Народные приметы на февраль на каждый день. Народные приметы о погоде на февраль
Тема. КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ?
Эпиграф урока. Жизнь для меня не тающая свеча.
Это что – то вроде чудесного факела,
который на мгновение попал мне в руки,
и я хочу его заставить пылать как можно
ярче, прежде чем передать грядущим
поколениям.
Б. Шоу
Цель урока:
Создание возможности оценки своих личностных качеств, а также формирование мотивации достижения успеха у учащихся.
Задачи урока:
Познакомить с условиями становления успешной личности;
Воспитание чувства собственной уверенности в достижении какой- либо цели.
Оформление урока: презентация учителя.
Подготовка к уроку: Следует разбить учеников на 2 группы. Способ разбивки: учащиеся перед началом классного часа выбирают для себя жетон красного или желтого цвета. В зависимости от того, жетончик какого цвета достался тому или иному учащемуся формируются группы.
Ход урока
Оргмомент.
Сообщение целей и задач урока.
Вступительное слово учителя по теме данного урока.
Сейчас, ребята, вы находитесь в том возрасте, когда для вас кое-что в жизни уже определилось. Но тем не менее все же больше перед вами пока вопросов, чем ответов. На многие из них вам помогают отвечать ваши любимые родители, учителя. На большинство из них вам даст ответы сама жизнь.
- Оченьчасто, ребята,особенно в пожеланиях кому- нибудь по какому – либо поводу наряду со здоровьем и счастьем мы желаем удачи, успеха. В современном мире понятие «успешный человек» очень широко. Как по-вашему: быть успешным это хорошо? Конечно. Это просто здорово, когда у тебя все получается, любое дело спорится в руках. Но зачастую бывает наоборот.
4. Ситуация.
Одиннадцатиклассник Максим Н. считал себя успешным человеком, а иногда даже просто везунчиком. И действительно Максиму во многом везло. У него были хорошие оценки по всем предметам. Особенно ему удавалось успешно списывать контрольные работы по алгебре у одноклассника Миши и подсматривать в диктант соседке по парте Оле. При этом Максим делал это так искусно, что не привлекал внимания учителя. Оценки же за контрольные работы у него всегда выходили положительные. Да и цель у Максима была – поступить в престижный ВУЗ. Да вот, когда пришлось сдавать ЕГЭ, рядом не оказалось верных одноклассников и надеяться пришлось только на себя. Максим сдал экзамены, но их результаты почему- то его не порадовали. Как же теперь институт, ведь цель была так близка. И почему успех, так необходимый Максиму, перестал сопутствовать ему.
5. Обсуждение проблемы.
- Что же такое успех?
6. Групповая работа.
1 группа. 2 группа.
Что же порой мешает человеку - Что, на ваш взгляд,
добиться успеха? способствует успеху?
7.Групповая работа учащихся. Составление девиза успешного человека.
8. Групповая работа.
1 группа
- Что, на ваш взгляд, позволит справиться с любой проблемой?
2 группа
Какие проблемы, на ваш взгляд, являются самыми сложными и трудноразрешимыми?
9. Слово учителя.
Сотни тысяч людей добились в жизни таких высот, о которых они даже не мечтали! Почему у одних людей есть всё? Они успевают вести бизнес, зарабатывать много денег, сделать счастливой свою семью, невероятно насыщенно проводить свободное время, заниматься спортом, публичной и общественной деятельностью, писать книги и еще много чего. А другим, чтобы успешно продвигаться по карьерной лестнице или вести свой бизнес, обязательно приходится чем-то жертвовать – личной жизнью, хобби, отдыхом или привычными удовольствиями, наконец. Почему так происходит?!
10. Сообщения учащихся.
1. Многие полагают, что люди, имеющие успех и все блага жизни – просто везунчики, баловни
судьбы. Потому что невозможно же самому все успеть в этой жизни!
2. Ты тоже так считаешь? И часто ловишь себя на мысли, что:
1. выходные смешались с рабочими буднями, но денег в кошельке от этого не прибавилось.
2. откладываешь дело на потом и не доводишь начатое до конца;
1. бесполезно борешься с ленью, а работа совсем не приносит тебе наслаждения;
2. и личная жизнь не ладится, и дни/годы утекают, как вода, а ты так и не успел ничего добиться.
1. Ты просто не умеешь планировать свое время!
2. И теперь, когда ты знаешь причину своей головной боли, у тебя есть два пути:
1. Оставить всё как есть. Кормить свою лень. Сетовать на судьбу. Но от потерянного часа, дня, года не прибавится счастья. Время идёт независимо от того, как ты его используешь.
2. А можешь научиться управлять своим временем. В итоге – добиться успеха быстро и стремительно.
1. Успех – это работа и прежде всего над собой. Это подтвердят сотни бизнесменов и руководителей, которые прошли этот путь с нами.
2.Знай и ты, что время – это кирпичики, из которых построена твоя жизнь.Так кто ты? Её строитель? Или безвольный наблюдатель чужого успеха?
1. Если ты чувствуешь, что достоин лучшего и способен достичь большего. Если задыхаешься от нехватки времени, значит, пора что-то менять.
Вместе. Пора сдвинуться с мёртвой точки!
11. Слово учителя.
Усвоить, что умение управлять своей жизнью и временем – это самый обыкновенный навык, которым может овладеть КАЖДЫЙ! Ты чем-то хуже? Конечно, нет. Прежде всего, умение делать то, что сказал. И делать именно в те сроки, которые ты сам для себя обозначил. Также сюда входит пунктуальность, активность и знание того, куда ты идешь. Многие успешные бизнесмены живут очень насыщенной жизнью. Жизнью, где есть время не только бизнесу, но и спорту и семье, есть время различному отдыху и путешествиям, удовольствиям и радости. Казалось бы, такая несбыточная мечта большинства людей…
12. Заповеди, следуя которым можно стать успешным:
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Ничего не делай против своей воли.
Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.
4) Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.
Никогда не пасуй перед трудностями.
77 Ничего не предпринимай во гневе. Если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься - до ста.
13. Продолжи фразу...
Через двадцать я буду…
Я добьюсь в жизни…
Я принесу счастье…
Со мной рядом через десять лет будут…
Выводы учителя.
Уверенность в себе – несомненная составляющая упеха. Нельзя быть успешным, не веря в себя и не веря самому себе. Чтобы быть уверенным в себе, надо уважать себя. А для этого необходимо быть личностью: быть образованным, иметь свои убеждения, свои интересы и в тоже время уважать убеждения и интересы других людей.
14. Сообщение учащегося.
Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский разработал следующие правила, которые, по его мнению, наиболее способствуют успеху:
Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
Прямота в словах и поступках.
Обдуманность действий.
Решительность.
Не говорить без нужды ни единого слова.
Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь (намечаешь), а не то, что
случится.
Ни разу не хвастать ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках
(самому себе).
15. Творческая работа «Зажги факел».
Жизнь человека похожа на дорогу, пролегающую во времени. И не бывает она ровной и гладкой. Но каждый из нас несмотря ни на какие трудности, вопреки всему стремится жить счастливой, полноценной жизнью. Успех это то, что помогает нам этого добиться. Успех - это своего рода тот факел, который освещает наш жизненный путь. И поскольку благодаря его свету нам тепло и уютно, так и благодаря успеху нам легче преодолевать трудности. Успеху в свою очередь должны сопутствовать другие качества человека, без которых сам по себе он мало что значит. Поэтому для того, чтобы факел светил еще ярче, а успех сопутствовал нам всегда и во всем, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед каждым из вас лежит язычок пламени, на котором вы должны написать те главные, по вашему мнению, качества человека, которые являются основополагающими на пути к успеху, а соответственно заставят факел не просто светить, а пылать и радовать не только себя, но и окружающих людей своим светом и теплом.
Выводы учителя. Таким образом, успех каждого из нас будет зависеть от нас самих, от того, какими качествами и чертами характера обладаем.
16. Защита плакатов «Образ успешного человека».
17. Итог урока.
Для достижения успеха необходимо избавление от трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности, лени. Необходимо разрабатывать программу работы над собой. Надо непременно исполнять то, что намечено, причем исполнять хорошо. Заставьте постоянно свой ум действовать и действовать со всей возможной силой.
18. Стихотворение Р. Киплинга « Владей собой…» (читает учитель).
А я вам желаю успеха, который сопутствовал бы вам всю вашу жизнь.
Цели: углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность,обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков, прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
Оборудование: косынка или шарф для игры »Знаешь ли ты своего друга».
Оформление: на доске вывешены изречения и слова.
Нет друга- ищи, а найдешь- береги.
Друга иметь –себя не жалеть.
Друг познается в беде.
Друга на деньги не купишь
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
План классного часа:
1. Вступительное слово
2. Проблемная ситуация «Как выбрать друга»
3. Незаконченные предложения по теме«Друг- этот тот..»
4. Интервью «Расскажи о своем друге»
5. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»
6. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
8. Заключительное слово « Кто достоин настоящей дружбы»
9. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
1. Вступительное слово
Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба- это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учится, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга- великое благо.
2.Проблемная ситуация «Как выбрать друга»
Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа.
«.. У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первомклассе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей,втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девочку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать. С кем дружить: с Олегом и Денисом.
С Олегом было всегдавесело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылизал из игровых автоматов. Он всегда звал за собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногдаони вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пишут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита»,да еще выигрывают деньги!
Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном и Мишка старался подражать ему во всем.
Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативахда и о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное- постоянно критиковал Мишу: за прогулы, за то что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.
Вот Мишка и подумал, что действительно пришла поравыбирать: или Олег, или Денис.
Как вы думаете, какого друга должен выбирать себе Мишка. Кто из них истинный друг, а кто мнимый.
3.Незаконченные предложения по теме«Друг- этот тот..»
Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник другой вопрос: « А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями. Каковы признаки настоящей дружбы»
Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг-это тот…»
(Ответы детей)
Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга.
4.Интервью «Расскажи о своем друге»
Может быть, кто-то уже нашел такого друга. Представьте, ч
то к нам в класс пришел репортер, и попросил дать интервью для газеты. Расскажи о своем друге, что вас связывает, что в нем вас привлекает.
(Ответы детей)
5.Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»
Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова « друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова. И как бы вы их расположили по степени возрастания(знакомый, приятель, товарищ, друг).
А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употреблять.(учитель читает начало предложения, ученики угадывают последнее слово).
- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать.. (знакомый)
- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы сможете… (приятель)
_ Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете.. (товарищ)
- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите свои радости и печали, скажете..(друг)
6.Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
Дружба- это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы (читает). Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в это ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит вас помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь- себя не жалеть
Ситуация №2
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.(Доведуего до дома, вызову скорую и скажу: «Друг познается в беде»).
Ситуация №3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь).
Ну а к четвертой пословице сами придумайте ситуацию.(« Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»).
7. Игра «Знаю ли я своего друга»
Хорошо ли вы знаете своих друзей. Внимательны ли вы к ним. Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Я приглашаю вас к доске. Чтобы все увидели, кто у нас в классенастоящие друзья.(все остальные аплодируют им).
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответы на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод,хорошо ли они знают друг друга. (одному из участников завязываю глаза, другой пишет на доске)
Вопросы:
1. Какой урок у него любимый
2. На чем он любит кататься
3. Какое время года у него любимое
4. Какой вид спорта он любит
5. Кем хочет стать, когда вырастет
6. Какое животное он хотел иметь дома
7. Какие книги он любит читать
8.Заключительное слово « Кто достоин настоящей дружбы»
«Дружба –это бескорыстная стойкая приязнь»- так определяет дружбу Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок к тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Без друзей очень плохо жить, но эту дружбу нужно заслужить. Для этого самому нужно быть порядочным человеком. Лишь у порядочного человека могут быть надежныедрузья. Друзья на всю жизнь.
Наш классный час мы закончим вспомнив слова из песни«Песня о дружбе»
Каждый год перед классным руководителем встает непростая задача планирования воспитательной работы на учебный год. 10 класс не является исключением. Важно правильно распланировать классные часы в 10 классе и подобрать к ним презентации , поскольку в этом возрасте должны подниматься уже более серьезные темы. В этом вам помогут разработки на различные тематики, собранные специально для 10 класса, выполненные специалистами и призванные стать отличным подспорьем для классных руководителей. Если вы хотите, чтобы ваши классные часы прошли с наибольшей пользой для воспитательных целей, были интересными и познавательным для учащихся, рекомендуем бесплатно скачать презентации для 10 класса и другие разработки с нашего сайта. Здесь вы найдете разнообразные темы классных часов для 10 класса, готовые к использованию в работе с доверенным вам коллективом учащихся. Вы сможете сэкономить свое время и использовать его для более глубокой проработки учебного и воспитательного материала. Наши презентации помогут сделать классные часы в 10 кл более насыщенными и актуальными. Вам не придется ломать голову над темами, поскольку тематики будут у вас в готовом виде и в полном объеме. Вам не стыдно будет провести открытый классный час с презентацией и пригласить на него заместителя директора школы по воспитательной работе. Скачать презентации для 10 класса может не только молодой учитель, но опытный педагог со стажем, который ценит творчество коллег и готов воспользоваться предложенным материалом.
Цели и задачи: рассмотреть соотношение между словами и поступками; дать определение жестокости и состраданию; рассмотреть, к каким последствиям приводит отсутствие у человека моральных ценностей; обсудить вопрос о том, какое влияние могут люди оказывать друг на друга (как плохое, так и хорошее); как человеческие поступки могут влиять на других людей; проанализировать, к чему может привести отсутствие у человека определенных личностных качеств.
Предварительная беседа.
Составьте список признаков жестокости или жестоких поступков, которые учащиеся отметили при обсуждении.
Подумайте о том, как они отражают то, что вы цените. (Например, ваш ужас перед жестоким отношением к животным отражает вашу любовь к животным.)
Своими словами дайте определение жестокости. Прочтите следующие ситуации.
Жестокость
1. Подросток ловил рыбу в небольшом пруду недалеко от дома. День был жаркий, и рыба не клевала. Поудив несколько часов, он увидел в траве маленькую змейку. Мальчик не боялся змей, поэтому он взял ее в руки и быстро засунул в стеклянную банку с плотно завинчивающейся крышкой. Перочинным ножиком он вырезал в крышке небольшую дырочку для воздуха. Вечером после рыбалки мальчик принес домой пойманную рыбу и змейку в банке. Около дома он встретил приятелей и вскоре, забыв о змее, убежал с ними играть. Банка осталась во дворе. Почти через неделю он наткнулся на нее. Змейка была почти высохшей, задыхающейся и полуживой.
2. Однажды поздно вечером мальчики шли по окраине деревни. Вокруг не было ни души. Им было скучно, и они решили поразвлечься. Недалеко от дороги они увидели полузаброшенный курятник. Один из них залез в курятник и принес цыпленка. Другой достал из кармана перочинный нож. Прижав шею цыпленка к земле, мальчики решили отрезать ему голову. Однако нож был тупой, и они не смогли полностью обезглавить вырывающуюся птицу. Тогда они решили выдернуть у полумертвого цыпленка перья. Потом они выкололи ему глаза и вырезали сердце у еще живой птицы. Но и этого им показалось мало: они взяли еще одного цыпленка и снова начали экспериментировать. Этому они отрезали лапки и клюв, а потом сожгли.
3. Как-то вечером двое приятелей решили воспользоваться машиной отца одного из них, чтобы прокатить знакомую девушку. Покатавшись по городу, они вышли из машины в тихом безлюдном парке. Проходивший мимо мужчина увидел девушку и двух ребят, один из которых держал в руке ключ от стоявшей рядом машины. Поблизости больше никого не было. Мужчина быстро подошел к подросткам и, угрожая пистолетом, отобрал ключи, связал их и бросил в машину. Выехав на темную проселочную дорогу, он повернул в поле и остановился. Ребята на коленях умоляли пощадить их, но он в упор выстрелил в них обоих. Девушку он провез еще несколько километров по грунтовой дороге, затем вытащил ее из машины и изнасиловал. После этого он задушил ее и, убедившись, что она мертва, бросил тело в лесу.
А теперь подумайте: ведь такое нередко случается. Что в этих историях нас отталкивает? Можно привести множество причин, по которым эти поступки дурны, но несомненно одно - все эти истории отличает бессмысленная жестокость. Боль, причиняемая невинным, удовольствие, получаемое от этого, вызывает нравственное отвращение. Читая все эти истории, понимаешь, что прежде всего они отражают темную сторону природы человека, действующего из бессмысленной, беспричинной жестокости.
Как вы думаете, каковы были мотивы, побудившие персонажей этих рассказов поступить так, как они поступили? Каких ценностей недостает героям каждого рассказа?
Присущие герою черты |
Недостающие ценности |
|
Рассказ 1 Рассказ 2 Рассказ 3 |
Как изменился бы рассказ, обладай герой недостающими ценностями?
Следующие ситуации для обсуждения.
Сочувствие
а) Однажды днем выглядевший очень изможденным 30-летний человек шел по многолюдному центру города. Всего полгода назад у него была хорошая квартира, много друзей, работа, и он мог нормально обеспечивать свою семью. Однако не так давно в его городе начались межнациональные распри. Его семье пришлось все бросить и бежать. Теперь у них ничего не было, и он не представлял, как они выживут. Идя по улице, человек вдруг увидел на тротуаре белый конверт. Он с любопытством (впрочем, не надеясь на удачу) поднял конверт. К своему изумлению, он обнаружил в конверте две стодолларовые банкноты, чей-то адрес, телефон и фамилию. Уже две недели он был практически без гроша, и ему приходилось каждый день мучительно выискивать хоть какой-то способ заработать денег, чтобы накормить своих жену и ребенка. И все же уже через несколько часов он отыскал законного владельца двухсот долларов и вернул ему деньги. Тот был так поражен его честностью, что, узнав о его обстоятельствах, предложил ему хорошую работу.
б) Молодой человек на автобусной остановке заметил, как подвыпивший парень недалеко от него пристает к девушке. Пьяный отпускал двусмысленные шутки, подходя к ней все ближе, и, наконец, чуть не упал на нее. У девушки был испуганный вид, она пыталась отойти в сторону, но он продолжал преследовать ее. Ждущие на остановке люди заметили эту сцену и отчаяние молодой девушки. Обстановка стала неловкой. Все отводили взгляды, стараясь не замечать ее отчаянной, но молчаливой мольбы о помощи. Куда бы ни отходила девушка, пьяный следовал за ней и то и дело протягивал руку, пытаясь обнять ее.
Обеспокоенный беззащитностью девушки и настойчивостью преследователя, молодой человек обратился к нему и потребовал оставить ее в покое. Это не помогло. Разозленный пьяница закричал на него, чтобы он не лез не в свое дело. Затем, повернувшись к девушке, снова принялся досаждать ей. Не обращая внимания на его выкрики, молодой человек силой заставил пьяного отстать от девушки и идти своей дорогой. Тот в бешенстве ушел, а девушка спокойно села в автобус.
Задание : обсудить эти ситуации с точки зрения нравственных категорий.
Обсудив рассказы о сочувствии, вызовите двух учащихся к доске. Скажите классу, что собираетесь разобрать рассказы о жестокости, исходя из тех ценностей, которых недостает героям этих рассказов. Один учащийся будет записывать на доске недостающие ценности, наличие которых могло бы изменить исход рассказа. Второй учащийся записывает последствия того, что этих ценностей недостает.
Пример:
Недостающие ценности
Религиозная (национальная) терпимость
Сочувствие к женщине
Последствия
Смерть невинного человека
«Этническая чистка»
Изнасилование и избиение
Работая в группах, учащиеся комментируют утверждение: «Это хороший и добропорядочный человек, хотя у него есть склонность совершать жестокие и злые поступки и он нечуток по отношению к другим».
Как мы можем определить понятие «хороший человек»?
Дискуссия.
Возможное задание: из прочитанных рассказов учащиеся должны выбрать одну ситуацию и представить себя в группе персонажей или ввести новый персонаж и предложить иную версию рассказа, показывающую, как присутствие этого персонажа изменило бы ситуацию. Другие возможные вопросы:
Каким образом вы могли бы положительно повлиять на других?
Могут ли, по-вашему, действия одного человека изменить ситуацию?
Как может положительное давление среды обеспечить нравственное и законопослушное общество? Зависит ли это от того, какие ценности «навязываются» в обществе?
1. Разбейте учащихся на группы по четыре человека, в которых они будут обсуждать свои рассказы. После того как все участники группы прочтут свои рассказы, каждая группа должна выбрать один рассказ для прочтения перед всем классом (он не обязательно должен читаться автором).
2. Когда учащиеся прослушают эти рассказы, предложите им выбрать несколько рассказов для обсуждения. Предложите им проанализировать, как действия одного человека повлияли на ход и результаты описываемых событий и какие личные качества этот человек проявил при этом (на доске составьте список этих качеств для каждой истории отдельно).
Учащиеся должны также обратить внимание на то, какие качества отсутствовали у некоторых персонажей этих историй. Обсудите всем классом важность моральных ценностей не как таковых, но их проявление в поступках людей.
3. Вопросы, которые можно использовать в ходе обсуждения:
Какие поступки персонажей повлияли на ход событий?
Какие личные качества проявили персонажи рассказов?
Какие качества отсутствовали у некоторых персонажей? Как это отразилось на их поступках?
4. Предложите учащимся выбрать из списка на доске наиболее, по их мнению, важные качества личности и подумать, как человек, обладающий этими качествами, может проявить их в трудной ситуации.
Беседа при обсуждении.
Человек становится человеком, личностью только среди людей, с их помощью осознавая самого себя, окружающий мир, свои возможности, с их помощью овладевая речью. К. Маркс писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».
Мать, окружающие ребенка люди учат его говорить, знакомят с различными предметами, их назначением. В общении с членами семьи, близкими, сверстниками, затем в образовательных учреждениях и, наконец, самостоятельно с помощью книг человек познает мир, овладевает опытом, накопленным предшествующими поколениями, различными видами деятельности, приобретает и актуализирует возможности для самовыражения, самореализации.
Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек - это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».
Что же отличает людей от животных? Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных?
Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастет только в семье, в обществе, которые учат его жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.
Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.
Прослушав следующие строки, подумайте, согласны ли вы с автором? Свою точку зрения аргументируйте.
Для человека мысль - венец всего живого.
А чистота души есть бытия основа.
По этим признакам находим человека:
Всех тварей на земле превыше он от века.
А если он живет, не мысля и не веря,
То человек не отличается от зверя.
Анвари
Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Человеку нужно знать: «Каков он? кто он? знает ли он себя?»
Итак, какое оно - ваше собственное «Я»?
Прежде всего, уясним, что понятие «Я» очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают «реальное Я» - то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент; «динамическое Я» - каким человек хочет стать; «фантастическое Я» - каким ои видит себя в мечтах, каким бы он хотел стать, если бы это было возможно; «будущее Я» - каким он может стать; «идеализированное Я» - каким человеку приятно было бы себя видеть; и целый ряд воображаемых, представляемых «Я» - каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты своего «реального Я».
Как же человек обычно узнает сам о себе?
Человек может определить себя только в сравнении с другими людьми (вспомните слова К. Маркса).
Познать себя весьма непросто. Здесь человека подстерегают неожиданные сложности. Какие они? Прежде всего, нужно быть предельно искренним, честным по отношению к себе. Часто человек склонен оценивать себя выше, чем он есть на самом деле. В таком случае его отношения с товарищами, близкими строятся неправильно. «Он много о себе мнит» - говорят о таком человеке. Если же человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе.
Давайте попробуем с вами немного узнать о себе с помощью теста. Помните, что отвечать надо искренне.
ТЕСТ «ВАША ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»
1. Легко ли вы сходитесь с людьми? (Да - 1; не очень - 3; нет - 5.)
2. Курите ли вы? (Да - 1; иногда - 3; нет - 5.)
3. Если вы совершаете дурной поступок или лжете, то... (никогда не признаюсь в этом - 1; иногда признаюсь - 3; признаюсь - 5).
4. Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики? (Да - 1; не знаю - 3; нет - 5.)
5. Вы считаете, что трезвый среди пьяных - «белая ворона»? Да - 1; не уверен - 3; нет - 5.)
6. Если бы к вам обратились за помощью настоящие погорельцы, отдали бы вы свои последние деньги? Да - 5; не все - 3; нет - 1.)
7. Если бы вы увидели, как ваши друзья обижают малыша или слабого, вступились бы вы за него? (Да - 5; не уверен - 3; нет - 1.)
8. Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы? (Да - 5; если бы не спешил - 3; нет - 1.)
9. Когда родители пытаются вас чему-то научить, то вы... (учусь - 5; делаю вид, что учусь - 3; стараюсь отделаться — 1.)
10. Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чем они просят? (Да - 5; иногда - 3; по принуждению - 1.)
От 10 до 22 баллов . Ваша индивидуальность рискует никогда не проявиться. Вы живете серо и буднично, не заглядывая в будущее, принимая мрак за норму. Вы абсолютно зависимый человек. Причем вы в значительной мере зависите от себя и в не меньшей степени - от своих друзей, которых сочувствующие вам люди называют «дружками». Вы не способны постоять за себя. Зато вам кажется, что вы хороший друг и можете постоять за «дружков». Но собственного мнения у вас, как правило, нет. Хотя не исключено, что чужое мнение вы отстаиваете очень рьяно. Но этот процесс протекает без участия вашего разума, а только при напряжении вашего упрямства.
Комментарий. Не думайте, что хорошие и добрые поступки совершают одни дураки. Не ищите дешевой популярности.
От 23 до 38 баллов . Если вы без натяжек выставили себе тройки и пятерки, то ваша индивидуальность начинает просыпаться. Вы способны противостоять дурным влияниям и заглядывать в будущее, понимая, что школьные годы - это прелюдия, что жизнь впереди и ее качество будет зависеть от того, что и как вы делаете сейчас. Похоже, что вы перестаете «жить в собственное брюхо» (выражение классика литературы). Вы думаете о других людях. Но, думая, часто ничего не делаете. Вы пока не понимаете, что, отдавая, человек приобретает массу положительных качеств, которые в будущем не останутся незамеченными.
Конспект классного часа для старшеклассников «Разговор по душам»
Классный час для 10 класса на сплочение коллектива
Цель : сплотить классный коллектив, дать учащимся возможность пообщаться друг с другом.
Подобные классные часы можно проводить каждый месяц с целью анализа прошедшего месяца - что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на следующий месяц. Также можно проводить мероприятие по четвертям.
Оформление кабинета: необходимо создать теплую, доверительную атмосферу, например, очень хорошо, если вы создадите в классе полумрак и зажжете свечи, парты лучше сдвинуть в одно место и расположить стулья по кругу так, чтобы все могли видеть друг друга. На классной доске прикреплена звездочка, состоящая из множества частей - по количеству ребят в классе. Можно задавать вопросы и не по количеству ребят в классе, а сделать таким образом: каждый блок беседы будет состоять из небольшого количества вопросов, только тогда необходимо следить за тем, чтобы одни и те же люди не брали карточки с вопросами, необходимо, чтобы каждый из класса поучаствовал в беседе.
Ход классного часа
Перед тем как зайти в кабинет класс берется за руки, становясь в цепочку. Первым встает классный руководитель, он просит ребят закрыть глаза, довериться ему. Классный руководитель заводит класс в кабинет. Когда класс усаживается, учитель предлагает ребятам рассказать о том, как они себя чувствовали.
Звучит лирическая мелодия.
Учитель.
Вечер бесед - откровенья пора,
Это правда крутая, это друга слова.
Разговор по делам, по душам, по сердцам...
То, что редко судьба преподносит всем нам.
Сегодня мы собрались с вами в такой романтичной обстановке для того, чтобы поговорить о нас самих, о том, что нас волнует, интересует, гложет, что мы думаем друг о друге, какие проблемы у нас в классе существуют и так далее.
В нас столько всякого напихано,
О нас такого понаписано,
В нас столько всякого несносного,
В нас столько всякого наносного,
В нас столько всякого ненужного,
В нас столько всякого наружного,
В нас столько всякого нарочного,
В нас столько всякого хорошего.
А люди ходят и не верят нам,
Они большие и... сухие,
Они гуляют как по берегу
Вокруг бушующей стихии.
В нас все неведомо и утренне,
И все уносит и приносит...
Весной бывают реки мутными,
Чтоб стать прозрачными под осень...
В центр кабинета ставится корзина с изготовленными заранее цветочками, на которых написаны вопросы к каждому ученику класса, например:
Чем ты больше всего гордишься?
Чего ты боишься?
О чем ты мечтаешь?
Что осложняет твою жизнь?
Когда ты чувствуешь себя одиноким?
Что бы ты изменил в школе?
Что заставляет тебя грустить?
Что тебя по-настоящему раздражает?
Что тебе нравится в твоих друзьях?
Расскажи о своем увлечении.
Ребята по очереди вытягивают себе по цветочку, отвечают на вопросы, обсуждают ответы.
Учитель. Теперь мы продолжим наш разговор и поговорим о снах... Согласитесь, это очень загадочная и интересная тема, сейчас каждый из вас будет брать одну частичку звездочки с доски и размышлять о том, что написано на обратной стороне.
Обращаетесь ли вы к сонникам? Почему?
- «У тех, кто видит сны, бессонные ночи» (С. Ежи Леи).
- «Явь - причина ночных кошмаров» (Г. Малкин). Расскажите свой самый страшный сон.
- «Если бы сны сбывались, счастливых было бы больше» (Л. Крайнов-Рытов). Как вы думаете, сны сбываются? Ваши сны когда-нибудь сбывались?
- «Многому я научился во снах, люди там говорят без оглядки» (С. Ежи Леи). Ваши сны вас чему-нибудь научили?
Гипноз - это сон? Вы боитесь гипноза? Вы когда-нибудь находились под гипнозом?
- «Сновидение - поезд, в котором можно проехаться первым классом» (Г. Малкин). Сон вашей мечты. Что вам снится?
- «Жизнь - это сон, который не дает спать» (Б. Крутиер). Как вы считаете, может ли человек управлять своими снами? Вы когда-нибудь это делали?
- «Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит нам то, что и не снилось» (И. Шевелев).
Вы считаете, что во сне люди видят то, о чем мечтают, или, может быть, то, что с ними уже происходило?
Учитель. Постоянно, каждый день, каждый час мы что-то чувствуем и нас наполняют эмоции. Мне бы хотелось рассказать вам один фантастический сон.
Сон про планету Эм
Прилетел я сюда на чем-то золотисто-эфемерном. На таком не летают, а если и летают, то всего лишь один раз. Не успел я оглянуться, как мое транспортное средство растаяло в воздухе.
Я стоял посреди бескрайней равнины - пустой и однообразной. Плотная почва неопределенного цвета напоминала асфальтовое покрытие. Нигде не было признаков жизни. Любопытно.
Вдруг у меня за спиной послышался шорох. Это было существо, сидевшее поблизости на задних лапах. Оно было похоже на зайца с почти человеческой физиономией, с круглыми глазами и высоко поднятыми бровями. Уши у него были большие, но не длинные, а полукруглые. Попрыгав вокруг меня, существо унеслось в даль.
Мне стало радостно - я не один. Небо на глазах поголубело, потом порозовело, и из-за горизонта выглянуло сразу три солнышка, похожих на радужные мыльные пузыри. Планета была веселой. Я чувствовал, что просто влюбляюсь в нее.
Изменилась и сама равнина. Пробивалась трава, кое-где вспыхнули яркие цветы, а поодаль обнаружились (раньше я их не замечал) зеленые рощи. Солнышки переливались самыми разными красками.
И началось!.. Подлетали бархатистые бабочки, каждую из которых я мог назвать по имени. В небе кружились птицы. Ни одна из них не была похожа на другую, и я переживал полет вместе с каждой из них. До меня доносились запах и рокот моря, зовущего в плавание. В далеком далеко вырисовывались очертания холмов и высоких гор. Это была моя планета. Все, что появлялось, находило отзвук в моей душе.
Но все-таки, не слишком ли я увлекся этими миражами? Сколько сил и внимания потребует от меня бесконечная пестрота этого мира! Не пора ли мне к своим земным делам и обыденным заботам?.. И словно в ответ на эту мысль в небе возникли серые облака. Трава пожухла. Цветы закрылись. Долина опустела. Далекие горы и рощи заволокло непроницаемой дымкой. Рядом со мной возникла золотисто-эфемерная космическая ладья и унесла меня из моего сна, с моей планеты.
Какие впечатления у вас вызвал мир планеты Эм?
Каков ваш собственный мир?
Считаете ли вы, что красота вокруг нас и надо уметь откликнуться на нее всем сердцем, а это порой очень трудно?
Мир духовных переживаний, ваши эмоции помогают вам жить или, наоборот, вам трудно обуздать эту силу?
А может наши эмоции - это иллюзии? Может, когда мы видим прекрасную картину - она ужасна, наши эмоции лживы?
Как вы считаете «чувство прекрасного» и «чувство приятного» - это синонимы?