Природный мир в средней группе конспекты занятий. Конспект НОД в средней группе "Природа нашего края" план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Ковалева Светлана Николаевна, воспитатель
I кат. №54 «Искорка» г. Набережные Челны
Форма проведения - «Заседание Совета юных экологов»
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
1) Развивающие
Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
Развивать творческое воображение, умение фантазировать;
Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
Способствовать развитию познавательных интересов;
Приобщать к действенному отношению к природе.
2) Образовательные
Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
Учить отгадывать загадки;
Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
Учить решать проблемные задачи;
Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;
Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
3) Воспитательные
Учить способам самостоятельного познания;
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость
Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
Методы и материалы: игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей
Ход занятия:
Дети в белых халатах (стоят полукругом)
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?
(ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней») .
А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)
Игра «Три слова»
Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)
- Овощи... (капуста, огурец, помидор)
- Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
- Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)
- Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)
- Домашние животные...(корова, лошадь, собака)
- Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
- Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)
- Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
- Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
- Насекомые... (комар, муха, бабочка)
- Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
- Ягоды (малина, клубника, вишня)
Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)
Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.
(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)
Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение, поставим опыт.
(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)
Игра «Ученое сообщение»
Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе.
(дети делают сообщение)
1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Воспитатель: Юля расскажет нам о неживой природе.
2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.
Игра «Закончи предложение»
Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.
- Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
- Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
- Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы) .
Конкурс загадок и проблемных вопросов
Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.
- Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .
- Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук) .
- С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик) .
- Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .
- Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .
- Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .
- Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей) .
- Чем до неба докинешь? (взглядом)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами?
(сон) .
Молодцы, правильно ответили.
Игра «Угадай, чье объявление»
Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.
- Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
- Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк) .
- Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса) .
- Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха) .
Молодцы, угадали.
Физминутка «Капельки»
(звучит аудиозапись «Звуки природы»)
Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой) , бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.
(дети бегают, «поливают» землю)
Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.
Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?
Игра «Как растет все живое»
Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик) . Для этого нужно...(тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на ковролине выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.
(ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)
Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?
(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)
Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:
Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота
Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.
Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)
Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)
Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)
Игра «Посадим дерево» (на ковролине)
Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в... (землю) .
Чтобы зерно взошло, надо его... (полить) .
Еще растению нужно... (солнце)
Пройдет время и появится... (росток)
Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например, в тропиках. Посмотрите (показывает уголок «джунглей», оформленный в группе) , вот здесь у нас как бы тропики. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.
Посмотрите на схему, как дерево растет
(семя - росток - деревце - взрослое дерево)
Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .
Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:
Растение - земли украшение.
Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.
Одно дерево погубил, посади сорок.
Старые деревья молодые охраняют.
Много леса - не губи, мало лесабереги, нет леса - посади.
Психогимнастика «зернышко»
(звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)
Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.
Опыт «Посадим зернышко»
Воспитатель: Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт) . Вам понравилось? А что вам понравилось?
Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.
(дети читают стихи о планете Земля)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)
Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.
(раздает памятные значки)
Цель: Дать детям представление о живой и неживой природе;
Задачи: способствовать расширению и обобщению представления о связи живой и неживой природы; воспитывать желание сохранять и оберегать природу.
Материал: картинки с изображением живой и неживой природы; предметные картинки; карточки зеленые и черные.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Игровой момент
Появляется Незнайка, приносит, конверт с картинками раскрывает его:
Незнайка – ребята, я принес картинки и хочу их вам показать (развешивает).
Что нарисовано на картинках?
Вам понравились мои картинки?
Мне тоже.Но в картинках есть загадка,и я хочу,чтобы вы, ребята помогли мне её разгадать.
Вот если яблоко,груша,сливы -это фрукты, это вам ясно!
То, что такое ручей,человек,деревья и камни я не знаю.
Подскажите мне дети!
Воспитатель: — Незнайка, дети приглашают тебя на наше занятие. Мы будем говорить о человеке, о камнях, о солнце. Слушай внимательно и ты всё узнаешь.
- Работа с картинками.
(Воспитатель открывает картинки- солнце, вода, облака,земля,камни, человек,растение, животное).
Воспитатель: — Что нарисовано на картинках?
Дети,солнце,небо,облака,дождь,земля,растения,животное,человек-это всё природа.Природой нельзя назвать то,что сделано руками человека.
Я знаю, знаю! Например, природой нельзя назвать телевизор или куклу.
Воспитатель: — Правильно Незнайка! Ребята я покажу картинки, а вы скажите, что еще нельзя назвать природой (показ картинки с изображением книги, стула, радуги, чашки)
(ответы детей)
— Молодцы! Дети, можно, ли радугу назвать природой?
(ответы детей)
Конечно можно. Радуга – это явление природы, как и дождь и снег.Все это мы называем природой.
3 . Физкультурная минутка « Улетают журавли»
4 .Знакомство с живой и неживой природой.
Воспитатель – Дети, что мы называем природой?
Посмотрите на картинки, они подскажут
(ответы детей)
Растения, животные, человек – это живая природа.
— Солнце, небо, облака,земля,вода, камни и все
Явления природы – дождь, снег, град, лед, радуга-это
Неживая природа.
Незнайка — Я понял! живая природа это все то,что живет,
Растет, дышит.
Воспитатель – Молодец Незнайка!
Воспитатель – Дети поиграем в игру « Живое- неживое» . Каждому я
Раздам по две карточки, зеленую и черную. Зеленая —
Будет обозначать живую природу (человека, животных, растения) , а черная – неживую (камни, солнце,вода) .
Загадываю загадки,если отгадка является живой
Природой –подымите зеленую карточку, если неживой – подымите черную.
Правила игры вам понятны?
(ответы детей, Незнайка играет вместе с детьми)
- Возле леса на опушки,украшая темный бор,
вырос пестрый как петрушка ядовитый…
(Мухомор)
2 . Косолапы ноги, зиму спит в берлоге,
Догадайся и ответь, кто же это …
(Медведь)
3. Над рекой краса-дуга
Это в небе…
(радуга)
4.катится на встречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка это…
Я и туча и туман,
И ручей и океан,
И летаю и бегу
И льдом я стать смогу,
Это правда? Да! Кто же я?
(вода)
6. Очень легкий, как былинка,
Сам зеленый, как травинка,
На лугах, в лесах,у речки
В травах прячется…
(кузнечик)
Незнайка- Мне очень нравится игра в которую мы играли! Теперь
Я знаю
– что такое природа!
— А вы сможете ответить на мой вопрос: Что мы
Называем природой?
(ответы детей)
Молодцы! Я хвалю!
Воспитатель: — А на мой вопрос ответите?
— Что такое живая природа?
(ответы детей)
— Что такое неживая природа?
(ответы детей)
— Молодцы! Позанимались, поиграли,пообщались с
Незнайкой. А теперь попрощайтесь с ним,ему пора домой.
До свиданья Незнайка,мы всегда рады видеть тебя
У нас в гостях.
(дети прощаются с Незнайкой).
МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»
Беседа с детьми средней группы
«Что такое природа»
Подготовила: Гончарова Л.А.
Новохоперск, 2017
Беседа: « Что такое природа?»
Цель : дать детям понять, что природа – это наш общий дом.
Задачи: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Материал: иллюстрации природы: животных, растений и т.д.
ХОД.
1 . Чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой».
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т.д.)
Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
А машина есть в природе?
Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе на чём ездит человек? (лошадь, верблюд)
Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.
Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.
На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.
Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.
2 . Игра «Живая и неживая природа». (называют объекты живой природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)
3 .Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.
Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже в космос.
Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?
Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.
А в группе у нас есть природа?
Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.
От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)
А что можно сравнить с лампой в природе?
Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)
В природе идёт дождь.
В доме есть душ.
В природе – ветер. В доме – вентилятор.
В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.
В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.
У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.
В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.
А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.
В природе дикие животные. У нас – домашние.
Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.
4. Дидактическая игра «Природа или руки человека» (показ картинок)
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель: Систематизировать знания детей о водных ресурсах Земли.
Задачи:
- Уточнить представления детей о значении воды для всех живых существ (растений, животных, человека), многообразии водных обитателей.
- Систематизировать знания о различных видах водоёмов.
- Развивать познавательную активность, исследовательскую деятельность детей.
- Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.
Ход занятия
(Дети сидят на ковре полукругом. Воспитатель – перед ними.)
Ребята, что это такое? (Глобус)
Что такое глобус? (Модель нашей планеты, Земли, так она выглядит из космоса)
У каждого из вас есть свой праздник – День рождения. У нашей планеты тоже есть такой день – День Земли. Он отмечается 22 апреля. И сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашей планете.
Посмотрите, что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода.)
Какие ещё цвета вы видите? (Зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый.)
Что обозначено этими цветами? (Суша, материки.)
Воспитатель быстро крутит глобус.
Какого цвета на глобусе больше? (Голубого.)
Как вы думаете, что это значит? (Вода занимает большую часть поверхности Земли.)
Воспитатель: В древности люди называли нашу планету Землёй, а когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды.
Человек может жить без воды? (Нет.)
Для чего людям нужна вода? (Для еды, питья; для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении; вода нужна для того, чтобы работали заводы; по ней движется водный транспорт; люди любят отдыхать на берегах водоёмов, рыбачить.)
Кому ещё нужна вода? (Животным, растениям.)
Получается, что всему живому нужна вода.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Откуда мы с вами берём воду? (Из крана, из колодца, из родника.)
А как она попала к нам в дом? (Вода в кране – из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Но перед этим воду очищают.)
Глядя на глобус, мы видим, что воды много на Земле. Оказывается, что вода бывает разная- пресная и солёная. Мы с вами пьём пресную воду. Она берётся из ручейков, рек, озёр, подземных родников.
А воду из моря можно пить? (Нет, она солёная.)
Сейчас мы с вами побываем около водоёмов, в которых содержится пресная вода.
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (ручей)Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река)Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (озеро)Все обходят это место:
Здесь земля – как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги. (болото)
Ребята, а может ли какой-нибудь из этих водоёмов быть лишним? (Болото. Из него нельзя пить воду, так как она очень грязная.)
Теперь давайте немножко поиграем. Игра “Покажи водоём”. (Воспитатель показывает карточки – схемы с изображением водоёмов.)
Если я показываю карточку, которая обозначает ручей, вы перепрыгиваете воображаемый ручеёк. Если это река – “плывёте”. Озеро – бежите на месте. Болото – приседаете, думаете, как его обойти.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (Подходим к доске, на которой висит карта мира.)
Ребята, посмотрите, на суше встречается голубой цвет? (Да.)
Как вы думаете, что это? (Реки и озёра.)
Какая в них вода? (Пресная.)
Водное пространство между частями суши (материками) – это моря и океаны. Вода в них солёная.
Моря и океаны безжизненные, или в них кто – нибудь обитает? (Ответы детей.)
Конечно, море – это дом для многих видов растений и животных.
Предлагаю окунуться в море. (Дети вместе с воспитателем перемещаются к мольберту, на котором размещены фотографии морских обитателей.)
Дети рассматривают и называют их.
Воспитатель: Морская звезда – хищник, обитающий на дне океана. Обычно эти животные имеют форму звёздочки. Морские звёзды ползают по дну или зарываются в него.
Мягкое тело осьминога не имеет скелета (костей) и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены присоски, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги – хищники.
У медузы полупрозрачное тело в форме зонтика или колокола. Добычу они захватывают с помощью щупалец. На щупальцах у медуз расположены клетки, которые выделяют яд и вызывают ожоги. В Приморском крае, где мы с вами живём, самая опасная медуза – крестовик.
Лапы морских черепах превратились в ласты. Морские черепахи не могут прятать голову под панцирь, в отличие от сухопутных. Среди морских черепах есть и хищники, и мирные травоядные, которые едят водные растения.
Акулы – сильные хищники. Их тело приспособлено к быстрому плаванию. У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму и зазубрены по краям. Питаются рыбой, нападают на дельфинов, черепах, других акул и даже на китов. Акулы имеют большие размеры и легко могут перекусить человека пополам.
Дельфины – самые разумные обитатели океана. Они часто спасали тонущих моряков, удерживая их своими телами на поверхности воды. Нередко дельфины подплывают к самому берегу, чтобы поиграть с людьми. Забывая о собственной безопасности, дельфины готовы помогать другим животным. Бывало, что дельфины помогали даже раненым акулам, а ведь акулы – их злейшие враги. Дельфинов легко обучают различным цирковым трюкам.
Вот какие замечательные животные обитают в морях и океанах. А какие птицы летают над морем? (Чайки.)
Физкультминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
Ребята, вы любите купаться, плавать и нырять?
А где легче плавать: в реке или в море? (Ответы детей.)
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте, как настоящие исследователи, проведём опыт. Подходите все к столу.
Что вы видите? (Яйцо, две банки, воду, соль.) В банку с № 1 наливаем воду, в банку с № 2 тоже, предварительно добавив соль. Растворяем соль во второй банке.
Представьте, что куриное яйцо – это человек. Погрузим яйцо в пресную воду. Что происходит? (Оно тонет.)
А теперь в солёную. (Яйцо плавает.)
Какой можно сделать вывод? (Солёная вода сильнее выталкивает погружённые в неё предметы.)
Ну что, понравилось вам путешествие по водным просторам Земли? Мы много сказали о различных водоёмах, значении воды для всего живого. Я надеюсь, вы поняли, что к воде нужно относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни!
Конспект занятия в средней группе «Бережем природу».
Задачи:
Образовательные:
1. Приобщать детей к основам экологического воспитания.
2. Познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
3. Продолжать расширять знания о защите окружающей природы.
4. Формировать представление о том, какое негативное воздействие оказывают загрязнения на окружающую среду.
Развивающие:
Способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать желание охранять природу, заботиться о ней;
Оборудование: сотовый телефон, магнитная доска, магниты. Картинки (завод, автомобиль, цветы, деревья, трубы с очистными устройствами). Мусор (фантики, бутылки), корзинка, экологические знаки. Макеты деревьев, животных, птиц. Музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательный поход на лесную полянку.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? Мы с вами пойдем по лесной тропинке, прямо на волшебную поляну. Все готовы?
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь дорогу.
Дети идут под веселую музыку, слышны звуки леса, птичьи голоса. (Звучит фонограмма 1.)
Воспитатель: Вот мы и попали в лес.
Но вдруг ситуация меняется.
Воспитатель - Ребята вы заметили, как здесь тихо, грустно, невесело, птицы не поют, деревья не шумят. (На поляне лежит куча мусора).
Приходит смс-сообщение: «В лесу появился нарушитель тишины, возмутитель спокойствия рек и озер, разоритель птичьих гнезд - ХУЛИГАН. Помогите, помогите»
Воспитатель: Ребята, в сообщении, написано про хулигана, наверное, это он намусорил. Давайте очистим лес от этого мусора. А что для этого нужно сделать? (Ребята собирают мусор в пакет, чтобы отнести в мусорный бак.)
(Входит хулиган с рогаткой в руках.)
Хулиган: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Здравствуй, скажи, пожалуйста, это не ты тут так намусорил, и как тебя зовут?
Хулиган: Зовут меня Петя. Я не понял, почему так чисто стало в лесу?
Дети. Потому что мы навели в лесу порядок.
Воспитатель: Сейчас наши маленькие лесники объяснят тебе, как вести себе в лесу.(Проводится игра лесник с экологическими знаками, где дети - лесники.)
Хулиган, ты знаешь, что лес - это дом многих животных и птиц. А в чужом доме неприлично мусорить и громко кричать. Запомни это!
Хулиган Петя: Хорошо, я запомню.
Воспитатель: Ты лучше посмотри, как можно в лесу отдохнуть с пользой для здоровья.
Физкультминутка:
1. Все мы по лесу шагаем
Руки выше поднимаем,
Ноги ставим широко,
Дышим ровно глубоко.
2. Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем,
Руки за спину кладем,
И вразвалочку идем.
3. Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем,
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.
4. Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда,
Тихо птенчика берем,
И в гнездо его кладем.
Хулиган: Ой, подумаешь зарядка, вот у меня для вас, ребята, есть сюрприз (достает из рюкзака черный конверт). Я вам покажу, как я отдыхаю. Посмотрите мои фотографии. (В конверте картинки леса после пожара.)
- Это я костер жег (фото 1-3), это я ветки ломал для костра. (Фото 4.)
Воспитатель - Ну, какой же это сюрприз. Наши дети так себя в лесу не ведут. Вот у меня сюрприз. Воспитатель достает из корзинки картинки о защите окружающей среды.
Воспитатель — Ребята, а теперь давайте подумаем, что же сделать, чтобы сберечь природу и лес?
Дети. Сажать цветы, деревья, не вырубать леса, ставить на трубы заводов и котельных специальные очистные устройства.(На каждый правильный ответ ребенка на магнитной доске выставляется соответствующая картинка.)
Воспитатель. Правильно дети. Деревья - это хранилище вредных газов. Они накапливают их и хранят в себе сотни лет. Поэтому нужно сохранять и увеличивать количество лесов. Очистные устройства, которые ставят на трубы заводов, помогают не попасть в воздух пыли и саже.
Хулиган Петя: Спасибо вам ребята, я вам даю честное слово, что не буду больше хулиганить, буду беречь лес.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам понравилось? Как мы помогли лесу? Что нельзя делать в лесу?
Дети (ответы детей).
Воспитатель: А за то, что вы сегодня очистили лес от мусора и помогли хулигану Пете стать заботливым мальчиком, он дарит вам медальки «юный эколог». Ну что, нам пора возвращаться в детский сад! (звучит фонограмма 2).
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт