Народный календарь примет на 14 сентября. Православные традиции дня
Семёнов день. Симеон Летопроводец. Осенины. Начало бабьего лета.
Говорят: «Бабье лето восемь дней». Если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым. Бабье лето сухое - осень мокрая. Первая встреча осени. Завершался сев озимых хлебов. Завершение летних работ. С летопроводца (14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось время свадебным неделям. На Семёна колосовые не убрали - считай пропали. Если день будет ясным и тёплым, то и зима будет тёплой, а осень сухой. Много паутины – осень протяжная и сухая. Если дикие гуси улетали в Семён-день – жди ранней зимы. Последние грозы.
Когда-то в этот день, по старому календарю приходившийся на 1 сентября, отмечали Новый год. 1 сентября 1699 года начался самый короткий год: он продлился только до 1 января, когда Петр I приказал праздновать Новый, 1700 год. Если в этот день стоит хорошая погода, то и вся осень будет сухая.
По обычаю, 14 сентября переезжали в новые дома и справляли новоселье, обязательно соблюдая при этом обряд «переноса» домового в новую избу. Только после того, как горшок с углями (в который и переселялся домовой) из печи в старом доме будет принесен в новый, можно было садиться за праздничный стол, не опасаясь, что домовой прогневается и будет мстить забывчивым хозяевам.
Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом доме принимались за основательную «приборку». А всякой нечисти «живой и мертвой» за лето накапливалось достаточно много, особенно одолевали неистребимые спутники сельского двора – мухи и тараканы. Тараканов считали неизбежными сожителями в крестьянской избе и говорили: «Избу сруби, а тараканы свою артель приведут». И про мух молвилось немало: «Мухи льнут, мухи кусают – к ненастью», «Докучлив, как ильинская муха». В этот день хозяйки заботились всякими способами извести надоедливых насекомых: и мором, и заговорами. От тараканов, например, старались избавиться «уводом». Ловили нескольких, самых «матерых» и проворных, сажали их в тряпичном мешочке в старый лапоть, и девки с озорными припевками тащили лапоть на веревочке через дорогу на противоположный пустырь. Считали, что вслед за «вожаками» уйдут и все остальные.
Самым, однако, церемонным и забавным был обряд «похорон мух». К тому же поверье гласило: «Злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут».
Симеон Летопроводец. Начало бабьего лета.
Обычно в период с 14 по 21 сентября, именуемый бабьим летом, стоит солнечная и относительно теплая погода.
Если первый день бабьего лета ясен, то осень будет ведренная.
Бабье лето ненастно - осень суха.
Много паутины на бабье лето - к ясной и холодной осени.
Другие народые приметы сентября.
Гром в сентябре предвещает тёплую осень.
Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают" - будет стоять хорошая осень.
Много тенётника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Паутина стелется по растениям - к теплу.
Осенний тенётник - на ясную погоду, на вёдро.
Много желудей в сентябре на дубу - к лютой зиме.
Если в этом месяце на дубах будет много желудей, то ожидай и много снега перед Рождеством.
Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре, особенно без ветра, причиняют различные болезни людям слабого здоровья.
- Запланируйте посадку украшающих сад декоративных кустарников для создания живых изгородей. Сейчас особенно хороший период для пересадки высокорослых растений.
- Эффективными будут минеральные и органические подкормки, опрыскивания от вредителей , полив дождеванием.
- Продолжается благоприятное время для посева скороспелой зелени и овощей под укрытие - редиса, шпината, кресс-салата, а также растений под зиму - чеснока, луковичных цветов (нарциссов, тюльпанов и прочих).
- Актуальна обработка почвы на участках, свободных от посевов - рыхление, прополка. В теплицах и парниках - полная или частичная замена грунта, перекопка с органическими удобрениями.
- Возможна пересадка, удобрение комнатных цветов, рыхление почвы в горшках.
- Собранный урожай предпочтительно подвергнуть либо заморозке, либо консервированию . Очень удачными будут также засолка патиссонов и квашение капусты. Продолжается сбор сырья для лечебных настоек: лекарственных трав и цветов, листьев кустарников.
Нежелательно
- Лучше перенести уборку картофеля, не закладывать на хранение корнеплоды.
- Не стоит проводить какие-либо манипуляции с корневой системой растений - обрезку, деление, из-за риска загнивания ран.
Народные праздники, традиции и приметы которых будут интересны садоводу
Календарь садово-огородных работ на 14 сентября 2018 года
Сбор облепихи, черноплодной рябины, шиповника, барбариса . Пересадка плодовых кустарников.
Довольно трудно собирать плоды с вышеперечисленных кустарников, особенно с колючей облепихи или шиповника. У нее мелкие ягоды, которые плотно сидят на ветках, что еще больше усложняет сбор урожая.
Процесс можно немного ускорить и упростить, постелив на землю под кустом кусок пленки или лутрасила и скидывать ягоды прямо на него, а не укладывать каждую в ведерко или банку. Затем ягоды легко будет перебрать и очистить от мусора.
Также применяют различные приспособления: например, крючком из стальной проволоки или обычным ножом удобно сдирать ягоды облепихи с ветки, придерживая ее за верхушку.
В сентябре наступает благоприятное время для пересадки и посадки самых распространенных плодово-ягодных кустарников: малины, смородины. После того, как кусты освобождены от ягод, с ними можно поработать - пересадить, если вы планировали такое мероприятие.
Для расширения малинника или смородинника берут самые сильные, крепкие однолетние побеги, которые выкапывают вместе с частью корней, земляного кома, и пересаживают в нужное место, предварительно подготовив посадочную яму с удобрениями, которые помогут саженцу прижиться и подготовиться за короткий срок к холодам. При посадке следует заглубить отросток в землю, чтобы впоследствии он выпустил больше боковых корешков. Длина побега не должна превышать 40-45см.
Та же процедура применяется для отводков кустов, сформированных методом весеннего прикапывания.
Народные приметы и обычаи на 14 сентября
Как правило, с этого дня начиналось бабье лето, длящееся обычно около недели - последние теплое время. Поэтому особое внимание обращали на приметы, стараясь предугадать погоду на будущее. Теплое начало бабьего лета сулило затяжную, теплую осень и мягкую зиму. То же самое говорили, если видели много паутины в полях и лугах. Отлет гусей предвещал раннюю зиму, а вот если скворцы и утки еще на месте - жди долгую осень.
Женщины обрабатывали лен и пеньку - мяли, трепали, просушивали на солнышке. По вечерам устраивали посиделки, на которых занимались рукоделием - пряли, шили.
Начинался сезон смотрин, свадеб. Для смотрин устраивались специальные девичьи посиделки с весельем и угощениями, на которые сбегались парни со всей округи и выбирали будущих жен.
На Семена "обновляли" огонь в доме: для этого тушили все огни, кроме лампадного, у икон, а на заре зажигали новый, причем зажечь первую лучину должна была молодая девица или женщина, с помощью знающего человека, который добывал этот огонь особым способом.
Существовал забавный обычай "хоронить" домашних насекомых - тараканов да мух, которых считали мелкими пакостниками и старались от них избавиться. Для этого из овощей вырезались маленькие гробики, в которых и укладывали "покойников", а затем закапывали вдали от дома, чтобы они никогда больше в нем не появлялись.
Выставки, ярмарки и тематические фестивали посвященные садоводству
Ремонтные работы в доме и на даче 14 сентября
- Осмотр участка для выявления негативных излучений.
- Монтаж компостной ямы и уборка в нее ботвы и скошенной травы.
- Молодая Луна в Скорпионе благоприятствует закладке, монтажу дренажей, дренажных систем.
Нежелательно
- Работы с лаками, красками, клеями, любыми химическими веществами. Снятие бейца.
- Первое протапливание новых печей.
- Изготовление, установка деревянных изделий, узлов, отделки дома (полы, потолки, лестницы, косяки, рамы, двери).
- Кровельные работы.
- Строительство погребов, подвалов.
- Укладка напольных покрытий, каменного пола, заливка бетона. Строительство заборов, садовых дорожек.
- Облицовка, оштукатуривание стен.
- Особенно не рекомендуются земляные работы - рытье ям, котлованов под погреба, фундамент и прочее.
Вас наверняка заинтересует
Информация обо всех важных делах в саду и огороде с цветами и растениями. Работы, которые стоит
Прп. Симеона Столпника и матери его Марфы.
Мч. Аифала диакона. Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона. Мц. Каллисты и мчч. Евода и Ермогена. Прав. Иисуса Навина. ЧерниговскойТефсиманской, Александрийской и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери.
Святой Симеон, проживший, по преданию, более 100 лет (умер в 459 г.), прославился тем, что положил начало особому подвижничеству — так называемому столпничеству. Уединившись в сирийскую пустыню, он построил столп в несколько метров высоты и поселился на нем. Лишенный возможности прилечь и отдохнуть, соблюдая строжайшее воздержание в пище, он днем и ночью, в любую погоду, стоя, как свеча, непрерывно молился и размышлял о Боге. Его необычайный подвиг привлек множество людей; некоторые убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение, другие (в том числе императоры Феодосий II Младший и Маркиан) обращались к святому за советами, третьи получали от Симеона исцеление.
14 сентября - Симеон Столпник. Семён-летопроводец. Семён-день. Марфа. Осенины, засидки
Каноническое житие святого практически никак не отразилось на русском народном календаре: содержание дня памяти Симеона Столпника определялось прежде всего связанными с ним представлениями о начале — месяца, сезона, года. Напомним, что с середины XIV века до 1700 года новолетие на Руси отсчитывали с 1 сентября по старому стилю. В народном определении дня (лето- проводец) зафиксированы два значения: конец лета и завершение года. Покровитель 1 сентября как бы провожает самое теплое, благоприятное время года (лето) и вводит в новый годовой круг. Слово «лето» в древнерусском языке имело значение «год», что сохранилось в словах «летописец», «летопись», а также в привычных выражениях типа «сколько лет, сколько зим» и в отсчете времени, возраста: «двадцать лет», хотя «двадцать три года».
Таким образом, день памяти преподобного Симеона Столпника (Семён-день) является важной вехой традиционного земледельческого календаря.
В приметах, которых приурочено ко дню Семёна-летопроводца великое множество, главное внимание уделяется прогнозу на будущее — ближнее и далекое. Важный первый день, по представлениям крестьян, указывает на характер года и его сезонов, на количество и качество урожая, на плодовитость скота, предопределяет поведение и судьбы людей.
Если на Семён-день теплая погода, то вся зима будет теплая (тамбов.).
На Семён-день ветер дует из южного края — будет зима гнилая или теплая. Если на Семён-день ветер из-под солнца, зимой ветры будут дуть с севера (Воронеж.).
Если Марфа грязна вышла, то осень должна быть дождливой (пинеж.).
На Семёна ясно — осень ведреная (тульск.).
На Семёновы осенины много тенетника — осень долгая да ясная.
Как всегда, наблюдали за поведением животных, птиц и пресмыкающихся, пытаясь предугадать погоду и характер осенне-зимней поры.
После Семена журавли отлетают в теплые края.
На Семён-день ужи выходят на берег, ходят по лугам на три версты.
Если гуси улетают на Сёмен-день, жди ранней зимы (москов.).
Наступающая осень все сильнее напоминает о себе. Обычными становятся холодные вечера и ночи, хотя днем солнышко еще пригревает. В народе об этих погодных контрастах говорят: В Семён-день с головней на постать (на полосу, в
поле) ходи, имея в виду и заметное похолодание, и ранние сумерки (еще немного, и настанет осеннее равноденствие, день сравняется с ночью).
Хвалились бабы да бабьим летом на Сёмен-день, а того бабы не ведали, что на дворе сентябрь . Популярная приговорка отмечает те же погодные признаки и напоминает о любимом и с нетерпением ожидаемом периоде — бабьем лете.
Обычно в сентябре (часто именно в пределах между Семеновым днем и Рождеством Богородицы) выпадает несколько теплых солнечных дней, как будто лето возвращается на короткое время и солнце в последний раз теплыми лучами согревает людей, прощаясь с ними до самой весны. Бабье лето, если оно действительно имело место, считали своеобразным подарком бабам, благодарностью Природы женщинам-жницам за их тяжелый труд, за вовремя и справно завершенную хлебную страду.
Семён лето провожает, бабье лето наводит.
С бабьим летом увязано немало наблюдений и попыток предугадать погоду на будущее.
Бабье лето ненастно — осень сухая.
На Семён-день ясно — бабье лето теплое.
Много тенетника на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Существовали и оригинальные местные приметы и обычаи. Так, вятичи следили за тем, чтобы рано утром первой на крыльцо вышла красивая хозяйка: считалось, что в этом случае бабье лето будет теплое, солнечное; если же первой покажется неряха — жди пасмурной, дождливой погоды.
Магия начала, по сути утроенная в день Семёна-летопроводца (первый день месяца, начало нового сезона — осени и начало отсчета нового года), определяла характер и содержание ритуальных действий, хозяйственных работ, обычаев, пословиц, приговорок. Все они так или иначе связаны с идеей начинания, открытия или завершения, окончания.
Прежде всего это касается полевых работ, уборки яровых и посева озимых.
Хотя народная поговорка и учит: До Петрова дня взорать, до Ильина разборонить, до Спаса посеять, во многих местностях озимый посев начинался на Семенов день.
Коли на Семён-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь.
На Семён-день последний посев ржи (озимой).
Интересно, как по-разному комментировалась одна и та же поговорка: Семён-день — семена долой. Одно из объяснений — «семена сами выпадают из колосьев» (т. е. яровой хлеб перезрел), другое — «конец посеву» озимых; третье — «грех хлеб сеять»: «1 сентября — Семенов праздник, и потому в этот день грешно засевать семена» [Афанасьев, 1982; 430].
Поскольку в одних местах 14/1 сентября считалось сроком завершения сева озимых хлебов (Сёмин день — севалка с плеч), а в других — началом посевной озимых, общераспространенное присловье: В Семенов день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони (вариант: На Семён-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком магии) — тоже трактовалось по-разному: либо как констатация того, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем и следует торопиться с посевом, либо как напоминание о завершении работ на земле.
К первому дню сентября издавна приурочивали начало обработки конопли и льна:
Мни лен доле, волокна будет боле.
Земледельцы юга России на Семёна-летопроводца отправлялись на бахчи и снимали с гряд дыни, арбузы. В отдельных местностях Семён-день считался сроком, с которого можно активно копать картофель.
С Семена начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Во многих губерниях даже в конце XIX века сохранялся архаичный обряд, знаменующий наступление нового витка жизни, переход в новое состояние природы и людей: под Семён-день вечером гасили в избах (в печах) старый огонь, а утром зажигали новый, причем нередко это был «живой огонь» — его добывали из дерева путем трения.
Если кто переселялся в новый дом, то старались устроить новоселье в Семенов день. Переходы на Семён-день на новоселье — счастье и веселье.
С начала сентября могли отсчитываться свадебные недели: С Семёна до Гурия (28 /15 ноября). Открывалась пора сватовства или внимательного приглядывания к девушкам, достигшим возраста невест. Женщины — родственницы парней заходили в посиделочные избы, наблюдали, как работают будущие невесты (прядут, вяжут, вышивают), как общаются между собой и с заглядывающими к ним на огонек парнями, умеют ли петь, опрятно ли одеты и т. д.
Девки на поре — женихи на дворе.
Для парня просвататься — все равно, что дровней попросить: не дадут в одном месте, дадут в другом.
Сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним.
В Тюменском крае после уборки хлеба, приблизительно ко дню Семёна, отворяли ворота в изгороди и пускали скотину в поле. С весны вплоть до уборки хлеба ворота были заперты, и скот ходил в специально огороженном месте — поскотине.
В Древней Руси Семён-день имел значение юридическое. Он предназначался для взноса государственных податей и для явки к суду по делам тяжебным и к судебному свидетельству. При этом «на Симеона Летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы. <...> Из грамот царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича видно, что монастырским людям и крестьянам назначалось три срока в году ставиться на суд царский: Семён-день, Троицын день и Рождество Христово» [Калинский, 27].
В русском быту юридическое значение Семенова дня как срока окончания торговых и хозяйственных договоров и сделок сохранялось на протяжении столетий. Говоря о народных традициях XIX века, С. В. Максимов заметил: «Это срочный день для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинаются и прекращаются все условия и договоры, заключаемые поселянами между собой и с торговыми людьми (отдача в наем земли, рыбных ловель и других угодий)» [Максимов, 409].
В северных губерниях накануне Семенова дня заканчивали свою работу пастухи, расчет они получали деньгами и сахаром.
В течение веков русские крестьяне придерживались обычая на день Симеона Столпника торжественно «постригать» подрастающих мальчиков и «сажать их на коня», что должно было знаменовать конец поры младенчества. Как правило, «постриг» совершался над двух- или трехлетним мальчиком («по четвертому году»): ему выстригали волосы крестом, одевали его в новую одежду, устраивали по этому случаю семейный праздник. Летописи упоминают этот обряд с конца XII века. Когда-то он совершался не только в семьях скромных селян, но и над маленькими княжичами — сыновьями великих князей. В XIX столетии он имел место у донских казаков, в Орловской губернии, где назывался «застриж- ки», у белорусов. Существовал и сходный с «мальчишеским» обряд над девочками. Он, кстати, упомянут Н. А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (в рассказе крестьянки Матрены Тимофеевны):
В день Симеона батюшка
Сажал меня на бурушку
И вывел из младенчества
По пятому годку...
На Семёна дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай. Поговорка эта напоминает еще об одном, характерном для Семенова дня, почине — первом выезде в отъезжее поле «псарных охотников».
Охотники на Семён-день притравливают зайцев.
Хлеб молотят на гумне, а охотник — за зайцем по стерне.
В Тюменском крае охотники, пока земля не промерзла, начинали ставить очепы, чтобы зимой по снегу зайцев ловить. «Предварительно отыскивается в лесу заячья дорожка или тропа. Где-нибудь в тесном месте около этой тропы ставится в землю кол приблизительно трех аршин высотою с вилообразною верхушкою. На этот кол кладется очеп, который представляет из себя нетолстый ствол березы или осины. В землю около самой тропы вбивается маленький колышек, на который надевается сделанный из мочала подпетельник. Пока этим и ограничивается устройство очепа.
Впоследствии, когда выпадет снег, зайцы обыкновенно не бросают летней тропы, а продолжают по ней бегать. Тогда к очепу привязывают петлю и настораживают на тропу. По общепринятому мнению, зайцев ловить может не всякий, а только тот, кто знает „словинку", то есть особый наговор. А словинку знают немногие, поэтому и зайцев ловят лишь некоторые крестьяне» [Зоб- нин, 54].
Вот типичный заговор «на охоту». Записан он был в 1910 году на Северной Двине, в одной из деревень Шенкурского уезда: «Стану, благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, изо двора воротамы, в чисто поле заворыми, в чистое поле, в восточную сторону, на синее море, на синем море есть остров, на том острову есть церква, в той церкве есть престол, на престоле сам Исус
Христос и Пресвятая Мати Божья Богородица. По праву сторону железной тын, по леву сторону огненна река. Помолюсе и покорюсе, Пресвятая Мати Божья Богородица, забивай и гони в мои ловушки. По праву сторону скочить — тут железной тын, по леву сторону скочить — тут огненна река; тут убьешьсе, а тут сгоришь, иди безотпяточно и безотворотно. От веку по веку, отныне до веку. Дай, Господи, пришли, Господи, надели, Господи, мне, рабу Божьему, белого звиря, зайца черноухого, долгоухого».
Для сравнения приведем заговор «На ловлю зайцев ловушками», используемый еще в 1940-е годы пермскими охотниками:
«Стану я, раб Божий имярек,
перекрестесь-благословесь,
выйду из дверей во двери,
из ворот — в ворота,
в чистое поле — широкое раздолье,
под светел месяц, под красно солнышку.
В чистом поле стоит ловушка.
Бежит заяц от трех лесовщиков
Из-за тридевять земель, из-за тридевять морей,
Бежать зайцу вперед — путь да дорога,
Скочить сбок или воротиться —
Ноге преломиться.
Будьте мои слова крепки. Аминь!»
[Шумов, 134, 135].
Семён-день иногда воспринимался как критический, поворотный для нечисти или «нечистых» зверей и птиц. К последним, по славянским верованиям, относились воробьи; «согласно народным легендам, воробей своим чириканьем выдал Христа преследователям, приносил гвозди для распятия и язвительно чирикал „терпи, терпи!" или „жив-жив!", призывая продолжать мучить распятого Христа. За это Господь проклял воробья и запретил употреблять его мясо в пищу, а истреблять воробьев с тех пор не считается грехом» [Слав, мифология, 113]. На Киевщине и в некоторых южнорусских губерниях ночь на 14/1 сентября называли «воробьиной», полагая, что в это время «черт меряет воробьев четвериками (под гребло), убивая всех, сколько войдут в меру, и отпуская их из-под гребла» [Даль. Послов., 893]. Такое же поверье существовало у поляков, объяснявших исчезновение с полей в одну из последних летних ночей воробьев: они слетаются в одно место, где главный (старший) черт меряет их всех огромной меркой; птиц, переполняющих мерку, он смахивает с ее краев и отпускает на размножение, а оставшихся в мерке ссыпает чертям в пекло или убивает.
В Заонежье пастухи, заканчивая свою работу накануне Семенова дня и получив расчет, сами обязательно должны были расплатиться с лешими «выпечкой или табаком, оставляемым где-нибудь в лесу» [Логинов, 37].
К распространенным обычаям, связанным с днем Семёна-летопроводца, относятся «похороны мух и тараканов». Таким способом старались избавиться от этих насекомых, выгнать их из жилых помещений.
Убьешь муху до Семёна-дня — народится семь мух; убьешь после Семёна-дня — умрет семь мух.
В Тамбовской губернии, например, блох, тараканов и прочих домашних насекомых в Семён-день зарывали в землю. О том же вспоминали и вятские женщины: «В Семенов день мух хоронили. Старушки говорили нам: „Хороните мух". Мы их в коробочку да на улицу. Говорят, если похоронишь их, то их меньше и будет» [Вят. ф-р НК, 116]. В иных местах это принимало вид настоящего обрядового действа, которое когда-то, может быть, и было серьезным, но уже в XIX веке воспринималось как «потешный» обычай. Во всяком случае, таким он казался этнографам, собирателям, людям образованным, оставившим нам описание столь курьезного действа.
«Похороны устраивают девушки, для чего вырезывают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниями) выносят из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы „рукотерником" (полотенцем) и приговаривать: „Муха по мухе, летите мух хоронить", или: „Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь"» [Максимов, 409— 410]. Такой потешный обряд сопровождался специальными шуточными песнями, вроде следующих:
Два братца, два Кондратца
Нову баенку строили;
Две сестрички, две лисички
Нову баенку топили.
Повела вошка блошку
В нову баенку.
Муха пару подавала,
Вошка парилася;
С перепару вошь упала —
Ножку выломала.
Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножку увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком —
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали. (Тверская губ.)
Два дни лечилася —
На третий в могилу.
А попы были клопы,
А дьячки были сверчки.
«Помяни нашу рабу,
Серу вошь во гробу» (Калужская губ.)
Подобные песни были широко распространены и воспринимались уже лет полтораста назад как детские потешки или как шутки-небылицы. Не под их ли влиянием, хоть отчасти, созданы были знаменитая наша «Комаринская» и «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского?..
Защитная книга-календарь. Заговоры и обереги на каждый день Степанова Наталья Ивановна
14 СЕНТЯБРЯ
По поверью с этого дня кроты и мыши начинают заготавливать запасы. Деревенские жители знали спасительные заговоры от нашествия в дом грызунов, так как они перебирались на зиму в подполье и хлева.
Этот заговор будет полезен для хозяев и огородников. Читают этот заговор 14 сентября, в день Симеона Столпника, или, как его иначе называли, – Симеон-летопроводец.
Читают заговор, кланяясь на четыре стороны:
Из книги Ваш гороскоп и ваши звезды. Узнайте все о себе и других по дате рождения автора Хамон ЛуисРодившиеся 1, 10, 19 и 28 сентября «Люди числа 1» сентября Если вы родились в одну из этих дат, то, следуя правилам астрологии и согласно моей системе, основанной на халдейской нумерологии, подчиняетесь вибрациям Солнца, Урана и Меркурия в Доме Меркурия (в негативе), во Втором
Из книги Книга-календарь на 2012 год. Заговоры и обереги на каждый день автора Степанова Наталья ИвановнаРодившиеся 2, 11, 20 и 29 сентября «Люди числа 2» сентября Если вы родились в один из перечисленных дней сентября, то являетесь «человеком числа 2», и, следуя правилам астрологии и согласно моей системе, основанной на халдейской нумерологии, подчиняетесь вибрациям Луны,
Из книги автораРодившиеся 3, 12, 21 и 30 сентября «Люди числа 3» сентября Если вы родились в один из этих дней, попадаете в группу «людей числа 3». Следуя правилам астрологии и согласно моей системе, основанной на халдейской нумерологии, подчиняетесь вибрациям Юпитера, Меркурия в знаке Девы,
Из книги автораРодившиеся 4, 13, 22 сентября «Люди числа 4» сентября Если вы родились в один из перечисленных дней, то по правилам зодиакальной астрологии и согласно моей системе, основанной на халдейской нумерологии, подчиняетесь вибрациям Урана, Солнца и Меркурия в зодиакальном знаке
Из книги автораРодившиеся 5, 14 и 23 сентября «Люди числа 5» сентября Если вы родились в одну из перечисленных дат, то находитесь под влиянием личного числа 5. В этот период года оно имеет особенно важное значение, поскольку зодиакальный знак Девы именуется также Домом Меркурия (в негативе),
Из книги автораРодившиеся 7, 16, 25 сентября «Люди числа 7» сентября Если вы родились в одну из этих дат, то по правилам астрологии и согласно моей системе, основанной на халдейской нумерологии, подчиняетесь вибрациям Нептуна, Луны и Меркурия в знаке Девы, во Втором Доме Триединства знаков
Из книги автораРодившиеся 8, 17, 26 сентября «Люди числа 8» сентября Если вы родились в один из перечисленных дней, то по правилам астрологии и согласно моей системе, основанной на халдейской нумерологии, подчиняетесь вибрациям Сатурна и Меркурия (в негативе) в зодиакальном знаке Девы, во
Из книги автораРодившиеся 9, 18, 27 сентября «Люди числа 9» сентября Если вы родились 9 или 18 сентября, то, следуя законам астрологии и согласно моей системе, основанной на халдейской нумерологии, подчиняетесь вибрациям Марса и Меркурия в знаке Девы, чей управитель – Меркурий (в негативе), во
Из книги автора3 СЕНТЯБРЯ (Продолжение темы, начатой 2 сентября) Добрые и плохие приметы? Находясь на кладбище в родительский день или придя проведать родную могилу, никогда нельзя отвечать на вопрос «Сколько времени?» Возможно, кто-то действительно хочет узнать время, но не исключено и
Из книги автора4 СЕНТЯБРЯ (Продолжение темы, начатой 2 сентября) Добрые и плохие приметы? Ни для кого не секрет, что со времен существования человека огромное количество людей погибло от молнии во время грозы. Есть много молитв, заговоров и ритуалов, позволяющих защитить себя и свой скот
Из книги автора9 СЕНТЯБРЯ (Продолжение темы, начатой 8 сентября) ПорчаТот, кого колдун начинает опекать, живет долго, счастливо и богато, потому-то их часто и просят в кумовья. Умный и осторожный человек никогда не станет ссориться с колдуном. Порой человек исподтишка пытается насолить
Из книги автора10 СЕНТЯБРЯ (Продолжение темы, начатой 8 сентября) Чтобы снять порчу, сделанную на двадцать лет, двадцать дней кряду, не пропуская ни единого дня, заказывайте в церкви молебны о здравии. В это же время дома должна гореть, не затухая, лампада у иконы Спасителя. Уходя в храм,
Из книги автора12 СЕНТЯБРЯ (Продолжение темы, начатой 8 сентября) В тот день, когда вас сглазили и пожелали плохого, читайте такой заговор:Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Позову я Зосиму и Савватия Соловецких. По Киевской дороге, по золотому прогону, С двенадцатью клещами, с двенадцатью
Из книги автора13 СЕНТЯБРЯ (Продолжение темы, начатой 8 сентября) Сегодня я научу вас, как отчитывать порчу, сделанную на Покров. Для этого читайте над больным три вечера кряду:Стану я, раба Божья, благословясь, И пойду я, Божья раба (имя), перекрестясь. Из всех дверей в одни двери, А из двери
Из книги автора14 СЕНТЯБРЯ (Продолжение темы, начатой 8 сентября) Чтобы отчитать порчу, сделанную через печь, нужно добыть уголек из поддувала печи, но так, чтобы хозяйка этой печки про то не узнала. Например, вы приходите к соседке в то время, когда у нее топится печь, и, когда она выйдет из
Из книги автора15 СЕНТЯБРЯ (Продолжение темы, начатой 8 сентября) Чтобы отчитать порчу, сделанную на тридцать лет, выводят в поле порченого человека, ставят его лицом на восток и, положив руку на его левое плечо, читают:Господи, помоги! Господи, благослови! Благослови и ты, мать сыра земля, И
Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым Покаяние только тогда действительно, когда человек воздержится оттого, в чем катя. (Л. Т.)
Народное название: Семен, Симеон Столпник, Семен-летопроводец, летопроводец, проводы лета, Семенов день, Семен-день, первые осенины, бабье лето, встреча осени, пасеков день, луков день, засидки, конец лета, начало осени, последний посев.
Традиции на 14 сентября
В этот день на ночь полагается потушить весь огонь, кроме лампад. Ранним утром специально приглашенные знахари должны были дать хозяевам новый огонь, который со специальными заговорами добывали трением: старики и старухи садились посреди двора и терли сухое дерево об дерево.
Молодая невестка или девица зажигали спицей новый огонь. От него уже зажигали печи в избах и банях, на «засидках» (женская работа при освещении) зажигали свечи и лучину. В селах с Семена-дня начинались бабьи работы: с раннего утра мяли и трепали пеньку, лен мыли в воде и стелили по лугам.
Девушки примечали: если спряденные нитки ложились на веретено прямо, ровно, то у нее будет хороший муж, а если неровно, то негодный. Семен-день, бывший прежде первым днем нового года, справлялся на Руси со всеми возможными увеселениями.
Молодые и старые сходились на Семенины посиделки к старшему в роду встречать новое лето, а затем отправлялись к заутрене в церковь Симеона Столпника.
С этого дня начинались свадебные недели, которые продолжались до Гурия (28 ноября), мальчиков четырех-пяти лет впервые сажали на коней. 14 сентября переезжали в новые дома и справляли новоселье, обязательно соблюдая при этом обряд переноса домового в новую избу. Только после того, как горшок с углями (в который и переселялся домовой) из печи в старом доме будет принесен в новый, можно было садиться за праздничный стол, не опасаясь, что это существо прогневается и будет мстить забывчивым хозяевам.
В народе считалось, что на Семен-день угорь утренней зарей выходит из воды и прогуливается лугом на три версты по росе. Эта рыба будто тогда смывает с себя все болезни. В народе эта рыба считалась «непозволенным яством», считалось, что нужно обойти сначала семь городов, и если не сыщешь никакой еды, тогда можно есть угря, не касаясь головы и хвоста. Эту рыбу считали водяным змеем, хитрым и злобным, за грехи лишенным способности жалить людей и зверей. Ловили угря только колдуны. В старину в этот день со времен Ивана Грозного приезжали в Москву ставиться на суд перед государем и боярами, для этого были назначены всего три дня в году - Рождество, Троица и Семен-день. Неявившиеся на этот срочный суд считались виноватыми.
Семен-день считался днем для взноса оброков, даней и пошлин. С него начинались и оканчивались все условия договоров между поселянами и торговыми людьми; с него отдавались внаем земли, рыбные ловли и другие угодья.
Приметы на 14 сентября
На Семена колосовые не убрали - считай пропали.
Если дикие гуси улетали в Семен-день - жди ранней зимы.
На Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря и вальком погоняй.
На Семен-день с головней на постать (пахотная полоса земли) ходи.
На Семена - последний посев ржи.
Семен-день - семена долой.
На Семена грех хлеб сеять.
Семен лето провожает.
На Симеона Столпника солят огурцы.
Лен стели к бабьему лету, а подымай к Казанской.
На Симеона Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы.
На Симеона черт меряет воробьев четвериками (убивая всех, сколько войдут в меру).
Бабье лето сухое - осень мокрая.
Имя дня — Марфа. Характеристика женщины с именем Марфа
Это имя означает «великая». Издавна считалось, что девушка, носящая это имя, простодушна и мила. Ей не свойственны хитрость и злоба, она приятна и легка в общении. Добродушная, готовая прийти на помощь, доброжелательная и нетребовательная - такова носительница этого имени.
Марфа, родившаяся в сентябре, еще подростком дает всем понять, что решения она принимает быстро и никогда их не меняет. Но если уж она что-то обещала сделать, то сделает, чего бы ей это ни стоило.