Нод грамота подготовительная группа. Конспект по обучению грамоте.docx - Конспект НОД по обучению грамоте
Конспект
НОД по подготовки к обучению грамоте
подготовительная группа
Учитель логопед: Шарифуллина Т.В.
МБДОУ д.сад №1 «Улыбка»
г. Осташков Тверской области
Тема: «АБВГДейка»
Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.
Коррекционно-образовательные задачи:
Продолжать учить проводить звуковой анализ слова
Закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.
Закреплять умения заканчивать, дополнять предложение по смыслу с помощью опорных картинок.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать память и внимание.
Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.
Развивать умение использовать полученные знания в практической деятельности.
Оборудование: проектор, видео презентация (отрывок из телепередачи «АБВГДейка», слайды с картинками на выделение звука, картинки на определения количества слогов), магнитная доска, карточки со словами из пословицы, мяч.
Раздаточный материал: набор предметных картинок, карточки с изображением круга, фломастеры.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Учитель логопед : В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.
Дети встают в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
И играем и поем,
Дружно в группе мы живем. (установка на Н0Д)
Игра «Волшебные звуки»
Логопед: Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].
Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.
Логопед: Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.
Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?
Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)
С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между
верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)
С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)
Логопед : Ребята, нам пришло ВИДЕО ПИСЬМО. Хотите посмотреть? Рассаживаетесь поудобнее.(Дети садятся полукругом напротив интерактивной доски) Внимание на экран. (Сюрпритзный момент)
Видео. На экране отрывок из телепередачи «АБВГДейка». Герои получили задание учительнице, составить пословицу о дружбе из слов. Они затрудняются. Просят помощи у ребят.
Учитель-логопед : Ребята, поможем клоунам?
Мы с вами знаем, что прямой путь к успеху – ваши чуткие ушки, внимательные глазки и конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?
Дети: Да, конечно.
Логопед : Посмотрите, на доске спрятаны слова, (на карточках нарисованы восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания. Согласны?
1 задание «Загадки»
Логопед: Для начала отгадаем загадки:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук). (Какие звуки вы знаете?)
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
(А чем буква отличается от звука
?)
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).
5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).
Мы загадки отгадали, слово первое открываем.
2 задание « Найди звук »
На экране картинки: Робот, барабан, ракета, помидор
Логопед: Ребята, скажите, что изображено на экране (робот, барабан, ракета, помидор). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?
Ответы детей : Звук «Р»
Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.
Ответы детей.
На экране картинки:
Лампа, слон, кресло, пенал Логопед: Посмотрите, и скажите, что изображено на экране (лампа,слон, кресло, пенал). Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?
Ответы детей: Звук «Л».
Логопед: А теперь нам нужно определить его место в слове.
Логопед: -Правильно! Теперь предлагаю выделить эти звуки в других словах, если слышим звук «Л» - хлопаем, если звук «Р» - топаем.
Рама,лама,роза,лоза,вал,вар,торт,порт,болото,работа,укроп,клоп,лампа,рампа,стол,пол,карта,парта,лом,рой. (дети выполняют задание)
Умницы, и это задание мы выполнили, правильно выделили звуки «Л» и «Р» .
3 задание «Раздели слово на слога»
Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные картинки!
Назовите, что изображено на экране.
Дети называют (кукла, машина, мяч, пирамида)
Логопед: - Ребята, из чего состоят слова?
Ответы детей.
Как узнать, сколько слогов слове?
Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).
Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»
Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)
Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)
Сколько в слове «пирамида» слогов 4), сколько гласных звуков (тоже 4)
Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
Логопед: -Молодцы! Сейчас всех в круг я приглашаю вмести с вами поиграю.
Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз, два, три, четыре, пять! (руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (руки перед грудью, рывки руками в стороны).
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается).
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (ходьба на месте).
Для выполнения следующего предлагает детям сесть за столы.
4 задание «Закончи предложение»
Логопед: ребята скажите, а что такое предложение?
Ответы детей: Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой.
Логопед: Посмотрите у вас на столе разложены карточки с картинками (самолет, цветок, стол, воздушные шарики, рыба, носок). (работа с раздаточным материалом)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы с помощью картинки, которая подходит по смыслу закончите его.
В небе летит…..
В парке растут…..
В комнате стоит…..
У Маши воздушный….
Рыбаки поймали ……
Бабушка связала….
Дети поднимают свои картинки и повторяют предложение целиком.
Логопед: Хорошо, и с этим заданием мы справились. Повторите, что такое предложение (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). (индивидуальные ответы детей)
Замечательно, мы можем открыть четвертое слово.
5 задание «Преврати короткое слово в длинное»
Логопед: А для того, чтобы открыть следующее слово, я предлагаю встать в круг и поиграть. Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.
Задание понятно? Игра начинается: мяч-мячик, стол-столик, машина-машинка, кукла-куколка и т.д.
Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.
Логопед: Вы ребята очень сообразительные. Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово.
Открывают и читают пятое слово.
6 задание «Нарисуй букву»
Логопед: Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них изображен круг. Какую букву он вам напоминает? (О) Как вы думаете, в какие буквы можно превратить круг? Правильно, если мы пофантазируем дорисуем элементы, тогда получится другая буква. Сейчас я превращаю вас с волшебных художников! И вытогдаточно сможете обычный круг превратить в яркие, веселые, озорные букв. Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать….. (дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква). (звучит музыка, дети рисуют) Ребята, покажите, что у вас получилось. (дети показывают и называют получившиеся буквы)
Логопед: Прекрасно. У нас получились такие разные, яркие буквы. Мы можем открыть последнее слово, прочитать всю пословицу.
Предлагает открыть последнее шестое слово, прочитать пословицу.
« Дерево держится корнями, а человек друзьями.»
На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются.
Логопед : посмотрите, клоуны очень рады и благодарны, что вы им помогли. А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?
И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички!
Ребята,я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.
А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно не интересно - грустный.
Теперь приглашаю всех в круг
Собрались все вмести в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе
Образовательная область – речевое развитие
ТЕМА: «Путешествие в страну Звукляндию».
Продолжительность занятия 30 мин.
ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты
Задачи:
Образовательные : Совершенствовать умение:
В звуковом анализе слов, в образовании новых слов,
В составлении предложений из двух слов, называя 1-е и 2-е,
В графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме,
В подборе родственных слов,
По составлению слов по начальному слогу.
Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках
Развивающие : Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе
Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.
Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.
Образовательная среда:
Предметно- практическая среда: иллюстрация гнома и его дома, конверт с письмом, кукла, указка, карточки с буквами, словами схема предложения.
Ход занятия
1.Вводно-мотивационная часть:
Вступительное слово воспитателя:
Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск воды.
А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Будем четко говорить и писать старательно.
О чем говорится в стихотворении? ответы детей (о звуках)
Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? (ответы детей) Проводит нас туда гном Звуколюб.
Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)
Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках .
Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки?(гласные). А какие гласные вы знаете? (а.о.у.ы.и.э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными). Давайте вспомним как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные), какие бывают согласные? (твердые и мягкие) Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными). Давайте назовем несколько согласных звуков. Машенька попробуй! Ребенок называет твердый согласный звук «П» а теперь назови его мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».
2. Основная часть.
Звуколюбу понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звуколюб приготовил конверт. Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране Звукляндии.
А вот вы мне скажите что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).
№ 1 задание. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"
Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.
"МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.
"ЛИ": лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут
"КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.
Воспитатель: -С помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов)
№ 2 задание "Родственные слова"
Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:
Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)
Дом(домовой, придомовая, домашний, домработница)
Задание №3 Дидактическая игра "Образуем новое слово"
Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"
Гном и Дом
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … Дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой … Домище.
Был он стар, и был он сед,
И большой был...Домосед.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома... Домовой.
Всех встречал радушный гном,
Все любили этот … Дом.
Задание №4
Воспитатель: Ребята, как вы думаете в домике гнома Звуколюба живут книги?(ответы детей). Я также думаю, что у нашего гномика в домике живет не одна книга, Звуколюб очень любит читать книги. Давайте выполним следующее задание нашего гномика из конверта. Он просит провести звуковой анализ слова КНИГА.
Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (к,нь,и,г,а)
Книга- 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы),
кннига- 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку),
книига- 3-й звук – «И», гласный (ставит красную фишку),
книГа- 4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)
книга-5-й звук- «А», гласный (красная фишка),
книга- ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).
Какие гласные в слове книга? (и,а)
Какой ударный гласный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й твердый согласный? («Г»), а какой первый твердый согласный звук? («К»).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Под грибом шалашик-домик (руки сложить "крышей"над головой),
Там живет веселый гномик (руки на пояс. повороты влево- вправо),
Мы тихонько постучим ("дождик" по голове),
В колокольчик позвоним (прищелкивание пальцами).
Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь),
Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).
В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз),
На полу дубовый стол (имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху),
Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней),
На столе тарелка с вилкой.
И блины горой стоят(хлопки руками),
Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).
Задание № 5
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка сюда. Куклы- это знакомые Звуколюба.
Он придумал для нас очень интересное задание с куклами. Знакомьтесь это -Кукла НИНА. Давайте ее рассмотрим. Какая она?
Дети: Красивая, нарядная, большая, любимая, хорошая и т.д.
Воспитатель: А теперь Катя подойдет ко мне дает ей куклу и объясняет, что она будет словом «НИНА», а Маша – словом «НАРЯДНАЯ».
Воспитатель: Девочки встаньте рядом и по очереди обращается к детям и спрашивает, какие они обозначают слова (НИНА, НАРЯДНАЯ).
Воспитатель обращается к детям всей группы: Давайте скажем, что получится, если произнести эти слова друг за другом (Нина нарядная).
Воспитатель: Правильно. Получилось предложение Нина нарядная .
Воспитатель: А давайте поменяем местами слова. И посмотрим, что же у нас получится?. Дети- слова меняются местами, получается новое предложение Нарядная Нина. Дети назовем 1-е и 2-е слово.
Воспитатель: А ты теперь Оля будешь словом «МИЛАЯ», а Маша –слово «Нарядная» проходит на свое место. Дети говорят, какое предложение получилось (Милая Нина) и называют 1-е и 2-е слово.
В. А теперь поиграем: Игра- задание детям –словам. Выйдет слово Нина, слово Милая подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина милая. Выйдет слово Нарядная подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина нарядная и т.д. с использованием других детей-слов.
№ 6 задание. Игра "Четвертое лишнее"
Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:
Слон - стол - сумка - карандаш
книга - кошка - портфель - компас
обруч - тетрадь - ослик - облако.
На доску помещается изображения отгаданных слов.
Карандаш, портфель, тетрадь это все...(назвать обобщающим словом - школьные принадлежности)
№ 7 задание. "Составление предложений по схемам"
Выполнив предыдущее задание, Звуколюб убедился, что мы умеем находить слова. И теперь он спрятал их в схемах. Посмотрите на них внимательно и скажите, что могло быть здесь зашифровано.
(Вспоминают, что вертикальной чертой в схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).
Затем предлагается составить схему к предложенному предложению (1 ребенок работает у доски) : "Скоро наступит теплое лето".
3.Рефлексивный этап:
Звуколюбу очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Гномик желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.
Последующая работа:
- Рисование на тему: «Рисуем домики для жителей страны Звукляндии»
- Выставка рисунков
- Чтение художественной литературы
Конспект НОД
по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной группе
Составила воспитатель МДОУ д/с № 1
Бедрикова О.И.
Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова (гуси), различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове. Закреплять знания о словоразличительной роли звука. Упражнять в делении слов на слоги; в составлении предложений из 2 и более слов, членении предложений на слова; в придумывании слов с заданным звуком «с», «сь»; в определении места звука в слове. Продолжать работу в тетради: записывать схему звукового анализа слова; схему деления слов на слоги; схему предложения.
Индивидуальная работа : упражнять в различении гласных, твёрдых и мягких согласных звуков -
Демонстрационный материал : слайды (презентация), полоска - схема слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), предметные картинки (для физкультминутки),схемы для деления слов на слоги, указка.
Раздаточный материал : полоски - схемы для звукового анализа слова, фишки (красные, синие, зелёные, чёрные), экраны, тетради, простые и цветные карандаши.
Ход:
Какой сегодня день недели (вторник). Правильно и первое занятие сегодня у нас подготовка к обучению грамоте.
Ребята, давайте вспомним из чего состоят слоги и слова? (из звуков).
На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).
А все согласные звуки как можно подразделить? (на твёрдые и мягкие).
Скажите, а все ли согласные звуки имеют пару? (Нет).
Какие звуки всегда твёрдые и не имеют мягкой пары? (Ш,Ж,Ц). Какие всегда мягкие и не имеют твёрдой пары? (Ч,Щ,Й).
Как мы определяем гласный это звук или согласный? (произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, его мы можем громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть, а произнося согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы - эти звуки мы произносим отрывисто).
Игра «Кто внимательный» .
Воспитатель предлагает ещё раз вспомнить, какие бывают звуки (гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), каким цветом мы их выделяем (гласные - красным, согласные твёрдые - синим, согласные мягкие - зелёным).
Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета (работа с экранами).
Звуковой анализ слова гуси (слайд 1) - у доски работает один ребёнок, остальные за столами самостоятельно.
Сколько всего звуков в слове гуси? (четыре).
Какой первый звук? (Г). Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? (согласный твёрдый, отмечем синей фишкой).
Второй звук? («У»). Какой он? (гласный, его можно протянуть, пропеть, отмечаем красной фишкой).
Третий звук в слове гуси? (звук «сь» - он согласный мягкий, обозначаем зелёной фишкой).
И последний, четвёртый звук в слове? (Последний звук в слове гуси, звук «и» - он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красной фишкой).
Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему (в слове гуси два гласных звука, значит и два слога). - Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Назовите первый слог (гу), второй слог (си).
Послушайте, я произнесу слово гуууси, а теперь гусиии. Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй? Напомню, что ударным называют тот слог, который произносится протяжнее, который «заметнее» в слове, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Так какой же слог ударный (первый).
В ударном слоге протяжнее произносится именно гласный звук (читаем слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т.е. задерживаем указку под второй клеточкой). Гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называют ударным. Слог ударный - и гласный в этом слове ударный.
Так какой же слог ударный в слове гуси? (гу).
А какой гласный ударный? («у»).
Ударный гласный звук мы будем обозначать чёрной фишкой, которую нужно ставить над красной фишкой - звуком «у». Воспитатель подчёркивает, что ударный звук в слове может быть только один, все остальные гласные называют безударными.
Какой безударный звук в слове гуси? («и»).
Попробуем поставить чёрную фишку над этим звуком, прочитаем слово (гусиии).
Правильно получилось, мы говорим так? Нет, не правильно (переставляем фишку обратно на место, над звуком «у»).
А теперь давай зарисуем схему слова гуси в тетрадь и поставим ударение.
Физкультминутка. Дети встают в круг, воспитатель показывает картинки с изображением разных предметов и даёт задание разделить слова, обозначающие предметы на слоги: пропрыгивая их, прохлопывая, выбрасывая пальцы, приседая и т.д. Например, воспитатель показывает картинку «апельсин», просит пропрыгать слово А - ПЕЛЬ - СИН (подпрыгнуть 3 раза) и т. п.
А теперь, ребята, мы продолжим учиться делить слова на слоги на схемах. Делить слова сегодня будем двумя способами: первый - на отрезке (слайд 2), второй - проставляя нужное количество слогов в кругах (сколько слогов, столько крестиков мы и поставим).
(Слайд 3). Первое слово разбираем вместе на доске, остальные самостоятельно в тетради. Затем проверяем все вместе правильность ответов.
Придумайте предложение со словом гуси. Давайте разберём одно из предложений.
Сколько всего слов в предложении?
Какое слово первое?
Какое второе?
Какое третье?
Давайте зарисуем схему этого предложения в тетради. Как мы будем его зарисовывать?
Как отметим первое слово? (первое слово с большой буквы).
А что ставится в конце предложения? (ставится точка).(Слайд 4).
Игра «Магазин». (Слайд 5).
Мы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названиях которых есть звук «с». Что мы купим? (соль, сахар, сыр, сок, сметана, капуста, свекла, масло, колбаса).
А теперь нам нужны продукты, в названиях которых есть звук «сь» (слайд 6) - (сосиски, апельсины, кисель, селёдка, семечки, караси).
Может кто - то ещё хочет добавить продукты и придумает сам, что он хотел бы купить.
Игра «Где живёт звук?» (слайд 6), (в тетради заранее нарисованы несколько пустых схем - домиков).
Воспитатель произносит слова и просит определить, где находится заданный звук (в начале, в середине или конце слова), дети, определив место звука, «заселяют» его в домике в нужное окошко (сначала на доске, затем работа в тетради). Например, звук «Л» в слове лук стоит в начале слова, значит, закрасим первое окно и т.д.
Итог занятия.
Литература: Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте», под редакцией Н.В.Дуровой, издательство «Школьная Пресса» 2001.
Цель: закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.
- Закрепить выделять звук [л] среди других звуков, в составе слогов, слов
- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.
- Совершенствовать умение детей четко произносить звуки.
- Развивать фонематический слух, восприятия, внимания и памяти
- Воспитывать умение слушать ответы товарища,
- Развитие общей и мелкой моторики.
Организационный момент, приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро доверчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, ребята!
Воспитатель (к детям): Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.
Ребята, нам пришло приглашение отправиться в путешествие в необычный город. В город Буквоград.
Восп: «Ребята, а как же мы попадем в Буквоград? На каком транспорте можно добраться из одного города в другой? (Ответы детей.)
Мы ведь отправляемся в сказочный город и транспорт нужен нам сказочный. (Варианты детей.) Предлагаю вам поехать на буквомобиле (буквопоезде).
Я сейчас раздаю Вам билеты с буквами. На посадочных местах такие же изображения букв. Задание: найдите билет с такой буквой, которая является начальной в вашем имени и занять посадочные места в соответствии с указанными буквами. Путешествие на буквомобиле осуществляется под музыку (буквопоезде).
Мы хотим отправиться в волшебную страну, поэтому и поезд у нас тоже непростой, а волшебный.
Ребята, чтобы поезд смог тронуться мы должны ответить на вопросы:
1Какие бывают звуки?
2) Чем гласные звуки отличаются от согласных.
3) Какими бывают согласные звуки?
4) Какие звуки всегда бывают только твёрдыми? (ж, ш, ц).
5) Какие звуки всегда бывают только мягкими? (й, ч, щ).
6) Чем отличаются буквы от звуков?
7) Сколько всего гласных букв?
Воспитатель: Вот мы и попали в Букоград, в этом городе есть улицы, вот улица “Певцов”
Дети отвечают: Здесь живут гласные звуки и буквы (а, о, у, э, и, я, е).
Воспитатель: Вот улица “Громкая” (к детям): “Какие звуки и буквы здесь живут?”
Дети: Здесь живут твердые согласные (б, в, д, г, ж, т).
Воспитатель: Вот улица “Тихая” (к детям): “Какие звуки и буквы здесь живут?”
Дети: Здесь живут мягкие согласные (б", в", д", г", ж", т").
Следующая улица «Веселая».
Игра «Назови брата» Поочередно бросаю мяч и называю твердый или мягкий звук, а ребенок, бросая мяч воспитателю, называет его пару. (б, п, в, г, к, р, л, н, п, с, т, д,
Игра «Поймай звук» нужно хлопнуть в ладоши, если услышите звук [Л]
а, у, л, и, к, л, ла, мо, пу, ло, лы, окно, луна, топор, стол, пенал…
Следующая улица «Путешествий» . А вот и наш поезд. Картинки в которых есть [Л] тоже хотят прокатиться на нашем поезде. Мы должны рассадить их по вагонам. У нас город же необычный и поезд тоже необычный у нас. Если, [Л] находится в начале слова, то картинку мы сажаем в первый вагон, если в середине – во второй вагон, в конце слова – в третий вагон. Договорились?
Молодцы, ребята, все картинки правильно рассадили по вагонам и мы можем двигаться дальше.
А сейчас встали из-за столов и прошли на ковер. Встали в круг. Поиграем игру «Скажи наоборот». Грустный - веселый, легкий - веселый, добрый - злой, сытый - голодный, жарко - холодно, темный - светлый, тонкий - толстый, шершавый - гладкий, говорить - молчать, гласный - согласный, черный - белый.
Следующая улица « Спортивная». Жители города Буквограда предлагают нам сделать физминутку и немного отдохнуть.
А теперь присаживаемся за столы. Ребята скажите мне пожалуйста, [Л] обозначает какую букву. Правильно букву Эл. И у нее сегодня день рождение, давайте приготовим ей подарок. Мы будем делать вот такую открытку с её изображением. Ребята, скажите мне пожалуйста, а почему буква эл именно синего цвета? Правильно, потому что согласная. Выполнили задание и прикрепили к доске. Молодцы ребята, имениннице обязательно понравятся ваши подарки.
Ребята, мы побывали на всех улицах сказочного города Буквограда.
Пришло время возвращаться в наш детский сад.
Закрываем глаза и отправляемся домой.
Открываем. Вот мы и в родном детском саду.
Понравилось вам путешествие в сказочный город? Что понравилось больше всего?
На этом наше занятие закончено. Всем спасибо!
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №4
г.Нелидово Тверской обл.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте
в подготовительной группе
Путешествие цветика семицветика
Разработала и провела:
воспитатель
1 квалификационной категории
Сухарева Н.Ю.
Задачи:
Образовательные:
Учить дифференцировать звуки (гласные, согласные)
Учить детей проводить звуковой анализ слов, подбирать схему к данному слову
Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове
Совершенствовать навык составления предложений по схеме
Развивать речь детей
Учить отвечать на вопрос полным предложением
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память
Развивать мелкую моторику рук (подготовка руки к письму)
Воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя
Воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.
Оборудование:
презентация; предметные картинки, схемы слов, игра «Немые звуки», игра «Сколько слогов?»; мяч; магнитная доска; упражнения для подготовки руки к письму.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, давайте поздороваемся с гостями.
(Дети здороваются)
А теперь подойдите ко мне и встаньте в круг
(Дети становятся в круг)
Собрались все дети в круг:
Ты мой друг. И я твой друг,
Крепче за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Слайд1.
Воспитатель:
Дети, а вы хотели бы вы побывать в сказке?
Дети:
Да
Воспитатель:
А отправимся мы с вами в сказку, где победила дружба, а называется эта сказка «Цветик-семицветик»
Давайте вспомним, о чем эта сказка?
Дети:
Эта сказка о дружбе, о доброте, о том, как девочка помогла больному мальчику, который не умел ходить.
Воспитатель:
Закройте глаза (начинает звучать музыка), глубоко вдохните носиками, подуйте ветерком, а теперь откройте глазки, посмотрите мы в сказке.
Слайд 2.
Воспитатель:
- Посмотрите на экран, ребята! Вот и наш волшебный цветик-семицветик. У него непростые лепестки, на каждом есть задание. Когда вы выполните задание, произойдет чудо. Готовы выполнять задания цветика - семицветика?
Дети:
Да
Воспитатель:
Ну, тогда начнём нашу игру. Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
(Отрывается первый лепесток)
Слайд 3.
Воспитатель:
Оранжевый лепесток предлагает нам игру «Немые звуки»
(Детям предлагается угадать звуки по их изображению)
Воспитатель:
Какие они?
Дети:
Гласные
Воспитатель:
Дети:
Красным
Воспитатель:
Какие звуки вы еще знаете?
Дети:
Согласные
Воспитатель:
Какие они бывают?
Дети:
Твердые и мягкие
Воспитатель:
Каким цветом мы их обозначаем?
Дети:
Мягкие согласные звуки мы обозначаем зеленым цветом, а тердые-синим
Слайд 4.
Молодцы! Вы справились с первым заданием. Посмотрите, сколько лепестков осталось у цветика-семицветика?
Дети: 6 лепестков
Слайд 5.
Воспитатель:
Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
А теперь следующий лепесток предлагает вам отгадать загадки:
- Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
Дети: Лиса
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Дети: Собака
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается.
Дети: Кошка
На овчарку он похож.
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Дети: Волк
Воспитатель:
Молодцы! Вы отгадали все загадки, а теперь подберите звуковую схему слова к каждой отгадке.
(на мольберте дети под каждой отгадкой ставят соответствующую схему)
Слайд 6.
Воспитатель:
Сколько лепестков осталось у цветика - семицветика?
Дети: 5
Воспитатель:
Скажем: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 7.
Следующий лепесток - предлагает нам игру «Разложи по корзинкам».
(детям предлагается взять картинку с изображением предмета и определить, сколько слогов в названии данного предмета, положить эту картинку в корзинку:
1 кружок-1слог; 2 кружка-2слога и т.д.)
Слайд 8.
Воспитатель:
- Вы выполнили и это задание. Молодцы!
Сколько лепестков осталось у цветка?
Дети: 4
Воспитатель:
Слайд 9. (схемы предложений)
Как вы думаете, какое задание предлагает нам выполнить лепесток?
Дети:
Составить предложение по схеме
Дети составляют предложения:
Мальчик читает книгу.
Коля играет с Васей
Оля играет в песочнице.
Машина едет на пожар.
Слайд 10.
Воспитатель:
Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?
Дети: 3
Воспитатель:
Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 11.
Следующий лепесток предлагает нам игру «Мяч бросай на вопрос отвечай».
Становитесь в круг и будьте очень внимательны!
Собаку укусила пчела. Кто кусался?
Дети: Пчела
Петю ударил Ваня. Кто драчун?
Дети: Ваня
Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди?
Дети: мальчик
Света старше Кати. Кто младше?
Дети: Катя
На вокзале сына встречала мама? Кто приехал?
Дети: сын
Заяц убегал от волка. Кто бежал последним?
Дети: волк
Слайд 12.
Воспитатель:
Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка
Дети: 2
Воспитатель:
Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 13.
Следующий лепесток предлагает более сложное задание:
Прочитайте слово, которое здесь написано:
М А
Ш И
Дети читают:
МАШИНА
Слайд 14.
Воспитатель:
Вы выполнили и это задание. Молодцы! Сколько лепестков осталось у цветка?
Дети: 1
Воспитатель:
Скажем вместе: «Лети-лети, лепесток»
Слайд 15.
Последний лепесток предлагает машины.
Какие вы видите машины?
Дети:
Грузовые, легковые
Воспитатель:
(каждому ребенку предлагается листок с заданием)
Сейчас вы сядете за столы и заштрихуете грузовую машину вертикальными линиями, а легковую - горизонтальными.
(дети выполняют задания за столами)
Слайд16.
Воспитатель:
Посмотрите на наш цветок. Сколько же лепестков у него осталось
Дети:
Ни одного
Воспитатель:
Это значит, что мы выполнили все задания.
А скажите, какое задание вам понравилось больше всего?
Дети:
Все понравилось
Отгадывать загадки
Рисовать машины
Слайд 17.
Воспитатель:
А теперь посмотрите что, появилось вместо цветка.
Дети:
Появился подарок.
Сюрпризный момент:
(коробка с конфетами)
каждому ребенку конфетка с буквой.
Воспитатель:
А теперь пора возвращаться в детский сад.
Дети встают в кружок, берутся за руки, закрывают глаза.
Раз, два, три, четыре, пять, в детском садике опять.
Список литературы:
Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. -Волгоград: Учитель, 2004
Волкова В.В. Занимательное азбуковедение. - Москва: Просвещение, 1991
Гризик Т. И. Речевое развитие детей 6-8 лет. - Москва; Просвещение, 2016
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия Развития, 1998
Катаев В. Цветик - семицветик. Москва: Детская литература, 2016
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт