Новоселов м о любитель чая биография его. Михаил новоселов
Году Александр Григорьевич скончался, но Михаил к этому времени уже переменил своё решение быть врачом и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, предполагая впоследствии стать учителем истории и преподавать её так, "чтобы прошлая жизнь человечества дала юношам понятия о людях и их поступках со стороны их приближения или удаления от учения Христова ".
В то время многие произведения Толстого, имевшие антигосударственный или антицерковный характер, не были допущены цензурой к печати, и молодые почитатели писателя печатали их на гектографе, а затем распространяли. Этим занимался и Михаил Новосёлов. После произведённого полицией на его квартире обыска были найдены гектографические принадлежности, рукописная брошюра Толстого "Николай Палкин", несколько его писем и стихотворение из "Вестника Народной Воли". На основании этих материалов Новосёлов был арестован. Узнав об аресте, Толстой явился к начальнику Московского жандармского управления, заявив, что преследования направлены должны быть прежде всего против него как автора, и власти после его визита решили замять эту историю. В начале февраля года Новосёлов был освобождён под гласный надзор полиции с запрещением проживать в столицах.
Михаил Александрович решил сам применить учение Толстого на практике. На деньги, оставшиеся от отца, он купил землю в селе Дугино Тверской губернии и основал здесь одну из первых толстовских общин, состоявшая из пяти интеллигентов. Однако община людей, не приспособленных к труду на земле и предполагавших, что крестьянский труд - это бесконечный праздник, поражённых тщеславием от мысли об оказываемой будто бы ими помощи человечеству, а на самом деле неспособных переносить наималейшие немощи друг друга, потерпела полный крах и рассыпалась. Однако Новосёлов не сразу расстался с толстовством и участвовал вместе с толстовцами в помощи голодающим Рязанской губернии в 1891-1892 годах.
Одной из причин прекращения Новоселовым отношений с Толстым была ненависть последнего ко Христу. Это, а также собственные размышления о вере и укоры совести подвигли Михаила Александровича на более глубокие раздумья о Боге и о путях спасения души, о смысле человеческой жизни, и в конце концов вернули его в Церковь. Этому способствовала дружба с В. С. Соловьевым . Михаил Новоселов был автором "Открытого письма" Толстому, в котором, в частности, говорилось:
"Служить вы хотите не Господу, Которого знает и признает вселенское христианство... а какому-то неведомому безличному началу, столь чуждому душе человеческой, что она не может прибегать к нему ни в скорбные, ни в радостные минуты бытия своего".
Разойдясь с Толстым, М. А.Новоселов прервал с ним всякое общение. Последнее в жизни письмо из Оптиной пустыни было написано Л. Н.Толстым М. А.Новоселову. Михаил Александрович не успел уже на него ответить, но много позже говорил, что "наверное, и не ответил бы, если бы даже Л.Н.Толстой остался жить".
Михаил Александрович с жадностью стал изучать святоотеческие письменные источники, устремился и к живым носителям благодати Духа Святого: он сблизился с отцом Иоанном Кронштадтским и старцами Зосимовой пустыни . Его духовником стал зосимовский игумен Герман (Гомзин) .
Михаил Александрович участвовал в Религиозно-философских собраниях - годов. Являлся автором статей на церковные темы, публиковался в "Миссионерском обозрении " и "Церковных ведомостях ".
"Суть связи этого кружка - личная и нравственная; высшее его качество - не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше. Но взамен этого - чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью, или - почти общею. Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними, Михаила Александровича Новоселова, "авва Михаил". И хотя некоторые из них неизмеримо превосходят почтенного и милого М.А.Новоселова ученостью и вообще "умными качествами", но, тем не менее, чтут его, "яко отца", за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только выслушивают его, но и почти слушаются его".
Кружок обычно собирался по четвергам ("новоселовские четверги") на квартире Михаила Александровича, который жил вместе с матерью напротив храма Христа Спасителя . Главное, что отличало этот кружок - его строго церковное направление. Он пользовался покровительством ректора МДА еп. Феодора (Поздеевского) и духовно окормлялся старцами Зосимовой пустыни. Основной идеей кружка была мысль, что изменить жизнь к лучшему можно только на основе внутреннего изменения человека, которого можно достигнуть на основе совместного соборного изучения Св.Писания и Св.Предания. Люди стремились к интимному духовному общению, чтобы реализовать идею соборного богопознания. Михаила Александровича почитали за ясный и добрый характер. За аскетическую жизнь, проводимую в мирской обстановке, за светлый характер его называли в Москве "белым старцем".
Михаил Александрович был активным участником Братства святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, председателем совета которого был Фёдор Дмитриевич Самарин . Братство занималось широкой благотворительной и просветительской деятельностью. На его собраниях читались доклады на актуальные темы религиозной и духовной жизни, не раз с докладами выступал в них и Михаил Александрович. В начале XX века нравственное и религиозное состояние общества всё более ухудшалось. Одним из признаков этого многие представители образованных слоёв общества считали личность Григория Распутина . В году Михаил Александрович выпустил обличающую Распутина брошюру "Григорий Распутин и мистическое распутство" (М., 1912), которая была запрещена и конфискована в типографии. Газета "Голос Москвы" была оштрафована за публикацию выдержек из нее.
Новоселов также написал ряд работ в защиту имяславия .
Из обвинения:
"Руководитель антисоветских церковников, ведущий их к переходу на нелегальное положение, распространяющий своеобразные циркуляры идеологического антисоветского характера с призывом к "мученичеству".
17 мая года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам заключения "в местах, подведомственных ОГПУ", то есть в закрытых тюрьмах со строгим режимом содержания. 23 мая он был доставлен в Суздальский политизолятор, а 25 июня отправлен в Ярославский политизолятор ОГПУ. Как особо опасный "элемент", находился не в лагере, а в тюрьме (политизоляторе) в одиночном заключении.
7 августа года привлечен в качестве обвиняемого к новому делу как "активный участник церковно-политического центра всесоюзной к/р организации "Истинно-Православная Церковь" и для проведения допросов был этапирован в тюрьму ОГПУ в Москве. Следствие длилось около года. Был обвинен в том, что "играл решающую роль в идеологическом объединении духовенства, оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому)" .
Из обвинительного заключения:
"На протяжении ряда лет являлся участником "Церковно-Политического Центра" всесоюзной к/р организации "Истинно-Православная Церковь", находился на нелегальном положении. По поручению этого центра вместе с реакционными церковниками в Ленинграде создал "Всесоюзный церковно-административный центр" этой организации и руководил последним по заданиям центра в к/р направлении, требуя от организации активной к/р деятельности. Разъезжая систематически по периферии, создал ряд филиалов этой организации - в Твери, в Серпухове и в ряде других местностей и направлял их к/р деятельность. Составлял контрреволюционные документы и руководил их распространением" .
В молодости был сторонником учения Л.Н. Толстого, и не только в теории, но и на практике лично пытался осуществить идеал небольшой коммуны. Разочаровавшись в толстовстве, вернулся к Православию и всю душу и жизнь посвятил борьбе за Церковь. В это время М.А. Новоселов сближается с отцом С.И. Фуделя, прот. Иосифом Фуделем. Занимался просветительской деятельностью: систематически издавал книги, создав серию «Религиозно-философская библиотека», основал «Кружок ищущих Христианского просвещения», в который вошли самые известные представители церковной интеллигенции. С.Н. Бердяев, который не был членом кружка, но несколько раз посещал его собрания, пишет о М.А. Новоселове: «Он производил впечатление монаха в тайном постриге» .
Вслед за А.С. Хомяковым выступал против формализации авторитета церковной власти по образцу римо-католичества .
Написал несколько работ в защиту имяславия, особенно выступал против декларативного запрета в этом тонком вопросе со стороны церковной иерархии. Выступал против Григория Распутина, участвовал во II секции Поместного собора 1917 г.
После революции активно и непримиримо боролся с расколом живоцерковников, за что в том числе в 1922 г. на него было заведено уголовное дело, но, поскольку в квартире при обыске 11 июля 1922 г. его не оказалось, арест не состоялся. Именно он передал С.И. Фуделю копии «Воззвания» митрополита Агафангела (Преображенского), обнаруженные при первом аресте Сергея Иосифовича . Начиная с 1922 г. жил инкогнито в разных местах; в этот период жизни написаны «Письма к друзьям», основной темой которых является учение о Церкви, ее подлинности и святости. Не принимает «декларации» митр. Сергия (Страгородского) 1927 г., становится активным деятелем так называемого «иосифлянского» движения, находящегося в оппозиции к митр. Сергию. Арестован в 1929 г. и с тех пор на свободу уже не выходил. Расстрелян в 1938 г.
Сведения о том, что М.А. Новоселов в 1920 г. принял тайный монашеский постриг с именем Марк, а в 1923 г. был также тайно хиротонисан во епископа Сергиевского, не подтверждены; в воспоминаниях дочерей прот. Феодора Андреева, знакомого с М.А. Новоселовым в 1920-ые годы, предположения о хиротонии отрицаются . Церковью он канонизирован как мирянин в чине мучеников на архиерейском соборе 2000 г. .
Юность. Связь с Л.Н. Толстым
Отец М.А. Новоселова, Александр Григорьевич Новоселов, хотя принадлежал к духовному сословию, окончил Санкт-Петербургский университет и стал директором Тульской гимназии (впоследствии был также директором 4-й московской классической гимназии), в которой учились сыновья писателя Льва Николаевича Толстого (его имение Ясная Поляна находится в 14 км. от Тулы) . Будучи с детства лично знаком с Л.Н. Толстым, Михаил Новоселов во время обучения в Московском университете (историко-филологического факультет, окончил в 1886 г.) стал сторонником его учения.
За тиражирование запрещенного цензурой произведения писателя «Николай Палкин», направленного против царя Николая I, 27 декабря 1887 г. был арестован, но после личного вмешательства Л.Н. Толстого в феврале 1888 г. отпущен под гласный надзор и с запретом проживать в столицах. Вынужденный отъезд, а также то обстоятельство, что в начале 1887 г. умер его отец, были восприняты М.А. Новоселовым как возможность применить на практике учение Толстого. Ему удалось собрать небольшую коммуну толстовцев, таких же молодых людей, как мужчин, так и женщин; их было 4-5 человек, состав периодически менялся. Как последовательный ученик Л.Н. Толстого, М.А. Новоселов в этот период не участвовал в церковных таинствах, о чем можно судить по приходской исповедальной книге . Коммуна просуществовала около двух лет. Немного позже, в 1892 году, М.А. Новоселов отходит от идей Толстого и прекращает общение с ним.
Воцерковление
Возвращение в Православие, сознательное воцерковление занимает в жизни Михаила Александровича десять лет. Желая увидеть Церковь своими глазами, войти в ее живое предание, он посещает духовные центры тогдашней России: Оптину и Зосимовы пустыни, знакомится с о. Иоанном Кронштадским и философом Владимиром Соловьевым, а также изучает творения святых отцов. При этом М.А. Новоселов вспоминает, что «школьные руководства» по богословию, тот материал, на котором воспитывались учащиеся семинарий и духовных академий, казались ему не только не полезными для вхождения в Предания, но и вредными:
«Я невольно вспоминаю, какое чувство вызывали во мне школьные руководства, когда я, сознательно придя к церкви и прожив некоторое время в недрах её, решил заглянуть в учебники и академические лекции. Я чувствовал, что чтение это умаляет моё религиозно-нравственное достояние. Это наблюдение даже смутило меня, но по счастью одно авторитетное духовное лицо успокоило мою смятенную душу…»
Своеобразным итогом этого напряженного периода является открытое письмо Л.Н. Толстому. После известного определения Святейшего Синода, констатировавшего отпадение графа Льва Толстого от Церкви, и его ответа , М.А. Новоселов написал открытое письмо с комментарием по поводу этого ответа, где объясняет свой отказ от учения писателя не рациональным неприятием, а ощущением его мертвенности, его отказа от Христа Воскресшего . Есть в нем такие строки:
«Несколько раз перечитывал я этот краткий символ Вашей веры и каждый раз неизменно испытывал одно и то же тоскливое, гнетущее чувство. Слова все хорошие: Бог, Дух, любовь, правда, молитва, а в душе пустота получается по прочтении их. Не чувствуется в них жизни, влияния Духа Божия… И Бог, и Дух, и любовь, и правда - все как-то мертво, холодно, рассудочно. Невольно вспоминается Ваш перевод 1 гл. Евангелия от Иоанна, где Вы глубокое, могучее: “В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово” - заменили жалким: “В начале было разумение, разумение стало вместо Бога, разумение стало Бог”».
Просветительская деятельность
С 1901 г. М.А. Новоселов начинает участвовать в различных общественных мероприятиях и съездах, на которых выступает с церковных позиций.
В 1902 г. начинается издание «Религиозно-философской библиотеки», в выпусках которой выходят как труды самого Михаила Александровича, так и других христианских мыслителей, продолжавшееся до революции 1917 г. Здесь рассматривались острые вопросы, возможно, вставшие перед самим М.А. Новоселовым в период его воцерковления: это и различия между православием, католичеством и протестантизмом в понимании веры и спасения , и особенности западной и восточный мистики , и различие между альтруизмом, гуманизмом и христианским понятием любви , и темы миссионерского, огласительного характера .
Работа Михаила Александровича «Забытый путь опытного богопознания», напечатанная в самом первом выпуске «Религиозно-философской библиотеки», поднимает острый и болезненный вопрос соотношения рассудочного понятия о Боге и опытного, достоверного познания, о котором Сам Господь говорит, что оно есть жизнь вечная (Ин 17:3) . «Обрушиваясь на рационализм наших протестантских сект, - пишет М.А. Новоселов, - мы сами в сущности стоим на почве того же рационализма, что и наши противники» . Это то признание, которого не хватало А.С. Хомякову в его полемике, обращенной против рационализма западных протестантства и католичества. Православие по существу не должно было бы стоять на почве рационализма, но снова и снова оказывается на ней. Далее он сравнивает догматы со скорлупой, замороженной холодом научной рассудочности так, что «ищущим питательного зерна Христова, доступ к нему оказывается решительно прегражденным. Вместо запрятанного нами зерна мы предлагаем скорлупу <…> саму по себе вовсе не утоляющую голода и не возбуждающую ни малейшего духовного аппетита».
Эта тема опытного богопознания является одной из стержневых во всех книгах Сергея Иосифовича Фуделя.
Церковь есть Христос в спасаемом Им человечестве, не призрачный или иносказательный или только в учении, а в полной достоверности непостижимого и потрясающего факта .
Кружок и братство. Общественная деятельность
В 1907 г. М.А. Новоселов переезжает в Москву и поселяется в квартире в доме №1 по Обыденскому переулку. Здесь по четвергам регулярно собираются встречи «Кружка ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой Церкви», датой создания которого можно считать дату написания Устава: 19 января 1907 г. Иногда проводились и открытые «общественные чтения», собиравшие до полусотни человек, но обычно заседания были закрытыми. В кружок входил и отец С.И. Фуделя, прот. Иосиф Фудель . В частности, в кружке живо обсуждалась проблема имяславия. В.В. Розанов (под псевдонимом «Петроградский старожил») так описывает особенность этого кружка «молодых московских славянофилов» и «энтузиастов Церкви»:
«Суть связи этого кружка - личная и нравственная; высшее его качество - не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше. Но взамен этого - чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью, или - почти общею. Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними, Мих. Ал. Новосёлова, “авва Михаил”. И хотя некоторые из них неизмеримо превосходят почтенного и милого М. А. Новосёлова учёностью и вообще “умными качествами”, но, тем не менее, чтут его, “яко отца”, за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только выслушивают его, но и почти слушаются его» .
В.В. Розанов, знакомый с кружком М.А. Новоселова хоть и не очень близко, отмечает их «ответственность и тяжеловесность», особую заботу о просвещении своих учеников и студентов.
«К числу больших качеств московских славянофилов <...> относится то, что они, хотя и нехотя, воспитывают себя, дисциплинируют. Я сказал “хотя и нехотя”. Это - именно так, и в таком-то именно сочетании это дело самовоспитания выходит по-русски, т.е. непреднамеренно, хорошо, безхитростно.
Вообще, в самовоспитании вопрос “чего не читать” еще важнее, нежели “что читать ”. Преднамеренно это не выходит, но непреднамеренно иногда отлично выходит» .
Наконец, отмечает он и общий для всех членов кружка М.А. Новоселова опытный характер их веры и проистекающей из нее жизни:
«Суть православия - в святых его; в самых образах их и в самой жизни их. О всех славянофилах Москвы, без проверки и не спрашивая, можно сказать, что они “поверили тому что видели”, а не “поверили тому чему ‘их научили’”. В православии они увидели то особенное личное, что именуется “святым”, за что “святой” и нарекается по кончине именно “святым”, и им прямо страшно подумать, как могли бы они от этого отречься, от этого отделиться - с этим даже не слиться. Москвичи живут близ Троице-Сергия, а там “есть чего посмотреть” и кроме богословской учености. Вот они “посмотрели” и это решило дело. А не умственные выкладки, хотя и они “не мешают”» .
Спустя два года после основания, в 1909 г., когда возникла потребность участвовать в церковной жизни непосредственно, почти тем же кругом людей создается Братство во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа .
Октябрьская революция 1917 г., после которой начинаются открытые гонения на Церковь, включающие запрещение общественных организаций, потребовала изменения формы участия ее членов в церковной жизни; кружок и братство, начиная с этого времени, прекращают свое существование. Надо отметить и то, что в 1917 г. умирает В.А. Кожевников, за год до того Ф.Д. Самарин, в 1918 г. - прот. Иосиф Фудель .
Против Григория Распутина
С 1910 г. Михаил Новоселов открыто выступает против влияния Григория Распутина на государственную и политическую жизнь России. Его брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство» в 1912 г. конфисковали в типографии. Влияние Распутина было одним из мрачных событий времени, хотя и только одно в длинной череде. С.И. Фудель, основываясь на письмах своего отца, пишет об этом времени так :
«Период перед первой мировой войной был наиболее душным и страшным периодом русского общества. Это было время еще живой “Анатэмы”, еще продолжающихся “огарков” и массовых самоубийств молодежи, время разлива сексуальной литературы, когда Соллогубы, Вербицкие, Арцыбашевы буквально калечили людей, время, когда жандармские офицеры читали о “розовых кобылках”, а гимназисты мечтали стать “ворами-джентльменами”, время, когда на престол ложилась тень Распутина, сменяющего архиереев и министров.
Главная опасность этого времени заключалась в том, что даже лучших людей оно точно опаляло своим иссушающим ветром. Страшное состояние духовного засыпания хоть на время касалось и их и заставляло забывать о “невидимой брани”».
Критика лояльного отношения Священного Синода к Григорию Распутину не помешала признанию заслуг М.А. Новоселова лично и его ближайших сподвижников Ф.Д. Самарина и В.А. Кожевникова со стороны Церкви: в 1912 г. Московская Духовная Академия признает их своими почетными членами.
Участие в поместном соборе 1917 г.
М.А. Новоселов не участвовал в I сессии Собора (15 августа 1917 г. - 9 декабря 1917 г.): изначально он не был включен в список членов, а заявление о его включении поданное архиепископом Сергием (Страгородским) и князем Е.Н. Трубецким было отклонено. Во время работы II сессии (20 января 1918 г. - 7 апреля 1928 г.) был включен в состав Собора в качестве действительного члена .
Участие его и нескольких других членов кружка (прот. Павла Флоренского, С.Н. Дурылина, свящ. С.П. Мансурова) в Соборе было тесно связано с просветительским направлением деятельности М.А. Новоселова: им предложили принять участие в разработке нового типа пастырских духовных училищ взамен упраздненных семинарий. Это вылилось в создание богословских курсов для мирян, которые реализовывались с апреля по июнь 1918 г. на квартире Михаила Александровича (он сам преподавал в рамках курсов раздел о Святых Отцах, их жизни и писаниях) . Курсы планировалось возобновить с января 1919 г., но этого не произошло. Начиная с 1919 г. Михаил Александрович находился под надзором агентов ВЧК, в 1922 г. был проведен обыск в его квартире и заведено уголовное дело (в это время он находится в Оптиной пустыни, поэтому его самого не нашли). Известно однако, что в 1921-22 гг. С.П. Мансуров (впоследствии священник) читал лекции об отцах Церкви в рамках Богословских курсов на квартире М.А. Новоселова .
После 1923 г. и вплоть до ареста в 1929 г. М.А. Новоселов находится на нелегальном положении, постоянно переезжает с места на место и скрывается в домах знакомых.
Участие в борьбе с группировкой «Живая Церковь»
В 1922 г. за несколько недель перед арестом патриарх Тихон передал управление Церковью митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому), а до его отсутствия управление Высшим Церковным Управлением оказалось в руках участников обновленческого раскола. Хотя митрополит Агафангел явно колебался, не спеша по указанию арестованного Патриарха Тихона приехать в Москву, 5(18) июня он подписывает Послание , обращенное ко всем членам Церкви: епископам, священникам и мирянам. В нем он признает своим долгом по вступлении в управление делами Церкви созыв всероссийского Поместного собора, на котором возможно было бы обсудить введение того, что было бы «необходимо и полезно для нашей духовной жизни». Таким образом, как он пишет, он не отрицает «необходимости некоторых видоизменений и преобразований в служебной практике и обрядах», но не вводимых путем самочиния, присвоения себе недолжных полномочий, что и делали члены группировки «Живая Церковь».
Эти планы, конечно, не осуществились. Уже 15 июня Митрополит Агафангел дает подписку о невыезде из Ярославля, а 28 июня помещен под домашний арест ; 15 августа его доставляют во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Там он пересекался с С.И. Фуделем во время следствия. Вот краткий эпизод, который вспоминает Фудель о нем :
…всего за шесть лет перед этим мы вместе с ним жили летом в Толгском монастыре под Ярославлем, и это ему, по рассказам, варили тогда монахи уху на курином бульоне. Это было последнее лето перед революцией.
Одновременно с «Посланием» митрополита начали распространять «Братское предостережение» от имени «Братства ревнителей православия»; очевидно, что к его тексту и распространению имел отношение М.А. Новоселов.
Неприятие «Декларации» митр. Сергия (Страгородского). Арест и мученичество
Несмотря на вполне определенную позицию в отношении сергианства, М.А. Новоселов был против раскола. В ответ на вопрос В.Д. Пришвиной, как быть в случае, если не останется священников «старого поставления»:
«Не надо создавать новый раскол, - ответил Михаил Александрович. - У нас единая Церковь, внутри которой ведется борьба. Если никого не останется - идите с ними, только не забывайте крови мучеников и пронесите свидетельство до будущего Церковного Собора, который нас рассудит, если только не кончится история и не рассудит уже Сам Господь» .
Взгляд М.А. Новоселова на авторитет в Церкви
В одном из последних своих «Писем к друзьям» М.А. Новоселов обращается к проблеме авторитета в Церкви. Он приводит часть статьи Юрия Александровича Колемина «Авторитет в вопросах веры», опубликованную как в одном из выпусков серии «Религиозно-философская библиотека», так и в журнале «Богословский вестник» , где описывается спор между православным и иезуитом, и главным аргументом последнего является вопрос: а на каком авторитете основывается «православность», то есть правильная вера, его собеседника? Далее последовательно и чисто логически отвергается возможность непогрешимости в вопросах веры у мирян, священников, епархиальных поместных духовных начальств, архиереев, синодов и патриархов, и оказывается, что православному невозможно указать на такое лицо или собрание лиц, которые были бы непогрешимым авторитетом, что приводит православного к колебанию и кризису веры. М.А. Новоселов в примечании пишет, что примерно такой спор состоялся у самого Ю.А. Колемина, и что лондонский священник Евгений Смирнов смог укрепить его, посоветовав прочитать сочинения Алексея Степановича Хомякова (1804-1860) о Церкви.
Как известно, работы выдающегося церковного писателя и славянофила А.С. Хомякова, посвященные как жизни самой Церкви («Церковь одна»), так и полемике с инославными вероисповеданиями, были изданы в России только после его смерти из-за возражений цензуры. Вот одно из пререкаемых цензором мест в его работе «Несколько слов о западных вероисповеданиях…», содержащей резкую критику как протестантства, так и католичества (опубликована в протестантском издательстве в Париже), которое привлекает внимание к проблеме авторитета в Церкви:
«Нет: Церковь не авторитет, как не авторитет Бог, не авторитет Христос; ибо авторитет есть нечто для нас внешнее. Не авторитет, говорю я, а истина и в то же время жизнь христианина, внутренняя жизнь его; ибо Бог, Христос, Церковь живут в нем жизнью более действительною, чем сердце, бьющееся в груди его, или кровь, текущая в его жилах; но живут, поколику он сам живет Вселенскою жизнью любви и единства, то есть жизнью Церкви» .
А.С. Хомяков противопоставляет авторитет как внешнее явление - внутренней жизни человека, при этом не допуская человеку быть авторитетом самому для себя через требование жить «Вселенскою жизнью любви и единства, то есть жизнью Церкви». Необходимость соотносить каждое событие с некоторым авторитетом, будь то собрание людей (например, Собор) или конкретный человек (Римский Папа), есть свидетельство оскудения внутренней жизни. Первична жизнь Церкви, которая благодатна, то есть даруется свыше и является жизнью в Духе Святом. Потому именно Церковь принимает постановления того или иного Собора как свои или отвергает их, называя собор разбойничьим.
«Вся Церковь принимала или отвергала определения соборов, смотря по тому, находила ли их сообразными или противными своей вере и своему Преданию, и присваивала название соборов Вселенских тем из них, в постановлениях которых признавала выражение своей внутренней мысли. Собор Вселенский становился голосом Церкви» .
В следующем письме Михаил Новоселов приводит несколько примеров таких событий, один из них - пример собора в Константинополе, отлучившего в 1344 г. свт. Григория Паламу и заключившего его в темницу . Решения этого собора были впоследствии отменены, а святитель Григорий Палама особо почитается Церковью. Для М.А. Новоселова иллюстрацией того же принципа служит то, что создаваемый искуствено раскол «живоцерковников» отвергается не столько церковной иерархией, сколько «обычными» членами церкви, мирянами и иноками.
Связи с другими церковными людьми
- Кружок ищущих христианского просвещения в духе православной Христовой Церкви:
- свящ. Павел Флоренский;
- Сергий Николаевич Булгаков (впоследствии священник);
- Сергий Павлович Мансуров (впоследствии священник);
- Александр Викторович Ельчанинов (впоследствии священник);
- Николай Стефанович Педашенко (впоследствии священник);
- Павел Борисович Мансуров;
- Федор Дмитриевич Самарин;
- Владимир Францевич Эрн;
- Александр Сергеевич Глинка (Волжский);
- Владимир Александрович Кожевников;
- Сергей Николаевич Дурылин;
- С.А. Цветков.
- Разное:
- еп. Феодор (Поздеевский);
Мученик Михаил (Новоселов). Марк, епископ Сергиевский.
Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
8/21.01 – установлено, точная дата смерти неизвестна, 1938 г.
Мученик Михаил Александрович Новоселов (в тайном монашеском постриге и тайной хиротонии – епископ Марк) родился в 1864 году в селе Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.
Отец Александр Григорьевич и мать Капитолина Михайловна – оба были из семей священников.
В начале жизни Михаил жил с родителями в Туле.
Его отец был известным педагогом, директором Тульской гимназии, в которой учился и Миша. Под руководством отца Михаил получил хорошее образование.
Михаил Александрович окончил историко-филологический факультет Московского университета. К моменту окончания университета он был горячо увлечен идеями Л.Н. Толстого, с которым был знаком еще с детских лет. В дневниках и письмах Л.Н. Толстого часто встречается фамилия Новоселова, который был любимым учеником писателя. Будучи идеалистически настроенным, искренним и восторженным, Михаил отдался его делу, практическому осуществлению толстовских идей: устройству столовых для голодающих и организации толстовских колоний. Михаил решил на практике осуществить пропагандируемый Толстым образ жизни – жить на земле трудом своих рук. На собственные деньги купил землю и создал одну из первых в России толстовских земледельческих общин. Она просуществовала только два года, показав нежизнеспособность толстовских идей.
27 декабря 1887 года он был арестован.
Обвинен при аресте в организации нелегального кружка и издании нелегальной литературы. Часто собиравшаяся у Новоселова молодежь и размножение гектографическим способом брошюры Толстого "Николай Палкин", найденной при обыске – все это грозило ему ссылкой в Сибирь. Этого удалось избежать благодаря вмешательству самого Л.Н. Толстого.
В начале февраля 1888 года он был выпущен под гласный надзор полиции без права проживания в столицах.
К тридцати годам Новоселов преодолел соблазн толстовства и вернулся в Православную Церковь.
С 1902 года Михаил Александрович занимался издательским делом в городе Вышний Волочек Тверской губернии.
Разойдясь с Толстым, он прервал с ним всякое общение. Последнее в жизни письмо из Оптиной пустыни было написано Л.Н. Толстым М.А. Новоселову. Михаил Александрович не успел уже на него ответить, но много позже говорил, что, наверное, и не ответил бы, если бы даже Толстой остался жить: он не принимал толстовского отрицания Божественности Личности Иисуса Христа. Согласиться с этим и жить в пустом и холодном мире нравственного долга внук священников никак не мог.
В ходе своего дальнейшего духовного развития Михаил Александрович сблизился с отцом Иоанном Кронштадтским, со старцами Оптиной и Зосимовой пустынь. Его духовником стал игумен Герман из Зосимовой пустыни.
Обретя Истину в лоне Православной Церкви, он всю свою дальнейшую кипучую деятельность посвятил служению Ей. Опубликовал брошюру "Забытый путь опытного Богопознания". С нее началось издание новоселовской религиозно-философской библиотеки. При этом главной целью было привлечь внимание к великим духовным сокровищам, добытым святыми Отцами и подвижниками, обращаясь к истокам Христианства и выводя читателя на просторы духовного познания через Благодать Божию.
«Очень верующий, безгранично преданный своей идее, очень активный... участливый к людям, всегда готовый помочь, особенно духовно. Он всех хотел обращать. Он производил впечатление монаха в тайном постриге», – так характеризовал Новоселова современник.
В 1907 году он создал кружок, названный "Кружком ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви". В него вошли его ближайшие друзья.
Не прост был путь к чистому, традиционному Православию будущего мученика. Среди его друзей, «ищущих», как они сами себя назвали, были люди талантливые, верующие, но путавшиеся, в духе времени, в тенетах либерализма – священники Павел Флоренский и Иосиф Фудель, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, С.Н. Булгаков и другие.
Кружок обычно собирался на квартире Михаила Александровича, жившего вместе с матерью напротив храма Христа Спасителя. Двери его квартиры были открыты для всех, здесь можно было встретить всю Россию – от странника-мужика и студента-Богоискателя до знаменитого литератора или профессора Московского университета – духовенство, философы, Бого-словы, ученые, писатели. Горячо обсуждались различные вопросы Христианского вероучения, шел непосредственный диалог между Церковью и интеллигенцией. При этом не ставилась задача выработки «нового религиозного сознания», агитации и распространения своих взглядов. Сам Новоселов, начиная с первых же собраний, неизменно выступал со строго церковных позиций. Он стал одним из самых твердых православных мыслителей, боровшихся с ядом модернизма, выступил с обличениями отца Павла Флоренского, Булгакова, Бердяева, Розанова, Мережковского и иже с ними.
Михаил Александрович пользовался покровительством ректора Московской Духовной академии епископа Феодора (Поздеевского).
Основной идеей кружка была мысль, что внешними мерами – реформами, новыми уставами и тому подобное – ничего не достичь; изменить жизнь к лучшему можно только в ходе совместного продумывания установлений Православной веры, на основе внутреннего изменения человека, которого можно достигнуть путем совместного изучения Священного Писания и Священного Предания. Люди стремились к близкому духовному общению, стремились реализовать хомяковскую идею соборного Богопознания.
Михаила Александровича почитали за ясный и добрый характер, за чистоту души и намерений. Он снискал себе не только всеобщее уважение, но и любовь. За аскетическую жизнь, проводимую в мирской обстановке, за светлый характер его называли в Москве "белым старцем".
Центром духовной жизни Новоселова была молитва. В письме к Ф.Д. Самарину от 3 августа 1909 года он писал: «Сердечнейшее Вам спасибо за молитвы обо мне. Мы как-то обычно мало придаем значения этой сфере общения и взаимослужения, а между тем что важнее этого, если оно совершается не формально, а по сердечному влечению. Со времени возникновения нашего "Кружка" я поминаю членов его, лучше сказать, собратьев своих, в ежедневной молитве. Кроме того, временами о каждом из них молюсь особо, испрашивая ему у Господа той милости, которая, по моему рассуждению, нужна ему преимущественно... Будем продолжать молитву друг о друге».
В 1912 году за заслуги в деле духовного просвещения и христианской апологетики М.А. Новоселов был избран почетным членом Московской Духовной академии.
После 1916 года он занимал профессорскую кафедру классической филологии в Императорском Московском университете.
Некоторое время М.А. Новоселов был послушником в одном из московских монастырей. Вскоре понял, что это не его путь, и смиренно вернулся в покинутую было им жизнь.
Вернувшись из монастыря, занялся делом составления и издания религиозно-философской библиотеки для народа. Темы его изданий не ограничивались одними церковными вопросами. Его издательская деятельность продолжалась до 1917 года.
Всего вышло 39 выпусков "Религиозно-философской библиотеки". Кроме этой серии вышло около 20 непронумерованных книг, в которых разбирались более специальные вопросы. Новоселов издавал еще и "Листки "Религиозно-философской библиотеки", которые выходили двумя сериями: первая ("Семена Царствия Божия") состояла из писаний святых Отцов; вторая ("Русская религиозная мысль") содержала размышления о вере и религиозной жизни русских писателей и ученых (всего вышло более 80 листков).
Приход к власти масонов, а затем большевиков знаменовал начало новой эпохи в жизни Русской Православной Церкви – эпохи притеснений, гонений, преследований. Михаил Александрович был среди тех, кто встал на защиту Церкви в это трудное для нее время.
В начале февраля 1918 года Советом объединенных приходов города Москвы, одним из членов которого состоял М.А. Новоселов, была выпущена листовка. Верующие призывались защищать храмы от богоборной власти. Рекомендовалось в случае посягательств власти на церковное имущество «тревожным звоном (набатом) созвать прихожан на защиту церкви. При этом Совет считает безусловно недопустимым, чтобы прихожане в этом случае прибегали к силе оружия. Если есть поблизости другие храмы, то желательно войти с ними предварительно в соглашение, чтобы и в них раздался тревожный звон, по которому население окрестных приходов могло бы придти на помощь и своей многочисленностью дать отпор покушению на церковь».
Новоселов продолжал работать в области духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения Святейшего Патриарха Тихона. «Курсы ставили целью приблизить православных мирян к сокровищам благодатной жизни Церкви, знакомя их с проявлениями церковного духа по первоисточникам (Слово Божие, жития святых, творения святых Отцов, Богослужебные книги и т.д.), и подготовить их к деятельному служению Церкви». На этих курсах Новоселов преподавал и сам. Многое из того, что было подготовлено Михаилом Александровичем для занятий на курсах, было затем использовано им в главном труде его жизни – в «Письмах к друзьям».
В 1918-м году Новоселов участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви по отделу о духовно-учебных заведениях.
Из воспоминаний о Михаиле Александровиче, относящихся к началу 1920-х годов: "На свежем лице светились мыслью и весельем голубые глаза. Юмор не изменял "дяденьке" (так звала его вся Москва) в самые тяжкие минуты жизни. Если бы мне поставили задачу найти человека, ярко выражающего русский характер, я бы без колебания указала на Михаила Александровича. Был он широко сложен, но благодаря воздержанной жизни легок и подвижен. От природы он был одарен большой физической силой и в молодости славился в Туле как кулачный боец, о чем любил с задором рассказывать. В его существе разлита была гармония физической и нравственной одаренности, без тени болезни и надрыва. Шла ему любовь к цветам, к природе, к красивым вещам, которые он не приобретал, не хранил, но умел ими любоваться... Около Михаила Александровича все оживлялось, молодело, дышало благожелательством и бодростью, как будто в своей бесприютной, нищей и зависимой ото всех жизни он все-таки был ее господином и повелителем... Большая квартира Михаила Александровича походила скорее на книжный склад. Над его постелью висел большой портрет его матери, умершей незадолго до этого. Он сказал мне: "Вас прошу, всех прошу: поминайте иногда рабу Божию Капитолину!""
В 1920 году Михаил Александрович принял тайно монашеский постриг с именем Марк.
С 1922 года вошел в Братство ревнителей Православия.
Он боролся с обновленчеством. Рассылал доступно изложенные послания к мирянам и духовенству, направленные против обновленчества. Эти послания переписывались и передавались добровольцами в разных концах страны.
После распространения весной 1922 года в церковных кругах Москвы резкого воззвания против обновленцев, озаглавленного «Братское предостережение чадам истинной Церкви Христовой», отпечатанного типографским способом в виде листовок и подписанного: «Братство ревнителей Православия. Издание друзей истины», чекистам нетрудно было догадаться о причастности Новоселова к его составлению. Они нагрянули к нему с обыском в ночь на 12 июля, но предполагаемого арестанта дома не оказалось.
Отец Марк находился в тот момент в Оптиной пустыни.
Обыск не дал желаемых властям результатов.
19 марта 1923 года дело было прекращено и сдано в архив.
После этой попытки ареста отец Марк перешел на нелегальное положение и переехал в Вышний Волочек.
В 1923 году в Московском Свято-Данииловом монастыре он был тайно хиротонисан архиепископом Феодором (Поздеевским), епископами Арсением (Жадановским) и Серафимом (Звездинским) во епископа Сергиевского.
С 1922-го по 1927 год, когда Церковь была вне закона и оцепеневшая от страха страна погрузилась в глухое молчание, он написал книгу "Письма к друзьям". Тогда за горячее слово о Христианской вере можно было заплатить не только свободой, но и жизнью. "Письма к друзьям" распространялись в самиздате.
Делясь с друзьями по их просьбе мыслями по поводу текущих церковных событий и христианского вероучения, Михаил Александрович писал им, беседуя о вере и Церкви. Откликаясь на «злобу дня», он, однако, в своих письмах постепенно переходил к систематическому рассмотрению общего учения о Церкви, ее сущности, ее роли в Божественном Домостроительстве. «Письма к друзьям» – церковно-исторический памятник, спасенный от гибели и дошедший до нас сквозь годы безвременья благодаря подвижническим усилиям и мужеству многих православных верующих.
3 марта 1924 года владыка Марк записал в своей тетради: "Как постепенно подкрадывалось и быстро совершилось падение Самодержавия и изменился лик русской государственности, таким же образом происходит и может быстро совершиться реформационно-революционный процесс в нашей Церкви. Обновленцы могут вдруг всплыть как правящая в России "церковная партия", причем противников у нее может оказаться очень немного, если открытые обновленцы и скрытые предатели поладят между собою и совместно натянут на себя личину каноничности. Трудность настоящего времени для православного человека состоит, между прочим (если не главным образом), в том, что теперешняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде. На "законном" основании можно и антихриста принять..."
4 ноября 1927 года он писал: «Вызвавшее многообразные и вполне заслуженные отрицательные критики послание митрополита Сергия [Страгородского] и его Синода не бросило ли возглавляемую им церковную организацию в омерзительные, прелюбодейные объятия атеистической, богохульной и христоборной (анти-Христовой) власти (разнообразные эпитеты, прилагаемые мною к советской власти, я употребляю не в ругательном, а в существенном, строго определенном смысле) и не внесло ли страшное нечестие в недра нашей Церкви? Заметьте: изошло это послание от законной, канонической, по-видимому православной иерархии; главные положения послания опираются на тексты (правда, иногда не без искажения их: см. лжетолкование на 1 Тим. 2, 1-2) Священного Писания и на, как будто однородный с настоящим, опыт древней Церкви. При исполняющем обязанности Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии имеется Синод из законных иерархов (правда, большей частью "подмоченных", то есть весьма в церковном отношении скомпрометированных своей давнишней и прочной ориентацией на безбожное ГПУ – да и не этим одним); имя митрополита Сергия произносится всеми как имя действительного кормчего Русской Церкви, но – увы! – имя это является фальшивой монетой, так как фактически распорядителем судеб Русской Церкви и ее епископов, как гонимых, так и протежируемых, то есть милуемых и поставляемых на кафедры (последнее особенно печально!) является нынешний "обер-прокурор" Православной Русской Церкви Евгений Александрович Тучков. [Тучков – начальник 6-го отделения ГПУ, к компетенции которого относилась борьба с религиозными организациями в СССР.] Всего этого не осмелится отрицать митрополит Сергий, явившийся несчастным инициатором, вернее – орудием чудовищного замысла – осоюзить Христа с Велиаром.
Всякому, имеющему очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ясно, что, вопреки декрету об отделении Церкви от государства, Православная Церковь вступила в тесный, живой союз с государством. И с каким государством?! Возглавляемым не Православным Царем, а властью, которая основной своей задачей поставляет уничтожение на земле всякой религии, и прежде всего Православного Христианства, так как в нем она видит – и справедливо – основную мировую базу религиозной веры и первоклассную крепость в ее брани с материализмом, атеизмом, богоборчеством и сатанизмом».
До ареста в 1928 году владыка Марк жил в Москве и под Москвой на нелегальном положении у разных друзей, не сбрив бороды, хотя она и выдавала его.
Летом 1925 года жил под Москвой на станции Пески на высоком берегу Москвы-реки в заброшенном доме своих друзей.
Летом 1927 года – у друзей на станции Лобня под Москвой. Там у него бывали сердечные приступы.
Иногда он уезжал в другие города, где были единомышленники. Он говорил: "Сейчас такое время, когда праведность человека перед Богом определяется не столько его личным поведением, грехами или добродетелью, сколько его твердостью в вере – в верности церковному сознанию, решимостью стоять в этой верности до смерти и мученичества".
В 1927 году последовал непродолжительный арест Владыки.
В одном из своих писем он так характеризовал курс митрополита Сергия (Страгородского), после появления в 1927 году его «Декларации»: «...нас постигло в истекшем году испытание, значительно, можно сказать – несравненно тягчайшее: накренился и повис над бездной весь церковный корабль. Небывалое искушение подкралось к чадам Церкви Божией. Новые сети раскинул князь мира сего – и уже уловил множество душ человеческих».
С 1928 года владыка Марк являлся одним из главных руководителей и идеологов иосифлянского движения, занимая крайне жесткую позицию. Сам он много ездил по стране, подолгу жил в северной столице. Разъяснял на приходах современное церковное положение. Составил обращение Заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию с предложением изменить курс церковной политики.
Епископ Марк не принял Декларацию митрополита Сергия, однако и не желал раскола Церкви.
Шел 1929 год. Из воспоминаний о нем В.Д. Пришвиной: "Вокруг шли аресты священников и мирян, не признававших митрополита Сергия. Михаил Александрович приходил к нам усталый, грустный. Люди, дававшие ему кров, начинали его побаиваться... Вокруг исчезали все лучшие... Я спросила Михаила Александровича: "Как нам быть, если не останется священников старого посвящения?" – "Не надо создавать новый раскол, – ответил Михаил Александрович. – У нас единая Церковь, внутри которой ведется борьба. Если никого не останется – идите с ними, только не забывайте крови мучеников и пронесите свидетельство до будущего Церковного Собора, который нас рассудит, если только не кончится история и не рассудит уже Сам Господь".
23 марта 1929 года он был арестован на одной из московских улиц.
Содержался в Суздальском политизоляторе, во Владимирской области.
17 мая 1929 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осужден.
Приговор: 3 года концлагерей.
В 1929-30 годах как особо опасный "элемент" находился не в лагере, а в тюрьме (политизоляторе), в одиночном заключении – в городе Ярославле.
3 сентября 1931 года Коллегией ОГПУ СССР обвинен по групповому "делу Всесоюзного центра Истинного Православия, 1931 г." как "активный участник церковно-политического центра всесоюзной к/р организации "Истинно-Православная Церковь"" по статье 58-11 УК РСФСР.
Приговор: 8 лет лишения свободы в места, подведомственные ОГПУ, считая срок с 23 марта 1929 года.
Получил новый срок, находясь в Ярославском политизоляторе.
В этом приговоре было указано, что "в отношении М.А. Новоселова постановление Особого Совещания от 17 мая 1929 года считать поглощенным настоящим постановлением".
Из обвинительного заключения: "На протяжении ряда лет являлся участником "Церковно-Политического Центра" всесоюзной к/р организации "Истинно-Православная Церковь", находился на нелегальном положении. По поручению этого центра вместе с реакционными церковниками в Ленинграде создал "Всесоюзный церковно-административный центр" этой организации и руководил последним по заданиям центра в к/р направлении, требуя от организации активной к/р деятельности. Разъезжая систематически по периферии, создал ряд филиалов этой организации – в Твери, в Серпухове и в ряде других местностей и направлял их к/р деятельность. Составлял контрреволюционные документы и руководил их распространением".
До 26 июня 1937 года содержался в политизоляторе в Ярославле.
В 1937 году, находясь в тюрьме, получил еще один срок.
7 февраля 1937 года обвинен в "контрреволюционной деятельности".
Приговор: 3 года лишения свободы.
На протоколах допросов М.А. Новоселова приписано сверху его мирского имени рукой следователя: "Епископ Марк".
С 26 июня 1937 года до 1938 года он содержался в тюрьме в городе Вологде.
Против него завели новое уголовное дело за «систематическое распространение среди сокамерников клеветнических сведений по адресу руководителей ВКПб и Советского Правительства с целью вызвать недовольство и организованные действия против установленных тюремных правил и борьбы в условиях тюрьмы».
17 января 1938 года епископ Марк (Новоселов) в Вологодской тюрьме был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.
Дальнейших документальных сведений о его судьбе нет.
От одного из заключенных, Ахмета Ихсана, чудом вырвавшегося на волю, имеются сведения о пребывании Епископа в тюрьме. Этот заключенный был турком, обращенным Владыкой в Православие и ставшим его духовным чадом. Среди своих соузников владыка Марк пользовался большим уважением как человек твердый в вере. Его почтительно называли аввой и Богословом. Против последнего именования она сам неизменно возражал. В тюрьме он продолжал отмечать все православные праздники, память святых. Множество людей тянулись к нему, жаждали его духовного руководства, просили его молитв. Турок говорил о Владыке как о святом.
Его книга «Письма к друзьям» завершается следующими возвышенными словами: «Блажен, кто не отступит от Христа среди тяжких искушений, постигающих Церковь, воодушевляясь участием в ее всемирном торжестве, имеющем открыться по скончании мира». К этим блаженным, безусловно, должно отнести и самого Владыку.
Мученик Михаил (Новоселов), (Марк, епископ Сергиевский) канонизирован как мирянин Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.
Литература:
1. Полищук Е.С. Михаил Александрович Новоселов и его "Письма к друзьям"// Новоселов М.А. Письма к друзьям. М.: Изд-во ПСТБИ, 1994.
2. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 2. С. 135-136.
3. Емельянов Н.Е. За Христа пострадавшие// Татьянин день. 1998. Февраль. № 19. С. 13.
4. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
5. Пришвина Валерия. Невидимый град: Библиотека мемуаров. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 193-198, 259-263, 302, 349, 368-369, 374, 400, 412, 424-425, 506.
6. Таврический церковно-общественный вестник. 1909, № 8.
7. http://pstbi.ru
8. http://days.pravoslavie.ru
9. www.rusinst.ru
10. http://fond.centro.ru
Документы:
1. ЦА ФСБ РФ. Д.П-7377. Том_Лист Т.2.
2. ОР РГБ. Ф. 265, 195/25–26.
Мученик Михаил родился в 1864 году в селе Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье Александра Григорьевича и Капитолины Михайловны Новоселовых.
Окончив гимназию, Михаил Александрович намеревался поступить на медицинский факультет, чтобы на этом поприще послужить народу, но отец выразил категорическое несогласие с таким решением сына, желая, чтобы он пошел по его стопам и стал учителем древних языков. В 1887 году Александр Григорьевич скончался, но Михаил к этому времени уже переменил свое решение стать врачом и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, предполагая впоследствии стать учителем истории и преподавать историю так, «чтобы прошлая жизнь человечества дала юношам понятия о людях и их поступках со стороны их приближения или удаления от учения Христова».
К этому времени Михаил был уже старым знакомым Толстого и большим поклонником его «учения». Искренне любя Толстого и видя в его идеях и в его личности воплощение христианского идеала, он совершенно не замечал глубоко антихристианской направленности деятельности Толстого и того, что его желание стать учителем человечества является по существу антихристовым. От искреннего, боровшегося с ложью и лукавством в себе Новоселова, по молодости категоричного в своих нравственных суждениях и оценках, не укрылась, однако, разница между тем, что проповедовал «новый учитель», и тем, как он жил
В то время многие произведения Толстого, имевшие антигосударственный или антихристианский характер, не были допущены цензурой к печати, и молодые почитатели Толстого печатали их на гектографе, а затем распространяли. Печатал их и Михаил Новоселов. После произведенного полицией на его квартире обыска были найдены гектографические принадлежности, рукописная брошюра Толстого «Николай Палкин», несколько его писем и стихотворение из «Вестника Народной Воли». На основании этих материалов Новоселов был арестован. Узнав об аресте, Толстой явился к начальнику Московского жандармского управления, заявив, что преследования направлены должны быть прежде всего против него как автора, и власти после его визита решили замять эту историю. Новоселов был освобожден под гласный надзор полиции, с запрещением проживать в столицах.
Михаил Александрович решил сам применить учение Толстого на практике. На деньги, оставшиеся от отца, он купил землю в селе Дугино Тверской губернии, и здесь им была основана одна из первых толстовских общин, состоявшая из пяти интеллигентов. Однако, как и следовало ожидать, община людей, не приспособленных к труду на земле, предполагавших, что крестьянский труд - это бесконечный праздник, пораженных тщеславием от набегающих помыслов об оказываемой будто бы ими помощи людям, а на самом деле не способных переносить наималейшие немощи друг друга, потерпела полный крах и рассыпалась. Однако Новоселов не сразу расстался с толстовством и участвовал вместе с толстовцами в помощи голодающим Рязанской губернии в 1891-1892 годах.
Одной из причин прекращения Новоселовым отношений с Толстым была ненависть последнего ко Христу. Это, а также собственные размышления о вере, укоры совести, не могшей во все время знакомства с Толстым успокоиться, подвигли Михаила Александровича к более глубоким раздумьям о Боге и о путях спасения души, о смысле человеческой жизни и, в конце концов, стезею правды привели его в Церковь. Найдя истинный путь и вечную жизнь во Христе, он увидел, что борьба за эту вечную жизнь требует подвига, но - в отличие от подвига сектанта, который не дает спокойствия совести и мира душе, когда часто голос совести приходится насильственно заглушать, ибо она входит в противоречие с поступками и заповедями Божиими, - подвиг во Христе пробуждает совесть, Господь Сам спешит навстречу вопрошающей душе, чтобы ответить на ее нелукавые вопросы.
По возвращении в Православную Церковь Михаил Александрович всей душой и всем разумением прильнул к святоотеческим письменным источникам и к живым носителям благодати Духа Святого; он сблизился с отцом Иоанном Кронштадтским и старцами Зосимовой пустыни, обладавшими, может, и не видимыми для мира, но видимыми для ищущих спасения дарами Святого Духа, огромным и подлинным духовным опытом и рассуждением, отверзающими духовные очи слепцам.
Михаил Александрович не только взялся за дело своего спасения, но, увидев, сколь невежественны и не просвещены окружающие, какие глубокие заблуждения бытуют в среде интеллигенции и образованного сословия, взялся за дело миссионерства и просвещения и с 1902 года вместе с группой единомышленников приступил к изданию «под общим заглавием “Религиозно-философской библиотеки” ряда брошюр и книг, дающих посильный ответ на выдвигаемые жизнью вопросы».
Издательская деятельность Новоселова продолжалась до прихода к власти безбожников. Всего им было выпушено 39 книг. Кроме того, было выпущено около 20 книг, посвященных более специальным вопросам, а также листки «Религиозно-философской библиотеки», которые выходили двумя сериями: первая состояла из писаний святых отцов, а вторая, рассчитанная на интеллигентного читателя, содержала размышления о вере и религиозной жизни выдающихся русских писателей и ученых.
За заслуги в деле духовного просвещения и христианской апологетики Михаил Александрович в 1912 году был избран почетным членом Московской Духовной академии. В течение ряда лет он был также членом Училищного совета при Святейшем Синоде.
Михаил Александрович был активным участником Братства святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, где председателем совета Братства был Федор Дмитриевич Самарин. Братство занималось широкой благотворительной и просветительской деятельностью. На собраниях Братства читались доклады на актуальные темы религиозной и духовной жизни, не раз с докладами выступал и Михаил Александрович. В начале ХХ века нравственное и религиозное состояние общества все более ухудшалось. Одним из признаков этого было восприятие образованным обществом личности Григория Распутина. Встревоженный этим явлением, Михаил Александрович в 1912 году выпустил брошюру, обличающую Распутина
После прихода к власти в 1917 году безбожников, когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников. 11 июля 1922 года ОГПУ произвело на квартире Новоселова обыск, предполагая заключить его в тюрьму по обвинению в антисоветской деятельности. Михаила Александровича тогда не было дома, розыск его не привел ни к каким результатам, и 26 февраля 1923 года дело было закрыто. Михаил Александрович, узнав об обыске, перешел на нелегальное положение, живя то в деревне, то у своих друзей в Москве и в Петрограде, готовясь к тому дню и часу, когда ему придется исповедать Христа перед лицом гонителей. В это время он приступил к писанию богословской работы, которая условно была им названа «Письма к друзьям»; в каждом письме он старался ответить на те актуальные вопросы, которые ставила тогда действительность перед церковным обществом.
После опубликования в июле 1927 года декларации митрополита Сергия (Страгородского) среди церковных людей начались смущения и смятения; стало известно, что некоторые архиереи отошли от митрополита Сергия, в частности, митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), епископ Гдовский Димитрий (Любимов), к ним присоединились митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский) и архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). С последним был хорошо знаком Михаил Александрович. Вскоре и он присоединился к этому церковному движению и, как пользовавшийся безупречной нравственной репутацией, стал одним из авторитетных его участников. В этот период он принял активное участие в обсуждении церковных вопросов среди духовенства и церковной интеллигенции.
Бывая в Москве, Михаил Александрович ходил молиться в Воздвиженский храм на Воздвиженке. 22 марта 1929 года неподалеку от храма он и был арестован, заключен сначала в тюрьму ОГПУ, а затем в Бутырскую.
17 мая 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Михаила Александровича к трем годам заключения «в местах, подведомственных ОГПУ»24, то есть в закрытых тюрьмах со строгим режимом содержания. 23 мая он был доставлен в Суздальский политизолятор, а 25 июня - отправлен в Ярославский политизолятор ОГПУ. С этого времени для исповедника наступили суровые будни пребывания в узах со всеми их ограничениями и в полной зависимости от произвола надзирателей и тюремной администрации. В этих условиях любой недуг мог оказаться смертельным.
7 августа 1930 года Михаила Александровича привлекли в качестве обвиняемого к новому делу и для проведения допросов этапировали в тюрьму ОГПУ в Москве. Следствие длилось около года.
В сентябре 1931 года Михаил Александрович был отправлен в Ярославский изолятор. Условия, в которые он был помещен, были настолько тяжелы, что он стал ходатайствовать, что бы его перевели в одиночку, но ходатайство это было отклонено, и 25 сентября он написал новое заявление, прося, чтобы его поместили, хотя бы на время, в соседнюю камеру, тем более что сидевший в ней заключенный не был против. Это ходатайство было удовлетворено. С середины тридцатых годов положение заключенных в тюрьмах резко ухудшилось, и сама ярославская тюрьма стала называться тюрьмой НКВД особого назначения, что повлекло и ужесточение условий содержания в ней: теперь тюрьма становилась не способом изоляции, а средством умерщвления заключенного в ней человека.
23 марта 1937 года у Михаила Александровича заканчивался срок заключения, но его решили не отпускать на свободу до смерти, и уже 7 февраля без какого бы то ни было дополнительного рассмотрения дела Особое Совещание при НКВД приговорило его к трем годам тюремного заключения. 25 февраля об этом решении было сообщено Михаилу Александровичу. Для придачи этому приговору видимости законности НКВД направил ходатайство об утверждения приговора во ВЦИК, и 3 марта приговор был утвержден. Для отбытия нового срока заключения Михаила Александровича из ярославской тюрьмы перевели в вологодскую, куда он прибыл 29 июня 1937 года. В это время условия заключения еще более ужесточились, заключенным были даны номера, и исповедник Михаил стал значиться под № 227.
17 января тройка НКВД приговорила Михаила Александровича к расстрелу. Михаил Александрович Новоселов был расстрелян 20 января 1938 года в вологодской тюрьме и погребен в общей безвестной могиле.
Семья
- Дед - Григорий Алексеевич Новоселов ( -после ) был протоиереем погоста Заборовье Вышневолоцкого уезда .
- Отец - Александр Григорьевич Новоселов ( -) окончил Санкт-Петербургский университет , был директором тульской, а затем 4-й московской классической гимназии. Действительный статский советник . В 1882 году был признан с семьей в потомственном дворянстве и внесен в родословную книгу Тверской губернии .
- Мать - Капитолина Михайловна, урождённая Зашигранская, дочь священника села Бабье Вышневолоцкого уезда Михаила Васильевича Зашигранского.
«Толстовец»
Окончил 4-ю Московскую гимназию с золотой медалью (1882 год) и историко-филологический факультет Московского университета (1886 год). В молодости был увлечён идеями Л. Н. Толстого , был активным толстовцем, находился в переписке с Толстым. В конце 1887 года был арестован за издание брошюры Толстого «Николай Палкин», но после заступничества Толстого в феврале 1888 года освобождён под гласный надзор полиции с запрещением проживать в столицах. Получив наследство после смерти отца, в 1888 году основал в селе Дугино Тверской губернии «толстовскую» земледельческую общину, которая просуществовала два года из-за того, что её участникам-интеллигентам было трудно и непривычно заниматься физической работой.
суть связи этого кружка - личная и нравственная; высшее его качество - не выявляться, не спорить; печататься как можно меньше. Но взамен этого - чаще видеться, общаться; жить некоторою общею жизнью, или - почти общею. Без всяких условий и уговоров они называют почти старейшего между ними, Мих. Ал. Новосёлова, «авва Михаил». И хотя некоторые из них неизмеримо превосходят почтенного и милого М. А. Новосёлова учёностью и вообще «умными качествами», но, тем не менее, чтут его, «яко отца», за ясный, добрый характер, за чистоту души и намерений и не только выслушивают его, но и почти слушаются его.
Резко негативно относился к деятельности Григория Распутина , выпустил в своём издательстве брошюру «Григорий Распутин и мистическое распутство» (М., ), которая была запрещена и конфискована в типографии. Газета «Голос Москвы» была оштрафована за публикацию выдержек из неё. В 1912 году был избран почётным членом Московской духовной академии за свою деятельность в области духовного просвещения и христианской апологетики. Являлся членом Училищного совета при Святейшем Синоде. Автор работ в защиту имяславия - учения об имени Божием, сторонники которого были изгнаны с Афона и подвергались другим преследованиям. Преподавал классическую филологию в Московском университете.
В 1918 году входил в состав отдела о духовно-учебных заведениях Поместного собора Русской православной церкви 1917-1918 годов . В 1918 году был членом Временного Совета объединенных приходов города Москвы . Предоставил свою квартиру для занятий созданных весной 1918 года по благословению Патриарха Тихона Богословских курсов, преподавал на этих курсах.
Труды
- Забытый путь опытного богопознания (в связи с вопросом о характере православной миссии). Вышний Волочёк, 1901; 2-е издание: Вышний Волочёк, 1903, 3-е издание: М., 1912.
- Психологическое оправдание христианства (Противоречия в природе человека по свидетельству древнего и нового мира и разрешение их в христианстве). М., 1912.
- Беседы о жизни. М., 1913.
- Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения. М., 1912.
- Григорий Распутин и мистическое распутство. М., 1912.
- За кого почитал Льва Толстого Владимир Соловьёв? М., 1913.
Ссылки
- Сост. Е. С. Полищук. Мученик Михаил (Новоселов) // Игумен Дамаскин (Орловский) . Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Январь-май. - Тверь: Булат, 2002. Стр. 41-51. Тираж: 5000 экз.
- Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. - Тверь: «Булат», 2005. Стр. 69-95. Тираж 8 000 экз.
- Михаил Александрович Новоселов и его «Письма к друзьям»
- Биография М. А. Новосёлова в проекте krugosvet.ru
- Биография М. А. Новосёлова в проекте hrono.ru
- Биография М. А. Новосёлова на сайте rustrana.ru
- Материалы о М. Новосёлове в «Библиотеке Якова Кротова»
- Подушков Д. Л. «Помолитесь обо мне…» (Об удомельском периоде жизни Новоселова Н. М., ученика Толстого Л. Н.) . Краеведческий альманах «Удомельская старина», № 21, февраль 2001.
- Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. - Тверь: СФК-офис 2009. - 416 с.
- Матисон А.В. Духовенство Тверской епархии XVIII - начала XX веков: Родословные росписи. - СПб.: Издательство ВИРД. - 2003. - Вып. 2. - С. 61-74. - ISBN 5-94030-037-5
Михаил Александрович Новосёлов (1 июля (13 июля) 1864, село Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии 17 января 1938, Вологда) российский богослов, духовный писатель. Причислен к лику святых Русской православной церкви в … Википедия
Новосёлов русская фамилия Мужчины Новосёлов, Александр Ефремович (1884 1918) русский писатель, эсер. Алексий (Новосёлов) (1813 1880) Новосёлов, Андрей Александрович (род. 1989) российский фигурист. Новосёлов, Виктор Семёнович… … Википедия
Михаил Александрович (1864 1938), православный мыслитель. Жил в Москве, в 1902 17 издавал серию книг Религиозно философская библиотека, вокруг Новосёлова сложился Кружок ищущих христианского просвещения. В 1921 принял монашеский постриг с… … Русская история
Новосёлов М. А. - НОВОСЁЛОВ Михаил Александрович (18641938), правосл. мыслитель. Жил в Москве, в 190217 издавал серию кн. Религ. филос. б ка, вокруг Н. сложился Кружок ищущих христ. просвещения. В 1921 принял монашеский постриг с именем Марк, с 1923… … Биографический словарь
- (1 июля (13 июля) 1864, село Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии 17 января 1938, Вологда) российский богослов, духовный писатель. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году. Содержание 1 Семья… … Википедия
Михаил Александрович Новосёлов (1 июля (13 июля) 1864, село Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии 17 января 1938, Вологда) российский богослов, духовный писатель. Причислен к лику святых Русской православной церкви в … Википедия
Михаил Александрович Новосёлов (1 июля (13 июля) 1864, село Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии 17 января 1938, Вологда) российский богослов, духовный писатель. Причислен к лику святых Русской православной церкви в … Википедия