Американские штурмовики а 10. Что «Бородавочник» сделал бы с танками Новороссии
С середины 60-ых Американцы начали разработку нового самолета для непосредственной поддержки сухопутных войск, для замены старых поршневых машин Дуглас А-1 "Скайрейдер".
В 1970 году требования, предусматривавшие создание самолета с взлетной массой не более 15 880 кг и боевой нагрузкой не менее 2750 кг, были разосланы 12 авиационным фирмам. Шесть из них в установленный срок (август 1970 года) предоставили свои эскизные проекты, из которых для реализации выбрали предложения «Нортропа» (самолет получил обозначение YA-9A) и «Фэйрчайлда» (YA-10A). Каждая фирма построила по два прототипа, вышедших на испытания в мае - августе 1972 года. По результатам испытаний победителем признали изделие «Фэйрчайлда»: при несколько худших по сравнению с конкурентом летных качествах и более сложном наземном обслуживании YA-10А был лучшей платформой для стрельбы и, главное, обладал гораздо более высокой выживаемостью над полем боя - летчика и жизненно важные элементы конструкции защищали в общей сложности 1309 кг брони, а двигатели были максимально разнесены, что снижало вероятность их одновременного вывода из строя.
A-10 Тандерболт II Thunderbolt американский самолет штурмовик по прозвищу Warthog-Бородавочник видео фото
18 января 1973 года «Фэйрчайлд» получил контракт на поставку 10 предсерийных штурмовиков А-10А. Эти самолеты были изготовлены в 1975 году, и в том же году началось полномасштабное серийное производство. В общей сложности ВВС США получили 713 таких самолетов, последний из которых был изготовлен в марте 1984 года. Все самолеты построили в одноместном ударном варианте - двухместная учебно-боевая машина А-10В осталась лишь в проекте. Самолет А-10А оборудован двумя ТРДД «Дженерал Электрик»TF-34-GE-100 тягой по 40,3 кН. Прицельно-навигационное оборудование крайне скромное и обеспечивает в базовом варианте боевое применение лишь в простых метеоусловиях.
А вот вооружение самолета представлено очень мощной 7-ствольной 30-мм пушкой GAU-8/A с боекомплектом 1174 патрона. Подвесное оружие размещается на 11 под-крыльевых узлах, его максимальная масса достигает 7250 кг. Самолет может нести УР класса «воздух - поверхность» AGM-65 «Мэверик», УАБ GBU-12 с лазерной либо GBU-15 с телевизионной системой наведения, свободнопадающие авиабомбы, НАР и подвесные пушечные контейнеры. Для самообороны предусмотрена подвеска двух УР «Сайдвиндер».
Пуск ракеты AGM-65. А-10 355-го тактического истребительного крыла. Аляска, 2007 год
- Пуск AGM-65 смотрим тут
- ВООРУЖЕНИЕ
Командование ВВС США считало штурмовик Фэрчайлд А-10А слишком «узко-специализированным».
Штурмовикам А-10 не довелось поучаствовать в боях против советских танковых армад - для чего они изначально предназначались. Тем не менее «Тандерболты» оказались весьма полезными в других конфликтах. Смотрим применение самолета в видео ниже.
- В первую очередь новыми штурмовиками вооружили учебные части - 355-е тактическое истребительное крыло (ТИАКР; авиабаза Девис-Монтейн), в котором осуществлялась подготовка пилотов, и одну эскадрилью 57-го ТИАКР (Неллис), отвечающего за разработку тактики бое¬вого применения. Затем А-10А получили два трехэскадрильных боевых крыла, также дислоцирующихся на территории США - 354-е в Мертл-Бич и 23-е в Ингленд. Последняя часть входила в состав сил быстрого развертывания, а ее главной задачей была поддержка 18-го воздушно-десантного корпуса.
- Весной 1978 года началось перевооружение на А-10А частей Командования ВВС США в Европе. Здесь ими вооружили 81-й ТИАКР.
- В мирное время шесть эскадрилий этого крыла (в общей сложности 108 А-1 ОА) дислоцировались на авиабазах Бентуотерс и Вудбридж в Великобритании, а в случае войны с СССР должны были перелететь на шесть передовых аэродромов на территории ФРГ. Наконец, по одной эскадрилье штурмовиков А-10А дислоцировали на Аляске (18-я эскадрилья в составе 343-й смешанной авиагруппы, получившая А-10А в 1981 г.) и в Южной Корее (перевооруженная новыми штурмовиками в 1982 году 25-я эскадрилья в составе 51 -го ТИАКР). Вооружили «Тандерболтами» и ряд эскадрилий ВВС национальной гвардии.
Зарядка семиствольной пушки GAU-81A калибра 30 мм Тандерболта фото
Проверка «Тандерболтов» 354-й эскадрильи. Аляска, 2005 год
В ходе эксплуатации А-10А проходил ограниченные доработки. В частности, в течение 1980-х годов дважды обновляли оборудование РЭБ, устанавливая более совершенную аппаратуру индивидуальной защиты самолета. Отношение командования ВВС США к штурмовику было неоднозначным - машина считалась слишком «узкоспециализированной». Предполагалось заменить ее в ударных частях штурмовым вариантом истребителя F-16 - штурмовиком А-1 б.
В ожидании этого около 250 «Тандер-болтов» в 1989-1991 годах передали из штурмовых эскадрилий в эскадрильи передовых авиационных наводчиков, заменив там турбовинтовые машины OV-10A. Такая модификация «Тандерболта», получившая обозначение ОА-10А, отличалась от базовой машины лишь наличием специальных кассет для сброса маркеров, обозначающих наземные цели.
Но два фактора - успешное применение А-10А в ходе войны в Персидском заливе и прекращение разработки А-16, вызванное сокращением военных расходов после окончания холодной войны, - продлили существование «Тандерболта» как ударной машины.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Тип: одноместный штурмовик
- Двигатели:ТРДД «Дженерал Электрик» TF34-GE-100А максимальной тягой 40,32 кН
- Размеры, м: длина: 16,26 высота: 4,47 размах крыла: 17,53 площадь крыла, м2:47,01
- Вес, кг: пустого самолета - 12 000, максимальный взлетный - 23 134 кг.
- максимальная скорость, км/ч: 830
- практический потолок: 10 750 м
- Вооружение: 1х30-мм семиствольная пушка GAU-8/A (боекомплектом 1774 патронов);
- УР различных типов, УАБ, бомбы, блоки НАР и топливные баки массой до 7250 кг на 11 узлах внешней подвески.
Подготовка самолета 455-й эскадрильи к вылету. Баграм, Афганистан. 2012 год
Операция "БУРЯ В ПУСТЫНЕ"
В операции «Буря в пустыне» в январе - феврале 1991 года приняли участие 144 А-1ОА (из 572 самолетов такого типа, находящихся на тот момент в частях регулярных ВВС и национальной гвардии). Они входили в состав семи полных или неполных эскадрилий: 74-й и 76-й из 23-го ТИАКР, 353-й и 355-й из 354-го ТИАКР,
23-й и 511-й из состава Командования ВВС США в Европе и 706-й эскадрильи из 926-го крыла резерва ВВС.
В первые дни боевых действий А-1 ОА большими группами под прикрытием истребителей и самолетов РЭБ наносили удары по иракским РЛС и позициям ЗРК. В последующем одной из главных задач пилотов «Тандерболтов» стала «охота» за мобильными ПУ баллистических ракет «Скад». В конце января А-10А переключились на удары по частям сухопутных войск Ирака, находящимся на оккупированной территории Кувейта. Насыщенность этих войск зенитными средствами ближнего действия, прежде всего - ЗСУ-23-4 «Шилка», обусловили невозможность применения «Тандерболтами» своего главного оружия - пушки GAU-8/A. А вот УР «Мэверик», позволяющие наносить удары, не входя в зону поражения «Шилок», применялись очень широко - из 5296 ракет этого типа, выпущенных в ходе операции «Буря в пустыне», 5013 приходилось именно на долю А-10А! Примерно треть боевых вылетов штурмовики выполнили ночью. Поскольку самолеты в то время еще не имели приборов ночного видения, для поиска целей применялись ГСН ракет «Мэверик», транслирующие изображение на монитор в кабине пилота. В общей сложности во время операции «Тандерболты»
- выполнили около 8000 боевых вылетов,
- уничтожили 987 танков
- 501 бронемашину
- 1100 артиллерийских орудия
- 11 мобильных пусковых установок ракет «Скад» и другие объекты
А-10 343-го тактического истребительного крыла готовится к сбросу бомб Мк 82. Комбинированные учения CALFEX IV.ЮКОН,1988год
Официальное название «Тандерболт» II не прижилось среди американских авиаторов - они окрестили его «Уортог» (Warthog), то есть «африканский бородавочник», род диких свиней. Такое странное, на первый взгляд, название стало продолжением традиции давать ударным самолетам ВВС США «свинские» прозвища: F-84G «Тандерджет» прозвали «Хог» (hog - свинья), F-84F «Тандерстрик» - «Супер Хог», a F-105 «Тандерчиф» - «Ультра Хог».
Потери составили пять самолетов, сбитых огнем ПВО. Еще 73 А-10А получили различные повреждения, причем в трех случаях машины пришлось списать.
Горячие точки: Балканы, Ирак, Афганистан, Ливия...
В 1999 году 43 А-10А привлекли к участию в операции «Эллайд Форс» против Югославии. Эти машины были передислоцированы в Италию на авиабазы Авиано (40-я экспедиционная группа - 18 самолетов из 81 -й эскадрильи и пять из 23-й) и Тра¬пани (131-я экспедиционная эскадрилья - 18 «Тандерболтов» из трех эскадрилий ВВС национальной гвардии). Главной задачей А-10А в этой войне, наряду с нанесением ударов по объектам на поле боя, стало обеспечение поисково-спасательных операций. В апреле 2003 года в операции «Иракская свобода» задействовали 60 «Тандерболтов» из двух регулярных эскадрилий (75-й и 354-й) и одной эскадрильи ВВС национальной гвардии (118-й). Самолеты действовали с авиабазы Али-Аль-Салем в Кувейте, но вскоре часть из них перелетела на аэродром Талил в Ираке, откуда действовала до конца войны. В этой операции А-10А впервые использовали подвесные прицельные контейнеры LANTIRN, что позволило применять УАБ с лазерным наведением. Участвуют «Тандерболты» и в боевых действиях в Афганистане. Главной их базой там является Кандагар.
С сентября 2010 года в Кандагаре находилась 75-я эскадрилья (18 А-10), сменившая 81-ю. В марте 2011 года шесть штурмовиков принимали участие в операции «Одиссей Доун» против Ливии.
Фэйрчайлд А-10 «Тандерболт» 111-го истребительного крыла. Станция авиации ВМС США Уиллоу-Гров, штат Пенсильвания. Май 2005 года
С 2005 года в США реализуется программа, предусматривающая модернизацию 200 самолетов А-10А до уровня А-10С. При этом самолеты оборудуются подвесными прицельными контейнерами «Лайтенинг» и «Снайпер» XL, а приборное оборудование кабины обновляется за счет замены старого монитора двумя цветными много-функциональными индикаторами. Также модернизируется бортовой комплекс РЭБ, а арсенал применяемого вооружения расширяется за счет УАБ семейств JDAM и «Пэйв Уэй» III, а также управляемых бомбовых кассет WCMD.
По состоянию на конец 2013 года самолеты А-10С находились на вооружении шести эскадрилий регулярных ВВС (без учета учебных эскадрилий):
354, 357 и 358-й в 355-м ИАКР (Девис- Монтейн), 74-й и 75-й в 23-м ИАКР (Поуп), 25-й в 51 -м ИАКР (Осан, Южная Корея).
Кроме того, на «Тандерболтах» летали девять эскадрилий резервных компонентов: 104,107,163,184 и 190-я в ВВС национальной гвардии, а также 45,47,76 и 303-я в резерве ВВС. Предполагалось, что А-1 ОС останутся на вооружении ВВС США до 2028 года. Но в настоящее время обсуждается возможность ускоренного вывода «Тандерболтов» из боевого состава ввиду необходимости экономии средств. В частности, уже летом 2014 года 184-я эскадрилья ВВС национальной гвардии штата Арканзас сменит свои А-10 на беспилотники MQ-9 «Рипер».
Самолет A10 Тандерболт не был закуплен ни одной страной, кроме США, - союзники американцев предпочитают узкоспециализированному штурмовику многоцелевые тактические истребители.
1 Дула пушек
2 Носовой обтекатель
3 Стволы пушек
4 Антенна приемника системы предупреждения о РЛ облучении, работающая в L-диапазоне
5 Панель лобового стекла
6 Коллиматорный индикатор
7 Титановые бронепанели кабины
8 Семиствольная пушка «Дженерал Электрик» GAU/8A калибра 30 мм с вращающимся блоком стволов
9 Рукав подачи снарядов ЮСтойка носовой опоры шасси
11 Носовое колесо шасси
12 Выдвижная посадочная лестница
13 Рычаги управления двигателями
14 Ручка управления
15 Катапультное кресло «Макдоннел Дуглас» ACES 2
16 Крышка фонаря кабины
17 Отсек дополнительного оборудования
18 Ручка аварийного сброса фонаря
19 Магазин боеприпасов барабанного типа на 1174 снаряда
20 Подфюзеляжный гребень
21 Отсеки РЭО
22 Стыковочный шпангоут передней и центральной частей фюзеляжа
23 УКВ антенна системы TACAN
24 Панели обшивки крыла
25 Контейнер ALE-37A с автоматом выброса ДО
26 Контейнер РЭБ ALQ-119
27 Элерон-тормозной щиток в выпущенном положении
28 Элерон и элерон-тормозной щиток
29 Триммер элерона
30 Щелевые закрылки
31 Фюзеляжные протекторные топливные баки (максимальный запас внутреннего топлива 4853 кг)
32 Главный лонжерон фюзеляжа
33 Главные шпангоуты крепления крыла к фюзеляжу
34 Заправочная горловина для подачи топлива самотеком
35 Обтекатель пилона крепления двигателя
36 Узел крепления пилона
37 Правый воздухозаборник
38 Лопатки вентилятора двигателя
39 Контейнер с РЛС (под правым крылом - контейнер с ИК системой переднего обзора)
40 Пилоны крепления двигателя
41 Конструкция мотогондолы
42 Маслобак
43ТРДД «Дженерал Электрик» TF34-GE-100
44 Сопло двигателя
45 Правый киль
66 Левый элерон-тормозной щиток в выпущенном положении
67 Нервюры крыла
68 Центральный лонжерон
69 Лонжерон носка крыла
70 Два внешних неподвижных пилона грузоподъемностью по 453 кг
71 Контейнер AU3-119 с аппаратурой РЭБ
72 Автомат ALE-37A выброса ДО
73 Основное колесо шасси
74 Пилон грузоподъемностью 1134 кг
75 Стойка основной опоры шасси
76 Створки ниши уборки основной опоры шасси
77 Ниша уборки левого колеса шасси в полуутопленное положение
78 Штуцер заправки топлива под давлением
79 Обтекатель ниши уборки шасси
80Узел крепления консольной части крыла
81 Внутренний предкрылок
82 Пилон грузоподъемностью 1134 кг
83 Подфюзеляжный пилон грузоподъемностью 1588 кг
84 Бомбодержатель с принудительным сбросом
85 Бомбы Мк 82 калибра 227 кг
Мы в контакте http://vk.com/toparmy
Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.
Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.
Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.
Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.
Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.
Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.
Самолет Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II является штурмовиком американского производства, которым управляет один пилот. Данная машина оснащена двумя двигателями. Основной задачей этого аппарата является уничтожение наземной техники вражеских войск. Это изделие было названо таким образом в честь легендарного самолета мировой войны с обозначением P-47 «Тандерболт».
История создания самолета Фэйрчайлд Рипаблик A-10 «Тандерболт» II
Данная машина начала проектироваться в связи с необходимостью нового штурмовика, который должен обладать значительно высшими показателями бронирования, что должно было повысить боевую выносливость. Во время войны во Вьетнаме американцы широко использовали штурмовики класса А-1, Т-28 и другие, но они были оснащены тонкой броней, за счет чего было потеряно много машин.
Исследования в данной отрасли самолетостроения ВВС США начали в 1966 году по программе разработки ударного экспериментального штурмовика. К весне 67 года были разработаны требования, где указывались основные характеристики, которым должен отвечать будущий самолет. Данные требования были направлены непосредственно в авиастроительную фирму.
Главным требованием заказчиков являлось изготовление аппарата за относительно небольшую цену, при этом он должен иметь усиленную броню и развивать скорость в 650 км/ч. При всем этом штурмовик должен иметь хорошую маневренность на небольших высотах. Было прописано требование о возможности использования самолета на грунтовых аэродромах. Что касается конструкции, то необходимо было оснащение внешней подвески большим количеством узлов для крепления вооружения или специального оборудования.
На конкурсной основе ВВС США выбрали две основные разработки, среди которых были Northrop и Fairchild Republic. Последний аппарат был дороже, но его изготовили на 20 дней ранее, что позволило ему подняться в воздух в мае 1972 года. Для глубокого тестирования этих машин на базе Эдвардс было подготовлено подразделение опытных пилотов.
Испытания обеих машин в сравнительной схеме были начаты осенью 72 года. Основным наземным тестом была проверка корпуса на живучесть с применением оружия советского образца. В ходе дальнейших испытаний машины не имели между собой значительных преимуществ. Но машина типа «Нортроп» отличалась лучшей маневренностью и меньшей дистанцией разбега при отрыве от взлетной полосы. А аппарат «Фэйрчайлд Рипаблик», в свою очередь, был более экономичным при использовании, и значительно проще проходило его обслуживание.
В конечном итоге летом 73 года победителем в данных сравнительных исследованиях вышел YA-10A. После этого ВВС произвели заказ на 10 машин данного класса в компании «Фэйрчайлд Рипаблик». За этот заказ было заплачено почти 160 миллионов долларов.
Первый предсерийный самолет модели YA-10A был готов в начале 75 года, а впервые произвел отрыв от аэродрома в феврале этого же года. В это же время самолет получил дополнительное название «Тандерболт» II. В начале осени 1975 года его оснастили боевым вооружением, в состав которого входила крупнокалиберная пушка типа GAU-8. Нужно отметить тот факт, что 30-миллиметровая пушка была разработана специально для данного штурмовика, до этого ее не использовали. Она являлась мощным артиллерийским оружием, которое больше никогда не устанавливали на самолетах. За счет того, что опушка размещалась по центру носовой части и, соответственно, занимала много места, пришлось сместить носовую стойку системы шасси. Данное орудие могло уничтожить танк класса Т-62 с расстояния в 1,2 километра.
Производство шло ударными темпами, за счет чего удалось создать первую эскадрилью данных штурмовиков в 1977 году. Серийное изготовление аппарата продолжалось до 84 года, но и после этого машины изготовляли на заказ. За период серийного производства было создано 715 самолетов типа А-10.
Особенности конструкции штурмовика A-10 «Тандерболт» II
Машина изготовлена в схеме нормальной аэродинамики, на которой были низко расположены крылья. Они имели форму трапеции и оснащены двухкилевым оперением вертикального типа. Корпус построен как полумонокок. В передней части аппарата был установлен фонарь пилота, что повышало обзор во всех плоскостях. На центральной части были установлены гондолы с двигателями, данное расположение позволило стабилизировать поток воздуха от моторов при маневрах и перегрузках.
Газы от ТРДД проходят таким образом, что снижает заметность машины при полете, потому что они проходят выше плоскостей стабилизаторов. Снижению заметности способствует и то, что двигатель оснащен системой двухконтурного охлаждения, которая не позволяет моторам сильно нагреваться.
Строение крыла состояло из двух консолей, которые имели большую степень стреловидности в передней части. Для лучшей генерации вихревых потоков концы консолей были отогнуты вниз. На центроплане и консолях были установлены закрылки Фаулера, которые имели три позиции. Центроплан оснастили предкрылками автоматического типа, они располагались между гондолами шасси и бортом корпуса. Крайняя часть крыла тоже имела элероны, состоящие из двух частей. Они могли расщепляться и при этом выполнять функцию воздушных тормозов.
Самолет Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II имеет систему шасси, которая представлена тремя опорами с носовой стойкой. На основных стойках установлено по одному колесу с пневматиками, что позволяет производить взлет с грунтовых аэродромов и с ровной пересеченной местности с травяным покровом. Стойки во время полета убираются в специальные ниши в гондолах крыла. Носовая стойка тоже имеет одно колесо, но ее особенностью является то, что она смещена на 40 сантиметров от центра симметрии, поскольку центральная часть используется для установки пушки. Кабина пилота разработана в схеме ванны, которая собрана из бронированных листов титана, соединенных между собой болтами.
Силовая установка аппарата была представлена двумя двигателями ТРДД, которые изготовила компания «Дженерал Электрик». Они имели обозначение TF34-GE-100F. Каждый двигатель выдавал мощность в 4100 кгс. Все горючее было расположено в фюзеляжных баках, изготовленных из бронированных листов с пористым наполнителем. Кроме того, все топливопроводы тоже были бронированными.
Много агрегатов самолета работало от гидравлической системы, которая имела автономные насосы, работающие от двигателей. Нормальным было давление в 210 кгс/см 2 . Электроэнергия поступала от трехфазных генераторов, установленных на моторах силовой установки. В аварийных ситуациях использовали аккумуляторы, расположенные на борту машины. При наземных работах или неработающих двигателях аппарат имел вспомогательную систему электропитания. В кабине пилота также установлено кресло типа ACES II, с помощью которого пилот мог эвакуироваться в аварийной ситуации.
Для полетов на большой высоте кабина пилота имела систему подержания микроклимата и систему вентиляции, продумана система обогрева фонаря кабины. При возгорании использовалась система тушения пожара с помощью фреона.
