Танки англии времен второй мировой войны. Танки Великобритании
В начале 1941 года в связи с поражениями британских войск в битвах с Германией был реорганизован Танковый комитет Великобритании. Его уравняли с Военным министерством и наделили полномочиями контроля над всеми мероприятиями, касающимися разработки танков и их применения в бою. Это было жизненно необходимо, потому что в своём существующем виде британские танковые войска не могли обеспечить надлежащего выполнения боевых задач, которые ставила перед ними современная война.
На основании опыта боевых действий 1941-1942 годов британцы окончательно убедились в том, что лёгкие танки, состоявшие на вооружении армии Соединённого Королевства, бессильны почти против всех машин противника, за исключением совсем уж маломощных вроде Pz I. Поэтому на них были возложены исключительно разведывательные функции, да и то понемногу лёгкие танки в разведчастях заменялись более подходящими для этих целей бронеавтомобилями.
Пехотные танки зарекомендовали себя в Европе более или менее неплохо. В качестве примера можно привести бой у Арраса 21 мая 1940 года. Танки Matilda I и Matilda II 4-го Королевского танкового полка произвели атаку на два пехотных полка 7-й танковой дивизии вермахта и полк СС «Мёртвая голова». Пехоту и противотанковые орудия англичане буквально разнесли вдребезги, что и неудивительно. Толщина брони «Матильд» варьировалась, в зависимости от модификации, от 60 до 78 мм, и немецкие противотанковые снаряды калибра 37 мм могли разве что оставить на них вмятины. Эсэсовцы вообще «отступили с признаками паники», то есть, попросту говоря, разбежались. Только когда немцы немного оправились от шока, к месту боя были подтянуты 88-мм зенитные орудия, и британцев удалось остановить. Так что в отношении пехотных танков работы должны были вестись только в направлении улучшения бронезащиты и увеличения мощи вооружения.
В отношении крейсерских танков работы предстояло больше всего. С одной стороны, те машины, которые уже стояли на вооружении британской армии, имели огромное количество конструктивных недостатков и потому не отличались ни хорошими боевыми качествами, ни приемлемым уровнем надёжности. С другой стороны, войскам нужен был полноценный универсальный танк, способный не только сопровождать пехоту, но и решать самостоятельные боевые задачи. И здесь перспективность крейсерских танков была достаточно очевидной. Нужно было только придумать, как сделать так, чтобы двигатели не ломались после нескольких часов работы, не выходили из строя элементы вентиляционной системы и ходовой части. Несколько забегая вперед, сообщим, что более-менее справиться с вышеперечисленными недостатками британцам удалось только к 1944 году.
И точно так же, как и для пехотных, для крейсерских танков остро стоял вопрос увеличения мощи вооружения. Основной пушкой для британских танков того времени было 2-фунтовое орудие (40 мм). Оно было недостаточно эффективным для борьбы против танков. А против пехоты — и вовсе почти бесполезным, так как боекомплект этой пушки либо совсем не предусматривал наличия осколочно-фугасных снарядов, либо они были настолько плохого качества, что танкисты сами заменяли их на бронебойные.
Необходимость установки на танки орудия калибром 57 мм (6 фунтов) была очевидной. И такие пушки у англичан, в принципе, были. Во всяком случае, на танк Valentine VIII (1943 год) 6-фунтовка устанавливалась. Но всё равно продолжительное время большая часть британских танков вооружалась 57-мм орудием, которое было уже лучше, чем 2-фунтовое, но всё ещё обладало недостаточной мощностью. 75-мм орудие стало стандартным вооружением английских танков только начиная с 1944 года.
Надо сказать, что британцы, несмотря на своё активное участие в войне и понимание важности бронетехники, умудрялись раз за разом выпускать не самые удачные машины. Например, Covenanter. Этот крейсерский танк с ходовой частью типа Кристи был ненадёжным, вооружался 2-фунтовой пушкой и к моменту, когда его недостатки были устранены, уже устарел. Его «наследник» Crusader также, хоть и считался поначалу весьма удобным в управлении и комфортабельным, не заслужил большой любви танкистов. Причины были всё те же: низкая надёжность механизмов, слабая пушка и тонкая броня.
