Подготовка детей к обучению грамоте алексеева яшина. Консультация для родителей дошкольников
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
- 1. ознакомление детей со словом -- вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
- 2. ознакомление с предложением -- выделение его как смысловой единицы из речи;
- 3. ознакомление со словесным составом предложения -- деление предложения на слова и составление из слов (2--4) предложений;
- 4. ознакомление со слоговым строением слова -- членение слов (из 2--3 слогов) на части и составление слов из слогов;
- 5. ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.
Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он должен усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Огромное внимание воспитатель на занятиях по обучению грамоте уделяет практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения. Дети постепенно запоминают изображения букв, соединяя каждое из них с определенным звуком, учатся соединять их в слова и соотносить слова и предложения письменной речи с соответствующими словами и фразами устной речи. Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры. Под развитием речи понимается работа над произношением, словом, предложением и связной речью. Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются с занятиями по изучению родного языка. Конкретные восприятия и представления детей являются основой для формирования у них правильных понятий и умений выражать свои впечатления и мысли в речи.
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук». В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины. В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30 - 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего. Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.
Готов ли ребёнок к обучению грамоте?
Основные направления подготовки ребёнка
к обучению грамоте.
(консультация для родителей)
Подготовила и провела:
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Пархоменко Надежда Сергеевна
Многие мамы, папы, бабушки и дедушки хотят поскорее научить ребёнка читать и писать. Это и понятно, потому что грамота открывает ребёнку новые уровни познания окружающего мира.
Однако, торопясь с обучением грамоте малыша, важно помнить о том, что обучение грамоте - это сложный процесс, к которому ребёнок должен быть готовым.
Давайте рассмотрим критерии готовности ребёнка-дошкольника к обучению грамоте.
В соответствии с ФГОС ДО, наиболее эффективным способом обучения грамоте является звуковой аналитико-синтетический метод. Г.А. Каше утверждает, что «готовность ребёнка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключения внимания от значения слова к его звуковому составу - умению слышать в слове отдельные звуки, понимать, что звуки расположены в определенной последовательности».
Критерии готовности ребёнка-дошкольника к обучению грамоте:
1. Умение произносить все звуки речи. Если в речи ребенка имеются недостатки произношения в виде пропусков звуков, их замен другими звуками, смешения звуков, то, к сожалению, полноценно овладеть грамотой такой ребенок не сможет. И даже, если у родителей создается впечатление, что ребенок вроде бы читает, в последующем, у него могут возникнуть проблемы с письмом и чтением (могут возникать трудности в таких заданиях как: выделение гласного или согласного звука из начала и конца слова, определение последовательности звуков в слове; ребенок будет с большим трудом овладевать слиянием букв, чтение будет медленным, с большим количеством ошибок, и понимание содержания прочитанного будет недостаточным. Эти ошибки будут отражаться и на письме.)
2. Достаточный словарный запас, сформированный грамматический строй речи и развитая связная речь. Если словарь ребенка ниже возрастной нормы, в речи имеется стойкий аграмматизм, связная речь сформирована на низком уровне (неумение классифицировать предметы, неправильное употребление признаков предметов и слов-действий, неумение изменять слова, образовывать новые слова, ошибки согласования слов в предложении, неправильное построение предложения, не сформированное умение составлять рассказы и пересказывать заданный текст), то дети не всегда будут понимать смысл прочитанного, у них будут трудности пересказа прочитанного, и тем более, изложения своих мыслей вслух и на письме.
3. Очень важно, чтобы ребенок умел слышать, различать звуки между собой (по способу и месту образования), так как это также влияет на усвоение букв, правильное чтение слов со смешиваемыми буквами.
4. Большую роль в овладении грамотой играют сохранные зрение и слух. Если у ребенка снижен слух, то он не способен полноценно слышать обращенную речь, и даже самого себя, а значит слуховой контроль за самостоятельной речью и речью окружающих снижен. Это значит, ребенок может не услышать и неправильно понять содержание изучаемого учебного материала, и поэтому неправильно его запомнить, что ведет к ошибкам чтения и письма. Нарушение зрения также напрямую влияет на процесс овладения чтением и письмом: ребенок должен правильно увидеть картинку, слово, букву, запомнить зрительный образ буквы или слова, воспроизвести его. И, если он не видит отчетливо картинку, или слово, или букву, он неправильно выполняет предложенные задания. Это ведет к неусвоению учебного материала. Для обучения грамоте детей с нарушением слуха и зрения требуется специально организованная системная работа, в которую включены все участники коррекционно-образовательного процесса.
5. Восприятие и внимание (зрительное, слуховое, тактильные ощущения) должны быть хорошо развитыми - ребенок должен уметь сосредотачиваться, чтобы воспринимать изучаемый материал, уметь внимательно смотреть и слушать педагога или родителя, потому что если учебный материал был воспринят и услышан недостаточно, то он остался непонятым ребенком, а значит, не усвоенным.
6. Роль памяти трудно переоценить. Ребенок должен быть способен запомнить достаточно большой объем сведений: буквы, звуки, правила чтения и письма, у него должен быть обширный запас сведений об окружающем и др.), поэтому важно учить детей запоминать и воспроизводить стихи, рассказы и сказки, учить запоминать и воспроизводить ритм, звуковой, слоговой ряды, ряды слов и т.д.
7. Хорошо развитое мышление также является фундаментальным фактором, влияющим на усвоение ребёнком грамоты. Не является секретом то, что речь и мышление находятся в тесной связи, особенно отчетливо это начинает проявляться в старшем дошкольном возрасте, когда недостатки мышления не позволяют полноценно овладеть речью, а дефекты речи затрудняют осмысление изучаемого. Процесс обучения грамоте предполагает умение анализировать звук, слог, слово, предложение, включает в себя и обратный процесс - умение синтезировать слово из звуков или букв, слогов, предложение из слов, рассказ из предложений.
Таким образом, подготовка ребенка к обучению грамоте должна быть системной, последовательной, планомерной и тщательной.
Поэтому очень важно ответственно отнестись к процессу подготовки детей к обучению грамоте: регулярно выполнять рекомендуемые педагогами задания и упражнения, систематически посещать детский сад, так как в детском саду занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся системно, активно участвовать в развитии (в том числе и речи) детей, играть с детьми в развивающие игры, расширять их кругозор, постоянно общаться с ними, в случае необходимости своевременно обращаться к врачам-специалистам, укреплять здоровье детей, так как именно сейчас, в дошкольном возрасте мы закладываем основу для дальнейшего развития детей!
Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).
Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.
Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой – сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей (СНОСКА: Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984). Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.
Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.
Д. Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке (СНОСКА: Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1976.– Вып. 4). Например, при иероглифическом письме смысловые единицы (слова, понятия) кодируются с помощью особых значков – иероглифов. Их столько, сколько слов-значений в языке. При этой системе письма обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных иероглифов. Хотя это трудоемкий и длительный процесс, но он прост по своей психологической природе: основными его компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание.
В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.
Русское письмо – звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое (СНОСКА: Там же. С.17).
Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.
Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие).
В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельткжов, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).
Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.
Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров).
Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.
Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Сущность подготовки к обучению грамоте.
Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г.Ананьев).
Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи, является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.
Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются умения: сосредоточивать внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.
Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи - взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений, навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой - сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений, навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей1.
Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение - это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.
Русское письмо - звуко-буквенное. Оно точно передает звуковой состав языка и требует механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое1.
В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина; метод Д.Б.Эльконина и др.).
В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.X.Швачкин, Г.М.Лямина и др. доказали, что фонематический слух (способность воспринимать звуки человеческой речи) развивается очень рано. К двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка - миска).
Однако первичного фонематического слуха недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.
Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.
Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте. Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах. Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (практически) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с этими терминами, учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх; с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).
У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты, идет обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30 - 40 слов в мин., записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.
При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
Ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
Ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи;
Ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
Ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысло-различительной роли фонемы.
Ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов, поскольку, как уже указывалось выше, процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Ознакомление со словом.
При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.
С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово.... правильно» часто используются педагогом.
С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества; средства художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль; игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот»; словарные упражнения, упражнения на словообразование. Они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие).
Шандарова Надежда Сергеевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ д/с № 275 "Миша"
Населённый пункт:
г.Новосибирск
Наименование материала:
статья
Тема:
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения
Дата публикации:
14.12.2017
Раздел:
дошкольное образование
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста в условиях
дошкольного учреждения
Подготовка детей к школе является одной из самых актуальных проблем на
протяжения
дошкольной
педагогики.
настоящее
становится всё более острой в связи с модернизаций системы образования и
введением
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования, который требует от нас уйти от учебной модели, не
подменять
обеспечить
интересную
разнообразную жизнь в дошкольном учреждении. При этом социальный запрос
родителей по подготовке детей к школьному обучению существует, и, учитывая
Нас, педагогов, волнует проблема подготовки к обучению грамоте детей в
условиях дошкольного учреждения. Как лучше осуществлять решение этих
воспитатели
методиками,
закономерностей
процесса
обучения
Поэтому, в детских садах прослеживается негативная тенденция, когда работа
по подготовке к обучению грамоте либо совсем не проводится, либо заслоняет
общеречевому
развитию
предъявляются
завышенные требования, и обучение ведется неадекватно возрасту школьным
Все мы знаем, что, к сожалению, неумение читать или медленное
(побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка
даже в первом классе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть
чтением, чем шестилетнему.
настоящее
педагогических
разнообразным,
определенной
стихийным.
дошкольного
возраста,
высокого
качества.
Отдельные
составители
образовательных
программ,
педагоги
родители,
знакомые
закономерностями
развития
письменной
допускают серьезные методические ошибки.
Например:
Смешивают
затрудняет
процессы
звукобуквенного анализа и синтеза;
Наблюдается
произвольное
хаотичное
знакомство
закономерностей развития их фонемных имен (звучания);
Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции
[БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения
ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических
группах и, конечно, в школе.
Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое
приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого
слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо
слова СТУЛ .
При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим
невольно
возникает
нарушение
процесса
читательский
Переучивание
«читателей»
дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.
Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам
указывают
возможность
обучения
грамоте
старшем
дошкольном
возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и
родителей детей.
Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению
грамотой является сформированность фонематического восприятия. У детей в
возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой
утверждению
пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку
отличает
свежесть
восприятия,
любознательность
воображения». В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так
возрасте
развивать
фонематический
восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой
действительности
знаковой
есть,
обучении
грамоте
необходимо
наличие
добуквенного,
чисто
звукового
периода
обучения,
который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как
речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. Прежде чем
слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых
состоят слова). Дети должны постичь определенную систему закономерностей
различать
гласные (ударные
безударные),
согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию,
находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из
слогов, из звуков.
Позднее ребенок учится делить речевой поток на предложения,
предложения на слова и только после этого знакомится с буквами русского
алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким
образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового
внимания
заканчиваться
формированием
старшего
дошкольного
возраста первоначальных навыков звукового
анализа, то есть начальному
обучению чтению и письму печатными буквами.
Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные
сроки
начала
обучения
грамоте. Ребенок
обладает
чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому
именно этот возраст самый благоприятный для начала подготовки к обучению
письму и чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и
овладевают.
формирование
ориентировки
звуковой
действительности
целесообразнее
начинать
ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической
точности речи, к словотворчеству, к звуковым играм. Но вместе с тем, было
выявлено,
дошкольники
обладают
избирательной
восприимчивостью
обучению грамоте. Именно эту индивидуальную способность каждого ребенка
необходимо учитывать, определяя его срок (свой для каждого ребенка) начала
обучения грамоте.
конкретную
методику,
педагогам
учитывать,
используемая
обучения
сочетаться
соответствующей
системой
обучения
соблюдая
преемственности
школой. В
школах
основном
ведется обучение чтению и письму звуковым аналитико-синтетическим
методом, разработанным коллективом ученых под руководством Даниила
Борисовича Эльконина.
В нашем дошкольном учреждении сложилась определенная система в
подготовки
обучению
Поскольку
родителей существует, а дети, как было сказано выше, испытывают интерес и
потребность
освоение
отказались
обучению
грамоте наших дошколят. Главное, делать это грамотно, последовательно и в
системе, учитывая все вышесказанное. При этом следует подчеркнуть, что
мы не ставили и не ставим себе задачу – научить всех детей читать!
Закономерности овладения чтением и письмом, наличие разработанной и
апробированной методики позволяют нам определить содержание работы по
подготовке дошкольников к обучению грамоте в детском саду следующим
образом:
ознакомление
звуковым
строением
формирования
звукового
определение
количе ства,
последовательности звуков в слове и составление слов с определенными
звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.
ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной
смысловой единицы из потока речи;
ознакомление с предложением и его словесным составом;
деления предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
членение слогов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов.
Последние годы мы используем в работе методику Дины Григорьевны
На мой взгляд, данное методическое пособие обеспечивает согласованность со
школьными программами, что очень важно. Начиная со старшей группы, мы
проводим
специально
организованное
по подготовке
детей
обучению грамоте один раз в неделю.
Материал для каждого занятия подобран так, чтобы у нас
возможность выбора, исходя из потенциальных возможностей ребёнка, даны
Образовательную
деятельность
небольшой
занимательной
обязательно
учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка. За два года дети:
успешно овладевают понятиями слово, звук, буква, предложение, знают
различают гласные и согласные звуки; свободно и осознанно читают
трёхбуквенные
постепенным
переходом
чтению целого слова;
правильно составляют из букв разрезной азбуки слоги и слова простой
структуры;
составлять
предложения
интонационно
правильно
проговаривают их в соответствий со знаком на конце(!?);
проявляют интерес и любовь к чтению, родному языку.
К каждому занятию мы подходим творчески, заранее подбираем наглядный,
дидактический материал, без которого невозможно активизировать мышление
детей и поддерживать их интерес и внимание.
У многих детей есть нарушения звукопроизношения. Совершенствуя
целесообразно
начинать
артикуляционных
упражнений,
проговаривания
всевозможных
скороговорок,
четверостиший,
рифмованных
материал
представлен
конспекте
программы Шумаевой Д. Г.
Главное место отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением.
показывает,
необходимо
достаточно
звуковому
восприятию
формируя
фонетический
Необходимо
постоянно
проводить
словарную
поскольку
начальных
ступенях
обучения чтению процесс понимания отстаёт от восприятия слова. И здесь
упражнения,
формирующие
способность
схватывать
читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и
понимать собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас
детей синонимами, антонимами в процессе лексико - грамматических игр и
упражнений. Много внимания уделяем работе с индивидуальными разрезными
азбуками, так как процесс обучения идёт более эффективно, если ребёнок
«пропускает» буквы, слоги через пальцы. Буквы и слоги раздаём детям к
каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все
индивидуальными
разрезными
азбуками,
обращаем
внимание
расхождение
написании
произношении
отдельных слов.
Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы физкультминутки.
Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом
многие из них соответствуют теме занятия.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребёнка. И то,
насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего
терпения,
доброжелательности.
Проявлять
истинный
связано с обучением ни в коем случае не допускайте грубого « нажима»,
бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником.
Дайте ребёнку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию
чувствует свой успех, делает какие- то маленькие «открытия» для себя и с
радостью идёт на каждое занятие.
Наш детский сад поддерживает тесную связь с учителями начальной школы.
прислушались
учителей
элементы
письменных букв и сами буквы, а больше внимание уделять развитию звуковой
культуры
моторики,
правильно
карандаш,
печатать буквы.
Результатом целенаправленной системной работы является то, что дети
ненавязчиво, каждый в своем темпе, постепенно начинают читать, делают это с
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт