Обт китая. Китайские танки
В 2009 г. мировую военную общественность взбудоражило сенсационное интервью китайского генерального конструктора основного боевого танка «Тип 99» Чжу Юйшэна. В нём заявлялось, что «созданный в Китае новый танк «Тип 99» среди десяти танков мира занимает ведущее место по трём важнейшим показателям боевого потенциала – огневой мощи, подвижности, защищённости, и с ним могут соперничать лишь немецкий «Леопард» 2 и американский «Абрамс».
Чжу Юйшэн отмечал также, что «Тип 99» полностью разработан китайцами и представляет собой «итог работы трёх поколений людей».
Однако, хотя китайские танкостроители и заявляют, что «мы не должны рабски следовать чужим тенденциям, иначе будем обречены на отставание», они не прошли мимо усовершенствования существующих конструктивных разработок и даже прямого копирования отдельных частей и агрегатов, комплексов вооружения, управления стрельбой, защиты современных машин Украины, России, Израиля.
И всё же несомненно – новая машина является прорывом в китайском танкостроении и демонстрирует высокий сегодняший уровень военно-промышленного потенциала Поднебесной.
Основной боевой танк «Тип 99» (ZJZ-99) является последним из цепочки образцов «Тип 90». Северокитайский институт машиностроения № 21 (NEVORI) в Пекине и Первая машиностроительная компания (FIRMACO, бывший завод № 617 в Баотоу во Внутренней Монголии) продолжил и дальнейшую модернизацию машины «Тип 98», явившейся, по сути дела, прототипом нового танка. Основными направлениями доработки являлись: повышение подвижности путём установки более мощного двигателя, повышение защищённости за счёт установки встроенной динамической защиты, усовершенствование системы управления огнём.
Технические решения обкатывались на образцах «Тип-90II/МВТ-2000». Первые 40 танков китайская промышленность выпустила в 2000 г. За последние годы на вооружение частей Народно-освободительной армии Китая поступило 200 (по другим данным, 100 или даже 400) единиц «Тип 99». Они находятся в танковых соединениях Пекинского и Шэньяньского военных округов.
ОБТ «Тип 99», по мнению иностранных специалистов, несмотря на заверения китайцев, что это целиком китайский танк, имеет облик массового советского танка Т-72 и разработан согласно концепции советской школы танкостроения.
Компоновочная схемы машины -традиционна: отделение управления находится в передней части, двигатель – в корме. Корпус его несколько удлинён – спереди для установки массивной башни и сзади – для размещения более объёмного двигателя (по сравнению с Т-72). Верхняя лобовая деталь корпуса практически идентична нашему танку. Пушка -китайский вариант советской 125-мм. Башня по своей конструкции весьма напоминает иностранные танковые башни, а двигатель создан на базе немецкого.
«Тип 99» имеет низкий силуэт: на 400 мм ниже немецкого «Леопарда» 2А6 и на 200 мм ниже американского «Абрамса» М1А2, что свидетельствует о компактности расположения его агрегатов и механизмов. Такое очертание уменьшило лобовую проекцию и, следовательно, снизило вероятность поражения, повысило выживаемость.
Корпус и башня имеют цельносварную стальную конструкцию. Бронирование – композиционное: слой композитного материала находится между листами броневой стали. Для усиления бронезащиты лобовой части корпуса применена установка встроенных пакетно-модульных блоков динамической защиты (ДЗ) поверх основной брони. На башне блоки расположены «углом». Дополнительно ими закрыты борта и удлинённая кормовая ниша. ДЗ также является многослойной и обеспечивает защиту от бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Подобную схему бронирования имеют модернизированный танк «Тип 96» и пакистанский «Аль-Халид».
Конфигурация башни в процессе выпуска танка изменялась. Так, на первых образцах броня на её «скулах» наращивалась вперёд, а затем скашивались с боков, усиливаясь блоками ДЗ. Блоки стали устанавливать и на крыше, защищая её от кумулятивных снарядов, действующих с верхней полусферы. Применение модульных блоков в бронировании позволяет в случае их повреждения производить быструю замену.
Специалисты обращают внимание на то, что за счёт размещения дополнительного оборудования и ПТУР в башне, её пришлось сделать более массивной, чем у прототипа «90». В результате образовался некоторый подзор между корпусом и башней, при попадании снаряда в который увеличивается возможность поражения танка за счёт отрыва башни от корпуса.
Толщина лобовой брони корпуса составляет 500 – 600 мм, лобовой части башни – 700 мм. С установкой элементов активной защиты потенциальная толщина брони может достигнуть 1000 – 1200 мм.
На машине поставлен дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 1500 л.с., жидкостного охлаждения, созданный на базе немецкого МВ871ка501. Он позволяет развивать максимальную скорость по шоссе до 80 км/ч и до 60 км/ч – на пересечённой местности при удельной мощности 25 (27,8) л.с./т. Разгон с места – до 30 км/ч всего за 12 с. Отметим, что у «Абрамса» удельная мощность меньше – 23,8 л.с./т.
Силовая установка танка «Тип 99» подобна размещённой на образце «Тип 90-II», но прошла значительную перекомпоновку, в результате чего была существенно снижена высота моторно-трансмиссионного отсека.
Трансмиссия машины – механическая планетарная с ручным управлением, с семью скоростями вперёд и одной назад. Подвеска торсионная с гидроамортизаторами на первых двух и последнем узлах подвески. Имеет по шесть двускатных обрезиненных бандажами опорных катков и четыре поддерживающих ролика с каждого борта. Ведущее колесо – сзади, зацепление – цевочное.
Гусеница снабжена резинометаллическим шарниром.
Иностранные специалисты считают, что такая трансмиссия полностью заимствована у нашего танка Т-72М.
Основное вооружение танка -125-мм гладкоствольная пушка, являющаяся переработкой нашей танковой пушки 2А46. Ствол её накрыт теплоизоляционным кожухом.
Заместитель главного конструктора танка «Тип 99» Ван Чжэжун считает, что по своим характеристикам китайский вариант пушки существенно превосходит зарубежные аналоги – немецкую КН-120, установленную на «леопардах» 2А5 и «абрамсах» М1А1, и нашу российскую 2А46М-1.
1 – 125-мм гладкоствольная пушка; 2 – башенный 12,7-мм пулемёт; 3 – квантовый генератор ZМ-87; 4 – бортовой экран; 5 – ведущее колесо; 6 – опорный каток; 7 – направляющее колесо; 8 – лобовые блоки динамической защиты корпуса; 9 – труба ОПВТ; 10 – решётки радиаторов моторно-трансмиссионного отсека; 11 – дополнительный топливный бак; 12 – кормовая ниша башни; 13 – патронная коробка башенного пулемёта; 14 – амбразура спаренного 7,62-мм пулемёта; 15 – блоки динамической защиты башни; 16 – блок дымовых гранатомётов; 17 – фара; 18 – крышка люка командира; 19 – крышка люка наводчика
1 – штыревая антенна радиостанции; 2 – датчик предупреждения о лазерном облучении LWR; 3 – танковый квантовый генератор ZМ-87; 4 – люк выброса поддонов гильз; 5 – люк наводчика; 6 – панорамный прицел командира; 7 – крышка люка командира; 8 – блок дымовых гранатомётов; 9 – противокумулятивная решётка ниши башни
Боекомплект составляет 42 (41) выстрела раздельно-гильзового заряжания. Снаряды – кумулятивные, осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные. Имеются сведения, что изготовляются боеприпасы с сердечниками из обеднённого урана по технологии, предоставленной Израилем. Они имеют соотношение длины к диаметру 20:1, длину сердечника – около 680 мм и диаметр -33,9 мм. Начальная скорость такого снаряда – 1700 м/с.
Тот же Ван Чжэжун утверждает, что их танковая пушка при использовании снарядов с вольфрамовыми сердечниками способна с дистанции 2000 м пробить гомогенную броню толщиной 850 мм, тогда как пушка «Абрамса» М1А2, например, с той же дистанции – 810 мм, японского танка «Тип 90» – 650 мм.
Гидромеханический автомат заряжания карусельного типа рассчитан на 22 выстрела. Он также подобен автомату заряжания советского производства, хотя и в него внесены определённые изменения.
На танке справа от пушки смонтирован спаренный 7,62-мм пулемёт «86», а на башне перед люком командира на турельной установке – зенитный 12,7-мм «W-85». Турель «QJC-88» – ручного управления с углами наведения в вертикальной плоскости от -40 до +75°. Огонь с её помощью ведётся в переднем секторе на дальности: до 1500 м – по воздушным целям и до 1600 м – по наземным. Боекомплект патронов: 7,62-мм – 2000, 12,7-мм -300. Кроме того, по бортам башни находятся два блока 76-мм пятиствольных дымовых гранатомётов «Тип 84».
Возможно также размещение комплекса управляемого вооружения с противотанковыми управляемыми ракетами ПТУР 9М119 «Рефлекс».
Система управления огнём танка включает панорамный комбинированный прицел командира, прицел наводчика с встроенным лазерным дальномером и телевизионным каналом, двухплоскостной стабилизатор вооружения, цифровой баллистический вычислитель и датчики атмосферных условий, износа канала ствола и др. Танк оснащён системой обработки информации от средств наблюдения, которая отображает обстановку на цветных дисплеях, позволяя в реальном времени следить за полем боя. Тепловизор даёт возможность отслеживать обстановку в тёмное время суток и при сильном задымлении. Кроме того, установленная система навигации с инерциальным и спутниковым каналом GPS также выводит на дисплей данные, которые накладываются на цифровую карту местности. Огонь может вести не только наводчик, но и командир танка, который, кроме того, имеет для наблюдения шесть панорамных перископов.
«Тип 99» оснащён интегрированным лазерным комплексом активного противодействия JD-3, состоящего из встроенного лазерного дальномера, датчика предупреждения о лазерном облучении LRW, квантового генератора ZM-87. При получении сигнала об облучении машины лазерным лучом противника система предупреждения выдаёт команду на разворот башни в сторону источника. При этом включается собственный лазерный луч, но малой мощности, который определяет точное местонахождение противника. Далее мощность луча скачком возрастает до критического уровня, выводя из строя обнаруженные оптические средства. Датчик LRW и генератор ZM-87 размещены на крыше башни в её корме. Максимальная мощность лазера – 100 МДж. По сообщениям, лазерный комплекс танка действует на расстоянии 2 – 3 км. Утверждается, что он поражает и головки подлетающих противотанковых ракет.
Возможно размещение на танке также активной динамической защиты, уничтожающей противотанковые ракеты и снаряды уже на подлёте к машине.
Китай ведёт модернизацию танка «Тип 99». В последние годы здесь разработана модификация «Тип 99А2», оснащённая активной бронёй, улучшенными двигателем, электроникой и механикой. Однако считается, что он создан на базе российского Т-80, являющегося, по сути дела, развитием Т-72.
