План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: конспект НОД "Дикие животные" в старшей группе. Нод дикие и домашние животные
Название:
Номинация:
Детский сад, Конспект занятия, НОД, театрализованные занятия, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: Детский сад №35 «Дельфинчик»
Месторасположение: г. Глазов, Удмуртская республика
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Занятие «Дикие животные». Конспект НОД в старшей группе «Животные нашего леса».
Возрастная группа старшая
Образовательная область познавательное развитие
Тема НОД «Животные нашего леса»
Оборудование, демонстрационный и раздаточный материал: картинки с изображением животных нашего леса, ноутбук, магнитофон, «волшебная палочка», указка, клей, ножницы, клеенка на стол, формы знаков, картинки для знаков, разрезные геометрические фигуры
Предварительная работа:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о животных нашего края.
2. Закрепить представления о знаках, регулирующих поведение человека в природе.
Развивающие:
1. Развивать любознательность, познавательный интерес.
2. Развивать коммуникативные качества, умение общаться друг с другом, работать в команде.
3. Развивать мышление и другие психические процессы путем установления причинно-следственных связей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия
Вводная часть 3 мин
Воспитатель:
— Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И беседовать начнем. (Дети встают в круг выполняют упражнения в соответствии с текстом)
Воспитатель: А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться, поиграв в игру «Чей голос?». Встаньте, пожалуйста, перед ноутбуком в шахматном порядке, чтобы всем хорошо было видно экран.
Включает игру.
— Все готовы играть? (Дети подходят к ноутбуку и встают возле него в шахматном порядке и проводится компьютерная дидактическая игра «Чей голос?»)
Воспитатель: Как сказать одним словом, чьи это голоса?
Поднимите, пожалуйста, руки, кто думает, что эти звери живут в нашем лесу. (Отвечают играют, отгадывают голоса животных, говорят обобщенное слово, поднимают руку)
Сегодня мы поговорим о животных нашего леса.
Основная часть 15мин
Воспитатель:
Волшебная палочка приглашает вас в круг. С помощью волшебной палочки давайте вспомним, какие еще животные живут в нашем лесу? У игры есть правила: долго в руках палочку не держать, желательно одних и тех же животных не называть (дети встают в круг, слушают воспитателя)
Воспитатель пускает волшебную палочку по кругу по часовой стрелке. Последней палочку принимает воспитатель, называет животное. (Ребенок, взяв палочку, называет животное нашего леса и передает палочку соседу. Слушают, каких животных называют дети). Во время игры воспитатель слушает ответы детей, следит, чтобы были названы животные нашего леса. При необходимости обращается за помощью ко всем детям: «Как вы думаете, живет это животное в нашем лесу?»
Хвалит детей за правильные ответы, за то, что вспомнили многих животных нашего леса.
Воспитатель:
— Возьмите, пожалуйста, по 1 карточке и найдите свою семейку (на столах карточки, иллюстрирующие жизнь 3 животных).
Дети берут со стола по одной карточке, объединяются в подгруппы по названию животного.
Воспитатель:
Обсудите в своей подгруппе, что вы знаете о выбранном животном и договоритесь, кто о нем расскажет нам всем. (2 мин)
Дети обсуждают в подгруппах, что можно рассказать о выбранном животном, выбирают, кто будет рассказывать о нем всем детям.
Воспитатель:
— Несите карточки к доске, присаживайтесь на стулья по своим подгруппам (закрепляет карточки на магнитной доске: об одном животном – в один ряд)
Интересно послушать ваши рассказы. Итак, кого вы выбрали рассказать о …
Внимательно слушаем (имя ребенка) , будем рассказ дополнять.
Дети несут карточки, помогают закрепить на доску, садятся на стулья.
Выходит ребенок, назначенный командой.
1 ребенок от подгруппы рассказывает о животном, все слушают, потом дополняют, о чем еще не было сказано.
Воспитатель:
— Ты все рассказал(а)? Кто хочет дополнить рассказ? Договоримся, одну и ту же информацию дважды не повторять. (в первую очередь спрашивает детей из этой же подгруппы, потом – остальных)
Хвалит детей за знания, интересные рассказы.
Воспитатель:
— Предлагаю поиграть в игру «На вопрос ответ не скажем, на вопрос ответ покажем».
Дети играют. Изображают животных, воспитатель отгадывает, кого изобразили
— Кто из животных самый трусливый?
Кто самый хитрый? Самый злой? Кто хозяин леса?…
Кого больше всех боятся звери в лесу?
Кто хочет узнать ответ на этот вопрос, присядьте на стульчики. Дети садятся на стульчики
Послушайте стихотворение Ланы Сиг «Выстрелы в лесу»
Дети слушают чтение стихотворения
Воспитатель:
Так кого боятся звери в лесу?
Человек приходит в лес, как к себе домой и чувствует себя в нем хозяином. Может намусорить, поломать ветки деревьев, гнезда рушить, пинать грибы. Что мы можем сделать, чтобы напомнить человеку о правилах поведения в лесу?
О правилах поведения напоминают знаки.
Возьмите, пожалуйста, по 1 геометрической фигуре и подойдите к столу, на котором такая же фигура, как у вас. Дети берут по 1 геометрической фигуре и подходят к столу с такой же фигурой и делятся, таким образом, на 4 подгруппы.
Воспитатель:
Предлагаю каждой подгруппе в течение 3 минут придумать и сделать знак, который можно будет разместить в лесу.
Придумывают знак в подгруппе, изготавливают его подгруппой, взяв необходимые материалы, и выбирают, кто будет о нем рассказывать.
Воспитатель:
Встаньте так, чтобы вам было удобно работать, и возьмите нужные вам материалы.
На столах заготовки знаков, материалы для изо-деятельности, ножницы.
Пока дети работают, убирает с доски картинки животных.
Следит за работой детей, проводит индивидуальную работу по формированию технических умений.
Воспитатель:
(размещает знаки на доске)
Дети несут к доске знаки, помогают разместить их на доске, садятся на стулья.
Воспитатель:
— Расскажите, пожалуйста, о своих знаках. Что вы изобразили и почему? Начнем по порядку слева направо.
Анучина Ольга Владимировна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Светлячок» р.п.Чистоозерное Новосибирской области
Воспитатель
Конспект НОД в старшей группе «Дикие животные»
Анучина О.В.
Конспект НОД в старшей группе «Дикие животные»
Программное содержание :
1. Образовательные :
Формировать и обогащать представления детей о жизни диких (лесных) животных зимой .
Уточнять и систематизировать знания детей о жилищах, местах зимовки диких животных их пище ;
Расширять представления детей об особенностях приспособления некоторых животных к окружающей среде (белка, заяц) .
2. Развивающие :
Развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.
3. Воспитывающие :
Воспитывать бережное ответственное отношение детей к живой природе .
4. Оздоровительные :
Снять мышечный тонус и нервное напряжение у детей с помощью двигательных и пальчиковых упражнений.
Предварительная работа :
Рассматривание картин с изображением диких животных , их следов, жилища;
Чтение произведений о животных ;
Беседы о зиме;
Настольно - печатная игра «Дикие - домашние » .
Оборудование : плакат с изображением диких животных , мяч, карточки с заданиями «Кто что ест?» , «Чей след?» , «Кто где живёт?»
Ход НОД:
Дети входят в зал и садятся на подушечки.
В : - Дети, какое сейчас время года? (Зима) Почему вы так думаете? Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег). Как греет солнышко зимой? (Греет слабо)
Какое сегодня небо? Постоянно серое.
Как изменились зимние краски по сравнению с осенними? (осенью были красные, оранжевые листья; серые деревья, крыши домов. Зимой все покрыто снегом.)
В : По календарю у нас наступил 1-й месяц зимы. Как он называется?
В : Расскажите, как люди готовятся к зиме? (делаем заготовки : маринуем грибы, варим варенье, убираем с огорода овощи, покупаем тёплую одежду)
В : Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес. (Дети встают)
В : Для этого нужно закрыть глаза и выполнить со мной следующие движения :
Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись, руку правую вперед, ногу левую назад, а теперь остановись и немножко покружись! (Дети открывают глаза.)
В : С помощью ее чудес мы попали в дивный лес!
В : Скажите, кто мы в лесу? (гости) Как себя нужно вести в гостях?
В : Ребята, кого мы можем встретить в лесу? (Зверей фото) Как мы их всех называем? (дикие животные ) Почему мы их называем дикими ? (сами о себе заботятся)
В : Я предлагаю вам поиграть в игру «Один - много» . Давайте встанем в круг, я буду бросать вам мяч и называть диких животных , а вы будете называть, как говорят, если их много.
Медведь - медведей, заяц - зайцев, волк - волков, лиса - лис, белка - белкок, ёж - ежей, барсук - барсуков, олень - оленей, лось - лосей.
В : Молодцы, ребята. Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёж, медведь, барсук, суслик, енот, сурок) . Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище) фото
В : Для вас звери приготовили задания. Но прежде, чем их выполнить, давайте присядем за столы и разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика
На лесной лужайке
Разыгрались зайки :
Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями.
Лапками хлопали,
Ножками топали,
Хлопаем в ладоши, притопываем ногами.
Ушками махали,
Прикладываем раскрытые ладони к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы обеих рук.
Выше всех скакали,
Поочередно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку.
Глазками глядели,
Песенку пропели :
«Ля - ля - ля! Ля - ля - ля!
«Ля - ля - ляйки!»
Ах, какие зайки!
Машем руками.
В : Задания звери дали сложное, и чтобы его выполнить, разделимся на группы .
1-я группа соединить следы с дикими животными ; 2-я группа подбирает кто , что ест; 3-я группа найти жилище животных . Д : Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.) (Воспитатель проверяет, правильно ли дети выполнили задание)
В : Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. (раздаю карточки, дети проверяют) .Становимся все в круг и выполняем движения под музыку.
Физкультминутка
В : Присаживаемся на подушки. Скажите, а есть ли такие животные , которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка) . А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)
В : - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
В : - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных , называется линькой.
В : Я предлагаю вам поиграть в игру : «Закончи предложение»
— Заяц летом серый, а зимой.
— Медведь летом гуляет, а зимой.
— Белка живет в дупле, а лиса б.
— Заяц добрый, а волк.
— У белки хвост длинный, а у зайца.
— Лиса пушистая, а ежик.
В : Молодцы. А теперь подумайте и скажите, хорошо ли живётся животным в лесу зимой . (Ответы детей.)
В :Зимой в лесу животным холодно и голодно . В нашей стране есть такая профессия - лесник. Он помогает животным выживать зимой . Для зайцев, например, он заготавливают осиновые ветки, для лосей - кормушки с сеном и солью, для белочек приносят семечки, орешки. (Изображение) .
В : Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем :
«Сказка двери закрывай!
В детский сад нас отпускай!»
В : Скажите, где мы сегодня побывали? Кого мы там встретили? Как их назвать одним словом? Почему их так называют? Какие задания нам приготовили животные ? Кто такой лесник? Как люди помогают животным зимой ?
Задачи:
— Формировать обобщающие понятия домашние животные, дикие животные, дифференцировать их.
— Закреплять умение детей называть детенышей животных в единственном и множественном числе.
— Развивать внимание, мышление, речь, мелкую и общую моторику, изобразительные навыки.
— Создавать эмоционально положительный настрой в группе.
— Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.
Материалы и оборудование:
- Магнитная доска.
- Листы картона со стволами и ветками деревьев.
- Плоскостные изображения диких животных: еж, заяц, белка, лиса, волк, медведь.
- Макеты жилищ животных: пенек с норкой, дерево с дуплом, кустик, горка с норой, логово, берлога.
- Макет дома и леса.
- Набор карточек «Дикие животные и их детеныши».
- Коробка с сыпучестями и игрушечные наборы диких и домашних животных.
- Аудиозапись «Звуки леса».
- Елочные шишки и две корзины.
- Конверт с письмом.
- Воздушный шар, накаченный гелием.
- Зеленая краска, салфетки, поролоновые тампоны.
- Сенсорная дорожка («кочки и мостик»).
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель : Здравствуйте ребятки! Сегодня к нам снова пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши красивые улыбки!
Самомассаж.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем весело играть и даже отправимся в путешествие. Но для этого мы должны быть бодрыми и веселыми! Нам с вами нужно скорее-скорее просыпаться! Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.
— С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируются веки глаз )
— С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируются уш и)
— С добрым утром носик, ты проснулся (массируются крылья нос а)
— С добрым утром ручки, вы проснулись (гладить руки сверху – вниз )
— С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладить ноги сверху – вни з)
— С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться ).
Отправляемся в путешествие.
Воспитатель : Ребятки, к нам в группу сегодня принесли какое-то удивительное письмо… Посмотрите, какой-то листик на конверте, какие-то странные следы… Интересно было бы узнать, откуда оно и от кого… А вам интересно? Тогда давайте откроем его и прочитаем.
Письмо. Здравствуйте, наши дорогие мальчики и девочки! Нам очень скучно и грустно у себя в лесу и поэтому мы приглашаем вас к себе в гости- на лесную полянку.
Дикие животные.
Воспитатель: Ой, ребята, а кто такие дикие животные? (Это животные, которые живут в лесу и заботятся о себе сами: сами добывают еду, сами строят себе жилище ). Послушайте, ребята, стихотворение про диких животных. (Читает ребенок ).
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Воспитатель: Ну что же, ребятки, хотите отправиться в гости к диким животным? Прямо в лес? А как же мы туда доберемся? Ой, я знаю, знаю, мы полетим туда на воздушном шаре! Беритесь все за веревочку, закрывайте глаза, и мы отправляемся в путь!
(Звучит музыка «Звуки леса», воспитатель читает стихотворение ).
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь весною
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Воспитатель: Вот и очутились мы в лесу, открывайте глазки! Посмотрите, сколько деревьев вокруг. Только что-то они какие-то невеселые… И животных почему-то никаких не видно… Придется нам с вами их поискать! А каких вообще диких животных вы знаете? (Заяц, белка, еж, волк, лиса, медведь, кабан, олень, лось и др .)
Волк.
Воспитатель: Смотрите, вот чей-то дом виднеется. Интересно, кто здесь живет? Серый и зубастый. Воет в день ненастный: «У-у-у.,.» (волк).
А какой он, ребята? (злой, сердитый, серый, зубастый, страшный )
А как называется его жилище?(логово ) А чем волк питается?
Воспитатель: Здравствуй, волк! Что случилось, почему грустишь?
Волк «шепчет» на ухо воспитателю : Ах вот в чем дело! Представляете, ребята, заходили в гости к лесным жителям домашние животные. И так все вместе веселились, так плясали, что все-все перепутались, и теперь не знают, кто из них дикие, а кто домашние. Поможем разобраться?
Воспитатель: А кто же такие домашние животные? Почему их так называют?
(В коробке с сыпучестями спрятаны маленькие фигурки диких и домашних животных. Дети достают по одной фигурке, называют животное. Диких ставят к макету леса, домашних- к макету дома ).
Воспитатель: Вот и разобрались! Ну а мы отправимся на поиски других животных. Ты подожди нас здесь, мы еще вернемся.
Заяц
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, у нас болото на пути и ручей. Тяжело пройти будет. Но мы постараемся. Правда? Смотрите, тут дорожка есть через болото- по кочкам придется прыгать, а через ручеек по бревнышку пройдем. Давайте встанем друг за другом. Ровненько, не спеша пойдем, чтобы друг друга в болото не столкнуть.
(Дети строятся в колонну и по одному переходят через ручей и болото ).
Ой, смотрите — кустик! Кажется, там кто-то прячется. Ну-ка угадаем, кто это.
Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою-в беленькой.
Воспитаттель: Точно, заяц! А какой он, ребята? (трусливый, длинноухий, серый, косой ). А какая у зайчика шубка зимой? Почему? Где зайчик живет? А кого он боится? А чем заяц питается? Чтобы заяц не боялся, поможем ему стать сильным и смелым-научим его делать зарядку!
Физкультминутка
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
(Махи вверху правой и левой рукой )
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
()
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
(Прыжки вперед-назад )
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись
(Движения выполнять по содержанию текста )
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(Приседание на корточки, потирание рук )
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Выполнение прыжков, стоя на месте )
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
(Полуприседания с поворотами вправо-влево )
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг — и ускакал.
(Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вни з)
Воспитатель: А теперь нам пора отравляться дальше.
Белка.
Воспитатель: Ой, шишки под ногами! Кто же их здесь раскидал?
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (белка).
Верно, это белка. Смотрите, вот на дереве ее домик. Как он называется? А вот и сама белочка из дупла выглядывает. Здравствуй, белочка! Ребята, какая она? (проворная, быстрая, пушистая, рыжая ). А зимой у белки какая шубка? Хлопотунья-белочка, чем ты занимаешься? Припасы на зиму готовишь? А чем питается белка?
Послушайте стишок про белочку (читает ребенок).
Кто играет там в горелки?
Это рыженькие белки-
Шубки золотистые,
Хвостики пушистые.
Вверх и вниз по веткам скачут
И в дупле орешки прячут.
Непоседы, шалунишки,
В домик свой таскают шишки.
Много ягод и грибов
Впрок до зимних холодов.
Эти белки не лентяйки-
Очень добрые хозяйки.
Воспитатель: Белка просит нас помочь ей собрать шишки. Поможем?
(Дети делятся на две команды. Проводится эстафета с шишками. Нужно обежать стул, и сложить все шишки в две корзинки. )
Молодцы, ребята! Белка очень довольна! А мы продолжим свой путь.
