Протонное оружие охотников за привидениями. Настоящие охотники за привидениями
Основной отличительной чертой охоты на привидений является наличие уникального научно-технического оборудования, которое разработали и изобрели вместе доктора Игон Спенглер и Рэй Стэнтз. Протоновый ускоритель, ловушка и экто-хранилище позволяют парализовывать и удерживать привидение продолжительное количество времени, что и делает возможной охоту на привидений, а известный всем Эктомобиль (или Экто-1) Охотников за привидениями, на котором они выезжают на вызовы, является незаменимым "ghostbusting"-атрибутом и одновременно символом их бизнеса.
ECTO-1 (Эктомобиль)
Эктомобиль – Кадиллак Миллер Метеор 1959 г. – комбинированная машина (машина скорой помощи + катафалк) использовалась в фильме «Охотники за привидениями» 1984 г. и другой беллетристике, посвященной охотникам.
Это средство передвижения приобрел Рэй Стэнтз по относительно высокой цене - 4800$ (больше 9400$ в США после инфляции) в довольно плачевном состоянии, требующем основательного ремонта. По словам самого Стэнтза нужно было «сменить мост, тормозные колодки, педали, прокладки, коробку передач, рычаг переключения передач, заднюю дверь (в этот момент его приостановил Венкман, желавший узнать о цене), а также новые кольца, глушители и немного поработать над проводкой». После необходимых изменений машина использовалась для перевозки оборудования, а также поездок по Нью-Йорку. На ней была установлена сирена с характерным, узнаваемым звуком. Отличительной чертой эктомобиля был также специальный выход сзади, где перевозились протонные блоки, который облегчал к ним доступ. Имелись также различные технические приспособления, установленные на крыше авто, чье действие в кино ни разу не применялось. Поклонники размышляют, что оборудование включало в себя тяжелое многофункциональное антипризрачное вооружение для борьбы и защиты от призраков. Книга «Создавая Охотников» описывает вырезанную сцену, где полицейский кладет на лобовое стекло машины квитанцию и она тут же превращается в пепел.
Ранние версии сценария, написанного Дэном Эйкройдом для первого фильма, также упоминали о способностях эктомобиля к межпространственным путешествиям. Один из первоначальных пробных кадров показывает эктомобиль черным с лиловыми и белыми пульсирующими огнями, придающими машине пурпурный ореол.
Эктомобиль также известен под названием «Экто-1» (из-за обычного номерного знака «Ecto-1», показанного в первом фильме).
ECTO-1A
Протонный блок (Proton Pack)
Протоновый ускоритель (или "протонный блок") – ядерное ускоряющее устройство, созданное охотниками за привидениями. Это их основной инструмент в фильме 1984 г., предназначавшийся для охоты на привидений. Он состоит из ружья ("протонное ружье" или "излучатель частиц"), присоединенного к ускорителю частиц в форме рюкзака. Он стреляет потоком протонов, который поляризуется с отрицательно заряженной энергией привидения, позволяя сдерживать его этим потоком. Излучатели частиц протонного блока первоначально представлены как орудие в форме палки, которое нужно было держать в каждой руке.
Протоновый блок также описывался как ускоритель заряженных частиц. Работал он «концентрируя протоны» (хотя в первом фильме он упоминался в качестве «позитронного соединителя», а ружье называлось «нейтронным»), используя их для захвата «отрицательно заряженных эктоплазменных созданий». Это описание является технической несуразицей – в практических терминах протонное ружье стреляет потоком энергии, которая позволяет обездвижить призрака, подвести его к нужной позиции, позволяющей захватить его в ловушку. Доктор Игон Спенглер создал это оборудование именно для этих целей. Вырезанная сцена из «Охотников за привидениями» показывает Игона, который нацелил блок на отдушину в стене и втулка решетки просто расплавилась.
Диалоги охотников указывают, что протоновый ускоритель действует аналогично циклотрону, в котором производится мощный поток заряженных частиц. В контрасте с настоящим циклотроном (который производит хорошо сбалансированный поток частиц), луч протонного ружья имеет тенденцию к кривой (хотя остается в пределах той области, где находится стреляющий), достаточно разрушительной силы по отношению к физическим объектам и может нанести серьезный ущерб.
Исходя из слов Игона в «Охотниках за привидениями-II» энергии каждого блока хватит на 5000 лет. Кнопки на протонном блоке могут выполнять различные функции для управления потоком, в том числе регулирование интенсивности потока, длительность и уровень поляризации. В соответствии с мультфильмом, максимальная мощность протонного блока – 500 000 МГц и он имеет механизм самоуничтожения, действующий как минимум в радиусе пол мили. В мультфильме протонные блоки иногда оказываются менее эффективными в борьбе с мощными привидениями и имеют способность разряжаться в самый неподходящий момент для большей драматической напряженности.
"Попробуйте представить, что вся ваша жизнь, как вы ее знаете, внезапно останавливается
и каждая молекула вашего тела взрывается со скоростью света"
Игон Спенглер о пересечении протонных потоков.
Пересечение потоков первоначально было запрещено, так как Игон считал, что «полный протонный распад» имел бы катастрофические последствия (см. цитату выше). Однако, в отчаянной попытке остановить Гозера, охотники за привидениями использовали пересечение четырех протонных потоков непосредственно в ворота между измерениями, которые взорвали каждую молекулу Гозера (в том числе и его психическое влияние) и вынудили его выйти обратно в межпространственное окно, из которого он появился. Проход разрушился и взорвался, когда Гозер был уничтожен.
|
Протонное ружьё (Proton Gun)
Протонное ружьё используется в качестве главной ранели управления. С него можно настроить Протонный блок на любую функцию. Протонное ружьё также называют Протонным излучателем (Neutrona Wand)
Ловушка (Ghost Trap)
Ловушка - это небольшое устройство в форме коробки с двустворчатой крышкой, управляемое издали с помощью простого педального выключателя, присоединенного длинным кабелем. Когда привидение оказывается вблизи ловушки (обычно с помощью протонного блока, хотя не обязательно), ловушка активируется нажатием на педаль ногой. Её крышка открывается, и силовое поле затягивает призрака внутрь. Главным героям давался совет не смотреть прямо на ловушку, когда она активна. Затем призрак может быть перенесен в большой, более постоянный блок задержания.
В ловушку может помещаться более одного призрака, но не установлено, сколько и какое время привидение может там находиться. Также предполагается, что захваченный призрак может быть выпущен охотником добровольно; все что нужно – опять открыть её.
Блок задержания (Ecto containment unit)
Хранилище (или "блок задержания") - это большое устройство для содержания привидений в подвале штаба охотников за привидениями. Оно было создано после того, как доктор Спенглер и доктор Стэнтз впервые увидели призрак библиотекарши в Нью-Йоркской Публичной Библиотеке. В соответствии с данными того опыта, они выдвинули теорию о том, что если уровень ионизации всей эктоплазмы призрака постоянен, они могут захватить его и удерживать неопределенное количество времени. Эта идея и сделала возможным будущий бизнес охотников. Все пойманные привидения содержались в этом хранилище.
В блоке задержания есть легко доступное отверстие, в которое помещается заполненная ловушка, после последовательного нажатия двух кнопок и активирования рычага, призрак переходит из ловушки в пространство блока задержания. После того, как все эти шаги выполнены, зеленый сигнал на стенке блока моргает, указывая на успешное завершение операции. Отсюда правило: «Когда загорается зеленый свет – ловушка чистая».
ПКЭ датчик (PKE meter)
Экто лизеры - небольшое устройство, надевающееся на глаза, позволяющее видеть размытые и прозрачные эктоплазменные объекты, испускающие психокинетическую энергию. В фильме 1984 г. использовалось Рэем Стэнтзом для выслеживания призрака в отеле Sedgewick. До того как очки ночного видения сделали Экто лизерами это были очки ночного видения AN/PVS-5a которые стояли на вооурожении армии США.
Извечная проблема с нехваткой времени, Кинорныком и прочей текучкой притормозила жизнь в сообществе. Сами вы отчаянно пассивны, а мне не хватает возможностей стабильно обновлять «Видеозал» . Надеюсь, что в следующем году я сумею решить вторую проблему.
Пока же нам предстоит до наступления праздников дочитать статью . Первая часть, в которой рассказывалось об одноименном сериале, желании Columbia Pictures сделать фильм с таким названием и фантастических идеях Дэна Экройда, находится . Сегодня речь пойдет о работе над сценарием и условиях, выдвинутых боссом студии Айвену Рэйтману.
Продолжение последует завтра-послезавтра.
...Дэн тогда закончил только сорок или пятьдесят страниц, и я искренне не понимал, каким образом снимать этот фильм. Действие, например, разворачивалось в будущем – не далеком-далеком, но достаточно футуристичном – на других планетах и в параллельных измерениях. И каждая страница была наполнена действием. Практически никакой проработки персонажей. Охотники ловили приведений уже на первой странице, и делали это же на каждой последующей – просто одно паранормальное явление за другим. К десятой странице я был выжат как лимон. К сороковой странице бюджет уже зашкаливал за сотню миллионов долларов и в сценарии не было ничего смешного. Он был совершенно серьезен. Дочитав, я отложил рукопись в сторону и забыл о ней.
Миссия невыполнима?
Но не забыл Экройд. Закончив сценарий несколько месяцев спустя, он вновь отправил его Рэйтману, вместе с концептуальными зарисовками и любительской видеосъемкой, на которой представал в самодельном костюме охотника, сделанном из костюма парашютиста, с нейтронным оружием в руках и протонной пушкой, собранной из пенополистирола и старых радиодеталей. У Рэйтмана в тот момент было несколько проектов, находившихся в разных стадиях готовности, но он решил отложить их все ради «Охотников за привидениями».
При повторном прочтении сценария я сфокусировался на великолепной идее Дэна – рассказе о трех парнях, работающих в старой пожарной части и выезжающих на вызовы так же, как это делают настоящие пожарники. Единственным отличием является то, что эта помощь – сверхъестественна по своей природе. Дэн продумал концепцию, экипировку, машину и даже эмблему – маленькое привидение внутри знака «стоп». Это была одна из немногих идей в оригинальном сценарии, над которой я хохотал. Но мне казалось, что вся история терялась, если помещать события фильма в будущее. Я пригласил Дэна на ланч и сказал ему все, что об этом думаю.
Без колебаний Экройд согласился с поправками Рэйтмана. Айвен предложил ему поработать над сценарием вместе с Гарольдом Рэмисом – чрезвычайно одаренным комедиантом, работавшим над сценариями трех предыдущих картин режиссера. К тому моменту Рэмис как раз закончил post-production своей второй режиссерской работы – «Каникулы». Пролистав сценарий и послушав идеи Экройда и Рэйтмана, Рэмис присоединился к проекту не только в качестве соавтора сценария, но и стал третьим охотником.
Позже в тот же день Рэйтман вызвал своего агента Майка Овитца, который, как оказалось, также представлял интересы Экройда, Мюррея и Рэмиса – и попросил того назначить встречу с главой Columbia Pictures Фрэнком Прайсом.
Ему было совершенно нечего читать. Я не хотел давать ему сценарий Дэна, потому что он был далек от того, в каком направлении мы хотели идти, и он мог просто испугать его. Я лишь сказал ему, кто будет участвовать в проекте, и пять минут рассказывал, на что это будет похоже. Он спросил – «И сколько же это будет стоить?», на что я ответил, что у меня нет идей на этот счет. У меня нет ни сценария, ни бюджета, но в любом случае фильм получается дорогим.
Как ни странно, Прайс поверил в Рэйтмана и предложил ему сделку. Заключенное соглашение на $25 млн. было хорошо по всем параметрам, кроме одного – студия хотела выпустить фильм летом 1984 года – то есть у Рэйтмана и его команды был всего один год, чтобы написать сценарий, снять фильм и создать сложнейшие эффекты. А кроме сценаристов, на тот момент в команде Рэйтмана числилось всего два человека – продюсеры Джо Мэджак и Майкл Гросс. Главным приоритетом, конечно, стал сценарий. Запершись в офисе Рэйтмана, Экройд и Рамис приступили к шлифовке и реструктурированию скрипта, отталкиваясь от оригинальной идеи «Уничтожителей».
Что мне нравилось в первом сценарии Дэна , – вспоминал позже Рэмис, – так это то, что он взял очень страшные вещи и заставил их казаться обыденными. Но в сценарии Дэна охотники были обычными швейцарами, зарабатывающими не больше $10000 в год, и работающими на кого-то еще, не имея никакого научного образования. И в этом заключалась большая проблема: я считаю, что комедия получается более динамичной, когда персонажи сами выбирают себе занятие, вместо того, что бы становиться жертвами обстоятельств. Поэтому мы решили, что мотивация была бы более оправданной, если бы охотники сами решили начать такой бизнес и сами были бы вершителями своих судеб.
Вторым слабым звеном сценария была проработка персонажей. Экройд, захваченный идеей, писал сценарий без оглядки на драматургию, ему казалось, что невероятные приключения оттеснят внутренний мир героев на второй план. Поэтому охотники, Стэнц, Венкман и Рэмси, который позже превратится в Уинстона, были похожи, как однояйцевые близнецы. Не мудрствуя лукаво, Рэмис и Рэйтман распределили между ними классические амплуа (комик, зануда, энтузиаст) и сосредоточились на проработке сюжета.
Основная канва повествования была найдена довольно быстро: после прекращения финансирования университетом их проекта, ученые решают открыть собственный бизнес, связанный с поимкой и уничтожением привидений. Кривая выводила их на многоэтажный дом в центре Нью-Йорка, в одной из квартир которой поселилось Зло. Именно там разыгрывалась решающая схватка. Согласно версии Экройда, к финалу истории паранормальная активность возрастала в несколько раз, и главные герои проваливались в параллельное измерение, где они сражались с гигантским монстром. Но подобное развитие событий было сложным для восприятия тогдашней публикой: до наступления эпохи высокооктановых боевиков было еще далеко, и зрители предпочитали неторопливые внятные сюжеты. Зато на радость Экройду практически без изменений остались его любимые элементы сценария: вооружение героев, прожорливый призрак, которому несколько лет спустя суждено превратиться в Лизуна, и огромный Зефирный Человечек.
После того, как сценарий рассказал о том, как охотники стали охотниками, возникла необходимость в проработке «легенды». Фактически, сюжет сочинял сам Рэйтман, подбрасывая идеи сценаристам и направляя полет их фантазии. Это была моя идея сделать парней парапсихологами при университете , – вспоминает режиссер. – Я предположил, что это единственно возможное место, где можно было бы вести подобные исследования, если бы они имели место.
Айвен оказывал нам неоценимую помощь – говорит Рэмис. – Когда ты пишешь сценарий, особенно, если это комедия, то все, что ты придумываешь, кажется тебе безумно смешным. Но на деле все может оказаться совсем наоборот. А на Айвене мы проверяли наши находки и смотрели, работают они, или нет. Дэн писал гораздо быстрее меня. По завершении первого дня работы у него было готово около сорока страниц, я же сделал только пять. Но это было отличным сотрудничеством. Дэн придумывал массу забавных ситуаций, а моей сильной стороной было написание шуток и смешных диалогов. Поэтому мы писали свои сцены одновременно, а затем дорабатывали сочинения друг друга.
Работа над сценарием продвигалась хорошими темпами, и Рэйтман переключил внимание на другие неотложные проблемы.
Продолжение следует
Начать эту статью можно с весьма примечательного факта. Оказывается, во всем мире активным поиском привидений и мест, где они могут обитать, занимаются больше 10 тысяч человек. К примеру, американская исследовательница Шерон Хилл только в США насчитала 2000 любительских команд — охотников за привидениями .
Есть и профессионалы, которые исследуют их явления с точки зрения вполне научной. Среди них английские физики Ян Скотт и Джон Фаулер, всерьез занявшиеся этой проблемой. Их исследования начались при весьма необычных обстоятельствах.
Дождливым летним вечером 1995 года Ян Скотт задержался в своей лаборатории, готовя новый опыт. И когда он уже был готов запустить установку, создающую сверхсильные магнитные поля, то увидел в углу светящийся полупрозрачный силуэт, напоминающий фигуру человека.
Голосом его давно умершего отца привидение произнесло: «Ты перепутал провода», — и тут же исчезло. Пораженный экспериментатор проверил аппаратуру — действительно, при монтаже была допущена оплошность. Если бы он включил систему, короткое замыкание могло бы привести к пожару.
С того памятного вечера Скотт основательно занялся изучением привидений, приобщив к работе своего напарника Джона Фаулера. Вдвоем в нерабочее время физики мастерили специальные установки для «поимки» фантомов, которые могли бы вызвать зависть даже у охотников за привидениями из одноименного телефильма.
В процессе работы коллеги собрали максимум сведений о предмете охоты. Обнаружилось немало любопытного. Например, в рассказах о привидениях часто говорится: «Повеяло могильным холодом». Что это — метафора или же реальный факт? Для проверки исследователи решили устроить «засаду» на призрак лондонской Белой башни, одну из жертв Генриха VIII — Анну Болейн.
Они установили по всему помещению десятки температурных датчиков и автоматический регистратор. Ждать пришлось долго — лишь спустя три месяца самописцы зарегистрировали волну холода, прокатившуюся но главной лестнице, а фотоаппарат запечатлел белую полупрозрачную фигуру — несчастную жену жестокого короля.
Скотт и Фаулер предположили, что для обретения хотя бы некоего подобия видимой оболочки неуспокоенной душе необходимо большое количество энергии. И она забирает ее... прямо из окружающего воздуха. Поэтому вблизи призрака люди чувствуют холод — температура действительно понижается. Причем иной раз так резко, что начинается конденсация влаги в атмосфере вплоть до образования тумана.
Далее экспериментаторы задались вопросом: чем отличается наша эпоха от Средневековья? Разумеется, хаосом в эфире. Нагромождение радиоволн, линии электропередачи, бытовые электроприборы, электропоезда мешают потенциальным привидениям, образно говоря, реализовать себя. Скотт и Фаулер решили проверить электромагнитные параметры тех замков, которые славятся собственными фантомами.
И обнаружили в стенах очень слабые «вмороженные» магнитные поля сложной конфигурации. По-видимому, решили они, в момент насильственной смерти человек формирует сложный и мощный импульс, который, как на голограмме, фиксируется в окружающих предметах. Затем такая «картинка» помогает привидению «собрать себя». В нынешнее же время сделать это непросто — помехи забивают природный сигнал. Потому-то привидения почти не встречаются в крупных городах, зато в загородных замках о них можно услышать немало историй.
После такого открытия решено было сконструировать своеобразное «оружие» против привидений — компактную «электробазуку», выдающую мощный магнитный всплеск. И вот не так давно ученым удалось «поймать» и даже «разговорить» загробную сущность. Произошло это в Ирландии, в Рафпик Хаус — доме «безумных Линчей», где, как гласит поверье, издавна живут привидения. И вот в одну из ночей приборы показали присутствие «объекта».
Физики бросились в коридор, где увидели бледную тень девушки. Друзья постарались убедить ее не исчезать сразу, после чего привидение поведало о том, что при жизни оно было дочерью прежнего хозяина замка. Она покончила с собой, разбив голову о стену. На это она пошла после того, как родной брат замуровал ее заживо в одной из башен, желая таким образом положить конец ее встречам с соседским парнем из семьи, с которой Линчи ни за что не хотели породниться.
Чуть помедлив, призрачная девушка передала коллективное обращение привидений ко всем охотникам и исследователям. По свидетельству физиков, если отбросить средневековые витиеватости, перемешанные с крепкими современными словами, смысл его прост: «Оставьте нас
в покое, займитесь своими делами!»
Разумеется, такое предупреждение, пусть даже исходящее от привидений, энтузиастов не останавливает. Многие из них давно ведут настоящую фотоохоту в надежде сделать уникальные снимки. Те же Фаулер и Скотт собрали немало «портретов» привидений, запечатленных фотолюбителями.
Причем авторы заверяли, что никаких посторонних личностей в видоискателе аппарата не видели, а просто снимали друзей или родственников. Оказалось, что привидения преломляют солнечный ультрафиолет. Человек его не видит, но чувствительность обычной фотопленки простирается за пределы видимого спектра — как раз в область ультрафиолета.
А теперь немного истории. Надо отметить, что уважаемая, но до сих пор не признаваемая ученым миром профессия охотников за привидениями, насчитывает уже несколько сотен лет. Первыми этим делом занялись священнослужители, а также секретная служба в недрах святой инквизиции.
Работы у тех и других хватало: в Средневековье ни один приличный английский или шотландский замок не обходился без собственного привидения, а то и нескольких, являвших собой неприкаянные души невинно убиенных, в том числе и злодейски. Любопытно то, что владельцы подобных замков терпеливо сносили все проказы и злые шутки фантомных сожителей, хотя зачастую последние не только виделись, но и слышались, причем оказывались весьма словоохотливыми, сообщая об ужасных подробностях семейных тайн.
Священнослужители, вооруженные лишь Библией и святой водой, особого впечатления на привидения и полтергейст (он же «шумный дух» или «барабашка») не производили. И тогда владельцы замков обратились за помощью к инквизиции, в недрах которой и были разработаны первые способы охоты на привидения. Надо отдать должное — эти преследователи не боялись ни Бога, ни черта, ловя в одиночку по ночам выходцев с того света. Кстати, одиночество " было непременным условием успешной охоты.
Впрочем, у инквизиции к привидениям был еще один, вполне практический интерес. Помимо того что словоохотливые привидения часто выдавали тайны самого Ватикана, они сообщали о закопанных кладах и секретных документах. Например, в истории Британии известен случай, когда в XVII веке знаменитому юристу короля Карла II, Джорджу Маккензи, привидение указало место хранения документа, который помог ему выиграть дело о крупном наследстве.
Гуляя в городском парке Эдинбурга, сэр Джордж встретил почтенного вида старика, который стал уговаривать его съездить в Лондон и принять участие в деле о наследстве. Причем рассказал, где находится выигрышный для дела документ. Сообщив эти сведения, старик вдруг исчез. Сэр Джордж пожал плечами и продолжил прогулку. Однако настойчивое привидение еще два дня подряд ловило его на том же самом месте. Юрист сдался и поехал по указанному адресу в Лондон.
В замке, где жил истец, сэр Джордж увидел старинный портрет, на котором был изображен тот самый упрямый старик — он оказался прапрадедом хозяина замка. Юрист пересказал ему эту историю, и они вместе поднялись на чердак замка, где, по словам старика, в старом дубовом шкафу должен был находиться пергамент с текстом документа. Он там и оказался! И это не единственная подобная история, когда бестелесные духи с того света передавали в покинутый ими мир весьма полезную информацию.
Первый официальный клуб искателей привидений был организован в Англии в том же столетии — в 1665 году. Несколько ведущих представителей интеллигенции того времени, включая известного физика сэра Роберта Бойля, основали это общество, чтобы совместно изучать сообщения о фантомных явлениях.
Примечательным было снаряжение охотников за привидениями тех времен. Мешочки с тальком или мукой мельчайшего помола предназначались для выявления на полу следов невидимых глазу «посетителей».
Мотки тончайших шелковых нитей для натягивания их на пути духов; зажженный, но закрытый черной материей яркий фонарь, иногда даже с рефлектором, запасной факел, пропитанный горючим составом, и кремень (считалось, что большинство привидений боятся яркого света); флакон с нашатырным спиртом; пропитанная таким же составом веревка, чтобы образовать вокруг себя огненный круг, если привидение окажется агрессивным; мелок для начертания на полу каббалистических знаков, официально церковью не признаваемых и запрещенных как способ сношения с дьяволом.
Свой вклад в эту необычную охоту внес XIX век, хотя в снаряжение энтузиастов добавил разве что электрические ловушки с микроконтактами и звонками и фотоаппараты. Впрочем, до конца века от последних было мало толку из-за невысокой степени чувствительности тогдашних фотоматериалов и длительности процесса.
Уже в конце века появились первые удачливые фотоохотники, однако большинство испытателей считало фотографии духов либо браком, когда на пленке было что-то малопонятное, либо фальсификацией, если изображение было более качественным. Подобная практика характерна и для XX века.
Следует сказать несколько слов о таком понятии, как эктоплазма. Этот термин ввел в обиход в 1904 году будущий Нобелевский лауреат, французский физиолог Шарль Рише, обозначив таким образом некую субстанцию, которую выделяет медиум (из глаз, ушей, области пупка и т. п.) и из которой формируется привидение, причем как «эфирный двойник» самого медиума, так и фантом личности, давно покинувшей этот мир.
Поскольку никому не известно, что это за субстанция, то и прибор для ее фиксирования пока не изобретен. Зато охотники за привидениями в первой половине XX века выяснили, что при появлении гостей с того света вблизи них понижается температура (по разным оценкам — до 5—6 °С и ниже), возникают радиопомехи, акустические шумы, в том числе в неслышимых человеком диапазонах, меняются электрофизические параметры пространства.
Начиная с 1950-х годов, вооружение охотников пополнила термосеть, представляющая собой редкую (с ячейками размером в 20—30 см) металлическую сеть, в узлах которой расположены малоинерционные микротермисторы. В последние годы к такой сети подключают компьютер, что дает возможность получить на экране конфигурацию теплового объекта и определить скорость его перемещения.
В конце XX века охотники получили в свое распоряжение термолокаторы, позволяющие фиксировать точную конфигурацию объекта и его перемещение даже при разнице между температурой среды и объекта в десятые доли градуса (фиксируется даже слабый сквозняк). Термолокаторы дополняют сверхчувствительные направленные микрофоны и индикаторы слабых электрических и электромагнитных полей.
Конечно, использование всей этой аппаратуры пока не дает возможности ответить на главный вопрос о том, что же представляет собой привидение и из чего оно формируется. В то же время техника позволяет зафиксировать присущие ему вполне материальные следы и тем самым подтвердить, что мы имеем дело не с галлюцинациями, а с самостоятельно существующим объектом неизвестной природы.
В наши дни охота за привидениями — это сфера деятельности либо отдельных смельчаков, либо научных коллективов, вооруженных современной аппаратурой. Это и цифровые видеокамеры, и фотоаппараты, и датчики электромагнитных, акустических и тепловых полей.
Такое оборудование способно работать в автономном режиме и в течение всей ночи фиксировать то, что происходит в комнате. Оснащенные счетчиком Гейгера и инфракрасной пленкой, ученые проникают во все закоулки квартир, где, по слухам, водятся фантомные сущности. И кое-какие результаты уже имеются.
Так, однажды в декабре 1993 года на рождественском празднике фотограф снимал играющих детей. После того как пленки были проявлены, на экране телевизора, попавшего в кадр, оказалось лицо незнакомой женщины. Однако телевизор во время съемок был выключен и перед экраном, по заверениям всех взрослых членов семьи, никто в это время не находился. Позже некоторые опознали на фотографии медиума Дорис Стоукс, умершую несколько лет назад.
Загадочные явления произошли в Манчестере и в Дублине. В первом случае на автоответчике оказался записан леденящий кровь нечеловеческий голос. А во втором — на прибор «детский сторож» вместо плача ребенка передавались взрослые голоса из комнаты, в которой, кроме младенца, никого не было. Как считают ученые, такие исследования непременно должны технически подтвердить существование привидений.
Технология поиска
Надо заметить, что профессионального интереса и даже азарта в такой деятельности, пожалуй, даже больше, чем в любой охоте или рыбалке. Однако, как и в любом поиске, надо хотя бы приблизительно знать места и время возможного появления привидений, используя для этого определенные «приманки». Кроме того, потребуются надежные видеокамеры, несколько фонарей для освещения местности во время съемок, фотокамеры (цифровая и пленочная) и диктофон.
Чтобы определить места для постановки камер, энтузиасты проводят предварительные исследования с помощью био-рамок. При более профессиональном подходе используется магнитометр высокой чувствительности — прибор для измерения напряженности электромагнитного поля. Также неплохо иметь компас, пару хронометров, счетчик Гейгера (дозиметр), датчики движения, инфракрасный бинокль и цифровой термометр.
Время для наиболее вероятной фиксации аномальных явлений — вечерние и утренние сумерки. И все же самое главное «оснащение» для охоты за привидениями — это вовсе не приборы, а то, что на западе называется open mind — «открытый разум». Иначе говоря, действовать следует прежде всего исходя из конкретного места для охоты.
А вот Лоурейс Хайнс, профессор психологии в нью-йоркском университете Пейса и автор книги «Псевдонаука и паранормальное» замечает, что нередко сообщения о призраках основываются на галлюцинациях, которые кажутся очевидцу реальными. «Привидения обычно являются тому, — объясняет Хайнс, — кто только что лег спать. Во время засыпания человек проходит через некое промежуточное состояние между бодрствованием и сном.
В это время нередко бывают галлюцинации — человек слышит или видит что-то, чего на самом деле нет. Эти галлюцинации отличаются от сновидений тем, что могут показаться человеку реальными. Такого же типа галлюцинации могут иметь место и при пробуждении, когда мозг проходит рубеж между сном и явью в обратном направлении». По мнению Хайнса, именно галлюцинациями объясняется огромное количество сенсационных сообщений о привидениях.
Пэй Хаймен, профессор психологии из Орегонского университета (Канада), добавляет, что изучение привидений по своей сути ближе к какой-либо гуманитарной науке, например к истории, чем к точным естественным дисциплинам.
Ведь ученому, на его взгляд, невозможно заранее оказаться с приборами там, где должен появиться призрак. По сути, это в большинстве случаев расследование постфактум. Хаймен считает, что самая большая проблема заключается в глубокой и системной неполноценности парапсихологии.
«Любая другая наука имеет вошедшие в учебники примеры экспериментов, которые могут быть повторены в любой лаборатории, — говорит он. — Единственная наука, которая не имеет ни одного такого примера, — это парапсихология. В течение сотен лет люди гонялись за привидениями, но так и не смогли провести ни одного эксперимента, который могли бы повторить и проверить другие исследователи».
И все же некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда они могут браться. Канадский нейрофизиолог Майкл Персинджер собрал более двухсот сообщений о явлениях привидений за последние 37 лет и сопоставил их с геофизическими данными о магнитной активности в соответствующие дни. Оказалось, что обычно фантомы появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.
Чтобы проверить это предположение, он помещал добровольцев с завязанными глазами в изолированную комнату и время от времени пропускал магнитное поле через их височные доли, причем испытуемые не знали, когда магнитное поле включалось. Оказалось, что при включенном магнитном поле подопытные субъекты часто видели в темноте нечто, напоминающее человеческую фигуру.
Но от чего зависит время проявления привидения и что именно оно может изображать? Согласно многим преданиям и легендам, привидения рождаются в те экстремальные моменты, когда человек испытывает боль, ужас или гнев. И это, видимо, не случайно. Электромагнитное излучение возникает в результате биохимических реакций организма, а они непостоянны.
Получение наиболее четкой голограммы более вероятно, когда ее носитель находится в стадии сильного психического напряжения, волнения — при выделении энергии большой мощности. Тогда возможно, что не привидение вызывает страх, как это принято считать, а наоборот — страх способствует появлению привидения. А еще — соответствующее освещение: полумрак, свеча или тлеющие угли в камине.
Что человек увидит в этот момент, зависит от его собственного психического состояния. Но не в данный момент, а в один из предшествующих, когда он тоже переживал сильное нервное потрясение. Именно тогда и произошла «запись» наиболее поразивших его сознание и подсознание образов. В частности, такое напряжение мы очень часто испытываем на похоронах, при получении известия о гибели близких людей... Вот и объяснение, почему в образе привидений люди видят чаще всего своих умерших родственников.
Работа над эффектами
— Я говорил Фрэнку Прайсу, что ему придется начать тратить деньги на фильм до того, как он прочтет хотя бы слово из сценария, поэтому в первую очередь мне надо было получить от него финансирование самых крупных статей бюджета. А самым сложным у нас числились дизайн и разработка спецэффектов. Под контролем Майкла Гросса мы наняли целый штат художников и поручили им разрабатывать призраков всевозможных видов, ограниченных лишь фантазией создателей. Майкл также искал специалиста, способного вести такой сложный проект, — нам нужен был очень опытный мастер.
— Сперва мы даже не были уверены, найдем ли мы такого человека — вспоминает Гросс. — За исключением моделей космических кораблей, в нашем фильме были задействованы все возможные на тот момент эффекты — от пошаговой анимации и кукловодов в костюмах монстров до оптических масок и лазерных эффектов. К несчастью, самые лучшие студии были заняты другими проектами. Apogee работали над «Дюной» Линча, Industrial Light and Magic заканчивали «Возвращение Джедая» и приступали к «Индиане Джонсу» и «Звездному пути III». И тут мы узнали, что Ричард Идланд cобирается уйти с ILM и начать собственное дело.
Слева: Джон ДеКур у макета штаб-квартиры охотников; справа: эскиз библиотечного призрака
Идланд — выдающийся мастер по спецэффектам, один из старейших сотрудников ILM, начинавший работать у Лукаса еще во времена первых «Звездных войн». Но после семи лет работы и трех «Оскаров» он всерьез задумался о собственном бизнесе. На удачу как раз в это время владельцы студии Entertainment Effects Group Дуглас Трамбол и Ричард Юрикич предложили Идланду стать их партнером. Актив EEG был достаточно серьезен: студия создавала эффекты для «Близких контактов третьей степени», «Звездного пути» и «Бегущего по лезвию». Идланд согласился и принялся набирать себе команду.
К моменту полной укомплектации персоналом на EEG поступили сразу два предложения по эффектам: одно от MGM/UA, снимавших «2010: Год вступления в контакт», другое от Columbia, работавшей над «Охотниками за привидениями». Впрочем, тогда будущий фильм еще назывался «Останавливающие привидений», а «Охотниками» он стал незадолго до премьеры. Итогом непродолжительных переговоров стало решение временно разделить персонал студии на две части, распределив оборудование для возможности работы сразу над двумя проектами. Так отделение Идланда стало именоваться студией Boss Films Co.
Съемки эпизода с призраком сна
Разработка эффектов началась немедленно: сроки очень сильно поджимали. В распоряжении Идланда было всего 10 месяцев, чтобы создать уникальные по своей сложности кадры. Несколько недель отняли настройка нового оборудования и компьютеризация комплекса Oxberry, предназначенного для оптической печати аниматорики. Поскольку проект требовал самых совершенных технологий, то Идланд принял решение работать на 65-мм пленке против обычной 35-мм. Специально для синхронизации форматов инженеры EEG разработали новый оптический принтер.
Тэйн Морис, ассистировавший Идланду, разработал и построил специальную blue-screen систему с диммерным управлением, позволявшим регулировать яркость синей подложки и тем самым выстраивать освещение объекта, необходимое оператору. Прежде на производстве подобных эффектов освещение объекта приходилось подстраивать под яркость синего экрана.
Тем временем Айвен Рэйтман и Джо Мэджак торопливо заканчивали комплектовать съемочную группу. Первым из присоединившихся был трехкратный лауреат «Оскара» Джон ДеКюр. Именно ДеКюр разработал и проконтролировал строительство Храма Гозера — одну из самых больших павильонных декораций в истории Голливуда. После подсчета смет, представленных студии Идландом и ДеКюром, стало понятно, что фильм обойдется в сумму, вплотную подступавшую к невиданной отметке в 30 миллионов долларов.
Храм Гозера
Добавлял хлопот и кастинг: от суммарного таланта его победителей зависел успех картины. Сперва на роль Уинстона был утвержден Эдди Мерфи, восходящая звезда, сыгравший в «48 часах» и «Поменяться местами». Но непомерное эго актера не позволило ему остаться в рядах охотников за привидениями: Луис Талли, неудачник, влюбленный в Дану (Сигурни Уивер), играть которого собирался Джон Кэнди, казался Мерфи гораздо смешнее Уинстона. А такого актер допустить не мог и, хлопнув дверью, перебрался на съемочную площадку «Полицейского из Беверли Хиллз», опустевшую после ухода Сильвестра Сталлоне. Вскоре из проекта выбыл и Джон Кэнди, а его место занял Рик Моранис.
С более-менее готовым сценарием в руках Рэйтман и его команда собрались в конце октября в Нью-Йорке для 3,5-недельного съемочного периода. Затем последовали девятинедельные павильонные съемки в окрестностях Лос-Анджелеса и на студии Brubank. К Ричарду Идланду негативы попали в начале февраля: у его команды было меньше четырех месяцев, чтобы создать около 200 кадров со спецэффектами.
— Мне кажется, что именно призраки из «Полтергейста» сейчас считаются каноническим внешним видом привидений, — вспоминает Идлунд. — Но когда мы работали на той ленте, у нас было очень много интересных идей, воплотить которые нам просто не позволила нехватка времени. Поэтому все, что нам не удалось попробовать тогда, мы решили использовать в «Охотниках».
Первым призраком картины была старая леди-библиотекарь. Это был вступительный эффект, задававший тон всему фильму, поэтому его нужно было сделать особенно хорошо. Аниматоры не подвели: изначальный вариант маски вышел настолько свирепым, что режиссеру пришлось просить художников усмирить буйство фантазии и сделать что-то менее страшное. В итоге маска появилась-таки на экранах, но уже год спустя — в вампирском хорроре «Ночь страха».
Вверху слева направо: Экранный тест Рут Оливер; Рут в гриме призрака библиотекарши; Последние штрихи перед съемками; Скульптура маски призрака. Внизу: кадры из фильма
Самыми же жуткими существами, описанными в сценарии, были адские псы. Создание этих тварей стало личным подвигом группы специалистов, комбинировавших использование моделей в натуральную величину и миниатюрных марионеток по оригинальной концепции Дэна Экройда. В сценарии было одно существенное добавление: твари трансформировались в монстров из человеческих тел.
Рэнди Кук нарисовал серию эскизов, с помощью которых определил, что можно сделать уже во время съемок, а что — только с помощью спецэффектов. Полноразмерный монстр, созданный в мастерской Стюарта Зиффа, получился около полутора метров высотой и двух метров длиной. Он управлялся двенадцатью людьми при помощи кабелей, ручек и ряда механизмов. Миниатюрные модели были созданы для эпизодов, в которых псы должны были прыгать и бегать. Это делалось при помощи пошаговой анимации, корректируемой на компьютере в тех местах, где согласно раскадровке требовались прыжки.
— На самом деле монстры больше походили на рептилий, нежели на псов, — говорит Рэнди Кук — Некоторые из оригинальных эскизов очень напоминали монстра из «Запретной планеты». Люди говорили, что под одним углом они похожи Кинг Конга и игуану, а под другим — на меня!
Вверху: Сигурни Уивер и ее экранное альтер-эго; внизу: адские псы в фильме
Не обошлось в картине и без метеорологических эффектов: штормовые облака, сгустившиеся над квартирой героини Сигурни Уивер, и мистическое облако, окружившее Храм Гозера на крыше здания. Для создания этих кадров был разработан специальный резервуар, генерирующий эффект облаков. По совпадению, на EEG раньше имелось подобное устройство, использовавшееся для создания атмосферных аномалий в «Близких контактах третьей степени», но впоследствии оно было продано ILM. Поэтому было решено строить новый, 1500-галонный резервуар со специально разработанной системой управления клапанами.
Кстати, здание, в котором располагались апартаменты, на деле высилось всего на девятнадцать этажей, поэтому художникам пришлось дорисовать еще несколько жилых уровней, а оператор снимал дом исключительно снизу вверх.