Организация освобождения палестины субъект международного права. Ооп (организация освобождения палестины)
Организация освобождения Палестины:
история террора и дипломатии
Организация Освобождения Палестины была создана в 1964 на совещании арабских лидеров, чтобы "представлять интересы 2.000.000 палестинских арабов, изгнанных со своих земель".
При создании, ООП возглавил Ахмад Шукри (Ahmad Shuqairi), руководство осуществляется Национальным Советом Палестины. Первоначально ООП строилась по географическому принципу, с 1968 в организации представлены различные партизанские движения.
ООП ставила целью ликвидацию государства Израиль, изгнание из Палестины большинства еврейских переселенцев и создание "демократического и светского государства". Средство достижения целей -вооружённая борьба с Израилем, осуществляющаяся рейдами партизан.
Главные группы, образовавшие ООП:
- Движение Национального Освобождения Палестины,
- Народный фронт освобождения Палестины,
- аль- Сайка (авангард "Народно-освободительной Войны"),
- Фронт Народной Борьбы,
- Демократический Фронт Освобождения Палестины.
Под руководством ООП действовали террористические группы "Чёрный Сентябрь" и "НФОП - Главное командование" (группа, выделившаяся из НФОП).
Фракции ООП отличались идеологически и тактикой, некоторые открыто признавали тактику терроризма. Умеренные фракции ООП высказывались за переговоры с еврейскими поселенцами и включение их поселений в состав Палестинского государства; радикалы высказывались за насильственное уничтожение Израиля и создание светского государства с равными правами для всех верующих.
Деятельность ООП финансировалась союзными арабскими режимами и частными пожертвованиями палестинцев.В 1969 организацию возглавил лидер ФАТХ (крупнейшая фракция ООП) Ясир Арафат . Главные базы партизанских формирований ООП, откуда проводились вооружённые операции против Израиля, находились в Иордании.
В 1970-1971 король Иордании Хусейн провёл армейскую операцию против ООП; после чего организация переносит штаб-квартиру и боевые отряды в Ливан. НФОП и другие группировки сотрудничали с европейскими ультралевыми и ультраправыми (найдя общий язык на основе антисемитизма) террористическими группировками, г.о. Италии, Австрии, Германии, стремясь создать террористическую сеть, охватывающую Европу и Средиземноморье.
В 1972 террористы группы "Чёрный сентябрь", филиала ФАТХ, созданного для совершения акций международного терроризма, убили 9 израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене. В 1974 ООП принимает решение перейти от исключительно террористических методов действия к стратегии, включающей политические мероприятия, что стало причиной раскола в рядах "Палестинского Движения сопротивления" и образования "Фронта Отказа" (Rejectionist Front).
В 1974 ООП признана арабскими странами и ООН в качестве единственного законного представителя палестинского народа, Арафат выступил на Генеральной Ассамблее ООН.
Продолжающиеся атаки ООП с территорий Ливана, оккупированных Сирией, заставили Израиль осуществить вторжение в Ливан в 1982 году . Бейрут, где находилась штаб-квартира ООП, был окружён, большинство палестинцев выехало в дружественные арабские страны.
Арафат обосновался в Тунисе, откуда осуществлял руководство организацией и борьбу с просирийски настроенными членами ООП. Израильскими бомбардировщиками была атакована и разрушена штаб-квартира ООП в Тунисе 1.10.1985.
В декабре 1987 по призыву Арафата начинается "интифада" в Секторе Газы? "невооружённое восстание" арабов. Интифада приняла формы бойкота товаров Израиля, атаки израильских поселенцев, демонстрации и и.п.
На совещании Национального Совета Палестины, проходившей в Алжире в 1988, были признаны резолюции ООН 242 и 338, призывавшие Израиль очистить занятые территории. Вскоре Арафат объявил о признании права Израиля на существование и отказался от ведения террористической деятельности, что позволило начать мирный процесс.
15 ноября 1988 года ООП провозгласило создание "Государства Палестина", 2 апреля 1989 года Национальный Совет Палестины избрал Арафата президентом палестинского квази-государства. В 1993 Арафат и руководители Израиля провели переговоры, которые закончились признанием Израилем ООП и договором на дальнейшее развитие сотрудничества, что позволило в 1996-1997 гг. осуществить реальные действия по созданию палестинской администрации? так называемой
ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ (ООП; араб. Муназзамат ат- тахрир аль-Филастынийя) - центральное звено палестинского национального движения, объединяющее на основе единой политической платформы и организационной структуры различные общественно-политические силы палестинского народа в интересах реализации его национальных устремлений.
Ос-но-ва-на в 1964 году в городе Ие-ру-са-лим под эги-дой Ли-ги араб-ских го-су-дарств (ЛАГ) с це-лью мо-би-ли-зо-вать па-ле-стин-цев в ин-те-ре-сах об-ще-араб-ско-го про-ти-во-стоя-ния Из-раи-лю и ос-во-бо-ж-де-ния тер-ри-то-рии Па-ле-сти-ны, вы-де-лен-ной в со-от-вет-ст-вии с ре-зо-лю-ци-ей Ге-не-раль-ной ас-самб-леи ООН № 181 от 29.11.1947 года для соз-да-ния не-за-ви-си-мо-го арабского государства. То-гда же при-нят главный про-грамм-ный до-ку-мент ООП - Па-ле-стин-ская хар-тия 1964 года. Не-глас-ной за-да-чей ООП на мо-мент ос-но-ва-ния яв-ля-лось взя-тие под арабский кон-троль во-енной и по-ли-тической ак-тив-но-сти и ре-сур-сов па-ле-стин-ской диа-спо-ры для реа-ли-за-ции об-ще-араб-ских за-дач. В рам-ках ООП бы-ли об-ра-зо-ва-ны Па-ле-стин-ский национальный фонд (фи-нан-си-ро-ва-ние ООП осу-ще-ст-в-ля-лось за счёт специального на-ло-га, взи-мав-ше-го-ся пра-ви-тель-ст-ва-ми арабских стран с про-жи-ваю-щих в этих стра-нах па-ле-стин-цев) и Ар-мия ос-во-бо-ж-де-ния Па-ле-сти-ны (АОП), ко-то-рая пред-став-ля-ла со-бой ре-гу-ляр-ные па-ле-стин-ские под-раз-де-ле-ния в со-ста-ве воо-руженных сил Егип-та, Ира-ка и Си-рии. До конца 1960-х годов дея-тель-ность ООП в основном сво-ди-лась к по-ли-тическим дек-ла-ра-ци-ям и ор-гани-зационной ра-бо-те. Она вос-при-ни-ма-лась ря-до-вы-ми па-ле-стин-ца-ми как эли-тар-ная ор-га-ни-за-ция и не поль-зо-ва-лась в их сре-де ав-то-ри-те-том.
В ре-зуль-та-те по-ра-же-ния ар-мий арабских го-су-дарств (вклю-чая под-раз-де-ле-ния АОП в сек-то-ре Га-за) в вой-не с Из-раи-лем 1967 года (смотри Ара-бо-из-ра-иль-ские вой-ны) ав-то-ри-тет ООП был ещё боль-ше по-дор-ван. В 1969 году ООП пе-ре-шла под кон-троль ос-та-вав-ше-го-ся не-за-ви-си-мым от неё Па-ле-стин-ско-го дви-же-ния со-про-тив-ле-ния . Ли-де-ром из-бран Я. Ара-фат - гла-ва дви-же-ния ФАТХ . ООП по-лу-чи-ла са-мо-сто-ятельное национальное ру-ко-во-дство, бы-ла вы-ве-де-на из-под опе-ки арабских го-су-дар-ств, скон-цен-три-ро-ва-ла уси-лия на за-щи-те па-ле-стин-ской национальной иден-тич-но-сти, ор-га-ни-за-ции си-ла-ми па-ле-стин-цев воо-руженной борь-бы про-тив Из-раи-ля (во взаи-мо-дей-ст-вии, но без кон-тро-ля со сто-ро-ны арабских го-су-дарств) и обес-пе-че-нии па-ле-стин-ских ин-те-ре-сов на ме-ж-ду-народной аре-не. Про-грам-ма ООП 1974 года пре-ду-смат-ри-ва-ла соз-да-ние в хо-де во-оруженной борь-бы национальной вла-сти на лю-бой ос-во-бо-ж-дён-ной тер-ри-то-рии в Па-ле-сти-не с це-лью даль-ней-ше-го рас-про-стра-не-ния её су-ве-ре-ни-те-та на все па-ле-стин-ские зем-ли.
В конца 1960-х годов основной ба-зой ООП ста-ла Иор-да-ния, на тер-ри-то-рии ко-то-рой раз-ме-ща-лись ру-ко-во-дство и вое-ни-зированные фор-ми-ро-ва-ния ор-га-ни-за-ции. В ре-зуль-та-те кон-флик-та с ко-ро-лев-ским ре-жи-мом в Иор-да-нии в сентябре 1970 года (так называемый Чёр-ный сен-тябрь) вся военно-политическая ин-фра-струк-ту-ра ООП бы-ла пе-ре-ме-ще-на в Ли-ван. По-сле из-ра-иль-ско-го втор-же-ния в Ли-ван в 1982 году во-енный по-тен-ци-ал ООП был зна-чи-тель-но по-дор-ван, воо-руженная ак-тив-ность на-ча-ла схо-дить на нет, штаб-квар-ти-ра пе-ре-не-се-на из Ли-ва-на в Ту-нис. ООП сосре-до-то-чи-лась на по-ли-ти-ко-ди-пло-ма-тических пу-тях про-дви-же-ния национальных ин-те-ре-сов па-ле-стин-цев.
В 1988 году ООП под-клю-чи-лась к ру-ко-вод-ству на-чав-шей-ся в 1987 года «ин-ти-фа-ды» (вос-ста-ния) па-ле-стин-цев на ок-ку-пи-ро-ван-ных Из-раи-лем тер-ри-то-ри-ях Западного бе-ре-га реки Иор-дан (ЗБРИ) и сек-то-ра Га-за. В том же го-ду Национальный со-вет Па-ле-сти-ны на сес-сии в городе Ал-жир при-нял дек-ла-ра-цию о не-за-ви-си-мо-сти Го-су-дар-ст-ва Па-ле-сти-на, а так-же так называемое по-ли-тическое ком-мю-ни-ке, из ко-то-рых вы-те-ка-ли при-зна-ние де-фак-то пра-ва Из-раи-ля на су-ще-ст-во-ва-ние в гра-ни-цах на 4.6.1967 года (т. е. до на-ча-ла Шес-ти-днев-ной вой-ны) и от-каз ООП от пре-тен-зий на всю тер-ри-то-рию ис-то-рической Пале-сти-ны, го-тов-ность к национальному са-мо-оп-реде-ле-нию в пре-де-лах ЗБРИ (вклю-чая Восточный Ие-ру-са-лим) и сек-то-ра Га-за, ок-ку-пи-ро-ван-ных в 1967 году.
В 1993 году по ито-гам про-во-див-ших-ся в городе Ос-ло (Нор-ве-гия) сек-рет-ных па-ле-сти-но-из-ра-иль-ских пе-ре-го-во-ров (так называемый про-цесс Ос-ло) про-изош-ло вза-им-ное при-зна-ние Из-раи-ля и ООП (но не Го-су-дар-ст-ва Па-ле-сти-на). В со-от-вет-ст-вии с дву-сто-рон-ни-ми до-го-во-рён-но-стя-ми 1993-1995 годов в отдельных рай-онах ЗБРИ и сек-то-ра Га-за на-ча-ла функ-цио-ни-ро-вать Па-ле-стин-ская на-цио-наль-ная ад-ми-ни-ст-ра-ция (ПНА), упол-но-мо-чен-ная дей-ст-во-вать на ок-ку-пи-рованных тер-ри-то-ри-ях от име-ни и под эги-дой ООП. С 1996 года боль-шин-ст-во ор-га-нов ООП так-же на-хо-дит-ся на па-ле-стин-ских тер-ри-то-ри-ях. В 1998 годуПа-ле-стин-ский национальный со-вет про-го-ло-со-вал за от-ме-ну пунк-тов Па-ле-стин-ской хар-тии 1964 года, при-зывав-ших к унич-то-же-нию Из-раи-ля (из-ме-не-ние Хар-тии не по-лу-чи-ло от-ра-же-ние в официальных до-ку-мен-тах ПНА, не был из-дан но-вый, ис-прав-лен-ный текст Хар-тии).
По со-стоя-нию на 2013 год в ру-ко-во-дя-щие ор-га-ны ООП вхо-дят пред-ста-ви-те-ли основных па-ле-стин-ских груп-пи-ро-вок: ФАТХ (наи-бо-лее влия-тель-ной и мно-го-чис-лен-ной), Народного фрон-та ос-во-бо-ж-де-ния Па-ле-сти-ны (НФОП), Де-мо-кра-тического фрон-та ос-во-бо-ж-де-ния Па-ле-сти-ны (ДФОП), Народной пар-тии (бывшая Ком-му-ни-стическая пар-тия), Па-ле-стин-ско-го де-мо-кра-тического сою-за (ФИДА), Фрон-та ос-во-бо-ж-де-ния Па-ле-сти-ны, Арабского ос-во-бо-дительного фрон-та, Па-ле-стин-ско-го фрон-та народной борь-бы (ПФНБ), Па-ле-стин-ско-го ос-во-бо-дительного фрон-та (ПОФ), а так-же пред-ста-ви-те-ли об-щественных ор-га-ни-за-ций, проф-сою-зов и так далее. С 1990 года про-ра-ба-ты-ва-ет-ся во-прос о вхо-ж-де-нии в со-став ООП ис-ла-ми-ст-ских дви-же-ний ХАМАС и «Ис-лам-ский джи-хад». В 2005 и 2011 годах на этот счёт до-стиг-нут ряд до-го-во-рён-но-стей, од-на-ко их прак-тическая реа-ли-за-ция от-кла-ды-ва-ет-ся.
Выс-шая ру-ко-во-дя-щая ин-стан-ция ООП - Национальный со-вет Па-ле-сти-ны (НСП), про-об-раз об-ще-па-ле-стин-ско-го пар-ла-мен-та, штаб-квар-ти-ра - в городе Ам-ман (Иор-да-ния). Он вы-ра-ба-ты-ва-ет стра-те-гическую ли-нию ООП по основным по-ли-тическим во-про-сам. НСП дол-жен фор-ми-ро-вать-ся по ито-гам пря-мых вы-бо-ров с уча-сти-ем всех па-ле-стин-цев, вклю-чая ди-ас-по-ру «в тех го-су-дар-ст-вах, где это воз-мож-но». Его сес-сии долж-ны про-во-дить-ся ка-ж-дые два го-да, но на прак-ти-ке эта ус-та-нов-ка не со-блю-да-ет-ся. По-след-ние за-се-да-ния НСП со-стоя-лись в 1996 в городе Га-за и в 2009, 2011 годах в городе Ра-мал-лах. В пе-ре-ры-вах ме-ж-ду сес-сия-ми НСП его функ-ции вы-пол-ня-ет Центральный со-вет ООП.
Ис-пол-нительная власть в рам-ках ООП осу-ще-ст-в-ля-ет Ис-пол-ком. Он реа-ли-зу-ет раз-ра-ба-ты-вае-мую НСП по-ли-ти-ку, рас-по-ря-жа-ет-ся бюд-же-том организации, ку-ри-ру-ет ра-бо-ту Па-ле-стин-ско-го национального фон-да, Па-ле-стин-ско-го общества Крас-но-го По-лу-ме-ся-ца и других, дея-тель-ность де-пар-та-мен-тов ООП (по пе-ре-го-во-рам, во-про-сам без-опас-но-сти, де-лам бе-жен-цев, де-лам СМИ и куль-туры и других). С 2009 года в со-ста-ве Ис-пол-ко-ма 18 чле-нов, пред-се-да-тель фак-ти-че-ски яв-ля-ет-ся ли-де-ром ООП (в 1969-2004 годах Я. Ара-фат, с 2005 года М. Аб-бас). В 2009 году на за-се-да-нии Центрального со-ве-та ООП Аб-бас был из-бран пре-зи-ден-том Го-су-дар-ст-ва Па-ле-сти-на.
Основные ин-фор-мационные ор-га-ны ООП - ра-дио-стан-ция «Го-лос Па-ле-сти-ны» (с 1970 года ве-ща-ла с тер-ри-то-рии различных арабских го-су-дарств, с 1994 года - с ок-ку-пи-ро-ван-ных па-ле-стин-ских тер-ри-то-рий), спут-ни-ко-вый те-ле-ка-нал «Па-ле-сти-на» (с 1994 года), ин-фор-м-агент-ст-во ВАФА (соз-да-но в 1972 году, с 1999 года функ-цио-ни-ру-ет в Ин-тер-не-те).
ООП - един-ст-вен-ный ме-ж-ду-на-род-но при-знан-ный за-кон-ный пред-ста-ви-тель па-ле-стин-ско-го на-ро-да, её ис-клю-чительной пре-ро-га-ти-вой ос-та-ют-ся пе-ре-го-во-ры с Из-раи-лем. ООП в различных ка-че-ст-вах (в том числе как ПНА или Го-су-дар-ст-во Па-ле-сти-на) име-ет ди-пло-ма-тические от-но-ше-ния со 140 го-су-дар-ст-ва-ми ми-ра, об-ла-да-ет пол-но-прав-ным член-ст-вом в ЛАГ, Ор-га-ни-за-ции ис-лам-ско-го со-труд-ни-че-ст-ва , Дви-же-нии не-при-сое-ди-не-ния , Ме-ж-ду-народном комитете Крас-но-го Кре-ста (смотри Крас-ный Крест), ЮНЕСКО (с 2011 года), Ме-ж-ду-народной организации по стан-дар-ти-за-ции, Сою-зе для Сре-ди-зем-но-мо-рья, Груп-пе 77, Ази-атской пар-ла-мент-ской ас-самб-лее, Ме-ж-ду-народном олим-пий-ском дви-же-нии, других спор-тив-ных ас-со-циа-ци-ях, вклю-чая ФИФА, и так далее. В 1974 году она по-лу-чи-ла ста-тус по-сто-ян-но-го на-блю-да-те-ля в ООН, с 2011 года пред-при-ни-ма-ет ша-ги по его по-вы-ше-нию. СССР ус-та-но-вил от-но-ше-ния с ООП в 1974 году, в 1988 году при-знал про-воз-гла-ше-ние Го-су-дар-ст-ва Па-ле-сти-на и в 1990 году по-вы-сил уро-вень пред-ста-ви-тель-ст-ва ООП в Мо-ск-ве до ста-ту-са По-соль-ст-ва Го-су-дар-ст-ва Па-ле-сти-на.
Про-воз-гла-шён-ное в 1988 году Го-су-дар-ст-во Па-ле-сти-на при-зна-но (на 2013) 132 стра-на-ми (ис-клю-чая Из-ра-иль, США, Ка-на-ду, боль-шин-ст-во стран Ев-ро-сою-за, Ав-стра-лию, Япо-нию и ряд дру-гих). Од-на-ко в свя-зи с не-за-вер-шён-но-стью про-цес-са па-ле-сти-но-из-ра-иль-ско-го уре-гу-ли-ро-ва-ния и про-дол-жаю-щей-ся из-ра-иль-ской ок-ку-па-ци-ей па-ле-стин-ских тер-ри-то-рий Го-су-дар-ст-во Па-ле-сти-на на по-ли-тическую кар-ту ми-ра не на-не-се-но.
28 мая исполняется 50 лет Организации освобождения Палестины (ООП) — одной из самых заметных и противоречивых организаций третьего мира.
Территория между Средиземным морем и рекой Иордан находилась под контролем разных государств в период ее истории. Начавшееся в XIX веке движение за репатриацию евреев в библейские места заметно изменило этническую карту Палестины, где в это время преобладало арабское население.
После оформления в конце XIX века политического течения сионизма идея о создании «национального очага» еврейского народа была воспринята значительной частью диаспоры. Ее поддерживали и некоторые политики — в 1917 году министр иностранных дел Великобритании Альфред Бальфур выступил с , в которой заявил, что «Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели».
Стоит отметить, что декларация была опубликована в том же номере газеты Times, где было опубликовано сообщение об Октябрьской революции в России.
Однако после 1918 года — конца Первой мировой войны и поражения в ней Турции — Палестина стала подмандатной территорией Великобритании. В ней продолжались межнациональные столкновения, появились террористические организации.
После Второй мировой войны на территории Палестины начали активно действовать сионистские террористические организации, которые под предлогом защиты еврейских поселенцев от арабов занимались убийствами англичан, которых считали нелегальными оккупантами.
Самой крупной акцией этих террористов стал подрыв гостиницы «Царь Давид» в 1946 году, в результате которого погиб 91 человек. Тогда в здании располагался штаб британской администрации в Палестине, а теракт стал ответом на рейд британской армии по кибуцам, во время которого были задержаны более 1 тыс. евреев, а также конфискован обширный арсенал оружия.
В конце концов приняла решение о разделе Палестины на два государства — еврейское и арабское. К тому времени в страну прибыло много беженцев: евреев из Европы, спасавшихся от холокоста.
Однако план ООН не был реализован — началась арабо-израильская война, в которой участвовали не только вооруженные еврейские и арабские отряды, но и регулярные армии Египта, Йемена, Ливана, Саудовской Аравии, Сирии, Трансиордании.
Ее последствия были особенно тяжелы для арабского населения Палестины — от 0,5 млн до 1 млн арабов были вынуждены покинуть свои дома. Почти половина территории, предназначавшейся для арабского государства, была оккупирована Израилем. Арабское население Израиля стало гражданами «с оговорками», что не способствовало межнациональному миру.
При этом оставшиеся под контролем Египта и Иордании территории (город Газа с округом и то, что сейчас называется Западным берегом реки Иордан) не превратились в независимое арабское государство. Более того, Каир и Амман военным путем подавляли выступления палестинцев.
Однако поражение в войне, появление проблемы беженцев (оказавшиеся в лагерях вынужденные переселенцы ни в Иордании, ни в Ливане, ни в Сирии местного гражданства не получили) кристаллизовали палестинскую общность. В 1964 году в Каире на встрече Лиги арабских государств обсуждался вопрос о Палестине. Там была принята , в которой говорилось, что «Палестина является неотъемлемой частью великой арабской Родины (الوطن العربي )». Более того, уже тогда Палестина и ее освобождение рассматривалось как общее дело всего арабского мира (ст.14: «судьба арабского народа и само его существование зависят от судьбы арабского народа Палестины»), а способом освобождения станет «вооруженная борьба» (ст. 15).
Тогда же было объявлено о создании Организации освобождения Палестины (ООП), главой которой стал Ахмад Шукейри. Ее первый съезд прошел в Восточном Иерусалиме.
Шукейри был радикален — он призывал «сбросить Израиль в море», но был ярким оратором. Любопытно, что он встречался с Никитой Хрущевым, а последний даже приглашал Шукейри в Москву.
Организация придерживалась просоветских взглядов, избрав вооруженную борьбу как главный способ решения своих задач. Но в 1967 году ситуация ухудшилась: после Шестидневной войны Газа и Западный берег были оккупированы Израилем. Голанские высоты и Восточный Иерусалим были аннексированы, то есть местные жители могли получить израильское гражданство.
ООП в итоге объединила несколько группировок: националистическую, но подчеркнуто светскую партию ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины), левые — Демократический фронт освобождения Палестины и Народный фронт освобождения Палестины — и несколько группировок, которые после 1967 года перешли от практик «партизанской войны» к практикам террора. Классическим методом палестинцев стал авиаугон.
Наверное, самой известной акцией такого рода стал угон самолета группой Лейлы Халед, которая заставила летчика совершить облет палестинских территорий.
В лагерях для подготовки этих групп появлялись интересные гости: так, например, Андрес Баадер и его соратники по левой немецкой террористической группировке «Фракция Красной армии» проходили там боевую подготовку.
Примечательно, что в оригинале по-арабски аббревиатура Движения за национальное освобождение Палестины (حركة التحرير الوطني الفلسطيني), которое изначально и возглавил Ясир Арафат, пишется как »حَتْفٌ» (гибель, поражение). Из-за этого палестинцы сокращенно называют свою организацию »فَتْحٌ», что переводится как «победа».
Однако в 1970 году отношения между палестинцами и Иорданией ухудшились. В сентябре конфликт между ними привел к военным действиям, в ходе которых от 3 тыс. до 10 тыс. человек погибли, а 150 тыс. палестинцев снова стали беженцами. В то же время палестинцев решил поддержать тогдашний президент Сирии Хафез Асад и даже направил им танки, однако те потерялись в пустыне и не смогли вовремя прийти на помощь.
Стоит заметить, что ООП признавала не все террористические акции палестинцев. Так, атаку на израильских олимпийцев в Мюнхене провела группировка «Черный сентябрь», и организация отмежевалась от этой акции.
ООП после войны с Иорданией нашла пристанище в Ливане. Юг этой страны стал полунезависимой территорией, где шла постоянная война — между палестинскими отрядами, местными ливанскими силами, в частности, отрядами арабов-христиан (маронитов), а также израильской армией (так как с юга Ливана шли террористические атаки на северные города Израиля — Кирьят-Шмона, Маалот, Нагарию). В 1982 году началась война в Ливане.
Широкомасштабная операция армии Израиля привела к оккупации юга Ливана и многочисленным жертвам.
Символом ливанской трагедии стали лагеря беженцев Сабра и Шатила, уничтоженные отрядами ливанских христиан. Израильское общество всколыхнули дискуссии: могла ли армия вмешаться и остановить резню?
Для ООП война в Ливане стала причиной нового переезда организации — теперь в Тунис. ООП продолжала напоминать о себе, в том числе и на дипломатическом фронте, хотя лидером организации с конца 1960-х был Ясир Арафат, всегда одетый в военную форму. Его куфия стала символом борьбы — причем не только в арабском мире.
В то же время его соратники не были готовы к мирному диалогу. Среди них был, например, глава военного крыла ФАТХ Абу Джихад. Однако вмешались израильские спецслужбы: Абу Джихад и ряд наиболее радикальных палестинских деятелей были ликвидированы после того, как ООП взяла ответственность за захват автобуса с работниками атомной станции в Димоне.
Примечательно, что до этого Израиль придерживался практики, согласно которой лидеры ООП обладали неприкосновенностью.
А оставшиеся представители палестинского движения были готовы к компромиссам. ООП могла себе это позволить: по данным опросов, в августе 1986 года 93,5% палестинцев считали эту организацию своим представителем. В 1988 году Палестинский национальный совет (парламент «в изгнании») принял декларацию независимости государства Палестина, в которой признал резолюцию ООН о разделе Палестины на два государства. Дополнительным фактором стала интифада — массовое протестное движение, которое развернулось именно на оккупированных территориях: в Газе и на Западном берегу.
В результате в начале 1990-х мир переживал эйфорию: длительный конфликт вот-вот разрешится. Представители ООП и Израиля подписали ряд договоров, предусматривавших создание будущего палестинского государства на территориях, оккупированных в 1967 году.
В 1994 году Ясир Арафат переехал в Газу, а осенью — вместе с израильтянами Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом — получил Нобелевскую премию мира. Однако после того как премьер-министр Израиля Рабин был убит радикально настроенным израильским студентом, дипломатические успехи пошли на спад.
ООП в середине 1990-х, по сути, растворилась в создаваемой Палестинской национальной администрации — будущем палестинском государстве. Однако основная часть организации — партия ФАТХ — не смогла объединить всех палестинцев. Многие из них разочаровались в умеренности фатховцев и стали поддерживать исламских радикалов из партии ХАМАС. Хотя формально деятельность ООП продолжается и по сей день.
Впрочем, ООП, как считает историк Г.Г. Косач, свою задачу выполнила: «были демаркированы границы Западного берега реки Иордан и сектора Газа — тех палестинских регионов, где возникла автономия». ООП позволила палестинскому обществу, оставшемуся в Палестине, стать «центральным звеном, определяющим деятельность... диаспоры».
Палестинская борьба стала символом, равным Че Геваре, — четырехцветный флаг используют многие организации и сообщества левых взглядов (например, болельщики шотландского «Селтика»).
В Газе существует даже PLO Shop (магазин ООП), продающий многочисленные вещи с символикой Палестины.
Однако оборотной стороной деятельности организации стал террор, зачастую из средства превращающийся в цель. Безальтернативность таких мер приводила к взаимному отчуждению общин, а палестинец начал ассоциироваться с террором — не только в Израиле, но и в других обществах.
Аливаиви А.М.
Аливаиви Асаад Мохаммед / Aliwaiwi Asaad Mohammad – доктор исторических наук, доцент, Открытый университет Аль-Кудс, г. Иерусалим, Палестина
Аннотация:
в 2014 году исполнилось 50 лет со дня создания одной из самых масштабных организаций ближневосточного региона, которая не воспринималась израильскими спецслужбами на первом этапе ее существования как угроза своему государству и вплоть до 1988 г. «неофициально» считалась террористической. Речь идет об Организации освобождения Палестины (ООП), признанной Израилем в качестве партнера по переговорам лишь с 1993 г. Сегодня ООП способна трансформироваться в механизм организации национального государства Палестина.
Abstract:
2014 marked 50 years as from the date of the founding of one of the large-scale organizations in the Middle East region. From the start it wasn’t considered by Israeli secret services to be the threat to their State but up to 1988 it was “unofficially” regarded as terror organization. This refers to the Palestine Liberation Organization (PLO), recognized by Israel as negotiating partner only in 1993. Today PLO is able to transform into the formatting mechanism of the national Palestinian State.
Ключевые слова:
палестинская национальная автономия (ПНА), Организация освобождения Палестины (ООП), Движение за национальное освобождение Палестины (ФАТХ), Палестинский национальный совет (ПНС), ХАМАС, ООН.
Key Words:
palestine National Autonomy (PNA), Palestine Liberation Organization (PLO), Palestine National Liberation Movement (FATAH), Palestine National Council (PNC), HAMAS, UN.
История Палестинского национального движения берет начало в противостоянии арабских стран британскому колониализму и сионизму. После поражения в Первой арабо-израильской войне 1948 г. решение палестинской проблемы стало задачей арабских режимов. С этого времени палестинцы нуждались в руководящей силе, способной провести их сквозь перипетии межарабских противоречий. В данной статье рассматривается идеологическая трансформация политической линии ООП от концепции строительства будущего государства посредством полного освобождения всех палестинских территорий к государству с территорией, ограниченной Западным берегом реки Иордан и Сектором Газы, а также необходимые шаги, направленные на реформирование организации в процессе создания независимого Палестинского государства.
Методология исследования основана на структурно-функциональном анализе, нацеленном на рассмотрение способов сохранения и регулирования палестинской политической системы, а также на количественной оценке тех изменений, к которым эта система может приспособиться и в дальнейшем трансформироваться в политическую систему независимого государства. В процессе исследования рассматриваются функциональные зависимости элементов политической системы: взаимодействие властных институтов, удовлетворение ими ожиданий политических субъектов; определение степени адаптации системы к нестабильной социально-политической среде.
Отношение арабских стран и мирового сообщества к ООП, созданной в 1964 г. на I съезде Палестинского Национального Совета (ПНС), было противоречивым. По замыслу президента Египта Г.А. Насера роль создаваемой ООП должна была заключаться в борьбе с режимом Иордании и в противовесе популярному в палестинской среде (одновременно антинассеристскому) Движению за национальное освобождение Палестины (ФАТХ) . К тому же в планах арабских режимов было установление контроля над множеством различных палестинских групп сопротивления с помощью ООП. Не в последнюю очередь создание этой организации было нацелено если и не на уничтожение Израиля, то на нанесение ему максимального вреда.
На практике подобные стремления нашли отражение в Палестинской национальной хартии от 1964 г. и в ее последующей редакции от 1968 г. Так, в основополагающем документе ООП были зафиксированы следующие положения: декларация Бальфура (Ст. 18) и документ о британском мандате объявлялись недействительными, создание Израиля – нелегальным, так же как и резолюция ГА ООН от 1947 г. о разделе Палестины (Ст. 19). Освобождение Палестины должно быть осуществлено посредством вооруженной борьбы (Ст.8,9). Сионизм объявлялся фашистским и расистским движением, а освобождение Палестины должно было привести к уничтожению сионистского и империалистического присутствия на палестинской земле (Ст. 22) .
В 1964 г., во время работы I учредительного съезда Палестинского национального совета (ПНС) были сформированы основные институты власти ООП.
Палестинский национальный совет – верховный законодательный представительный орган всего палестинского народа, призванный контролировать деятельность исполнительной власти, определять основные направления политики ООП в административной, военной, экономической областях .
С 1969 г. ПНС избирал из своих рядов Исполнительный комитет ООП (Исполком), неизменным председателем которого с 1969 г. был Я. Арафат. Исполком являлся реальным руководящим органом ООП, который представлял организацию на международной арене, отвечал за принятие бюджета, а также контролировал деятельность различных департаментов ООП . В последующем в число основных функций Исполкома входила реализация политических решений, принятых ПНС и Центральным комитетом ООП (ЦК) – промежуточным органом между ПНС и Исполкомом ООП, представлявшим собой консультативный орган, 16 членов которого назначались ПНС по рекомендации Исполкома .
Фактически, Исполком выполнял функции правительства, и неофициально считался таковым, в то время как отряды ООП выступали в качестве политических партий. Ведение вооруженной борьбы придавало легитимность не только отдельным отрядам ООП, позволяя им участвовать в работе Исполкома (независимо от своей численности), но и всей организации. Те же отряды, которые не вели вооруженной борьбы, в Исполкоме не были представлены, даже если их численность была достаточно велика, как, например, Коммунистическая партия. Лишь после эвакуации ООП из Ливана в 1982 г. применение вооруженных методов борьбы перестало быть необходимым условием представительства в Исполкоме. Поэтому, начиная с 18-й сессии ПНС, коммунисты участвуют в работе Исполкома. Только на 19-й сессии ПНС 15 ноября 1988 г., когда была принята Декларация Независимости Палестины, Исполком официально был наделен полномочиями правительства вплоть до формирования правительства в изгнании, в котором выделялись только две должности – Председатель Государства Палестина (Ясир Арафат) и министр иностранных дел (Фарук Каддуми).
ООП представляла интересы двух миллионов палестинских арабов диаспоры. Под этой организацией понимался весь палестинский народ и государственное образование с президентским правлением и со столицей в Иерусалиме (здесь же была расположена постоянная штаб-квартира Исполкома). ООП создала для отдаленных друг от друга палестинских общин необходимые интегрирующие институты, организовывая палестинские коммуны в структурированное политическое сообщество. Институты ООП обеспечивали жизненно необходимые связи не только между различными палестинскими коммунами диаспоры, но также между диаспорой, с одной стороны, и палестинцами на территории Израиля, Иордании и Египта, с другой . Организацией поддерживалась и развивалась палестинская национальная идентичность.
Тем не менее, ООП не отличалась сплоченностью и единством мнений, поскольку действующие фракции организации разнились в идеологическом и тактическом плане. Таким образом, параллельно с институциональным оформлением самой ООП, являвшейся с 1964 г. управляющим органом как военизированных, так и гражданских групп, на палестинской арене шел параллельный процесс создания общественно-политических и партизанских организаций, которые изначально не поддерживали поставленные перед ООП задачи.
Умеренные фракции ООП высказывались за переговоры с еврейскими поселенцами и включение их поселений в состав Палестины; радикалы признавали тактику терроризма, выступали за насильственное уничтожение Израиля и создание светского государства с равными правами для всех верующих .
Вообще, одной из главных причин начала активной организационной деятельности самих палестинцев, как и в случае создания ООП, можно считать закат идей панарабизма в результате разгрома арабских армий израильскими войсками в июне 1967 г. и занятия Израилем территорий Западного берега реки Иордан и Сектора Газы. Теперь к цели «освобождения палестинских земель» добавилась промежуточная цель – ликвидация последствий 1967 г. – которая могла быть достигнута путем возвращения потерянных земель в новой войне или с помощью мирных переговоров с Израилем.
Поражение в Шестидневной войне привело к некоторой радикализации и политической трансформации палестинской идентичности, что сказалось на смещении акцента в идеологии ООП с «общеарабского» на палестинский фактор. Так, если в Национальной Хартии Палестины от 1964 г. подчеркивался арабский характер Палестинской проблемы, то в новой редакции Хартии от 1968 г. – палестинский. В стратегии и политике ООП произошли изменения. Так, до 1969 г. в ООП допускалось решение палестинской проблемы путем самоопределения палестинцев и возможного присутствия еврейской общности на арабской земле. После – целью ООП стало создание на всей территории Палестины демократического, прогрессивного, светского государства, в котором евреи и арабы являлись бы его гражданами. По этой причине идеология военной борьбы партизанского толка, пропагандируемая лидерами ФАТХ, привела к тому, что на V сессии ПНС, проходившей в Каире в феврале 1969 г., произошло официальное занятие ключевых позиций в институтах ООП представителями ФАТХ. Исполком ООП с 1969 г. вплоть до своей смерти возглавлял Ясир Арафат.
Под эгидой ООП помимо ее крупнейшей фракции – ФАТХ, объединились многие военно-политические организации палестинских арабов (в том числе и террористические группы): Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), НФОП – Главное командование, Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП), «Аль – Саика» (авангард «Народно-освободительной Войны»), «Арабский фронт освобождения» (АФО), «Палестинский Народный Фронт Борьбы», «Действующая организация за освобождение Палестины» (ДООП). Многочисленным палестинским организациям для борьбы с популярностью ФАТХ необходимо было иметь убедительную идеологию и большое количество представителей.
Таким образом, ООП являлась коалицией из восьми партизанских отрядов, придерживавшихся противоположных идеологических и политических взглядов – от правых до крайне левых, от исламских до марксистско-ленинских. Некоторые из палестинских групп находились под патронажем зачастую противоборствующих между собой арабских режимов. В этих условиях три главных фактора обеспечивали единство ООП: стремление к созданию Палестинского государства, харизма лидера Ясира Арафата и относительно демократический характер властных институтов ООП .
Международная обстановка на протяжении всей истории ООП приводила к столкновению организации с серией вызовов, влиявших на внутрипалестинские политические процессы.
Изгнание из Иордании, а также неудачная попытка бойкотирования выборов, проходивших в 1972 г. на Западном берегу реки Иордан, привели ООП к политическому кризису. К тому же, после войны Ссудного дня 1973 г. для ООП существовала угроза заключения арабскими государствами мирных договоров с Израилем и возвращения занятых Израилем в войне 1967 г. Западного берега к Иордании. В связи с этим руководство ООП приняло на вооружение предложение лидера ДФОП Н. Хаватме о взятии под контроль организации любой освобожденной территории бывшей подмандатной Палестины. Таким образом, в случае вывода израильских войск из Западного берега реки Иордан и Сектора Газы, эти районы автоматически переходили бы под контроль ООП, а не Иордании и Египта. Это позволило бы избежать невозможного для ООП мирного договора с Израилем, а также являлось претензией на любую освободившуюся территорию .
В июне 1974 г., приказав организациям ООП воздерживаться от вооруженных действий за пределами Израиля и палестинских территорий, Арафат принимает программу, в которой впервые заявляет о возможности политического пути решения палестинской проблемы. В Каире XII съезд ПНС принял предложенный ФАТХ «Ступенчатый план» («План десяти пунктов»), приведший к расколу в рядах ООП и во всем национально-освободительном движении. Основные пункты Плана сводились к тому, что ООП выступает против связывания палестинского вопроса только с «проблемой беженцев», а создание независимого палестинского национального правительства на Западном берегу и в Секторе Газы является программой-минимум. Программа-максимум заключалась в создании Палестинского демократического государства на всей территории Палестины, включая восточные территории Иордании, а любой диалог арабских стран с Израилем рассматривался не более как политическая стратегия по окончательному уничтожению Израиля .
В соответствии с целями программы-максимум во время встречи в Рабате в октябре 1974 г. лидеров двадцати арабских государств, произошло признание ООП «единственным законным представителем народа Палестины», за которым последовало и международное признание организации (Лига Арабских Государств, Движение неприсоединения, Организация Исламская Конференция, Организация Африканского Единства) .
Вообще, ООП создала элементы завершенного по своей конструкции государства. В рамках ООП сформировался привилегированный политический класс и стабильная бюрократическая элита. ООП обладала такими атрибутами государства, как контроль над территорией. Национальная Хартия ООП имела все формальные признаки конституции независимого государства.
После 1982 г. ООП перебазировалась в Тунис, в организации произошел раскол и ухудшились отношения с сирийским руководством. С этого времени началось сближение ООП с Иорданией. На XVII сессии ПНС в Аммане в 1984 г. король Хусейн предложил палестинцам совместный подход к Ближневосточному урегулированию, зафиксированный в Амманском соглашении 1985 г. и подразумевавший самоопределение палестинцев в рамках конфедерации Иордании и создаваемого палестинского государства.
В то же время, в Дамаске в 1985 г. параллельно с официальным Исполнительным комитетом ООП создается Палестинский фронт национального спасения, в состав которого вошли такие организации как НФОП (Ж. Хабаша) и «Аль-Саика». Безрезультативность Амманских соглашений в виду непризнания их Израилем и США и ухудшение палестино-иорданских отношений застопорило Ближневосточное урегулирование.
К 1987 г. удалось преодолеть разногласия между палестинскими организациями в рамках ООП. Арафат вновь был избран председателем Исполкома ООП. Вызовом для ООП явился спад накала освободительной войны на оккупированных территориях. Отказ от насилия и признание плана ООН о разделе исторической Палестины, что шло вразрез с изначальными стратегическими целями организации, явились институциональным ответом на данный вызов .
Летом 1988 г. Иордания признала стремление ООП к созданию государства Палестина, отказалась от пятилетнего плана развития Западного берега реки Иордан распустила парламент, в котором половина мест предназначалась для представителей оккупированных палестинских территорий. Таким образом, король Иордании больше не претендовал на Западный берег реки Иордан .
Событие исторического значения произошло в Алжире в 1988 г. на XIX внеочередном съезде ПНС: было объявлено о признании Государства Израиль, хотя и без определения четких границ. Генеральная Ассамблея ООН признала одностороннее провозглашение Государства Палестина. С этого момента обозначение Палестина стало использоваться в ООН вместо ООП, хотя желанный статус «государства-наблюдателя не члена ООН» был присвоен лишь в 2012 г. . У ООП было 97 дипломатических представительств, причем два – в государствах – постоянных членах СБ ООН – в Китае и России. Более 130 государств объявили о своем признании Палестинского государства, провозглашенного ПНС 15 ноября 1988 года .
«Декларация независимости» Палестины 1988 г. не только продемонстрировала политическую гибкость руководства ООП, но и свидетельствовала о возросшей религиозности палестинского общества. В отличие от предыдущих значимых политических документов, декларация начиналась с «бисмилляха» (исламской фразы, с которой начинается каждая сура Корана – «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного»). Документ содержал также многочисленные ссылки на религиозные тексты. Так, Палестина определялась как «земля трех монотеистических религий», при этом полностью цитировалась сура Корана.
Провозглашение государства в границах 1967 г. (что составляло 78% от отстаиваемых палестинских территорий) явилось следствием радикального изменения в политической линии палестинского руководства и готовности сесть за стол переговоров с Израилем, о чем и было объявлено в 1991 г. в Алжире.Внутри палестинского политического истеблишмента не было единства мнения относительно подобных принципиальных вопросов. К примеру, Эдвард Вади Саид, один из самых известных членов ПНС – вышел из состава Совета из-за несогласия с позицией Ясира Арафата, поддержавшего Саддама Хусейна во время первой Войны в Заливе. Впоследствии, он был против подписания соглашения в Осло, которое делало, по его мнению, невозможным возвращение палестинских беженцев на территории, занятые Израилем в 1967 г. .
Успехи на международной арене сочетались с негативными для ООП событиями. Так, за высылкой из Иордании последовало изгнание из Бейрута и бегство в Тунис. В последующий период ООП пострадала от распада СССР и всего социалистического блока. На региональном уровне упадок Арабской лиги означал для организации, помимо всего прочего, потерю арабской коллективной поддержки интифады, самой организации и мирных инициатив. Война в Персидском заливе повлекла за собой враждебное к ООП отношение некоторых арабских стран в связи с проиракской позицией ее руководства. Из Кувейта была выслана большая часть палестинской общины, что означало потерю существенной финансовой и политической поддержки ООП и палестинцев на оккупированных территориях. В 1990-1991 гг. ООП практически находилась в осадном положении. В этой ситуации, оккупированные палестинские территории (ОПТ) стали основным источником общественной поддержки для институтов ООП. ОПТ сыграли важную роль в легитимизации движения сопротивления.
Интифада (1987 – 1993 гг.), начавшаяся на оккупированных территориях в то время, когда поддержка арабских стран была на самом низком уровне, существенным образом повлияла на поддержание статуса ООП как единственного представителя палестинского народа . Еще одним следствием интифады явилось сочетание воинственной риторики с политическим реализмом, что привело к началу переговоров о мире с Израилем в 1991 г. и изменению стратегии ООП. Новый институциональный этап в истории ООП обусловливался сложным сочетанием факторов .
Проблема организации заключалась в том что, принятие ею новой стратегии не повлекло за собой необходимых структурных реформ. Организация не проявляла должной гибкости в быстро меняющемся международном и региональном политическом окружении. На повестку дня встала проблема бюрократизации, организационного развития, структуры и роли национальных институтов, таких как ПНС, Центральный комитет и др. Особенно остро стояли вопросы взаимоотношения между руководством ООП в изгнании и лидерами организации на ОПТ, рассматривавшихся не как основная арена действия, а как источник поддержки. Несмотря на созревшую необходимость демократизации отношений между двумя частями ООП, центр принятия решений и его механизмы остались без изменений. Это явилось основным фактором, приведшим организацию к кризису.
Дело в том, что резко отличные условия существования палестинцев диаспоры и проживающих на оккупированных территориях привели к различиям в их развитии. Ведь палестинцы диаспоры не проживают в единой общественно-экономической формации, а социально и экономически интегрированы в страны их проживания (в наибольшей степени в Иордании). Лишь в лагерях беженцев наблюдаются какие-то черты сообщества. К тому же палестинские сообщества диаспоры неизбежно рассматриваются местными властями как дестабилизирующий фактор, поэтому они юридически и политически ограничены в своих действиях. Политические организации ООП инициировали такие институты «гражданского общества» как молодежные и женские ассоциации, клиники, милицию, общественные комитеты, фабрики и ремесленные мастерские, что способствовало росту общинной идентификации палестинцев именно в тех странах, где ООП имела какое-то влияние и дружественные отношения с местным правительством.
Палестинцы на ОПТ напротив, никогда не прекращали своего бытия в виде подлинного общества, укорененного в земле, со своей экономикой, сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг, гражданскими институтами, со своими ценностями, социальной структурой. Сама их жизнь способствовала формированию массовых организаций и развитию общественного участия в процессе принятия решений, таких как народные комитеты во время интифады.
В то время как на «оккупированных территориях» условия способствовали формированию одних институтов, в диаспоре ООП постепенно бюрократизировалась в связи с необходимостью выполнения полугосударственных функций. К тому же этому способствовали успехи на дипломатическом поприще с организацией многочисленных диппредставительств по всему миру, а также обучение за счет государств социалистического блока палестинских кадров, впитавших в различной степени высоко бюрократизированную структуру общества этих стран.
Бюрократизация не была ограничена руководящим аппаратом, этот процесс затронул массовые организации и профсоюзы диаспоры, где их роль стремительно размывалась. Действительно, полугосударственные функции ООП дублировались различными политическими организациями. Вместе с ростом бюрократического аппарата началось отчуждение социальной базы организаций от их руководства, в том числе и по причине ориентации последнего более на политические вопросы, нежели на социально-экономические нужды населения.
Другой причиной, негативно повлиявшей на процесс подлинного представительства палестинского общества в массовых организациях диаспоры, явилась «система квот». Членством в ПНС обладали палестинцы из различных сообществ, находящихся в ссылке. Несмотря на то, что конституция ООП предусматривала проведение выборов членов ПНС, на практике кандидаты проходили в «парламент в ссылке» по результатам договоренностей между руководством различных организаций сопротивления. В силу того, что позиции в главных общественных институтах заполнялись не посредством выборов, сложно было объективно определить степень поддержки, которой пользовалась та или иная партия и на этой основе применить систему пропорционального представительства. Более того, некоторые фракции, спонсируемые арабскими государствами, были непропорционально представлены в определенных институтах ООП и в руководящих органах массовых организаций скорее в силу конъюнктурной целесообразности, нежели с учетом палестинских национальных интересов.
«Система квот» действовала и на ОПТ, однако не в такой степени как в диаспоре. На «оккупированных территориях» только группы с определенным количеством сторонников могли быть представлены в различных национальных органах (или, например, в массовых организациях). Более того, каждая из политических групп, функционировавших на территории, создавала свои собственные массовые организации, профессиональные ассоциации и союзы. Одной из причин была невозможность этих групп работать открыто на территориях из-за репрессий со стороны израильских властей. Наконец, на ОПТ конкуренция в виде демократических выборов с целью контроля над общественными и профессиональными организациями национального масштаба делала эти группы заинтересованными в расширении общественной поддержки. Однако конкурентная борьба между политическими фракциями ООП привела к росту бюрократизации и к упразднению народных комитетов (во время интифады), которые отличались своей демократической структурой и были открыты для представителей всего общества.
Столь необходимая в период становления ООП «квотная система» со временем привела к тому, что рычаг принятия решений по вопросам национального масштаба перешел от представителей палестинских общин к представителям политических фракций, а именно к руководству доминирующей фракции. Соперничество между различными левыми группами использовалось лидерами ФАТХ в целях сохранения главенствующих позиций движения. «Квотная система» наряду с высоко централизованным управлением всех фракций ООП, привела к ослаблению позиций национальных органов и общественных ассоциаций. ФАТХ было не заинтересовано в отмене «системы квот», а остальные группировки так и не предоставили единой политической программы по демократизации политической системы посредством проведения выборов представителей ведущих институтов ООП.
С началом интифады и в связи с косностью структур ООП, их слабой адаптивной способностью к изменениям, вызванным интифадой, а также отсутствием баланса во взаимоотношениях между руководством организации и национальным движением на территориях, закономерным стал рост политического ислама на ОПТ.
Возросшее влияние ХАМАС обусловлено все тем же кризисом в палестинском национальном движении. ООП не демонстрировала способность к мобилизации населения внутри и за пределами ОПТ в силу усиливающейся изоляции бюрократических структур от проблем палестинских сообществ. Как следствие в обществе утвердилось отношение к политическим институтам ООП как к нечто формальному, с авторитарным процессом принятия решений, с принципами фаворитизма и коррупцией.
Возвышение политического ислама происходило на основе того, что под вопрос ставились фундаментальные основы палестинского национализма. Вместо фракционной концепции общества и в качестве альтернативы светскому национализму ООП предлагался ислам. Более того, политический ислам отвергал плюралистическую сущность будущего палестинского общества в пользу тоталитарного его характера, отвергающего «территориальный» национализм. Угроза для ООП, связанная с возвышением ХАМАС, могла быть нивелирована лишь путем реструктуризации ООП и модернизации палестинской политической системы.
Подобная необходимость становилась еще более насущной в связи с участием ООП в переговорах с Израилем в качестве представителя всего палестинского народа. «Соглашения Осло», в результате которых была создана Палестинская национальная автономия (ПНА), привели к тому, что ООП к середине 1990-х, по сути, растворилась в ПНА. Хотя формально деятельность ООП продолжается и по сей день.
Как бы там ни было, по мнению историка Г.Г. Косача, ООП свою задачу выполнила: «были демаркированы границы Западного берега реки Иордан и Сектора Газы – тех палестинских регионов, где возникла автономия». ООП позволила палестинскому обществу, оставшемуся в Палестине, стать «центральным звеном, определяющим деятельность... диаспоры» .
Историческая значимость ООП не могла не снизиться с момента превращения ПНА в центральный элемент палестинской политической системы. В рамках ПНА были сформированы политические институты, представлявшие интересы населения Западного берега реки Иордан и Сектора Газы, вследствие чего произошло разрушение предыдущего институционального единства и закрепление разделения палестинского сообщества. Сложилась ситуация, при которой около 40% палестинцев (с Западного берега реки Иордан и Сектора Газы) участвовали в демократических парламентских и президентских выборах, в то время как остальная часть населения не имела возможности избирать своих представителей и таким образом участвовать в политической жизни общества.
Основной проблемой ООП явился вопрос ее легитимности. ПНС утратил статус всепалестинского представительного института власти на фоне возвышения политического ислама, поставившего под вопрос фундаментальные основы палестинского национализма. В обществе усиливалось критическое отношение к политическим институтам ООП как к формальным, коррумпированным, практикующим принципы фаворитизма и авторитарные методы принятия решений. Институциональный кризис ООП усугубили следующие факторы: раскол между «внешней» и «внутренней» палестинскими политическими элитами; политическое и территориальное разделение между Западным берегом реки Иордан и Сектором Газы в 2007 г.; разрушение политического плюрализма в двух анклавах; различная степень авторитарности правящих движений в каждом из них; истечение сроков полномочий как президента ПНА, так и членов ПЗС. Не существовало легитимного и реально действующего регулятивного органа способного контролировать оба палестинских правительства.
Достигнутая договоренность между ХАМАС и ФАТХ о формировании правительства национального единства, так же как и введение «чрезвычайного положения», являются техническими решениями, которые не способствуют преодолению институционального кризиса. Сложная политическая ситуация, сложившаяся вследствие выборов 2006 г., требует фундаментальной трансформации политических институтов ПНА и ООП.
Отсутствие четкой иерархии власти вследствие постоянной отсрочки даты выборов, размывание граней между ООП и ПНА, институциональная коррупция – все это повышает степень уязвимости палестинцев на переговорах перед манипуляциями со стороны их израильских и западных коллег. С ослаблением роли Исполкома ООП, бездействием ПНС, а также отсутствием функционирующего ПЗС процесс принятия решений в переговорах с израильскими властями сконцентрировался на председателе Исполкома ООП (одновременно – президенте ПНА – М. Аббасе). На него же направлено все давление, особенно со стороны США и Израиля. К тому же палестинская проблема, объединявшая арабов в течение нескольких десятилетий, отодвигается на второй план в результате обострения внутриполитической ситуации во многих арабских странах. Палестинцы, при отсутствии прежней поддержки арабского мира, становятся все более уязвимыми перед давлением Израиля и вынуждены переориентироваться на новые политические силы в арабском мире.
«Внешние угрозы» обостряют необходимость реформирования палестинской политической системы. В процессе реорганизации ООП ее штаб-квартиру следовало бы перенести за пределы Палестины, например, в столицу Иордании, Амман. Деятельность институтов ПНА возможно было бы переориентировать на предоставление муниципальных функций (здравоохранение, образование, коммунальные услуги и проч.). Модернизированная палестинская политическая система сможет избежать стоящих перед ее институтами угроз. Очевидно, что восстановление ООП на действительно представительной основе, наряду с продуманной институциональной реформой является основным условием укрепления позиций палестинцев в требовании реализации «права на возвращение», а также сильных позиций палестинской стороны в переговорах с Израилем о строительстве независимого государства Палестина.
Для любой серьезной реформы ООП в качестве приоритетной задачи необходима трансформация ПНС в полноценный парламент или Национальную ассамблею с четкими законодательными функциями. Работа ПНС должна основываться на проведении регулярных сессий и функционировании постоянных комитетов, деятельность которых затрагивала бы различные аспекты жизни палестинского общества. Мандат законодательной власти должен исходить от различных палестинских сообществ (палестинцев, проживающих в Израиле, в диаспоре, а также на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газы), которые должны иметь возможность избрать своих представителей в ПНС пропорционально своей численности и влиянию. При этом необходимо учитывать, что проведение выборов в ПНС на Западном берегу реки Иордан проблематично из-за ареста израильскими властями кандидатов от ХАМАС; в Иордании – из-за угрозы лишения палестинцев иорданского гражданства; в Сирии – в силу гражданской войны. Однако все эти препятствия преодолимы в случае наличия политической воли. Как бы там ни было, Палестинскому национальному совету необходимо перейти от «системы квот» на демократический отбор, например, посредством дважды применимой при избрании депутатов ПЗС системы прямых выборов. В тех районах, в которых невозможно проведение выборов, следует установить иные демократические процедуры избрания членов ПНС. Палестинские делегаты от Сирии и Иордании могли бы быть «отобраны», а не избраны. Современные технические возможности позволяют организовать, к примеру, интернет-голосование в диаспоре. В целях проведения выборов можно было бы использовать данные агентства ООН по делам беженцев для составления списка потенциальных избирателей среди беженцев, проживающих в арабских странах. Целесообразнее было бы проведение своими силами переписи населения, а не использование израильских данных (в том числе касающихся топографии и проблемы водных ресурсов).
Независимо от результатов выборов в ПНС не менее важным является сам политический процесс. Если удастся возродить ПНС в качестве верховного легитимного политического органа палестинской политической системы, с участием в нем исламистов и организацией региональных представительств, это будет означать согласие всех палестинских политических групп с необходимостью формирования объединенной, легитимной, демократической политической системы Палестины. Каким бы образом не было организовано избрание ПНС, Исполкома ООП и его председателя, возвращение на политическую арену ООП как воплощения географической, религиозной и политической идентичности палестинского народа будет иметь далеко идущие последствия. ООП способна трансформироваться в механизм организации национального государства Палестина.
Литература
- Андреев В.В . Основные этапы эволюции политического лидерства в Палестинском национально-освободительном движении // Политическая элита Ближнего Востока. М., 2000.
- Брасс А . Палестинские истоки. М.: Олма-Пресс образование, 2004.
- Голосование в ООН по признанию Палестины может пройти 15 или 29 ноября: [Электронный ресурс]. 30.10.2012. Режим доступа: (Дата обращения: 03.09.2014).
- Косач Г.Г. Организация освобождения Палестины: путь к созданию национальной государственности // Ближний Восток и современность. Сб. ст. (вып. 11). М., 2001, с. 142-164.
- Ланда Р.Г . История арабских стран. М.: Вост. ун-т, 2005.
- . [Электронный ресурс]. 28.11.12. – Режим доступа: (Дата обращения 05.09.2014).
- Хантингтон С . Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004.
- Эпштейн А. Исламский форпост в Газе и ближневосточная политика // Космополис. 2007. №2 (18). Режим доступа: (Дата обращения 05.09.2014).
- Anthony B. Tirado Chase. Edward Said"s Anti-Oslo Writings // Middle East Quarterly. March 1997. Vol. IV. No. I. – Режим доступа: . (Дата обращения 06.09.2014).
- Eric Rouleau. The Future of the PLO // Foreign Affairs. Fall, 1983. – Режим доступа: . (Дата обращения 07.09.2014).Helen Chapin Metz, ed. Jordan : A Country Study. Washington: GPO for the Library of Congress. – 1989. Режим доступа: (Дата обращения 07.09.2014).
- Jamil Hilal. Palestinian answers in the Arab Spring. Режим доступа: (Дата обращения 05.09.2014).
- Jamil Hilal. PLO Institutions: The Challenge Ahead // Journal of Palestine Studies, Vol. 23, No. 1 (Autumn, 1993).
- Jean Shaoul. The political failure of the PLO and the origins of HAMAS. [Электронный ресурс]. World Socialist Website. Режим доступа: (Дата обращения 09.09.2014).
- Kurz, Anat . Fatah and the politics of violence: Institutionalization of a popular struggle. Sussex Academic Press. 2005.
- October 1974 Rabat Arab Summit Conference. Palestine facts. – Режим доступа: (Дата обращения 08.09.2014).
- Palestine National Charter of 1964. Режим доступа. . (Дата обращения 11.09.2014).
- Palestine National Council. Режим доступа: (Дата обращения 10.09.2014).
- Palestinian Organizations and Parties. Режим доступа: . (Дата обращения 11.09.2014).
- State of Palestine. Permanent Observer Mission to the United Nations. Режим доступа: (Дата обращения 12.09.2014).
- 10 Point Program of the PLO (1974). – Режим доступа. (Дата обращения 11.09.2014).
ПАЛЕСТИНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПАЛЕСТИНЫ.
Первые организации палестинского движения сопротивления появились накануне и вовремя войны 1948 года. Это были организации Аль-Джихад аль-Мукаддас (в переводе - "священная борьба"), Абталь-аль-Ауда ("Герои возвращения")... К началу 50-ых годов относится создание основного ядра ведущей палестинской организации Фатх (абривеатура от Харакат ат-Тахрир-аль-Филастыни, в переводе - "Движение за национальное освобождение Палестины"). На 1956 год приходится окончательное становление Фатх. Основателями организации были Ясир Арафат, Салах Халаф, Халил аль-Вазир, Фарук аль-Каддуми, Халед аль-Хасан, Камаль Адван, Мухаммед Юсуф ан-Наджар. В 1958 на оккупированных палестинских териториях возникла нелегальная организация Аль-Ард ("Земля"). Однако на этом начальном этапе, палестинское движение сопротивления характеризовалось относительной слабостью, отсутствием единства, ориентацией организаций на разные страны.
С созданием ООП, движение сопротивления переходит на совершенно новый уровень. Организация Освобождения Палестины (MUNAZZAMAT AT-TAHRIR FILASTINIYAH) была создана в январе 1964 на совещании арабских лидеров, чтобы представлять интересы 2 миллионов палестинских арабов, изгнанных со своих земель (инициатива Насера). 28 мая 1964 года в арабской части Иерусалима собрались 422 делегата Палестинского Национального конгресса, который провозгласил созыв I сессии Национального совета Палестины. 1 июня 1964, на заключительном заседании совета, было официально провозглашено о создании ООП. При создании, ООП возглавил Ахмад Шукаири (Ahmad Shuqairi), руководство осуществляется Национальным Советом Палестины. Структура ООП сложная. Первоначально ООП строилась по географическому принципу, с 1968 в организации представлены различные партизанские движения. ООП ставила целью ликвидацию государства Израиль, изгнание из Палестины большинства еврейских переселенцев и создание "демократического и светского государства". Средство достижения целей - вооружённая борьба с Израилем, осуществляющаяся рейдами партизан. Наибольшие организации входящие в ООП (в том числе и террористические группы):
1. ФАТХ - крупнейшая фракция ООП.
2. Народный фронт освобождения Палестины (НФОП).
3. Движение Национального Освобождения Палестины.
4. НФОП-Главное командование.
5. Аль- Сайка (авангард "Народно-освободительной Войны").
6. Фронт палестинской Народной Борьбы.
7. Демократический Фронт Освобождения Палестины.
Фракции ООП отличались идеологически и тактикой, некоторые открыто признавали тактику терроризма. Умеренные фракции ООП высказывались за переговоры с еврейскими поселенцами и включение их поселений в состав Палестинского государства; радикалы высказывались за насильственное уничтожение Израиля и создание светского государства с равными правами для всех верующих. Деятельность ООП финансировалась союзными арабскими режимами и частными пожертвованиями палестинцев.
В сентябре 1964 была создана Армия Освобождения Палестины (первоначально состояла с 3 бригад). В январе 1969 председателем исполнительного комитета был избран организацию лидер ФАТХ Ясир Арафат. Главные базы партизанских формирований ООП, откуда проводились вооружённые операции против Израиля, находились в Иордании. В 1970-1971 король Иордании Хуссейн провёл армейскую операцию против ООП (см. Гражданская война в Иордании); после чего организация переносит штаб-квартиру и боевые отряды в Ливан. НФОП и другие группировки сотрудничали с европейскими ультралевыми и ультраправыми (найдя общий язык на основе антисемитизма) террористическими группировками, г.о. Италии, Австрии, Германии, стремясь создать террористическую сеть, охватывающую Европу и Средиземноморье. В 1972 террористы группы "Чёрный сентябрь", филиала ФАТХ, созданного для совершения акций международного терроризма, убили 9 израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене. В 1974 ООП принимает решение перейти от исключительно террористических методов действия к стратегии, включающей политические мероприятия, что стало причиной раскола в рядах "Палестинского Движения сопротивления" и образования "Фронта Отказа" (Rejectionist Front). В 1974 ООП признана арабскими странами и ООН в качестве единственного законного представителя палестинского народа, Арафат выступил на Генеральной Ассамблее ООН. Продолжающиеся атаки ООП с территорий Ливана, оккупированных Сирией, заставили Израиль осуществить вторжение в Ливан в 1982 г. (cм. Война в Ливане). Бейрут, где находилась штаб-квартира ООП, был окружён, большинство палестинцев выехало в дружественные арабские страны. Арафат обосновался в Тунисе, откуда осуществлял руководство организацией и борьбу с просирийски настроенными членами ООП. Израильскими бомбардировщиками была атакована и разрушена штаб-квартира ООП в Тунисе 1.10.1985. В декабре 1987 по призыву Арафата начинается "Интифада" в Секторе Газы - невооружённое восстание арабов. Интифада приняла формы бойкота товаров Израиля, атаки израильских поселенцев, демонстрации и и.п.
1988 - ООП меняет курс, направленный на уничтожение Израиля. На совещании Национального Совета Палестины, проходившей в Алжире в 1988, были признаны резолюции ООН 242 и 338, призывавшие Израиль очистить занятые территории. Вскоре Арафат объявил о признании права Израиля на существование и отказался от ведения террористической деятельности, что позволило начать мирный процесс. 15.11.1988 ООП провозгласило создание "Государства Палестина", 2.4.1989 Национальный Совет Палестины избрал Арафата президентом палестинского квази-государства. Смотрите также:
Начало мирного процесса на Ближнем Востоке.
Палестинская проблема на современном этапе.
ПАЛЕСТИНСКАЯ ХАРТИЯ.
Программным документом ООП стала Палестинская Хартия (1964)(смотрите полный текст). В 1968 4 сессия Палестинского национального Совета внесла изменения в Хартию. Новая трактовка:
Статья 1. Палестина есть родиной арабо-палестинского народа и составляет неотьемлемую часть арабской родины.
Статья 2. Палестина в границах английского мандата есть единым территориальным целым.
Статья 3. Арабо-палестинский народ имеет законное право на свою родину.
Статья 6. Евреи, которые жили раньше в Палестине, до начала сионистской агрессии будут рассматриваться как палестинцы.
Статья 9. Вооруженная борьба - единственный путь, который ведет к освобождению Палестины.
Статья 21. Арабо-палестинский народ отклоняет любое решение, которое заменяло бы полное освобождение Палестины.
Примечание: наиболее радикальные статьи Палестинской Хартии были отменены в декабре 1988 в соответствии с Вай-ривер меморандумом.