Никола де сталь произведения. Трагическая судьба Николя де Сталя: Почему успешный художник-эмигрант из России покончил с собой
Николя де Сталь (5.01.1914 - 16.03.1955) - художник, родившийся в России и разработавший своеобразный абстрактный стиль, в рамках которого он обращался к кубистическим принципам образования форм.
Де Сталь родился в Санкт-Петербурге, в семье аристократов из Прибалтики. Маленьким мальчиком он был пажем при дворе императора Николая II. После революции семья де Сталь уехала (1919) из России в Польшу, затем в Германию и оттуда в Бельгию.
1921: Круглый сирота. В 1920 умер отец Николя, через год - мать. Семилетний мальчик и две его сестры нашли приют у друзей покойных родителей в Брюсселе, которые определили ребенка в школу иезуитов. В 1932 де Сталь начал посещать архитектурные курсы при академии "Сен-Жилле", а через год записался в Школу изящных искусств в Брюсселе. На жизнь он зарабатывал созданием настенных декораций. Во время поездки в Марокко он познакомился с художницей Жаннин Гиллу, вместе с которой в 1938 перебрался в Париж.
1943: Покровительство Брака . После начала второй мировой войны де Сталь записался добровольцем во французский Иностранный Легион и был направлен с ним в Тунис. После девяти месяцев службы он был комиссован и уехал в Ниццу, где продолжил жить с Жаннин. Там же он познакомился с группой художников, среди которых были Ганс Арп, Соня Делони и Ле Корбюзье. В начале 40-х он писал преимущественно портреты своей подруги, а также натюрморты, напоминавшие работы Поля Сезанна. При этом де Сталь считал собственный стиль ограничивающим его возможности и упорно искал свободные формы самовыражения.
В1943 он уехал в Париж, где познакомился с Жоржем Браком. Французский живописец, являвшийся (вместе с Пабло Пикассо) основоположником кубизма, был впечатлен работами де Сталя и оказал ему покровительство. В следующем году состоялась первая персональная выставка работ художника, свидетельствующая о смене его художественного стиля. Хотя многие картины имели под собой реалистическую основу, она не мешала художнику экспериментировать с игрой форм и линий.
Середина 40-х. В начале 1946 Жаннин Гиллу умерла после операции. Три месяца спустя де Сталь женился на своей родственнице Франсуазе Шапутан. После женитьбы он подал заявление на получение французского гражданства, которое ему предоставили через два года. Послевоенные работы де Сталя характеризуются энергичным столкновением цветов и носят такие названия, как "Тяжелая жизнь" (1946), "Гнев" (1947), "На холоде" (1947), "Марафон" (1948). Примерно с 1949 его картины становятся более спокойными, композиции более статичными. Нанося пастообразные краски на холст, де Сталь создавал четко очерченные геометрические цветовые поля на темном или осветленном фоне. Иногда он разделял свои композиции на несколько вертикальных участков и наносил на них с помощью шпателя абстрактные символы. Виртуозное обращение де Сталя с цветом позволило некоторым критикам говорить о нем: "У него светится даже черный цвет". Такие его картины, как "Крыши" и "Падающие листья" (обе 1951), не содержащие в себе (несмотря на названия) никаких предметных элементов, тем не менее вызывают у зрителя ассоциации с природой и ландшафтами.
Начало 50-х: Сближение с фигуративной живописью. Международный успех пришел к де Сталю в 1951 после персональных выставок в Нью-Йорке и Лондоне, где он ослепил публику светом Парижа. В английской столице он изучал работы импрессионистов Уильяма Тэрнера и Джеймса Уистлера. В том же году появилась серия "Крыши Парижа", композиции из широких прямоугольных плоскостей, окрашенных в различные тона серого цвета. В том же 1951 де Сталь создал свои первые гравюры на дереве (это были иллюстрации к книге поэта Рене Шара).
После посещения одного футбольного матча де Сталь создал ряд небольших картин, в которых снова обратился к фигуративной живописи (например, "Футболисты в Принценпарке", 1951-1952). Осенью 1953 он поселился в Авиньоне, а через год перебрался в Антиб. В картинах, созданных на юге Франции, господствует интенсивная цветовая гармония ("Марсель", 1953/54).
В середине 1954 де Сталь перестал использовать в своей работе шпатель и пользовался только кистью. Впоследствии появились картины, характеризующиеся исключительно тонким нанесением цветов и ретушированием,- примером может служить "Заход солнца" (1954), созданная по мотивам картины Тэрнера "Чайки".
Довольно часто де Сталь, постоянно находившийся в поисках оптимального способа художественного выражения, сетовал на случайности, определявшие появление его картин: "Результаты моих мучительных поисков всегда выглядят случайностями, не имеющими прямого отношения к моим усилиям проявлениями виртуозности, и это повергает меня в самое жуткое,уныние". Отказавшись от занятий живописью, де Сталь добровольно ушел из жизни в возрасте сорока одного года - это случилось в 1955 в Антибе.
Родился в местности Сэнт Клод – северном предместье Парижа, потянувшемся вдоль берега Рэйна. В юности получил классическое музыкальное образование по классу гитары, с десяти лет занимаясь в парижской Академии Музыки. Уже в подростковом … Читать всё
Николя де Анжелис является ярким представителем французской школы романтической гитары, а также одним из вдохновителей последней волны нового французского романтизма.
Родился в местности Сэнт Клод – северном предместье Парижа, потянувшемся вдоль берега Рэйна. В юности получил классическое музыкальное образование по классу гитары, с десяти лет занимаясь в парижской Академии Музыки. Уже в подростковом возрасте, будучи признанным самым многообещающим романтическим гитаристом, играл в парижских музыкальных кафе, аккомпанируя звездам эстрады Сильвии Вартан и Жулиану ле Клерку.
Принимал участие в записи музыки к кинофильмам в содружестве с такими признанными инструменталистами, как Мишель Легран и Жан Клод Пети. Записывался в качестве сессионного гитариста в составах Ива Монтана, Шарля Азнавура, Нильды Фернандеса, ЭнцоЭнцо и Сильвии Вартан.
Успех сопровождал и собственное творчество композитора – его дебютный альбом “Quelgues Noyes Por Anna”, изданный в 1981 году, через месяц был признан «золотым».
Отец Николя де Сталя (Николая Владимировича Гольштейна) был комендантом Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге до 1917 года.
После революции семья была вынуждена в 1919 году эмигрировать в Польшу. Родители Николя де Сталя там и умерли.
Осиротев, де Саль при посредничестве своей крёстной матери был усыновлён в 1922 году католической семьёй, жившей в Брюсселе.
В Брюсселе он учился в Королевской академии изящных искусств, где открыл для себя классическое искусство, знакомясь с работами Рембрандта, Вермеера, Хальса, Геркулеса Сегерса.
В тридцатые годы де Сталь много путешествует по Европе, живёт в Париже в 1934 году и Марокко в 1936 году. В Марокко он познакомился со своей будущей женой - Жаннин Гийу, тоже художницей.
В 1939 году де Сталь вступил в Иностранный легион, но в 1941 году был демобилизован.
Николя де Сталь в мастерской, 1940-е
После этого де Сталь поселился в Ницце, где он встретился с Альберто Магнелли, Жаном Арпом, Соней и Робертом Делоне, которые и вдохновили его на первые абстрактные картины. Прежде в своём творчестве он уже успел пережить влияние Сезанна, Матисса, Пикассо, Сутина…
В 1943 году, во время нацистской оккупации де Сталь вместе с женой Жанни вернулся в Париж.
В 1943 году де Сталь встретился с Браком. А первая же выставка, проведенная в 1944 году совместно с Кандинским и Магнелли, прошла с большим успехом и привлекла к де Сталю внимание критики.
В октябре 1946 года, благодаря дружбе художника с Андре Ланским, с которыми он встречался в 1944 году, де Сталь заключил контракт с Луи Каре. Последний согласился покупать все картины, которые де Сталь писал.
В 1946 году умирает Жанни. Через несколько месяцев после её смерти де Сталь женился на Франсуазе Шапутон (Chapouton), от которой имел двух детей - Лоуренса и Джерома.
К январю 1947 года де Сталь с новой семьёй переехал в большое помещение, чему способствовала растущая популярность живописца. В начале 1950-х о де Стале узнают также в США и Великобритании и это ещё более способствует признанию художника.
Николя де Сталь. В мастерской, 1954 год.
В 1953 году под влиянием депрессии де Сталь скрывается ото всех на юге Франции. 16 марта 1955 года во время очередного кризиса он неожиданно кончает жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна своей студии. Творческое наследие художника включает более 1000 работ.
Николя де Сталь. Натюрморт с трубкой, 1941
Николя де Сталь. Композиция, 1949
Николя де Сталь. Композиция бежевого, белого и зелёного1950
Николя де Сталь. Футболисты, 1952
Николя де Сталь. Пейзаж, 1952
Николя де Сталь. Фигуры, 1953
Николя де Сталь. Агридженто, 1953
Николя де Сталь. Бутылки, 1954
Николя де Сталь. Заснеженный Марсель, 1954
Николя де Сталь. "Обнаженная в голубых тонах", 1955
Имя художника Николя де Сталя
в Европе куда более известно, чем на его родине – в России, где в течение долгих лет оно оставалось незаслуженно забытым. Даже после того, как творчество эмигрантов наконец привлекло внимание отечественных искусствоведов, о картинах Шагала и Кандинского писали гораздо больше, чем о полотнах Николя де Сталя, в то время как в Европе они оценивались в миллионы долларов. Он заслужил признание еще при жизни и стал одним из самых известных художников во Франции, но в 41 год неожиданно для всех принял решение уйти из жизни. Для многих причины этого поступка до сих пор остаются загадкой.
Николай де Сталь родился в 1914 г. в Санкт-Петербурге в очень богатой и знатной семье: его отец, барон Владимир Шталь фон Гольштейн, происходивший из древнего прибалтийского рода, был генералом русской армии и последним комендантом Петропавловской крепости, а мать, Людмила Бередникова, происходила из знаменитой петербургской семьи книгоиздателей и была родственницей композитора Александра Глазунова. После революции барон фон Гольштейн в течение 15 месяцев был вынужден скрываться с женой и детьми в доме Глазуновых, не выходя на улицу, а в 1919 г. им удалось эмигрировать в Польшу.
В 1921 г. глава семьи скончался, спустя год ушла из жизни и мать, и дети остались круглыми сиротами. Николаю на тот момент было всего 8 лет. Однако судьба была к ним благосклонна – их всех усыновили приемные родители из Бельгии и воспитывали в своей семье, как родных детей. В гостеприимном доме Эммануэля и Шарлотты Фрисеро они ни в чем не нуждались и получили хорошее образование. Приемные родители сохранили им фамилию родного отца и баронский титул и позаботились о том, чтобы они не забыли о своих корнях – с ними занимался преподаватель русского языка, им читали вслух произведения русской литературы.
Когда Николай проявил способности к живописи, приемные родители создали все условия, чтобы он развивал свой талант: он получил образование в Академии изобразительных искусств Сен-Жиль. В 19 лет он отправился в путешествие по Голландии, где изучал творчество Рембрандта, Вермеера и Хальса, а затем посетил Францию, Марокко, Алжир, Испанию и Италию. Во время поездки в Африку Николай встретил свою будущую жену, художницу Жанин Гийу. Ее портрет, написанный де Сталем, стал его единственной реалистической работой, после которой он полностью отказался от этого стиля: «Не знаю, что я написал: мертвую жизнь или живую смерть? » Вместе с Жанин художник вернулся во Францию, где решил остаться навсегда.
В это время происходит его формирование как художника, и в 1936 г. в Брюсселе состоялась его первая выставка. На стиль Николя де Сталя большое влияние оказали художники-абстракционисты. Его дочь Анна позже напишет: «Его рисунок нервный, напряженный, напоминающий натянутую и вибрирующую скрипичную струну ». А сам художник заявлял: «Я пишу, чтобы освободиться от впечатлений, всех чувствований и всего, что меня тревожит. Моей рукой водит тот, кто сидит внутри ».
В 1944 г. в оккупированном Париже хозяйка известной галереи Жанна Буше проводит полуподпольную выставку, на которой работы де Сталя экспонировались вместе с картинами Кандинского и Пикассо. После освобождения Франции от немецких захватчиков такие выставки становятся регулярными, а имя Николя де Сталя становится в один ряд с признанными мастерами живописи.
Вскоре известность художника распространилась далеко за пределы Франции. После выставки в Нью-Йорке в 1953 г. все его 25 картин раскупили, после чего де Сталь скромно сообщил своему приятелю: «Теперь я – миллионер ». Росту его благосостояния способствовало и то, что в это же время он заключил контракт с известным американским арт-дилером Полем Розенбергом.
Однако на пике своей популярности художник вдруг впадает в тяжелую затяжную депрессию. Он отказывается от активной светской жизни и уезжает на юг Франции. 16 марта 1955 г. на улице Ревели в Антибе тело художника обнаружила проходившая мимо местная жительница. Николя де Сталь выбросился из окна собственной мастерской. Этот шаг не был импульсивным – накануне гибели де Сталь зашел проконсультироваться с юристом, как будут обеспечены его дети в том случае, если с ним что-нибудь случится. В полицейском протоколе отметили: «Это был акт отчаяния ». Художник прожил всего 41 год.
Но что могло привести успешного и знаменитого художника, чьи картины высоко оценивали в Америке и Европе, к такому шагу? Знакомые де Сталя утверждают, что причиной была несчастная любовь. После смерти своей первой жены он женился во второй раз, но в последние годы жизни он встретил женщину, к которой испытывал безответные чувства. Жанна Матье была замужем, воспитывала двоих детей и отказалась уйти из семьи. За день до самоубийства художник звонил ей и просил о встрече, но она снова ответила отказом. Тогда Николя собрал все ее письма, адресованные ему, и отправил ее мужу с припиской: «Ваша взяла ». Один из английских искусствоведов написал: «Сталь был русский, толстовский персонаж, снедаемый бесами Достоевского. И если эти бесы не трогали его в начале его карьеры, то потом они буквально набросились на него ».
За 15 лет творческой жизни Николя де Сталь создал более тысячи картин, некоторые из них сейчас оцениваются в миллионы долларов. Так, одна из последних его работ, «Лежащая обнаженная», в 2011 г. была продана более чем за 7 млн евро. Только в 2003 г. в Петербурге наконец состоялась большая выставка работ Николя де Сталя, после чего в прессе появились публикации о нем, а по телевидению показали документальный фильм, посвященный его биографии и творчеству. Но до сих пор для большинства соотечественников его имя остается неизвестным.
Большое влияние на Николя де Сталя оказало знакомство с .
Николя де Сталь
. Как бы сейчас сказали – продвинутый, креативный востребованный художник ХХ века, супер-пупер французский абстракционист, которого желала видеть в своих творческих кругах сама Америка, убивает себя на сорок первом году жизни!
Современный мир не догоняет?
А я догоняю, либо пытаюсь догнать.
У вас есть примеры из вашей личной жизни, когда, пусть и не близкие друзья, красивые, сложенные, популярные в своих кругах молодые, ухоженные люди, выбрасывались из окон или вешались?
А у меня есть. Так, до конца моих дней, для меня это и останется загадкой. Как и поступок Николая.
И, если я не являюсь живописцем, то зацепил меня Николя де Сталь
по-человечески, конкретно.
Никогда, до этого момента, я в своих статьях так не углублялся в биографию того или иного «художника», может за исключением
Артюра Рембо . Но биография и жизнь Николая, меня поразила не меньше. На слуху такие имена, как:
Кандинский
,
Шагал
,
Малевич
– а о нем, как-то, тишина. Не справедливо получается, не по-русски.
Так, для справки и на вопрос: «Да, кто он такой?»
В 2011 году, во Франции, на аукционе в Париже, одна из последних картин Николя де Сталя
«Лежащая обнаженная» (1954 год) была продана более чем за 7 миллионов евро. По сравнению с недавно ушедшей за 250 миллионов долларов с молотка картины Поля Сезанна из серии «Игроки в карты», это может и «копейки», но, как говорится - копейка рубль бережет и, то ли еще будет.))
Николя де Сталь . Так называют французского художника русского происхождения Николая Владимировича Шталь фон Гольштейна, сына барона Владимира Ивановича Шталь фон Гольштейна , генерала русской армии, помощника последнего коменданта Петропавловской крепости и Людмилы Бередниковой , родственницы композитора Александра Глазунова .
А так как, родился Николай в канун Первой мировой войны 1914 года, в результате которой прекратили свое существование четыре империи, включая и Российскую, и детство пришлось на революцию 1917 года, потом на побег семейства Гольштейнов в 1919 году из Петрограда в Польшу, то можно представить, каким было его детство! Но и это еще не все. Ко всем злоключениям добавляются еще два трагических. В 1921 году умирает отец, а через год и мать. Так, на чужбине, в глухой польской провинции Николай, с двумя сестренками, остается круглым сиротой.
Но им все-же повезло. Их приняла семья католиков из Бельгии, жившая в Брюсселе. Здесь его и стали называть на французский манер – Николя де Сталь и здесь он получил отличное классическое образование, с начала в католических колледжах, академии изобразительных искусств Сен-Жиль, а затем и в Королевской академии искусств в Брюсселе, открыв для себя Рембрандта , Вермеера , Хальса .
Николя много путешествует. Именно в Голландии в 1933 году он окончательно решает стать художником. Голландия его поразила богатыми культурными и художественными традициями. Странствует по Франции, Испании, Северной Африке. Всю Испанию, говорят, на велосипеде объездил.
В Марокко
знакомится с Жанниной Гийу
, ставшей его подругой. Будучи в Париже открывает для себя Матисса
, Сезанна
, Пикассо
. В 1936 году в Париже состоялась первая персональная выставка Николя де Сталя
. Он был горд и полон сил для принятия дерзких, в хорошем смысле этого слова, решений.
Приведу интересный факт, рассказывающий о том, на что могут пойти творческие люди для достижения своих, казалось бы, не очень важных для рядового гражданина, целей, если жизнь и без того успешна и обустроена. Но вы не знаете русских, тем более, если этот русский был сыном русского генерала. Хорошая наследственность. А родная кровинушка, ух как сильно может оказывать влияние на поступки и характеры людей. Гены, гены - крокодильчики всей нашей определенной заранее жизни?))
В 1939-м чтобы получить французское гражданство будущий гений авангарда Николя де Сталь
меняет уют мастерской на службу в
Иностранном легионе
в
Тунисе
. Правда прослужить получилось не долго, началась Вторая мировая война, но поучаствовал же?
Сколько у нас таких «участников» – только и успевай льготы начислять, да чествовать.)) Ну, это так, к слову о современности.
Де Сталь переезжает в Ниццу
. Ницца – особая зона. Сюда, по разным причинам: кто не успел, тот опоздал или не захотел эмигрировать в Америку - съезжается весь цвет европейского авангарда. На протяжении всей войны, Николя де Сталь
будет жить во Франции. В 1943 году перебирается в оккупированный немцами Париж. Навещает пионера абстракционизма престарелого Кандинского и даже выставляется с ним в популярной галерее
Жанны Бюше
и получает первую «серьезную» известность.
Под влиянием своего друга, графа, художника Андрея Ланского
полностью переходит на беспредметное творчество. Если раньше он совмещал абстракцию с предметными формами, например, в натюрмортах, то теперь увлекся живописью, расположенную на грани между полной абстракцией и фигуральностью. Примкнул к одному из вариантов французского абстрактного экспрессионизма – ташизму. Tache – очень крупный мазок, «пятно».
В феврале 1946-го умирает Жаннина. Депрессия? Но в декабре женится на другой. Импульсивность?
Потом появляется, со всей своей навязчивостью и врожденным чувством наживы, Америка, которая его приглашает к сотрудничеству. Он там «на коне»! Им восхищаются. Как же иначе?
Представляю заголовки таблоидов тех лет. Из оккупированной когда-то Франции, чуть ли не из центра боевых действий, живой, «по-голливудски» яркий, физически сложенный художник, да еще и абстракционист"! Пережив такие потрясения и рисовать абстракцию, а не реализм? Действительно, Русское чудо с французским именем!
Но не понравилась ему Америка. Насильно, ведь мил не будешь? Так говорят в России?
Вернувшись во Францию, много и интенсивно работает.
График, иллюстратор, мастер штриха.
Сжигает все свои ранние работы.
Остались загадки, остались и картины.
16 марта 1955 года Николя де Сталь
выбрасывается из окна своей мастерской на Антибе.
Он любил Средиземноморье.
Из окружения, никто так и не понял, что произошло. Списали на «русскую загадочную душу»?
Николя де Сталь
- еще один ярчайший пример того, какими могут быть и кем могут стать выходцы из России, если им не мешать и не накачивать их, например, идеологией люмпенов! Просто, не заставлять жить по чужим правилам!
Только вот кончина получается уж больно
по-русски
традиционная - самоубийство.