План конспект проведения природоведческой экскурсии. Конспект природоведческой экскурсии Тема: "Фруктовый сад осенью" для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.
На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений Яльчикского района.
Формировать бережное отношение к природе.
Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.
Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.
Задачи:
Познакомить учащихся с различными периодами весны.
Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.
Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.
Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.
Место проведения экскурсии : биоценоз леса.
Время проведения: конец апреля – май.
Подготовка учителя к экскурсии:
Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).
Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.
Провести беседу об охране природы.
Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
Организовать пересадку дичков деревьев и кустарников с пришкольного участка в близлежащие рощи и леса и овраги.
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:
«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).
3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.
4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Ход урока.
Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь
Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Основная часть
Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое , высокое, по нему плывут белые легкие облака).
Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
Весенняя экскурсия «Разгулялся день весенний...» для детей старшего дошкольного возраста
Цель — уточнение и расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Ранняя весна. Признаки ранней весны).
Оборудование : секатор.
Предварительная работа
Разучивание подвижных игр «Ой, беда!» и «На опушке», стихотворений «Ранняя весна» и «Верба».
Проведение бесед «Деревья ранней весной», «Наши пернатые друзья весной», «Дикие животные весной».
Ход экскурсии
Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, что солнце светит ярко и начинает пригревать, началось таяние снега, на крышах появились длинные сосульки.
В парке педагог собирает детей вокруг себя и предлагает одному из детей прочитать заранее разученное стихотворение.
Ранняя весна
На снегу косые тени.
Разгулялся день весенний.
Тени длинными шагами
По сугробам ходят с нами.
Вдруг глубокие следы
Стали полными воды.
Солнце топит снег и лед,
А сосулька слезы льет.
Стужа кончилась. Ура!
Нам весну встречать пора.
Педагог. О каких признаках ранней весны говорится в стихотворении?
Дети. В стихотворении говорится о том, что светит солнце. Оно топит снег и лед. В следах на снегу собралась вода. На снегу длинные тени. С сосулек падают капли, началась капель.
Педагог . Верно. Какие из этих признаков мы можем наблюдать сегодня?
Дети . Сегодня ярко светит и пригревает солнце. На снегу мы видим тени от деревьев и кустов. Вокруг стволов деревьев образовались круглые проталины. В них стоит вода. Когда мы шли в парк, мы видели на крышах домов сосульки, слышали, как звенит капель.
Педагог . Все правильно, но как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но еще и греет?
Дети. Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза. Мы почувствуем тепло солнца на лице.
Педагог. Давайте попробуем сделать это.
Педагог и дети проводят опыт.
Педагог. Вы почувствовали, что солнце пригревает?
Дети. Да, солнце грело лицо.
Педагог . Вы заметили, что на снегу появились проталины, например вот эти круги у стволов деревьев. Почему они появились?
Дети. Эти круги говорят о том, что деревья начинают просыпаться после зимнего сна. Скоро начнется движение сока по стволам и веткам, набухнут почки, а потом появятся листья.
Педагог подводит детей к одной из проталин.
Педагог . Вот какая проталинка появилась на пригорке. Как вы думаете, от какого слова образовано слово «проталинка»?
Дети . Слово «проталинка» образовано от слова «таять».
Педагог. Правильно. Присядьте и рассмотрите, как тает снег вокруг проталинки. Какой снег по краям проталинки?
Дети. Снег вокруг проталинки серый, мокрый, весь в дырочках.
Педагог. Про такой снег говорят — «ноздреватый». А что вы видите на проталинке?
Дети. На проталинке много сухих травинок, но уже появились первые зеленые травинки. Из земли показались первые цветки мать-и-мачехи. Они еще не поднялись, не раскрылись. Пока показались только их головки.
Педагог. Потрогайте землю на проталинке. Какая она?
Дети трогают землю руками.
Дети . Земля влажная и теплая.
Педагог. Понюхайте, чем пахнет проталинка?
Дети нюхают землю.
Дети. Проталинка пахнет сыростью, свежестью, влажной землей.
Педагог. Это запах ранней весны. А теперь давайте сделаем упражнение.
Упражнение «Ой, беда!»
Ой, беда! Ой, беда!
(Дети бегут по кругу, руки на поясе.)
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
(Идут по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе.)
На снегу проталинки.
Побежал в саду ручей,
(Бегут на носочках, руки на поясе.)
Прилетели сто грачей,
(Бегут на носочках. Машут руками, как крыльями.)
А сугробы тают, тают,
(Встают лицом в круг. Медленно приседают.)
И цветочки подрастают.
(Медленно встают. Поднимают руки, тянутся вверх.)
