С кем сотрудничала модельер эльза скиапарелли. Возвращение во Францию
На Неделе высокой моды, которая сейчас проходит в Париже, одним из самых ожидаемых и, как оказалось, удачных показов стало шоу марки Schiaparelli. Возродить славу закрывшегося на целых шестьдесят лет модного дома взялся дизайнер Марко Занини, который до этого занимал должность креативного директора марки Rochas. «Моя главная миссия – сделать так, чтобы имя Эльзы Скиапарелли звучало и в настоящем, и в будущем», – прокомментировал модельер. После представленной первой коллекции нет сомнений в том, что у него это получится. А пока мы решили проследить за историей и развитием модного дома, созданного итальянской художницей и главной конкуренткой Коко Шанель Эльзой Скиапарелли.
Показ весенне-летней коллекции Schiaparelli на Paris Fashion Week, фото: bbc.co.uk
История
Эльза Скиапарелли родилась в Риме в 1890 году в семье итальянских аристократов, обедневших в годы Первой Мировой войны. Ее дядя – знаменитый астроном Джованни Скиапарелли, открывший «Марсианские каналы. С самого детства Скиапарелли много занималась живописью, изучала историю искусств, посещала театры.
Любовь к творчеству вылилась в переезд в более свободный Париж, который на тот момент можно было назвать сосредоточием сил искусств со всего мира. Там она вышла замуж и родила дочь: брак быстро распался, и Скиапарелли пришлось самостоятельно содержать семью. Она стала работать экскурсоводом; рассказывала состоятельным американкам историю города. Однажды к ней приехал друг из Америки. Скиапарелли заинтересовал дизайн его свитера, который выглядел одновременно просто и элегантно. Тогда она и решила начать создавать одежду: вместе с соседкой она выпускала необычные модели одежды. В их числе – черное платье с бантом в виде бабочки, ставшее впоследствии легендарным.
Эльза Скиапарелли
Сама Скиапарелли не умела шить, зато блестяще рисовала. Она считала, что все наряды непременно должны выглядеть архитектурно и незаурядно. «Восемьдесят процентов женщин опасаются выделяться и боятся, что скажут люди, поэтому покупают себе серьезный костюмчик. Лучше набраться смелости, чтобы отличаться от других», – говорила она. Даже такую простую вещь, как свитер, ей удавалось подать оригинально. Она украшала модели африканскими узорами, матросскими татуировками, рисунками омаров.
Жакет из "Языческой коллекции"
В 1934 году открылся ее бутик, расположенный в Париже на Вандомской площади. А через четыре года Скиапарелли представила коллекцию «Цирк». Жакеты украшали вышитые слоны и лошади, пуговицы были выполнены в виде гимнастов. Вещи из коллекции довольно быстро появились в американских магазинах.
Коллекция "Цирк", фото: desigandculturebyed.com
Каждая коллекция была посвящена определенной теме – насекомым, астрологии, космосу, язычеству, солнцу, музыке. Многие предметы гардероба были созданы совместно с деятелями искусства – Сальвадором Дали, Жаном Кокто, Луи Арагоном, Эльзой Триоле, Кеесом ван Донгеном. Так, в сотрудничестве с Дали были придуманы пальто со множеством карманов, черная шляпа в форме башмака с фетровым каблуком, украшения. В числе клиенток модного дома Schiaparelli – актрисы Кэтрин Хепберн, Марлен Дитрих, Мэй Уэст, Мишель Морган, герцогиня Виндзорская.
Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали
Платье-скелет
В начале Второй мировой войны Скиапарелли приостановила производство, после капитуляции Франции уехала в Америку (дела модного дома она передала менеджеру Беттини Бержери). После освобождения Франции в 1944 году она вернулась в Париж. В 1947 году с показом коллекции в стиле new look тогда еще никому неизвестного модельера Кристина Диора у марки Schiaparelli начались трудные времена. В 1954 году Скиапарелли представила последнюю коллекции, закрыла модный дом и посвятила все свободное время воспитанию внучек.
Черты стиля
Скиапарелли стремилась объединить высокое искусство и повседневность, поэтому созданные ею предметы одежды скорее напоминали замысловатые арт-объекты. Постоянный эксперимент и провокация. Одежду модного дома Schiaparelli нельзя спутать с вещами других марок. Введение в моду цвета фуксии, оформление флакона духов в виде торса, шляпа в форме туфли – эти изобретения приписывают Скиапарелли. К тому же, при пошиве коллекций использовались не так часто встречающиеся в то время искусственные ткани. Они стоили недорого и, по мнению модельера, помогали стереть различия между классами.
Коллекция "Космос"
Шляпа "Ресницы"
Перчатки Schiaparelli
Сегодня
В 2006 году закрытый модный дом Schiaparelli купил исполнительный директор и председатель группу Tod"s Диего Делла Валле. После этой новости в прессе появлялись сообщения о том, кто может занять место постоянного дизайнера. Многие ставили на эксцентричного дизайнера, бывшего креативного директора Dior Джона Гальяно, в чем-то близкому по духу самой Скиапарелли. Но владельцы не торопились с решением. Первую кутюрную коллекцию для перезапущенной марки разработал модельер Кристиан Лакруа и представил на Парижской неделе моды в прошлом году.
Кутюрная коллекция Schiaparelli, фото: parismodels.tv
В сентябре стало известно, что креативным директором Schiaparelli станет Марко Занини. Дизайнер дебютировал в качестве ассистента Доменико Дольче в Dolce & Gabbana, а после стал правой рукой Донателлы Версаче и возглавил женскую линии Versace. В 2007 году Марко был назначен креативным директором американской марки Halston, а в ноябре 2008 получил предложение стать дизайнером Rochas. «Я многому научился за последние пять лет, и чувствую себя счастливым, что был частью такого замечательного приключения», – признался сам Занини.
Schiaparelli Haute Couture, весна-лето 2014, фото: fashionlogie.com
На Парижской неделе моды в январе модельер представил дебютную весенне-летнюю коллекцию и полностью оправдал возложенные на него надежды. Ему удалось придумать романтичные образы, каждый из которых хочется разглядывать: невеста в брючном костюме, островитянка с похожим на домик из соломы головным убором, девушка с огненно-рыжими волосами в блестящем платье в пол. Коллекция снискала положительные отзывы критиков моды, которые с уверенностью заявили, что модный дом Schiaparelli наконец-то находится в надежных руках.
Сейчас имя этой женщины, оказавшей большое влияние на современную моду, редко упоминается, однако в 30-е годы прошлого века разрушающую стереотипы аристократку знали во всем мире, а каждая ее коллекция вызывала подлинное восхищение. Она перевернула привычные понятия о вкусе, но при этом никогда не переходила грань, за которой начинается пошлость. Легендарная, гениальная, дерзкая и незаслуженно забытая Эльза Скиапарелли шокировала публику сюрреалистическими творениями, эскизы к которым рисовал великий Сальвадор Дали.
Биография будущей звезды модного мира
Родилась будущая художница в Риме в 1890 году. Ее детство, которое вполне можно назвать счастливым, прошло в интеллигентной среде. Родители - обедневшие аристократы - воспитывали дочку в традициях высшего света. Девочка изучала историю искусств, живопись, обожала посещать театральные представления, где ее больше всего интересовали красочные костюмы героев.
В возрасте 30 лет она покидает Италию и уезжает в Париж. В самом романтичном городе она встречает свою любовь, выходит замуж и рожает ребенка, однако брак распадается, и итальянка остается одна. Денег катастрофически не хватает, и чтобы содержать себя и маленькую дочку, независимая Эльза Скиапарелли устраивается работать экскурсоводом. Частенько ее слушателями в туристических группах становятся жены разбогатевших американцев. Хорошо одетые дамы не интересовались архитектурными достопримечательностями столицы Франции, а спешили в модные магазины, скупая все вещи подряд. Эльзу поначалу возмущала такая позиция иностранцев, пренебрежительно относившихся к главным памятникам Парижа, но приобщавшихся к последней моде. Однажды ей приходит гениальная мысль: можно создать то, что мало кто купит, но каждый захочет увидеть своими глазами.
Первые работы
В 1927 году в гости к ней заглядывает знакомый американец, поразивший Эльзу свитером необычной вязки. Восхищенная элегантностью вещи, Скиапарелли узнает, что это работа рядом живущей армянской эмигрантки. Недолго думая, будущий модельер предлагает талантливой соседке сотрудничество, результатом которого стало появление в этом же году шерстяного платья темного цвета, украшенного необычным бантом.
Магазин спортивной одежды Strauss заинтересовался работами, выбивавшимися из общего ряда, и сделал крупный заказ дизайнеру, сотрудничавшему с женской частью армянской диаспоры. После окончания работ имя Эльзы прогремело на весь Париж, а она основала собственный дом моды Schiaparelli.
Шокирующие наряды
На первую брендовую коллекцию, состоявшую из свитеров, большое влияние оказало далекое от реальности творчество кубистов, заостряющих внимание на геометрических формах и острых углах. Все вещи были выполнены в африканском стиле. Не успела публика отойти от первоначального шока, как дерзкая Эльза Скиапарелли выпускает новые наряды, а вдохновение она черпает в мужских татуировках: пронзенные сердца, извивающиеся змеи, якоря смотрелись крайне необычно и экстравагантно.
Узнав о первом перелете через Атлантический океан, модельер создает коллекцию в стиле "пилот". Через несколько лет итальянка перестает заниматься спортивной одеждой и переключается на вечерние наряды. Изысканное черное платье Эльзы Скиапарелли в сочетании с белым жакетом произвело настоящий фурор и стало образцом безупречного стиля.
Новый бутик
В 1934 году талантливый мастер открывает новый бутик на прославленной Вандомской площади - излюбленном месте прогулок самых богатых людей Парижа. Надо сказать, что эта торговая точка, где продавали авторскую одежду небольшими партиями, - изобретение Эльзы, поскольку до нее ни один модельер не додумался создать личный фирменный магазин.
Эльза Скиапарелли: коллекции
Женщина, которая прежде всего причисляла себя к деятелям искусства, становится невероятно популярной, а новые шедевры сразу же возводятся в ранг сенсаций. Ее наряды вызывают невероятный интерес у покупательниц, не видевших никогда ничего подобного. Так, коллекция под названием "Остановись, смотри и слушай" запомнилась тем, что роскошные платья напоминали дождевики и украшенные узорами индийские сари, а пуговицы на них были выполнены в форме французской монеты. Впервые Эльза использовала молнию в качестве застежки нарядов, и это было настоящим революционным прорывом в мире моды, поскольку ранее эту деталь применяли исключительно для изготовления сумок.
Пожалуй, самой известной коллекцией модельера является "Цирк": одежда пестрела изображениями клоунов, слонов, разноцветных воздушных шариков. Все внимание публики было приковано и к необычным пуговицам, выполненным в форме гимнастов, выполняющих упражнения на трапециях. Перчатки прекрасных дам, ходивших по подиуму, напоминали гетры, а шляпы - перевернутые рожки мороженого. Это было не просто традиционное модное шоу, а настоящая феерия, неизменно вызывающая невероятный интерес у зрителей. Это еще одно изобретение итальянки, которое взяли на вооружение остальные дизайнеры.
В предвоенные годы Скиапарелли выпускает коллекцию "Астрология", состоявшую из парчовых пальто, украшенных ажурной вышивкой, которая выполнялась известной компанией "Лесаж". На нарядах красовались различные небесные тела и знаки Зодиака.
Сотрудничество с голливудскими актрисами
Эльза Скиапарелли сотрудничала со многими звездами кино того времени, а К. Хепбёрн даже обмолвилась, что ее карьера пошла в гору после того, как она приобрела вещи от Schiaparelli. Самые известные актрисы (М. Дитрих, Г. Гарбо, Д. Кроуфорд) создавали имидж при помощи шедевров Эльзы и покупали вещи не только для сцены, но и для обычной жизни. Известно, что многолетний контракт связал модного дизайнера и голливудское руководство.
Скиапарелли и Уэст
Однако только одна актриса принесла огромную известность и популярность новому бренду, и, как признавалась Скиапарелли, лучшей рекламы для ее дома мод нельзя было и придумать. Секс-символ 30-х годов прошлого столетия очаровательная блондинка Мэй Уэст обладала потрясающей фигурой и выдающимся умом, а на ее вызывающее поведение в обществе публика всегда обращала внимание. Актриса обожала сюрреалистические наряды, но не любила ездить на примерки, и однажды Эльза получила гипсовый слепок, в точности повторяющий фигуру красотки, стоящей в позе Венеры Милосской. Именно этой скульптурой и вдохновилась на создание флакона для своего первого аромата гениальная Эльза Скиапарелли. Духи, посвященные диве Голливуда, носили название Shoking.
Любопытно, что с тех пор все парфюмы модельера начинались с одной буквы - S. Например, оригинальный мужской аромат Suff был облачен во флакон в форме курительной трубки.
Решение покинуть модный мир
В 1940 году в Париже устанавливается оккупационный режим, и Эльза переезжает в США, где продолжает плодотворно работать. Через несколько лет она возвращается, однако стиль, в котором она творит, многие признают вчерашним днем. Во Франции боготворят Шанель и Кристиана Диора, выпускающих элегантные наряды, и после долгих раздумий решает навсегда покинуть мир гламура модельер Эльза Скиапарелли. Ее творчество не имело границ, а фантазия не знала пределов. Каждое произведение мастера, вызывающее шок, можно назвать настоящим шедевром, однако итальянка понимает, что ее время ушло, и уступает место другим талантам. В 1953 году состоялся последний показ коллекции с названием "Шокирующая элегантность". Модельер закрыла свой бутик и занялась воспитанием внучек.
Она скончалась в 1973 году в Париже и была похоронена в красивом розовом платье.
Смелость и оригинальность
Дом моды Скиапарелли, который Эльза называла сумасшедшим, прославился нарядами в сюрреалистическом стиле. Костюмы, надетые залом наперед, украшенные рентгеновскими снимками, вырезками из газет, мехом обезьяны, шокировали приличную публику. Звезда модного мира предлагала всем набраться смелости и наконец-то выделиться из общей серой массы. Многие модели не поступали в продажу, а предназначались конкретному человеку.
Одно из самых знаменитых платьев с рисунком в виде женских профилей, которые образуют цветочную вазу, было создано по эскизу художника Ж. Кокто. Самые интересные и необычные идеи подавал своей хорошей подруге Сальвадор Дали: с его легкой руки появились сумки-телефоны, карманы с ручками, как у выдвижных деревянных ящиков, платья с листиками петрушки, шляпы в виде чернильниц и даже бараньих отбивных. Главным украшением фирменного бутика Эльзы стал диван, в точности повторяющий форму пухлых губ Мэй Уэст.
Наряды-галлюцинации
Эльза Скиапарелли - модельер, увлеченный оптическими иллюзиями. Она выпускает пиджак с необычайно широкими плечами, ставший неотъемлемой частью элегантного образа Марлен Дитрих. Итальянка и сама любила похулиганить и одевала уникальные наряды с изображениями, видными лишь под определенным углом. Публика издалека наблюдала красивые рисунки, пыталась поближе их разглядеть, а они неожиданно пропадали. Платьями-галлюцинациями Эльза вводила зрителей в замешательство, и люди корили себя в том, что много выпили.
Талантливое трио, выпустившее коллекцию бижутерии
В 1932 году объединились трое художников с бурной фантазией: Кокто, Дали и Эльза Скиапарелли. Бижутерия, выпущенная талантливым трио, хоть и не сразу, но покорила сердца публики. Серьги-телефоны, браслеты из высушенных жуков, ожерелья с птичьими перьями, бусы из таблеток имели право на существование. Позднее дизайнер работала одна, но ее друзья всегда подкидывали любопытные идеи. Именно Эльза ввела в моду использование бижутерии, вызвав насмешки коллег, работавших с драгоценными камнями.
Модная дуэль двух див
Конечно, главной интригой того времени явилось противостояние двух королев моды - Скиапарелли и Шанель. Они создавали абсолютно разные наряды, но их объединял непохожий на остальные взгляд на предназначение моды. Коко, стремившаяся показать красоту человеческого тела, творила в рамках классического стиля, а Эльза, подчеркивающая духовную составляющую, - сюрреалистического. Шанель никого не провоцировала в своем творчестве, а итальянка постоянно шокировала публику.
За соперничеством модельеров пристально наблюдали, поскольку две темпераментные и не стесняющиеся в выражениях женщины открыто выясняли свои отношения. Однажды Шанель усадила итальянку на свежеокрашенный стул, а когда та нелицеприятно высказалась, Коко заметила, что краска на наряде только придаст ей нужную яркость и пойдет на пользу. Как-то журналисты спросили французскую икону стиля, не завидует ли она успехам соперницы. Шанель покачала головой и заметила, что Эльза - это никому не известная дама, которая просто шьет одежду. Однако именно Скиапарелли называли в 30-е годы прошлого века главной законодательницей моды, а ее наряды предпочитали все голливудские актрисы.
Незаслуженно забытая
К сожалению, сейчас мало кто помнит дизайнера номер один, а имя Шанель знает каждый обыватель. Но нельзя не признать огромный вклад Эльзы в развитие моды. Если оглянуться, то везде можно заметить открытия итальянского мастера: застежки-молнии, юбка-шорты, купальник из двух частей, флаконы духов в виде женского тела, меховые туфли, ботильоны. Надо признать, что почти сто лет назад Скиапарелли придумала современную моду.
Сейчас творчество незаслуженно забытого дизайнера изучают будущие модельеры и художники. Женщиной, попавшей на вершину пьедестала и с достоинством ее покинувшей, можно только восхищаться. Эльза Скиапарелли, биография которой может послужить основой интересного романа, оставила свое место для не менее великих кутюрье. В творчестве талантливого мастера, заставившего женщин почувствовать себя независимыми, и по сей день черпают вдохновение современные дизайнеры.
Возрождение модного дома
В 2014 году одним из самых удачных показов на Неделе высокой моды в Париже стало фееричное шоу возрожденного бренда Schiaparelli. Дизайнер Марко Занини, занимавший ранее должность креативного директора компании Rochas, признался, что выполнил свою миссию, поскольку имя гениальной Скиапарелли вновь зазвучало. Первая коллекция нарядов, выпущенная после продолжительного перерыва, чрезвычайно понравилась публике, а руководство бренда заявило, что модельер полностью оправдал их надежды. И даже известные критики моды признались, что сейчас фирма Schiaparelli наконец-то находится в надежных руках.
Совершившая революцию в мире моды Эльза оставила яркий след в истории, а вещи, созданные дизайнером, опередили свое время на несколько десятков лет.
Карьера в мире моды у Эльзы Скиапарелли началась с того момента, когда она познакомилась с великим Кутюрье Полем Пуаре. Поль Пуаре заметил молодую женщину, которая примеряла длинное чёрное бархатное пальто. Он загляделся на её грациозные движения, жесты, на то, с каким пониманием искусства она это делает. Подойдя к ней, спросил, почему она его не купит. Что могла ответить Эльза, у которой не было ни гроша в кармане. Поль Пуаре подарил ей это пальто, которое стало первым и не последним его подарком. А самый главный его подарок в её жизни было то, что он сумел разглядеть в ней творческую натуру, художника, которым впоследствии стала Эльза, и вдохновил её на эту деятельность.
А начиналось всё так. Эльза родилась в Риме в 1890 году, в обеспеченной семье в среде образованных и талантливых людей. Она была поэтической и творческой натурой одновременно, интересовалась музыкой, театром и литературой. Но ни чем не занялась всерьёз, хотя писала даже стихи, которые были одобрены критикой, но осуждены родственниками за излишнюю, как им показалось страстность. В 23 года она была отправлена в Лондон, чтобы помочь одной даме в создании приюта для детей – сирот. К тому времени Эльза заинтересовалась философией и стала посещать теософские лекции, где её как-то представили докладчику графу Уильяму де Вендту де Керлору. Граф был необычайно красив и сразу же покорил сердце нежной и впечатлительной девушки. Эльза стала его женой. Но счастье прошло почти мгновенно, сразу же после свадьбы. Родители Эльзы не одобрили её выбор, но помешать скоропалительной свадьбе не успели.
Уильям обладал притягательной силой для женщин. Эльзе часто приходилось дожидаться своего супруга, которому никак не везло с работой, зато с любовными приключениями у него складывалось как нельзя лучше. Спрос в Лондоне на лекции этого «интеллектуала» несколько упал, шла война, и молодая пара перебралась в Нью-Йорк. Здесь граф решил предоставить Эльзу самой себе, тем более, что приданое её было уже прожито, и она не представляла для Уильяма никакого интереса. У Эльзы к тому времени родилась дочь, надо было думать о её и своём содержании. Молодая женщина в поисках работы проводила дни за днями и, таким образом, вошла в круг близких по духу ей людей, художников, писателей. В 1922 году ей помогли переехать в Париж, где она также завязала знакомства с творческими и талантливыми людьми, среди которых Пикассо, Кокто, Андре Жид, Франсис Пикабия, Игорь Стравинский и Коко Шанель.
Как-то Эльза обратила внимание на свитер одного из своих друзей. Оказалось, что такие свитеры вяжет одна армянка, живущая неподалёку. Именно эта женщина и стала её первым партнёром в мире моды. Они вместе разработали серию моделей одежды, и скоро заказов было так много, что пришлось приглашать на помощь чуть ли ни всю женскую половину армянской общины. Вместе с ними Эльза приобрела славу и деньги. А её чёрное трикотажное платье с белым бантом в виде бабочки принесло неслыханный успех. Затем последовал большой заказ от известной американской фирмы спортивной одежды «Strauss» на целую партию свитеров. Эльза открывает свой собственный магазин на Рю-де-ля-Пэ Эльза «Для спорта». Она выпускает коллекции за коллекцией, в которых завораживают и интригуют мотивы африканских узоров, матросских татуировок, затем следует целая серия моделей, посвящённая авиации. А далее Эльза создаёт длинное чёрное платье из крепа с белым жакетом и шарфом, узкое облегающее платье из белого крепдешина с жакетом, полы которого перекрещивались на спине. Эти модели имели громадный успех и повторялись в тех или иных интерпретациях многими знаменитыми кутюрье.
Началась её карьера Кутюрье. В 30-х годах Эльзу Скиапарелли знал весь мир. Пресса восхищалась её творчеством, её оригинальностью, а художники испытывали к ней магическое влечение – где, как ни здесь, они могли блеснуть своим талантом и фантазией.
Её первой знаменитой клиенткой становится сценаристка Голливуда Анита Лус, а затем звёзды Джоан Кроуфорд и Грета Гарбо. Известность и деньги позволили ей открыть в 1934 году свой бутик на Вандомской площади Парижа, который был один из первых бутиков по продаже авторских моделей. Эльза не готовилась стать модисткой или кутюрье, но она стала знаменитой кутюрье. Её безумные шокирующие модели шляп были тогда самые известные и востребованные. В моде 30-х годов с её практичностью в комплект одежды непременно входили перчатки и шляпка. Какие только шляпки ни придумывали себе женщины, но коллекция Эльзы произвела сенсацию. Да разве только шляпки в форме телескопа или телефона и даже туфли, а что вы скажете по поводу шляпы – баранья отбивная!! А вечерние туалеты! Эльза любила экстравагантность, она сотрудничала со многими художниками, среди них были: Мэн Рей, Сальвадор Дали, фотограф Хорст П. Хорст, Кес ван Донген, Жан Кокто и другие. Со многими из них её связывала дружба до конца жизни. Эльза первая превратила показ мод в праздничное шоу. В её творчестве сплелись и классицизм, и эксцентричность, и остроумие. Именно она заложила принципы того, что впоследствии стало называться «прет-а-порте».
Эльза Скиапарелли первая использовала изображения на тканях в виде газетных статей, надписей, на одежде изображались животные, растения; пуговицы также повторяли эти изображения. Особенно поразили всех пуговицы в форме луидора. А Жак Хуго сделал пуговицы в виде маленьких скульптур. Вышивка занимала не последнее место, использовались не только нитки, но и стразы, бисер, перья (Эльза очень любила украшать изделия вечерних туалетов перьями). Стразы нашивались с металлическими блёстками на дорогие ткани, что восхищало женщин. Её великолепное лоскутное платье создавало иллюзию потёртости (вспомните моду «панков» в 60-е годы) или брюки – шорты «капри», которые модны сегодня. В создании «поношенных тряпок» помогали ей её друзья – художники, для них она была идеальным партнёром.
Любимый цвет Эльзы – розовый. Этот цвет она использовала для всего: от упаковок до богато расшитых вечерних платьев. Когда она совместно со своими творческими друзьями занялась парфюмерией, розовый цвет и здесь присутствовал… Многие вещи, созданные ею, принесли ей успех и всемирную славу. Эльза в своих коллекциях использовала обычные предметы, но в совершенно другом контексте, что называется сюрреализмом. Как говорила сама Эльза, что для неё слово «невозможно» не существует. Поэтому аспирин мог превратиться в ожерелье, а обыкновенные жуки и пчёлы служили для модных украшений.
В каждой детали она видела находку для своей фантазии и в этом ей помогали её друзья – художники. Например, Луи Арагон и Эльза Триоле создали ожерелье из таблеток аспирина. А благодаря тому, что звезда экрана Мей Уэст отправила ей размеры своей фигуры в гипсовом слепке в позе Венеры, Эльза Скиапарелли и художница Леонор Фини создали флакон первых духов - «Shoking» в виде фигурки женщины. А флакон духов для мужчин «Roi Soleil» Сальвадор Дали сделал в виде курительной трубки.
Эльза Скиапарелли была великим кутюрье 30-х годов, её дружбой гордились известные писатели, художники, актёры. У неё одевались такие звёзды, как Марлен Дитрих, Гари Купер, Кэтрин Хепберн, Мишель Морган и другие.
Во время войны в 40-х годах Эльза Скиапарелли эмигрировала в США, а когда возвратилась назад, она нашла, что мир моды изменился, и в этом мире она себя не увидела. Последняя демонстрация её коллекций произошла в 1953 году. После этого Эльза Скиапарелли решила оставить себе только занятия с созданным парфюмом, который ей приносил всегда хороший доход и общение со своими творческими друзьями.
Эльза Скиапарелли (Elsa Schiaparelli) – модельер итальянского происхождения, открывшая свой Дом моды в Париже. Скиапарелли являлась одной из главных законодательниц моды 20-х – 30х годов XX века. Эльза Скиапарелли создавала удобную одежду для спорта и отдыха, элегантные костюмы и классические вечерние туалеты, жакеты, болеро, роскошные платья и накидки, и в тоже время удивляла своих современников необычными, дерзкими, а порой и шокирующими нарядами. Она вошла в историю моды как самый авангардный дизайнер одежды начала XX века. Одни её наряды поражали воображение экстравагантностью, другие - логичностью, удобством и традиционностью. Скиапарелли считала, что обществу нужны не просто хорошие и удобные вещи, но и вещи уникальные! Её взгляд на моду был очень своеобразен, а воображение безгранично. Увлечением этой яркой и мятежной бунтарки, часто идущей наперекор устоям общества, был сюрреализм (фр. surréalisme -сверхреализм) - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции, отличающееся использованием различных аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.Эльза Скиапарелли родилась в 1890 году в Риме, в старинном палаццо Корсини (Palazzo Corsini, Rome) - теперь там находится Национальная галерея старинного искусства. Её отец был интеллектуалом, учёным, преподавал в университете. Его брат, Джованни Скиапарелли (Giovanni Schiaparelli) , был известным астрономом, много времени посвящавшим исследованию Марса и полагавшим, что тот обитаем. Мать Эльзы происходила из неаполитанской аристократической семьи. Главной красавицей в семье считалась её старшая сестра Беатрис, а маленькая худенькая Эльза с тяжёлой нижней челюстью считалась гадким утёнком. Природа, не наградившая будущую звезду моды физической красотой, подарила ей характер и незаурядное воображение, любопытство, способность представлять обыденное в новом свете! Еще с детства все увиденное и услышанное оставляло глубокий след в сознании Эльзы, например, ей хотелось лично испытать те удивительные явления, о которых ей доводилось услышать, к примеру, прыгнуть с парашютом, поэтому, смастерив парашют из зонта, она прыгнула с ним в открытое окно со второго этажа. Под впечатлением от библейских рассказов, которые читались детям дома, Эльза решила вслед за Иисусом попробовать ходить по воде. Она нашла подходящее, как ей казалось, место и осторожно ступила в поблескивающую «воду», которая оказалась негашеной известью! Спасли ее чудом. Увлеклась поэзией, в четырнадцать лет, Эльза начала писать стихи о любви и страсти. Ей казалось, что она очень хорошо разбирается в это сфере человеческих чувств. Её кузен нашел издателя, выпустившего сборник лирики юной поэтессы, что вызвало настоящий семейный скандал. Эльзу отправили в швейцарскую монастырскую школу со строжайшим уставом, откуда, она вскоре вернулась. Отец, навестив дочь, которая устраивала голодовки, понял, что в таком месте её оставлять нельзя. Когда пришло время, Эльза Скиапарелли , которую в мире моды чаще называли Скиап, нашла способ стать прекрасной и незабываемой! Интерес к одежде Эльза проявляла с детства. На чердаке, где её мать хранила свои старые наряды, она подолгу любовалась найденными сокровищами. После учебы в Римском университете, где будущая кутюрье изучала философию, Эльза решила жить самостоятельно и отправилась в Лондон, в качестве гувернантки.
В свободное время она посещала лондонские оперные спектакли, музеи и различные лекции. На одной из лекций, посвящённой теософии, Эльза познакомилась с лектором, неким авантюристом по имени Вильгельм де Вендт де Керлор (Wilhelm de Wendt de Kerlor) . Он сделал ей предложение на следующий же день после первой встречи. Брак оказался столь скоропалительным, что возмущённая семья Скиапарелли не успела помешать ему. Через некоторое время супружеская чета перебралась в Нью-Йорк. Их совместная жизнь не удалась. Муж, оказавшийся довольно мутной личностью и большим любителем приключений, покинул Эльзу вскоре после рождения дочери. Она сталась в Нью-Йорке одна, с крошечным ребёнком на руках. Позднее выяснилось, что у Марии Луизы Ивонн (Maria Luisa Yvonne Radha), которую в семье называли Го-го, детский церебральный паралич. Надо было думать, как зарабатывать на себя и ребёнка. В 1922 году Эльза переехала в Париж и нашла работу у антикваров. Однажды вместе с подругой она пришла в Дом моды Поля Пуаре (Paul Poiret) , наряды, которые создавал великий модельер, потрясли её. Эльза решила заниматься модой. Вскоре, в 1926 году, ей удалось открыть собственный Дом моды на Рю-де-ля-пэ (Rue de la Paix) , и продемонстрировать там свой знаменитый свитер с вывязанным белым бантом. Такой свитер ручной работы она увидела на подруге американке, которая рассказала, что купила его у армянской эмигрантки, зарабатывающей на жизнь вязанием. Эльза разыскала мастерицу и начала заказывать у неё свитеры с белыми бантами и другими придуманными уже ею самой рисунками. Свитеры имели успех, заказы поступали один за другим. Американский «Вог» назвал эту модель «шедевром». Первые коллекции новоявленного кутюрье, состояли из свитеров, которые были выполнены в африканском стиле, а также в стиле кубизма с крепдешиновыми юбками. Для создания следующих своих работ Скиапарелли обратила внимание на татуировки матросов. На одежде появились рисунки в виде змей, сердец, пронзенных стрелами, якорей, а также рисунок под названием «рыбий хребет» – все это вызвало шок. Она предлагала носить трикотажные платья и свитеры в горошек и полоску, с рисунками, имитирующими банты и воротники.
В 1929 году Эльза открыла магазин «Pour le Sport»(«Всё для спорта»), где продавались готовые костюмы для гольфа, тенниса, катания на коньках и пляжного отдыха, свитеры с узорами, платья из джерси. Придуманный ею повседневный костюм из 6 предметов можно было носить целый день по-разному, комбинируя вещи. Скиапарелли совсем не умела шить, но неплохо рисовала. Она смело экспериментировала, опираясь на собственные представления о прекрасном. Источником вдохновения служили сюрреализм и дадаизм, Скиап активно сотрудничала с художниками - Сальвадором Дали (Salvador Dalí) , Леонор Фини (Leonor Fini) , Альберто Джакометти (Alberto Giacometti) , Мерет Оппенгейм (Méret Oppenheim) , Кристианом Бераром (Christian Bérard), а также с драматургом, писателем и художником Жаном Кокто (Jean Cocteau ), и многими другими. Одни помогали ей оформить ателье, другие рисовали дизайн для украшений, третьи делали рекламные рисунки. В 1930-е годы Дом моды Скиапарелли стал одним из ведущих в Париже. В длинном списке ее клиенток значились - герцогине Виндзорская (Wallis Simpson Duchess of Windsor) , Грета Гарбо (Greta Garbo), Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), Джоан Кроуфорд (Joan Crawford), Мэй Уэст (May West) , Клодетт Кольбер (Claudette Colbert), Норма Ширер (Norma Shearer). В ее одежду влюбились американская писательница Анита Лус (Anita Loos) и главный редактор парижского Harper"s Bazaar Дэйзи Феллоуз (Daisy Fellowes ), одна из самых больших модниц того времени. Еще одна модная икона, Диана Вриланд (Diana Vreeland) , даже посвятила Скиапарелли в 1937 году свою знаменитую колонку «Почему бы вам не?..», упомянув один из фирменных приемов дизайнера: «Почему бы вам не носить с черными повседневными костюмами бежевые чулки в крупную сетку?»
Мэй Уэст, являвшаяся секс-символом 1930-х годов, часто заказывала наряды у Скиапарелли, но не хотела ходить на постоянные примерки, поэтому прислала модельеру в мастерскую гипсовый слепок, повторяющий ее фигуру в позе Венеры Милосской. Этот слепок впоследствии вдохновил Эльзу Скиапарелли на создание флакона для своих первых духов. Это был оригинальный аромат «Шокинг» («Shoking»), созданный знаменитым парфюмером Жаном Карлесом (Jean Carles). А идею с флаконом, который представлял собой стеклянный женский торс с букетом вместо головы, воплотила в жизнь французская художница Леонор Фини. В начале 1930-х годов Скиап занялась вечерними нарядами, своё первое вечернее платье она описывала так: «Простое, узкое, прямое, до пола платье из чёрного крепдешина, жакет из белого крепдешина с длинными полами, которые перекрещивались на спине, но завязывались спереди. Всё предельно строго, к чему я и стремилась. Платье оказалось самым большим успехом в моей карьере, его воспроизвели повсюду, во всём мире».
Скиапарелли была одной из первых кутюрье, ставших включать в коллекции чисто экспериментальные модели, не предназначенные для реальной жизни. Экспериментировала она, как правило, с новыми нетрадиционными материалами и цветовыми сочетаниями, необычными деталями, активно используя жатую вискозу и прочие фактурные ткани, твид для вечерних жакетов, войлок и вискозное трикотажное полотно, синтетические ткани. В 1934 году был выпущен новый материал под названием родофан (Rhodophane) , такого же типа, как и целлофан, из которого Скиапарелли смоделировала кейп (накидку) для вечернего платья («Стеклянная коллекция»). Она пускала в ход нейлон, бумагу, целлофан, клеёнку. Даже работая с традиционными тканями, Скиап зачастую использовала их необычным образом, например, из тафты, обработанной таким образом, чтобы та стала водонепроницаемой, делала дождевики. Пуговицы на её одежде всегда были нетрадиционными, они могли представлять собой всё, что угодно – фигурки животных, насекомых, сказочных персонажей, могли быть сделаны из золотых монет, из дерева, из пластика, но ни одна пуговица не выглядела так, как должна выглядеть пуговица. В качестве рисунка для ткани Скиапарелли могла выбрать принт в виде отпечатков хвалебных и ругательных газетных статей о её творчестве или украсить ткань изображением женского профиля, нарисованного Жаном Кокто.
В 1935 году у Скиапарелли появились модели женской одежды с застежками-молниями. Застёжка молния, создание которой началось ещё в XIX веке, в 20-е годы начала применяться для дорожных сумок и резиновых сапожек, а в 1930-е в мужских брюках, но категорически не приживалась в дамской одежде, считаясь грубой и вульгарной, некоторые производители пытались вставить молнию на женские платья, но успехом нововведение не пользовалось. Скиапарелли не могла обойти своим вниманием новаторскую застёжку и начала вставлять её в спортивную одежду, а потом и в платья, и как утилитарную деталь и в качестве декоративного элемента, но сделать широко популярной молнию в 1930-е годы так и не удалось.
В 1936 году Скиапарелии продемонстрировала кричаще-яркий розовый оттенок, ставший её фирменным цветом – шокирующий розовый (shocking pink). В её коллекциях стали появляться платья, жакеты, шляпки, а также аксессуары и косметика цвета «Шокинг». Скиап говорила о нём: «Яркий, невозможный, дерзкий, привлекательный, жизнеутверждающий, как будто соединились воедино весь свет, все птицы и все рыбы в мире… шокирующий цвет». Свою автобиографию, яркую, как этот розовый, она впоследствии назовёт «Моя шокирующая жизнь». Скиапарелли любила экспериментировать с цветом, использовать сложносочиненные яркие сочетания, например - пурпурный, темно-красный и оливковый, или модель из бирюзового льна отделать вельветовым кантом виноградного цвета, а к черному платью предложить контрастные чулки красного цвета. Нестандартный подход Эльзы к моде сразу привлек внимание Кармел Сноу, возглавлявшей тогда американский Harper"s Bazaar. Сноу стала в своем роде покровительницей модельера. Обе были страстными поклонницами сюрреализма. Одежда Скиапарелли не просто регулярно появлялась на страницах Harper"s Bazaar - по просьбе Кармел ее снимали Ман Рей (Man Ray) и Жорж Хойнинген-Хьюэн (George Hoyningen-Huene) , рисовали Леонор Фини и Ван Донген (Kees van Dongen) .
В 1935 году Эльза Скиапарелли перебралась на Вандомскую площадь, заняв помещение, модного дома Луизы Шеруи (Louise Chéruit). Силуэты её нарядов часто с широкими плечами, подчёркивавшими узкие бёдра, необычные детали, аксессуары, материалы и рисунки на ткани стали узнаваемыми, ими восхищались, их копировали. В её бутик заходили не только купить что-нибудь, но и полюбоваться необычной обстановкой, проникнуться царящей в этом месте атмосферой весёлого безумия, чего стоило одно только ярко-розовое чучело медведя в светло-лиловом атласном пальто! Эльза обожала эпатировать и удивлять. Когда она продемонстрировала раздельный купальный костюм телесного цвета, публика на пляже остолбенела. Она удивляла купальниками с более открытой, чем было принято, спиной, в которых прозрачные бретели, не мешавшие загару, экстравагантными принтами на платьях, шарфами и съёмными меховыми воротниками, шляпкой в виде вязаного колпачка-трубы, которую можно было укладывать на голове несколькими способами (модель, оказавшаяся настолько популярной, что однажды Скиап не выдержала и приказала уничтожить все остававшиеся экземпляры). В её модном доме стали шить твидовые юбки-брюки и брючные костюмы для женщин, несмотря на то, что эти предметы гардероба, начавшие проникать в женскую моду в середине XIX века, но упорно считающиеся исключительно мужскими, вызывали в обществе споры и раздор. Скиапарелли создавала одежду, которая была одновременно и авангардной и удобной.
Когда в конце 1920-х разразился финансовый кризис, бизнес Скиап практически не пострадал, ведь она, в отличие от многих своих коллег, наряду с эксклюзивными дорогими нарядами, делала и простые функциональные вещи, которые вполне были доступны покупателю среднего достатка. В 1930-х годах в художественных кругах начала витать мысль об ироничном, ка бы игровом отношении к моде, Скиапарелли п одной из первой уловила эту тенденцию, стараясь придать модной одежде оттенок иронии. Например, на свет появилась знаменитая шляпа в виде поношенной туфли из зеленого вельвета или цвета «шокинг», идею которой Скиап подала жена Сальватора Дали Гала. Сотрудничество Эльзы Скиапарелли с Сальвадором Дали было чрезвычайно плодотворным, Именно под влиянием сюрреалистических идей Скиапарелли создала свои самые знаменитые вещи - платье «Лобстер» с принтом в виде огромного красного лобстера, которое продемонстрировала светскому обществу Уолиис Симпсон накануне свадьбы с герцогом Виндзорским, платье «Слёзы», платье «Скелет» и прочие знаменитые творения. Эльза также работала с Жаном Кокто и Кристианом Бераром. Скиапарелли одной из первых начала создавать тематические коллекции и давать им названия среди них были «Стой, смотри и слушай», «Бабочки», «Современная комедия, «Музыка», «Возвращение тюрнюра», «Цирк», «Астрологическая коллекция», «Язычник» и др. Активно прибегая к сюрреалистическим мотивам, Скиап создавала классические костюмы, которые застегивались на пуговицы в виде различных фигурок, например, знаков зодиака (в коллекции «Астрология»), гимнастов или цирковых лошадей (в коллекции «Цирк»), придумывала карманы, похожие на выдвижные ящики и цветочные вазы. Ее экстравагантные аксессуары, маскировались под другие предметы - платок был упаковкой аспирина, сумка – телефоном, шляпа – котлетой, и т.д.
Еще в начале 1920-х годов, в сфере ювелирного искусства произошли революционные изменения, дизайнеры стали использовать кристаллы, стразы, эмали, алюминий и прочие недорогие материалы, ранее не применяющиеся в этой сфере. Скиапарелли с интересом включилась в создание, как она сама их назвала, «нежелательных ювелирных украшений». Для бижутерии Эльза нередко использовала нетрадиционное - китайские эмали, фарфор, стекло, хрусталь, алюминий, пластик. Авторские работы Скиап, продававшиеся в её бутике, модные парижанки постепенно стали приобретать вместо драгоценностей. Эти украшения обрели своих почитателей. Зато коллеги модельеры нередко иронизировали по поводу творений Эльзы. В последние предвоенные годы Эльза Скиапарелли выпустила ослепительно красивую осеннее-зимнюю коллекцию, которая называлась «Астрология». Состояла она по большей части из жакетов, украшенных ручной вышивкой из золотой парчи. На одежде были изображены знаки гороскопа и небесные тела. Рисунки были созданы компанией «Лесаж» (Lesage) - известнейшим парижским домом вышивки.
Конец блестящей карьере Эльзы Скиапарелли положила Вторая мировая война. Первое время она ещё оставалась в Париже, и её весенняя коллекция 1940 года была посвящена военной теме. Затем Скиапарелли уехала в Нью-Йорк и оставалась в США до конца войны. Дочь Эльзы вступила в американский Красный Крест, работавший за границей, а сама Скиапарелли стала работать в секции женщин-добровольцев «Рошамбо», готовящихся к работе в Северной Африке. После войны Эльза Скиапарелли вернулась в Париж. Мир изменился, изменения коснулись и моды . Началось время Кристиана Диора (Christian Dior ) и его нового стиля «Нью лука», очень далёкого от того, что любила и чувствовала сама Эльза. Некоторое время она еще работала, стараясь вписаться в новую реальность, но финансовых трудностей становилось всё больше. В 1954 году Скиапарелли закрыла свой дом моды, оставив только выпуск духов и женских аксессуаров в США, и полностью посвятила себя семье - дочери и двум внучкам.
Дочь Эльзы Скиапарелли , оправившись от тяжёлых недугов детства, дважды выходила замуж, родила двух дочерей - Марису (Marisa Berenson) и Берри (Berry Berenson). Берри Беринсон после продолжительной карьеры фотомодели и актрисы стала фотографом, её работы публиковались в ведущих глянцевых, модных и новостных журналах США, а Мариса Беринсон стала одной из известнейших актрис и фотомоделей США. В 1973 году Эльза Скиапарелли скончалась в Париже, и, согласно её просьбе, знаменитого некогда кутюрье похоронили в пижаме её любимого цвета - «шокирующего розового». Эльза Скиапарелли является одной из самых ярких фигур в мире моды ХХ столетия.
Биографии знаменитостей
2866
10.09.14 11:06
Современным модницам имя Эльзы Скиапарелли мало о чем говорит, а в первой четверти ХХ столетия эта талантливая итальянка была известным дизайнером одежды. Именно она ввела в обиход понятие «прет-а-порте», а карьера легендарного кутюрье Юбера Живанши формировалась под началом Скиапарелли.
Биография Эльзы Скиапарелли
Простой вязаный свитер
Эльза родилась в Риме 10 сентября 1890-го. Она рано впитала в себя дух этого древнего города, музея под открытым небом. А внутренний мир малышки формировался под влиянием достаточно богемной среды, в которой она росла. Из семьи Скиапарелли большей известности добился (кроме самой Эльзы) ее родной дядя, брат отца – Джованни Скиапарелли, ученый-астроном.
В 24 года девушка стала женой швейцарского аристократа. Граф де Керлор был человеком своеобразным, «Теософское общество» было для него важней молодой жены и маленькой дочери Ивонн. Вскоре последовал развод.
Экс-графиня была не из тех, кто опускает руки при жизненных неурядицах. Оставшись с дочкой в Париже, она растворилась в поиске идей, которые помогут не только заработать на кусок хлеба, но и дадут ей самовыразиться. Первой партнершей по бизнесу Скипарелли стала эмигрантка, зарабатывающая вязанием. Свитер, вышедший «из-под спиц» этой армянки, очень понравился будущему модельеру, и она предложила соседке сотрудничество. Их вязаные платья и джемпера стали «писком моды» конца 1920-х годов.
Открытие Модного дома
Успех принесла и коллекция спортивной одежды для фирмы «Strauss». Эльза после этого смогла открыть собственный Модный дом (амбициозную девушку приютила улица Рю-де-ля-Пэ), а армянка со своими подругами – фабрику трикотажа.
Модели, вышедшие из-под рук Скиапарелли, были смелыми и дерзкими. Для одной коллекции свитеров она черпала вдохновение у кубистов и брала за основу национальные африканские мотивы. Для другой – татуировки французских моряков (якоря, змеи, омары, сердца). А после легендарного перелета Линдберга через Атлантический океан в творчестве Эльы Скиапарелли был сделан упор на авиационную тематику.
Спортивная одежда сделала кутюрье знаменитой, теперь она могла уже поэкспериментировать и в другой области. Вечерние туалеты итальянки тоже привлекли внимание публики – например, платье-футляр или белый шарф, перекинутый через плечо, взяли «на вооружение» многие красотки.
В 1934-м году модельер открывает свой бутик на Вандомской площади. Серии одежды от Скиапарелли пользовались небывалым спросом. Она смогла сделать свитер вечерним нарядом: в сочетании с элегантными юбками и яркой бижутерией это выглядело весьма изысканно.
Шок и феерия
Эльза любила шокировать публику. Так, она первая начала сочетать, казалось бы, не сочетаемое: шик нарядной одежды, легкие ткани и грубоватые застежки-«молнии». Удивили всех и платья, украшенные пуговицами в виде французского луидора. Очень необычными были вещи из «Астрологической коллекции». Но одежда из коллекции «Цирк» была верхом изобретательности: сумки, словно воздушные шары, костюмы с изображениями акробатов, клоунов, слонов. Это было феерично!
Сюрреалистические мотивы нашли свое отображение в шляпках от Скиапарелли. Можете себе представить, например, головной убор в форме телескопа? Или в виде туфли? Человек общительный и открытый, Эльза довольно легко сходилась с людьми, с ней были рады сотрудничать многие знаменитости. Например, своими идеями с модельером делились драматург и режиссер Жан Кокто, великий Сальвадор Дали, фотохудожник Мэн Рей. А пуговицы в виде мини-скульптурок «изобрел» для кутюрье Жан Гюго. Одевались у Скиапарелли Кэтрин Хепберн (на заре славы), Гари Купер, Мишель Морган.
Фигура кинозвезды Мэй Уэст стала моделью для флакона дебютных духов Эльзы Скиапарелли, «Shoking».
Потрясения Второй мировой
Вторая мировая заставила Скиапарелли сократить производство. Когда Париж оккупировали фашисты, модельер покинула его и переехала в США. Но там она занималась благотворительностью, устраивала мероприятия, которые могли бы привлечь внимание американцев к нуждам обездоленных французов.
Как только Париж был освобожден, Эльза сразу же вернулась в любимый город. Но после ужасов войны приоритеты людей поменялись, и на прежнюю эксцентрику у кутюрье уже не было ни вдохновения, ни сил. Подросли и более амбициозные конкуренты. Поэтому последняя коллекция итальянки была показана публике в 1953-м.
Ей было отмерено еще 20 лет жизненного пути. В свои 82 она лежала в гробу в розовых шелках – того самого шокирующего цвета, который сама же и сделала модным. Это был последний «выход» одного из самых талантливых модельеров довоенной эпохи.