Несомненно, что китайская промышленность создала свой перспективный танк третьего поколения. По мнению западных военных специалистов, «Тип 99» может создать серьёзную конкуренцию всем находящимся в настоящее время на вооружении машинам. Однако Китай изготовляет новые танки в небольших количествах, мелкими сериями. Видимо, сказывается дороговизна производства. Стоимость одной единицы вдвое выше, чем других основных китайских танков. Кроме того, тяжёлую машину массой 50 – 54 т не выдерживают мосты на местных дорогах, она имеет ограничения по железнодорожной перевозке. Новый танк, видимо, пойдёт на вооружение только элитных танковых частей.
В стране налажен массовый выпуск двух типов более дешёвых в производстве танков – «Тип 88В», оснащённых 105-мм пушкой, и «Тип 88С» со 125-мм пушкой, заменяющих в настоящее время в войсках устаревшие «Тип 69».
В. БОРЗЕНКО
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.
3 сентября 2015 года с площади Тяньаньмэнь на весь мир транслировался проходивший в Пекине грандиозный военный парад в честь 70-летия Победы во Второй мировой войне и войне китайского народа с Японией. По сложившейся традиции, первыми прошли пешие «коробки» подразделений сухопутных войск, а также на автомобилях проехали сражавшиеся с агрессором ветераны 8-й армии, новой 4-й армии, гоминьдановских дивизий и партизанских отрядов.
Затем пошла военная техника… Парадную колонну возглавили новейшие танки ZTZ-99A, вобравшие в себя все лучшие достижения китайского танкостроения.
В настоящее время китайские танки занимают вполне достойные места как в различных рейтингах, так и на оружейном рынке. Вполне серьезно можно говорить о сформировавшейся достаточно самобытной конструкторской школе.
Однако путь к современному состоянию был весьма извилистым. Китайцы познакомились с танками достаточно рано: спустя несколько лет после их появления на полях сражений. Уже в середине 1920-х годов в страну попали знаменитые Renault FT-17. Весьма достойно проявили себя китайские танковые войска и в годы Второй мировой войны.
Основной боевой танк ZTZ-99 в экспозиции Военного музея Китайской революции в Пекине.
Когда после образования Китайской Народной Республики дружественные отношения с СССР достигли своего наивысшего расцвета, молодой танковой промышленности страны сильно повезло. Советская сторона передала ей всю конструкторскую документацию на Т-54. Именно благодаря заложенному в этот танк гигантскому модернизационному потенциалу китайская промышленность могла себе позволить роскошь практически до конца 1980-х годов заниматься постоянным улучшением различных вариантов этой машины. И не безрезультатно. Ее эволюция в Китае пошла совершенно самобытным путем. Серийное производство различных вариантов Т-54 позволило не только обеспечить потребности Народно-Освободительной Армии Китая, но и наладить активные экспортные поставки в различные страны.
Одновременно не стоит считать, что китайское танкостроение оставалось своего рода «вещью в себе». Конструкторы жадно заимствовали все, к чему только получали доступ. У фирм ведущих танкостроительных держав регулярно приобретались лицензии на производство необходимых узлов и агрегатов. При отсутствии возможности покупки лицензии не брезговали и откровенным заимствованием, как это произошло, например, с советской 125-мм танковой пушкой 2А46. По ряду экономических и политических причин китайское танкостроение в течение долгого времени оставалось «догоняющей стороной», стремящейся приблизиться к уровню передовых государств.
Ситуация стала меняться с 1990-х годов, когда отрасль получила серьезный импульс к развитию, причем вновь немалую роль в этом сыграл СССР Ведь после его распада появилась возможность прибегать к помощи специалистов постсоветского пространства, в частности украинских. Технологический прорыв не заставил себя долго ждать, и в настоящее время Китай считают производителем вполне конкурентоспособных танков, отличающихся, к тому же, сравнительно низкой ценой, что делает их более привлекательными для небогатых покупателей.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Первые сведения о появлении танков на территории Китая относятся к 1920-м годам. В то время, пришедшее к власти после революции 1911 г. Центральное правительство контролировало лишь несколько провинций на юге. Фактически страна представляла собой набор феодальных вотчин различных милитаристских группировок.
Одним из наиболее авторитетных «провинциальных милитаристов» считался Чжан Цзолинь. Опираясь на поддержку Японии, он сумел установить свой контроль над тремя провинциями: Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян, а в 1926 г. получил должность главнокомандующего Армии Умиротворения Страны.
Чжан Цзолинь.
Именно он в 1925 году заказал для своих войск, в общей сложности, 36 танков Renault FT-17. Лига Наций запрещала в то время поставлять вооружение участникам Гражданской войны в Китае, однако машины оформили как «сельскохозяйственные трактора». Первые 10 танков отправили на британском пароходе, затем в ноябре 1925 года в порт Нью-Чанг прибыли ещё четыре машины. Это стало первым зафиксированным в истории случаем контрабанды танков. Другим интересным моментом является факт, что среди попавших в руки Чжан Цзолиня машин оказались и танки, предназначенные изначально для войск адмирала Колчака. Их доставили во Владивосток в 1919 году, когда помогать Верховному Правителю Сибири было уже поздно, и танки, в конечном итоге, попали в Маньчжурию.
Имеются также не вполне проверенные данные, что на вооружении войск Чжан Цзолиня находилось и некоторое количество итальянских Fiat 3000В с 37-мм пушками. Считается, что впоследствии их захватила японская армия.
Полученные машины Чжан Цзолинь вначале использовал против своего конкурента, другого «милитариста» У Пей-фу, а затем в боях с армиями Блюхера и Чан Кайши, который после смерти Сунь Ятсена возглавил партию Гоминьдан.
Танки Renault FT-17 в Северном Китае, 1929 год.
После гибели Чжан Цзолиня его сын Чжан Сюэлян согласился передать танки Китайской Народной революционной армии Чан Кайши. Несколько машин придали 1-й кавалерийской бригаде 1-й армейской дивизии и использовали для борьбы с другими «милитаристами».
В 1929 году Китай приобрел у Великобритании 24 танкетки Carden-Loyd Mk. VI. Первые 12 из них прибыли уже в мае. Их направили в Сучжоу на Лунгхайский фронт. К июню 1930 года четыре из них уже оказались потеряны. Имеются данные, что примерно в тот же период правительство Гоминьдана заключило контракт и на поставку 15 французских танков Renault NC-27, однако сведений об их эксплуатации найти не удалось, и ни одна из этих машин не дожила до 1937 года.
Тем временем, воспользовавшись произошедшим 18 сентября 1931 года взрывом на железной дороге, впоследствии названным «Мукденским инцидентом», японская армия начала захват Маньчжурии. На её территории оккупанты создали марионеточное государство Маньчжоу-го во главе с последним отпрыском свергнутой в период Синьхайской революции династии Цин - Пу И, которому и передали захваченные в ходе боевых действий три китайских Renault FT-17.
Renault FT-17 из состава войск Чжан Цзолиня, 1929 год. Реконструкция автора.
Не удовлетворившись достигнутым, Япония приступила к дальнейшему расширению своего влияния в Китае. В качестве следующей цели избрали Шанхай. Несколько организованных японскими агентами провокаций привели к всплеску антияпонских настроений в городе. Начались демонстрации с призывами к бойкоту японских товаров. 27 января 1932 года у шанхайского побережья собралось около 30 японских военных кораблей, на борту которых находились 7 тыс. человек десанта. Властям Шанхая предъявили ультиматум с требованием пресечения демонстраций и компенсации материального ущерба. Несмотря на то, что городские власти согласились удовлетворить японские требования, в ночь с 28 на 29 января самолеты с авианосцев начали бомбить Шанхай, а около 3 тыс. пехотинцев Императорской армии высадились на побережье.
История китайских танковых войск и танкостроения в целом, напрямую связана с СССР, именно советские танки долгое время составляли основу танкового парка Китая. Собственное танкостроение налаживалось по документации и образцам, которые передал Советский союз с помощью рук советских же специалистов.
Правды ради надо уточнить — китайцы используют танки с 20-30-х годов прошлого столетия, но иностранного производства. С начала прошлого века и до нападения в 1937 году Японии, Китай раздирали гражданские войны, и, как водится, одну сторону поддерживали одни страны, иную – другие. В качестве помощи «меценаты» снабжали противоборствующие стороны оружием, в том числе и танками. Некоторое количество танков Китай закупал, а после начала США поставляли по ленд-лизу легкий «М5». Основу танкового парка Китая вплоть до 1945 года, в основном, составляли легкие танки «Renault FT 17» и «Виккерс шеститонный», а также средние трофейные «Чи-Ха». На европейском театре действий они давно устарели, но для Китая были довольно грозным оружием. Из-за малого количества и слабого вооружения танков как таковой конвенции их применения не было, в основном они применялись для поддержки пехоты: уничтожения живой силы, подавления пулеметных точек и прорыва линий обороны.
После окончания гражданской войны в 1949 году и провозглашения Китайской Народной Республики с коммунистами во главе, не без помощи СССР, в КНР начинают поставляться «ИС-2», «Т-34-85» и разные модели САУ.
Начало собственного танкостроения берет с покупки нескольких экземпляров и документаций на производство советских «Т-54» и «ПТ-76». В войска их поставляли под обозначением «Тип-59» и «Тип-60» соответственно, или просто «59» и «60» по году принятия на вооружение. Такая система обозначения сохранилась до наших дней, название серийных моделей состоит из буквы «Т» и года принятия на вооружение, а опытные разработки состоят из букв «WZ» и цифр.
«Тип 59» претерпевший целую серию модификаций («Тип-69», «Тип-79»), которые изменили его до неузнаваемости, состоит на вооружении до сих пор. В 1963 году начинается серийное производство облегченной версии «Т-54» — легкого танка «Тип-62», и модификации «ПТ-76» — легкого «Тип-63».
Тяжелых танков Китай никогда серийно не выпускал. В начале 60-х были попытки модернизировать «ИС-2», даже сделали один прототип «WZ-111», но в мире начиналась новая эпоха танкостроения, и дальше одного прототипа дело не пошло.
Современные китайские танки
В начале 70-х правительство в силу понимания того, что вооружение армии, и танки в первую очередь, значительно отстают от мировых аналогов, принимает программу модернизации армии, в ходе которой особое внимание уделяется сухопутным войскам. В рамках этой программы все мероприятия по серийному производству и модернизации бронетанковой армии передали государственной оружейной корпорации «Северокитайская промышленная корпорация «NORINCО». В 1985 году корпорация разработала и начала серийное производство основного боевого танка «Тип 80», до 1986года он назывался «Тип 69- «Штурм».
С середины 70-х корпорация активно сотрудничает с многими западными фирмами в области разработки бронетехники. Как результат — основной боевой танк «Ягуар» (на базе Т-69), разработанный для экспорта, совместно с американской компанией «CADILLAC GAGE». Уже после испытаний созданных прототипов все совместные работы с «CADILLAC GAGE» были прекращены из-за запрета, наложенного администрацией США на военное сотрудничество с КНР, после разгона мирной демонстрации на площади Тяньанмынь в г.Пекине.
В конце 80-х, Китай считал реальной угрозу нападения на них СССР. Исходя из таких соображений, принимается программа замены всего танкового парка страны новыми машинами, и для противостояния советским танкам «Т-72» и «Т-80» разрабатывается основной боевой танк «Т-90». В качестве прототипа выбрали, купленный в одной из стран Ближнего Востока, танк «Т-72М» советского производства. Серийное производство «Т-90» началось в 1991 году. Как продолжение в 1997 году на его базе выходит в серийное производство основной боевой танк «Тип 96», а с 1998 года принятый «Тип 98».
Последний танк, который представила компания «NORINCО», был основной боевой танк «Тип-99». В 1999 году началось его серийное производство. «Тип-99» официально сертифицирован как танк третьего поколения. Планируется, что им будут оснащены самые элитные части Китайской Народно-Освободительной армии.
- «Тип 58» Копия советского Т-34/85; конец 1940-х гг.
- «Тип 59»/WZ-120 Серийный танк, копия советского Т-54А; 1957 г.
- WZ-122 Опытный танк на базе советского Т-62; 1970 г.
ОСНОВНЫЕ БОЕВЫЕ
- «Тип 59D»/WZ-120C Серийный танк на базе «Тип 59»; 1990-е гг.
- «Тип 69»/WZ-121 Серийный танк на базе «Тип 59»; 1960-е гг
- «Тип 79»/WZ-121D» Серийный танк на базе «Тип 69-II»; 1983 г
- WZ-1224 Опытный танк; 1970-е гг.
- WZ-1226 Опытный танк; 1981 г.
- «Тип 80»/ZTZ-80 Опытный танк на базе «Тип 69/79»; 1984 г.
- «Тип 88»/ZTZ-88 Серийный танк на базе «Тип 80»; конец 1980-х гг.
- «Storm 1» Опытный танк на базе «Тип 80»; 1980-е гг.
- «Тип 85» Прототип на базе «Storm 1»; 1989 г.
- «Тип 96»/ZTZ-88C Серийный танк на базе «Тип 85-IIM»; 1997 г.
- «Jaguar» Опытный танк на базе «Тип 69»; 1990 г.
- «Тип 90-II»/MBT-2000Прототип на базе советского Т-72М; 1991 г.
- «Тип 98»/WZ-123Серийный танк на базе советского Т-72М; 1999 г.
- «Тип 99» Серийный танк на базе «Тип 90»; 2000
ЛЕГКИЕ ТАНКИ
- «Тип 60» Серийный танк, копия советского ПТ-76; 1950-е гг.
- «Тип 63»/WZ-211 Серийный танк на базе «Тип 60»; начало 1960-х гг.
- «Тип 62»/WZ-131 Серийный танк на базе «Тип 59»; 1963 г.
ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ
- ИС-2 Получен из СССР в 1940-х гг.
- WZ-111 Опытный танк на базе советского ИС-2; 1960-е гг.
Китайский основной боевой танк Тип 99 — танк третьего поколения. Это наиболее современная боевая машина Народно-освободительной армии Китая.
Тип 99 стал развитием другого китайского танка — Тип 98. Основной боевой танк третьего поколения Тип 98 был разработан «Северокитайским исследовательским институтом машиностроения № 201» (NEVORI) в Пекине в содружестве с «Первой машиностроительной компанией» (FIRMACO) — бывшим танкостроительным заводом №617 в городе Баотоу.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Проектирование танка началось еще в 1970-х годах. Отдельные конструктивные решения новой машины обкатывались на опытных образцах WZ1224 и WZ1226 в 1980-е годы, а также на экспортном танке Тип 90-II/MBT-2000. В середине 1980-х годов окончательно сложился облик танка — в его основу была положена конструкция советского танка Т-72М (несколько машин были приобретены Китаем на Ближнем Востоке) с повторением его компоновки и отдельных конструктивных решений. Первые четыре прототипа изготовили в 1992 году.
Серийное производство началось в 1998-м, но было изготовлено не более 60 единиц. Дальнейший выпуск был прекращен в пользу более совершенной версии. Новый танк разрабатывался на базе ОБТ Тип 98 и по существу представляет его усовершенствованную модификацию. Один из первых вариантов этого танка был продемонстрирован в 2000 году под обозначением Тип 98G. В том же году была изготовлена первая партия из 40 танков, получивших обозначение Тип 99. В дальнейшем выпуск танков осуществлялся и осуществляется очень медленными темпами, в основном из-за их сложности и высокой стоимости.
ПРОИЗВОДСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
В параде 1 октября 1999 года в Пекине принимали участие 18 танков Тип 98. Судя по всему, на вооружение НОАК поступило ограниченное количество боевых машин этого типа (не более 60 ед.), ставших переходными к следующему основному боевому танку Тип 99. Что касается Тип 99, то они впервые принимали участие в военном параде в Пекине 1 октября 2009 года в ознаменование 50-летия образования КНР. По площади Тяньаньмень прошли 18 боевых машин (судя по блокам ДЗ, раннего выпуска) из состава 334-го полка 112-й танковой дивизии 38-й армейской группы НОАК. В 2007 году появилась модификация Тип 99А, ее серийное производство началось в 2011 году. От базовой версии она отличалась усиленной защитой лобовой проекции. Вариант Тип 99А2 получил динамическую защиту нового поколения.
Танки Тип 99А в 2014 году принимали участие в учениях Пекинского и Шеньянского военных округов, а в 2015 году — в военном параде в Пекине. В декабре 2009 года главный конструктор танка Чжу Юйшэн в интервью на китайском телевидении заявил, что по трем важнейшим показателям боевого потенциала — подвижности, огневой мощи и защищенности танк Тип 99 занимает первое место в мире. По мнению главного конструктора, в рейтинге 10 лучших танков мира настоящими лидерами являются китайский Тип 99, американский «Абрамс» и немецкий «Леопард 2», а остальные не заслуживают даже упоминания. И среди этих трех лучших танков Тип 99 мог бы одержать победу над «Абрамсом» и «Леопардом», заняв первое место. Заявление более чем спорное и рассчитанное на китайскую аудиторию.
Особенности конструкции
Компоновка танка — классическая, с кормовым расположением МТО. Отделение управления с посадкой механика-водителя по центру. В боевом отделении наводчик располагается слева от пушки, а командир — справа.
Корпус — сварной, выполнен из гомогенной брони с комбинированным бронированием в лобовой части. Комбинированную броневую преграду представляют собой и лобовые детали сварной башни. Башня выполнена из бронелистов различной толщины, расположенных под рациональными углами наклона, и оборудована развитой кормовой нишей.
ВООРУЖЕНИЕ
Основное вооружение танка — 125-мм гладкоствольная пушка ZPT-98-Она является безлицензионной копией советского орудия 2А46, перепроектированного под китайские технологии. Ствол пушки имеет теплоизоляционный кожух. Электромеханический A3 на 22 выстрела также скопирован с советского образца (ранее уже использовался на танках Тип 85-IIM, Тип 96 и Тип 90-И). При использовании A3 скорострельность достигает 8 выстр/мин. Общий боекомплект состоит из 41 выстрела раздельно-гильзового заряжания с бронебойно-подкалиберными снарядами с отделящимся поддоном, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами, а также ТУР с лазерным наведением 9М119 «Рефлекс» российского производства. Кроме того, в Китае в сотрудничестве с Израилем создан бронебойно-подкалиберный снаряд с сердечником из обедненного урана. Танк оборудован современной французской СУО, аналогичной установленной на танке «Леклерк». Основные элементы СУО: цифровой баллистический вычислитель, панель управления, перископический прицел наводчика с тепловизионной камерой, встроенным лазерным дальномером и с независимо стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания, перископический комбинированный прицел-прибор наблюдения командира (с головкой панорамного типа), дисплей командира, двух плоскости ой стабилизатор вооружения (копия советского 2Э28 «Сирень») и набор различных датчиков. Управление вооружением дублированное, осуществляется как от наводчика, так и от командира.
В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены два пулемета: спаренный 7,62-мм пулемет Тип 86 (справа от пушки) и зенитный 12,7-мм W-85, установленный перед люком командира. Стрельба из спаренного пулемета ведется при помощи электроспуска на дальность до 1000 м. Зенитная пулеметная установка с ручным управлением (имеет обозначение QJC-88) обеспечивает стрельбу только в переднем секторе на дальность до 1600 м по наземным и до 1500 м по воздушным целям. Углы ее наведения в вертикальной плоскости составляют от -4° до +75°. По бортам башни установлены два пятиствольных блока дымовых гранатометов Тип 84.
Особенностью танка Тип 98 является наличие лазерной системы активной защиты JD-3, Она состоит из системы предупреждения о лазерном облучении LRW (грибовидный датчик позади люка командира) и непосредственно квантового генератора LSDW (коробчатая башенка позади люка наводчика). При получении сигнала об облучении танка лазерным лучом противника система предупреждения вырабатывает сигнал на поворот башни в сторону обнаруженного источника, затем включается лазерный луч малой мощности, определяющий точное местонахождение цели, после чего мощность луча мгновенно возрастает до критического уровня и выводит из строя оптические средства или органы зрения оператора противника.
ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ
Дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом мощностью 1200 л. с. скопирован с германского WD396. Он сблокирован с трансмиссией в единый силовой блок, который может заменяться в полевых условиях за 30-40 мин. Планетарная механическая трансмиссия (7 + 1) практически полностью заимствована у танка Т-72М.
Ходовая часть, также скопированная у танка Т-72М, включает в себя применительно к одному борту шесть опорных и четыре поддерживающих катка. Катки — двухскатные, с резиновыми бандажами. Подвеска — индивидуальная, торсионная. На первом, втором и шестом узлах подвески установлены гидроамортизаторы. Гусеница с РМШ, обрезиненной беговой дорожкой и резиновыми асфальтоходными башмаками.
ТИП 99
ОБТ Тип 99 представляет собой танк Тип 98 с улучшенными характеристиками: повышенной подвижностью за счет установки более мощного 1500-сильного дизельного двигателя с турбонаддувом, усовершенствованной системой управления огнем, повышенной защищенностью за счет установки встроенной динамической защиты на лобовые проекции башни и корпуса. Бронирование лобовых проекций башни и корпуса усилено за счет установки блоков встроенной динамической защиты. На первых серийных образцах блоки ДЗ устанавливались поверх основных броневых деталей. На последующих машинах они были встроены в основное бронирование. Изменилась и конфигурация блоков — они стали более скошенными с боков. Модульная конструкция бронирования позволяет быстро заменять поврежденные блоки на новые.
Танк оснащен интегрированным лазерным комплексом активного противодействия JD-3.
Усовершенствованная СУО включает в себя комбинированные прицелы наводчика и командира с независимой стабилизацией, лазерный дальномер, тепловизор, цифровой баллистический вычислитель, двух плоскостной стабилизатор вооружения, набор датчиков (атмосферных условий, износа канала ствола и др.), многофункциональную панель командира с цветным индикатором и систему автосопровождения цели. Изображение от тепловизора выводится на цветные дисплеи командира и наводчика (кратность 11,4х и 5х). Кроме того, на танке установлена система навигации с инерциальным и спутниковым (GPS) каналами, данные от которых также выводятся на дисплей командира и накладываются на цифровую карту местности.
Танк оснащен современной радиостанцией и ТПУ. Установленный на танке дизельный двигатель мощностью 1500 л. с. создан на базе германского МВ871 Ка501. Танк разгоняется с места до 32 км/ч всего за 12 с. Механическая планетарная трансмиссия предусматривает семь скоростей для движения вперед и одну — задним ходом. Подвеска торсионная с гироамортизаторами.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ТИП 99
Боевая масса, т: 54
Экипаж, чел.: 3
Габаритные размеры, мм:
длина: 10920
ширина: 3372
высота по крыше башни: 2200
клиренс: 470
Боекомплект: 41 выстрел, 2000 патронов калибра 7,62 мм, 300 патронов калибра 12,7 мм
Автомат заряжания: электромеханический, с постоянным углом заряжания
Комплекс управляемого вооружения: 9К119 «Рефлекс» с ТУР 9М119, управляемой по лучу лазера
Бронирование, мм: противоснарядное комбинированное с комплексом динамической защиты
Скорость макс, км/ч: 60
Запас хода, км: 450
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град.: 30;
ширина рва, м: 2,7;
высота стенки, м: 0,85;
глубина брода, м: 1,4 (с ОПВТ -5 м)
На сегодняшний день в World of Tanks имеется широкий ассортимент легких, средних, тяжелых танков и огромный выбор ПТ и САУ. Всего в этой онлайн-игре насчитывается девять веток: советская, немецкая, американская, французская, английская, японская, чешская, шведская и китайская. Последнюю мы как раз и рассмотрим в данной статье.
Краткий обзор ветки
Вся линейка имеет довольно высокую популярность среди игроков, и связано это в первую очередь с тем, что китайские танки имеют схожесть с представителями легендарных машин СССР. Основным отличием является броня, которая менее рикошетная и немного хуже, чем у советских аналогов. Кроме того, у них более слабые орудия. Но в сравнении с другими ветками китайские танки обладают рядом преимуществ, которые отсутствуют у других машин.
Отзывы о «китайцах» довольно неоднозначные. Многие утверждают, что их ветки средних и легких танков самые лучшие, но это нельзя считать фактом, потому что немало и тех, кто не считает достойными китайские танки. Отзывы игроков выделили в этой довольно непростой ветке машины, которые представлены в таблице ниже.
Рассмотрим китайские танки, приведенные в таблице выше, более подробно. Начнем, конечно же, с отличного ЛТ 4-го уровня.
M5A1 Stuart - быстрый мститель
Данный легкий танк в китайской ветке занимает четвертую позицию. По своему внешнему виду машина напоминает американца M5 Stuart и обладает не менее хорошей подвижностью. Кроме того, у китайца отличное орудие с неплохим пробитием и уроном. Из недостатков следует выделить черту, характерную для всех легких танков в игре, - очень слабая броня. Однако M5A1 имеет отличный обзор, что позволяет качественно светить на всех картах. Далее идёт первый средний танк китайской ветки, который можно считать хорошим.
Отзывы об этой машине в основном положительные. Многие танкисты берут первых мастеров именно на M5A1, и это неудивительно. Несмотря на хорошие характеристики, у этой машины довольно плохие общие показатели статистики на сервере, что предполагает её использование игроками, которые хотят поднять свой WN8. Характеристики к этому располагают отлично.
Type T-34 - брат легенды
Данный СТ - это отличная копия советского Т-34, имеющая похожее вооружение и подобное бронирование корпуса. Группа танков способна натворить много шороха в команде противника, их дыроколы имеют отличное пробитие и достаточно высокий урон для этого типа машин. К недостатку относят обычно плохие УВН, но это не так критично. Танк проходной и ведет к двум отличным представителям китайской ветки. Отзывы об этой машине в основном положительные. Орудие помогает набивать статистам неплохой WN8, при этом средняя статистика на сервере очень занижена. На данной машине часто берут первых воинов и колобановых, и это неспроста - она на самом деле довольно неплоха, но её нельзя считать лучше легендарного Т-34.
59-16 - если вцепится, то до смерти
Это очень интересная машина для любителей динамичной игры и активного света. Данный легкий танк обладает интересным барабаном и возможностью установки орудийного досылателя (что обычно барабанным танкам недоступно). Начинающие игроки спрашивают: а почему так? На самом деле всё просто. Легкий танк 59-16 имеет стоковое орудие на голдовых снарядах, и досылатель очень пригодится в этом случае. Обзор этого ЛТ хорош и позволяет светить на всех картах в игре достаточно комфортно. А вот на 7-м уровне ветки легких машин вас будет ждать настоящий дамагер - WZ-131, но он не такой интересный, как следующий после него WZ-132, о котором мы расскажем позже.
У большинства игроков, согласно отзывам, именно на данном светлячке стоит рекорд по насвеченному урону. Если в виде оборудования использовать просветленную оптику и стереотрубы, то вы, безусловно, будете пересвечивать 100 % своих врагов, что, конечно, является огромным плюсом данной машины. Динамичность этого китайца поражает. Благодаря ей машина не только активно светит, но и настреливает много урона в карму врагов.
Type 58 - только вперед!
Данный средний танк шестого уровня имеет схожие характеристики со своим советским прототипом Т-34-85. У него менее рикошетная броня и иной геймплей из-за устанавливаемого вооружения, но он довольно интересный представитель в китайской ветке, который стоит выкачать. Достоинства тайпа - высокие показатели ДПМ, хорошая динамика и достойная точность для шестого уровня. В слоты оборудования стоит установить досылатель, просветленную оптику и усиленные приводы наводки. Это позволит достаточно комфортно играть и наносить большое количество урона в каждом бою. Данный средний китайский танк ведет сразу к двум машинам, которые по-своему интересны - T-34-1 и IS-2. Все представители ветки довольно интересны, но, как всегда, важны 6-й и 8-й уровни, а также самый основной - 10-й. Поэтому именно танки этих уровней мы рассматриваем в статье.
WZ-132 - зубодробительный светляк
Несмотря на свои большие размеры, данный ЛТ очень подвижен и динамичен. Его главным достоинством считают отличное вооружение с большим разовым уроном и высоким бронепробитием. Танк очень схож с советским прототипом Т-54 «облегченный», но обладает более слабой броней и менее пробивным орудием. Несмотря на это, его качество обзора удивляет всех игроков - оно одно из лучших в игре. К недостатку причисляют плохие УВН.
Оборудование здесь такое же, как на любом китайском светляке: оптика, досылатель, стереотрубы. Если вы делаете из этого ЛТ дамагера, то поставьте вместо труб стабилизатор вертикальной наводки. Данный легкий китайский танк похож на предыдущую машину - WZ-131, разве что обладает во всем более высокими показателями. Конечно, если сравнить данный прототип с облегченкой, то безусловно советский собрат окажется победителем в споре. Отзывы о данной машине исключительно положительные, а все благодаря огромному обзору, одному из лучших в игре, и отличному вооружению, которое позволяет не только светить, но и настреливать урон.
T-34-2 - прорвемся!
Как и ЛТ WZ-132, данный танк является предшественником СТ 9-го уровня - WZ-120. Эта машина является динамичной и мобильной, но обладает сравнительно слабой броней и вооружением. Единственным достоинством данного танка, отличающим его от всех похожих машин, является высокий разовый урон в 390 ХП. Машина похожа на предшественника T-34-1, как и полагается во всей китайской ветке.
Если у вас нет в ангаре мечты 90 % танкистов - Type 59, - то 34-2 может стать отличной заменой. Конечно, у этого среднего танка хуже броня башни и не такое комфортное вооружение, но он с легкостью справляется в игре как против 8-х, так и против 9-х уровней. Кроме того, на данный китайский танк запчасти стоят недорого, что тоже является преимуществом.
110 - найдем и убьем!
После отличного тяжелого танка 7-го уровня IS-2 в китайской ветке идёт 110. Данный железный монстр обладает хорошей крепкой броней и сравнительно высокой динамикой. Недостатком является слабое вооружение, которое компенсируется быстрой перезарядкой. Техника имеет отличный обзор, несмотря на то что достаточно тяжелая. Это делает ее идеальной машиной прорыва, как советский ИС.
Конечно же, это не советская мощь в виде ИС-3, но тоже неплохая машина. Данный китайский танк имеет огромное количество положительных оценок от игроков, и его полюбили многие танкисты. Несмотря на свои отличные характеристики, средний WN8 на нем довольно низкий, поэтому поднять его на своем аккаунте при помощи данной машины не составит большого труда.
121 - альфа-самец
СТ 10-го уровня в игре имеют сравнительно невысокий урон. Но китайские средние танки обладают иными характеристиками. Например, 121-й обладает отличным вооружением - самым лучшим среди аналогов. Кроме того, он динамичен и неплохо бронирован. Недостатком 121-го являются его УВН и сравнительно низкая скорость полета снарядов. Данную машину часто используют как танк прорыва, особенно хорошо он действует на городских картах.
Высокий урон 121-го удивляет многих игроков, получивших оплеуху от этого СТ. Его орудие одно из лучших на своем уровне, динамика отличная, а бронирование сравнительно неплохое. Обзор танка китайского 121 интересует многих геймеров, которые могут оценить положительные стороны этой машины.
113 - победитель по жизни
Тяжелый китайский танк 10-го уровня очень хорош. 113-й имеет отличное вооружение, крепкую броню и высокий ДПМ. Кроме того, он динамичен. Но из недостатков танка выделяют его УВН и наличие большого количества ослабленных мест в бронировании. Данная машина применяется в различных ситуациях, в основном для прорыва вражеской обороны. Китайская ветка танков заканчивается отличными машинами, и 113-й, безусловно, включен в список лучших азиатских машин. Но для хорошей и комфортной игры необходим экипаж с перками. Его можно получить при помощи премиумных китайских машин. Давайте рассмотрим их.
Премиумные китайские танки
Для прокачки экипажа необходимы хорошие машины, купленные за золото или полученные в акции. В китайской ветке их немало, но в основном они акционные. Так, например, китайский премиум-танк Type-59 уже давно не продается. Однако он имеет огромную популярность и самые высокие оценки. Этот китайский танк отзывы получает просто восторженные. На сегодняшний день это самая дорогая техника, которую можно купить за реальные деньги. Цена на код активации начинается с 20 тысяч рублей и достигает значения в 60 000.
Конечно, в игре немало и других китайских премиум-машин:
- ЛТ - Type 64, Type 62;
- СТ - T-34-3, 59-Patton, 121B;
- ТТ - WZ-111, 112.
Некоторые из них до сих пор находятся в продаже, и их можно приобрести за золото. Китайские танки VT - это удивительные машины, которые предполагают активный геймплей и постоянное движение. Их используют как технику прорыва, и отзывы о китайской ветке в основном только положительные. Играйте и выигрывайте! Надеемся, вам понравился обзор. Успехов вам и больших побед!