Звери осенью в лесу. Конспект занятия в старшей группе
Сегодня я продолжаю рассказывать о наших занятиях в рамках темы Осень. Последние два дня мы играли в животных осенью. Я постаралась сделать больше игр и меньше теоретического материала. потому что, где спит медведь ребенок и так выучил, а какие -то новый факты рассказывать в таком возрасте еще ранова-то, вот мы на играх и сосредоточились.
Приход осени не только заметен по изменению в природе, но и животные начинают готовиться к зиме. Поговорите с малышом, задайте ему следующие вопросы.
- Каких зверей можно встретить в лесу осенью?
- Кто укладывается спать на всю зиму?
- Кто меняет на зиму шубку?
- Кто делает запасы на зиму?
- Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?
Отвечайте на вопросы и ищите картинки с животными, про которых поговорили.
Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.
Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.
Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.
Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.
Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.
Обсудите рассказ
- Медведь что делает? (Залез в берлогу.)
- Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)
- А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)
- Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?
Отгадывайте загадки
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это… (еж).
Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)
Кто в лесу голодный рыщет,
Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)
Что за беленький клубочек
Под кустом на землю лег? (Заяц.)
Первый снег прилег на крыши,
Опушил мехами сад.
Птичница в шубейке рыжей
На этом наша теория закончилась и мы перешли к практике.
Из одеял и подушек строили берлогу, а потом устраивались там на спячку.
Играли в белку, которая делает запасы. Поискали по шкафам, нашли запасы: грибы (игрушечные). орешки, ягоды и т.д. Набрали в мисочки фасольки и гороха и нечаянно белочка все перемешала, стали разбирать (уж очень Даша такие игры любит). Разобрали. Потом стали пересыпать. Еще полчаса все емкости измерили, сравнили где больше, где меньше помещается. Потом достали весы и стали взвешивать, сколько горошин в одной фасольке, а что тяжелее, а сколько фасолек в грибочке и так до бесконечности, потом примеры с помощью фасоли решали, на взгляд количество отличали.
Потом кормили волка. он же не спит, ему чем-то питаться надо. А после волка накормили всех животных в доме (ежа, зайцев, даже тигра со львом).
Скакали, как заяц и шубку меняли (одежду). Играли в ежика, фырчали и собирали запасы)))
Играли в перелетных птиц. Обозначьте в комнате юг и север. Ребенок – птичка, которая летает по комнате. Мама говорит: «Пришла осень». Птичка должна лететь в теплые края на юг. «Пришла весна» – птички возвращаются назад.
Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;
Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось);
Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Дикие животные осенью»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;
Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось);
Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.
Демонстрационный материал: Игрушки (белка, заяц), иллюстрации с изображением волка, берлоги медведя, лисы, изображения животных без хвостов (заяц, белка, волк, лиса, медведь, лось).
Раздаточный материал: иллюстрации с изображением леса поздней осенью, заснеженного поля, изображения (белки рыжей и серой, зайца серого и белого), изображения хвостов животных (белки, лисы, зайца, медведя, волка, лося).
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: - Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Осень)
Воспитатель: - А вы, наверное, слышали, что дикие животные осенью готовятся к зиме? (Да)
Воспитатель: - Предлагаю вам отправится в лес и посмотреть, как они это делают. Но животным необходима тишина. И если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся на время в невидимок и понаблюдаем за обитателями леса.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Итак, мы отправляемся по лесной тропинке в путешествие! А пока мы будем идти, давайте вспомним, каких животных можно встретить в лесу.
Физкультминутка:
По лосиному красиво Ходьба с высоким подъемом колена,
Ходит лось в лесу густом. скрестив руки над головой, пальцы
Раздвинуты.
По мышиному пугливо Бег на носочках.
Семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка Прыжки на двух ногах вправо-влево.
Все спешит запутать след.
По - медвежьи ходит мишка, Ходьба на внешнем своде стопы.
Косолап он с детских лет.
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
Отвечайте, звери, мне –
Вы готовы ли к зиме?
(В. Степанов)
Основная часть
Воспитатель: - Вот мы и в лесу. Ой, смотрите, кто это? Я кого-то уже вижу.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Кто это? (Белка)
Воспитатель: - Правильно, белочка. (Показывает игрушку белочки)
Белка: - Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости? Посмотрите, какая я красивая. Какая у меня шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)
Белка: - Но скоро наступит зима и мне придется поменять шубку. А зимой какого цвета у меня шубка? (Серая)
Белка: - Почему? (Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)
(Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог)
Воспитатель: - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)
Воспитатель: - Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.
Белка: - Ребята, а чем же я буду питаться зимой? Какие запасы мне сделать на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)
Белка: - Ой, и правда, я именно такие запасы и сделала. А кто мне подскажет, как называется мой дом? (Дупло)
Белка: - Спасибо вам, ребята, а мне пора. Мне еще дупло нужно застелить травой и листьями, чтобы зимой не замерзнуть. А вам желаю счастливого пути. До свидания.
Воспитатель: - Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги). Чей это дом? (Это дом медведя)
Воспитатель: - А как он называется? (Берлога)
Воспитатель: - А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)
Воспитатель: - Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
Воспитатель: - Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.
Ой, а это кто?
Он зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
Воспитатель: - Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу)
Воспитатель: - Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)
Воспитатель: - Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.
(Педагог показывает игрушку зайца).
Заяц: - Здравствуйте, ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я стал красивый. Какого цвета у меня шубка? (Белая)
Заяц: - А зачем мне зимой шубку менять? (Чтобы лиса его не заметила на белом снегу)
Заяц: - Правильно, на белом снегу меня очень трудно заметить. А еще я умею запутывать следы. А чем же я питаюсь зимой? (Корой деревьев)
Заяц: - Да, я нахожу опавшие ветки и обгладываю с них кору, а иногда забираюсь к кому-нибудь в сад и лакомлюсь корой с яблонь. Ой, что-то я заболтался тут с вами, слышу сюда лиса бежит. (Убегает)
Воспитатель: - Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу. (Педагог раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого. Дети прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу).
Воспитатель: (Показывает иллюстрацию с изображением лисы). А вот и рыжая плутовка-лиса. Как вы думаете, ребята, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом ищет)
Воспитатель: - Все верно, животных в лесу очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад.
Итог занятия
Воспитатель : - Ребята, вам понравилось путешествие? (Да)
Воспитатель: - А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (Белку, медведя, волка, лису, зайца)
Воспитатель: - А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)
Воспитатель: - Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)
Воспитатель: - А как дикие животные готовятся к зиме? (Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью)
Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чей хвост?»
Игра «Чей хвост?»
Педагог раздает детям картинки с изображением хвоста какого-нибудь животного. А на доске выставляются картинки диких животных без хвостов. Детям предлагается поочередно подойти к доске и прикрепить хвост к соответствующему животному. При этом педагог задает вопросы чей это хвост, а ребенок отвечает.
Используемая литература:
М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
И.А. Морозова, М.А. Пушкарева Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 176с.
И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия / под ред. К.Ю. Белой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176с.
МОУ «Амвросиевская школа №6»
Амвросиевского районного совета Донецкой области
Предмет: Окружающий мир
Урок - сказка
(по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»)
Осенние явления в жизни животных? Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей? Подготовка зверей к зиме.
Тема: Звери осенью. Как меняется осенью жизнь зверей?
Подготовка зверей к зиме
Цель урока: Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся; выявить объем и качество знаний о подготовке к зимнему периоду диких животных и птиц. Совершенствовать умения учащихся делать логические выводы. Показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в неживой природе и в мире растений. Развивать мышление, устную речь, память и внимание младших школьников. Воспитывать бережное отношение к природе
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Иллюстрации, сюжетные картинки, сорока (чучело), плоды рябины, семена, шишки, текст сказки.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем мы урок.
Только мне напомнить нужно,
Что работаем мы дружно.
Как, ребята, вы согласны?
Ну, садитесь, все прекрасно.
Приветствие. Повернемся друг к другу. Улыбнемся, подмигнем: как идешь? Как бежишь? Как шалишь? Как грозишь? Как живешь?
Создание позитивной эмоциональной атмосферы. Настроимся на сегодняшний урок. В моем мире все прекрасно. Я человек, часть природы. Я люблю мир природы: растения, животных, птиц и все что меня окружает. Я живу в гармонии с этим миром. Мы все единое целое. Нам хорошо всем вместе.
Актуализация опорных знаний и умений и их коррекция
Беседа
Какое время года сейчас?
Сколько зимних месяцев?
Какие вы знаете зимние месяцы?
Какой месяц сейчас? Вспомним пословицы о зимних месяцах.
Январь - году начало, зиме - середина.
Февраль - месяц лютый: Спрашивает как обуты.
Декабрь - году конец, а зиме начало.
(отметка о погоде сегодня, в тетрадях).
алендарь - что это такое?
Календарь - расписание работы солнышка на весь год. Декабрь - хвостик года. Январь - носик года.
Мотивация обучающей и познавательной деятельности.
Ожидания. Мы сочиним свою сказку. Она будет непростая, а поучительная. Узнаем много нового о подготовке к зиме птиц и животных, и, помогут нам в этом герои украинской народной сказки «Рукавичка». Ведь сказка - это интересно, увлекательно и познавательно. И так, мы отправляемся в путешествие.
Сообщение темы и цели урока.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А. С. Пушкин «Зимнее утро»)
Покажите сигнальчики. С каким настроением вы отправляетесь в это путешествие.
Вступительная беседа.
Пришла календарная зима. Да и погода нас радует. Снег и мороз.
Сегодня мы поговорим о том, как звери и птицы подготовились к зиме. Работы у нас много.
А для этого мы мысленно отправимся на экскурсию в уже заснеженный лес. Белым и сверкающим пришел на землю декабрь.
(Репродукция картины «Зима в лесу» И. И. Шишкин, 1877).
А поможет нам всё разузнать одна жительница леса. Она всё знает, что делается в лесу. Кто она?
Загадка:
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Сорока:
Ты бывал в лесу зимой?
Если нет, скорей за мной!
Много знает зимний лес
И загадок и чудес….
Сорока, конечно, очень любит лето. Летом у неё много говорливых подружек - соседок.
Жалуется сорока, что много птиц-соседей сегодня мы не встретим в лесу.
Почему? Какие улетели первыми?
Почему? Какие улетели последними?
Почему? Как называют птиц, которые улетают на зиму, а потом возвращаются?
Где мы об этом читали? Как называется эта сказка?
А все ли птицы улетают в тёплые края? Как называют птиц, которые остаются? Что происходит с ними?
Справка: Из 10 синиц только 2 встречают весну (Опиши синицу).
Сорока хорошая хозяйка и очень любит встречать гостей.
Что это за гости? Откуда они летят к нам?
Вот что сорока запасла для них: ягоды рябины, семена, шишки, семечки.
Какие птицы выводят птенцов у нас? Почему?
Справка:
Мы видим у себя снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири. А весной они улетают на север, в родные края. (Опиши снегиря).
А как мы можем и должны помочь птицам?
Физкультпауза.
Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише! Тише! Не шуметь!
Продолжение.
Что-то наша сорока забеспокоилась. Ах вот, оно, что! Идет по лесу дед, да не один, а со своей верной собакой. Полетит сорока, оповестит весь лес. Обронил дед рукавичку да пошел дальше.
Что за сказка? Как называется?
Попробуем рассказать сказку.
Бежит мышка - норушка.
Загадка: Маленькие зверьки, серенькие шубки.
Черненькие глазки, остренькие зубки.
(Мышь)
Как это животное готовится к зиме? Какие еще маленькие животные впадают в спячку? Расскажите о них.
Кто прибежал следующим?
За ней зайка - попрыгайка.
Загадка: Зимой белый, летом серый
Прыгает ловко, любит морковку.
Угадайте, что за шапка?
Меха целого охапка.
Шапка бегает в бору,
И стволов грызет кору.
(Заяц)
Есть ли у него свой дом? Как зайка подготовился к зиме? Какие еще животные меняют цвет шерсти? Почему зайца ноги спасают, а пятки выдают? Когда выводят зайчат?
Кто прибежал следующим?
Лисичка-сестричка бежит.
Загадка: Рыжая хозяйка
Из лесу пришла
Всех кур пересчитала
С собою унесла.
(Лиса)
Что вы знаете о ней? Что значит «лиса мышкует»? Что это такое?
Кто прибежал следующим?
Волчик-братик бежит.
Загадка: Серовато, зубовато по полю рыщет
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Что это за зверь? Чем он питается? Как мы его называем?
Кто прибежал следующим?
Идет медведь-батюшка.
Загадка: Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.
Он зверь мохнатый, косолапый
Он сосет в берлоге лапу.
(Медведь)
Что делает зимой медведь? Почему он сосет лапу? Когда рождаются медвежата?
Кого бы вы еще хотели пригласить в рукавичку? Послушайте письмо, которое нам пришло. И вы узнаете, что это за зверь. (Чтение письма).
Письмо:
«Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»
Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Я подумал и твердо сказал: Дятел!
Вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.
Ага! Ты птица-осоед!
Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок!
Дрозд-птица.
А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосем рога.
Тогда ты, наверное, лесная мышь.
И вовсе я не мышь. Бывает, я сама ем мышей!
Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
То мышка, то кошка! И совсем не угадал.
Покажись!
Покажусь, если признаешь себя побежденным!
Иногда я ем ящерицу. А изредка рыбу.
Может ты цапля?
Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
Похоже, что ты куница.
Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.
Скорее всего, ты - свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
Сдаешься?!
А чтобы вам было легче узнать это животное, отгадайте загадку.
Зимой диким зверям приходится тяжело. У каждого есть свой план, как пережить зиму, они по-разному подготавливаются к лютым морозам. Кто-то запасается пищей, кто-то меняет одеяние, а кто-то готовит себе теплое жилище.
Как белки готовятся к зиме
Подготовку к зиме белки осуществляют на протяжении всего года. Они запасаются орешками, желудями, грибочками, ягодами, шишками, так как они питаются только растительной пищей. Добытую пищу они тщательно высушивают на ветках, пнях и складывают в свое жилище. Зимуют белки в дуплах, но не впадают в спячку. Они плохо переносят мороз, поэтому большую часть в зимнее время они проводят в своих домиках. Белки заблаговременно обустраивают дупло корой деревьев, мхом, найденными перьями и т.д. На зиму белки меняют свой окрас с рыжего цвета на сероватый, в целях маскировки.
Как бобры готовятся к зиме
Бобры подготавливают себе жилище заблаговременно. Они могут размещать его на уровне воды или под водой. Для этого они сносят палки, ветки, которые виртуозно связывают водорослями, травой или скрепляют глиной. Дом, построенный бобрами подо льдом, является теплыми и безопасными. Они не мерзнут зимой в воде, потому что их шуба непромокаемая. Бобры предварительно заготавливают себе пищу на зимнее время. Зимой они не впадают в спячку, а снижают свою активность, при этом подкрепляясь пищей.
Как барсуки готовятся к зиме
Зима для барсуков является тяжелым периодом в жизни, они плохо переносят пониженную температуру. Начало осени для барсуков характерно подготовкой жилья и сбора еды на зиму. Для того чтобы пережить зиму, они обустраивают себе нору травами, ветвями, мхом и т.д. Из еды запасаются орехами, желудями, растениями, семечками и т.д. Они чувствительны к морозам. Зиму проводят пассивно в норе, поедая запасы.
Как зайцы готовятся к зиме
Зайцы не обустраивают норы и не делают запас пищи к зимовке. Лютые морозы они переносят на лапах. В качестве маскировки, начиная с осени, зайцы меняют окрас с серого цвета на белый. Это дает им возможность маскироваться от хищников на фоне снега. Ну, а если его заметил волк или лиса, он прытко пытается сбежать. К зимним особенностям в поведении также относятся рытье временных нор в снегу или сене. В таких норах он отдыхает и набирается сил.
Как лисы готовятся к зиме
Подготовка к зиме начинается с утепления шубки. Их шерсть становится густая, пуховая, яркая. Она отлично защищает их от сильных морозов. Лиса круглогодично живет в норах. Зачастую местом для рытья норы является какая-либо возвышенность. Дабы лиса могла обозревать весь лес. Если она отошла далеко от своей норы и началась сильная метель, лисица может временно поселиться в другую заброшенную нору. Перед возвращением в нору она тщательно запутывает следы. Лисица не делает запасы на зиму, а регулярно выходит на охоту. Ее добычей становятся чаще всего грызуны. За неимением мяса, она может поесть найденные ягоды или овощи. Природой так сложено, что в зимнее время метаболизм у лисиц пониженный. Подкожный жир, растрачивается на согревание их в сильные морозы. Пушистые лапы позволяют передвигаться лисицам бесшумно при охоте на добычу. Лиса стойка к сильным морозам.
Как волки готовятся к зиме
Зиму волки переносят легко. К холодам их шерсть становится длиннее и пушистей. Она отлично их согревает в сильные морозы. Зачастую они выбегают на дороги, тропы для облегчения своего бега. У волков есть характерная особенность – объединения в стаю. Стаей они без труда ловят добычу в радиусе 30-60 км, потом вместе поедают ее. В среднем стая состоит из 7-12 волков.
Как медведи готовятся к зиме
С приходом осени медведь озадачен поиском и подготовкой жилья на зиму. Идеальным вариантом берлоги послужит расщелина в горе, нора в земле. Он тщательно утепляет ее ветвями, листвой, мхом и т.д. Перед тем как впадать в спячку, медведь в усиленном темпе наедает подкожный жир. Этот жир постепенно растрачивается на протяжении зимы. В моменты оттепели медведь может проснуться на несколько дней и приступить к поискам пищи.
Дикие звери по-разному подготавливаются и переносят зиму. Кто-то проживает сильные морозы в движении, кто-то пересиживает их, прячась в своем жилище, а другие впадают в спячку. Природа грамотно раздала особенности всем зверям.
Осенью обитатели лесного дома готовятся к зиме
Ежегодно осенью звери в лесу тщательной готовятся к тяжёлому периоду года. Пропитание в своих кладовых заготавливают, норы утепляют, летние шубки меняют на зимние
Кто улетел, а кто остался
Улетают из наших мест осенью те птицы, которые не могут зимой прокормиться.
Большая часть семян падает на землю и оказывается под снегом. А многие птицы питаются семенами трав, деревьев, кустарников. Для некоторых птиц основная пища - насекомые, с наступлением холодов они исчезают: одни погибают, другие прячутся. Становятся недоступными для птиц лягушки, жабы, рыбы. Трудно добывать мышей и других мелких зверьков, которые укрылись под глубоким снеговым покровом или впали в спячку. Вот и тянутся косяками, вереницами журавли, гуси, чайки в теплые края.
Птицы, которые остаются зимовать в наших лесах, осенью делают себе запасы. Сойка выбирает самые крупные жёлуди и прячет их под мох, под корни, закапывает в листву.
Поползень подбирает орехи лещины, орешки липы и крылатки клёна, загоняет их в щели коры деревьев на большой высоте. Любопытные запасы делают маленькие совы-сычики. Они прячут в дупла убитых мышей и мелких воробьиных птиц.
Те, кто не может улететь
Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает и корни не могут её выкачивать. К тому же листья зимой только навредили бы дереву. Под тяжестью налипшего на них снега поломались бы ветки и сучья. Терять листья не больно: на ветках нет ран от опавших листьев, если летом черешки листьев прочно соединены с ветками, ведь по ним движутся питательные вещества, то осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно, словно перегородкой, отделяет черешок от ветки.
Травы прячутся под землю
Эти хитрецы расстаются с надземной частью растения. Главное для них - спасти подземную кладовую - корневище, клубень или луковицу, в которых летом копились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья.
О жителях леса
Белка к зиме дупло делает большое, теплое, с понатыканной во все стенки паклей, беличьей шерстью и пухом. В одном уголке лежат сушеные грибы, в другом - орехи, в третьем -яблоки. Бобры укрепляют плотины и ремонтируют хатки. Медведи в глухих лесных чащобах подыскивают место для берлоги, куда залягут с начала зимы на спячку. Голодная лисица бродит по берегам рек и ручьев, высматривает молодых неопытных уточек. Насекомые: жуки, пауки, мухи забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.
«Охлаждённые» черви и... зерновая интервенция
Кроты проделывают глубокие подземные ходы и прячут в них дождевых червей: крот прокусывает голову своей жертве и черви не могут двигаться, хотя и остаются живыми, поэтому у крота зимой всегда есть свежий корм.
Серая полёвка, живущая в поле, запасает в своих норах два-три килограмма зёрен пшеницы, проса, ржи, а как приправу к этому - листья и корни многих трав. А рыжая лесная полёвка заготавливает орехи, жёлуди, крылатки клёна, орешки липы, разные ягоды.
А что делают люди в это время
К примеру, для арендаторов Чарышского лесничества, а их более 50, о чем нам рассказал лесничий Чарышского лесничества Петр Кислый, осеннее время особенно хлопотное.
Сено заготавливается с июля по сентябрь, а когда дорога «встанет» - вывозят. Скот практически весь уже поставлен на стойловое содержание с первым снегом. А вот лошади продолжают пастись и на снегу, разгребая его и доставая сухую траву. И так до весны. Весной маточное поголовье лошадей ставится на стойловое содержание, а молодняк остается в лесу.
Пасечники, по словам арендатора Дениса Кучеренко из Солтонского лесничества, составляют пчел на зиму с первыми заморозками, кстати, у некоторых пчелы зимуют на воле, а у других - в омшаниках.
Екатерина Иванова, директор охотхозяйства «Приобье», рассказывает:
К зиме готовятся и дикие животные, и мы, люди. Мы заготавливаем корм, чтобы в зимний «кризис» дикие животные могли подкормиться на наших площадках. Если говорить о многолетних наблюдениях за животными, то чаще всего меняют они к зиме «одежду», есть много особенностей в их поведении. Еще черная земля, а заяц уже белый. У кабана вырастает подшерстка, пропитанная сальными железами, не промокнет зимой! Кабаны годами живут вместе на одной территории и здесь зимуют, им не свойственно делать «жилье», где придется - вырыли канаву на болоте до теплого талого места и здесь их дом. Лось тоже не привередлив, там, где застала ночь, там его дом. У лося осенью гон, зовет самочек, чешет рога о дерево, таким образом, сбрасывает их. Рысь зимой становится еще красивее - шубка становится белой. Встретишь ее - поражаешься, никогда трусливо не убежит, гордо повернется эта огромная кошка и достойно удалится со своим семейством с твоей дороги. А в общем, осенью у животных повсеместно брачный период, а уж весной будут детки, у кого сколько - у кабана до 15 штук, у лося - один-два теленка, у рыси - один-два котенка.
3 Декабря 2012 Управление лесами Алтайского края