Fairchild A-10 Thunderbolt II характеристики:
Модификация | A-10 |
Размах крыла, м | 17.53 |
Длина самолета,м | 16.26 |
Высота самолета,м | 4.47 |
Площадь крыла,м2 | 47.01 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 11610 |
нормальная взлетная | 14865 |
максимальная взлетная | 22200 |
Топливо | |
внутренние топливо, кг | 4853 |
ПТБ, л | 3 х 2271.25 |
Тип двигателя | 2 ТРД General Electric TF34-GE-100 |
Тяга нефорсированная, кН | 2 х 40.32 |
Максимальная скорость, км/ч | |
на высоте | 834 |
у земли | 706 |
Крейсерская скорость, км/ч | 634 |
Практическая дальность, км | 3949 |
Боевой радиус действия, км | 463-1000 |
Скороподъемность, м/мин | 1824 |
Практический потолок, м | 10600 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | одна 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A c 1350 патронами |
Боевая нагрузка - нормальная - 5435 кг или максимально -7258 кг (или 6505 с ПТБ) на 11 узлах подвески: | |
6 УР воздух-земля AGM-65A Maveric | |
9 или 16 ПТУР AGM-114 Hellfire | |
2 УР воздух-воздух AIM-9E/J Sidewinder, | |
6 907-кг бомб с оптическим наведением GBU-15 | |
18 227-кг бомб с лазерным наведением GBU-12 Paveway II | |
6 907-кг бомб, | |
12 454-кг бомб Mk.83 или 28 227-кг бомб Mk.82 | |
20 кассетных бомб Rockeye Mk.20 | |
9 напалмовых бомб BLU-1 или BLU-27 | |
16 бомбометов CBU-52 или CBU-71 | |
2 контейнера SUU-23/A c 20-мм пушкой | |
10 ПУ LAU-68 7x69(85) НУР |
Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II
A-10 Thunderbolt II – это американский одноместный бронированный штурмовик, созданный в середине 70-х годов прошлого века. Несмотря на довольно почтенный возраст, штурмовик А-10 Thunderbolt II по праву считается одной из лучших машин своего класса в мире. Специализацией этой машины является уничтожение танков и другой бронетехники противника.
В настоящее время является основным самолетом поддержки сухопутных войск на поле боя армии США. Свое название штурмовик получил в честь легендарного истребителя-бомбардировщика периода Второй мировой войны P-47 Thunderbolt. В американской армии он получил совсем другое прозвище – Warthog, что означает «Бородавочник».
«Тандерболт» впервые поднялся в небо в 1972 году, был принят на вооружение в 1977 году, несколько раз подвергался модернизации. «Звездным часом» «Бородавочника» стала первая война в Персидском заливе. Именно этот самолет уничтожил больше всего бронетехники иракской армии. И если до операции «Буря в пустыне» американские ВВС планировали избавиться от А-10, то после такого «боевого дебюта» о списании штурмовика уже никто даже и не заикался.
Наиболее современной и «продвинутой» модификацией самолета является А-10С, она была принята на вооружение в 2007 году. Всего же с момента начала серийного производства было изготовлено 715 самолетов. В 2018 году в строю оставалось 283 машины (А-10С). Стоимость одного штурмовика A-10 Thunderbolt II составляет 11,8 млн долларов (на 1994 год).
История создания A-10 Thunderbolt II
Своим появлением на свет A-10 Thunderbolt II во многом обязан вьетнамской войне. В начале 60-х годов военные стратеги Пентагона усиленно готовились к будущему масштабному конфликту с Советским Союзом, который в тот момент казался практически неизбежным. Для этого имеющиеся на вооружении тактические ударные самолеты (F-100, F-101 и F-105) были переоборудованы для нанесения ядерных ударов по большим и важным объектам противника: по аэродромам, узлам обороны, железнодорожным станциям. Эти дорогие и сложные сверхзвуковые самолеты мало подходили для непосредственной поддержки войск на поле боя.
Война во Вьетнаме заставила американских генералов по-другому взглянуть на фронтовую авиацию. Из-за отсутствия специализированной машины американцам для поддержки войск пришлось использовать поршневой учебно-тренировочный самолет Т-28 «Троян», немного переоборудовав его и оснастив бомбами и неуправляемыми ракетами. Первый опыт использования T-28D был весьма успешен. Однако вскоре у вьетнамских партизан в больших количествах начали появляться советские пулеметы ДШК , после чего военная карьера «Трояна» бесславно закончилась.
Стало понятным, что для уничтожения малоразмерных целей на поле боя нужен специализированный самолет, хорошо защищенный броней и обладающий мощным вооружением.
Примерно в этот же период изменилась ситуация и в Европе. В середине 60-х годов на вооружение армии СССР и его союзников начали поступать танки нового поколения (Т-62 и Т-64), вооруженные мощным орудием и имеющие высокую броневую защиту. Мотострелковые подразделения советской армии осваивали новую боевую машину – БМП-1 . Эта техника по своим боевым характеристикам превосходила все, что имели на тот момент страны-члены НАТО. Кроме того, промышленность СССР была вполне способна наладить ее выпуск в огромных количествах. Казалось, что начал сбываться страшный сон Запада о советской «танковой лавине», способной докатиться до Ла-Манша, сметая все на своем пути.
Следует отметить еще один момент: советские танковые и мотострелковые дивизии были надежно прикрыты зенитными установками «Шилка », показавшими свою высокую эффективность против американской авиации во Вьетнаме.
В середине 60-х в США приступили к созданию полноценного самолета-штурмовика, работы велись в рамках проекта А-Х. Очень скоро американцы пришли к концепции машины, во многом повторявшей немецкие и советские штурмовики периода Второй мировой войны – простого, хорошо бронированного самолета с дозвуковой скоростью полета.
В 1967 году условия конкурса были направлены в 21 американскую авиационную компанию. ВВС США хотели получить самолет со скоростью не менее 650 км/ч, хорошей маневренностью на малых высотах, с мощным пушечным вооружением и значительной бомбовой нагрузкой. Кроме того, новый штурмовик должен был иметь взлетно-посадочные характеристики, позволяющие ему использовать грунтовые аэродромы.
В то время уже было понятно, что США проигрывает войну во Вьетнаме, и самолет задумывался, прежде всего, для европейского театра военных действий. В 1970 году произошло важнейшее событие, которое во много определило внешний облик и характеристики «Бородавочника»: руководство ВВС США определилось с основным видом пушечного вооружение штурмовика. Им должна была стать 30-мм скорострельная пушка GAU-8, выполненная по схеме Гатлинга с блоком из семи стволов.
При выборе оружия был учтен успешный опыт использования 30-мм орудий израильтянами против советских танков в 1967 году.
В 1970 году началась заключительная стадия конкурса на разработку нового штурмовика. В финал вышли две компании: Northrop и Fairchild Republic. В мае 1972 года в воздух поднялся прототип самолета, изготовленный в Фэйрчайлд-Рипаблик, - YA-9A, а через двадцать дней первый полет совершил прототип YA-10A, представленный Нортропом.
Сравнительные испытания обеих машин начались в октябре 1972 года на авиабазе Райт-Паттерсон. Следует отметить, что оба претендента оказались равноценными соперниками: YA-10A превосходил оппонента в маневренности, а YA-9A был более экономичным и простым в обслуживании. А-10 имел весьма оригинальную компоновочную схему, продиктованную стремлением конструкторов максимально увеличить живучесть машины. Компоновка А-9 была более классической, чем-то она напоминала советский штурмовик Су-25 .
В конце концов, в начале 1973 года, было объявлено о победе Fairchild Republic, компания получила заказ на изготовление партии из десяти предсерийных самолетов. Первый из них взлетел в феврале 1975 года, на нем была установлена пушка GAU-8, которая во время испытаний показала прекрасные результаты.
Серийное производство самолета началось в конце 1975 года и продолжалось до 1984 года.
В вооруженных силах США отношение к А-10 долгое время было довольно скептическим. Его критиковали, даже подумывали заменить модификацией F-16 . Однако в 1990 году Саддам Хусейн ввел свои войска на территорию Кувейта, а в следующем году началась знаменитая «Буря в пустыне» - операция многонациональной коалиции против Ирака.
К удивлению многих, оказалось, что неуклюжий и малоскоростной «Бородавочник» великолепно подходит для поддержки сухопутных подразделений и охоты на бронетехнику противника. В боевых действиях принимали участие 144 А-10, они сделали более 8 тыс. боевых вылетов, потеряв при этом только семь машин. Но главное даже не в этом: «Тандерболты» сумели уничтожить около тысячи иракских танков, две тысячи единиц другой бронетехники и более тысячи артустановок. Таким показателями не мог похвастать ни один другой самолет коалиции, ни распиаренный F-16, ни дорогущий самолет-невидимка F-117 . В качестве инструмента борьбы с неприятельской бронетехникой А-10 превзошел даже специализированный вертолет «Апач ».
«Тандерболты» активно и довольно успешно применялись во время операций НАТО в бывшей Югославии. Затем была американская операция в Афганистане, во время которой штурмовики А-10 базировались на военном аэродроме Баграм.
Штурмовик A-10 Thunderbolt II был задействован и во время второй войны в Персидском заливе. В этой операции принимали участие 60 самолетов А-10, один из которых был сбит, а несколько машин получили серьезные повреждения.
Самой современной модификацией штурмовика является А-10С, которая была принята на вооружение в 2007 году. Этот самолет оснащен новейшим электронным цифровым оборудованием, может использовать высокоточные боеприпасы и оружие с лазерным наведением.
В 2018 году «Тандерболты» были размещены в Эстонии.
A-10 Thunderbolt II находится на вооружении только американской армии, он никогда не поставлялся на экспорт. Хотя, разговоры о возможных поставках «Бородавочника» союзникам возникали неоднократно. В разное время интерес к А-10 высказывали Япония, Израиль, Великобритания, Германия, Бельгия и Южная Корея, но сделки так и не были заключены. Мало какая страна может позволить себе эксплуатацию специализированного штурмовика, использование многоцелевых самолетов обходится куда дешевле.
Один час полета «Тандерболта» стоит более 17 тыс. долларов. Американцы планируют эксплуатировать эту машину до 2028 года.
Описание A-10 Thunderbolt II
A-10 Thunderbolt II – это низкоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением и силовой установкой, состоящей из двух двигателей.
Фюзеляж самолета типа полумонокок, в его передней части находится кабина пилота, ее форма и расположение обеспечивает летчику хороший обзор вперед, вниз и в стороны. Кабина пилота закрыта мощной титановой броней и выполнена в виде ванны, она способна защитить летчика от снарядов калибра 37 мм. Катапультное кресло обеспечивает эвакуацию пилота на любой скорости и высоте.
К центральной части фюзеляжа с помощью специальных пилонов крепятся мотогондолы двух турбовинтовых двигателей. Такое расположение силовой установки уменьшает вероятность попадания в двигатели посторонних предметов во время взлета и посадки, упрощает их обслуживание, а также дает дополнительную защиту от огня с земли. Выхлопные газы двигателя проходят над плоскостью стабилизатора, что уменьшает заметность А-10 в тепловом диапазоне. Подобное размещение двигателей позволило разместить топливные баки около центра тяжести самолета и отказаться от системы перекачки топлива.
«Тандерболт» имеет прямоугольное крыло значительной площади, которое состоит из центроплана (34%) и двух консолей трапециевидной формы. Крыло самолета оснащено трехсекционными закрылками Фаулера и элеронами. Форма и площадь крыла позволяет штурмовику активно маневрировать на малых скоростях и нести большую полезную нагрузку.
Стабилизатор самолета имеет прямоугольную форму и довольно большую площадь (20% от площади крыла), что обеспечивает машине хорошие маневренные характеристики. На концах стабилизатора размещены два вертикальных киля с рулями направления. Подобная конструкция хвостового оперения повышает живучесть самолета: он может продолжать управляемый полет при потере одного из килей и даже одной из консолей стабилизатора.
А-10 «Тандерболт» имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Все стойки одноколесные, в убранном состоянии они несколько выступают (примерно на треть) за обводы фюзеляжа, что облегчает вынужденную посадку машины. Конструкция шасси А-10 позволяет самолету использовать аэродромы с грунтовым покрытием.
Силовая установка штурмовика состоит из двух двигателей ТРДД General Electric TF34-GE-100, каждый из которых имеет тягу 4 100 кгс.
А-10 оснащен двумя независимыми гидравлическими системами, которые обеспечивают работу элементами механизации крыла, выпускают и убирают шасси, вращают ствол 30-мм носового орудия.
«Тандерболт» имеет систему пожаротушения, которая для борьбы с огнем использует инертный газ фреон.
Радиоэлектронное оборудование А-10 можно назвать простым, по сравнению с другими американскими боевыми самолетами. В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования входит: системы ближней и дальней навигации, радиокомпас, радиовысотомер, радиопеленгатор, автопилот, индикатор на лобовом стекле, система посадки по приборам. В распоряжении пилота несколько радиостанций разного диапазона, а также система предупреждения о радиолокационном облучении.
Рядом с носовой стойкой шасси находится система обнаружения целей, подсвеченных лазерным лучом. Она способна обнаруживать объекты на дистанциях до 24 км. Также на штурмовик может быть установлен контейнер с аппаратурой РЭБ.
Штурмовик А-10 «Тандерболт» вооружен мощнейшей 30-мм пушкой GAU-81A, которая установлен в носовой части самолета, практически на его оси симметрии. Орудие выполнено по схеме Гатлинга и имеет семь вращающихся стволов. Гильзы снарядов пушки изготовлены из алюминия, что позволило значительно уменьшить вес боезапаса. Полный вес пушечной установки вместе с боеприпасами составляет 1830 кг.
Пушка GAU-81A имеет гидравлический привод, беззвеньевую систему подачи боеприпасов и магазин барабанного типа. Снаряды орудия имеют пластиковые ведущие пояски, что существенно повышает ресурсы стволов. Пилот может задавать разную скорострельность орудия: от 2100 до 4200 (позже верхний порог был снижен до 3900) выстрелов в минуту. В реальных условиях пилот обычно ограничивается несколько залпами длительностью по несколько секунд каждый. В противном случае возможен перегрев стволов. Чтобы не повредить корпус самолета, использованные гильзы не выбрасываются наружу, а собираются в барабан.
После начала эксплуатации штурмовика оказалось, что пороховые газы попадают в двигатели самолета, постепенно снижая их тягу. Падение мощности составляло 1% на каждую тысячу выстрелов. Для решения проблемы силовая установка была оснащена специальной системой, которая «дожигала» несгоревшие частицы пороха.
Пушка GAU-81A может вести огонь двумя типами боеприпасов: осколочно-фугасными снарядами и подкалиберными снарядами (БОПС) с урановым сердечником. Обычно в боекомплекте самолета на один осколочно-фугасный боеприпас приходится три подкалиберных снаряда. GAU-81A имеет довольно высокую точность: на дистанциях 1220 метров 80% боеприпасов попадают в круг диаметром 6 метров.
«Тандерболт» имеет 11 точек внешней подвески (8 под крыльями и 3 под фюзеляжем), на которых могут быть размещены свободнопадающие бомбы или управляемое вооружение. К последнему относятся ракеты «Мэйверик» (AGM-65A и AGM-65B), оснащенные ГСН с телевизионным наведением. Они работают по принципу «выстрелил и забыл». Дальность обнаружения целей для этих боеприпасов теоретически составляет 11-13 км, но на практике обычно эта дистанция не превышает 6 км.
В качестве средства самообороны А-10 может применять ракеты «воздух-воздух» АIM-9, также на самолет могут быть установлены дополнительные контейнеры с 20-мм пушками «Вулкан ».
Создатели штурмовика А-10 уделили много внимания повышению живучести машины. Кабина пилота и наиболее важные системы самолета защищены броней, баки и топливопроводы протектированы, Thunderbolt имеет дублированную гидравлическую систему и ручное управление.
Оценка проекта
Штурмовик А-10 Thunderbolt, без сомнения, является одним из лучших самолетов в своем классе. К его основным преимуществам относятся: высокая живучесть, маневренность, сравнительно низкая стоимость самолета, высокая эффективность бортового вооружения.
В 2003 году штурмовик «Тандерболт» был обстрелян с земли в районе Багдада. Он получил более 150 пробоин, но сумел дотянуть до базы с двумя неработающими гидросистемами. Пилот был даже не ранен.
Следует отметить высокую эффективность вооружения самолета. 30-мм пушка может поражать или выводить из строя практически все виды существующей сегодня бронетехники. Весьма эффективным является и управляемое ракетное вооружение, хотя А-10 имеет склонность к ведению «дружественного огня» по собственным войскам. Но это, скорее, можно объяснить общей спецификой работы штурмовика, чем недостатками конкретного самолета.
А-10 часто сравнивают с советским штурмовиком Су-25. Эти машины были разработаны примерно в одно и то же время, для выполнения похожих функций. «Тандерболт» значительно превосходит Су-25 по максимальной боевой нагрузке (7260 кг против 4400 кг) и практическому потолку (13700 против 7000 метров). Правда, Су-25 имеет несколько большую скорость.
Если говорить о вооружении, то масса залпа 30-мм пушки А-10 превосходит аналогичный показатель у ГШ-2-30, установленной на Су-25. Кроме того, использование подкалиберных боеприпасов значительно повышает эффективность стрельбы по бронированным целям.
Характеристики A-10 Thunderbolt II
Размах крыла, м | 17,53 |
Длина самолета,м | 16,26 |
Высота самолета,м | 4,47 |
Площадь крыла,м2 | 47.01 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 11610 |
нормальная взлетная | 14865 |
максимальная взлетная | 22200 |
Топливо, кг | 4853 |
Тип двигателя | 2 ТРД General Electric TF34-GE-100 |
Макс. скорость, км/ч | |
на высоте | 834 |
у земли | 706 |
Крейсерская скорость, км/ч | 634 |
Практическая дальность, км | 3949 |
Боевой радиус действия, км | 463-1000 |
Практический потолок, м | 13700 |
Экипаж, чел | 1 |
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
История 1950-1960 годов, богатая на серьезные военные конфликты, давала много пищи для размышлений теоретикам военного дела. За долгие годы войны в Индокитае американцы еще раз убедились в необходимости и важности непосредственной авиационной поддержки наземных войск. В то же время единственным эффективным средством поддержки был доживающий свой век поршневой штурмовик А-1 «Скайрейдер». Более современная техника, обладавшая значительно лучшими летно-тактическими характеристиками, не обеспечивала высокую точность нанесения ударов американцами.
Разработка в середине 1960 годов специализированного «противопартизанского» самолета OV-10 «Бронко» проблемы не решила, так как эта простая и дешевая машина создавалась как многоцелевая и в штурмовых операциях над полем боя оказалась недостаточно эффективной.
После неудачи с «Бронко» проблема ударного штурмовика обострилась. Первоначальные требования к самолету непосредственной авиационной поддержки ВВС США сформулировали в сентябре 1966-го. Программа получила обозначение «АХ». Несмотря на свою «злободневность», разработка машины продвигалась довольно медленно вследствие слабого финансирования в условиях конкуренции с другими военными программами и соперничества между ВВС и армией.
Исследования и предварительное проектирование по программе начались в мае 1967-го. Последующий анализ проектов привел к пересмотру требований с целью уменьшения массы габаритов и стоимости машины. В мае 1970-го двенадцать авиастроительных фирм США получили запросы на разработку опытного самолета-штурмовика в соответствии с новым тактико-техническим заданием. За установленный трехмесячный срок ряд фирм отказался от участия в проекте, и к августу 1970-го детальные предложения представили лишь шесть фирм. 18 декабря того же года ВВС объявили о выборе компаний Фэрчайлд-Рипаблик и Нортроп в качестве конкурсантов для дальнейшей разработки штурмовика «АХ».
Интересно отметить две особенности программы. Впервые создание новой системы оружия осуществлялось на основе концепции «разработка в соответствии с заданной стоимостью». Кроме того, впервые за прошедшие 15-20 лет работы по созданию опытных машин велись на конкурсной основе.
Этап проектирования и строительства опытных образцов длился сравнительно недолго, и уже 10 мая 1972-го впервые поднялся в воздух штурмовик А-10 фирмы Фэрчайлд-Рипаблик, всего на двадцать дней обогнавший разработку Нортропа А-9. Оригинальная компоновочная схема А-10, продиктованная стремлением конструкторов максимально повысить живучесть машины, а также большая взлетная масса отличали А-10 от детища фирмы Нортроп. А-9 имел в общем-то классическую компоновку, отдаленно напоминающую схему Су-25.
В октябре 1972-го на авиабазе Эдварде начались двухмесячные сравнительные испытания обоих самолетов. Для объективной и точной оценки были установлены самые строгие процедуры. Полеты проводились одновременно, по одинаковым заданиям и в одинаковых метеоусловиях. Оба летчика совершили одинаковое количество полетов на каждой машине, причем никто из них не пилотировал один и тот же самолет в двух последовательных полетах. После окончания испытаний, в ходе которых обе машины налетали примерно по 123 часа, и скрупулезного анализа результатов в феврале 1973-го победителем конкурса объявили штурмовик А-10. В основном такой выбор обусловливался более простым внедрением в серию и лучшими эксплуатационными характеристиками.
Однако не следует думать, что путь А-10 к серийному производству был усеян розами. Конгресс США встретил его появление в штыки. Многие не могли понять, зачем стране, и так имеющей большое количество разнообразных штурмовиков, очередной новый самолет. Комитет по делам вооруженных сил при конгрессе США, сократив планируемое ВВС число предсерийных машин с 10 до 6, настоятельно рекомендовал провести сравнительные летные испытания самолетов А-10 и А-7 (который, кстати, неплохо проявил себя во Вьетнаме).
Чтобы сэкономить время и деньги, ВВС США выполнили аналитическую оценку эффективности штурмовиков А-10, А-4М и A-7D, показавшую, что А-10 превосходит своих предшественников по боевой эффективности, а стоимость его эксплуатации на 25% ниже, чем у самого экономичного из конкурентов. Видимо, такая оценка конгресс не устроила, и решения о проведении сравнительных испытаний все же приняли. Проведенные в апреле-мае 1974 г. испы-, тания подтвердили, что серийный А-10 намного превосходит A-7D. Только после этого в декабре 1974-го была одобрена программа постройки первой партии из 22 серийных машин.
Поставка самолетов ВВС США началась в ноябре 1975 г. Тогда же А-10 получил свое название «Тандерболт-II» («Удар молнии»). Также, как известно, назывался знаменитый американский истребитель времен II мировой войны.
В начале 1977-го американские военные провели проверку боевых возможностей и живучести нового штурмовика в условиях, максимально приближенных к боевым. Самолеты «работали» с неподготовленных ВПП, расположенных на удалении 15-25 км от «линии фронта». Боевое напряжение составило 8 самолето-вылетов в день. Всего совершили 112 полетов средней продолжительностью около получаса.
Проверка не только подтвердила высокую боевую живучесть штурмовика, эффективность его вооружения, но и высветила его недостатки. В результате командование ВВС приняло решение об ограничении максимальной боевой нагрузки и доработках планера и ряда систем. В ходе испытаний выявился и главный недостаток машины - низкая тяговооружен-ность.что ухудшило маневренность А-10 в вертикальной плоскости. «На горизонталях» самолет показал достаточно высокую маневренность за счет низкой удельной нагрузки на крыло. Но это качество имеет и обратную сторону: в условиях полета у земли, где атмосфера достаточно турбулентна, снижается эффективность прицельной стрельбы из пушки.
Безусловно, что в условиях постоянного совершенствования средств ведения боя, а также некоторых недостатков штурмовика, его модернизация была необходима, но если учесть, что машина и так пробивала себе дорогу с трудом, рассчитывать на дополнительные ассигнования было бессмысленно. По этой же причине «не пошел» и двухместный всепогодный вариант N/AW-10, разработанный фирмой в 1977 г. в инициативном порядке. При всех его достоинствах «ночной вариант» был дороже на 15%.
Шло время, и на долю А-10 выпали новые испытания. В первые годы его эксплуатации произошел ряд аварий и катастроф, одна из которых случилась прямо на глазах гостей международного авиасалона в Ле Бурже в 1977-м. В первый же день выставки при выполнении петли Нестерова на малой высоте самолет из-за ошибки пилота ударился хвостовой частью о землю в нижней точке траектории. Десятью днями позже, во время полета на малой высоте, потерпел катастрофу еще один штурмовик. Объективности ради следует заметить, что история мировой авиации знает немного примеров, когда бы новая авиационная техника осваивалась без серьезных инцидентов.
Серийное производство самолетов А-10 отставало от первоначально запланированного уровня. Программа выпуска затянулась на два года, а завершилась в конце 1983 г. выпуском 713 штурмовиков вместо планировавшихся 733. По состоянию на 1993 г. в строю находилось немногим более 610 машин.
Так получилось, что «боевое крещение» «Тандерболт» получил лишь спустя почти 20 лет после своего рождения, во время войсковой операции в Персидском заливе. Для нанесения ударов по позициям иракских войск в зоне конфликта было сосредоточено полторы сотни штурмовиков. 72 из них базировались на восточном побережье Саудовской Аравии (аэродром Эль-Джубайль). По замыслам американского командования А-10 должны были уничтожать в основном подвижные малоразмерные цели - танки, БТР, пусковые установки баллистических ракет. Боевые вылеты штурмовики начали 29 января 1991-го. В первый же день иракского наступления на аравийский город Рас-Хафджи «Тандербол-ты» по американским данным уничтожили 14 танков противника. За следующий день количество пораженных целей увеличилось на 24 танка, 13 бронетранспортеров и других машин, при потере одного А-10. Действия штурмовиков были эффективными в основном днем. В темное время суток результативность их атак значительно снижалась. Более того, в ходе битвы за Рас-Хафджи летчик одного из штурмовиков принял свой БТР за иракский и уничтожил его ракетами вместе с экипажем. Невысокой была и эффективность борьбы с мобильными пусковыми установками баллистических ракет «Скад»: пилоты А-10 записали на свой счет только одну установку.
Практика показала, что «просто» не всегда означает «хорошо», когда речь идет о системах прицеливания и наведения. Кроме того, следует учитывать, что иракская армия не имела на вооружении войсковые средства ПВО последнего поколения. Кто знает, как сложился бы счет, прикрывай иракские танки такие средства ПВО, как «Тор», «Тунгуска» или «Панцирь».
За время операции в заливе ВВС США потеряли пять «Тандерболтов». В сравнении с другими типами самолетов, принимавших участие в «Буре в пустыне», это не так уж мало. Больше потеряно только истребителей-бомбардировщиков «Торнадо», а столько же - штурмовиков AV-8B и истребителей F-16. Для самолета, который благодаря своей живучести должен летать «на честном слове и на одном крыле», цифры, прямо скажем, неутешительные.
Не оправдала себя и пушечная установка GAU-8/A,«вокруг которой» и создавался самолет. По замыслам конструкторов, пушка должна была стать «противотанковым оружием» № 1. На практике более эффективными оказалисьУР«Мэйврик». Правда, пушечным огнем А-10 сбили два иракских вертолета, но по таким результатам переводить машину в истребители рановато.
Конструктивно А-10 представляет собой низкоплан с трапециевидным крылом и двухкилевым вертикальным оперением. Фюзеляж -простой конструкции типа полумонокок выполнен в основном из алюминиевых сплавов «2024» и «7075», отличающихся повышенной коррозийной стойкостью в том числе и по отношению к дефолиантам, широко применявшимся во Вьетнаме.
При проектировании фюзеляжа, как и всего самолета, главное было - экономия денег, даже в ущерб аэродинамике. Поэтому в конструкции использовались заклепки с плоско-выпуклой головкой (только это уменьшило стоимость самолета на 3600 долларов), соединения обшивки внахлест, применены обтекатели шасси, а конструкция крыла имеет много вырезов. Снижение стоимости достигнуто максимальной унификацией левых и правых узлов и агрегатов. Идентичны двигатели, воздухозаборники, рули направления и высоты, закрылки, основные стойки шасси.
Фюзеляж отличается высокой живучестью: он не должен разрушаться при повреждении двух диаметрально противоположных лонжеронов и двух прилегающих к ним панелей обшивки.
Кабина летчика бронирована. Титановая «ванна», в которой сидит пилот, весит 680 кг, толщина брони достигает 38 мм. Кроме того, под полом кабины расположена пушка, играющая роль пассивной защиты. Фонарь кабины позволяет летчику осуществлять обзор под углами 20° вниз в продольной и 40° вниз в поперечной плоскостях.
Низкорасположенное трехлонжеронное крыло состоит из прямоугольного центроплана, в котором размещены топливные баки, и двух трапециевидных консолей. Простота конструкции крыла достигается применением большого количества одинаковых нервюр, прямых лонжеронов и обшивки, изготовленной методом штамповки. В местах изменения толщины обшивки по размаху крыла используются прямые соединения внахлест. Законцовки крыла отогнуты вниз, что увеличило крейсерскую дальность полета на 8%. Само крыло имеет большую относительную толщину и кривизну, что обеспечивает оптимальную величину подъемной силы на малых скоростях полета.
Механизация крыла представлена закрылками и элеронами - тормозными щитками, использующимися для стабилизации скорости пикирования. Крыло, как и фюзеляж, обладает повышенной живучестью. Оно не разрушается при повреждении одного из лонжеронов и двух панелей обшивки, а также при повреждении одного из узлов крепления крыла к фюзеляжу.
На концах центральной части крыла установлены обтекатели для размещения убирающихся вперед основных стоек шасси. Ниши обтекателей стоек после их уборки щитками не закрываются, и колеса несколько выступают наружу, что делает более безопасной аварийную посадку.
Хвостовое оперение спроектировано таким образом, чтобы при потере одного киля или даже одной из половин стабилизатора самолет мог продолжать полет.
Силовая установка машины состоит из двух ТРДД «Дженерал Электрик» TF34-100. По сравнению с исходным вариантом двигателя TF34-2, установленным на палубном противолодочном самолете S-3A «Викинг», модификация «100» отличается некоторыми стальными деталями вместо титановых и отсутствием подогревателя топлива. Масса двигателя увеличилась всего на 7 кг, зато стоимость уменьшилась на 45000 долларов! Ресурс двигателя составляет 3500 часов. Монтажные работы при его замене занимают 30 мин.
Интересна и нова для боевых машин схема установки двигателей, расположенных в отдельных гондолах по бокам хвостовой части фюзеляжа. К ее достоинствам можно отнести снижение тепловой и радиолокационной заметности двигателей, уменьшение вероятности попадания посторонних предметов в воздухозаборник с ВПП и пороховых газов при стрельбе из пушки. Кроме того, такая компоновочная схема дает возможность обслуживать самолет и подвески вооружения при работающих двигателях и удобство при эксплуатации и замене силовой установки. К тому же центральная часть фюзеляжа остается свободной для расположения топливных баков вблизи центра тяжести самолета, что позволяет обойтись без системы перекачки топлива для обеспечения необходимой центровки.
Выходные устройства двигателей отклонены вверх на 10° от горизонтальной оси. Это уменьшает влияние двигателей на балансировку самолета, а также позволяет осуществлять руление в строю.
Система управления - бустерная с двойным резервированием. Проводка системы управления и гидроприводы дублированы, разнесены по бортам фюзеляжа и закрыты специальными экранами. В качестве резервного используется ручное управление.
Гидросистема самолета питается от двух гидронасосов и обслуживает систему управления, шасси и тормоза колес. Гидросистема подачи патронов к пушке питается от двух автономных насосов.
Топливная система включает два фюзеляжных протектированных бака и два частично протектированных бака в центральной части крыла. Максимальный запас топлива во внутренних баках - 4835 кг. Для увеличения перегоночной дальности полета возможна установка трех под-
весных топливных баков емкостью по 2273 л. И, конечно, как все американские тактические самолеты, А-10 оборудован системой дозаправки в воздухе. Для повышения пожаро- и взрывобезопасности воздушное пространство в топливных баках заполняется специальной пеной. При испытаниях «Тандерболта» макеты баков, находившиеся в воздушном потоке, обстреливались 20-мм снарядами, при этом случаев взрыва баков не наблюдалось.
Бортовые потребители электроэнергии питаются от двух генераторов переменного тока напряжением 115/200 В и блока аккумуляторов и преобразователей.
Имеются системы герметизации и кондиционирования кабины, проти-вообледенительная система,систе-ма продува отсеков пушки и др.
Кабина летчика снабжена катапультным креслом,обеспечивающим надежное покидание машины практически во всем диапазоне высот и скоростей.
Прицельное оборудование А-10А состоит из лазерной системы обнаружения и сопровождения цели «Пейв Пенни», оптического прицела, прицельно-навигационного индикатора и ИК станции. Самолет не оборудован ни БЦВМ, ни какой-либо РЛС. Управление огнем осуществляется с помощью простого прицела с индикацией на лобовом стекле прицельной сетки и сетки лазерной системы «Пейв Пенни». Обнаружение цели и прицеливание осуществляются через телевизионную ГСН ракеты AGM-65 «Мэйврик». В ночных условиях и при плохой видимости такой вариант прицеливания представляется весьма проблематичным.
Навигационное оборудование, в частности, представлено приемником TACAN AN/APN-11 8, аппаратурой инструментальной посадки, курсовой системой и системой измерения углов тангажа, крена и азимута. На самолете установлены УКВ радиомаяк и радиовысотомер.
Радиосвязное оборудование включает KB радиостанцию и УКВ приемопередатчик.
«Тандерболт» имеет довольно внушительный арсенал средств радиоэлектронного противодействия, включая станцию радиотехнической разведки, станцию ИК помех, устройство выброса пассивных помех, а в подвесных контейнерах устанавливаются станции РЭП.
Встроенное вооружение штурмовика состоит из семиствольной пушки GAU-8/Атипа Гэтлинг фирмы Дженерал Электрик, занимающую практически всю носовую часть фюзеляжа. Масса пушки 748 кг, темп стрельбы 2000 и 4000 выстрелов в минуту, боезапас 1350 патронов (по другим данным - 1174 патрона). Предполагалось, что такая мощная пушка будет эффективным противотанковым средством. Однако «Буря в пустыне» этот миф развеяла.
Съемное вооружение располагается на 11 узлах наружной подвески, на которых можно разместить разнообразные авиационные средства поражения общей массой 7260 кг. Ракетное вооружение включает 6 УР AGM-65 и 2 УР AIM-9E/J «Сайдуиндер» для самообороны. Разнообразно бомбовое вооружение: обычные и управляемые бомбы, зажигательные бомбы, контейнеры с осветительными бомбами, кассеты авиационной системы минирования «Гатор», кассетные бомбы «Рокай», а также контейнеры с 20-мм пушкой и другое вооружение. Влияние наружных подвесок на аэродинамику крыла невелико (в отличие от стреловидного крыла), а несимметричность загрузки на пилотажные характеристики самолета влияет мало.
При разработке самолета много внимания уделялось снижению трудозатрат на его техническое обслуживание. Применение встроенных средств контроля и быстроразъемных соединений облегчает поиск и устранение неисправностей. Значительно сокращен объем наземного оборудования, составляющий менее трети от обычного для самолетов тактической авиации. Подготовка к повторному вылету в зависимости от задания занимает 15-30 минут, а среднее время технического обслуживания на 1 час налета - 6,2-6,4 часа (для штурмовика А-7 этот показатель равен 26 час, для истребителя F-5E- 19,8 часа).
В целом стоимость программы «простого и дешевого» самолета обошлась американским налогоплательщикам в 4, 44 млрд. долларов, а стоимость одной машины с учетом затрат на запасные части и обучение персонала составила 6,3 млн. долларов (в ценах 1978 г.).
Трудно судить о реальной боевой эффективности А-10 лишь по его применению в Персидском заливе, но оценки самих же американцев позволяют сделать вывод, что до славы «отца» всех штурмовиков Ил-2 этому самолету далековато, несмотря на воплощение в машине многих «отеческих» решений.
И еще. Я не знаю, дают ли в ВВС США самолетам «клички» по аналогии с нашими «чемоданами» (СУ-24), «крокодилами» (МиГ-27) и пр., или пользуются официальными названиями. Но был бы такой самолет у нас, к нему наверняка «прилипло» бы прозвище «Чебурашка».
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ А-10А
Длина самолета, м16,26
Размах крыла, м17,53
Площадь крыла, мг47,01
Макс, взлетная масса, кг22200
пустого самолета, кг11610
взлетная масса*, кг139В0
максимальная, кг7256
с полным запасомво внутренних баках, кг 4835
в подвесных баках, кг 5300
Макс, скорость, км/ч 720
Скороподъемность, м/с 30,4
Практический потолок, м 10600
действия, км "463- 99В
Длина разбега с макс, взлетной массой,м 1372
с макс, массой, м 623
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении