Шилка зенитная самоходная установка калибр. «шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка
Предназначена для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от ударов авиации, вертолетов, крылатых ракет на высотах до 1500 м при наклонной дальности от 200 до 2500 м и скорости полета до 450 м/с. ЗСУ может использоваться также для поражения подвижных и неподвижных наземных целей на дальностях до 2000 м.
В состав ЗСУ "Шилка" входят:
23-мм счетверенная автоматическая зенитная пушка АЗП-23-4;
Электрогидравлические силовые следящие приводы;
Радиоприборный комплекс РПК-2М;
Система электропитании;
Гусеничный самоход;
Навигационная аппаратура;
Дневные и ночные приборы наблюдения;
Аппаратура внешней и внутренней связи;
Аппаратура противоатомной защиты.
В состав РПК входят РЛС орудийной наводки, счетно-решающий прибор и визирное устройство.
В любых условиях погоды и видимости с помощью РЛС в ЗСУ автоматически определяются координаты цели, по которым счетно-решающий прибор вырабатывает упрежденные данные для наводки артустановки АЗП-23-4. Автоматическая наводка пушек обеспечивается с помощью силовых гидроприводов. Отличительными особенностями пушечного автомата АЗП-23-4 являются наличие электрической схемы обеспечения стрельбы и принудительного межслойного охлаждения стволов автомата.
Автомат A3П - 23 -4 обеспечивает темп стрельбы около 4000 выстр./мин.
Эффективность стрельбы по самолету, находящемуся в пределах зоны обстрела, составляет от 0,05 до 0,25.
ЗСУ-23-4 имеет боекомплект в количестве 2000 выстрелов (снарядов).
Время перевода ЗСУ из походного положения в боевое - около 5 мин., боевой расчет - 4 чел.
ЗСУ допускает несколько способов наведения пушки на цель и ведения огня. Эти способы и определяют пять режимов боевой работы ЭСУ При работе ЗСУ в первых трех режимах пушка наводится силовыми приводами наведения, включенными в автоматический режим наведения, по данным, поступающим из РПК.
При работе в четвертом и пятом режимах пушка наводится по правой головке (прицел-дублер) визирного устройства с помощью силовых приводов наведения, включенных в полуавтоматический режим наведения или (в пятом режиме) вручную с помощыо маховичков. Управление силовыми приводами наведения в этих режимах производится оператором поиска с помощью блока рукояток Т-55М1 РЛС. В ЗСУ имеется ряд блокировок, срабатывание которых исключает возможность включения силовых приводов наведения и ведения огня. Эти блокировки предусмотрены для обеспечения безопасности экипажа и своих войск при боевой работе ЗСУ. Блокировки установлены так, что включение силовых приводов наведения возможно только при отстопоренных башне и качающейся части АЗП, закрытом люке механика-водителя и закрытой крышке люка звеньесборника.
В зависимости от режимов работы открытие огня производит или командир с рукоятки огня, или оператор поиска с рукоятки блока Т-55М1, либо с помощью спусковой педали.
После принятия в 1962 году ЗСУ-23-4 на вооружение, она прошла несколько модернизаций.
Первая модернизация проходила в течение 1968 -1969 гг., в результате которой повысилась надежностъ эксплуатации установки, улучшились условия обитания для расчета, увеличен ресурс газотурбинного агрегата (ГТА) с 300 до 450 ч. Для наведения РЛС сопровождения на визуально обнаруженную цель в установку был введен командирский прибор наве-дения (КПН). Модернизированная установка получила название ЗСУ-23-4В.
В 1970-1971 гг. проведена модернизация счетно-решающего прибора. Это позволило повысить точность и эффективность стрельбы, надежность автосопровождения цели при увеличении скорости движения установки с 20 до 40 км/ч, увеличить ресурс ГТА с 450 до 600 ч. Установка получила название ЗСУ-23-4В1. В 1971 - 1972 гг. в результате ОКР была повышена живучесть стволов с 3000 до 4500 выстрелов, улучшена надежность РЛС и вновь увеличен ресурс ГТА с 600 до 900 ч. Установка стала называться ЗСУ-23-4М1.
В течение 1977 - 1978 гг в установку был вмонтирован радиозапросчик системы опознавания самолетов "свой - чужой". После этого ЗСУ "Шилка" получила название ЗСУ-23-4МЗ.
В 1978 - 1979 гг проведена следующая модернизация ЗСУ "Шилка" с целью лучшего использования ее в горных условиях, в частности, в боевых порядках в Афганистане, Из установки был исключен РПК, за счет чего увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 шт., введена аппаратура ночного видения для ведения стрельбы ночью по наземным целям. Модернизированная установка под названием ЗСУ-23-4М2 оказалась эффективной при ведении боевых действий в горных условиях Афганистана.
В ходе дальнейшей модернизации в установку внедряются радиолокационная и оптиколокационная системы управления огнем, телекодовая аппаратура обмена информацией с командирским пунктом управления. Радиолокатор и основная аппаратура установки переведены на современную элементную базу и цифровую обработку сигналов, усовершенствованы узлы и механизмы базового самохода.
ЗСУ превращается в зенитный ракетно-пушечный комплекс.
Вероятность поражения цели ЗСУ увеличивается (с 1 0,12 до 0,55 - 0,6, а каждая установка получила возможность принимать целеуказание по телекодовому каналу связи с командирского пункта управления.
Основные характеристики:
ЗСУ-23-4 |
ЗСУ-23-4М1 |
ЗСУ-23-4М2 |
|
Дальность обнаружения цели типа МиГ-17, км |
|||
Дальность автоматического сопровождения цели типа МиГ, км |
|||
Основной способ наведения пушек на цель |
с использованием РПК |
с использованием РПК |
с использованием оптического прицела и ПНВ |
Зона обстрела воздушных целей, м: |
|||
|
|||
Дальность поражения наземных целей, м |
|||
Вероятность поражения самолета |
|||
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с |
|||
Время реакции ЗСУ, с |
|||
Время развертывания (свертывания), мин. |
|||
Возможность стрельбы в движении пушечным вооружением |
|||
Максимальная скорость движения ЗСУ, км/ч |
|||
Масса. ЗСУ, т |
|||
Расчет, чел. |
|||
Год принятия на вооружение |
ЗСУ-23-4 «Шилка», индекс ГРАУ — 2А6 – это самоходная зенитная установка производства СССР, чей серийный выпуск стартовал в 1964 году. Стреляет с частотой 3400 снарядов в минуту. Наведение на цель осуществляется в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах. В двух первых применяется радиолокационная станция.
Функционал заключается в ликвидации воздушных целей на высотах до 1,5 км и дальностях до 2,5 км, скорость которых составляет до 450 м/с и надводных (наземных) целей, которые расположены на расстоянии до 2 км с короткой остановки, с места и в движении. Используется также для непосредственного прикрытия наземных войск. Во времена Советского Союза состояла на вооружении подразделений противовоздушной обороны сухопутных войск полкового звена.
Потенциальные противники СССР подметили ее большую опасность в отношении низколетящих целей. Но на сегодняшний день эта ЗСУ уже устарела, в основном по характеристикам, достаточно малой дальности огня по воздушным целям и возможностям радиолокационной станции. С целью замены впоследствии появился самоходный ЗРПК «Тунгуска». Тем не менее «Шилка» на сегодня еще состоит в зенитных частях в армиях РФ, Украины, других государств и с успехом используется в локальных конфликтах для огня по наземным целям.
1. Фотографии
2. Видео
3. История создания
Дебютной советской зенитной самоходной установкой стала ЗСУ-57-2, серийный выпуск которой стартовал либо в 1955, либо в 1957 году. Она обладала очень малой боевой эффективностью, и имела только невысокую скорострельность, ручную оптическую систему наведения и его малую скорость. Поэтому она не могла сбивать реактивные скоростные самолеты, летящих на малых высотах. По этим причинам, сразу после того, как она начала производиться, начали разрабатываться две новые скорострельные установки с автоматическими радиолокационными системами наведения. Это ЗСУ-37-2 Енисей со спаренной артустановкой 500П калибра 37 мм и ЗСУ-23-4 Шилка со счетверенной артустановкой 2А7 калибра 23 мм. Кроме этого, каждая из них была оборудована радиолокационной системой наведения и шасси. У Енисея это было РПК «Байкал» и шасси от САУ СУ-100П, а у Шилки РПК «Тобол» и шасси от САУ АСУ-85. Что касается использования: у Енисея была задача обеспечивать противовоздушную оборону бронетанковых войск, а у Шилки – мотострелковых частей.
Их прототипы были произведены в конце 1960 года, через десять месяцев завершились государственные и заводские испытания. Шилка была взята на вооружение осенью 1962 года. Были выявлены ее преимущества перед Енисеем в эффективности стрельбы по скоростным целям на высотах в 0,2-0,5 км, однако Енисей оказался лучше по предельной высоте эффективной стрельбы. Масса его составляла 28000 кг, а Шилки – 19000, но стоимость их была почти одинакова. Так как ни одна из систем не оказалась лучше друг друга, они были обе рекомендованы к принятию на вооружение, но Совет Министров СССР принял соответствующее решение только насчет Шилки, а работы по Енисею были остановлены.
4. Тактико-технические характеристики
4.1 Размеры
- Длина корпуса, см: 649,5
- Ширина корпуса, см: 307,5
- Высота, см: 264,4-376,4
- База, см: 382,8
- Колея, см: 250
- Клиренс, см: 40.
4.2 Бронирование
- Тип брони: катаная стальная противопульная (0,9 – 1,5 см).
4.3 Вооружение
- Марка и калибр пушки: четыре АЗП-23 «Амур», калибра 23 мм
- Тип пушки: малокалиберные нарезные автоматические пушки
- Длина ствола, калибров: 82
- Боекомплект пушки: 2000
- Углы ВН, град.: −4…+85°
- Углы ГН, град.: 360°
- Дальность стрельбы, м: 200 — 500
- Прицелы: РЛС РПК-2, оптический визир.
4.4 Подвижность
- Тип двигателя: В-6Р
- Мощность двигателя, л. с.: 280
- Скорость по шоссе, км/ч: 50
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: до 30
- Запас хода по шоссе, км: 450
- Запас хода по пересечённой местности, км: 300
- Удельная мощность, л. с./т: 14,7
- Тип подвески: торсионная индивидуальная
- Преодолеваемый подъём, град.: 30°
- Преодолеваемая стенка, см: 70
- Преодолеваемый ров, см: 250
- Преодолеваемый брод, см: 100.
4.5 Остальные параметры
- Классификация: зенитная самоходная установка
- Боевая масса, кг: 21000
- Компоновочная схема: классическая
- Экипаж, чел.: 4
5. Модификации
- ЗСУ-23-4В – модернизация. Повышены ресурс газотурбинного агрегата с 300 до 450 ч. и надежность эксплуатации. Стали лучше условия для экипажа. С целью наведения радиолокационной станции сопровождения на цель был применен командирский прибор наведения.
- ЗСУ-23-4В1 — ЗСУ-23-4В дополнилась счётно-решающим прибором, из-за чего возросла надежность автосопровождения цели при повышении скорости установки до 40 км/ч, произошло увеличение эффективности и точности стрельбы, а также ресурса газотурбинного агрегата до 600 ч.
- ЗСУ-23-4М1 — модернизация пушки 2А10 до 2А7М и 2А10М и автоматов 2А7 для увеличения стабильности и надежности работы комплекса. Возросла живучесть стволов – до 4500 выстрелов. Улучшилась надежность радиолокационной станции, возрос ресурс газотурбинного агрегата до 900 ч.
- ЗСУ-23-4М2 – модернизированная ЗСУ-23-4М1, для эксплуатации в Афганистане. Снят РПК, из-за чего возрос боекомплект снарядов до трех тысяч штук. Была установлена аппаратура ночного видения для стрельбы в ночное время по наземным целям
- ЗСУ-23-4М3 Бирюса – модернизированная ЗСУ-23-4М1. Введен наземный радиозапросчик «Лук» системы радиолокационного опознавания воздушных целей по принципу «свой-чужой»
- ЗСУ-23-4М4 Шилка-М4 – модернизация. Установлена радиолокационная система управления огнем, возможно дополнение зенитно-ракетным комплексом Стрелец. Используется батареей подвижного пункта разведки и управления Сборка М1, как командный пункт и внедрение в ЗСУ телекодового канала связи обмена данными между командным пунктом и установкой. Аналоговый счетно-решающий прибор поменялся на ЦВС. Введена следящая цифровая система. Усовершенствовано гусеничное шасси, в целях повышения маневренности и управляемости самохода и уменьшения сложности его эксплуатации и техобслуживания. Поставлен пассивный прибор ночного видения. Установлены другие радиостанции, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры и кондиционер.
- ЗСУ-23-4М5 Шилка-М5 – модернизированная ЗСУ-23-4М4. Введена оптико-электронная и радиолокационная система управления огнем.
6. Машины на базе
- 1С91 — самоходная установка наведения и разведки ЗРК «Куб».
- 2П25 – пусковая самоходная установка ЗРК «Куб».
- «Сангвин» — самоходный лазерный комплекс для противодействия оптико-электронным приборам воздушных целей.
7. Тактика
Когда зенитные установки участвуют в атаках, они дают обеспечение танкам, двигаясь за ними на расстоянии приблизительно 0,4 км.
На расстояниях больше 2,5 км, ведение огня по воздушным целям отличается малой эффективностью и из-за этого возможно только при самообороне. Три километра ее снаряды пролетают за шесть секунд.
7.1 Противодействие
Поражение Шилке способны нанести вертолеты с управляемыми противотанковыми ракетами TOW, чья дальность пуска может быть больше 3000 м. Для вертолетов перед Шилкой нет большой опасности, потому что сбить воздушную цель, летящую на высоте больше, чем 2,5 км, она может с возможностью не выше 10%.
8. Боевое применение
- Война на истощение — на стороне Египта
- Война во Вьетнаме – на стороне Северного Вьетнама
- Арабо-израильская война – обе стороны
- Сражения за гору Хермон – на стороне Сирии
- Первая гражданская война в Анголе – ангольская сторона
- Египетско-ливийская война – на стороне Ливии
- Эфиопо-сомалийская война – на стороне Сомали
- Афганская война
- Ирано-иракская война – на стороне Ирака
- Гражданская война в Ливане – на стороне Сирии
- Применялись в защите от ударов самолетов США по Ливии весной 1986 года.
- Война в Персидском заливе – на стороне Ирака
- Вооружённый конфликт в Приднестровье – обе стороны
- Карабахский конфликт – на стороне Армении
- Первая чеченская война – обе стороны
- Операция НАТО против Сербии – на стороне Югославии
- Вторая чеченская война –обе стороны
- Иракская война – на стороне Ирака
- Гражданская война в Сирии – на стороне Сирии.
В связи с принятием на вооружение зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 «Тунгуска» в 1982 году было прекращено серийное строительство зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 «Шилка». К этому времени в войсках имелась подобная техника нескольких модификаций, самой новой из которых была ЗСУ-23-4М3. По имеющимся данным, со временем большая часть остававшихся в войсках «Шилок» прошла модернизацию до состояния «М3» и уже в таком виде продолжала службу до самого списания.
Проект модернизации ЗСУ-23-4М3 был создан еще в конце семидесятых годов, что соответствующим образом сказывалось на достигнутых характеристиках. Появление нового комплекса «Тунгуска», в свою очередь, привело к полной остановке развития проекта «Шилка». Тем не менее, спустя некоторое время появились новые варианты модернизации старых зенитных самоходок. С конца девяностых годов начались работы по модернизации этой техники путем использования нового оборудования. Два новых проекта позволяют заметно повысить боевой потенциал устаревшей техники и продлить сроки ее эксплуатации.
ЗСУ-23-4М4
Во второй половине девяностых годов Ульяновский механический завод предложил оригинальную концепцию развития устаревших систем семейства «Шилка». За счет некоторых доработок конструкции и установки нового оборудования планировалось значительно повысить характеристики боевых машин, обеспечив возможность их применения в современных вооруженных конфликтах. Кроме того, обновление бортового оборудования самоходок позволяло повысить их ремонтопригодность за счет использования современной элементной базы.
Новый проект модернизации зенитной самоходки получил обозначение, соответствующее ранее применявшейся номенклатуре, – ЗСУ-23-4М4 или «Шилка-М4». Основную часть работ по созданию этого проекта взял на себя Ульяновский механический завод. Он должен был разработать обновленный комплекс радиоэлектронных средств, а также освоить его выпуск. Кроме того, к проекту привлекли белорусское предприятие «Минотор-Сервис», которое должно было модернизировать базовое шасси и его агрегаты.
В рамках модернизации по проекту ЗСУ-23-4М4 существующая техника лишается большей части имеющейся аппаратуры, вместо которой предлагается устанавливать новую. В частности, вместо аналогового счетно-решающего устройства предлагается использовать цифровую вычислительную систему. Кроме того, применяется новая система управления огнем. Также в проекте имелись некоторые иные доработки. Использование новой аппаратуры позволило заметно повысить характеристики боевой машины, а также сократить объемы, необходимые для ее размещения. Так, радиолокационно-приборный комплекс старых «Шилок» размещался в семи шкафах. В проекте «М4» под это оборудование выделяется только пять шкафов.
В ходе модернизации самоходка «Шилка-М4» сохраняет основные принципы боевой работы. Как и предыдущие машины семейства, новая ЗСУ-23-4М4 должна вести наблюдение за обстановкой и производить атаку целей при помощи радиолокационной системы управления огнем. Антенна РЛС обнаружения целей по-прежнему располагается в кормовой части башни.
В состав бортовой электроники предлагается включать аппаратуру приема внешнего целеуказания и выдачи данных по телекодовому каналу. Эта аппаратура обеспечивает совместную работу с батарейным командным пунктом «Сборка», что расширяет боевые возможности как отдельной боевой машины, так и всего соединения. К примеру, обеспечивается возможность одновременного обстрела одной цели пятью самоходками.
Еще одним важным нововведением проекта ЗСУ-23-4М4 является тренировочное устройство операторов радиолокационной станции, при помощи которого может проводиться подготовка личного состава без использования сторонних средств.
Все использованные доработки призваны повышать боевую эффективность отдельных машин и батарей. Возможность связи с батарейным командным пунктом и получения стороннего целеуказания позволяет интегрировать зенитные самоходки в общую структуру войсковой ПВО и, как следствие, расширить информационное поле воздушной обстановки. Обновленная цифровая аппаратура боевой машины имеет более высокую производительность в сравнении с электроникой предыдущих моделей, что сокращает работное время, а также позволяет быстрее обрабатывать данные и выполнять атаку.
В отличие от своих предшественников, «Шилка-М4» может работать в сложной помеховой обстановке, а также эффективно производить обнаружение целей, идущих на малых высотах. Также автоматика комплекса самостоятельно учитывает метеорологические условия, износ стволов пушек и другие факторы, влияющие на траекторию полета снарядов.
Модернизированная боевая машина имеет несколько новых режимов работы. В первую очередь необходимо отметить возможность автоматизированной работы зенитной установки под управлением вышестоящего командного пункта. В режиме тренировки операторов РЛС автоматика способна имитировать работу в сложных условиях. В таком случае на экранах выводится информация о нескольких (не более пяти) целях. Также возможна имитация пассивных и активных помех.
С целью значительного повышения боевых характеристик обновленная самоходка ЗСУ-23-4М4 получает управляемое ракетное вооружение. В кормовой части башни предлагается монтировать две пусковые установки «Стрелец» с креплениями для четырех транспортно-пусковых контейнеров ракет «Игла». Пусковые установки имеют собственные приводы вертикального наведения. Наведение по азимуту осуществляется поворотом всей башни. Исходные элементы наземной аппаратуры комплекса «Игла» не используются. Их функции, касающиеся поиска цели и управления огнем, выполняются имеющимся радиоэлектронным оборудованием зенитной самоходки.
Проект ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» подразумевает только модернизацию существующей техники, поскольку боевые машины семейства «Шилка» давно сняты с производства. При этом, однако, проектом предусматриваются некоторые меры, направленные на продление ресурса техники. Так, в ходе изготовления перспективной зенитной самоходной установки предполагается проводить капитальный ремонт всех узлов и агрегатов, не подлежащих замене новыми. Кроме того, устаревшие блоки аппаратуры и т.д. демонтируются и на их место устанавливаются новые. Все это позволяет значительно продлить ресурс машины, обеспечив ее дальнейшую эксплуатацию.
В ходе модернизации до состояния «М4» не производится никаких серьезных переделок базовой конструкции, благодаря чему обновленная самоходка сохраняет габариты и вес на уровне базовой модели. Кроме того, сохраняются прежние характеристики подвижности.
Новая радиоэлектронная аппаратура позволяет «Шилке-М4» производить обнаружение цели и брать ее на сопровождение на дальностях до 10 км. При интеграции боевой машины в систему войсковой ПВО этот параметр значительно увеличивается. При совместной работе с батарейным командным пунктом и сторонними средствами обнаружения дальность, на которой засекается цель, увеличивается до 34 км.
В ходе модернизации ЗСУ-23-4М4 сохраняет старое артиллерийское вооружение в виде счетверенного автомата 2А7М калибра 23 мм. Эти орудия могут наводиться в любом направлении по азимуту с углом возвышения от -4° до +85°. При начальной скорости снаряда на уровне 950-970 м/с возможна эффективная стрельба на дистанции до 2-2,5 км. Досягаемость по высоте – 1,5 км. Боекомплект – 2000 снарядов на все четыре орудия. При имеющихся характеристиках автоматы могут использоваться для атаки воздушных целей, движущихся со скоростью до 500 м/с.
При использовании управляемых ракет 9М39 «Игла» максимальная дальность поражения целей увеличивается до 5-5,2 км, высота – до 3-3,5 км. Максимальная скорость поражаемой цели, в зависимости от ракурса, достигает 360-400 м/с. Поражение цели производится при помощи осколочно-фугасной боевой части. На двух пусковых установках башни размещаются четыре контейнера с ракетами 9М39. По некоторым данным, еще четыре ракеты могут транспортироваться внутри машины и крепиться на пусковые установки после израсходования готового к применению боекомплекта.
ЗСУ-23-4М5
Одновременно с проектом «Шилка-М4» был предложен вариант модернизации под обозначением ЗСУ-23-4М5. Как и предыдущий проект, он создавался в рамках сотрудничества предприятий двух государств. При этом, ввиду иного состава специального оборудования, к разработке самоходки «М5» привлекли минское НПО «Пеленг». Оно должно было разработать и поставить некоторое новое оборудование, предназначенное для использования в составе системы управления огнем.
Проект модернизации ЗСУ-23-4М5 основывается на тех же идеях, что и ЗСУ-23-4М4, однако получает ряд нового оборудования. Обе боевые машины имеют одинаковые системы управления огнем, вооружение и т.д. Единственное отличие «Шилки-М5» заключается в наличии оптико-локационного канала в составе системы управления огнем. За счет этого обеспечивается определенное расширение боевых возможностей самоходки, поскольку оптико-локационная система способна обеспечить боевую работу даже в условиях сильных помех, мешающих радиолокационной станции.
В проекте «Шилка-М5» предлагается оснащать самоходку дополнительным телевизионным визиром и лазерным дальномером. Эта аппаратура интегрируется с другими бортовыми системами, благодаря чему в распоряжении экипажа оказывается комплекс оптических и радиолокационных средств, дополняющих друг друга.
Предложенные оптико-локационные системы позволяют следить за обстановкой, находить цели и брать их на сопровождение в любое время суток без серьезных ограничений по метеоусловиям и другим факторам. Кроме того, характеристики и общая эффективность телевизионного визира повышаются благодаря параллельному применению РЛС. В итоге телевизионный визир с дальномером и радиолокационная станция, дублируя друг друга, повышают вероятность взятия цели на сопровождение с дальнейшим обстрелом с использованием пушечного или ракетного вооружения.
Зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4М4 и ЗСУ-23-4М5 имеют одинаковые габариты и характеристики подвижности. Также отсутствуют различия в характеристиках дальности и высоты поражаемых целей, их скорости и т.д. Таким образом, единственным серьезным отличием двух боевых машин является состав систем управления огнем. В случае с проектом «М5» предлагается универсальный комплекс с радиолокационным и оптическим каналом, который в ряде ситуаций может обеспечивать большую эффективность боевой работы в сравнении с аппаратурой машины «М4».
Широкая общественность впервые узнала о новых проектах модернизации ЗСУ-23-4 «Шилка» в 1999 году. На выставке МАКС в Жуковском был показан прототип «Шилки-М4», в то время проходивший испытания. В дальнейшем эту машину неоднократно демонстрировали на других выставках. Кроме того, со временем к прототипу машины проекта «М4» присоединился опытный образец «Шилки-М5».
Два новых проекта представляют большой интерес для потенциальных заказчиков, поскольку они позволяют с минимальными затратами обновить имеющуюся в войсках технику, заметно повысив ее характеристики. При этом весьма интересный облик боевой машины складывается из нескольких основных составляющих. В первую очередь, это максимально возможное использование оригинальных комплектующих с минимальным их изменением. В ходе модернизации по новым проектам «Шилка» в базовой конфигурации должна проходить ремонт, а также сохранять основные элементы конструкции, в том числе вооружение.
Повышение характеристик достигается за счет полной переработки бортовых радиоэлектронных систем с заменой устаревшей аналоговой аппаратуры современным цифровым оборудованием. В результате этого появляются новые режимы работы, в том числе возможность эффективного применения в сложной помеховой обстановке. Наконец, проекты подразумевают введение в состав аппаратуры боевой машины некоторого полностью нового оборудования. Это пусковые установки для управляемых ракет в обоих новых проектах, а также оптико-локационная система в проекте ЗСУ-23-4М5.
Предложенные проекты модернизации зенитных самоходок «Шилка» представляют определенный интерес для многих стран, на вооружении которых до сих пор состоит подобная техника. Далеко не все эти государства имеют возможность списать имеющиеся ЗСУ-23-4 и заменить их более новой техникой. Предложения Ульяновского механического завода, компании «Минотор-сервис» и НПО «Пеленг», в свою очередь, позволяют серьезно обновить парк техники без крупных затрат, свойственных покупке полностью новых машин.
Тем не менее, насколько известно, пока проекты ЗСУ-23-4М4 и ЗСУ-23-4М5 не ушли дальше демонстрации опытных образцов на выставках. Несмотря на все усилия разработчиков, пока никто не выразил желание обновить свою технику до модификаций «Шилка-М4» или «Шилка-М5». Эта техника пока существует только в виде нескольких опытных образцов. Когда появятся контракты на подобную модернизацию зенитных самоходок – пока до конца не ясно. Возможно, активное развитие боевой авиации и авиационных средств поражения, наблюдаемое в последние годы, станет стимулом для некоторых государств. Однако нельзя исключать, что два интересных проекта так и не станут предметом контрактов на модернизацию техники.
По материалам сайтов:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://vooruzenie.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://armor.kiev.ua/
Прежде чем приступить к рассказу об этой боевой машине, хочу привести фразу одного из армейских офицеров, брошенную им в разговоре со мной в ночной палатке в аэропорту Северный города Грозного. Шел январь 1995-го. Всего три недели прошло после гибели Майкопской бригады… «Жаль парней, – сказал, сжимая в руке стакан со спиртом, немолодой уже капитан. – Бросили ребят на заклание. Танками и «бэхами» только в поле воевать, в городе им делать нечего. Было бы у наших побольше «Шилок», глядишь, и не мочили бы «духи» «коробочки» из гранатометов с верхних этажей зданий…»
Впоследствии мне часто приходилось слышать подобные высказывания от разных людей. Трудно сказать, спасли бы дополнительные «Шилки» погибшую бригаду. Те машины, которые имелись в наличии, в том числе и более современные зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Тунгуска», хотя и могли вести подавляющий огонь по всем этажам, все-таки с задачей защитить мотострелков от действий гранатометчиков, засевших в зданиях, не справились. По мнению многих специалистов, сделать им это было крайне сложно именно из-за специфики боевых действий в городе: во-первых, боевиков локатором не обнаружишь, а стрелять вслепую смысла нет, во-вторых, как отметил бывший начальник штаба Северо-Кавказского военного округа генерал-лейтенант В. Потапов, «ЗСУ «Шилка» из-за своих габаритов, плохого обзора через прицелы являются первоочередной мишенью для поражения из гранатометов и крупнокалиберных пулеметов, поэтому их применение в населенных пунктах для поддержки действий войск в составе бронегрупп не эффективно».
Собственно, иначе и быть не могло, ведь «Шилки» создавались совершенно для других целей. И хотя эти зенитные самоходные установки уже давно сняты с производства, они в своей области применения полностью себя оправдали и до сих пор считаются одним из лучших средств борьбы с низколетящими скоростными воздушными целями.
Их появление, как и появление любой другой боевой техники, было вызвано велением времени. Уже к концу Второй Мировой войны стало ясно, что ствольная зенитная артиллерия солидных калибров, хорошо «работающая» по целям на больших и средних высотах, не способна уничтожать низколетящие самолеты и к тому же представляет опасность для своих войск: осколки, к примеру, 85-мм зенитного снаряда, взорвавшегося на небольшой высоте, могли поразить собственных солдат. Из-за повышения скорости самолетов снизилась и эффективность стоявших на вооружении малокалиберных 25-мм и 37-мм зенитных пушек. Не справлялась с задачами прикрытия войск с воздуха и ЗСУ-57-2. Ситуация усугублялась и тем, что к началу 1960-х годов, с появлением высокоточных зенитных ракет, пилотам было рекомендовано как можно ближе прижиматься к земле. Именно поэтому потребовалось оружие, которое прежде всего само могло быстро обнаруживать скоростные (до 450 м/с) низколетящие цели на дальностях 2500 м и высотах до 1500 м и уничтожать их. И такое оружие – зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» – появилось.
Изначально, правда, у «Шилки» был конкурент – скорострельная ЗСУ «Енисей». Задание на их разработку было дано Советом Министров СССР в апреле 1957 года. Однако уже через четыре года, летом 1961 года, стало ясно, что показатели у «Шилки» лучше. Именно она и была принята на вооружение в далеком 1962 году, а через два года началось ее серийное производство. К концу 1960-х годов среднегодовой выпуск «Шилок» составлял около 300 машин.
Базой для создания ЗСУ-23-4 стала гусеничная машина ТМ-575. Ее сварной корпус был разделен на три отделения: управления, боевое и силовое. В качестве двигателя выбрали дизель типа 8Д6. Его «довели до ума» и под индексом В-6Р установили на «Шилку». Этот шестицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения имел мощность 280 л.с. Впоследствии его несколько модернизировали. Топливо поступало к двигателю из двух баков, изготовленных из алюминиевого сплава, – переднего на 405 л и заднего на 110 л.
Ходовая часть машины включала два задних ведущих колеса, два направляющих колеса с механизмом натяжения гусениц и двенадцать опорных катков. Металлическая гусеничная цепь состоит из 93 стальных траков, соединенных между собой стальными пальцами. Ширина траков равняется 382 мм. Подвеска машины торсионная, независимая, с гидравлическими амортизаторами и пружинными упорами.
Теперь о главном – вооружении. На несущий корпус гусеничной машины установлена сварная башня с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Они укреплены на расстоянии 320 мм одна над другой, и на такое же расстояние нижняя люлька выдвинута вперед по отношению к верхней. На каждой люльке установлены два автомата 2А7 с пушками 2А10 калибра 23 мм. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Длина автомата с пламегасителем 2610 мм, длина ствола с пламегасителем 2050 мм. Длина нарезной части 1730 мм. Охлаждение стволов – водяное. Вес одного автомата – 85 кг, вес всей артиллерийской части из четырех орудий – 4964 кг. Боезапас пушки – две коробки по 1000 снарядов. Имеется пневматическая система для взведения автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках.
Автоматические пушки имеют скорострельность 11 выстрелов в секунду каждая. «Шилка» может вести огонь как всеми четырьмя пушками, так и парой или любой из четырех. Стволы пушек и антенна радиолокационно-приборного комплекса полностью стабилизированы, благодаря чему установка способна эффективно уничтожать противника в движении. На цель пушки наводятся гидроприводами, также есть возможность осуществлять наводку вручную с помощью маховиков.
Боекомплект пушки состоит из 23-мм бронебойно-зажигательных трассирующих (БЗТ) и осколочно-фугасных зажигательных трассирующих (ОФЗТ) снарядов. Бронебойные снаряды не имеют взрывчатого вещества, но в них находится зажигательный состав, который обеспечивает трассирование и поджог легковоспламеняющихся целей. Вес такого снаряда 190 г. Осколочно-фугасные снаряды весят чуть меньше – 188,5 г, имеют головной взрыватель МГ-25 и самоликвидатор, который срабатывает через 5-11 секунд. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый – 77 г пороха. Вес патрона – 450 г. Гильза стальная, однократного использования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы – начальная скорость – 980 м/с, эффективная стрельба ведется на высоту до 1500 м и по дальности на 2500 м. Питание автоматов ленточное, на 50 патронов. Подаются они в стволы в такой последовательности: четыре осколочно-фугасных – один бронебойно-зажигательный.
Стрельба из пушек может вестись в четырех режимах. Первый, он же основной, обеспечивает автосопровождение целей с выдачей необходимых данных на приводы наведения орудий. Командиру и наводчику остается лишь произвести стрельбу. Остальные три режима используются, когда автосопровождение невозможно из-за появления помех или повреждений.
Огнем пушек управляет радиолокационно-приборный комплекс РПК, расположенный в приборном отсеке башни. В его состав входят: радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство.
Особо стоит сказать о радиолокационной станции «Шилки». Она работает в диапазоне 1–1,5-сантиметровых волн. Выбор диапазона был обусловлен целым рядом причин. Во-первых, такие станции имеют антенны с малыми весогабаритными характеристиками; во-вторых, РЛС этого диапазона менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, обладают значительной скоростью обработки принимаемой информации; в-третьих, эти РЛС обеспечивают распознавание и классификацию целей за счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженных сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, такие станции дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии «стелс». И, наконец, в-четвертых, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. В качестве недостатка таких радиолокационных станций можно отметить относительно небольшую дальность действия, которая колеблется в диапазоне 10–20 км и очень сильно зависит от погоды: обильные осадки сильно снижают возможности РЛС.
Если учитывать обилие всевозможной аппаратуры, установленной на «Шилке», то можно безошибочно определить, что энергопотребление боевой машины весьма значительное. И действительно, в ней имеется целых три цепи энергопитания: на 55 и 27,5 вольта постоянного тока и на 220 вольт переменного. Энергопитание обеспечивается при помощи газотурбинного двигателя мощностью 74 л.с.
Для связи ЗСУ-23-4 имеет стандартную коротковолновую радиостанцию Р-123 с радиусом действия на среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех – до 23 км, а при включенном подавителе шумов – до 13 км. Для внутренней связи также используется стандартное танковое переговорное устройство P-124. Оно рассчитано на четверых абонентов. Для привязки к местности «Шилка» имеет навигационную аппаратуру ТНА-2.
ЗСУ-23-4 снабжена стандартным набором средств пожаротушения, имеет систему ПАЗ (противоатомная защита). Защита экипажа от радиоактивной пыли происходит путем очистки воздуха и создания избыточного давления в боевом отделении и отделении управления. Для этого применен центральный нагнетатель с инерционной сепарацией воздуха.
За время своей службы в войсках «Шилка» несколько раз модернизировалась. Были модернизированы газотурбинный агрегат (его ресурс увеличили в 2 раза – с 300 часов до 600 часов), счетно-решающий прибор, появился командирский прибор наведения. Наиболее существенной переделке подверглись автоматы 2А7 и пушки 2А10, ненадежную пневмозарядку автоматов заменили пирозарядкой. Замена сварной трубки отвода охлаждающей жидкости на гибкий трубопровод позволила увеличить ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов. В 1973 году ЗСУ-23-4М приняли на вооружение под другим именем – «Бирюса», хотя для всех военных она по-прежнему оставалась «Шилкой». Последняя модернизация прошла незадолго до снятия «Шилки» с производства. На ней была установлена аппаратура распознавания «свой–чужой». С 1982 года ЗСУ-23-4 прекратила поступать в войска.
За свою долгую войсковую жизнь «Шилки» поучаствовали во многих вооруженных конфликтах. Они активно использовались в арабо-израильских войнах, в Анголе, в ливийско-египетском конфликте и эфиопско-сомалийской войне, в ирано-иракской войне и боевых действиях на Балканах, в последних войнах в Персидском заливе и других конфликтах. Примечательный факт: в ходе арабо-израильской войны 1973 года на долю «Шилок» пришлось около 10 процентов всех авиационных потерь Израиля. Казалось бы, цифра незначительная. Однако израильские летчики в один голос заявляли: наши «зэсэушки» создавали такое море огня, что они предпочитали не летать над районами их боевого применения.
В Афганистане «Шилка» широко применялась нашими войсками в качестве оружия поддержки пехоты, наводя ужас на душманов. Так как непосредственной угрозы с воздуха для наших войск не существовало, многие «Шилки» были модернизированы именно для стрельбы по наземным целям. С них снимали радиолокационные комплексы, в два раза увеличивали боезапас (с 2000 выстрелов до 4000), устанавливали ночные прицелы, навешивали дополнительные броневые листы. ЗСУ-23-4, как уже отмечалось, принимали участие в обеих чеченских кампаниях.
И последнее. Частенько приходилось слышать вопрос, а почему все-таки «Шилку» назвали «Шилкой»?
Откуда появилось такое название? А взялось оно с карты России. Кто-то очень удачно высмотрел на ней реку с таким именем – левую составляющую Амура. Если и есть названия боевой техники, полностью соответствующие ее «темпераменту», то «Шилка» здесь будет в первых рядах – своими мощными снарядами, вылетающими из четырех стволов с огромной скорострельностью, она действительно способна прошивать, а иногда и просто разрезать цели противника.
Основные характеристики ЗСУ-23-4 «Шилка»
Общие технические характеристики |
|
Боевая масса, т |
|
Броневая защита |
противопульная |
Экипаж, чел |
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
Запас хода, км |
|
Двигатель |
дизель водяного охлаждения |
Максимальная мощность / частота оборотов двигателя, л.с./об./мин |
|
Силовая передача |
механическая с гидрообъемным механизмом поворота |
дисковые, сухого трения |
|
Подвеска |
независимая торсионная |
Система электропитания |
3-фазная переменного и постоянного токов |
Номинальная мощность по переменному току, кВт |
|
Номинальная мощность по постоянному току, кВт |
|
Габаритные размеры, мм: |
|
– ширина |
|
– высота в походном положении |
|
– высота в боевом положении |
|
– клиренс |
|
Преодолеваемые препятствия, м |
|
– высота стенки |
|
– ширина рва |
|
– глубина брода |
|
Система вооружения |
|
Калибр/количество автоматов, мм/шт. |
|
Наклонная дальность стрельбы, м |
|
Боекомплект, выстрелов |
|
Длина максимальной очереди одного автомата, выстр. |
|
Зона обнаружения радиолокационной станции, км |
|
Зона сопровождения радиолокационной станции, км |
|
Зона обнаружения оптико-локационной станции, км |
|
Зона сопровождения оптико-локационной станции, км |
|
Вспомогательное оборудование |
|
Противоатомная защита |
коллективная |
Противопожарная защита |
автоматическая |
Холодопроизводительность кондиционера, ккал/ч |
Самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» была принята на вооружение более 50 лет назад, но, несмотря на это, она до сих пор отлично справляется со своими задачами и даже превосходит гораздо более поздние машины иностранного производства. С чем связан такой успех «Шилки», попробуем разобраться далее.
Советской зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка» специалисты НАТО начали интересоваться с момента, когда на Западе появились первые данные о ее возможностях. А в 1973 году натовцы уже «ощупывали» образец «Шилки». Добыли его израильтяне - в ходе войны на Ближнем Востоке. В начале восьмидесятых американцы начали разведывательную операцию с целью приобретения еще одного образца «Шилки», выйдя на братьев румынского президента Николае Чаушеску. Чем же так заинтересовала натовцев советская самоходная установка?
Сильно хотелось узнать: нет ли крупных изменений в модернизированной советской ЗСУ? Понять интерес было можно. «Шилка» являлась уникальнейшим оружием, не уступала первенства в своем классе два десятка лет. Ее контуры отчетливо обозначились в 1961 году, когда советская наука праздновала победу гагаринского полета.
Итак, в чем же уникальность ЗСУ-23-4? Рассказывает полковник в отставке Анатолий Дьяков, чья судьба тесно связана с этим оружием - он десятки лет прослужил в войсках ПВО Сухопутных войск:
«Если говорить о главном, то «Шилкой» мы впервые стали систематически поражать воздушные мишени. До этого зенитные комплексы 23- и 37-мм орудий ЗУ-23 и ЗП-37, 57-мм орудия С-60 попадали в скоростные цели лишь случайно. Снаряды к ним - ударного действия, без взрывателя. Для поражения цели в нее нужно было попасть непосредственно снарядом. Вероятность этого - мизерная. Словом, ранее созданное зенитное вооружение могло лишь поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы подальше от запланированного места...
На фото: Кандагар. Нагаханский поворот. 1986 г. ЗСУ-23-4... "ШИЛКА"... "ШАЙТАН-АРБА"
Командиры частей выражали восторг, когда видели, как «Шилка» не только прямо на глазах поражает цели, но и двигается вслед за подразделениями, в боевых порядках прикрываемых войск. Настоящая революция. Представляете, не надо перекатывать орудия... Устраивая засаду батарей зенитных орудий С-60, намучаешься - трудно прятать пушки на местности. А чего стоит построить боевой порядок, «привязаться» к местности, соединить все точки (агрегаты питания, пушки, станцию орудийной наводки, приборы управления огнем) большим кабельным хозяйством. Какие многолюдные расчеты были!.. А тут компактная мобильная установка. Пришла, отстрелялась из засады и ушла, ищи потом ветра в поле... Офицерами нынешнего дня, теми, кто мыслит категориями девяностых годов, иначе воспринимаются словосочетания «автономный комплекс»: мол, что же тут необычного? А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений».
Достоинств у самоходной «Шилки» действительно много. Генеральному конструктору, доктору технических наук Николаю Астрову, как говорится, не круглому зенитчику, удалось создать машину, которая показала себя во многих локальных войнах и военных конфликтах.
Чтобы прояснить, о чем идет речь, скажем о назначении и составе 23-мм счетверенной зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». Предназначена она для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может использоваться и для поражения подвижных наземных целей на дальности до 2000 метров. Она ведет огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушки и управления ею.
Состоит ЗСУ-23-4 из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23, силовых приводов, предназначенных для наведения. Следующий важнейший элемент - радиолокационно-приборный комплекс РПУ-2. Он служит, понятно, для управления огнем. Причем «Шилка» могла работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством. Локатор - это, конечно, хорошо, он обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в то время американцы начали устанавливать на самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. А визир есть визир. Замаскировался, увидел самолет - тут же мгновенно открыл огонь. И без проблем. Гусеничная машина ГМ-575 обеспечивает ЗСУ высокую скорость передвижения, маневренность и повышенную проходимость. Дневные и ночные приборы наблюдения позволяют механику-водителю и командиру ЗСУ вести наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой в любое время суток, а аппаратура связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами экипажа. Экипаж самоходной установки состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска - наводчика, оператора дальности и механика-водителя.
На фото: Иракская ЗСУ-23-4М, поврежденная в ходе операции «Буря в пустыне»
«Шилка» родилась, что называется, в рубашке. Разработка ее началась в 1957 году. В 1960-м был готов первый опытный образец, в 1961-м прошли государственные испытания, в 1962-м шестнадцатого октября состоялся приказ министра обороны СССР о принятии на вооружение, а через три года начался ее массовый выпуск. Еще чуть позже - испытание боем.
Предоставим вновь слово Анатолию Дьякову:
«В 1982 году, когда шла ливанская война, я находился в командировке в Сирии. В то время Израиль предпринимал серьезные попытки нанести удары по войскам, находившимся в долине Бекаа. Помню, сразу же после налета советским специалистам привезли обломки самолета F-16, самых современных на то время, сбитых «Шилкой».
Еще, можно сказать, теплые обломки меня порадовали, но самому факту я не удивился. Знал, что «Шилка» могла открыть внезапно огонь в любой местности и дать прекрасный результат. Ибо мне пришлось вести электронные дуэли с советскими самолетами в учебном центре, под Ашхабадом, где мы готовили специалистов для одной из арабских стран. И ни разу летчики в пустынной местности не могли обнаружить нас. Сами же являлись мишенями, да и только, бери и открывай огонь по ним...»
А вот воспоминания полковника Валентина Нестеренко, бывшего в восьмидесятых годах советником начальника колледжа ВВС и ПВО в Северном Йемене.
«В создаваемом колледже, - рассказывал он, - преподавали американские и советские специалисты. Материальную часть представляли американские зенитные установки «Тайфун» и «Вулкан», а также наши «Шилки». Вначале йеменские офицеры и кадеты были настроены проамерикански, считая, что все американское - самое лучшее. Но их уверенность была основательно поколеблена в ходе первых боевых стрельб, которые выполняли кадеты. На полигоне установили американские «Вулканы» и наши «Шилки». Причем американские установки обслуживали и готовили к стрельбе только американские специалисты. На «Шилках» все операции выполняли арабы.
И предупреждение о мерах безопасности, и просьбы поставить для «Шилок» мишени значительно дальше, чем для «Вулканов», многими воспринимались как пропагандистские выпады русских. Но когда первая наша установка дала залп, изрыгнув море огня и град стреляных гильз, американские специалисты с завидной поспешностью юркнули в люки и отвели свою установку подальше.
А на горе ярко горели разнесенные в щепки мишени. За все время стрельб «Шилки» работали безотказно. «Вулканы» имели ряд серьезных поломок. С одной из них удалось справиться только с помощью советских специалистов...»
Здесь уместно сказать: разведка Израиля разнюхала, что арабы задействовали впервые «Шилку» еще в 1973 году. Тогда же израильтяне оперативно спланировали операцию по захвату ЗСУ советского производства и успешно провели ее. Но исследовали «Шилку» прежде всего специалисты НАТО. Их интересовало, чем она эффективнее американской 20-мм ЗСУ «Вулкан» ХМ-163, нельзя ли учесть ее лучшие конструктивные особенности при доводке западногерманской 35-мм спаренной самоходной установки «Гепард», которая только начала поступать в войска.
Читатель наверняка спросит: зачем же позднее, уже в начале восьмидесятых, американцам понадобился еще один образец? «Шилка» была оценена специалистами очень высоко, а поэтому, когда стало известно, что начали выпускаться модернизированные варианты, за океаном решили добыть еще одну машину.
Наша самоходная установка действительно постоянно модернизировалась, в частности, один из вариантов даже приобрел новое название - ЗСУ-23-4М «Бирюса». Но элементно она не менялась. Разве что со временем появился прибор командирский - для удобства наведения, переброски башни на цель. Блоки же с каждым годом становились совершеннее, надежнее. Локатор, например.
И, конечно же, авторитет «Шилки» вырос в Афганистане. Не было там командиров, которые безучастно бы относились к ней. Идет колонна по дорогам, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно - «Шилка». Длиннющая очередь в стан противника, и море огня на позиции. Там называли самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы определяли сразу и тут же начинали отход. Тысячам советских бойцов спасла жизнь «Шилка».
В Афганистане «Шилка» полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, был создан специальный «афганский вариант». В ЗСУ был изъят радиоприборный комплекс. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.
Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами - взрыватель снаряда «Ш» срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям - бронетранспортерам, машинам...
У каждого оружия своя судьба, своя жизнь. В послевоенное время многие типы вооружений быстро морально устаревали. 5-7 лет - и появлялось более современное поколение. И только «Шилка» вот уже более тридцати лет в боевом строю. Оправдала она себя и в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году, где американцы применили различные средства воздушного нападения, в том числе известные по Вьетнаму бомбардировщики В-52. Были весьма уверенные заявления: они, дескать, разнесут цели в пух и прах.
И вот очередной заход на малых высотах ЗСУ «Шилка» совместно с комплексом «Стрела-3» открывают огонь. У одного самолета тут же загорелся двигатель. Как ни старался В-52 дотянуть до базы, не удалось.
И еще один показатель. «Шилка» стоит на вооружении в 39-и странах. Причем ее покупали не только союзники СССР по Варшавскому Договору, но и Индия, Перу, Сирия, Югославия... А причины следующие. Высокая огневая эффективность, маневренность. «Шилка» не уступает зарубежным аналогам. В том числе и известной американской установке «Вулкан».
У «Вулкана», принятого на вооружение в 1966 году, есть ряд преимуществ, но по многим характеристикам он уступает советской «Шилке». Американская ЗСУ может стрелять по целям, которые идут со скоростью не более 310 м/сек, в то время как «Шилка» работает по более скоростным - до 450 м/с. Мой собеседник Анатолий Дьяков говорил, что он действовал в учебном бою на «Вулкане» в Иордании и не может сказать, что американская машина лучше, хотя на вооружение она принята позже. Примерно такого же мнения и иорданские специалисты.
На фото: Египетские «Шилки» на параде 1973 г.
Принципиальное отличие от «Шилки» имеет ЗСУ «Гепард» (ФРГ). Большой калибр пушки (35-мм) позволяет иметь снаряды со взрывателем и соответственно большую эффективность поражения - цель поражается осколками. Западногерманская ЗСУ может поражать цели на высотах до 3 километров, летящие со скоростью до 350-400 м/с; дальность ее стрельбы - до 4 километров. Однако, «Гепард» имеет меньшую по сравнению с «Шилкой» скорострельность- 1100 выстрелов в минуту против - 3400 («Вулкан» - до 3000), он более чем вдвое тяжелее - 45,6 тонны. И отметим, что «Гепард» был принят на вооружение на 11 лет позже «Шилки», в 1973 году, это машина более позднего поколения.
Во многих странах известны французский зенитный артиллерийский комплекс «Тюррен» АМХ-13 и шведский «Бофорс» ЕААК-40. Но и они не превосходят ЗСУ, созданную советскими учеными и рабочими. «Шилка» и сегодня стоит на вооружении частей сухопутных войск многих армий мира, в том числе - Российской.
На фото: ЗСУ-23-4 прикрывают танки Т-55 на учениях