Основные субъекты современных международных отношений. Субъекты, классификация и принципы международных отношений
План
Лекция №5. Современная система международных отношений
Наш народ есть самый лучший из всех народов,
и потому он предназначен так или иначе покорить себе
все другие народы или, во всяком случае, занять первое,
высшее место между ними...
Такою формулой освящается всякое насилие, угнетение,
бесконечные войны, все злое и темное в истории мира.
B.C. Соловьев
В.1. Субъекты международных отношений.
В.2. Мировой порядок.
В.3. Международные конфликты и методы их урегулирования.
Международные отношения продолжают оставаться борьбой за богатство и власть между независимыми акторами в состоянии относительной анархии.
Систему международных отношений образуют субъекты мирового сообщества. Данная система иерархична и включает в себя подсистемы, уровни – глобальные, региональные и локальные.
Главными актором международных отношений является государство; его политика определяет характер данных отношений.
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его целостность и осуществляющая суверенную публичную власть посредством государственного механизма. Признаки государства: территория, граница; население; публичная власть; аппарат принуждения; суверенитет; нормативно-правовая база; налоги, казна, бюджет; символика.
(В современном мире идет процесс увеличения числа государств. С начала 20 века количество государств увеличилось более чем в три раза. В 1960-е года рост численности государств было следствием крушения империй, а в 1990-х – распадом тоталитарных государств.)
Государство – единственный субъект мировой политики, обладающий суверенитетом. Категория «суверенитет» имеет два аспекта – первый определяется свободой выбора населением политического режима и пути экономического развития. Второй – обозначает независимость и равенство государств, их невмешательство в дела друг друга.
Фактор суверенитета обусловливает главную особенность международных отношений – отсутствие у них единого ядра власти и управления.
Формальные процессы мировой дезинтеграции, образование новых государств уравновешиваются реальным процессом их интеграции и ростом их взаимозависимости в ходе глобализации. С развитием информационных технологий, возникает и мировое коммуникационное сообщество, возрастает проницаемость границ, государственные структуры теряют часть властных полномочий. На мировую арену выходят новые субъекты политики: неправительственные организации, транснациональные корпорации, межгосударственные регионы и т.д.
Политика есть деятельность по поводу завоевания, удержания власти и распоряжения ею. Политика государства бывает внутренней и внешней, причем внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Под внешней политикой понимается курс государства (цели и способы их достижения) в международных отношениях. Она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Вместе с тем внешняя политика имеет собственные цели и обратное влияние на внутреннюю.
Некоторые геополитики разрабатывают теорию геополитических кодов государств – набора стратегических предположений, которые правительство составляет о других государствах при формировании своей внешней политики.
Внешняя политика опирается на потенциал государства – экономический, демографический, военный, научно-технический, культурный. В современных государствах руководство внешней политикой осуществляет глава государства. Для ведения внешнеполитического курса существуют специализированные органы – МИДы, парламентские комитеты по внешней политике, посольства и т.д.
Формально внешняя политика выражается в выработке и принятии внешнеполитических решений.
Определяющим фактором внешней политики является национальный интерес. Это осознание коренных потребностей общества и их отражение в деятельности органов власти.
К сфере национальных интересов любого государства относятся:
1) обеспечение внутренней и внешней безопасности государства, поддержание его суверенитета и территориальной целостности,
2) повышение материального и духовного благосостояния населения,
3) рост влияния государства на мировой арене.
Специфические интересы России:
Построение эффективной экономики;
Создание дееспособных государственных институтов;
Оптимальное сочетание интересов всей страны и ее регионов;
Достижение относительно высокого уровня жизни;
Создание гражданского общества и развитие демократии;
Сохранение благоприятной внешней среды.
Национальные интересы не являются неизменными. Они изменяются с изменением самого государства и окружающей среды. Перед властной элитой стоит задача определения содержания национальных интересов на каждом этапе развития страны. Средствами достижения национальных интересов и проведения внешней политики являются: политические, экономические, военные и культурно-идеологические средства.
Международную организацию можно определить как стабильную, структурированную форму сотрудничества ее членов, созданную на добровольной основе для совместного решения общих проблем и функционирующую в рамках устава. По характеру членства выделяют два вида международных организаций:
1) межправительственные – созданные на основе договоров;
2) неправительственные организации, объединяющие неправительственные институты и граждан разных государств.
Существуют разные типологии межправительственных международных организаций:
1. По территориальному признаку:
Глобальные;
Региональные;
Межрегиональные;
Субрегиональные.
2. По сфере деятельности:
Организации экономического характера;
В области культуры и спорта;
Военно-политические;
Универсальные.
Международная организация – это явление историческое и динамично развивающиеся. Повышение их активности произошло во 2 пол. 19 века, в связи с увеличением числа суверенных государств и усилением контактов между ними в 1-ю волну глобализации. Так возникли: Всемирный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз, Международное бюро мер и весов, Международный красный крест и др.
После Второй мировой войны возникло около трех тысяч межправительственных организаций и 20 тысяч неправительственных, из которых около 2 тысяч имеют статус наблюдателей при ООН. Великобритания, США, Япония, Бразилия участвуют более чем в 100 организациях, Франция, Дания – более чем 150.
Некоторые международные организации обладают атрибутами политической власти. В первую очередь, это - ООН. Ее органы могут принимать решения (резолюции СБ), являющиеся обязательными для всех членов мирового сообщества. ООН включает в себя ряд суборганизаций, например: МАГАТЭ, ВОЗ, МВФ, МОТ, ЮНЕСКО, Международный суд.
В последнее время ООН в значительной мере утратило свое влияние, поэтому многие проблемы мировой политики решаются вне ее рамок. Например, в рамках «восьмерки», «двадцатки», ЕС, НАТО и т.д.
Неправительственные международные организации – это союзы, которые состоят из общественных групп и граждан ряда стран. Это могут быть организации: профессиональные, демографические, религиозные, правовые, экологические, гуманитарные, спортивные, в защиту мира и др.
Транснациональные корпорации – это специализированные неправительственные международные коммерческие организации. Огромные ресурсы позволяют им существенно воздействовать на мировую политику. В 2007 г. в мире насчитывалось 79 тыс. транснациональных корпораций. ТНК имели около 790 тыс. филиалов за рубежом. В 2007 г. их экспорт составлял одну треть мирового экспорта. Они контролируют 50% мирового промышленного производства, почти 2/3 внешней торговли, ¾ информуслуг и 4/5 рынка программных продуктов, 4/5 патентов и лицензий. Ядро хозяйственной системы составляют около 500 транснациональных корпораций, обладающих неограниченной экономической властью. Их потенциал сопоставим с валовым продуктом крупных государств. ТНК объединены в 50-60 финансово-промышленных блоков.
Деятельность транснациональных корпораций приводит к различным последствиям. В позитивном плане они способствуют развитию мировой экономики и торговли, созданию рабочих мест, внедрению процедур мирного решения конфликтов. Отрицательными сторонами являются размывание национального суверенитета, прогрессирующее расслоение мира (богатый Север – бедный Юг).
Итак, в современной системе международных отношений просматриваются следующие глобальные тенденции:
1. Расширение состава и увеличение разнообразия политических акторов.
2. Размывание государственного суверенитета вследствие прозрачности государственных границ, усиления сепаратизма, выхода регионов на международный уровень.
3. Формирующаяся многополярность. Конфигурация общемировой структуры является переходной (которую можно определить как плюралистическую однополярность).
4. Прогрессирующая проницаемость грани между внутренней и внешней политикой.
5. Демократизация как внутриполитической, так и международной жизни.
6. Усиливающееся воздействие на мировое развитие комплекса глобальных проблем (политических, экономических, экологических, гуманитарных).
До середины XX в. мировая политика строилась из расчета государственно-центристской модели международных отношений. Главным ее субъектом выступали государства. Подобная схема международных отношений была заложена Вестфальским миром (1648), который подвел итог Тридцатилетней войне в Европе и определил границы между государствами. Договор стал признанием того, что споры невозможно решать только военным путем. Современная мировая политика учитывает тот факт, что в настоящее время в мире существует более ста девяноста государств. Но геополитики прогнозируют, что процессы этнического сепаратизма могут привести к созданию примерно четырехсот государств. Государства отличаются одна от другой разными параметрами: размерами, возрасту (исторические и новые государства), численности населения, экономическому потенциалу, степени политического влияния. По экономическому критерию выделяют три группы государств. К первой группе относятся богатые государства, под которыми понимают индустриально развитые государства с рыночной экономикой и высоким уровнем жизни. Это, прежде всего, страны Большой семерки: США, Канада, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Япония. К числу богатых относят и крупных экспортеров нефти Персидского залива - Бахрейн, Кувейт, Катар и др. Ко второй группе относятся новые индустриальные страны, что сделали в 70-80-х годах резкий бросок в своем экономическом развитии, но которые пока что не сумели догнать по уровню жизни государства первой группы: Китай, Индию, так называемых "азиатских тигров" (Сингапур, Южная Корея, Малайзия), страны Латинской Америки (Мексика, Бразилия). Сюда относятся и бывшие социалистические страны Восточной Европы. К третьей группе относятся бедные страны Латинской Америки, Африки, некоторые бывшие республики СССР.
Политическое влияние страны на международной арене в значительной мере определяется их экономической и военной мощью. В современном мире именно функционирования экономики непосредственно определяет как международный статус государства, так и ее боеспособность вооруженных сил. В отношении стран, которые обладают сильным военным и экономическим потенциалом и дипломатическим влиянием, используется термин "государство". При этом в мировом сообществе выделяют собственно зверхдержави и большие государства. Начиная с 1945 г. и в течение следующих четырех десятилетий СССР вместе с США определялись как две зверхдержави. Зверхдержаву от других стран отличают три критерия: возможность массового и полного уничтожения, способность влиять на развитие всех других стран, невозможность для любой коалиции нанести поражение одной зверхдержаві, если эта коалиция не поддержит другая зверхдержава. Равновесие в международной среде, которая осуществляется по схеме противостояние двух государств и поддерживающих их коалиций стран, определяется как биполярная модель мира. После распада СССР сложилась однополюсна модель международных отношений с единственной зверхдержавою - США. Политологи хоть и прогнозируют возможность в будущем многополярность и появление других государств, равных по своим могуществом США, все же вынуждены признать, что сегодня США обладают всеобщей преимуществом.
В крупных государств, согласно Г.Маргентау, относят страны, обладающие военной силой и способностью отстоять свою независимость, экономическим потенциалом и дипломатическим влиянием. Сюда же он добавляет и геополитический фактор (пространство и расположение страны). Как правило, в крупных относят страны, обладающие ядерным арсеналом и современными средствами его отправки, а также такие, которые являются постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай). По экономическим и политическим влиянием в крупных относят Германию и Японию. Что касается России, то в связи с тем, что она считается наследником бывшего СССР, то она в определенной степени занимает сегодня статус определенного элемента мирового политического и экономического порядка.
Ключевую роль на региональном пространстве играют средние государства, например, Индия в Юго-Восточной Азии, Мексика в Центральной Америке, Турция, которая пытается закрепить свое влияние в новых государствах Средней Азии. Различают также малые и микрогосударства. Их отличает небольшое количество населения (один - два миллиона) и невозможность самостоятельно защитить свой суверенитет.
Субъектами политики мирового масштаба являются международные организации, блоки и союзы, которые сотрудничают или противостоят друг другу. Они создаются на основе общности интересов стран-участниц для реализации определенных экономических и военно-политических задач. Первые организации подобного типа появились в начале XX в., а сегодня их насчитывается более четырехсот. Существуют различные типологии международных организаций. Одна из наиболее распространенных классификаций предусматривает выделение различных типов в соответствии с территориальному признаку и направлением деятельности.
В зависимости от первому критерию различают:
- универсальные международные организации. Такой является Организация Объединенных Наций (ООН);
- межрегиональные организации, например, Организация Исламская Конференция;
- региональные организации и блоки. Всего в мире насчитывается шестьдесят организаций подобного типа, например, Европейский Союз, СНГ, Организация Африканского Единства, Сообщество южноафриканских стран с целью развития, Региональное экономическое сообщество в Латинской Америке, Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
- субрегиональные организации, например, Бенилюкс, что объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург.
В зависимости от направления деятельности выделяют:
- загальноцільові организации. Такой организацией является ООН, который координирует сотрудничество стран-участниц в различных сферах. Одна из важнейших функций - осуществление международной безопасности, регулирования конфликтов. С 1948 p. OOH осуществила более пятидесяти миротворческих миссий в различных регионах мира;
- специализированные организации. Например, ООН включает в свою структуру международные организации, созданные для координации усилий стран в отдельных отраслях - Всемирная Организация здравоохранения (ВОЗ), международная Организация Труда (МОТ), ЮНЕСКО (организация, занимающаяся вопросами культуры, образования и науки), Международный суд, Международный Валютный Фонд (МВФ), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и т.д. Различные формы сотрудничества осуществляются в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Наконец, необходимо вспомнить, что в течение нескольких десятилетий во второй половине XX в. мировая политика определялась противостоянием двух военно-политических блоков: Североатлантического союза (НАТО) и Организации Варшавского договора.
Специфической международной организацией, которая обладает атрибутами политической власти, является Европейский союз. Существующий с 1979 г. Европейский парламент наделен законодательной, бюджетной и контрольной функциями, но это не означает ограничение суверенитета государств, входящих в Союз.
Процессы глобализации современного мира значительно расширили круг субъектов международных отношений. Например, серьезную конкуренцию национальным государствам в осуществлении политики составляют транснациональные корпорации (ТНК). Они стали самостоятельными субъектами не только экономических, но и политических отношений. Сегодня в мире насчитывается тридцать пять тысяч транснациональных образований. Ядро же мировой хозяйственной системы составляют пятьсот ТНК, которые обладают неограниченной экономической властью. Под контролем ТНК находится более половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, четыре пятых патентов и лицензий на новую технику, технологии и "ноу-хау".
Исследователи, оценивая роль ТНК в современном мире, делают неоднозначные выводы о перспективах национального государства. Согласно одному из подходов, ТНК существенно подорвали суверенитет национального государства. При этом указывается на то, что экономический потенциал крупнейших ТНК можно сравнить с внутренним валовым продуктом ведущих средних стран. Применительно к развитых стран еще можно говорить о двоевластие: государство защищает интересы собственных ТНК в различных регионах мира, а те, в свою очередь, обеспечивают налоговые поступления от международной деятельности. По другой группы развивающихся государств, то их экономика иногда полностью зависит от ТНК. Последние обладают различными способами воздействия на правительства этих стран и могут заставлять их проводить политический курс, который противоречит собственным национальным интересам. Другими инструментами влияния на национальные правительства выступают международные банки, финансовые и трастовые компании. Они, как правило, связывают условия предоставления помощи с соблюдением странами определенных правил игры и предоставляют кредиты только тем из них, которые демонстрируют готовность следовать определенному экономическому и политическому курсу. Ослабление некоторых функций государства вовсе не означает, что она перестала быть институтом формирования политики. Речь, видимо, идет о том, что существенно подорвано монополия государства в сфере регулирования национальной экономики, финансовых потоков, экологических, правовых и социальных проблем. О расширении роли в мировой политике негосударственных факторов свидетельствует и деятельность неправительственных организаций - "Врачи без границ", "Международная амнистия", "Международный Красный Крест" и др. Нельзя не учитывать и контакты между политическими партиями, этническими и религиозными диаспорами разных стран. Неправительственные организации могут напрямую, минуя властный правительство, апеллировать к общественному мнению других стран в случае нарушения прав каких-либо групп населения. Наконец, международного значения могут приобрести даже отдельные личности, например, финансист Сорос или исламский террорист Бен Ладен.
Международные отношения представляют собой специфический вид общественных отношений. Международные отношения – это совокупность политических, экономических, правовых, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене
Формирование и развитие международных отношений происходит под воздействием целого ряда факторов:
складывающейся мировой экономической и политической ситуации;
баланса военно-стратегических сил;
деятельности международных организаций;
влияния отдельных государств на ход событий в мире;
состояния природной среды и др.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.
Доминирующую роль в международных отношениях играют межгосударственные отношения. Но к субъектам международных отношений наряду с государством относятся также межправительственные и неправительственные организации, политические партии и движения, социальные группы и отдельные личности (см. схему 15.1).
СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ |
|||
Национальные государства | |||
Организации регионального, межрегионального, межгосударственного характера, например, ЕС | |||
Международные органы и их органы, например, ООН | |||
Негосударственные общественно-политические, общественные организации и движения |
Рисунок 15.1. Субъекты международных политических отношений
В последние десятилетия обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными их субъектами становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные.
Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной компетенцией и постоянными органами.
Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Они имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Такие организации могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то сеть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.
Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику.
Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.
Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются около 200 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения ООН.
Структура ООН состоит из Секретариата во главе с Генеральным секретарем, которого избирают каждые 5 лет, Совета Безопасности, который насчитывает 15 стран и Генеральной Ассамблеи, в состав которой входят все страны – члены организации.
В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:
– ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);
– МОТ (Международная Ассоциация Труда);
– МВФ (Международный Валютный Фонд);
– ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);
– МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);
– ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);
– Международный суд.
Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.
Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне: глобальном , межрегиональном , региональном и двустороннем различные силы (государственные, экономические, политические, общественные, интеллектуальные и др.).
На глобальном уровне решаются проблемы, касающиеся всего человечества. А одним из основных механизмов, с помощью которого решаются такие проблемы выступает деятельность ООН.
Межрегиональный уровень – это международные отношения между представителями различных регионов, имеющих общие интересы. Механизмом их реализации являются различные международные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское движение; религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК); профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ), Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ); демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ) и др.
Региональный уровень – это отношения в рамках одного региона – Европа, Ближний Восток, Тихоокеанская зона и т.п. Субъектами таких отношений наряду с государствами выступают и региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Сообщество (ЕС), Лига арабских Государств (ЛАГ) и т.д.
Двусторонний (локальный) уровень – это взаимоотношения между двумя государствами, например: Украина – Германия, Украина – Индия и т.п.
Основными формами международных отношений выступают сотрудничество, соперничество и конфликт.
Сотрудничество реализуется посредством участия в деятельности различных международных организационных структур, заключении двусторонних и многосторонних договоров о дружбе и сотрудничестве. Наиболее перспективное сотрудничество, которое адекватно отвечает геостратегическим интересам субъектов международных отношений, называется стратегическим партнерством.
Стратегическое партнерство предполагает масштабные и взаимовыгодные способы взаимодействия в самых различных сферах общественной жизни. Одновременно необходимым условием стратегического партнерства является общность взглядов и подходов к ключевым проблемам международной политики, глобального и регионального развития.
Соперничество предполагает мирный характер борьбы между государствами за выгодную реализацию своего национального интереса, начиная от расширения своих капиталов и технологий до размещения военных баз. Соперничество присуще как странам, пребывающим в отношениях стратегического партнерства, так и в отношениях конфронтации.
Конфликты на международном уровне возникают тогда, когда не удается урегулировать несовместимые интересы дух или нескольких государств. Они находят отражение в денонсации договоров, разрыве дипломатических отношений, экономической блокаде, провоцировании внутренней дестабилизации путем информационных диверсий, террористических актов, военных переворотов и т.п.
Международные отношения основываются на двух принципах: силы и права.
Принцип силы означает, что государство или группа государств способны навязать другим государствам свои интересы, расширять свое влияние, используя при этом свои преимущества в военной силе, дипломатии, экономическом могуществе, технологическом или интеллектуальном развитии. Этот принцип независимо от изменения соотношения в его структуре тех или иных элементов остается наиболее важным фактором геополитики. На современном этапе мирового развития ведущим является то государство, сила которого главным образом измеряется экономическим, технологическим, информационным и интеллектуальным потенциалом.
Принцип права заключается в том, что национальное государство в международных отношениях должно опираться не только на свою силу, но и придерживаться норм международного порядка.
Стабильный международный порядок предполагает оптимальное соединение принципа права и принципа силы, или баланса сил. Баланс сил обеспечивается способностью государства или группы государств противостоять своим противникам, их агрессивным намерениям.
1.Введение
2.Сущность, понятие, субъекты международных отношений.
3.Классификация международных отношени.
4.Виды международных отношений.
5.Формы международных отношений.
6.Уровни международных отношений.
7.Принципы.
8.Заключение.
9.Список использованных источников.
Международные отношения являются особым видом общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двухсторонних отношений. Целью таких взаимодействий и соответственно целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений).
Выбранная тема, несомненно, является актуальной, т.к. международные отношения являются взаимовыгодной основой экономических, политических, культурных и других взаимосвязей между государствами, а также оказывают непосредственное влияние на развитие этих сфер.
Причинами развития международных отношений являются:
1. Неравномерность экономического развития различных стран мира
2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах
3. Характер политических отношений
4. Различный уровень научно-технического развития
5. Особенности географического положения, природных и климатических условий
Цели и задачи данной работы: рассмотреть структуру международных отношений, изучить виды, формы, принципы таких отношений, понять их сущность.
1. Сущность, понятие, субъекты международных отношений.
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.
Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:
Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.
Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.
Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.
Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.
Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.
Субъекты международных отношений – это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. В качестве субъектов международных отношений рассматривают:
Международные правительственные и неправительственные (негосударственные) организации;
Транснациональные корпорации;
Религиозные объединения;
Общественно-политические движения.
Международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.
Среди субъектов международных отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д. Поэтому важнейшей составляющей международных отношений являются межгосударственные отношения, которые испытывают на себе влияние мировой экономической ситуации. Влияние отдельных государства на международные отношения различно, оно связано с определением мощи государства, его международной конкурентоспособностью, что определяется экономическим военным потенциалом, природными и трудовыми ресурсами, уровнем развития науки и культуры, достижениями в сфере высоких технологий, уровнем социальной стабильности. Могущество государства является показателем того, какие силы государство имеет в своем распоряжении и какой мерой оно может их использовать в отношениях с другими государствами или негосударственными,отношений есть так называемые сверхдержавы, которые получили такой статус благодаря возможности влиять на условия существования всего человечества; великие державы, которые могут оказывать существенное влияние на мировое развитие; средние державы, которые оказывают серьезное влияние на свое близкое окружение, но такое влияние не выходит на пределы региона; малые державы, которые имеют достаточно сил для обеспечения своего суверенитета, территориальной целостности и независимости, но их влияние на ближайшее окружение слабое; микродержавы, которые не способны защитить свой суверенитет собственными силами.
В основе такого субъекта международных отношений как международные правительственные организации лежат совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать, совокупную силу для достижения своих целей. Важнейшей универсальной организацией является ООН, которая призвана содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов и ослаблению конфронтации между государствами. Среди межгосударственных региональных объединений, играющих определенную роль в мировой политике, следует выделить Организацию Африканского единства, Организация Американских государства, Совет Европы, Европейский Союз, Содружество независимых государств (СНД), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лига арабских государств (ЛАГ) и др. Неправительственные организации, объединяют людей доброй воли различных государств в деле достижения каких-либо общих целей, наиболее распространенными являются различные правозащитные организации вроде Хельсинских групп на территории бывшего Советского Союза. Среди неправительственных ассоциаций следует выделить международные организации ученых, общественных деятелей, политиков: Римский клуб, который объединил представителей различных стран в рассмотрении проблем эффективного природопользования и перспектив мирового развития; сходные цели преследует и Комиссия Улафа Пальме.
Транснациональные корпорации в качестве субъектов международных отношений начали рассматриваться в ХХ веке, что связано с их влиянием и огромными экономическими возможностями, когда, по сути, их деятельность зачастую носит глобальный характер.
Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка.
Понимание системы международных отношений только как "естественного", "предгражданского" состояния не учитывает тенденции к их социализации, игнорирует нарастающие свидетельства преодоления такого состояния и становления нового мирового порядка. С другой стороны, если исходить только из указанной тенденции, то тоже можно придти к ошибочному выводу, не учитывающему, что, несмотря на возрастающую целостность и взаимозависимость мира, на усиливающиеся процессы международной интеграции и сотрудничества различных государств и народов в экономической, политической, социальной и др. областях, международные отношения и сегодня во многом остаются сферой несовпадающих интересов, соперничества и даже противоборства и насилия. Это уже не "джунгли", не "война всех против всех", но и не единое сообщество, живущее по единым законам и в соответствии с общими, разделяемыми всеми его членами, ценностями и нормами. Это, скорее, переходное состояние, когда усиливающаяся тенденция к становлению мирового сообщества не стала необратимой, когда элементы регулирования и "плюрализм суверенитетов", расширение сотрудничества на основе взаимных интересов и совершенствование средств насилия сосуществуют друг с другом, то взаимно уравновешиваясь, то вновь вступая в противоборство
Все это говорит о том, что вышеуказанных критериев по крайней мере недостаточно для определения специфики международных отношений, что они должны быть если не заменены, то дополнены еще одним критерием. Известный французский исследователь М. Мерль, предложивший такой критерий, назвал его "критерием локализации". В соответствии с этим критерием, специфика международных отношений определяется как "совокупность соглашений или потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ". Исходя из факта разделения мира на государства, сохраняющие суверенитет над своими территориальными границами, такое понимание позволяет как учитывать особенности каждого этапа в развитии международных отношений, так и не сводить их к межгосударственным взаимодействиям. В него вполне вписываются и самые различные классификации международных отношений. Обобщая высказанные в этом отношении в научной литературе позиции, можно говорить о различных типах, видах, уровнях и состояниях международных отношений
2. Классификация международных отношений.
Общепринятая классификация международных отношений предложена югославским ученым Р. Вукадиновичем, который выделяет среди них четыре типа:
1. Классический тип, опирающийся на "равновесие сил" государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война – основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире.
2. "Холодная война", вызванная к жизни после второй мировой войны противостоянием двух антагонистических мировых общественно-политических систем: капиталистической и социалистической. Динамику отношений других государств определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран.
3. "Мирное сосуществование", пришедшее на смену "холодной войне". Этот тип характеризуется установлением паритета в военной сфере, усилением борьбы за безъядерный мир и безопасность во всем мире, повышением роли международных организаций в решении глобальных проблем, постепенным снижением уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных, а затем и обычных.
4. Неприсоединение и сохранение свободы выбора решений и действий в международных отношениях, стремление к нормальному экономическому сотрудничеству со всеми государствами независимо от установившихся в них политических режимов.
В принципе первых три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества.
3. Виды международных отношений.
Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:
Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.
Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.
Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.
Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).
Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.
Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.
Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.
4. Формы международных отношений.
Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения). Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений:
а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей – научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.;
б) международное действие – совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях у иностранных посольств и представительств, о резолюциях и петициях в отношении другого государства и т.д.;
в) международной взаимодействие – социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них вызывают ответные действия другого;
г) международная зависимость – форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.
5. Уровни международных отношений.
Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).
По вертикали – масштабные уровни:
Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.
Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.
Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.
По горизонтали – групповые уровни:
Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.
Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.
Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделить отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали, накладывая их друг на друга.
6. Принципы
Современные принципы международных отношений закреплены в Уставе ООН и призваны стабилизировать международные отношения, ограничивая их определенными нормативными рамками. Они не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению. Они признаны всеми государствами и на них основываются все документы, фиксирующие международные соглашения и договоренности. К основным принципам относятся:
Принцип суверенного равенства государств: каждое государство обязано уважать суверенитет других участников международных отношений, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять государственную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику;
Принцип неприменения силы и угрозы силой, который означает, что все государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства;
Принцип нерушимости государственных границ, который сводится к трем элементам: признание уже существующих границ, отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем, отказ от любых других посягательств на границы;
Принцип территориальной целостности государства гласит, что государства должны воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства, территория государства не должна быть объектом приобретения другим государства в результате угрозы силой или ее применения;
Принцип самоопределения народов и наций декларирует безусловное уважение права каждого народна свободно выбирать пути и формы своего развития;
Принцип сотрудничества гласит, что государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также должны поддерживать международный мир и безопасность.
В Уставе ООН зафиксированы также: Принцип невмешательства во внутренние дела государства; принцип мирного разрешения международных споров; Принцип всеобщего уважения прав человека; Принцип добросовестного выполнения международных обязательств;
Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что основная идея внешнеполитической деятельности государства – мирное сосуществование и обеспечение коллективной безопасности. Интенсивное взаимодействие человека с природой, его вмешательство в природную среду способствовали выдвижению на одно из первых мест в международных отношениях наряду с задачей предотвращения ядерной войны, сохранение среды обитания человека, что может быть достигнуто только совместными усилиями всех стран и народов, поэтому указанная проблема становится одним из аспектов международных отношений, который рассматривается в качестве дополнительного принципа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве обобщений в теоретическом исследовании можно заметить, что сегодня для всех стран международные экономические отношения играют большую роль.
Установление и развитие таких связей способствует интеграции стран в мировое хозяйство, с тем, чтобы каждая страна ощутила значимость своего потенциала, смогла развивать свои базовые хозяйственные направления и обеспечивать ресурсные потребности национальной экономики.
Международные отношения сегодня – это целый комплекс отношений. Они развиваются в различных областях социума, эти отношения затрагивают торговлю, обмены, инвестиции, оказание услуг, сотрудничество и взаимообмен.
К результатом взаимодействия стран между собой можно отнести:
· дальнейшее углубление международного разделения труда;
· экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;
· интенсивный и рациональный обмен результатами труда;
· дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и других связей;
· увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;
· успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;
· расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Цыганков, П.А. Международные отношения/ П.А. Цыганков - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/tork/01.php
3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki
Международные отношения и внешняя политика
Вопросы:
Внешняя политика государства
Понятие и субъекты международных отношений
Международные отношения – это совокупность политических, экономических, научно-технических, военных, правовых, культурных и других связей между субъектами мирового сообщества.
К субъектам международных отношений можно отнести:
Независимое государство
Международные организации
Транснациональные корпорации (ТНК)
Независимое ( суверенитета) государство. Государство, как субъект международных отношений, обладает суверенитетом, т.е. не признает по отношению к себе никакой другой власти, кроме собственной, и никаких других обязательств, кроме тех, которые им взяты добровольно или под воздействием объективных обстоятельств. Государство может участвовать в санкциях, объединять силу в решении угроз глобальных и т.д.
Все государства равноправны, как субъекты международных отношений, но реальная их роль и влияние в мире различна (объясняется ресурсами государства, его авторитетом, возможность влиять на субъекты).
Особое значение занимают «великие державы» или Большая 7. Среди них особенно заметна роль США (имеет супер-державы). Большое значение имеют государства-гиганты (быстро развивающиеся страны: Бразилия, Россия, Индия, Китай). Среди них возрастает очень быстро роль Китая. Региональные державы – Бразилия, Россия, Индия, Китай + претендует Турция (из-за своего расположения), а также Польша. Страны «изгои» или проблемные государства – Ирак, Иран, Куба, Ливия, Афганистан, Северная Корея. А сегодня к этому относят Иран и Северная Корея, а другие перестали быть «изгоями» так как были приняты меры военного воздействия со стороны других государств и НАТО. Непризнанные республики – Абхазия, Южная Осетия, Косово, Приднестровье (в результате распада СССР).
Международные организации делятся на 2 группы:
Правительственные (межправительственные)
Неправительственные
Характерно наличие правовой базы, органа правительства. Их возникновение начиналось в Европе в 19 веке. Сфера коммуникации и экономики. Результат развития капиталистических отношений. Которые требуют дополнительные ресурсы. В начале 20 века появляются организации политического характера – Лига Наций. Сейчас быстрый рост выделяется в развитиии таких организаций как Нафтан, Евро лига наций.
К неправительственным относятся организации в области экологии, глобальный экологических фон, международные организации женской направленности и т.д.
Роль этих организаций состоит в том, что они обращают внимание на конкретные проблемы.
Транснациональные корпорации – это бизнес структуры, которые представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из материнской компании (головной) и зарубежных филиалов.
Обладая огромными ресурсами, являясь инвесторами, распространителями современных технологий, они превратились в субъектов политики, поскольку в состоянии оказывать влияние на политику различных государств.
Деятельность ТНК в начале 20 века привела к возникновению «банановой республики», т.е. проводили курс, которые навязывали ТНК.
Основные ТНК расположены в США, Японии, России.
Международные отношения постоянно усложняются, приобретают все более противоречивый характер, увеличивается количество их субъектов.
Ядром международных отношений являются политические отношения, которые составляют суть мировой политики. Мировая политика отражает решение вопросов войны и мира, деятельности по обеспечению всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоление нищеты и отсталости развивающихся стран.
Таким образом мировая политика предполагает решение проблем выживаемости человечества.
Особенности и виды международных отношений
Международные отношения имеют свои особенности:
Отсутствие единого центра принятия решений и единого центра принуждения
Политическим регулятором системы международных отношений является баланс сил между государствами, при его нарушении или его отсутствии появляется возможность наиболее крупным субъектам международных отношений произвольно, с учетом собственных интересов трактовать нормы международного права и их нарушать
Сфера международных отношений – это система нестабильная и поэтому не вполне предсказуемая, поэтому не одно государство не в состоянии длительное время поддерживать одни и те же отношения друг с другом. Эти отношения могут характеризоваться либо сотрудничеством, либо противоречием.
Важнейшими видами международных отношений выступают:
Политические, которые играют основополагающее значение для развития других видов отношений (экономических, научно-технических…). Среди политических отношений особая роль принадлежит дипломатическим, т.е. признанием одного государства другим. Прекращение их означает осложнение отношений между странами, кризис между ними.
Экономические
Научно-технические
Они (экономические и научно-технические) способствуют формированию мирового рынка, международному разделению труда и зависят от уровня развития в государстве, наличие природных ресурсов. И если вы чувствуете, что пришел момент для обновления материнской платы или покупки новой, помните, что плата являет собой, если вдуматься, очень важную деталь в сфере мирового рынка.
Идеологические выступают как составная часть политических ресурсов, и их роль определяется местом идеологии в государстве. Особое значение приобретает в условие тоталитарного режима.
Международно-правовые предполагают регулирование связей между субъектами правовыми нормами, которые создаются государствами в соответствии с их согласованной волей. Основой является устав ООН, международные конвенции и т.д.
Сущность и последствия глобализации
С конца 20 века ведущим направлением развития международных отношений стала глобализация.
Глобализация – это процесс всемирной (глобальной), экономической, политической и культурной интеграции, которая отражает возрастание взаимосвязанностей и взаимозависимостей стран, усиления влияния внешнего мира на внутреннюю жизнь государства.
Глобализация отражает превращение мира в единое целое, проявляется в усилении трансграничного расширения потоков товаров, технологий, финансов, миграционных потоков. В ее условиях мир становится все более стандартизированным. Особенно ярко это проявляется в экономике, правовой сфере.
Глобализация – это объективный процесс, который развивается помимо воли людей и охватывает все сферы общественной жизни.
В экономической области глобализация привела к тому, что производство имеет международный характер, когда в создании конечного продукта принимают участие производители различных стран. Поэтому большую часть мировой торговли составляют полуфабрикаты и промежуточные товары.
Глобализация экономики приводит к тому, что происходит перемещение товаров – инвестиция.
Политическая глобализация проявляется в усилении взаимодействия и взаимозависимости национальных элит. Поэтому очень велика роль встреч и саммитов на уровне глав правительств и министров международных конференций и форумов. Особое значение приобретают финансовые структуры международного уровня (валютный фонд, всемирный банк).
В бытовой сфере глобализация проявляется в распространении системы быстрого питания, национальных кухонь, увеличивается влияние универсальных (т.е. всеобщих) тенденций в развитии , отдыха, досуга в целом.
Глобализация распространяется в культурной сфере также. Она находит выражение в развитии образования (когда приобретает универсальный характер – Болонский процесс), т.д.
Движущей силой глобализации являются ТНК и инвестиционные банки, деятельность которых позволяет объединять производство в единую глобальную систему.
Последствия глобализации оцениваются по-разному. Положительной ее стороной является движение к миру без границ, появление понятия прозрачность границ, к единой мировой экономики. Она стимулирует развитие науки, технологий и их быстрое распространение, что позволяет увеличивать производительность труда более эффективно использовать ресурсы. Но от глобализации, прежде всего выигрывают развитые страны и те, которые сумели обеспечить ускоренное развитие в последнее десятилетие.