Сколько лет живут гренландские акулы. Гренландская полярная акула: описание, особенности и интересные факты
Безусловно, любой герой в литературном произведении является персонажем, но не всякого персонажа признают «героем». Словом герой обычно обозначают главное действующее лицо, «носителя основного события» (М. М. Бахтин) в литературном произведении, а также значимой для автора-творца точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей, иначе говоря, того Другого, сознание и поступок которого выражают для автора сущность создаваемого им мира.
Произведение, особенно эпическое и драматическое, как правило, содержит иерархию изображенных лиц, так что «лица второго плана» воспринимаются как «служебные», необходимые не сами по себе, а для освещения и понимания «лиц первого плана». Такова, например, функция Фенички в «Отцах и детях».
Именно с лицами первого плана связан так называемый «наивный реализм» и проистекающие из подобного восприятия искусства споры с героями, а то и суд над ними (см., напр., роман В. Каверина «Два капитана»). С ними же сопряжено и читательское ощущение полноправности и особой самостоятельности героя, с которой «автор вынужден считаться» (ср. известное признание Л. Толстого о том, что Вронский «вдруг и неожиданно стал стреляться» или апокрифическую пушкинскую фразу о Татьяне, которая «взяла, да выскочила замуж»).
Герой может быть отличим от иных персонажей в первую очередь по своей значимости для развития сюжета: без его участия не могут состояться основные сюжетные события. Так, в волшебной сказке только главному действующему лицу дано достигнуть цели (находящейся в ином мире) и вернуться живым; так же и в эпопее, где без Ахилла невозможна победа в войне или без Одиссея — решение судьбы Пенелопы и одновременно Итаки.
Все ведущие персонажи, т.е. герои «Войны и мира» принимают прямое участие либо в Бородинской битве, либо в последовавшем за ней оставлении Москвы; но от других персонажей их отличает не только это: мировые события одновременно — и важнейшие события их внутренней жизни (так, Пьер именно в канун решающего сражения воспринимает слова солдата: «Всем миром навалиться хотят» как формулу того человеческого единения, которое он всегда искал).
Герой противостоит другим персонажам и как субъект высказываний, доминирующих в речевой структуре произведения. Второй критерий особенно важен в произведениях эпистолярной, исповедальной или дневниковой формы (герои — «авторы» писем, дневников и т.п.) или в случаях с героями-резонерами в эпике, где у них может и не быть сюжетных функций (ср., напр., Потугина в тургеневском «Дыме»).
В лирике XIX—XX вв. кроме наиболее традиционного субъекта речи и носителя лирического события, которого считают литературным героем, но не персонажем («лирическое "я"», «лирический герой»), выделяют также «героя ролевой лирики», т.е., в сущности, персонажа — субъекта речи, чье высказывание для автора — не столько средство, сколько предмет изображения (ср., напр., ямщика в стихотворении Н. Некрасова «В дороге» или персонажей многих стихотворений В. Высоцкого, в которых он, по его собственному выражению, говорит «из шкуры героя»).
Таким образом, необходимо учитывать различия ролей изображенных лиц в сюжете. В волшебной сказке можно различать «частные» функции большинства персонажей — дарителей, вредителей, помощников — и «общую» функцию одного-единственного героя: он должен попасть туда, куда живому человеку попадать не приходится и, что еще труднее, вернуться оттуда, откуда никто не возвращается.
Эта сюжетная функция героя проистекает из структуры мира (двоемирие) и необходима для сохранения и восстановления всего нарушенного вначале миропорядка (не случайно «оттуда» приносят или привозят в наш мир не только такие вещи, как молодильные яблоки, но и невесту). А вернуть похищенную Ситу в «Рамаяне» необходимо для того, чтобы Земля продолжала плодоносить.
Такое изначальное значение понятия «герой» в ходе истории отнюдь не утрачивается: например, встречи Онегина с Татьяной или преступление Раскольникова для исторического будущего изображенного национального мира не менее значимы, чем действия героев, эпопей для судеб народов и государств.
Среди действующих в произведении лиц героя выделяет также инициатива, равно как и способность преодолеть препятствия, непреодолимые для других. В архаике (волшебная сказка, героический эпос) его инициатива неразличимо совпадает с осуществлением всеобщей необходимости — в этом основа героики.
