Сколько лидеров может быть в группе. Как быть лидером группы людей
Выше было сказано, что объектом изучения общего землеведения является географическая оболочка, поэтому общее землеведение должно рассматриваться как учение о географической оболочке. Основы учения о географической оболочке были созданы в 30-е годы текущего столетия, однако некоторые идеи, а также исследования состава, структуры и эволюции оболочки развивались на протяжении всего предшествующего длительного этапа формирования физической географии и смежных наук.
Определение общего землеведения как учения о географической оболочке еще не в полной мере раскрывает специфику этой науки. В ходе развития любой науки ее объект рассматривается под разными углами зрения, и, как правило, начинается исследование с чисто внешних, поверхностных черт, а затем переходят к выявлению более глубинных, сущностных особенностей. Это связано с определенными закономерностями познания любого объекта, присущими науке, а также и с изменением задач, которые ставит перед наукой общество. Та сторона объекта, которая рассматривается данной наукой на соответствующем этапе развития, составляет предмет ее исследования (Плахотник А. Ф., 1981). Изменение задач, которые решает данная наука при исследовании объекта, означает, таким образом, и изменение ее предмета.
На протяжении многих столетий (вероятно, до середины XIX в.) географы занимались преимущественно описанием земной поверхности. Постепенно наряду с описанием стали решаться задачи научного объяснения явлений, которые удавалось наблюдать. Наиболее отчетливо этот переход наметился в трудах А. Гумбольдта.
В современный период возросшего воздействия человечества на природную среду, ее сильного загрязнения и возникновения дефицита природных ресурсов все более актуальными становятся задачи управления природопользованием, направленного, с одной стороны, на удовлетворение потребностей человечества в природных ресурсах, с другой - на оптимизацию окружающей природной среды, т. е. такое использование ресурсов, которое обеспечивало бы ее нормальное функционирование. Задача оптимизации природной среды решается на нескольких уровнях: локальном, региональном и глобальном. Первый связан с преобразованием природной среды на небольших территориях - непосредственно там, где было оказано воздействие. Опыты такого воздействия известны с самых ранних этапов существования человечества. Это ирригация и распашка земель, вырубка леса и т. п. На региональном уровне воздействие на природу складывается из отдельных частных локальных изменений. Примером могут служить изменения на территории обжитых районов суши земного шара. Оптимизация природопользования на региональном уровне требует уже целенаправленных и согласованных воздействий на уровне административной части территории страны, целого государства или группы государств.
Глобальный уровень оптимизации соответствует всей географической оболочке или очень значительной ее части - полушарию, континенту, океану. Это как раз тот уровень, на котором необходимо знание законов строения, функционирования, динамики и развития географической оболочки как целостной природной системы. Целесообразность и принципиальная возможность оптимизации географической оболочки стала осознаваться относительно недавно, уже в эпоху научно-технического прогресса. Благодаря успехам таких интегрирующих отраслей и наук, как теория систем, кибернетика и математическое моделирование, а также накоплению фактических наблюдений, полученных из Космоса, и возможности непрерывного слежения за состоянием географической оболочки и ее реакциями на техногенную деятельность постепенно сформировалось представление о ней как целостной организованной системе, обладающей способностью к саморегуляции и автоматическому поддержанию на определенном уровне значений основных жизненно важных параметров и функций. В таком подходе - новизна задачи и возможностей оптимизации географической оболочки. Оптимизация должна состоять в направленном, наперед рассчитанном, дозируемом воздействии, которое в первую очередь должно затрагивать механизмы, управляющие саморегулированием. Такими представляются авторам современная концепция общего землеведения и сущность задач, которые жизнь настоятельно выдвигает перед общим землеведением - единственной наукой, изучающей географическую оболочку как целостную систему и поэтому ответственную за успехи человечества в области глобального регулирования состояний окружающей природной среды с целью ее оптимизации.
Следовательно, современной задачей общего землеведения будем считать познание закономерностей строения, динамики и развития географической оболочки для разработки системы оптимального управления происходящими в ней процессами.
Географическая оболочка, являясь, по существу, природной средой обитания человеческого общества, в настоящее время более или менее изменена хозяйственной деятельностью, а в ряде случаев, будучи тесно с нею связана, образует природно-техническую систему. В этом новом состоянии, которое уже нельзя назвать чисто природным, географическая оболочка приобрела качественно новые черты. Поэтому критерии оптимизации связаны не только с сохранением и улучшением природных свойств, но и с созданием, конструированием новых, неизвестных ранее свойств, сочетаний, состояний, т. е. решением тех задач, которые в современной географической литературе относятся к конструктивной географии. Современное общее землеведение все более становится конструктивной наукой.
Многие проблемы, возникающие в общем землеведении на современной конструктивной стадии его развития, настолько сложны и обширны, требуют такой глубокой и разносторонней проработки, использования такого арсенала методов, что непосильны одной какой-либо отрасли знания, науке или даже группе родственных наук. По этой причине задачи оптимизации окружающей природной среды, конструирования природно-технических систем, являющиеся наиболее актуальными на сегодняшний день и в ближайшем будущем, являются задачами междисциплинарными. В этом смысле общее землеведение должно выступать интегрирующим звеном в разработке таких задач.
Необходимо иметь в виду, что разработка модели управления такой сложной системой, как географическая оболочка, - задача кибернетическая, и поэтому она требует последовательного системного подхода для своей реализации. Для этого надо вскрыть и глубоко изучить природные механизмы саморегулирования, которые управляют процессами энерго- и массообмена, и разработать теорию, которая позволяла бы активно воздействовать на эти механизмы. Такая теория в землеведении пока еще не создана.
Однако понимания современных процессов еще недостаточно для того, чтобы эффективно воздействовать на географическую оболочку. Географическая оболочка - уникальное явление в Солнечной системе. Она не имеет аналогов, изучение которых помогло бы проверить наши теоретические построения. Нет других природных систем, которые использовались бы в качестве ее модели. Из-за непредсказуемости результатов и сложности (опасности) экспериментирования общее землеведение должно опираться на анализ истории развития природы земной поверхности, чтобы путем такого анализа вскрыть причины явлений, уже происходивших в прошлом. Поэтому ближайшим спутником общего землеведения является палеогеография, позволяющая использовать знания о прошлом для анализа настоящего и прогнозирования будущего.
В развитии и функционировании географической оболочки очень большую роль играет ее структура, обеспечивающая целостность ее как природной системы. Поэтому изучение структуры географической оболочки - одна из первых задач общего землеведения.
Географическая оболочка - динамическая система. В ней непрерывно происходят движения масс вещества, наблюдаются взаимопереходы энергии, проявляются процессы направленного изменения и ритмики. Все они образуют сложную систему энерго- и массообмена, происходящего между оболочкой и внешней средой, а также между подсистемами географической оболочки. Динамика географической оболочки изучена пока недостаточно. Ее исследование - также важная задача общего землеведения.
Для того чтобы сознательно вмешиваться в «жизнь» системы с целью ее оптимизации, необходимо соответствующее знание о ней. Системный анализ географической оболочки делает первые шаги. Очевидно, что его успехами будет в значительной мере определяться реальность решения той задачи, которая была сформулирована выше в качестве современной задачи общего землеведения.
Транскрипт
1 1 Министерство образования Республики Беларусь Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь А.И.Жук Регистрационный ТД- /тип. ОСНОВЫ ОБЩЕГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: Биология; Биология. Дополнительная специальность; Биология. Валеалогия СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию П.Д. Кухарчик СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего и среднего специального образования Ю.И. Миксюк Первый проректор Государственного учреждения образования Республиканский институт высшей школы И.В.Казакова Эксперт-нормоконтролер Минск 2008
2 2 СОСТАВИТЕЛИ: О.Ю.Панасюк, доцент кафедры физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат географических наук, доцент; А.В.Таранчук, доцент кафедры физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат географических наук, доцент РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра общего землеведения Белорусского государственного университета; В.С.Хомич, заместитель директора по научной работе государственного научного учреждения Институт проблем использования природных ресурсов и экологии Национальной академии наук Беларуси, доктор географических наук, доцент РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ: Кафедрой физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол 12 от 2 апреля 2008 г.); Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол 3 от 24 апреля 2008 г.); Научно-методическим советом по естественнонаучному образованию Научно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию (протокол 4 от 19 мая 2008 г.) Ответственный за выпуск: Н.Л.Стреха
3 3 Пояснительная записка В системе педагогического образования курс «Основы общего землеведения» является своеобразным связующим звеном между природоведческими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школе, и глобальным естествознанием. Ускоренное развитие научной мысли и наличие нового фактического материала требуют внедрения их в сферу обучения для совершенствования её содержательной части и подготовки специалистов на современном уровне. Новые данные, полученные во всех отраслях человеческих знаний, появление и активная разработка идеи устойчивого развития общества, коэволюции (сотворчества) человека и природы привели к необходимости отразить эти моменты в процессе рассмотрения вопросов возникновения и развития нашей планеты, существования и изменения на ней жизни. Программа по дисциплине «Основы общего землеведения» разработана в соответствии с образовательным стандартом «Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень» для специальностей Биология; Биология. Дополнительная специальность, Биология. Валеология. Целью изучения дисциплины «Основы общего землеведения» является изучение общих закономерностей строения, функционирования и развития географической оболочки в единстве и взаимодействии с окружающим пространством на разных уровнях его организации (от Вселенной до атома), установление путей создания и существования современных природных (природно-антропогенных) ситуаций и тенденций их возможного преобразования в будущем. Задачи дисциплины: изучение состава географической оболочки (её геосфер и компонентов); изучение структуры географической оболочки характера связей между компонентами геосфер, и процессов, обеспечивающих эти связи; выяснение причин и способов образования структуры географической оболочки; выявление закономерностей развития географической оболочки (её компонентов и всей в целом); выявление пространственных закономерностей формирования структуры географической оболочки (её компонентов и всей в целом); формирование знаний о строении, происхождении и современной динамике процессов, происходящих в атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере; изучение географической номенклатуры «Основы общего землеведения» является интегрированной дисциплиной, включающей знания по частным дисциплинам, таким как астрономия, геология, климатология, гидрология, геоморфология, почвоведение. При отборе материала в первую очередь учитывалась необходимость обеспечить наиболее полное раскрытие предмета изучения и задач данной
4 4 дисциплины. Основными методами (технологиями) обучения дисциплины являются проблемное обучение, коммуникативные и игровые технологии. Данная дисциплина логично связана с другими дисциплинами учебного плана по специальностям Биология; Биология. Дополнительная специальность. К числу дисциплин, изучение которых студентами необходимо для успешного изучения «Основ общего землеведения» относятся специальные дисциплины «Основы современного естествознания», «Ботаника», «Зоология». Сам курс является базовым для других дисциплин природоведческого профиля: «Эволюционное учение», «Основы сельского хозяйства», «Биогеография», «Зоология», «Ботаника». В соответствии с требованиями образовательного стандарта в результате изучения дисциплины «Основы общего землеведения» выпускник должен: знать: общие черты Вселенной и её эволюции, особенности строения и происхождения Солнечной системы и планеты Земля, космическое воздействие на Землю; общие особенности Земли как планеты, закономерности её внутреннего строения, происхождения, движения, свойства Земли и их географические следствия; структуру географической оболочки, состав и свойства ее основных частей; общие географические закономерности развития и функционирования географической оболочки; экологические проблемы, возникающие в географической оболочке; минимум географических названий, понятий и терминов; уметь: применять знания об основных понятиях, концепциях, теориях, закономерностях в отношении к конкретным объектам; объяснять основные природные явления, происходящие в сферах географической оболочки; объяснять взаимосвязи между компонентами географической оболочки и процессами, происходящими в ней; формулировать основные географические закономерности и определять границы их проявления; анализировать тематические карты, графики, диаграммы; составлять по различным источникам (учебным пособиям, тематическим картам, атласам) климатические, гидрологические и другие природные характеристики территорий; пользоваться литературными и другими источниками географической информации, иметь навыки их реферирования. Всего на изучение дисциплины «Основы общего землеведения» максимально отводится 162 часа, из них 68 аудиторных (36 лекции, 24 лабораторные занятия, 8 семинарские занятия).
5 Наименование разделов 1. Введение. Место курса «Основы общего землеведения» в системе наук о Земле 5 Примерный тематический план Количество аудиторных часов Всего 2 2 в том числе лекций лабораторных занятий семинарских занятий 2. Земля во Вселенной План и карта Внутреннее строение и состав Земли. Литосфера Рельеф Земли Атмосфера Гидросфера Биосфера Географическая оболочка Географическая среда и человеческое общество Итого:
6 6 Содержание учебного материала Раздел 1. Введение. Место курса «Основы общего землеведения» в системе наук о Земле Предмет и задачи курса «Основы общего землеведения». Земля и Вселенная. Современные представления о строении Вселенной. Галактика «Млечный путь» и место в ней Солнечной системы. Влияние дальнего Космоса на процессы, происходящие на Земле. Строение Солнечной системы. Влияние тел Солнечной системы на географическую оболочку Земли. Луна, как спутник Земли и ее характеристика. Гипотезы о происхождении Солнечной системы. Раздел 2. Земля во Вселенной Общая характеристика Земли как планеты. Форма Земли и ее географические следствия. Вращение Земли вокруг оси и его следствия. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена пор года. Раздел 3. План и карта План и карта, отличия между ними. Градусная сеть и географические координаты. Масштаб, его виды. Условные знаки карты. Способы отображения рельефа. Глазомерная съёмка местности. Способы ориентирования на местности. Раздел 4. Внутреннее строение и состав Земли. Литосфера Оболочечное строение Земли. Земная кора, мантия, ядро, их физические свойства и химический состав. Типы земной коры. Образование, миграция и дифференциация вещества. Минералы и горные породы, их происхождение и классификация. Литосфера составная часть географической оболочки. Современные представления о литосфере. Геохронология. Основные эпохи горообразования в истории Земли. Теория новейшей глобальной тектоники литосферных плит (неомобилизма). Раздел 5. Рельеф Земли Энергетические источники и процессы рельефообразования. Эндогенные процессы, их роль в деформации земной коры (тектонические движения, землетрясения, вулканизм). Рельефообразующая роль тектонических движений земной коры: складкообразовательные, разрывные, колебательные движения и их проявление в рельефе. Основные типы морфоструктуры Земли. Платформы, их строение, географическое распространение. Геосинклинали, их строение, эволюция. Географическое распространение горных систем разного возраста. Эпигеосинклинальные и возрожденные горы. Равнины. Генетические типы равнин. Географическое распространение крупнейших равнин. Современные тектонические проявления. Вулканизм, землетрясения. Географическое распространение и причины. Экзогенные процессы: выветривание - физическое, химическое, органогенное, денудация и аккумуляция. Проявление в литосфере экзогенных процессов. Морфоскульптура. Деятельность текучих вод. Формы
7 7 флювиального рельефа, созданные временными и постоянными водотоками. Карстовый и суффозионные рельеф, условия его образования и формы. Рельефообразующая деятельность ледников. Области современного развития гляциальных рельефообразующих процессов. Формы высокогорного рельефа, созданные ледником. Рельеф областей плейстоценового оледенения. Криогенные процессы, условия их проявления и формы рельефа в областях многолетней мерзлоты. Геоморфологические процессы, связанные с деятельностью ветра (дефляция, корразия, транспортировка, аккумуляция). Условия способствующие развитию эоловых форм рельефа. Формы рельефа характерные для аридных областей. Береговые процессы и рельеф морских побережий. Географические закономерности распространения экзогенного рельефа. Рельеф дна Мирового Океана. Антропогенный и биогенный рельеф. Раздел 6. Атмосфера Атмосфера. Состав и строение. Солнечная радиация, радиационный баланс. Температура воздуха, её суточный и годовой ход. Влажность воздуха. Осадки. Давление атмосферы и его измерение. Особенности распределения атмосферного давления. Ветер, скорость и направление ветра. Общая циркуляция атмосферы. Ветры местной и общей циркуляции. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погода и климат. Погода, её типы. Прогноз погоды. Климат, факторы климатообразования. Изменение климата под влиянием техногенных факторов. Охрана атмосферы. Раздел 7. Гидросфера Понятие о гидросфере как одной из оболочек Земли. Важнейшие свойства природной воды. Происхождение воды на Земле. Круговорот воды в природе и его роль в географической оболочке. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Физико-химические свойства морской воды: солёность, прозрачность, температура, плотность. Морские течения и их классификация. Географическое значение морских течений. Жизнь в Мировом океане. Биологические и минеральные ре6сурсы океана. Охрана морских вод. Подземные воды и их классификация по происхождению, условиям залегания, температуре, минерализации. Источники. Роль подземных вод в природе и хозяйственной деятельности. Охрана подземных вод. Реки. Водное питание рек и водный режим. Скорости течения, сток и расход воды в реках. Формирование продольного и поперечного профиля речной долины. Охрана рек. Озёра, классификация озёр по происхождению водной массы, озёрных котловин, минерализации. Водный и температурный режим озёр. Эволюция озёр. Значение озёр в природе и их охрана.
8 8 Водохранилища, пруды и их роль. Болота, особенности их образования. Типы болот, их распространение. Роль болот в географической оболочке. Охрана. Раздел 8. Биосфера Понятие о биосфере, ее состав, строение, границы. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ее эволюции, ноосфере. Роль живого вещества в атмосфере, гидросфере, литосфере, педосфере (почвенная сфера). Формирование почвенного покрова в разных природных зонах. Биологический круговорот вещества и энергии в биосфере. Роль организмов в круговороте основных элементов в биосфере. Жизненные сообщества организмов. Систематика живых организмов. Видовое многообразие растений и животных. Распространение живых организмов на суше и в океане. Характеристика биоценоза. Биогеоценоз. Биологическая продуктивность и биомасса. Пищевые (трофические) цепи живых организмов. Экологнческие пирамиды. Раздел 9. Географическая оболочка Представление о возникновении географической оболочки, ее границах. Основные этапы развития географической оболочки (добиогенный, биогенный, антропогенный, ноосферный). Общие закономерности географической оболочки: круговороты вещества и энергии, единство и целостность, ритмичность, зональность, азональность. Секториальность (секторность). Вертикальная поясность. Географические пояса и природные зоны. Дифференциация географической оболочки по зональным и азональным признакам. Общая и компонентная зональность. Природные комплексы. Значение системного подхода при изучении природных комплексов. Понятие о ландшафтах, как основных природно-территориальных комплексах. Динамика ландшафтов. Антропогенные и культурные ландшафты. Раздел 10. Географическая среда и человеческое общество Географическая среда и ее роль в развитии общества. История взаимодействия человека и природы. Расширение и углубление процесса техногенеза в эпохи научно-технического прогресса и его последствия в географической оболочке. Глобальные изменения в географической оболочке, вызванные естественными (внутренними и внешними) и искусственными (антропогенными) факторами. Негативные антропогенные изменения природной среды (опустынивание, изменение ландшафтов суши, нефтяное загрязнение океана, исчерпание минерального сырья, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, проблема кислотных осадков, модели изменения климата, Чернобыльская авария и др.). Глобальные проблемы регионального масштаба (появление новых болезней, разрушение коралловых рифов, появление чуждых биологических видов, разрушение многолетней мерзлоты, таяние наземных ледников и др.). Мониторинг окружающей среды. Проблемы сохранения биологического разнообразия.
9 Основная 9 Список основной и дополнительной литературы 1. Бобков А.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение. М., Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев И.Г. Общее землеведение. СПб., Кудло К. К. Землязнаўства і краязнаўства, Мн., Лісоўскі Л. А. Землязнаўства і краязнаўства. Мазыр, Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение. М Мильков Ф.Н. Общее землеведение. М., Неклюкова Н.П. Общее землеведение. М.,1974, Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и краеведение. Мн., Савцова Т.М. Общее землеведение. М., Шубаев Л.П. Общее землеведение. М., Дополнительная 1. Богословский Б.Б. Озероведение. М., Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. М., Долгушин Л.Д., Осипова Г.Б. Ледники. М., Донской Н.П. Основы экологии и экономика природопользования. Мн., Завельский Ф.С. Время и его измерение. М., Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М., Казначеев В.П. Проблемы экологии города и экологии человека. М., Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. М., Кац Н.Я. Болота земного шара. М., Леонтьев О.К., Рычагов Г.И. Общая геоморфология. М., Маврищев В.В. Основы экологии. М., Марцинкевич Г.И., Клицунова Н.К. и др. Ландшафты Белоруссии. Мн., Никонова М.А.Землеведение и краеведение. М., Панасюк О.Ю., Е.В.Ефременко, Вагнер Н.М. Вопросы и задания по изучению географической номенклатуры карты в курсе «Общее землеведение». Мн., Панасюк О.Ю., Н.М.Вагнер. Рельеф земной поверхности. Формы рельефа, созданные эндогенными процессами. Мн., Погосян Х.П. Общая циркуляция атмосферы. Л., Погосян Х.П., Туркетти З.А. Атмосфера Земли. М., Сладкопевцев С.А. Землеведение и природопользование. М., Степанов В.Н. Мировой океан. М., 1974.
10 Степанов В.Н. Планетарные процессы и изменения природы Земли. М., Чилидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. М., Шубаев Л. П. Воды суши. М., Якушко О.Ф. Основы геоморфологии. Мн., 1997.
География 6 класс Содержание раздела (темы) Планируемые результаты изучения раздела (темы) Раздел «Географическое познание нашей планеты» Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни
2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: -называть методы изучения Земли; -называть основные результаты выдающихся географических
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «География», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена
Рабочая программа по географии 6 класс. Пояснение Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17.12.2010г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Дунаевская основная общеобразовательная школа. Согласовано на заседании МО Учителей-предметников Протокол от «Утверждаю» Приказ от Рабочая программа предмета
География. (10 класс, 68 часов) Пояснительная записка Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На изучение географии в
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «География» составлена для учащихся 6 класса на основании следующих нормативно правовых документов: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Содержание образования по географии в 6 9 классах Изучение географии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,
Рабочая программа по географии составлена на основе: Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в последней редакции), Федерального государственного образовательного стандарта основного
Урока Количество часов Календарно-тематическое планирование в 6 классе Тема Дата проведения Характеристика основных видов деятельности обучающихся ТСО, ИКТ, наглядность По кален Факт дарю Введение (1 час)
СОДЕРЖАНИЕ 1. Дополнения и изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы 2. Цели и задачи освоения дисциплины «Гидрология» 3. Место дисциплины «Гидрология» в структуре основной
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ 1. Стандарт общего образования по географии для поступающих в вузы. 2. Основание: подготовка предэкзаменационных материалов. 3. Цели: Изучение географии на
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях,
Короновский Н.В. Геология: Учебник для эколог. специальностей вузов / Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 448 с. В книге рассмотрены форма, строение
Тестовые задания для проведения вступительных испытаний по географии разработаны на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по
Развитие географических знаний о Земле. Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
1 Название раздела, темы урока Срок Вид урока Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки учащихся Практические работы Формы контроля Домашнее задание 2 1 География как наука.
Практические работы по географии в 6 классе Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) Практические работы 2 2 3 1 Пояснительная
Тестовая работа по теме: «Биосфера. Географическая оболочка» Базовый уровень 1. Оболочка жизни 1) географическая оболочка 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера 5) атмосфера 2. Первым (нижним) высотным
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 163 Центрального района Санкт-Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ГЕОГРАФИЯ» для 6 классов (базовый уровень) всего 35
Аннотация по географии 6 класс. Рабочая программа составлена в соответствии со ст. 12 «Образовательные программы» и ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»
Приказ от «29» августа 206 г.. 43 Рабочая программа География 6 класс на 206 207 учебный год Козлов А.Е. Первая квалификационная категория г. Скопин, 206г. Предметным результатом изучения курса «География»
ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для поступающих в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в 2014 году Пояснительная записка Содержание вступительных испытаний определяется на основе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 6 класс Кудинова Татьяна Михайловна, учитель географии и химии, I ая квалификационная категория 2016 год Пояснительная записка Рабочая программа по географии разработана
Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Фундаментального ядра содержания общего
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ» ФАКУЛЬТЕТ БИОТЕХНОЛОГИИ КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА вступительных
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ВятГУ) УТВЕРЖДАЮ Председатель
Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) 2. Календарно-тематическое планирование урока Тема 1 Введение. Что изучает география.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» города Абакана Республики Хакасия "Рассмотрено" "Рекомендована" "Утверждаю" на заседании ШМО к реализации педагогическим
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. 273-ФЗ; федеральным государственным образовательным стандартом
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10» РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО: Приложение к приказу На заседании МС на педагогическом совете МБОУ «Школа 10» От «23»
Аннотация рабочих программ по географии (6-9 классы) Составители: Мастаченко Н.Ф. Рабочие программы по географии для 6-9-х классов разработаны на основе Федерального компонента государственного стандарта
Рабочая программа по географии для обучающихся 6 общеобразовательного класса на 2015/2016 учебный год Учитель: Лебедева Л.В. Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 22 г. Орла РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя высшей квалификационной категории Шишковой Марины Альбертовны ПО ГЕОГРАФИИ 6 класс (базовый уровень) 2014-2015
6 класс География. Природа и люди. (35 ч; 1 ч в неделю; 4 ч резервное время) Пояснительная записка. Данная рабочая программа базового уровня по географии на 2016-2017 учебный год предназначена для учащихся
Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова ПРОГРАММА вступительного испытания по ГЕОГРАФИИ Архангельск 2011 Экзамен по географии проводится в письменном виде. На экзамене по географии,
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Педагогический институт имени В.Г. Белинского ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ Пенза,
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6» г.о. ТРОИЦК «Утверждаю» «Утверждаю» Согласовано РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС УЧИТЕЛЯ БУСЛЕНКО ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ 204 205 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка
Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка МБОУ «СОШ 41» Утверждаю Директор МБОУ «СОШ 41» Фиц С.Н. Приказ 265 от 31.08. 2016г. Рекомендовано к работе Педагогическим советом школы Протокол
Приказ от «29» августа 2016 г.. 143 Рабочая программа География 5 класс на 2016 2017 учебный год г. Скопин, 2016г. Исмаилова М.Н. Первая квалификационная категория Пояснительная записка Основное содержание
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛАМБАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Заринского района Алтайского края РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ПО ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание Сокращения... 16 Аббревиатуры... 17 Введение... 19 Часть I. Физическая география... 20 Раздел 1. Общие сведения о Земле... 20 1.1. Земля одна из планет Солнечной системы... 20 1.2. Формирование
Содержание: Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане Содержание тем учебного предмета Календарное тематическое планирование Список литературы
1 I. Рабочая программа утверждена на заседании ПЦК: Протокол от 0 г. Зав. ПЦК Шилакина Н.А. (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПЦК: Протокол от 0 г. Зав. ПЦК (подпись)
УДК 551.1.14 ББК 26.0073 К49 Рецензенты: кафедра «Технологии и инженерные средства защиты окружающей среды» ГОУВПО «Пензенская государственная технологическая академия»; доктор биологических наук, профессор,
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 50 Рассмотрена на педагогическом совете Протокол 1 от 29.08.2016 «Утверждаю» В. И. Гулидова
Рассмотрено на заседании м/к протокол 5 от «J 4» / Л 20^ председатель м/к г. «Школа УТВЕРЖДАЮ: Директор АНО СПО сического танца» JI. А. Ледях Автономная некоммерческая организация среднего профессионального
Программа ФГОС география 5 класс Пояснительная записка Рабочая программа по географии в 5 классе составлена на основе программы: 5-9 классы авторы-составители: А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя.-
Календарно-тематическое планирование Физическая география. Материки и океаны. 7 класс Название темы урока Содержание темы Характеристика видов учебной деятельности Дата п/п план факт примечание Раздел
Тематическое планирование уроков географии в 6 классе (68 часов/2 часа в неделю) А.А. Летягин Программа «География. Начальный курс» для общеобразовательных учреждений Москва, «Вентана-Граф», 2010 г. урока
Пояснительная записка 6 класс Данная рабочая программа по географии в6 -х классах составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка 1. Статус документа. Рабочая программа составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного Приказом Министерства
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 33 СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По географии Класс 6«Б»,
Краснодарский край Курганиниский район х. Свобода муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 21 муниципальное образование Курганинский район УТВЕРЖДЕНО решение
Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «География» в 6 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ГИДРОСФЕРА
ПРОГРАММА география 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Примерной программы по географии. В сборнике нормативных документов. География / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев.-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Российской Федерации Номер государственной регистрации Л.С.Гребнев 2003г. ЕН /СП/1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СОДЕРЖАНИЕ 1. Дополнения и изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы 2. Цели и задачи освоения дисциплины «Климатология с основами метеорологии» 3. Место дисциплины «Климатология
Рабочая программа Дополнительного образования «Школа будущего абитуриента» (география) 9 класс. Пояснительная записка. Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский городской округ» 238210, Калининградская область, тел/факс:
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ ПОСОЛЬСТВЕ РОССИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ Рассмотрено: председатель МО / / ФИО Протокол 1 от «28» августа 2015 г. Согласовано: зам. директора по УВР /Мигланова О.В./ ФИО
Землеведение в настоящее время будет фундаментальной наукой, основой для развития других физико-географических дисциплин, в частности — почвоведения, ландшафтоведения, биогеографии, космического землеведения, геологии, метеорологии, океанологии, климатологии и других. Землеведение изучает строение планеты Земля, ее непосредственное окружение, а также географическую оболочку — среду деятельности человека. Сегодня в окружающей среде наблюдается быстрое развитие негативных процессов, в частности, изменение климата, возрастание загрязнения и др.
Проблемы взаимоотношений человеческого общества и природы в наши дни как никогда актуальны. Стоит сказать, для грамотного контроля за происходящими процессами крайне важно прежде всего знать строение нашей планеты и законы, управляющие ее развитием. Земля — наш общий дом, а от современных действий человеческого общества будут зависеть качество и комфортность проживания нашего и будущих поколений.
Как наука Землеведение прошло длительный путь исторического развития. Проблемы строения Земли волновали ученых с глубокой древности. Уже в древнем Китае, Египте, Не стоит забывать, что вавилоне составлялись изображения поверхности Земли. Планы города Не стоит забывать, что вавилон, побережья Средиземного моря сохранились до сих пор. Землеописание, т. е. география (от. гео — греч. «Земля» и графил — «описание») активно разрабатывалось в Древней Греции. Многих ученых античного периода интересовал вопрос о форме Земли. Высказывались различные идеи, в частности, что Земля находится на трех слонах, кᴏᴛᴏᴩые стоят на черепахе, плавающей в океане, и другие.
Выдающийся древнегреческий ученый Аристотель (384- 322 гг. до н. э.) в труде «Метеорологика» высказал гениальные идеи о строении Земли, ее шарообразной форме, о существовании разных «сфер», проникающих друг в друга, круговороте воды, морских течениях, зонах Земли, причинах землетрясений и т. д. Современные идеи землеведения во многом подтверждают его догадки.
Многих ученых интересовал также вопрос о размерах Земли. В наибольшей степени точные измерения были проведены Эратосфеном Киренским — древнегреческим ученым (около 276-194 до н.э.) Им были заложены основы математической географии. Стоит заметить, что он впервые вычислил окружность Земли по меридиану, и, что удивительно, полученные цифры близки современным вычислениям — 40 тыс. км. Эратосфен впервые употребил термин «географика».
Античная география выполняла в основном описательные функции. Значительную роль в развитии ϶ᴛᴏго направления сыграли работы древнегреческого географа и астронома Клавдия Птоломея (около 90-168 до н. э.) В ϲʙᴏем труде «Руководство по географии», включающем восемь томов, он предлагает различать географию и хорографию. География имеет дело с изображением всей известной части Земли и всем, что находится на ней. Хорография занимается подробным описанием местности, т. е. ϲʙᴏего рода краеведением, по современным понятиям. Птоломей составлял различные карты, и именно его считают «отцом» картографии. Им были предложены несколько новых картографических проекций. Наибольшую известность принесла ему идея о геоцентрическом устройстве мира, считавшая центром мироздания Землю, вокруг кᴏᴛᴏᴩой вращаются Солнце и другие планеты.
Считается, что труды Птоломея завершают античный период в развитии географии, занимавшейся тогда в основном описанием вновь открытых земель.
В эпоху Великих географических открытий (XVI-XVII вв.) проявилось другое направление — аналитическое.
Началом формирования землеведения как самостоятельной научной дисциплины считается выход в свет в Голландии «Всеобщей географии» Бернхарда Не стоит забывать, что варениуса в 1650 г. В ϶ᴛᴏй работе представлены достижения в области астрономии и создания гелиоцентрической системы мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер) Наряду с данным обобщены результаты Великих географических открытий. Предметом изучения землеведения, по Б. Не стоит забывать, что варениусу, будет земноводный круг, состоящий из земли, воды, атмосферы, проникающих друг в друга. При этом значение человека и его деятельности было исключено.
Ведущей идеей ϶ᴛᴏго периода был анализ взаимосвязей между различными частями природы.
В разработке ϶ᴛᴏй идеи большое значение имели работы Александра фон Гумбольдта
(1769-1859), выдающегося немецкого ученого-энциклопедиста, натуралиста, путешественника. Есть мнение, что труды Б. Не стоит забывать, что варениуса будут началом развития общего землеведения, а достижения Гумбольдта — ϶ᴛᴏ одна из замечательных вершин. А. Гумбольдт много путешествовал, изучал природу Европы, Центральной и Южной Америки, Урала, Сибири. Именно в его трудах доказано значение анализа взаимосвязей
в качестве основной идеи всей географической науки. Анализируя взаимосвязи рельефа, климата, животного мира и растительности, А. Гумбольдт заложил основы географии растений и географии животных, учения о жизненных формах, климатологии, общего землеведения обосновал идею вертикальной и широтной зональности.
В его работах «Путешествие в равноденственные области Нового света»,
т. 1-30 (1807-1834) и «Космос»
развивается идея о земной поверхности как особой оболочке, где не только существует взаимосвязь, но и взаимодействие земли, воздуха, воды, наблюдается единство неорганической и органической природы. А. Гумбольдт впервые употребляет термины «жизнесфера», что по смыслу ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует современному «биосфера», и «сфера разума», ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий «ноосфере».
Книга А. Гумбольдта «Картины природы» никого не может оставить равнодушным, поскольку в ней сочетаются достоверные факты и высокохудожественные описания природы. Его считают основоположником художественного ландшафтоведения.
Основателем первой кафедры географии в Берлинском университете будет живший в одно время с А. Гумбольдтом Карл Риттер (1779-1859) В ϲʙᴏих широко известных трудах по землеведению он рассматривал Землю как жилище рода человеческого, существующего благодаря силе Божественного провидения.
К. Риттер ввел в науку термин «землеведение». Стоит заметить, что он пытался количественно определить пространственные соотношения между разными объектами.
В многотомном труде «Земля и люди. Всеобщая география» Э. Реклю (1830-1905) достаточно подробно описывает большинство стран мира. Стоит заметить, что он считается основоположником современного страноведения.
Из учебных пособий по землеведению, выходивших в XIX в., следует отметить работы Э. Ленца (1851), А. Рихтгофена (1883), Э. Ленда (1851) При этом данные авторы исключали из ϲʙᴏих работ биогеографию.
В России в XVIII-XIX вв. развитие географических идей связано с именами выдающихся ученых М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева, С. П. Крашенинникова.
Материалистический подход к изучению явлений и процессов в природе особенно ярко наблюдался в трудах М. В. Ломоносова (1711 — 1765) В работе «О слоях земных» (1763) он изложил законы формирования рельефа Земли, в целом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие современным представлениям.
В XIX-XX вв. в России выходили труды по географии П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, В. А. Обручева, Д. Н. Анучина и др.
С 80-х годов XIX в. на передовых позициях в области общего землеведения оказалась Русская географическая школа. В работах В.В.Докучаева (1846-1903) «Русский чернозем» (1883) и А. И. Воейкова (1842-1916) «Климаты земного шара» вскрывается на примере почв и климата сложный механизм взаимодействия компонентов географической оболочки.
В. В. Докучаев в конце XIX в. открыл закон мировой географической зональности. Материал опубликован на http://сайт
Это было выдающееся теоретическое обобщение. В. В. Докучаев полагал, что зональность будет всеобщим законом природы. Этот закон распространяется как на органическую, так и неорганическую природу. Естественно-исторические зоны, существующие на земном шаре, будут пространственным выражением ϶ᴛᴏго закона. Зеркалом закона мировой географической зональности будут почвы,
отражающие взаимодействие живой и неживой природы. Год выхода монографии «Русский чернозем» — 1883 г. — считается годом рождения новой самостоятельной науки — почвоведения. В. В. Докучаев стал основоположником научного почвоведения. В его труде «Русский чернозем» доказывается, что почва — ϶ᴛᴏ самостоятельное естественно-историческое тело, возникшее вследствие взаимодействия пяти факторов почвообразования: 1) материнской породы; 2) климата; 3) рельефа местности; 4) живых организмов (микроорганизмов, растений, животных); 5) возраста страны. Впоследствии присоединился еше один фактор — хозяйственная деятельность человека. В. В. Докучаев пришел к выводу, что крайне важно изучать не только отдельные факторы, но и закономерные связи и взаимодействия между ними. Стоит заметить, что он показал, что с почвенными зонами тесно связаны сельскохозяйственные области. Отсюда следует, что в каждой зоне сельское хозяйство имеет ϲʙᴏи особенности и ϲʙᴏи методы решения производственных задач.
Вместе с В. В. Докучаевым самостоятельно работали его ученики и последователи: А. Н. Краснов, В. И. Вернадский, Г. И. Танфильсв, Г. Н. Высоцкий, К. Д. Глинка, С. А. Захаров, Л. И. Прасолов, Б. Б. Стоит сказать - полынов и др. В 1894 г. в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева) была создана кафедра почвоведения, кᴏᴛᴏᴩую возглавил В. Р. Вильяме (1863-1939) В его учебнике «Почвоведение», выдержавшем пять изданий, оббазируется идея тесной связи знаний о почвах с запросами земледелия. Ученик В. В. Докучаева и ботаника А. Н. Бекетова (Петербургский университет) А. Н. Краснов (1862-1914) в 1889 г. организовал кафедру географии в Харьковском университете, занимался изучением степей и зарубежных тропиков, создал Батумский ботанический сад. А. Н. Краснов обосновал черты научного землеведения, отличающие его от старой географии, в частности отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы, изучение генезиса (происхождения) явлений, а также изучение изменяющейся природы, а не статичной. Стоит заметить, что он создал первый русский учебник по общему землеведению для университетов. В учебнике А. Н. Краснов развивает новый взгляд на географию как науку, изучающую не отдельные явления и предметы, а географические комплексы — пустыни, степи и др.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что на протяжении столетий — от Аристотеля до Докучаева — предмет изучения физической географии усложнялся от двумерной земной поверхности до объемной географической оболочки с тесными связями между компонентами, ее составляющими.
В учебнике «Курс физической географии» II. И. Броунов четко сформулировал идею о том, что наружная оболочка Земли состоит из четырех сферических составляющих: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы, проникающих друг в друга: отсюда задачей физической географии будет изучение ϶ᴛᴏго взаимодействия. Его идеи оказали значительное влияние на дальнейшее развитие физической географии.
Мысль о том, что именно природная оболочка Земли будет основным предметом изучения физической географии, развивалась постепенно, начиная с А. Гумбольдта.
При этом, что такое оболочка Земли, какие компоненты входят в нее, каковы ее границы, было неясно. Впервые данные вопросы были рассмотрены Андреем Александровичем Григорьевым (1883- 1968) в 1932 г. в статье «Предмет и задачи физической географии».
В ϶ᴛᴏй статье А. А. Григорьев впервые предложил термин «физико-географическая оболочка», в частности, он полагал, что «земная поверхность представляет качественно особую вертикальную физико-географическую зону или оболочку, характеризующуюся глубоким взаимопроникновением и активным взаимодействием литосферы, атмосферы и гидросферы, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса». В 1937 г. выходит монография А. А. Григорьева, в кᴏᴛᴏᴩой он лает подробное обоснование географической оболочки как основного предмета физической географии, рассматривает границы географической оболочки и методы ее изучения.
Примерно в ϶ᴛᴏ же время Л.С. Берг развивает учение В. В. Докучаева о географических зонах и разрабатывает учение о ландшафтах. Ряд ученых в конце 1940-х годов развернули дискуссию, пытаясь противопоставить учение А. А. Григорьева и Л. С. Берга. При этом в фундаментальной работе С. В. Калесника «Основы общего землеведения» (1947, 1955) было доказано, что данные два направления не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.
Качественно новый этап в изучении географической оболочки наступил после запусков искусственных спутников Земли, полета 12 апреля 1961 г. Юрия Алексеевича Гагарина, выведения многочисленных лабораторий в ближний и дальний космос. Это дало возможность изучать географическую оболочку со стороны. Всех космонавтов восхищала красота Земли, наблюдаемая из космоса, и вместе с тем очевидным стало глобальное загрязнение человеком ее поверхности. Сохранение чистоты географической оболочки стало насущной задачей человечества, а теория охраны окружающей человека среды — основой современного землеведения.
Сегодня — ϶ᴛᴏ одна из основных отраслей в системе географических наук, изучающая закономерности географической оболочки, ее пространственно-временную организацию и дифференциацию; круговорот веществ, энергии и информации; ее функционирование, динамику и эволюцию. Современное землеведение исследует геосферы, слагающие географическую оболочку, следит за их состоянием, составляет региональные и глобальные прогнозы ее развития.
Все данные задачи землеведения решаются на базе как традиционных и новых методов географических исследований (картографического, статистического, геофизического и др.), так и новейших достижений геоинформатики, дистанционного зондирования, космического землеведения.
1. Понятие о географической оболочке. Важнейшие интегральные свойства и закономерности географической оболочки
Общее землеведение изучает строение, развитие и пространственное расчленение географической оболочки.
Географическая оболочка - сложное комплексное образование, состоящее из ряда компонентных оболочек (литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы), между которыми происходит обмен веществом и энергией, объединяющий эти разнокачественные оболочки в новое целостное единство, в особую планетарную систему. Следствием этого взаимодействия являются разнообразные формы рельефа, осадочные породы и почвы, возникновение и развитие живых организмов, в т. ч. человека.
Важнейшими интегральными свойствами географической оболочки являются:
- 1. Способность аккумулировать и трансформировать солнечную энергию.
- 2. Насыщенность различными видами свободной энергии, обеспечивающими многообразие протекающих в ее пределах природных процессов.
- 3. Способность продуцировать биомассу и служить природной средой для существования и развития человеческого общества.
Частными свойствами географической оболочки являются:
- -пребывание вещества в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном;
- -присутствие всех химических элементов, существующих на планете Земля;
- -разнообразие форм движения вещества;
- -усвоение и преобразование материи и энергии, поступающих как из внутренних частей планеты Земля, так и из Космоса, преимущественно от Солнца;
- -наличие феномена жизни - живых организмов и их колоссальной энергии;
- -наличие условий, делающих возможным существования человека и развитие общества.
Географическая оболочка характеризуется также определенными законами и закономерностями.
В философии и географии принято четко различать понятия «закон» и «закономерность». Закон - это устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закономерность - совокупность законов. В географии мы имеем дело преимущественно с закономерностями, имеющими системную обусловленность.
Основными закономерностями географической оболочки являются: целостность, ритмичность, круговорот веществ и широтная зональность (высотная поясность), развитие (нарастание сложности структуры).
Остановимся на развитии географической оболочки более подробно. С философской точки зрения, развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава и структуры. Различают следующие две формы развития: 1) эволюционное развитие (постепенность) и 2) революционное развитие (скачок). Выделяют также две линии развития: а) прогрессивное (восходящее) развитие и б) регрессивное (нисходящее) развитие.
История развития географической оболочки насчитывает несколько миллиардов лет. Возраст планеты Земля определяется величиной в 4,5 - 5 млрд. лет.
Отмеченные свойства и закономерности географической оболочки характеризуют ее как самостоятельную целостную систему, свойства которой не сводятся к сумме свойств ее частей. Однако целостность этой системы отнюдь не означает ее внутреннего однообразия.
земной рельеф циркуляция галактика
2. Вертикальная и горизонтальная дифференциация географической оболочки
Географическая оболочка характеризуется чрезвычайно сложной структурой, являясь неоднородной как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.
В вертикальном направлении географическая оболочка распадается на ряд компонентных (частных) оболочек, в каждой из которых преобладает вещество в определенном агрегатном состоянии или форме ее организации. Эта дифференциация вещества произошла в процессе развития Земли как одной из планет Солнечной системы. Вещество частных оболочек формирует различные компоненты природы: рельеф с образующими его горными породами, почвы с корой выветривания, сообщества растений и животных (биоценозы), водные и воздушные массы и т.д.
Горизонтальная неоднородность географической оболочки обусловлена прежде всего территориальной дифференциацией энергии, связанной с формой и происхождением планеты Земля: различным количеством лучистой энергии, поступающей из Мирового пространства, и внутренней энергии Земли, получаемым тем или иным участком оболочки. Она образовалась в процессе длительного развития географической оболочки и выражается в существовании природных территориальных и природных аквальных комплексов (соответственно - ПТК и ПАК) - исторически обусловленных и территориально ограниченных закономерных сочетаний взаимосвязанных компонентов природы. Эти комплексы и являются основным объектом комплексных физико-географических исследований.
Как вертикальная, так и горизонтальная неоднородность географической оболочки возникли в процессе ее формирования и развития. Однако вертикальная неоднородность обусловлена исключительно дифференциацией вещества, а горизонтальная - связана главным образом с пространственной дифференциацией энергии. Так как подавляющая часть энергии поступает в географическую оболочку извне и подвержена значительным изменениям в пространстве и во времени, горизонтальная дифференциация менее устойчива, более динамична и постоянно усложняется в процессе эволюции географической оболочки. В результате длительного развития в пределах географической оболочки сформировалось большое количество ПТК разной величины и различной степени сложности, как бы вложенных друг в друга и представляющих собой систему соподчиненных единиц, т.е. определенную иерархическую лестницу, так называемую единую таксономическую систему.
3. Единая таксономическая система природных комплексов
В единой иерархической системе таксономических единиц намечаются три уровня организации ПТК: планетарный (глобальный), региональный и топологический (локальный), обусловленные разными закономерностями дифференциации географической оболочки на каждом из этих уровней.
Топологические (локальные) природные комплексы. Каждый более мелкий комплекс возникает и обособляется в процессе развития вмещающего его более крупного ПТК. Поэтому, чем мельче комплекс, тем он моложе, тем проще устроен и тем более динамичен.
Простейшим, элементарным ПТК является фация. Основным диагностическим признаком фации служит пространственная однородность слагающих ее компонентов. Фация обладает в своих пределах одинаковой литологией слагающих пород, однообразным рельефом, получает одинаковое количество тепла и влаги на всем своем протяжении. Это обусловливает на всем ее пространстве господство однообразного микроклимата, а следовательно, и формирование одного коренного биоценоза. На местности фации обычно занимают часть формы микрорельефа. Примерами фаций могут служить: вершина песчаного вала на речной террасе с бором-беломошником на среднеподзолистых песчаных почвах; верхняя часть склона моренного холма северной экспозиции с ельником-зеленомошником на среднеподзолистых среднесуглинистых почвах; наклонная поверхность междуречья, сложенная покровными с дерново-слабоподзолистыми среднесуглинистыми почвами и т.д.
Обычно фации закономерно сменяют друг друга по профилю рельефа. Сочетание фаций, приуроченных к одному элементу рельефа, характеризуется некоторыми общими признаками: определенным единством и направленностью современных процессов (гравитационных, поверхностного стока, оподзоливания и т.д.), сходным гидрологическим режимом, сходством в отношении поступающей солнечной энергии и т.д. Это позволяет группировки фаций, объединенных общностью местоположения на каком-либо элементе формы мезорельефа, выделить в качестве самостоятельного, более сложного ПТК - подурочища. Примерами подурочищ могут служить группировки фаций, расположенных на склоне оврага, холма или балки, на вершинной поверхности холма или на днище балки, на поверхности поймы или надпойменной террасы и т.д.
Более сложным ПТК является урочище, представляющее собой определенную систему генетически, динамически и территориально взаимосвязанных фаций и подурочищ. Как правило, урочища бывают четко обособлены в пространстве; каждое из них обычно целиком занимает всю форму мезорельефа. В связи с тем, что каждая форма мезорельефа служит причиной обособления занимающего ее ПТК от соседнего, в равнинных условиях каждый овраг, холм, западина, пойма, речная или озерная терраса - это не только геоморфологические образования, но обязательно и отдельные ПТК, чаще всего урочища. Урочища могут быть 1) простыми, состоящими из одних лишь фаций, и 2) сложными, в которых хотя бы один элемент рельефа занят подурочищем. Характерные сочетания закономерно повторяющихся урочищ образуют более крупные ПТК - ландшафты.
Ландшафт - это генетически однородный природный территориальный комплекс, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат и состоящий из свойственного только данному ландшафту набора динамически сопряженных и закономерно повторяющихся в пространстве основных и второстепенных урочищ. Основным диагностическим признаком ландшафта является его морфологическая структура, т.е. набор и пространственное размещение слагающих его более мелких ПТК (морфологических единиц). Морфологическая структура ландшафта раскрывается через различные морфологические единицы.
Представляя собой систему взаимосвязанных сравнительно простых ПТК, ландшафт в то же время сам является составной частью более сложных ПТК и в конечном счете - частью географической оболочки.
Ландшафт, с одной стороны, венчает ряд ПТК топологического уровня, с другой - ландшафтом начинается ряд единиц регионального уровня.
Таким образом, в единой иерархической системе таксономических единиц вычленяются следующие три уровня организации ПТК: планетарный (глобальный), региональный и топологический (локальный).
Введение__________________________________________________________3
Политический лидер и политическое лидерство _________________________4
Типология лидерства________________________________________________6
Функции лидерства_________________________________________________11
Заключение _______________________________________________________14
Список использованной литературы __________________________________16
Введение
Политическое лидерство принадлежит к числу самых заметных и в то же время наиболее трудных для изучения социально-политических явлений. Первое понятно: политические лидеры находятся в фокусе важнейших исторических событий. Загляните в старинную хронику или в сегодняшнюю газету, и, при всех различиях эпох, культур и жанров, вы можете быть уверены: там обязательно пойдёт речь о политических лидерах.
Среди специалистов нет согласия даже по вопросу исходного определения политического лидерства. Одни исследователи понимают лидерство как влияние, с оговоркой относительно степени, величины или характера этого влияния. Другие – как управление, координацию. Третьи – как принятие решений. Четвёртые согласны признавать лидерами только новаторов (тех, кто «ведёт вперёд»), руководителей же, управляющих по старинке или принимающих пусть и оправданные, но не оригинальные решения, предлагают именовать как-то иначе.
Термин "лидер" (англ. — leader) буквально означает ведущий, руководитель, вождь. Категория "политическое лидерство" значительно объемнее по своему содержанию. Она фиксирует в теоретической форме специфический аспект деятельности по руководству определенной общностью людей в сфере политики.
Политическое лидерство — существенная сторона политического руководства.
При таких разногласиях относительно содержания понятия, не приходится удивляться многообразию и разнообразию попыток охарактеризовать его объём. Классификаций и типологий политического лидерства предложено столько, что их, в свою очередь, приходится как-то классифицировать и типологизировать – во избежание полной путаницы. При этом общеизвестной, хотя отнюдь не общепринятой, остаётся и на сегодняшний день типология М. Вебера. Он предложил не теорию типов политического лидерства, а теорию типов законной власти.
Политический лидер и политическое лидерство
Достаточно одного, почти незаметного нарушения равновесия в психике нескольких руководящих людей, чтобы утопить мир в крови, в огне и в радиоактивности.
Политический лидер – это не просто человек, который руководит политическим процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер – это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. В данном случае в роли лидера, т.е. ведущей стороны, может выступать как отдельный человек, так и целая организация, в частности партия, государство.
Очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии, а тем более парламентарий становится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. Реальная политика никогда не вершилась без участия политических лидеров, выступающих главными действующими лицами в политических процессах, их основными стимуляторами.
Как показывает история, яркие политические лидеры крупного масштаба появляются в кризисные, переломные периоды общественного развития. Они становятся синтезаторами и организаторами политических и экономических программ, которые помогают обществу преодолеть огромные трудности. Когда речь идет о политических лидерах, то имеются в виду деятели, которые трансформируют общественную жизнь, перестраивают политические условия. Таков главный критерий отличия политического лидера от просто должностных лиц, менеджеров, руководителей различного уровня. Политический лидер – личность, основывающая свое влияние на общественные процессы, на осознание необходимости определенных изменений.
С понятием “политический лидер” связано понятие “политическое лидерство”. Это механизм и конкретные способы реализации власти. Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды. Для политического лидера характерно личностное влияние лидера на умы, волю, энергию, политическую активность граждан.
На основании вышесказанного можно сделать два вывода. Во-первых, политическое лидерство, несомненно, наиболее высокая форма лидерства вообще. Во-вторых, было бы неправильным полагать, что характер политического лидерства будет одинаковым при всех политических лидерах.
Отношение "политическое лидерство" включает следующие элементы:
а) властвование субъекта-лидера, поскольку он наделен сообществом правом выражать его волю и принимать ответственные решения, связанные с реализацией общих интересов и целей;
б) инициативность лидера, направленная на поиск путей и мобилизацию ресурсов во имя осуществления коллективных целей;
в) отношение руководства, ибо субъект призван организовывать и направлять процессы коллективных действий в русло достижения общих целей, то есть руководить объединенной деятельностью людей;
г) зависимость субъекта лидерства, уровня его активности и объема влияния на сообщество от характера интересов последнего и содержания целей.
Институт лидерства — это нормативный порядок (по Парсонсу), посредством которого некоторая подгруппа или индивид – политический деятель наделяется соответствующим объемом полномочий для осуществления функций лидерства. Политический лидер – носитель данных функций.
Политическое лидерство, отмечал французский политолог Ж. Блондель, есть одна из самых высоких и самых охватывающих форм власти. Лидеры выполняют ряд важнейших функций, в которых проявляется специфика их деятельности.
Типология лидерства
Богатство понятия лидерства отражается в его типологии. Существуют разнообразные классификации лидерства. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство. Они возникают на базе определенных потребностей общества, социальных групп и организаций. Осознание таких потребностей проявляется в форме задачи. В этом аспекте функции лидера обычно сводятся к своевременному учету общих потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организации масс на их осуществление. Это достаточно формальные функции, характеризующие основные этапы осуществления социальной роли лидера.
В зависимости от отношения руководителя к подчиненным лидерство делится на авторитарное (основано на угрозе санкций, применении силы) и демократическое (учет руководителем мнений всех членов группы, в их участии в управлении).
Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к учению М.
Вебера. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на:
— рационально-легальных, или рутинных — это лидеры, избранные демократическим путем;
— харизматических, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.
Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена в применении. В основе первого типа лежит привычка, второго – разум, третьего – вера и эмоции.
Основоположник этой классификации Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего двигателя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительно рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который, в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.
В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней:
1) лидер малой группы лиц, имеющих общие интересы, обладающих наибольшей властью в данном обществе;
2) лидер общественного движения (организации, партии), лицо, с которым конкретные социальные слои ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов;
3) лидер-политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института, т. е. Лидер национального масштаба.
Типология, определяющаяся стилем руководства политических лидеров зависит от используемых ими методов управления обществом. Характер взаимодействия лидера и членов группы позволяет выделить три типа лидерства:
— авторитарное лидерство – директивное (приказное) управление людьми; у лидера сосредоточены все основные управленческие функции; подчиненных держат под угрозой применения силы; единовластное и приказное управление; жесткие рамки для подчиненных; жесткий контроль и система наказаний; авторитарный политический лидер ориентируется на недемократические, монопольные методы управления. Он не допускает критики, инакомыслия, предпочитает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы. На авторитарном стиле построена деятельность практически всех диктаторов, тиранов и деспотов.
Лидерство в группе складывается из компонентов: делового, эмоционального и информационного.
1. Деловое лидерство характерно для формальных групп, решающих производственные задачи, в его основе такие качества как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на руководство. С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.
2. Эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий - притягательности лидера как участника межличностного общения.
Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта. Эмоциональный лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».
3. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.
В зависимости от направленности влияния (скорее - по результату лидерства для организации) лидерство можно рассматривать как:
1. Конструктивное лидерство (функциональное) способствует осуществлению целей организации.
2. Деструктивное лидерство (дисфункциональное) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров и взяточников).
3. Нейтральное лидерство не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
По стилю авторитарный (харизматический), демократический и попустительский (анархический).
Лидерство в группе может быть: формальным (официальные руководители) и неформальным.
Формальные лидеры - это люди, которых члены группы выбирают или выдвигают на какой-либо формальный пост (например, бригадиры производственных бригад, старосты учебных групп и пр.).
Кто такой лидер?
Таким образом, формальные лидеры связаны с официальной организацией и имеют возможность представлять всю группу в целом и защищать ее интересы перед администрацией.
Неформальные лидеры - это люди авторитетные в сфере психологических взаимоотношений членов группы.
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров:
1) физические качества - активный, энергичный, здоровый, сильный;
2) личностные качества - приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
3) интеллектуальные качества - ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
4) способности - контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.
2. Лидер (в узком смысле слова) менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером («Делай как я!»). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.
3. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.п.
В зависимости от того, как лидера воспринимает группа, выделяют следующие типы лидеров:
1) «один из нас» - не выделяется среди членов группы, воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере - наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности, в целом - по мнению группы, живет, радуется, печалится, принимает правильные решения и ошибается - как и все остальные члены группы;
2) «лучший из нас» - выделяется из членов группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и др.) качествам и в целом является образцом для подражания;
3) «хороший человек» - воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимания к другим, готовности прийти на помощь;
4) «служитель» - стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один из сотрудников может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя».
Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение руководящих кадров.
Американский социолог Ф. Селзник выделяет следующие два типа лидеров.
Институциональный лидер - человек, который является преимущественно специалистом по выдвижению и защите ценностей, целей, норм, правил группы. Он отвечает за решение официальных задач, которые поставлены перед группой администрацией.
Межличностный лидер - человек, который старается смягчить, сгладить человеческие отношения, сформировать чувства преданности и лояльности членов группы друг к другу, уменьшить тревожность, разрешить межличностные конфликты. Он более связан с людьми, чем с задачами группы.
Другой американский ученый, Р. Бейлз, делит лидеров на следующие два типа:
1) деловой лидер, организующий группу для решения конкретной задачи;
2) популярный лидер, влияющий на характер и направленность личностных взаимоотношений.
Немецкий социолог М. Гофштеттер сформулировал теорему «дивергенции» - все более резкого расхождения «делового» и «популярного» лидеров по направлению влияния на членов группы. По его мнению, «деловой» и «популярный» лидеры параллельно руководят группой, иногда мешая, иногда помогая друг другу в достижении наилучшего результата. Эта закономерность оказалась типичной для формальных групп в организациях.
Процессуальный подход к типологии лидерства предлагает американский психолог Ю. Хемфилл. Он различает пробное, успешное и эффективное лидерство.
Пробный лидер появляется в начале деятельности группы, когда перед ней поставлена задача, а функциональные роли еще не распределены. Поэтому разные члены группы пытаются взять на себя роль лидера и предложить правила организации, процедуру, режим работы и пр. В процессе пробного лидерства человек старается вовлечь членов группы во взаимодействие с целью решения поставленных задач. Принятие или отказ членов группы повиноваться пробному лидеру определяет его успешность.
Успешный лидер - это человек, за которым последовали члены группы.
Он вовлекает их в групповое взаимодействие. Результатом успешного лидерства является то, что группа берет новый курс в своей деятельности.
Эффективный лидер не только вовлекает членов группы во взаимодействие, но и способствует групповому решению задачи. Эффективное лидерство приводит к окончанию деятельности, когда задача группы решена. Итак, Хемфилл классифицирует лидерство процессуально, развертывая его от начала деятельности группы (пробное лидерство) к попыткам решить задачу (успешное лидерство) и, наконец, до результата группового решения (эффективное лидерство).
Несколько иная типология предложена Р. Кеттеллом. Он различает фокусированное и рассеянное лидерство;
Фокусированное лидерство имеет место в том случае, когда все члены группы сплотились вокруг одного лица. Только фокусированный лидер направляет деятельность группы на решение задачи. Он концентрирует все предложения членов группы, их взаимоотношения и конфликты, организует их деятельность и досуг.
Рассеянное лидерство имеет место в том случае, когда различные лидерские функции выполняют разные люди. Здесь нет четкой организационной иерархии взаимоотношений. Во главе группы стоят несколько, часто противоречащих друг другу лидеров. Кеттелл указывает, что рассеянное лидерство эффективнее в структурированных, старых группах, а фокусированное лидерство - в молодых, только начинающих свою работу группах.