Николай де сталь картины. Сталь николакартины и биография
После революции 1917 года семья Шталь фон Гольштейнов вынуждена была бежать из России в Польшу. Однако, вскоре после эмиграции юного Николая и двух его сестер постигло несчастье: в 1921 году скончался отец, а в следующем году не стало матери.
К счастью, осиротевших детей усыновила семья католиков из Бельгии, проживающая в Брюсселе, которая и дали Николаю новое имя - Николя де Сталь (Nicolas de Staël) на французский манер.
Подросток рос в достаточно культурной многоязычной семье, учился в католических колледжах, Академии изобразительных искусств Сен-Жиль, в 1932 году поступил в Бельгийскую Королевскую Академию наук и искусств, где открыл для себя великие творения Рембрандта Ван Рейна, Яна Вермеера Делфтского, Франса Хальса, Геркулеса Сегерса. К тому же молодой человек обладал широким кругозором, много путешествовал, жил во Франции, Марокко, Алжире, Испании, Италии.
В 1936 году в Брюсселе состоялась и первая выставка работ Николя де Сталя, на которой он представил произведения, близкие к традициям византийской иконописи.
В 1939 году, ради французского гражданства художник записался добровольцем в ряды Иностранного легиона, расквартированного в Тунисе. Однако уже через два года демобилизовался и переехал в Ниццу.
В 1941 году молодой художник познакомился с Хансом Арпом, а также с Соней и Робером Делоне, под влиянием которых обратился к абстрактному искусству. Надо отметить, что еще до этой встречи, Николя де Сталь испытал сильное влияние творчества Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо и Хаима Сутина.
В 1943 году де Сталь познакомился с Жоржем Браком, и под влиянием своего друга художника Андрея Ланского, полностью «ушел» в чистую абстракцию. А в 1944 году получил широкую известность, выставившись вместе с одним из родоначальников беспредметного искусства - Василием Кандинским в парижской галерее Жанны Бюше.
К началу 50-х живопись Николя де Сталя обрела еще большую популярность: его работы стали узнавать в США и Великобритании, он получал массу предложений от известных американских галеристов, иллюстрировал книги стихов Рене Шара (1951), Пьера Лекюира (1954). Однако американский образ жизни и Новый Свет в целом совершенно его не вдохновили.
В 1953 году живописец переживал тяжелый нервный кризис и скрывался от активной светской жизни на юге Франции.
Поздно вечером 16 марта 1955 года Николя де Сталь выбросился из окна собственной мастерской в Антибе.
Погибшего художника обнаружила жительница городка мадам Жанна Ру, проходившая по узенькой улице Ревели, ведущей к приморскому бульвару. Прибывшая полиция уверенно установила причину смерти: самоубийство. «Это был акт отчаяния», - записано в полицейском протоколе.
Теперь на фасаде небольшого здания, на втором этаже которого творил де Сталь, написано по–русски: «Художник Никола де Сталь. 1914–1955. Жил и умер в этом доме». А ведь во Франции не часто увидишь надписи на иностранных языках…
На момент смерти художнику исполнился всего 41 год. За 15 лет своего творческого пути он успел написать более тысячи работ, многие из которых считаются подлинными шедеврами беспредметного искусства. В 2011 году «Лежащая обнаженная» Николя де Сталя — одна из его последних картин, написанная в 1954 году, была продана на парижском аукционе более чем за 7 миллионов евро.
НИКОЛЯ ДЕ СТАЛЬ: ДЕТАЛИ И ФАКТЫ
Свой – чужой…
Сейчас о Николае де Стале в России знают гораздо больше, чем еще несколько лет назад. В 2003 году в Санкт-Петербурге прошла большая выставка работ художника, в связи с чем в прессе появились публикации о нем и прошел документальный фильм о его творчестве. И все-таки для большей части российской публики он остается чужим. Вот Шагал и Кандинский воспринимаются как «свои», а Де Сталь так и не стал восприниматься как соотечественник, хотя он никогда не отрекался от своего происхождения, несмотря на тяжелые воспоминания детства.
Художник, романтик
Де Сталь решил стать художником после поездки в Голландию в 1933 году. Без особого труда поступил в брюссельскую Королевскую академию изящных искусств. Потом много путешествовал по Франции и Испании, которую в 1935 году вдоль и поперек проехал на велосипеде. В какой-то момент добрался и до Северной Африки…
Война, Ницца
Ради французского гражданства вступил в Иностранный легион в 1939 году. После капитуляции и демобилизации в 1940-м обосновался в Ницце, на территорию Виши, не оккупированную Германией. Во время оккупации Ницца была особой зоной, которую война как будто не касалась. Туда съезжался весь цвет европейского авангарда, не пожелавший, либо не успевший, эмигрировать в Америку.
В Ницце де Сталь познакомился с Арпом, Маньелли, Ле Корбюзье, Делонэ, Кляйном.
Де Сталь остался во Франции до конца войны. В 1943 году перебрался в оккупированный фашистами Париж. Там талантливого художника заметила владелица известной галереи Жанна Буше. В январе 1944 она полуподпольно провела выставку современной живописи, и полотна де Сталя оказались рядом с работами Кандинского и Пикассо. Неудивительно, что публика запомнила имя де Сталя. А критики подметили главное: молодой художник самобытен, никому не подражает.
Вскоре после войны умирает жена де Сталя Жанин.
Неприятие Америки, успех в Европе
После войны слава Де Сталя растет, он совершает поездку в США, однако Новый Свет вызывает у него резкое неприятие. Художник предпочитает Голландию и Средиземноморье. В Париже его дела идут все лучше. Де Сталь становится одной из виднейших фигур послевоенного французского авангарда.
Беспредметное творчество
Большинство художников проходило характерный путь от модернистской деформации к чистой беспредметности, без которой искусство середины прошлого века уже и не могло считаться современным. Однако у Де Сталя бесформенные пятна в какой-то момент (где-то в 1951 году), стали складываться в самые что ни на есть очевидные пейзажи и натюрморты, полные таинственной привлекательности: синеющую дымку парижской ночи, оглушающую яркость Средиземноморья, динамику футбольного матча в свете прожекторов, рвущий звук джаза…
«Его рисунок нервный, напряженный, напоминающий натянутую и вибрирующую скрипичную струну», - напишет потом его дочь Анна.
Причины самоубийства счастливого человека
Де Сталь был молод, красив, гениален, успешен и любим. Его уважали талантливейшие художники эпохи. Его популярность росла с каждым днем. Он всегда был предметом вожделения красивых женщин. И все же, в самом расцвете сил, успеха и счастья, он покончил с собой, выбросившись из окна собственной мастерской в прекрасном Антибе!
Это самоубийство повергло в недоумение не толькообщественность, но и близкое окружение де Сталя.
По одной из версий, причиной гибели художника стала его последняя любовь к замужней даме, матери двоих детей - Жанне Матье. Николя навещал эту женщину в соседнем Грасе, просил позировать, познакомил с женой и детьми, но для потомков она так и осталась таинственной незнакомкой. Семья Де Сталей не пожелала ничего рассказывать о ней.
Известно только, что за день до самоубийства де Сталь звонил Жанне, хотел встретиться, но она отказала. В порыве гнева художника собрал все ее письма, адресованные ему, и отослал мужу с припиской: «Ваша взяла».
Впрочем, неизвестно, только ли несчастная любовь стала причиной гибели художника. Незадолго до смерти де Сталь откровенно признавался: «Со мной происходит что–то новое, оно пришпоривает мою непреодолимую тягу крушить все вокруг как раз тогда, когда кажется, что все наладилось…»
Отдельные современники считали, что такой трагический конец был вполне в духе Де Сталя, человека невероятно эмоционального, склонного к импульсивным поступкам.
Достаточно вспомнить, как он сжег все свои ранние работы 1930-х годов.
Или тот факт, что едва пережив смерь любимой жены Жанин, художник, буквально, два месяца спустя сделал предложение молоденькой Франсуазе и женился на ней.
За неделю до самоубийства в мастерскую на набережной Антиба пришел приятель де Сталя Джон Ричардсон. Он отметил, что выглядел художник еще более возбужденным, чем обычно: его терзало чувство вины перед семьей.
Накануне рокового дня художник забрал в книжной лавке 7–й том собрания сочинений Чехова и проконсультировался у юриста, как будут обеспечены его дети, если с ним вдруг что–нибудь случится…
В 10 часов вечера Николя де Сталь выбросился из окна свой мастерской…
Николя де Сталь (5.01.1914 - 16.03.1955) - художник, родившийся в России и разработавший своеобразный абстрактный стиль, в рамках которого он обращался к кубистическим принципам образования форм.
Де Сталь родился в Санкт-Петербурге, в семье аристократов из Прибалтики. Маленьким мальчиком он был пажем при дворе императора Николая II. После революции семья де Сталь уехала (1919) из России в Польшу, затем в Германию и оттуда в Бельгию.
1921: Круглый сирота. В 1920 умер отец Николя, через год - мать. Семилетний мальчик и две его сестры нашли приют у друзей покойных родителей в Брюсселе, которые определили ребенка в школу иезуитов. В 1932 де Сталь начал посещать архитектурные курсы при академии "Сен-Жилле", а через год записался в Школу изящных искусств в Брюсселе. На жизнь он зарабатывал созданием настенных декораций. Во время поездки в Марокко он познакомился с художницей Жаннин Гиллу, вместе с которой в 1938 перебрался в Париж.
1943: Покровительство Брака . После начала второй мировой войны де Сталь записался добровольцем во французский Иностранный Легион и был направлен с ним в Тунис. После девяти месяцев службы он был комиссован и уехал в Ниццу, где продолжил жить с Жаннин. Там же он познакомился с группой художников, среди которых были Ганс Арп, Соня Делони и Ле Корбюзье. В начале 40-х он писал преимущественно портреты своей подруги, а также натюрморты, напоминавшие работы Поля Сезанна. При этом де Сталь считал собственный стиль ограничивающим его возможности и упорно искал свободные формы самовыражения.
В1943 он уехал в Париж, где познакомился с Жоржем Браком. Французский живописец, являвшийся (вместе с Пабло Пикассо) основоположником кубизма, был впечатлен работами де Сталя и оказал ему покровительство. В следующем году состоялась первая персональная выставка работ художника, свидетельствующая о смене его художественного стиля. Хотя многие картины имели под собой реалистическую основу, она не мешала художнику экспериментировать с игрой форм и линий.
Середина 40-х. В начале 1946 Жаннин Гиллу умерла после операции. Три месяца спустя де Сталь женился на своей родственнице Франсуазе Шапутан. После женитьбы он подал заявление на получение французского гражданства, которое ему предоставили через два года. Послевоенные работы де Сталя характеризуются энергичным столкновением цветов и носят такие названия, как "Тяжелая жизнь" (1946), "Гнев" (1947), "На холоде" (1947), "Марафон" (1948). Примерно с 1949 его картины становятся более спокойными, композиции более статичными. Нанося пастообразные краски на холст, де Сталь создавал четко очерченные геометрические цветовые поля на темном или осветленном фоне. Иногда он разделял свои композиции на несколько вертикальных участков и наносил на них с помощью шпателя абстрактные символы. Виртуозное обращение де Сталя с цветом позволило некоторым критикам говорить о нем: "У него светится даже черный цвет". Такие его картины, как "Крыши" и "Падающие листья" (обе 1951), не содержащие в себе (несмотря на названия) никаких предметных элементов, тем не менее вызывают у зрителя ассоциации с природой и ландшафтами.
Начало 50-х: Сближение с фигуративной живописью. Международный успех пришел к де Сталю в 1951 после персональных выставок в Нью-Йорке и Лондоне, где он ослепил публику светом Парижа. В английской столице он изучал работы импрессионистов Уильяма Тэрнера и Джеймса Уистлера. В том же году появилась серия "Крыши Парижа", композиции из широких прямоугольных плоскостей, окрашенных в различные тона серого цвета. В том же 1951 де Сталь создал свои первые гравюры на дереве (это были иллюстрации к книге поэта Рене Шара).
После посещения одного футбольного матча де Сталь создал ряд небольших картин, в которых снова обратился к фигуративной живописи (например, "Футболисты в Принценпарке", 1951-1952). Осенью 1953 он поселился в Авиньоне, а через год перебрался в Антиб. В картинах, созданных на юге Франции, господствует интенсивная цветовая гармония ("Марсель", 1953/54).
В середине 1954 де Сталь перестал использовать в своей работе шпатель и пользовался только кистью. Впоследствии появились картины, характеризующиеся исключительно тонким нанесением цветов и ретушированием,- примером может служить "Заход солнца" (1954), созданная по мотивам картины Тэрнера "Чайки".
Довольно часто де Сталь, постоянно находившийся в поисках оптимального способа художественного выражения, сетовал на случайности, определявшие появление его картин: "Результаты моих мучительных поисков всегда выглядят случайностями, не имеющими прямого отношения к моим усилиям проявлениями виртуозности, и это повергает меня в самое жуткое,уныние". Отказавшись от занятий живописью, де Сталь добровольно ушел из жизни в возрасте сорока одного года - это случилось в 1955 в Антибе.
КАК ЧЕЛОВЕК
Николас де Ленфен-смертный друг Лестата де Дионкура,родившийся в 1759 году в провинции Овернь в семье богатого торговца тканями.Отец Никола был человеком скупым,недалеким,грубым однако чрезвычайно честолюбивым.Отец,решивший,что его единственный сын и наследник должен получить дворянское образование,отправил 17-ти летнего Никола в Париж изучать право.Однако он не оправдал отцовских надежд.В столице Николас увлекся театром и вместо того, чтобы корпеть над учебниками, не пропускал ни одного представления в «Опера» и «Комеди Франсез». А потом на одном концерте он услышал игру знаменитого итальянского скрипача-виртуоза и буквально заболел музыкой. В тот момент Никола был потрясен, наблюдая, как этот ничем не примечательный и внешне такой обычный человек создает из ничего звуки скрипки, повергающие в экстаз. Мелодия, что лилась из-под его смычка, казалась живым существом! В те мгновения Ники был ошеломлен, заворожен, пленен! Ему безудержно захотелось проникнуть в это чудо, постигнуть таинство, посредством которого из простого куска дерева извлекается столь бесчисленное множество гармонических созвучий. Николас де Ленфен начал брать уроки игры на скрипке у самых знаменитых музыкантов. Увы, деликатность и острая нужда в деньгах помешала его учителям честно и откровенно объявить де Ленфену, что он безнадежен. Время Никола было упущено: слишком поздно начал он постигать азы музыкального мастерства... Он еще мог стать хорошим скрипачом, но выдающимся – никогда. Впрочем, тогда он этого не понимал и продолжал занятия музыкой, окончательно забросив свою юриспруденцию. В конце концов произошло то, чего и следовало ожидать: Николас де Ленфен был изгнан из университета, ему мне пришлось вернуться в родное захолустье, к отцу, кипящему от ярости из-за впустую потраченных на его обучение денег. Гнев его усугублялся еще и тем, что его сын не бросил своих занятий музыкой. Однажды, вконец рассвирепев, он вырвал у Никола из рук скрипку и вдребезги разбил ее о стену. Но Никола оказался упрямее него. Он тут же купил себе новый инструмент, пожертвовав для этой цели роскошными золотыми часами и прочими своими драгоценностями. Отца едва удар не хватил, когда он узнал о такой бессмысленной, по его мнению, трате денег. Он грозился переломать Николасу руки, чтобы раз и навсегда положить конец «дурацкому пиликанью на этой чертовой деревяшке», но скрипку больше не трогал. Как-никак, инструмент стоил денег, а отец привык рачительно относиться к любому товару.
ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ С ЛЕСТАТОМ
И вот теперь они встретились, уже будучи взрослыми молодыми людьми. Николас де Ленфен был озлоблен на весь свет, Лестату тоже несладко жилось в его мрачном родовом замке, и очень скоро они стали лучшими друзьями. Никола и Лестатат вместе шлялись по кабакам, пьянствовали и вели долгие задушевные разговоры. Лестат де Лионкур оказался весьма тщеславным, самоуверенным, беспокойным и нетерпеливым созданием. Его чрезвычайно живой и пытливый ум занимал множество самых разнообразных тем, рассуждал о природе искусства, о вере, о добре и зле, о смысле человеческой жизни. Жизнь в глуши сильно угнетала его. Он жаждал известности и грезил о карьере театрального актера. Для той среды, в которой он вырос, взгляды его отличались редкостным свободомыслием. Однако при этом он был до смешного наивен в своем непоколебимом стремлении к добродетели. Однажды Ники, слегка раздраженный восторженностью Лестата, попытался своими язвительно-скептическими рассуждениями поколебать его идеалы. Но, увидев его растерянность, смятение и слезы, тут же раскаялся. Никола почувствовал, себя так, словно ударил ребенка. Ведь его привлекала в Лесттате именно эта ничем не замутненная душевная невинность, которой Николас де Ленфен сам, увы, давно лишился. А потом все случилось словно бы само собой. Они лежали на охапке сена в конюшне его отца, по очереди передавая друг другу бутыль с дешевым кислым вином. Ники и Лестат быстро захмелели – может, оттого, что сами этого хотели... Наступил ихний «золотой момент» – так они называли ту фазу опьянения, когда все вокруг приобретает иное значение, чувства обостряются, а мысли начинают нетерпеливо теснить и подталкивать друг дружку. Тогда-то у них и возник план побега из ихней глухой провинциальной дыры, прочь от родственников, которые не понимали их и которым они были не нужны.
В ПАРИЖЕ
По прибытию в Париж Ники обрел возможность полностью посвятить себя музыке. Но его душу отравляло сознание того, что настоящим музыкантом ему уже никогда не стать. Всю жизнь Николасу суждено было оставаться лишь жалким дилетантом. Фигляром, способным лишь на то, чтобы играть в театральном оркестрике, на потеху грубой толпе, ничего не смыслящей в высоком искусстве. И он возненавидел свою скрипку. В отличие от Лестата, Николас де Ленфен отнюдь не собирался посвящать себя служению на благо человечества. Другие люди его совершенно не интересовали, и ему было глубоко наплевать на тех, кто приходил на их представления в театр Рено. Лестат замечал скверное расположение духа Никола, но не мог понять его причины. В силу своей неискушенности в тонкостях музыкальной игры, он искренне считал его прекрасным скрипачом. Никола же становился все более раздражительным, все больше пил и все чаще срывал на Лестате свое скверное настроение. Впрочем, несмотря на это, они продолжали горячо любить друг друга. И вот однажды Лестат пропал. Он исчез самым невероятным образом, посреди ночи, когда мы с ним спали в нашей бедной мансарде. Сквозь сон Николя смутно слышал голос своего друга, но его сковало какое-то странное оцепенение, мешавшее проснуться окончательно. А наутро его уже не было. Ники решил тогда, что Лестат его бросил. Возможно, удрал с каким-нибудь одним из своих богатых поклонников, которые так восторженно глазели на него в театре. А когда неизвестно откуда стали приходить все эти дорогие подарки, подозрения Никола переросли в уверенность. О, как же он н ненавидел Лестата! Он злился не столько даже из-за его ухода, сколько из-за того, что он сделал это тайком от Николя, тем самым предав их любовь и дружбу. Лишь позже Ники узнал, что был несправедлив... Лестат не предавал его. Спустя некоторое время он вернулся. Хотя лучше бы им больше никогда не видеться! Николас сразу понял, что с Лестатом что-то не так.Николас де Ленфен узнал что Лестат стал вампиром.
КАК ВАМПИР
После вышеупомянутых событий,Лестат обратил Николаса де Ленфена в себе подобное существо,Итак,Никола стал таким же, как он. Для вампира в Ники было слишком много человеческих слабостей. Увы, и в этом мне не удалось достичь совершенства...Вскоре Николас впал в депрессию и был похищен парижскими вампирами во главе с Арманом. Позже Лестат освободил его.После этих событий Никола примкнул Театру Вампиров(ранее парижские вампиры во главе с Арманом).
СМЕРТЬ:
"Завтра меня не станет. Решение мое неизменно. Пусть очистительный огонь подарит мне небытие, ибо лишь оно способно дать покой, которого я не обрел в смерти. Напротив: сейчас, умерев, я испытываю куда более жестокие мучения, чем при жизни." - именно так комментировал свою смерть Никола де Ленфен.
Николя де Сталь
. Как бы сейчас сказали – продвинутый, креативный востребованный художник ХХ века, супер-пупер французский абстракционист, которого желала видеть в своих творческих кругах сама Америка, убивает себя на сорок первом году жизни!
Современный мир не догоняет?
А я догоняю, либо пытаюсь догнать.
У вас есть примеры из вашей личной жизни, когда, пусть и не близкие друзья, красивые, сложенные, популярные в своих кругах молодые, ухоженные люди, выбрасывались из окон или вешались?
А у меня есть. Так, до конца моих дней, для меня это и останется загадкой. Как и поступок Николая.
И, если я не являюсь живописцем, то зацепил меня Николя де Сталь
по-человечески, конкретно.
Никогда, до этого момента, я в своих статьях так не углублялся в биографию того или иного «художника», может за исключением
Артюра Рембо . Но биография и жизнь Николая, меня поразила не меньше. На слуху такие имена, как:
Кандинский
,
Шагал
,
Малевич
– а о нем, как-то, тишина. Не справедливо получается, не по-русски.
Так, для справки и на вопрос: «Да, кто он такой?»
В 2011 году, во Франции, на аукционе в Париже, одна из последних картин Николя де Сталя
«Лежащая обнаженная» (1954 год) была продана более чем за 7 миллионов евро. По сравнению с недавно ушедшей за 250 миллионов долларов с молотка картины Поля Сезанна из серии «Игроки в карты», это может и «копейки», но, как говорится - копейка рубль бережет и, то ли еще будет.))
Николя де Сталь . Так называют французского художника русского происхождения Николая Владимировича Шталь фон Гольштейна, сына барона Владимира Ивановича Шталь фон Гольштейна , генерала русской армии, помощника последнего коменданта Петропавловской крепости и Людмилы Бередниковой , родственницы композитора Александра Глазунова .
А так как, родился Николай в канун Первой мировой войны 1914 года, в результате которой прекратили свое существование четыре империи, включая и Российскую, и детство пришлось на революцию 1917 года, потом на побег семейства Гольштейнов в 1919 году из Петрограда в Польшу, то можно представить, каким было его детство! Но и это еще не все. Ко всем злоключениям добавляются еще два трагических. В 1921 году умирает отец, а через год и мать. Так, на чужбине, в глухой польской провинции Николай, с двумя сестренками, остается круглым сиротой.
Но им все-же повезло. Их приняла семья католиков из Бельгии, жившая в Брюсселе. Здесь его и стали называть на французский манер – Николя де Сталь и здесь он получил отличное классическое образование, с начала в католических колледжах, академии изобразительных искусств Сен-Жиль, а затем и в Королевской академии искусств в Брюсселе, открыв для себя Рембрандта , Вермеера , Хальса .
Николя много путешествует. Именно в Голландии в 1933 году он окончательно решает стать художником. Голландия его поразила богатыми культурными и художественными традициями. Странствует по Франции, Испании, Северной Африке. Всю Испанию, говорят, на велосипеде объездил.
В Марокко
знакомится с Жанниной Гийу
, ставшей его подругой. Будучи в Париже открывает для себя Матисса
, Сезанна
, Пикассо
. В 1936 году в Париже состоялась первая персональная выставка Николя де Сталя
. Он был горд и полон сил для принятия дерзких, в хорошем смысле этого слова, решений.
Приведу интересный факт, рассказывающий о том, на что могут пойти творческие люди для достижения своих, казалось бы, не очень важных для рядового гражданина, целей, если жизнь и без того успешна и обустроена. Но вы не знаете русских, тем более, если этот русский был сыном русского генерала. Хорошая наследственность. А родная кровинушка, ух как сильно может оказывать влияние на поступки и характеры людей. Гены, гены - крокодильчики всей нашей определенной заранее жизни?))
В 1939-м чтобы получить французское гражданство будущий гений авангарда Николя де Сталь
меняет уют мастерской на службу в
Иностранном легионе
в
Тунисе
. Правда прослужить получилось не долго, началась Вторая мировая война, но поучаствовал же?
Сколько у нас таких «участников» – только и успевай льготы начислять, да чествовать.)) Ну, это так, к слову о современности.
Де Сталь переезжает в Ниццу
. Ницца – особая зона. Сюда, по разным причинам: кто не успел, тот опоздал или не захотел эмигрировать в Америку - съезжается весь цвет европейского авангарда. На протяжении всей войны, Николя де Сталь
будет жить во Франции. В 1943 году перебирается в оккупированный немцами Париж. Навещает пионера абстракционизма престарелого Кандинского и даже выставляется с ним в популярной галерее
Жанны Бюше
и получает первую «серьезную» известность.
Под влиянием своего друга, графа, художника Андрея Ланского
полностью переходит на беспредметное творчество. Если раньше он совмещал абстракцию с предметными формами, например, в натюрмортах, то теперь увлекся живописью, расположенную на грани между полной абстракцией и фигуральностью. Примкнул к одному из вариантов французского абстрактного экспрессионизма – ташизму. Tache – очень крупный мазок, «пятно».
В феврале 1946-го умирает Жаннина. Депрессия? Но в декабре женится на другой. Импульсивность?
Потом появляется, со всей своей навязчивостью и врожденным чувством наживы, Америка, которая его приглашает к сотрудничеству. Он там «на коне»! Им восхищаются. Как же иначе?
Представляю заголовки таблоидов тех лет. Из оккупированной когда-то Франции, чуть ли не из центра боевых действий, живой, «по-голливудски» яркий, физически сложенный художник, да еще и абстракционист"! Пережив такие потрясения и рисовать абстракцию, а не реализм? Действительно, Русское чудо с французским именем!
Но не понравилась ему Америка. Насильно, ведь мил не будешь? Так говорят в России?
Вернувшись во Францию, много и интенсивно работает.
График, иллюстратор, мастер штриха.
Сжигает все свои ранние работы.
Остались загадки, остались и картины.
16 марта 1955 года Николя де Сталь
выбрасывается из окна своей мастерской на Антибе.
Он любил Средиземноморье.
Из окружения, никто так и не понял, что произошло. Списали на «русскую загадочную душу»?
Николя де Сталь
- еще один ярчайший пример того, какими могут быть и кем могут стать выходцы из России, если им не мешать и не накачивать их, например, идеологией люмпенов! Просто, не заставлять жить по чужим правилам!
Только вот кончина получается уж больно
по-русски
традиционная - самоубийство.