Ракетный комплекс гранат. На земле, в небесах и на море
Нет, речь не о книге с армейскими байками А. Покровского. Речь о русских крылатых ракетах (далее - КР). После запуска 26 шт. 3М14 по ИГ о них говорят много. Но при этом - и много путаются. Попробуем внести ясность в этот сумбур. :)
Кстати, чем хороши крылатые ракеты и зачем они нужны?
КР имеют свои плюсы и минусы.
Главные минусы - малая скорость и большая продолжительность полета, а также - уязвимость для даже самых простых средств ПВО (к примеру - ПЗРК и МЗА).
Плюсов больше. В пользу КР говорят:
1) их относительная простота и дешевизна,
2) меньшие (в сравнении с баллистическими ракетами) габариты и масса - и, как следствие, -возможность размещения ракет на различных транспортных средствах,
3) высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет - малой высоты полета и «укрывания» в складках местности, и малой радиолокационной заметности (как в следствие небольшой высоты подхода к цели, так и вследствие малой ЭПР).
Итак, чем же располагаем?
1. На море.
3М10 , «Гранат»
Ракета 3М10 (она же КС-122) была разработана в СМКБ "Новатор" (ныне ОКБ "Новатор") и принята на вооружение в 1984 г.
Разработана была в ответ на американские «Томагавки» и предназначалась для запуска с подводных лодок (ПЛ) из под воды.
АПЛ К-254 пр.671РТМ с дополнительным торпедным аппаратом (перед рубкой) для испытаний КР 3М10
АПЛ проекта 971
Используется в составе комплекса 3К10, или С-10 «Гранат» (по классификации НАТО: SS-N-21 Sampson).
Пусковой установкой для капсулы с КР является обычный 533-мм торпедный аппарат (ТА).
Дальность полета: 3000 км.
Боевая часть: ядерная, 100-200 Кт.
3М14 , «Калибр»
3М14 - реинкарнация старой доброй 3М10, разработанная все тем же ОКБ «Новатор».
Создана для ракетного комплекса «Калибр» (экспортный вариант его известен под наименованием «Club»). Принята на вооружение в 2012 году.
Пусковой установкой для 3М14 является вертикальная шахта УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс).
Дальность полета: 2600 км ( по заявлению командующего Каспийской флотилией, контр-адмирала С. Алекминского)
Боевая часть: предположительно 450 кг (по аналогии с экспортной 3М14Э).
Наша 3М14 выглядит также, только на 2 метра длинее.
Мысленно удлинните корпус экспортной 3М-14Э до длины противокорабельной 3М-54Э (на рисунке ниже) - и вы получите нашу 3М14.
Меня мучает лишь один вопрос - можно ли ей
стрелять из торпедных аппаратов ПЛ?
Опять же, опираясь на экспортную 3М-14Э (анонсированную для всех версий "Club"а" -S/-N/-K), рискну предположить, что может.
Более подробно о ракетах 3М10 и 3М14 можно глянуть логичные рассуждения камрада navy_korabel
.
С камрадом navy-korabel не согласен только в обосновании падения дальности ракеты тут:
В частности по пунктам 3)
и 4)
.
3)
отсутствием целесообразности иметь такую же дальность, как у "Граната", с точки зрения географического расположения потенциальных целей;
4)
отсутствием целесообразности (например, из-за устаревания данных) нахождения ракеты в полёте к цели более трёх часов (соответствующих дальности 2600 км и скорости 0,7 М).
На мой взгляд - чем дальше
можем запустить "подарок" - тем лучше
. Как говорится "лишние километры - никогда не лишние". :)
Собственно, мою мысль подтверждает появление КРБД Х-101/102 с дальностью 5500 км. Но не будем забегать вперед - об этом ниже.
2. На земле
КС-122 , «Рельеф»
Сухопутный вариант «новаторовской» ракеты КС-122 для комплекса 3К12 (более известного как РК-55 и 9А2413 «Рельеф») получил наименование 9Б2413.
Комплекс был разработан как ответ американскому комплексу GLCM (Ground-Launched Cruise Missile) с наземным вариантом КР «Томагавк» BGM-109G. Принят на вооружение в 1986г.
Вариант самоходной пусковой установки комплекса РК-55 "Рельеф"
Пусковая установка 9В2413 на базе МАЗ-543М должна была нести 6 ТПК с ракетами.
Все изготовленные комплексы уничтожены в конце 1988г. в рамках договора о РСМД.
Дальность полета:
3000 км.
Боевая часть:
ядерная, 100-200 Кт.
Р-500 , «Искандер-К»
КР 9М728 (она же «Р-500») ракетного комплекса «Искандер-К», вопреки расхожему заблуждению вовсе не "Новаторовская", а "Коломенская" - из Коломенского Бюро Машиностроения (КБМ). Принята на вооружение в 2009 г. Единственная КР из всего перечня не попадающая под определение "стратегическая".
Пусковая установка на базе МЗКТ-7930 несет как минимум 4 транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами.
Дальность полета: 500 км (по утверждению МО РФ - ).
Боевая часть: предположительно - не менее 450 кг.
Мне кажется - в ТПК "Искандера-К" помимо коломенской Р-500 должны входить и ракеты семейства 3М14.
Продолжение следует:
С-10 «Гранат» — ракетный комплекс морского и наземного базирования с дозвуковой малогабаритной крылатой ракетой большой дальности.
В начале 70-х достигнутый прогресс в создании малогабаритных экономичных турбореактивных двигателей позволил начать работы над относительно небольшими крылатыми ракетами большой дальности. В США начались работы над целым рядом ракет, в том числе унифицированным семейством крылатых ракет SLCM/GLCM наземного и морского базирования (причем морские могли запускаться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок), в дальнейшем, после принятия на вооружение, ставшие известными как «Томагавки».
В СССР прорабатывались схожие решения. С 1975 года в КБ «Новатор» официально начались работы над морским комплексом для использования на подводных лодках. Крылатая ракета получила внутренний индекс КБ КС-122 . Первый пуск с наземных испытательных пусковых установок полноценной ракеты состоялся в 1981-м. В 1983-м ракета прошла государственные испытания и была принята на вооружение как часть арсенала атомных подводных лодок проектов 667АТ «Груша»; 671РТМ (К) «Щука»; « » .
Сигароподобные ракеты не обладали высокой скоростью полета, но подкупали очень интересным соотношением дальности (2000−3000 км) и возможности размещать их на ранее неиспользовавшихся для стратегического вооружения носителях. Преодоление ПВО обеспечивалось благодаря пониженной радиозаметности и полету на малых и сверхмалых высотах в режиме радиомолчания. Как и «Томагавки», «Гранаты» изначально проектировались для запуска непосредственно из 533 мм торпедных аппаратов. С поступлением на вооружение «Гранатов» количество в советском флоте подводных лодок, способных наносить практические стратегические ядерные удары, в масштабах гипотетического европейского театра военных действий, увеличилось в разы.
В дополнение к крылатым ракетам для подлодок в 1983 году КБ «Новатор» было дано задание в кратчайшие сроки разработать грунтовый подвижный ракетный комплекс с ракетами КС-122 . Комплекс получил название РК-55 «Рельеф». Во многом он создавался как симметричная мера в ответ на BGM-109G «Грифон» — сухопутную версию «Томагавка». Государственные испытания РК-55 «Рельеф» прошел в 1985−86 годах, в 1986-м комплекс был принят на вооружение. Однако успели выпустить только небольшую опытную партию — в 1987 году был подписано американо-советское соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности. В 1988 году все выпущенные РК-55 «Рельеф» (как и BGM-109G) были уничтожены.
В отличие от грунтовых комплексов с баллистическими ракетами комплексы с крылатыми ракетами несли сразу несколько ракет: американский «Грифон» нес четыре «Томагавка», а «Рельеф» — сразу шесть КС-122 . В сочетании с малой заметностью пуска и более высокой эффективностью ракет над сушей, где они могли укрываться в складках местности, это позволяло использовать их для нанесения ударов по важным целям в Европе после обмена ударами баллистических ракет.
Комплекс РК-55 «Рельеф». Фото: militaryrussia.ru
В данный момент комплекс С-10 «Гранат», вероятно, все еще состоит на вооружении ВМФ России, однако в соответствии с международными соглашениями, ракеты в боевом оснащении находятся на хранении на базах. Заменяется перспективным семейством крылатых ракет «Калибр».
Технические решения, отработанные на РК-55 «Рельеф», судя по всему, использовались при создании новейшего грунтового комплекса с крылатыми ракетами « » .
Основные характеристики:
- Дальность стрельбы — 2500−3000 км (по различным данным),
- Стартовая масса — около 1700 кг,
- Габариты, м:
— длина 8,09 (со стартовым ускорителем),
— диаметр 0,51,
— размах крыла 3,3, - Скорость полета ракеты — 720 км/ч.,
- Боевая часть — ядерная, эквивалентная мощность — 200 кТ.
Чудо-ракеты РФ – новое поколение ракетного комплекса С-10 «Гранат»
Моя статья «Ракетный сюрприз Путина», неожиданно для меня получила очень широкое распространение и собрала в сети массу читательских комментариев.
Среди читателей (и это радует!) нашлось немало весьма компетентных и въедливых специалистов, некоторые из которых, прочтя статью, предъявили автору претензию, что он (то есть, я), говоря о революционном характере нового ракетного комплекса, коё о чём умолчал.
А именно: говоря, что раньше из торпедных аппаратов диаметром 533 мм применялись только баллистические ракеты 81Р, 83Р, 84Р и их модификации, я не упомянул о ракетном комплексе С-10 «Гранат», в состав которого входила КРБД 3М10, предназначенная для пуска именно из таких ТА.
Это правда, принимаю упрёк. Желая оттенить прорывной характер путинского «ракетного сюрприза», я несколько слукавил. Впрочем, это моё (надеюсь, простительное) лукавство никак не меняет сути дела.
Судите сами.
Попытка создать советский «Томагавк» (крылатую ракету большой дальности для советского ВМФ, в ответ на соответствующие американские КРБД), действительно, была. Ещё в конце 60-х годов, в результате проведенных исследований под кодовым названием "Эхо", была установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами «при массированном их применении», а так же с применением приема «встречного подрыва», т.е. поражения средств ПВО и ПРО противника ядерными взрывами с целью расчистки коридора для других атакующих КР.
Разработка торпедно-ракетного комплекса была начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) в 1975 г. Комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.
В 1976 году были начаты испытания ракеты, которая позже получила наименование 3М10 «Гранат». Она должна была стартовать из 533-мм торпедного аппарата, имела дальность полёта до 2 000 км и вооружалась ядерной боевой частью мощностью до 200 кт. Эта ракета должна была входить в боекомплект АПЛ проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 667А, 670, 670М и 971.
Ракетный комплекс С-10 "Гранат" был принят на вооружение в 1985 г. К концу 1988 г. (по западным данным) на подводных лодках ВМФ СССР было размещено около 100 ракет 3М10 «Гранат".
Основные ТТХ этой ракеты таковы :
Длина ракеты со стартовым РДТТ - 8090 мм;
Размах крыла - 3300 мм;
Диаметр фюзеляжа ракеты - 510 мм;
Дальность действия – до 2000 км;
Скорость крейсерская: - 720 км/ч;
Потолок крейсерский - 15-200 м;
Глубина пуска - 40 м.
К сожалению, полностью развернуть «Гранат» СССР не успел. В 1989 году, согласно советско-американским договоренностями, из состава вооружений флотов обоих стран (за исключением стратегических сил – РПК СН) были выведены боеприпасы с ядерными боевыми частями. Соответственно, ракеты 3М10 комплекса «Гранат» со всех носителей были сняты и сданы на хранение. А фугасная БЧ для «Граната», которая позволила бы оставить комплекс на вооружении, разработана не была, ибо точность попадания ракеты в цель была недостаточна для её уверенного поражения.
И вот теперь командующий Черноморским Флотом доложил президенту России, что крылатые ракеты большой дальности – ракеты нового поколения – возвращаются в боекомплект российского флота! При этом само собой разумеется, что возвращаются они с качественно новыми характеристиками, как в области преодоления ПРО, так и в точности поражения цели.
Так, если ракеты «Граната» могли преодолевать ПРО противника только при массированном применении и в ядерном варианте, то новые ракеты, судя по тому, что количество их носителей, которое предполагается развернуть на южном ТВД, весьма невелико (7 ПЛ на Чёрном море и 9 МРК на Каспии), обладают исключительной, «хирургической» точностью и способностью форсировать противоракетную оборону противника.
Кроме того, если «Гранат» мог поражать только неподвижные цели с заранее известными координатами, то новое поколение российских КР способно перенацеливаться во время полёта и поражать, таким образом, даже подвижные цели.
Ну и, конечно, тот факт, что новый ракетный комплекс с КРБД становится универсальным и может быть установлен на любой носитель, как подводный, так и надводный, радикально увеличивает эффективность его боевого применения. (Есть даже вариант размещения на гражданских кораблях, в стандартном грузовом контейнере, для маскировки).
А что касается дальности новой ракеты, то ведь адмирал Витко её точно не назвал. Сказал лишь, что она «превышает 1500 км». Значит, может быть и две, и три тысячи…
Так что главный вывод статьи о том, что принятие на вооружения этого нового ракетного комплекса радикально меняет соотношение сил в огромном геополитическом регионе от Кабула и Багдада до Рима и Варшавы – остается в силе!
ПЛА пр.971, в боекомплект которой входит С-10 «Гранат»
Носитель ракет 3М10 "Гранат" - ПЛАРК пр.667АТ
Министерства обороны России на утилизацию на Северном флоте 60 стратегических крылатых ракет 3М10 ракетного комплекса 3К10 "Гранат" (в тендерной документации они почему-то - видимо из каких-то "конспиративных" соображений - названы "противокорабельными ракетами").
Напомним, что ракетный комплекс морского базирования 3К10 (С-10) "Гранат" с крылатой ракетой стратегического назначения 3М10 (КС-122), предназначенный для использования из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок для поражения административно-промышленных центров противника с заранее известными координатами, был разработан Свердловским машиностроительным конструкторским бюро «Новатор» и принят на вооружение ВМФ СССР 31 декабря 1983 года (фактическое поступление серийных ракет на флот, по известным данным, началось лишь в 1987 году) . Ракета 3М10 имела ядерную боевую часть и фактически являлась аналогом американской корабельной стратегической крылатой ракеты BGM-109A Tomahawk TLAM-N. Согласно неформальным "политически обязывающим" советско-американским договоренностям осени 1991 года, все стратегические крылатые ракеты с ядерными боевыми частями к середине 1990-х годов были сняты с кораблей обеих сторон и заскладированы. Считается, что все американские КР TLAM-N с конца 1990-х годов были переделаны в неядерные варианты.
Крылатая ракета РК-55 (3М10) советского стратегического наземного подвижного ракетного комплекса 3К12 "Рельеф" перед уничтожением в ходе реализации Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Елгава (Латвия), октябрь 1988 года. Ракеты 3М10 наземного ракетного комплекса 3К12 "Рельеф" были практически идентичны ракетам корабельного комплекса 3К10 "Гранат" (с) СеРЖ/offtop.ru / militaryrussia.ru
Оригинал взят у коллеги twower в Утилизация противокорабельных ракет
Минобороны продолжает начатую ранее утилизацию старых противокорабельных ракет ЗМ-10, используемых в 80-е годы на советских подводных лодках.
Основная цель - утилизация в полном объёме ракетного оружия, его составных частей и элементов ВВТ, (далее РАВ), высвобожденных ранее (снятого с вооружения, выработавшего ресурсные показатели, имеющего истекшие сроки службы, негодного по техническому состоянию, морально устаревшего, не имеющего дальнейшего предназначения для обороны государства).
Утилизация РАВ выполняется в рамках федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2016 годы и на период до 2020 года».
Для утилизации изделий номенклатуры РАВ, содержащих взрывчатые вещества, могут использоваться основные методы:
Предварительной разборки (с отделением взрывоопасных элементов от компонентов);
Уничтожение средств взрывания и воспламенения, пиротехнических средств методом выжигания в бронепечах;
-выжигания крупных зарядов взрывчатых веществ.
Для утилизации аппаратуры и блоков, содержащих сведения, составляющих государственную тайну (ТМ аппаратура 3П-11.0300-01, АБ-51-1, А065МА) провести разрыв межблочных связей и демилитаризацию методом дробления на мелкие фрагменты.
Основное предназначение РК «Рельеф» - решение оперативных и стратегических задач по поражению континентальных целей по заранее известным координатам. Он обеспечивал выполнение поставленных задач в любых условиях, днем и ночью, без ограничений местонахождения при осуществлении залпа.
Разработка нового наземного комплекса проводилась вдогонку американскому аналогу РК «Gryphon» с ракетой «Tomahawk». Согласно заданию, работы по созданию РК «Рельеф» требовалось окончить за два года.
Разработка и проектирование РК с КРБД морского (С-10 «Гранат») и воздушного базирования (Х-55, принятие на вооружение -1982 год) начинается в конце 1976 года. Неофициально разработка наземной модификации начинается в 1983 году. Официально РК «Рельеф» начинают разрабатывать по постановлению СМ и ЦК партии от 04.10.1984 года №108-32. За основу взята разработка морского РК «Гранат» и разработанной под него КРБД 3М10. Комплекс получает название «Рельеф» и под него разрабатывает КРБД КС-122. Разработку поручили свердловскому конструкторскому бюро «Новатор», руководство осуществлял замГК А.Усольцев, руководил конструкторским коллективом ГК Л.Люльев. Ответственным за создание нового комплекса от министерства назначают замминистра М.Ильина.
Создание пусковой, машин транспортировки/заряжания и управления, наземного комплекта оборудования была поручена свердловскому предприятию «Старт». Аппаратуру предстартовой подготовки, системы обработки и ввода расчетных данных с бортовым оборудованием ракеты создавали в московском НИИ-25.
Первые прототипы машин использующихся в РК «Рельеф» были построены на предприятии «Старт» в очень короткие сроки – в 1984 году они начали проходить ходовые испытания. Все испытания комплекса проводились на Ахтубинском полигоне МО СССР №929. Всего за время испытаний в 1983 по 1986 год было осуществлено запуск 4 макетов ракеты и запуск 6 боевых ракет в полной комплектации. Госиспытания начались в 1985 году, они проходили на том же полигоне.
Главой госприемки РК «Рельеф» был тогдашний главнокомандующий советскими ВВС А.Ефимов. В 1986 году комплекс успешно прошел этап госиспытаний и был принят на вооружение. Серийное производство велось на свердловском машиностроительном заводе имени Калинина, куда и была передана вся необходимая документация по РК «Рельеф».
Судьба комплекса
Завод успел выпустить только одну партию новых РК-55 «Рельеф» с ракетой КС-122, когда Советский Союз и Соединённые Штаты подписали Договор по сокращению РСМД в 1988 году. Комплекс был отдан под выполнение данного Договора. Со стороны Соединённых Штатов были присланы специалисты и вся недавно выпущенная партия была утилизирована на авиабазе близ города Елгава. Начало утилизации – сентябрь 1988 года, сразу были уничтожены 4 единицы КРБД КС-122. Последние работы по уничтожению были проведены в октябре 1988 года. Последней уничтожили ракету, на которой проводили замеры полного веса (использовали закачку в баки обычного дизтоплива) по просьбе американцев.
Устройство РК-55
Комплекс состоял из:
- автономной СПУ;
- машины транспортировки и заряжания;
Машины управления МБУ;
- наземного комплекса оборудования.
Пусковая создана на базе шасси МАЗ-79111/543М как автономная самоходная ПУ с индексом 9В2413 под 6 КРБД. Состав оборудования, установленного на пусковую: аппаратура навигации, ориентирования и топографической привязки, автоматика производства старта ракеты и оборудование для ввода полетных данных. Позиционный район работы - полтысячи километров. В ходе работы выясняется, что обычное размещение шести ракет будет нести опасность в виде перегрузки шасси, что приведет к снижению характеристик мобильности и старта ракет. Поэтому принимается решение выполнить ракеты с качающейся частью пусковой в едином блоке. Разрабатывается специальная система управления пусковой. Электрический разъем подключения выполнили в задней части единого блока.
Основные характеристики пусковой:
-длина - 12.8 метров;
- ширина – 3 метра;
- высота – 3.8 метра;
- расчет – командир машины и водитель-механик;
- силовая – дизель типа Д12АН-650;
- мощность дизеля – 650 л.с;
- формула колес – 8Х8;
- вес не снаряженной/снаряженной пусковой – 29.1/56 тонн;
- скорость до 65 км/ч;
- дальность марша до 850 километров;
- время перевода боевое/походное положение до 15 минут;
- время запуска ракет – около минуты;
- запуск ракет – одиночный/залп с интервалом около секунды.
- преодолеваемые препятствия: уклон до 40 градусов, ров до 3.2 метров;
КРБД КС-122 создана по нормальной аэродинамической схеме с раскладывающимся крылом и внутрифюзеляжной установкой двигателя. Рули высоты и направления также раскладного типа, цельноповоротные. Установленная система наведения и управления полностью автономная инерциального исполнения с коррекцией по рельефометрическим данным корреляционной экстремальной системы коррекции, в которую входит: БЦВМ, система хранения цифровых данных карт матриц участков коррекции и данных полета, радиовысотомер. Бортовая система наведения и остальная бортовая аппаратура создана московским НИИ приборостроения. Она имеет поблочное исполнение, в отдельных корпусах.
Двигательную систему внутрифюзеляжного исполнения разрабатывали в омском конструкторском бюро моторостроения и на производственном объединении «Союз». Сначала омские конструкторы разработали малогабаритный маршевый ТРДД внутрифюзеляжного исполнения. Последняя разработка носила название 36-01/ТРДД-50. Он развивал тягу в 450 килограмм. Работы велись с 1976 года. Испытания в 1980 году для комплекса «Радуга» были признаны успешными. Несколько позднее были проведены успешные испытания и для комплекса «Рельеф». Однако, для ракеты КС-122 был выбран двигатель Р-95-300 разработки МНПО "Союз". Двигатель развивал тягу в 400 килограмм и производился на заводе в Запорожье.
Основные характеристики ракеты:
- общая длина – 8.09 метра;
- длина контейнера – 8.39 метра;
- крыло – 3.3.метра;
- диаметр ракеты – 51 сантиметр;
- диаметр контейнера – 65 сантиметров;
- стартовый вес – 1.7 тонны;
- вес в ТПК – 2.4 тонны;
- вес БЧ не превышала 200 килограмм;
- мощность БЧ – 20 килотонн;
- максимальная дальность в районе 2600-2900 километров;
- средняя скорость полета – 0.8 Маха;
- средняя высота полета – 200 метров;
- используемое топливо – керосин/децилин;
- стартовый двигатель – пороховой РДТТ.
Данные по РК-55 «Рельеф»
На 1988 года было произведено 6 единиц автономных СПУ с боезапасом 80 КРБД КС-122. Все они находились в режиме опытного использования возле города Елгава Латвийской ССР. В конце 1988 года там же на авиабазе была проведена утилизация ракет. Вероятнее всего, ракет было произведено немногим больше, однако, по имеющимся данным, на утилизацию поступили только ракеты опытного комплекса. Речь идет о 80-84 КРБД КС-122.
Краткая справка по американскому аналогу комплексу «Gryphon»
Ракета комплекса «Gryphon» под названием BGM-109G являлась наземной модификацией «Томагавк» и обладала следующими данными:
- длина 6.4 метра;
- вес – одна тонна;
- средняя скорость 0.7 Маха;
- двигатель с тягой в 270 килограмм;
Первый пуск ракеты признанный успешным совершен в начале 1982 года. А в 1983 году на вооружение стали поступать первые серийные образцы.
Состав комплекса:
- 4 машины ТПУ на базе MAN AG с колесной формулой 8 X 8;
- 16 крылатых ракет BGM-109G;
- две машины управления.
Всего серийно выпущено около 560 крылатых ракет для обеспечения американского ракетного комплекса. Чуть менее 100 ракет остались в Соединенных Штатах, остальные должны были поступить для размещения на территории европейских стран.
Возможности ракеты по сравнению с советским аналогом были менее эффективны:
- малая ЭПР;
- дальность до 2.5 тысяч километров;
- средняя высота полета 30-40 метров;
- мощность боеголовки до 150 килотонн.
Система наведения комбинированного исполнения. Советская ракета КС-122 здесь почти не отличалась от американской BGM-109. Она имела инерциальную систему и коррекцию по контурам рельефа местности созданной компанией «TERCOM». В нее также входит БЦВМ и радиовысотомер. Данные, хранящиеся в бортовом компьютере, позволяли определять местоположение во время полета с повышенной точностью, КВО составлял порядка 20-30 метров.
Основным предназначением являлось вывод из строя пусковых противника со стратегическими ракетами, военных аэродромов, различных баз базирования и скопления живой силы и техники, стратегических объектов ПВО, разрушения крупных стратегических объектов типа электростанций, мостов, плотин.
Кроме наземного варианта, разрабатывали модификацию ракеты для ВВС. В 1980 году при изучении результатов конкурса, в котором участвовали AGM-86B от Боинг и AGM-109 (модификация BGM-109) от Дженерал-дайнэмикс военные выбрали ракету от компании Боинг.
Согласно подписанному Договору с Советским Союзом, в Соединенных Штатах утилизировали все пусковые и крылатые ракеты комплекса «Gryphon». Последняя ракета BGM-109G была утилизирована 31.05 1991 года. Ориентировочная стоимость одной BGM-109G – чуть более одного миллиона долларов (на 1991 год). Восемь ракет были «обезоружены» и отправлены в музеи и экспозиции.
Источники информации:
http://military.tomsk.ru/blog/index-762.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-601.html
http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/42/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-697.html
http://en.wikipedia.org/wiki/BGM-109G_Ground_Launched_Cruise_Missile
http://www.youtube.com/watch?v=2YQGiNC9abw
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт