Sd kfz 222 чертежи конструкторов. Военное дело - Sd.Kfz.222
Воздушно-десантные войска. История российского десанта Алехин Роман Викторович
НОВЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ 1942–1943 ГОДОВ
16 августа 1942 года выходит постановление ГКО № 2178с о восстановлении восьми воздушно-десантных корпусов и пяти отдельных маневренных воздушно-десантных бригад. Приказ на формирование был отдан 20 сентября 1942 года. Осенью формируются новые воздушно-десантные корпуса, получившие номера 1-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й и 10-й, а также пять новых маневренных воздушно-десантных бригад: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я.
К 1 октября 1942 года в составе вновь сформированных корпусов уже числились бригады второго формирования:
1-й вдк (1-я, 204-я, 211-я вдбр);
4-й вдк (8-я, 9 я, 214-я вдбр);
5-й вдк (7-я, 10-я, 201-я вдбр);
6-й вдк (11-я, 12-я, 13-я вдбр);
7-й вдк (14-я, 15-я, 16-я вдбр);
8-й вдк (17-я, 18-я, 19-я вдбр);
9-й вдк (20-я, 21-я, 22-я вдбр);
10-й вдк (23-я, 24-я, 25-я вдбр);
а также 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я отдельные маневренные воздушно-десантные бригады.
По новым штатам № 035/10-035/25 корпус должен был иметь в своем составе 9930 человек, отдельная маневренная воздушно-десантная бригада по штатам № 035/13-035/25 - 3206 человек. Парашютно-десантный батальон имел по штату 656 человек.
Для развертывания новых воздушно-десантных частей привлекался личный состав 202-й вдбр и двух отдельных парашютно-десантных батальонов Забайкальского фронта. На местах после передачи личного состава предписывалось восстановить бригаду и батальоны, для чего в бригаде оставлялся один батальон, управление бригады и ряд отдельных подразделений бригады (всего 1010 человек), а в батальонах оставлялся один взвод и несколько отделений (всего по 61 человеку). К 1 сентября 1942 года 202-я бригада и отдельные батальоны Забайкальского фронта были полностью восстановлены.
Всю осень в Московской области шло комплектование бригад второго формирования (в том числе и за счет запасных воздушно-десантных полков), велась усиленная боевая подготовка и слаживание подразделений. Однако к зиме Ставка ВГК решила использовать выгодную стратегическую обстановку и провести сразу две крупные операции: одну - против группы армий «Центр», другую - против группы армий «Север». Операция против группы армий «Север» получила название «Полярная звезда». С целью усиления войск Северо-Западного фронта было принято решение имеющиеся воздушно-десантные корпуса снова переформировать в дивизии и направить их на самое важное направление реализации «Полярной звезды».
В этот раз вновь создаваемые дивизии получали название «воздушно-десантных», что, однако, не меняло их «пехотной» сути. Приказом от 8 декабря 1942 года были сформированы следующие части и соединения:
1-я гвардейская воздушно-десантная дивизия г. Тейково (генерал-майор А. Ф. Казанкин) сформирована на базе 1-й вдбр 1-го вдк и бригад 4-го вдк в составе:
3-й, 6-й и 13-й гвардейские воздушно-десантные стрелковые полки (гв вдсп);
4-й воздушно-десантный артиллерийский полк (вдап);
2-й отдельный противотанковый артиллерийский дивизион (оптадн);
5-я отдельная разведывательная рота (орр);
7-й отдельный саперный батальон (осапб);
170-й отдельный батальон связи (обс);
9-я отдельная рота химической защиты (орхз);
12-й отдельный медико-санитарный батальон (омедсб);
10-я отдельная автомобильная рота (оавтр);
2-я гвардейская воздушно-десантная дивизия г. Звенигород (генерал-майор П. И. Ляпин) сформирована на базе бригад 7-го вдк в составе: 4-го, 5-го, 7-го гв вдсп, 3-го вдап, 14-го оптадн, 6-й орр, 8-го осапб, 181-го обс, 10-й орхз, 13-го омедсб и 11-й оавтр;
3-я гвардейская воздушно-десантная дивизия г. Фрязино (полковник И. Н. Конев) сформирована на базе бригад 8-го вдк в составе: 2-го, 8-го, 10-го гв вдсп, 2-го вдап, 4-го оптадн, 7-й орр, 9-го осапб, 171-го обс, 12-й орхз, 6-го омедсб, 13-й оавтр;
4-я гвардейская воздушно-десантная дивизия г. Ступино (генерал-майор П. А. Александров) сформирована на базе 2-й и 5-й отдельных маневренных воздушно-десантных бригад в составе: 9-го, 12-го, 15-го гв вдсп, 1-го вдап, 6-го оптадн, 3-й орр, 5-го осапб, 172-го обс, 7-й орхз, 11-го омедсб и 8-й оавтр;
5-я гвардейская воздушно-десантная дивизия г. Киржач (полковник Н. Г. Травников) сформирована на базе бригад 9-го вдк в составе: 1-го, 11-го, 16-го гв вдсп, 6-го вдап, 13-го оптадн, 2-й орр, 3-го осапб, 176-го обс, 8-й орхз, 9-го омедсб и 7-й оавтр;
6-я гвардейская воздушно-десантная дивизия г. Ногинск (генерал-майор А. И. Кирзимов) сформирована на базе бригад 6-го вдк в составе: 14-го, 17-го, 20-го гв вдсп, 8-го вдап, 5-й оптадн, 1-й орр, 2-го осапб, 173-го обс, 4-й орхз, 10-го омедсб и 5-й оавтр;
7-я гвардейская воздушно-десантная дивизия г. Раменское (генерал-майор Т. М. Парафило) сформирована на базе бригад 5-го вдк в составе: 18-го, 21-го, 29-го гв вдсп, 10-го вдап, 8-го оптадн, 9-й орр, 11-го осапб, 177-го обс, 1-й орхз, 4-го омедсб и 2-й оавтр;
8-я гвардейская воздушно-десантная дивизия г. Внуково (генерал-майор А. Г. Капитохин) сформирована на базе бригад 10-го вдк в составе: 22-го, 25-го, 27-го гв вдсп, 9-го вдап, 7-го оптадн, 4-й орр, 6-го осапб, 195-го обс, 2-й орхз, 5-го омедсб и 3-й оавтр;
9-я гвардейская воздушно-десантная дивизия г. Люберцы (генерал-майор Ф. Я. Соловьев) сформирована на базе 1-й маневренной воздушно-десантной бригады, 204-й и 211-й воздушно-десантных бригад в составе: 23-го, 26-го, 28-го гв вдсп, 7-го вдап, 10-го оптадн, 8-й орр, 10-го осапб, 162-го обс, 3-й орхз, 2-го омедсб и 4-й оавтр;
10-я гвардейская воздушно-десантная дивизия г. Дмитров (полковник В. П. Иванов) сформирована на базе 3-й и 4-й отдельных маневренных воздушно-десантных бригад в составе: 19-го, 24-го, 30-го гв вдсп, 5-го вдап, 9-го оптадн, 11-й орр, 1-го осапб, 178-го обс, 6-й орхз, 3-го омедсб и 12-й оавтр.
В составе Северо-Кавказского фронта был сформирован 31-й гвардейский отдельный воздушно-десантный полк (майор Ф. Я. Смеянович).
Согласно приказу о формировании десяти гвардейских воздушно-десантных дивизий № 00253 от 8 декабря 1942 года штатная численность дивизии установлена в количестве 10 670 человек. Этим же приказом было предписано первые пять дивизий укомплектовать к 15 декабря, а вторые пять - к 25 декабря 1942 года.
При этом для укомплектования артиллерийских подразделений дивизий (артполка, противотанкового дивизиона, 120-мм минометных батарей и полковых батарей) Дальневосточному фронту было предписано передать в ВДВ 2500 младших артиллерийских командиров, Забайкальскому - 1500 младших артиллерийских командиров, по состоянию здоровья отвечающих службе в ВДВ. Среднеазиатскому военному округу предписывалось выделить для этих дивизий 8000 лошадей.
Согласно тому же приказу в дивизиях была сохранена парашютно-десантная подготовка, длительность которой была определена в четыре месяца.
К началу февраля все дивизии были переданы Северо-Западному фронту, втянулись в тяжелые бои, из которых были выведены лишь в апреле-мае 1943 года.
К концу весны Ставка ВГК осознала, что существующие боевые воздушно-десантные части напрочь втянуты в сражения на всем фронте, а впереди замаячила возможность летнего наступления, и было принято решение о формировании новой волны воздушно-десантных бригад, которые должны были составить возрожденный стратегический резерв Верховного главнокомандования. В апреле 1943 года вышло постановление о формировании семи гвардейских воздушно-десантных бригад.
Бригады формировались и дислоцировались:
1-я гв вдбр г. Тейково;
2-я гв вдбр г. Тейково:
3-я гв вдбр п. Фрязино;
4-я гв вдбр г. Раменское;
5-я гв вдбр г. Киржач;
6-я гв вдбр г. Ногинск:
7-я гв вдбр п. Внуково.
Приказом НКО СССР № 0067 от 15 апреля 1943 года 2-й запасный воздушно-десантный полк из с. Мокроус Саратовской области был передислоцирован в г. Дмитров Московской области, 7-й запасный воздушно-десантный полк из с. Миусс Саратовской области - в г. Звенигород Московской области.
2-й и 7-й запасные воздушно-десантные полки к тому времени были без курсантов, так как на формирование семи бригад был использован их переменный состав.
Видимо, этого показалось мало, и директивой Генерального штаба от 6 июля 1943 года (на основании постановления ГКО № 3505сс от 4 июня 1943 года «О дополнительном формировании 13 гвардейских воздушно-десантных бригад») предписывалось к 25 июня 1943 года дополнительно сформировать еще тринадцать бригад по штатам № 035/23-035/3 численностью по 3480 человек каждая. Срок боевой подготовки и сколачивания подразделений был установлен к 1 октября 1943 года. Бригады дислоцировались:
8-я гв вдбр г. Тейково:
9-я гв вдбр г. Раменское:
10-я гв вдбр г. Раменское:
11-я гв вдбр ст. Люберцы:
12-я гв вдбр г. Звенигород:
13-я гв вдбр (три батальона в Щелково, 4-й пдб во Фрязино):
14-я гв вдбр г. Киржач:
15-я гв вдбр г. Киржач:
16-я гв вдбр ст. Лосино-Петровская, Монино;
17-я гв вдбр г. Ступино;
18-я гв вдбр г. Яхрома, Московской области (по приказу - г. Дмитров);
19-я гв вдбр г. Дмитров;
20-я гв вдбр г. Дмитров.
После выхода приказа НКО № 00125 «О введении дополнительного вооружения в штат десантных бригад» их численность была увеличена до 4281 человека. В штат бригад дополнительно были включены танковый батальон, артиллерийский дивизион, зенитный артиллерийский дивизион.
Формирование бригад проходило за счет курсантов пехотных, пулеметных, артиллерийско-противотанковых, связи и инженерных военных училищ, сокращенных постановлением ГКО от 2 мая 1943 года. При этом находящаяся на Дальнем Востоке 202-я воздушно-десантная бригада вновь передала большую часть своего личного состава для формирования новых гвардейских воздушно-десантных бригад в Подмосковье.
В это же время в некоторых стрелковых соединениях Дальневосточного фронта было подготовлено по внештатному парашютно-десантному батальону. В частности, такие батальоны были созданы в 88-й и 113-й отдельных стрелковых бригадах.
К концу лета 1943 года Ставка ВГК располагала следующими частями и соединениями воздушно-десантных войск:
Управление ВДВ пп. № 71035;
ОКР Управления ВДВ пп. № 71311;
Отдел ВДВ Дальнего Востока пп. № 68110;
Куйбышевское военно-парашютное училище пп. № 75021;
Астраханская военная авиационно-планерная школа пилотов ВДВ пп. № 77919;
Саратовская военная авиационно-планерная школа пилотов ВДВ;
2-й запасный воздушно-десантный полк пп. № 12312;
7-й запасный воздушно-десантный полк пп. № 28412;
1-й учебный авиапланерный полк пп. № 55280;
2-й учебный авиапланерный полк пп. № 59979;
2-й авиапланерный парк ВДВ пп. № 51028;
3-й авиапланерный парк ВДВ пп. № 89553;
136-я авиаэскадрилья связи ВДВ пп. № 55379;
148-я отдельная опытная испытательная эскадрилья ВДВ пп. № 59883;
14-й узел связи командования ВДВ пп. № 64355;
10-й отдельный гвардейский батальон связи ВДВ пп. № 70977;
24-я отдельная автотранспортная рота ВДВ пп. № 31877;
3370-й склад парашютно-десантного имущества ВДВ пп. № 01477;
1-й отдельный авиаотряд ВДВ пп. № 43680;
2-й отдельный авиаотряд ВДВ пп. № 14836;
3-й отдельный авиаотряд ВДВ пп. № 32059;
4-й отдельный авиаотряд ВДВ пп. № 07053;
5-й отдельный авиаотряд ВДВ пп. № 36885;
6-й отдельный авиаотряд ВДВ;
7-й отдельный авиаотряд ВДВ пп. № 77054;
1017-й тяжелобомбардировочный авиационный полк ВДВ пп. № 01094.
Воздушно-десантные дивизии
1-я гвардейская воздушно-десантная дивизия:
Управление дивизии пп. № 55327;
3-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк (Б. С. Лебедев);
6-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 73438 (М. А. Котляров);
13-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк (А. Е. Иванов);
4-й гвардейский воздушно-десантный артиллерийский полк пп. № 36913;
2-й отдельный гвардейский противотанковый артиллерийский дивизион;
5-я отдельная гвардейская разведывательная рота;
7-й отдельный гвардейский саперный батальон пп. № 32113 (77195);
170-й отдельный гвардейский батальон связи пп. № 52274;
9-я отдельная рота химической защиты;
12-й отдельный медико-санитарный батальон пп. № 89500;
10-я отдельная автотранспортная рота.
2-я гвардейская воздушно-десантная дивизия:
Управление дивизии пп. № 51196;
4-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 55213 (И. Н. Дружинин);
5-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 59913 (Г. Д. Коштяк);
7-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 73571 (М. Е. Козин);
3-й гвардейский воздушно-десантный артиллерийский полк пп. № 43691;
14-й отдельный гвардейский противотанковый артиллерийский дивизион;
6-я отдельная гвардейская разведывательная рота;
8-й отдельный гвардейский саперный батальон пп. № 07069;
181-й отдельный гвардейский батальон связи пп. № 65576;
10-я отдельная рота химической защиты;
13-й отдельный медико-санитарный батальон пп. № 77088;
11-я отдельная автотранспортная рота;
2380-я военно-почтовая станция пп. № 23879;
Отдельный учебный воздушно-десантный батальон пп. № 36835.
3-я гвардейская воздушно-десантная дивизия:
Управление дивизии;
2-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 73463 (Л. Г. Мирошниченко);
8-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк (В. Т. Десятниченко);
10-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 59833 (М. И. Сергеев);
2-й гвардейский воздушно-десантный артиллерийский полк;
498-я (приданная) артиллерийская бригада пп. № 81651;
4-й отдельный гвардейский противотанковый артиллерийский дивизион пп. № 36980;
7-я отдельная гвардейская разведывательная рота;
9-й отдельный гвардейский саперный батальон пп. № 32138;
4-й отдельный учебный воздушно-десантный саперный батальон пп. № 43755;
171-й отдельный гвардейский батальон связи;
12-я отдельная рота химической защиты;
6-й отдельный медико-санитарный батальон пп. № 07143;
13-я отдельная автотранспортная рота.
4-я гвардейская воздушно-десантная дивизия:
Управление дивизии пп. № 77123;
9-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк (А. М. Сазонов);
12-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 51133
(М. М. Веселов);
15-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 55268
(А. Ц. Тер-Захарян);
1-й гвардейский воздушно-десантный артиллерийский полк пп. № 59968;
436-я (приданная) артиллерийская бригада пп. № 81432;
6-й отдельный гвардейский противотанковый артиллерийский дивизион;
3-я отдельная гвардейская разведывательная рота;
5-й отдельный гвардейский саперный батальон пп. № 36869;
172-й отдельный гвардейский батальон связи;
7-я отдельная рота химической защиты;
11-й отдельный медико-санитарный батальон пп. № 32100;
8-я отдельная автотранспортная рота;
Отдельный учебный воздушно-десантный батальон пп. № 73533.
5-я гвардейская воздушно-десантная дивизия:
Управление дивизии пп. № 07048;
Особый отдел пп. № 05792;
1-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 77038 (И. Г. Попов);
11-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 89520 (Н. В. Оленин);
16-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 51090 (Ф. М. Орехов);
6-й гвардейский воздушно-десантный артиллерийский полк пп. № 55372;
444-я (приданная) артиллерийская бригада пп. № 63639;
13-й отдельный гвардейский противотанковый артиллерийский дивизион п.п. № 73448;
2-я отдельная гвардейская разведывательная рота;
3-й отдельный гвардейский саперный батальон пп. № 59873;
176-й отдельный гвардейский батальон связи пп. № 65555;
8-я отдельная рота химической защиты;
9-й отдельный медико-санитарный батальон пп. № 36948;
7-я отдельная автотранспортная рота.
6-я гвардейская воздушно-десантная дивизия:
Управление дивизии;
14-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 07133 (А. Ф. Бикеев);
17-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 77115 (В. А. Данилов);
20-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк (Г. И. Лебедев);
8-й гвардейский воздушно-десантный артиллерийский полк пп. № 51148;
435-я (приданная) артиллерийская бригада пп. № 81431;
5-й отдельный гвардейский противотанковый артиллерийский дивизион пп. № 59985;
1-я отдельная гвардейская разведывательная рота;
2-й отдельный гвардейский саперный батальон;
173-й отдельный гвардейский батальон связи пп. № 52282;
4-я отдельная рота химической защиты;
10-й отдельный медико-санитарный батальон пп. № 43693;
5-я отдельная автотранспортная рота;
Отдельный учебный воздушно-десантный батальон пп. № 55203.
7-я гвардейская воздушно-десантная дивизия:
Управление дивизии пп. № 36895;
18-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 32093 (3. Т. Дерзиян);
21-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 07095 (Н. Т. Антишин);
29-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк (Г. В. Кочетков);
10-й гвардейский воздушно-десантный артиллерийский полк;
445-я (приданная) артиллерийская бригада пп. № 63640;
8-й отдельный гвардейский противотанковый артиллерийский дивизион пп. № 55363;
9-я отдельная гвардейская разведывательная рота;
11-й отдельный гвардейский саперный батальон пп. № 59845;
177-й отдельный гвардейский батальон связи пп. № 65557;
1-я отдельная рота химической защиты;
4-й отдельный медико-санитарный батальон пп. № 73468;
2-я отдельная автотранспортная рота.
8-я гвардейская воздушно-десантная дивизия:
Управление дивизии пп. № 43730;
22-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 36938 (И. К. Чуков);
25-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 32143 (М. Я. Руденко);
27-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 07123 (В. К. Шулика);
9-й гвардейский воздушно-десантный артиллерийский полк пп. № 77143;
7-й отдельный гвардейский противотанковый артиллерийский дивизион пп. № 51190;
4-я отдельная гвардейская разведывательная рота;
6-й отдельный гвардейский саперный батальон пп. № 55271;
195-й отдельный гвардейский батальон связи;
2-я отдельная рота химической защиты;
5-й отдельный медико-санитарный батальон пп. № 59942;
3-я отдельная автотранспортная рота;
2626-я военно-почтовая станция пп. № 53470;
Отдельный учебный воздушно-десантный батальон пп. № 89488.
9-я гвардейская воздушно-десантная дивизия:
Управление дивизии пп. № 73518;
23-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 43646 (И. В. Резун);
26-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 36818 (В. И. Поджаров);
28-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 32018 (В. А. Пономарев);
7-й гвардейский воздушно-десантный артиллерийский полк пп. № 07080;
429-я (приданная) артиллерийская бригада пп. № 71995;
10-й отдельный гвардейский противотанковый артиллерийский дивизион;
8-я отдельная гвардейская разведывательная рота;
10-й отдельный гвардейский саперный батальон пп. № 51063;
162-й отдельный гвардейский батальон связи;
3-я отдельная рота химической защиты;
2-й отдельный медико-санитарный батальон пп. № 55368;
4-я отдельная автотранспортная рота;
2629-я военно-почтовая станция пп. № 53490;
Отдельная учебная воздушно-десантная рота пп. № 77084.
10-я гвардейская воздушно-десантная дивизия:
Управление дивизии пп. № 59813;
Особый отдел пп. № 32722;
19-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 73418 (Г. 3. Гринев);
24-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк (Н. И. Дворников);
30-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк пп. № 36943 (А. Е. Пшеничный);
5-й гвардейский воздушно-десантный артиллерийский полк пп. № 32154;
504-я (приданная) артиллерийская бригада пп. № 81657;
9-й отдельный гвардейский противотанковый артиллерийский дивизион пп. № 77163;
11-я отдельная гвардейская разведывательная рота;
1-й отдельный гвардейский саперный батальон пп. № 89493;
178-й отдельный гвардейский батальон связи пп. № 65560;
6-я отдельная рота химической защиты;
3-й отдельный медико-санитарный батальон пп. № 51180;
12-я отдельная автотранспортная рота;
Отдельный учебный воздушно-десантный батальон пп. № 07194.
31-й отдельный воздушно-десантный полк Северо-Кавказского фронта, номер полевой почты мной пока не установлен.
Воздушно-десантные бригады (большинство в стадии формирования):
1-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 15955 (М. Ф. Борисов);
2-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 33538 (Г. П. Голофаст);
3-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 15959 (П. И. Красовский);
4-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 33595 (С. Н. Киреев);
5-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 15963 (П. М. Сидорчук);
6-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 33499 (М. Я. Русских);
7-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 15898 (Федотов);
8-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 91056 (Г. X. Гребнев);
9-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 82757;
10-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 70963 (X. Л. Харазия);
11-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 71617 (Ф. П. Дранищев);
12-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 83654 (П. М. Николаец);
13-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 32047;
14-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 51038 (В. Д. Юматов);
15-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 15857 (К. Я. Звягин);
16-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 86609 (В. А. Соколов);
17-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 45893 (И. В. Гуляев);
18-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 66890;
19-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 93572 (А. А. Герасимов);
20-я гвардейская воздушно-десантная бригада пп. № 73658 (С. П. Степанов).
Отдельные парашютно-десантные батальоны:
1-й опдб 17-й армии ЗабВО пп. № 19056;
2-й опдб 17-й армии ЗабВО пп. № 19057;
б/н опдб Закавказского фронта пп. № 23610;
б/н опдб 42-й осбр пп. № 53535;
б/н опдб 113-й осбр ДВФ;
б/н опдб 88-й осбр ДВФ.
Из приведенного перечня (наверняка не полного) можно себе представить, какой мощный инструмент диверсионной войны имела Ставка ВГК, и вполне понятны претензии И. Г. Старинова, который недоумевал, почему Сталин не понимает значения плановой диверсионной войны в тылу немецких войск. А ведь вся эта мощь вполне могла свести к нулю работу немецких тылов и коммуникаций, будучи задействованной в полном объеме, а не теми силами, которые все же забрасывались в немецкий тыл для решения тактических задач.
Из книги Шаг-маятник [Искусство уклонения от выстрелов, методы скоростной стрельбы и техника обезоруживания] автора Иванов-Катанский Сергей Анатольевич Из книги Великие советские фильмы автора Соколова Людмила АнатольевнаГлава 3. Новые способы выхватывания оружия и новые способы ведения дуэльных действий с перемещениями на 1–6 шагов, в которых выигрывает защищающийся… … Новые способы обезоруживания выбиванием оружия из рукУрок 491. Разминка.2. Разучить прием выхватывания пистолета из
Из книги автораКИТАЙ 1942–1943 гг. Засуха в сочетании со сложной международной обстановкой в условиях Второй мировой войны послужила причиной голода в провинции Китая Хунань в 1942–1943 гг. Почти 3 миллиона человек умерли от голода.* * *Один из самых значительных в истории человечества
Из книги автораКонтрреформы 80-х годов XIX в. Проведя реформы 60-х гг. XIX в., правительство Александра II постепенно начинает склоняться в сторону ужесточения режима после начала Польского восстания и особенно после 1866 г. (первого покушения на царя). Серия покушений в конце 70-х гг. заставила
Из книги автораРусские крепости 90-х годов. Кронштадтские опыты имели большое влияние на конструкции фортификационных построек в русских крепостях во вторую половину 90-х годов, когда не только "переделывались и доделывались" прежние форты так же, как в первую половину 90-х годов, а
Ко Второй мировой войне, вплоть до нападения Германии на СССР (то есть к началу Великой Отечественной войны), на вооружении Красной Армии был только один легкий броневик – устаревший с колесной формулой 4х2. Вермахт, наоборот, комфортно проехал всю Европу на своих колесных бронеавтомобилях и с точно такой же легкостью намеревался въехать на них в Москву и Санкт-Петербург (Ленинград они называли историческим именем, считая его немецким). Проблемы с броневиками были у обоих противоборствующих сторон и завершились они только в мае 1945 года, когда созданные в годы войны советские БА-64 вошли в Берлин.
Битва в пути
Советское руководство поставило перед инженерами задачу создания полноприводного легкого броневика, машины для разведки и непосредственной поддержки пехоты, которую можно было использовать и как командирскую, еще в 1939-1940 годы. В ходе войны с Финляндией БА-20 в карельских лесах и болотах свою полную «профнепригодность». А во время раздела Польши между СССР и Германией советское командование имело все возможности сравнить свои бронемашины с немецкими. Тем не менее дальше опытных образцов дело тогда не пошло.
По всей видимости, все ждали начала серийного производства полноприводного ГАЗ-64, на базе которого и был в результате создан БА-64. А может быть, считалось, что новый броневик Красной Армии не так уж нужен. И только в июле 1941 года, когда бои шли уже под Смоленском и Киевом, советское руководство разрешило конструкторскому бюро Горьковского автозавода начать работы над легким броневиком. Тут же заказ оказался срочным, выполнять его пришлось в авральном порядке, а доводить машину до ума – в ходе ее эксплуатации на фронте (результатом стало огромное количество ее модификаций). Одной из наиболее серьезных доработок стало увеличение ширины колеи – для придания устойчивости.
Первые БА-64 при гарантированном пробеге в 10 000 км ломались уже на 4 000 км, а то и раньше. Выяснилось, что выходил из строя задний мост, когда водители двигались на низких передачах без включения переднего моста (повышенный крутящий момент полностью передавался на один мост вместо двух). В качестве временной меры передний мост был сделан неотключаемым, и только в 1943 году проблему решили окончательно, усилив конструкцию заднего моста.
На бронеавтомобиль поставили 4-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-ММ, способный работать на низкосортном бензине и масле. В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление, четырехступенчатая (4+1) коробка передач, одноступенчатая раздаточная коробка без понижающего ряда и два карданных вала, соединявших ее с двумя ведущими мостами.
На фото: ГАЗ-64 и БА-64
Нет сомнения в том, что советские инженеры смогли бы разработать бронемашину самостоятельно, но сроки поджимали: фронт катился на восток. И тут как нельзя кстати оказался трофейный немецкий Sd.Kfz.222. 23 августа 1941 года его «откатали» на полигоне подмосковной Кубинки, а 7 сентября доставили в Горький (так в советское время назывался Нижний Новгород). Стоит отметить, что КБ под управлением Виталия Грачева не копировало немецкую машину, а создавало свою. Были использованы лишь некоторые идеи и конструктивные решения, в первую очередь по форме корпуса и расположению броневых листов.
Немецкий образец
Leichter Panzerspähwagen (легкий бронеавтомобиль) Sd.Kfz.222 был модернизированным вариантом своего менее удачного предшественника Sd.Kfz.221, созданного конструкторами фирмы еще в 1934 году. В серийное производство Sd.Kfz.222 пошел в 1937-38 годы, и до февраля 1944 года было выпущено по разным данным от 990 до 2 000 таких машин.
В отличие от советских собратьев, созданных на базе «мирных» (то есть не бронированных) серийных автомобилей, немецкий броневик конструировался целиком, от колес до башни. На то были две причины. Во-первых, германские коммерческие автомобили принципиально не подходили для того, чтобы нести на себе броню, – в отличие от советских машин, вообще не предназначавшихся для массовых продаж и сконструированных для «спецнужд». Во-вторых, у немецких инженеров было время, которого попросту не оказалось в наличии у их советских коллег в 1941 году.
Итак, все четыре колеса немецкого Sd.Kfz.222 были ведущими и управляемыми (на скорости более 35 км/ч задние колеса переключались в неуправляемый режим). Шины – пулестойкие, заполненные пенорезиной, сейчас бы это назвали Run Flat. Многогранный корпус собран из листов катаной брони толщиной 8 мм, расположенных с наклоном, и по форме напоминает «гробик».
Позднее, после фронтовых «испытаний», толщину лобовой брони увеличили до 30 мм. Первоначально на броневике стоял 3.52-литровый мотор от легкового «Хорьха» мощностью 75 л.с., но затем его заменили на восьмицилиндровый V-образный 3.82-литровый мощностью 90 л.с. производства той же компании.
Главные различия
Разумеется, сравнивая БА-64 и Sd.Kfz.222, не стоит забывать, что это принципиально разные машины (в отличие, скажем, от британского танка Vikkers Mk.E и советского . Но в целом их различия сводятся к проходимости и вооружению.
К сожалению фронтовиков, у БА-64 серьезно подкачало вооружение. Штатного дискового пулемета ДТ-29 калибра 7,62 мм было явно недостаточно, но попытки установить автоматическую 25 мм пушку, крупнокалиберный 12,7 мм пулемет ДШК и даже просто имевший ленточное боепитание СГ-43, успехом не увенчались. Слишком маленькой оказалась башня, впрочем, как и весь легкий броневик. Зато благодаря возможности вести зенитный огонь, БА-64 оказался незаменим в уличных боях, где пасовала любая другая бронетехника.
На фото: Sd.Kfz.222
Под увеличение калибра башню БА-64 пытались сделать больше, но на испытаниях при стрельбе из ДШК машина опасно раскачивалась. Учитывая то, что она вдобавок имела склонность к опрокидыванию, на модификации поставили крест. Вместо этого конструкторы решили установить противотанковое ружье ПТРС-41 калибра 14,5 мм. Но и эта машина в серию не пошла, хотя известно, что фронтовые умельцы ставили на броневики такое вооружение самостоятельно, в ремонтных мастерских.
На немецком Sd.Kfz.222 стояла автоматическая пушка KwK-30, созданная под патрон калибра 20 мм от противотанкового ружья Solothurn и спаренный с ней пулемет MG-34 под патрон калибра 7,92 мм от винтовки Mauser. Скорострельность пушки составляла 280 выстрелов в минуту, начальная скорость снарядов – 780 м/с. В результате они пробивали броню толщиной 20 мм на расстоянии 500 метров.
Тем не менее немецкий броневик при всем своем полном приводе, мощном двигателе и большом клиренсе, по российскому бездорожью оказался не ходок. В конце концов, командование Вермахта практически все эти машины перебросило в Африку, где они прекрасно себя зарекомендовали. А вот конструкторы БА-64 хорошо себе представляли, в каких условиях будет воевать их машина: концепция «бить врага на его территории» осталась в довоенном прошлом, сперва предстояло выгнать его со своей земли. Отсюда – необходимость преодолевать глубокие броды и ямы, а также без усилия стартовать на разъезженной дороге, болоте и пашне.
Технические характеристики
БА-64 | БА-64Б | Sd.Kfz.221 | Sd.Kfz.222 | |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 | 3 |
Боевая масса, т | 2,36 | 2,43 | 4,00 | 4,80 |
Ширина, м | 1,53 | 1,70 | 1,95 | 1,95 |
Высота, м | 1,90 | 1,90 | 1,70 | 2,00 |
Мощность двигателя, л.с. | 50 | 50 | 75 | 90 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,2 | 20,6 | 18,8 | 18,8 |
Тип подвески | индивидуальная, на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами | индивидуальная, на вертикальных пружинах | ||
Максимальная скорость, км/ч | 80 | 80 | 90 | 85 |
Запас хода по шоссе, км | 600 | 500 | 320 | 300 |
Клиренс, мм | 210 | 227 | 240 | 240 |
Колея, мм | 1240 | 1446 | 1610 | 1610 |
Преодолеваемый подъем, град. | 36 | 36 | 22 | 20 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,25 | 0,25 | н/д | 0,25 |
Преодолеваемый ров, м | 0,35 | 0,35 | н/д | 0,25 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 | 0,9 | 0,6 | 0,6 |
На фото: БА-64б и БА-64
Наиболее массовой и удачной модификацией германских броневиков стала версия Sd.Kfz.222. Это была машина с 20-мм автоматической пушкой KwK30 и пулеметом MG34, установленными в общем лафете в десятигранной открытой сверху башне.
Скорострельность пушки составляла 280 выстр./мин. Начальная скорость бронебойного снаряда — 780 м/с. По немецким данным, с дистанции 500 м он пробивал 20-мм броню. Наведение пушки на цель осуществляли вручную. Спуск пушки и пулемета был синхронизирован, впрочем, имелась возможность вести огонь только из одного ствола. Обычно упоминается, что боекомплект включал 180-200 выстрелов к пушке и 1050-2000 патронов к пулемету, но в реальности экипаж мог взять больший боезапас, так как в машине хватало свободного места. Углы возвышения пушки и пулемета колебались в пределах от -7° до +80° и позволяли вести огонь по воздушным целям. В дальнейшем после начала серийного производства более совершенной 20-мм автоматической пушки KwK38, имевшей скорострельность 450 выстр./мин, пушки KwK30 на этих машинах заменили. Новый лафет обеспечивал угол склонения/возвышения от -4° до +87°, что повышало эффективность орудия в борьбе с самолетами противника Бронеавтомобилей марки Sd.Kfz.222 было изготовлено 989 единиц.
МОДИФИКАЦИИ
Наряду с разведывательными модификациями выпускали и специальные. Речь здесь идет о вариантах Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.260/261. Первая представляла собой радиомашину для обеспечения связи в разведывательных подразделениях. Ее оснащали радиостанциями Fu 10 или Fu 19, а позже Fu 12 со складывающейся рамочной или штыревой антенной. Башня с вооружением сохранилась от модификации Sd.Kfz.221. Боевая масса возросла до 4,4 т.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.260/261 — машины связи для танковых и моторизованных частей, различавшиеся только типом радиостанции. На Sd.Kfz.260 устанавливали радиостанцию Fu 7 с телескопической штыревой антенной, на Sd.Kfz.261 — Fu 12 с рамочной антенной. Экипаж состоял из четырех человек.
Радиомашин Sd.Kfz.223 и Sd.Kfz.260/261 было изготовлено соответственно 550 и 493 единицы. Всего же с 1935 по 1944 год заводские цеха фирм «Хорьх», MNH и Eisenwerke Wesserhutte покинула 2371 машина всех модификаций.
БОЕВАЯ КАРЬЕРА
Боевая карьера легких двухосных бронеавтомобилей началась с участия в операции по аннексии Судетской области Чехословакии осенью 1938 года. К 1 сентября 1939 года в войсках насчитывалось около 1200 машин этого типа.
В состав танковой дивизии вермахта в среднем входило до 90 легких броневиков, около 60 из них были сосредоточены в разведывательном батальоне. Еще больше имелось их в легких дивизиях. В разведывательном полку 3-й легкой дивизии, например, значилась 121 бронемашина. Радиомашины Sd.Kfz.260/261 использовались в качестве штабных машин связи в звене «полк — дивизия» и состояли на вооружении соответствующих подразделений в соединениях всех типов.
К началу операции «Барбаросса» в немецких войсках насчитывалась 961 бронемашина Sd.Kfz.221, 222 и 223. В условиях российского бездорожья очень скоро выяснилось, что легкие броневики, несмотря на наличие двух ведущих мостов, имеют ограниченную тактическую подвижность. К концу 1941 года на Восточном фронте была потеряна 341 машина. Значительно более эффективным оказалось их применение в Северной Африке в составе разведывательного батальона 5-й легкой дивизии Африканского корпуса.
Боевой опыт заставил внести в конструкцию бронеавтомобиля ряд усовершенствований. С 1941 года их стали выпускать на базе шасси «Хорьх» 801 N. Шасси оснащали двигателем мощностью 81 л. с, который позднее форсировали до 90 л. с. Толщину лобовой брони увеличили до 30 мм. Соответствующим образом была изменена и система обозначений. Старые Sd.Kfz. 222 и 223 получили индекс Ausf. А, а машины на базе «Хорьх» 801/v — Ausf. В. Во время войны 20 бронемашин Sd.Kfz.222 и Sd.Kfz.223 передали болгарской армии.
08.10.2007 23:40
В 1934 году в Германии начались работы над разработкой нового бронеавтомобиля с повышенными тактико-техническими характеристиками. Первым шагом в этом направлении стало создание шасси для тяжёлой армейской автомашины.
Министерство вооружений определило техническое задание. Четырехколёсное шасси с приводом на все колёса должно было иметь хорошую проходимость. Управление, действующее на все четыре колёса, обеспечивало хорошую манёвренность. Другими достоинствами разрабатываемого шасси были хорошая подвеска, удачная тормозная система, небольшая масса, малое удельное давление на грунт, высокая прочность, простая конструкция, удобный доступ к узлам и вытекающая из этого лёгкость ремонта.
Требования к шасси оказались столь высокими, что исключали использование серийных коммерческих шасси. Все сотрудничавшие с Министерством вооружений компании получили заказ создать совершенно новый прототип. Лучшие образцы были продемонстрированы в 1936 году в Берлине на выставке средств моторизации. Наконец, военные остановили свой выбор на прототипе, созданном на заводе Horch в Цвикау, принадлежавшем компании Auto-Union AG . Было подготовлено два варианта шасси. Первый вариант, получивший официальное название Einheitsfahrgestell I fuer schwerer Personenkraftwagen, имел двигатель в корме и был создан специально под установку бронированного кузова. Второй вариант - Einheitsfahrgestell II fuer schwerer Personenkraftwagen, отличался от первого варианта тем, что двигатель на нём был установлен спереди, это шасси больше предназначалось для легковых автомобилей тяжёлого класса.
Первый вариант, обозначавшийся производителем как Horch 801/EG I , весил 1965 кг. Шасси оснащалось двигателем Horch/Auto-Union V8-108 объёмом 3,5 литра и мощностью 75 л.с. при 3600 об./мин. Коробка передач обеспечивала пять передач вперёд и задний ход. В соответствии с требованиями военных привод осуществлялся на все колеса. Рулевое управление также действовало на все четыре колеса, но при езде по шоссе при скорости свыше 35 км/ч задние колёса фиксировались в нейтральном положении. Колёса подвешивались независимо через два маятника и две спиральные пружины. Шины Continental размером 210-18 имели пневматические камеры низкого давления. Ножной тормоз действовал на все колёса шасси.
На базе шасси Horch 801/EG I был создан новый бронеавтомобиль leichter Panzerspaehwagen mit Einheitsfahrgestell I fuer sPkw . Работы над машиной вела фирма Eisenwerke Wesserheutte из Бад-Ойнхаузена. Бронеавтомобиль выпускался в нескольких модификациях различавшихся вооружением и оснащением.
Sd.Kfz. 221
Первыми в формируемые разведывательные части вермахта стали поступать лёгкие бронеатомобили leichter Panzerspaehwagen (MG) (Sd.Kfz. 221). С 1936 года они начали постепенно вытеснять старые Kfz 13.
Sd.Kfz. 221 имел кузов, собранный из бронеплит толщиной 14,5 мм. Броня располагалась под углом, что повышало её эффективную толщину. Броня вполне надежно защищала машину от осколков и винтовочных пуль, в том числе и со стальным сердечником. Опытные инженеры из Бад-Ойнхаузена предусмотрели также защиту ступиц колес.
Водитель следил за дорогой через прямоугольное окно, прорезанное в лобовой броне. Аналогичные окна несколько меньшего размера были размещены в левом и правом борту. Во время боя окна закрывались бронированными заслонками с узкими смотровыми щелями.
Доступ к двигателю открывали три прямоугольных люка. За переборкой разделявшей боевое и моторное отделение, находились два топливных бака емкостью по 55 литров.
Экипаж проникал в машину через дверцы, расположенные в бортах кузова. Запасное колесо подвешивалось к правому борту машины.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz. 221 был вооружен одним 7,92 мм пулемётом, установленном во вращающейся башенке. Башенка имела форму усечённой девятигранной пирамиды. Башня не имела сплошной крыши. Вместо неё сверху боевое отделение защищали два откидывающихся экрана из проволочной сетки. В бортах башни находились смотровые щели.
На прототипах устанавливали старые пулемёты MG-13, но серийные машины оснащались новым пулемётом MG-34. Боекомплект к пулемёту составлял 1050-1200 патронов, но эти цифры не могут быть предельными, так как при желании экипаж мог положить, к примеру четыре ящика патронов, много места они не занимали, но это бы ещё добавило 1000 патронов. Башенка могла вращаться на 360°, а станок пулемёта обеспечивал углы склонения/возвышения от -10° до +69°. Это позволяло вести огонь не только по наземным целям, но и по низколетящим самолётам.
Экипаж Sd.Kfz. 221 состоял из двух человек: механика-водителя и командира, по совместительству стрелка. Штатное вооружение состояло из одного пистолет-пулемёта MP-38 или MP-40 и 6 ручных гранат М-24.
Радиостанции на машине не было, связь поддерживалась при помощи сигнальных флажков.
В виде бронеавтомобиля Sd.Kfz. 221 разведывательные части вермахта получили быструю и маневренную машину. Но у Sd.Kfz. 221 был один серьезный недостаток - слабое вооружение. Уже после начала войны на бронеавтомобили стали устанавливать более тяжелое вооружение. В частности дополнительно их вооружали 7.92 мм противотанковым ружьем PzB 39,которое устанавливали в башне рядом со штатным пулеметом. Это ружье позволяло бороться с легко бронированной бронетехникой противника.
Более удачным решением была установка тяжёлого противотанкового ружья 2,8cm sPzB 41. Эта модификация бронеавтомобиля появилась в 1941 году. Всего таким образом было усовершенствовано 34 машины, в которых на месте пулемёта ставили это противотанковое ружьё. Новое оружие потребовало слегка изменить конструкцию башни (уменьшить высоту передней стенки). Противотанковое ружьё устанавливалось в башню вместе со штатным щитком, что слегка увеличивало высоту машины.
Sd.Kfz. 222
В 1938 году на вооружение вермахта приняли бронеавтомобиль leichter Panzerspaehwagen (2cm) Sd.Kfz.222, который в отличие от своего предшественника был вооружен не пулемётом, а 20-мм пушкой.
Кузов бронеавтомобиля изменился незначительно. Лишь немного изменилась конфигурация кормовой брони, а одно большое окно перед местом механика-водителя разделили на две части. Существенно было увеличено вооружение бронеавтомобиля. По мысли военных, пушечные бронеавтомобили должны были обеспечивать огневую поддержку подразделениям, оснащённым только пулемётными машинами. Бронеатомобиль Sd.Kfz. 222 имел увеличенную десятигранную башню, в которой размещалась автоматическая пушка 2cm KwK 30 и пулемёт MG-34. И пушка и пулемёт могли вести огонь как по наземным так и по воздушным целям, угол склонения/возвышения состовлял от -7° до +80°.
В 1940 году по заданию Министерства вооружений фирмы Appel (Берлин) и F.Schichau (Эльблонг) приспособили башню Sd.Kfz. 222 для размещения там Hangellafette 38. Это позволило вооружить бронеавтомобиль 20-мм пушкой KwK 38. Новый лафет обеспечивал угол склонения/возвышения от -4° до +87°, что повышало эффективность пушки в борьбе с самолетами противника. Пушка оснащалась двумя прицелами. Для стрельбы по наземным целям использовались TZF 3a, а для стельбы по самолетам использовали прицел Fligerviseer 38.
Наведение пушки на цель осуществлялась вручную. Спуск пушки и пулемёта был синхронизирован, впрочем, имелась возможность вести огонь только из одного ствола. Обычно в литературе говорится, что боекомплект состоял из 180-200 выстрелов к пушке и 1050-2000 выстрелов к пулемёту, но в реальности экипаж мог взять больший боекомплект, так как в этой машине было достаточно свободного места.
Башня Sd.Kfz. 222 была открыта сверху, и также защищалась двумя экранами с проволочной сеткой. Экраны можно было открыть или закрыть, в зависимости от тактической ситуации. Углы возвышения ствола выше 20° обязательно требовал откинуть экраны.
Экипаж Sd.Kfz. 222 состоял из трёх человек: механика-водителя, командира и наводчика. Штатное вооружение экипажа дополнял один пистолет-пулемёт MP-40 и шесть гранат М-24. Первоначально Sd.Kfz. 222 не оборудовались радиостанцией, но позднее на них стали устанавливать радиостанцию небольшого радиуса действия. Гнездо антенны в этом случае располагалось в задней части башни.
Sd.Kfz. 223
Одним из важных условий успешной разведки было не только обнаружить врага, но также оперативно передать эту информацию в штаб части. Поэтому уже 1938 году на вооружение вермахта приняли третью модификацию этого лёгкого бронеавтомобиля - leichter Panzerspaehwagen (Fu) (Sd.Kfz. 223), призванную заменить собой старый Kfz.14.
Бронеавтомобили Sd.Kfz. 223 управлялись экипажем из трёх человек: механика-водителя, командира-стрелка и радиста. Вооружение бронеавтомобиля состояло из одного пулемёта MG-34, размещённого в той же башенке, что и Sd.Kfz. 221. кузов радиофицированного бронеавтомобиля конструктивно соответствовал Sd.Kfz. 222.
Машины Sd.Kfz. 223 оборудовали радиостанцией FuSprGer 10 SE30, которую позднее заменили на FuSprGer 12 и FuSprGer «f». Кроме того, бронеавтомобиль оснащался складывающейся рамочной антенной. Но вскоре неудобную и громоздкую рамочную антенну заменили на антенну штыревого типа.
Модификации Sd.Kfz. 222 и 223
Опыт первых компаний заставил ввести в конструкцию бронеавтомобилей ряд изменений. Желая ещё более увеличить ходовые качества бронеавтомобилей, их с 1941 года стали выпускать на базе шасси Horch 801/v. Шасси оснащались двигателем мощностью 81 л.с., который позднее форсировали до 90 л.с., а также гидравлическими тормозами. Соответствующим образом была изменена система обозначений. Старые Sd.Kfz. 222 и 223 получили обозначение Ausfuehrung A, а машины на базе Horch 801/v - Ausfuehrung B.
В мае 1941 года толщину лобовой брони увеличили до 30 мм.
Часто машины оснащались дымовыми шашками, которые устанавливали на лобовой броне. По бортам башни также нередко устанавливали дымовые гранатомёты. Поставив дымовую завесу, бронеавтомобиль имел больше шансов выйти из боевого соприкосновения с противником.
Выпуск
Выпуск лёгких бронеавтомобилей наладили сразу на нескольких предприятиях, в том числе на Einsenwerke Weserhuette , Maschinenfabrik Niedersachsen-Hanover. Fr. Schichau и Büssing-NAG . С 1935 года по май 1940 года было выпущено 339 машин Sd.Kfz. 221. С 1936 по июнь 1943 года было выпущено 989 Sd.Kfz. 222. Выпуск Sd.Kfz. 223 начался в 1935 году и продолжался до конца 1943 года. Всего построили 550 бронеавтомобилей этого типа. Таким образом, на шасси типа Horch было в общей сложности собрано 1868 машин.
Цена одного Sd.Kfz. 222 без вооружения составляла 19600 рейхсмарок.
Боевое применение
Первые партии новых бронеавтомобилей вермахт получил уже в 1936 году. Лёгкие бронеавтомобили Sd.Kfz. 221, 222 и 223 участвовали в захвате Судет в 1938 году, а также в оккупации Чехословакии в 1939 году. До конца 1939 года немецкая армия получила около 700 машин всех типов. Однако потребностей растущей армиии эта цифра не могла удовлетворить. До лета 1940 года немецкие части вынуждены были использовать даже старичков Kfz. 13.
Большинство новых бронеавтомобилей поступало в разведывательные части танковых и лёгких дивизий, сформированных перед началом польской кампании 1939 года. В соответствии со штатным расписанием 1939 года разведывательный батальон включал в свой состав две роты бронеавтомобилей. Каждая рота состояла из штабного взвода (Sd.Kfz. 247, 263 и 223), взвода тяжёлых бронеавтомобилей (Sd.Kfz. 231 и 232) и двух взводов лёгких бронеавтомобилей (Sd.Kfz. 221 и 222). С течением времени лёгкие бронеавтомобили начали поступать в разведывательные подразделения моторизованных дивизий, а под конец войны их использовали и обычные пехотные дивизии. Лёгкие бронеавтомобили использовались не только в разведке. Часто их использовали в частях связи. Случалось, что лёгкие бронеавтомобили использовались в качестве передвижных пунктов корректировки огня.
В первые годы 2-й мировой войны лёгкие бронеавтомобили Sd.Kfz. 221, 222 и 223 действовали очень успешно. Успех сопутствовал им и в Польше и во Франции. Даже в трудных условиях ливийской пустыни эти машины достойно показали себя. Лишь слабое вооружение Sd.Kfz. 221 серьёзно сказывалось на результатах. Кроме того, во фронтовых условиях довольно трудно было обеспечить хорошее техническое обслуживание машины. Инженеры фирмы Horch , пытаясь удовлетворить все требования военных, создали достаточно сложное шасси. Сложная конструкция не только затрудняла выпуск, но и оказалась недостаточно надёжной. Чаще всего из строя выходил ведущий вал, сцепление и подвеска. У двигателей часто разрушались болты креплений коромысел клапанов.
Восточный фронт выявил новые недостатки машины. Несмотря на полный привод, бронеавтомобиль предназначался всё таки для езды по хорошим дорогам. Сравнительно большое удельное давление на грунт позволяло машине уверено двигаться лишь по твёрдому грунту. В результате легкие бронеавтомобили вязли в грязи, а разведывательные подразделения теряли главное свое преимущество - мобильность.
Поэтому с 1942 года в разведывательных подразделениях лёгкие бронеавтомобили постепенно уступали своё место полугусеничным бронетранспортёрам Sd.Kfz. 250/9, которые были оснащены одинаковой с Sd.Kfz. 222 башней.
1 июля 1941 года немецкая армия располагала 947 машинами Sd.Kfz. 221, 222 и 223. Высокие потери, понесённые немецкими частями в ходе летне-осеннего наступления 1941 года привели к тому, что численность лёгких бронеавтомобилей резко сократилась. К 1 апреля 1941 года немецкая армия имела лишь 788 машин всех трёх типов. В 1943 году выпуск этих машин был прекращён, но они оставались в частях вплоть до конца войны. Ещё в 1944 году эти бронеавтомобили широко использовались на восточном фронте, о чём свидетельствуют цифры потерь. В период с 1 декабря 1943 года по 30 ноября 1944 года вермахт потерял 150 машин Sd.Kfz. 221 и 223 и 240 единиц Sd.Kfz. 222.
Следует заметить, что в 1935 году некоторое количество SdKfz 221 и 222 были поставлены Чан Кай Ши, в Китай, где и находились на службе Гоминьдана. Владеющие английским языком могут подробней рассмотреть эту часть истории сайта Axishistory.com.
Часть машин из числа служивших в Северной Африке попала к англичанам, о чём они до сих пор с удовольствием
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении