Немецкая пушка на рельсах. Шверер Густав — самая большая в мире пушка
В 1936 году перед Адольфом Гитлером встала проблема преодоления французской линии обороны Мажино, 400-километровой защитной линии, состоящей из укрепленных бункеров, оборонительных сооружений, пулеметных гнезд и артиллерийских точек. Было принято решение построить орудие такой мощи, которое сумело бы разрушить долговременные укрепления линии. На заводах компании Friedrich Krupp A.G выпустили целых две монструозных пушки: Большую Дору и Толстого Густава. «Густав» (Schwerer Gustav) весил целых 1344 тонны и мог передвигаться только по железной дороге, а на подготовку к стрельбе уходило целых три дня. В боевых действиях эта штуковина поучаствовала всего раз и была захвачена союзниками у Севастополя.
Орудие "Толстый Густав" весило 1344 тонны и для передвижения его по железнодорожным путям требовался демонтаж некоторых частей. Орудие высотой с четырехэтажный дом, имело ширину 6 метров и длину 42 метра. Обслуживание орудия "Толстый Густав" занималась команда в 500 человек под командованием высокопоставленного армейского чина. Команде требовалось почти три дня времени, что бы подготовить орудие к стрельбе.
Диаметр снаряда пушки "Толстый Густав" составлял 800 мм. Для выталкивания снаряда из ствола использовался заряд бездымного пороха весом 1360 килограмм. Боеприпасы для пушки были двух типов:
фугасный снаряд весом 4800 килограмм, начиненный мощным взрывчатым веществом, и цельнометаллический снаряд, весом 7500 килограмм для разрушения бетона.
Скорость полета снарядов, вылетевших из ствола пушки "Толстый Густав" составляла 800 метров в секунду.
Угол поднятия ствола пушки "Толстый Густав" составляет 48 градусов, благодаря чему она может поразить цель фугасным снарядом на расстоянии 45 километров. Снаряд, предназначенный для разрушения бетона, мог поразить цель на расстоянии 37 километров. Взорвавшись, фугасный снаряд пушки "Толстый Густав" оставлял воронку глубиной 10 метров, а бетонобойный снаряд мог пробить около 80 метров железобетонных конструкций.
Закончили его строить к концу 1940 года и первые пробные выстрелы были произведены в начале 1941 на полигоне Ругенвальде (Rugenwalde). По этому поводу с визитом прибыл Гитлер и Альберт Шпеер (Albert Speer), рейхсминистр вооружений и боеприпасов.
Установку орудия начали в начале мая и к 5 июню пушка была готова к стрельбе. Она выпустила по Севастополю 300 снарядов (с частотой примерно в 14 штук в день) ещё 30 раз стреляла во время подавления восстания в Варшавском гетто, после чего орудие попало в руки союзхников, которые сдали его в металлолом.
Не так просто зарядить
Снаряд и заряд в гильзе 800-мм пушки
Сооружение "Толстого Густава" часто описывали как бесполезную трату времени и денег, что отчасти так и было, хотя защитники Севастополя могли иметь другое мнение. С другой стороны, если бы линию Мажино не удалось обойти и получилось бы пострелять по Гибралтару, то орудие могло бы сыграть важную роль в войне. Но тут слишком много "бы".
Во время осады Севастополя выстрелы пушки направлялись данными самолёта-разведчика. Первым поражением из пушки была группа береговых орудий, разрушенная в общей сложности 8 залпами. 6 залпов были сделаны по форту Сталин с таким же эффектом. 7 выстрелов было выпущено по форту "Молотов" и 9 - по Северной бухте, где удачное попадание тяжелого снаряда пробило форт в глубину, до складов боеприпасов, что погубило его целиком.
Ни помогло нацистам, ни мощное оружие, ни хорошо обученная армия. История все расставила на свои места.
Гитлер и Генералы осматривают толстячка Густава в 1941 году.
В 1936 году перед Адольфом Гитлером встала проблема преодоления французской линии обороны Мажино, 400-километровой защитной линии, состоящей из укрепленных бункеров, оборонительных сооружений, пулеметных гнезд и артиллерийских точек.
Благодаря этому линия обороны Мажино, помимо немалой протяженности, обеспечивала глубину обороны в 100 километров. Посетив в 1936 году машиностроительный завод компании Friedrich Krupp A.G., Гитлер приказал разработать оружие, способное разрушать долговременные укрепления, что должно было помочь преодолеть линию Мажино. В 1937 году инженеры компании Крупп закончили разработку этого оружия, а в 1941 году было создано два экземпляра оружия, 800-мм пушек "Дора" и "Толстый Густав".
Орудие "Толстый Густав" весило 1344 тонны и для передвижения его по железнодорожным путям требовался демонтаж некоторых частей. Орудие высотой с четырехэтажный дом, имело ширину 6 метров и длину 42 метра. Обслуживание орудия "Толстый Густав" занималась команда в 500 человек под командованием высокопоставленного армейского чина. Команде требовалось почти три дня времени, что бы подготовить орудие к стрельбе.
Диаметр снаряда пушки "Толстый Густав" составлял 800 мм. Для выталкивания снаряда из ствола использовался заряд бездымного пороха весом 1360 килограмм. Боеприпасы для пушки были двух типов:
фугасный снаряд весом 4800 килограмм, начиненный мощным взрывчатым веществом, и цельнометаллический снаряд, весом 7500 килограмм для разрушения бетона.
Скорость полета снарядов, вылетевших из ствола пушки "Толстый Густав" составляла 800 метров в секунду.
Угол поднятия ствола пушки "Толстый Густав" составляет 48 градусов, благодаря чему она может поразить цель фугасным снарядом на расстоянии 45 километров. Снаряд, предназначенный для разрушения бетона, мог поразить цель на расстоянии 37 километров. Взорвавшись, фугасный снаряд пушки "Толстый Густав" оставлял воронку глубиной 10 метров, а бетонобойный снаряд мог пробить около 80 метров железобетонных конструкций.
Закончили его строить к концу 1940 года и первые пробные выстрелы были произведены в начале 1941 на полигоне Ругенвальде (Rugenwalde). По этому поводу с визитом прибыл Гитлер и Альберт Шпеер (Albert Speer), рейхсминистр вооружений и боеприпасов.
Интересные факты:
- По-немецки пушка называлась Schwerer Gustav.
- Сооружение "Толстого Густава" часто описывали как бесполезную трату времени и денег, что отчасти так и было, хотя защитники Севастополя могли иметь другое мнение. С другой стороны, если бы линию Мажино не удалось обойти и получилось бы пострелять по Гибралтару, то орудие могло бы сыграть важную роль в войне. Но тут слишком много "бы".
- Во время осады Севастополя выстрелы пушки направлялись данными самолёта-разведчика. Первым поражением из пушки была группа береговых орудий, разрушенная в общей сложности 8 залпами. 6 залпов были сделаны по форту Сталин с таким же эффектом. 7 выстрелов было выпущено по форту "Молотов" и 9 - по Северной бухте, где удачное попадание тяжелого снаряда пробило форт в глубину, до складов боеприпасов, что погубило его целиком.
Гитлер поручил руководству концерна «Крупп» разработку сверхмощного дальнобойного орудия, способного пробивать бетонные укрепления толщиной до семи метров и метровую броню. Реализацией этого проекта стала сверхмощная пушка «Дора», названная так в честь жены её главного конструктора Эриха Мюллера.
Первые образцы сверхтяжёлых орудий
К моменту, когда фюреру пришла в голову столь амбициозная идея, немецкая промышленность уже имела опыт производства артиллерийских монстров. В конце Первой мировой войны Париж был обстрелян батареей, состоящей из трёх сверхтяжёлых орудий системы «Колоссаль». Стволы этих чудовищ имели калибр двести семь миллиметров и посылали свои снаряды на расстояние свыше ста километров, что по тем временам считалось рекордом.
Однако подсчёт урона, нанесённого французской столице этой батареей, показал, что её реальная эффективность незначительна. При исключительной дальнобойности точность попадания орудий была крайне низкой, и обстреливать из них можно было не конкретные объекты, а лишь огромные площади.
Лишь малая часть снарядов попадала при этом в жилые дома или иные сооружения. Орудия устанавливались на железнодорожных платформах, и для обслуживания каждого из них требовалось не менее восьмидесяти человек. Учитывая к тому же их высокую стоимость, выходило, что затраты на них во многом превышали тот урон, который они способны были нанести противнику.
Позор Версальского договора
По окончании войны условия Версальского договора, среди прочих ограничений, ввели для Германии запрет на производство орудий, калибр которых превышал сто пятьдесят миллиметров. Именно по этой причине для руководства Третьего рейха было вопросом престижа, поправ статьи унизительного для них договора, создать пушку, способную удивить мир. В результате и появилась «Дора» - орудие возмездия за ущемлённую национальную гордость.
Создание артиллерийского монстра
Работы по созданию проекта и производству этого монстра заняли пять лет. Сверхтяжёлое железнодорожное орудие «Дора» своими техническими параметрами превосходило фантазию и здравый смысл. Несмотря на то что выпущенный из неё снаряд калибром восемьсот тринадцать миллиметров летел лишь на пятьдесят километров, он способен был пробить семь метров армированного бетона, метровую броню и земляное укрепление тридцатиметровой толщины.
Проблемы, связанные с использованием орудия
Однако эти, несомненно, высокие показатели теряли смысл, если учесть, что пушка при крайне низкой прицельности огня требовала поистине масштабного обслуживания и затрат на эксплуатацию. Известно, например, что позиция, которую занимало железнодорожное орудие «Дора», составляла не менее четырёх с половиной километров. Доставлялась вся установка в разобранном виде, и её монтаж занимал до полутора месяцев, для чего требовались два 110-тонных крана.
Такого орудия состоял из пятисот человек, но, кроме этого, к ним прикомандировывался батальон охраны и транспортный батальон. Для подвоза боеприпасов задействовались два железнодорожных состава и ещё один энергопоезд. В целом персонал, необходимый для обслуживания одной такой пушки, составлял полторы тысячи человек. Чтобы накормить такое количество людей, имелся даже свой полевой хлебозавод. Из всего этого видно, что «Дора» - орудие, требующее для своей эксплуатации неимоверных затрат.
Первая попытка применения орудия
Впервые своё новое детище немцы попытались использовать против англичан для разрушений возведённых ими на Гибралтаре. Но сразу возникла проблема с транспортировкой по территории Испании. В стране, ещё не оправившейся после гражданской войны, не оказалось нужных для перевозки подобного монстра грузоподъёмных мостов и дорог. К тому же диктатор Франко всячески препятствовал этому, не желая в тот момент втягивать страну в военное столкновение с западными союзниками.
Переброска орудия на восточный фронт
Ввиду этих обстоятельств сверхтяжелое орудие «Дора» было направлено на восточный фронт. В феврале 1942 года оно прибыло в Крым, где поступило в распоряжение армии, безуспешно пытавшейся штурмовать Севастополь. Здесь 813-мм осадная пушка «Дора» использовалась для подавления советских береговых батарей, оснащённых 305-мм орудиями.
Непомерно многочисленный штат, обслуживающий установку здесь, на восточном фронте, потребовалось увеличить дополнительными силами охраны, так как с первых дней прибытия на полуостров пушка и её расчёт подверглись нападениям партизан. Как известно, железнодорожная артиллерия весьма уязвима для ударов с воздуха, поэтому для прикрытия орудия от налётов авиации пришлось дополнительно задействовать зенитный дивизион. К нему присоединилось также химподразделение, в задачу которого входило создание дымовых завес.
Подготовка боевой позиции для начала обстрела
Место для установки орудия выбиралось с особой тщательностью. Его определил во время облёта территории с воздуха лично командующий соединением тяжёлых орудий генерал Цукерорт. Он выбрал одну из гор, в которой для оборудования боевой позиции был сделан широкий разрез. С целью обеспечения технического контроля фирма «Крупп» направила в район боевых действий своих специалистов, занимавшихся разработкой и изготовлением пушки.
Особенности конструкции орудия позволяли перемещать ствол лишь в вертикальном положении, поэтому для изменения направления стрельбы (по горизонтали) пушка «Дора» была размещена на специальной платформе, которая двигалась по дуге крутоизогнутых железнодорожных путей. Для её перемещения использовались два мощных дизельных локомотива.
Работы по монтажу артиллерийской установки и её подготовке к стрельбе были закончены к началу июня 1942 года. Для усиления огневого удара по укреплениям Севастополя немцы использовали, кроме «Доры», ещё две самоходные установки «Карл». Калибр их стволов составлял 60 см. Это были также мощные и разрушительные орудия.
Воспоминания участников событий
Остались свидетельства очевидцев памятного дня 5 июня 1942 года. Они рассказывают о том, как два мощных локомотива выкатили по рельсовой дуге этого монстра весом 1350 тонн. Его следовало установить с точностью до сантиметра, что и было проделано бригадой машинистов. Для первого выстрела в зарядную часть пушки поместили снаряд весом 7 тонн.
В воздух поднялся аэростат, в задачу экипажа которого входила корректировка огня. Когда приготовления были закончены, весь расчёт орудия был отведён в укрытия, находившиеся на расстоянии нескольких сот метров. От тех же очевидцев известно, что отдача при выстреле была столь сильна, что рельсы, на которых стояла платформа, ушли в землю на пять сантиметров.
Бесполезное произведение военного искусства
Военные историки расходятся во мнении относительно количества выстрелов, которые сделало немецкое орудие «Дора» по Севастополю. Исходя из данных советского командования, их было сорок восемь. Это соответствует техническому ресурсу ствола, который не выдерживает большего их количества (потом требуется его замена). Немецкие же источники утверждают, что пушка произвела не менее восьмидесяти выстрелов, после чего, во время очередного налёта советских бомбардировщиков, был выведен из строя энергопоезд.
В целом командование Вермахта было вынуждено признать, что хвалёная пушка Гитлера «Дора» не оправдала возлагавшихся на неё надежд. При всех понесённых затратах результативность огня оказалась минимальной. Зафиксировано лишь одно удачное попадание в склад боеприпасов, находившийся на расстоянии двадцати семи километров. Остальные многотонные снаряды без всякой пользы падали, оставляя после себя в земле глубокие воронки.
Оборонительным же сооружениям никакого вреда причинено не было, так как они могли быть разрушены лишь в результате прямых попаданий. Сохранилось высказывание об этой пушке начальника штаба сухопутных войск Вермахта, генерал-полковника Он сказал, что самая большая пушка «Дора» - это всего лишь бесполезное произведение искусства. К суждению этого военного специалиста трудно что-либо добавить.
Гнев фюрера и новые планы
Столь неутешительные результаты, показанные в ходе боевых действий орудием «Дора», вызвали гнев фюрера. Он возлагал на этот проект большие надежды. По его расчётам, орудие, несмотря на непомерно большие затраты, связанные с его изготовлением, должно было поступить в массовое производство и, таким образом, внести существенное изменение в баланс сил на фронтах. Кроме этого, серийный выпуск орудия такого масштаба должен был свидетельствовать о промышленном потенциале Германии.
После неудачи в Крыму конструкторы «Круппа» пытались усовершенствовать своё детище. Это должна была быть совершенно иная тяжёлая артиллерийская установка «Дора». Орудие предполагалось сделать сверхдальнобойным, а использоваться оно должно было на Западном фронте. В его конструкцию планировалось внести принципиальные изменения, позволяющие, по замыслу авторов, вести огонь трёхступенчатыми реактивными снарядами. Но подобным планам, к счастью, не суждено было осуществиться.
В годы войны, кроме пушки «Дора», немцы выпустили ещё одно сверхтяжёлое орудие калибром восемьдесят сантиметров. Оно получило название в честь главы фирмы «Крупп» Густава Круппа фон Боллена - «Толстый Густав». Эта пушка, обошедшаяся Германии в десять миллионов марок, оказалась также непригодна для использования, как и «Дора». Орудие имело практически все те же многочисленные недостатки и весьма ограниченные достоинства. В конце войны обе установки были взорваны немцами.
Пушки «Дора» и «Густав» — орудия великаны.
Сверхтяжелое артиллерийское орудие на железнодорожном ходу «Дора» было разработано в конце 30-х годов прошлого века немецкой фирмой «Крупп». Это орудие было предназначено для разрушения фортификационных сооружений на границах Германии с Бельгией, Францией (линия Мажино). В 1942 году «Дора» была использована для штурма Севастополя, а в 1944 году для подавления восстания в Варшаве.
Развитие артиллерии Германии после 1-й мировой войны было ограничено Версальским договором. Согласно положениям этого договора, Германии запрещалось иметь любые зенитные и противотанковые пушки, а также орудия, калибр которых превышал 150 мм. Таким образом, создание крупнокалиберной и мощной артиллерии было вопросом чести и престижа, считали лидеры нацисткой Германии.
Исходя из этого, в 1936 году, когда Гитлер посетил один из заводов фирмы «Крупп», он категорически потребовал от руководства компании спроектировать сверхмощное орудие, которое было бы способно разрушить французскую линию Мажино и бельгийские пограничные форты, например «Эбен-Эмаль». Согласно требованиям Вермахта, снаряд пушки должен быть способен пробить бетон толщиной 7 м., броню 1 м., твердый грунт 30 метров, максимальная дальнобойность орудия должна составлять 25-45 км. и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.
Группу конструкторов концерна «Крупп», которая занялась созданием новой сверхмощной пушки по предложенным тактико-техническим требованиям, возглавлял профессор Э.Мюллер, имевший громадный опыт в данном вопросе. Разработка проекта была завершена в 1937 году, и в этом же году концерну «Крупп» был дан заказ на производство новой пушки калибра 800мм. Строительство первого орудия было завершено в 1941 году. Орудию, в честь жены Э.Мюллера, дали название «Дора». Второе орудие, которое в честь руководства фирмы Густава фон Болена и Гальбаха Круппа было названо «Толстый Густав», было построено в середине 1941 года. Кроме того, было спроектировано третье орудие калибра 520 мм. и длиной ствола 48 метров. Оно называлось «Длинный Густав». Но это орудие не было достроено.
В 1941 году в 120 км. западнее Берлина, на полигоне «Рюгенвальде-Хиллерслебен», прошли испытания орудий. На испытаниях присутствовал сам Адольф Гитлер, его соратник Альберт Шпеер, а также другие высокие армейские чины. Гитлер остался доволен результатами испытаний.
Хотя пушки и не имели некоторые механизмы, они соответствовали требованиям, которые были указаны в техзадании. Все испытания были закончены к концу 42-го года. Орудие было поставлено в войска.К этому же времени на заводах компании было изготовлено свыше 100 снарядов калибра 800мм.
Запирание затвора ствола, а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.
Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).
Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.
Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора» была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:
1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;
2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;
3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;
4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;
5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.
Боевое применение.
Во второй мировой войне «Дора» принимала участие всего дважды.
Первый раз орудие было использовано для взятия Севастополя в 1942 году. Во время этой кампании был зафиксирован всего один случай удачного попадания снаряда «Доры», который вызвал взрыв находившегося на глубине 27 метров склада боеприпасов. Остальные выстрелы «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась каплеобразная форма диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города. В Севастополе орудием было выпущено 48 снарядов.
После Севастополя «Дора» была отправлена под Ленинград, а оттуда на ремонт в Эссен.
Второй раз «Дора» использовалась в 1944 году для подавления Варшавского восстания. Всего Варшаве орудием было выпущено больше 30 снарядов.
Конец «Доры» и «Густава».
22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора» и «Густав». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.
«Дора» - прекрасное произведение искусства, но бесполезное
Фото: самая большая немецкая пушка Дора
В 1936 году во время посещения фюрером заводов фирмы «Krupp» он потребовал от руководства фирмы создать артиллерийскую систему, с помощью которой можно было бы сокрушить французские форты на линии Мажино и бельгийские укрепления. Крупповские специалисты подсчитали: для того, чтобы пробить бетонные перекрытия толщиной семь метров и стальную плиту толщиной один метр, понадобится бронебойный снаряд весом около семи тонн, что предполагало калибр будущей артсистемы не менее 800 мм.
«Жена» весом в 400 тонн
Конструкторскую группу фирмы «Krupp», начавшую разработку нового орудия, возглавил профессор Эрик Мюлле. По имени его жены будущую пушку назвали «Дорой». Расчёты показали, что для того, чтобы вести огонь с дистанции 35-45 км и не попасть под ответный огонь вражеской артиллерии, снаряд должен был иметь большую начальную скорость. А для этого орудие должно иметь длинный ствол и, по расчётам инженеров фирмы «Krupp», весить не менее 400 тонн!
Работа над орудием-монстром началась в 1937 году. Но из-за возникших при этом сложностей создать артиллерийскую систему
, способную сделать первый выстрел, удалось лишь к сентябрю 1941 года. Линия Мажино и бельгийские форты к тому времени уже были захвачены германскими войсками. Тем не менее работа над «Дорой» была продолжена. К бою чудо-пушка была полностью готова в январе 1942 года. Её строительство обошлось германской казне в чудовищную сумму - 10 миллионов рейхсмарок.
Как она была устроена?
Как и все подобные ей артиллерийские установки , «Дора» состояла из двух частей - собственно орудия и железнодорожного транспортёра. Длина ствола пушки составляла 32 калибров - 32,48 м, из них длина нарезной его части - 36,2 калибра - 28,9 м. Запирание ствола производилось клиновым затвором с гидравлическим приводом. Заряжание «Доры» было раздельно-гильзовым.
Живучесть ствола оценивали в сто выстрелов, однако, как показала практика, уже после пятнадцати выстрелов начинался износ канала ствола. Масса пушки составляла 400 тонн.
Из-за огромных размеров и массы пушки конструкторам фирмы «Krupp» пришлось сконструировать уникальный железнодорожный транспортёр, занимавший сразу две параллельные рельсовые колеи. Таким образом, получался гигантский транспортёр на сорока осях и восьмидесяти колёсах по сорок колёс на колее.
После сборки транспортёра на нём устанавливался нижний станок с люлькой и противооткатной системой. Вслед за этим производился монтаж ствола пушки и сборка платформы для заряжания. В хвостовой части платформы устанавливались два подъёмника с электрическим приводом для подачи с железнодорожной колеи на платформы снарядов и зарядов. Механизм вертикальной наводки использовал электрогидравлический привод и обеспечивал наведение орудия в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0 до 65 градусов. А горизонтальная наводка осуществлялась благодаря тому, что железнодорожные колеи были выполнены в виде кривых определённого радиуса. При этом стрельба велась только строго параллельно этим путям - любое отклонение грозило перевернуть установку под влиянием огромной силы отката. В боевом положении длина установки была 43 м, ширина 7 м, высота 11,6 м.
Время подготовки орудия к ведению огня складывалось из времени оборудования огневой позиции (от трёх до шести недель) и времени сборки артустановки (трое суток). Для оборудования огневой позиции требовался участок размерами 4,5x4,5 км и 250 человек личного состава. С учётом электроагрегата масса артиллерийской установки «Дора» составляла 1350 тонн.
Поход на Севастополь
В феврале 1942 года начальник штаба сухопутных войск генерал Гальдер приказал отправить суперпушку «Дора» под Севастополь и передать её в распоряжение командующего 11-й немецкой армией генерала Манштейна. Под Севастополь «Дора» была доставлена в 106 вагонах пятью поездами. Обслуживающий персонал перевозили в 43 вагонах первого поезда, там же располагались кухня и средства маскировки. Монтажный кран и вспомогательное оборудование перевозили в 16 вагонах второго поезда. Части самой пушки и мастерскую транспортировали в 17 вагонах третьего состава. В 20 вагонах четвёртого поезда перевозили ствол и механизмы заряжания. Последний пятый состав в количестве 10 вагонов перевозил снаряды и пороховые заряды, в его вагонах поддерживался искусственный климат с постоянной температурой 15°С.
Непосредственное обслуживание пушки возлагалось на специальный 672-й артиллерийский дивизион «Е» численностью около пятисот человек под командованием полковника артиллерии Бова и состоявший из нескольких подразделений, в том числе штабной и огневой батарей. В составе штабной батареи имелись вычислительные группы, производившие все необходимые для наводки на цель расчёты, а также взвод артиллерийских наблюдателей, в котором, кроме обычных средств (теодолиты, стереотрубы), использовалась и новая для того времени инфракрасная техника.
В расчёт орудия также включался транспортный батальон, комендатура, маскировочная рота и полевой хлебозавод. Кроме того, в личный состав входили отделение полевой почты и походный публичный дом . Плюс ко всему к дивизиону были прикомандированы два десятка инженеров концерна «Krupp». Для инженерной подготовки позиции под Севастополем была выделена тысяча сапёров и полторы тысячи местных жителей, принудительно мобилизованных для земляных работ. Охрана позиции «Доры» возлагалась на караульную роту численностью триста человек, а также большую группу фельджандармов и специальную группу со сторожевыми собаками.
Кроме того, к группе обеспечения «Доры» было придано усиленное военно-химическое подразделение численностью 500 человек, предназначенное для постановки дымзавесы в целях маскировки с воздуха, и усиленный артиллерийский дивизион ПВО с 88-мм зенитными орудиями и батареей 20-мм зенитных автоматов. С воздуха над огневыми позициями «Доры» барражировали истребители из состава 8-го авиакорпуса генерала Вольфрама фон Рихтгофена.
Общая численность личного состава, привлеченного к обслуживанию суперпушки, составляла четыре тысячи человек.
Много шума - и ничего?
25 апреля 1942 года эшелоны с разобранной на части артустановкой с соблюдением всех мер предосторожности прибыли в Крым. Позиция для «Доры» была выбрана в 25 километрах от Севастополя и в двух километрах от железнодорожной станции Бахчисарай. В ходе подготовки позиции для «Доры» была проложена километровая железнодорожная ветка и уложены «усы», которые обеспечивали угол горизонтального обстрела 45 градусов. Работы по строительству огневой позиции велись в течение четырёх недель.
5 июня 1942 года на рассвете орудие было выведено на боевую позицию, и из вагона-погреба бронебойный снаряд был поднят на зарядный стол, а с него - в казённую часть ствола.
В 05:35 утра прозвучал первый выстрел чудо-орудия, от которого в вагоне-столовой, стоящем в трёх километрах от огневой позиции «Доры», с полок слетела посуда, а в Бахчисарае вылетели стёкла в жилых домах. Через 45 секунд немецкие наблюдатели на переднем крае зафиксировали взрыв огромного снаряда в районе полевого склада боеприпасов 96-й стрелковой дивизии. Последующие за этим семь выстрелов «Доры» были произведены по старой береговой батарее №16 южнее посёлка Любимовка. Ещё шесть выстрелов в этот день были сделаны по зенитной батарее Черноморского флота в районе станции Мекензиевы горы. Последний выстрел «Доры» в этот день прозвучал около восьми часов вечера.
6 июня суперпушка выпустила шестнадцать снарядов, 7 июня «Дора» произвела семь выстрелов по штольням арсенала в Сухарной балке. Всего же под Севастополем «Дора» выпустила 48 снарядов. Каков же результат этой стрельбы?
Артиллерийские наблюдатели не сумели зафиксировать падение семи снарядов. По некоторым данным, они легли с перелётом и упали в море. И лишь пять снарядов пушки-гиганта поразили цели. Генерал Манштейн, в конце концов взявший Севастополь и получивший за это жезл фельдмаршала, писал в своих воспоминаниях: «Это было чудо артиллерийской техники. Ствол имел длину порядка 30 м., а лафет достигал высоты трёхэтажного дома. Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию. Для его прикрытия постоянно стояло наготове два дивизиона зенитной артиллерии. В целом эти расходы, несомненно, не соответствовали достигаемому эффекту. Орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в скалах на глубине 30 м.»
.
В прочих случаях снаряды «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась воронка каплеобразной формы диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города.
Как резюме, можно привести слова, сказанные начальником генерального штаба вермахта генерал-полковника Гальдера, который, кстати, сам был артиллеристом: «Настоящее произведение искусства, однако бесполезное».
Бесславный конец
После «гастроли» под Севастополем «Дору» отправили под Ленинград. Правда, прибыла она туда без самой важной своей части - без ствола. Ввиду полного его износа он был отправлен для ремонта в Эссен, а пока на станции Тайцы оставался лафет и всё прочее оборудование артустановки. Туда же собирались привезти вторую суперпушку, построенную на заводах концерна «Krupp» и получившую в честь главы концерна Густава фон Болена и Гальбаха Круппа имя «Толстый Густав». Но вскоре наступление Красной армии по прорыву Блокады заставило немцев вывезти свои суперпушки из прифронтовой зоны.
Ещё раз «Дора» поучаствовала в боевых действиях в сентябре-октябре 1944 года. Тогда артустановку привезли под Варшаву, где она выпустила около тридцати своих снарядов по восставшей столице Польши. Больше эти суперпушки нигде не стреляли. Правда, в 1944 году Гитлер приказал использовать «Дору» для обстрела с территории Франции Британских островов. Для этого были разработаны специальные трёхступенчатые реактивные снаряды. Но к тому времени войска союзников продвинулись далеко вглубь Франции, и идея со стрельбой из суперпушки по Лондону стала неактуальной…
Весной 1945 года во время наступления англо-американских союзников передовые дозоры обнаружили в лесу неподалёку от баварского города Ауэрбах, в тупике на железнодорожных путях, платформы, загруженные какими-то металлическими конструкциями, и валявшиеся поблизости искорёженные взрывами куски металла. Это были остатки двух суперпушек Гитлера. После изучения и тщательного фотографирования остатки «Доры» и «Густава» отправили в металлолом.
Если учесть, что из пушки-монстра «Дора» было выпущено по противнику 78 снарядов, а «Густав» вообще в боевых действиях не участвовал, то проект «Дора» можно считать самой дорогостоящей ошибкой в планировании развития артиллерии.
Орудие «Дора»
Масса в боевом положении: 1350 т.
Масса в походном положении: 317 т.
Длина транспортёра: 41 300 мм.
Калибр: 807 мм.
Длина ствола: 40 калибров.
Начальная скорость снаряда: 1500 м/сек.
Угол возвышения: до 65°.
Скорострельность: 1 выстр/20мин.
Дальность стрельбы: фугасным снарядом - до 47 км, бронебойными - 38 км.
Пушка Дора характеристики и устройство
Пушка Дора характеристики и устройство
1. Ствол
2. Лафет
3. Железнодорожный транспорт
4. Ограждения для личного состава
5. Противооткатная система
6. Казённая часть с клиновым затвором
7. Электродвигатель механизма вертикальной наводки
8. Досылатель снаряда
9. Платформа для заряжания
10. Подъёмник для снарядов с электроприводом
Суперснаряды для суперпушки
«Дора» стреляла 7-тонными бетонобойными и 4,8-тонными фугасными снарядами, содержавшими, соответственно, 250 кг. и 700 кг. взрывчатки. Бетонобойный снаряд пробивал броню
толщиной до 1 метра, бетон - до 8 метров, твёрдый грунт - до 32 метров.