Природные зоны евразии арктические пустыни животные. Евразия
Исторические события, повлиявшие на развитие славянской истории, связаны с одним из самых крупных государств древности – Римской империей. Все историческое пространство от Европы и Ближнего Востока до Парфии в Средней Азии было связано общностью судеб. Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселением народов» (III – IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших римских территориях, но на всем огромном пространстве Европы и Средней Азии.
24 августа 410 года вестготский король Алярих вступил в Рим. Победа варваров произвела огромное впечатление на правящую верхушку империи, ее охватил ужас. Церковный писатель Иероним так выразил эти чувства: «Когда погас самый блестящий свет, когда отсечена была глава Римской империи, скажу вернее, целый мир погиб в одном городе, онемел язык мой, и был я глубоко унижен».
Победа варваров была не просто победой над римскими легионами. Начиналась новая страница истории. Римские рабы вышли ночью из темных подвалов и с радостью и надеждой открыли ворота вестготам.
Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 году. Но еще до этого, в 455 году, вслед за вестготами в Риме побывали вандалы. История средневековой Европы началась с вандализма.
В это время на севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена – усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV веке создали сильный союз гуннских племен и в 70-х годах IV века обрушились на славян и готов.
Варвары «тучами» шли с Востока. То было великое переселение народов: в распаде первобытнообщинного строя и все нарастающем развитии производства множество племен, особенно скотоводческих, пришло в движение, захватывая новые земли в поисках новых просторов и новых оборонительных рубежей. В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен рождались новые народы, новые культуры. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны ворвались в причерноморские степи, и тогда вместе с гуннами, опережая их или сливаясь с ними, весь мир кочевников, мир бескрайних степей, обрушился на те земли, где издавна царил «римский порядок». Гунны все сметали на своем пути, не делая различия между римлянами и варварами: вытаптывали своей конницей засеянные поля, вырубали сады, сжигали города и убивали их жителей.
В V веке вождь гуннов Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была долина Среднего Дуная. Провоевав в Европе около 80 лет, этот племенной союз распался. В 451 году остатки римлян в союзе с варварами – франками, вестготами и бургундами – остановили Аттилу, на Каталунасской равнине близ города Труа (Франция). Более двухсот тысяч воинов пало с обеих сторон. «Завязывается битва – жестокая и повсеместная, ужасная, отчаянная…, – писал в следующем веке про эту бойню готский историк. – Если верить рассказам стариков, протекавший… в низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сраженных». Могущество гуннов было подорвано. Гуннская держава распалась. Часть гуннов ушла на восток, но другая часть осталась на Дунае и в Причерноморье.
В конце VI века в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство – Тюркский каганат. В Причерноморье, на Северном Кавказе и Поволжье образовались три тюркских государства – Аварское, Хазарское и Болгарское.
Авары повторили движение гуннов, обрушившись на славян и создав Аварский каганат на территории между Карпатами и Дунаем.
Хазарское государство сложилось в VII веке в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х века были кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону.
Около VIII века на северо-западе от Хазарии появились венгры – приуральские племена, кочевавшие на запад. В IX веке они прошли на Дунай, где основали свое государство.
Родственные хазарам болгары в VII веке кочевали из района Азовского моря на северо-запад, разделившись на четыре группы. Две из них остались в Приазовье – черные болгары, третьи в конце VII века пришли на Дунай и подчинили себе часть славянских племен, проживавших в этом районе. Четвертая группа болгар – серебряные болгары – перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила местные племена и создала государство Волжская Булгария, просуществовавшее до XIII века.
Сильным государством периода раннего средневековья оставалась Византия. После падения Рима в V веке, восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь, государственную власть. В VI веке Византия представляла собой огромное государство, в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли Причерноморья и Северной Африки. При императоре Юстиниане началось продвижение греков на Дунай и вглубь Причерноморья, в земли славян. ответили на это, прорвав укрепления Византии на Дунае, дошли до центра Балкан, а их флотилии осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балкан была заселена славянами из Поднестровья и Приднепровья, а также славянами-хорватами, пришедшими из Прикарпатья. В заселении центральной Европы принимали участие и западнославянские племена. Откуда же пришли славяне? Кто они? Где их прародина?
Цит. по: Евразия в середине 1 тысячелетия нашей эры // История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие/Под ред. В. Ю. Халтурина. Иваново, 2003. С. 6 – 8.
Исторические события, повлиявшие на развитие славянской истории, связаны с одним из самых крупных государств древности – Римской империей… Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселением народов» (III–IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших римских территориях, но на всем огромном пространстве Европы и Средней Азии.
… Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 г. Но еще до этого, в 455 г., вслед за вестготами в Риме побывали вандалы. История средневековой Европы началась с вандализма.
В это время на севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена – усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV в. создали сильный союз гуннских племен и в 70-х гг. IV в. обрушились на славян и готов.
Варвары «тучами» шли с Востока. То было великое переселение народов: в распаде первобытнообщинного строя и все нарастающем развитии производства множество племен, особенно скотоводческих, пришло в движение, захватывая новые земли в поисках новых просторов и новых оборонительных рубежей. В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен рождались новые народы, новые культуры. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны ворвались в причерноморские степи, и тогда вместе с гуннами, опережая их или сливаясь с ними, весь мир кочевников, мир бескрайних степей, обрушился на те земли, где издавна царил «римский порядок». Гунны все сметали на своем пути, не делая различия между римлянами и варварами: вытаптывали своей конницей засеянные поля, вырубали сады, сжигали города и убивали их жителей.
В V в. вождь гуннов Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была долина Среднего Дуная. Провоевав в Европе около 80 лет, этот племенной союз распался… Могущество гуннов было подорвано…. Часть гуннов ушла на восток, но другая часть осталась на Дунае и в Причерноморье.
В конце VI в. в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство – Тюркский каганат. В Причерноморье, на Северном Кавказе и Поволжье образовались три тюркских государства – Аварское, Хазарское и Болгарское.
Авары повторили движение гуннов, обрушившись на славян и создав Аварский каганат на территории между Карпатами и Дунаем.
Хазарское государство сложилось в VII в в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х в. были кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону.
Около VIII в. на северо-западе от Хазарии появились венгры – приуральские племена, кочевавшие на запад. В IX в. они прошли на Дунай, где основали свое государство.
Родственные хазарам болгары в VII в. кочевали из района Азовского моря на северо-запад, разделившись на четыре группы. Две из них остались в Приазовье – черные болгары, третьи в конце VII в. пришли на Дунай и подчинили себе часть славянских племен, проживавших в этом районе. Четвертая группа болгар – серебряные болгары – перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила местные племена и создала государство Волжская Булгария, просуществовавшее до XIII в.
Сильным государством периода раннего средневековья оставалась Византия. После падения Рима в V в., восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь, государственную власть. В VI в. Византия представляла собой огромное государство, в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли Причерноморья и Северной Африки. При императоре Юстиниане началось продвижение греков на Дунай и вглубь Причерноморья, в земли славян. Славяне ответили на это, прорвав укрепления Византии на Дунае, дошли до центра Балкан, а их флотилии осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балкан была заселена славянами из Поднестровья и Приднепровья, а также славянами-хорватами, пришедшими из Прикарпатья. В заселении центральной Европы принимали участие и западнославянские племена. Откуда же пришли славяне? Кто они? Где их прародина?
Евразия в середине 1 тысячелетия нашей эры //
История России с древнейших времен до 1917 г.:
Учебное пособие / под ред. В.Ю. Халтурина.
Иваново, 2003. С. 6–8.
Тесты по теме «Образование Древнерусского государства»
Вариант I
1. Поляне жили
2. Кривичи жили
3. Столицей Хазарского каганата был
4. Раньше других киевским князем стал(и)
5. Год призвания князя Рюрика с дружиной в Новгород –
1) 910 г.; 2) 862 г.; 3) 882 г; 4) 941 г.
6. Одной из причин призвания варягов на княжение в северные славянские земли стала(о)
7. Князь, «отмстивший неразумным хазарам» и разрушивший Хазарский каганат, –
1) Олег; 2) Святослав; 3) Владимир I; 4) Игорь.
8. Стремление князя Владимира сплотить славянские племена и укрепить свою власть в X в. стало причиной
9. Принятие христианства на Руси произошло в
1) 862 г.; 2) 988 г.; 3) 1051 г.; 4) 945 г.
10. Сторонники норманнской теории считали, что Древнерусское государство сложилось как результат
1) завоевания восточных славян варягами;
2) завоевания восточных славян финно-уграми;
3) торговой деятельности восточных славян с соседями;
4) развития внутренних процессов в землях восточных славян.
11. Главным признаком феодализма является:
12. Сословия Киевской Руси, упоминаемые «Русской Правдой»
13. Древнерусское государство имело наиболее активные дипломатические отношения с
1) Польшей; 2) Хазарией; 3) Византией; 4) Венгрией.
14. Установите соответствие между событиями и датами:
15. В феодально–зависимое население не входили
1) закупы; 2) дружинники; 3) холопы; 4) челядь.
16. Культурные контакты Руси и Византии в VIII – первой половине X в. способствовали
1) принятию Русью христианства;
2) началу книгопечатания на Руси;
3) широкому развитию грамотности на Руси;
4) бурному развитию деревянного зодчества.
17. Монахи Кирилл и Мефодий работали над созданием
Вариант II
1. Вятичи жили на берегах реки
3. Столицей Волжской Булгарии был
4. Раньше других в XI в. стал править в Киеве
5. Раньше других поход на Византию совершил киевский князь
6. Первым возглавил общерусский поход против половцев князь
7. Образование Древнерусского государства было ускорено
8. Князь Олег повесил свой щит на врата Царьграда в
1) 882 г.; 2) 941 г.; 3) 907 г.; 4) 944 г.
9. Восстание древлян в середине X в. послужило причиной
1) захвата Киева князем Олегом;
2) установление точного размера дани и мест её сбора;
3) поражение в войне с печенегами;
4) отказа от похода на Византию.
10. Владимир Святой в качестве христианского вероисповедания выбрал
1) католицизм; 2) протестантизм; 3) православие; 4) иудаизм.
11. Стремление князя Ярослава укрепить международное положение Руси в XI в. привело к
1) подписанию первого письменного договора с Византией;
2) участию Руси во всех европейских войнах первой половины XI века;
3) принятию православного христианства в качестве государственной религии;
4) заключению династических браков детей Ярослава с представителями европейских правящих династий.
12. Установите соответствие между событиями и датами.
13. На Руси не имели права обладать вотчиной
1) бояре; 2) рядовичи; 3) сыновья князей; 4) монахи.
14. Крестьяне, берущие в аренду у феодала скот, орудия труда, назывались
1) смердами; 2) закупами; 3) холопами; 4) боярами.
15. В класс феодалов Древней Руси не входили
1) тиуны; 2) бояре; 3) великие князья; 4) дворяне.
16. Любечский съезд князей состоялся в
1) 1097 г.; 2) 1113 г.; 3) 1054 г.; 4) 1147.
17. Монах Нестор работал над созданием
1) росписи стен Софийского собора в Киеве;
2) правил новых церковных обрядов;
3) летописного свода «Повесть временных лет»;
4) текстов православных молитв.
Другие задания
1. Определите понятия : род, племя, раннефеодальное государство, этногенез, поляне, варяги (викинги, норманны), сельская община, вервь, князь, дружина, бояре, вече, дань, «полюдье», уроки и погосты, волхвы, «норманская теория», гривна, смерд, холоп, закуп, рядовичи, посадник, пантеон, ассимиляция.
2. Составьте родословное древо династии Рюриковичей (от Рюрика до Федора Ивановича).
3. Составьте таблицу «Социальная структура и основные категории населения» (Кириллов В.В. История России. М., 2011. с. 25);
4. Определите политическое и культурное значение крещения Руси.
Тесты по теме «Феодальная раздробленность на Руси:
XII – XIII вв.»
Вариант I
1. Что из названного относится к причинам политической раздробленности Руси?
1) распространение языческих верований;
2) установление вечевых порядков во всех русских землях;
3) стремление удельных князей к независимости от Киева;
4) установление власти Золотой Орды над Русью.
2. Установите соответствие между именами известных политических деятелей и их деятельностью.
3. В политической жизни Новгорода ведущая роль после событий 1136 г. стала принадлежать:
5. Первое сражение русских дружин с монголами произошло на реке
1) Калке; 2) Воже; 3) Угре; 4) Неве.
6. Прочтите отрывок из летописи и укажите, в каком году произошли описываемые события.
«И сошлись оба войска, и было на Калке сражение великое, и победили… татары половцев, и князей русских, и пала русская сила…».
1) 969 г.; 2) 1223 г.; 3) 1237 г.; 4) 1380.
7. Расположите события в хронологической последовательности.
1) Невская битва;
2) поход монголо–татар на Северо–Восточную Русь;
3) битва на р. Калке;
4) поход монголо–татар на Южную Русь.
8. Право русским князьям властвовать в своих княжествах в период зависимости Руси от Золотой Орды давала ханская грамота
1) ясак; 2) число; 3) ярлык; 4) ордынский выход.
9. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XII в.
10. Напишите пропущенное слово.
Важный в истории России период, характеризуемый понятиями «удельное княжество», «междоусобицы», «дворянство», называется феодальная _______________________.
11. «Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород, за Псков, за всё великое княжение, отдавая живот свой за православную веру», - так писал летописец о князе
12. Софийский собор в Киеве был построен во время правления
13. «Слово о полку Игореве» было написано в
1) IX в.; 2) XII в.; 3) XIV в.; 4) XV в.
14. Укажите материал, на котором писали иконы в Древней Руси.
Вариант II
1. Установите соответствие между именами известных политических деятелей и их деятельностью.
2. В эпоху феодальной раздробленности фактическая власть в Киеве была
3. Основной политической тенденцией Галицко–Волынского княжества было
1) установление князьями дипломатических отношений с Новгородом;
2) стремление князей к объединению с Киевом;
3) противостояние бояр и княжеской власти;
4) попытки бояр заключить союз с пруссами.
4. В период Удельной Руси (XII–XIV вв.) боярские республики существовали в
5. Расположите события в хронологической последовательности.
1) битва на Чудском озере;
2) поход монголо–татар на Южную Русь;
3) поход монголо–татар на Северо–Восточную Русь;
4) битва на р. Калке.
6. Битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголами, произошла в
1) 1223 г.; 2) 1240 г.; 3) 1380 г.; 4) 1480 г.
7. Каков был итог первого похода хана Батыя на Русь?
1) разорение Великого Новгорода;
2) разгром Киева;
3) разорение значительной части северо-восточных земель;
4) разгром городов Галицко-Волынского княжества.
8. Победы русских войск под руководством Александра Невского относятся к
1) X в.; 2) XI в.; 3) XIII в.; 4) XV в.
9. Ордынский сборщик дани в русских землях в XIII–XIV вв. назывался
1) опричником; 2) темником; 3) баскаком; 4) стрельцом.
10.Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XIII в.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
11. Напишите пропущенное слово.
Важное в истории России явление, характеризуемое понятиями «рядович», «закуп», «повинности», называется ________________________ зависимость.
12. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и напишите имя, жившего в XIII в. князя, о котором идет речь в документе.
«Став великим князем владимирским, он должен был унижаться перед татарами, чтобы спасти родную землю от гибели; должен был уговаривать народ, чтоб снес терпеливо иго, позволил татарам переписать себя для наложения дани».
13. Погодные записи исторических событий в XI–XVII вв. назывались
1) поучениями; 2) былинами; 3) житиями; 4) летописями.
14. Фрески в храмах создавали:
Другие задания
1. Выявите экономические и социально–политические причины феодальной раздробленности на Руси.
2. Определите положительные и негативные последствия феодальной раздробленности на Руси.
3. Укажите причины поражения русских в борьбе с монголо–татарами.
4. Определите отрицательные и положительные последствия монголо–татарского ига для истории Руси.
5. Определите понятия : дворянство, вотчина, поместье, помещик, барщина, оброк, посадские люди; улус, ярлык, баскаки, «ордынский выход».
Составьте таблицу
СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Н. Э.
I тысячелетие н. э. в истории степных областей Сибири явилось временем возникновения и расцвета государственных образований тюрко-язычных степных народностей. Возникший в середине VI в. тюркский каганат объединил различные племена Центральной Азии и восточной части Средней Азии, причем основным ядром его были алтайские тюрки. Во главе их государства стоял каган. Род кагана, вместе с знатью остальных племен, образовывал правящий слой тюркского эля, т. е. племенного союза. Свободные члены родов, т. е. основная масса кочевников, носили наименование будун. Были также клиенты и рабы. В целом общественный строп тюрков был патриархально-феодальным.
В условиях тесных связей с Китаем, Ираном и отчасти даже Византией древние тюрки достигли довольно высокого уровня культуры. Они имели собственную письменность с руническим шрифтом, хорошо приспособленным к фонетически точной передаче звуков тюркской речи. У них было своеобразное и богатое искусство.
За быстрым ростом тюркской степной державы скоро, впрочем, последовал ее упадок. В 558 г. тюркский каганат распался на две части, восточную и западную, а в середине VII в. тюрки подпали под власть Китая и утратили самостоятельность. Только после пятидесятилетнего китайского ига сделаны были первые попытки освободиться от него. Затем, по возвышении Гудулу-кагана (Кутлуга), вновь было воссоздано тюркское государство на Орхоне, где сохранились вещественные памятники этого государства, в том числе своеобразные политические декларации - знаменитые рунические надписи в память покойных ханов и близких им лиц, выдающихся деятелей тюркского государства.
В бассейне Енисея, выше Красноярска, во время существования первого тюркского, а затем орхонского государства и сменившего последнее - уйгурского каганата жили потомки хягасов - кыргызы, в прошлом носители европеоидного антропологического типа, но около начала нашей эры смешавшиеся с тюрками и постепенно целиком отуреченные.
Кыргызы жили оседло, в жилищах, крытых древесной корой. Они разводили скот, но одновременно занимались и земледелием: сеяли просо, ячмень, пшеницу, гималайский ячмень. Землю пахали сохами, железными лемехами, хлеб жали серпами, зерно мололи парными вращающимися жерновами. Поля орошались оросительными канавами.
В стране кыргызов существовала аристократия, владевшая большими стадами. Главой народа являлся ажо.
Высокою развития достигла обработка металла - железа, золота и олова; были искусные кузнецы, оружейники, ювелиры-художники, велась торговля с Китаем, с арабами и лесными племенами Сибири.
Как сообщают китайцы, в стране кыргызов большого развития достигла музыка. Народ любил зрелища циркового характера, с участием акробатов, наездников-виртуозов, а также дрессированных животных. Китайцы упоминают, например, верблюда и льва, обученных для цирковых выступлений.
Кыргызские ювелиры оставили после себя замечательные образцы своего мастерства в виде найденных в могилах знатных кыргызов драгоценных изделий. С особенной любовью изображали они живые охотничьи сцены: лошадей, распластанных в летучем галопе, натянутые до ушей стрелка луки и разбегающуюся в паническом страхе дичь. Такие же рисунки уцелели и на скалах Минусинского края, где, кроме воинов, лошадей, всадников, охотничьих и военных сцен, появляются странные фигуры жрецов или сакральных вождей в длинных мантиях, с жезлами в руках, а также удивительно жизненно схваченных с натуры дерущихся самцов - верблюдов и даже барсов с дубинами в лапах.
Социально-политический строй кыргызов и их культура были близки к строю и культуре других тюрков. Рядом с кыргызами на Енисее и в соседних районах обитали различные другие, не тюркоязычные племена, жившие в лесах, занимавшиеся охотой, рыболовством и отчасти скотоводством. Племена эти стояли на значительно более низком культурном уровне, чем кыргызы. Таковы, например, дубо - вероятные предки позднейших тубаларов и тофаларов (карагасов). Им могли принадлежать пещерные стоянки и многочисленные городища в районе Красноярска, к востоку от него, а также писаницы, исполненные красной краской, найденные на pp. Мане и Бирюсе. Среди других племен, соседних с кыргызами, упоминаются также курыканы (гулигани китайцев, кури или фури арабских источников). Курыканы жили вокруг Байкала - в низовьях Селенги, по Ангаре и верхней Лене.
Большая часть остатков многочисленных укреплений-городищ вокруг Байкала относится к курыканскому времени, о чем свидетельствует находимая на них характерная керамика - обломки грубых сосудов с плоским дном. Найденные на о. Ольхон многочисленные могилы курыканов имеют вид конических юрточек из плит гнейса; там, где не было плитняка, хоронили мертвых в обычных грунтовых могилах.
Подобно кыргызам, курыканы разводили лошадей, коров и верблюдов; сеяли хлеб, владели рунической письменностью и имели искусство, близкое к искусству кыргызов и алтайских тюрков.
Важнейшим средоточием памятников курыканского искусства являются писаные скалы у дер. Шишкино на верхней Лене, где изображены лошади в летучем галопе, всадники с знаменами в руках, на богато украшенных султанами и подшейными кистями конях и верблюдах. Как эти рисунки, так и целые охотничьи и военные сцены, изображенные на ленских скалах, имеют много общего с искусством енисейских кыргызов и алтайских тюрков I тысячелетия н. э.
Курыканы враждовали с орхонскими тюрками и находились в дружественных связях с их врагом - Китаем.
Из страны курыканов, самых северных в то время тюрков, должны были выйти тюркские предки якутов - сахаларов. Последние впервые покинули Прибайкалье до X-XIII вв. н. э., ибо в это время здесь уже распространяются ранние монгольские переселенцы, хотя позднее на север по Лене ушла новая тюркоязычная группа, очевидно, и давшая якутам их самоназвание - саха.
К югу от курыканов, в бассейне р. Селенги, располагались, повидимому, селенгинские уйгуры, соседившие с орхонскими тюрками. После этих се- ленгинских уйгуров остались многочисленные керексуры, т. е. каменные курганы с прямоугольными или круглыми оградками и сопровождающими их дополнительными сооружениями в виде кругов и конских могил. Как показали работы антропологов, черепа из керексуров, как и более ранние находки из плиточных могил, характеризуются высоким и плоским лицом и слабо выступающими носовыми костями. Они отличаются брахикранией, покатым лбом и сильно развитым надбровьем.
В то время как в степях Забайкалья происходило возвышение хуннов, а на Енисее появлялись зачатки кыргызской государственности и складывались государства других тюркоязычных народностей, у их северных соседей - племен тайги и тундры - продолжали развиваться своя культура и социальные отношения, хотя процесс формирования проходил и не так быстро, как у степняков. История отношений степных племен с лесными была очень сложной и до конца еще не выяснена.
Во всяком случае несомненно, что лесные племена на протяжении тысячелетий устойчиво сохраняли свой самобытный облик, но вместе с тем испытывали ускоряющее, прогрессивное влияние связей со степью. Особенно глубоким по своим последствиям оказалось влияние связей со степными племенами на культуру лесных племен в тайге северо-западной Сибири. Уже к концу I тысячелетия до н. э. в Приобье все чаще встречаются степные изделия из бронзы. В свою очередь и в выделке местных изделий заметно становится подражание привозным степным изделиям, выделываются, например, глиняные сосуды, в точности копирующие котлы скифского типа. Самым ярким примером взаимодействия местной, лесной, аборигенной культуры и степной являются замечательные находки в устье Полуя на Оби, где среди многочисленных находок с древнего жертвенного места оказались вещи скифо-сарматского типа, а также образцы искусства, сходные как с пьяноборскими образцами Приуралья, так и со степными скифскими, но относящиеся, как показал М. П. Гряз- нов, уже в более позднему времени, к половине и даже к концу I тысячелетия н. э.
Богатые данные, освещающие жизнь лесных племен средней Оби и их взаимоотношения со степняками, доставили многолетние исследования М. П. Грязнова в районе с. Большая речка, в местности Нижние Елбаны. М. П. Грязнов проследил здесь смену культурных этапов от андроновско- карасукского времени до XVII в. Как показали эти работы, жители средней Оби в I тысячелетии н. э. жили своей, особенной жизнью лесных охотников и рыболовов и создали собственную культуру, резко отличную от культуры степных племен. Наиболее ярко выражены эти отличия в памятниках VII-VIII вв. н. э. («фоминская культура»). Соседние с ними кочевники-тюрки, обитавшие в горах и степях Алтая, хоронили своих сородичей с полным набором боевого оружия, в том числе с саблей и с оседланным конем. При похоронах обязательно резали барана и клали в могилу его курдюк. Глиняной посуды в этих кочевнических могилах нет. Лесные племена, носители фоминской культуры, напротив, лишь в редких случаях снабжали мертвых оружием и то охотничьим. В их могилах нет остатков домашних животных, а встречаются лишь глиняные сосуды со следами растительной или молочной пищи.
Таким образом, здесь рядом друг с другом существовали два культурных мира, разделенных только р. Обью: мир воинственных степных скотоводов и мир лесных охотников-рыболовов. Замечательно поэтому, что материалы из памятников фоминской культуры обнаруживают ближайшее сходство с материалами из памятников, оставленных лесными племенами, жившими не только в районах Томска, Ачинска и в долине р. Тары, но и в северной части Уральских гор и даже в бассейнах pp. Камы и Вятки. Сюда относятся, в частности, поясные бляхи и пряжки с изображениями медведя, известные в Приуралье с пьяноборского времени (около начала нашей эры), подвески в виде птиц и литые плоские изображения «чудского типа». О том же свидетельствует и посуда, для которой характерно не плоское, а круглое дно и тщательно выполпенный орнамент, напоминающий орнаментику сосудов ананьинского времени на Каме.
По физическому облику население лесной части средней Оби принадлежало к европеоидной группе, что еще более резко подчеркивает различие между ним и степняками - тюрками, монголоидными по расовому типу.
В IX-X вв. европеоидные оседлые носители фоминской культуры были вытеснены кочевниками с правобережья Оби, но продолжали жить к северо-западу от него, сохраняя свои древние культурные традиции, обычаи и образ жизни. Как полагает В. Н. Чернецов, взаимодействие между лесными и степными племенами на северо-западе Сибири выражалось не только в форме обмена или военных столкновениях, но и привело к появлению глубоко на севере новых насельников - степного происхождения, о чем свидетельствует само название остяков (хан-тэ, хун-ты), а также и их соседей вогулов (мань-си). Угры по языку, эти переселенцы оказали глубокое влияние на местные племена (металлургия, следы знакомства с лошадью в культе и фольклоре).
К концу I тысячелетия н. э. здесь начинается оформление двух близких по языку и культуре народностей - мапси (вогулы) и хантов (остяки). Затем на территории Обь-Енисейского междуречья распространяются, как полагают, из Саяно-Алтайского района представители новой этнической группы - самоедские (самодийские) племена. В результате их прихода в Нарымском крае со временем образовалась еще одна народность, селькупы, соединившая в своей культуре с исконными самоедскими элементами элементы культуры кетов, угров и тунгусов.
Перейдем теперь из северо-западных областей Сибири, где обитали самоедские и угорские племена, в другой ее конец, в мир палеоазиатских племен северо-восточной Азии.
Примерно в то же самое время, т. е. к X в. н. э., как мы видели, большие события совершаются и на северо-востоке Сибири, где аналогичная роль носителей новых начал в культуре выпала на долю не угров и самоедов, а тюрков - предков якутов. К этому времени северные соседи якутов, жившие на средней и нижней Лене (вероятно предки юкагиров) уже перешли к широкому употреблению железа, хотя еще, повидимому, сохраняли каменные скребки, стрелы, а также выделывали по древним образцам круглодонную глиняную посуду.
Еще далее на северо-восток от Лены простиралась область древней приморской культуры, где веками жили охотники на морского зверя. Как и когда появилась здесь эта культура, еще неизвестно. Можно лишь только уверенно сказать, что ей предшествовала материковая культура бродячих охотников на северного оленя.
Древнейший этап приморской культуры, названный по первым находкам оквикским, а по находкам на Чукотке уэлено-оквикским, характеризуется наличием поворотных гарпунов, орнаментированных в особом, прямолинейно-геометрическом стиле, сходных по форме и узору с гарпунами Курильских островов и северной Японии, где в эпоху неолита жили предки айнов. Затем эта культура прошла в своем развитии ряд дальнейших этапов, отраженных в богатом вещественном материале, собранном на территории Чукотского полуострова. Материал этот происходит из многочисленных древних поселений, расположенных вдоль Ледовитого океана, к востоку от Колымы и по берегам Берингова моря.
Поселения состояли из жилищ, углубленных в землю. Обитатели их, приморские охотники на морского зверя, вышедшие в значительной своей части из соседних районов Дальнего Востока (о чем напоминает как более ранняя оквикская, так и позднейшая, криволинейная орнаментика), проявили удивительную стойкость и поистине неистощимую изобретательность в борьбе с природой. Отсутствие строительного леса они возместили широким применением китовой кости. Не имея больших запасов дров, они с успехом заменяли их тюленьим жиром, который применяли для отопления и освещения жилищ, используя жировые лампы из глины или камня. При отсутствии материала для деревянных или корьевых лодок они изобрели кожаные лодки. Полярные зверобои остроумно усовершенствовали гарпунную снасть, создав гарпун поворотного типа. Они развили с течением времени также ездовое собаководство. Исключительный интерес представляет оригинальное и богатое искусство этих древних арктических племен, выделяющееся в эпоху его расцвета на так называемом древнеберингоморском этапе фантастически пышным криволинейным орнаментом и реалистическими скульптурными изображениями животных, реже людей.
По материалам приморских поселений устанавливается постепенное изменение материальной культуры, развитие хозяйства и отчасти социальных отношений их обитателей. Первоначально оседлые приморские жители держались у берега, круглый год добывая моржей и тюленей. Позднее наблюдается возрастание роли китового промысла, в связи с чем следует отметить появление специальных гарпунов, развивается ездовое собаководство. Распространение рыболовных крючков и боласов для ловли птиц тоже, п видимому, указывает на улучшение способов охоты и рыболовства.
Возрастающее обилие добычи и развитие обмена с соседними племенами одновременно вели к переходу от древнего матриархально-родового к новому, патриархально-родовому укладу. Переход этот нашел свое отражение в фольклоре приморских племен Арктики, центральные сюжеты которого связаны (миф о Седне) с борьбой мужского и женского начала, с тем «всемирноисторическим по масштабам поражением женского пола», о котором писал Фридрих Энгельс.
Около полутора тысяч лет тому назад в эти отдаленные приморские1 области северо-восточной Азии, заселенные предками эскимосов, чукчей, коряков и камчадалов (ительменов), впервые проникает железо. Правда, племена Севера все еще жили в условиях господства техники и бытового уклада каменного века, но у них уже прочно вошли в быт специальные режущие инструменты, своего рода резцы, из железа. Железо они могли получать как с юго-запада, от нижнеленских племен, так и- с юго-востока, с Амура и через Курильские острова.
На Амуре и вообще в южных районах советского Приморья историчег ские судьбы местных коренных племен в I тысячелетии н. э. очень своеобразны. Если в арктической области вдоль берегов Тихого и Ледовитого океана тысячелетиями господствовали отсталые формы хозяйства и обще- ственного строя, здесь благодаря соседству с Китаем и Кореей весьма рано, еще в последних веках I тысячелетия до н. э., совершаются большие прогрессивные сдвиги. Уже к началу нашей эры распространяется железо, вытеснившее каменные орудия; местами в благоприятных естественных условиях возникает земледелие и скотоводство, усиливается обмен.
В Приморье и бассейне Амура, куда еще очень рано проникают тунгусские племена, а также в соседних областях не только происходит интенсивное смешение местных племен с аборигенами, но в конце I и начале II тысячелетия н. э. возникают собственные государственные образования местных племен.
Процесс классообразования начинается здесь еще в IV-V вв. до н. э. Как сообщают китайские летописи, обитавшие здесь племена мохэ давно уже занимались земледелием и скотоводством. Из домашних животных они имели лошадь и свинью, из культурных растений разводили рис, просо, пшеницу. В стране мохэ добывали соль, гнали из риса водку. Мохэ продавали китайцам и корейцам речной жемчуг, целебные корни женьшеня, кречетов и соболей. Взамен они получали металлические изделия, посуду, ткани, в том числе шелковые.
Начиная с 471 г. н. э., завязываются постоянные культурно-политические связи мохэских племен с Китаем. С начала VI в. мохэские посоль^ ства регулярно посещают китайский двор, а часть племен мохэ подпадает под власть Китая и выплачивает дань. Подчиняя отдельные мохэские племена, китайский двор опирался на их родоплеменную верхушку. В китайских летописях особо отмечен один из мохэских вождей - Тудики, который добровольно подчинился Китаю со своим племенем, за что и получил важный гражданский чин и знак власти в виде золотой печати на бордовом шнуре, а также парадное одеяние - шляпу и пояс. Тудики «полюбил» обычаи Срединного государства и неизменно проявлял преданность императору, а последний за то благоволил к нему и щедро отдаривал его узорчатыми шелковыми тканями. Сопровождая императора в походах, Тудики при каждой боевой удаче получал награды и титулы.
Большое значение для дальнейшего развития культуры и возникновения местной государственности в стране мохэ имели события в соседней с ней Корее.
В 668 г. вспыхнула война между корейским княжеством Гаоли и Китаем. Гаоли было разгромлено, множество народа было истреблено, многие же корейцы бежали на север, за о. Тумень-Ула, где и поселились среди мохэ. Здесь они развивали земледелие, скотоводство и металлургию, насаждали высокую китайско-корейскую культуру. Под прямым влиянием этих событий у мохэских племен впервые возникает настоящее государство - Бохайское царство.
Основателем Бохайского государства летописи считают мохэского князя, вассала королевства Гаоли, Цици Чун-сяна, который, спасаясь от преследований китайских войск, укрывается под защиту неприступных гор. Усилившись, Цици Чун-сян объявляет свои земли княжеством Чжень, а себя князем, приняв титул Чжень-го-гуна. Сын его, Цзо-жун, значительно расширяет свои владения и в 699 г. объявляет себя королем государства Чжень.
Разбив в 712 г. войска китайского императора Жуй-цзуна, Цзо-жун принимает титул Бохай-цзюнь-вана, т. е. удельного князя Бохая, по названию завоеванного им древнего китайского округа Бохай, давшего имя целому государству.
Первоначально это государство охватывало еще незначительную территорию, протяжением около 1000 км на запад от моря, а страна не имела правильного административного деления.
В VIII-IX вв. Бохайское царство значительно расширилось, выросло как в культурном, так и в политическом отношении и превратилось в могущественное по тому времени государство. На юге оно достигало середины Кореи, на востоке - океана, включая нынешние районы Владивостока и Ворошилова, на западе - Нингуты, на севере его граница доходила до Амура.
Сельское население Бохая возделывало гаолян, бобы, хлебные злаки, разводило скот, занималось различными промыслами. Существовали города, являвшиеся центрами административного управления и культурной жизни. Бохайцы имели 5 столиц, 15 областных и 60 окружных городов.
Один из крупных областных центров Бохайского царства, главный город области, Шуайбинь, находился на месте нынешнего города Ворошилова.
Город Шуайбинь был обнесен земляным валом с бастионами и рвами.
Внутри находились здания со стенами, сложенными из хороше обожженных кирпичей красного и темносерого цветов, крыши зданий нередко покрывались черепицей и были богато украшены узорными керамическими плитками с растительным рисунком, в том числе стилизованными цветами лотоса.
На коньках крыш помещались скульптурные головы драконов.
Бохайское государство имело прочный административный аппарат. Во главе государства стоял правитель с титулом князя. Ему подчинялись два министра, правый и левый, каждый министр возглавлял по три департамента. Согласно китайскому обычаю, чиновники являлись ко двору со знаками достоинства в виде серебряных или золотых рыбок. Военное управление осуществлял совет военачальников. Надежной опорой внешнеполитического влияния и независимости Бохая были армия и флот. Китайский двор стремился дер- жать правителей Бохая под своим влиянием. Но на самом деле вассальная зависимость Бохая от кишилова-Уссурийского. VIII-XI вв. н. э. тайского императора не простиралась далее формальной инвеституры его правителей. Правители Бохая утверждались императором Китая в своем титуле и получали от него впоследствии почетное посмертное имя.
Лестные для варваров китайские титулы поднимали престиж правителя Бохая среди подданных и усиливали его влияние на соседей.
Однако и эта формальная зависимость от китайского двора продолжалась недолго. Уже сын основателя Бохайского государства Цзо-жун разбил китайские войска и объединил под своей властью ряд соседних племен. Китайский император Жуй-цзун вынужден был отправить в 713 г. в Бохай послов и признать за Цзо-жуном титул владетельного князя, властителя «великого поморского государства» - Бохая.
С Бохаем было связано не только возникновение собственного государства дальневосточных племен, но и расцвет цивилизации. Бохай слыл у китайцев страной просвещения и ученых.
Бохайское царство было уничтожено киданями, кочевыми первоначально племенами, возвысившимися в первой половине IX в.
Между 922 и 924 гг. вождь киданей Амбагянь, основатель династии Ляо, разбил бохайскую армию и захватил западную часть страны, тогда как на северо-востоке Маньчжурии, на юге Уссурийского края, сохранялись независимые владения бохайцев.
К XI в. государство Ляо было, однако, сильно расшатано внутренними беспорядками. На смену ему появляется новое государственное образование, созданное чжурчженями. Чжурчжени, народ тунгусо-маньчжурского происхождения, входивший в состав мохэских племен, издавна обитали в северной Маньчжурии и соседних с ней районах Дальнего Востока. Они занимались земледелием, разводили домашний скот; немаловажное место в их жизни принадлежало охоте. Они умело выслеживали зверей, добывали изюбров, приманивая их с помощью трубы из бересты, любили облавы. Жили чжурчжени уже не в первобытных землянках, а в надземных жилищах, отапливаемых иечью, горячий воздух из которой проходил под широкими нарами-канами.
На теплых канах чжурчжени спали и проводили домашний досуг. Остатки таких жилищ, с канами, выложенными плитняком, встречаются во многих местах по Амуру и в Приморье. Согласно китайским источникам, у чжурчженей имелись рабы. Внутри родов существовали резкие различия. Выделилась знать. При похоронах знатных людей сжигали живыми рабов, любимых слуг и служанок.
Князья чжурчженей постоянными завоеваниями расширяли террито- торию страны и увеличивали свое могущество. В 1113 г. во главе чжурчженей встал Агуда, основатель новой, цзиньской династии. Он бросил прямой вызов киданям, в зависимости от которых находились чжурчжени. В битве на р. Лалин он разбил киданей и поднял восстание, которое в конечном счете закончилось разгромом киданьского государства. В 1122 г. государство Ляо пало; остатки киданей ушли на запад, к Байкалу и далее, в Среднюю Азию, в Семиречье, где возникло новое каракитайскоіг государство.
После смерти Агуды в 1123 г. его наследникам досталось огромное пространство, куда входили значительная часть Северного Китая, Маньчжурии и Монголии.
В цзиньское время наше Приморье было густо заселенной страной.
Поблизости от бохайского города Шуайбина, взятого и разрушенного цзиньскими войсками, был построен город Фурдупчэн. Здесь сохранились монументальные надгробные сооружения в честь цзиньских князей, в том числе уцелели гранитные черепахи, на спинах которых были укреплены плиты с надписями и фигурами драконов. Многочисленные развалины древних укреплений, дорог, рудников этого времени встречаются в Приморье повсеместно.
Одним из самых выдающихся памятников средневековой истории Дальнего Востока является Краснояровское городище около г. Ворошилова. Начало этому городищу положили, видимо, бохайцы, а затем там жили чжурчжени.
Уже первые исследователи Уссурийского края не раз в удивлении останавливались перед древними оборонительными сооружениями высокой Краснояровской сопки на левом берегу р. Суйфуна против г. Ворошилова.
На протяжении почти восьми километров тянется здесь в соответствии с рельефом сопки оборонительный пояс древней крепости. Валы его и сейчас еще достигают 3-4, а то и пяти метров в высоту. Но всего тщательнее укреплена юго-восточная часть городища. За высоким валом в ней помещалась, очевидно, центральная часть городища, то место, где стояли дворцовые здания и храмы бохайцев, или скорее всего чжурчженей, обнесенные дополнительной высокой оградой. На месте этих построек сразу же под верхним почвенным слоем сплошь залегала черепица. Это были остатки крыш древних зданий, лежавшие в удивительном порядке. Среди массы черепиц уцелели местами и фрагменты изображений чудовищных фантастических существ, украшавших угловые концы крыши зданий. Под слоем черепицы выступали большие глыбы тесаного камня, опоры для деревянных столбов, на которых держалась кровля.
Это был, следовательно, такой же «запретный город», город дворцов и храмов, какой имелся, например, в танской столице Чаньане, в столице бохайского царства около Нингуты на месте нынешнего г. Дунцзинчэна, или в позднейшем Пекине. Его архитектура тоже имела в основе резко выраженный отпечаток высокой китайской культуры. Да вряд ли могло быть иначе в то время, когда Приморский край. Сучан. XI в. н. э. блестящий Китай танской эпохи был образцом и учителем для всех соседних стран дальневосточного мира. У китайцев учились, по китайским образцам строили дворцы и храмы не только в Бохае, но и в Корее и в Японии. Но тем интереснее, что в общей планировке «запретного города» на Краснояровской сопке имелась одна наиболее существенная и в высшей степени характерная черта, отличающая этот город от городов Бохая, а также от китайских городских центров ганского времени в Китае. В бохайской столице у Нингуты и в танской столице Чаньане весь город был размещен на ровной плоскости и имел в плане вид правильного прямоугольника. Прямые улицы пересекали его с юга на север и с востока на запад и делили в шахматном порядке на квадратные блоки-кварталы. На Краснояровской же сопке план городища подчинялся естественным формам рельефа возвышенности. Кроме того, все здания «запретного города» размещались не на плоскости, а на специально срезанных для этой цели уступах возвышенности, расположенных ступенями, в виде террас. И здесь, следовательно, в планировке древнего города, отразились свои, самобытные традиции племен Дальнего Востока, черты их самобытного культурного творчества.
Древний город на Краснояровской сопке стал, однако, жертвой вражеского нападения. Удар был так стремителен, что защитники его не успели даже использовать запасы каменных ядер, которые так и лежат до сих пор целыми грудами на его стенах.
Из китайских летописей известно, что цзиньское государство стало жертвой монгольских завоевателей. Монголы Чингис-хана взяли штурмом цзиньские города, уничтожили их население и опустошили всю страну с такой жестокостью, что она с тех пор более уже никогда не могла оправиться.
Та грозная сила, которая с необыкновенной быстротой сокрушила могущественную империю чжурчженей, а затем устремилась на завоевание других стран, поднялась рядом с Амуром, в степях по Онону и Керулену.
К наиболее раннему моменту монгольской истории на нашей территории могут быть отнесены некоторые погребения в долине Селенги у дер. Зарубино. Они дают представление о жизни бедных кочевников-скотово- дов и охотников, вооруженных луком и стрелами с железными наконечниками. Замечательна находка в этих могилах такого характерного музыкального инструмента степняков, как монгольский варган хур. Женщин провожали на «тот свет» с ножницами для стрижки овец. В аналогичных могилах на Лене, в устье Манзурки, при женщинах оказалась круглодонная глиняная посуда древних монголов, о которой говорят письменные источники XIII в. На ленских скалах уцелели резные изображения повозок, украшенных кистями, коврами и флагами. На рисунках эти повозки везут быки. Точно так же описываются в «Сокровенном сказании» повозки древних монголов XII-XIII вв.
Время расцвета монгольской империи отражено в Сибири такими археологическими находками, как известный «Нюкский клад» вблизи Кабанска на Селенге, где была найдена серебряная пайдза, богатые погребения на Часовенной горе у Красноярска и ряд погребений в Тунке, где найдены остатки луков сложного типа, серебряные кубки, остатки роскошных кожаных одежд, шитых золотом, украшения из золота и жемчуга, изделия, крытые китайским лаком, и бронзовые зеркала с узором из виноградных гроздьев и голубей. Все это - могилы монгольских нойонов, а вместе с тем прямые следы грабительских походов на культурные земледельческие народы того времени монгольских армий.
Как показал Л. П. Потапов, варварское господство завоевателей монголов отразилось и в археологических памятниках, относящихся ко времени монгольского господства на Алтае, но в совершенно другом плане. Алтайские памятники XIII-XIV вв. настолько бедны, что дают право сделать вывод о крайнем обнищании оставившего их населения, которое беспощадно эксплуатировали монгольские феодалы.
То самое наблюдается, повидимому, и на Селенге, в ее среднем течении и низовьях. Вопиющая бедность находок в могилах массового типа, которые могут быть отнесены ко времени монгольской империи, настолько очевидна, что позднейшие грабители даже и не пытались их разрывать. И это в Забайкалье, где, независимо от размеров, нет ни одной сколько- нибудь выделяющейся на поверхности почвы могилы более раннего времени, которая не была бы затронута хищниками-гробокопателями.
События, связанные с возникновеннем монгольской империи, имели и другие не менее важные и глубокие последствия. В результате возвышения монголов, завоевательной и организационно-политической деятельности их императоров, происходят новые важные перемены во взаимоотношениях различных племен и народов Сибири.
Монголия отныне становится почти сплошь монгольской. Тюрки, за немногими исключениями, окончательно концентрируются с тех пор к западу от Саянских гор. Лесостепи Прибайкалья и до времен Чингиса в значительной части заселенные монголоязычными племенами: баргу- бурятами, хори, булагатами и ихиритами, смешавшимися с остатками древнего тюркского населения, становятся в XII-XVI вв. родиной бурятского народа.
В остальном же этнографическая карта Сибири со времен Чингисхана и до прихода русских в основном устойчиво сохраняет тот свой общий характер, который определился к концу I тысячелетия н. з.
Флаг Тибета
1. История Тибета в эпоху его расцвета (VII–IX вв.) в XIX - первой половине XX века изображалась крайне однобоко. В распоряжении историков были только сочинения буддийского направления, трактовавшие местную религию бон как демонопоклонничество и уделявшие крайне мало внимания событиям политической истории, этногенезу тибетцев и историческим судьбам народов, сопредельных с Тибетом. В настоящее время эти пробелы в известной мере восполнены, но встали новые вопросы, уже не о ходе событий, а о генезисе их и интерпретации тибетской этнической истории на фоне общей истории Восточной Азии.
2. О начале тибетской истории нам известно, что в начале н. э. на Тибетском нагорье было четыре этнические группы:
а) индоарийские племена дардов и монов в верховьях Инда; оседлые земледельцы, управлявшиеся родовыми князьями;
б) кяны (цяны) - воинственные кочевники в Амдо, Цайдаме и Каме. По ошибке их в XIX в. называли тангутами. Они управлялись родовыми старейшинами и воевали против империи Хань в союзе с хуннами;
в) Шаншун - Северный Тибет - был населен иранскими кочевниками, близкими к сакам. О них известно лишь то, что они внесли в Тибет религию бон;
г) оседлые тибетцы - боты, распространявшиеся по долине Брахмапутры (Цангпо); они положили начало созданию Тибетского царства. Согласно легенде, они произошли от брака самца обезьяны с горной ведьмой, что можно интерпретировать как метисацию пришлого этноса с аборигенами. История их до VI века легендарна. Можно лишь предполагать, как наиболее вероятное, что тесного контакта между перечисленными этносами не было.
3. В 439 г. в Южный Тибет прикочевала небольшая сяньбийская орда, быстро ассимилированная аборигенами. Никаких изменений это не принесло.
4. В начале VII века началось усиление южных тибетцев, завоевания которых к середине VII века охватили весь Тибет, в VIII веке распространились на западный Китай (Ганьсу и Шэнси), Памир и Хотан, а в IX веке - на Уйгурию. Но в момент самого большого торжества в 861 г. Тибетское царство распалось. Почему?
5. Пристально рассмотрев внешнюю и внутреннюю историю Тибета, можно отметить общее повышение активности среди ботов при относительно стабильном состоянии прочих этносов. В долине Цангпо воздвигаются дворцы, готовятся походы, введена письменность, идут религиозные диспуты между буддистами и жрецами бон, сооружаются пагоды, идет борьба царя против знати. Накал политических страстей неуклонно возрастает, пока в 842 г., после убийства сторонника бона царя Лангдармы, не вспыхивает внутренняя война, приведшая к разделению страны на множество мелких княжеств и племен, активность которых была ничтожна, и, что особенно важно, рост активности мало отразился на развитии производительных сил, а ушел в агрессию, как внешнюю, так и внутреннюю. Случайно ли это?
6. Сравнивая историю Тибетского царства с современными ему государствами и кочевыми державами, мы видим, что аналогичный подъем наблюдается, но отнюдь не повсеместно. Он охватил довольно большой широтный регион по обе стороны 30-й параллели:
а) в Аравии - проповедь Мухаммеда и создание Халифата;
б) в Индии - начало движения раджпутов и разгром ими империи Гупта;
в) в Китае - националистическая реакция, опрокинувшая сяньбийскую империю Тоба-Вэй, переходит к созданию агрессивных империй Суй и Тан;
г) в Центральной Азии выходцы из Алашаня, тюрки Ашина создают Великий Тюркский каганат. Допуск плюс-минус 50 лет невелик.
7. Страны за пределами очерченного региона не обнаруживают подъема активности и становятся жертвами своих соседей. Таковы: Южный Китай - царство Чэн; Южная и Восточная Индия; Сасанидский Иран; Византия, утерявшая Сирию и Африку; Испания; Аквитания; Южная Сибирь, захваченная тюркютами, и Восточная Европа, куда вторглись авары. Через несколько веков положение меняется радикально, но это уже другая проблема. Итак, взлет тибетского политического могущества и быстрое его падение - не исключение, а знамение эпохи.
8. Рассматривая явление целиком, можно исключить возможности культурных заимствований, экономической инфильтрации социальной взаимообусловленности, а равно и популяционно-генетических связей. Одинаковые процессы возникали в одно и то же время в совершенно непохожих условиях. Разумеется, результаты их были различны, несмотря на схожесть модели процесса. Следовательно, здесь наблюдается не общественная форма движения материи, а другая, подлежащая изучению.
9. Общим во всех отмеченных вариантах было явление этнической интеграции. На местах былого этнического разнообразия создались массивы: арабский - с исламом и единой системой управления; индийский - с кастовой системой при политической разобщенности; «Тюркский вечный эль» - сочетание орды и племенных союзов; Срединная империя Тан, где «варварские» племена смешались с аборигенами в единый этнос; Тибет, ставший монолитной страной в своих географических границах. Лишь немногие из подавленных этносов сумели впоследствии возродиться (персы, испанцы, кидани), но далеко не в первоначальном виде. Значит, с описанным толчком связаны процессы этногенеза.
10. Процессы сложения и распадения этносов связаны не только с природой той или иной страны (вмещающим ландшафтом), но и с исторической судьбой ее населения, а последняя зависит в значительной мере от этнического и социального окружения. Если природные условия влияют на этнос через его повседневную экономику, то окружение вмешивается в политическую и идеологическую жизнь страны, причем иногда дело доходит до полного истребления целых народов, не оказавших вовремя должного сопротивления. Так, китайская агрессия эпох Хань и Тан покончила с жунами, ди, юэ, и, южными хуннами и сяньбийцами, но в Тибете натолкнулась на жестокое сопротивление и отступила. Однако и сам победитель - тибетская монархия, - хотя и смог объединить народы своей страны, распался и погиб от глубокой внутренней розни.
11. До VII века фактическая власть в Тибете принадлежала родовой аристократии и жрецам религии бон. Царь Сронцзэнгампо открыл двери идеологическому вторжению, пригласив из Индии и Китая буддийских проповедников. К социальной борьбе знати и короны прибавилась война за веру, шедшая с переменным успехом и унесшая огромное число жертв. С обеих сторон гибли наиболее горячие, искренние и смелые люди, а равнодушные меняли свои симпатии, нарушали клятвы в верности и прозябали. Кроме того, много жертв уносили походы, даже удачные; внутренняя и внешняя войны вытягивали все достояние населения, отрываемого от труда и лишенного покоя. Поэтому царство пало в момент наибольшего успеха на всех фронтах от внутренней смуты. Но оставшееся население было уже интегрировано, и этническое единство оказалось наследием жестокого периода расцвета тибетской монархии.
12. Теперь мы можем интерпретировать этническую историю Тибета. Около VI века в субтропическом поясе Евразии родилось некоторое количество особей со стремлением к повышенной активности, так называемых пассионариев. К началу VII века потомство появившихся стало столь многочисленно и деятельность их столь значима, что это было зафиксировано в истории. Продолжая развивать активность, тибетцы подавили независимость племен, не затронутых толчком (живших севернее ареала толчка), затем вступили в войну с китайцами и арабами - завоевателями Средней Азии - и, наконец, в борьбу между собою. Лозунгами или символами этой внутренней борьбы стали исповедания бона и буддизма, но под этими индикаторами крылось соперничество царя и знати, которое в условиях малой напряженности не принимало столь острых и кровавых форм. Так как активная часть тибетцев по большей части гибла в войнах и распрях, то, когда процент их в сформированном ими этносе уменьшился, уцелевшее население разошлось по родным ущельям, вернувшись к состоянию равновесия со средой, как природной, так и этнической. Ущерб, понесенный Тибетом, был столь велик, что лишь через двести лет наблюдается некоторое возобновление интереса к идеологическим проблемам. Тогда новая проповедь буддизма Атишей имела успех, и с того времени Тибет превратился в цитадель буддизма, но уже никогда не вернул себе военного могущества.
Работы по истории Тибета – 7
Материал с благодарностью взят с Gumilevica http://gumilevica.kulichki.net/articles/tibet14.htm
«Центральная Азия и Тибет: История и культура Востока Азии.»:Новосибирск; 1972
4-3 тыс. лет до н.э. – прародина праславян – среднее течение Дуная.
Середина 2 тыс. лет до н.э. – переход к оседлому образу жизни. На западе – реки Эльба и Одер, на севере – Балтийское море, на востоке – среднее течение Днепра, на юге – Причерноморье, нижнее и среднее течение Дуная. Т.е. практически вся Восточная Европа.
На рубеже 2-1 тыс. лет до н.э. славяне продолжают заселять Восточную Европу двумя потоками:
1. С южных берегов Балтики к берегам Волхова и Ладоги. Ассимиляция с угро-финнами.
2. Через Карпаты на Днепр.
Причины формирования Древнерусского государства:
1. Экономическое развитие – повышение уровня производительных сил, связанное с разделением труда (разделение скотоводов и земледельцев, выделение ремесленников, развитие торговли).
2. Социальные – появление неравенства и классов.
3. Политические – необходимость объединения против врагов.
О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Поэтому не существует общепризнанной теории этногенеза восточных славян.
Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого времени можно говорить о формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканы, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевников авар в V-VII веке отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян (сербы, болгары, хорваты). Западные славяне (поляки, чехи, словаки) и восточные разделились еще раньше.Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье. Местом их формирования явились, видимо, области в среднем течение Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польше. Этнической основой древнерусского государства Киевской Руси явились Восточные славяне. Они сплотились к середине первого тысячелетия нашей эры, в VI веке постепенно заселили Русскую равнину. Восточные славянские племена явились следствием смешения различных расовых линий: индоевропейской, арийской, урало-алтайской ветвей, монгольских, тюркских и финских народов. Они рассматривали себя как часть европейского мира, осознавали свою близость с ним.
Главным занятием славян было земледелие: сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Издавна они использовали железо, применяли железный топор, пахали сохой с железными наконечниками. У славян рано развилось пашенное земледелие. Это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало возможным после того, как люди овладели производством железа. Хлеб был главной пищей славян. Занимались также скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством.
Славяне жили родовыми общинами, которые объединялись в племена. Во главе племени стояли князья. К VI веку нашей эры восточные славяне были на стадии разложения первобытнообщинного строя, жили в условиях "Военной демократии", т.е. присутствовало социальное неравенство, возросла политическая активность, имели место военные конфликты. Известны походы славян на Византию в IX веке. К Каспийскому морю. "Повесть временных лет" называет основные славянские племена: поляне, древляне, северяне, радимичи.вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, уличи, ильменскиесловене. Историки предполагают, что летопись ведет речь не просто о племенах, а о более высоком типе объединения - племенных союзах. Такие формы организации были типичны для периода военной демократии и являются предгосударственной стадией развития народов.
Религия славян была языческой. Они поклонялись силам природы: Солнцу - Ярило, ветру - Стрибогу, грозе - Перуну, небесному огню - Сварогу, прародителям всего живого - Роду и Рожанице и др. Религи восточных славян несет следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований, так и чисто славянских, возникших под влиянием родной природы (лешии, водяные, русалки и т.п.).