Оружие из фильма охотники за привидениями. Оружие против призраков
Охотники за привидениями - Протоновый бластер
Эта штука стреляла протоновым лучем и вводила в экстаз десятки тысяч детей по всему миру
Люди в черном - Шумный Крикет
Все наверное помнят как скептически отнесся Уил Смит к этой "пукалке", но результат превзошел все ожидания.
Zorg ZF-1 - Пятый элемент
Разработанный Zorg Industries, эта пушка была облачена в титановый корпус, при этом ее вес был очень невелик. В обойму влезало до 3.000 пуль, кроме пулемета пушка оснащена ракетницей, копьем с боеголовкой с отравляющим газом, возможен залп сетью и на десерт система "Ледяной Куб", которая стреляет облаком нитрогена. Ах да.. и система самоуничтожения.
Хищник
Пушка на плече Хищника, было его наиболее грозное оружие. Стреляло оно пучками синей плазмы, я уже не говорю о системе самонаведения.
Нельзя не отметить и Диск Хищника, летает он по принципу бумеранга и может разрубить вас на куски, до того как вы успеете сказать слово "бл*"
Плазменная винтовка "Плохих Терминаторов"
За один залп наносила смертельный урон человеческому телу, с этой винтовкой Терминаторы становились еще более терминаторными
Риалган - Стиратель
С огромной боевой мощью и возможностью просвечивать стены лучами радиации, которые позволяли видеть скелет человека и его сердцебиение.Хватало одного выстрела чтобы отправить человека в морг.
Световые мечи - Звездные Воины
Мощный энергетический луч этих мечей позволял наносить повреждение не только телу, но и легко отбивал выстрелы другого оружия, бурил стены, в общем как армейский швейцарский нож.
Авто-9 - Робокоп
Пистолет с огневой мощью пулемета, выстреливающий 60 патронов в секунду.
BFG - 900 - Дум
Габариты пушки позволяют использовать ее и без боеприпасов, я думаю ей легко можно было бы забить кого-то. И тем не менее стреляла пучками зеленой плазмы. Так же могла поражать сразу несколько целей, но на не большом радиусе.
Ракетница M1 - Звездный десант
Это не наша обычная ракетная установка, этот малыш может быть оборудован управляемыми лазерными боеголовками, которые могут сами найти себе цель. Насекомым не удавалось скрыться от нее даже в пещерах.
Посох Джаффа - Звездные врата
Отсюда может показаться, что обычная клюшка, как у вашего дедушки. Но внешний вид обманчив, эта "палка" может выдать мощный энергетический разряд. Огромным приемуществом такого оружия является безконечный боезапас.
Длинноствольный наган Джокера - Бетмен
Размер имеет значение... так думал Джокер выбирая себе оружее для сражения с Бетменом. И он не проградал, сбил Бетмена за один залп. Правда ходить с такой штукой в штанах наверно не очень удобно...
Арбалет - Ван Хелсинг
Возможно самый быстрый арбалет в киноинудустрии, я не успевал подсчитать сколько стрел вылитает из него в минуту... Думаю Робина Гуда задавила бы жаба, увидел бы он такую штуку..
Дробовик - Блейд Троица
Точно не помню как назывался этот монстр, поэтому назвал его простенько и со вкусом. Вампиры разлетались на куски от попадания одной пули, а если сразу три...
Винтовка M4A1 - Чужой
Ну про эту знаменитую винтовку наверно рассказывать особо не стоит, каждый хоть раз в жизни, но смотрел этот фильм. Кроме пулемета оснащена подствольником и если мне не изменяет память был и огнемет.
ВСЕГО ЛИШЬ ГОЛОГРАММА?
Тем
не менее, энтузиасты не успокаиваются. Многие из них открыли сезон
фотоохоты за привидениями. Те же Фаулер и Скотт собрали немало «портретов»
привидений, запечатленных фотолюбителями. Причем авторы снимков
заверяли, что никаких посторонних личностей в видоискателе аппарата
не видели, а просто снимали друзей или родственников. Оказалось,
что призраки преломляют солнечный ультрафиолет. Человек его не видит,
но чувствительность обычной фотопленки простирается немного за пределы
видимого спектра - как раз в область ультрафиолета. Зачем призракам
попадать в объектив - может быть, они таким образом хотят напомнить
о своем существовании?
Вместе
с тем запечатлеть их специально оказалось не так-то просто. Привидения
очень слабо преломляют свет, чаще всего появляются только в сумерках
или при слабом освещении. Интересную гипотезу их происхождения выдвинули
отечественные исследователи - кандидат медицинских наук С.Гуревич,
кандидат химических наук М.Вальчихина, кандидат физико-матемагических
наук С.Печерский и инженер-лазерщик А.Фатеев.
«Известно,
что человек, как, впрочем, и любой другой биологический объект,
является источником электромагнитного излучения различной частоты,
- поясняет Вальчихина. - Включая и наиболее интересный в данном
случае микроволновой диапазон. Его особенность в том, что при чрезвычайно
малых мощностях появляются сильнейшие биологические эффекты. Причем
есть предположение, что в организме происходит не простое электромагнитное
излучение, а когерентное, то есть согласованное. И это уже экспериментально
подтверждено на отдельных культурах клеток...».
В
технике источниками когерентного излучения являются лазеры. Стало
быть, и человека можно рассматривать как своеобразный лазер, работающий
в микроволновом диапазоне. А известное еще из школьного учебника
свойство такого излучения - интерференция, наложение световых волн
друг на друга с образованием светлых и темных зон. Именно это явление
и лежит в основе голографии. Голографическое изображение, в свою
очередь, весьма похоже на описание «типичных» привидений: слегка
расплывчато, просвечивает, не взаимодействует с материальным миром...
В общем, исследователи полагают, что мы как бы носим с собой интерференционную
картину. И в некоторых условиях она начинает проявляться, фиксируется
нашим же собственным зрением вроде как призрак, привидение.
Но
от чего именно зависит, когда именно проявится этот призрак и что
именно он будет изображать? Во многих преданиях и легендах привидения
рождаются в экстремальные минуты, когда человек испытывает боль,
ужас, гнев - словом, сильные переживания. И это, видимо, не случайно.
Электромагнитное излучение, о котором говорилось выше, возникает
в результате биохимических реакций организма, а они непостоянны.
Получение наиболее четкой голограммы более вероятно, когда ее носитель
находится в стадии сильного психического напряжения, волнения -
при выделении энергии большой концентрации. В спокойном состоянии
человек не оставит после себя привидения.
Получается,
не привидение вызывает страх, как это принято обычно считать, а
наоборот - страх способствует появлению привидения. А еще - соответствующее
освещение: полумрак, свеча или тлеющие угли в камине.
Что
человек увидит в этот момент, зависит от его собственного психического
состояния. Но не в данный момент, а в один из предшествующих, когда
он тоже переживал сильное нервное потрясение. Именно тогда и произошла
«запись» наиболее поразивших его сознание и подсознание образов.
И такое напряжение, согласитесь, все мы очень часто испытываем на
похоронах, при получении известия о гибели близких людей... Вот
вам и объяснение, почему в образе привидений люди видят чаще всего
своих умерших родственников. Такая гипотеза кажется тем более правдоподобной,
что она получает косвенное подтверждение из других источников. Скажем,
известный московский экстрасенс Евгений Дубицкий (кстати, давний
друг редакции «ТМ»), когда его просят продиагностировать или полечить
человека, находящегося от него на многие сотни, а то и тысячи километров,
иногда отправляет непосредственно на место фантом - своего энергетического
двойника и с его помощью получает полное представление о болезнях
исследуемого человека. Причем больной иногда даже замечает этого
двойника рядом с собой.
А вот другой экстрасенс, Дмитрий Левчук, поступает как раз наоборот. «Я вызываю фантом того человека, который сидит рядом со мной, или по памяти того, кто находится далеко, - поясняет он. - Фантом - невидимый для большинства людей энергетический двойник человека. Каждый наш орган имеет свое биополе. Собранные вместе, они представляют как бы энергетический макет или фантом конкретного индивидуума. При этом фантом тысячами энергетических нитей связан со своим «хозяином», реальным лицом. На этом фантоме я вижу больной орган (у него иное биополе, отличающееся от нормального). Своим собственным полем я пытаюсь исправить, изменить биополе больного органа. Вот, пожалуй, и весь механизм воздействия, если говорить коротко...».
ПРИЗРАК - ЭТО ФАНТОМ
А теперь давайте попытаемся объединить все вышесказанное. Вот какая картина (или, если хотите, голограмма) у нас начинает вырисовываться. Согласно представлениям некоторых современных ученых, наш мозг использует голографические методы работы. Он не считает, подобно классической ЭВМ, а оперирует сразу пространственными образами. То есть, говоря иначе, мозг является материальным носителем некоего энергетического образа - мысли.
Далее,
согласно заявлениям экстрасенсов, вокруг каждого органа - примерно
так же, как и вокруг мозга, - образуется свое собственное энергетическое
поле. По его виду опытный специалист, наделенный особым даром, может
вести диагностику работоспособности этого органа, выявлять его заболевания.
Органы вместе образуют ауру, или энергетический фантом, всего организма.
Этот фантом некоторые люди могут отсылать от себя на значительное
расстояние либо, напротив, приближать к себе энергетические фантомы
других людей.
Но
ведь это весьма близко совпадает с утверждениями религии. Назовите
фантом душой, и вы поймете, что эти два взгляда весьма близки, если
не представляют собой одно и то же. Мертвый человек в обоих случаях
отличается от живого тем, что вокруг него уже не существует энергетического
поля, ауры, его душа отлетела...
Но
действительно ли она отлетает? где ее прибежище после смерти человека-носителя?..
И тут мы можем перевести на современный язык бытующие издревле представление
о потустороннем мире. По мнению некоторых теоретиков, окружающее
нас пространство имеет бесконечно большое количество измерений,
из которых мы способны воспринять своими органами чувств лишь четыре:
три геометрических размера - длину, ширину и высоту и четвертое
- временное измерение. Но тогда за пределами нашего сознания остается
нескончаемое количество других миров. Говоря упрощенно, в книге
природы мы сумели пока освоить лишь четыре страницы, а множество
других, расположенных по соседству, так и остаются нами пока еще
непрочитанными.
Отбыв положенный срок в телесной оболочке, наш энергетический фантом, или душа, со смертью хозяина вместе с накопленным багажом чувств, мыслей и образов перекочевывает в один из параллельных миров. Но иногда, при определенных условиях, фантом этот может и возвращаться, контактировать в той или иной форме с фантомами живых людей. Тогда мы видим, во сне или наяву, что-то вроде голографического изображения своих умерших родственников, друзей или соседей. И говорим, что видели призрак, привидение...
Такое
видение окружающего мира ничуть не менее рационально и, если хотите,
материалистично,
чем уже привычные нам понятия о существовании в окружающем пространстве
электромагнитных полей,
гравитационных волн или, скажем, «черных дыр»...
Техника-Молодежи
Работа над эффектами
— Я говорил Фрэнку Прайсу, что ему придется начать тратить деньги на фильм до того, как он прочтет хотя бы слово из сценария, поэтому в первую очередь мне надо было получить от него финансирование самых крупных статей бюджета. А самым сложным у нас числились дизайн и разработка спецэффектов. Под контролем Майкла Гросса мы наняли целый штат художников и поручили им разрабатывать призраков всевозможных видов, ограниченных лишь фантазией создателей. Майкл также искал специалиста, способного вести такой сложный проект, — нам нужен был очень опытный мастер.
— Сперва мы даже не были уверены, найдем ли мы такого человека — вспоминает Гросс. — За исключением моделей космических кораблей, в нашем фильме были задействованы все возможные на тот момент эффекты — от пошаговой анимации и кукловодов в костюмах монстров до оптических масок и лазерных эффектов. К несчастью, самые лучшие студии были заняты другими проектами. Apogee работали над «Дюной» Линча, Industrial Light and Magic заканчивали «Возвращение Джедая» и приступали к «Индиане Джонсу» и «Звездному пути III». И тут мы узнали, что Ричард Идланд cобирается уйти с ILM и начать собственное дело.
Слева: Джон ДеКур у макета штаб-квартиры охотников; справа: эскиз библиотечного призрака
Идланд — выдающийся мастер по спецэффектам, один из старейших сотрудников ILM, начинавший работать у Лукаса еще во времена первых «Звездных войн». Но после семи лет работы и трех «Оскаров» он всерьез задумался о собственном бизнесе. На удачу как раз в это время владельцы студии Entertainment Effects Group Дуглас Трамбол и Ричард Юрикич предложили Идланду стать их партнером. Актив EEG был достаточно серьезен: студия создавала эффекты для «Близких контактов третьей степени», «Звездного пути» и «Бегущего по лезвию». Идланд согласился и принялся набирать себе команду.
К моменту полной укомплектации персоналом на EEG поступили сразу два предложения по эффектам: одно от MGM/UA, снимавших «2010: Год вступления в контакт», другое от Columbia, работавшей над «Охотниками за привидениями». Впрочем, тогда будущий фильм еще назывался «Останавливающие привидений», а «Охотниками» он стал незадолго до премьеры. Итогом непродолжительных переговоров стало решение временно разделить персонал студии на две части, распределив оборудование для возможности работы сразу над двумя проектами. Так отделение Идланда стало именоваться студией Boss Films Co.
Съемки эпизода с призраком сна
Разработка эффектов началась немедленно: сроки очень сильно поджимали. В распоряжении Идланда было всего 10 месяцев, чтобы создать уникальные по своей сложности кадры. Несколько недель отняли настройка нового оборудования и компьютеризация комплекса Oxberry, предназначенного для оптической печати аниматорики. Поскольку проект требовал самых совершенных технологий, то Идланд принял решение работать на 65-мм пленке против обычной 35-мм. Специально для синхронизации форматов инженеры EEG разработали новый оптический принтер.
Тэйн Морис, ассистировавший Идланду, разработал и построил специальную blue-screen систему с диммерным управлением, позволявшим регулировать яркость синей подложки и тем самым выстраивать освещение объекта, необходимое оператору. Прежде на производстве подобных эффектов освещение объекта приходилось подстраивать под яркость синего экрана.
Тем временем Айвен Рэйтман и Джо Мэджак торопливо заканчивали комплектовать съемочную группу. Первым из присоединившихся был трехкратный лауреат «Оскара» Джон ДеКюр. Именно ДеКюр разработал и проконтролировал строительство Храма Гозера — одну из самых больших павильонных декораций в истории Голливуда. После подсчета смет, представленных студии Идландом и ДеКюром, стало понятно, что фильм обойдется в сумму, вплотную подступавшую к невиданной отметке в 30 миллионов долларов.
Храм Гозера
Добавлял хлопот и кастинг: от суммарного таланта его победителей зависел успех картины. Сперва на роль Уинстона был утвержден Эдди Мерфи, восходящая звезда, сыгравший в «48 часах» и «Поменяться местами». Но непомерное эго актера не позволило ему остаться в рядах охотников за привидениями: Луис Талли, неудачник, влюбленный в Дану (Сигурни Уивер), играть которого собирался Джон Кэнди, казался Мерфи гораздо смешнее Уинстона. А такого актер допустить не мог и, хлопнув дверью, перебрался на съемочную площадку «Полицейского из Беверли Хиллз», опустевшую после ухода Сильвестра Сталлоне. Вскоре из проекта выбыл и Джон Кэнди, а его место занял Рик Моранис.
С более-менее готовым сценарием в руках Рэйтман и его команда собрались в конце октября в Нью-Йорке для 3,5-недельного съемочного периода. Затем последовали девятинедельные павильонные съемки в окрестностях Лос-Анджелеса и на студии Brubank. К Ричарду Идланду негативы попали в начале февраля: у его команды было меньше четырех месяцев, чтобы создать около 200 кадров со спецэффектами.
— Мне кажется, что именно призраки из «Полтергейста» сейчас считаются каноническим внешним видом привидений, — вспоминает Идлунд. — Но когда мы работали на той ленте, у нас было очень много интересных идей, воплотить которые нам просто не позволила нехватка времени. Поэтому все, что нам не удалось попробовать тогда, мы решили использовать в «Охотниках».
Первым призраком картины была старая леди-библиотекарь. Это был вступительный эффект, задававший тон всему фильму, поэтому его нужно было сделать особенно хорошо. Аниматоры не подвели: изначальный вариант маски вышел настолько свирепым, что режиссеру пришлось просить художников усмирить буйство фантазии и сделать что-то менее страшное. В итоге маска появилась-таки на экранах, но уже год спустя — в вампирском хорроре «Ночь страха».
Вверху слева направо: Экранный тест Рут Оливер; Рут в гриме призрака библиотекарши; Последние штрихи перед съемками; Скульптура маски призрака. Внизу: кадры из фильма
Самыми же жуткими существами, описанными в сценарии, были адские псы. Создание этих тварей стало личным подвигом группы специалистов, комбинировавших использование моделей в натуральную величину и миниатюрных марионеток по оригинальной концепции Дэна Экройда. В сценарии было одно существенное добавление: твари трансформировались в монстров из человеческих тел.
Рэнди Кук нарисовал серию эскизов, с помощью которых определил, что можно сделать уже во время съемок, а что — только с помощью спецэффектов. Полноразмерный монстр, созданный в мастерской Стюарта Зиффа, получился около полутора метров высотой и двух метров длиной. Он управлялся двенадцатью людьми при помощи кабелей, ручек и ряда механизмов. Миниатюрные модели были созданы для эпизодов, в которых псы должны были прыгать и бегать. Это делалось при помощи пошаговой анимации, корректируемой на компьютере в тех местах, где согласно раскадровке требовались прыжки.
— На самом деле монстры больше походили на рептилий, нежели на псов, — говорит Рэнди Кук — Некоторые из оригинальных эскизов очень напоминали монстра из «Запретной планеты». Люди говорили, что под одним углом они похожи Кинг Конга и игуану, а под другим — на меня!
Вверху: Сигурни Уивер и ее экранное альтер-эго; внизу: адские псы в фильме
Не обошлось в картине и без метеорологических эффектов: штормовые облака, сгустившиеся над квартирой героини Сигурни Уивер, и мистическое облако, окружившее Храм Гозера на крыше здания. Для создания этих кадров был разработан специальный резервуар, генерирующий эффект облаков. По совпадению, на EEG раньше имелось подобное устройство, использовавшееся для создания атмосферных аномалий в «Близких контактах третьей степени», но впоследствии оно было продано ILM. Поэтому было решено строить новый, 1500-галонный резервуар со специально разработанной системой управления клапанами.
Кстати, здание, в котором располагались апартаменты, на деле высилось всего на девятнадцать этажей, поэтому художникам пришлось дорисовать еще несколько жилых уровней, а оператор снимал дом исключительно снизу вверх.
Извечная проблема с нехваткой времени, Кинорныком и прочей текучкой притормозила жизнь в сообществе. Сами вы отчаянно пассивны, а мне не хватает возможностей стабильно обновлять «Видеозал» . Надеюсь, что в следующем году я сумею решить вторую проблему.
Пока же нам предстоит до наступления праздников дочитать статью . Первая часть, в которой рассказывалось об одноименном сериале, желании Columbia Pictures сделать фильм с таким названием и фантастических идеях Дэна Экройда, находится . Сегодня речь пойдет о работе над сценарием и условиях, выдвинутых боссом студии Айвену Рэйтману.
Продолжение последует завтра-послезавтра.
...Дэн тогда закончил только сорок или пятьдесят страниц, и я искренне не понимал, каким образом снимать этот фильм. Действие, например, разворачивалось в будущем – не далеком-далеком, но достаточно футуристичном – на других планетах и в параллельных измерениях. И каждая страница была наполнена действием. Практически никакой проработки персонажей. Охотники ловили приведений уже на первой странице, и делали это же на каждой последующей – просто одно паранормальное явление за другим. К десятой странице я был выжат как лимон. К сороковой странице бюджет уже зашкаливал за сотню миллионов долларов и в сценарии не было ничего смешного. Он был совершенно серьезен. Дочитав, я отложил рукопись в сторону и забыл о ней.
Миссия невыполнима?
Но не забыл Экройд. Закончив сценарий несколько месяцев спустя, он вновь отправил его Рэйтману, вместе с концептуальными зарисовками и любительской видеосъемкой, на которой представал в самодельном костюме охотника, сделанном из костюма парашютиста, с нейтронным оружием в руках и протонной пушкой, собранной из пенополистирола и старых радиодеталей. У Рэйтмана в тот момент было несколько проектов, находившихся в разных стадиях готовности, но он решил отложить их все ради «Охотников за привидениями».
При повторном прочтении сценария я сфокусировался на великолепной идее Дэна – рассказе о трех парнях, работающих в старой пожарной части и выезжающих на вызовы так же, как это делают настоящие пожарники. Единственным отличием является то, что эта помощь – сверхъестественна по своей природе. Дэн продумал концепцию, экипировку, машину и даже эмблему – маленькое привидение внутри знака «стоп». Это была одна из немногих идей в оригинальном сценарии, над которой я хохотал. Но мне казалось, что вся история терялась, если помещать события фильма в будущее. Я пригласил Дэна на ланч и сказал ему все, что об этом думаю.
Без колебаний Экройд согласился с поправками Рэйтмана. Айвен предложил ему поработать над сценарием вместе с Гарольдом Рэмисом – чрезвычайно одаренным комедиантом, работавшим над сценариями трех предыдущих картин режиссера. К тому моменту Рэмис как раз закончил post-production своей второй режиссерской работы – «Каникулы». Пролистав сценарий и послушав идеи Экройда и Рэйтмана, Рэмис присоединился к проекту не только в качестве соавтора сценария, но и стал третьим охотником.
Позже в тот же день Рэйтман вызвал своего агента Майка Овитца, который, как оказалось, также представлял интересы Экройда, Мюррея и Рэмиса – и попросил того назначить встречу с главой Columbia Pictures Фрэнком Прайсом.
Ему было совершенно нечего читать. Я не хотел давать ему сценарий Дэна, потому что он был далек от того, в каком направлении мы хотели идти, и он мог просто испугать его. Я лишь сказал ему, кто будет участвовать в проекте, и пять минут рассказывал, на что это будет похоже. Он спросил – «И сколько же это будет стоить?», на что я ответил, что у меня нет идей на этот счет. У меня нет ни сценария, ни бюджета, но в любом случае фильм получается дорогим.
Как ни странно, Прайс поверил в Рэйтмана и предложил ему сделку. Заключенное соглашение на $25 млн. было хорошо по всем параметрам, кроме одного – студия хотела выпустить фильм летом 1984 года – то есть у Рэйтмана и его команды был всего один год, чтобы написать сценарий, снять фильм и создать сложнейшие эффекты. А кроме сценаристов, на тот момент в команде Рэйтмана числилось всего два человека – продюсеры Джо Мэджак и Майкл Гросс. Главным приоритетом, конечно, стал сценарий. Запершись в офисе Рэйтмана, Экройд и Рамис приступили к шлифовке и реструктурированию скрипта, отталкиваясь от оригинальной идеи «Уничтожителей».
Что мне нравилось в первом сценарии Дэна , – вспоминал позже Рэмис, – так это то, что он взял очень страшные вещи и заставил их казаться обыденными. Но в сценарии Дэна охотники были обычными швейцарами, зарабатывающими не больше $10000 в год, и работающими на кого-то еще, не имея никакого научного образования. И в этом заключалась большая проблема: я считаю, что комедия получается более динамичной, когда персонажи сами выбирают себе занятие, вместо того, что бы становиться жертвами обстоятельств. Поэтому мы решили, что мотивация была бы более оправданной, если бы охотники сами решили начать такой бизнес и сами были бы вершителями своих судеб.
Вторым слабым звеном сценария была проработка персонажей. Экройд, захваченный идеей, писал сценарий без оглядки на драматургию, ему казалось, что невероятные приключения оттеснят внутренний мир героев на второй план. Поэтому охотники, Стэнц, Венкман и Рэмси, который позже превратится в Уинстона, были похожи, как однояйцевые близнецы. Не мудрствуя лукаво, Рэмис и Рэйтман распределили между ними классические амплуа (комик, зануда, энтузиаст) и сосредоточились на проработке сюжета.
Основная канва повествования была найдена довольно быстро: после прекращения финансирования университетом их проекта, ученые решают открыть собственный бизнес, связанный с поимкой и уничтожением привидений. Кривая выводила их на многоэтажный дом в центре Нью-Йорка, в одной из квартир которой поселилось Зло. Именно там разыгрывалась решающая схватка. Согласно версии Экройда, к финалу истории паранормальная активность возрастала в несколько раз, и главные герои проваливались в параллельное измерение, где они сражались с гигантским монстром. Но подобное развитие событий было сложным для восприятия тогдашней публикой: до наступления эпохи высокооктановых боевиков было еще далеко, и зрители предпочитали неторопливые внятные сюжеты. Зато на радость Экройду практически без изменений остались его любимые элементы сценария: вооружение героев, прожорливый призрак, которому несколько лет спустя суждено превратиться в Лизуна, и огромный Зефирный Человечек.
После того, как сценарий рассказал о том, как охотники стали охотниками, возникла необходимость в проработке «легенды». Фактически, сюжет сочинял сам Рэйтман, подбрасывая идеи сценаристам и направляя полет их фантазии. Это была моя идея сделать парней парапсихологами при университете , – вспоминает режиссер. – Я предположил, что это единственно возможное место, где можно было бы вести подобные исследования, если бы они имели место.
Айвен оказывал нам неоценимую помощь – говорит Рэмис. – Когда ты пишешь сценарий, особенно, если это комедия, то все, что ты придумываешь, кажется тебе безумно смешным. Но на деле все может оказаться совсем наоборот. А на Айвене мы проверяли наши находки и смотрели, работают они, или нет. Дэн писал гораздо быстрее меня. По завершении первого дня работы у него было готово около сорока страниц, я же сделал только пять. Но это было отличным сотрудничеством. Дэн придумывал массу забавных ситуаций, а моей сильной стороной было написание шуток и смешных диалогов. Поэтому мы писали свои сцены одновременно, а затем дорабатывали сочинения друг друга.
Работа над сценарием продвигалась хорошими темпами, и Рэйтман переключил внимание на другие неотложные проблемы.
Продолжение следует
Основной отличительной чертой охоты на привидений является наличие уникального научно-технического оборудования, которое разработали и изобрели вместе доктора Игон Спенглер и Рэй Стэнтз. Протоновый ускоритель, ловушка и экто-хранилище позволяют парализовывать и удерживать привидение продолжительное количество времени, что и делает возможной охоту на привидений, а известный всем Эктомобиль (или Экто-1) Охотников за привидениями, на котором они выезжают на вызовы, является незаменимым "ghostbusting"-атрибутом и одновременно символом их бизнеса.
ECTO-1 (Эктомобиль)
Эктомобиль – Кадиллак Миллер Метеор 1959 г. – комбинированная машина (машина скорой помощи + катафалк) использовалась в фильме «Охотники за привидениями» 1984 г. и другой беллетристике, посвященной охотникам.
Это средство передвижения приобрел Рэй Стэнтз по относительно высокой цене - 4800$ (больше 9400$ в США после инфляции) в довольно плачевном состоянии, требующем основательного ремонта. По словам самого Стэнтза нужно было «сменить мост, тормозные колодки, педали, прокладки, коробку передач, рычаг переключения передач, заднюю дверь (в этот момент его приостановил Венкман, желавший узнать о цене), а также новые кольца, глушители и немного поработать над проводкой». После необходимых изменений машина использовалась для перевозки оборудования, а также поездок по Нью-Йорку. На ней была установлена сирена с характерным, узнаваемым звуком. Отличительной чертой эктомобиля был также специальный выход сзади, где перевозились протонные блоки, который облегчал к ним доступ. Имелись также различные технические приспособления, установленные на крыше авто, чье действие в кино ни разу не применялось. Поклонники размышляют, что оборудование включало в себя тяжелое многофункциональное антипризрачное вооружение для борьбы и защиты от призраков. Книга «Создавая Охотников» описывает вырезанную сцену, где полицейский кладет на лобовое стекло машины квитанцию и она тут же превращается в пепел.
Ранние версии сценария, написанного Дэном Эйкройдом для первого фильма, также упоминали о способностях эктомобиля к межпространственным путешествиям. Один из первоначальных пробных кадров показывает эктомобиль черным с лиловыми и белыми пульсирующими огнями, придающими машине пурпурный ореол.
Эктомобиль также известен под названием «Экто-1» (из-за обычного номерного знака «Ecto-1», показанного в первом фильме).
ECTO-1A
Протонный блок (Proton Pack)
Протоновый ускоритель (или "протонный блок") – ядерное ускоряющее устройство, созданное охотниками за привидениями. Это их основной инструмент в фильме 1984 г., предназначавшийся для охоты на привидений. Он состоит из ружья ("протонное ружье" или "излучатель частиц"), присоединенного к ускорителю частиц в форме рюкзака. Он стреляет потоком протонов, который поляризуется с отрицательно заряженной энергией привидения, позволяя сдерживать его этим потоком. Излучатели частиц протонного блока первоначально представлены как орудие в форме палки, которое нужно было держать в каждой руке.
Протоновый блок также описывался как ускоритель заряженных частиц. Работал он «концентрируя протоны» (хотя в первом фильме он упоминался в качестве «позитронного соединителя», а ружье называлось «нейтронным»), используя их для захвата «отрицательно заряженных эктоплазменных созданий». Это описание является технической несуразицей – в практических терминах протонное ружье стреляет потоком энергии, которая позволяет обездвижить призрака, подвести его к нужной позиции, позволяющей захватить его в ловушку. Доктор Игон Спенглер создал это оборудование именно для этих целей. Вырезанная сцена из «Охотников за привидениями» показывает Игона, который нацелил блок на отдушину в стене и втулка решетки просто расплавилась.
Диалоги охотников указывают, что протоновый ускоритель действует аналогично циклотрону, в котором производится мощный поток заряженных частиц. В контрасте с настоящим циклотроном (который производит хорошо сбалансированный поток частиц), луч протонного ружья имеет тенденцию к кривой (хотя остается в пределах той области, где находится стреляющий), достаточно разрушительной силы по отношению к физическим объектам и может нанести серьезный ущерб.
Исходя из слов Игона в «Охотниках за привидениями-II» энергии каждого блока хватит на 5000 лет. Кнопки на протонном блоке могут выполнять различные функции для управления потоком, в том числе регулирование интенсивности потока, длительность и уровень поляризации. В соответствии с мультфильмом, максимальная мощность протонного блока – 500 000 МГц и он имеет механизм самоуничтожения, действующий как минимум в радиусе пол мили. В мультфильме протонные блоки иногда оказываются менее эффективными в борьбе с мощными привидениями и имеют способность разряжаться в самый неподходящий момент для большей драматической напряженности.
"Попробуйте представить, что вся ваша жизнь, как вы ее знаете, внезапно останавливается
и каждая молекула вашего тела взрывается со скоростью света"
Игон Спенглер о пересечении протонных потоков.
Пересечение потоков первоначально было запрещено, так как Игон считал, что «полный протонный распад» имел бы катастрофические последствия (см. цитату выше). Однако, в отчаянной попытке остановить Гозера, охотники за привидениями использовали пересечение четырех протонных потоков непосредственно в ворота между измерениями, которые взорвали каждую молекулу Гозера (в том числе и его психическое влияние) и вынудили его выйти обратно в межпространственное окно, из которого он появился. Проход разрушился и взорвался, когда Гозер был уничтожен.
|
Протонное ружьё (Proton Gun)
Протонное ружьё используется в качестве главной ранели управления. С него можно настроить Протонный блок на любую функцию. Протонное ружьё также называют Протонным излучателем (Neutrona Wand)
Ловушка (Ghost Trap)
Ловушка - это небольшое устройство в форме коробки с двустворчатой крышкой, управляемое издали с помощью простого педального выключателя, присоединенного длинным кабелем. Когда привидение оказывается вблизи ловушки (обычно с помощью протонного блока, хотя не обязательно), ловушка активируется нажатием на педаль ногой. Её крышка открывается, и силовое поле затягивает призрака внутрь. Главным героям давался совет не смотреть прямо на ловушку, когда она активна. Затем призрак может быть перенесен в большой, более постоянный блок задержания.
В ловушку может помещаться более одного призрака, но не установлено, сколько и какое время привидение может там находиться. Также предполагается, что захваченный призрак может быть выпущен охотником добровольно; все что нужно – опять открыть её.
Блок задержания (Ecto containment unit)
Хранилище (или "блок задержания") - это большое устройство для содержания привидений в подвале штаба охотников за привидениями. Оно было создано после того, как доктор Спенглер и доктор Стэнтз впервые увидели призрак библиотекарши в Нью-Йоркской Публичной Библиотеке. В соответствии с данными того опыта, они выдвинули теорию о том, что если уровень ионизации всей эктоплазмы призрака постоянен, они могут захватить его и удерживать неопределенное количество времени. Эта идея и сделала возможным будущий бизнес охотников. Все пойманные привидения содержались в этом хранилище.
В блоке задержания есть легко доступное отверстие, в которое помещается заполненная ловушка, после последовательного нажатия двух кнопок и активирования рычага, призрак переходит из ловушки в пространство блока задержания. После того, как все эти шаги выполнены, зеленый сигнал на стенке блока моргает, указывая на успешное завершение операции. Отсюда правило: «Когда загорается зеленый свет – ловушка чистая».
ПКЭ датчик (PKE meter)
Экто лизеры - небольшое устройство, надевающееся на глаза, позволяющее видеть размытые и прозрачные эктоплазменные объекты, испускающие психокинетическую энергию. В фильме 1984 г. использовалось Рэем Стэнтзом для выслеживания призрака в отеле Sedgewick. До того как очки ночного видения сделали Экто лизерами это были очки ночного видения AN/PVS-5a которые стояли на вооурожении армии США.
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт