Рай для шимпанзе смотреть юджин юар. Мир диких животных андрея гудкова
А по утрам Animal Planet показывает мир бебезянок. "Рай для шимпанзе".
Особый такой мирок - вроде как за решёткой высоким забором с проволокой, по которой пропущен слабенький, но ток, но территория такая огромная, что им, спасённым из неволи, жившим в тесных клетках, конечно, кажется, что они на свободе и вот оно счастье. Тем более, кормят. И развлекают. И заботятся о здоровье. И учат быть бебезянками. Что интересно - у них получается!
Директор "Рая для шимпанзе" Юджин должен вести себя как вожак, чтобы обучать новых обезьян, выросших в неволе, добывать пищу, лазить по деревьям и общаться друг с другом.
Одно плохо - с моей точки зрения - за них решают кому с кем заниматься сексом (вот ведь умею я, когда хочу, выражаться красиво!) и, у них не спросясь, могут взять и стерилизовать, потому что так вот лучше - с точки зрения тех человеков, которые их спасают, лечат, развлекают и кормят. Боги, потому что.
Бебезянки, меж тем, ничуть не возражают и бунтовать не пытаются. Или... просто смирились со своей участью, потому что уже поняли - ружья, стреляющие усыпляющим, не в их руках и в борьбе смысла нет - будет только хуже - могут ведь решить уничтожить всех агрессивных и плевать человекам на причину агрессии. Они могут прикончить и вовсе без причины, как вот парочку жирафов Мариусов и четырёх львов...
Нет, они, конечно, всплакнут, скажут что-то вроде: ах, нам будет так тебя не хватать, милый бебезян, мы тебя знали с самого детства и парочка твоих потомков давно уже рассекает по зоопарковым просторам доброй Дании (к примеру)... Аз, - будут они причтать и слёзы потекут по их скорбным лицам, - ах, что мы будем без тебя делать, как жить дальше. Но ничо, мы уверены, что так тебе лучше, наш милый, милый бебезян.
И что интересно. Живут эти бебезянки в большой-пребольшой клетке, но считают необходимым иметь собственное пространство, строго оберегают завоёванные территории, нападают друг на друга, а те, что посильнее, пытаются захватить земли побольше, жратвы и баб. Спрашивается, зачем - всё равно ведь всё дают, всё равно всё как бы общее? Но они упорно устанавливают границы, дерутся за власть, ветку потолще, жратву и баб.
Есть во всём это что-то философическое, не правда ли?
Утро продолжается, буду смотреть про панд - ещё ужаснее и жалко их ужасно, но что делать - я хочу понять уже и снова попытаться убедить себя в том, что я - не бебезянка, не бебезянка я! Возможно, не Бог (для бебезянок, кошек, собак и прочих) и даже ещё или уже не человек, но... блин, и ведь и не панда тоже... но и не бебезянка, нет! я не хочу ею быть. Пусть даже клетка красивая, много жратвы, развлечений и... и всё.
You must enable Javascript to view this content.
Шимпанзе (Pan troglodytes) - пожалуй, самый известный вид из ныне живущих человекообразных приматов. Это объект для многочисленных медицинских, биологических, физиологических опытов, других разнообразных научных экспериментов. Шимпанзе прекрасно дрессируются и вообще, сохранили множество сходств с поведением человека. И это понятно, ведь шимпанзе - самые близкие родственники человека среди животных. Ученые установили, что ДНК человека и шимпанзе сходны более чем на 95 %, а оставшиеся 5% и определяют все наши различия с ними. В природе шимпанзе встречаются в лесах и саваннах Экваториальной Африки. Они занесены в международную Красную Книгу и охраняются международными природоохранными организациями. На сегодня - это самый многочисленный из видов человекообразных обезьян живущих в дикой природе. Однако его численность в природе с каждым годом неуклонно уменьшается. Они становятся объектом браконьерского лова с целью продажи и содержания в неволе. Но главная проблема сокращения численности - уничтожение естественной среды обитания - тропических лесов. Одно из немногих мест, где шимпанзе чувствуют себя в безопасности в дикой природной среде - национальный парк «Конкуати Доули» (Conkouati-Douli), который находится в Республике Конго в 180 км. от Пуэнт Нуара, на границе с Габоном.
Дорога от делового и портового центра Республики Конго - Пуэнт Нуара до национального парка «Конкуати» на машине занимает более шести часов. Часть асфальтированной трассы проходит по побережью Атлантического океана до реки Куилу. Далее по абсолютному бездорожью, через саванну и редколесье, мимо редких африканских деревень до самого океанского побережья. Нам повезло, дождей не было уже пару недель и колея была относительно сухая. В большом джипе, подаренном национальному парку фондом Бриджит Бордо, пятеро человек. За рулем хрупкая, невысокого роста пожилая женщина, которая всю дорогу рассказывает нам про особенности этих мест, национальный парк, шимпанзе и жалуется на местное население. Это мадам Алиет Жамар - директор национального парка, стоящая у истоков его создания, самоотверженная и по-французски экспрессивная. Проезжая мимо абсолютно голых холмов она вдруг резко тормозит и оборачиваясь к нам, показывая руками вокруг, говорит: «Вы видите это?»
«Что?», - не понимаем мы. «Эти холмы», - продолжает она. «Еще в прошлом году это был лес», - она сокрушается, отчаянно и эмоционально жестикулирует, и мы продолжаем путь. «Вот так на деле охраняются леса. Они их просто вырубают и сжигают на уголь. Какое варварство».
Пока мы ехали мы узнали всю историю парка. Национальный Парк «Conkouati-Douli» был основан в 1991 году. Территория парка приблизительно 500 тыс. гектаров. Это одно из немногих мест в Республике Конго, где сохранились влажные тропические леса «Mayombe» в первозданном виде. Среди вымирающих животных, обитающих на этой территории помимо шимпанзе - равнинная горилла, мандрил, леопард, лесной слон и широкоголовый крокодил. Управляет парком организация WCS (Общество Сохранения Дикой природы).
Всю эту лесную территорию обрамляет малонаселенная (1 человек на км²) открытая саванна, которая тянется до самого Пуэнт Нуара. По территории парка протекает река Нгонго, несущая свои мутные воды в Атлантику, в которую в свою очередь впадают несколько мелких речушек, образующие многочисленные лагуны, заболоченные участки. Три озера, соединенные между собой протоками, завершают общую картину. По берегам озер и рек густые мангровые заросли, делают берега практически непроходимыми. На озерах расположены острова из мангровых деревьев. На этих островах обитают несколько групп шимпанзе. Еще немногочисленные группы живут непосредственно в самом лесу. На территории парка находятся два кордона - один основной другой дальний, вспомогательный. До него на моторной лодке около 3 часов пути через протоки и болота. Нам обещали показать этот кордон, и заодно познакомить с природой парка.
Уже более 10 лет работу в Парке ведет неправительственная организация «H. E. L.P.Congo» - основной задачей которой является адаптация больных и отбитых у браконьеров шимпанзе к условиям дикой природы. Кроме того, сотрудники «H. E. L.P.Congo» занимаются сохранением естественной популяцией диких шимпанзе, ведут активную просветительскую деятельность. В парке постоянно работаю 15 человек этой организации. Приезжают волонтеры из других стран, чтобы помочь мадам Жамар реализовывать свои программы. Первоначально, финансированием этого проекта занималась непосредственно Алиет Жамар собственными средствами. Уже позже подключились такие организации как «Фонд Бриджит Бордо», «WSPA», «HUSUS», «Humane Society USA», «Stirling University», «SPA (Society for the Protection of Animals)» и др.
С 1996 по 2005 год было адаптировано к природной среде 38 шимпанзе, которые были выпущены в Национальный Парк. Все они без особого труда приспосабливаются в природным условиям и уже живут без помощи человека, самостоятельно добывая пропитание и ведя борьбу за выживание в дикой среде. Сегодня за 25 шимпанзе проходят программу адаптации. За ними ведется постоянное наблюдение и осуществляется контроль над их самочувствием. С 2001 года на территории парка родились 8 детенышей шимпанзе. Мадам Жамар довольна своим рассказом.