Педагог. Продолжим нашу экскурсию и посмотрим на дерево, которое растет вон на той полянке.
Педагог подводит детей к дереву.
Педагог. Вы знаете, как называется это дерево?
Дети . Это верба.
Педагог. Вспомните стихотворение о вербе.
Дети.
Самый первый день весны,
Самый-самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась верба.
Педагог. Расскажите о том, как выглядит верба.
Дети. Верба — это дерево. У вербы толстый изогнутый ствол и ветви, которые наклоняются к земле. Ветви темно-бордового цвета. На ветвях мы видим серебристо-белые овальные барашки. Они распускаются на вербе в самом начале весны.
Педагог. Давайте аккуратно срежем несколько тонких веточек, поставим их в воду и будем наблюдать за тем, как будут изменяться барашки, как появятся листики. А когда веточки дадут корни, мы посадим их в землю и будем растить несколько молодых деревьев.
Педагог срезает веточки вербы секатором. Далее экскурсанты направляются к водоему.
Педагог. А что происходит на пруду? Посмотрите и расскажите.
Дети. Лед на пруду начинает таять. Он потемнел. Около берегов на льду стоит вода.
Педагог. Можно ли выходить на такой лед?
Дети. Нет. На такой лед выходить нельзя. Можно провалиться и утонуть.
Педагог. Я надеюсь на то, что вы никогда не выйдете на такой весенний лед. А теперь давайте послушаем весенний лес. Что вы слышите?
Дети. Мы слышим пение птиц.
Педагог. Какое пение?
Дети. Пение птиц звонкое, радостное, веселое.
Педагог. Почему птицы поют так радостно?
Дети . Они вернулись на родину из теплых стран, где провели зиму.
Педагог. Что они делают сейчас?
Дети. Они строят гнезда, а потом будут выводить птенцов.
Если есть возможность, педагог организует наблюдение за прилетевшими грачами.
Педагог. А что происходит весной с дикими животными?
Дети . Просыпается и выходит из берлоги медведь, просыпаются ежи, все животные начинают линять — менять зимнюю теплую шубу на летнюю легкую. Медведица выходит из берлоги с медвежатами, которые родились зимой, скоро появятся детеныши у других животных.
Педагог . Отлично! Вы много знаете о диких животных. А теперь давайте поиграем в игру «На опушке».
Игра «На опушке»
Цель — развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
Предварительная работа: разучивание текста игры.
Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.
На опушке елки,
(Дети стоят лицом в круг. Показывают ладошки.)
А за ними ушки.
(Показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев на обеих руках.)
Спрятались зайчата
В елках на опушке.
(Прыгают на носочках, сделав «ушки» из ладошек на голове.)
На опушке елки,
(Показывают ладошки.)
А под ними ежик —
(Делают «ежика» из переплетенных ладоней.)
Острые иголки,
(Топают, стоя на месте. Руки на поясе.)
Топот быстрых ножек.
Елка на опушке,
(Показывают ладошки.)
А на елке белка —
Кисточки на ушках,
(Показывают «белку», сложив ладони и сделав «ушки» из больших пальцев.)
Вверх взлетает стрелкой.
(Встают на носочки, тянутся вверх.)
На опушке елка,
(Показывают ладошки.)
Перед ней лисята.
(Выполняют ритмичные приседания.)
Вылезли из норки
Рыжие ребята.
Елка на опушке,
(Показывают ладошки.)
А над елкой небо,
(Запрокидывают головы. Разводят руки в стороны.)
Облака- подушки,
(Кладут ладони под щеку.)
Педагог. Откуда торчат ушки зайчат? (Из-за елок.)
Где спрятались зайчата? (За елками.)
Где спрятался ежик? (Под елкой.)
Где спряталась белка? (На елке.)
Где играют лисята? (Перед елкой.)
Откуда они вылезли? (Из норки.)
Где небо? (Над елкой.)
После игры педагог задает детям обобщающие вопросы.
Педагог. Мы с вами многое увидели сегодня, учились наблюдать за весенними изменениями в природе. Что вы знаете о природе весной?
Дети. Весной солнце ярко светит и пригревает. Начинают таять снег и лед. На крышах появляются сосульки. Начинается весенняя капель. На снегу появляются проталинки, а на проталинках пробивается первая травка, показывается мать-и-мачеха. Распускается верба. Просыпаются деревья. Скоро на них начнут набухать почки. Прилетели и начали строить гнезда перелетные птицы. Начинают линять дикие животные.
Педагог. Замечательно. Я горжусь вами!
Педагог и дети возвращаются в детский сад.
КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ
Экскурсия в парк (весна)
Цель: уточнить и систематизировать представления детей о парке в весенний период (солнце светит и греет сильнее; удлиняются дни, укорачиваются ночи; на деревьях и кустарниках распускаются почки, появляются листья (первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вербы, затем у черемухи и березы, последними распускаются почки клена, яблони, дуба и липы). Расцветает много травянистых растений: первыми зацветают мать- и-мачеха и подснежники (ветреница, фиалка, гусиный лук), позже - одуванчик и ландыш. Пробуждаются насекомые: выползают из зимних убежищ гусеницы, появляются майские жуки; возвращаются из теплых краев перелетные птицы, наступает период строительства гнезд для многих птиц (стрижи, ласточки, мухоловки).
Перед началом экскурсии дети получают письмо по экологической почте, в котором один из сыновей Старика Годовика, месяц Май, приглашает ребят на экскурсию в парк, чтобы показать, какие изменения произошли в парке с его приходом. К письму прилагается схема маршрута, по которому дети должны пройти, чтобы попасть в гости к месяцу Маю. Совместно с воспитателем обсуждается маршрут путешествия, воспитатель предлагает взять экологическую аптечку на случай, если понадобится помощь. Перед входом в парк детей встречает экологический светофор.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой необычный светофор! Это светофор экологический:
красный цвет - предупреждает об осторожности;
желтый цвет - обрати внимание;
зеленый цвет - разрешаются действия, помогающие растениям и животным.
Вот как нас встречает месяц Май, он хочет, чтобы мы все смогли увидеть и многое узнать. А вот и указательный знак ->. Что он обозначает? (Дети отвечают, что это знак движения вперед.)
Дети идут по тропинке и видят знак «солнышко».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот знак, что он обозначает? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Какие слова можно подобрать, чтобы охарактеризовать майское солнышко? (Теплое, оно согревает землю; солнце светит сильнее, поэтому всюду появилась зеленая травка). Ребята, а каким становится световой день? (Он более длинный по времени, чем осенью и зимой). Если день удлиняется, то каким становится ночь? (Короткой). Посмотрите, рядом со знаком «солнышко» стоит желтый знак. Вы помните его значение? (Обрати внимание). Месяц Май говорит нам о том, что с его приходом изменяется световой день. Каким он становится? (День длиннее, ночь короче).
Воспитатель предлагает детям посмотреть, что в конверте. В конверте нарисованы листья деревьев ольхи, черемухи, березы, клена, дуба, липы, там же лежит желтый круг. Обсуждают вместе с детьми, что может обозначать содержание конверта, и листья каких деревьев нарисованы на карточке. Дети высказывают свои предположения, воспитатель подводит итог высказываний.
Воспитатель: Месяц Май предлагает нам обратить внимание на листочки этих деревьев. Я предлагаю поиграть в игру «Найди дерево» по листочкам, которые даны в задании. Но нужно не просто найти деревья, но и определить, распустились на них листочки или нет.
Воспитатель предлагает детям разбиться на подгруппы и определить дерево. Затем совместно с другими детьми (экспертами) определяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: Теперь скажите, пожалуйста, на каких деревьях распустились почки? У каких деревьев уже большие листочки?
Дети отвечают, что большие листочки у ольхи, появились листочки у черемухи и березы, набухли почки, но листочки еще не распустились у клена, дуба и липы.
Воспитатель: Я очень рада за вас! Вы правильно справились с заданием. Первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вербы, затем - у черемухи и березы, и вы их увидели, а вот у клена, яблони, дуба и липы почки распускаются последними, поэтому вы еще листочков не смогли увидеть, но увидели набухшие почки. О чем это говорит? (Скоро появятся листочки.)
Из зеленой почки выросли листочки,
Оглянулись, улыбнулись и сказали:
«Мы проснулись!»
Посмотрите, в какой зеленой дымке стоит эта полянка? Что это за дымка? (Это светлая, молодая зелень распустившихся листочков.) Мы прощаемся с этой полянкой и отправляемся дальше.
Дети идут по указательным знакам, обозначенным стрелочками, и подходят к лужайке, на которой стоят два знака: красный и желтый.
Воспитатель: О какой осторожности предупреждает нас месяц Май? И на что он обращает наше внимание?
Дети говорят о том, что месяц Май показывает нам цветы на лужайке и предупреждает, что их рвать нельзя.
Воспитатель: Как называются цветы, которые вы видите на полянке?
Дети перечисляют названия цветов: мать-и-мачеха (объясняют, почему она так называется), фиалка, ветреница.
Воспитатель: А это листья какого растения?
(Дети отвечают.)
Воспитатель рассказывает о том, что в мае появляется много травянистых растений. Первой зацветает мать-и-мачеха и подснежники: ветреница, фиалка, гусиный лук. А вот одуванчик и ландыш зацветают позднее, поэтому мы увидели только листья этих растений, они еще даже не набрали бутоны.
Воспитатель: Еще я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на лужайку. Кроме растений здесь еще кто-то живет? Вы догадались, о ком я говорю? (Это насекомые.) Посмотрите, вовсю бегают муравьи, торопятся, спешат, им нужно поправить свой муравейник. Перезимовали гусеницы и выползают из своих домиков, им есть чем полакомиться, посмотрите, сколько вокруг зелени. А в воздухе с шумом над головой, как маленькие моторчики, летают... кто это? (Майские жуки.)
Дети изображают жуков: летают, опускаются на листья; по сигналу воспитателя «сачок» должны вернуться в домики.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что май считается месяцем пения птиц. Посмотрите, месяц Май приглашает нас туда, где хорошо слышно пение птиц.
Дети переходят в отдаленный уголок парка. Располагаются на скамейках или одеялах.
Воспитатель предлагает послушать, как поют птицы.
Воспитатель: Ребята, а почему весной у птиц очень много дел? (Наступает период строительства гнезд.)
Воспитатель: Для чего птицам нужны гнезда? (Чтобы откладывать яйца и выводить птенцов.)
Воспитатель загадывает детям загадки:
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)
На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его... (Скворец)
Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей)
Спереди шильце, сзади вильце, на груди - белое полотенце. (Ласточка)
В начале мая строят гнезда стрижи, ласточки, мухоловки. А какая птица гнезда не вьет? (Кукушка)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Птицы и кукушка».
На слова: «Птицы по лесу летают, материал для гнезд собирают» - дети бегают, на слова: «Все в гнезда!» - дети стараются занять свое гнездо; оставшийся без гнезда становится кукушкой. Гнезда можно обозначить с помощью условных ориентиров.
Воспитатель: Вот и заканчивается наша экскурсия в парк. Попрощаемся с нашим добрым другом - парком. А то интересное, что мы с вами увидели и узнали, зарисуем в нашем экологическом дневнике.
Дети прощаются с парком, возвращаются в детский сад.
Экскурсия в парк «Золотая осень»
Цель: обобщить и конкретизировать представления детей о парке в период «золотой осени»: стоят теплые и ясные дни, но солнце светит и греет меньше, температура воздуха понижается. Листья деревьев и кустарников изменяют свою окраску. С понижением температуры травянистые растения желтеют, вянут, уменьшается число насекомых, начинается отлет птиц. Развивать умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим изменениям. Развивать потребность передавать свои впечатления в образной речи. Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.
Воспитатель: Ребята! Куда мы с вами пришли? (Ответы детей.) Мы снова встретились с нашим старым добрым другом. Я предлагаю вам поприветствовать парк.
(Приветствие парку.)
Воспитатель : Ребята! Вспомните, на что похож парк? (На многоэтажный дом.)
Перечислите, какие этажи парка вы знаете и какие растения располагаются на этих этажах (На первом этаже находятся трава и цветы, на втором - кустарники, на третьем - деревья.)
Я предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли в парке на каждом его этаже. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть изменения, а самое главное - ответить на вопрос: почему эти изменения произошли?
Дети проводят наблюдения за растительным миром парка. Можно предложить детям объединиться в микрогруппы и выбрать для наблюдения объект.
Воспитатель: Что изменилось на самом верхнем этаже парка? (Пожелтели листья на деревьях, деревья начали сбрасывать листву, начался листопад.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему листья становятся желтыми? Вот посмотрите на этот листочек (Рассматривают лист, в котором есть и зеленый и желтый пигмент.) В листьях содержится зеленое и желтое вещество. Его называют пигментом. С наступлением осени, когда заметно холодает, зеленое вещество в листьях разрушается. Однако желтому веществу холод не страшен, поэтому листья постепенно меняют свою окраску с зеленой на желтую. А иногда вместо желтой окраски появляется красная или малиновая, как у рябины.
Обратите внимание: каких листьев больше на деревьях - зеленых или желтых? Почему? (На деревьях больше зеленых листьев, потому что на улице еще не холодно, сейчас - теплая пора осени.)
Что изменилось на втором этаже? (На кустарнике также появились желтые листья, кустарники, как и деревья, начинают сбрасывать листву.)
Какие изменения произошли на самом нижнем этаже леса? (Трава покрывается желтыми опавшими листьями, постепенно увядает и засыхает.)
Ребята, вы увидели цветущие растения? (Цветущих растений не видно.)
Как вы думаете, с чем это связано? (Меньше стало тепла, сократился световой день.)
Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и луговую полянку и отметить, чем они отличаются друг от друга.
(Сравнение травы, расположенной в разных местах парка.)
Воспитатель: Посмотрите на траву под деревьями? Что вы можете о ней сказать? (Траву не видно, она покрыта слоем листьев; трава пожелтела.)
А если обратить внимание на луг? Что можно сказать о цвете травы на лугу? (Трава зеленая, но видна и желтая травка, листьев значительно меньше.)
Почему трава такая разная? Как вы думаете? (Под деревьями трава засыпана листьями, ей нет света, и она засыхает и увядает; на лугу меньше листьев, траве достаточно света и тепла, поэтому она стоит зеленая.)
Как попали листья на луг, ведь деревья расположены достаточно далеко? (На луг листья принес ветер.)
Вы знаете, ребята, как называют листья, которые лежат на земле? (Листья называют «золотым ковром».)
Почему опавшие листья назвали ковром? (Ковром листья называют потому, что их много, они мягкие, пружинистые и очень красивые.)
Почему назвали не просто ковром, а золотым ковром? (Листья желтого цвета, похожие на золото.)
Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень в парке. Как называют такую осень? (Осень называют золотой.)
Почему осень золотая? (Много желтого цвета: деревья стоят с золотыми листьями, под ногами золотой ковер, светит теплое осеннее солнце и добавляет желтого цвета.)Ребята, у каждого из вас есть любимое дерево в парке. Подойдите к нему, побеседуйте с ним.
(Общение детей с любимым деревом.)
Воспитатель: Ребята, какие добрые слова вы сказали дереву? (Дети говорят эти слова.) Вы заметили, как отреагировало дерево на ваши слова? (Закачались веточки, зашелестели листочки.) Вы знаете о моем важном открытии: каждый из вас похож на любимое дерево.
Детям предлагается изобразить свое любимое дерево в осеннюю пору: когда светит солнышко, и тихо и плавно падают листочки; когда дует сильный ветер и идет осенний холодный дождик.
Воспитатель: Мы с вами гуляли по парку, разговаривали со своими любимыми деревьями. А каких насекомых вы увидели? (Насекомых стало еще меньше, их почти не видно.)
С чем это связано? (Насекомые спрятались, многие уже заснули до будущей весны.)
Почему насекомые прячутся? (Стало холодно, уменьшился световой день.)
Я вам предлагаю прислушаться к звукам парка. Что вы слышите? (Слышны звуки машин, голоса прохожих, совсем не слышно голосов птиц.)
Воспитатель: Почему не видно и не слышно птиц? (Птицы улетают в теплые края.)
Зачем птицы улетают так далеко? (Становится холодно, корма все меньше.)
Заканчивается наша экскурсия в парк. Каким вы увидели парк «золотой осенью»?
(Дети обмениваются впечатлениями.)
Воспитатель: Мы прощаемся с парком. Вы увидели много интересного. Осень подарила нам красивые краски, недаром осень называют «очей очарованье». Еще раз обратите внимание на красоту парка и постарайтесь запомнить. В детском саду мы с вами, кто захочет, превратимся в художников и попробуем нарисовать картину «Краски осени».
Экскурсии в природу имеют важное значение в воспитательном отношении. Только на экскурсии дети приучаются смотреть на природу как на друга, убеждаются в необходимости активной ее охраны. Воспитать гуманность, не прививая любви к природе, невозможно. Любовь к природе - сложное чувство. Оно возникает при непосредственном общении дошкольников с самой природой, с многообразием ее форм, линий, красок, звуков, образов. Только на экскурсии можно показать детям неповторимую красоту отдельных ландшафтов, растений, животных и даже то, как луч света проходит сквозь кроны деревьев, серебрит кружева паутины.Благотворно сказываются экскурсии в природу и на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е.А. Аркин писал, что пребывание на воздухе - самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка. Экскурсии благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы
Тема: «Весенний лес»
Цель:
Формировать представление о состоянии природы весной;
Обогащать и активизировать словарь;
Образовательная область «Познание»
Показать детям природу в переходном состоянии, когда можно еще наблюдать приметы зимы (лежит глубокий снег, деревья, кроме хвойных, кустарники стоят голые, насекомых не видно), и уже заметны признаки весны (на снегу образовался наст, кое-где видны первые проталины, усилилась капель с крыш, оживленнее стали птицы, из шишек ели высыпаются семена).
Упражнять детей в умении различать деревья.
Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом, усилить их эстетические переживания.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к природе родного края.
Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.
Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Активизировать словарь детей по теме «Весна»: Наст, хвоя, проталины,мох.
Методы и приемы: Наглядный; Информационно - рецептивный - совместная деятельность педагога и ребенка, исследовательский, практический-труд в природе; Словесный – рассказ, пояснение, загадка, художественное слово, рассматривание, сравнение.
Предварительная работа: ежедневные наблюдения на участке, чтение рассказов о природе, загадки, народные приметы, составление коротких описательных рассказов, беседы, рассматривание иллюстраций; картин с изображением ранней весны в лесу.
Подготовка экскурсионного снаряжения:
Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка;
Перчатки, грабельки;
Корзиночки для шишек.
Организационный момент перед отправлением на экскурсию в группе. Воспитатель: - Ребята, где живут сказки?..(ответы детей)
Я тоже считаю, что сказки могут поселиться в самых разных местах. И,
наверное, многие из них живут в лесу. Сегодня мы пойдем в лес, в гости
к сказке. Послушайте стихотворение:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась. (Ф.Тютчев)
Я предлагаю вам, ребята, по дороге в лес, на лесной поляне быть очень внимательными и постараться заметить улыбки весны.
По дороге в лес:
Определить с детьми состояние погоды (тепло - холодно, солнечно-пасмурно, тихо-ветрено), рассмотреть во что одеты дети. Поощрять детей, замечающих приметы - улыбки весны (капель с крыш, гомон птиц, проталины у дороги, яркое солнце)
Ход мероприятия: 1 часть
В лесу:
Воспитатель:- Здравствуй, лес! Здравствуй, сказка!
Как легко и приятно здесь дышится! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте подышим чистым воздухом, ароматом сосен и елей, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.
Воспитатель: - Из-за гор, из-за морей
Мчатся стаи журавлей
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут.
Скажите, когда это бывает? (Весной)
Ребята, мы пришли в лес наблюдать признаки весны.
2 часть. Коллективное наблюдение
Вместе с детьми выбрать удобную поляну.
Остановиться, чтобы показать детям изменения в лесу с приходом весны. Предложить детям полюбоваться красотой леса, замечает, как хороши сосны, ели на фоне голубого неба и еще белого снега.
Воспитатель: - Ребята, послушаем лес,.. Что вы слышите?
(спросить каждого ребенка, положительно оценить и обобщить ответы детей). Подметить еще раз, как в лесу светло и красиво, как чист и свеж лесной воздух!
Воспитатель: - Ребята, а видны ли в лесу признаки весны?
Посмотрите, снег покрыт твердой корочкой - настом, значит сюда уже заглядывало солнце, пригревало снег своими лучиками.
На что похож сейчас снег? (рассуждения детей)
Он как ледяное кружево. Возьмите осторожно кусочки наста и посмотрите сквозь него на небо, на солнце, только близко к лицу не подносите. Чуть дальше, осталась и примета зимы, посмотрите,там лежит глубокий снег, в то место солнышко заглядывало мало и он еще не растаял.
Воспитатель: - Ребята, что не пускает в лес солнце?
Дети: - Ветки деревьев.
Воспитатель: - Давайте наблюдать за ветками сосны и ветками ели. Сравним их. Сосны очень высокие деревья, тянутся высоко к небу, и ветви у этого дерева большие и крепкие. Посмотрите, у ели ветки покороче. На ветвях сосны и ели иголки, они называются хвоя, у сосны хвоя длиннее. А вот, пахнут они одинаково, почувствуйте аромат сосны и ели.
Как называются иголки этих деревьев? (хвоя)
Воспитатель: - Ребята, на нашей поляне много солнца.
Как можно узнать, что весеннее солнце стало пригревать сильнее? (помочь с ответом)
Можно потрогать стволы деревьев, нагретые солнцем. Давайте подойдем к сосне и убедимся в этом.
А еще можно увидеть проталины, это дорожки,где уже растаял снег от весеннего солнышка. Вот эта тропинка, на которой уже мало снега.
Как она называется?
Дети: - Проталина
Воспитатель: - Вот мы слушали, что лес рассказывает, а ведь лесную книгу можно еще и прочитать. Посмотрите на снег, что вы видите?
Дети: - Следы птиц, людей, тонкие и толстые веточки, кусочки коры, местами снег почернел от еловых иголок - опадает сухая хвоя с деревьев (воспитатель конкретизирует, помогает с ответами).
Воспитатель: - А это что? Похожи на маленькие крылышки. Постарайтесь и вы, ребята найти такие же крылышки, а я расскажу еще об одной примете весны.
Продолжить после того, как дети соберутся возле воспитателя.
Эти крылышки - семена ели. Рассмотрите их внимательно, какие они?
Ранней весной семена ели высыпаются из шишек и разлетаются по
всему лесу.
Ребята, что помогает им перелетать?
Давайте посмотрим вокруг, а вдруг нам удастся увидеть как
летят семена-вертушки.
А вы знаете, в лесу до еловых семян много охотников.
Кто бы это мог быть?
Это и белки, и дятлы, и клесты. Прислушаемся еще раз к голосам птиц.
Конечно, как и в городе, птицы стали оживленнее, больше поют.
Воспитатель:- Ребята, ель или сосну вы в любое время узнаете, ни с чем не спутаете. А другие деревья вы узнать можете? Назовите, что еще растет вокруг нашей поляны.
Дети: - Березы, Рябина и т.д.
Кустарники узнать еще трудно. Вот это - молодая рябинка. Она
похожа на кустарник. Мы ее внимательно рассмотрим, веточки, почки,
из которых скоро появятся зеленые листочки.
Воспитатель: - Ребята, сейчас, понаблюдайте, что у нас растет под ногами.
Это мох (показать, дать возможность потрогать, определить цвет)
Самостоятельное наблюдение «Что находится под землёй».
Задание: (совместная деятельность воспитателя с детьми)
Ребята, осторожно отогните мох, посмотрите корни трав, кустарников; посмотрите, корни некоторых деревьев глубоко в земле; затем осторожно прикрыть мхом землю.
При возможности показать детям, что корни деревьев сплетены между собой, поэтому деревья в сильный ветер стоят в лесу крепко, не падают, а опавшая листва с лиственных деревьев будет хорошей подкормкой земле.
Воспитатель: - Мы наблюдали за деревьями и растениями леса, а сейчас поиграем. Подвижные игры: «Раз, два, три - к дереву беги!»;
«Кто внимательнее». (Трава – присесть, кустарник – встать, дерево – встать на носочки и потянуться.)
Цель: Воспитывать внимание, развивать двигательную активность всех детей; Закреплять знания детей о разнообразии деревьев в лесу.
3 часть. Заключительная
Сбор шишек, кусочков опавших веточек, сосновых иголок, мха для коллекции «Чудесный лес».
Собранный материал сортируется, раскладывается по папкам, корзинкам.
Игра: ««Узнай по запаху».
Цель: Закрепить название деревьев, умение детей находить отличительные особенности деревьев, кустарников, растений леса. Воспитывать память, трудолюбие.
Подводится итог мероприятия
Воспитатель: - Ребята, мы совершили экскурсию в сказочный, весенний лес. Наблюдали, за пробуждением природы с наступлением весны, за деревьями и растениями, любовались красотой весеннего леса, дышали свежим, весенним воздухом.
А сейчас мы попрощаемся с весенним лесом. Оглянитесь вокруг. Постарайтесь запомнить, что вы увидели. А в группе все, кто хочет, нарисуют лесную сказку. До свидания, лес, до новой встречи!
Работа после экскурсии
Изготовление поделок из природного материала
Экологические игры: «Кто где живёт», «Угадай по описанию»
Чтение художественной литературы «Разговор деревьев» М. Пришвин
Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного материала.
НАДЕЖДА АНТОНОВА
Конспект экскурсии в природу
Экскурсия в средней группе
«Люблю я пышное природы увяданье….»
Цель
Формирование представления детей о состоянии растений в период золотой осени, об особенностях поведения птиц.
Задачи
Учить различать виды деревьев (по форме и окраске листьев, показать различие окраски деревьев (клён, берёза, осина).
Расширять и пополнять словарный запас детей.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
Обратить внимание детей на красоту осеннего пейзажа.
Предварительная работа
Наблюдения за окраской листьев деревьев из окна группы;
рассматривание иллюстраций, цветных фотографий с изображением осеннего леса, листопада;
наблюдения за поведением птиц осенью, их отлётом в тёплые края;
чтение стихов об осени: «Осень» (А. Майков, «Лес осенью» (А. Твардовский). и т. д
Ход экскурсии.
Воспитатель
Ребята, отгадайте загадку:
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины;
Безмолвен лес, беззвучны небеса!
Воспитатель.
Когда это бывает?
Дети
Воспитатель
Молодцы!
(Перед выходом на экскурсию.)
Скажите, ребята: «Какая сегодня погода?» (ответ детей)
Воспитатель.
Сегодня и вправду хорошая погода: светит солнце, дует лёгкий ветерок, я предлагаю вам отправиться в осенний парк и посмотрим, какими стали деревья осенью.
Дети идут со словами
: Наши ножки, наши ножки
По дорожки, по дорожки
Топ-топ-топ.
Воспитатель
Вот мы и в парке. Обратите внимание на красоту разноцветной листвы, яркость её расцветки и разнообразие красок (зелёные, жёлтые, оранжевые, красные листья).
Воспитатель
Послушайте отрывок из стихотворения Е. Трутневой.
Стало вдруг светлее вдвое,
Парк, как в солнечных лучах,
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Какого цвета листья на берёзе?
Дети.
Жёлтого, золотого.
Воспитатель. Посмотрите, как они красиво блестят на солнце.
А какого цвета листья были летом?
Дети.
Зелёного.
Воспитатель
Наступила осень, и листья на берёзе желтеют и опадают. Кружась в воздухе, падают на землю золотые листочки.
Давайте и мы с вами покружимся как берёзовые листочки.
Танец с листочками.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
(водят руками влево-вправо)
Воспитатель.
А сейчас мы подойдём к другому дереву.
Листья у него крупные и узорные. (Рассматриваем листья).
На что они похожи?
Дети.
На ладошки, на салфетки.
Воспитатель
Кто знает, как называется это дерево?
Дети
Воспитатель.
Скажите, ребята, какого цвета кленовые листья?
Дети.
Зелёные, жёлтые, красные, рыжие.
А вы знаете, почему они становятся такими (ответ детей)
Воспитатель.
Осенью солнце греет слабо, становится всё холоднее, и листья клёна постепенно меняют свою окраску: желтеют и краснеют.
Дети
Давайте вспомним скороговорка про клён.
Все клёны стали рыжие,
И не один не дразнится:
Раз все равно все рыжие -
Кому какая разница!
Подвижная игра «Раз, два, три – к клёну (берёзе) беги!»
Воспитатель
Дети, подойдите тихонечко сюда, посмотрите.
Загадка.
Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит?
Дети
Воспитатель.
Это дрожат листья осины.
Как вы думаете, почему они дрожат?
Дети.
Им холодно на ветру. Жалко, что кончилось лето. Бояться упасть вниз и т. д.
Воспитатель
Дети, а когда листья опадают с деревьев, как это называется?
Дети
Листопад.
Воспитатель.
Правильно.
Воспитатель
Вы заметили, что в парке стало тихо? (Ответы детей.)
Почему птицы не поют своих весёлых песен?
А где они сейчас?
Дети.
Птицы не поют, потому что грустят, что лето кончилось, стало холодно.
Воспитатель.
Птицы улетели в тёплые края, потому что солнце чаще прячется за тучи, дует холодный ветер, исчезли комары и мошки. Птицам стало трудно добывать себе корм. Когда будет снова тепло, наступит весна, птицы опять вернуться.
А мы ещё раз полюбуемся ярким разноцветным нарядом деревьев.
Предлагаю побегать по опавшим листьям, послушать, как они шуршат под ногами.
Дидактическая игра «Осенние слова»
(Упражнять в подборе прилагательных).
Какими словами можно сказать об осени? Какая осень?
Деревья осенью какие?
Листья осенью какие?
Воспитатель
А сейчас давайте соберём букет из осенних листьев.
Нам пора возвращаться в группу.
Вам понравилось в парке?
Что больше всего понравилось?
Вернувшись с прогулки. Сделать аппликацию «Узор из осенних листьев»
Публикации по теме:
Конспект занятия «Берегите природу» Берегите природу Цели: 1. Формировать экологическую культуру у детей. Задачи: 1. Воспитывать, прививать любовь к природе и воспитывать.
Конспект НООД «Поможем Лесовичку сохранить природу мордовского края» Задачи: Образовательные. учить беречь и охранять природу; Продолжать учить правила безопасного поведения в природе Развивающие:; развивать.
Конспект НОД в подготовительной группе «Тот свой край не любит, кто его природу губит» "Тот свой край не любит, кто его природу губит" Подготовительная группа Цель: формировать интерес к познанию родного края. Задачи: Образовательные:.
Конспект по познавательно - речевому развитию «Путешествие в природу» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 123 города Тюмени Конспект Непосредственной.
Конспект по экологии НОД «Берегите и защищайте природу» Цель: учить детей правильному поведению в природной среде, закладывать основы экономической культуры личности. Уточнить представление об.
Конспект проведения экскурсии в природу в подготовительной группе «На лугу» Конспект проведения экскурсии в природу в подготовительной группе «На лугу» Основная образовательная область: «Познание». Интеграция образовательных.