Еж.
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, вот пенечек стоит. А под пенечком чья-то норка. Только пенек весь листьями засыпан. Надо нам подуть посильнее, чтобы все листочки улетели, тогда мы и узнаем, кто там в норке живет.
(Дуем все вместе на листья, и они «улетают» ).
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Воспитатель: Кто же это, ребята? (еж ) Какой он? (маленький, колючий) А что еж любит есть? (насекомых, мышей, змей, мыше й) А как называется домик ежа? (норк а) Как вы думаете, если мы придем в лес зимой, мы сможем увидеть ежа? Почему? (нет, еж зимой спит).
Интересно, почему наш еж такой грустный? Что случилось, ежик? Ах вот оно что! Тебя лиса напугала! Ну ничего, ежик, сейчас мы споем тебе веселую песенку, станцуем, и ты сразу перестанешь ее бояться! Поможем ежику, ребята? Споем ему песню?
(Поем песенку «Маленький ежик», танцуем )
Молодец, ежик, совсем перестал бояться! А нам снова пора в дорогу.
Лиса.
Воспитатель:
Смотрите-ка- горка!
А под горкой-норка!
Кто-то в норке здесь живет,
В гости нас к себе зовет.
Давайте угадаем, кто же это?
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Любит шустрая …(лисица)
Воспитатель: Вот она- лисичка! Какая она, ребята? (хитрая, рыжая, пушистая ) А где она живет? А чем питается? Лиса хочет нам что-то рассказать.
Лиса «шепчет » на ухо воспитателю: Весной у всех зверей в лесу появляются детеныши. Но звери забыли, как правильно называть своих деток, и мы просим помочь нам разобраться.
Воспитатель: Вы ребятки умные и знаете, как называются лесные детеныши. Поможем?
На магнитной доске выставляются наборы карточек:
Лиса-лисенок-лисята
Заяц-зайчонок-зайчата
Белка-бельчонок-бельчата
Волк-волчонок-волчата
Еж-ежонок-ежата
Кабан-кабаненок-кабанята
Олень-олененок-оленята
Медведь-медвежонок-медвежата.
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь лесные жители во всем разобрались! Но так все устали, так умаялись, что даже пить захотели! Давайте сводим их на водопой!
(Дети спокойно идут по кругу за воспитателем ).
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”).
Медведь.
Воспитатель: Я еще чей-то домик вижу впереди. Кто там живет?
Он мохнатый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жует,
Дикий мед у пчел берет.
Грозно может зареветь
Косолапый зверь…(медведь)
Воспитатель: Точно, это медведь! Здравствуй, Мишка косолапый! Ребята, а медведь какой? (косолапый, бурый, неуклюжий ). А чем медведь питается? А что медведь зимой делает? Где он спит? Мишка, почему же все животные в лесу так загрустили?
(Мишка «шепчет» на ухо воспитателю )
Воспитатель: Ах вот оно что! Знаете, ребятки, отчего так грустят лесные жители? Потому что весна уже наступила, а листья на деревьях все никак не появляются. Видите, все деревья стоят голые, без листьев.
Надо это дело срочно исправлять!
Мы животным диким будем помогать!
Станет лес нарядным, с яркою листвой.
Дикие животные обретут покой!
Воспитатель: Но сначала Мишка хочет, чтобы наши пальчики стали волшебными! И тогда у нас все-все получится!
Пальчиковая гимнастика.
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
(круговые движения кистями рук )
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
(показываем ушки на макушке)
Лиса по лесу ходила,
Никого не находила.
(«тарелочки» ладошкой о ладошку)
Надо дудочку достать
И на дудочке сыграть.
(имитируем игру на дудочке)
На спине ежа иголки,
Длинные и колкие.
(обнять себя, постучать по спине пальчиками)
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног.
(сжимаем-разжимаем кулачки )
Волк крадется за кустами,
Громко щелкает зубами.
(показываем, как щелкает зубами )
Туки-туки, Мишка,
В свой бежит домишко.
(ударяем кулачком по кулачку )
Забегает он во двор
И калитку на запор.
(пальцы в замок: поднять-опустить )
Затем дети рассаживаются по своим местам, где приготовлены листы бумаги со стволами и ветками деревьев, салфетки, зеленая краска и поролоновые тампоны. Рисуем листву на деревьях. Работы вывешиваются на доску.
Воспитатели: Молодцы, ребята, хорошо потрудились! Все лесные обитатели очень вам благодарны и угощают вас орешками и грибами. Ну а нам пора возвращаться в наш детский сад.
(Беремся за веревку шарика .)
Закрывайте глазки, полетели назад! Вот и снова мы в детском саду! Открывайте глаза.
Понравилось вам наше лесное путешествие? У кого в гостях мы сегодня побывали?Хорошо, ребятки, все вы молодцы-постарались!
А теперь давайте скажем «До свидания» нашим гостям.
воспитатель МБДОУ №6 «Колосок»,
с. Ходынино, Рыбновский район, Рязанская область.
Конспект НОД
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Дикие животные нашего леса»
Разновозрастная группа
Среднего возраста (3-4, 4-5 лет)
Воспитатель: Тлешева Н.С.
2017
1.Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные.
2.Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа), индивидуальная.
3.Форма обучения на занятии: игра.
4.Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие.
3-4 года
Цель: Закрепление знаний детей о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о диких животных. Формировать умение называть животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными.
Развивающие:
Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи.
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
4-5лет
Цель : Продолжать закреплять названия диких животных и их детёнышей, местом их обитания, развивать мышление, находить отличия, учить рисовать ёжика на контурной основе, развивать творческие навыки.
Образовательные: закреплять умения детей называть детёнышей животных, развивать диалогическую форму речи.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, совершенствовать двигательные умения и навыки.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательная.
Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение).
Словарная работа: Уточнить предметный словарь (медведь, лиса, заяц, ежик, белка, волк) и словарь признаков (коричневый, косолапый, рыжая, хитрая, беленький, колючий, серый, зубастый)
Материал и оборудование : Использование ИКТ Презентация « Дикие животные » , картинки с изображением животных леса , их детенышей, пищи, которую употребляют животные ; листы бумаги с силуэтами ёжика, фломастеры чёрные и коричневые, салфетки, маски диких и домашних животных , запись музыки во время творческой деятельности и подвижной игры «Где, чей дом» .
Предшествующая работа:
Беседа о диких животных
Рассматривание иллюстрационного материала по теме, Загадывание загадок о диких животных
Раскрашивание раскрасок по теме
Д/игра: «Кто где живет?», «Где, чей дом?», «Найди пару».
Игры-перевоплощения в животных.
Лепка животных из пластилина. Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».
Планируемые результаты
Проявляет интерес к информации, которую получает во время общения и игр; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; умеет поддерживать беседу, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование ежа на основе контура) .
Место проведения: музыкальный зал
1.Организационный момент
Воспитатель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем играть, но для этого мы должны быть бодрыми и весёлыми! Давайте подарим друг другу наши красивые улыбки, повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Беседа.
Воспитатель. Какое время года сейчас? Какой месяц? На улице холодно или тепло? Какую одежду надевают люди в холодную погоду? Людям осенью тепло, потому что они одеты в теплую одежду. А зверям тепло холодной осенью? Что их согревает? Дети, сегодня мы вспомним животных леса , которые называются одним словом « Дикие животные »
2.Показ презентации « Дикие животные » . Показ сопровождается загадыванием загадок о диких животных , дети их отгадывают. Краткий рассказ о каждом животном .
1. Был он рус, но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И не виден он зимой,
Волку с рыжею лисой. Дети : Зайчик!
2. Серый и зубасты.
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. Дети : Волк.
3. Под соснами, под ёлкам,
Лежит мешок с иголками. Дети : Ёжик.
4. Зимой спит,
Летом улей ворошит. Дети : Медведь.
5. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. Дети : Белка.
6. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса
А зовут её. Дети : Лиса.
7. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. Дети : Олень.
Воспитатель. Как называются эти животные ?
Дети. Это дикие животные .
Воспитатель. Почему они так называются?
Дети. Они сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детенышах.
3. Игра «Найди маме её детёнышей»
Воспитатель показывает картинки с изображением детёнышей диких животных и просит среди остальных картинок найти их мам, поставив картинки попарно
Лиса – лисята.
Волчица – волчята.
Зайчиха – зайчята.
Медведица – медвежата.
Ежиха – ежата.
Бельчиха – бельчата.
Лосиха – лосята
4. Игра «Звери шли на водопой»
(Дети спокойно идут по кругу за воспитателем.)
За мамой - лосихой топал лосёнок, (идут громко ступая)
За мамой – лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой - медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалочку)
За мамой - ежихой катится ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой – зайчихой, косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат (идут по кругу осторожно переступая)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают» - гимнастика язычка)
5. Игра «Кто, чем питается?»
На столе картинки с изображением животных и картинки с изображением ягод, травы, грибов, шишек, яблок, моркови, мышки, сено. Дети находят и кладут парами рисунки.
6. Игра «Где, чей дом?»
Дети надевают маски диких и домашних животных .
Воспитатель. Дети, вам нужно перевоплотиться в диких и домашних животных и изобразить их пока играет мелодия. Как только мелодия перестанет звучать, вам нужно найти свои дома. Домашние животные должны занять своё место у домика, а дикие животные возле ёлочки .
7 Воспитатель. Дети, а где живут ежи? Чем питаются? Зачем им иголки?
Ответы детей. Живут ежи в лесу. У них под ёлкой норка. Иголки для защиты и ношения пищи. Питаются грибами, яблочками, травкой. Зимой ежи спят в норке.
Воспитатель. Правильно. Ёжика знают все. Его можно встретить и в лесу, и в огороде. У него острая мордочка, маленькие чёрные глазки, широкие уши. Ёжик покрыт иголками. Так он спасается от врагов.
Сценка «Встреча зайца с ежом»
Заяц. (Лиана Х) Что ж ты, ёж, такой колючий?
Ёж. (Анисия М.) Это я на всякий случай :
Знаешь, кто мои соседи?
Воспитатель. Кто бы так мог спросить ежа ещё, как вы думаете?
(Другие дети меняются ролями)
Белочка. (Камила) Что ж, ты, ёж, такой колючий?
Ёж. (Амина Ж.) Это я на всякий случай :
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи! Б. Заходер
8. (В группу прискакал зайчик (мальчик из старшей группы ) . В «лапке» у него посылка от ёжика и письмо.)
Зайчик. Здравствуйте ребята. Я, лесной почтальон. Прискакал я к вам с посылкой и письмом от ёжика. Вот получите.
Воспитатель. Спасибо зайчик за посылку и письмо. Вот тебе морковка. Сядь, отдохни и погрейся, посмотри, как у нас интересно.
Воспитатель. Дети давайте посмотрим, что же написал нам ёжик? Посылку мы посмотрим позже. (Открывает конверт и читает письмо) . Здравствуйте ребята! У меня к вам просьба. В моей норке темно и мрачно. Помогите мне, ребята сделать норку веселей. Очень хочу над своей кроваткой повесить свой портрет, но рисовать я себя не умею, да и красок у меня нет. Посылаю вам гостинцы из своих запасов. Надеюсь, они вам понравятся.
Воспитатель. Гостинцы мы посмотрим позже. Давайте нарисуем ёжику портреты и отправим их посылкой с зайчиком.
Дети рассматривают иллюстрацию с изображением ёжика. Показ рисования ёжика.
9. Разминка
«Еж»
Под березкой на пригорке
Старый еж устроил норку.
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
Уход детей младшей группы с помощником воспитателя.
10. Воспитатель.
А теперь дети пройдём в нашу творческую мастерскую и приступим к рисованию портрета ежа.
Дети под спокойную музыку приступают к рисованию ёжика.
(Индивидуальная помощь каждому затрудняющемуся ребёнку.)
По окончании рисования, дети рассматривают свои рисунки, кладут в коробочку для отправки посылки ежу с зайчиком.
Подведение итога
Что нового вы сегодня узнали?
Кто прислал вам посылку?
Что в посылке вы отправили ёжику и зачем?
Что вам понравилось больше всего?
Конспект НОД в старшей группе.
Тема: «Дикие животные»
Цель: Закрепить, обобщить представление детей о диких животных, их внешнем виде, повадках, образе жизни в зимний период.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Образовательные: учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные» (животное, зверь, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, менять, спать).
Продолжать формировать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).
Развивающие: развивать связную речь детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание быть добрым, заботливым, дружелюбным.
Оборудование:
Кукла Старичок – Лесовичок, схема описания животного; схема-модель жилищ животных; карточки с изображением животных; гуашь, поролон, корзинка с сеном, орехами и баночкой меда; елочки.
Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой. Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Заучивание загадок о диких животных. Ознакомление со схемой описания животного.
Ход занятия.
За дверью слышится стук.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто к нам пришёл.
(воспитатель одевает на руку куклу старичка - лесовичка)
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришёл к вам в гости, и хочу пригласить вас в путешествие в сказочный зимний лес, но прежде чем отправиться я предлагаю вам отгадать мои загадки. Вы согласны?
Загадки:
1.Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?
(зайчишка)
2. Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)
3.Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(лиса)
4.Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
Картинки с животными выставляются на доску.
Лесовичок: Молодцы, ребята! Угадали все загадки! Все эти животные мои друзья. И я хотел бы узнать, что вы знаете о моих друзьях, поэтому в лесу для вас приготовил задания и игры. Удачи вам ребята!
(кукла Лесовичка исчезает)
Воспитатель: Ну что ребята мы пойдем в путешествие в лес?
А на чём можно отправиться в лес?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте на лыжах
(Имитация надевания лыж)
Мы на лыжах в лес идём
Мы взбираемся на холм
Палки нам идти помогут
Будет нам легка дорога.
Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в лесу. Посмотрите, как здесь красиво, какой идет снег.
А какое время года сейчас?
А как вы узнали? Какие признаки зимы вы знаете?
Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутала белым одеялом поля и леса.
Зима-портниха .
В лесную чащу тихо
Вошла зима-портниха.
Березки очень рады:
- Спасибо за наряды!
Пушистые и белые
Зима наряды сделала.
И для лесов, и для полей -
Пускай им будет потеплей!
Деревьям всем в лесочке,
Зима дала платочки,
А в шубки их одела -
Сама повеселела!
Вы знаете, кто живёт в лесу? (Дети перечисляют названия животных волк, лиса, медведь, заяц, белка, лось, кабан).
Как, одним словом можно их назвать? (Дикие животные).
Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу, строят жилище)
Ребята, но мы ведь не просто так сюда пришли, Лесовичок оставил нам игры и задания, чтобы выяснить, что мы с вами знаем о его друзьях - диких животных. Давайте снимем лыжи, чтобы нам было легче выполнять задания.
А вот и первое задание.
Лесовичок просит рассказать:
Как животные готовятся к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу, за лето накопил жир, волк, заяц и лиса поменяли летние шубки на зимние, на более теплые, пушистые).
Молодцы! Вы верно рассказали о диких животных, о том, как они готовятся к зиме.
А вот и второе задание:
Послушайте, пожалуйста, стихотворение, а потом расскажите, о ком в нём говорилось (предлагаю присесть на стулья)
Как – то зимнею порой
Звери шли лесной тропой
За мамой лисицей крался лисенок,
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой - косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат…
О ком это стихотворение? (Ответы детей)
(если дети будут затрудняться, то наводящие вопросы задать
Например: Кто крался за лисой - лисёнок)
А как мы можем их назвать одним словом (лисенок, медвежонок, волчонок)
Детёнши
Молодцы справились с заданием!
А вот следующее задание:
Лесовичок предлагает поиграть в игру «Кто, где живёт?»
Проходите к мольберту, присаживайтесь.
У людей есть свои жилища?
Вы где живёте? (ответы детей)
А у животных есть своё жилище?
У меня для вас есть картинки, посмотрите на них, и определите какому зверю, принадлежит какое жилище? (воспитатель добивается полных ответов от детей)
Это нора. Кто в ней живёт? В норе живет (лиса)
Это берлога. В ней живет медведь.
Это дупло. В нем живет белка.
Это куст. Под ним прячется заяц.
Молодцы! Вы очень внимательные и наблюдательные.
А сейчас мы свами поиграем в игру «Угадай чьи следы»
(На ковре разложены следы животных, дети угадывают чьи следы?)
Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Теремок»
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
На двери весит замок.
Кто бы тот замок нам открыть помог?
Слева зайка, справа мишка.
Отодвиньте – ка задвижку!
Слева ёжик, справа волк.
Нажимайте на замок!
Зайка, мишка, ёжик, волк
Открывают теремок.
Ребята, а следующее задание нам Лесовичок приготовил за столом, давайте пройдём и посмотрим что там.
(проходим за столы, воспитатель объясняет технику выполнения работы)
А теперь составьте описания тех животных, которые у вас получились. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы расскажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет: в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера, чем покрыто тело, чем питается.
Вывешивается схема рассказа о животном.
Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме.
Молодцы, ребята
Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят: ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?
Мед – для медведя.
Орехи – для белки.
Сено – для зайца.
Давайте оставим корзинку в лесу, а сами потихоньку спрячемся. Ведь дикие животные очень пугливые и осторожные. Попрощайтесь с нашим зимним лесом и дикими животными. Начинаем уходить и под елкой видим мешок.
Ой, ребята, а что за мешочек под елкой и кто его оставил?
Разворачиваем мешок. А там грибочки – угощения. Угощаю детей.