Мудрые слова в русских народных сказках. Сказка - это вековая мудрость русского народа
Фрагменты из книги "Вечная мудрость сказок"
Сказка ложь,
да в ней намек -
добрым молодцам - урок.
Пусть намеков в сказке много,
Не судите ее строго.
Сказка учит всех людей
Быть мудрее и добрей.
Сказка - не обман, а тайна,
Не напутайте случайно.
Сказка – кладезь, ясный свет,
На любой вопрос ответ.
Добрый молодец, давай,
Книгу сказок открывай!
Ты получишь наслажденье
За волшебным этим чтеньем!
Сказки всегда были кладезем народной мудрости, добрым учителем для маленьких и взрослых. В своей новой книге авторы собрали легенды и сказания народов мира, через образное восприятие воспитывающие в ребенке осознание и ясность в таких вечных вопросах, как дружба, любовь, доброта и ум.
Книга составлена в форме учебника, по которому родителям будет легко заниматься со своими детьми не только чтением и рисованием, но и развивать в ребенке сценические и игровые навыки; воспитывать в ребенке такие важные качества, как верность, умение сострадать и радоваться, размышлять и принимать решения.
Книга предназначена как для занятий с детьми, так и для домашнего чтения
Отрывок из темы: « Поиск света »
Солнце землю кормит
Солнце кормит светом землю,
И земля блаженно внемлет,
И растит леса, поля,
Впитывает свет земля.
Солнце в души к нам стучится,
Начинают те лучиться
Словно солнышки горят,
Всем о свете говорят.
Вопросы и задания для беседы:
Почему древние люди поклонялись огню?
Перечисли дары огня людям.
Представь, что ты описываешь солнце или свет человеку, который никогда его не видел. Расскажи о солнце и свете так, чтобы этот человек понял, что это такое.
Какие качества называют солнечными?
О каком человеке говорят, что он словно солнышко?
Кто в твоей семье как солнышко?
У народов Севера есть праздник солнца. Представь, что тебя попросили устроить праздник в честь солнца. Как бы ты его устроили?
Что в своей жизни ты бы назвал светом?
Какие мысли, слова и дела люди называют светлыми?
Сказание о Возвращении Огня
(Абхазская легенда)
В давние-давние времена, когда земли Абхазии были сплошь покрыты густым лесом, а горы зеленели под лучами жаркого солнца, жили здесь прекрасные, сильные люди. Жили дружно и весело. Природа щедро дарила им плоды и мясо диких зверей. Чистые реки несли этим людям прохладные воды. Словом, беззаботно жили они, ибо им не стоило большого труда добыть себе пищу или найти кров: краем изобилия была тогда Абхазия. И единственное, чем дорожили эти люди, что оберегали пуще глаза своего, - это огонь, который горел уже сотни лет на вершине холма. Люди не давали ему погаснуть, ибо жило среди них поверье: не будет огня - не будет у них счастливой жизни.
Но однажды случилось так, что ливень погасил вечное пламя. Не уберег его нерадивый соплеменник. Люди пришли на холм и с ужасом увидели, что вместо жаркого пламени в священном очаге курился жалкий дымок. И начался тогда среди людей великий плач. Очаг угас навсегда. Тогда встал самый старый и многоопытный из них и спросил людей, не ведает ли кто секрета добычи огня. Ответом ему было молчание.
Тогда погибать нам, - промолвил старик. - А не найдется ли средь нас смельчака, который достал бы с неба кусочек раскаленного солнца?
Люди в недоумении поглядывали друг на друга.
Нет, такого не найти между нами, - шептали они.
Но вдруг толпа зашевелилась, раздалась, и на середину вышел очень красивый юноша.
Это Амра... Его зовут Амра, - заговорили вокруг. Они хорошо знали Амру. Юноша был воплощением красоты и смелости.
Я достану кусочек солнца! - сказал он твердо.
– Мы, однажды потерявшие огонь, можем вновь обрести его. Но кусочек солнца, - не слишком ли это много для маленького народа? – спросил старик.
Нет, нет! - закричали люди. - Возьми, Амра, наши руки в помощь себе, только добудь для нас скорее обещанное.
Хорошо, - сказал юноша.
Три дня и три ночи народ под руководством Амры делал гигантский лук. Высотой этот лук был в сотни и сотни локтей. А тетиву для него свили из жил тысячи быков. Наконец по истечении третьей ночи люди подняли гигантский лук со стрелою на вершину самой высокой горы - Эрцаху. А солнце к тому времени уже стояло в зените. Тысячи людей натянули тетиву. Амра тщательно прицелился. И совершилось чудо: стрела угодила прямо в центр солнца. Солнце затрепетало от боли, уронив слезинку. Очень скоро слезинка достигла земли, и жарко вспыхнул тысячелетний лес. Дымом были устланы три месяца долины нашей земли. Огня было много, но исчезли леса, живьем сгорела дичь, и обмелели реки.
Ты вернул нам огонь, но ты лишил нас пищи, - упрекали люди Амру. - Теперь не жить нам безбедно.
Уходи от нас, юноша, принесший несчастье.
Хорошо, - сказал Амра,- я уйду. И пусть печаль, поселившаяся в ваших сердцах, исчезнет вместе со мной.
Сказал так Амра и вмиг превратился в солнечный луч, который заиграл на лице ребенка.
С тех пор обильно растут леса на нашей земле только в предгорьях. Но зато тучна и плодородна земля у подножия гор. Произрастают тут разные плоды, и живется счастливо людям под солнцем, которое по-абхазски зовется Амра.
Вопросы и задания к сказке:
Почему люди испугались, оставшись без огня?
Почему только одна слезинка солнца устроила на земле пожар?
Как можно было бы добыть огонь по-другому, чтобы не сжечь землю?
Почему Амра покинул людей и превратился в золотой солнечный луч?
Почему солнце заплакало, когда люди пустили в него стрелу?
Понаблюдай за огненным пламенем. Расскажи, о чем ты думаешь, смотря на огонь.
Напиши свою легенду о том, как на земле появился огонь.
Рисунок
Нарисуй солнечные лучи-стрелы помощи людям.
Урок гражданственности
Тема урока : Мудрость народной сказки
Цель урока:
Создать условия для развития творческого осмысления сюжета некоторых народных сказок;
Содействовать развитию наблюдательности, фантазии, памяти и мышления;
Способствовать воспитанию таких нравственных качеств личности как: доброта, отзывчивость, находчивость.
Оборудование: презентация, иллюстрации к сказкам, индивидуальные задания;
Ход урока
Орг.момент
Стих на доске:
Со сказками все дружат -
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.
Учитель:
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Говорит народная мудрость. Приходилось ли вам извлекать какие-нибудь уроки из сказок?
II . Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.
Учитель:
Распутайте клубочек и сформулируйте тему урока.
Учитель:
Постарайтесь определить задачи нашего урока, используя слова: Вспоминаем
Знакомимся
Делаем выводы
Учитель:
Правильно, сегодня на уроке мы постараемся:
( Вывесить на доску )
1. Вспомнить прочитанные сказки.
2. Познакомиться с новыми сказками.
3. Понять и сделать выводы, чему учат сказки.
III . Актуализация знаний о прочитанных ранее сказках.
Учитель
Я знаю, что многие из вас любят читать сказки, и уже много сказок знают. Давайте проверим ваши знания и выберем сказки, с которыми будем сегодня работать.
Рассмотрите иллюстрации и прочтите названия сказок. Соедините стрелками соответствующие друг другу иллюстрации и названия сказок.
«Кот, петух и лиса»
«Волк и семеро козлят»
«Под грибом»
«Теремок»
«Рукавичка»
Учитель:
Выберите сказки со сходным сюжетом.
(«Под грибом», «Теремок», «Рукавичка»)
Какую похожую сказку мы читали ранее? («Лесные хоромы»)
На какие две группы можно разделить эти сказки? (авторские, народные сказки. «Лесные хоромы»
М.Л. Михайлов, «Под грибом» - В Сутеев, «Теремок» - русская народная сказка, «Рукавичка» - укр. народная сказка).
1) Игра «Кто здесь был и что забыл?» Учитель показывает изображения предметов, а учащиеся называют героев. - Чья это вещь и из какой сказки?
Хрустальная туфелька (Золушка)
Ступа (Баба Яга) Золотой ключик (Буратино) Щука(Емеля)
Учитель :
Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве, в колыбели. Волшебные, веселые и даже страшные – сказки всегда интересны. Но не только волшебство, превращения есть в сказках. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок – писал А.С.Пушкин.
Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Самым первым творцом сказки был народ. Сказка нравилась, ее запоминали и пересказывали: детям, а те своим детям.
(Выходят ученики)
У сказки можно поучиться, Она ведь мудрости полна, Ее герои учат жизни, Их украшает доброта.
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.
И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.
Сказка - чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.
2) Классификация сказок. Сказки бывают разные. - На какие группы делятся сказки?
1.Народные и авторские.
- У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор - народ.
2.
Волшебные, о животных, бытовые.
Волшебные или фантастические сказки
- Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)
Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки?
3.Бытовые сказки
-Какова особенность этих сказок? Приведите примеры.
В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях..
4.
Сказки о животных
.
- Чем характерны эти сказки?
Показать инсценировку сказки
Ребята, к какому виду можно отнести сказку « Курочка Ряба » ?
Учитель :
Ребята, выполним задания на ваших карточках.
Рефлексия. «Корреспондент»
- Понравился урок?
- Над каким жанром мы работали на уроке?
- Над чем нам помогла задуматься эта сказка? Чему учит прочитанная сказка?
- Задайте друг другу вопрос по содержанию сказки. (Дети задают вопрос выбранному однокласснику).
Убрать повторяющиеся буквы и сложить слово
х т в а
н ж з о
з х ч и
л а ж в
(отлично)
Классный час.
Тема: Сказок мудрые уроки.
Цели:
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Почему приходит в час ночной?
Поднимите руку, кому в детстве рассказывали сказки. Кому сейчас сказки рассказывают? А кто из вас рассказывает сказки своим братишкам и сестрёнкам? Нравится им слушать?
Почему народ называют творцом? (Сам сотворил, сочинил.)
А хитрецом? (Хитро высмеивал недостатки).
Мудрецом? (Мудрость присутствует в каждой сказке).
Какую мечту вложил народ в сказку? (То о чём мечтал, старался рассказать в сказках).
Почему сказку сравнивают с золотом? (Она никогда не теряет своей ценности).
А почему вложил в ларец? (Элемент старины – ларец, самое надёжное место для хранения самого ценного).
3. В гостях у русских народных сказок.
В моём ларце тоже находятся самые любимые сказки, которые сочинил русский народ. Какие это сказки? (Русские народные сказки).
Значит, мы побываем в гостях у русских народных сказок.
В сказках происходят чудеса. Какие? (Звери и птицы разговаривают, добры молодцы защищают слабых, побеждают злых героев…).
Интересно, хорошо ли вы знаете и помните сказки? Сейчас проверим!
4. Мудрые советы сказок.
По строчке, по героям из сказки, надо отгадать её, кратко вспомнить содержание и определить , чему она учит, какой мудрый совет даёт.
1 сказка
« Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…» (« Колобок»)
- Совет: важно научиться распознавать лесть и не доверять хитрым людям, а жить своим умом. Нельзя уходить из дома без спроса и уж тем более доверять посторонним людям.
2 сказка
Что за сказка: кошка, внучка,
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
Животные, которые не дружат в жизни, помогают вытянуть репку. Эта сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства.
Совет
: стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие , но и маленькие. Всякое дело нужно доводить до конца.
3 сказка
В какой сказке встречаются: яблонька- речка – печка…? (« Гуси – Лебеди»)
Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше.
Совет : если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций, всегда есть выход. Надо слушаться родителей. Помогай другим и тогда добро вернется добром.
4 сказка
Прибежал волчок- серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка.
Я, зайчик- побегайчик.
Я, лисичка-сестричка.
А ты кто?
У сказки "Теремок" тоже несколько концовок – медведь ломает домик, и звери разбегаются , или, наоборот, строят все вместе новый дом, еще лучше прежнего. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера.
Совет : надо держаться всем вместе, а одному быть трудно и делать всё в меру.
5 сказка
Петушок, петушок,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку. («Кот, лиса и петух»)
Кот в этой сказке образец для подражания – трудолюбив, рассудителен, верный товарищ. В то же время петушок представляется непослушным. Как только Лиса начинала петь свою песенку: «Петушок, петушок, золотой гребешок», - так петушок про всё на свете забывал и подкупался на лесть. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика. Эта сказка о вере, дружбе, справедливости, силе и смелости.
Совет : не надо быть легковерным и слишком любопытным. Если с тобой беда – нужно – громко звать на помощь.
6 сказка
Какая птица снесла деду с бабой золотое яичко? («Курочка Ряба»).
Совет:
сочувствуй ближнему, помогай, чем можешь.
5. Любимые сказки детей.
- А какие ваши любимые русские народные сказки?
На кого из героев сказок вы бы хотели быть похожими? Почему?
Какие мудрые советы из них вы для себя взяли?
6. Итог и выводы.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события , примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
Русские народные сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат отличать добро и зло, показывают выход из сложных ситуаций , учат упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: « Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
«Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней».
«Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится»...
Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. В мире сказок добро побеждает зло, каждый получает то, что заслуживает. Читайте сказки! Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости! Добрые, весёлые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях
Клайв Льюис писал: «Kогда-нибудь ты дорастешь до такого дня, когда вновь начнешь читать сказки». И это поймет каждый взрослый, взяв в руки детскую книгу. Потому что бывает, что детские сказки наполнены гораздо большим смыслом, чем кажется. Их можно перечитывать много раз, и каждый раз находить что-то новое и еще более глубокое.
Бывает, что детские сказки наполнены гораздо большим смыслом, чем кажется...
И.Д. Фарбаржевич «Еловое яблоко»
Как хорошо, что ты пришел, сынок! - обрадовался Старый Лис. - Я испек пирог из земляничного варенья. Будем пить чай.
- Правда, мы почти счастливые?! - сказал Лисенок.
- Правда, мой дорогой! Ведь счастье - это когда все дома!
Сергей Козлов «Падал мелкий снежок. Была оттепель»
А вечером, когда пили чай, Медвежонок сказал:
— Не знаю когда, но когда-нибудь обязательно будет лучше.
— Ещё бы! — подхватил Заяц.
А Ёжик думал:
«Не может же быть, чтобы всё плохо и плохо — ведь когда-нибудь должно быть хорошо!»
Марджери Уильямс «Вельветовый Кролик»
— Ты только тогда становишься Настоящим, — внушала Вельветовому Кролику мудрая старая Кожаная Лошадь, — если кто-то долго-долго любит тебя. Не просто играет с тобой, а ДЕЙСТВИТЕЛЬНО любит.
— А это больно? — спросил Кролик.
— Иногда, — ответила Кожаная Лошадь, потому что всегда говорила только правду. — Но если ты Настоящий, ты готов стерпеть боль.
— А как это происходит? Раз и готово, словно тебя завели ключиком, или постепенно?
— Постепенно, — сказала Кожаная Лошадь. — Ты же становишься Настоящим. На это требуется много времени. Поэтому-то это так редко происходит с теми, кто запросто ссорится, несговорчив или требует к себе особого отношения. Обычно бывает так к тому времени, когда ты становишься Настоящим, у тебя уже потертая шерсть, вываливаются глаза, болтаются конечности, и вообще у тебя очень жалкий вид. Но это не будет иметь ровным счетом никакого значения, потому что тот, кто стал Настоящим, не может быть безобразным. Разве что в глазах тех, кто ничего не смыслит.
М/ф «Зимняя сказка»
— Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.
— Жду, когда ты выздоровеешь, — ответил Ёжик.
— Долго?
— Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом — сразу перетащил все свои припасы к тебе…
— И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?
— Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушёную травку…
— Не помню, — сказал Медвежонок.
— Еще бы! — вздохнул Ёжик. — Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…
И.Д. Фарбаржевич «Сказки маленького лисенка»
— Лисёнок, — сказал лисёнок лисёнку, — ты помни, пожалуйста, что если тебе тяжело, плохо, грустно, страшно, если ты устал — ты просто протяни лапу. И я протяну тебе свою, где бы ты ни был, даже если там — другие звёзды или все ходят на головах. Потому что печаль одного лисёнка, разделенная на двух лисят — это ведь совсем не страшно. А когда тебя держит за лапу другая лапа — какая разница, что там ещё есть в мире?
Сергей Козлов, «Ежик в тумане»
— Я обязательно, ты слышишь? Я обязательно, — сказал Медвежонок. Ежик кивнул.
— Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда.
Ежик глядел на Медвежонка тихими глазами и молчал.
— Ну что ты молчишь?
— Я верю, — сказал Ежик.
* * *
Так было каждый вечер в эту ясную холодную осень. И каждый вечер Ежик с Медвежонком собирались то у Ежика, то у Медвежонка и о чем-нибудь говорили. Вот и сегодня Ежик сказал Медвежонку:
- Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!
Медвежонок кивнул.
- Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
- А ты где?
- А меня нет.
- Так не бывает, - сказал Медвежонок.
- Я тоже так думаю, - сказал Ежик. - Но вдруг вот - меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?
- Пойду к тебе.
- Куда?
- Как - куда? Домой. Приду и скажу: «Ну что ж ты не пришел, Ежик?» А ты скажешь…
- Вот глупый! Что же я скажу, если меня нет?
- Если нет дома, значит, ты пошел ко мне. Прибегу домой. А-а, ты здесь! И начну…
- Что?
- Ругать!
- За что?
- Как за что? За то, что не сделал, как договорились.
- А как договорились?
- Откуда я знаю? Но ты должен быть или у меня, или у себя дома.
- Но меня же совсем нет. Понимаешь?
- Тогда ты пошел куда-нибудь и еще не вернулся. Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду!
- Ты все уже обшарил, - сказал Ежик. - И не нашел.
- Побегу в соседний лес!
- И там нет.
- Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!
- Нет меня. Нигде нет.
- Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, - сказал Медвежонок. - И закричу: «Е-е-е-жи-и-и-к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о-к!..» Вот.
- Нет, - сказал Ежик. - Меня ни капельки нет. Понимаешь?
- Что ты ко мне пристал? - рассердился Медвежонок. - Если тебя нет, то и меня нет. Понял?…
И какова ее роль в жизни практически любого человека? Кто из нас в детстве не слышал эти замечательные фантастические произведения из уст мамы или бабушки, не читал их в детском садике по слогам, не проходил, как литературу, в рамках школьной программы? А мультфильмы, а художественные фильмы по мотивам? Можно сказать, что сказка - это то, с чем выросло не одно поколение людей, и не только в нашей стране. То, что воспитывает и формирует личность каждого человека.
Определение
Но не все однозначно смогут дать определение: «сказка - это...» А что, собственно, такое сказка? Начнем со всевозможных словарей. В них сказка - это, в первую очередь, произведение повествование о героях и событиях, как правило, вымышленных, передаваемое из уст в уста. Но в последние два столетия подобные народные произведения активно публикуются и в книжках огромными тиражами, так что мы всегда имеем возможность их не только послушать, но и прочитать. Фольклорная сказка - это вымышленное произведение. Она может быть противопоставлена таким «достоверным» повествованиям, как былина, например.
Литературная
А есть еще и сказка литературная. Она, в отличие от имеет определенного автора (ее еще иногда называют авторской). Зачастую подобные произведения тесно связаны с народными. Иногда автор попросту пересказывает их, ничего не добавляя, а есть сказки, где исходный материал полностью перерабатан. Фольклор предшествует авторской литературе, занимает первичное место в классификации художественной литературы. Но авторские сказки известных писателей по праву входят в сокровищницу мировой классики подобной литературы.
Другие значения
Если говорить о других значениях слова сказка, то можно отметить, что подобным термином в переносном смысле определяется нечто фантастическое и заманчивое, порою недостижимое в обычных жизненных ситуациях. А иногда так называют то, чему никто не верит: чистый вымысел, неправду, небылицу (с негативной даже окраской).
Происхождение слова
По свидетельству ученых, само слово появляется в обиходе не раньше 17 века и происходит от «казать», что означало «список» или «точное описание». В современном контексте слово «сказка» стало использоваться позже, а ранее употреблялось слово «баснь» для обозначения аналогичного понятия.
Классификация фольклорных сказок
Исследователи народных сказок считают, что в их основе лежат мифы, утратившие свое сакральное значение. Миф связывается с определенным ритуалом. В сказке художественная сторона выходит на первый план. А события происходят вне существующей географии. Для подобных произведений характерны: анонимность, коллективность и устность. Проще говоря, фольклорная сказка не имеет конкретного автора, а передается множеством рассказчиков из уст в уста, сохраняя основной сюжет. Иногда к нему добавляются какие-либо подробности, как вариации. Можно сказать, что произведения УНТ (устного народного творчества) являются коллективным творением. По общепринятой исследователями фольклора классификации все эти творения могут подразделяться на сказки про животных или растения, о или предметах, волшебные, докучные, кумулятивные, новеллистические и некоторые другие. В данную когорту входят также анекдоты и небылицы.
Бытовая сказка
Это - относящееся к новеллистическим произведениям УНТ. Бытовые сказки занимают довольно обширное место в народном фольклоре. Они отличаются от, например, волшебных тем, что в основе повествования лежат сюжеты из ежедневной жизни. В них, как правило, нет фантастики, а задействованы реальные персонажи: жена и муж, купец и солдат, барин и работник, поп и т.д. Это произведения устного творчества народа об одурачивании барина или попа, о вразумлении нерадивой жены, о хитром солдате, обладающем смекалкой. В основном, бытовая сказка - это произведение на бытовую или семейную тему. Основные симпатии: бывалый солдат, умелый и смекалистый работник, которые достигают своих целей, проходя порою через комические или страшные ситуации. При этом обнаруживается ироничность повествования. Подобные сказки, как правило, короткие. Сюжет развивается быстро, в центре действия один эпизод, выглядящий как сказка-рассказ. Это в бытовых сказках, по мнению Белинского, отображаются нравственные, бытовые и характерные черты всего русского народа: лукавый ум, способность к иронии, простодушие и трудолюбие. Бытовые сказки не содержат ни ужасов, ни особого волшебства, зато могут быть наделены ироничностью и комизмом. Внешне подобное произведение выглядит, как сказка-быль. Это кажущееся правдоподобие - одна из многих характерных черт такого творчества.
Примеры бытовых сказок
Их можно перечислить довольно много: «Барин и собака», «Федул и Меланья», «Барин и мужик», «Дурак и береза», «Похороны козла», «Солдатская шинель», «Горшок».
Все помнят, наверное, бытовую сказку «Каша из топора», в которой смекалистый солдат варит кушанье как бы из ничего (из одного топора), а между тем хитроумно выпрашивает у жадной хозяйки все необходимые продукты.
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт