Сборник идеальных эссе по обществознанию. Взаимоотношение человека и природы, как философская проблема
Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.
Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Об этом написал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Виссарион Григорьевич Белинский называл природу «вечным образцом искусства». Её красоту изображали в своих произведениях писатели, поэты, художники, музыканты. Для творческих людей природа нередко становилась источником вдохновения. В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Скрипучие половицы» повествуется о том, как сочинял свои произведения Пётр Ильич Чайковский. Любовь к родным, знакомым с детства местам вдохновила русского композитора на создание прекрасной музыки.
Известно немало случаев, когда природа исцеляла человека, давала жизненные силы. В рассказе О. Генри «Последний лист» героиня тяжело заболевает. Лёжа в постели, она считает листья на старом плюще. Джонси кажется, что, когда упадет последний лист, она умрет. Но лист отчаянно сопротивляется непогоде. И девушка тоже борется за свою жизнь.
Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера.
Однако не всегда взаимоотношения человека и природы складываются гармонично. Иногда мы забываем о том духовном начале, которое заложено в окружающем нас мире. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» — говорит Евгений Базаров, герой . Наверно, в чём-то молодой нигилист прав. Однако его суждение, на мой взгляд, слишком одностороннее. Нельзя воспринимать природу лишь как пространство для деятельности человека и источник материальных благ. Такое потребительское отношение приводит к непоправимым последствиям, и мы уже имеем возможность в этом убедиться.
Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.
А ведь в мире взаимосвязано всё, и вред, который мы наносим природе, рано или поздно обернётся против нас…
Жизнь всегда неумолимо двигалась вперед, развивалась и эволюционировала. В итоге появился человек, существо, совершеннее всего, что было и есть. Человек - венец природы. Казалось бы, он должен быть благодарен своей матери природе за то, что она дала ему жизнь и все условия для существования. Но чем больше человек приспосабливался и развивался, тем меньше думал о последствиях своей деятельности, касательно природы. Вопрос взаимоотношения природы и человечества был важным всегда. Но в последнее время он стал глобальной и неразрешимой проблемой, требующей скорейшего рассмотрения.
Конечно, важно рассматривать проблему взаимоотношения человека и природы с разных сторон. Ведь экономика, политика и жизнь каждого человека оказывают большое влияние на состояние природы в целом. Но если посмотреть в корень и заглянуть глубже, то мы поймем, что невозможно наладить взаимоотношения природы и человека массово. Нельзя просто взять и отменить человеческую деятельность, плохо сказывающуюся на природе. Этот вопрос нужно решать индивидуально, чтобы каждый мог понять суть проблемы, а главное, что именно он часть ее устранения.
Конечно, человек был создан для развития. Он намного превосходит всех живых существ. Человек - царь природы. Но глупо отталкиваться от этих убеждений. Люди максимально используют природные ресурсы, не давая ничего взамен. Общество прогрессирует, появляются новые технологии и это хорошо. Но никогда еще не было такого кризисного состояния природы. А почему? Все мы знаем, что человек жаден. Он настолько увлечен своим богатством и достижениями, что забыл о последствиях. Люди берут от природы все, но не отдают ничего, а если и отдают, то лишь химические отходы.
В наши дни до сих пор есть племена, обожествляющие природу. Они преподносят ей дары, проводят различные обряды, для того, чтобы природа была снисходительна к ним. Конечно, такое отношение к философскому вопросу взаимоотношения общества и природы - это утопия. Эти племена рано или поздно вымрут от болезней или голода. Но суть их отношения к жизни верна. Эти люди не избалованы дарами жизни. Они благодарны тому, что у них есть. Возможно, это связано с тем, что до них не дошел прогресс. Если бы мы жили в таких же условиях, то были бы такими же. Однако и погибли бы тоже с ними.
Ответ на философский вопрос о взаимоотношении человека и природы живет внутри нас. Каждый человек понимает, как решить эту проблему, но никто не хочет браться за это дело. А все потому что это долго, дорого и невыгодно. Если мы не устраним угрозу катастрофы сейчас, то потом будет поздно. Нас погубит наш прогресс. Начать нужно с малого, начните с себя.
Известный российский писатель делится своими впечатлениями о книге сельского ветеринара из Англии Джеймса Жэрриота «Обо всех созданиях – больших и малых». Даниила Гранина подкупает в книге то, что автор горячо сочувствует всему живому, и, хотя он ни к чему не призывает, не морализирует, понимаешь, что всё в нашем мире требует сердечного отклика, милосердного отношения.
Я разделяю точку зрения Д. Гранина: мы в ответе за тех, кого приручили…
В районной газете не раз читал вопросы, задаваемые администрации города по вопросу отстрела бродячих собак, и удивлялся лаконизму и жестокости ответов мэра города, указывающего дату отстрела и номер телефона, по которому можно обратиться по этому поводу.
Но недавно я пересмотрел свое отношение по этому вопросу и оправдал действия администрации города. Это случилось после страшной трагедии в Новочеркасске. На мальчика накинулась свора голодных бродячих собак. Окровавленное тело Алеши Д. нашли прохожие и тут же вызвали скорую, Однако спасти малыша не удалось. От полученных травм он скончался на глазах у случайных свидетелей. По словам очевидцев, на беззащитного ребенка набросились по меньшей мере семь животных. Алеша не смог отбиться от озверевших собак и погиб от укусов и рваных ран еще до приезда врачей.
После этой трагедии еще и подумаешь, надо ли защищать от отстрела бродячих, одичавших псов?!
В век космических скоростей люди перестали удивляться…
В век космических скоростей люди перестали удивляться – вот проблема, над которой размышляет Владимир Солоухин.
Во фрагменте из книги «Трава» В. Солоухин, рассуждая о горестной утрате людьми способности удивляться, приводит в пример себя. Ни лунный грунт, доставленный с далекой планеты, ни зондирование Венеры, ни чудовищные скорости на земле не вызывают у него удивления. Одно, что еще будит в душе писателя это чувство, - парашютик одуванчика. Автор даже цитирует строчки поэта: «Одуванчик из солнца уже превратился в луну», - а потом дует на воздушную планету, и она разлетается на тысячи пушинок. А в душе рассказчика что-то шевельнулось, дрогнуло…
Автор уверен, что душа каждого из нас еще жива только потому, что мы можем удивляться не мощным скоростям самолетов и машин, а солнечному одуванчику, раскрывающейся розе и прекрасной пушистой бабочке, севшей на ветку…
У Вячеслава Дегтева есть чудный рассказ «Одуванчик. Он о роли педагога, наставника в жизни курсантов– летчиков. Командир эскадрильи после полетов с курсантом - отличником, который боялся летать и которому он только что открыл небо, спрыгнув с крыла самолета, вдруг увидел между бетонных плит маленький желтый одуванчик. Офицер нагнулся, расправил листочки цветка и поразился: «Как же ты выжил? Как же они тебя не растоптали, дурашка?». Что-то необыкновенно нежное разлились в душе летчика–аса, бога воздушных машин. И все это потому, что он не разучился еще удивляться прекрасному.
Чувство удивления всему живому жило и в душе первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Он, познавший, что такое космическая скорость, увидевший Землю с орбиты, убедившийся, как она мала по сравнению с бесконечным космосом, ценил и удивлялся на земле красоте каждого деревца, каждого цветка.
Вот этому чувству удивления мы и должны учиться, чтобы вздрагивала и расцветала наша душа, когда мы видим «первый ландыш из-под снега» или белую березу под своим окном…
Духовный контакт между человеком и природой
Возможен ли глубокий духовный контакт между человеком и природой? Вот вопрос, над которым размышляет Владимир Солоухин.
Писатель считает, что духовный мир человека всегда будет зависеть не только от него самого, но и от того, что окружает его. По убеждению В. Солоухина, необыкновенная красота природы помогает очиститься человеку духовно, облагородить его, наполнить жизнь эмоциями и чувствами.
Я разделяю точку зрения В. Солоухина, так как в процессе всей жизни человек должен находить время на
http://savinyurii.ru/ege/
то, чтобы смотреть со стороны на природу: на птиц, пролетающих по небу, на воду реки или озера, бурлящую у твоих ног, на зеленый луг, усыпанный цветами. И тогда весь мир, окружающий нас, обогатит каждого, научит любить и восхищаться им.
Вспоминаю Саню Неверова, героя рассказа В. М. Шукшина «Залетный», который, по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучала в его дверь, он вдруг страстно захотел жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!» - говорит герой.
В рассказе В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка» перед нами совсем другой человек, старый слепой старик, который так любит родные места, природу, которая окружала его с детства, что, несмотря на слепоту, он, каждый вечер, приходя на берег озера, любуется заходящим солнцем. Это ли не гимн человеку, живущему в полном духовном контакте с природой?!
О власти цветов над людьми
Цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть, - вот проблема, над которой размышляет В. Солоухин.
Писатель рассуждает о том, что цветы занимают огромное место в жизни человека; люди за один цветок готовы отдать большие деньги. И все потому, что они ощущают «потребность в красоте». В. Солоухин считает, что человека притягивали и притягивают не только величественные тюльпаны, но и маленькие цветки кислицы…
С этой точкой зрения трудно не согласиться: совсем не обязательно быть образованным человеком или обладать утонченным вкусом, чтобы по достоинству оценить красоту цветов.
Ярким примером этого может послужить рассказ А. Куприна «Фиалки». Главный герой, кадет–семиклассник Дмитрий Казаков, очарованный красотой весенних фиалок «с бессознательным изяществом» создает небольшой букетик. Красивая женщина, «принцесса из сказки», оказавшаяся рядом, так же будет восхищена красотой цветов. Кадет подарит ей незамысловатый букетик, который она прикрепит к своей груди. Какое единение чувств испытают герои! Вот она, невидимая власть цветов над человеком!
Другим примером «власти цветов» является история знакомства Мастера и Маргариты в известном романе русского классика М. Булгакова. Именно «тревожные желтые цветы», отчетливо выделявшиеся на фоне черного весеннего пальто женщины, привлекли внимание главного героя, заставили пойти за ней, всмотреться в ее лицо и…влюбиться!
Таким образом, могу сделать вывод, что цветы, действительно, имеют над людьми незримую, но постоянную власть.
Охота не должна превращаться в убийство
Охота не должна превращаться в убийство - вот проблема, над которой размышляет Э. Сетон–Томпсон. Рассказывая о захватывающей охоте на гигантского оленя, автор с волнением повествует о том, как в
процессе охоты меняется настроение охотника Яна. Сколько сил положил он на то, чтобы догнать зверя! Догнал… Но не выстрелил! Красота, величественность могучего оленя не позволили охотнику воспользоваться ружьем. В финале текста Э. Сетон–Томпсон приводит мысленный монолог охотника, из которого мы понимаем, почему тот не сделал рокового выстрела.
Я разделяю точку зрения Э. Сетон–Томпсона. Как можно стрелять в прекрасного оленя, у которого "был целый лес рогов на голове" или в маленького пушистого зайчонка, шныряющего среди деревьев?! Эти прекрасные животные созданы для того, чтобы ими любоваться.
Вспоминаю знаменитую сцену из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», когда «охота Ростовых» взяла, но не убила могучего волка, яростно рычащего, с ненавистью сверкавшего глазами на охотников, которые с восторгом смотрели на «соструненного» матерого хищника.
В Интернете нашла итоги социологического опроса современных охотников. На вопрос, смогли бы они убить прекрасную, величественную косулю, 37% респондентов ответили отрицательно. И это радует.
Таким образом, могу сделать вывод, что в наши дни все чаще охота превращается в азартной преследование, но только не в убийство зверя.
http://savinyurii.ru/ege/
Анастасия К.
P. S. Сборник ГИА 2013 года под редакцией И. П. Цыбулько, стр.63
О влиянии природы на человека
Какое влияние прекрасная русская природа должна оказывать на человека - вот проблема, над которой размышляет Виктор Астафьев.
В своем произведении он с восторгом описывает цветущее льняное поле. Повествуя, как прекрасно оно, какая в нем кипит жизнь, автор с восхищением и в то же время с удивлением рассказывает про каждую травинку, про каждого зверька и каждую птичку, пролетающую над ним. Виктор Петрович Астафьев уверен, что красота льняного поля никого не может оставить равнодушным: всякий человек, по его мнению, решит, что не все в жизни утрачено, если есть эта красота, доступная всем.
Вспоминаю рассказ учителя о том, как любил русскую природу А. С. Пушкин, как он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто босиком, ходил не только, когда было тихо и жарко, но и в ветер, и в дождь, и в прохладу. Природа будила в Пушкине поэта! Сколько прекрасных стихотворных слов написал он после таких прогулок! Поэт видел, что в природе всё безгранично и почти ничто в ней не меняется: «Она –вечность. Это только мы меняемся, люди».
Не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи героиня романа «Война и мир» Л. Н.Толстого Наташа Ростова. Она так восхищена ночным пейзажем, что не может даже думать о сне. Андрей Болконский, тоже любовавшийся прекрасной ночной картиной и случайно подслушавший восклицания, вздохи девушки, очарованной красотой, неожиданно придет к выводу, что «жизнь не кончена в тридцать один год»…
Таким образом, могу сделать вывод, что всем нам необходимо молча научиться слушать природу, любоваться ею и тогда покой и умиротворение придут в душу каждого.
P. S. По сборнику тестов к ЕГЭ 2012 года под редакцией Н. А. Сениной, стр. 394 - 395
Человек обязан бережно относиться к окружающему миру
В чем состоит обязанность каждого человека по отношению к другим людям, окружающему миру – вот проблема, которую поднимает Евгений Носов.
Автор с восхищением описывает действия героя, который, увидев голодную синичку, решает разложить зернышки так, чтобы птичка, поедая их, попала к нему в комнату. Е. И. Носов с интересом описывает робкие действия синички. Но не это главное в тексте! Главное - философский разговор автора с птичкой о жизни и предназначении человека.
Я разделяю позицию Е. Носова: каждый человек в своей жизни, работая, помогая друг другу, обязан делать добрые дела.
Хотелось бы привести в пример таких замечательных людей, как Анжелина Джоли и Бред Пит. Они, благодаря своим творческим способностям, много работая, получают возможность помочь людям. И помогают! Их семья делает солидные пожертвования и больницам, и беднякам, и пострадавшим от природных катастроф.
Недавно в одном из зоопарков России закончились деньги, предназначенные на питание «братьев наших меньших». Представители прессы обратились за помощью к горожанам. Сколько людей через час уже были у входа в зоопарк! Целые семьи брали шефство над обезьянками, бегемотом, крокодилом, а вот прокормить общую любимицу, слониху Софочку, взялся коллектив завода–гиганта…Вот это настоящие люди, чувствующие свою обязанность по отношению к тем, кто нуждается.
Делая вывод, хочу отметить, что каждый человек обязан быть чутким не только к людям, но и к маленькой синичке, хромой собачке, брошенному котенку.
P. S. По сборнику тестов 2012 года Н. А. Сениной, стр. 450–451
http://savinyurii.ru/ege/
Отношение россиян к осени
Какие чувства вызывает у людей осень в России – вот проблема, над которой размышляет В. М. Песков.
В своем эссе автор рассуждает о русской осени. Он с восхищением описывает осенний лес, деревья с желтыми, красными, оранжевыми листочками, чистейшую речку и осенние грибы. Человек, по мнению В. Пескова, увидевший осенний праздник цвета и тишины, испытывает состояние покоя, светлой грусти, «без которой невозможна большая любовь».
Осенью лучше видел «глазом и сердцем» наш великий поэт А. С. Пушкин. Он не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Поэт воспевал «прощальную красу» осени, восхищался лесами, одетыми, в багрец и золото. Но главное, он говорил о том, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы…
"Поэтом русской осени и русских туманов" современники называли художника Ефима Волкова. В лучшей его работе, «Болото осенью», художник одухотворяет пейзаж, придавая ему определенное настроение, созвучное с душевной настроенностью зрителя, пробуждает у них чувство восхищения прекрасным, доброту, светлую грусть.
Таким образом, могу сделать вывод, что осень – великолепное, незабываемое, восхитительное время года, вызывающее у россиян самые лучшие поэтические и человеческие чувства.
P. S.Сборник тестов Сениной 2012 год, стр. 320–321
В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?
ДЕЙСТВИЕ 1
Явление 5
Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Кабанов. Я, маменька...
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?
Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык.
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!
Катерина. Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.
Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю.
Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
(А.Н. Островский, «Гроза».)
Показать текст целиком
Во многих произведениях поэты стараются отобразить духовную связь природы и человека.
Так, в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро» настроение лирических героев меняется вместе с состоянием природы: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…» «И ты печальная сидела», но сегодня все изменилось: «За голубыми небесами великолепными коврами,//Блестя на солнце снег лежит», и уже хочется «предаться бегу// Нетерпеливого коня…»