Пехотный танк Churchill, которому будет посвящена отдельная статья, пришёл на смену «Матильде». Для своего времени это была достаточно странная машина. Фактически танк скорее соответствовал запросам Первой мировой войны. Он был медленным, как и все пехотные танки, а также имел поначалу весьма сомнительную схему размещения вооружения. В башне первой модификации ставилась 2-фунтовая пушка, а в лобовом листе корпуса — 76-мм гаубица. Быстро придя к выводу, что это не лучший вариант, англичане впоследствии провели целый ряд модернизаций «Черчилля». Гаубицу убрали, башенное орудие вначале заменили на 57-мм, а затем на 75-мм. Существовали и так называемые танки огневой поддержки, вооружённые 95-мм гаубицей. Одной из главных проблем «Черчилля», которая мешала его нормальному перевооружению, был достаточно узкий корпус, не позволявший расширить погон башни. То есть, как ни крути, объёма башни не хватало для установки более крупнокалиберных пушек.
Попытка решить эту проблему была сделана за счёт разработки пехотного танка «Супер Черчилль», он же Black Prince. В конструкции этого танка применялось много узлов и агрегатов от «Черчилля», да и сам танк получился очень похожим на своего предшественника. Но у него был более широкий корпус. Это позволило оснастить танк более просторной башней и 17-фунтовой пушкой. Но для мая 1945 года, когда шесть опытных танков Black Prince поступили в войска для боевых испытаний, конструкция и технические характеристики машины уже были устаревшими. Танк не успел принять участия в бою, и вскоре работы над ним были прекращены.
В некотором смысле можно считать прорывом танк Cromwell, разработанный англичанами в 1941-1943 годах. Он был вооружён орудием калибра 57 или 75 мм и благодаря установке авиационного двигателя «Метеор» стал самым быстроходным британским танком того времени. «Кромвель» был неплохим танком, однако в 1943 году у немцев уже имелись «Тигры» и «Пантеры». Против них 75-мм орудия было недостаточно, а более мощное на «Кромвель» установить было затруднительно из-за малых размеров башенного погона и башни.
Более мощную пушку удалось установить на преемнике «Кромвеля» — крейсерском танке Comet. Благодаря более широкой башне с развитой кормовой нишей на «Комет» удалось поставить 77-мм пушку с начальной скоростью снаряда 787 м/с. Считается, что это самый мощный крейсерский танк Великобритании во Второй мировой войне. Фактически он всё-таки уступал «Пантере», но однозначно превосходил самый массовый немецкий танк Pz IV.
Крейсерский танк, который называли «английской Пантерой», поступил на вооружение уже после окончания Второй мировой войны. Это был Centurion. Он имел сварной корпус с рациональными углами наклона брони, вооружался 17- или 20-фунтовым орудием и состоял на вооружении британской армии вплоть до 70-х годов. Поздние версии машины (приблизительно с середины 50-х годов) вооружались 105-мм нарезной пушкой L7. На базе «Центуриона» был разработан опытный танк FV4202, который за счёт уменьшения линейных размеров корпуса выигрывал в массе и, как следствие, в динамике, а также вооружался 105-мм орудием. Интересной особенностью этого танка было «лежачее» расположение механика-водителя. В серию FV4202 не пошёл, так как к этому времени уже полным ходом развивалась концепция единых боевых танков. Да и сами англичане с 1945 года отказались от деления танков на крейсерские и пехотные.
Последними тяжёлыми танками Великобритании были Caernarvon и Conqueror. Они разрабатывались как тяжеловооружённые машины и должны были специализироваться на борьбе с танками противника. Но именно узость их специализации и большое количество недостатков привели к тому, что всего было выпущено лишь около 180 танков обеих модификаций.
Caernarvon и Conqueror предназначались для борьбы с танками противника на больших дистанциях. Помимо них, на базе Conqueror разрабатывалась ещё одна довольно любопытная тяжелопушечная машина — FV215b. На шасси танка Conqueror изначально собирались поставить 183-мм орудие с автоматом заряжания барабанного типа. Орудие было установлено без возможности вращения и не имело никакой защиты — ни башни, ни боевой рубки. Разумеется, это делало танк слишком уязвимым на поле боя. Достаточно было близкого разрыва осколочно-фугасного снаряда, чтобы вывести из строя орудие и убить экипаж. Поначалу данную проблему решили, соорудив вокруг орудия прямоугольную рубку. А впоследствии придумали и башню, которую пришлось установить в задней части корпуса. Проводились также работы по установке орудия других калибров —120 и 130 мм. В серию танк не пошёл.
Подводя итоги, скажем, что британцы, хоть и были первыми, кто вывел танки на поле боя, впоследствии не смогли удержаться на лидирующих позициях. Возможно, свою роль в этом сыграло то, что Соединённое Королевство было островным государством, для которого сухопутные войска были не столь важны, как мощный флот и авиация. А когда дело дошло до необходимости вести масштабные боевые действия на суше, британцы так и не смогли «догнать» Германию и СССР, в армиях которых танки служили главной ударной силой.
Тем не менее английские танки были довольно интересными машинами, они принимали активное участие во Второй мировой войне, и появление их в игре World of Tanks закономерно.
Также в разделе «Медиа» нашего портала вы можете посмотреть ролик , посвящённый британским танкам.
Английские тяжелые танки
Как уже упоминалось, непосредственным предшественником английских танков был «Большой Вилли». Эта машина, изготовленная из обычной неброневой стали, испытывалась в феврале 1916 года и вскоре была принята на вооружение под маркой Мк I. В отличие от «Большого Вилли», ее корпус был выполнен из катаных бронелистов. Собирали его так: листы мягкой стали нарезали, потом в них сверлили отверстия под заклепки, затем закаливали и крепили к каркасу из уголков и полосовой стали.
26 опорных, неподрессоренных роликов малого диаметра помешались, как в обойме, между внешним (сплошным) и внутренним (вне коробки каркаса) бортовыми листами, между ними устанавливались ведущие колеса, ленивцы и бортовые коробки передач.
Гусеница шириной 520 мм состояла из 90 плоских траков из броневой стали. На твердой почве удельное давление достигало почти 2 кг/см2 , что было чересчур велико. Поэтому английские танки отличались низкой проходимостью. Верхняя часть гусеницы скользила по специальному рельсу, охватывая корпус. Каждый третий опорный ролик оснащался ребордой для направления гребней траков.
Бензиновый двигатель «Даймлер» и трансмиссия находились внутри танка, как и баки с горючим, которое самотеком поступало к мотору. Нередко в самый ответственный момент, когда танк задирал нос, преодолевая препятствие, двигатель глох из-за прекращения подачи бензина. Мк I не имел глушителя на выхлопной трубе, и ночью грохот и искры выдавали танк вражеским наблюдателям.
Трансмиссия состояла из двухскоростной коробки передач, червячного редуктора и дифференциала, выходные валы которого соединялись с двумя дополнительными бортовыми коробками передач. Привод ведущих колес заднего расположения осуществлялся при помощи цепной передачи, но ее выполнили открытой и она быстро забивалась грязью.
Управление танком требовало значительных усилий водителя и командира (последний отвечал за тормоза гусениц правого и левого бортов), а также двух трансмиссионщиков, работавших на бортовых коробках передач. Водитель подавал им команды голосом или жестами. Поворот осуществлялся торможением одной гусеницы или переключением бортовой коробки передач в нейтральное положение и включением 1 -й или 2-й передачи на коробке передач другого борта. Затем водитель включал сцепление. После поворота такая операция проделывалась в обратном порядке. С остановленной гусеницей танк разворачивался почти на месте.
Для корректировки курса или поворота с большим радиусом служила пара стальных колес, напоминавших вагонные, крепившихся сзади на шарнире и поворачивавшихся тросовой тягой, что также требовало изрядных усилий. Считалось, что эти колеса помогут машине преодолеть широкие рвы, однако из-за громоздкости и уязвимости от них вскоре отказались.
Боевой вес Мк I составлял 28 т (27 т у «самки»), скорость -4,5 км/ч (на местности – 2 км/ч), запас хода – 19 км. Бронезащита достигала 5-11 мм, вооружение состояло из двух 57-мм пушек и трех пулеметов «Гочкисе» (на «самце») или 5 пулеметов (на «самке»), установленных в спонсонах. Экипаж – 8 человек. Для водителя и командира в передней части корпуса имелась рубка. На крыше танка натягивали сетку – заброшенные противником ручные гранаты скатывались по ней и взрывались на земле. Всего было 150 Мк I, поровну «самцов» и «самок».
Появившиеся в начале 1917 года Мк II и Мк III (по 50 единиц) не имели хвостовых колес и противогранатных сеток, в конструкцию люков и смотровых щелей внесли изменения, на Мк III местами утолщили броню и расширили каждый шестой трак.
За ними последовал Мк IV, заказ на который выдали 19 сентября 1916 года, сразу после сражения на Сомме. Потребовалось вмешательство премьер-министра, ибо армейский штаб отменил заказ на 1200 Мк IV (405 «самцов», 205 машин снабжения, остальные «самки»). В устройство танка внесли улучшения, продиктованные боевым опытом: толщину брони в лобовой части увеличили с 12 до 16 мм, по бортам – с 6 до 12 мм, а на крыше довели до 8 мм, что значительно повысило безопасность экипажа при обстреле машины бронебойными пулями. Спонсон мог вдвигаться внутрь корпуса по салазкам (аппарелям), что облегчало транспортировку. Но иногда в бою, при большом крене, спонсоны срывали фиксаторы и, внезапно сползая в танк, калечили людей. На «самках» спонсоны уменьшили.
На Мк IV впервые установили легкие пулеметы «Льюис», что было ошибкой, так как потребовало увеличения амбразур. На машинах поздних марок этот недостаток устранили, заменив «Льюисы» танковыми пулеметами «Гочкисе» и применив пушки со стволом, укороченным с 40 до 23 калибров, которые не утыкались в землю при крене и не задевали деревья и стены домов.
MkV на службе Красной Армии
Английский танк Мк V
Топливные баки теперь размещали вне корпуса, между задними ветвями гусениц, горючее к двигателям подавалось принудительно, на выхлопную трубу поставили глушитель. Цепную передачу к ведущим колесам прикрыли от грязи, гусеницы сделали шире. Улучшили и смотровое устройство водителя, защищавшее его теперь от свинцовых брызг при попаданиях пуль – оно представляло собой броневую перфорированную плиту.
Первые Мк IV прибыли на фронт в апреле 1917 года и 7 июня участвовали в бою за Мессин. Затем они побывали в деле под Камбре. Их выпуск прекратили в декабря 1917 года с началом производства улучшенной модификации Мк V.
Она сильно отличалась от предшественников. На ней установили четырехскоростную, планетарную коробку передач системы Вильсона и специальный танковый мотор «Рикардо». Отныне машиной управлял только водитель – обошлись без бортовых коробок передач. Отличительным признаком Мк Устали воздухозаборники системы охлаждения, смонтированные по бортам, радиатор сблокировали с мотором. Рубку командира увеличили, а в корме разместили еще один пулемет. Первые Мк V начали поступать в войска в мае 1918 года, и до конца войны изготовили 400 (поровну «самцов» и «самок»).
Следующей модификацией стал удлиненный Мк V* («со звездой»), в корпус которого встроили двухметровую секцию. Так, не ухудшив продольной жесткости, удалось добиться преодолевания более широких рвов, улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, чтобы принять дополнительные припасы или 25 пехотинцев. Попытку высадить танковый десант предприняли 8 августа 1918 года под Амьеном, но неудачно – из-за плохой вентиляции солдаты угорали. Тем не менее, переделали 579 таких танков. 25 танков Мк V представляли собой тот же танк Мк V*, но специальной постройки.
До конца войны в единичных экземплярах выпускали Мк VII и Мк VIII. Первые (заказано 75, сделано 3) отличались от Мк V системой охлаждения и наличием гидравлической трансмиссии, кроме того, их оснастили электростартером. Боевой вес достиг 37 т, вооружение состояло из двух 57-мм пушек и 5 пулеметов. Танки оказались легко управляемыми, маневренными, но дорогостоящими.
Несколько особняком стоит так называемый англо-американский, или «интернациональный», Мк VIII, которому предназначалось стать в 1919 году основным тяжелым танком союзников. Проектировать Мк VIII начали летом 1917 года, для массового производства планировалось построить во Франции завод, который выпускал бы ежемесячно по 300 машин. Американцы взялись поставлять двигатели, трансмиссию, механизмы управления; англичане – броню, траки, катки и вооружение, После подписания перемирия США и Великобритания изготовили лишь считанные единицы. Масса Мк VIII достигала 37,6 т, экипаж насчитывал 8 человек, танк оснащался двумя 57-мм пушками и 7 – 10 пулеметами, бронирование не превышало 16 мм. Двигатель мощностью 338 л.с. (американский вариант) позволял развивать скорость до 9 км/ч.
Основные английские танки периода первой мировой войны Мк IV и Мк V провели немало удачных боев, они поступали и в американские войска, 77 машин 1 ноября 1918 года передали французам. Трофейные Мк IV имелись в кайзеровской армии, а Мк V – в войсках английских интервентов и у белогвардейцев в России. Захваченные красноармейцами, они под названием «Рикардр» использовались до 1930 года.
Мк IV и Мк V после войны несколько лет состояли в британской армии, кроме того, по нескольку машин имелось в вооруженных силах Латвии, Польши, Японии и Эстонии. Кстати, эстонские сослужили последнюю службу в августе 1941 года при обороне Таллинна. Член Военного совета Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Н.К. Смирнов вспоминал, что в те тяжелые дни ему доложили о найденных на складе четырех танках «Рено», оставшихся от армии буржуазной Эстонии. Однако, судя по описанию («на каждом – семь пулеметов»), это были Мк V. Наскоро подремонтированные, они пошли в бой и хоть немного,но помогли защитникам города.
«Интернациональный» танк Мк VIII
Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) автора Первушин Антон ИвановичСверхзвуковые тяжелые самолеты Владимира Мясищева Дьявольская логика «гонки вооружений» подталкивала руководство Советского Союза к принятию «адекватных мер». Огромные затраты на реализацию программ создания тяжелых сверхзвуковых самолетов «Валькирия» и «Черная
Из книги Ударные корабли Часть 1 Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли автора Апальков Юрий ВалентиновичСверхзвуковые тяжелые самолеты Андрея Туполева В 1958 году в ОКБ-156 Андрея Туполева начались научно-исследовательские работы по созданию перспективного дальнего сверхзвукового ударного самолета, который в будущем должен был заменить «Ту-22».Ставилась задача создания
Из книги Обозрение отечественной бронетанковой техники автора Карпенко А ВТяжелые авианесущие крейсера типа Киев пр. 1143 – 2 (2) (1*) ОСНОВНЫЕ ТТЭВодоизмещение, т:– стандартное 30 500– полное; 41 200Главные размерения, м:– длина наибольшая (по КВЛ) 273,1 (236)– ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 49,2 (31)– осадка средняя 8,9Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 1642
Из книги Бронетанковая техника армий капиталистических государств автора Нерсесян Михаил Григорьевич Из книги Броненосец "Наварин" автора Арбузов Владимир ВасильевичТяжелые танки СВЕРХТЯЖЕЛЫЙ ТАНК МЕНДЕЛЕЕВА Состояние проект 1915 года.Разработчик В.Д.МенделеевПроизводство не производилсяБоевая масса, т 170-172Длина, мм:– с пушкой вперед 13000– корпуса 10000Ширина, мм 4400Клиренс, мм. 700Ср. уд давл. на грунт, кг/см #178; 2,5-2,8Тип двигателя.
Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений ДмитриевичТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ Тяжелый танк М103.В 1952 г. изготовлен опытный образец тяжелого танка Т43, доработка которого продолжалась до 1956 г. Модернизированный образец этого танка Т43Е1 в 1956 г. был стандартизован под маркой М103. Боевой вес танка 54,3 т.Танк М103 (рис. 14) вооружен длинноствольной
Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора Соколов Михаил Владимирович Из книги Бронетанковая техника Фотоальбом часть 1 автора Брызгов В.ТЯЖЕЛЫЕ ТЯГАЧИ КУРГАНСКОГО ЗАВОДА Важнейшую роль в обеспечении Советской Армии мощными и тяжелыми многоцелевыми четырехосными тягачами играл сравнительно небольшой и малоизвестный Курганский завод колесных тягачей имени Д. М. Карбышева (КЗКТ), вовлеченный в конце 1950-х
Из книги Мотоциклы. Историческая серия ТМ, 1989 автора Журнал «Техника-Молодёжи»Тяжелые «мулы» Вдобавок к уже перечисленным вариантам, на грузовиках «Мерседес-Бенц – L4500» тоже устанавливали гусеничные движители типа «Маультир» (модификация «L4500R»). Полугусеничные автомобили в то время нашли свое применение в армии – они использовались в качестве
Из книги Бронетанковая техника Японии 1939 - 1945 автора Федосеев Семён ЛеонидовичТяжелые стандартные В соответствии с планами Управления вооружений сухопутных сил вермахта в середине 1930–х годов началась разработка третьего семейства «тяжелых полноприводных стандартизированных легковых» автомобилей «Айнхайтс» легко узнаваемой внешности с
Из книги Фильтры для очистки воды автора Хохрякова Елена АнатольевнаГлава I Советские тяжелые танки ТАНК Т-35 Выпускался серийно с 1933 по 1939год. Состоял на вооружении Советской Армии. Использовался в боях первого периода второй мировой войны.Тактико-техническая характеристика.Масса, т.. 50Экипаж, чел. 11Габаритные размеры (длина х ширина х
Из книги Руководство слесаря по замкам автора Филипс БиллВ серии тяжелые После того как в Ленинграде наладили производство мотоциклов Л-300, пришла очередь тяжелых машин, оснащенных двигателями с рабочим объёмом 750 см3 и более. Еще в 1928 году специалисты из Ижевска побывали на американской фирме «Харлей-Дэвидсон», чья продукция
Из книги автораТЯЖЁЛЫЕ ТАНКИ ТЯЖЁЛЫЕ ТАНКИ «2591» И «2595»Ещё в 1927 году арсенал в Осаке построил опытный двухбашенный 18-тонный танк № 1 («Чи-и» - «средний первый») с 57-мм орудием, двумя пулемётами и 140-сильным двигателем. В 1931 году тем же арсеналом был построен 18-тонный трёхбашенный «91» с
Из книги автораТяжелые металлы Понятие «тяжелые металлы» не относится к строго определенным. Разные авторы в составе группы тяжелых металлов указывают разные химические элементы. В экологических публикациях в эту группу включают около 40 элементов с атомной массой более 50 атомных
Танкостроение у англичан начало своё развитие еще в период Первой мировой и после окончания войны у них уже были полноценные организованные танковые войска.
Далее строительство танков в Великобритании практически полностью замерло, а именно на протяжении 20 лет после первой мировой войны. Одной из причин такого простоя было то, что в Европе не было с кем воевать и к тому же постоянно велись споры по поводу необходимости танков в современной войне.
В 1934 году танкостроение у англичан возродилось с новой силой. Стимул Великобритании придали СССР и Германия, которые в эти годы начали усиленно наращивать постройку и модернизацию танков.
Также в Англии уже полностью определились и с тактическим использованием танков. Танки разделили на классы. Существовали танки легкого типа, пехотные и танки крейсерские. Последние были сформированы позже всех.
Примечательно то, что Английские танки до 1936 года вооружались исключительно пулеметами, но вскоре было ясно, что это не правильно. Изначально на пехотный танк была установлена пушка в 2 фунта, а затем и на крейсерский танк. Способности таких орудий были ограничены.
События в Дюнкерке весомо повлияли на взгляды англичан на броню и вооружение их танков. От легких танков постепенно начали отходить к бронеавтомобилям, а пехотные танки особо не поменяли свою роль на поле боя, только англичане увеличили бронь и усовершенствовали вооружение. Кстати танки пехотного класса отлично показали себя в боях на континенте.
Северная Африка стала испытанием для танков Великобритании. Тяжелые бои показали, что англичанам катастрофически не хватает универсального танка. Конечно танк HVi, который был крейсерского класса, был неплох, но в полной мере не отвечал требованием современных боевых действий. Удивительно, что страна, которая производила отличные самолеты, не смогла построить достойный танк. К 1944 году пехотные и легкие танки постепенно начали уступать тяжелым, и крейсерские танки постепенно стали модернизироваться в универсальные боевые машины. Когда закончилась Вторая Мировая война, то в Великобритании приняли решение больше не делить танки на классы.
К 1940 году технологию танкостроения англичан нельзя считать современной относительно других стран. При строительстве танков по-прежнему преобладали болтовые соединения, хотя другие страны давно освоили сварку и производство цельнолитых башен. Броня имела в основном вертикальное расположение. Танки Великобритании ни в одном аспекте не могли составить конкуренцию танкам рейха.
Вместе с модернизацией отсталыми были и темпы строительства танков. К концу 1938 года на вооружение англичан должны были поступить 600 танков крейсерского класса, но произведено было всего 60 единиц. Великобритания вошла во Вторую Мировую войну с 600 танками, причем 70% которых были легкого класса. Большинство танков, которые были произведены в период войны так и не поступили на вооружение.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк (👍 - палец вверх) поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.
Статья
В 1940 году во Франции и Северной Африке действия английских танковых войск показали, что стоящие на вооружении армии крейсерские танки Covenanter и Crusader постепенно устаревают. Их отрицательными сторонами стали слабая броня, ненадежный двигатель и недостаточное вооружение. Стандартное оружие в 40 мм уступало немецким пушкам в 50 и 75 мм на средних танках Германии.
К концу 1942 года британские конструкторы разработали новую крейсерскую машину «Кромвель» — танк с высокой скоростью и маневренностью.
Новый двигатель
«Кромвель» разрабатывался по классической британской схеме танкостроения: двигатель, баки с топливом, охлаждающие системы устанавливались в моторном отделении, распространявшееся на корму корпуса. Броня и боевое отделение — средняя часть корпуса и башни. Трансмиссия и отделение управления — передняя часть танка.
V-образный двигатель «Роллс-Ройс Метеор» с 12 цилиндрами и максимальной мощностью в 600 лошадиных сил — это «Кромвель». Танк легко развивал скорость по шоссе до 64 км/ч. Трансмиссия нового среднего танка включала в себя:
- коробку передач с синхронизаторами;
- фрикцион — часть маховика двигателя, работавшего по принципу сухого трения;
- удлиненный карданный вал с многоступенчатой системой;
- поворотный механизм с двойными дифференциалами.
Броня корпуса и башни
Корпус изготавливался из пластин катаной брони. Заклепками листы закреплялись между собой и на каркас. Толщина пластин корпуса достигала 64 мм, корма и борта — 32 мм. Днище и крыша танка производились без постоянной толщины брони, значение колебалось от 6 до 14 мм.
Листы брони, формировавшие башню почти квадратной формы, закреплялись без наклонных углов заклепочными и болтовыми соединениями. Толщина пластин лобовой части башни — 76 мм, борта и корма — 51 мм. Новый «Кромвель» (танк) был более бронированным, чем предыдущие модели средних боемашин Британии.
Модернизация
С конца 1943 года происходила модернизация крейсерского танка. В оригинальном варианте остались единичные модели к концу войны. Модернизировались машины как капитального ремонта, так и новые боевые конструкции с небольшим пробегом. В процессе улучшения танка с 1943 по 1945 год появились варианты «Кромвеля»:
- Cromwell I.
- Cromwell II — пробная машина с гусеницей в 15,5 дюйма ширины против 14.
- Cromwell III — боевое орудие в 75 мм.
- Cromwell IV и IVw.
- Cromwell VIII — поздняя модель с 95 мм гаубицей.
Крейсерский «Кромвель» (танк) в процессе видоизменений получил усиленную броню и улучшенное орудие.
Усиленная броня и улучшенное орудие появились в процессе видоизменений, но с меньшей скоростью. Также были сконструированы и другие версии машин.
Вооружение
Основное вооружение крейсерского танка - пушка в 57 мм, длина ствола — 50 калибров. Различные модификации «Кромвеля» оснащались гаубицей в 95 мм.
Орудие устанавливалось на переднюю часть башни в квадратную маску с дополнительной бронированной пластиной. Танк оснащался и вспомогательным вооружением: пулеметы в 27,7 мм — британские модификации чехословацких орудий. Один пулемет закреплялся как спаренный к основной пушке, второй — в левую часть корпуса спереди. Комплект зарядов включал в себя 3000 патронов.
Эксплуатация
Крейсерский танк «Кромвель», фото которого представлено выше, участвовал в боях во время Второй мировой войны в Западной Европе и Северной Африке. На практике у машины выявились недостатки: слабая огневая мощь и броня.
Танк мог противостоять немецкой «Пантере», но был бессилен против тяжелого «Тигра». Во время боя близ французского города Виллер-Бокаж в 1944 году британская колонна из средних танков «Кромвель» потерпела разгромное поражение от немцев, вооруженных танками «Тигр». При этом количество германских боевых машин было в три раза меньше.
World of Tanks
Игра популярна у многих людей в мире. Пользовательская онлайн-аркада позволяет окунуться во времена Второй мировой войны, узнать о боевых машинах, стоящих на вооружении у нескольких наций.
Танк «Кромвель» в World of Tanks — средняя боевая машина шестого уровня. В игре для достижения лучших результатов используется мобильность и юркость крейсерского танка. Выгоднее подходить к противнику с фланга или тыла. Скорострельность машины позволит быстрее вывести оппонента из строя.
Танк отличается хорошей скоростью: за счет этого можно засвечивать противотанковую технику и тяжелые машины.
Основные враги «Кромвеля» в игре:
- ПТ (противотанковая техника) 5—6 уровни.
- СТ (средние машины) 6—7 уровня с топовой пушкой.
- ТТ (тяжелые танки) на дальних расстояниях, в ближнем бою остаются шансы на выживание.
Крейсерский британский танк «Кромвель» (отзывы пользователей онлайн-игры подтверждают это) хорошо пробивает корму и борта. Игроками отмечаются достоинства машины: высокая скорость, подвижность башни на хорошем уровне, доходность.
Из минусов:
- практически полное отсутствие брони;
- у пушки невысокая точность;
- долгое сведение орудия.
Также в игре «Кромвель» часто оказывается на поле боя с танками восьмого уровня, где большинство из машин — тяжелая техника.
Желательно в игре машине не стоять на месте, а постоянно двигаться, чтобы усложнить задачу противнику. Установленный на технике авиационный двигатель позволяет среднему танку успешно миновать скопления вражеских боевых машин и наносить удары там, где этого не ожидают противники.
Танки Англии
На развитии английской бронетанковой техники в предвоенные годы отразилась борьба мнений относительно характера будущей войны. Сторонники создания механизированных армий, считавшие, что вторая мировая война с их участием должна закончиться быстро, единым стратегическим ударом, который в течение нескольких дней и даже часов решит исход боев и принудит противника к капитуляции, настаивали на создании "крейсерских" танков - легкобронированных, с повышенными скоростями движения и с пушками калибра 40 мм. Для проверки своих взглядов на будущую войну они добились создания в английских вооруженных силах в 1927 году первого экспериментального механизированного соединения.
Имелась также группа влиятельных военных, опиравшихся на штаб сухопутных сил Англии, которые считали, что основной удел танков - непосредственная поддержка наступающей пехоты. Для этого служат тихоходные сильно бронированные танки с пушками калибра 40-75 мм - так называемые "пехотные " танки. В качестве компромисса было решено иметь на вооружении как крейсерские, так и пехотные танки. К пехотным танкам относились танки типа "Матильда", "Валентайн" и "Черчиль", к крейсерским - "Крусайдер", "Кромвелл", "Комета". Таким образом, неразделимые боевые качества танка - броневая защита и подвижность были искусственно поделены между двумя типами машин. Ошибочность этой концепции выявилась в ходе боевых действий довольно быстро, но создать во время войны единый танк, способный выполнять задачи непосредственной поддержки пехоты и действовать в составе бронетанковых соединений, английским конструкторам не удалось. Поэтому лучшим танком английской армии стал американский М4 "Шерман".
Созданные в Англии перед войной легкие танки быстро исчезли с полей сражений, так как их броня и вооружение оказались неудовлетворительными. Поэтому в английской армии широко использовались американские легкие танки М3 и М5. В 1943 году было начато производство собственного легкого танка "Тетрарх", однако его боевые характеристики были ниже характеристик немецких танков. Самоходная артиллерия, как и в армии США, делилась на полевую, противотанковую и зенитную. Однако количество самоходных установок, выпущенных промышленностью Англии, было невелико и составило примерно 800 машин.
Характерными особенностями английской бронетанковой техники были:
- большие габаритные размеры и вес, невысокая огневая мощь и подвижность танков;
- создание полевых, противотанковых и зенитных самоходных установок на базе танков и автомобилей;
- широкое использование шасси устаревших легких танков для создания бронетранспортеров;
- создание и широкое использование бронеавтомобилей;
- применение устаревших конструктивных решений и техноло гических методов: вертикальное расположение броневых листов, каркасная конструкция танков, соединение броневых листов на бол тах и заклепках, использование в основном карбюраторных двига телей и т.д.
Всего в годы второй мировой войны в Англии было произведено 25116 танков, еще 23246 танков и САУ поступило из США и Канады. Формирование бронетанковых соединений в Англии происходило довольно медленно. К концу второго года войны было сформировано пять бронетанковых дивизий и пять отдельных бригад.
Бронетанковая дивизия состояла из двух бронетанковых бригад, в каждой из которых было по три танковых полка, а также двух мотоциклетно-стрелковых батальонов, артиллерийского и смешанного зенитно-противотанкового полков. В дивизии насчитывалось около 300 танков, но практически отсутствовала мотопехота. Кроме того, структура дивизии оказалась громоздкой и не позволяла оперативно руководить подразделениями в ходе боя. Поэтому в конце 1942 года дивизии были реорганизованы. Из них была исключена одна бронетанковая бригада, но введена бригада мотопехоты, артиллерийских полков стало два, введен полк противотанковой артиллерии. Дивизия образца 1942 года насчитывала 18 тысяч человек личного состава, 344 танка и более 150 орудий.
Для совместных действий с пехотными дивизиями формировались отдельные бронетанковые бригады в составе трех полков. В каждой бригаде было по 260 танков. Всего в годы второй мировой войны в Великобритании было сформировано 11 бронетанковых дивизий и 30 бронетанковых бригад. Танковые корпуса и армии не создавались, однако на разных этапах войны участвовали армейские корпуса, в которые входили по 2-3 бронетанковые дивизии.
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать
- Статусы про мировоззрение Мировоззрение вконтакте значения
- Статусы про мировоззрение Что значит мировоззрение в вк