Русские бомбардировщики. Первым делом самолеты: стратегические бомбардировщики России
Один из первых национальных героев России, Руси. В памяти народной он по-прежнему на коне, на верном Бурушке.
Богатырь Илья Муромец в России известен всем. Мы знаем его не только как былинный образ, не только как православного святого, чьи мощи покоятся в Киево-Печорской лавре, но и как покровителя Ракетных войск стратегического назначения и пограничных войск России. Если приглядеться к судьбе этого эпического героя - можно увидеть символику, сокровенно важную для понимания судеб нашей страны. Неслучайно в недавнем исследовании «Самосознание и национальный характер русских» Илья Муромец был признан наиболее ярко выраженным русским характером.
Героический эпос – это не только корни любой культуры, но и, уж извините за патетику, предначертание будущей судьбы народа. Илья Муромец – герой патриархального, консервативного общества. Сказители подчёркивают, что перед нами – опытный воин в почтенном возрасте – «Старый казак Илья Муромец». Былины об Илье Муромце стали появляться несколько позже былин о Добрыне Никитиче – и, как фольклорный персонаж, Илья был моложе своего благородного собрата. Может быть, поэтому авторы фильма «Илья Муромец» старшим по возрасту назвали Добрыню. Но во всех былинных сюжетах подчёркивается старшинство Ильи. «Старым» его величают даже, когда речь идёт о первых подвигах богатыря, хотя точно известен его возраст в то время – тридцать лет (в некоторых вариантах – тридцать лет и три года). Нередко в позднейшей истории нашей страны именно «старые казаки» становились героями и спасителями Отечества – вспомним Суворова в Альпах или Кутузова в 1812-м году. Так уж сложилось: образ Ильи появился, когда былины о Добрыне и Алёше Поповиче уже ходили в народе. Но он быстро завоевал центральное место в русском эпосе.
Чем он уникален, ключевой герой русского народного эпоса – сын крестьянина, Илья Иванович Муромец? Вспомним его собратьев – детей разных народов. Роланд – племянник (а по некоторым версиям – побочный сын) Карла Великого, Рустам - сын знаменитого богатыря, Геракл – сын Зевса... С каждым из них у Ильи немало общего, но они – отпрыски царских родов, потомки языческих божеств… А русским героем стал простолюдин, плебей, о котором надменные князья и бояре подчас говорили: «Мужик, деревенщина!». Об этом стоит задуматься. Илья человечнее, чем исполин Святогор, мудрее, чем Добрыня, честнее, чем Алёша. Сила и мудрость простого человека непобедимы – такое убеждение присуще русскому народу и оно нас никогда не подводило. Вот игры в «элитарщину» не раз приводили Русь на грань гибели – и у великих наших богатырей опускались руки.
Это прочувствовал Алексей Константинович Толстой, в его стихотворении Илья Муромец – носитель консервативных крестьянских ценностей. В патриции он не стремится, не потакает ничьей спеси, поварчивает на тех, кого искушают новомодные украшения жизни:
Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!..
Первым подвигом Ильи был подвиг милосердия. Болезнь с младенчества приковала его к постели. Но, когда калики перехожие попросили у него милостыню – Илья испытал настолько сильный порыв помочь им, что его вознаградили исцелением и богатырской силушкой. Есть и такое мнение: миф об Илье Муромце воспевает пассивность, лень. Чему учит былина? Пролежи на печи тридцать лет и три года – и будут тебе честь и хвала. Но нельзя упускать суть сюжета: не за лень вознаградили Илью, а за душевный порыв, за доброту, за желание помочь людям. Только глухое сердце может воспринять это как пассивность. За доброе сердце получил Илья богатырскую силу.
Что было потом – всем известно:
Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова,
Выезжал удаленький дородный добрый молодец,
Он стоял заутрену во Муроме,
А-й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град…
Первая проба богатырских сил - сеча с вражескими войсками под Черниговом и пленение Соловья-разбойника.
Последний подвиг «старого казака Ильи Муромца» тоже известен: проехав по последней из «трёх дорог», Илья нашёл клад, несметные сокровища. Но к чему богатырю золото да серебро? Всё своё богатство он потратил на строительство храма:
Построил он церковь соборную.
Тут Илья и окаменел,
И поныне его мощи нетленные.
В версии другого сказителя развязка выглядит так:
«Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки».
Любопытно, что первым театральным представлением петровского времени, который играли в селе Преображенском в честь молодожёнов – царя Петра и Евдокии Лопухиной – был спектакль «Илья муромский богатырь и Соловей разбойник».
Герои русского богатырского эпоса – самоотверженные защитники Православия и Отчизны. Таков Добрыня: один из его исторических прототипов – дядька князя Владимира, креститель Новгорода, подавивший мятеж волхвов. Таков и Алёша: он был сыном одного из святых ростовских епископов. По одной версии он – святителя Леонтия, по другой – Феодора. Они были крестителями Залесской Руси. Судьбы наших легендарных богатырей крепко связаны с Крещением Руси – исторически и мистически. Недаром Демьян Бедный в богоборческом порыве написал пьесу «Богатыри», в которой осмеял разом Крещение, Илью, Добрыню, Алёшу. Кощунственную комедию поставили в московском Камерном театре. Пьеса возмутила Молотова и Сталина, и вскоре Демьяна Бедного исключили из партии. Иногда и из партии воинствующих атеистов исключали за хулу на Крещение Руси…
Проходили века, но герои русских былин всегда действовали в эпоху крещения Руси – при князе Владимире. Подвиги Ильи напрямую связаны с преодолением язычества. Он одолевает Идолище поганое, он отрубает голову вражескому богатырю Жидовину, который, по мнению некоторых исследователей, символизировал хазарскую экспансию. Князь Владимир в богатырском эпосе – далеко не идеальный герой. Подчас он несправедливо обижал Илью, но, когда нужно было встать на защиты Отечества, богатырь забывал об обидах, служил народу и государству. В этом сюжете – важная метафора нашей истории.
Служба Ильи проходила на заставе богатырской, первым встречал врагов, защищал Родину – и ни силой, ни хитростью никто не мог его одолеть. Именно поэтому его признали своим героем пограничники. Вершина русского эпоса – былина о противостоянии Ильи Муромца с иноземными захватчиками, с Калином-царём. Эта патриотическая былина обретала особую популярность в годы военных испытаний, когда вставал вопрос о независимости Родины, когда над страной нависала смертельная опасность. После победы на Угре наша страна, как бы она ни называлась – Московская Русь, Российская империя, РСФСР, СССР – не покорялась врагами, неизменно побеждала. Мы привыкли к победам в отечественных войнах, считаем их чем-то естественным, даже неизбежным. А ведь в истории гораздо больше примеров «благоразумного» подчинения напору завоевателя, чем образцов победного сопротивления. В последние три века именно Россия неизменно вставала на пути кандидатов в мировые гегемоны. В эти века былине об Илье Муромце были известны каждому мальчишке. Пример богатырского служения воспитывал воинов. И не было в мире более стойкой армии. Былины об Илье слушали и запоминали будущие ополченцы князя Пожарского, славные преображенцы и семёновцы – первые российские гвардейцы… А суворовские солдаты – те, кто был учён грамоте – читывали лубочную книжку «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье-Разбойнике», в которой пересказывались сюжеты нескольких былин. А 1812-й всем напомнил о победах Ильи над Калином. События ХХ века снова пробудили фантазию сказителей, и в былинах об Илье появились новые мотивы. К тому времени на всю Россию уже прогремели картины Виктора Васнецова, посвящённые богатырям – «Богатыри» (в народе её чаще называют «Три богатыря») и «Илья Муромец». Не счесть копий васнецовских «Богатырей», украшавших скромные избы и городские комнаты советских людей, знавших цену воинскому подвигу. Васнецов писал: "картина моя "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!". Именно на страже, а не в бою, изобразил их художник, стремившийся передать образ грозной, но миролюбивой силы. И в центре картины, конечно, Илья Муромец – старший из «крестовых братьев». Он излучает спокойствие, он слит с русской природой – с предгрозовым небом, с широкими холмами, с крепкими дубравами. Защитник сирот и бедных вдов, защитник земли русской – именно так он говорил о себе перед большими битвами.
И приехали они ко силушке татарскоей,
Припустили коней богатырскиих,
Стали бить-то силушку татарскую,
Притоптали тут всю силушку великую,
И приехали к полатке полотняноей;
А сидит собака Калин-царь в полатке полотняноей.
Говорят-то как богатыри да святорусьскии:
– А срубить-то буйную головушку
А тому собаке царю Калину.–
Говорил старой казак да Илья Муромец:
– А почто рубить ему да буйная головушка?
Мы свезёмте-тко его во стольний Киев-град
Да й ко славному ко князю ко Владымиру. –
Так завершилось главное сражение Ильи Муромца.
В эпической биографии Ильи есть и минуты затмения. В ответ на лукавство князя он подчас впадал в ярость, однажды затеял стрельбу по золотым куполам, а потом – загул с «голями кабацкими». Таковы все самые любимые в народе эпические герои: они подчас ошибаются, оступаются, поскольку не схематичны, а человечны. В этом Илья схож и с Гильгамешем, и с Гераклом, и с нибелунгами, и с Давидом Сасунским… К тому же, сюжет о ярости Ильи Муромца связан с народным восстанием против ростовщиков. Илья в этой былине показывает своё презрение к золоту, к стяжательству. И всё-таки многие по сей день не могут ему простить стрельбу по куполам.
Другое дело – его исторический тёзка и один из исторических прототипов. В 1643-м году Илья Муромец – воин и монах – был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного. Полностью отождествлять его с былинным героем нельзя: эпос вобрал в себя многие сюжеты, славные дела столетий, который народ связывал с любимым образом богатыря. И всё-таки в этой истории есть поразительные факты! В 1701 г. мощи богатыря описал паломник И. Лукьянов: «Тут же видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении пребывающего под покровом златым, ростом яко нонешние крупные люди, рука у него левая пробита копьем; язва вся знать на руке, а правая рука его изображена крестное знамение».
Кто бывал в Киево-Печерской лавре – тот не забудет мощи святого угодника Илии Печерского, Ильи Муромца, широкоплечего, крепкого человека. В ХХ веке несколько раз предпринимались исследования останков богатыря. Анатомы определили, что Илья перенёс серьёзную болезнь позвоночника, подтверждая былинный сюжет о многолетнем бессилии молодого сильного мужчины. А ещё на его теле обнаружено множество ран, одна из них – от вражеского копья, смертельная, в сердце. Видно, защитник земли русской принял неравный бой. То ли защищал монастырь, то ли постригся в монахи после долгой воинской службы.
…В 1956-м году на экраны страны вышел цветной широкоэкранный кинофильм режиссёра Александра Птушко «Илья Муромец». Роль богатыря исполнил Борис Андреев – актёр, олицетворявший героизм народа. Получилась впечатляющая, истинно эпическая картина. Компьютерных технологий в те времена не было – а чудеса «Ильи Муромца» впечатляют и по сей день… И массовые сцены, не знающие равных в мировом кинематографе (былинный размах!), и распевная речь Бориса Андреева – всё в этом фильме соответствует эпическому настрою. А разве можно забыть взгляд богатыря с картины Васнецова? Это полотно известно каждому русскому человеку, оно вдохновляет, учит мужеству, учит любить Отечество. Образ Ильи Муромца любим и всеми, понятен миллионам – и всё-таки он таинственен, как сама природа. Бдительно глядит вдаль православный богатырь – старый казак Илья Иванович Муромец, крестьянский сын, непобедимый воин. Он несёт свой крест, не прячась за чужими спинами. Первым грудью встречает вражьи стрелы. Он бессмертен, пока помнятся на земле его подвиги. Не исчезнет память об Илье – не переведутся богатыри на земле русской.
По программе «Школа России».
1 полугодие.
1. Какое прозвище получил князь Олег?
А) Гордый
Б) Славный
2. С кем воевал Олег?
А) с греками
Б) с турками
В) с немцами
3. От чего принять смерть предсказали кудесники Олегу?
А) от любимого коня
Б) от укуса змеи
В) от отравленного вина
4. В какую сторону досталось ехать Илье Муромцу?
А) в восточную
Б) в западную
В) в северную
5. В какое дерево попала стрела Ильи?
6. За что «люди чёрные» обещали Илье горы золота?
А) за женитьбу
Б) за освобождение от врагов
В) за принятие из закона
7. Где Илья нашёл сокровища?
А) под крестом
Б) в пещере
В) в лесу под деревом
8. Какое имя дали родители Сергию Радонежскому?
А) Кирилл
Б) Сергий
В) Варфоломей
9. Сколько детей было у родителей С. Радонежского?
10. Как звали мать преподобного Сергия?
11* Объясни, что такое летопись. __________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чудесный мир классики.
1. Через сколько дней кобылица родила для Ивана коней?
А) через 3
Б) через 5
В) через 7
2. Что сделали братья с конями Ивана?
А) украли
Б) выпустили на волю
В) зарезали
3. Кто купил коней Ивана?
А) городничий
4. Как звали няню Саши Пушкина?
5. Какое время года Пушкин называет унылой порой?
6. Как звали жениха царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?
А) Елисей
Б) Алексей
В) Енисей
7. Что значит «сенная девушка»?
А) подруга
Б) служанка
В) кукла из соломы
8. Как звали пса семи богатырей?
А) Соболько
Б) Дружок
В) Соколко
9. Кто подсказал королевичу, где искать невесту?
А) солнце
10. Сколько лет странствовал Ашик-Кериб?
11.Что дал человек на белом коне Ашик-Керибу как доказательство того, что он за один день преодолел огромное расстояние?
А) золотое блюдо
В) комок земли
12. Что означает имя Ашик-Кериб?
А) богатый купец
Б) нищий певец
В) храбрый
13. Как мама ласково называла мальчика в рассказе «Детство»?
А) Коленька
Б) Николенька
В) Колюшка
14. Чем занимался герой рассказа «Детство» перед сном?
А) молился
В) смотрел телевизор
15. Сколько денег заработал мужик, убравший камень с дороги?
А) 100 рублей
Б) 200 рублей
В) 300 рублей
16. В каком классе учился Чечевицын из рассказа «Мальчики»?
17. Сколько сестёр было у Володи в рассказе А. Чехова?
18. Куда собирались бежать мальчики?
А) В Африку
Б) В Австралию
В) В Америку
19* Составь кроссворд по данному разделу.
3. Поэтическая тетрадь.
Узнай, из какого стихотворения эти строки и заполни таблицу (под каждой цифрой, поставь соответствующую букву).
1. Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
2. «Я вернусь, когда, малютки,
3. Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
4. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
А - «Школьник»
Б - «Весенний дождь»
В – «Дети птичка»
Г – «Листопад»
____________________________________________________________________
4. Литературные сказки.
1. Как назывался городок в табакерке?
А) Динь-динь
Б) Дон - дон
В) Дзынь – дзынь
2. Кто был надзирателем в городке?
А) Винтик
В) Болтик
3. Кем было Пружинка?
А) царевна
Б) королева
В) принцесса
4. Кого, в сказке о розе и жабе, мальчик поил молоком?
5. Почему весной мальчик не выходил в сад?
А) был болен
Б) переехал
В) не хотел
6. Что хотела сделать жаба с розой?
А) сорвать
Б) понюхать
В) съесть
7. Как звали девочку из сказки «Серебряное копытце»?
А) Дарёнка
Б) Мурёнка
В) Бурёнка
8. Какая кличка была у кошки, которую Кокованя взял вместе с девочкой?
А) Дарёнка
Б) Мурёнка
10. Какая из дочерей, в сказке «Аленький цветочек», заказала привезти «тувалет из хрусталю восточного»?
А) старшая
Б) средняя
В) младшая
11. На какой палец нужно было надеть перстень, чтобы оказаться дома или во дворце чудища лесного?
А) на правый мизинец
Б) на указательный правый палец
В) на средний левый палец
12. Что сделали старшие сёстры, чтобы младшая не вернулась к чудищу?
А) спрятали перстень
Б) уговорили остаться
В) перевели часы назад
13.Сколько лет провёл принц в образе чудища?
14* Опиши одного из понравившихся тебе сказочных героев.
2 полугодие.
1. «Делу время – потехе час».
1. Что потеряли дети, в сказке Е. Шварца?
А) деньги
В) дружбу
2. На сколько кругов нужно было детям повернуть стрелки часов, чтобы вернуть потерянное время?
3. Из какого произведения эти строки: И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда.
А) «Главные реки»
Б) «Что любит Мишка»
В) «Никакой горчицы я не ел»
4. Музыку какого композитора играл учитель пения в рассказе «Что любит Мишка»?
В) Шостокович
5. Почему мальчику из рассказа «Никакой горчицы я не ел» было скучно?
А) обидели взрослые
Б) от безделья
В) не было денег на трамвай
6.* Какое произведение тебе больше понравилось?__________________
Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Страна детства.
1. В рассказе «Как я ловил человечков» мальчик использовал в качестве приманки
А) леденец
Б) шоколад
В) пряник
2. Какое из слов не имеет отношения к пароходу?
В) патент
3. Эдвард Григ был
А) композитором
Б) художником
В) врачом
4. Во сколько лет Дагни Педерсен получила подарок от Э. Грига?
5. Как называется большое музыкальное произведение для оркестра?
Б) симфония
В) фонограмма
6. Какой подарок в рассказе «Ёлка» мама, вместо Миньки, подарила другому мальчику?
А) робота
Б) машинку
В) паровоз
7. Какую игрушку разбили Минька и Лёля?
А) фарфоровую кружку
Б) фарфоровую лошадку
В) фарфоровую куклу
8*. Как ты думаешь, почему раздел называется «Страна детства?»
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Поэтическая тетрадь.
Ответь на вопросы «да», «нет».
1.И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идёт,
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Эти строки из стихотворения А. Брюсова «Детская»
2. Верно ли написаны фамилия, имя и отчество поэта – Сергей Александрович Есенин?
3. В стихотворении М. Цветаевой «Наши царства», речь идёт о царстве взрослых и царстве детей.
4. Мне опять приснились дебри…
Дебри – это крутой берег, обрыв.
С. Есенин Наши царства
В. Брюсов Бабушкины сказки
М. Цветаева Опять сон
4. Природа и мы.
1.Какая настоящая фамилия у - Сибиряка?
Б) Сибиряк
В) Мамин-Сибиряк
2. Приёмышем называли…
А) собаку
Б) лебедя
3. Как поступили с Жулькой, из рассказа А. Куприна, кагда она совсем ослабела?
Б) перенесли в дом
В заперли в дровяном сарае
4. Как изначально назвали собаку в рассказе «Выскочка»?
Б) Вьюшка
А) собаку
Б) ворону
В) сороку
6. Чем занимался Е. Чарушин в рассказе «Кабан»?
А) рисовал животных
В) кормил оленя
7. Что случилось с папой стрижонка Скрипа?
А) унёс сокол
Б) сшибли из рогатки
В) проглотила гадюка
Спиридон Дмитриевич Слуцкий Родине
Анатолий Владимирпович Дрожжин Лошади в океане
Борис Абрамович Никитин О, Родина! В неярком блеске
7. Страна фантазия.
1. Какая фамилия была у профессора, придумавшего Электроника?
А) Вьюгов
Б) Снегов
В) Громов
2. Чем подкреплялся Электроник?
А) электрическим током
Б) бензином
В) обычной пищей
3. Как назывался разведкатер Алисы?
4. Как Алиса усмирила кустики?
А) полила водой
Б) подстригла ножницами
В) отогнала шваброй
5. Что любил пить самый маленький кустик?
В) компот
6* Придумай необычный предмет, дай ему название и объясни для чего он.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Зарубежная литература.
Из каких произведений эти отрывки?
1. Он выдернул колышки, вокруг которых были обмотаны сотни тонких, крепких верёвочек, и поднял руку.
А) Путешествие Гулливера
Б) Русалочка
В) Приключения Тома Сойера
2. Дворец был из светло-жёлтого блестящего камня, с большими мраморными лестницами; одна из которых спускалась прямо к морю.
А) Святая ночь
Б) Русалочка
В) Приключения Тома Сойера
3. Он сел на самый конец сосновой скамьи, а девочка, вздёрнув носик, отодвинулась от него подальше.
А) Приключения Тома Сойера
Б) Святая ночь
В) Путешествие Гулливера
4. Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах.
Б) Путешествие Гулливера
В) Святая ночь
5. Мальчик с радостью рассказывал ему, что у каждой птички будет свой имя и все они будут петь.
А) В Назарете
Б) Святая ночь
В) Приключения Тома Сойера
6* Какие ещё произведения зарубежных писателей ты читал?
_________________________________________________________
Ответы к тестам
1. «Летописи. Былины. Жития.»
2. Чудесный мир классики .
1-а, 2-а, 3-в, 4-б, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-в, 10-а, 11-в, 12-б, 13-б, 14-а, 15-б, 16-б, 17-в, 18-в
3. Поэтическая тетрадь.
Ключевой герой русского народного эпоса - сын крестьянина, Илья Иванович Муромец. Вспомним его собратьев - детей разных народов. Роланд - племянник (а по некоторым версиям - побочный сын) Карла Великого, Рустам - сын знаменитого богатыря, Геракл - сын Зевса... С каждым из них у Ильи немало общего, но они - отпрыски царских родов, потомки языческих божеств… А русским героем стал простолюдин, плебей, о котором надменные князья и бояре подчас говорили: «Мужик, деревенщина!». Об этом стоит задуматься. Илья человечнее, чем исполин Святогор, мудрее, чем Добрыня, честнее, чем Алёша. Сила и мудрость простого человека непобедимы - такое убеждение присуще русскому народу и оно нас никогда не подводило. Вот игры в «элитарщину» не раз приводили Русь на грань гибели - и у великих наших богатырей опускались руки.
Это прочувствовал Алексей Константинович Толстой, в его стихотворении Илья Муромец - носитель консервативных крестьянских ценностей. В патриции он не стремится, не потакает ничьей спеси, поварчивает на тех, кого искушают новомодные украшения жизни:
Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!..
Первым подвигом Ильи был подвиг милосердия. Болезнь с младенчества приковала его к постели. Но, когда калики перехожие попросили у него милостыню - Илья испытал настолько сильный порыв помочь им, что его вознаградили исцелением и богатырской силушкой.
В. М. Васнецов «Витязь на распутье»
Последний подвиг «старого казака Ильи Муромца» тоже известен: проехав по последней из «трёх дорог», Илья нашёл клад, несметные сокровища. Но к чему богатырю золото да серебро? Всё своё богатство он потратил на храм:
Построил он церковь соборную.
Тут Илья и окаменел,
И поныне его мощи нетленные.
В версии другого сказителя развязка выглядит так:
«Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки».
Герои русского богатырского эпоса - самоотверженные защитники Православия и Отчизны. Таков Добрыня: один из его исторических прототипов - дядька князя Владимира, креститель Новгорода, подавивший мятеж волхвов. Таков и Алёша: он был сыном одного из святых ростовских епископов. По одной версии он - святителя Леонтия, по другой - Феодора. Они были крестителями Залесской Руси. Судьбы наших легендарных богатырей крепко связаны с Крещением Руси - исторически и мистически. Недаром Демьян Бедный в богоборческом порыве написал пьесу «Богатыри», в которой осмеял разом Крещение, Илью, Добрыню, Алёшу. Кощунственную комедию поставили в московском Камерном театре. Пьеса возмутила Молотова и Сталина, и вскоре Демьяна Бедного исключили из партии. Иногда и из партии воинствующих атеистов исключали за хулу на Крещение Руси…
Илья Муромец. 1895. Иллюстрация к книге "Русские былинные богатыри".1895 Andrei Ryabushkin
Проходили века, но герои русских былин всегда действовали в эпоху крещения Руси - при князе Владимире. Подвиги Ильи напрямую связаны с преодолением язычества. Он одолевает Идолище поганое, он отрубает голову вражескому богатырю Жидовину, который, по мнению некоторых исследователей, символизировал хазарскую экспансию. Князь Владимир в богатырском эпосе - далеко не идеальный герой. Подчас он несправедливо обижал Илью, но, когда нужно было встать на защиты Отечества, богатырь забывал об обидах, служил народу и государству. В этом сюжете - важная метафора нашей истории.
В эпической биографии Ильи есть и минуты затмения. В ответ на лукавство князя он подчас впадал в ярость, однажды затеял стрельбу по золотым куполам, а потом - загул с «голями кабацкими». Таковы все самые любимые в народе эпические герои: они подчас ошибаются, оступаются, поскольку не схематичны, а человечны. В этом Илья схож и с Гильгамешем, и с Гераклом, и с нибелунгами, и с Давидом Сасунским…
Другое дело - его исторический тёзка. В 1643-м году Илья Муромец - воин и монах - был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного. Полностью отождествлять его с былинным героем нельзя: эпос вобрал в себя многие сюжеты, славные дела столетий, который народ связывал с любимым образом богатыря. И всё-таки в этой истории есть поразительные факты!
Кто бывал в Киево-Печерской лавре - тот не забудет мощи святого угодника Илии Печерского, Ильи Муромца, широкоплечего, крепкого человека. В ХХ веке несколько раз предпринимались исследования останков богатыря. Анатомы определили, что Илья перенёс серьёзную болезнь позвоночника, подтверждая былинный сюжет о многолетнем бессилии молодого сильного мужчины. А ещё на его теле обнаружено множество ран, одна из них - от вражеского копья, смертельная, в сердце. Видно, защитник земли русской принял неравный бой.
В 1956-м году на экраны страны вышел цветной широкоэкранный кинофильм режиссёра Александра Птушко «Илья Муромец». Роль богатыря исполнил Борис Андреев - актёр, олицетворявший героизм народа. Получилась впечатляющая, истинно эпическая картина. Компьютерных технологий в те времена не было - а чудеса «Ильи Муромца» впечатляют и по сей день… А разве можно забыть взгляд богатыря с картины Васнецова? Это полотно известно каждому русскому человеку, оно вдохновляет, учит мужеству, учит любить Отечество. Бдительно глядит вдаль православный богатырь - старый казак Илья Иванович Муромец, крестьянский сын, непобедимый воин. Он несёт свой крест, не прячась за чужими спинами. Первым грудью встречает вражьи стрелы. Не исчезнет память об Илье - не переведутся богатыри на земле русской.
Арсений Замостьянов
ТестЫ по литературному чтению является одним из вариантов проверки читательских навыков учащихся за курс 4 класса. Данная разработка поможет выявить следующие знания детей: умение ориентироваться в книге, знание жанров, понимание видов рифм, фразеологические обороты, писателей и поэтов русской классической литературы, зарубежных писателей, писателей современников и их произведения.
Вопросы имеют три варианта ответа, один из которых верный. К работе прилагается ключ правильного варианта ответа.
Тест можно использовать или как для самостоятельной работы дома, или на уроке, или во внеурочной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 полугодие
1. «Летописи. Былины. Жития»
А) Гордый
Б) Славный
В) Вещий
2. С кем воевал Олег?
А) с греками
Б) с турками
В) с немцами
А) от любимого коня
Б) от укуса змеи
В) от отравленного вина
А) в восточную
Б) в западную
В) в северную
А) клён
Б) дуб
В) сосна
А) за женитьбу
Б) за освобождение от врагов
В) за принятие из закона
7. Где Илья нашёл сокровища?
А) под крестом
Б) в пещере
В) в лесу под деревом
А) Кирилл
Б) Сергий
В) Варфоломей
А) 1
Б) 2
В) 3
А) Мария
Б) Анна
В) Ольга
11* Объясни, что такое летопись. ____
2. Чудесный мир классики
А) через 3
Б) через 5
В) через 7
А) украли
Б) выпустили на волю
В) зарезали
3. Кто купил коней Ивана?
А) городничий
Б) купец
В) царь
А) Нина
Б) Арина
В) Ирина
А) зиму
Б) осень
В) весну
А) подруга
Б) служанка
В) кукла из соломы
А) Соболько
Б) Дружок
В) Соколко
А) солнце Б) месяц В) ветер
А) 7 Б) 5 В) 3
А) золотое блюдо
Б) сааз
В) комок земли
А) богатый купец
Б) нищий певец
В) храбрый
А) Коленька
Б) Николенька
В) Колюшка
А) молился
Б) читал
В) смотрел телевизор
А) 100 рублей
Б) 200 рублей
В) 300 рублей
А) в 1
Б) во 2
В) в 3
А) 1 Б) 2 В) 3
А) В Африку
Б) В Австралию
В) В Америку
3. Поэтическая тетрадь
- Две капли брызнули в стекло,
И что-то к саду подошло,
- «Я вернусь, когда, малютки,
- Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
А - «Школьник»
Б - «Весенний дождь»
В – «Дети птичка»
Г – «Листопад»
___________
4. Литературные сказки
А) Динь-динь
Б) Дон- дон
В) Дзынь – дзынь
А) Винтик Б) Валик В) Болтик
3. Кем было Пружинка?
А) жабу Б) ежа В) кота
А) был болен
Б) переехал
В) не хотел
А) сорвать
Б) понюхать
В) съесть
А) Дарёнка Б) Мурёнка В) Бурёнка
А) оленя Б) козла В) лося
А) старшая
Б) средняя
В) младшая
А) на правый мизинец
В) на средний левый палец
А) спрятали перстень
Б) уговорили остаться
В) перевели часы назад
А) 30
Б) 12
В) 33
2 полугодие
1. «Делу время – потехе час»
А) деньги Б) время В) дружбу
А) 12 Б) 65 В) 77
А) «Главные реки»
Б) «Что любит Мишка»
В) «Никакой горчицы я не ел»
А) обидели взрослые
Б) от безделья
В) не было денег на трамвай
Почему?
2. Страна детства
А) мачта Б) корма В) патент
3. Эдвард Григ был
А) 16 Б) 18 В) 20
А) робота
Б) машинку
В) паровоз
А) фарфоровую кружку
Б) фарфоровую лошадку
В) фарфоровую куклу
3. Поэтическая тетрадь
1.И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идёт,
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Да нет
Да нет
Да нет
- Мне опять приснились дебри…
Да нет
С. Есенин Наши царства
В.Брюсов Бабушкины сказки
М.Цветаева Опять сон
Детская
4. Природа и мы
2. Приёмышем называли…
А) собаку Б) лебедя В) утку
А) Бия Б) Вьюшка В) Выскочка
А) унёс сокол Б) сшибли из рогатки В) проглотила гадюка
___________________________________________________________________
5. Поэтическая тетрадь
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Родина
1.Это ты, моя
Русь державная,
- Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
- Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо, недалеко.
Это вам запомнится легко.
И синий дым в дали пустой,
И низкий холмик со звездой…
Иван Савич Жигулин Русь
7. Страна фантазия
А) электрическим током
Б) бензином
В) обычной пищей
А) Лотос Б) Пегас В) Вегас
А) полила водой
Б) подстригла ножницами
В) отогнала шваброй
А) воду Б) чай В) компот
______________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Зарубежная литература.
А) Путешествие Гулливера
Б) Русалочка
В) Приключения Тома Сойера
А) Святая ночь
Б) Русалочка
В) Приключения Тома Сойера
А) Приключения Тома Сойера
Б) Святая ночь
В) Путешествие Гулливера
А) В Назарете
Б) Путешествие Гулливера
В) Святая ночь
А) В Назарете
Б) Святая ночь
В) Приключения Тома Сойера
________________________________________________________
Ответы к тестам
1- в
2- а
3- а
4- б
5- б
6- в
7- а
8- в
9- в
10- а
2. Чудесный мир классики .
1-а, 2-а, 3-в, 4-б, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-в, 10-а, 11-в, 12-б, 13-б, 14-а, 15-б, 16-б, 17-в, 18-в
3. Поэтическая тетрадь.
4. Литературные сказки
2 полугодие.
1.«Делу время – потехе час».
