Армянские церкви и монастыри. Древний армянский монастырь в крыму - сурб-хач
Так уж распорядилась госпожа История, что средневековый Крым стал для армянских поселенцев второй родиной. Начиная с Х–ХI вв., спасаясь от турок-сельджуков, армяне появляются на полуострове. Деятельность армянских колоний оставила глубокий след в истории и культурном развитии Крыма. Свидетельством тому являются средневековые архитектурные памятники в Феодосии, Судаке, Старом Крыму, большая часть которых, к сожалению, ныне находится на грани полного разрушения.
Несколько интересных армянских памятников словно жемчужины нанизаны на нитку феодосийского шоссе. К ним легко подъехать на автомобиле.
Первым на нашем пути будет храм Спасителя
в селе Богатом. Остатки большого красивого храма находятся за селом, на пригорке среди старых каштановых деревьев. Храм относят к XIV в. Первоначально он носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, отдохнуть среди красивой природы долины Кучук-Карасу. Несмотря на значительные разрушения, все ещё сохранилось много интересных архитектурных деталей. По ним можно судить о его былой красоте и величии. Стены и свод украшены искуссной резьбой по камню. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый («двускатный»), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, «встречающихся» в верхней точке.
Из темных низких помещений, расположенных позади апсиды, ступеньки в толще стены ведут еще в одну камеру под крышей. Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод на нервюрах).
N 45° 1.268"
E 34° 45.60"
Следующая остановка в селе Тополевка. Здесь, на вершине холма стоит довольно хорошо сохранившаяся армянская церквушка. Как гласит надпись, высеченная над входом, церковь во имя св. Параскевы
сооружена в 1702 г. Архитектура церкви весьма лаконична. В Армении часты землетрясения, эта природная особенность диктовала особенности архитектурные: мало выступающих частей, перепадов по высоте, окон; абсида откровенно приставлена к основному объему; в местах сопряжений применялись осадочные швы. От внутреннего убранства церкви почти ничего не осталось, сохранилось лишь небольшие фрагменты резьбы по камню. Из старых описаний мы можем узнать, что над входом в церковь имелось изображение Божией Матери с Божественным Младенцем, внутри, справа от алтаря – также икона Богоматери и крестообразная каменная купель, а слева – икона архангела Гавриила. После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 г. храм был заброшен. В XIX в. территория на которой находится церковь принадлежала Троице-Параскевиевскому Топловскому монастырю. Монахини заботились о храме, в 1907 г. силами монастыря он был отреставрирован.
N 45° 0.337"
E 34° 53.109"
Среди сохранившихся на Таврическом полуострове более двух десятков армянских средневековых памятников особо выделяется монастырь Сурб Хач («Святой Крест»). Ансамбль монастыря Сурб Хач – одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму, но и во всей Украине. По одной из легенд монастырь был основан в том месте, где люди увидели в небе видение в виде креста и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой...
"Сурб Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных... И вид и положение твое дивны..." - с такими стихотворными обращениями, полными гипербол и восточной цветистости, приходили сюда тахасцы - армянские поэты прошлого. И как они были правы, безвестные поэты! Их прекрасные струны удивительно и точно передают магическую музыку каменных стен, выложенных людьми, одаренными Богом красотой, трудолюбием и умом. Конечно, жадность и жестокость были и в то время, но все пороки скрыла, поглотила земля, а чудо оставила потомкам. Лесная чаща окружила монастырскую гостиницу, подпорные стены, трапезную, террасы и фонтаны. Внутри выложенный булыжниками двор, посредине - колодец с чистой и свежей родниковой водой. Монастырский сад из многовековых орехов, обвитых лианами ломоноса и колючей лозой ежевики. Изумительны фонтаны из проконесского мрамора.
Священной реликвией монастыря являлся хачкар (Крест-камень), именуемый Сурб Хач и, собственно, давший свое название всему монастырю. В XVIII в. переселенные из Крыма армяне увезли хачкар с собой и установили его в окрестностях основанного ими же города Нор Нахиджеван (ныне часть Ростова-на-Дону), в монастыре Сурб Хач, построенного в память крымского монастыря. Эта древняя реликвия хранится там и поныне.
В течение многих столетий монастырь был центром духовного притяжения армян, святыней, местом паломничества. В монастырской тиши работали иконописцы, переписчики книг, художники-миниатюристы, составлялись исторические хроники, писали поэты, преподавали и творили армянские ученые.
И хотя постройки монастыря страдали от различных бедствий - землетрясений, разорения в конце XV в. турками-османами, набегов кладоискателей после ликвидации монастыря в 30-е годы XX века, переоборудования под пионерлагерь, склад - тем не менее восстановительными работами были сохранены основные строения комплекса в их почти первозданном облике.
Уникальные артефакты - архитектурные детали, предметы быта - выставлены в монастырских двориках, получилась своеобразная лапидарная, т.е. каменная выставка.
Дошедшим до нас древнейшим сооружением монастыря является храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Согласно строительной надписи, высеченной на барабане купола, храм был основан в 1358 г. иноком Ованнесом, его родными братьями и соратниками. Ованнес Себастаци (уроженец г.Себастия или Севаст) с 40-х по 80-е годы XIV столетия был духовным предводителем армян Крыма. Доминиканец Дортелли д"Асколи, побывавшей в Сурб Хаче в 30-х годах XVII в., был удивлен красотой храма и посчитал его строением, достойным самого Рима.
N 45° 0.067"
E 35° 3.739"
От монастыря Сурб Хач лесная дорога ведет в урочище Лесная Глушь к развалинам монастыря, именуемого в русских источниках Георгиевским, а в армянских - Сурб Стефанос . На полноприводном авто можно подъехать непосредственно к развалинам; пешком путь займет не более часа.
В 1970-х годах экспедицией археологов монастырь был заново открыт, точнее открыты его руины под сплошным завалом камня и грунта, на заросшей лесом поляне. Еще один из первых исследователей Крыма Петр Кеппен видел его уже, вероятно, в таком состоянии. Он упоминал развалины армянского монастыря в четырех верстах от Сурб Хача и считал, что он древнее, чем Сурб Хач. Археологи обнаружили трехапсидный храм размером превосходящим сурбхачский храм, остатки разновременных служебных и жилых помещений монастыря, колодец. При раскопках найдено также множество каменных архитектурных деталей, в том числе хачкары с армянскими надписями.
Предполагают, что разрушение Сурб Стефаноса от землетрясений и оползней послужило основанием для строительства Сурб Хача.
N 44° 59.067"
E 35° 4.109"
Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и , он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.
Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?
Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить .
Монастырь на карте Крыма
История становления обители
В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).
Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.
Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.
Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.
Чем интересен Армянский монастырь для туристов?
Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.
Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале).
У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.
Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа . При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.
На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.
Как добраться до Сурб-Хач?
Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».
Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.
На машине доехать до монастыря из Судака можно так:
Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:
Туристу на заметку
- Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
- Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
- Телефон: +7-36555-5-13-50.
Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.
Армения - первая страна в мире, принявшая христианство в качестве государственной религии
Произошло это еще в 301-ом году, и хотя все эти века армян пытались обратить в зороастризм, ислам, армяне остались христианами и построили тысячи храмов, многие из которых дошли до наших дней
на верхней фотографии церковь Св.Саркиса в Ереване, хоть он и не главный храм Еревана, но пожалуй самый красивый)
это главный собор Гюмри, он был практически полностью разрушен во время землетрясения 1988-го, однако его уже практически восстановили)
неподалеку от Гюмри, рядом с городом Артик находится Аричский монастырь 5-7-ых веков
в самом Артике находится маленькая церковь Св.Стефана 6-го века
восточнее Ширака(области, в которой расположены Гюмри и Артик) находится область Лори
монастырь Санаин 10-го века около города Алаверди
Ахпат, 986-го года
комплексы Санаин и Ахпат включены в список Всемирного Наследия ЮНЭСКО
церковь Одзун, построена в 8-ом веке на основании церкви 4-го века
рядом с каждой церковью(а вообще и не только рядом с церквями, а повсеместно) встречаются хачкары - каменные кресты
западнее Лори Тавушская область, отличающаяся большим количеством лесов, горных рек, каньонов)
здесь стоит выделить монастырь Гош 13-го века
к сожалению реставраторы "постарались" и поставили пластиковые купола, надеюсь в ближайшие несколько лет их заменят на каменные
а чуть южнее Айраванк
западнее Севана находится область Котайк
в ней тоже много интересных мест
монастырь Гегард 15-го века, тоже занесен в ЮНЭСКО, он полностью высечен в скале
рядом с городом Егвард находятся руины церкви Зоравар 7-го века
в самом Егварде церковь Св.Богородицы
западнее Котайка пролегает область Арагацотн, наполовину равнинная, наполовину гористая
церковь Св.Месропа Маштоца(автора армянского алфавита), в которой находится могила самого Маштоца
монастрь Тегер 13-го века, находится у подножия горы Арагац
Сагмосаванк
храм 12-го века в селе Египатруш
церковь Св.Петра и Павла 5-го века
обратите внимание на то что верхняя часть темная, а нижняя - светлая, вызвано это тем, что в советское время построили Апаранское водохранилище и во время сезона паводков церковь уходит под воду
южнее Арагацотна располагается Армавирская область, а в ней город Эчмиадзин)
главная церковь Армянской Апостольской Церкви - церковь Св.Майр Атор
недавно на территории комплекса построили новую церковь, где проводят обряд крещения
также в Эчмиадзине стоит выделить храм Рипсиме 7-го века
но в городе есть еще много храмов)
южнее Армавира находится Араратская область
монастырь Хор Вирап
раньше на территории крепости находилась тюрьма, и в ней 13 лет царь Трдат держал в заточении Григория Просветителя
царь внезапно заболел и вылечить его смог лишь Григорий, обратив его в христианство, после чего царь обратил в христианство всю Армению
в горах Араратской области находится монастырь Св.Карапета
юго-западнее Арарата находится область Вайоц Дзор, полупустынная, каньонистая
в ней самый красивый на мой взгляд армянский храм - Нораванк
в горах труднодоступный монастырь Спитакавор(Белый монастырь в переводе с армянского)
монастырь Амарас 4-го века, в нем Месроп Маштоц дописывал армянский алфавит
монастырь Гандзасар
в моем журнале про все монастыри и не только вы можете найти более развернутую информацию)
а на этом все=)
Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших христианских церквей. Первые христиане появились в Армении еще в первом веке, когда двое учеников Христа – Фадей и Варфоломей пришли в Армению и начали проповедовать христианство. А в 301 году Армения приняла христианство в качестве государственной религии став первым в мире христианским государством.
Главную роль в этом сыграл святой Григорий Просветитель, ставший первым главой Армянской Церкви (302-326), и царь Великой Армении Трдат, который до этого был жесточайшим гонителем христиан, но тяжелая болезнь и чудесное исцеление молитвами, проведшего до этого 13 лет в темнице Григория, полностью изменили его отношение.
Несмотря на постоянные войны и гонения от персов, арабов, монголо-татарского ига и наконец османо-турецкого нашествия армяне ни разу не поменяли свою веру, оставаясь преданными своей религии.
За 1700 лет христианства в Армении были построены множество храмов. Часть из них были разрушены в результате гонений, часть пострадали от землятресений, но большинство уникальных и древних храмов дошли до наших дней.
1. Татевский монастырь.
Думаем, многие согласятся с нами, что это не только самый красивый монастырь, но и храмовый комплекс лидирующий по своей энергетике и ауре. Рассказывать о Татеве можно очень долго, но лучше один раз приехать и почувствовать его волшебную силу.
2. Ахпатский монастырь.
Также как и в Татев, в Ахпат хочется приезжать снова и снова. И как сказал один из знаменитых армянских поэтов-песенников, невозможно по настоящему любить Армению, если ты не видел рассвета над Ахпатским монастырем.
3. Монастыркий комплекс Нораванк. Окруженный красными скалами Нораванк безумно красив в любую погоду.
4. Монастырь Гегард. Уникальное архитектурное строение, часть которого вырублена в скале. Является одним из самых популярных мест среди туристов.
5. Монастырь Агарцин. Одно из самых таинственных мест Армении, утопающий в зелени горных лесов монастырский комплекс Агарцин. Находится недалеко от всеми любимого Дилижана.
6. Монастырь Макараванк. Также как и Агарцин окружен густым лесом Тавушской области.
7. Монастырь Одзун. Отреставрированный недавно Одзунский монастырь, является одним из древнейших монастырей Лорийской области.
8. Кафедральный собор Эчмиадзин. Построенный в 303 году собор, является религиозным центром всех армян.
9. Монастырь Хор Вирап.
Находящийся у подножия горы Арарат, Хор Вирап стоит особняком среди всех храмов, т.к. именно отсюда началась христианская эпоха Армении. Монастырь построен на месте темницы, где долгие годы провел в заточении первый Католкос Армян — Григорий Просветитель.
10. Монастырь Ахтала. Еще одно уникальное архитектурное строение Лорийской области.
11. Храм Святой Гаяне.
Находится
в нескольких сотнях метрах от Кафедрального собора в Эчмиадзине. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры.
12. Храм Святой Рипсиме.
Еще один храм с уникальной архитектурой находящийся в Эчмиадзине.
13. Монастырь Ваанаванк.
Находится недалеко от города Капан.
Окруженный потрясающей природой сюникских гор, монастырский комплекс является усыпальницей сюникских царей и князей.
14. Монастырский комплекс Севанаванк.
Находится на полуострове озера Севан.
15. Монастырь Сагмосаванк.
Находится недалеко от города Аштарак, на краю ущелья реки Касах.
16. Монастырь Ованаванк.
Находится недалеко от Сагмосаванка.
17. Монастырский комплекс Кечарис.
Находится в горнолыжном курорте, городе Цахказор.
18. Монастырь Хневанк.
Находящийся недалеко от города Степанаван, храм является еще одним красивейшим храмом Лорийсой области.
19. Монастырь Гошаванк.
Основанный Мхитарем Гошем монастырский комплекс находится в одноименном селе недалеко от Дилижана.
20. Монастырь Гндеванк.
Окружен красивыми скалами, находится в области Вайоц Дзор, недалеко от курортного города Джермук.
21. Монастырь Мармашен.
Окруженный яблоневым садом на берегу реки Ахурян недалеко от города Гюмри, монастырский комплекс особенно красив в мае, во время цветения деревьев.
22. Монастырь Воротнаванк.
Находится недалеко от города Сисисан.
22. Монастырь Аричаванк.
Находится в Ширакской области недалеко от города Артик.
23. Монастырь Тегер.
Расположен на юго-восточном склоне горы Арагац.
24. Монастырь Санаин.
Наряду с Ахпатским монастырем, Гегардом, церквями Эчмиадзина (Кафедральный собор, храмы Святой Рипсиме и Гаяне), а также храмом Звартноц входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится недалеко от города Алаверди.
25. Татеви Мец Анапат (Большая Татевская пустынь).
Монастырь находится в Воротанском ущелье. Являлся частью Татевского университета. С Татевским монастырем был соединен подземным ходом, который был разрушен во время землятресения.
26. Храм Айриванк.
На другом берегу озера Севан расположился этот небольшой храм.
27. Храм Цахац Кар.
Находится недалеко от деревни Ехегис, области Вайоц дзор.
28. Церковь Святого Оганеса
в селе Ардви недалеко от города Алаверди
29. Церковь Ваграмашен и крепость Амберд.
Расположен на высоте 2300 м на склоне горы Арагац.
30. Руины храма Звартноц.
В переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Находится по пути из Еревана в Эчмиадзин. Разрушен во время землятресения в Х веке, был обнаружен в начале ХХ века. Входит в список всемирного наследия Юнеско.
31. Храм Гарни
. Ну и, конечно, не можем обойти один из самых популярных храмов — единственный сохранившийся на территории Армении храм дохристианской эпохи — языческий храм Гарни.
Конечно, здесь представлены далеко не все храмы Армении, но мы постарались отметить самые значимые из них. Ждем Вас среди наших гостей и мы покажем Вам самую яркую и красивую Армению.
Заглянуть внутрь армянских храмов можете в статье —
Присоединиться к .
фото: , Андраник Кешишян, Мгер Ишханян, Артур Манучарян
Памятники армянского храмового зодчества, к которым относится монастырь Сурб Хач отличает особая композиция и уникальный стиль. Сооружений древних периодов осталось не так много, тем ценнее и интереснее станет посещение этой обители. Она ведет свою историю с 14 века, и в ней отразились яркие черты традиционной армянской архитектуры.
История постройки
В 12-13 веке мощное древнее государство Армения приходит в упадок из-за постоянных нападений иноземцев, и это приводит к большой миграции населения и распространению армянской культуры на другие территории. Большая группа армян переселилась в Крым, где в то время правила которая одной из своих миссий считала распространение католицизма. Армянские христианские переселенцы в знак тихого сопротивления уходили вглубь Крыма, и вследствие этого происходит значительный рост новых православных монастырей. Мужской монастырь Сурб Хач в Крыму был заложен в 1358 году. Он служил прибежищем и духовным центром для армян, покинувших свою Родину. Обитель является самым крупным памятником армянской культуры в Крыму. В 15 веке, когда турецкие захватчики разоряли земли полуострова, монастырь уцелел, потому что даже у недругов не поднялась рука разрушать такое место силы. В 17-18 веках обитель несколько раз перестраивается и растет. Постепенно Сурб Хач становится крупным центром паломничества Черноморского побережья. В 1778 году происходит большое переселение армян из крымских земель на Нижний Дон по велению императрицы Екатерины Второй. И братство монастыря собирает свои пожитки и тоже перебирается со своим народом на Дон, где открывает обитель с таким же именем. В самом конце 18 века крымский монастырь возобновляет свою работу, и хотя он уже не был епархией, но сохранил свое духовное и практическое значение для армян, которые остались в Крыму. Перед революцией Сурб Хач владел 4 тысячами десятин земли. Но после переворота в 1925 году монастырь, как религиозное учреждение, был ликвидирован. В советское время здесь размещались разные учреждения: от пионерского лагеря до больницы для туберкулезников. В годы Второй мировой войны фашисты, которые разрушали все на своем пути, не решились уничтожить такое намоленное место. В конце 80-х годов Сурб Хач начинают реставрировать, в 1994 году здесь возобновляются богослужения. Сегодня монастырь открыт для посещений и молитвы, здесь продолжаются служения, но монастырское братство здесь больше не живет.
Архитектурный комплекс
Армянский монастырь Сурб Хач сегодня состоит из нескольких зданий: церковь, трапезная, дом для проживания братии, а также сад с фонтанами. Комплекс обители находится в очень красивом месте - крымском лесу на склоне горы Грыця. Старинные стены обладают удивительной энергетикой и силой. Здесь очень тихо, здания потрясают не красотой, а именно величественностью и духовной мощью. На стенах комплекса можно увидеть множество резьбы, росписей, изящных украшений. Гармоничность и легкость брутальным каменным стенам придают резные лестницы и воздушные переходы. Сегодня обитель пребывает в запустении, и это только добавляет постройкам шарма. Стены, поросшие мхом, опоры, увитые диким виноградом, горные источники - все это настраивает на умиротворенный лад. Комплекс производит неизгладимое впечатление своей гармоничностью и духом старины.
Церковь Святого Знамения
Сурб Хач строился вокруг Сурб-Ншан, церкви св. Знамения. Местная легенда рассказывает, что однажды люди увидели в небе над склоном горы святой крест, он указывал на место, в котором забил чистейший родник. В честь такого знамения и была построена первая церковь из дерева, позже на ее месте возник каменный храм. Стихотворная надпись, высеченная на камне вокруг купольного «барабана», рассказывает, что храм был построен в 1358 году. Архитектура собора является продолжение средневековых армянских традиций, она узнаваема по пирамидальному шатру из камня, установленному на высоком граненом «барабане». Храм сложен из крупных серых камней, крыша покрыта красной черепицей. Лаконичная и мощная постройка является органичной частью каменной ограды, которая когда-то выполняла оборонительные функции. На стенах собора сохранились средневековые росписи. На них можно увидеть изображение Святой Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, со святыми вокруг. Также на одном из фрагментов сохранился церкви - ягненок с крестом.
К основному зданию примыкает прямоугольный притвор (гавит), в который вели прежде два входа. Стены притвора украшены резьбой в виде крестов. Тема данного христианского символа здесь прослеживается повсюду. Ведь и сам монастырь, и гора, на которой он стоит, названы в честь Святого Креста. Над притвором возвышается колокольня, в которую из гавита ведет каменная лестница, украшенная резьбой. Притвор и колокольная датируются началом 15 века.
Трапезная
С другой стороны монастырского двора, напротив церкви св. Знамения, находится монастырская трапезная. Когда-то монастырь Сурб Хач был пристанищем для сотен людей, и поэтому ему была нужна большая комната для кормления братии и паломников. Сейчас трапезная представляет собой двухэтажное здание с большим подвальным помещением. Но второй этаж был надстроен только в 19 веке, в нем размещались комнаты для странников и паломников. Само пространство трапезной состоит из двух залов. Северный зал оборудован большим камином с аркой, здесь же разместилась печь. В южном находится лестница в подвал, а также вход в привратницкую. Рядом с трапезной можно увидеть фонтан, северная стена здания соединена с каменной оградой монастыря.
Жилые корпуса
В былые времена монастырь Сурб Хач был очень посещаемым местом, и для размещения паломников и братии нужны были специальные помещения. К южной стене храма примыкают кельи монахов. Корпус был построен в конце 17 века и состоит из двух этажей. На первом находились 8 комнат разного назначения. Кельи второго этажа имели выход на общий открытый балкон. Интерьер братского корпуса весьма аскетичен, динамику помещения создают ряды арочных перекрытий. С юга к братскому корпусу примыкает одноэтажное здание монастырской гостиницы. Оно было разрушено в середине 20 века, а в 80-х годах восстановлено по сохранившимся чертежам.
Монастырский сад
Во времена своего рассвета монастырь Сурб Хач славился садами с многочисленными фонтанами. Сегодня от былого великолепия осталось немногое. Здесь можно увидеть остатки древних дорожек, почти незаметную планировку посадок и два фонтана из камня. Фонтаны - прямоугольные сооружения с каменным фасадом, украшенным резьбой. Для обеспечения сооружений водой в монастыре работал керамический водопровод, по которому подавалась вода из источников. От трапезной к фонтанам когда-то вела 5-маршевая лестница, сегодня из них сохранились фрагменты лестницы и четыре террасы из камня.
Древний монастырь Сурб Хач в Старом Крыму является уникальным и легендарным местом. Здесь находился старинный каменный крест - хачкар (камень-крест). Он является главной реликвией обители, но при переселении братия увезла этот нелегкий священный предмет с собой в новый монастырь на Дон. Поэтому в Крыму сегодня можно увидеть только его многочисленные изображения.
От обители можно добраться к месту с говорящим названием Лесная Глушь, где находятся развалины еще одного старинного монастыря - Сурб Стефанос 14 века.
Возле монастыря Сурб Хач протекает горный источник, который,согласно легендам, обладает чудодейственной силой. Вода в роднике кристально чистая, и ее спокойно можно пить.
Как добраться
Как найти монастырь Сурб Хач? Адрес обители условный: Старый Крым, Кировский район. Ехать нужно от городка Старый Крым по грунтовой дороге в юго-западном направлении. Несмотря на то что монастырь Сурб Хач, контакты которого найти невозможно, является памятником истории и архитектуры, музеем, здесь нет телефона и интернета. Поэтому остается надеяться на навигаторы и добрых людей, которые всегда укажут дорогу.
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт