Отечественное оружие и военная техника.
АВИАЦИОННАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА AGM-65 MAVERICK (США)
AVIATION GUIDED MISSILE AGM-65 MAVERICK (USA)
04.02.2017
Государственный департамент США вынес определение об утверждении возможного контракта по поставке тактических УР класса «воздух-поверхность» AGM-65G-2 Maverick для Южной Кореи.
Правительство Южной Кореи запросило поставку 89 ракет, контейнеров и других связанных с ними элементов поддержки на сумму 70 млн долл США.
Отмечается, что это вооружение будет способствовать повышению возможностей Сеула по участию в тихоокеанских операциях по поддержанию региональной безопасности и улучшит ее положение как ключевого союзника США в Восточной Азии и западной части Тихого океана. Ракеты «Мейверик» уже находятся в арсенале вооруженных сил Южной Кореи, освоение новой партии этого оружия не представит никаких трудностей.
Военный паритет
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ
АВИАЦИОННАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА AGM-65 MAVERICK
AGM-65 Maverick – тактическая ракета класса «воздух-поверхность», предназначенная для поражения широкого спектра целей: танков, БТР, надводных кораблей, пусковых установок, укреплений.
Ракеты AGM-65А с телевизионной головкой самонаведения были разработаны американской фирмой «Hughes Aircraft Co» и приняты на вооружение в 1972 году. С тех пор они успешно применялись в ряде локальных военных конфликтов и модернизировались вплоть 90-х годов. Всего разработано шесть модификаций с различными вариантами головок самонаведения.
Все варианты ракеты «Maverick» имеют одинаковую нормальную самолетную аэродинамическую схему.
Ракеты АGМ-65А и АGМ-65В оснащены 2-режимными твердотопливными двигателям ТХ-481. В стартовом режиме он развивает тягу 4540 кгс, а в маршевом – 990 кгс. Суммарный импульс тяги 6160 кг, время работы двигателя 3.5с.
Боевая часть ракеты – кумулятивная с контактным взрывателем.
Ракета AGM-65B оснащена телевизионной ГСН с улучшенной оптической системой. Поле зрения уменьшено с 5° до 2,5°, что позволило увеличить дальность захвата цели и пуска ракеты. Захват цели осуществляется до пуска. После пуска ракета управляется автономно.
Всего было произведено 25750 ракет модификаций A и B.
Вариант AGM-65C предназначен для поражения малоконтрастных целей. Ракета оснащена полуактивной лазерной ГСН, осколочно-фугасной БЧ Mk19 повышенной эффективности массой 113 кг.
«Maverick» AGM-65D – модификация тактической ракеты «Maverick» AGM-65A класса «воздух-поверхность», оснащенная тепловизионной головкой самонаведения. Разработана американской фирмой «Hughes Aircraft Co» и принята на вооружение в 1986 году. Ракета предназначена для поражения широкого спектра целей. Кроме бронированной техники с работающими или недавно выключенными двигателями, самолетов на аэродромах, которые являются достаточно мощными источниками тепла, управляемая ракета АGМ-65D также может применяться по искусственным сооружениям, контрастным в тепловом отношении относительно фона поверхности земли.
При создании ракеты AGM-65D преследовалась цель – преодолеть ограничения по боевому применению, свойственные ранним модификациям той же ракеты с телевизионной головкой самонаведения – AGM-65A и AGM-65B .Ракета АGМ-65D может применяться как днем, так и ночью в простых и сложных метеоусловиях, в том числе при наличии дымов и пыли над полем боя. Кроме того, при прочих равных условиях ее головка самонаведения может захватить цель на дальности 9-12 км, то есть почти в два раза большей, чем телевизионные головки управляемых ракет АGМ-65А и АGМ-65В. В зимнее время возможность ее применения снижается лишь на 10-12 %, а не на 70 %.
Ракета AGM-65E Maverick разработана по заказу командования Корпуса морской пехоты США. В ней применена лазерная ГСН, разработанная фирмой «Рокуэлл» для ПТУР «Хеллфайр». Она может работать только при условии подсветки цели с земли или воздуха (кодированным сигналом). Вариант AGM-65E предназначен для поражения надводных кораблей. Ракета оснащена полуактивной лазерной ГСН, проникающей осколочно-фугасной боевой частью массой 135 кг с взрывателем мгновенного или замедленного действия. При полете самолета в район расположения цели, ГСН осуществляет поиск отраженного от нее лазерного луча. При обнаружении сигнала (на дальности 18 км) головка захватывает цель и отслеживает ее без участия экипажа. Дальность пуска ракеты при этом не зависит от размеров цели и определяется только мощностью отраженного от нее сигнала.
Ракета AGM-65F Maverick с тепловизионной ГСН разработана по заказу командования ВМС для применения по морским целям. Она отличается от ракеты AGM-65D тем, что ее ГСН оптимизирована для поражения наиболее уязвимых точек корабля. Большая тепловая контрастность корабля на поверхности воды позволила увеличить дальность захвата цели, благодаря чему можно производить пуск ракеты с дальности свыше 9 км. Ракета AGM-65F оснащена тепловизионной ГСН, адаптивным взрывателем для поражения кораблей и береговых целей.
В 1989 году создана модификация AGM-65G, аналогичная предыдущей, но оснащенная тепловизионной ГСН.
AGM-65 Maverick широко использовалась ВВС США в ходе операции «Буря в пустыне» - по целям было выпущено более 5000 ракет вариантов AGM-65B/D/G, в основном с штурмовиков A-10A. Сообщается, что коэффициент попаданий составил 0,8-0,9 (80-90%). Корпус морской пехоты США в ходе операции «Буря в пустыне» применял AGM-65E с коэффициент попаданий около 0,6.
В 2014 году ВМС США модернизируют 500 тактических УР AGM-65 Maverick класса «воздух-земля» под полуактивные лазерные ГСН. Инфракрасные ГСН ракет AGM-65 модели F будут заменены на лазерные и получат индекс AGM-65 E2. «Усовершенствованная ракета будет совместима с рядом платформ, таких как истребители F/A-18 Hornet и Super Hornet авиации ВМС», заявил глава отделения развития Maverick компании Raytheon Гордон Маккензи (Gordon McKenzie).
Изначально ракета «Мейеверик» была разработана для применения с истребителей F-15, F-16, F/A-18, штурмовиков A-10, самолетов с вертикальным взлетом Harrier и базовых патрульных самолетов P-3. Сообщается, что лазерная ГСН увеличит возможности ракеты по поражению быстро движущихся или маневрирующих наземных целей. Лазерная ГСН будет устанавливаться только на ракетах в версии с осколочно-фугасной БЧ массой 300 фунтов (около 150 кг).
Модификации:
AGM-65A/B/H
AGM-65D
AGM-65E/E2
AGM-65F/F2/G/G2
AGM-65J/JX/K
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дальность пуска, км 27 – 28
Точность, КВО: ~1,5 м (модель A)
Скорость полета ракеты,км/ч 1150
Боевая часть:
Модели - E, F, G, J, K: осколочно-фугасная проникающая, 135 кг (контактный взрыватель, для защищённых целей - замедленного действия)
Модели - A, B, D, H: кумулятивная WDU-20/B, 57 кг (с контактным взрывателем)
Система наведения: телевизионная в моделях A и B, по инфракрасному изображению в моделях D и G, лазерная - модель E, с подключением инфракрасной - модель F
Дальность захвата цели ГСН, км 9-12
Длина ракеты, мм 2490
Диаметр корпуса ракеты, мм 304,8 – 305
Размах крыльев, мм 711,2 – 719
Стартовый вес, кг 218,25
Тип двигателя 2-режимный РДТТ Thiokol ТХ-481
Вес двигателя, кг 47,20
Самолет-носитель А-10, F-15E, F-16
Источники: Военный Паритет, www.airwar.ru, rbase.new-factoria.ru, ru.wikipedia.org, www.dogswar.ru и др.
Класса "воздух-поверхность", оснащенная тепловизионной головкой самонаведения. Разработана американской фирмой "Hughes Aircraft Co" и принята на вооружение в 1986 году. Ракета предназначена для поражения широкого спектра целей. Кроме бронированной техники с работающими или недавно выключенными двигателями, самолетов на аэродромах, которые являются достаточно мощными источниками тепла, управляемая ракета АGМ-65D также может применяться по искусственным сооружениям, контрастным в тепловом отношении относительно фона поверхности земли.
При создании ракеты AGM-65D преследовалась цель - преодолеть ограничения по боевому применению, свойственные ранним модификациям той же ракеты с телевизионной головкой самонаведения - AGM-65A и AGM-65B .Ракета АGМ-65D может применяться как днем, так и ночью в простых и сложных метеоусловиях, в том числе при наличии дымов и пыли над полем боя. Кроме того, при прочих равных условиях ее головка самонаведения может захватить цель на дальности 9-12 км, то есть почти в два раза большей, чем телевизионные головки управляемых ракет АGМ-65А и АGМ-65В. В зимнее время возможность ее применения снижается лишь на 10-12 %, а не на 70 %.
Состав
Все варианты ракеты "Maverick" имеют одинаковую нормальную самолетную аэродинамическую схему и оснащены 2-режимным твердотопливным двигателем ТХ-481. В стартовом режиме он развивает тягу 4540 кгс, а в маршевом - 990 кгс. Суммарный импульс тяги 6160 кг, время работы двигателя 3.5с.
Тепловизионная ГСН выполнена в виде съемного модуля, что дает возможность заменять ее головками других типов.
В состав координатора цели ГСН входят оптическая система и электронные компоненты для обработки инфракрасных (ИК) сигналов и выработки команд управления. Естественное тепловое излучение, создаваемое целью и окружающим фоном в ИК спектре, через входное окно объектива и отклоняющее зеркало оптической системы поступает на сканирующее устройство. Его внутренняя кольцевая поверхность образуется 20 узкими зеркальными пластинками, устанавливаемыми под различными углами друг к другу. Благодаря этому при вращении устройства со скоростью 60 об/мин происходит построчный просмотр поля зрения ГСН. Отражаемое зеркальными пластинками изображение попадает на решетку ИК детекторов, охлаждаемую до сверхнизких температур для достижения достаточной чувствительности ГСН. Видеосигналы, снимаемые с выхода решетки, вводятся в индикатор с растровой разверткой, который размещается в кабине самолета.
При применении УР "Maverick" AGM-65D для поиска и первичного обнаружения цели используется имеющаяся на борту самолета-носителя ИК станция переднего обзора, а в случае ее отсутствия - тепловизионная головка ракеты. На изображение, воспроизводимое на самолетном индикаторе, накладывается перекрестие и прямоугольная прицельная сетка захвата цели. При ее обнаружении ИК станция или тепловизионная ГСН переключаются в режим обзора с узким полем зрения. Затем прицельная сетка накладывается на цель, а после ее захвата головкой (в диапазоне разрешенных дальностей) осуществляется пуск ракеты.
Дальнейшее самонаведение осуществляется двумя методами - определения центроиды и автокорреляционным. Первый метод используется в том случае, если цель занимает менее 60% телесного угла поля зрения головки. Координатор ГСН производит автоматическое определение фазового центра изображения цели по ее силуэту и наведение на этот центр. При сближении с целью в момент, когда она начинает занимать более 60% угла поля зрения, головка автоматически переключается в автокорреляционный режим сопровождения и наведения, в котором производится покадровое сравнение изображения с определением величины автокорреляционной функции и выработкой сигналов ошибки наведения, отрабатываемой автопилотом.
Прозрачный для ИК лучей обтекатель ГСН, выполненный из сульфида цинка, может приходить в негодность в результате эрозии, возникающей под воздействием твердых частиц и атмосферных осадков при срыве защитной крышки во время учебных полетов самолета с подвешенными ракетами "Maverick". Для продления срока его службы разработано специальное эластичное пластмассовое покрытие. Оно наносится методом полимеризации в газовом разряде в виде тонкой пленки толщиной 5,4 мкм, которая ухудшает прозрачность обтекателя всего на 3%.
Осколочно-фугасная боевая часть ракеты весом 135 кг имеет массивный стальной корпус, внутри которого размещается мощный заряд ВВ. Конструкция корпуса исключает его рикошетирование и за счет большого веса обеспечивает пробивание цели (корпуса корабля или бетонного перекрытия), а подрыв ВВ осуществляется с некоторым замедлением, выбираемым в зависимости от характера цели.
Опыт использования управляемых авиационных ракет в войне против Ирака в 2003 г.
В ходе операции "Свобода Ираку" управляемые ракеты (УР) "Харм" и "Мейверик" зарекомендовали себя как высокоэффективные авиационные средства поражения. Вниманию читателей "ВКО" предлагается краткий обзор результатов их применения.AGM-65 Maverick - американская тактическая ракета (разработка Hughes Aircraft Co. и Raytheon Co) класса "воздух-поверхность", предназначенная для борьбы с танками, БТР, надводными кораблями, уничтожения пусковых установок, разрушения укреплений. Первые образцы этой УР (с телевизионной головкой самонаведения) были приняты на вооружение ВС США в августе 1972 г. и с тех пор неплохо зарекомендовали себя в ряде локальных военных конфликтов. Ракеты постоянно модернизируются. Всего имеется шесть модификаций "Мейверика" с различными вариантами головок самонаведения. Стоимость одной УР - 180 тыс. долл.
Противорадиолокационная ракета (ПРР) HARM АGМ-88 (high-speed anti-radiation missile) - "детище" фирмы Raytheon Co., боевые самолеты авиации ВВС и ВМС США оснащаются ею с 1982 г. В боевых действиях в Ираке "Хармы" активно применялись для поражения РЛС зенитных ракетных комплексов и зенитной артиллерии. Стоимость одной ракеты - 285 тыс. долл.
ЭФФЕКТИВНЫ, НО...
Во время войны против Ирака в 2003 г. американские самолеты впервые несли усовершенствованный вариант УР "Мейверик" AGM-65G2 класса "воздух-земля". Новое программное обеспечение и аппаратура целеуказания этой управляемой ракеты с тепловизионной головкой самонаведения (ГСН) позволяет обнаруживать цель и осуществлять ее захват до и после пуска. Эти УР сначала были испытаны в ходе операции "Решительная сила" (Югославия): удары ими успешно наносились как по бронетанковой технике, так и складам и мостам. Эффективность боевого применения ракеты составила около 97%. У предыдущих модификаций "Мейверика" этот показатель, по свидетельству американских специалистов, не превышал 90%.
Следует отметить, что у модификации AGM-65G возникали проблемы при пуске ракет по танкам с малых высот и на небольшой дальности до цели. Впрочем, первоначально данная ракета создавалась для поражения, в основном, крупных объектов (мосты, бункеры, электростанции), и командование ВВС США не намеревалось использовать ее против бронетехники. Но внимание военных специалистов привлекла большая мощность боевой части УР модели "G" (135 кг), вдвое большей, чем БЧ, например, ракеты AGM-65D, а также возможность эффективного боевого применения нового "Мейверика" как по малоразмерным, так и более крупным целям.
Однако сейчас, по данным иностранной печати, Пентагон планирует переделать около 1800 УР "Мейверик" AGM-65G, выпущенных ранее, в модель "Мейверик" AGM-65G2. Основные характеристики последней следующие: стартовая масса - 307 кг, масса боевой части проникающего типа - 135 кг, максимальная дальность пуска - 25 км; геометрические размеры: длина - 2,49 м, диаметр корпуса - 0,305 м, размах крыла 0,72 м. Взрыватель боевой части контактного типа с задержкой. Ракета оснащена твердотопливным двигателем. Самолеты-носители: тактические истребители ВВС и самолеты палубной авиации ВМС США.
В боевых действиях в Ираке также применялись модификации УР "Мейверик" "A" и "B". Однако пуски ракет с телевизионной системой управления происходили только днем, причем большое влияние на дальность стрельбы (максимальная - около 20 км) оказывали состояние задымленности и запыленность воздуха в условиях пустынной местности. Тогда как УР с тепловизионными системами управления могли применяться и ночью (AGM-65D, E, F, G).
При подготовке к запуску ракет "Мейверик" с телевизионным наведением летчик приводит в действие гироскоп системы наведения. Когда скорость его вращения достигнет требуемых оборотов, загорается световой индикатор. Обнаружив цель, пилот деблокирует гироскоп. При этом одновременно подается команда на сброс защитной крышки объектива телевизионной камеры ракеты, включается электропитание УР, после чего изображение местности, находящееся в поле зрения телевизионной камеры, отображается на экране в кабине летчика. Затем пилот, маневрируя машиной, совмещает перекрестие прицела с целью, с помощью дистанционного управления совмещает видимое на экране перекрестие телевизионной камеры с изображением цели, в этом положении запирает телекамеру и производит пуск. Управление полетом ракеты осуществляется автоматически по командам системы наведения. Она - автономная, что позволяет летчику сразу же после пуска выполнить маневр уклонения или атаковать другую цель.
Когда летчик применяет УР с тепловизионной системой наведения, порядок действий практически такой же, как и при стрельбе ракетами с телевизионной ГСН. При подходе к цели пилот устанавливает переключатель выбора оружия в требуемое положение (происходит сброс крышки обтекателя ГСН), раскручивается гироскоп "Мейверика". На экране в кабине самолета появляется изображение объекта удара, летчик прицеливается и осуществляет пуск.
Приведенное выше описание свидетельствует о том, что применение ракеты "Мейверик" требует всесторонней подготовки летчиков, в том числе и в психологическом плане. Вместе с тем отвлечение внимания экипажей самолетов на цель делало их уязвимыми от огня наземных зенитных средств.
Обратим также внимание и на УР "Мейверик" AGM-65E. В Ираке имел место случай применения этих ракет 25 марта 2003 г. двумя штурмовиками-истребителями F/A-18 многоцелевого авианосца "Констеллейшн". УР данной модификации оснащена полуактивной лазерной ГСН от противотанковой управляемой ракеты "Хеллфайр" и может функционировать только при условии лазерной подсветки целей с земли или с воздуха. При полете самолета-носителя в районе расположения объекта удара ГСН осуществляет поиск отраженного от него лазерного луча. После того, как он пойман, ГСН захватывает цель и отслеживает ее уже без участия экипажа самолета. Дальность пуска определяется только мощностью отраженного от цели сигнала.
В Ираке ракеты "Мейверик" использовались, в основном, при выполнении задач непосредственной авиационной поддержки и изоляции района боевых действий. Большинство УР запускалось с дистанции в шесть и менее километров. Всего в ходе операции "Свобода Ирака" было израсходовано более 900 ракет. Главным образом ими вооружались штурмовики А-10 (максимальная подвеска до шести УР). В группировке ВВС США в регионе насчитывалось около 60 таких самолетов. Благодаря способности находиться в воздухе длительное время и большой полезной нагрузке, А-10 стали весьма действенным средством охоты за пусковыми установками иракских ракет класса "земля-земля" и обеспечения работы поисково-спасательных вертолетов.
"УБИЙЦЫ" РЛС
Основные тактико-технические характеристики ПРР "Харм": стартовая масса - 330 кг, масса боевой части - 68 кг (осколочно-фугасного типа), максимальная дальность пуска - 80 км; геометрические размеры: длина - 4,2 м, диаметр корпуса - 0,25 м. Основные самолеты-носители: F-14, F-15, F-16, F/A-18 (ВВС и ВМС США), "Торнадо" (ВВС Великобритании, Италии и Германии).
В США "Харм" является наиболее совершенной из существующих противорадиолокационных ракет. Она построена по аэродинамической схеме с поворотным крылом и крестообразным хвостовым оперением, оснащена двухканальной моноимпульсной головкой самонаведения, обеспечивающей измерения азимута и угла места цели. В ГСН входит антенная система, радиочастотный блок, процессор и радиопрозрачный обтекатель. В функции процессора входит угловое сопровождение цели по азимуту и углу места, распознавание обнаруженных объектов на основе измерения периода повторения импульсов, их длительности и мощности сигнала, а также связь с бортовым радиоэлектронным оборудованием самолета и системой управления полетом ракеты. Диапазон перекрываемых рабочих частот от 0,5 до 18 ГГц и более.
Боевое применение "Харм" происходит следующим образом. С помощью самолетного обнаружительного приемника определяется наличие источников радиоизлучения в заданном районе, направление на них, тип и режим работы. Эти данные отображаются на дисплее в кабине экипажа и вводятся в систему наведения ПРР. Пуск ракеты может быть осуществлен практически одновременно с обнаружением излучающего объекта или в другой момент, даже если источник излучения выйдет за пределы поля обзора ГСН.
При необходимости поражения целей, находящихся на большой дальности, производится предварительный ввод параметров радиоизлучающего объекта в систему наведения ПРР, и она летит по полубаллистической траектории на максимальную дальность в направлении предполагаемого расположения РЛС. Если ракета в ходе полета обнаруживает излучение цели, то она наводится на нее. В противном случае происходит самоликвидация ПРР.
Третий способ предусматривает задействование в качестве средства обнаружения радиоизлучающих объектов ГСН ракеты. От нее информация передается на дисплей экипажа самолета для идентификации целей и определения их приоритетности.
Особенностью ПРР "Харм" является ее способность автоматически перенацеливаться в ходе полета. Едва РЛС, которую сопровождает головка самонаведения ракеты, прекращает работу, начинается поиск следующей цели. При этом ПРР "запоминает" траекторию полета, по которой она направлялась, и, если другой радиоизлучающий объект не будет найден, может поразить первую РЛС по ранее введенным в память координатам.
В Ираке применялись специализированные самолеты F-16CJ "Файтинг Фалкон" огневого подавления системы противовоздушной обороны SEAD (Suppression of Enemy Air Defence) c прицельной системой AN/ASQ-213 (AN/ASQ-213 HARM Targeting System). В группировке ВВС США на театре насчитывалось около 70 машин этого типа, которые базировались на аэродромах Кувейта, Саудовской Аравии, Катара, Турции. F-16CJ сменили в Боевом авиационном командовании ВВС США двухместные истребители F-4G "Уайлд Уизл". Поскольку "Файтинг Фалкон" - машина одноместная, была проведена ее модернизация, чтобы оптимизировать условия работы летчика: расширены возможности по отображению обстановки в горизонтальной плоскости на дисплеях в кабине пилота. Усовершенствованное программное и аппаратное обеспечение позволило повысить параметры по сопровождению большего количества целей.
Еще до начала боевых действий против Ирака США активно использовали режим контроля за его воздушным пространством в северной и южной "бесполетных" зонах (к северу от 36-й и югу от 33-й параллелей северной широты). Накануне новой войны (началась в 4.00 20 марта 2003 г.) палубная авиация США приступила к патрулированию территории Южного Ирака. Все это привело к резкому снижению возможностей уже ослабленной системы иракской ПВО и ее дезорганизации. Хотя иностранные источники еще по результатам кампании 1991 г. отмечали неспособность саддамовского командования грамотно организовать эффективное боевое применение зенитных ракетных комплексов для прикрытия наземных войск.
Правда, внешне ПВО Ирака выглядели довольно грозно: по состоянию на декабрь 2001 г. они располагали 140-160 ЗРК С-75, С-125, "Куб" средней и малой дальности и 500-700 ЗРК ближнего действия, а также примерно 3000 установок ЗА. В войне против Ирака было израсходовано около 400 ПРР "Харм", главным образом, в первые несколько суток наступательной операции коалиционных сил, когда самолеты огневого подавления ПВО F-16CJ осуществляли прикрытие действий ударных сил авиации. Эти ракеты также применяли тактические истребители F-117 ВВС США, самолеты радиоэлектронной борьбы ЕА-6В "Проулер" и истребители-штурмовики F/A-18 палубной авиации ВМС США. Наибольшее беспокойство им доставляли прикрывавшие Багдад зенитные ракетные комплексы средней дальности, а также большое количество ЗРК ближнего действия и установок зенитной артиллерии, местоположение которых не было точно установлено. Включение радиолокаторов ПВО Ирака на сопровождение осуществлялось кратковременно.
Тут-то и сказались слабые стороны ПРР "Харм": невозможность гарантированного поражения излучающей цели, если она прекратила работу до момента ее захвата ГСН, и недостаточная точность обнаружения объекта атаки. Кстати, эти недостатки проявились задолго до 20 марта 2003-го, когда американские истребители применяли ПРР "Харм" против радиоизлучающих целей в так называемых "бесполетных" зонах Ирака. В этой обстановке были уточнены правила стрельбы ракетами "Харм" и усилены меры безопасности. Если РЛС сопровождения ПВО Ирака даже на короткое время захватывала воздушную цель, пилотам разрешалось предпринимать немедленные превентивные меры защиты. Такие инциденты проходили обычно быстротечно.
Опыт боевого применения УР "Мейверик" и "Харм" в Ираке требует дальнейшего изучения. Следует ожидать продолжения НИОКР по созданию перспективных средств борьбы аналогичного назначения с более высокими характеристиками, с учетом опыта боевого применения ракет в военных конфликтах.
Владислав СЕРГАЧЕВ
подполковник, кандидат технических наук
Авиационная управляемая ракета класса "воздух-поверхность" AGM-65A "Maverick" предназначена для поражения малоразмерных целей (танки, БТР, ракетные и артиллерийские установки, полевые укрепления и др.). Поступала на вооружение с августа 1972 года. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме, оснащена телевизионной головкой самонаведения, кумулятивной боевой частью массой 57 кг. Захват цели осуществляется до пуска. После пуска ракета управляется автономно. Ракета AGM-65B оснащена телевизионной ГСН с улучшенной оптической системой. Поле зрения уменьшено с 5° до 2,5°, что позволило увеличить дальность захвата цели и пуска ракеты. Всего было произведено 25750 ракет модификаций A и B.
Вариант AGM-65C предназначен для поражения малоконтрастных целей. Ракета оснащена полуактивной лазерной ГСН, осколочно-фугасной БЧ Mk19 повышенной эффективности массой 113 кг.
Ракета AGM-65D оснащена тепловой ГСН, использующей одновременно два участка спектра (3-4 мкм и 8-12 мкм), что обеспечивает более контрастное, чем в телевизионной ГСН изображение, и лучшее подавление фоновых сигналов. Боевая часть - кумулятивная. При ее создании преследовалась цель - преодолеть упомянутые выше ограничения. Считается, что эта ракета может применяться как днем, так и ночью в простых и сложных метеоусловиях при наличии дымов и пыли над полем боя. Кроме того, при прочих равных условиях ее ГСН может захватить цель на дальности 9-12 км. т. е. почти в два раза большей, чем телевизионные головки УР AGM-65A и AGM-65B, а в зимнее время возможность ее применения снижается лишь на 10-12%, а не на 70%.
Ракета AGM-65E Maverick разработана по заказу командования Корпуса морской пехоты США. В ней применена лазерная ГСН, разработанная фирмой «Рокуэлл» для ПТУР «Хеллфайр». Она может работать только при условии подсветки цели с земли или воздуха (кодированным сигналом). Вариант AGM-65E предназначен для поражения надводных кораблей. Ракета оснащена полуактивной лазерной ГСН, проникающей осколочно-фугасной боевой частью массой 135 кг с взрывателем мгновенного или замедленного действия. При полете самолета в район расположения цели, ГСН осуществляет поиск отраженного от нее лазерного луча. При обнаружении сигнала (на дальности 18 км) головка захватывает цель и отслеживает ее без участия экипажа. Дальность пуска ракеты при этом не зависит от размеров цели и определяется только мощностью отраженного от нее сигнала.
Управляемая ракета AGM-65E Maverick может применяться на самолете без какого-либо его переоборудования. Однако по сравнению с ракетами, оснащенными телевизионными и тепловизионными ГСН, при которых на прицельном индикаторе наблюдается реальное изображение цели, в этом варианте на нем высвечиваются только символы.
Ракета AGM-65F Maverick с тепловизионной ГСН разработана по заказу командования ВМС для применения по морским целям. Она отличается от ракеты AGM-65D тем, что ее ГСН оптимизирована для поражения наиболее уязвимых точек корабля. Большая тепловая контрастность корабля на поверхности воды позволила увеличить дальность захвата цели, благодаря чему можно производить пуск ракеты с дальности свыше 9 км. Ракета AGM-65F оснащена тепловизионной ГСН, адаптивным взрывателем для поражения кораблей и береговых целей.
В 1989 году создана модификация AGM-65G, аналогичная предыдущей, но оснащенная тепловизионной ГСН.
Варианты ракеты Maverick были приняты на вооружение с 1970 по 1982 г. Ими оснащены самолеты F-4, F-5, F-16, F-111, А-7, А-10 и др.
К 1993 г. американская фирма «Хьюз» разработала новую модификацию УР AGM-65 Maverick класса «воздух-земля», получившую условное название «Лонгхорн». Ракета оснащена усовершенствов-нным двигателем, обеспечивающим максимальную дальность стрельбы до 70 км, приемником спутниковой навигационной системы НАВСТАР, инерциальной системой и радиолокационной головкой миллиметрового диапазона.
"Maverick" AGM-65D - модификация тактической ракеты "Maverick" AGM-65Aкласса "воздух-поверхность", оснащенная тепловизионной головкой самонаведения. Разработана американской фирмой "Hughes Aircraft Co" и принята на вооружение в 1986 году. Ракета предназначена для поражения широкого спектра целей. Кроме бронированной техники с работающими или недавно выключенными двигателями, самолетов на аэродромах, которые являются достаточно мощными источниками тепла, управляемая ракета АGМ-65D также может применяться по искусственным сооружениям, контрастным в тепловом отношении относительно фона поверхности земли.
При создании ракеты AGM-65D преследовалась цель - преодолеть ограничения по боевому применению, свойственные ранним модификациям той же ракеты с телевизионной головкой самонаведения - AGM-65A и AGM-65B .Ракета АGМ-65D может применяться как днем, так и ночью в простых и сложных метеоусловиях, в том числе при наличии дымов и пыли над полем боя. Кроме того, при прочих равных условиях ее головка самонаведения может захватить цель на дальности 15-18 км, то есть почти в два раза большей, чем телевизионные головки управляемых ракет АGМ-65А и АGМ-65В. В зимнее время возможность ее применения снижается лишь на 10-12 %, а не на 70 %.
Все варианты ракеты "Maverick" имеют одинаковую нормальную самолетную аэродинамическую схему и оснащены 2-режимным твердотопливным двигателем ТХ-481. В стартовом режиме он развивает тягу 4540 кгс, а в маршевом - 990 кгс. Суммарный импульс тяги 6160 кг, время работы двигателя 3.5с.
Рис.2 ККС АGМ-65D
Тепловизионная ГСН выполнена в виде съемного модуля, что дает возможность заменять ее головками других типов.
В состав координатора цели ГСН входят оптическая система и электронные компоненты для обработки инфракрасных (ИК) сигналов и выработки команд управления. Естественное тепловое излучение, создаваемое целью и окружающим фоном в ИК спектре, через входное окно объектива и отклоняющее зеркало оптической системы поступает на сканирующее устройство. Его внутренняя кольцевая поверхность образуется 20 узкими зеркальными пластинками, устанавливаемыми под различными углами друг к другу. Благодаря этому при вращении устройства со скоростью 60 об/мин происходит построчный просмотр поля зрения ГСН. Отражаемое зеркальными пластинками изображение попадает на решетку ИК детекторов, охлаждаемую до сверхнизких температур для достижения достаточной чувствительности ГСН. Видеосигналы, снимаемые с выхода решетки, вводятся в индикатор с растровой разверткой, который размещается в кабине самолета.
При применении УР "Maverick" AGM-65D для поиска и первичного обнаружения цели используется имеющаяся на борту самолета-носителя ИК станция переднего обзора, а в случае ее отсутствия - тепловизионная головка ракеты. На изображение, воспроизводимое на самолетном индикаторе, накладывается перекрестие и прямоугольная прицельная сетка захвата цели. При ее обнаружении ИК станция или тепловизионная ГСН переключаются в режим обзора с узким полем зрения. Затем прицельная сетка накладывается на цель, а после ее захвата головкой (в диапазоне разрешенных дальностей) осуществляется пуск ракеты.
Дальнейшее самонаведение осуществляется двумя методами - определения центроиды и автокорреляционным. Первый метод используется в том случае, если цель занимает менее 60% телесного угла поля зрения головки. Координатор ГСН производит автоматическое определение фазового центра изображения цели по ее силуэту и наведение на этот центр. При сближении с целью в момент, когда она начинает занимать более 60% угла поля зрения, головка автоматически переключается в автокорреляционный режим сопровождения и наведения, в котором производится покадровое сравнение изображения с определением величины автокорреляционной функции и выработкой сигналов ошибки наведения, отрабатываемой автопилотом.
Прозрачный для ИК лучей обтекатель ГСН, выполненный из сульфида цинка, может приходить в негодность в результате эрозии, возникающей под воздействием твердых частиц и атмосферных осадков при срыве защитной крышки во время учебных полетов самолета с подвешенными ракетами "Maverick". Для продления срока его службы разработано специальное эластичное пластмассовое покрытие. Оно наносится методом полимеризации в газовом разряде в виде тонкой пленки толщиной 5,4 мкм, которая ухудшает прозрачность обтекателя всего на 3%.
Осколочно-фугасная боевая часть ракеты весом 135 кг имеет массивный стальной корпус, внутри которого размещается мощный заряд ВВ. Конструкция корпуса исключает его рикошетирование и за счет большого веса обеспечивает пробивание цели (корпуса корабля или бетонного перекрытия), а подрыв ВВ осуществляется с некоторым замедлением, выбираемым в зависимости от характера цели.
Таблица 2. «Тактико-технические характеристики AGM-65D»