Орлиный коготь фильм. Операция "орлиный коготь" - война и мир
В конце прошлого года российские ракетные войска стратегического назначения испытали совершенно новое оружие, существование которого, как раньше считалось, невозможно. Крылатая ракета с ядерным двигателем, которой военные эксперты дают обозначение 9М730 - именно то новое оружие, о котором президент Путин говорил в своем Послании Федеральному собранию. Испытание ракеты проводилось предположительно на полигоне Новая земля, ориентировочно в конце осени 2017 года, однако точные данные будут рассекречены еще не скоро. Разработчиком ракеты, также предположительно, является Опытное конструкторское бюро "Новатор" (город Екатеринбург). По заявлению компетентных источников ракета в штатном режиме поразила цель и испытания были признаны полностью успешными. Далее в СМИ появились предполагаемые фотографии пуска (выше) новой ракеты с ядерной силовой установкой и даже косвенные подтверждения, связанные с присутствием в предполагаемое время испытаний в непосредственной близости от полигона "летающей лаборатории" Ил-976 ЛИИ Громова с отметками "Росатома". Однако вопросов появилось еще больше. Реальна ли заявленная возможность ракеты осуществлять полет неограниченной дальности и за счет чего она достигается?
Характеристика крылатой ракеты с ядерной силовой установкой
Характеристики крылатой ракеты с ЯСО, появившиеся в СМИ сразу после выступления Владимира Путина, могут отличаться от реальных, которые будут известны позже. На сегодняшний день достоянием общественности стали следующие данные по размерам и ТТХ ракеты:Длина
- стартовая
- не менее 12 метров,
- маршевая
- не менее 9 метров,
Диаметр корпуса ракеты
- около 1 метра,
Ширина корпуса
- около 1.5 метров,
Высота хвостового оперения
- 3.6 - 3.8 метров
Принцип работы российской крылатой ракеты с ядерным двигателем
Разработки ракет с ядерной силовой установкой вели сразу несколько стран, причем разработки начались еще в далеких 1960-х годах. Конструкции, предложенные инженерами отличались лишь в деталях, упрощенно принцип работы можно описать следующим образом: ядерный ректор нагревает поступающую в специальные емкости смесь (разные варианты, от аммиака до водорода) с последующим выбросом через сопла под высоким давлением. Однако вариант крылатой ракеты, о которой говорил российский президент, не подходит ни под один из примеров конструкций, разрабатываемых ранее.Дело в том, что, по словам Путина, ракета имеет практически неограниченную дальность полета. Это, конечно, нельзя понимать так, что ракета может летать годами, но можно расценить как прямое указание на то, что дальность ее полета многократно превышает дальность полета современных крылатых ракет. Второй момент, который нельзя не заметить, тоже связан с заявленной неограниченной дальностью полета и, соответственно, работы силового агрегата крылатой ракеты. К примеру гетерогенный реактор на тепловых нейтронах, испытанный в двигателе РД-0410, разработкой которого занимались Курчатов, Келдыш и Королев, имел ресурс работы на испытаниях только 1 час и в этом случае о неограниченной дальности полета такой крылатой ракеты с ядерным двигателем не может быть и речи.
Все это наводит на мысль о том, что российские ученые предложили совершенно новую, ранее не рассматриваемую концепцию строения, в которой для нагрева и последующего выброса из сопла используется вещество, имеющее намного экономный ресурс расходования на больших расстояниях. Как пример, это может быть ядерный воздушно-реактивный двигатель (ЯВРД) совершенно нового образца, в котором рабочей массой является атмосферный воздух, нагнетаемый в рабочие емкости компрессорами, нагреваемый ядерной установкой с последующим выбросом через сопла.
Также стоит отметить, что анонсированная Владимиром Путиным крылатая ракета с ядерным силовым агрегатом умеет облетать зоны активного действия систем противовоздушной и противоракетной обороны, а также держать путь к цели на малых и сверхмалых высотах. Это возможно только за счет оснащения ракеты системами следования ландшафту местности, устойчивыми к помехам, создаваемых средствами радиоэлектронной борьбы противника.
Россия была и сейчас остается лидером в области ядерной космической энергетики. Опыт проектирования, строительства, запуска и эксплуатации космических аппаратов, оснащенных ядерным источником электроэнергии, имеют такие организации, как РКК «Энергия» и «Роскосмос». Ядерный двигатель позволяет эксплуатировать летательные аппараты многие годы, многократно повышая их практическую пригодность.
Историческая летопись
В то же время доставка исследовательского аппарата на орбиты дальних планет Солнечной системы требует увеличения ресурса такой ядерной установки до 5-7 лет. Доказано, что комплекс с ЯЭРДУ мощностью порядка 1 МВт в составе исследовательского КА позволит обеспечить ускоренную доставку за 5-7 лет на орбиты искусственных спутников наиболее удаленных планет, планетоходов на поверхность естественных спутников этих планет и доставку на Землю грунта с комет, астероидов, Меркурия и спутников Юпитера и Сатурна.
Многоразовый буксир (МБ)
Одним из важнейших способов повышения эффективности транспортных операций в космосе является многоразовое использование элементов транспортной системы. Ядерный двигатель для космических кораблей мощностью не менее 500 кВт позволяет создать многоразовый буксир и тем самым значительно повысить эффективность многозвенной космической транспортной системы. Особенно полезна такая система в программе обеспечения больших годовых грузопотоков. Примером может стать программа освоения Луны с созданием и обслуживанием постоянно наращиваемой обитаемой базы и экспериментальных технологических и производственных комплексов.
Расчет грузооборота
Согласно проектным проработкам РКК «Энергия», при строительстве базы на поверхность Луны должны доставляться модули массой порядка 10 т, на орбиту Луны - до 30 т. Суммарный грузопоток с Земли при строительстве обитаемой лунной базы и посещаемой лунной орбитальной станции оценивается в 700-800 т, а годовой грузопоток для обеспечения функционирования и развития базы - 400-500 т.
Однако принцип работы ядерного двигателя не позволяет разогнать транспортник достаточно быстро. Из-за длительного времени транспортировки и, соответственно, значительного времени нахождения полезного груза в радиационных поясах Земли не все грузы могут быть доставлены с использованием буксиров с ядерным двигателем. Поэтому грузопоток, который может быть обеспечен на основе ЯЭРДУ, оценивается лишь в 100-300 т/год.
Экономическая эффективность
В качестве критерия экономической эффективности межорбитальной транспортной системы целесообразно использовать значение удельной стоимости транспортировки единицы массы полезного груза (ПГ) с поверхности Земли на целевую орбиту. РКК «Энергия» была разработана экономико-математическая модель, учитывающая основные составляющие затрат в транспортной системе:
- на создание и выведение на орбиту модулей буксира;
- на закупку рабочей ядерной установки;
- эксплуатационные затраты, а также расходы на проведение НИОКР и возможные капитальные затраты.
Стоимостные показатели зависят от оптимальных параметров МБ. С использованием этой модели была исследована сравнительная экономическая эффективность применения многоразового буксира на основе ЯЭРДУ мощностью порядка 1 МВт и одноразового буксира на основе перспективных жидкостных в программе обеспечения доставки с Земли на орбиту Луны высотой 100 км полезного груза суммарной массой 100 т/год. При использовании одной и той же ракеты-носителя грузоподъемностью, равной грузоподъемности РН «Протон-М», и двухпусковой схемы построения транспортной системы удельная стоимость доставки единицы массы полезного груза с помощью буксира на основе ядерного двигателя будет в три раза ниже, чем при использовании одноразовых буксиров на основе ракет с жидкостными двигателями типа ДМ-3.
Вывод
Эффективный ядерный двигатель для космоса способствует решению экологических проблем Земли, полету человека к Марсу, созданию системы беспроводной передачи энергии в космосе, реализации с повышенной безопасностью захоронения в космосе особо опасных радиоактивных отходов наземной атомной энергетики, созданию обитаемой лунной базы и началу промышленного освоения Луны, обеспечению защиты Земли от астероидно-кометной опасности.
Идея бросать за корму атомные бомбы в оказалась слишком брутальной, но объемы энергии, которые дает реакция ядерного расщепления, не говоря уже о синтезе, крайне привлекательны для космонавтики. Поэтому было создано множество не-импульсных систем, избавленных от проблем с хранением сотен ядерных бомб на борту и циклопических амортизаторов. О них сегодня мы и поговорим.
Ядерная физика на пальцах
Что такое ядерная реакция? Если объяснять очень просто, картина будет примерно следующая. Из школьной программы мы помним, что вещество состоит из молекул, молекулы из атомов, а атомы - из протонов, электронов и нейтронов (есть уровни ниже, но нам хватит и этого). Некоторые тяжелые атомы имеют интересное свойство - если в них попадает нейтрон, они распадаются на более легкие атомы и выпускают несколько нейтронов. Если эти выпущенные нейтроны попадут в находящиеся рядом другие тяжелые атомы, распад повторится, и мы получим цепную ядерную реакцию. Движение нейтронов с большой скоростью означает, что это движение превращается в тепло при замедлении нейтронов. Поэтому атомный реактор - это очень мощный нагреватель. Им можно кипятить воду, полученный пар направить на турбину, и получить атомную электростанцию. А можно нагревать водород и выбрасывать его наружу, получив ядерный реактивный двигатель. Из этой идеи родились первые двигатели - NERVA и РД-0410.
NERVA
История проекта
Формальное авторство (патент) на изобретение атомного ракетного двигателя принадлежит Ричарду Фейнману, согласно его же мемуарам "Вы, конечно же шутите, мистер Фейнман". Книга, кстати, всячески рекомендуется к прочтению. Лос-Аламосская лаборатория стала разрабатывать ядерные ракетные двигатели в 1952 году. В 1955 году Был начат проект Rover. На первом этапе проекта, KIWI, было построено 8 экспериментальных реакторов и с 1959 по 1964 год изучалась продувка рабочего тела сквозь активную зону реактора. Для временнОй привязки, проект "Орион" существовал с 1958 по 1965 год. У "Ровера" были второй и третий этапы, изучавшие реакторы большей мощности, но NERVA базировалась на KIWI из-за планов первого испытательного пуска в космосе в 1964 году - более продвинутые варианты не было времени отрабатывать. Сроки постепенно съехали и первый наземный пуск двигателя NERVA NRX/EST (EST - Engine System Test - тест двигательной системы) состоялся в 1966 году. Двигатель успешно проработал два часа, из которых 28 минут составила работа на полной тяге. Второй двигатель NERVA XE был запущен 28 раз и проработал в общей сложности 115 минут. Двигатель был признан пригодным для космической техники, а испытательный стед был готов к испытаниям новых собранных двигателей. Казалось, что NERVA ждет блестящее будущее - полёт на Марс в 1978, постоянная база на Луне в 1981, орбитальные буксиры. Но успех проекта вызвал панику в Конгрессе - лунная программа оказалась очень дорогой для США, марсианская программа оказалась бы ещё дороже. В 1969 и 1970 годах финансирование космоса серьезно сокращалось - были отменены "Аполлоны" - 18, 19 и 20, и огромные объемы денег на марсианскую программу никто бы не стал выделять. В итоге работа по проекту велась без серьезной подпитки деньгами и он был закрыт в 1972 году.Конструкция
Водород из бака поступал в реактор, нагревался там, и выбрасывался наружу, создавая реактивную тягу. Водород был выбран как рабочее тело потому, что у него легкие атомы, и их проще разогнать до большой скорости. Чем больше скорость реактивного выхлопа - тем эффективнее ракетный двигатель.
Отражатель нейтронов использовался для того, чтобы нейтроны возвращались обратно в реактор для поддержания цепной ядерной реакции.
Управляющие стержни использовались для управления реактором. Каждый такой стержень состоял из двух половин - отражателя и поглотителя нейтронов. Когда стержень поворачивался отражателем нейтронов, их поток в реакторе увеличивался и реактор повышал теплоотдачу. Когда стержень поворачивался поглотителем нейтронов, их поток в реакторе уменьшался, и реактор понижал теплоотдачу.
Водород также использовался для охлаждения сопла, а теплый водород от системы охлаждения сопла вращал турбонасос для подачи новых порций водорода.
Двигатель в работе. Водород поджигался специально на выходе из сопла во избежание угрозы взрыва, в космосе горения бы не было.
Двигатель NERVA создавал тягу 34 тонны, примерно в полтора раза меньше двигателя J-2, стоявшего на второй и третьей ступенях ракеты "Сатурн-V". Удельный импульс составлял 800-900 секунд, что было в два раза больше лучших двигателей на топливной паре "кислород-водород", но меньше ЭРД или двигателя "Ориона".
Немного о безопасности
Только что собранный и не запущенный ядерный реактор с новыми, ещё не работавшими топливными сборками достаточно чист. Уран ядовит, поэтому необходимо работать в перчатках, но не более. Никаких дистанционных манипуляторов, свинцовых стен и прочего не нужно. Вся излучающая грязь появляется уже после запуска реактора из-за разлетающихся нейтронов, "портящих" атомы корпуса, теплоносителя и т.п. Поэтому, в случае аварии ракеты с таким двигателем радиационное заражение атмосферы и поверхности было бы небольшим, и конечно же, было бы сильно меньше штатного старта "Ориона". В случае же успешного старта заражение было бы минимальным или вообще отсутствовало, потому что двигатель должен был бы запускаться в верхних слоях атмосферы или уже в космосе.РД-0410
Советский двигатель РД-0410 имеет похожую историю. Идея двигателя родилась в конце 40-х годов среди пионеров ракетной и ядерной техники. Как и в проекте Rover первоначальной идеей была атомный воздушно-реактивный двигатель для первой ступени баллистической ракеты, затем разработка перешла в космическую отрасль. РД-0410 разрабатывался медленнее, отечественные разработчики увлеклись идеей газофазного ЯРД (об этом будет ниже). Проект был начат в 1966 году и продолжался до середины 80-х годов. В качестве цели для двигателя называлась миссия "Марс-94" - пилотируемый полёт на Марс в 1994 году.
Схема РД-0410 аналогична NERVA - водород проходит через сопло и отражатели, охлаждая их, подается в активную зону реактора, нагревается там и выбрасывается.
По своим характеристикам РД-0410 был лучше NERVA - температура активной зоны реактора составляла 3000 К вместо 2000 К у NERVA, а удельный импульс превышал 900 с. РД-0410 был легче и компактней NERVA и развивал тягу в десять раз меньше.
Испытания двигателя. Боковой факел слева внизу поджигает водород во избежание взрыва.
Развитие твердофазных ЯРД
Мы помним, что чем выше температура в реакторе, тем больше скорость истечения рабочего тела и тем выше удельный импульс двигателя. Что мешает повысить температуру в NERVA или РД-0410? Дело в том, что в обоих двигателях тепловыделяющие элементы находятся в твердом состоянии. Если повысить температуру, они расплавятся и вылетят наружу вместе с водородом. Поэтому для бОльших температур необходимо придумать какой-то другой способ осуществления цепной ядерной реакции.Двигатель на солях ядерного топлива
В ядерной физике есть такое понятие как критическая масса. Вспомните цепную ядерную реакцию в начале поста. Если делящиеся атомы находятся очень близко друг к другу (например, их обжали давлением от специального взрыва), то получится атомный взрыв - очень много тепла в очень небольшие сроки. Если атомы обжаты не так плотно, но поток новых нейтронов от деления растет, получится тепловой взрыв. Обычный реактор в таких условиях выйдет из строя. А теперь представим, что мы берем водный раствор делящегося материала (например, солей урана) и подаем их непрерывно в камеру сгорания, обеспечивая там массу больше критической. Получится непрерывно горящая ядерная "свечка", тепло от которой разгоняет прореагировавшее ядерное топливо и воду.Идея была предложена в 1991 году Робертом Зубриным и, по различным подсчетам, обещает удельный импульс от 1300 до 6700 с при тяге, измеряющейся тоннами. К сожалению, подобная схема имеет и недостатки:
- Сложность хранения топлива - необходимо избегать цепной реакции в баке, размещая топливо, например, в тонких трубках из поглотителя нейтронов, поэтому баки будут сложными, тяжелыми и дорогими.
- Большой расход ядерного топлива - дело в том, что КПД реакции (количество распавшихся/количество потраченных атомов) будет очень низким. Даже в атомной бомбе делящийся материал "сгорает" не полностью, тут же бОльшая часть ценного ядерного топлива будет выбрасываться впустую.
- Наземные тесты практически невозможны - выхлоп такого двигателя будет очень грязным, грязнее даже "Ориона".
- Есть некоторые вопросы насчет контроля ядерной реакции - не факт, что простая в словесном описании схема будет легкой в технической реализации.
Газофазные ЯРД
Следующая идея: а что, если мы создадим вихрь рабочего тела, в центре которого будет идти ядерная реакция? В этом случае высокая температура активной зоны не будет доходить до стенок, поглощаясь рабочим телом, и её можно будет поднять до десятков тысяч градусов. Так родилась идея газофазного ЯРД открытого цикла:Газофазный ЯРД обещает удельный импульс до 3000-5000 секунд. В СССР был начат проект газофазного ЯРД (РД-600), но он не дошёл даже до стадии макета.
"Открытый цикл" означает, что ядерное топливо будет выбрасываться наружу, что, конечно, снижает КПД. Поэтому была придумана следующая идея, диалектически вернувшаяся к твердофазным ЯРД - давайте окружим область ядерной реакции достаточно термостойким веществом, которое будет пропускать излучаемое тепло. В качестве такого вещества предложили кварц, потому что при десятках тысяч градусов тепло передается излучением и материал контейнера должен быть прозрачным. Получился газофазный ЯРД закрытого цикла, или же "ядерная лампочка":
В этом случае ограничением для температуры активной зоны будет термическая прочность оболочки "лампочки". Температура плавления кварца 1700 градусов Цельсия, с активным охлаждением температуру можно повысить, но, в любом случае, удельный импульс будет ниже открытой схемы (1300-1500 с), но ядерное топливо будет расходоваться экономней, и выхлоп будет чище.
Альтернативные проекты
Кроме развития твердофазных ЯРД есть и оригинальные проекты.Двигатель на делящихся фрагментах
Идея этого двигателя заключается в отсутствии рабочего тела - им служит выбрасываемое отработанное ядерное топливо. В первом случае из делящихся материалов делаются подкритические диски, которые не запускают цепную реакцию сами по себе. Но если диск поместить в реакторную зону с отражателями нейтронов, запустится цепная реакция. А вращение диска и отсутствие рабочего тела приведет к тому, что распавшиеся высокоэнергетические атомы улетят в сопло, генерируя тягу, а не распавшиеся атомы останутся на диске и получат шанс при следующем обороте диска:Ещё более интересная идея состоит в создании пылевой плазмы (вспомним на МКС) из делящихся материалов, в которой продукты распада наночастиц ядерного топлива ионизируются электрическим полем и выбрасываются наружу, создавая тягу:
Обещают фантастический удельный импульс в 1 000 000 секунд. Энтузиазм охлаждает тот факт, что разработка находится на уровне теоретических изысканий.
Двигатели на ядерном синтезе
В ещё более отдаленной перспективе создание двигателей на ядерном синтезе. В отличие от реакций распада ядер, где атомные реакторы были созданы почти одновременно с бомбой, термоядерные реакторы до сих пор не передвинулись из "завтра" в "сегодня" и использовать реакции синтеза можно только в стиле "Ориона" - бросаясь термоядерными бомбами.Ядерная фотонная ракета
Теоретически можно разогреть активную зону до такой степени, что тягу можно будет создавать, отражая фотоны. Несмотря на отсутствие технических ограничений, подобные двигатели на текущем уровне технологии невыгодны - тяга будет слишком маленькой.Радиоизотопная ракета
Вполне рабочим будет ракета, нагревающая рабочее тело от РИТЭГа. Но РИТЭГ выделяет сравнительно мало тепла, поэтому такой двигатель будет очень малоэффективным, хотя и очень простым.Заключение
На текущем уровне технологии можно собрать твердотельный ЯРД в стиле NERVA или РД-0410 - технологии освоены. Но такой двигатель будет проигрывать связке "атомный реактор+ЭРД" по удельному импульсу, выигрывая по тяге. А более продвинутые варианты есть пока только на бумаге. Поэтому лично мне более перспективной кажется связка "реактор+ЭРД".Источники информации
Главный источник информации - английская Википедия и ресурсы, указанные в ней как ссылки. Как ни парадоксально, но любопытные статьи по ЯРД есть на Традиции - твердофазный ЯРД и газофазный ЯРД . Статья про двигатели наCо времени окончания операции «Орлиный коготь» прошло 33 года, но, увы, до сих пор многое неясно в этой запутанной .
Драма в Тегеране началась 4 ноября 1979 г. Толпа из 400 человек, заявившая, что они члены Организации мусульманских студентов - последователей курса имама Хомейни, напала на дипломатическое представительство США. Сотрудники посольства обратились за помощью к иранской полиции, которая, кстати, в этот день не выставила у посольства свой обычный караульный отряд. Однако просьбы эти остались без ответа. Через пару часов нападавшим удалось смять 13 американских морских пехотинцев, бросавших в толпу гранаты со слезоточивым газом. Посольство было захвачено, а организаторы нападения публично заявили, что эта акция была предпринята в знак протеста против того, что Соединенные Штаты предоставили убежище бывшему иранскому шаху, а также с целью сорвать заговоры американского империализма и международного сионизма против «исламской революции» в Иране. Студенты требовали выдачи шаха для предания его революционному суду.
До глубокой ночи в районе американского посольства проходили многочисленные митинги и демонстрации, на которых сжигались государственные флаги США и Израиля.
Иранское телевидение и радио весь день транслировали штурм посольства и последовавшие за ним митинги. В эфир передавались заявления различных религиозных, политических и общественных организаций Ирана в поддержку предпринятой акции, нескончаемый поток телеграмм и посланий от различных групп населения и отдельных граждан.
Из пропагандистских целей захватчики освободили 14 человек: неграждан США, негров и женщин. В плену студентов осталось 52 человека.
С самого начала всем было ясно, что это хорошо продуманная многоходовая акция радикального иранского духовенства.
В середине 1950-х годов иранское правительство и секретная служба САВАК полностью попали под контроль американцев.
В конце 1970-х годов в Иране сложилась парадоксальная ситуация - налицо имелся быстрый экономический рост, армия и флот страны занимали первое место на Ближнем Востоке, САВАК обеспечивал видимость стабильности и всенародной любви к шаху, а, тем не менее, режим шел к гибели.
Примечательно, что борьбу с шахом возглавило шиитское духовенство. В октябре - ноябре 1978 г. забастовочное движение охватило как государственные, так и частные предприятия. Забастовки были хорошо организованы: они начинались одновременно на всех или почти всех предприятиях одной отрасли или промышленной группы. Так, рабочие Бехшахрской промышленной группы (сорок производственных объектов) начали бастовать одновременно. Забастовку нефтяников провинции Хузестан поддержали рабочие всех нефтяных и газовых предприятий страны. А поскольку экономика и финансы Ирана к этому времени держались в основном на «нефтяной трубе», то забастовка вела страну к хаосу.
16 января 1979 г. шах Мохаммед Резе Пехлеви и шахиня Ферах отправились в тегеранский аэропорт Мехрабад. «Я еду в отпуск, - сказал шах провожавшим, - потому что чувствую себя очень усталым».
Уже через две недели, 1 февраля, 80 тысяч жителей страны пришли на небывалое по массовости богослужение. Верующие ожидали посланца Аллаха.
А в воздухе уже появился лайнер «Боинг-747» авиакомпании «Эр-Франс», летевший из Парижа в Тегеран. На его борту находился великий аятолла со своей свитой из 50 помощников и приближенных, в сопровождении 150 журналистов.
В мехрабадском аэропорту аятоллу встречало людское море, скандировавшее «Аллах велик! Шах ушел, имам пришел!» С этого момента Хомейни превратился в главную политическую фигуру страны.
5 февраля 1979 г. Хомейни объявил о незаконности правительства Ш. Бахтияра и назначил Мехди Базаргана главой временного революционного правительства. Это был тактически верный ход аятоллы. 73-летний Мехди Базарган получил инженерное образование в Париже. В свое время он был сподвижником Мосаддыка и одним из видных деятелей Национального фронта. Шахская охранка четыре раза бросала его в тюрьму. Базарган пользовался поддержкой как либералов, так и левых.
Одновременно сторонники Хомейни и активисты левых радикалов - «народных муджахидов» и федаинов - приступили к созданию вооруженных отрядов.
Надо ли говорить, что правительство Баргазана Хомейни считал переходным на пути к передаче власти радикальному духовенству.
Одним из важных моментов в разногласии правительства при Революционном совете стал вопрос о взаимоотношениях с США. Президент Дж. Картер и Госдепартамент США были крайне недовольны падением шахского режима, но поначалу действовали крайне осторожно. Так, им удалось договориться с новыми иранскими властями об эвакуации остававшихся в Иране 7 тысяч граждан США, а главное, беспрепятственном вывозе американского электронно-разведывательного оборудования, установленного при шахском режиме вдоль советской границы.
Однако американцы отказались поставить запрашиваемые иранским правительством новые партии вооружения, в том числе эсминцы (а фактически - крейсера-ракетоносцы), заказанные еще при шахе, без приглашения военных советников и экспертов из США.
21 октября администрация США известила иранское правительство, что шаху предоставляется временная виза для госпитализации в Соединенных Штатах, а на следующий день концерн Рокфеллера организовал перелет шаха в Нью-Йорк, где его поместили в клинику. Это дало повод сторонникам Хомейни для решительных действий. Они решили одним выстрелом убить двух зайцев - оказать давление на США и убрать правительство Базаргана.
После захвата посольства Госдепартамент США выразил «озабоченность», на что правительство Базаргана ответило, что «предпримет все усилия для удовлетворительного решения проблемы» и освобождения сотрудников диппредставительства.
Однако Базарган и его правительство были бессильны что-либо сделать для освобождения заложников, и 6 ноября тегеранское радио передало прошение премьер-министра на имя Хомейни об отставке. Аятолла немедленно удовлетворил просьбу Базаргана, и по радио передали указ Хомейни о принятии отставки и передаче всех государственных дел Исламскому революционному совету, которому поручалась подготовка референдума по «исламской конституции», выборам президента и меджлиса, а также проведение в госаппарате «революционной, решительной чистки». Осуществление этих мероприятий и составило основное содержание «второй революции», победа которой, по словам Хомейни, должна была облагодетельствовать «обитателей хижин, а не дворцов».
Таким образом, организовав захват посольства, сторонники Хомейни, используя антиамериканские настроения всего населения Ирана, создали новые государственные структуры.
В декабре 1979 г. состоялся всенародный референдум, одобривший «исламскую конституцию». В январе 1980 г. прошли выборы президента, а в марте - мае того же года был избран парламент. В августе - сентябре было создано новое, постоянное правительство.
В ответ на захват посольства президент Картер заморозил иранские счета в американских банках, объявил об эмбарго на иранскую нефть (несмотря на энергетический кризис), объявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном, введении полного экономического эмбарго против Ирана. Всем иранским дипломатам было предписано покинуть США в течение 24 часов.
Поскольку на уступки обе стороны идти были явно не намерены, Картер попытался разрешить политический кризис другими средствами. В Иран был направлен американский самолет-разведчик, который незамеченным проник в воздушное пространство Ирана и даже пролетел над Тегераном.
В итоге президент США Джимми Картер дал согласие на проведение силовой операции по освобождению заложников в Тегеране. По данным СМИ, первоначально операция именовалась «Горшок риса», а позже - «Орлиный коготь».
Согласно плану, группа захвата 24 апреля должна была скрытно проникнуть на территорию Ирана на шести военно-транспортных самолетах С-130 «Геркулес». Три из них должны были взять на борт бойцов «Дельты», а три других - резиновые емкости с авиационным керосином для дозаправки вертолетов на заправочном пункте с условным наименованием «Пустыня-1», который находился примерно в 200 милях (370 км) юго-восточнее Тегерана. В ту же ночь восемь вертолетов RH-53 D «Си Стэллион» должны были подняться с борта авианосца «Нимиц» и, летя параллельным курсом четырьмя парами, через полчаса после самолетов приземлиться в точке «Пустыня-1».
После высадки бойцов «Дельты» и дозаправки вертолетов «Геркулесы» должны были возвратиться на аэродром вылета на остров Масира у побережья Омана, а вертолеты - доставить бойцов «Дельты» в заранее намеченное укрытие в районе ожидания вблизи Тегерана, до которого было два часа лету, а затем перелететь в другую точку, в 90 км от укрытия бойцов «Дельты», и в течение всего следующего дня оставаться там под маскировочными сетями.
Вечером 25 апреля заблаговременно заброшенным в Иран агентам ЦРУ США предстояло на шести грузовых автомобилях «Мерседес» провезти 118 бойцов «Дельты» в сопровождении двух бывших иранских генералов по улицам Тегерана и доставить к посольству США. Ближе к полуночи группа должна была начать штурмовать здание посольства: по наружным стенам подобраться к окнам, проникнуть внутрь, «нейтрализовать» охрану и освободить заложников. Затем планировалось по радио вызвать вертолеты для эвакуации участников операции и бывших заложников либо прямо с территории посольства, либо с расположенного по соседству футбольного поля. Два самолета огневой поддержки АС-1 ЗОН, барражируя над посольством, поддержали бы их огнем в случае, если иранцы попытались помешать отлету вертолетов.
В предрассветной мгле раннего утра 26 апреля вертолеты со спасателями и спасенными должны были пролететь 65 км в южном направлении и приземлиться на аэродроме Манзарийе, который к тому времени находился бы в руках роты рейнджеров армии США. Оттуда заложников предполагалось доставить домой на двух реактивных транспортных самолетах С-141, а рейнджеры должны были возвращаться на самолетах С-130.
Прежде чем перейти к ходу операции, я хотел бы остановиться на трех ее деталях. Ну, во-первых, что обусловило выбор места посадки «Пустыня-1»? Дело в том, что в 1941–1945 гг. там находился британский военный аэродром, позже заброшенный. Место это янки выбирали тщательно, и позднейшие рассуждения их военных о том, что они-де не знали, что рядом проходит шоссе, мягко говоря, несерьезны.
За несколько дней до начала операции на аэродром «Пустыня-1» сел двухмоторный турбовинтовой пассажирский самолет «Твин Оттер». Дальность полета его составляла 1705 км, вместимость 19–20 пассажиров. Агенты ЦРУ во главе с майором Джоном Картни исследовали аэродром на предмет возможности посадки транспортных самолетов С-130 «Геркулес», а также установили световые маяки. Маяки должны были включаться по радиосигналам с приближающихся американских самолетов. Замечу, подробности полета «Твин Оттер» держатся в секрете до сих пор.
Не самым удачным было решение использовать в качестве «вертолетов-спасателей» морские вертолеты. Командование временной общевойсковой тактической группы остановило свой выбор на вертолетах RH-53 D «Си Стэллион» из-за их большой грузоподъемности - на 2700 кг больше, чем у вертолета ВВС НН-53. Также учитывалось, что выпуск вертолетов-тральщиков с авианосца в открытом море не привлечет внимания к готовившейся специальной операции.
Однако экипажи морских вертолетов RH-53 D были подготовлены к выполнению одной боевой задачи: поиск и траление морских мин только в дневное время суток с помощью опускаемого на буксировочном тросе большого трала.
Наиболее любопытный момент - огневая поддержка десанта. АС-130 Н («Ганшип») обладали сравнительно большой огневой мощью: одна 105-мм гаубица М102, одна 40-мм автоматическая пушка «Бофорс» и две 20-мм шестиствольные пушки М61 «Вулкан». Замечу, что последние выпускали около 5 тысяч (!) выстрелов в минуту.
Экипаж «Ганшипа» («Канонерки») - 13 человек. Все орудия стреляли на один борт. Как видим, два АС-130 Н могли вести эффективный огонь по толпе иранцев, но тихоходный «Ганшип» - легкая добыча для самого старого истребителя.
Как уже говорилось, судя по некоторым деталям, просочившимся в СМИ, «Орлиный коготь» должен быть стать частью куда более крупной операции с участием американских ВВС и ВМФ. В СМИ появились фото палубных штурмовиков «Корсар-2» авианосца «Нимитц» с характерными полосами «быстрого опознавания», которые были нанесены непосредственно перед началом операции «Орлиный коготь». Нетрудно догадаться, что «Корсары» должны были прикрывать десант с воздуха. Само собой, что и палубные истребители должны были прикрывать вертолеты и «Геркулесы». Не будем забывать, что большая часть личного состава ВВС Ирана еще в феврале 1979 г. поддерживала исламистов.
В ходе операции «Орлиный коготь» рядом с авианосцем «Нимитц» у входа в Персидский залив оказался и ударный авианосец «Корал Си». Видимо, планировался совместный удар штурмовиков обоих авианосцев по Тегерану или базам иранских ВВС.
Перед началом операции «Орлиный коготь» эскадрилья С-130 была переброшена в Египет под предлогом участия в совместных учениях. Далее они перелетели на остров Масира (Оман). После дозаправки эскадрилья «Геркулесов» в темноте пересекла Оманский залив.
Первое место посадки было выбрано неудачно. После посадки головного С-130 по песчаной дороге прошел автобус. Его водитель и около 40 пассажиров были задержаны до отлета американцев. Вслед за автобусом подъехала груженная горючим автоцистерна, которую американские спецназовцы уничтожили из гранатометов. Вверх взметнулся столп пламени, видный издалека. Кроме того, два вертолета уже были потеряны, а один вернулся на авианосец. Командовавший операцией полковник Бекквит решил прекратить операцию.
И тут произошла катастрофа. Один из вертолетов после заправки не рассчитал маневр и врезался в «Геркулес»-топливозаправщик. Раздался мощнейший взрыв, и обе машины превратились в факелы. Горело все топливо для операции. Рвались боеприпасы. Началась паника. Расположившейся невдалеке группе коммандос показалось, что это атака иранцев. Они открыли беспорядочный огонь. Вертолетчики, нарушив устав, побросали свои машины и побежали в безопасное место. В кабинах остались секретные карты, шифры, таблицы, новейшее оборудование, тысячи долларов и реалов. Полковники Бекквит и Кайл ничего не могли сделать. Оставалось только одно – быстрее убраться отсюда. Такой приказ последовал. Полковник Бекквит приказал бросить все, загрузиться на «Геркулесы» и ретироваться. Начальники тоже нарушили устав, не ликвидировав оставшиеся вертолеты. Позже эти «Си Стэллион» несколько лет прослужили в иранской армии.
Когда янки поднялись в воздух, на земле остались стоять пять вертолетов RH-53 D. Операция «Орлиный коготь» обошлась в 150 млн. долларов и восемь погибших летчиков.
Позже, когда вторжение на иранскую территорию стало достоянием гласности, султан Омана заявил протест и расторг договор с США, разрешавший их ВВС и ВМС использовать Масиру для своих нужд.
На мой взгляд, операция «Орлиный коготь» была обречена на неудачу при самом благоприятном стечении обстоятельств. Даже если бы отряду «Дельта» удалось прорваться к посольству, то хорошо вооруженные студенты и находившиеся неподалеку армейские подразделения оказали бы ожесточенное сопротивление.
Как писал американский журналист Майкл Хаас: «Охваченный религиозным рвением, иранец, в нормальном состоянии человек вежливый, превращается в обезумевшего фанатика, практически не испытывающего страха смерти. Как иначе объяснить готовность иранских подростков, доведенных муллами до исступления, выступать в ирано-иракской войне в роли живых миноискателей, нащупывающих мины босыми ногами? Человеку западной культуры это представляется чуждым, но, тем не менее, является одной из основных составляющих иранской культуры».
Бомбардировка Тегерана американской авианосной авиацией неизбежно привела бы к большим потерям среди мирного населения. Тем не менее уйти бы не удалось ни десантникам, ни заложникам, зато Тегерану пришлось бы пойти на союз с Москвой.
После неудачи операции «Орлиный коготь» госсекретарь США Сайрус Вэнс подал в отставку. Администрация же Картера немедленно начала подготовку новой силовой операции по освобождению заложников, получившей название «Барсук».
К августу 1980 года группа «Барсук» была готова к выступлению сразу же по получении от ЦРУ полной информации о местонахождении заложников. Однако ни командование операции, ни Белый дом не были удовлетворены поступающими сведениями ввиду их неполноты, а последствия освобождения только лишь части американцев были для всех слишком очевидны. Не желая неясностей, руководитель операции генерал-майор Секорд недвусмысленно объяснил Комитету начальников штабов, что «Барсук» является молотком, а не иголкой; жертвы среди иранского населения будут огромными.
Операция «Барсук» предполагала ни больше ни меньше, как захват Тегеранского международного аэропорта силами не менее двух батальонов рейнджеров, спасение заложников группой «Дельта» из предполагаемых мест удержания в Тегеране и эвакуацию задействованных войск и заложников транспортными самолетами под прикрытием палубных штурмовиков, которые с начала и до окончания операции должны были кружить над городом. Еще выше над ними должны были дежурить палубные истребители F-14 для перехвата любого иранского самолета.
Как писал историк Филип?Д. Чиннери в своей книге «В любое время, в любом месте», удар молотком в самое сердце одного из крупнейших городов мира должны были нанести более ста самолетов и 4000 военнослужащих. Для сравнения: в операции «Орлиный коготь» участвовало в общей сложности 54 самолета и вертолета, группа «Дельта» в количестве 118 человек и рота рейнджеров, размещенная на аэродроме, предназначенном для эвакуации.
Дальнейших попыток спасения заложников не было.
Госдепартаменту пришлось переходить с кнута на пряник - начались переговоры с иранскими властями. К концу января 1981 г. иранская делегация под руководством Бахзада Набави в Алжире достигла соглашения с США относительно освобождения 52 американских заложников. Вашингтон разморозил иранские активы на сумму 12 млрд. долларов. Огромная часть этих денег (4 млрд. долларов) пошла на выплаты по искам 330 американских компаний и частных лиц. Иран согласился на возвращение своих долгов различным иностранным банкам (3,7 млрд. долларов). Так что иранское правительство получило «чистыми» только 2,3 млрд. долларов. 52 американских заложника, пережив 444 дня плена, 20 января 1981 г. были освобождены и на «Боинге-727» вылетели из Мехабада на американскую военную базу в ФРГ Висбаден.
Разрешение кризиса с американскими заложниками еще раз доказывает нам, что политические риторики правительств Ирана и США и их практические действия зачастую лежат в противоположных областях. С начала «исламской революции» в Иране и по сей день все политические и духовные лица с большим усердием проклинают Израиль и даже призывают снести его с лица земли. А под шумок в начале 1980-х годов Израиль и «революционный» Иран заключили соглашение о поставках запчастей к американскому вооружению и нового военного оборудования в обмен на предоставление выездных виз иранским евреям, выезжающим в Израиль.
Дальше - больше. В 1985–1986 гг. США заключают секретное соглашение с «гнездом терроризма» Ираном о продаже больших партий суперсовременного вооружения - новейших вариантов зенитных ракет «Хоук», противотанковых ракет «ТОУ» и т. п. Полученные же от этих сделок средства американцы пустили на военную помощь «контрас», воевавшим в Никарагуа против законно избранного правительства сандинистов. Самое же любопытное, что перевалочной базой для самолетов, везущих в Иран, был… Израиль. Понятно, что израильские дипломаты и разведчики сыграли самую активную роль в афере «Иран - контрас».
Американские чиновники и военные не любили вспоминать об операции «Орлиный коготь». Но вот в 2012 году американцы сумели взять реванш. Операцию, позорно проигранную ВВС, ВМФ и группой «Дельта», блестяще выиграл… Голливуд в фильме «Операция «Арго». Дело в том, что в день штурма американского посольства иранскими студентами шесть американских дипломатов укрылись в посольстве Канады. Чтобы помочь им покинуть Иран, в страну прибывает агент ЦРУ. Под видом съемочной группы фантастического фильма «Арго» беглецы успешно минуют проверочные кордоны в аэропорту Тегерана и покидают страну.
Иран решил подать в суд на Голливуд за фильм «Операция «Арго» после того, как картину на закрытом показе в Тегеране просмотрели чиновники по культуре и кинокритики. Они пришли к выводу, что фильм является «продуктом ЦРУ», содержит антииранскую пропаганду и искажает исторические факты. Масумех Эбтекар, член горсовета Тегерана и участница захвата американского посольства в 1979 году, утверждает, что режиссер фильма Бен Аффлек показал ярость иранцев, жажду крови и проигнорировал тот факт, что большинство участников захвата были мирными студентами.
И вот в начале 2013 г. Тегеран решил нанести ответный удар и начал съемки художественного фильма под названием «Генеральный штаб» со своей версией событий 1979–1980 годов.
В заключение я хотел заметить, что ни в одном из десятков зарубежных и отечественных материалов, касающихся этой операции, я не обнаружил ни одного следа «руки Москвы». Тем не менее наши моряки были хорошо осведомлены практически о всех передвижениях американских кораблей и особенно авианосцев в Индийском океане. Тогда мы были великой державой. С 1971 по 1992 год существовала 8-я оперативная эскадра, операционной зоной который был Индийский океан и особенно Персидский залив.
В 1979–1980 годах в Индийском океане постоянно находились наши атомные ракетные подводные лодки проекта 675 с ракетами П-6 и проектов 670 и 671 с ракетами «Аметист». Они старались непрерывно держать в зоне действия ракет американские ударные авианосцы.
С аэродромов в Адене и Эфиопии вели разведку наши противолодочные самолеты Ил-38 и самолеты наведения крылатых ракет Ту-95 РЦ. Замечу, что в 1980 году за месяц только Ил-38 в среднем проводили около 20 самолетовылетов над Индийским океаном и Персидским заливом. Кстати, после свержения шаха иранские власти разрешили пролет со среднеазиатских аэродромов в Индийский океан наших Ил-38 и Ту-95 РЦ.
Наконец, не нужно забывать о наших разведывательных спутниках и космических аппаратах УС-А и УС-П морской разведки и наведения крылатых ракет. Наши моряки и летчики отслеживали каждый поход ударных авианосцев к границам России на дальность действия палубной авиации. Ну и, естественно, были в курсе всех американских затей.
Ctrl Enter
Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
25 апреля 1980 года, мир узнал о крахе военной операции по спасению американских дипломатов, взятых в заложники исламскими террористами в Тегеране.
Операция называлась “Коготь Орла”, и ее провал символизировал, по крайней мере, в глазах исламского мира, начало заката всемирной американской империи.
53 американских дипломата, включая временного поверенного в делах США в Иране, главу местной резидентуры ЦРУ и нескольких американских разведчиков, работавших под дипломатическим прикрытием, были взяты в заложники “революционными исламскими студентами” 4 ноября 1979 года.
Студенты требовали немедленного возвращения в Иран шаха Резы Пахлави и “извинений американских империалистов” за причиненные иранскому народу страдания.
Администрация президента Картера, проявлявшая редкую бесхребетность, пыталась вести безуспешные переговоры об освобождении заложников. Захват заложников, однако, вызвал беспрецедентую волну патриотизма в Америке, и, одновременно, самые негативные чувства по отношению к новому режиму в Тегеране. Внешние активы Ирана были заморожены специальным актом Конгресса, а жившие в США иранцы боялись публично говорить о стране своего рождения.
Общественное мнение и давление военных вынудило Картера согласиться с предложением секретных служб о силовом освобождении заложников.
Планирование и тайминг операции были чрезвычайно сложны. Американцы решили развернуть временный пункт по заправке горючим в иранской пустыне Язд близ города Табас. 4 американских транспортных самолета “Геркулес” должны были доставить на базу горючее, необходимое для дозаправки 8 (первоначально 9) вертолетов CH-53 Sea Stallion. Вертолеты позднее должны были перебросить американский спецназ на следующую временную взлетно-посадочную полосу близ Тегерана.
Sea Stallion были выбраны потому, что обладали наибольшей дальностью полета. Они могли достигнуть заправочного пункта в пустыне самостоятельно, вылетев с авианосца в Персидском заливе. Пилоты вертолетов, однако, не обладали опытом полетов в условиях гор и пустыни.
Высаженный вертолетами спецназ должен был быть погружен в уже купленные агентами ЦРУ в Иране грузовики-фургоны и ночью доставлен к посольству и к здания МИДа. После освобождения заложников всех должны были доставить к стадиону Амджадия.
Оттуда заложники и солдаты должны были быть эвакуированы на авиабазу Манзария в окрестностях Тегерана. Манзария должна была быть предварительно захвачена другой группой американского спецназа. Вся операция в Тегеране и вокруг него должна была прикрываться американскими штурмовиками с воздуха и сопровождаться диверсией и отключением электричества в Тегеране. С авиабазы Манзария все солдаты и заложники должны были быть эвакуированы на военно-транспортных самолетах “Геркулес”, опять-таки под прикрытием американских истребителей.
90 дней спутники-шпионы США наблюдали за отдаленным районом пустыни Дашт-э-Кавир. Именно здесь было решено организовать базу освобождения американских дипломатов в Тегеране. За все это время по дороге, ведущий из Кума в Мешад проехали только два автомобиля.
Именно здесь должны были приземлиться шесть военно-транспортных самолетов С-130 с горючим, спецназом и оборудованием, необходимым для успешного завершения операции. Сюда с авианосца Nimitz в Персидском заливе должны были прилететь 8 вертолетов Sea Stallion, на которых американский десант будет переброшен в Тегеран.
План операции в представлении американских аналитиков.
Прежде чем приступить к этой операции, даже описание которой выглядит достаточно сложным делом, ЦРУ послали в Иран майора ВВС Джона Карни. Майор летел на легком шпионском самолете. Он должен был удостовериться, что почва в районе предполагаемой импровизированной взлетно-посадочной полосы достаточно тверда, и что С-130 не увязнут в песке.
Высадившись, Карни обозначил четырьмя инфракрасными датчиками квадрат, в котором должны были приземлиться самолеты. Датчики не были видны невооруженным глазом, но при подлете к заданному участку летчики могли включить их с помощью пульта дистанционного управления и увидеть их в приборах ночного видения. Карни тщательно проверил поле между датчиками, убедился, что почва достаточно тверда, и что посреди поля нет куч мусора и опасных ям. По его мнению, площадка была “практически идеально ровной”. Пока Карни работал, мимо него проехали два иранских автомобиля. Никто его не заметил.
Карни успешно завершил миссию, вернулся вместе на самолете ЦРУ в Оман, и затем сразу вылетел в Лондон. Образцы привезенной им почвы были изучены и одобрены. Необычная активность иранских автомобилей в ту ночь, когда Карни готовил взлетное поле была объяснена как “аномалия”, и забыта. Местоположение базы Desert One было окончательно одобрено.
Одновременно, группа американских оперативников во главе с майором Диком Мидоуз проникла в Тегеран. Мидоуз играл роль ирландского бизнесмена, а его команда изображала “группу предпринимателей из ФРГ”. Они проверили скрытые посадочные площадки в горах близ Тегерана, на которые должны были прибыть штурмовые группы Дельта Форс из пустыни непосредственно перед началом штурма здания американского посольства и иранского МИДа, где отдельно от других удерживался временный поверенный в делах США и сопровождавшие его лица. Они несколько дней и ночей наблюдали за порядком охраны здания посольства и остались довольны результатами. “Германские бизнесмены” ухитрились посетить здание МИДа, и, согласно их рекомендации, штурмовая группа для МИДа была значительно увеличена.
Дельта Форс на базе морской пехоты в Калифорнии, между тем, занимались бесконечной отработкой сложной миссии. Спецназовцам казалось, что они могут выполнить все необходимые стадии уже во сне. По плану, десантники, силой освободив заложников, должны были доставить их на стадион Амджадия, находившийся через дорогу от посольства.
Американцев поджимало время. Иранские ночи с наступлением весны становились все короче, отбирая у военных столь необходимые им ночные часы. В дипломатическом и моральном плане американское унижение достигло предела. В те времена была популярна следующая шутка о встрече Джимми Картера с духом легендарного президента-империалиста Теодора Рузвельта: “Рузвельт спрашивает Картера: Джимми, рассказывай, как дела? Картер: Ну вот, русские вторглись в Афганистан. Рузвельт: Сколько ядерных бомб ты на них сбросил? Картер: мы бойкотируем Олимпиаду. Рузвельт: Что еще? Картер: Иранцы захватили 53 американских дипломата заложниками в Тегеране. Рузвельт: Что? Сколько бомбардировщиков бомбят Иран? Сколько дивизий ты послал? Картер: Ни одной. Мы пытаемся использовать средства дипломатического сдерживания. Рузвельт: Ага, следующая шутка, которую мне расскажут - Америка подарила Панамский канал!”
Джимми Картер и его советники не могли адекватно воспринять Иран, потому что Ираном теперь правили неадекватные люди. Иран раздирали внутренние конфликты - между исламистами и левой герильей, между государством и вооруженными этническими милициями. На горизонте маячил Саддам с его территориальными претензиями, а соседний Афганистан только что оккупировали советские войска. В этих условиях, с точки зрения Картера, Бжезинского и любого рационального политика Ирану, независимо от идеологической и религиозной ориентации, необходимы были источники оружия и финансов - и альтернативы Америке не существовало. Несколько десятков американских заложников просто не стоили лобового столкновения с США, при отсутствии другого, сравнимого по мощи союзника.
Президент Бани-Садр пообещал Картеру, что заложников переведут в МИД, что породило кратковременную эйфорию в Белом Доме. Бани-Садр потребовал также, что судьбу заложников должен окончательно решить меджелис - еще не выбранный и не созванный, и до того момента, когда это случится, Америка “должна воздерживаться от враждебных заявлений”. Картер тихо согласился и с этим унизительным требованием.
Заложников, однако, в здание МИДа не перевели, что показывало силу аятолл и слабость марионеточного правительства Ирана. Картер, по его собственному признанию, “чувствовал себя идиотом”. Обман Бани-Садра стал последней каплей, переполнившей чашу терпения президента-мученика.
По решению администрации, дипломатические отношения с Ираном были наконец разорваны и иранские дипломаты высланы из Америки - включая тех, кто просил о политическом убежище.
Аятолла Хомейни.
Имам Хомейни прокомментировал разрыв дипотношений так: “Единственный достойный поступок, совершенный президентом Картером в пользу угнетенных народов”.
Кратковременные и успешные экскурсии Джона Карни и Джима Мидоуз в Иран имели огромный резонанс в Вашингтоне. Секретные явки, районы сбора, грузовики для перевозки Дельта Форс и заложников были готовы.
Единственной альтернативой посылке спецназа в Тегеран, в военном отношении, была морская блокада Ирана и минирование его портов. И военные и дипломаты, однако, соглашались в том, что это не вернет Америке ее заложников - и если вернет, то только в гробах.
Картер и Бжезинский некоторое время поигрались с идеей ответного захвата иранских заложников на территории США, но быстро от нее отказались. Американцы боялись, что непредсказуемые аятоллы начнут расстреливать заложников. Никто не знал, как поступать с иранскими заложниками в этом случае. Бжезинский мрачно прокомментировал: “Они всегда могут вывалиться из вертолета в Красное море по дороге домой”.
Командовать военной экспедицией по освобождению заложников был назначен создатель Дельта Форс полковник Бэквиз. Всю свою жизнь и всю свою карьеру он посвятил созданию этой элитной боевой группы. Годы тренировок и подготовки должны были увенчаться сложной и блестящей операцией, аналога которой не существовало в анналах военной истории. Бэквиз был вызван в Белый дом, где рассказал все подробности плана Картера. В конце разговора он сказал: “Господин президент, от имени моих людей, я надеюсь, что вы позволите нам сделать это”.
Восемь вертолетов ждали под палубой авианосца. С-130 должны были вылететь из Вади Кена - заброшенной советской взлетно-посадочной полосы в Египте, приземлиться на острове Масирах, близ побережья Омана.
Ужас пустыни - песчаная буря.
Миссия была назначена на ночь 24 апреля 1980 года.
Военно-транспортные “Геркулесы”, использовавшиеся для иранской экспедиции, были переоборудованы. Из первого С-130, летевшего к Desert One было убрано все, включая скамейки для десантников. В самолет были загружены джип, пять мотоциклов, система навигации, алюминиевые пластины, на которых должен был стоять самолет во время ожидания в пустыне, чтобы не провалиться в песок, полковник Бэквиз и 74 спецназовца Дельта Форс.
У границы “Геркулес” шел на высоте менее 100 метров, дабы уклониться от установленных самими американцами радаров береговой охраны. После этого самолет поднялся на высоту тысяча метров, что продолжало оставаться опасным - полет проходил над горами Заграс и радар в кабине пилотов постоянно предупреждающе звенел.
Бэквиз, после того, как было принято окончательное решение перебрасывать в Иран солдат на “Геркулесах”, а не на вертолетах, увеличил количество людей, принимающих участие в миссии за счет рейнджеров из Форт Беннинг. Задачей рейнджеров была охрана периметра Desert One, в том числе от возможного воздушного нападения иранцев, в случае обнаружения базы. Рейнджерами командовал капитан Ваде Ишимото, офицер разведки Дельта Форс. Рейнджеры, по плану, должны были последними покинуть Иран. На борту первого самолета также находились 13 человек из армейского спецназа. Они должны были взять штурмом здание МИДа и освободить американского временного поверенного Брюса Лэйнгена и сопровождавших его Виктора Томсета и Майкла Хаулэнда. В Иран снова летел майор ВВС Джон Карни. Он командовал небольшим переносным диспетчерским пунктом ВВС, который должен был координировать сложные маневры самолетов и вертолетов миссии спасения в иранском воздушном пространстве. В состав экспедиции входило 132 человека.
За первым С-130 Бэквиза следовали еще пять “Геркулесов”. В одном летел остаток спецназа, не поместившийся в первый самолет, четыре остальных везли в гигантских резиновых резервуарах авиационное топливо, необходимое для обратного путешествия.
В Вади Кена, Египет, ЦРУ устроило брифинг для членов экспедиции. Были сообщены новые важные подробности - большее количество заложников, чем предполагалось ранее, находились в здании канцелярии посольства.
Большинство спецназовцев Бэквиза отрастили длинные волосы, усы и бороды. Они были одеты в джинсы, тяжелые ботинки и полувоенные черные куртки с множеством карманов. Внешне они мало чем отличались от студентов, захвативших американских дипломатов в заложники. Одним из сценариев освобождения заложников было их похищение” конкурирующей вооруженной студенческой фракцией. По Женевской конвенции солдаты (в отличие от шпионов) должны быть одеты военную форму. Дабы соблюсти это условие, у каждого на рукаве был американский флаг, прикрытый, однако, полоской ткани на липучке.
Вместе с Дельтой на “Геркулесах” летели несколько иранских добровольцев (все - американские граждане), а также два беглых иранских генерала. Один бывший агент САВАК, прошедший многомесячную подготовку “чтобы пристрелить нескольких фанатиков Хомейни” в последний момент перепугался и не полетел. Задачей людей, говоривших на фарси, было вести грузовики с “Дельтой” в Тегеран и по дороге заговаривать зубы охране блок-постов. Иранские генералы, в случае возникновения неожиданных затруднений, должны были сыграть роль высших офицеров разведки режима, и напустив на себя присущую важность, рассказать оппонентам, что те являются свидетелями тайной тренировки иранских элитных подразделений.
Иранцы не засекли радарами первый “Геркулес”. Они, однако, заметили полет 4 “Геркулесов” с горючим, но решили, что речь идет об иранских самолетах. Нация ждала американского вторжения, но явно не на турбовинтовых тихоходах.
Приближаясь к Desert One пилоты первого самолета заметили странные облака молочного цвета. Сначала их вообще приняли за легкую дымку. Летчики позвали в кабину Джона Карни, который уже считался специалистом по Ирану. Они спросили его: “Что это за штука там?” Карни подумав, ответил: “Хабуб”. Летчики засмеялись над неизвестным и странным словом. Они не знали, что хабуб похоронит их миссию.
Карни слышал про хабуб раньше, от пилотов ЦРУ, с которыми летал на разведку. Изменяющееся атмосферное давление в пустыне приводит к тому, что мельчайшие частицы песка поднимаются в воздух и висят в нем, иногда на высоте несколько тысяч метров, образуя вертикальное облако. Хабуб вряд ли мог навредить большим самолетам, но мог оказаться проблемой для вертолетов. Карни, подумав об этом, немедленно доложил на командный пункт в Вади Кена.
Карни сильно удивился тому, насколько мягко произошла посадка. Главной причиной был мельчайший песок, но и он же мог стать причиной дальнейших осложнений, когда несколько десятков работающих пропеллеров могли создать (и создали) настоящую песчаную бурю.
Дислокация транспортных средств ВВС США послед высадки. 25 апреля 1980
Как только “Геркулес” приземлился, капитан Ишимото и его люди немедленно выкатили джип и мотоциклы. Они увидели, что по пустынной дороге удирает цистерна и пикап. На цистерне, по всей видимости, везли ворованный бензин. “Дельта” не могла позволить увидавшим ее иранцам уйти.
На этом неприятности не закончились, а только начались. Пропеллеры “Геркулеса” еще вращались, когда один из шокированных коммандос увидел, что прямо на них едет иранский автобус. Это был большой Мерседес, набитый изумленными иранцами, которые еще раз подтвердили главный закон ведения военных действий - абсолютную определенность того, что непредсказуемое и неожидаемое случится, в самый неподходящий момент. И момент был критическим. Один из членов группы Ишимото поняв, что цистерну не догнать, выпустил по ней противотанковую ракету. Поскольку он был профессионалом, ракета взорвалась, и цистерна взорвалась тоже. Один из находившихся в кабине иранцев успел выскочить и залезть в сопровождающий пикап, на котором и скрылся от преследователей.
Секретная американская база в сердце иранской пустыни была внезапно освещена как футбольный матч в пятницу вечером в родном Техасе. Солдаты поснимали приборы ночного видения - в них больше не было никакой надобности.
Автобус Мерседес между тем, остановился - с простреленным радиатором и простреленными шинами. Дельта Форс, не без труда, вывела из автобусов и обыскала 40 ошеломленных иранцев. Это были простые люди, автобус ехал из Язда в Табас. Оружия у них не было. Только один из них говорил по-английски, он сразу понял, что речь идет об американцах.
Вопрос о том, что делать с иранцами обсуждался немедленно и на самом высшем уровне - в Белом Доме. Бжезински рассказал обо все Картеру, и тот постановил, что единственное возможное решение - забрать пассажиров автобуса с собой на одном из “Геркулесов” и репатриировать их в Иран только после окончания операции.
Тем временем один из иранских генералов, решив, что дела пошли плохо, выкинул свой посеребренный револьвер в песок. Значительные время и усилия ушли на поиск пропавшего оружия - Бэквиз боялся, что револьвер мог найти один из пассажиров и тайно пронести его на борт “Геркулеса”. Поиски ничего не дали.
Та самая цистерна с ворованным бензином.
Второй С-130 с остатками Дельт Форс под командованием капитана Барраса зашел на посадку точно по расписанию. Один из ветеранов, Фитч, приветствовал шокированного бензиновым фейерверком офицера словами “Добро пожаловать в третью мировую войну!”.
По материалам Mark Bowden Guests of Ayatollah. Перевод postskriptum.org