Необычные явления природы. Какие явления природы бывают весной
В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы - это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Для каждого сезона, а их у нас 4 - это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона.
Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.
Какие явления природы бывают весной?
Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.
Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.
Иней. Было тепло и вдруг подморозило - на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.
Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.
Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.
Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.
Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег:)
Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.
Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!
Это все примеры явлений неживой природы.
Цветение - весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.
Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.
Летом бывают природные явления, такие как:
Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.
Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.
Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга - оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.
Цветение начинается весной и продолжается все лето.
Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, исчезают из виду насекомые.
Для осени характерны такие явления природы:
Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.
Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман.
Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней .
Ливень. Это сильный, "проливной" дождь.
Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.
Как и весной, осенью бывает иней . Это значит, на улице легкий мороз - заморозки .
Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки - осенние явления неживой природы.
Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.
Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:
Снегопад - это выпадение снега.
Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.
Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.
Еще одно природное явление - облака - бывает в любое время года. Облака - это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе .
Необычные явления природы
Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.
Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона:)
Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.
Презентация учителя начальных классов Лицея №265
Г.Санкт-Петербурга
Мазуровой Людмилы Вячеславовны.
- Ле́то - одно из четырёх времён года , между весной и осенью , характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды.
- Лето состоит из трёх месяцев :
- в Северном полушарии - июня , июля и августа , в Южном - декабря , января и февраля .
- Астрономическое лето
- Июньское солнцестояние
- Сезонные изменения на поверхности Земли обусловлены годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси её вращения относительно орбитальной плоскости .
- С позиций астрономии лето - период между летним солнцестоянием и осенним равноденствием - продолжается в Северном полушарии с 20 (21) июня по 22 (23) сентября, в Южном полушарии с 21 (22) декабря по 20 (21) марта. В Северном полушарии лето продолжается приблизительно 93 дня, в Южном полушарии - 89 суток.
- Климатическое лето
- В разных географических поясах из-за неравномерности освещения Солнцем поверхности Земли летний сезон отличается от зимнего в различной степени. С увеличением широты возрастает разность в длительности светлого времени суток летом и зимой, достигающая максимума на полюсах (см. Полярный день ), где Солнце летом не заходит за горизонт в течение 6 месяцев.
- Если наступление климатического лета определять таким образом, то получится, что продолжительность лета существенно зависит от широты, а также от других особенностей климата:
в полярных широтах Арктики лето короткое или же не наступает вовсе (весна плавно переходит в осень, субарктический климат ),
вМурманске лето климатически бывает только в тёплые годы;
в Якутске лето достаточно короткое - чуть больше двух месяцев (с начала июня до середины августа), но жаркое;
- в Петербурге климатическое лето длится около трех месяцев (с начала июня (иногда с конца мая) до начала сентября);
- в Москве - чуть больше трех месяцев (с конца мая до начала сентября);
- в Находке - три с половиной месяца (с середины июня до конца сентября);
- в Краснодаре - примерно пять месяцев;
- в субтропических широтах лето длится бо́льшую часть года;
- в тропических и экваториальных широтах - круглый год.
- Для континентального климата , господствующего на значительной части территории России, характерно лето жаркое и сухое, для морского климата - влажное и прохладное.
- Календарное лето
- В разных странах и культурах , в зависимости от географических , климатических , исторических и других факторов, календарные даты начала и окончания сезонов определяются неодинаково.
- В России календарное лето продолжается с 1 июня по 31 августа и состоит из трёх месяцев - июня , июля и августа .
- Исторические факты
- До XVIII века в Московском государстве календарное лето продолжалось от Рожденства Иоанна Предтечи (24 июня , см. Иван Купала ), до Зачатия Иоанна Предтечи - до 23 сентября . В каждом времени года считалось по 91 дню и по полчетверти часа.
- Июнь-Хлеборост. Пробудилась к началу лета природа и теперь наступает ее активный рост, поэтому и месяц называют - Хлеборост. Колосится рожь, сады наполняются бурно цветущей зеленью. Солнце поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым.
- Пришло лето. Июнь. Природа летом цветет, поспевает, сады полны зелени, луга покрыты широким шлейфом зеленой травы. В небе неспешно парят, словно огромные корабли, тяжелые кучевые облака.
- В июне всходит хлеб, не даром месяц июнь называли "хлеборостом". Всю первую декаду месяца на полях происходил активный сев, начиная с дней Фалалея-Огуречника и Олены, 2 и 3 июня, из названия которых видно, что в эти дни сажали огурцы, лен, запоздалую пшеницу, а также ячмень с гречихой.
- Начало лета в народном календаре
- "Ласточка утро начинает, а соловей вечер кончает "
- "Солнце с Петра-поворота смягчает ход, месяц на прибыль идет"
- Русские народные приметы
- Июньские дожди лучше золотой горы.
- Июнь соответствует по погоде декабрю (и наоборот).
- Если в июне ночи будут тёплые, тогда, наверное, можно ожидать изобилия плодов.
- Наступает день 25 июня - точка солнцеворота. С этого времени солнце поворачивает в сторону сокращения дней. Теперь по утрам низко над землей траву покрывает холодная роса. Эту природную воду можно пить, потому что она очень чистая. Под конец июня 29 числа приходит Тихон, и, действительно, солнце сокращает ход, да, и птицы стихают. Солнце медленно, неспешными шагами зависает на небосклоне. Лето переходит в жаркий июль.
- Июль-Страдник. Лето в полном разгаре. Полуденное солнце загоняет всякую живность в поисках тени. Лес одаривает спелыми плодами лесных ягод, лечебных растений. на полях вот-вот начнется жатва. Много работы в этом месяце, да и тяжело работать под палящим солнцем, как только не называли месяц: и "Грозник", от частых гроз и " Страдник" - уж жарко очень!
- Июль самый грозовой месяц. Частенько случаются грозы в начале месяца, но и не редки ливневые дожди в конце июля.
- Июль в народном календаре .
- "Петр-Павел жару прибавил "
- Июль самый щедрый месяц для хлеба, овощей. Подает он ягоды, овощи на стол, картофель молодой уже собирают. К 6 июля на Агафену-Купальницу собирали лекарства природы - травяные сборы и лечебные корешки.
- А вот и Иван-купала 7 июля, языческая ночь невероятных чудес. На Ивана-Купалу травоведы забирались глубоко в лес в поисках волшебных трав, лекарственные силы которых набирали в это время самые целебные свойства. В ночь на Купалу разжигались в лесу костры и девушки в хороводах прыгали через них. Как высоко перепрыгнешь, так и удачу в муже найдешь.
- Наступает самое жаркое время Петров день - 12 июля. Начиная с Петровки дневная жара переходит в зной, а вечера становятся теплыми и безмолвными.
Июль: солнце жаром обдает
Описание второй половины июля (III - IV неделя). К середине лета природа достигает самой зрелости, дарит много спелых плодов ягод и целебных трав.
Приходит пора косить сено. Скошенное сено тут же распространяет запах сухой травы, иссушенной пылающим солнцем.
29 июля, день Афиногена. Природа успокаивается. Птицы затихают в лесу, нет уже той веселой переклички.
Август-Жнивень. Начинается самая важная пора уборки урожая, которая будет длиться весь месяц. Поэтому и название давали месяцу: и Серпень, и Жнивень. Все лето природа беспередышки росла, чтобы теперь одарить богатым урожаем полезных овощей, вкусных фруктов и целыми корзинами спелых яблок.
Теплые и жаркие дни плавно переходят в месяц август, который более мягок чем июль, потому что световые дни заметно сокращаются, а ночами становится прохладней, появляется туманная дымка. С начала месяца вода в озерах и прудах остывает, заканчивая купальный сезон. Средняя температура первой половины августа +17 +19° C. Сам по себе август - самый спокойный месяц в году.
Наступает самое приятное время года - сезон сбора урожая. Все, что сеяли, все, что жали, все, на что возлагали надежды, пора собирать и готовиться к нелегкому времени - зимовке.
Во второй половине августа наступает особый грибной сезон, а если эти дни выдадутся еще и дождливыми, то буквально за считанные дни леса порадуют изобилием грибов.
Поля продолжают одаривать спелыми урожаями. Яблоня с глухим стуком роняет яблоки, наполняя воздух августа спелым яблочным ароматом. Распускаются розы и другие, выведенные цветы в саду самых разных замысловатых оттенков.
Вот и ласточки первыми покидают родные места, улетая в далекие страны. Степан-Сеновал - 15 августа подошел, пора косить засохшую траву. Сменяет день Антон-Вихревей, по ветру этого дня, можно было б увидеть уже первые приметы зимы. Ежели ветер силен - зиму снежную не миновать.
Русские народные приметы.
Дуб в августе желудями богат - к урожаю.
Коли в августе грибовно, то и хлебовно.
Если листья на деревьях в августе желтеют снизу - ранний сев будет хорош.
А вот на Мирона-Ветрогона 20 августа и следом Лаврентия, 21 числа можно и на воду взглянуть, чтобы знать, какая осень будет. Вода тиха, то и осень будет спокойной, да и зима без морозных вьюг.
Успение Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа, ему предшествуют две недели Успенского поста. Следом отмечается Третий Спас, на Руси его еще называли Хлебный, с которым оканчивалась жатва и начиналась бурная подготовка к зиме.
Подходит осень плавными шагами, еще предстоит природе показать свою красу, принарядиться в золотые платья. Уже и трава вовсю сохнет и листва краснеет. Накидывает легкую позолоту на свои листочки и береза, а за ней и липа. Грачи и скворцы сбиваются в стаи. Солнце пригревает слабее, чем раньше. На смену лета наступает осень.
Впереди лето
Это самая благодатная,
самая щедрая пора в году.
Стоят жаркие солнечные деньки. Земля прогрета и напоена влагой теплых
дождей. В лугах, полях и лесах наливаются соком травы и распускаются
яркие цветы. Воздух наполнен сладким медовым ароматом. В полях колосятся
хлеба, в садах зреют яблоки, груши, сливы, в огородах - овощи. В
лесах много грибов, орехов и ягод. Недаром лето называют "медовым",
"яблочным", "малиновым"!
Порхают над лугом бабочки, сверкают на солнце голубые и черные стрекозы,
пьют из чашечек цветов сладкий нектар пчелы и шмели.
Звери и птицы заботятся о подрастающих малышах, учат их тому, что
умеют сами.
Летом у людей немало дел: прополоть, окучить и полить гряды в огороде,
скосить сено в лугах.
Лето - чудесная пора для детей! Можно вдоволь накупаться в речке,
позагорать на теплом песочке, поудить рыбу, поиграть в веселые игры.
Выбери и выделите верные ответы.
К летним явлениям в неживой природе относятся: а) снегопад; б) жаркая погода ; в) грозы и ливни ; г) ледоход.
К летним явлениям в живой природе относятся: а) листопад; б) появление грибов ; в) таяние снега; г) цветение трав и созревание плодов .
знаешь ли ты этих насекомых?
Перламутровка |
Стрекоза-дозорщик |
Дубовый
усач |
Бронзовка |
Запиши свой рассказ
о красоте животных
Мир животных неповторим и прекрасен. Животные - большие и маленькие, те, кого мы считаем полезными для себя, и те, кого называем вредителями, - все они имеют право жить на нашей планете. Не один вид животных исчез с лица Земли по вине человека. Наш долг - сохранить то, что осталось. Сажая деревья, подкармливая птиц зимой, отпуская на волю пойманную бабочку или жука, мы вносим свою лепту в великое дело охраны природы.
Помаля В.Г., учитель начальных классов МОБУ "СОШ №1 им. А.П.гайдара"
Окружающий мир «Лето красное»
Тема: Лето красное
Цель: расширить знания детей о летнем времени года (его отличительные признаки, приметы)
Планируемые результаты:
Регулятивные :
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока; выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока; проводить самооценку в конце урока, используя навигатор «Светофор».
Познавательные
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
Коммуникативные
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
Ход урока
- Организационный момент
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, почувствуйте поддержку своих одноклассников, она вам понадобится сегодня на уроке.
- Проверка домашнего задания
Стихотворение .
Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
О чем говорили на прошлом уроке? Об охране природы, о Красной книге.
Какими источниками информации вы пользовались, при подготовке домашнего задания.
Некоторые ребята творчески подошли к выполнению домашнего задания, они создали онлайн - газету , которая называется «Красная книга Амурской области». Очень интересные факты о животных, растениях, насекомых они подобрали. Газету можно не только читать и рассмотреть в ней иллюстрации, но и посмотреть интересные видеофрагменты. Газета живая, она может пополняться новыми фактами.
Какие правила нужно выполнять, чтобы помочь природе?
- Актуализация знаний.
Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Можно! Нельзя!»
Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,
Если рано утром росы гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета вся вода в реке до дна, -
Значит, это уже …. (лето)!
Значит, кончилась …. (весна)! (Е.Трутнева)
О каких временах года говорится в этом стихотворении?
Какое время года изображено на картинке?
Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?
Попробуйте сформулировать цель урока?
(Узнать о признаках лета, о жизни живой и неживой природы).
Пододвиньте к себе таблицу «Знаю. Узнал. Хочу узнать»
Запишите в первую колонку, что вы знаете о лете.
I V. Самостоятельное открытие знаний
Ребята, в чём же причина происходящих в природе изменений? Почему вокруг всё позеленело, стало много цветов, насекомых, птиц?
(Стало теплее. День становится длиннее, солнце светит ярче, посылая свои яркие лучи на землю)
Весна закончилась, день все прибывает, он уже обогнал ночь и продолжает отвоевывать у нее часы и минуты. Самые длинные дни в году в конце июня. Один из них называется днем летнего солнцестояния.
Как вы понимаете, что значит День летнего солнцестояние? (Это самый длинный день в году)
А кто знает, какого это числа?
Сегодня я предлагаю вам самостоятельно поработать с информацией и пополнить имеющиеся знания по данной теме. Работать будете в группах.
Сначала повторим правила работы в группе.
Работая с одним текстом, каждая группа будет находить только свою информацию. (Приложение 1 )
V . Работа в группах.
1 группа находит информацию о народных названиях летних месяцев и составляет ментальную карту .
Лето - пора созревания плодов и семян.
2 группа составляет презентацию «Пора созревания плодов и семян ».
Потепление отражается на жизни животных. Летом птицы строят гнёзда и откладывают яйца, выводят птенцов. Появляется потомство и у зверей.
3 группа составляет презентацию «Жизнь животных летом ».
Летние народные праздники тесно связаны с трудом земледельцев и скотоводов.
5 группа составит кроссворд
VI . Физминутка «Для глаз»
VII . Представление работ каждой группы .
(Во время представления работ, дети заполняют вторую колонку таблицы)
Что узнали нового на уроке?
По каким признакам мы определяем, что пришло лето?
X. Рефлексия
Какой момент урока вам больше всего запомнился?
Приложение 1
Июнь открывает лето. Июнь по-славянски «червень» - красный месяц. В древнерусском календаре называли его «светозаром», то есть озаренный светом: за долгие дни и короткие ночи. В народе говорят: «В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко», «Розанцветом» зовут его за обилие ярких цветов на лугах и полянах. «Земляничником» прозвали июнь за то, что поспевает ягода. В июне много работы на полях: «Пришел июнь разноцвет, от работы отбою нет».
Июль - макушка лета. Наши предки называли его по-разному: «страдник» в разгаре страда - «Сбил июль с мужика спесь, некогда на полати лезть!», «Жатва время дорогое, никому нет покоя», «жарник» - самое знойное время года, «грозовик» - в июльскую жару бывают самые сильные грозы: «Июль и молнии мечет, дубы калечит», «липец» - по липам в цвету.
Август - венец и закат лета. Называли наши предки август и «зарев», «зорничник», «зорник» - от ясных зорь и ярких зарниц, которыми богат последний месяц лета. Величали август и «жнивень», потому что главное дело в августе - жатва, «густоед», «разносол», «хлебосол» - в это время всего в избытке: «На зимний стол август готовит разносол»; «собериха-припасиха»: «Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь».
Наступило лето. Пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Весь лес сверху донизу сейчас занят под жилье. Свободного местечка нигде не осталось. Живут на земле, под землей, на воде, под водой, на деревьях, в деревьях, в траве и в воздухе.
В траве - дома у жаворонков, овсянок и многих других птиц.
В деревьях, в дуплах, дома у белки, у жуков-древоточцев и короедов, у дятлов, синиц, скворцов, сов и других птиц.
Под землёй - дома у крота, мышей, барсука, у ласточек-береговушек, у зимородка и разных насекомых.
Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне. Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в его норе.
Есть в лесу и общежития. Пчёлы, осы, шмели и муравьи строят дома на сотни и тысячи жильцов. Грачи заняли сады и рощи под свои гнездовые колонии, чайки - болота, песчаные острова и отмели, а ласточки-береговушки изрешетили обрывистые берега рек своими норками-пещерками.
В начале лета волки и лисицы выкармливают свое потомство. Медвежата ходят без матери ― едят ягоды, грибы, стебли зонтичных растений. В июле медведицы возвращаются к медвежатам. В середине июля поспевает малина, и эти звери с большой охотой едят ее. Позже они посещают поля, где обсасывают поспевающие метелки овса,
Ежата покидают логово, когда у них отрастут колючки.
В июле лосихи ходят с молодыми лосятами, которые быстро растут. В жаркие июльские дни животные забираются в воду, где спасаются от кусающих насекомых.
На лугах и полянах расцвели луговые васильки.
Поспело много разных ягод. В садах сбирают малину, красную и черную смородину. Под кустиками и кочками на вырубках возле пней созревает брусника/
Тёплые летние праздники начинаются 1 июня со светлого детского праздника: международного Дня защиты детей, 12июня - это День России. 12 июля по православному календарю отмечается день святых Петра и Павла. 14 августа - Первый Спас. Медовый спас. 19 августа - Второй Спас. Яблочный Спас. 29 августа - Третий Спас ореховый. Третий, ореховый Спас, иначе называемый еще хлебным (в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая).