Основные группы костных рыб. Тема: Основные систематические группы рыб
«Размножение и развитие рыб» - Составьте логически связанный рассказ, применяя термины (работа в парах). Решение биологических задач. Яйцеклетки. Выбери букву, которая соответствует правильному ответу и запиши по порядку. Сперматозоиды. Что нового и интересного я узнал сегодня на уроке? Какой мой самый большой успех сегодня на уроке?
«Рыбы биология» - И второе - искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов. Аквакультура имеет два основных направления. Основные производственно-технологические процессы в прудовом рыбоводстве. Биология и патология рыб. Цель дисциплины:
«Класс Рыбы» - Зависимость облика рыб от условий обитания. Значение рыб. Основные системы органов рыб. Ответьте на вопросы теста. Какую группу живых организмов мы изучаем. Среда обитания. Органы чувств. Органы дыхания. Организм рыб устроен сложно. Хрящевые рыбы. Внутреннее строение тела рыбы. Класс «Рыбы». Костистые рыбы.
«Надкласс Рыбы» - ЦНС состоит из … мозга и …мозга. Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P,Mg,S, Cl, Fe. Искусственное воспроизводство. Нервная система состоит из … части и … части. Продолжить развитие навыков использования ИКТ на уроках биологии. «Промысловые рыбы. Эстетическое значение. Регулируют численность водных животных.
«Блюда из рыбы» - Виды рыбы. Первичная обработка рыбы. Почему в рацион питания человека следует обязательно включать блюда из рыбы? Какие блюда можно приготовить из рыбы? Блюда из рыбы. Семейства рыб. При подаче блюдо из рыбы выкладывают на тарелку, гарнир кладут сбоку. Доброкачественность рыбы. Знаете ли вы, как можно определить свежесть рыбы?
«Класс рыбы 7 класс» - ЗАДАНИЕ № 2: Устная работа с терминами: Проверка домашнего задания. Расположение чешуи на теле рыбы (карп). Рассмотрите плавники рыбы. Лентовидная (угорь). Разнообразие форм тела рыб. Цель: изучить внешнее строение и способы передвижения рыбы. Холоднокровные. 7) Размножаются путём вымётывания икринок в воду, оплодотворение наружное.
Всего в теме 18 презентаций
Костистая группа Насчитывает около видов. Представители карась, налим, окунь, щука, сельдь, лосось. Тело покрыто мелкой чешуей. Жаберных щелей одна пара, есть жаберные крышки. Имеется плавательный пузырь. Скелет костный.
1. Из перечисленных признаков, обозначенных арабскими цифрами, напишите, какие из них характерны для классов: I. Хрящевые рыбы II. Костные рыбы III. Хрящекостные рыбы IV. Двоякодышащие рыбы V. Кистеперые рыбы 1. Приспособлены к обитанию в пересыхающих, обедненных кислородом водоемах 2. Хорда сохраняется в течение всей жизни 3. Чешуя в виде крупных костных блях 4. Череп хрящевой 5. Позвоночник костный, состоит из туловищного и хвостового отделов 6. Плавники располагаются горизонтально 7. Мозговой череп хрящевой, снаружи прикрыт костями 8. Жаберная крышка 9. Плавательный пузырь 10. Большая часть скелета – хрящевая 11. Один, или два пузыря в области пищевода 12. Впадает в спячку 13. Позвонки зачаточные 14. Обитает в затененных водоемах 15. Мясистые плавники 16. Жаберные крышки отсутствуют 17. Хвостовой плавник имеет две неравные лопасти 18. Тело покрыто чешуей 19. Чешуя защищена слизью
Цель урока :
обучающий аспект:
- выявить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы;
- установить и уметь объяснять взаимосвязь строения со средой обитания;
- формировать умения работать с учебным пособием, печатным материалом (извлекать нужную информацию, систематизировать и структурировать её, пользоваться текстом, рисунками для выполнения самостоятельной работы и работы в малых группах);
- освоить способ систематизации признаков на примере надкласса рыб;
развивающий аспект:
- развивать речь (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологических терминов темы «Основные систематические группы рыб»);
- развивать мышление: умение сравнивать (внешнее и внутреннее строение разных подклассов Костных рыб), устанавливать взаимосвязи (связь строения с образом жизни и средой обитания), выделять главное (из перечня признаков выделить главные, существенные), делать выводы, систематизировать и структурировать результаты;
- развивать умение управлять своими действиями (планировать учебные действия, контролировать свои действия, распределять рабочее время);
воспитывающий аспект:
- воспитывать соблюдение норм поведения в коллективе, уважение к мнению окружающих присовместной деятельности в малых группах;
- воспитывать дисциплинированность (при прослушивании отчетов о проделанной работе учащихся), аккуратность (при проведении самостоятельного оформления результатов).
Формирование компетенций : коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Этапы урока: подготовка к активной познавательной деятельности, усвоения новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания, итог на рефлексивной основе.
Граница знания – незнания
Единица содержания : способ систематизации признаков надкласса рыб
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Этап подготовки к активной познавательной деятельности |
|
Цели: обеспечить мотивацию к принятию цели УПД. Постановка задач урока и их актуализация. Обучающий аспект: осуществить детскую рефлексию понимания и владения опорными знаниями для освоения материала урока; развивающий аспект: развивать умения анализировать, объяснять; |
|
Формы работы : фронтальная. |
|
Методы работы : репродуктивные, продуктивные. |
|
Перед учащимися ставятся вопросы, подводящие их к осознанию необходимости коснуться вопросов о систематике рыб. Исходя из темы урока, какие задачи ставим? (Добиваюсь постановки задач учащимися.) 1. Выявить основные характерные признаки систематических групп рыб. 2. Познакомиться с многообразием представителей классов рыб. 3. Раскрыть роль рыб в природе и жизни человека. Подвести учащихся к целеполаганию урока: способы систематизации и структуриро-вания материала. Фиксация темы на доске. Актуализация опорных знаний позволяет подготовить учащихся к активной УПД. |
1.В ходе фронтальной беседы восстанавливаются знания признаков типа хордовые (слайд 2, приложение 3), подтипа позвоночных (слайд 3, приложение 3), надкласса рыб (слайд 4, приложение 3) (ученики отвечают на вопрос, используя рабочие тетради). 2.Отвечают на вопрос: «Зачем нам нужно систематизировать материал?» 3.Ответ учащихся должен привести к формулировке целей данного урока. |
Этап усвоения новых знаний |
|
Цели : преодолеть границу знание-незнание, ответить на вопрос ЕС. О: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний о характерных и общих признаках классов Рыб и подкласса Костные рыбы; Р: обогащение и усложнение словарного запаса при использовании биологической терминологии, развивать умение сравнивать, проводить аналогии, анализировать, делать выводы; В: воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, аккуратность при выполнении работы в малых группах и при представлении материала у доски. |
|
Формы работы : групповая, фронтальная, индивидуальная. |
|
Методы работы : продуктивные, частично-поисковые. |
|
1.Организация деятельности по достижению первой целей урока. Учащиеся получают задания для поиска информации по материалу учебника: |
1. Выполнение работы в парах - 12 минут |
2. При ответе ОБЯЗАТЕЛЬНО выделить явные признаки отличия систематических групп рыб: задание группе №1 - Хрящевые рыбы |
2. Выбирают выступающего у доски для представления материала (по 3 минуты). А) выделяют особенности чешуи Б) жаберные щели (нет жаберных крышек) |
задание группе №2 - Костно-хрящевые |
А) вдоль тела 5 рядов костных пластинок и мелкие пластиночки Б) широкий однолопастный плавник |
задание группе №3 - Двоякодышащие рыбы |
А) плавники похожи на лопасти Б) тело покрыто массивной чешуей |
задание группе №4 - Кистеперые рыбы |
А) жаберные крышки Б) самая многочисленная группа |
задание группе №5 - Костистые рыбы |
|
По ходу выступлений демонстрируются кадры презентации (приложение 3). 3. Выделить признаки, которые объединяют подтипы в один класс Костные рыбы. Фиксация особенностей на доске. |
Отмечают наличие жаберных крышек и наличие костного скелета в той или иной степени развития. |
Этап первичной проверки понимания |
|
Цели: О: работать с пониманием полученных теоретических знаний, установить правильность, осознанность усвоения знаний о способе систематизации; Р: усложнение словарного запаса, умение проводить аналогии, установить правильность усвоения нового материала; выявить пробелы, неверные представления, их корректировка. |
|
Формы работы : индивидуальная, фронтальная. |
|
Методы работы : продуктивный. |
|
1. Что новое вы сегодня делали? Чему научились на уроке? Проверяю, как усвоили. 2. Выполнение задания: предложенных представителей рыб расположить согласно систематическим особенностям. 3. По кадру презентации (приложение 3) выполнить
4. Реализовали мы поставленную задачу? 6. Работа с дневниками. |
1.Отвечают, возвращаясь к цели урока. Провели классификацию Систематизировать 2. Каждый ученик прикрепляет изображение рыб к нужной систематической группе. 3. Выполняют задание.
4. Ученики отвечают. 5. Самооценка работы на уроке. 6. Выставление оценок в дневник. |
Подведение итогов на рефлексивной основе |
|
Цели : рефлексия учащимися своей деятельности на уроке; анализ и оценка успешности достижения цели урока. |
|
Формы работы : индивидуальная. |
|
Методы работы : продуктивный. |
|
Обсуждение вопросов, вызвавших затруднения, подведение итогов. Продолжите фразы:
|
Выявление причин ошибок. |
К Хрящевым рыбам относятся акулы и скаты.
Всего в океанах и морях обитает около 850 видов современных хрящевых рыб (рис. 123), примерно половину их составляют акулы. Во внешнем строении акулы хорошо выражены приспособления к жизни в толще воды: торпе-довидная форма тела, острое рыло, темная окраска спины и светлое брюхо. Толчками мощного хвостового плавника акула движется вперед, развивая при этом большую скорость. Большинство акул - активные хищники. Они охотятся на рыб, креветок, нападают на водных млекопитающих, опасны даже для купающихся людей.
Среди акул есть великаны, например голубая акула длиной до 5 м. А самая большая в мире - китовая акула, несмотря на большое тело длиной до 20 м, совсем безобидна: она питается планктонными рачками. Близ дна живут скаты. Их тело уплощенное, распластанное по поверхности дна. Они едят моллюсков, рачков, червей, рыб. Плавники у скатов расположены по бокам тела и при движении волнообразно шевелятся. Самый крупный скат, в размахе плавников достигающий 8 м, -манта. Он часто плавает в поверхностной части океана, иногда с шумом выпрыгивает из воды.
Рис. 123. Хрящевые рыбы: А - акулы: 1 - морская лисица; 2 - акула-молот; 3 - длиннокрылая акула; 4 - китовая акула; Б - скаты: 5 - манта, или морской черт; 6 - пила-рыба; 7 - хвостокол; 8 - шиповатый скат; 9 - электрический скат
Класс Костные рыбы
Костные рыбы - очень большая (29 тыс. современных видов) и разнообразная группа. Представители этого класса обитают в различных водоемах, соленых и пресных - океанах и морях, реках, озерах и прудах. К костным рыбам относятся Лучеперые и Лопастеперые рыбы.
Лучеперые рыбы. К лучеперым рыбам относят костистых рыб - самую многочисленную группу среди костных рыб. Костистые рыбы живут в толще воды, близ дна, у берегов, на глубине и в маленьких водоемах. Известны обитатели теплых и холодных источников, пресных и соленых вод. У рыб, живущих на больших глубинах, уменьшились и даже совсем исчезли глаза, так как животные не пользуются ими в темноте. У некоторых глубоководных рыб возникли специальные органы свечения как опознавательные для вида фонарики на голове. Таковы, например, удильщики. К костистым рыбам относятся мирные растительноядные виды (например, сазан, толстолобик) и очень агрессивные хищники (щуки, окуни, сомы)- Среди морской растительности «зависают» морские коньки и вертикально замирают морские иглы. Бывают рыбы, прилипающие к телам крупных быстроходных рыб или китов (рыба-прилипало). Костистые рыбы имеют много самых разнообразных и очень интересных, даже причудливых приспособлений к условиям обитания.
Среди костистых рыб выделяют примитивных осетрообразных (рис. 124). Среди них хорошо известны осетр, белуга, севрюга, стерлядь. Внешне они похожи на акул - имеют торпедовидную форму тела, вытянутое рыло. В осевом скелете всю жизнь сохраняется хорда. Однако эти рыбы - костные: в черепе у них развиты кости, на голове видны крупные костные жаберные крышки, на поверхности кожи заметны крупные костные чешуи - жучки. Икра у этих рыб мелкая и многочисленная.
Рис. 124. Разные виды осетрообразных рыб: 1 - русский осетр; 2 - белуга; 3 - стерлядь
Осетрообразные рыбы - очень важные объекты промысла, дающие ценные для человека пищевые продукты, содержащие высококачественные питательные вещества (белки и жиры). Высоко ценится черная осетровая икра.
Из-за перепромысла и загрязнения водоемов численность осетровых рыб резко сократилась. Поэтому их охрана и воспроизводство - одна из главных задач природоохранных организаций. Осетровые рыбы - жители водоемов исключительно Северного полушария. Россия - одна из тех стран, которые обладают самыми крупными мировыми запасами осетровых рыб. Осетровые живут в бассейнах Каспийского и Черного морей, в некоторых реках Сибири.
В Каспийском и Черном морях живут осетры и белуги. Большую часть жизни они проводят в морях, а раз в несколько лет устремляются в реки на нерест. До 2000 км проплывают они к местам размножения в верховья Волги. За это время половые продукты созревают, приобретают состояние текучести: икра свободно вытекает из тела рыбы и оседает на дно. Отложив икру и оплодотворив ее, рыбы уплывают обратно, пользуясь попутным течением реки. Течение приносит в моря и молодых рыбок (мальков).
Самые крупные среди осетрообразных рыб - белуга, а в Сибири - калуга. Длина тела этих рыб достигает 5 м, масса - 1,5 т. Осетры могут вырастать до 3 м в длину. Рыбам стало трудно продвигаться к местам нереста в связи с гидростроительством. Плотины электростанций перекрыли русла рек, и рыбы не могут мигрировать к верховьям и в притоки. Пытаясь решить проблему воспроизводства этих ценных рыб, люди предусмотрели в плотинах специальные лифты - рыбоподъемники и шлюзы. Однако самой эффективной мерой оказалось строительство специальных рыбозаводов по воспроизводству осетровых. На территориях этих рыбозаводов создана система водоемов, предназначенных для нереста осетровых рыб, выведения и подрастания мальков. Подросшую молодь выпускают в русло реки, и течением она сносится в море.
Лопастеперые рыбы. К лопастеперым рыбам относятся двоякодышащие и кистеперые, которые всегда привлекают внимание необычным строением и образом жизни.
Двоякодышащие дышат не только жабрами, но и легкими. Их ноздри пропускают поток воздуха внутрь ротовой полости, затем в легкие. Это позволяет им дышать воздухом при дефиците кислорода в пресной воде. В основании парных плавников у них находятся мышцы в виде мясистых лопастей, позволяющие опираться плавниками на грунт. Двоякодышащие рыбы живут в реках и озерах трех континентов: в Австралии один вид - неоцератод (рис. 125), в Африке - четыре вида протоптерусов, в Америке один вид - лепидосирен. Очень интересными биологическими чертами обладают протоптерусы. При пересыхании водоемов они зарываются в ил, покрываются капсулой, стенки которой образует пропитанный слизью ил, и впадают в спячку. Иногда она может продлиться несколько лет (обычно 3-5, реже до 8 лет). Такое поведение позволяет пережить затянувшееся неблагоприятное время отсутствия дождей и пересыхания водоемов. С появлением воды спячка прекращается, и рыбы переходят к активному образу жизни.
Рис. 125. Австралийская двоякодышащая рыба - неоцератод
Кистеперые рыбы, как и двоякодышащие, могли дышать и растворенным в воде кислородом с помощью жабр, и атмосферным воздухом, пользуясь легкими. Единственный ныне живущий вид кистеперых - латимерия (рис. 126) утратила способность дышать атмосферным воздухом. Эти изменения, скорее всего, произошли потому, что ее далекие предки переселились из пресных водоемов в глубины океана.
Рис. 126. Современная кистеперая рыба - латимерия
Латимерию иногда вылавливают в Индийском океане вблизи восточного побережья Африки, где она живет на глубине от 400 до 1000 м. У этой рыбы есть легкое, но оно заполнено жировой тканью. Видимо, у предков современной латимерии легкое работало нормально. Дышит рыба с помощью жабр кислородом, растворенным в воде. Как и у двоякодышащих рыб, парные плавники латимерии имеют мускулатуру (мясистые лопасти) - рыба может на них опираться, перемещаясь по грунту.
Древние кистеперые, видимо, были теми животными в эволюции позвоночных, которые сочетали в себе черты приспособлений к жизни в водоеме с чертами, позволявшими приблизиться к суше (легкие, сквозные ноздри, мускулистые парные плавники). Вероятно, от кистеперых рыб в далеком прошлом произошли древние амфибии.
К лучеперым относится большинство современных костных рыб. По строению и образу жизни они хорошо приспособлены к условиям обитания в воде. Среди лучеперых много промысловых рыб. Запасы некоторых ценных рыб (особенно осетрообразных) подорваны из-за перепромысла и загрязнения водоемов, гидростроительства. Они нуждаются в охране и специальных мерах по их восстановлению.
Лопастеперые рыбы (двоякодышащие и кистеперые) имеют мышцы на парных плавниках, на которые опираются при движении по дну. Двоякодышащие рыбы способны дышать воздухом. От древних кистеперых в палеозое произошли первые амфибии.
Упражнения по пройденному материалу
- Назовите представителей класса хрящевых рыб. На их примере расскажите о влиянии среды обитания на внешнее строение этих рыб.
- На примере осетрообразных (см. рис. 124) охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего строения костных рыб. Какие черты сближают их с хрящевыми рыбами? Какое практическое значение имеют осетрообразные рыбы?
- В чем сходство различных групп костистых рыб и в чем их различие?
- Используя рисунки, назовите представителей костных рыб.
- На примере неоцератода и латимерии (см. рис. 125 и 126) перечислите особенности строения двоякодышащих и кистеперых рыб.
Тема урока: «Основные группы рыб. Их роль в природе и значение для человека».
Заключительный по теме «Надкласс рыбы»
Тип урока : урок изучения нового материала.
Цель урока : познакомить учащихся с характерными признаками основных групп рыб, их ролью в природе и значением для человека.
Задачи урока : 1) образовательные – выявить отличительные признаки внешнего и внутреннего строения основных групп рыб, показать роль рыб в природе и их значение для человека, познакомить с основными экологическими проблемами, возникающими в процессе взаимоотношений рыб и человека.
2) развивающие – развивать у учащихся умение работать с текстовой и графической информацией; информационную, коммуникативную и презентационную компетентность; внимание и монологическую речь.
3) воспитательные – формировать навыки безопасного здоровьесберегающего поведения; на примере анализа экологических проблем развивать поведенческий компонент экологической культуры и экологическое мышление.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.
Формы организации работы учащихся : эвристическая беседа, самостоятельная работа.
Средства обучения: дидактические материалы(рисунки, таблички), учебник, рабочая тетрадь, Т.С.О.
Формы организации работы в классе : индивидуальная, фронтальная, групповая.
Хронометраж урока:
1.Организационный этап – 1 мин
2. Актуализация опорных знаний– 5мин
3. Целеполагание и мотивация– 3 мин
4. Введение новых знаний – 22мин
5. Закрепление нового материала – 12мин
6. Объявление оценок и домашнего задания – 3мин
Ход урока
Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, рабочих мест, организация внимания), психологически настроить учащихся на работу.
Внимательно слушать учителя и отвечать на возможные вопросы.
Создание соответствующего эмоционального настроя, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
2. Актуализация знаний. Слайд №2(5мин)
Выдать 2 варианта карточек с рисунками и дать рекомендации по работе с ними, указать время и критерии оценок.
Наносят на рисунки цифровые обозначения и надписи
Оценка уровня знаний
3. Целеполагание и мотивация(3мин) Слайд№3
Сообщение темы, цели, задач и хода данного урока. Вопросы ученикам: 1) Зачем и как сравнивают ж.о. 2) Почему возникают различия между ж.о. 3) О чём свидетельствует многообразие или малочисленность видов в той или иной систематической группе.
Внимательно слушать учителя и отвечать на вопросы. Записывают тему в ученической тетради.
Ученики должны четно представлять тему, цель, задачи и ход данного урока. Ответы: 1) Чтобы классифицировать ж.о., выявить степень родства, происхождение. По признакам внешнего и внутреннего строения. 2) Как результат адаптации к различным условиям жизни 3)Многообразие - о прогрессе, малочисленность-об упадке (регрессе)
4. Введение новых знаний (22мин) Слайд№4 «Табл» Слайд№5 «Реком» Слайд№6 «Хрящ» Слайд№7 «Хр.кос» Слайд№8 «Кистеп» Слайд№9 «Д.дыш»
Слайд№10 «Лучеп»
Слайд№11 «Ср.хар»
Разделить класс на 5групп, назначить старших, раздать по комплекту с заданиями (Приложение 1 и 2) , дать рекомендации по их выполнению. Через 10 мин предложить 5 ученикам сделать сообщения по одной из 5 групп рыб используя презентации (по 1 мин). Предложить старшим обменяться работами и прове- рить по образцу (Приложение3), оценить. Остальным проверить собственные работы. Исправить ошибки. Инициировать дискуссию «К чему может привести исчезновение рыб»
Каждая группа, используя матер-иал учебника, заполняет свою часть таблицы. Слушают сообщения и по ходу заполняют таблицу. Проверяют работы, исправляют ошибки, старшие оценивают работу своей группы, выставляют
оценки. Выдвигают различные предполо-жения о последствиях исчезно -вения рыб. Формулируют вывод и записывают его в тетради.
Заполненные таблицы, объективные оценки.
Ученики приходят к выводу о роли рыб в природе – незаменимое звено в цепи питания и компонент в круговороте веществ. А также значении для человека –ценный продукт питания, источник сырья, отдых
5. Закрепление ново- го материала (12мин)
Слайд№12 «Вопр» Слайд№13«Родос»
Предлагает ученикам проанализировать представленные в таблицах сведения и ответить на вопросы: 1. Определить степень родства между группами, отобразить в виде схемы и обосновать; 2. Оп- ределить прогрессирующие и регрессирующие группы; 3. Какие мероприятия способствуют сохранению видового разнообразия рыб.
Предлагают ответы на поставлен- ные вопросы, составляют схему родословной
Выясняют наиболее существенные признаки – наличие хорды, степень развития костной ткани в скелете. Схема - хрящекостные лучепёрые хрящевые -- двоякодышащие кистепёрые
Прогрессируют – лучепёрые, регрессир- уют - двоякодышащие и кистепёрые
6. Объявление оцен- ок, домашнего задания
Оценивает работу старших и активно отвечавших. Даёт домашнее задание и краткий комментарий. Д.з.: учб. С.183-187, с.188 в.8,9,10,11; подгот. к тестированию по р.т. с.102-104
Записывают Д.з., задают вопросы
Приложение 1
Приз- рыб
Класс хрящевые
Класс костные
П.к. хрящекостные
(с.185-186)
П.к. кистепёрые
(с.187)
П.к. двоякодышащ
(с.186-187)
П.к. лучепёрые
(с.179-182)
1.рострум
2.парные плавники
3.хвост. плавник
4.положение рта
5.жабер. крышки
6.чешуя
Внутреннего стр-я
1.скелет
2.хорда
Плават. пузырь
4.др. особенности
Количество видов
и представители
Около 900
Акулы, скаты,
химеры
Осётрообразные-
25видов
1 вид
латимерия
6 видов: протоп-
теры(4), рогозуб,
чешуйчатник
25000видов
44 отряда
Внешнего стро-я1.рострум
2.парные плавники
горизонтальные
вертикальные
вертикальные
мясистые
3.хвостовой плавник
неравнолопастной
однолопастной
равнолопастной
4.положение рта
конечное
5.жаберные крышки
ганоидная
циклоидная
плакоидная
Внутреннего стр-я
1.скелет
в основном хряще-
вой
хрящевой
костный
сохраняется всю жизнь
есть у личинок, у взрослых-
фрагменты
3.плавательный пузырь
есть
развит плохо
Мешковидные лёгкие
Приложение 3
Сравнительная характеристика основных систематических групп рыб.
Приз- рыб
Класс хрящевые
Класс костные
П.к. хрящекостные
(с.185-186)
П.к. кистепёрые
(с.187)
П.к. двоякодышащ
(с.186-187)
П.к. лучепёрые
(с.179-182)
Количество видов
и представители
Акулы, скаты,
Осётрообразные-
латимерия
6 видов: протоп-
теры(4), рогозуб,
чешуйчатник
Внешнего стро-я
1.рострум
2.парные плавники
горизонтальные
горизонтальные
вертикальные
мясистые
вертикальные
мясистые
вертикальные
3.хвостовой
неравноло-
неравноло-
однолопастной
равнолопастной
равнолопастной
4.положение
конечное
конечное
конечное
5.жаберные
плакоидная
ганоидная
ганоидная
ганоидная
циклоидная
Внутреннего стр-я
1.скелет
полностью
хрящевой
в основном хряще-
вой
преимущественно
хрящевой
преимущественно
хрящевой
костный
сохраняется всю
жизнь
сохраняется всю
жизнь
сохраняется всю
жизнь
сохраняется всю
жизнь
есть у личинок, у
взрослых остатки
3.плавательный
нет
есть
развит плохо
Мешковидные лёгкие
есть
4.др.особенности
спиральный клап-
ан в кишечнике
Скелет парных пла
вников схож с назе
мными позвоночн.
Мешковидные лёгкие