Палубный истребитель VOUGHT F7U CUTLASS (США). я реактивная эскадрилья
Флайт-лейтенант М. Сенанайаке (Malinga Senanayake), служащий в составе 5-й реактивной эскадрильи ланкийиских ВВС, является очень опытным летчиком. К 2008 г., когда эскадрилья еще базировалась на авиабазе Чайна Бэей, он имел налет 300 часов на МиГ-27, а за последние четыре года при полетах на F-7 его налет превысил 600 часов. По его словам, «предполетный осмотр F-7 занимает шесть минут, что оказалось очень полезным в ходе гражданской войны. Его наибольшим преимуществом является тот факт, что полет на нем схож с управлением спортивным автомобилем, в особенности по сравнению с МиГ-27, которому мы дали прозвище «грузовик». При точной бомбардировке F-7 показывает себя довольно неплохо, хотя при сравнении с Kfir C2 и C7 F-7 оказывается не таким точным. Недостатком F-7 является его невысокая бомбовая нагрузка. В этом вопросе МиГ-27 превосходит его на голову, так как может поднять до четырех тонн бомб. Но в целом, по моему мнению, F-7 является неплохим многоцелевым истребителем».
5-я реактивная эскадрилья
5-я реактивная эскадрилья была сформирована еще в Королевских ВВС Цейлона в 1959 г. для эксплуатации учебно-тренировочного самолета Jet Provost с авиабазы Чайна Бей. В апреле 1971 г. после списания Jet Provost они были заменены пятью МиГ-17Ф и одним МиГ-15УТИ, и в это время эскадрилья сменила свою специализацию на непосредственную поддержку войск. Советские самолеты в течение десяти лет летали с аэропорта Ратмалана, расположенного в пригородах столицы страны Коломбо, а потом, в свою очередь, были также списаны. В последующие десять лет функции непосредственной поддержки войск в ВВС Шри-Ланки (Цейлон сменил название на Шри-Ланка 22 мая 1971 г.) были возложены на SIAI SF-260TP. Иногда свободнопадающие бомбы сбрасывались через боковую дверь легкого военно-транспортного самолета Harbin Y-12 при помощи специальной системы подачи местной разработки.
В 1991 г. 5-я реактивная эскадрилья была передислоцирована на авиабазу Катунайаке к югу от Коломбо, и в июле того же года в распоряжение части прибыли первые два новых учебно-тренировочных самолета Shenyang FT-5. Это двухместная версия китайской копии МиГ-17 оставалась на вооружении эскадрильи до 2001 г., когда были получены первые реактивные УТС Hongdu K-8 Karakorum. FT-5 были отправлены на долгосрочное хранение и в воздух больше не поднимались. Но на вооружение стали поступать дополнительные китайские самолеты, первым из которых стал УТС Guizhou FT-7B (был получен в октябре), а затем в декабре к нему присоединились четыре истребителя Chengdu Aircraft Industry Corp. (CAC) Chengdu F-7BS (хотя оба самолета являются продуктами CAC, первый самолет выпускается в Гучжоу, а второй в Ченьду, поэтому название завода присутствует в наименовании самолета).
Этим новым самолетам, которые получили местное прозвище «Skybolt», были поручены задачи по непосредственной поддержке войск, и в 1994 г. часть была снова переброшена в Чайна Бей. Спустя два года задачи эскадрильи снова сменились – теперь она отвечала за боевую подготовку летчиков в Катунайаке, но только в 2000 г. она снова была привлечена к осуществлению боевых вылетов после получения шести МиГ-27М и одного МиГ-23УБ. «МиГи» эксплуатировались вместе со Skybolt до 2007 г., после чего они пошли на формирование 12-й реактивной эскадрильи, но в 2008 г. 5-я эскадрилья получила четыре истребителя CAC Chengdu F-7G. На сегодня в ее составе имеются только Skybolt: три Chengdu F-7BS используются для непосредственной поддержки войск, четыре F-7G для ПВО, кроме того имеется один учебно-тренировочный Guizhou FT-7B.
Различные типы Skybolt
Учебно-тренировочным вариантом F-7 является CAC Guizhou FT-7, экспортный вариант китайского JJ-7. Ланкийские FT-7 оснащены китайским катапультируемым креслом Chengdu тип II, которые заменили китайские копии советских кресел, показавшие себя ненадежными, так как ими нельзя воспользоваться при скорости выше 250 км/ч, а также на низкой высоте. Тормозной парашют, расположенный пол килем, уменьшает пробег до 800 м. Для увеличения продолжительности полета под фюзеляжем может подвешиваться 720-литровый ПТБ. Практически не отличимый от своего предка МиГ-21УС, FT-7 можно определить по наличию двух нижних килей (вместо одного у МиГа), а также расположению трубки Пито с правой стороны в носу самолета.
Одноместный F-7BS является ланкийским вариантом китайского J-7II, в то время как F-7B имеет в своей основе МиГ-21Ф-13, который экспортировался компанией Chengdu с начала 1980-х гг. Внешне китайская версия отличается отсутствием застекленного пространства за кабиной, а также заменой оригинального цельного фонаря на вариант из двух частей – козырька и откидывающейся части. На модификации «BS» впервые в семействе F-7B были установлены четыре подкрыльевых пилона, вместо прежних двух, хотя обычно используются только два из них.
Модификация CAC Chengdu F-7G появилась в 2002 г. и является модернизированной версией J-7 с улучшенным БРЭО. Он оснащается РЛС KLJ-6E PD или SY-80, которая является китайским вариантом итальянского радиодальномера Pointer-2500, который, в свою очередь, является итальянской копией израильской Elta EL/M-2011. Другими отличиями ланкийских вариантов является снятие одной 30-мм пушки тип 30-1 и установка более мощного двигателя. F-7GS может нести нагрузку массой до двух тонн и внешне отличается от F-7BS наличием крыла с двойной дельтой и расположение трубки Пито сверху воздухозаборника (у F-7BS трубка Пито расположена снизу). С появлением более совершенных Chengdu F-7GS, три оставшихся Chengdu F-7BS в основном используются для углубленной подготовки летчиков.
Повседневная служба
В настоящее время F-7 выполняет несколько функций: FT-7 и F-7BS для переучивания на управление реактивными самолетами, F-7GS для решения задач ПВО, а F-7BS в качестве истребителя-бомбардировщика и ударного самолета. Сквадрон-лидер П. Бунателеке (Poojana Bunatileke) описал задачи, стоящие перед эскадрильей Skybolt: «При решении задач ПВО летным заданием предусматривается патрулирование восточной части острова, а затем его северной части. В течение недели примерно три F-7 находятся в боеготовом состоянии, а в день производится как минимум один вылет. Полет занимает от 30 до 45 минут, иногда он может длиться дольше. Кроме ракет, на центральный пилон F-7 также подвешивается 320-литровый ПТБ. В ходе обычного вылета мы подвешиваем ракеты «воздух-воздух» PL-5E, но в случае необходимости мы также можем подвесить свободнопадающие бомбы».
Истребители F-7GS ВВС Шри Ланки. Предположительно, один из них и одержал победу в воздушном бою. Rogier Westerhuis | Airliners.net
В октябре 2008 г. F-7GS ланкийских ВВС одержал первую воздушную победу в истории страны, уничтожив Zlin 43, принадлежавший Тиграм освобождения Тамил-Илама (ТОТИ). Самолет был сбит ракетой «воздух-воздух» при попытке атаковать военную базу в Вавунийа. Этот факт отрицался ТОТИ, кроме того, никаких доказательств этой атаки также не было предоставлено, хотя известно, что она все-таки имела место. По словам сквадрон-лидера П. Бунателеке, «кроме встроенной пушки тип 30-1 для атаки наземных целей, вооружение самолета также включает разнообразные виды бомб китайского и западного образца, к примеру, китайскую фугасную бомбу тип 250-1/2, кассетную бомбу тип 250-3, фугасную бомбу 500-1/2, а также американские бомбы Mk82 и Mk83».
Следует отметить, что Шри-Ланка не подписала Конвенцию 2008 года по кассетным боеприпасам, и имеются сведения, что подобные бомбы применялись в ходе войны с ТОТИ.
Боевые действия
В ходе конфликта с ТОТИ F-7 принимали участие в операциях разнородных сил. Об этом вспоминает винг коммандер С. Дешаприйя (Silva Deshapriya) из 9-й эскадрильи ударных вертолетов, который летал на Ми-24В: «F-7 отвечали за непосредственную поддержку войск, но были очень уязвимы от огня легкого стрелкового оружия при низковысотном бомбометании. Однако мы подавляли вражеский огонь при помощи пары наших вертолетов Ми-24В. Наши Ми-24 были оснащены парой НАР С-24В, а также подвесными пушечными контейнерами УПК-23 с 200 снарядами, которых было достаточно для произведения пяти очередей. Конечно, мы также использовали носовой 12,7 мм пулемет. Когда нам была необходима дополнительная огневая мощь, мы брали стрелков с пулеметами ПКМ в грузовую кабину. В этом случае F-7 могли бомбить с низких высот, не опасаясь повреждений».
Ланкийские F-7 доказали свою ценность в ходе конфликта. Сегодня Skybolt осуществляют функции ПВО и вносят существенный вклад в обеспечение национальной обороны.
Оригинал материала: Sri Lanka’s Skybolts — Air Forces Monthly, November 2011
Перевод: Андрей Фролов
Фронтовой истребитель
Экипаж 1 чел.
Дальнейшее развитие легкого истребителя J-7. Самолет оснащен новым крылом увеличенной площади, усовершенствованным БРЭО и кабинным оборудованием, а также ТРДФ WP13F с увеличенной тягой. Увеличение тяговооруженности обеспечило сокращение взлетной дистанции. По сравнению с истребителем F-7II новый самолет имеет улучшенные маневренные характеристики и больший боевой радиус действия*
По утверждению представителей фирмы С AT 1С, по сравнению с истребителем F^7M на самолете F-7MG достигнуты улучшение маневренных характеристик на 43%, боевой эффективности при ведении ближнего воздушного боя на 83,9%, боевого радиуса действия на 10%, скороподъемности на 24%, снижение взлетной дистанции на 30% и посадочной дистанции на 28,6%. За счет более эргономичной кабины снижена нагрузка на летчика. Улучшены эксплуатационные характеристики самолета, повышен ресурс планера и силовой установки.
Первый опытный самолет, первоначально известный как J-7E, совершил первый полет в апреле 1990 г., в середине 1990-х годов началось поступление истребителей этого типа на вооружение ВВС Китая.
Модификации:
J-7E - истребитель для ВВС Китая;
F-7MG - экспортный вариант самолета J-7E.
Размеры. Размах крыла 8,32 м; длина самолета (со штангой ПВД) 14,89 м; высота самолета 4,10 м; площадь крыла 24,88 м2.
Массы, кг: пустого 5292, нормальная взлетная (с двумя УР AIM-9P «Сайдуиндер») 7540, максимальная взлетная 9100.
Силовая установка. Самолет J-7MG оснащен ТРДФ
WP13F (1 х 7000 кгс).
Летные характеристики. Максимальная скорость 2175 км/ч; максимальная скорость у земли 1200 км/ч; максимальная скороподъемность у земли 195 м/с; практический потолок 17 500 м; максимальная скорость установившегося разворота: на высоте 1 км - 16 град/с, на высоте 5 км - 11 град/с, на высоте 8 км - 8 град/с; максимальная скорость неустановившегося разворота 25,2 град/с; боевой радиус действия: при решении задачи завоевания господства в воздухе на большой высоте с двумя УР AIM-9P и тремя ПТБ 850 км, при полете по смешанному профилю с двумя бомбами массой 225 кг и двумя ПТБ 550 км; длина разбега 600-700 м; длина пробега с тормозным парашютом 600-700 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 8,0.
Особенности конструкции. Крыло самолета имеет двойную стреловидность (57 и 42*) по передней кромка Задняя кромка концевой части имеет обратную стреловидность. Истребитель оснащен маневренными предкрылками, положение которых автоматически регулируется в зависимости от угла атаки, скорости и высоты полета.
Катапультное кресло обеспечивает покидание истребителя при нулевой скорости и высоте.
Оборудование. Самолет оснащен усовершенствованной системой управления огнем, основу которой составляет малогабаритная многоцелевая БРЛС G ЕС-Map кони «Супер Скайренджер» с полностью программируемым цифровым процессором. Станция, размещенная в конусе воздухозаборника, имеет планарную антенну с углами обзора ±20*. Обеспечивается сопровождение нескольких целей на проходе, а также возможность обнаружения и сопровождения целей на фоне Земли. Имеются специальные режимы ближнего воздушного боя, а также режим картографирования.
В кабине установлены ИЛС (на который выводится и радиолокационная информация), цифровая система воздушных данных, радиовысотомер, система оповещения о радиолокационном облучении и система выброса ИК ловушек
БРЭО объединено цифровой шиной данных ARINC-429.
Вооружение. Истребитель J-7II имеет две встроенные пушки 30-1 (30 мм, 60 снарядов на ствол). На четырех подкрыльевых и под фюзеляжных узлах подвески могут размещаться две УР класса воздух - воздух PL-7 или «Мажик» R550, четыре AIM-9P «Сайдуиндер». Для поражения наземных целей самолет может брать на борт до четырех блоков НАР HF-7C, до двух свободнопа-дающих бомб массой 500 (450) кг или до четырех - 250 (225) кг. Под крылом могут подвешиваться два ПТБ по 500 л, а под фюзеляжем - один бак на 800 л.
Появление J-7
В 1961 году Советский Союз передал Китаю лицензию на серийное производство фронтового истребителя МиГ-21Ф-13,а также двигателя Р-11Ф-300. Одновременно Китай получил не-сколько самолетов этого типа, построенных в СССР, а также комплект деталей для сборки в КНР предсерийной партии истребителей. Это была первая попытка передачи новейших авиационных технологий высокоразвитыми странами в страны “третьего мира”. Впервые супердержава делилась своими технологиями со странами “третьего мира”. Однако резкое ухудшение советско-китайских отношений привело к разрыву военно-технического сотрудничества. В результате Китай так и не получил полного комплекта технической документации на истребитель. Тем не менее было решено запускать МиГ-21 в серию, опираясь на собственные силы. Для производства первого китайского истребителя второго поколения был выбран завод в городе Чэнду (Центральный Китай). Предприятие было основано в 1958 году и строилось при советской технической помощи. В начале 1964 года в Гуанчжоу (Кантон) началось изготовление отдельных узлов для самолета МиГ-21, получившего китайское обозначение J-7, которые направлялись в Чэнду для окончательной сборки. В Гуанчжоу осваивался и выпуск двигателей Р-11Ф-300 (WP7) для этого истребителя. Однако задержка с вводом производственных мощностей в Чэнду, вызван-ная прекращением советской технической помощи, заставила правительство КНР принять решение о переносе производства J-7 в Манчжурию, на завод в г. Шэньян (Мукден), где уже существовало хорошо налаженное авиационное производство. Статические испытания планера самолета J-7, полностью изготовленного в Китае, завершились в ноябре 1965 года, а 17 января 1966 года первый истребитель этого типа, собранный в Шэньяне, поднялся в воздух. Его пилотировал летчик-испытатель Ге Венронг. В ходе летных испытаний была достигнута максимальная скорость, соответствую-щая М=2,02. Однако выпуск новых самолетов продолжался сравнительно недолго: начавшаяся в стране “Великая пролетарская культурная революция” сорвала планы перевооружения ВВС новой авиационной техникой. Развернувшиеся политические дискуссии, быстро сменившиеся прямой конфронтацией различных группировок и массовыми “чистками” специалистов, привели к дезорганизации работы промышленности. В Шэньяне удалось выпустить лишь несколько серийных истреби-телей J-7, практически не отличавшихся от советских МиГ-21Ф-13.Модификации J-7I и F-7A
К работам по программе J-7 удалось вернуться лишь через год, когда был введен в строй завод в Чэнду. В июне 1967 года там возобновился выпуск истребителей. К тому времени специалистами заводского КБ в конструкцию машины был внесен ряд изменений. Истребитель получил регулируемый конус воздухозаборника. Так как поступление на вооружение ВВС Китая управляемых ракет класса “воздух-воздух” с тепловой головкой самонаведения затягивалось, было решено усилить пушечное вооружение самолета, вернувшись к схеме истребителя МиГ-21Ф - две HP-30 в нижней части фюзеляжа. Новая модификация получила обо-значение J-7I. Выпуск истребителей шел довольно низкими темпами, и ВВС Китая получали их в крайне ограниченных количествах. J-7I использо-вались главным образом в авиационных центрах и на полигонах ВВС. Не удавалось довести до работоспособного состояния систему катапультирования “СК” с защитой летчика от набегающего потока при помощи фонаря кабины (аналогичные проблемы с системой катапультирования МиГ-21Ф, МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ испытывал и Советский Союз). Ограничивал возможности применения J-7I и крайне низкий ресурс первых серий двигателей WP7 - не более 100 часов. Тем не менее истребители J-7I поставлялись и за рубеж: Китаю требовалось продемонстрировать военно-политическую поддержку своим идеологическим союзникам. В результате ВВС Албании и Танзании получили небольшую партию самолетов, имевших экспортное обозначение F-7A. Поступление на воору-жение ВВС Китая сверхзву-ковых истребителей J-7I Совпало с войной во Вьетнаме, характеризовавшейся массированным использованием авиации. Однако в отличие от других истребителей китайского производства - J-5 (МиГ-17) и J-6 (МиГ-19), которые поставлялись ДРВ и принимали участие в воздушных боях, J-7I повоевать во вьетнамском небе не довелось - очевидно, сказалась “недоведенность” этой машины, а также незначительное число выпущенных истребите-лей. Основную тяжесть воздушных боев с американской авиацией взяли на себя МиГ-21 советского и чехословацкого производства. Тем не менее J-7I ограниченно использовался в системе ПВО Китая. С 1969 по 1971 год истребители J-7I сбили над южными районами страны шесть пилотируемых самолетов-нарушителей, а также более 300 разведывательных и агитационных дрейфующих аэростатов.Модификации J-7II и F-7B
В 1974 году в Чэнду развернулись работы над новой модификацией истребителя, получившей обозначение J-7II. По сравнению со сво-им предшественником самолет имел нерегулируемый воздухозаборник с центральным конусом, усовершенствованный двигатель WP7B с большим ресурсом и тягой, увеличенной с 5100 до 6100 кгс. Тормозной парашют был перемещен из отсека в нижней задней части фюзеляжа в контейнер, расположенный за килем (аналогичное изменение ранее было сделано и на советских самолетах МиГ-21). Для истребителя был разработан новый центральный подвесной бак емкостью 720 л. Вместо системы катапультирования “СК” было установлено новое катапультное кресло “Тип 2” китайской разработки, обеспечивающее возможность покидания самолета на малой высоте в диапазоне скоростей 250-850 км/ч. Применение нового кресла повлекло за собой изменение конструкции фонаря кабины (аналогичные изменения были сделаны и на советских самолетах МиГ-21 при переходе на кресло КМ-1). Впервые в реальной обстановке для спасения летчика новое катапультное кресло “Тип 2” было успешно использовано в 1984 году, а год спустя его создатели были удостоены “Национальной золотой медали качества”. Вероятно, J-7II стал первым серийным самолетом с семействе китайских МиГ-21, получившим в качестве “штатного” вооружения управляемые ракеты класса “воздух-воздух” PL-2 (вариант советской УР Р-2С). Первый полет самолета J-7II состоялся 30 декабря 1978 года (летчик-испытатель Ю Мингуэн). В начале 1980-х годов в Чэнду начался серийный выпуск нового истребителя. Однако темпы производства попрежнему оставались низкими. Так, в 1989 году было выпущено лишь 14 машин. Хотя китайские ВВС испытывали острую нужду в современных истребителях для замены морально устаревших самолетов J-5 и J-6 (МиГ-17 и МиГ-19), несколько тысяч которых было вы-пущено с 1950-х по конец 1970-х годов, истребитель J-7II усиленно продвигался на экспорт. Очевидно, китайский военно-промышленный комплекс, остро нуждающийся в валютных средствах для технического перевооружения, готов был ради этого держать собственные вооруженные силы на “голодном пайке”. В 1979 году в Чэнду начались работы над экспортным вариантом J-7II, получившим обозначение F-7B. В состав вооружения этого истребителя вошли ракеты французского производства Matra R550 Magic. Первыми покупателями F-7B стали Египет и Ирак, которые приобрели в 1982-83 гг. по 90 машин этого типа. По отзывам летчиков египетских ВВС, китайские самолеты в целом имели более высокие характеристики, чем советские МиГ-21Ф-13, поставлявшиеся Египту в середине 1960-х годов (что неудивительно, если учесть “разницу в возрасте” этих самолетов). В дальнейшем 15 F-7B приобрел Судан (поставки завершены в 1996 году).Модификация F-7M
Следующим шагом по расширению экспортного потенциала китайского истребителя стало оснащение его западной авионикой. В мае 1979 года было заключено соглашение с английской фирмой GEC-Marconi об оснащении новой экспортной модификации истребителя J-7II, получившей обозначение F-7M “Эргард” комплектом бортового оборудования HIDWAC, включающим индикатор на лобовом стекле и кабинный индикатор на ЭЛТ. Самолет получил также новые радиодальномер (GMAv Skyranger), радиовысотомер и запросчик-ответчик системы “свой-чужой”, защищенное связное радиооборудо-вание, а также цифровой центральный вычислитель. Расширение состава БРЭО потребовало и увеличения мощности электрической системы. “Эргард” получил также модернизированное крыло, имеющее не два, а четыре узла внешней подвески, усовершенствованный двигатель WP7B(BM), усиленное шасси и более прочное “птицестойкое” лобовое стекло фонаря кабины летчика. Штанга ПВД была перенесена на верхнюю поверхность воздухозаборни-ка (с небольшим смещением вправо). В состав вооружения F-7M, помимо ракет Magic и PL-2, были включены и новые китайские УР малой дальности PL-7, имеющие более совершенную ТГС и лучшие маневренные характеристики. Самолеты F-7M “Эргард” поставлялись в Бангладеж (16 единиц), Иран (18), Мьянму (24) и Зимбабве (22). Их серийный выпуск продолжался до конца 1990-х годов.Модификация F-7BS
Своеобразным гибридом F-7M и F-7B стал самолет F-7BS, созданный в 1991 году для Шри-Ланки. Сохранив конструкцию фюзеляжа и простую китайскую авионику F-7B, эта машина получила крыло от F-7M с четырьмя узлами внешней подвески. Ланкийским ВВС поставлено четыре самолета этого типа.Модификации F-7P Skybolt и F-7PM
Специально для стратеги-ческого союзника Китая - Пакистана - была разработана модификация F-7P Skybolt, близкая модели F-7M. Основным отличием этого самолета от “Эргарда” являлась установка катапультного кресла Martin-Backer MK.10l английского производства. Ракетное вооружение истребителя состояло из четырех УР AIM-9 Sidewinder. В 1988-91 гг. Пакистан получил 24 самолета этого типа. Дальнейшим развитием F-7P стал истребитель F-7PM, также созданный под требо-вания ВВС Пакистана. Усовершенствования коснулись главным образом авионики (в соответствии с контрактом, подписанном в 1989 году, вносилось около 100 изменений). В частности, самолет получил новое радионавигационное оборудование фирмы Collins и цифровое радиосвязное оборудование. В 1993 году между Ки-таем и Пакистаном было подписано соглашение об установке на самолеты F-7P и F-7PM вместо радиодальномера Skyranger миниатюрной БРЛС FIAR “Грифо” 7 с дальностью обнаружения воздушных целей более 55 км. В мае 1996 года начались летные испытания этой станции на летающей лаборатории F-7.Модификация J-7III и F-7-3
Все вышеперечисленные модификации “семерки” относились к классу дневных истребителей, способных действовать лишь по визуально наблюдаемым целям. В то же время ВВС КНР остро нуждались в новом легком всепогодном истребителе, способном заменить морально устаревшие всепогодные перехватчики J-6 (МиГ-19П и ПМ). Однако создание такой машины долгое время сдерживалось неспособностью китайской радиоэлектронной промышленности поставить компактную и достаточно мощную БРЛС, размещенную в конусе воздухозаборника истребителя. В 1981 году Чэнду совместно с фирмой GAJC (г.Гуанчжоу) началось проектирование первой всепогод-ной версии китайского МиГ-21 - фронтового истребителя-перехватчика J-7III, в общих чертах соответствующего советскому истребителю МиГ-21МФ. Параллельно велись работы и над легкой БРЛС, предназначенной для установки в носовом конусе истребителя. В частности, были созданы опытные радиолокационные станции “317” и “317А”, прошедшие испытания на наземных стендах и летающих лабораториях. Сборка первого самолета J-7III, занявшая месяц, завершилась в феврале 1984 года, а первый испытательный полет новой машины, пилотировавшейся летчиком Ю Мингуэном, состоялся 26 апреля 1984 года. В 1992 году истребитель J-7III начал поступать в части ВВС Китая. Его серийное производство продолжалось до 1996 года. Самолет оснащен многоцелевой РЛС JL-7, обеспечивающей борьбу с воздушными целями, а также способной действовать по наземным целям в режиме радиодальномера. Самолет получил более мощный двигатель WP13, дополнительный топливный бак в увеличенном гаргроте, крыло с четырьмя узлами подвески (как у F-7M), новый фонарь с крышкой, откидывающейся на бок (ухудшение обзора назад из кабины было частично компенсировано установкой перископа), новое катапультное кресло HTY-4, обеспечивающее возможность покидания ма-шины на малой скорости и нулевой высоте, а также усовершенствованную систему управления оружием. Вместо двух 30-миллиметровых пушек на J-7III в подфюзеляжной гондоле установили двуствольную 23-миллиметровую пушку - копию советской ГШ-23Л. Для прицеливания при стрельбе из пушки в кабине разместили оптический прицел HK-03D. В киле увеличенной хорды были установлены антенны системы предупреждения о радиолокационном облучении. Создан и экспортный вариант J-7III, получивший обозначение F-7-3. Однако сведений о заказах на этот самолет не имеется.Модификация J-7E
Несмотря на солидный возраст истребителя F-7 (его прототип, МиГ-21, был создан еще в 1958 году), совершенствование этой машины продолжалось и в 1990-х годах. В 1990 году совершил первый полет истребитель J-7E, являющийся продолжением линии легких “яснопогодных” истребителей J-7I и J-II. Основным отличием нового истребителя от своих предшественников являлось новое крыло увеличенной площади. Конструкторы фирмы САС (Чэнду Эркрафт Индастриал Корпорейшн) “отрезали” приблизительно 1/3 каждой консоли и пристыковали к ним дополнительную сек-цию, имеющую меньший угол стреловидности (42 град.). В результате размах крыла увеличился на 1,17 м, а площадь - на 1,88 м2 (т.е. на 8,17%). Самолет получил также усовершенствован-ный двигатель WP7F с тягой 4400/6500 кгс. Увеличение тяговооруженности и сни-жение удельной нагрузки на крыло позволило не-сколько улучшить взлетно-посадочные и летные характеристики истребителя. Новое крыло имеет четыре точки внешней подвески, две из которых “мокрые”, позволяющие устанавливать ПТБ по 480 л. В результате удалось увеличить боевой радиус действия. Самолет оснастили новым ИЛС и центральным компьютером. В состав вооружения включена новая УР класса “воздух-воздух” PL-8. Следует заметить, что варианты модернизации ис-требителя МиГ-21, направленные на улучшение его маневренных характеристик за счет увеличения площади крыла, рассматривались в ОКБ им. А. И. Микояна еще в 1970-е годы. Однако в Советском Союзе они были признаны неперспективными, т.к. планировалась замена самолетов МиГ-21 более современны-ми МиГ-23 и МиГ-29. Впрочем, МиГ-21 сохранился на вооружении строевых частей российских ВВС до начала 1990-х годов, а в летных училищах на этих самолетах летали и в 1998 году. В 1993 году истребители J-7E начали поступать в строевые части китайских ВВС.Модификации J-7MG и F-7PG
В ноябре 1996 года во время китайского авиашоу в Жухае был впервые публично продемонстрирован экспортный вариант F-7MG (G - от китайского слова “гай” - “модернизированный”), сочетающий аэродинамические усовершенствования J-7E и западную авионику F-7M. По утверждению китайских специалистов, маневренные характеристики новой машины по сравнению с F-7M улучшились на 43%. Суммарная боевая эффективность при ведении ближнего маневренного воздушного боя возросла на 83,9%, боевой радиус действия - на 0%, скороподъемности - на 24%, снижение взлетной дистанции - на 30% и посадочной дистанции - на 28,6%. За счет улучшения эргономики кабины снижена нагрузка на летчика. Улучшены также эксплуатационные характеристики самолета, повышен ресурс планера и силовой установки. Велись переговоры о по-ставках самолетов F-7MG ВВС Бангладеж. Для Пакистана была разработана модификация F-7PG, незначительно отличающаяся от J-7MG составом бортового оборудования и вооружения. В настоящее время на вооружении ВВС Китая имеется 250 самолетов J-7 всех модификаций, еще 180 машин имеется в составе морской авиации. Можно предположить, что в начале 2000-х годов в Китае начнутся большие работы по модернизации парка этих истребителей.Особенности конструкции J-7MG
Самолет выполнен по нормальной аэродинамиче-ской схеме с треугольным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Крыло имеет двойную стреловидность по передней кромке (57 и 42 град.) и обратную стреловидность по задней кромке в концевой части. Имеются односекционные маневренные пред-крылки, положение которых автоматически регулируется в зависимости от угла атаки, скорости и высоты полета. Имеются закрылки и элероны. В корневой передней части крыла сфор-мированы интегральные топливные баки. Фюзеляж - типа полумонокок. Фонарь имеет плоское лобовое бронестекло и колпак, откидывающийся назад. Катапультное кресло ки-тайского производства обеспечивает покидание истребителя при нулевой высоте в диапазоне приборных ско-ростей 130-850 км/ч. На пакистанских самолетах установлено кресло Martin-Backer Mk.10L.Силовая установка J-7MG
Самолет оснащен ТРДФ LMC WP13F (4400/6500 кгс). Топливо размещено в шести мягких фюзеляжных и двух интегральных крыльевых топливных баках суммарной емкостью 2385 л. Под фюзеляжем может подвешиваться ПТБ на 500 или 800 л, а под крылом, на внешних узлах, два по 480 л. Имеется централизованная система заправки топливом.Целевое оборудование J-7MG
Самолет F-7MG оснащен усовершенствованной системой управления огнем, основу которой составляет малогабаритная многоцелевая БРЛС GEC-Marconi Super Skyranger с полностью программируемым цифровым процессором. Станция, размещенная в конусе воздухозаборника, имеет планарную антенну с углами обзора +/20 град. Обеспечивается сопровождение нескольких целей “на проходе”, а также возможность обнаружения и сопровождения целей на фоне земли. Имеются специальные режимы ближнего воздушного боя, а также режим картографирования. В кабине установлен ИЛС GMAv Тип 956, на ко-торый выводится полетная и прицельная (в том числе и радиолокационная) информация, а также информация, обеспечивающая управление вооружением (до 32 параметров). Летчик может осуществлять нацеливание ракет класса "воздух-воздух" с ТГС PL-9 при помощи нашлемного прицела-целеуказателя, выпускаемого в Китае по российской лицензии. Имеется цифровая система воздушных данных, радиовысотомер, система оповещения о радиолокационном облучении и система выброса ИК-ловушек. БРЭО объединено циф-ровой шиной данных ARINC 429.Вооружение
На самолете J-7E (F-7MG) имеется две встроенные пушки 30-1 (30 мм, 60 снаря-дов на ствол). На четырех подкрыльевых и подфюзеляжном узлах подвески могут размещаться две УР класса “воздух-воздух” ма-лой дальности PL-2, PL-2A, PL-5, PL-7 и PL-9 китайского производства, а также западные УР Matra Magic R550, четыре AIM-9P Sidewinder. Для действий по назем-ным целям самолет может брать на борт до четырех блоков НАР HF-7C (18х57 мм) Тип 90-1 (7х90 мм). Бомбардировочное вооружение может включать до двух свободнопадающих бомб массой 500 (450) кг или до четырех - 250 (225) кг. Под крылом могут подвешиваться два ПТБ по 480 л, а под фюзеляжем - один бак на 800л. Самолет J-7III несет одну пушку Тип 23-2 (23 мм), до четырех УР PL-2 или PL-5B, два - четыре блока НАР HF-16В (12х57 мм) или Тип 90-1, две авиабомбы калибром 500 кг, до четырех - 250 кг или до 10-100кг.Ссылки и источники
- Ильин В.Е. Многоцелевые истребители зарубежных стран
J-7II | J-7E | J-7III | |
---|---|---|---|
Размах крыла, м | 7,15 | 8,32 | 7,15 |
Длина самолета, м: | |||
J-7II | J-7E | J-7III | |
со штангой ПВД | 14,89 | 14,89 | - |
без штанги ПВД | 13,95 | 13,95 | 14,70 |
Высота, м | 4,11 | 4,11 | - |
Площадь крыла, м 2 | 23,00 | 24,88 | 23,00 |
Масса пустого, кг | 5375 | 5292 | - |
Нормальная взлетная масса, кг | 7531 | 7540 | 8150 |
Максимальная взлетная масса, кг | - | 9100 | - |
Максимальная скорость, км/ч | 2175 | 2175 | 2300 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | - | 1200 | - |
Максимальная скороподъемность, м/с | 180 | 195 | 150 |
Практический потолок, м | 18200 | 17500 | 18000 |
Практическая дальность, км: | |||
J-7II | J-7E | J-7III | |
без ПТБ | - | - | 960 |
с одним ПТБ | - | - | 1300 |
с тремя ПТБ | 1740 | - | - |
Перегоночная дальность, км | 2230 | 2200 | 1900 |
Длина разбега, м | 700 | 600 | 800 |
Длина пробега с тормозным парашютом, м | 600 | 600 | 500 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 8,0 | 8,0 | 8,0 |
Истребитель Chengdu J-7 (F-7) предназначен для ведения воздушных боев, перехвата и нанесения ударов по воздушным целям. Постройка китайского варианта самолета МиГ-21Ф-13, получившая в КНР обозначение J-7, началась в 1964 г. Серийный выпуск J-7 ведется с июня 1967 г. Конструкция J-7 соответствует конструкции МиГ-21 Первоначально ресурс двигателей, установленных на истребителях ранних серий, не превышал 100 часов. В 1976 г. началась работа по усовершенствованию самолета. По сравнению с исходным истребителем новый самолет J-7-II имел нерегулируемый воздухозаборник с центральным конусом, усовершенствованный турбореактивный с форсажем двигатель с увеличенными тягой и ресурсом, вторую пушку калибра 30 мм и более вместительный подфюзеляжный топливный бак емкостью 720 л.
На истребителе было применено новое катапультное кресло, установленное вместо системы «СК», которая использовалась на ранних модификациях самолета МиГ-21.
Самолеты J-7-II ВВС КНР оснащены оптическим прицелом SM-3A или AFS3A (на самолетах более позднего выпуска устанавливается ИЛС китайской разработки), радиокомпасами СТ-3 и WL-7, радиовысотомером «262»,радиодальномером «222»,системой «свой-чужой» 602.
Вооружение включает: 2 пушки 30-1 (калибр 30 мм. боекомплект 60 снарядов на ствол), на двух подкрыльевых узлах подвески могут размещаться УР с ИК-системой самонаведения PL-2, НАР и свободнопадающие бомбы массой 250 кг (в перегрузочном варианте до 500 кг).
Истребитель J-7 постоянно совершенствуется; на его базе создано несколько модификаций: J-7A, J-7B, J-7M, J-7PM - экспортные варианты (усовершенствовано оборудование, возможно применение оружия западного производства, в том числе УР R.550, «Мажик» и AIM-9 «Сайдуиндер»); J-7-III (1984 г.) - истребитель-перехватчик (оснащен радиоприцелом, многоцелевой РЛС JL-7 и в общих чертах соответствует истребителю МиГ-21 ПФМ); JJ-7 (1990 г.) - учебно-тренировочный самолет, близкий к МиГ-21 УТИ (усовершенствовано оборудование и вооружение, особенно для экспортных вариантов). Совместно с американской фирмой «Грумман» разрабатывается истребитель «Супер-7» с усовершенствованным вооружением, боевые возможности которого должны приближаться к возможностям истребителя F-16A.
Сразу после поступления на вооружение ВВС КНР истребители J-7 включились в активную «охоту» за самолетами, нарушающими воздушное пространство Китая. До 1971 г. J-7 сбили 6 пилотируемых самолетов-нарушителей, кроме того, совместно с J-6 уничтожили более 300 разведывательных и агитационных аэростатов.
Самолеты J-7 поставлялись ВВС Египта и, по оценкам египетских летчиков, в целом соответствовали уровню истребителей МиГ-21 Ф-13, превосходя последние по мощности пушечного вооружения. Самолеты J-7 использовались на заключительном этапе ирано-иракской войны, а также в ходе боевых действий в районе Персидского залива, где 2 самолета J-7II ВВС Ирака были сбиты истребителями ВВС США F-15С, применившими УР «Сайдуиндер».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Chengdu J-7
Экипаж, чел. 1
Максимальная скорость на высоте около 10 км, км/ч 2150
Практический потолок, м 18500
Дальность, км:
перегоночная 2200
действия 1300
Масса, кг:
максимальная взлетная 7570-7530
пустого самолета 5450-5270
Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 700-900
Длина пробега (при нормальной посадочной массе), м 750-800
Габариты самолета, м
размах крыла 7,15-7,92
длина 13,46-13,5
высота 4,1
Двигатель: ТРДДФ General Electric F404/RM12, кгс 8200
ИСТРЕБИТЕЛЬ
Предназначен для ведения воздушных боев, перехвата и нанесения ударов по воздушным целям.
Постройка китайского варианта самолета МиГ-21Ф-13, получившая в КНР обозначение J-7, началась в 1964 г. Серийный выпуск J-7 ведется с июня 1967 г. Конструкция J-7 соответствует конструкции МиГ-21. Первоначально ресурс двигателей, установленных на истребителях ранних серий, не превышал 100 часов.
В 1976 г. началась работа по усовершенствованию самолета. По сравнению с исходным истребителем новый самолет J-7II имел нерегулируемый воздухозаборник с центральным конусом, усовершенствованный турбореактивный с форсажем двигатель с увеличенными тягой и ресурсом, вторую пушку калибра 30 мм и более вместительный подфюзеляжный топливный бак емкостью 720 л. На истребителе было применено новое катапультное кресло, установленное вместо системы «СК», которая использовалась на ранних модификациях самолета МиГ-21.
Самолеты J-7II ВВС КНР оснащены оптическим прицелом SM-3A или AFS3A (на самолетах более позднего выпуска устанавливается ИЛС китайской разработки), радиокомпасами СТ-3 и WL-7, радиовысотомером «262», радиодальномером «222»,системой «свой-чужой» 602.
Вооружение включает: 2 пушки 30-1 (калибр 30 мм, боекомплект 60 снарядов на ствол), на двух подкрыльевых узлах подвески могут размещаться УР с ИК-системой самонаведения PL-2, НАР и свободнопадающие бомбы массой 250 кг (в перегрузочном варианте до 500 кг).
Истребитель J-7 постоянно совершенствуется; на его базе создано несколько модификаций: J-7A, J-7B, J-7M, J-7PM – экспортные варианты (усовершенствовано оборудование, возможно применение оружия западного производства, в том числе УР R.550, «Ма- жик» и AIM-9 «Сайдуиндер»); J-7III (1984 г.) – истребитель-перехватчик (оснащен радиоприцелом, многоцелевой РЛС JL-7 и в общих чертах соответствует истребителю МиГ-21 ПФМ); JJ-7 (1990 г.) – учебно- тренировочный самолет, близкий к МиГ-21 УТИ (усовершенствовано оборудование и вооружение, особенно для экспортных вариантов) Совместно с американской фирмой «Грумман» разрабатывается истребитель «Супер-7» с усовершенствованным вооружением, боевые возможности которого должны приближаться к возможностям истребителя F-16A.
Сразу после поступления на вооружение ВВС КНР истребители J-7 включились в активную «охоту» за самолетами, нарушающими воздушное пространство Китая. До 1971 г. J-7 сбили 6 пилотируемых самолетов-нарушителей, кроме того, совместно с J-6 уничтожили более 300 разведывательных и агитационных аэростатов.
Самолеты J-7 поставлялись ВВС Египта и, по оценкам египетских летчиков, в целом соответствовали уровню истребителей МиГ-21 Ф-13, превосходя последние по мощности пушечного вооружения. Самолеты J-7 использовались на заключительном этапе ирано-иракской войны, а также в ходе боевых действий в районе Персидского залива, где 2 самолета J-7II ВВС Ирака были сбиты истребителями ВВС США F- 15С, применившими УР «Сайдуиндер».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 1
Максимальная скорость на высоте около 10 км, км/ч 2150
Практический потолок, м 18500
Дальность, км:
перегоночная 2200
действия 1300 Масса, кг:
максимальная взлетная 7570-7530
пустого самолета 5450-5270
Длина разбега (при нормальной
взлетной массе), м 700-900
Длина пробега (при нормальной
посадочной массе), м 750-800
Габариты самолета, м:
размах крыла 7,15-7,92
длина 13,46-13,5
высота 4,1
Двигатель: ТРДДФ General Electric F404/RM12, кгс 8200