СПРАВКА
Шимпанзе ведут как наземный, так и древесный образ жизни. Активны днём. Держатся обычно группами от 2 до 20 особей. Животные общаются между собой с помощью различных звуков, мимики и жестов. Поведение сложное, что свидетельствует о высоких по сравнению с другими животными интеллектуальных способностях шимпанзе. Питаются в основном растительностью, а также различными животными. Шимпанзе регулярно пользуются орудиями при добывании пищи. Способными к размножению шимпанзе становятся в возрасте 10 - 12 лет. Продолжительность жизни около 40 лет. Руки значительно длиннее ног. Кисти с длинными пальцами, но первый палец мал. На стопах первый палец крупный, между остальными пальцами имеются кожные перепонки. Ушные раковины крупные, похожи на человеческие, верхняя губа высокая, нос маленький. Кожа лица, а также тыльных поверхностей кистей и стоп морщинистая. Шерсть черная, у обоих полов на подбородке растут белые волосы. Кожа тела светлая, но на лице у разных видов ее окраска варьирует. Средняя температура тела 37,2°.
Уже в полной темноте мы въехали на территорию «Конкуати». В свете фар появились несколько африканцев - работников парка и молодой француз по имени Шамаё. Мы помогли разгрузить оборудование и продукты. Нас проводили в небольшие деревянные домики на 3 человека, договорившись, что встречаемся завтра в 7 утра на большой открытой террасе, одновременно служившей и кухней, и столовой. Электричества нет (сломался генератор) и готовимся ко сну практически наощуп. Немного душно. Но это не самая большая проблема. В полной тишине раздается писк, постепенно перерастающий в назойливый гул. Мы с ужасом понимаем, что предстоит битва с комарами, полчища которых уже с нетерпением ждут своего часа. Битва продолжается еще час. Удары сотрясают фанерные стены домика. Но силы изначально неравны и мы побежденные ложимся спать.
Уже глубокой ночью мы просыпаемся от одиночного истошного крика, который раздается совсем рядом, то уходит куда-то в черную глубь леса, то перемещается вправо и влево, то раздается где-то сверху, почти над домиком. Крик переходит в хохот, потом в резкие высокие звуки. К нему добавляется еще один, потом еще и еще. Через какое-то время вся какафония резко замолкает. До утра мы не спим. Говорим в полголоса ни о чем.
Рано утром мы спустились на веранду. Несколько человек были уже там. Рядом стояли ящики с различными фруктами, сладким картофелем, бутылки с молочной детской смесью. Шамаё поясняет, что сейчас мы поедем на острова прикармливать шимпанзе. «Это все их завтрак», - показывает на ящики. «Там будет детеныш с мамой. Забавные такие. Мы подплывем совсем близко. Если не будете делать резких движений, мамаша волноваться не будет. Так что имеет смысл взять камеру». Мы ему задаем вопрос по поводу ночных криков. Шамаё машет рукой: «Ничего особенного. Это дикие шимпанзе общаются со своими сородичами на островах. Такие концерты не редки и мы привыкли к ним».
Все грузим в лодку. Я, Шамаё и еще один африканец из персонала парка плывем по лагуне на небольшой моторной лодке в самый ее центр, где на большом мангровом острове живет небольшое семейство шимпанзе - мама с малышом и два самца. У всех шимпанзе свои имена - малыш - Квентин, мама - Джина, папа - Пепе и т.д. Шимпанзе знают свои имена и откликаются на них. Услышав звук мотора, шимпанзе приходят в возбуждение. Ждут еды. У самой кромки воды сидит Джина с малышом, оба самца нервно перемещаются по веткам вверх-вниз, покрякивая.
На мелководье Шамаё с сотрудником прыгает в воду. Я помогаю спустить ящики с едой. Шимпанзе узнают своих кормильцев. Диалог между животными и человекам начался. Сначала шимпанзе подавали фрукты, потом они самостоятельно брали еду из ящиков. Мое появление было воспринято спокойно, хотя изредка мама поглядывала в мою сторону. Кормление продолжалось около часа.
Вторая порция еды предназначалась для более многочисленной группы из 12 шимпанзе, расположившееся на другом конце лагуны, вдоль берега, на мангровых деревьях. Около этих шимпанзе мы задерживаемся подольше. Шамаё дает мне вдоволь поработать. Шимпанзе кувыркаются на деревьях, проделывая акробатические номера, строят друг другу рожы, пытаются отнять друг у друга еду, вступая в короткие драки. Некоторые флегматично отдыхают, не обращая никакого внимания на то, что происходит вокруг. Кто-то с удовольствием пьет из пластиковой бутылки заранее приготовленную молочную смесь, смакуя каждый глоток. Миниатюрная модель человеческого социума. Те же отношения, те же эмоции. Сюжет для съемки искать не приходится. Он прямо передо мной. Некоторые как будто позируют и делают это охотно, как будто говоря: «Сними меня, я самый красивый». Съемки будут продолжаться еще несколько дней, преподнося маленькие сюрпризы.
Когда еда заканчивается, шимпанзе перестают обращать внимание на нас, постепенно перемещаясь в глубь мангрового леса. Леса, где им ничего не угрожает, где нет ловушек и садков, где нет браконьеров. Где они чувствуют себя в полной безопасности. В своем маленьком мангровом раю.
В южноафриканском заповеднике обезьяны начинают
текст: GEO Россия
Шимпанзе из ЮАР и Мозамбика
Коузи родился в Америке, где его купил один итальянский фотограф. От желающих сняться в обнимку с маленькой обезьянкой, сосущей большой палец руки, не было отбоя. В доме на колесах фотограф объехал всю страну. Когда итальянец умер, его любовница решила избавиться от Коузи. Она заперла его в тесной клетке, в которой он провел девять лет. За эти годы Коузи разучился ходить – у него атрофировались мышцы ног.
Джао пристрастился к алкоголю и сигаретам – этому его научил артист передвижного цирка в угоду публике. Когда Джао исполнилось три года, его отдали в зоопарк в Мозамбике. Скоро в стране началась война, и на протяжении 20 лет Джао голодал: он выжил только благодаря подачкам от случайных прохожих.
Томас справляется с узлом любой сложности, потому что несколько лет его шею сдавливала веревка, которую он всевозможными способами пытался с себя снять.
Судьбы остальных шимпанзе, которые живут в заповеднике «Рай для шимпанзе» в ЮАР, не менее печальны. На долю этих обезьян выпали людские страдания. Не просто потому, что эти животные являются самыми близкими родственниками человека, ведь наши гены совпадают на 98 процентов. Взрослые шимпанзе не только имеют интеллект пятилетнего ребенка. Эти обезьяны способны испытывать человеческие чувства. В клетке они постоянно думают о свободе, как узники, заточенные в тюремной камере.
Африканцы берут шимпанзе на воспитание из жалости или держат их как домашних животных, не подозревая о том, что в возрасте трех лет поведение обезьян меняется кардинальным образом: они становятся агрессивными. Не зная, как усмирить взбунтовавшихся подопечных, владельцы запирают их в клетки. Затворники годами терпят побои, голодают. Но больше всего им не хватает ласки и общения с сородичами.
Шимпанзе страдают не только по вине нерадивых хозяев. Численность этих обезьян стремительно сокращается. Если в начале XX века в дождевых лесах Центральной Африки водилось около миллиона шимпанзе, то сегодня их осталось не больше двухсот тысяч.
Причин несколько. Каждые 24 года население Африки увеличивается почти вдвое. Людям не хватает места, и они начинают вырубать дождевые леса, которые являются естественной средой обитания шимпанзе. По проложенным в лесу дорогам человек без труда проникает в труднодоступные чащи, где приматы еще совсем недавно жили в относительной безопасности. И если раньше на шимпанзе, горилл, слонов и других животных охотились только жители маленьких деревень, потому что для них это был единственный источник пищи, сегодня браконьеры истребляют зверей без счета.
«Прямо из леса мясо шимпанзе попадает на черный рынок, где его продают по очень высокой цене», – говорит Юджин. Точную цифру он назвать не может – для него это слишком болезненная тема. Из Африки оно попадает в США и страны Европы. Многие африканские племена используют мясо обезьян в колдовских обрядах. Считается, что суп, сваренный с добавлением какой-либо части тела шимпанзе, будь то палец, глаз или хвост, исцеляет от болезней.
На черном рынке можно купить живых детенышей обезьян: их мясо считается невкусным, поэтому их продают как домашних животных. Учитывая все эти факторы, ученые подсчитали, что шимпанзе исчезнут из дождевых лесов Африки через десять лет.
Директор заповедника и уроженец ЮАР Юджин Кассонз спасает шимпанзе, попавших в беду. От людей и от неминуемой гибели. Обезьяны попадают сюда из разных уголков континента, но в основном из Анголы, Судана и Мозамбика. Расстояние для Юджина и его команды не преграда. Спасение шимпанзе вот уже три с половиной года является главной целью их жизни.
Юджин никогда не думал, что в нем проснется любовь к обезьянам. Четыре года назад он узнал, что калифорнийский Институт Джейн Гудалл по изучению взаимодействия человека, животных и окружающей среды хочет открыть в ЮАР заповедник для шимпанзе. На тот момент Юджину, студенту экономического факультета, было 25 лет. В подарок от отца ему досталась тысяча гектаров земли в трехстах километрах от Йоханнесбурга. Идея с заповедником ему понравилась. Почему обезьяны нуждаются в помощи, он понял только во время поездки в Анголу. Встреча с девятью шимпанзе – истощенными, перепуганными, загнанными в клетки, перевернула его жизнь. «В тот момент я подумал, что у меня есть средства и силы спасти их. Я был просто обязан это сделать, ведь эти шимпанзе могли умереть в любую минуту», – вспоминает Юджин. Семерых обезьян из девяти он спас. Две погибли в неволе.
Чтобы научиться правильно вести себя с шимпанзе, Юджин на свои деньги нанял опытных экспертов-приматологов. За три с половиной года он освободил и привез в заповедник 29 обезьян, а в ближайшее время планирует «усыновить» еще десятерых.
Одна спасательная операция обходится примерно в 20 тысяч долларов. Деньги жертвуют частные лица и благотворительные организации. Но собрать нужную сумму, добиться разрешения властей на вывоз шимпанзе из страны и организовать транспортировку животного – это лишь половина дела. Главная миссия заповедника – реабилитация шимпанзе и подготовка обезьян к жизни в дикой природе.
В неволе эти животные забывают язык шимпанзе, не зная которого они никогда не смогут стать частью группы, где царит жесткая иерархия. В лексиконе этих приматов 32 фразы, которые помогают им вести диалог друг с другом. Кроме звуков эти обезьяны используют язык жестов. Если шимпанзе, не знакомых с этими правилами и привыкших жить с человеком, запустить в вольер с другими обезьянами, сородичи могут их убить.
Но Юджин и приматологи из Института Джейн Гудалл обучают шимпанзе не только обезьяньей грамоте. Некоторых подопечных приходится заново учить ходить, как это было с Коузи, лазить по деревьям, собирать плоды и добывать воду во время засухи. «Коузи лазает по деревьям, используя две руки. Нетрудно догадаться, кто был его учителем», – шутит Юджин. Кроме того, ни один шимпанзе в заповеднике не умеет строить гнезда, а без этого навыка в лесу долго не проживешь, ведь по земле рыщут хищники. Сложность в том, что обе группы, старшая и младшая, стали настолько самостоятельными, что самцы больше не пускают сотрудников заповедника в вольер. «Малышей мы успели научить строить гнезда. Но как помочь взрослым шимпанзе, мы пока не знаем», – признается Юджин.
Сотрудники заповедника «Рай для шимпанзе» занимаются не только спасением обезьян. «Жители деревень, расположенных в лесу, не умеют обрабатывать землю. Мы стараемся убедить их заняться фермерством и разведением домашней птицы. Рано или поздно им все равно придется это сделать – пищи на всех не хватит», – говорит Юджин. Многие туземцы это понимают и охотно становятся лесниками, спасая животных от браконьеров.
Но выпускать шимпанзе рядом с деревнями все же нельзя, ведь люди могут снова открыть на них охоту. Поэтому будущий дом для своих подопечных Юджин ищет уже сейчас. Дождевых лесов в Африке пока много. Отыскать островки дикой природы можно, но чтобы перевезти туда шимпанзе на постоянное место жительства, нужно добиться соответствующего разрешения у принимающей стороны. И это должна быть стабильная страна, чтобы операция не сорвалась из-за внезапно начавшейся войны.
Результат работы сотрудников заповедника налицо – шимпанзе, прошедшие реабилитацию, почти полностью готовы к жизни в дикой природе. Однако процесс воспитания не всегда идет гладко. Насилие является главным рычагом управления стаей. Только так альфа-самец может добиться послушания и порядка. Юджину и его коллегам тоже приходится проявлять жесткость, иначе они не смогут добиться к себе уважения, а следовательно, ничему не научат обезьян.
Однако первое правило работы с шимпанзе – никогда на них не обижаться, потому что эти животные умеют прощать. «Шимпанзе не просто дружат с нами, они доверяют нам свою жизнь, когда мы учим их карабкаться по деревьям. И значит это только одно: обезьяны простили человека за все то зло, которое он им причинил», – говорит Юджин.
Бонобо или карликовые шимпанзе нашли себе приют в заповеднике «Lola ya Bonobo», что в переводе с местного наречия переводится, как «Рай для бонобо». В этот рай обычно попадают конфискованные у браконьеров малыши-бонобо, чьи родители были убиты.
(Всего 19 фото)
1. Обезьяны бонобо (ранее известные как карликовые шимпанзе) – самый редкий из всех видов обезьян. В неволе осталось всего около 10 тысяч бонобо – все они живут на территории Демократической республики . Бонобо и шимпанзе – наши самые ближайшие «родственники». Как и шимпанзе, бонобо разделяют с нами 98,7% ДНК. (Martin Harvey / Photolibrary)
2. Шимпанзе и бонобо очень похожи друг на друга, но бонобо чуть меньше, с розовыми губами, черными мордашками и длинной черной шерстью с аккуратным, ровным пробором. Между первыми двумя пальцами бонобо есть небольшая перепонка. В то время как у шимпанзе низкие громкие голоса, бонобо кричат высоко. (Martin Harvey / Photolibrary)
3. Основанный Клодин Андре в 1994 году, заповедник «Lola ya Bonobo» - единственный заповедник для осиротевших бонобо. С 2002 года приют находился на территории Les Petites Chutes de la Lukaya, у Киншасы в Демократической республике Конго. “Лола я Бонобо” на местном языке лингала означает «рай для бонобо». В заповеднике, на территории площадью в 30 гектаров живут около 60 особей. (Martin Harvey / Photolibrary)
4. Обычно обитатели заповедника попадают сюда совсем юными. Из-за мяса в Конго каждый год убивают сотни взрослых бонобо, а детенышей продают в качестве домашних питомцев. После конфискации молодых бонобо отвозят в заповедник Лола я Бонобо. (Martin Harvey / Photolibrary)
5. Они начинают жизнь в приюте под заботливым взором приемной мамы, но обычно они быстро становятся готовыми к взаимодействию с группой ровесников, а вскоре после этого – с более многочисленными группами разного возраста. (Martin Harvey / Photolibrary)
6. Хотя эти бонобо находятся в неволе, они живут в условиях, близких к тем, что на воле. Также как и в дикой природе, они ищут еду среди десятков съедобных растений и фруктовых плодов, добиваются самок и учатся избегать таких опасностей, как ядовитые змеи. В результате бонобо в приюте Lola ya Bonobo живут естественной жизнью. Хотя в приюте они демонстрируют поведение, такое как использование инструментов, которое не наблюдалось у них на свободе. (Martin Harvey / Photolibrary)
7. Благодаря своим условиям приют играет важную роль в демонстрации уровня человеческого отношения, которое заслуживают обезьяны в неволе. Приют охраняет диких бонобо, потому что это помогает укреплению внутренних и международных законов по предотвращению торговли живыми бонобо. Также приют демонстрирует туристам ценности природы Конго, в частности, жизнь обезьян бонобо – уникального наследия страны. (Martin Harvey / Photolibrary)
8. Взрослый бонобо охлаждается в воде в жаркий день. Бонобо не боятся воды и с удовольствием ищут в ней еду. Плавать они не умеют, так что продвигаются по воде с помощью палок для сохранения равновесия. (Martin Harvey / Photolibrary)
9. Мать бонобо с детенышем на спине. (Martin Harvey / Photolibrary)
10. Молодой бонобо как будто улыбается в камеру, однако если к стоящему ниже по социальной лестнице шимпанзе подойдет более «важная» особа, он испугается. (Martin Harvey / Photolibrary)
11. Бонобо питаются, в основном, фруктами, но также могут есть мелких животных, яйца, червяков и т.д. (Martin Harvey / Photolibrary)
12. Юный бонобо с палкой. (Martin Harvey / Photolibrary)
13. Мама держит задней ногой ручку детеныша. (Martin Harvey / Photolibrary)
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны