композицию, как Cobain и Novoselic уже поняли, что отыскали нужного им человека. На следующий день Kurt Cobain явился без предупреждения на радио-шоу Calvin Johnson’а KAOS, чтобы устроить импровизированное акустическое исполнение четырех песен. Во время выступления он случайно обмолвился Johnson’у, что у Nirvana теперь новый барабанщик, причем отозвался о нем не иначе, как о "барабанщике нашей мечты".
"Его зовут Dave, и это Dale Crover в миниатюре, – заявил он с восторгом. – Он играет почти так же здорово, как Dale. А еще через пару лет, пожалуй, сможет заткнуть его за пояс".
Dan Peters не знал об этом неожиданном заявлении Cobain’а в эфире KAOS. Поэтому, когда на следующий день солист Nirvana ему позвонил, Peters вообразил, что Cobain хочет поговорить насчет предстоящего турне по Великобритании. А вместо этого тот робко ему сообщил, что в группу взят на постоянной основе новый барабанщик.
Общение никогда не входило в число сильных сторон Cobain’а, в чем и сам Grohl очень быстро убедился: "Не помню, чтобы они говорили мне: "Ты в группе", – признался Grohl годы спустя. – Мы просто продолжали играть и дальше".
Выступление было энергетически насыщенным, бурным и напряженным. Grohl вынужден был начинать первый номер – кавер на песню "Son Of A Gun" группы The Vaselines – не менее трех раз, поскольку во время выступления в крохотном здании то и дело выбивало пробки. Еще через несколько песен голый по пояс барабанщик насквозь прошиб палочками пластик на малом барабане; Cobain поднял искалеченный барабан, демонстрируя его восторженной толпе, как военный трофей. Таким был официальный дебют Grohl’а.
"Я чувствовал, что мне необходимо что-то доказать, – вспоминал он позднее. – Я знал, что как группа мы звучим прекрасно. А в тот вечер мы были в отличной форме, хотя я и нервничал, как не знаю кто. Я ни с кем не был знаком – ни в зрительном зале, ни в группе. Я был всецело предоставлен самому себе. И это было единственным, что имело значение, – этот час, который предстояло провести на сцене. Вот на чем я полностью сосредоточился".
"Grohl был сущим монстром, – говорит биограф Cobain’а Charles R. Cross, в то время редактор газеты The Rocket, выходившей в Сиэтле. – Chad Channing’а часто недооценивают, а ведь это был прекрасный барабанщик на раннем этапе гастрольных выступлений Nirvana, потому что он был приветливым малым, талантливым музыкантом и исполнял песни Nirvana панкового периода не хуже других. Однако с Dave Grohl’ом Nirvana стала совершенно иным "зверем". Он придал выступлениям Nirvana мощи и сделал их по-настоящему зрелищными. Именно Grohl превратил Nirvana в тот генератор энергии, каким мы теперь ее знаем".
"Благодаря его вкладу, наша группа превратилась в настоящую природную силу, – говорит Novoselic. – Nirvana сделалась могучим зверем, который тяжелой поступью зашагал по планете".
Перевод сделан с разрешения правообладателя DRUM! magazine ..
http://foo-fighters.ru
Дейв Грол (Дэвид Эрик Грол англ. David Eric Grohl , 14 января ) - американский рок-музыкант и автор песен. Наиболее известен как барабанщик рок-группы Nirvana c года до её распада в году.
Музыкальная деятельность Грола началась 80-х, когда он играл в нескольких Вашингтонских группах.
В году он основал рок-группу Foo Fighters . В году сотрудничал с группой
Ссылки
- www.foofighters.com - официальный сайт рок-группы Foo Fighters
- Nirvana-grunge - Сообщество о Nirvana на @mail.ru
Foo Fighters | |
---|---|
Дейв Грол Крис Шифлетт Нейт Мендел Тейлор Хокинс | |
Дискография | Foo Fighters The Colour and the Shape There Is Nothing Left to Lose One by One In Your Honor Echoes, Silence, Patience and Grace |
связанные статьи |
Nirvana Sunny Day Real Estate The Germs Queens of the Stone Age Taylor Hawkins and the Coattail Riders The Fire Theft Jackson United Me First and the Gimme Gimmes Late! No Use for a Name |
до нирваны учавствовал в Scream
ДЕЙВ ГРОЛ
«Мы уже через две минуты знали, что это тот удар- ник, который нам нужен. У него был сильный удар. Он был очень динамичен. Дейв был такой яркий, горячий, живой. Он играл рок».
Крис Новоселич
Дэвид Эрик Грол родился 14 января 1969 года в городе Уоррен, штат Огайо, в семье Джеймса и Вирджинии Грол. Его отец был журналистом, а мать преподавала в школе анг- лийский язык. У Дейва была сестра Лиза, на три года старше его. Когда Дейву исполнилось три года, семья переехала в Спрингфилд, штат Вирджиния, а когда ему стукнуло шесть, родители развелись. По словам Дейва, развод родителей не произвел на него особого впечатления, возможно потому, что он тогда мало что понимал. Дейва воспитывала мать, которую он до сих пор просто обожает. Однако растить двоих детей на алименты и скром- ную зарплату учительницы было непросто. «Бывали тяже- лые времена, когда мы ели на обед только арахисовое масло и сэндвичи», - вспоминал Дейв. Его мать в юности пела в нескольких вокальных груп- пах, выступавших на улице, а отец был талантливым флей- тистом. Сам Дейв, будучи еще голоштанным мальцом, легко схватывал любую мелодию на слух. Музыку он любил с дет- ства. В возрасте десяти лет Дейв орсанизовал со своим при- ятелем Ларри дуэт, называвшийся Н. G. HANCOCK BAND. Дейв играл на однострунной гитаре, а Ларри стучал по кухонной посуде. В двенадцать лет Дейв начал брать уроки игры на гитаре и проучился около двух лет. Он писал песни о своих друзьях или о своей собаке и записывал их на маг- нитофон - сначала гитару, а потом накладывал ударные. В конце концов учиться ему надоело, и он стал играть в окрестных группах, исполнявших песни THE BEATLES и ROLLING STONES. Он тогда еще ничего не знал о панк-роке, но уже познакомился с «новой волной» в лице В-52 и DEVO. Настоящий шок Дейв пережил летом 1982 года, когда побывал у тети в Иллинойсе и познакомился со своей кузи- ной Трейси. Она была самым настоящим панком и щеголяла в навороченных кожаных штанах, вся увешанная цепями и подстриженная «ежиком». Трейси все лето водила Дейва с сестрой по самым различным панк-концертам, так что в ре- зультате оба почувствовали себя самыми настоящими пан- ками. Дейву нравилось «быть просто маленьким засранцем- панком, слоняющимся по городу, быть маленьким отщепен- цем». Но это была только одна из причин его увлечения панк-роком. Другая заключалась в энергии, излучаемой этой музыкой. «Я был супергиперактивный», - вспоминал Дейв (не настолько, впрочем, чтобы его лечили риталином, как Кур- та). Подобно Крису и Курту, в школе Дейв начал курить «траву», однако это стало для него настоящей проблемой. «Я курил слишком много, - вспоминал Дейв. - Это единствен- ное, что я не могу себе простить, потому что это серьезно мне повредило. С пятнадцати до двадцати лет я курил четы- ре-пять раз в день и помногу. Каждый божий день. Это так изматывает. Ты не чувствуешь, что вымотан, пока куришь, но стоит тебе перестать, как ты понимаешь: «Со мной что-то не так». Преуспевающие представители среднего класса, в ос- новном населявшие Спрингфилд, относились к панк-року гораздо терпимее, чем замученные нуждой жители Аберди- на. Дейва окружало много единомышленников, и в школе он уже играл в «плохой», по его собственным отзывам, но все- таки панк-группе, которая называлась FREAK BABY. Вскоре выяснилось, что ударник совершенно не тянет, и за бараба- ны сел Дейв. Поупражнявшись некоторое время у себя в комнате на книгах, стульях и другой мебели, он вошел во вкус нового амплуа. Вскоре из группы пришлось выгнать бас-гитариста, поэтому бывший ударник переключился на бас, а Дейв - на ударные. Группа, отныне ставшая называть- ся MISSION IMPOSSIBLE, играла быстрый хардкоровый панк, настолько быстрый, что пришлось сменить название на FAST. В 1985 году вместе с Рубином Рэддингом, басистом ме- стных знаменитостей АОС, которые только что распались, Дейв образовал группу DAIN BRAMAGE, которая выпустила единственный альбом, хорошо отражавший, по мнению Дейва, ту разновидность рока, которую они играли, а имен- но «арт-панк и хардкор». Для городского любителя «травы», каковым был в это время Дейв, совершенно естественным было стать поклон- ником LED ZEPPELIN. И еще более естественным для него было начать копировать манеру игры на ударных Джона Бо- нэма. «Я передирал его, как сумасшедший, - рассказывал Дейв, - а потом я раскусил фантастический запинающийся звук «бочки» в «Kashmir», и это распахнуло передо мной миллион новых дверей». В качестве шутки Дейв сначала изобразил бонэмовский логотип из трех кругов на своем большом барабане, а потом сделал себе аналогичную татуировку на руке, а также ее ва- риации на запястье и другой руке. Свою же первую татуи- ровку - логотип BLACK FLAG на предплечье он сделал кус- тарным способом в возрасте тринадцати лет. Когда Дейву исполнилось семнадцать лет, он бросил школу, поскольку гораздо больше диплома его привлекала возможность «увидеть мир и играть». Позднее, когда Венди Кобейн встретилась на телешоу «Saturday Night Live» в Нью-Йорке с Вирджинией Грол и обе женщины поговорили о своих сыновьях, они порази- лись, насколько те похожи. Впрочем, сам Дейв отрицал это, хотя и признавал, что когда впервые побывал в доме, где прошло детство Курта, и увидел нарисованный на стене мозг со знаком вопроса, то Вспомнил, как в седьмом классе по укурке он сделал анало- гичный рисунок. Кроме того, Дейв соглашался, что и он, и Курт, оба порядочные лентяи. Узнав, что местной хардкоровой группе SCREAM требу- ется ударник, Дейв пошел на прослушивание и был принят. Со SCREAM он записал два «живых» альбома и совершил несколько туров по США и Европе, пока в сентябре 1990 года, после скоропостижного отъезда домой бас-гитариста группы в ходе одного из туров, он не оказался в Лос- Анджелесе, совершенно один и без денег. Дейв позвонил Баззу Осборну, который, зная, что Курту и Крису нравилась игра Дейва, дал ему телефон Криса. Новоселич был в вос- торге и после нескольких вопросов, убедивших его, что Дейв слушает правильную музыку, пригласил его в Сиэтл. Дейву уже приходилось слушать НИРВАНУ во время европейского тура вместе со SCREAM. Их звучание показа- лось ему похожим на звучание MELVINS, которые были близки его вкусу. Дейв разобрал свои барабаны, упаковал их в большую картонную коробку и вылетел в Сиэтл. Концерт в Motor Sports состоялся на следующий вечер после его прилета. В тот раз НИРВАНА не произвела на Дейва особенно сильного впечатления. «Я думаю, они вы- ступили ничего, - вспоминал он. - Но они не потрясли меня. Перед ними выступали MELVINS, и я настолько погрузился в них, что к моменту выступления НИРВАНЫ был уже со- вершенно без сил». Через несколько дней состоялось прослушивание Дей- ва. «Мы уже через две минуты знали, что это тот ударник, который нам нужен, - вспоминал Крис. - У него был силь- ный удар. Он был очень динамичен. Дейв был такой яркий, горячий, живой. Он играл рок». Около месяца Дейв жил у Криса и Шелли, а потом пе- реехал к Курту в Олимпию. Квартиру, в которой жил, он описывал как «маленькую, захламленную, грязную и воню- чую». Кровать, на которой ему приходилось спать, была ко- роче его сантиметров на тридцать, а рядом помещался тер- рариум с любимыми черепахами Курта, которые по ночам отчаянно стучали панцирями о стекло, пытаясь выбраться. «Все это было очень необычно, - рассказывал Дейв. - Последние два с половиной года были очень необычными». Курт и Дейв проводили время в чтении или просто в молчаливом разглядывании стен, а потом шли в дешевый кинотеатр или стреляли из духового ружья по двору. Они ложились спать в шесть утра, когда только рассветало, и просыпались на закате, так и не видя дня. Они практически не разговаривали. В конце 1990 года Курт решил порвать с Тоби, которая была моложе его на несколько лет и явно не стремилась к завязыванию долговременных отношений. Однако именно такие отношения были нужны Курту. Очередная неудача на любовном фронте ввергла его в депрессию. «Я просто устал от невозможности найти подходящую пару, которую я ищу всю свою жизнь, - рассказывал Курт. - Я устал от девушек, с которыми могу провести не более па- ры месяцев. Я всегда был старомодным на этот счет. Мне всегда была нужна девушка, с которой я мог бы долго нахо- диться в хороших отношениях. Мне бы хотелось иметь мно- го привязанностей, но мне всегда было нужно нечто боль- шее, чем это». Через несколько недель Дейв отработал свой первый концерт с НИРВАНОЙ в Олимпии. Это было потрясающее шоу: Дейв играл с такой силой, что пробил малый барабан. Курт схватил пробитый барабан и поднял его над головой, чтобы все могли видеть - они нашли наконец настоящего ударника. И с этим мнением должны были согласиться все, кто присутствовал на концерте. Только теперь НИРВАНА обрела свое настоящее звучание
Сегодня свой день рождения празднует Дэйв Грол — настоящий человек-оркестр, без которого сложно представить современную рок-сцену.
Вспоминаем самые выдающиеся достижения Дэйва Грола на сегодняшний день, заодно немного расспросив о нем людей из ближайшего музыкального мира — Алексея Дорошенко («Друга Рiка»), Виктора Придувалова, Артема Угодникова (Gorchitza, «Гапочка»), Диму Сазонова (Point) и Александра Красовицкого («Animal ДжаZ»)..
Когда говоришь о таких людях как Дэйв Грол, никогда не знаешь, с чего начать — он успевает столько всего, что, кажется, у него просто обязан быть тайный брат-близнец или хотя бы секрет растягивания одних суток до сорока часов минимум.
Создать собственный металл-проект Probot, написать всю музыку и привлечь Лемми, Макса Кавалеру или Снейка из Voivod записывать вокал и сочинять тексты? Запросто. Сменить Джоуи Кастилло за барабанной установкой Queens of the Stone Age? Не вопрос. Собрать супергруппу с гениальным названием Them Crooked Vultures и поиграть в свое удовольствие? Сказано — сделано.
Выкупить уникальную звукозаписывающую консоль, которая стоит без дела в студии, где когда-то записывалась Nirvana? Снять заодно об этой студии фильм? Записать песню с сэром Полом МакКартни? Устроить после всего этого большой концерт, где соберутся ярчайшие звезды рок-музыки, и записать все на пленку? Черт возьми, да!
В портфолио Дэйва Грола — далеко не только Nirvana и Foo Fighters; а список музыкантов, с которыми он работал или работает — как тот список кораблей, который можно прочесть лишь до середины.
На фоне всего этого как-то даже не удивительно, что, когда Дэйву было 12 лет, он самостоятельно «изобрел» мультитрековую запись в своей спальне с помощью двух магнитофонов. Ну, можно ли не восхищаться этим человеком? Примерно этот вопрос я задала людям, живущим в музыке — и вот что они мне ответили.
Алексей Дорошенко (барабанщик группы «Друга Рiка»)
«Я не перестаю им восторгаться! Мой любимый проект Дэйва Грола — это Probot: просто офигенная идея. Удивительный человек Дэйв — умеет обрезать все лишнее и подать очень вкусный материал для уха и глаза.
Обязательно рекомендую смотреть его фильм "Sound City" — всем, и по нескольку раз. Признаюсь честно, когда я его смотрел впервые, и речь пошла о накоплении "Nevermind"... Ох, сложно было сдерживать эмоции. Я очень рад за тех людей, которые ощутили кайф от возможности работы в этой студии. В фильме интересно все-все-все: от начала и до коды. Он уникален — как уникален и его создатель».
Виктор Придувалов (режиссер, клипмейкер, автор проека Void )
«Дэйва Грола я уважаю. Признаться, Foo Fighters я долго не любил — особенно после того как увидел однажды, что они играют под фонограмму. Но вот общение Грола с Джошем Хомми дало очень интересный результат. И то, как звучат барабаны Грола в альбоме "Songs for the Deaf" Queens of the Stone Age 2002 года — это нечто! Да и все последующие проекты интересны.
Что же касается его работы как режиссера, то здесь он еще очень слаб, но если он это занятие не бросит — есть все шансы, что выйдет толк.
Безусловно, Дэйв — очень творческая личность. Я желаю ему здоровья — творческого, духовного и физического! Let"s Rock!»
Артем Угодников (барабанщик групп Gorchitza, «Гапочка» и trio SOMA)
«О том, что Дэйв Грол играл в Nirvana, знает даже моя мама. Потом, после загадочной смерти Кобейна, он после полугодовой депрессии записал кассету (сам!), назвал это Foo Fighters, собрал состав — и получилась еще одна крутая группа.
Помимо всего прочего, Дэйв Грол — это именно тот человек, который своей игрой заставил меня взять барабанные палочки в руки. Дальше было много барабанщиков, которыми я восхищался — но он для меня стоял у истоков. Потому что, когда я в детстве увидел на затертой видеокассете, как этот безбашенник играет в Nirvana — у меня просто не осталось слов.
Обязательно послушайте песню "No One Knows" Queens of the Stone Age — там на барабанах играет наш сегодняшний именинник. Отлично нажимает!»
Дима Сазонов (вокалист группы Point)
«Безусловно, самый удачный проект Дэйва Грола — это Nirvana. Это то, что история сохранит в любом случае. Foo Fighters — хорошо, но, откровенно говоря, это группа одного человека. Самое же интересное началось, когда Дэйв связался с тусовочкой под названием Queens of the Stone Age. После родилась группа Them Crooked Vultures, которую Дэйв создал совместно с бас-гитаристом Led Zeppelin и лидером QOTSA. Это группа одного альбома (который, к сожалению, не многие слышали), но, на мой взгляд, это самый крутой проект с участием Грола.
Говорят, он многих раздражает своей чересчур многогранной активностью. Меня он этим завораживает. Ходят слухи, что он плохо сходится с чужими мыслями, что многие музыканты уходили от него из-за его «музыкального деспотизма», но, как показала практика, он просто блестящий аранжировщик — и музыкант, который играет буквально на всем. Плюс мне очень импонирует его чувство юмора. Одним словом: прекрасен».
Александр Красовицкий (лидер группы « Animal Джа Z»)
«Nirvana — вот главное достижение Дэйва Грола: при всей харизме Курта Кобейна, творческое влияние Грола нельзя недооценивать. А вот Foo Fighters — его так называемая «шоуменская» сторона. Как оказалось, в нем этого много. Ну, и прочие его проекты, вроде работы с Queens of the Stone Age, — это не более чем эксперименты».
И напоследок — настоящее сокровище: большая речь Дэйва Грола на музыкально-кинематографической конференции SXSW. О том, как начинался его творческий путь, почему «Foo Fighters» — это плохое название, как важно найти свой собственный голос и как переживать самые сложные моменты и идти дальше.
С чувством, толком, расстановкой и неизменным юмором.