- Б, 2- в,3- а, 4- а, 5- б,
2.«Страна детства »
1- а
2- в
3- а
4- б
5- б
6- в
7 –в
3.Поэтическая тетрадь
- Нет, 2-да, 3-да, 4- нет
С. Есенин Наши царства
В.Брюсов Бабушкины сказки
М.Цветаева Опять сон
Детская
4.Природа и мы
- – а,
5.Поэтическая тетрадь
1 +, 2+, 3 -, 4 +, 5 -, 6 +
6.Родина
- православная
- святой
- слава
- колокольней
5. Иван Савич Жигулин Русь
Спиридон Дмитриевич Слуцкий Родине
Анатолий Владимирпович Дрожжин Лошади в океане
Борис Абрамович Никитин О, Родина! В неярком блеске
7.Страна фантазия.
1.- в
2.- а
3.- б
4.- а
5.-в
8. Зарубежная литература.
1- а
2- б
3-а
4- в
5- а
Предварительный просмотр:
Тесты по чтению для учащихся 4 класса
1 полугодие
1. «Летописи. Былины. Жития»
1. Какое прозвище получил князь Олег?
А) Гордый
Б) Славный
В) Вещий
2. С кем воевал Олег?
А) с греками
Б) с турками
В) с немцами
3. От чего принять смерть предсказали кудесники Олегу?
А) от любимого коня
Б) от укуса змеи
В) от отравленного вина
4. В какую сторону досталось ехать Илье Муромцу?
А) в восточную
Б) в западную
В) в северную
5. В какое дерево попала стрела Ильи?
А) клён
Б) дуб
В) сосна
6. За что «люди чёрные» обещали Илье горы золота?
А) за женитьбу
Б) за освобождение от врагов
В) за принятие из закона
7. Где Илья нашёл сокровища?
А) под крестом
Б) в пещере
В) в лесу под деревом
8. Какое имя дали родители Сергию Радонежскому?
А) Кирилл
Б) Сергий
В) Варфоломей
9. Сколько детей было у родителей С.Радонежского?
А) 1
Б) 2
В) 3
10. Как звали мать преподобного Сергия?
А) Мария
Б) Анна
В) Ольга
2. Чудесный мир классики
1. Через сколько дней кобылица родила для Ивана коней?
А) через 3
Б) через 5
В) через 7
2. Что сделали братья с конями Ивана?
А) украли
Б) выпустили на волю
В) зарезали
3. Кто купил коней Ивана?
А) городничий
Б) купец
В) царь
4. Как звали няню Саши Пушкина?
А) Нина
Б) Арина
В) Ирина
5. Какое время года Пушкин называет унылой порой?
А) зиму
Б) осень
В) весну
6. Как звали жениха царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?
А) Елисей Б) Алексей В) Енисей
7. Что значит «сенная девушка»?
А) подруга
Б) служанка
В) кукла из соломы
8. Как звали пса семи богатырей?
А) Соболько
Б) Дружок
В) Соколко
9. Кто подсказал королевичу, где искать невесту?
А) солнце Б) месяц В) ветер
10. Сколько лет странствовал Ашик-Кериб?
А) 7 Б) 5 В) 3
11.Что дал человек на белом коне Ашик-Керибу как доказательство того, что он за один день преодолел огромное расстояние?
А) золотое блюдо
Б) сааз
В) комок земли
12. Что означает имя Ашик-Кериб?
А) богатый купец
Б) нищий певец
В) храбрый
13. Как мама ласково называла мальчика в рассказе «Детство»?
А) Коленька
Б) Николенька
В) Колюшка
14. Чем занимался герой рассказа «Детство» перед сном?
А) молился
Б) читал
В) смотрел телевизор
15. Сколько денег заработал мужик, убравший камень с дороги?
А) 100 рублей
Б) 200 рублей
В) 300 рублей
16. В каком классе учился Чечевицын из рассказа «Мальчики»?
А) в 1
Б) во 2
В) в 3
17. Сколько сестёр было у Володи в рассказе А.Чехова?
А) 1 Б) 2 В) 3
18. Куда собирались бежать мальчики?
А) В Африку
Б) В Австралию
В) В Америку
19* Составь кроссворд по данному разделу.
3. Поэтическая тетрадь
Узнай, из какого стихотворения эти строки и заполни таблицу (под каждой цифрой, поставь соответствующую букву).
- Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
- «Я вернусь, когда, малютки,
- Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
- Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
А - «Школьник»
Б - «Весенний дождь»
В – «Дети птичка»
Г – «Листопад»
___________________________________________________________________
4. Литературные сказки
- Как назывался городок в табакерке?
А) Динь-динь
Б) Дон- дон
В) Дзынь – дзынь
2. Кто был надзирателем в городке?
А) Винтик Б) Валик В) Болтик
3. Кем было Пружинка?
А) царевна Б) королева В) принцесса
4. Кого, в сказке о розе и жабе, мальчик поил молоком?
А) жабу Б) ежа В) кота
5. Почему весной мальчик не выходил в сад?
А) был болен
Б) переехал
В) не хотел
6. Что хотела сделать жаба с розой?
А) сорвать
Б) понюхать
В) съесть
7. Как звали девочку из сказки «Серебряное копытце»?
А) Дарёнка Б) Мурёнка В) Бурёнка
8. Какая кличка была у кошки, которую Кокованя взял вместе с девочкой?
А) Дарёнка Б) Мурёнка В) Бурёнка
А) оленя Б) козла В) лося
10. Какая из дочерей, в сказке «Аленький цветочек», заказала привезти «тувалет из хрусталю восточного»?
А) старшая
Б) средняя
В) младшая
11. На какой палец нужно было надеть перстень, чтобы оказаться дома или во дворце чудища лесного?
А) на правый мизинец
Б) на указательный правый палец
В) на средний левый палец
12. Что сделали старшие сёстры, чтобы младшая не вернулась к чудищу?
А) спрятали перстень
Б) уговорили остаться
В) перевели часы назад
13.Сколько лет провёл принц в образе чудища?
А) 30
Б) 12
В) 33
14* Опиши одного из понравившихся тебе сказочных героев.
2 полугодие
1. «Делу время – потехе час»
- Что потеряли дети, в сказке Е.Шварца?
А) деньги Б) время В) дружбу
2. На сколько кругов нужно было детям повернуть стрелки часов, чтобы вернуть потерянное время?
А) 12 Б) 65 В) 77
3. Из какого произведения эти строки: И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда.
А) «Главные реки»
Б) «Что любит Мишка»
В) «Никакой горчицы я не ел»
4. Музыку какого композитора играл учитель пения в рассказе «Что любит Мишка»?
А) Шопен Б) Бах В) Шостокович
5. Почему мальчику из рассказа «Никакой горчицы я не ел» было скучно?
А) обидели взрослые
Б) от безделья
В) не было денег на трамвай
6.* Какое произведение тебе больше понравилось?__________________
2. Страна детства
- В рассказе «Как я ловил человечков» мальчик использовал в качестве приманки
А) леденец Б) шоколад В) пряник
2. Какое из слов не имеет отношения к пароходу?
А) мачта Б) корма В) патент
3. Эдвард Григ был
А) композитором Б) художником В) врачом
4. Во сколько лет Дагни Педерсен получила подарок от Э.Грига?
А) 16 Б) 18 В) 20
5. Как называется большое музыкальное произведение для оркестра?
А) опера Б) симфония В) фонограмма
6. Какой подарок в рассказе «Ёлка» мама, вместо Миньки, подарила другому мальчику?
А) робота
Б) машинку
В) паровоз
7. Какую игрушку разбили Минька и Лёля?
А) фарфоровую кружку
Б) фарфоровую лошадку
В) фарфоровую куклу
8*. Как ты думаешь, почему раздел называется «Страна детства?»
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Поэтическая тетрадь
Ответь на вопросы «да», «нет».
1.И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идёт,
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Эти строки из стихотворения А. Брюсова «Детская»
Да нет
- Верно ли написаны фамилия, имя и отчество поэта – Сергей Александрович Есенин?
Да нет
- В стихотворении М.Цветаевой «Наши царства», речь идёт о царстве взрослых и царстве детей.
Да нет
- Мне опять приснились дебри…
Дебри – это крутой берег, обрыв.
Да нет
С. Есенин Наши царства
В.Брюсов Бабушкины сказки
М.Цветаева Опять сон
Детская
4. Природа и мы
1.Какая настоящая фамилия у Д.Н.Мамина- Сибиряка?
А) Мамин Б) Сибиряк В) Мамин-Сибиряк
2. Приёмышем называли…
А) собаку Б) лебедя В) утку
3. Как поступили с Жулькой, из рассказа А.Куприна, кагда она совсем ослабела?
А) отнесли к ветеринару Б) перенесли в дом В) заперли в дровяном сарае
4. Как изначально назвали собаку в рассказе «Выскочка»?
А) Бия Б) Вьюшка В) Выскочка
А) собаку Б) ворону В) сороку
6. Чем занимался Е.Чарушин в рассказе «Кабан»?
А) рисовал животных Б) гулял В) кормил оленя
7. Что случилось с папой стрижонка Скрипа?
А) унёс сокол Б) сшибли из рогатки В) проглотила гадюка
8. Как звали вожака стрижей в рассказе «Стрижонок Скрип»?
А) белое брюшко Б) чёрная спинка В) серая шейка
9. Что произошло с мамой стрижонка Скрипа?
А) унёс сокол Б) сшибли из рогатки В) проглотила гадюка
10. В каком рассказе встречался олень Серёжа?
А) «Приёмыш» Б) «Выскочка» В) «Кабан»
11* Придумай вопрос для одноклассников по данному разделу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Поэтическая тетрадь
Выбери верные утверждения и отметь их знаком «+».
- Б.Л.Пастернак в стихотворении «Золотая осень» сравнивает осеннюю природу с выставкой картин.
- С.А.Клычков написал стихотворение «Весна в лесу».
- Бабьим летом называют начало весны.
- Н.М.Рубцов в стихотворении «Сентябрь» радуется громкому лаю, листьям, корове, грачу.
- На лебёдушку из стихотворения С.Есенина напал коршун.
- Лебёдушка была хорошей матерью и оберегала детей.
7*. Чем похожи стихи из данного раздела?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- Родина
Допиши недостающие слова в четверостишьях.
1.Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина _________________________
- Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и ______________________
- Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо, недалеко.
«Глория» по-русски значит «________________»
Это вам запомнится легко.
4. И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над _________________
И низкий холмик со звездой…
Иван Савич Жигулин Русь
Спиридон Дмитриевич Слуцкий Родине
Анатолий Владимирпович Дрожжин Лошади в океане
Борис Абрамович Никитин О, Родина! В неярком блеске
7. Страна фантазия
1. Какая фамилия была у профессора, придумавшего Электроника?
А) Вьюгов Б) Снегов В) Громов
2. Чем подкреплялся Электроник?
А) электрическим током
Б) бензином
В) обычной пищей
3. Как назывался разведкатер Алисы?
А) Лотос Б) Пегас В) Вегас
4. Как Алиса усмирила кустики?
А) полила водой
Б) подстригла ножницами
В) отогнала шваброй
5. Что любил пить самый маленький кустик?
А) воду Б) чай В) компот
6* Придумай необычный предмет, дай ему название и объясни для чего он.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Зарубежная литература.
Из каких произведений эти отрывки?
- Он выдернул колышки, вокруг которых были обмотаны сотни тонких, крепких верёвочек, и поднял руку.
А) Путешествие Гулливера
Б) Русалочка
В) Приключения Тома Сойера
2. Дворец был из светло-жёлтого блестящего камня, с большими мраморными лестницами; одна из которых спускалась прямо к морю.
А) Святая ночь
Б) Русалочка
В) Приключения Тома Сойера
3. Он сел на самый конец сосновой скамьи, а девочка, вздёрнув носик, отодвинулась от него подальше.
А) Приключения Тома Сойера
Б) Святая ночь
В) Путешествие Гулливера
4. Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах.
А) В Назарете
Б) Путешествие Гулливера
В) Святая ночь
5. Мальчик с радостью рассказывал ему, что у каждой птички будет свой имя и все они будут петь.
А) В Назарете
Б) Святая ночь
В) Приключения Тома Сойера
6* Какие ещё произведения зарубежных писателей ты читал?
________________________________________________________
Ответы к тестам
1. «Летописи. Былины. Жития.»
1- в
2- а
3- а
4- б
1-а, 2- б, 3- а, 4- б, 5- а, 6- в, 7- а, 8- б, 9- б, 10- б, 11-а, 12- в, 13- а.
2 полугодие.
1.«Делу время – потехе час».
- Б, 2- в,3- а, 4- а, 5- б,
2.«Страна детства »
1- а
2- в
3- а
4- б
5- б
6- в
7 –в
3.Поэтическая тетрадь
- Нет, 2-да, 3-да, 4- нет
С. Есенин Наши царства
В.Брюсов Бабушкины сказки
М.Цветаева Опять сон
Детская
4.Природа и мы
- – а,
- – в
5.Поэтическая тетрадь
1 +, 2+, 3 -, 4 +, 5 -, 6 +
6.Родина
- православная
- святой
- слава
- колокольней
5. Иван Савич Жигулин Русь
Спиридон Дмитриевич Слуцкий Родине
Как то копаясь в городской библиотеке среди пыльных книг по археологии, Илья обнаружил старенький том «Клады Подмосковья».
Сдув пыль, он принялся листать книгу, вдруг, он увидел как из книги на пол, спланировал пожелтевший листок бумаги сложенный в двое. Подняв и развернув листок, он обнаружил там какую-то схему и текст. Положив листок обратно в книгу он направился к выходу.
Дома посмотрю – решил Илья.
Придя домой и наспех перекусив, он развернул листок, и принялся его изучать. На листе была изображена схема какой-то деревни испещренная какими-то стрелками, кружочками, а внизу написаны пояснение, как найти деревню и конкретный дом. Деревня называлась Ступино. Внизу ещё была схема дома, на которой стрелками было показано место обозначенное крестиком. Илья заинтересованно рассматривал схему. А вдруг, это указан путь к кладу! – подумал он. Если это клад, так это вообще здорово! Можно разбогатеть в один момент!
Он завалился на диван и мечтательно улыбнулся. Грёзы приходили одна лучше другой. Он видел себя, как он едет в означенное место, находит клад, а там много золотых монет и ювелирных украшений. Бурные фантазии завладевали его сознанием, он видел себя в новой квартире, в роскошном лимузине, как он отдыхает где-то на дорогих курортах, на лазурном берегу обласканный солнцем, в общем прожигает жизнь.
И вот проснувшись по утру, выпив чашку ароматного кофе, он отправился в путь.
Добравшись до железнодорожного вокзала. Он сел в электричку, развернул схему и принялся ещё раз её изучать.
Оказалось, что то место с домом не так уж и далеко находиться. Всего какой-то час езды.
Прибыв на место назначения, он принялся осматриваться на незнакомом месте. Но сколько не осматривался так и не мог определить в каком направлении двигаться. Спустившись с платформы, Илья увидел неподалёку старушку, торгующую овощами.
Ага! – вот у неё и спрошу, наверняка бабка из местных. Он подошёл поздоровался, и спросил.
– Скажите бабушка, а где здесь деревня Ступино? Старушка внимательно посмотрела на Илью
– А тебе зачем сынок? В той деревне уж как лет пять никто не живет, все дома заколочены. Люди то все разъехались кто куда. Работы не стало, вот и подались все в город.
– Да я бабушка из поисковиков. Ищу где раньше во время войны бои шли, а там говорят недалеко от Ступино наши бойцы оборону держали, вот и хочу разведать то место. А летом экспедицию снарядим, может кого-то из бойцов отыщем, так сказать земле предадим, по всем правилам и с воинскими почестями. Старушка не доверчиво посмотрела на Илью.
– Бои здесь везде шли, но вот возле Ступино не слыхала, ну да тебе видней сынок. А добраться туда можно так....
И старушка принялась подробно объяснять как Илье найти Ступино. Выслушав бабулю, Илья отправился в путь.
Идти пришлось минут тридцать через лес. Наконец выйдя из лесу, Илья увидел деревню. Да права бабка оказалась! Здесь кроме старых заколоченных домов ни хрена нет. Жуткое конечно местечко. А когда над головой неожиданно каркнул ворон, Илья испуганно вздрогнул. Дурной знак – подумал он. Кыш зараза – махнул он рукой сгоняя птицу с ветки. Тьфу.. чтоб тебя...
Оправившись от испуга, он направился в деревню. Побродив по пустынной улице, он наконец отыскал нужный дом. Дом снаружи, выглядел мрачновато, серые покосившиеся стены, крыльцо с сгнившими деревянными ступеньками, окна были заколочены старыми досками, дом излучал какую - то неприятную ауру. Где-то внутри зашевелилось чувство, то ли страха, то ли ещё чего-то. Илья не стал долго разбираться в своих ощущениях, а решил войти внутрь. Внутри он увидел кучу строительного мусора, старые разбитые стулья, опрокинутый шкаф, дохлую кошку с остекленелыми глазами и ещё кучу всякого хлама. Достав схему он еще раз посмотрел, где искать нужное место. Стрелка на схеме указывала на место в метре, от того, где он стоял. Но там кроме кучи мусора ничего не было.
Вот чёрт! – неужели ничего нет и эта схема, чья-то злая шутка? Илья подошёл к обозначенному на схеме месту, по ворошил ногой мусор, и вдруг увидел кольцо люка который вёл в подпол. Очистив люк от хлама, он ухватился за кольцо и потянул на себя. Люк с трудом удалось приоткрыть на несколько сантиметров, из щели пахнуло сыростью и гнилью. Илья напрягся и откинул крышку в сторону, в полу зияла тёмная пасть подпола. Вниз вела железная лестница поржавевшая от сырости. Илья потоптался в нерешительности. Что-то как то не очень, - спускаться в эту дыру – сомневался Илья всматриваясь в темноту подпола. Но желание найти клад манило его. Где наша не пропадала! – с этими словами он включил фонарь и начал спуск.
Спустившись в подпол, он посветил вокруг себя, осмотрелся. Глубина подпола была метра три, земляные стены пахнущие сыростью и старый сундук покрытый паутиной. Вот оно! – обрадовался Илья. Так. Интересно. Посмотрим, что там у нас в сундучке! Он подошёл поближе, осветил фонариком сундук. Ага – замка вроде нет. Илья смахнул паутину, нашел ручку, потянул за нее открывая крышку. Заглянул внутрь и, к своему разочарованию ни каких сокровищ там не увидел, кроме старой потёртой книги солидных размеров. Вот блин, эх ну и дурак! – зря тащился в эту тьмутаркань. Сокровища б...дь найти захотел, дурила картонная – клял он себя. Ладно. Посмотрим что за книженция там... с виду вроде старинная – Илья достал книгу из сундука, и полез обратно на верх.
На верху стряхнув пыль с книги, он стал рассматривать раритет. Ничего себе, увесистая книжонка! Кожаная обложка, тиснение, какой-то символ, похожий на чашу. Илья открыл книгу. На титульном листе была надпись крупными буквами «Книга судьбы». Книженция вроде старинная, а надпись на современном языке – удивился Илья. Под заглавием шла надпись мелким шрифтом «подумай, прежде чем перевернуть страницу», а что тут думать!? – чушь какая - то, и он перелистнул страницу. На странице была надпись, «ещё раз подумай, предупреждаем в последний раз». Да блин задолбали! – Илья переворачивает следующую страницу.
А там надпись: « Ну что Лох! Нашёл сокровища?»