Река в индии ганг. Мифический исток ганги на кайласе
По дороге в аэропорт задавили обезьяну. Самолет задержали на 4 часа из-за тумана. По дороге из Аэропорта сбили велосипедиста. Вечером я наблюдал, как умерших сжигают на костре. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо...
Эта статья о Священной Реке Ганг и о том, что происходит на ее берегах.
Из-за за задержки рейса в Варанаси я прилетел с четырехчасовым опозданием. Разместился в гостинице и вечером поехал на реку Ганг, наблюдать вечернюю молитву брахманов. Ехал на веорикше через весь город:
В Варанаси живет более 2 миллионов человек. Даже на велорикше протискиваться по узким улочкам весьма затруднительно:
Вокруг стоит какофония из клаксонов, велосипедных звонков и криков. Мой извозчик постоянно в кого-то упирался, кого-то подрезал и с кем-то переговаривался. Именно здесь на меня навалилось понимание: "Как же здесь много людей!" У меня совершенно не было никакого собственного пространства – я безнадежно бултыхался в огромном людском океане. При этом все мне улыбались и приветливо махали руками:
Варанси расположен на берегу реки Ганг и тянется на протяжении около 8 километров. Вдоль всей набережной к воде спускаются ступени – Гхаты:
Мы подошли в месте, где готовились к самой знаменитой в Индии вечерней молитве Брахманов:
До ее начала мы арендовали лодку и поплыли к месту, где на кострах сжигают умерших, а их прах развеивают над Гангом. Гид рассказал, что раньше река Ганг текла в Раю, но великий король Багират попросил бога Шиву о том, чтобы она текла и в нашем мире. Шива пошел на встречу и теперь у нас есть река Ганг. Если умершего сжечь на берегу реки Ганг и его пепел сбросить в воду, то он отправится сразу в рай. Сжигать нужно на настоящих дровах из деревьев. Богатые люди используют сандаловое дерево. Человеческое тело сгорает где-то за 2 часа. После этого на месте этого костра тут же появляется новый. Людей сжигают круглосуточно из-за большого количества желающих и нехватки места:
Следующим утром я встретил рассвет на Ганге. Эти фотографии и рассказ читайте чуть ниже:
Рядом с этим местом снимать не разрешают. Мы подплыли вплотную к кострам и пришвартовались к лодкам с другими туристами. Все смотрели, как на кострах сжигают умерших. На лестнице лежало несколько трупов, готовых к кремации и ожидающих своей очереди.
Я ожидал, что запах горящей человечины будет сильнее, однако рядом с этим местом он не особо отличался от запахов в остальной части города.
Метрах в 200 выше по течению уже началась вечерняя молитва:
Зрители расселись на ступенях сзади браминов и в лодках на воде:
Ритуал длился около 40 минут:
В это время юркие мальчуганы перепрыгивали с лодки на лодку и продавали туристам плавающие венки со свечками. Надо пускать их в плавание по Гангу и загадывать желание:
На лестнице кипит жизнь:
Паломники в желтых одеждах наслаждаются ужином:
В 6 утра следующего дня мы опять приехали к гхатам, чтобы встретить рассвет на воде. Не смотря на столь ранний час здесь было многолюдно:
Мы купили веночки, которые надо было запустить в Ганг с рассветом:
Вдоль берега плыли лодки с туристами и зеваками:
А на берегу люди купались, смеялись, молились, стирали, чистили зубы и сжигали умерших:
Группа паломников с юга:
Религиозный ритуал. Брахмин обмазан человеческим пеплом:
Люди радуются жизни. Гид рассказал, что смех лечит от многих болезней, например болезнь живота:
Некоторые просто сидят и молятся или разговаривают:
Многие стирают на Ганге. Для этого вдоль всей реки устроены специальные мостки, по которым индусы бьют бельем:
Обратите внимание на эту фотографию. Справа человек стирает белье. Слева – погребальный костер. На нем сжигают человека:
Следующую фотографию я не стал здесь вывешивать. Это погребальный костер с предыдущей фотографии крупным планом. Я КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЮ смотреть эту фотографию детям, беременным женщинам и впечатлительным людям. Если Вы все же хотите это увидеть, то нажмите здесь.
После этого мы подплыли к лестнице, где сжигают людей. Это основное место в городе, предназначенное для этого:
Эмма МАМИНЕВА
Я всегда знала, что за каждым ЧУДОМ прячется неизвестное нам пока явление физики...Вот и святость вод индийской Ганги тоже объясняется наукой.
Многие ученые, сделав анализ вод Ганги, подтверждают ее невероятную очистительную силу. Так, например, выяснено, что вода Ганги не портится даже при длительном хранении, более того, она даже становится чище. Хранить ее можно практически бесконечно, - качество, которое не найти даже в дистиллированной воде. Ученые не понимают духовной силы вод Ганги, и потому не в состоянии дать этому феномену хоть какое-то удовлетворительное объяснение. Здесь я привожу имена четырех ученых и результаты их опытов.
Священный Ганг, называемый в Индии Ганга, – не просто река. Это сплав географии, религии и легенды. Каждая речка имеет исток и устье. Но не совсем так дела обстоят с Гангой. Дело в том, что, считают индусы, Ганга сначала плавно течет по небу и видна как Млечный путь отсюда. И только там, где Ганга спускается с неба, начинает свое течение Земная Ганга. Географически это совпадает и правда с очень высокой точкой – Багиратхи-Ганга, один из двух истоков большой Ганги, выходит из-под снега среди Гималайских пиков на высоте 4495 метров над уровнем моря.
В верхнем течении Ганга совсем не похожа на спокойную грязновато-желтую реку, какой она известна на равнине. Здесь это бурные ледяные потоки, которые схожи с благой разрушительной силой бога Вишну.
Согласно мифу, омывающая берега рая Ганга спустилась на Землю, чтобы помочь человеку смыть грехи. Но так мощны ее воды, что, обрушившись вниз, Ганга могла разрушить Землю. И тогда, чтобы спасти людей, бог Шива подставил голову под ледяную воду. Запутавшись в его волосах, Ганга распалась на семь потоков, и теперь люди могут совершать омовения в священной реке.
Омовения в Ганге – и обряд, и ежедневное действо. Правда, оно становится возможным только возле священного города Харидвара, где воды Ганги еще так же холодны, течение быстро, но уже не опасно. В Харидваре, считается, долина встречает Гангу, здесь же находится главный гат – место ритуальных омовений и цель многочисленных паломничеств. В Харидваре же каждый вечер совершается пуджа – ритуал, посвященный Ганге. Со священными песнопениями нарядные люди спускаются к Ганге, предлагают ей молоко, хлеб. Особенно красива финальная часть пуджи, когда в воду спускают сотни фонариков, украшенных цветами.
Сливаясь и расходясь с притоками Хугли, Махананду, Йамуна, меняя по пути названья, разливаясь в ширину до полутора километров, равнинная Ганга плавно следует до своей дельты, самой большой в мире. На этом гигантском треугольнике площадью 105 640 км² разлито более чем 240 рек. Составленная из рукавов рек, наносных островов и озер, дельта Ганги постоянно меняет очертания.
В жаркой Индии Ганга – средоточие жизни. Европейца шокирует, что в воде, почитаемой священной, и купаются, и стирают. У воды проводят обряды приветствия реки, и похоронные обряды, спуская все в ту же воду пепел. Но для индусов гармонично и понятно общение с их самой большой рекой и самой большой святыней.
Индусы называют Ганг «Дасахарой», что обозначает «смывающая десять грехов».
1. Английский физик С.Е.Нельсон сделал доклад, в котором указывается, что пробы вод Ганги из очень загрязненного устья Гугли в течение всего пути на корабле в Англию оставались свежими.
2. Английский физик Е.Ханбэри Хэнкин описывает в своей статье в журнале «Annales de l"Institut Pasteur» результаты опыта, при котором холерные палочки погибали в воде Ганги в течение 6 часов, тогда как в дистиллированной воде они даже через 48 часов продолжали размножаться. Даже когда он переливал зараженную воду в воду Ганги, они и после этого погибали через 6 часов.
3. Французский ученый Герелль очень удивился, когда обнаружил, что в воде Ганги в том месте, где на берегу лежали трупы людей, умерших от дизентерии или холеры, не было никаких возбудителей болезней, которые должны были там находиться в миллионных количествах, по научным представлениям.
4. Совсем недавно один индийский специалист по защите окружающей среды Д.С.Бхаргабе исследовал уникальную способность вод Ганги самоочищаться. По результатам своих опытов, он утверждает, что ее воды намного быстрее, чем воды других рек, уменьшают биохимическую потребность в кислороде и разлагают нечистоты быстрее в 15-20 раз.
А все объясняется очень просто - под поверхностью дна реки пролегает богатейшее месторождение меди. Очистительные свойства меди известны не только науке, а и нам. простым смертным...
Ганг – священная река считается индусами продолжением высшей силы, воплощением Ганги, богини, которая является источником всех вод земных и водоемов. Если туристы называют реку привычным мужским именем, то индусы непременно поправят: не Ганг, а Ганга и она, как и Версаль (см. ) для французов, является одним из символов страны. Такой чистой она в горах, в ней еще можно купаться, однако, ниже по течение все выглядит ужасно.
Ганга – женщина, пославшая очищение от скверны умерших людей, дабы могли они перейти в другую жизнь с чистой кармой. Посылая воду на Гималайские горы, Ганга собирает их в реку, которую назвали индусы ее светлым именем.
Ганг и город мертвых – Варанаси
Любители путешествовать и познавать мир таким, какой он есть на самом деле, приезжают за особыми впечатлениями в город Варанаси, что стоит на берегу реки Ганг. Желая посмотреть на этот «город мертвых», как его называют многие, туристы уже бывают в курсе того, что им предстоит увидеть собственными глазами.
Цивилизованный мир богат не только замечательными достопримечательностями, но и порой удивляющими традициями и, непонятными иноземцам, ритуалами. Между тем, для индусов обычная жизнь, это их вероисповедание, культура и просто образ мыслей, поведения.
Живя в штате Керала, я спросила у знакомого индуса, почему я не видела кладбищ и что они делают со своими мертвыми. Надо отметить, что считается в Индии самым образованным штатом. Ответ меня поразил, достаточно весело он ответил: «Фрай», этим словом, насколько я знаю, обозначают процесс поджаривания. То есть, он со смехом ответил мне, что они поджаривают своих умерших.
Варанаси – город контрастов
Варанаси – центр паломничества. Существует мнение, что город этот появился более 1000 лет до н. э. и развивался как цивилизованный город. За тысячелетия существования города здесь было возведено много религиозных храмов, появлялись университеты и открывались библиотеки.
Мусульмане, нападавшие на город, уничтожили почти все, что было построено. Библиотечные книги сгорели. А самое главное, были уничтожены жители города, которые являлись носителями культуры и знаний. Город восстанавливался долго, но былого величия ему вернуть так и не удалось. Сегодня это город с миллионом жителей живет своей обычной для него жизнью.
Самым знаменитым местом города являются ныне гхаты – ступени набережной Ганги. Именно эти ступени принято считать самым главным местом для индусов, которые мечтают быть сожженными именно здесь, на берегу священной реки.
Не все так печально на гхатах. Кроме сожжения трупов, паломники и жители города, общаются, веселятся, молятся, стирают, умываются, гуляют и даже разговаривают по мобильной связи. Здесь люди просто живут. Они себя считают самыми счастливыми, находясь рядом с водами великой Ганги.
Варанаси – уникальный город, который соединяет жизнь и смерть воедино. Индусы, которые становятся старыми и немощными стремятся приехать сюда отовсюду. Почетно встретить здесь в молитвах последний рассвет и оторваться от суеты земной.
Город Варанаси в индуизме – это центр Вселенной. Здесь проявляются контрасты существования человечества настолько сильно, что понять до конца происходящее вокруг не под силу иностранцу.
Но, как утверждают сами индусы, Варанаси – город вечности.
Ганга – необычный храм
Набережная Ганги здесь – своеобразный храм. Здесь не прекращают молиться, медитировать или заниматься йогой. По древнейшей легенде, этот город основался богом Шивой (читайте тут – ), и именно поэтому определен почетным местом для паломничества в Индии.
Все, что здесь происходит, производит неизгладимое впечатление на приезжих иностранцев. Самые отчаянные пытаются хоть немного увидеть и понять происходящее, поскольку нигде больше такого не встретишь.
Одна из традиционных молитв, совершаемая на берегу реки Ганга в первых лучах солнца, является самой впечатляющей достопримечательностью в мире. Огромное количество туристов приезжают сюда, чтобы посмотреть на нее.
Река Ганга в роли кладбища
Многим известно, что у индийцев принято кремировать трупы, и развеивать прах над водой. Ганг в этом случае является самым почетным приютом сожженных тел индусов. Можно, конечно, удивляться тому, что кремацией занимаются не только многочисленные крематории в округе, которые не прекращают свою работу ни на час.
Прямо на берегу у самого известного места в Варанаси, на гхатах, лежат рядами трупы, ожидая своей очереди быть сожженными тут же. Костры пылают здесь день и ночь. Зрелище это не для слабонервных.
А индийцы просто делают свое дело, соблюдая традиции и обряды, как это все происходило многие столетия подряд.
Однако, религия индусов не позволяет сжигать трупы священных коров, монахов, детей и беременных женщин. Их «погребение» происходит по другому способу: привязывается камень и тело умершего погружается в реку. Воды принимают тела умерших в любом виде, так повелевала небесная Ганга.
Ганга – грязнейшая река в мире
Факт того, что в Ганг сливаются все отходы производств и канализационные стоки без прохождения через очистительные фильтры, это, как говорится, еще не беда. Дело в том, что, на самом деле, в реку спускается невероятное количество трупов по множеству причин.
Одной из главных причин является бедность населения Индии. Они влачат настолько нищенское существование, что средств не хватает даже на кремацию трупов на обыкновенных кострах, поскольку сжигание трупов в Индии это настоящий бизнес, а дрова стоят дорого и не каждой семье по карману.
Вот и отправляют вниз по реке тела умерших, которые плывут, пока окажутся съеденными рыбами, либо их выбросит волной на берег. В здешних местах даже есть такая профессия: разгребатель трупов. В узких местах на реке скапливается настолько много мертвых тел, что их скопление образовывает «пробку», а тела все подплывают и подплывают.
Несмотря на проплывающие трупы, на берегу Ганги кипит жизнь. Самое удивительное, что индусы пьют воду прямо из реки. Европейские исследователи взяли анализ воды и просто ужаснулись наличию грязи в ней и вредных веществ. А жители Индии считают: вода в реке Ганг священна, они пьют ее с самого рождения.
Ганг многие столетия мог очищать сам себя. Развитие промышленности добавило проблем и уже несколько десятилетий происходят попытки властей очистить священные воды. Однако добиться успеха в решении этого вопроса пока не удалось.
Выделяются огромные деньги на работы по очистке воды от пепла, мусора, отходов промышленности, канализации и по уборке трупов с берегов реки Ганг. Деньги выделяются, а грязь и ужасный запах остается. Причиной этому, скорее всего, образ жизни многих миллионов жителей, населяющих страну и желающих предать свое тело водам Ганги, а также коррупция, которая тоже пока непобедима.
А это получасовый шокирующий фильм о Ганге
Г анга в ведической мифологии - небесная река, которая спустилась на Землю и стала рекой Ганг, символом святости, жизни и красоты.
Считается, что Ганга - самая благочестивая река в мире, в начале времён она была исключительно небесной, недоступной, но позже была спущена на Землю. С рекой связано множество мифических легенд. Река Ганг и её персонификация в лице богини Ганги, упоминаются в древнейших литературных произведениях, в частности Ведах, Пуранах, «Рамаяне» и «Махабхарате». Общей чертой всех этих легенд является её небесное происхождение. В легендах подчеркиваются способность Ганги к очистке или снятию грехов, её значение как символ материнства и значение как посредницы между мирами.
Существует несколько версий рождения Ганги. Так, по «Рамаяне», Ганга была дочерью Химавана, обладателя Гималаев, и его жены Мены, она приходится сестрой богине Парвати, супруги Шивы. По другой легенде, священные воды из камандалу Брахмы были персонифицированы в образе этой богини. Позже вайшнавские толкования этой легенды описывают, что вода в камандалу была получена Брахмой от омовения стоп Вишну. По «Вишну-пуране», Ганга вышла из большого пальца левой ноги Вишну. В любом случае, она была поднята до Сварги (небес) и оказалась на попечении Брахмы.
Популярная в Индии история рассказывает о том, что священная Ганга переходит на Землю при помощи Шивы. Река наделяется удивительными качествами из-за того, что, согласно легендам, появляется из волос Шивы, который пребывает на горе Кайлас (). Даже в других частях Индии «кажется, что святость Ганга и Гималаев частично передается и другим рекам и горам». Матсья Пурана описывает спуск «Дивья Ганги» рядом с озером Биндусар Саровар, расположенным между горами Кайлас, Майнак и Хираньяшринга, и её протекание по трём разным руслам в качестве Трипатхаги - трипатх гамини Ганга.
В индуистских священных текстах содержатся собственные легенды об этих реках. Однажды царь Бхагиратха совершил покаяние, попросив ниспослать на землю воды Ганги и спасти своих предков, от которых остался один пепел и которые не могли попасть в рай из-за проклятия мудреца Капилы. Как только Ганга ответила на этот призыв и начала спускаться на землю, боги, испугавшись того, что её неукротимый нрав может разрушить мир, обратились к Богу Шиве с просьбами о помощи. Шива приложил свою силу и остановил течение Ганги в своих спутанных волосах. Затем он аккуратно распустил пучок волос и позволил её притокам течь в четырех разных направлениях. Это - четыре могущественные реки, которые протекают огромные расстояния и орошают обширные территории Южной и Юго-Восточной Азии. Как в индуистских, так и в буддийских священных текстах, идентичность которых подтверждена различными географами и исследователями, говорится, что эти реки огибают по кругу район Кайласа и Манасаровара семь раз, и лишь после этого текут в разных направлениях.
Тибетская теория о Ганге основывается не на санскритской Абхидхармакоше или более ранних свидетельствах на языке пали. Известно, что уже во второй половине восемнадцатого века тибетские паломники и торговцы видели «живую бусину», из которой вытекала Ганга; согласно записям Чо-дже-Па-трул и ламы Тсанпо, полученным из сказаний о древних традициях и сведений, полученных от паломников и местных наблюдателей. Будучи ортодоксальными, индуисты, как на севере, так и на юге Индии, считают, что этот потерянный исток Ганги находится в подземном леднике, соединяющемся с ледником Ганготри. Более современные взгляды отвергают историю тибетского происхождения Ганги.
Стивен Дариан написал удивительную книгу об истоке реки Ганга, в которой он описывает легенды, связанные с истоком на Кайласе. Он пишет: «По сути, это кажется не столько местом, сколько состоянием ума, усеянного мечтами и чаяниями тысяч паломников, которые могут совершить путешествие только в своих сердцах». Далее он пишет, что существует четыре легендарных реки, которые в радиусе 50 км текут по четырем разным направлениям. На юге - сапфирная грань, откуда вытекает Карнали; из рубиновой грани на западе вытекает Сатледж; из золотой грани на севере вытекает Инд, и из кристальной грани на востоке вытекает Брахмапутра, которая также называется Ярлунг Тсангпо.
Если говорить относительно святости Кайласа и Манасаровара йогины и практики всего мира во все времена, а также индуисты, буддисты, джайнисты и другие: все исповедуют разные воззрения и традиции, но основополагающая реальность остается одинаковой. В этом месте естественной силы объединяется преходящее и вечное; божественное принимает физическую форму. Для верующих Кайлас - величайшая гора, и путешествие к ней совершается как в духовном, так и в физическом земном плане. Кайлас и Манасаровар так глубоко укоренились в душах тех, кто занимается саморазвитием, что даже скептики, как из Индии, так и из других частей света, предпринимают трудное путешествие, чтобы лично испытать прикосновение божественного. В ближайшие годы, с развитием инфраструктуры священная гора может стать самым знаменитым туристическим местом на планете.
У каждой нации есть свой, индивидуальный и искренне почитаемый символ, религиозный оберег или даже само воплощение высшей силы. У индусов такой верховной и божественной мощью, которую можно потрогать, является река Ганг. Если путешественник, попавший в пряные земли Индии, назовет благословенный водоем по имени, которое известно нам с уроков географии и истории - Ганг, индусы с раздражением поправят его: «Не Ганг, а Ганга». Потому как они называют реку на женский лад, отождествляя ее исключительно с женским началом божественной сущности бога Вишну.
Почитаемая как земное воплощение вселенской силы река Ганг собирает на своих берегах миллионы людей. Они стремятся к священным водам с непреодолимым желанием смыть с себя все грехи, очиститься разумом и телом. Индусы верят, что река Ганг обладает целительными свойствами и является своего рода пастырем, отпускающим грехи. Когда христианин желает покаяться, он идет в церковь. Когда у индуса плохо на душе, и он желает избавиться от гнета грехов, он окунается в Гангу. Именно благодаря Индии на весь мир стало знаменито выражение «смыть свои грехи». Вода реки считается священной, то же самое можно сказать о городах, расположенных на берегах Ганги. К ним относятся Аллахабад, Ришикеш, Варанаси, Хардвар и многие другие.
Реки Индии - это огромное количество водоемов, протекающих как в горах Гималаев, так и вьющихся по просторам долин и низин. Однако ни одна из них не является столь почитаемой и священной для индусов, как Ганга. Существует огромное количество легенд, связанных с появлением этого водного рукава. Одна из них гласит следующее. В небесном раю протекала восхитительная река, воды которой обладали целебными и излечивающими свойствами. Каким-то образом, прознав об этом, один индийский царь Багират стал молить (одна из ипостасей бога Вишну) о том, чтобы тот даровал кусочек великолепного водоема и своим детям - индусам. Просьбы человека были услышаны, и с тех пор жители страны радуются священным водам, которые подарила им река Ганг.
Вторая легенда звучит совершенно по-другому. Ее мне рассказывают брахманы у храма Вайшно Деви в Гималаях. Немногим известно, что у жены Шивы - Сати (Деви) - имелось несколько ипостасей, одной из которых являлось женское начало, символ матери - богиня Мата Рани. Именно с ее именем и связано возникновение реки.
Когда-то давным-давно в высоких горах Гималаях жил пастырь, всю свою жизнь посвятивший служению Мата Рани. В той же деревне жил злобный Бхейрон, не веривший ни в какую могущественную силу, кроме своей. Он мечтал искоренить веру в богиню и заставить всех людей верить только в себя. Бхейрон стремился найти Мата Рани и убить ее. Для того чтобы дать мужчине шанс одуматься, богиня скрылась в пещере Гималаев, по дороге к которой она ударила посохом по горной насыпи. Земля раскололась, и из нее недр полилась кристально-чистая вода, которая положила начало возникновению реки Ганг.
Считается, что священные воды не только смывают все грехи, но и служат путем к новому миру для усопших - они являются проводником в рай. Поэтому неудивительно, что огромному количеству умерших индусов, стремящихся попасть туда, дает приют река Ганг. Трупы усопших сжигаются на специальных погребальных кострах. После сожжения прах собирается в урну, и родственники, устроившись в лодке, развеивают его над священными водами реки.