В литературе важнейшую формообразующую и смыслоразличительную роль играет вопрос о выборе. В сказке он отсутствует, а в эпопее выбор героя предопределен. Например, в качестве героя Ахилл не может отказаться от славы, несмотря на неизбежность гибели; так же как Одиссей, несмотря на смертельный риск, вынужден отказаться от своей хитрости с именем Никто после ослепления Полифема: героя нет без славы, и тем самым без имени. Эта несвобода имеет положительный характер, поскольку награждение или слава всегда соответствуют заслугам.
Инициатива литературного героя вовсе не обязательно должна быть активно-боевой; она может быть и пассивно-страдательной (герои греческого романа или житий) или сочетать в себе то и другое на равных правах («Стойкий принц» Кальдерона). Кроме того, эта инициатива может иметь в первую очередь идеологически-языковой, а не практически-действенный характер.
Так, жизненная задача Печорина — философский поиск и духовный эксперимент, что находит в его поступках лишь непрямое и неадекватное отражение, в большей степени определяя характер повествования в его «Журнале» (непосредственно смыкается одно с другим только в сюжете «Фаталиста»). А в «Преступлении и наказании» убийство рассматривается как попытка «сказать новое слово», так что из области сюжета активность героя переключается во внесюжетный в значительной мере диалог.
Теория литературы / Под ред. Н.Д. Тамарченко — М., 2004 г.
Кто такой литературный персонаж? Этому вопросу мы посвящаем нашу статью. В ней мы расскажем, откуда пришло это название, какими бывают литературные персонажи и образы и как описывать их на уроках литературы по своему желанию или требованию учителя.
Также из нашей статьи вы узнаете, что же такое "вечный" образ и какие же образы называют вечными.
Литературный герой или персонаж. Кто это?
Часто мы слышим понятие "литературный персонаж". Но о чем речь, объяснить могут немногие. И даже школьники, недавно вернувшиеся с урока литературы, часто затрудняются ответить на вопрос. Что же это за загадочное слово "персонаж"?
Пришло к нам из древней латыни (persona, personnage). Значение - "личность", "особа", "лицо".
Итак, литературный персонаж - это действующее лицо Речь преимущественно идет о прозаических жанрах, так как образы в поэзии обычно носят название "лирический герой".
Без действующих лиц написать рассказ или поэму, роман или повесть невозможно. Иначе это будет безсмысленным набором если не слов, то, возможно, событий. Героями выступают люди и животные, мифологические и фантастические существа, неодушевленные предметы, например, стойкий оловяный солдатик у Андерсена, исторические личности и даже целые народы.
Классификация литературных героев
Могут запутать своим количеством любого знатока литературы. А ученикам средних школ особенно тяжело. А особенно тем, что предпочитают поиграть в любимую игру вместо выполнения домашнего задания. Как же классифицировать героев, если этого потребует учитель или, того хуже, экзаменатор?
Наиболее беспроигрышный вариант: классифицировать героев по степени их важности в произведении. По данному признаку литературные герои делятся на главных и второстепенных. Без главного героя произведение и его сюжет будут набором слов. А вот при потере второстепенных персонажей мы утратим определенную ветку сюжетной линии или выразительность событий. Но в целом произведение не пострадает.
Второй вариант классификации более ограниченный и подойдет не всем произведениям, а сказкам и фантастическим жанрам. Это деление героев на положительных и отрицательных. Например, в сказке о Золушке сама бедная Золушка - положительный герой, она вызывает приятные эмоции, ей сочувствуешь. А вот сестры и злая мачеха - явно герои совершенно иного склада.
Характеристика персонажа. Как писать?
Герои литературных произведений иногда (особенно на уроке литературы в школе) нуждаются в развернутой характеристике. А как же ее писать? Вариант "жил-был такой герой. Он из сказки о том и том" явно не подойдет, если оценка важна. Мы поделимся с вами беспроигрышным вариантом написания характеристики литературного (и любого другого) героя. Предлагаем вам план с краткими пояснениями, что и как писать.
- Вступление. Назовите произведение и героя, о котором вы будете рассказывать. Сюда же можно добавить, почему именно его вы хотите описывать.
- Место героя в рассказе (романе, повести и т. п.). Сюда вы можете написать, главный он или второстепенный, положительный или отрицательный, человек или мифический или историческая личность.
- Внешность. Не лишним будет можно с цитатами, что покажет вас как внимательного читателя, да еще и добавит объема вашей характеристике.
- Характер. Тут все понятно.
- Поступки и их характеристика на ваш взгляд.
- Выводы.
Вот и все. Сохраните себе этот план, и он не раз вам пригодится.
Известные литературные персонажи
Хоть само понятие литературного героя может показаться вам совсем незнакомым, но если назвать вам имя героя, вы, скорее всего, много вспомните. Особенно это касается известных персонажей литературы, например, таких как Робинзон Крузо, Дон Кихот, Шерлок Холмс или Робин Гуд, Ассоль или Золушка, Алиса или Пеппи Длинный Чулок.
Таких героев называют известными литературными персонажами. Эти имена знакомы детям и взрослым из многих стран и даже континентов. Их не знать - признак недалекости и необразованности. Поэтому, если вам некогда прочитать само произведение, попросите кого-то рассказать об этих героях.
Понятие образа в литературе
Наряду с персонажем часто можно услышать понятие "образ". Что это? То же, что и герой, или нет? Ответ будет и положительный, и отрицательный, потому что литературный персонаж вполне может быть и литературным образом, а вот самому образу не обязательно быть персонажем.
Часто того или иного героя мы называем образом, но тем же образом в произведении может выступать природа. И тогда темой экзаменационного листа может служить "образ природы в рассказе...". Как быть в таком случае? Ответ в самом вопросе: если речь о природе, ее место в произведении вам и нужно характеризовать. Начните с описания, добавьте элементы характера, например "небо хмурилось", "солнце немилосердно пекло", "ночь пугала свей темнотой", и характеристика готова. Ну а если потребуется характеристика образа героя, то, как ее написать, смотрите план и подсказки выше.
Какими бывают образы?
Следующий наш вопрос. Здесь мы выделим несколько классификаций. Выше мы рассмотрели одну - образы героев, то есть людей/животных/мифических существ и образы природы, образы народов и государств.
Также образы могут быть так называемыми "вечными". Что такое "вечный образ"? Это понятие называет героя, созданного когда-то автором или фольклором. Но он был настолько "характерным" и особенным, что спустя года и эпохи другие авторы пишут с него своих персонажей, возможно, давая им другие имена, но суть от этого не меняя. К таким героям относятся борец с Дон Кихот, герой-любовник Дон Жуан и многие другие.
К сожалению, современные фантастические персонажи вечными не становятся, несмотря на любовь фанатов. Почему? Чем лучше этот смешной Дон Кихот Человека-Паука, например? Сложно объяснить это в двух словах. Только прочтение книги даст вам ответ.
Понятие "близости" героя, или Мой любимый персонаж
Иногда герой произведения или кино становится настолько близким и любимым, что мы пытаемся подражать ему, быть похожим на него. Такое случается не просто так, и не зря выбор падает именно на этого персонажа. Часто любимым героем становится образ, уже чем-то напоминающих нас самых. Возможно, сходство это в характере, или пережитом и героем, и вами. Или же этот персонаж находится в ситуации, подобной вашей, и вы понимаете и сочувствуете ему. В любом случае это не плохо. Главное, чтобы вы подражали только достойным героям. А их в литературе предостаточно. Желаем вам встречаться только с хорошими героями и подражать лишь позитивным чертам их характера.
Гренландская полярная акула – один из самых крупных видов акул, делящий 2-ое и 3-е места с . Эта акула – одна из самых холоднолюбивых видов. Она может спокойно прожить в воде при температуре от +1 до +7 градусов и при этом чувствовать себя очень комфортно.
Гренландская полярная акула или атлантическая полярная акула (лат. Somniosus microcephalus) (англ. Greenland Shark). Photo by Nick Caloyianis
Название акулы дает четкую информацию об ее основном ареале обитания. Наибольшие популяции этих гигантов встречаются в северной части Атлантического и Тихого океанов. В Атлантике они встречаются неподалеку от побережья Норвегии, Исландии, Гренландии, а также в северных российских морях – например, в Баренцевом море.
Для них характерны сезонные вертикальные миграции. Летом они уходят на глубину до 150-500 метров, а зимой держатся поближе у поверхности.
Но как эти животные могут жить при таких низких температурах? Ответ кроется в особенности их организма. Обычно замерзание крови происходит уже при – 1 С°, но ей не позволяет застыть особый белок, названный «природным антифризом» — триметиламин . У собак, съевшее свежее мясо этой акулы проявляются признаки, похожие на «алкогольное опьянение», вызванное этим белком.
Photo by Eric Couture
Но это не все особенности организма полярной акулы. Интересен тот факт, что у нее отсутствуют почки и мочевыводящие пути, поэтому вся мочевина и аммиак выводится через кожу. По этой причине мясо этих рыб мало пригодно в пищу, но все же из него изготавливаются некоторые блюда, например, национальное исландское блюдо хакарль (хаукарль).
Хакарль
Для этого необходимо отделить акулье мясо от костей. Далее - закопать в землю и дать кускам вылежаться в течение 5-6 недель. Затем их достают, обветривают и высушивают. Акульи кусочки должны покрыться корочкой буквально через 4 месяца. Далее, необходимо обрезать куски так, чтобы осталась одна внутренняя часть желтоватого цвета. Все, блюдо готово.
В целом же, с точки зрения рыболовного промысла, мясо полярной акулы не пользуется особой популярностью и спросом. Поэтому пойманных акул частенько выпускают обратно в море.
Полярная акула по размеру может конкурировать с белой акулой. Средняя длина ее тела составляет 3-4 метра, но попадались и более крупные особи, достигающие в длину чуть ли не 8-ми метров. Весят они при этом около тонны, более крупные особи – до 2-2,5 тонн.
Photo by Doug Perrine
Основной пищей для этих акул является рыба, но при любой подходящей возможности они с удовольствием поохотятся на тюленей и даже наземных млекопитающих, например, северных оленей или полярных медведей. Но последнее встречается довольно редко.
Что касается размножения этих рыб, то в различных источниках пишут по-разному. Одни утверждают, что самки откладывают около 500 яиц, лишенных роговой капсулы, другие же — что они живородящие и приносят порядка десятка достаточно крупных детенышей.
Photo by Jeffrey Gallant
Ни для кого не секрет, что печень у акул достаточно крупная. Но наша героиня переплюнула всех — вес ее печени составляет около 20 % от массы тела. Если уж и ведется отлов этих акул, то именно из-за этого органа, а не из-за ее мяса. Из нее вытапливают от 1 до 3,5 килограмма витаминизированного технического жира.
Продолжительность жизни полярных акул очень большая, так как все процессы у них протекают гораздо медленнее, чем у их теплолюбивых сородичей. Самцы могут прожить 40-50 лет, а самки и того больше – 70-80.
На громкие заголовки по данной теме не скупилось ни одно новостное издание в мире:
В море живут существа, которые могли видеть Шекспира.
Акулья закалка: учёные выяснили, что гренландские акулы живут по 400-500 лет.
Учёные обнаружили самое долгоживущее позвоночное животное.
В холодных водах Гренландии обитает древнейшая 400-летняя акула.
Рыбаки поймали акулу-долгожительницу, родившуюся во времена Ивана Грозного.
Учёные назвали возможный возраст самого старого животного на планете.
Эта акула, выловленная учёными, жила ещё при Колумбе.
Срок жизни гренландских полярных акул может превышать 500 лет.
Биологам удалось найти самое старое животное в мире.
Сообщается, что темпы её роста составляют менее, чем один сантиметр в год. Ранее уже было известно, что эти акулы - долгоживущие существа, но как долго они живут, было загадкой.
Морские биологи и продолжительность жизни гренландских акул на протяжении десятилетий, но безуспешно, - сказал Стивен Кампана, эксперт по акулам из Университета . - Учитывая, что эта акула – опасный хищник (король пищевой цепочки) в водах Арктики, невероятно, что мы не знали, живет ли эта акула 20 лет или 1000 лет.
Гренландскую акулу впервые увидели у поверхности воды с исследовательского судна Санна в Северной Гренландии.
Юлиус Нильсен говорит, что это первое веское доказательство того, как долго эти создания могут жить:
Мы предполагали, что имеем дело с необычным животным, но то, что акулы оказались настолько стары, стало для нас настоящим сюрпризом!Это, безусловно, говорит нам о том, что это существо является уникальным, и его следует рассматривать как старейшее животное в мире.
Видео - самое долгоживущее позвоночное животное на планете:
Публикация в известном научном журнале "Science" (август 2016 года) Нильсена и его международной команды исследователей (специалисты из Великобритании, Дании и США) описывает, как они определили возраст 28 самок гренландских полярных акул в ходе научных исследований в период между 2010 и 2013 годами.
Оказывается, возраст многих рыб может быть определён путем подсчёта роста слоёв карбоната кальция - "камней" во . Этот приём несколько аналогичен подсчёту годичных колец на дереве.
Сложность исследования заключалась в том, что акулы не имеют таких камней. Зато у гренландских акул хватает других богатых кальцием тканей, подходящих для этого типа анализа.
Кроме этого команда исследователей опиралась на различные подходы, к примеру, изучение .
Хрусталик глаза состоит из белков, которые накапливаются с течением времени, а также белков в самом центре глаза, сформированных ещё и остаются неизменными в течение всей жизни рыбы.
Определение даты возникновения этих белков и позволило экспертам установить возраст акулы.
Для того, чтобы определить, когда белки были сформированы, учёные обратились к радиоуглеродному датированию - методу, который основан на определении в материале уровней типа углерода, известного как углерод-14, который с течением времени подвергается радиоактивному распаду.
Применяя эту технику при работе с белками в центре каждого хрусталика, учёные вывели широкий диапазон возрастов для каждой акулы.
Затем учёные использовали "побочный эффект" испытаний , которое состоялось в 1950-е годы: когда бомбы были взорваны, они увеличили уровень углерода-14 в атмосфере.
Импульс в углероде-14 поступил в морскую пищевую сеть в Северной Атлантике не позднее начала 1960-х годов.
Это дало нам полезные метки времени, - говорит Нильсен. – Я хочу знать, где я увижу импульс в моей акуле, и какое время он означает: ей 50 или 10 лет?
Нильсен и его команда обнаружили, что белки хрусталика у двух наименьших из них 28 гренландских акул содержат большое количество углерода-14, предполагая, что они родились после начала 1960-х годов.
Третья маленькая акула, однако, продемонстрировала уровень содержания углерода-14 чуть выше, нежели у 25 крупных акул. Это может свидетельствовать о том, что она родилась в начале 1960-х годов, когда атомные частицы от бомбы, связанные с углеродом-14, начали включаться во все морские пищевые цепи.
После длительных путешествий гренландские акулы возвращаются в глубокие и холодные воды фьорда Уумманнак на северо-западе Гренландии (акулы были частью программы тегирования и выпуска крупных хищников в Норвегии и Гренландии).
Это свидетельствует о том, что большинство наших проанализированных акул на самом деле были старше 50 лет, - сказал Нильсен.
Затем учёные объединили радиоуглеродные результаты с оценками того, как гренландские акулы растут, чтобы создать модель, которая позволила им проверить возраст 25 хищников, родившихся до 1960-х годов.
Их результаты показали, что самой большой акулой группы была самка размером более пяти метров в длину. Ей, скорее всего, было около 392 лет, хотя, как отмечает Нильсен, диапазон возможных возрастов колебался в пределах от 272 до 512 лет.
Гренландские акулы являются сейчас лучшими кандидатами на звание самых долгоживущих позвоночных животных на нашей планете, - сказал исследователь с восхищением.
Видео - гренландская полярная акула:
Более того, взрослые самки из эксперимента достигают половой зрелости только после того, как они вырастают до четырёх метров в длину. Их первые роды происходят лишь в возрасте около 150 лет.
Нильсен полагает, что "будущие исследования должны быть в состоянии определить возраст с большей точностью".
И с нетерпением ждёт дальнейших исследований:
Есть и другие аспекты биологии гренландских акул, которые супер-интересно знать и освещать, - заключил он.
Напомним, что ранее учёными уже было выдвинуто предположение, что каждый год гренландская акула вырастает на 0,5-1 сантиметр.
А причиной долголетия, предположительно, является очень медленный метаболизм: этот вид акул является - хищницы обитают в водах, температура которых колеблется от -1 до +5 градусов Цельсия.
Этим же объясняется и медлительность акулы, за которую она и удостоилась латинского названия Somniosus microcephalus, что означает "соня с маленьким мозгом".
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны