Немецкие автоматические. Автоматические и самозарядные винтовки вермахта и ркка
Москва - одна из тех немногих столиц, которую трудно причислить одной фразой к какой-либо культуре. Ни у кого язык не повернется назвать Москву западным городом, хотя все согласятся что Москва немного напоминает европейские столицы. Отличия же от других культур еще более заметны. Москва исключительна и самобытна.
Москва - очень сложный город. В архитектуре все меньше и меньше последовательности. На небольших участках находятся здания разных эпох, культур и стилей. Об основных стилях использованных при застройке столицы мы и расскажем.
Нынешняя Москва с ее богатством архитектурных стилей, с разнообразием прекрасных памятников архитектуры начала свою историю в далекой древности. С самого своего появления Москва разрасталась не по принципу города, а как боярская усадьба. Никакой продуманной планировки улиц поначалу не существовало. Торговцы, прокладывавшие свои пути, прорубали просеки среди леса, которые постепенно превращались в проезжие дороги, а затем и первые улицы, с разных сторон сходившиеся к Боровицкому холму.
Старинное Садовое кольцо на всем протяжении было ограждено частоколами, за которыми скрывались частные владения горожан. За оградами зеленели фруктовые сады, в тени деревьев находилась рубленая изба, баня, различные хозяйственные постройки, прудик с рыбой. Москва складывалась из четырех посадов, и действительно напоминала крупную деревню, окружавшую Детинец - так называли Кремль, с княжеским теремом.
Кремль был поначалу единственным объектом, в котором можно было найти признаки влияния иностранной архитектуры. По своему устройству Детинец напоминал западноевропейский рыцарский замок: высокая защитная стена, ров с водой на подходе к ней, подъемный мост.
Когда в 14 веке при Иване Калите началась активная застройка Кремля, то древнерусские строительные приемы дополнились традициями итальянского и византийского зодчества. Примером подобного новшества может служить белокаменный Успенский собор, который был возведен по примеру храмов Константинополя (до нашего времени дошел третий вариант храма, построенный в 1479 году, а первые два быстро обветшали). Успенский храм, который мы его видим сейчас, построил талантливый зодчий из Италии Аристотель Фиораванти. Мастеру было приказано просто скопировать собор, но кое-что он все-таки добавил от себя. Так у Успенского собора появились узорчатые пилястры и аркатурный пояс, характерные для архитектуры итальянского Ренессанса. В итоге собор стал носить присущие всей московской архитектуре черты эклектичности.
Следующим заметным отступлением от устоявшихся канонов храмостроительства стало произведение Алевиза Нового - также итальянца. Под его руководством в 1504 году на территории Кремля был построен пятиглавый Архангельский собор, в котором явно прослеживались венецианские мотивы, а окраска стен была не традиционно белой, а красно-белой.
В конце 15 начале 16 века государственная власть взяла под контроль строительство на территории Москвы. Был создан Каменный приказ, который контролировал возведение не только административных, но и жилых зданий в городе. В это время для строительства стали повсеместно использовать новые строительные материалы: красный и белый кирпич. Один из примеров сооружений данного периода - Кремлевская кирпичная стена с двурогими зубцами, напоминающими хвост ласточки - элемент присущий замковым стенам Милана и Вероны. Русский архитектор Бажен Огурцов спустя некоторое время построит над парадной проездной башней Кремля аркаду со стрельчатыми сводами, свойственными готическому стилю, таким образом, вновь подтверждая благосклонное отношение столицы к эклектическому стилю.
Москва 16-го века значительно превосходила по размерам Лондон, Флоренцию, Прагу - наиболее крупные средневековые города. Именно тогда в городе возникла радиально-кольцевая планировка, которая продолжает сохраняться в Москве и в наши дни. Архитектурный стиль радиально-кольцевой московской застройки был уникальным, и несвойственным ни одному городу в мире, и это в значительной степени оказало влияние и на архитектурное лицо города.
В годы правления Алексея Михайловича Романова и Елизаветы Петровны (17-18 в.в.) В Москве впервые появился один господствующий стиль, который диктовал правила строительства. Это был, пришедший из Западной Европы, пышный и причудливый дворцовый стиль барокко. Для зданий эпохи барокко характерно обилие лепнины, скульптур и прочих декоративных элементов. Сооружения были призваны поражать роскошью, одним своим видом рассказывать о богатстве и влиятельности их хозяина. В стиле барокко были построен дом князя Голицына в Охотном ряду, храм Покрова Богоматери в Филях и многое другое.
Со сменой правителей менялись и архитектурные тенденции. При Петре I осуждались любые излишества, а в связи со строительством новой российской столицы - Санкт-Петербурга, в Москве вообще запретили возводить что бы то ни было из камня, даже прогнившие деревянные мостовые не разрешалось мостить щебнем. Но кое-какие прогрессивные изменения коснулись и древней русской столицы. Одной из архитектурных реформ, произведенных Петром Великим, было перенесение домов на линию дороги, чтобы сделать Москву похожей на европейские города.
Полноценное строительство возобновилось в Москве лишь с приходом на престол Екатерины II. Императрица утвердила первый официальный план реконструкции и застройки Москвы, в котором предписывалось строить дома исключительно из камня, устанавливать их по прямой линии, а сами улицы должны быть вымощены и освещены. В архитектуре начиналась эпоха классицизма, плодом которой стали аккуратные особняки с фасадами, выполненные в новом стиле, но еще с элементами барокко. Новый стиль призывал вернуться к истокам - к античности с ее выверенными пропорциями, симметрией и величественностью. Среди выдающихся архитектурных памятников классицизма и дом Пашкова, который высится на Ваганьковском холме напротив Кремля.
Классицизм был ведущим архитектурным направлением в Москве вплоть до середины 19 века, а затем его стала вытеснять эклектика - довольно привычный для Москвы стиль, который значительно обогатился за прошедшие века, и подарил городу такие архитектурные шедевры как здание Сандуновских бань или Центрального банка.
Вслед за эклектикой пришел модерн - один из самых изысканных стилей, необычный, пластичный, запоминающийся. Характерной чертой модерна было создание произведений, прекрасных и снаружи и изнутри. Для украшения зданий применяли стилизованные элементы флоры и фауны, активно использовали новые материалы, экспериментировали с планировкой. Образцом модерна - неорусского стиля, является здание Третьяковской галереи, в стиле модерн построены и особняки Кекушевой, Рябушинского, Дерожинской и другие. Век модерна был недолгим - приблизительно с 1890 по 1910 годы. Последующие революции и социальные преобразования в России и в Москве в частности, требовали другого подхода к строительству.
После того, как закончилась гражданская война, и страна привыкла к новой мирной жизни, ведущим архитектурным течением стал советский монументальный классицизм. Заметным событием в архитектурной жизни Москвы стало возведение семи знаменитых высоток в имперском стиле. Их строили по личному указанию Сталина, а стиль - это как раз советский монументальный классицизм или "сталинский ампир". Высотки имеют также характерные черты московского стиля - их шпили и шатры имитируют форму башен Кремля, а декор сочетает в себе классические европейские и древнерусские элементы.
Невиданная волна массового строительства захлестнула Москву во время нахождения у власти Председателя ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Тогда стремительно вырастали целые микрорайоны - невзрачные и однотипные, начисто лишенные какой-либо индивидуальности, но, тем не менее, это помогло в значительной мере решить вопрос нехватки жилья. Строили типовые пятиэтажки из самого дешевого материала - панельных блоков и силикатного кирпича, квартиры в них были маленькими, с проходными комнатами.
В наши дни Москва вновь пребывает в состоянии строительного бума. Нынешние строители предпочитают комплексный подход к застройке, возводя не отдельные дома, а жилые комплексы со всей необходимой инфраструктурой и неказенными, романтичными названиями. Это своеобразные небольшие городки в крупном мегаполисе. Здесь есть свои парковки, магазины, детские сады, лечебные учреждения, развлекательный заведения и прочее. Если говорить об архитектурном стиле - то особой популярностью пользуется хай-тек, но все же, основная характеристика московской архитектуры продолжает оставаться неизменным - это многоплановость и разнообразие, смешение стилей и оригинальность.
1) 21 января, благодаря удавшемуся выходному дню, прокатился с самого утра до Можайска. Если на буднях подъём в 7.00 или в 7.30 крайне труден, то в выходные, как по закону подлости, сам просыпаешься, чувствуешь бодрость, настроение, заряд энергии. Предстояло проехать 80 км, задал маршрут, однако навигатор вывел на несуществующий ныне автомобильный переезд, из-за чего пришлось искать обходные пути (а навигатор упорно призывал вернуться к тому переезду, переделанному на пешеходный). Слегка покружив по частному сектору, сам без помощи техники нашёл магистраль, по которой я выехал на Можайское шоссе и продолжил свой путь.
2) Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и мир" 1965-1967 гг. съёмок накануне сцены Бородинского сражения.
3) Фотография 1912 года Сергея Прокудина-Горского.
4) Целью поездки стал Ново-Никольский Собор в псевдоготическом стиле на месте существовавшего до XVII столетия Можайского Кремля, от которого остался фрагмент земляного вала и 11 метров крепостных ворот.
5) Обитатели глухих москворецких лесов, находившихся на границе Смоленской, Черниговской и Ростовской земель, были почти не затронуты политическими, экономически и духовными процессами Киевской Руси. Ещё в первой половине XI века здесь царила языческая старина, привлекавшая всех, кто бежал от христианизации. Постепенно в этих местах сложился непокорный, подвижный и вооружённый народ, известный как москворецкие вятичи. Они не знали городов, не строили крепостей. Лес служил им и домом и крепостью. Все изменилось после 1073 года, когда сыновья Ярослава Мудрого начали борьбу за киевский престол.
В 1097 году состоял Любечский съезд, по которому Мономаху доставалась отчина отца - Переяславское княжество и признавались территориальные потери Чернигова, Смоленска и Ростова. Черниговская земля после Любеча оказалась между Переяславским, Смоленским и Ростово-Суздальским княжеством. И если принадлежность Владимиру Переяславля защищалась отчинным правом, то отсутствие общей устойчивой границы между спорными северными территориями могло привести к утрате контроля над Смоленском и Ростовом.
В конце X - начале XI века из Ростова в Смоленск был только один путь - через Волгу в Днепр, в обход лесной страны вятичей. Положение с дорогами изменилось после походов Мономаха «сквозе вятичи», и несмотря на то, что покорить окончательно вятичей не удалось, был проторен второй путь в обход них, теперь уже с юга. В 1097 году с потерей Черниговского и Муромо-Рязанского княжеств, Владимир Мономах лишается южного пути из Смоленска в Ростов. А северный путь по Волге был всё так же не надёжен, поскольку выходил за пределы Ростовской земли. В этих условиях оставалось одно - снова торить путь «сквозе вятичи», теперь уже по Москве-реке. Однако в этот раз у Мономаха на покорение вятичей не было ни сил, ни времени. Поэтому единственным политическим средством был «ряд» - договор между князем и вятичами. Попытки достижения согласия с ними осуществлялись как со стороны Смоленского княжества, так и со стороны Ростовского с 1097 по 1113 год. Именно в этот период в 1108 году был основан город Владимир Залесский (он же, Владимир), а также, следуя этой гипотезе, ещё две крепости, одна из которых стала впоследствии Москвой, а другая Можайском.
По другой теории, Можайск обязан своим появлением древнему волоку, одному из вариантов пути из варяг в греки. Именно в районе Можайске находится самый узкий участок водораздела рек Протвы и Москвы.
6) После 1113 года ничто уже не угрожало путям, соединяющим Смоленское и Ростово-Суздальское княжества. Первый укреплённый детинец на Соборной горе существовал уже в XII веке, в районе Ново-Никольского собора. Укрепления были аналогичны ранним укреплениям Москвы. Они представляли собой древесно-гумусную насыпь, структурированную бревенчатыми дубовыми конструкциями, и покрытую слоем глины. Облицовка вала представляла собой «хаковую» конструкцию: горизонтально уложенные брёвна удерживались при помощи деревянных балок с крюками. Балки были впущены в вал и удерживались там при помощи свай. Полной аналогией данной находки является конструкция вала, обнаруженная в 1959 г. в Московском кремле. Этот факт укрепляет гипотезу о единой программе градостроительства на пути «сквозе вятичи», в рамках которой были основаны Москва и Можайск. По верху вала была устроена деревянная стена, составленная из срубов. Башен на стенах для крепостей этого времени не предусматривалось.
7) К концу 1130-х гг. функция поселения меняется от княжеской усадьбы-«места» к погосту, игравшему важную роль в процессе феодализации, окняжения и христианизации местного населения. Помимо постоянного гарнизона и воеводы здесь появляется население, обслуживающее процесс сбора дани, а так же периодически вершился княжеский суд.
Можайск впервые упоминается в летописях (начиная с Московско-Академической летописи и включая ряд позднейших летописей, в том числе Новгородскую IV, Воскресенскую и Никоновскую летописи) в 1231 году. В том году крепость безуспешно пытался захватить переславский князь князь Ярослав в ходе междоусобного конфликта с черниговским великим князем Михаилом.
В 1237-1238 гг. поселению ужалось избежать нашествия Батыя, в 1277 году упоминается в летописях как часть Смоленского княжества - с этого времени Можайск и становится городом.
8) В 1303 году, после захвата крепости московским князем Юрием Даниловичем, город вошёл в состав Великого княжества Московского. Земляной оборонительный вал, дошедший до нас, был насыпан не ранее XIV века. Во время правления Бориса Годунова возводятся по велению царя белокаменная крепость в 1603-1605 гг., разрушенная во время польской осады 1618 году накануне Деулинского перемирия с Речью Посполитой. По мирному договору с Польшей, позволившему Русскому царству начать восстановление народного хозяйства после Смуты, Можайск стал приграничным городом ввиду потери Смоленска. Зодчими Иваном Измайловым, Джоном Талером, Баженом Огурцовым (автора Теремного дворца Московского кремля) в 1624-1626 гг. в городе создаётся мощный кремль по образцу Китай-Города Москвы в качестве противовеса контролируемой тогда поляками Смоленской крепостной стены . В 30-х гг. XVII столетия воеводой крепости успел побыть даже сам Дмитрий Пожарский.
9) После заключения с Польшей "Вечного мира", по которому к Русскому царству отходили Левобережная Украина, Киев, Запорожье, Смоленск и Чернигово-Северскую земля с Черниговом и Стародубом , крепость начала постепенно приходить в упадок. Трескались и разрушались её стены. Никому не нужный, запущенный кремль привлекал лишь местных жителей (кирпичом и белым камнем). В 1802 году Можайский кремль был полностью разобран.
10) Одновременно с разбором кремля, в 1802-1814 гг. под руководством архитектора Алексея Бакарёва возводится рассматриваемый нами в этом репортаже Никольский Собор в стиле псевдоготики и частично включивший в себя стены прекратившей своё существование белокаменной крепости.
11) Тем не менее, уцелевший фрагмент Можайского кремля в виде крепостных ворот.
12)
13)
14)
15)
16) Вид на частный сектор и подъезд к городу с западной стороны Старой Смоленской дороги - историческом "автобане", соединявшим Московский Кремль и Смоленскую крепость. По Старой Смоленской дороге отступали русские войска под натиском армии Наполеона в Отечественной войне 1812 г. По ней же Наполеон с остатками армии бежал от Москвы и Малоярославца на запад.
Великая отечественная война 1941-1945 гг. оставила больше отметин на истории Старой Смоленской дороги, чем вся её многолетняя история. Повторяя события 1812 года, обессиленная Красная армия отступала к Москве, ожесточенно сопротивляясь натиску фашистских войск. Вплоть до 1943 года линия фронта проходила в районе пос. Уваровка, а немецкие войска, окончательно увязнув в сопротивлении советских солдат, начали готовиться к обороне в районе Дурыкино, упоминаемого в географии Старой Смоленской дороги. В 1943 году, повторяя путь армии Наполеона, немецкие войска стали отступать по всей линии фронта в результате Ржевско-Вяземской операции.
17) Братская могила воинов 5 армии Красной армии, павших в боях за Можайск в ноябре-декабре 1941 года. В декабре 1941 - январе 1942 войска армии перешли в контрнаступление, в результате которого освободили Можайск и закрепились на подступах к Гжатску.
В марте 1943 армия принимала участие в Ржевско-Вяземской наступательной операции, в ходе которой освободили города Гжатск и Вязьму, в августе - сентябре 1943 в ходе Смоленской операции 1943 года участвовала в освобождении Смоленска.
В 1943-1944 годах армия в составе 3-го Белорусского фронта участвовала в Оршанской, Витебской, Белорусской и Восточно-Прусской наступательных операциях. Завершила 2 мировую войну 5 армия на Дальневосточном фронте против Квантунской армии Японии, там же и до настоящего времени и дислоцируется в Приморском крае.
Вид дворца со стороны реки Москвы
Длинный 125-ти метровый фасад дворца протянулся вдоль набережной реки Москвы. Его внешний вид узнают практически все россияне, даже те, кто ни разу не был в столице. Огромный дворец появился в Кремле в середине XIX века, во времена правления императора Николая I. А автором архитектурного проекта дворцового здания стал известный русский зодчий Константин Андреевич Тон.
Идея построить в Москве новый дворец родилась после победы России в Отечественной войне 1812 года. Погоревший город отстраивался заново, и русский царь хотел, чтобы в нем появилось новое здание, которое могло бы подчеркнуть связь Москвы с народными традициями. Николай I мечтал, чтобы дворец превратился в памятник всем русским воинам. В соответствие с пожеланиями государя, архитектор подготовил проект здания в так называемом псевдорусском стиле. Строительство заняло 10 лет и было завершено в 1849 году.
Величественный дворец поднимается на 47 м, а общая площадь его помещений составляет 25 тысяч кв. м. Это - не одиночное строение, а целый архитектурный комплекс, куда входят девять храмов и палат XVI-XVII вв., Теремной дворец, 700 залов и комнат, а также длинный вестибюль.
Главные дворцовые залы поименованы в честь российских орденов. В пяти самых роскошно оформленных залах вручают государственные награды и верительные грамоты. Кроме того, здесь проходят официальные торжества.
Хотя в наши дни этот дворец считается резиденцией Президента страны, попасть внутрь него можно. При условии предварительной записи, экскурсии по дворцовым помещениям разрешены организованным группам.
Теремной дворец
Вид на южный фасад дворца
В комплекс Большого Кремлевского дворца входит уникальная пятиэтажная постройка, появившаяся в сердце города в начале XVI века. Это необычный Теремной дворец, автором первоначального проекта которого стал знаменитый итальянский мастер архитектуры Алевиз Фрязин. Окончательный облик здание получило в 1630-е годы, когда Россией правил государь Михаил Федорович.
В первой половине XVII века большинство городских построек были деревянными. Когда в Кремле возвели каменное пятиэтажное здание, москвичи восприняли это как настоящее чудо! Особенно впечатлял жителей самый верхний этаж - златоверхий Теремок, в котором тогда заседала Боярская дума.
Теремной дворец выполнен из камня в традициях русского деревянного зодчества, а его интерьеры богато украшены красочными настенными росписями. В дворцовые окна вставлены цветные стекла, а в помещениях находятся изразцовые печи и резная деревянная мебель.
Арсенал
Здание Арсенала
Первое здание арсенала построили в начале XVIII века. В 1737 году в Москве произошел так называемый Великий или Троицкой пожар, в результате которого городской центр почти полностью выгорел. Сильно досталось от огня и кремлевскому арсеналу.
В конце XVIII века арсенал восстановили под руководством знаменитого зодчего Матвея Казакова. Однако, во время войны 1812 года здание пострадало вновь. Отступавшие из Москвы французские войска взорвали кремлевский цейхгауз. То двухэтажное строение, которое сохранилось до наших дней, возвели в традициях классицизма в 1815-1828 годах.
Здание-каре стоит недалеко от Никольской башни . Попасть внутрь него нельзя. Сегодня в исторической постройке разместились службы комендатуры и помещения, где проживают военнослужащие Президентского полка. Это те солдаты, которые охраняют Кремль и участвуют в почетных караулах у Могилы Неизвестного Солдата и возле Вечного огня.
Государственный Кремлевский дворец
Вид Кремлевского дворца со стороны Сенатской площади
Самое «молодое» дворцовое здание на кремлевской территории появилось в 1961 году. До распада СССР его называли «Кремлевским дворцом съездов». Новый просторный дворец построили для массовых и официальных мероприятий. Его светлые фасады впечатляют. Они облицованы красивым уральским мрамором и анодированным алюминием.
В 1960-1980-е годы сюда съезжались участники съездов партии. В наши дни в большом здании показывают спектакли и театральные постановки, а на Новый год дворец собирает детей на главную елку страны.
Сенатский дворец
Вид на купольный зал Сената из внутреннего двора
Красивый дворец для заседаний Правительствующего сената возвели по распоряжению Екатерины II в 1770-1780-е годы. Российская императрица поручила строительство дворца Матвею Казакову, и именитый зодчий подготовил блестящий проект треугольного здания в лучших традициях классицизма.
В этом дворце побывало немало известных государственных мужей России, и в нем заседали разные органы российской власти. В 1920-е годы здесь располагался рабочий кабинет В.И. Ленина, а позже в величественной постройке Казакова проводило свои заседания правительство СССР.
Округлый купол Сенатского дворца отлично видно со стороны Красной площади . Под ним расположен просторный Екатерининский зал, где проходят все основные мероприятия с участием Президента страны. Ко входу в зал проложена богато оформленная мраморная лестница.
Купол поднимается над полом Екатерининского зала на 29 м. Участки стен между оконными проемами выглядят очень торжественно. Их украшают барельефы, на которых изображены портреты русских князей и царей. В наши дни в Сенатском дворце находится рабочий и представительский кабинеты Президента, а также президентская библиотека.
Грановитая палата
Вид Грановитой палаты с Соборной площади
К старинным кремлевским дворцам относят выразительное здание Грановитой палаты. Его построили в конце XV века Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин) - итальянские архитекторы, работавшие на царя Иоанна III.
Свое название дворец получил из-за отделки фасада с восточной стороны граненым или «бриллиантовым» рустом. Именно так декорировали богатые итальянские дворцы в эпоху Ренессанса. Грановитая палата играла роль приемных покоев великих князей. В ней заседала Боярская дума и проходили Земские соборы. В этом дворце не раз праздновали победы русской армии. А по Красному крыльцу государи проходили на церемонию коронования к Успенскому собору.
Московский Кремль – центр России и цитадель власти. Более 5 веков эти стены надежно скрывают государственные тайны и защищают их главных носителей. Кремль показывают по российским и мировым каналам несколько раз на дню. Это средневековая, ни на что не похожая крепость, уже давно стала символом России.
Только вот кадры нам предоставляют в основном одни и те же. Кремль – строго охраняемая действующая резиденция президента нашей страны. В безопасности не существует мелочей, поэтому так жестко регламентированы все кремлевские съемки. Кстати, не забудьте посетить экскурсию в Кремль .
Чтобы увидеть другой Кремль попробуйте представить его башни без шатров, ограничьте высоту лишь широкой, не сужающейся частью и вы сразу увидите совершенно другой Московский Кремль – мощную, приземистую, средневековую, европейскую крепость.
Такой и построили ее в конце 15 века на месте старого белокаменного Кремля итальянцы – Пьетро Фрязин, Антон Фрязин и Алоиз Фрязин. Все они получили одну фамилию, хотя родственниками не являлись. «Фрязин» означает на старославянском иноземец.
Они построили крепость в соответствии со всеми последними достижениями фортификационной и военной науки того времени. Вдоль зубцов стен проходит боевая площадка шириной от 2 до 4.5 метров.
В каждом зубце есть бойница, достать до которой, можно только встав на что-то еще. Вид отсюда ограниченный. Высота каждого зубца 2-2.5 метра, расстояние между ними во время боя закрывали деревянными щитами. Всего на стенах Московского Кремля 1145 зубцов.
Московский Кремль являет собой великую крепость, расположившуюся подле Москва-реки, в сердце России – в Москве. Цитадель оснащена 20-ю башнями, каждая имеет свой уникальный вид и 5 проездных ворот. Кремль подобен лучу света, пронесенному сквозь богатейшую историю становления России.
Эти древние стены являются свидетелями всех тех многочисленных событий, что происходили с государством, начиная с момента ее возведения. Крепость начинает свой путь в 1331 году, хотя слово «кремль» упоминалось и ранее.
Моссковский Кремль, инфографика. Источник: www.культура.рф. Для детального просмотра откройте картинку в новой вкладке браузера.
Московский Кремль при разных правителях
Московский Кремль при Иване Калите
В 1339-1340 гг. Московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита («денежный мешок») выстроил на Боровицком холме внушительную цитадель из дуба, толщиной стен от 2 до 6 м, а высотой не ниже 7 м. Иван Калита сделал мощную крепость с грозным видом, но простояла она менее трех десятилетий и сгорела во время страшного пожара летом 1365 г.
Московский Кремль при Дмитрии Донском
Задачи обороны Москвы настоятельно требовали создания более надежной крепости: московскому княжеству грозила опасность со стороны Золотой Орды, Литвы и соперничавших русских княжеств – Тверского и Рязанского. Княживший тогда 16-летний внук Ивана Калиты Дмитрий (он же Дмитрий Донской) решил выстроить крепость из камня – Кремль.
Каменную крепость начали строить в 1367 г., а камень добывали неподалеку, в селе Мячково. Завершили стройку в сжатые сроки – всего за один год. Дмитрий Донской сделал Кремль белокаменной крепостью, которую не раз пытались штурмовать неприятели, да так и не смогли.
Что означает слово «Кремль»
Одно из первых упоминаний слова «кремль» значится в Воскресенской летописи в сообщении о пожаре 1331 г. По предположению историков, оно могло возникнуть из древнерусского слова «кремник», обозначавшего крепость, построенную из дуба. Согласно другой точке зрения, в основе его лежит слово «кром» или «крома», что означает рубеж, граница.
Первая победа Московского Кремля
Почти сразу после возведения Московского Кремля Москва подверглась осаде литовского князя Ольгерда в 1368 г., а затем в 1370 г. Литовцы три дня и три ночи стояли у белокаменных стен, но укрепления оказались непреступными. Это вселило уверенность в молодого московского правителя и позволило ему позже бросить вызов могущественному золотоордынскому хану Мамаю.
В 1380 г., чувствуя за своей спиной надежные тылы, русское войско под руководством князя Дмитрия отважились на решительную операцию. Уйдя от родного города далеко на юг, в верховья Дона, они встретились с войском Мамая и разгромили его на Куликовом поле.
Так впервые кром стал оплотом не только Московского княжества, но и всей Руси. А Дмитрий получил прозвище Донской. В течение 100 лет после Куликовской битвы белокаменная цитадель объединяла русские земли, становясь главном центром Руси.
Московский Кремль при Иване 3
Нынешний темно-красный облик Московского кремля обязан своим рождением князю Ивану III Васильевичу. Начатое им в 1485-1495 гг. грандиозное строительство не было простой реконструкцией обветшавших оборонительных укреплений Дмитрия Донского. На замену белокаменной крепости приходит крепость из красного кирпича.
Наружу башни выдвинуты для того, чтобы вести огонь вдоль стен. Для быстрого перемещения обороняющихся была создана система потайных подземных ходов. Завершая систему неприступной обороны, Кремль вообще сделали островом. С двух сторон он уже имел естественные природные преграды – реки Москву и Неглинную.
Прорыли ров и с третьей стороны, там, где сейчас Красная площадь, примерно 30-35 метров в ширину и 12 м в глубину. Современники называли Московский Кремль выдающимся военно-инженерным сооружением. Более того, Кремль – единственная европейская крепость, которую ни разу не смогли взять штурмом.
Особая роль Московского Кремля как новой великокняжеской резиденции и главной крепости государства определила характер его инженерно-технического облика. Возведенный из красного кирпича, он сохранил особенности планировки древнерусского детинца, а в своих очертаниях – уже сложившуюся форму неправильного треугольника.
При этом итальянцы сделали его предельно функциональным и очень похожим на многие крепости Европы. То, что придумали москвичи в 17 веке, превратило Кремль в уникальный памятник архитектуры. Русские всего лишь надстроили каменные шатры, которые превратили крепость в легкую, устремленную к небу конструкцию, равной которой нет в мире, а угловые башни приобрели такой вид, будто наши предки знали, что именно Россия отправит первого человека в космос.
Архитекторы Московского Кремля
Кураторами строительства были итальянские зодчие. Мемориальные доски, установленные на Спасской башне Московского Кремля , свидетельствуют, что выстроена она в «30-е лето» княжения Ивана Васильевича. Возведением самой мощной въездной парадной башни отметил великий князь юбилей своей государственной деятельности. В частности, Спасская и Боровицкая спроектированы Пьетро Солари.
В 1485 г. под руководством Антонио Джиларди построена мощная Тайницкая башня . В 1487 г. другой итальянский архитектор, Марко Руффо, начал возводить Беклемишевскую, а позже на противоположной стороне появилась Свиблова (Водовзводная). Эти три сооружения и задали направление и ритм для всего последующего строительства.
Итальянское происхождение главных зодчих Московского Кремля не случайно. В то время именно Италия выдвинулась на первое место в теории и практике фортификационного строительства. Конструктивные особенности свидетельствуют о знакомстве его создателей с инженерными идеями таких выдающихся представителей итальянского Возрождения, как Леонардо да Винчи, Леон Баттиста Альберти, Филиппо Брунеллески. Кроме того, именно итальянская архитектурная школа «подарила» Сталинские высотки в Москве .
К началу 1490-х годов появились еще четыре глухие башни (Благовещенская, 1-я и 2-я Безымянные и Петровская). Все они, как правило, повторяли линию старых крепостных укреплений. Работы велись постепенно, с таким расчетом, чтобы в крепости не оставалось открытых участков, через которые мог бы внезапно напасть неприятель.
В 1490-е куратором строительства стал итальянец Пьетро Солари (он же Петр Фрязин), с которым работали его соотечественники Антонио Джиларди (он же Антон Фрязин) и Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин). 1490-1495 гг. Московский Кремль пополнили следующие башни: Константино-Еленинская , Спасская , Никольская , Сенатская , Угловая Арсенальная и Набатная .
Потайные ходы в Московском Кремле
В случае опасности защитника Кремля имели возможность быстро перемещаться по потайным подземным ходам. Кроме того, в стенах были устроены внутренние проходы, соединявшие между собой все башни. Защитники Кремля могли, таким образом, сосредоточиваться по необходимости на опасном участке фронта или отступать в случае перевеса сил противника.
Были также прорыты длинные подземные туннели, благодаря которым можно было наблюдать за врагом в случае осады, а также совершать неожиданные атаки на неприятеля. Несколько подземных тоннелей уходило за пределы Кремля.
Некоторые башни имели не только защитную функцию. Например, Тайницкая скрывала потайной ход из крепости к Москве-реке. В Беклемишевской, Водовзводной и Арсенальной были сделаны колодцы, с помощью которых можно было доставлять воду, если город был в осадном положении. Колодец в Арсенальной сохранился до наших дней.
В течении двух лет крепости стройной шеренгой поднялись Колымажная (Комендантская) и Граненая (Средняя Арсенальная) , а в 1495 г. началось возведение Троицкой. Строительством руководил Алевиз Фрязин.
Хронология событий
Года | Событие |
1156 | На Боровицком холме возведена первая цитадель из дерева |
1238 | Войска хана Батыя прошлись по Москве, в результате большая часть построек сожжена. В 1293 г. город еще раз разорили монголо-татарские войска Дюденя |
1339-1340 | Иван Калита возвел вокруг Кремля могучие стены из дуба. От 2 до 6 м в толщину и до 7 м в высоту |
1367-1368 | Дмитрий Донской выстроил белокаменную крепость. Белокаменный Кремль сиял более 100 лет. С тех времен и стали называть Москву «белокаменной» |
1485-1495 | Иван III Великий возвел цитадель из красного кирпича. Московский Кремль оснащен 17-ю башнями, высота стен которых составляет 5-19 м, а толщина – 3.5-6.5 м |
1534-1538 | Построено новое кольцо крепостных оборонительных стен, получившее название Китай-города. С юга стены Китай-города примыкали к стенам Кремля у Беклемишевской башни, с севера – к Угловой Арсенальной |
1586-1587 | Борис Годунов окружил Москву еще двумя рядами крепостных стен, получивших название Царь-города, позже – Белого города. Они охватывали территорию между современными центральными площадями и Бульварным кольцом |
1591 | Вокруг Москвы выстроено еще одно кольцо укреплений протяженностью 14 верст, охватившее территорию между Бульварным и Садовым кольцом. Строительство было осуществлено в течение одного года. Новая крепость получила название Скородома. Так Москва была забрана в четыре кольца стен, имевших в общей сложности 120 башен |
Все башни Московского Кремля
Архитектура Московского Кремля позволяет получить полное представление о том, как изначально был устроен центр российской столицы. включает в себя храмы, площади, палаты, здания. Сегодня все это достопримечательности, посмотреть на которые приезжают гости и туристы со всех уголков России и из-за границы.
Строительство Кремля
Архитектура Московского Кремля сформировалась в конце XV века. Основные башни и стены были построены в 1485-1495 годах. Был использован красный кирпич и белый камень на известковом растворе. Стоит отметить, что местные мастера были недостаточно квалифицированы для таких работ. Поэтому пригласили иностранных специалистов. Иван III нанял для строительства московского Кремля архитекторов из Италии.
Однако некоторые башни возвели все-таки русские мастера. Дело в том, что их форма напоминает характерные деревянные сооружения. Как известно, в то время плотничное искусство на Руси достигло своего совершенства, чему способствовал сам универсальный материал, а работа постоянно требовалась, так как периодически крупные пожары уничтожали все постройки. Чтобы избежать этого, при строительстве московского Кремля был использован камень.
Успенский собор
Одно из основных зданий этого архитектурного ансамбля - Успенский собор. Он возведен на месте первого каменного собора в еще Иваном Калитой в первой половине XIV века. Архитектуру московского Кремля во многом определяет это сооружение.
Собор начали возводить в 1475 году. За образец взяли аналогичное культовое сооружение во Владимире XII века. Таким образом, в очередной раз подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к Владимиру, который ранее считался одним из главных городов Руси.
На протяжении последующих 400 лет это был главный храм на Руси. Именно здесь венчали на царство всех правителей. Главный вход располагается со стороны Соборной площади. Вход в этот Кремля как бы охраняет архангел Михаил, фигура которого изображена над аркой. Еще выше богоматерь с младенцем.
Иконостас, который мы можем сегодня увидеть в Успенском соборе, выполнили иконописцы Троице-Сергиевой лавры в середине XVII века.
В годы Отечественной войны 1812 годы здания Московского Кремля были подвергнуты разграблению и опустошению. Не стал исключением и этот собор. Часть награбленного у французов потом отбили русские казаки.
Благовещенский собор
Архитектуру Московского Кремля нельзя представить без Благовещенского собора. Он находится в юго-западной части Соборной площади. Его построили в конце XV века. Работы выполняли псковские мастера.
В период правления Ивана Грозного была пристроена паперть с высоким крыльцом из белого камня.
Этот храм Московского Кремля построен в традициях раннего московского зодчества. Сегодня большой интерес представляет стенопись собора, которая появилась в начале XVI века. Основная заслуга принадлежит артели художников, которой руководили Феодосий и его сын Дионисий. Много сюжетов на тему Апокалипсиса. Также можно встретить и светские мотивы. Например, русских князей и византийских императоров.
Уникален пол этого собора. Его выложили специальной плиткой из драгоценной агатовидной яшмы.
Архангельский собор
Этот собор в стенах Московского Кремля появился в начале XVI века. Его возводил приглашенный итальянский архитектор Алевиз Новый. При этом он следовал традициям русского зодчества. Черты итальянского Возрождения просматриваются только в богатой отделке храма.
Его строительство велось на месте древнего Архангельского собора, который возвел Иван Калита в XIV веке, в память об избавлении столицы от повального голода. Его разобрали из-за тесноты, освободив место для более просторного храма.
Собор венчают пять куполов. Центральный позолочен, а боковые просто покрашены серебряной краской. В стиле итальянского Возрождения выполнены резные белокаменные порталы.
Во время захваты столицы Наполеоном здесь располагался винный склад. На алтаре французы устроили кухню, а все ценности расхитили.
Церковь Ризоположения
Примечательна и небольшая церковь, построенная отечественными мастерами в конце XV века. Она появилась на месте старой деревянной церкви Ризоположения, которую построили после того, как татары отступили от Москвы.
В 1451 году они подошли вплотную к городу, но не стали его штурмовать, а отступили, бросив все награбленное. Православная церковь придала этому религиозное значение, посчитав за чудо. В действительности татары отступили из-за политических разногласий между военачальниками.
Новая церковь серьезно пострадала от пожара в 1737 году. Ее восстанавливал архитектор Мичурин.
Оружейная палата
Палаты Московского Кремля сегодня представляют большой интерес для туристов. Первые упоминания о ценностях, которые сегодня находятся в Оружейной палате, можно встретить в 1339 году. Еще во времена Ивана Калиты началось формирование княжеских сокровищ. Среди них были украшения, посуда, церковные сосуды, дорогая одежда и оружие.
В конце XV века здесь разместился один из центров российских художественных ремесел. К тому же сюда свозили дары от иноземных посольств. Жемчуг, парадную конскую упряжь.
К 1485 году казна разрослась настолько, что было решено построить отдельное двухэтажное каменное здание между Благовещенским и Архангельским соборами. Оно получило название казенный двор.
Грановитая палата
Грановитая палата Московского Кремля - одна из немногих частей дворца, которые сохранились со времен Ивана III. Это был его парадный тронный зал. Это самое древнее гражданское каменное строение в Москве.
Ее построили за 4 года рус ские мастера при помощи приглашенных итальянцев - Пьетро Солари и Марко Руффо.
Палата представляет собой квадратный зал, в котором опираются на столб в центре помещения. Зал высотой 9 метров освещается за счет грамотно расположенных 18 окон, а также четырьмя массивными люстрами. Общая площадь Грановитой палаты Московского Кремля почти 500 квадратных метров.
В конце XVI века ее стены расписали церковными и библейскими сюжетами. Столетиями именно здесь отмечались самые важные события в истории Русского государства. Тут принимались иностранные посольства и делегации, заседал Земский собор. Регулярно в Грановитой палате отмечали победы русского оружия. Например, Иван Грозный праздновал а Петр I победу при Полтаве над шведами.
Красная площадь
Красная площадь Московского Кремля появилась в XV столетии. Сегодня это один из символов не только столицы, но и страны, ее визитная карточка.
Ее заложил Иван III, повелевший снести все деревянные постройки вокруг Кремля. Так как они всерьез угрожали ему пожаром. Это место, по его распоряжению, отвели под торговлю. Поэтому первоначально Красная площадь называлась Торг. Правда, это продолжалось недолго.
Уже в XVI веке ее переименовали в Троицкую. Из-за расположенной поблизости церкви Святой Троицы. Позже на ее места появился собор Василия Блаженного. Судя по документам, в XVII веке площадь называлась Пожар. При этом стоит не забывать интересную топонимическую особенность Древней Руси. В то время один и тот же объект одновременно мог иметь несколько официальных названий.
Красная площадь официально так стала называться только в XIX веке. Хотя в некоторых документах это название встречается еще в XVII веке. Смысл этого названия, согласно словарю Владимира Даля, состоит в том, что у наших предков слово "красный" обозначало красивый, превосходный.
На протяжении веков на примере Красной площади можно проследить, как изменялся московский Кремль. В XV веке здесь появилась со знаменитыми башнями - Сенатской, Спасской и Никольской. В XVI веке храм Василия Блаженного и Лобное место. В XIX веке - Исторический музей, Верхние торговые ряды, которые сейчас называются ГУМом, памятник Минину и Пожарскому. XX век принес на Красную площадь Мавзолей и некрополь у Кремлевской стены.
Храм Василия Блаженного
Этот храм построили в середине XVI века. Возвели его в честь взятия русскими войсками Казани. Здание представляет собой грандиозное сооружение из 9 столпов, которые возвышаются над цокольным этажом, соединяясь между собой галереей. Объединяет композицию центральный столп, который увенчивают шатры с декоративной главкой наверху. Многие специально приезжают в Москву, чтобы своими глазами увидеть этот храм.
Восемью столпами окружен центральный шатер. Все остальные завершаются главами в форме луковиц.
Со стороны Спасской башни два крыльца ведут на террасу храма. Оттуда же можно попасть на обходную галерею. Туристов и жителей столицы до сих пор впечатляет расцветка храма, даже несмотря на то, что она была выполнена несколько столетий назад. Расписали храм Василия Блаженного настоящие мастера. Они применяли исключительно естественные цвета в сочетании с белым камнем и красным кирпичом. Из последних выполнены самые мелкие детали. Яркая роспись была выполнена в XVII веке. Когда появились более поздние пристройки, то в них поместили колокольню и придел храма на северо-востоке. До нашего времени дошли имена зодчих, которые возводили это знаковое культовое сооружение. Их звали Посник и Барма.