Методическая копилка. Расскажи, что изображено на картинке весной
Имя существительное - это самостоятельная часть речи, включающая слова со значением предметности, которые отвечают на вопросы кто? что? Предметность - понятие грамматическое, оно включает в себя:
1) конкретные предметы (дверь, окно);
2) вещества (азот, углерод);
3) лица (Иван Петров, мужчина, человек);
4) живые существа и организмы (микроб, щегол, медведь);
5) растения (дерево, цветок);
6) СОВОКУПНОСТИ (посуда, народ);
7) отношения, чувства (дружба, любовь, ненависть);
8) названия качеств, СВОЙСТВ(жадность, синева, увлеченность);
9) названия промежутков времени (час, день, вечность, каникулы);
10) процесс действия (бег, рост, чтение);
11) явления природы (слякоть, снег, ветер);
12) события (праздник, поход).
Имя существительное имеет:
Постоянные признаки.
Непостоянные признаки:
- собственные и нарицательные
- категория одушевленности, неодушевленности
- категория рода
- склонение
1. Постоянные признаки
1) Собственные и нарицательные имена существительные
Существительные бывают собственными и нарицательными.
К именам собственным относятся:
1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев)
2) клички животных (Пушок, Пеструха),
3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита)
4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс)
5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”).
Нарицательные имена существительные могут быть четырех типов: Нарицательные имена существительные. Приложение 1
Существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа (людей, животных и т. д.).
Неодушевленные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления, события и т. д., которые нельзя причислить к живым существам.
Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое-неживое совпадаете грамматическим понятием одушевленное - неодушевленное.
К одушевленным именам существительным относятся:
1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),
2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник),
3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз)
4) названия фигур в шахматах (конь , слон, ферзь, король).
Грамматическое различие одушевленных и неодушевленных имен существительных
Одушевленные имена существительные
В. п. =Р. п.
Неодушевленные имена существительные
В. п. = И. п.
Множественное число - все имена существительные
Например: вижу сестер (В. п.), нет сестер (Р. п.)
Например: вижу столы (В. п.), стоят столы (И. п.)
Единственное число - имена существительные мужского рода 2-го склонения
Например: вижу слона (В. п.), нет слона (Р. п.)
Например: вижу стол (В. п.), стоит стол (И. п.)
Если существительное несклоняемое, то определить, является оно одушевленным или нет, поможет согласованное с ним прилагательное, причастие, порядковое числительное [т.е. части речи, изменяющиеся как прилагательные].
Например: нет горячего кофе (Р.), вижу горячий кофе (В.), стоит горячий кофе (И.)
В. п. = И. п., следовательно, “кофе” - неодушевленное имя существительное.
Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:
1) Названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб)
2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный));
3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;
Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек вбросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.
4) многозначные имена существительные могут в одном из своих значений обозначать живые существа, животных, а в другом - машины, орудия, приспособления, устройства;
Например: путеукладчик - машина; путеукладчик - человек Мы увидели путеукладчик (машину). Мы увидели путеукладчика (человека).
Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).
Каждое имя существительное, имеющее форму единственного числа, принадлежит к одному из четырех родов.
мужской род | женский род | средний род | общий род | |||
врач, пес | машина, Аня | окно, животное | пьяница, судья |
Особое место занимают имена существительные общего рода.
К ним относятся некоторые существительные 1 -го склонения со значением лица и окончаниями -А, -Я.
Например: плакса, разиня.
Их род определяется полом того лица, которое они называют.
Например: Наша Катя - плакса (в ж. р.). Маленький Андрюша - плакса (в м. р.).
Некоторые слова, обозначающие должности и профессии людей (врач, секретарь, бригадир и т. д.), имеют свойства существительных общего рода. Но они не являются существительными общего рода, т. к. употребление их в значении женского рода возможно только в форме именительного падежа, а у существительных общего рода - во всех падежных формах.
Например: Секретарь закончила перепечатку документов. Секретарь четко ответил на все вопросы.
Неверно: Нас вызвали к строгой завучу.
Род несклоняемых имен существительных.
4) Склонение.
Разносклоняемые имена существительные.
Несклоняемые имена существительные
Склонение - это изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числе.
СИСТЕМА СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Три склонения имен существительных.
Разносклоняемые имена существительные склоняются по-особому, и поэтому не относятся ни к одному типу склонений. Это 10 имен существительных на -МЯ: бремя время знамя племя стремя пламя имя темя вымя семя
А также существительные ПУТЬ и дитя. У существительных на -МЯ в единственном числе в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс -ЕН-, а у существительного дитя - суффикс -ЯТ-.
ДИТЯ дитяти дитяти дитя дитятей о дитяти.
К несклоняемым именам существительным относятся:
1) заимствованные, оканчивающиеся на гласные;
Например: авеню, алоэ, амплуа, депо, какаду, кашне.
2) многие иноязычные имена собственные;
Например: Замбези, Токио, Мериме, Золя.
3) аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласные;
Например: МГИМО, ТСО, сельпо.
4) иностранные фамилии, обозначающие лиц женского пола: Смит, Раульф (иностранные фамилии, обозначающие лиц мужского пола, склоняются как имена существительные второго склонения);
5) русские и украинские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ).
Например: Корейко, Седых.
Непостоянные признаки
Имена существительные могут употребляться в форме единственного и множественного числа.
Форма числа, обозначающая один предмет в группе однородных предметов, называется формой единственного числа.
Например: ручка, телефон, дерево.
Форма числа, обозначающая более одного предмета в группе однородных предметов, называется формой множественного числа.
Например: ручки, телефоны, деревья.
Большинство конкретных имен существительных имеют обе формы числа.
Например: окно - окна.
Единственное и множественное число различаются средствами выражения:
2) Различными окончаниями.
Например: скамейка - скамейки, стол - столы, лес - леса.
3) Изменением суффиксов (сокращением, наращиванием, чередованием).
Например: замок - замки, кол - кольл (j)я, галчонок - галчата.
4) Использованием других слов.
Например: ребенок – дети
Имена существительные, имеющие форму одного числа. Приложение 11
Падеж - это форма имени, указывающая на отношение данного слова к другим словам в словосочетании или предложении. В русском языке 6 падежей.
Именительный падеж | (кто? что?) | |
Родительный падеж | нет | (кого? чего?) |
Да тельный падеж | дам | (кому? чему?) |
Винительный падеж | вижу | (кого? что?) |
Творительный падеж | горжусь | (кем? чем?) |
Предложный падеж | думаю | (о ком?о чём?) |
Именительный падеж - прямой. Форма именительного падежа является начальной формой слова. В предложении имя существительное, стоящее в именительном падеже, может быть подлежащим, приложением, именной частью составного сказуемого, обращением.
Например: Вот этот куст с желтенькими ягодками - облепиха (сказуемое). Чаще всего встречается облепиха (подлежащее) в Сибири и на Алтае. Куст этот - облепиха (приложение) - очень полезен. Как нарядна ты, облепиха (обращение), осенью.
Именительный падеж не имеет предлогов.
Все падежи, кроме именительного, - косвенные . Все косвенные падежи, кроме предложного, могут употребляться как с предлогами, так и без них. Предложный падеж может употребляться только с предлогами.
Синтаксическая роль.
В предложении имя существительное может быть любым членом:
1) подлежащим;
Например: За деревней расстилалось огромное поле.
2) именной частью составного сказуемого;
Например: Моя мама - бухгалтер.
3) несогласованным определением;
Например: Ветер раскачивал ветви деревьев.
4) дополнением;
Например: Весной деревья пробуждаются от зимнего сна.
5) обстоятельствами.
Например: Книга лежала на столе (обстоятельство места).
5. План морфологического разбора.
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки (предмет, явление природы и т. д.). Начальная форма (И. п. ед. ч.).
Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
г) склонение.
Непостоянные признаки:
а) падеж; б)число.
III. Синтаксическая роль.
Например: Река протекает с севера на юг.
I. (с) севера - суш,
П. (откуда?) с севера, н. ф. - север
Пост. – нариц., неодуш., м. р., 2-го скл.;
Непост. - в Р. п., в ед. ч. III. Обет, места.
Грамматика
6. Словообразование имен существительных.
Правописание имен существительных.
Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова.
Правописание окончаний.
1 склонение 2 склонение 3 склонение
На МЯ Е (Р.п.+ П.п) И(Д.п+ ИЯ) Е (П.п) И (на ИЙ+ИЕ) И (Р.п+Д.п+П.п) И
Правописание гласных и согласных в суффиксах. Приложение 6
Правописание О-Е-Ё после шипящих и Ц. Приложение 9
Правописание НЕ с именами существительными. Приложение 10
7) Правописание сложных имен существительных.
- Слитное
- Дефисное
- Раздельное
- Слова, имеющие в своем составе различные части.
- Сложные слова с соединительными гласными -О- и -Е-.
- Например: большеглазый, каплеобразный.
- Но: агрикультура, газификация, электрификация, центрифуга.
- И производные от этих слов.
- Слова без соединительной гласной, первая часть которых представлена в начальной форме.
- Например: времяизмерение.
- Слова, образованные в результате слияния словосочетания. Например: с ума сшедший - сумасшедший – сумасшествие.
- Слова с элементами (независимо от числа элементов в слове) авиа-, авто-, агро-, алюмо-, асбо-, астро-, аудио-, аэро-, баро-, бензо- библио-, био-, борт-,вело-,вибро-, видео-, гелио-, гео-, гидро-, гомо- ,-граф, графо-, декз-, ден-, дро-, зоо-, изо-, квази- кино-, космо-, лже-, лито-, макро-, мега-, мета-, метео-, -метр, микро-, моно-, мото-, мульти-, невро-, нейро-, нео-, онко-, орто-, пэн-, палео-, пара-, пневмо-, поли-, псевдо-, психо-, радио-, сейсмо-, социо-, спектро-, стерео-, теле-, термо-, турбо- , фото-, фоно-, эвако-, экзо-, эко-, электро-, эндо-, энтеро-, этно-.
Например: авиапочта, фотомастерская, спектрограф, аэрофотосъемка
ИСКЛЮЧЕНИЕ: слова, второй частью которых является имя собственное: лже-Дмитрий, кино-Остап.
10. Сложные слова, первая часть которых является глагольной основой и оканчивается на И.
Например: вертИшейка
ИСКЛЮЧЕНИЕ: перекати-поле
11. Слова без соединительной гласной, первой частью которых является количественное числит.,стоящее обычно в форме Р. п.
Например: пятиэтажный
12. Входящие в состав сложных слов девяносто, сто и четверть употребляются в форме и. п.
Например: стОлетний, девяностотонный.
13. Производные слова от сорок имеют образуются от формы Р.п. слова сорок и второй части.
Например: сорокАлетие.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: сорокОножка, сорокОпут, сорокОуст.
14. Слова два, три в составе сложных слов имеют формы двух-, трех-,дву-, три-, тре-.
Например: двухэтажный, двуликий, тридевятый, тренога.
15. ПОЛ- (половина), если слово не начинается с гласной, с буквы Л или с прописной буквы.
Например: полвосьмого, полгорода.
Например: полумера Географические и административные названия, названия частей света, имена
17. Все названия городов, второй составной частью которых является -град,-город, -абад, -акан.
Например: Белград. Новгород
18. Названия населенных пунктов. начинающиеся с ново-, старо-, верхне-, нижне-, красно-, мало-,больше-.
Например: Нижневартовск, Краснодар
19. Слова, образованные от географ. названий, пишущихся через дефис.
Например: ньюйоркцы
20. Некоторые фамилии с ле-и ла-.
Например:Ларошфуко
21. Названия немецких улиц, бульваров и т.д., в которые входят слова -штрассе, плац.
Например: Александрппац, Шилерштрассе
Дефисное.
1. Слова, образованные из двух существительных без соединительной гласной, самостоятельно употребляющихся и однородных или противоположных по смыслу. Например: купля-продажа, друзья-приятели
2. Наименования, в которых первое слов является общим названием, второе - более конкретным.
Например: музей-усадьба.
3. Сложные термины, называющие приборы, механизмы, устройства, профессиональные понятия с корнями блок-, вакуум-, дизель-, динамо-, камер-, пресс-, стоп-.
Например: стоп-кран ИСКЛЮЧЕНИЕ: блокпост
4. Слова, имеющие в своем составе предлог или глагол.
Например: иван-да-марья, любишь-не-любишь
5. Слова, в которых к основному слову присоединяется слово с оценочным значением. Например: чудо-дерево
6. Различные сорта тканей с начальным корнем креп-.
Например: креп-жоржет ИСКЛЮЧЕНИЕ: крепдешин
7. Названия некоторых блюд и растений.
Например: люля-кебаб, лук-порей
8. Если слова мини, макси занимают второе место.
Например: юбка мини, юбка макси.
9. ПОЛ-(половина), если слово начинается с гласной буквы.
Например: пол-аквариума
10. ПОЛ-(половина), если слово начинается с буквы Л.
Например: пол-ластика ИСКЛЮЧЕНИЕ: поллитровка
11. ПОЛ-(половина), если слово начинается с прописной буквы.
Например: пол-Новосибирска
12.Если присоединяется к определяемомуслову.
Например: Москва-река, мороз-воевода
13. Обозначающие национальность или место жительства, если определяемое слово имеет форму прилагательного.
Например: рабочие-турки
14. Географические или административные названия, начинающиеся с: северо- юго-, южно-, восточно-, западно-, норд-, ост-, зюйд-, вест-.
Например: Северо-западный округ, зюйд-вест
15. Географические названия, составленные из двух существительных или из существительного и прилагательного.
Например: Орехово-Зуево. Сыр-Дарья
16. Географические названия, составленные из двух существительных, соединенных предлогом или союзом, пишутся с двумя дефисами.
Например: Ростов-на-Дону
17. Географические названия, начинающиеся с Сан- Сант-, Санкт- Па- Нос- Де-
Например: Санкт-Петербург. Лос-Анджелес
18. Названия английских и американских улиц, бульваров и т.д, в которые входят слова -авеню, -стрит, -сквер.
Например: Уолл-стрит. Парк-авеню
19. Составные фамилии. Например: Мамин-Сибиряк
20. Термины, в состав которых входят названия букв.
Например: альфа-лучи.
21. Сложные единицы измерения.
Например: киловатт-час
ИСКЛЮЧЕНИЕ: трудодень, трудочас
22. Названия общественно-политических объединений, научные термины, звания, должности, специальности, профессии без соединительной гласной.
Например: социал-демократ, рак-отшельник, член-корреспондент
23. Звания, чины, должности, начинающиеся с вице- лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-.
Например: вице-губернатор, экс-чемпион.
Имя существительное – одна из главных частей речи. Она является главной и по количеству слов, входящих в нее, и по частотности в речи, и по грамматической значимости, и по положению среди других частей речи.
I. Категориальное значение. ИС обозначает предмет. Слово «предмет» понимается широко, сюда входят не только конкретные вещи, предметы, но и действия, состояния, количество, признаки, отвлеченные от производителя действия, носителя признака. Для обнаружения значения предметности используются вопросы кто? что?
II. Морфологические признаки. У существительного есть категория одушевленности/неодушевленности, категория рода (род у сущ. пост. признак), категория числа, категория падежа. Сущ. делятся на лексико-грамматические разряды: выделяются собственные и нарицательные сущ. Нарицательные сущ. в свою очередь делятся на конкретные, вещественные, собирательные, отвлеченные. Большинство сущ. изменяется по падежам и числам, т.е. склоняется. Таким образом, это склоняемая часть речи.
III. Синтаксические признаки. Основная синтаксическая функция сущ. – подлежащее и дополнение. Может быть любым членом предложения: сказуемым, обстоятельством, несогласованным определением, приложением (разновидность согласованного определения).
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Разряды существительных:
а) собственные/нарицательные.
Нарицательные сущ. являются обобщенным названием однородных предметов.
Собственные сущ. являются названием отдельных, единичных предметов, выделяемых из ряда однородных.
Среди собственных сущ. выделяются тематические группы: имена и фамилии людей, клички животных, географические названия, названия исторических событий, общественно-политических явлений, названия художественных произведений, газет, журналов, издательств, названия магазинов, кафе, бытовых учреждений, названия астрономические.
Собственные и нарицательные сущ. отличаются в грамматическом плане, но эти грам. отличия не имеют всеобщего характера. Большинство нариц. сущ. изменяется по числам (но не все!), собственные сущ. не изменяются, обычно употребляются в форме ед. числа. От некоторых собственных сущ. можно образовать форму мн.ч. (Саши, Наташи, Ивановы).
б) Нарицательные сущ. делятся на 4 разряда по значению: конкретные, вещественные, собирательные, отвлеченные.
Конкретные сущ. – названия конкретных предметов и явлений реальной действительности, взятых в отдельности и потому допускающих счет (камень – камни, два камня, гроза – грозы, три грозы).
Вещественные сущ. обозначают сплошные, не распадающиеся на отдельные экземпляры вещества. При делении их на части они сохраняют свойства целого. Сюда входят названия полезных ископаемых (медь, олово, нефть, глина); названия различных минералов (малахит); продуктов питания (масло, мед, песок, зефир); названия лекарственных препаратов (аспирин, димедрол); названия сыпучих веществ, состоящих из мелких частиц, счет которых не находит применения в быту (рожь, ячмень, горох, гравий). Вещ. сущ. измеряются. т.е. сочетаются с единицами мер (2 кг масла, литр молока).
Собирательные сущ. обозначают совокупность однородных предметов, лиц как единое целое. В этом их отличие от форм мн.ч. конкр. сущ., которые обозначают множество раздельных предметов (студенчество – ср.: студенты, воронье – ср.: вороны).
Отвлеченные (абстрактные) сущ. наиболее четко противопоставлены конкретным сущ. Они обозначают качества, свойства, действия и состояния в отвлечении от носителя признака или производителя действия. Например: шум, дружба, свежесть, терпение.
Одушевленные сущ. являются наименованием предметов живой природы, отвечают на вопрос кто? К одуш. сущ. относятся в основном сущ. м.р. и ж.р. Сущ. ср.р. – дитя, существо, лицо (=человек), животное, на –ище, субст. П и Пч типа млекопитающее.
Неодушевленные сущ. являются наименованием предметов неживой природы, отвечают на вопрос что? Широко представлены существительными всех трех родов.
Грамматическим средством выражения категории одуш./неодуш. является форма В.п. мн.ч.
У одуш. сущ.: В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.
У неодуш. сущ.: В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.
Деление на одуш. и неодуш. сущ. в грамматике не всегда совпадает с делением на живое/неживое в природе. Обратите внимание на два момента:
1. Некоторые сущ. по лекс. признакам обозначают неживое, но имеют грам. признаки одуш. сущ. (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.). Такие сущ. принято относить к одушевленным:
1) игрушки в виде человека:(вижу) кукол, матрешек, неваляшек; 2) фигуры некоторых игр: (разыграть) королей, ферзей;3) умершие: (вижу) покойников, утопленников, но труп (неодуш.); 4) вымышленные существа: (вижу) русалок, леших, домовых.
2. Сущ., обозначающие живых существ, являются по грам. признакам неодушевленными:
1) совокупности живых существ: народ, толпа, группа, войско, стая (конкр.-собир.); 2) растения, грибы: (собирать) лисички.
Некоторые сущ. испытывают колебания между неод. и одуш. сущ. К колеблющимся по признаку одушевленности/неодушевленности относятся, например, слова микроб, амеба, вирус, бактерия (названия простейших живых существ). Ср.: вижу микробов = нет микробов и вижу микробы = есть микробы.
2. Распределение сущ. по родам.
3. Род несклоняемых сущ.
У неодуш. сущ. (а таких существительных в языке около 80%), род условен, никак не связан с внеязыковой реальностью. Принадлежность к роду неодуш. сущ. никак не связана со значением слова, не мотивирована (стол, парта).
У одушевленных существительных - названий лиц или животных – род часто связан с полом обозначаемого существа, ср.: мама - папа, сын - дочь, корова - бык. Однако необходимо понимать различие между грамматическим признаком рода и неграмматическим признаком пола. Значение рода у одуш сущ. не до конца последовательно. Так, в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода (дитя, животное), у существительных - названий животных особи мужского и женского пола часто называются одинаково (стрекоза, крокодил), среди слов - названий лиц также не всегда имеется соответствие рода и пола. Так, слово особа женского рода, хотя может обозначать как женщину, так и мужчину (см., например, у А. С. Пушкина: Кто-то писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой).
1. Способ аффиксации. Основное средство – окончание. Дополнительные средства – суффиксы у некоторых сущ.: волк – волчиха, учитель – учительница.
2. Синтаксический способ – выражается согласованием с зависимыми словами: большой дом, известная фамилия. Синт. способ – единственный способ выражения рода несклоняемых сущ. Этим способом пользуются в нач. школе, связывая сущ. с мест.: он мой, она моя, оно мое.
3. Лексический способ. У одуш. сущ. род может выражаться лексически, т.е. разными словами: брат – сестра, лев – львица, баран – овца.
2. Сущ. в русском языке делятся на след. группы по отношению к роду: сущ. м.р., сущ. ж.р., сущ. ср.р. Выделяется немногочисленная группа сущ. так называемого общ. рода. Нужно иметь в виду, что в контексте слова общего рода будут относиться или к м.р., или к ж.р., таким образом общий род – это не какой-то новый род у русских существительных. Сущ. pluralia tantum не имеют рода.
Сущ. мужского рода:
1. Сущ. с основой на тв. согл. и нулевым окончанием в И.п. ед.ч.:
стол, дом.
2. Сущ. с основой на j и нулевым окончанием в И.п. ед.ч.:
герой, соловей.
3. Сущ. с основой на мягкий согл. или шип. согл. с в И.п. ед.ч., окончанием -а/-я в Р.п. ед.ч.:
конь – коня, нож – ножа.
4. Одуш. сущ. с окончанием -а/-я в И.п. ед.ч: мужчина, дядя.
5. Сущ. с суф. -ишк(о/а), -ищ(е), -ушк(о), обр. от С м.р.: домишко, волчище.
6. Сущ. подмастерье, образованное от сущ. мастер.
7. Сущ. путь.
8. Субстантивированные прилагательные с окончанием -ий, -ый, -ой,: ведущий, постовой, раненый.
Сущ. женского рода:
1. Сущ. с окончанием –а/-я в И.п. ед.ч.:
страна (все неодуш.сущ. с -а/-я ж.р.), внучка (лицо ж.пола).
2. Сущ. с основой на мягкий согл., шип. согл. и в И.п. ед.ч., в Р.п. ед.ч. имеют окончание –и:
тень – тени, ночь – ночи.
3. Субстантивированные прилагательные с окончанием -ая/-яя (столовая, прихожая).
Сущ. среднего рода:
1. Все сущ. с окончанием -о/-е в И.п. ед.ч.:
окно, поле.
2. 10 сущ. на -мя: время, бремя, семя, стремя, темя, племя, пламя, имя, вымя, знамя.
3. Сущ. дитя.
4. Субстантивированные прилагательные с окончанием -ое/-ее: съестное, будущее
Существительные общего рода
Среди сущ. со значением лица выделяется небольшая группа сущ. общего рода.
Различается 3 группы слов общего рода:
1. Сущ. с окончанием -а/я, которые выражают оценку, чаще отрицательную: невежа, ханжа, тупица, тихоня, зануда, умница, молодчина. Род их определяется в зависимости от того, кого они называют: Он ханжа, она ханжа.
2. Личные имена: Саша, Валя, Женя.
Фамилии иноязычного происхождения, оканчивающиеся на гласный: Гюго, Виардо. Некоторые русские фамилии: Седых, Черных, Хитрово.
3. Отдельные заимствованные сущ., оканчивающиеся на гласный, называющие лиц: протеже, визави, коллега.
Не относятся к общему роду:
1) сущ., обозначающие лиц по возрасту, семейному и обществ.положению: судья, воевода (м.р.); 2) оценочные слова, которые не имеют окончания -а: баловень, негодник; 3) сущ. типа пила, шляпа, лиса, кот, употребляемые в переносном значении; 4) слова, называющие лиц по профессии, и т.п.: врач, учитель, профессор.
Среди этих слов есть: а) сущ. м.р., имеющие парное сущ. ж.р.: поэт – поэтесса, учитель – учительница; б) не имеющие парного соответствия в литературном языке: педагог, врач. Эти сущ. в разг. речи могут употребляться с прилагательные в ф. ж.р., с глаголом пр.вр. в ж.р. (врач назначила). Однако в книжных стилях такое употребление недопустимо.
В русском языке имеется около 150 слов с колебанием по роду, например: кофе - мужской/ средний род, шампунь - мужской /женский род.
3. Род несклоняемых сущ.
1. Неодуш. сущ. – ср.р. (пальто, алоэ).
Искл.: м.р. – названия языков (хинди, суахили), названия ветров (торнадо, сирокко), кофе, пенальти, экю; ж.р. – авеню (улица), кольраби (сорт капусты), салями.
2. Одуш. сущ. со значением лица относятся к м. или ж. роду в зависимости от значения (по половому признаку): денди – м.р., леди – ж.р.
3. Одуш. сущ., обозначающие животных и птиц – к м.р. Допустимо в тексте при подчеркивании пола отнесение к женскому роду (красивая кенгуру). Искл.: ж.р. – иваси, колибри, цеце.
4. Неодуш. собств. сущ. – род определяется по нариц. сущ., с которым соотносятся:
Онтарио (озеро), Токио (город), «Юманите» (газета).
5. Род аббревиатур определяется по роду главного слова словосочетания, на базе которого образована аббревиатура: МГУ –м.р., т.к. университет. Есть искл.: МИД – м.р.
1. Значение и грам. выражение категории числа.
2. Сущ. разных ЛГР по отношению к категории числа.
3. Доп. значения форм числа у конкр., вещ., отвлеч. сущ.
Сущ. изменяются по числам: крокодил – крокодилы, стол – столы. Категория числа выражает противопоставление одного предмета множеству таких предметов, причем расчлененных, не собирательной множественности. Это противопоставление выражено у конкретных существительных, именно у них есть соотносительные формы ед. и мн. числа (дом – дома, торт – торты).
Грамматические средства выражения категории числа:
1. Окончание: книга – книги. Самое частое средство.
2. Суффиксы: брат – братья, болгарин – болгары.
3. Чередование: друг – друзья, ухо – уши.
4. Ударение: реки – реки, места – места.
5. Супплетивная основа: ребенок – дети, человек – люди.
6. Синтаксическое средство – с помощью согласования сущ. с прилагательные и глаголом: длинное пальто, длинные пальто, пальто висит, висят.
1. Сущ., имеющие форму обоих чисел, изменяющиеся по числам (стол – столы)
2. Сущ., имеющие форму только ед.ч. (грусть, молоко).
3. Сущ., имеющие форму только мн.ч. (сливки, хлопоты, ножницы, щипцы).
Сущ., не изменяющиеся по числам (вещ и отвлеч.), могут образовывать формы мн.числа. Но эти формы всегда связаны с изменением лексического значения.
У вещ. сущ. ф. мн.ч. употребляется: 1) для обозначения сортов, разновидностей, марок (мин. воды, французские вина); 2) для подчеркивания широкого охвата пространства (Льды Антарктиды). Встречаются редко.
У отвлеч. сущ. возможна ф. мн.ч.: 1) для подчеркивания продолжительности, длительности во времени какого-то явления (Наступили холода); 2) для обозначения конкретных проявлений абстрактных качеств, и действий: красоты природы, первые радости, морские глубины.
Собств. сущ. приобретают способность образовывать ф. мн.ч., когда приобретают значение нариц. сущ. Они употребляются: а) для обозначения группы лиц по их типичности: хлестаковы, чичиковы; б) для обозначения рода: семья Ивановых; в) для обозначения одноименных географических названий: 25 Александровок.
2. Способы и средства выражения категории падежа.
3. Значения падежей.
В современном русском языке 6 падежей, к каждому может быть поставлен свой вопрос. В ДРЯ было 7 падежей: был еще звательный падеж (в значении обращения). Он постепенно утратился, хотя в некоторых слав. языках (укр., белорус.) сохранился. Остатки зв.падежа в совр. русском языке сохранились. в некоторых формах: Чего тебе надобно, старче? (П.); в междометии боже мой.
И.п. является синтаксически независимым падежом. Все остальные падежи называются косвенными. Они могут употребляться с предлогами и без. П.п. всегда употребляется с предлогами. И.п. – всегда без предлога.
К каждому падежу можно поставить вопросы, по ним прежде всего падеж и определяется.
2. Способы и средства выражения падежа:
1. Способ аффиксации. Флексии (осн. средство): окно, нет окна, к окну.
2. Способ служебных слов. В выражении падежа и его значения помогают предлоги: от окна, из окна, перед окном. В учебниках для нач. кл. нередко помещается таблица, в которой указано, с каким предлогом может употребляться тот или иной падеж. Так, с Р.п. употребляются предлоги без, у, от, до, из, около, возле, подле, с; с Д.п. – к, по; с В.п. – в, за, на, про, через; с Т.п. – за, с, над, перед, под; с П.п. – в, об, на, при, о.
3. Способ ударения: (И.п. мн.ч.) – руки (Р.п. ед.ч.).
4. Синтаксический способ. Средство – падеж выражается формами согласуемых с сущ. прилагательные, мест. и т.д.: яркое кашне (И.п.), яркого кашне (Р.п.), яркому кашне (Д.п.).
5. Способ порядка слов. Например: Мать любит дочь. Клен заслоняет дуб. Дуб заслоняет клен.
3. Основные значения падежей можно определить по синтаксической функции сущ. Для этого нужно поставить к существительному от главного слова наряду с падежным вопросом логический (смысловой вопрос). Например: Он подошел к остановке. Подошел (к чему?) падежный вопрос (куда?) смысловой вопрос. Д.п. здесь имеет значение обстоятельственное места.
Итак, определив, по смысловому вопросу роль сущ. в предложении, мы можем выделить у падежей след. значения:
1. подл. – значение субъекта (реже – объекта);
2. сказ. – значение сказуемого;
3. дополнение – значение объекта (реже – субъекта);
4. определение – определительное значение;
5. обстоятельство – обстоятельственное значение места, времени, цели, образа действия, причины, уступки (в зависимости от разряда обстоятельства);
6. приложение – значение приложения;
7. обращение – значение обращения.
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Изменение существительных по падежам и числам называется склонением.
Склонение находит свое выражение в окончании.
Типичные сущ. распределяются по трем типам склонения (1, 2, 3 скл.), выделяется небольшая группа разноскл. сущ., по-особому склоняются сущ. pluralia tantum типа ножницы.
Кроме того, сущ, перешедшие из прилаг. или прич., склоняются как прилагательные: служащий, служащего, служащему. Такое склонение называется адъективным .
1 склонение. Сущ. ж.р. и м.р. с окончанием -а/-я. Особый подтип: сущ. на -ия.
2 склонение. Сущ. м.р. с нул. оконч., ср.р. с окончанием -о/-е. Особый подтип: сущ. на -ий, -ие.
3 склонение. Сущ. ж.р. с нулевым окончанием.
Все три типа склонения четко различаются в ед.ч., а во мн.ч. между ними четких границ нет.
Разносклоняемые сущ. имеют падежные окончания разных типов склонения. К разносклоняемым сущ. относятся 10 сущ. на -мя, сущ. дитя, путь. Сущ. на -мя в И. и В.п. имеют окончания 1 скл., в Р.,Д., П.п. – окончание -и (как у 3 скл.), в Т.п. – окончания 2 скл.
Сущ. дитя В Р., Д., П. п. – форма дитяти, окончание -и. В Т.п. – дитятей.
Сущ. путь в Т.п. – окончания 2 скл. (путем), в остальных падежах – окончания 3 скл.
Сущ. pluralia tantum склоняются по образцу субстантивного склонения, 1, 2, 3 скл., невозможно точно определить, по какому из трех, т.к. во мн.ч. у всех этих сущ. окончания практически одинаковы. Можно говорить, что у этих сущ. особое склонение.
Вне типов склонения стоят неизменяемые сущ., или несклоняемые сущ. Падежное значение у них определяется синтаксически, по прилагательному, а также путем замены склоняемым существительным (подойти к молодой леди).
Смешанное склонение.
Русские фамилии в Т.п. имеют окончания прилагательных (Ивановым, Ивановой, Кузьминым), в остальных падежах изменяются по 1 или 2 склонению. Во мн.ч. во всех падежах, кроме И.п., имеют окончания прилагательных (Ивановых, Ивановым, Ивановыми).
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. Имя прилагательное как часть речи
1. Категориальное значение – значение признака предмета. Под признаком понимается широкий круг свойств, качеств, которые характеризуют предмет (стеклянный, вторичный, дядин, красивый).
2. Морфологические признаки – категории рода, числа, падежа. Эти категории зависят от соответствующих категорий существительных и не вносят никаких дополнительных значений. Полные прилагательные изменяются не только по числам и падежам, как сущ., но и по родам (в ед.ч.). Во мн.ч. у прилагательных нет рода. Краткие прилагательные изменяются по числам и в ед.ч. по родам. Свое выражение категории рода, числа и падежа находят в окончании.
Качественные прилагательные имеет формы степени сравнения, полные и краткие формы.
3. Синтаксические признаки. а) Полные прилагательные в предложении являются обычно согласованными определениями (Солнечный день), краткие прилагательные – частью составного сказуемого (Он виноват . Я должен работать ). Полные прилагательные также могут быть частью сказуемого (День был солнечным ).
б) Прилагательные согласуются с существительными в общих формах (роде, числе, падеже).
2. Лексико-грамматические разряды прилагательных
По значению и грамматическим признакам выделяется три ЛГР прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные обозначают непосредственный признак предмета, который может видоизменяться, проявляться в большей/меньшей степени. Обозначают признак самого предмета вне его отношения к другим предметам. Это может быть характеристика по форме (прямой, круглый), размеру, цвету, вкусу, весу, температуре, величине, по физическим и духовным качествам человека или животного (здоровый, умный, молодой). Многие качественные прилагательные являются непроизводными, т.е. ни от чего не образованными с точки зрения современного русского языка.
Относительные прилагательные обозначают признак опосредованно, через отношение его к другим предметам, явлению, понятию, действию. Они могут обозначать признак через его отношение
К месту: московский; пришкольный;
Ко времени: предвоенный;
К цели: чайный, купальный;
К числу: двойной;
К понятию: философский;
К материалу: деревянный;
К действию: измерительный, надувной.
Все относительные прилагательные образованы от других слов, т.е. производны. Словосочетание «относительные прилагательные + существительное» можно обычно заменить словосочетанием «существительное + существительное»: купальный халат – халат для купания, пригородный участок – участок при городе.
Притяжательные прилагательные обозначают признак по индивидуальной или родовой принадлежности лицу или животному. Суффиксы притяжательных прилагательные – -ов-/-ев-, -ин-, -иj-.
Типичные притяжательные прилагательные – с суффиксами -ов-/-ев-, -ин- с краткими окончаниями. Эта группа немногочисленна в СРЯ, вытесняется конструкцией с существительным в Р.п.: Отцов галстук – галстук отца, сестрина книга – книга сестры, Машин портфель.
Притяжательные прилагательные всегда производны.
Качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных не только по значению, но и по грамматическим признакам:
1) имеют степени сравнения: белый – белее.
2) большинство имеют краткую форму: бел, бела, бело, белы.
3) способны сочетаться с наречием меры и степени: очень белый, весьма добрый.
Не все качественные прилагательные обладают всеми перечисленными признаками. Прилагательное считается качественным, если имеет хотя бы один признак качественного прилагательного. Всегда качественными являются прилагательные, обозначающие цвет, если даже у них нет ни одного грамматического признака качественных прилагательных (голубой, карий, фиолетовый), масти животных (гнедой, каурый).
Прилагательные могут переходить из одного разряда в другой разряд, приобретая в контексте значение другого разряда.
Относительные прилагательные могут переходить в качественные: воздушный бой – воздушное платье.
Притяжательные прилагательные могут переходить в качественные: медвежья берлога – медвежья походка.
Качественные и притяжательные прилагательные могут переходить в относительные: кислая ягода (кач.) – кислая реакция (отн.), лисья нора (притяж.) – лисий воротник (отн.).
В разряд притяжательных прилагательных качественные и относительные прилагательные переходить не могут.
3. Полные и краткие формы качественных прилагательных
В современном русском языке только качественные прилагательные могут иметь полную и краткую форму. Исторически более ранними формами были краткие прилагательные, от них образовались полные формы. Сейчас мы рассматриваем краткие формы как образованные от полных форм.
Полные прилагательные изменяются по падежам, числам и в ед. числе по родам. В предложении бывают определением или частью сказ.
Краткие прилагательные изменяются по числам и в ед.числе по родам. По падежам не изменяются. В предложении краткие прилагательные являются частью сказуемого.
4. Степени сравнения прилагательных
Степени сравнения есть только у качественных прилагательных – может быть сравнительная и превосходная степень, простая и составная. Исходную форму прилагательного принято называть термином положительная степень сравнения. Это чисто условный термин.
Не все качественные прилагательные имеют степени сравнения.
Сравнительная степень прилагательного обозначает, что один предмет обладает каким-то качеством в большей/меньшей степени по сравнению с другим/другими.
Простая форма образуется синтетически, при помощи суффиксов
Ее-/-ей-, -е-, -ше- (непрод.): быстрее, тверже, старше от старый.
От отдельных прилагательных простая форма образуется супплетивно: хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.
Все простые формы могут сочетаться с приставкой по-: побыстрее.
Составная форма сравнительной степени образуется аналитически, путем прибавления к положительной степени сравнения слов более, менее: более умный, менее значимый.
Превосходная степень прилагательного обозначает признак, содержащийся в данном предмете в наибольшей/наименьшей степени по сравнению с другими предметами.
Простая форма образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: умнейший, высочайший. От немногих прилагательных образуется супплетивно: хороший – лучший.
В книжной речи употребительна форма с приставкой наи-: наистрожайший.
Составная форма образуется двумя способами:
а) с помощью слов самый, наиболее, наименее, добавляемых к положительной степени сравнения: самый умный, наиболее умный;
б) с помощью слов всего, всех, добавляемых к простой сравнительной степени: всего умнее.
От превосходной степени следует отличать элятив. Это прилагательные, которое обозначает предельную степень качества, но без сравнения с другими предметами (кратчайшее расстояние, милейший человек).
5. Склонение прилагательных
Выделяется два основных типа склонения прилагательных:
1. Качественно-относительный тип склонения – склонение большинства качественных и относительных прилагательных..
2. Склонение притяжательных прилагательных. Прилагательные имеют окончания в ряде форм как у качественных и относительных прилагательных (-ого), в остальных формах имеют окончания существительных (-а, -и).
Вне типов склонения стоят несклоняемые прилагательные: хаки, беж, плиссе, мини, макси, миди, гофре, бордо.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Похожая информация.
В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Названия месяцев года пришли с старинных времен, в своих названиях можно увидеть то, что происходит в данное время года, в данный месяц.
Давайте познакомимся с каждым временем года поближе.
Четыре сестрицы
Стихи для детей про времена года (автор Е. Карганова)
Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы
Странички про каждое время года
Весна в стихах и картинках для детей
Наступила весна! Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву.
Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.
Расскажи, что изображено на картинке весной?
Владимир Степанов
АЗБУКА ВРЕМЁН ГОДА
ЗИМА
Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы, -
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берез.
Замру. И белка в тишине
Вдруг спрыгнет на руки ко мне.
Декабрь
Стынут ветви у берез,
По утрам трещит мороз.
Ну а мишке все равно -
Он в берлоге спит давно.
Январь
Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Зайка выскочил из норки -
Тихо. Холодно. Бело...
Февраль
Ходит грозный Вьюговей
В снежной шапке до бровей.
Даже волк, разбойник-волк,
Испугался и примолк.
ВЕСНА
По опушке шла Весна,
Ведра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке -
Опрокинулись ведерки.
Зазвенели капли -
Загалдели цапли.
Испугались муравьи -
Двери заперли свои.
Ведра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло -
Чу-де-са!
Март
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
Апрель
Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
Май
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.
ЛЕТО
Соломенное лето,
Соломенный песок.
Соломенная шляпа
Сползает на висок.
Соломенные дали,
Соломенные дни.
Соломенные кони
На солнышке видны.
Соломенное небо,
Соломенный шалаш.
Соломинкой рисую,
Забыв про карандаш.
Июнь
Солнце в небе светит ярко,
Но в густой тени не жарко.
Тут и там поют птенцы -
Леса новые жильцы.
Июль
В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод.
В камышах кричит лягушка:
Из-за речки дождь идет.
Август
До утра в лесу тепло
От смолистых сосен.
Белка гриб несет в дупло...
Наступает осень.
ОСЕНЬ
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть -
Стесняется.
Сентябрь
Пусто в домике стрижа -
Улетел бедовый,
И как зонтик у ежа
Желтый лист кленовый.
Октябрь
Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О прошедшем лете.
Ноябрь
В инее ложбина,
В огоньках рябина.
Дятел клювом бьет -
Зиму в гости ждет.
Лидия Огурцова
12 МЕСЯЦЕВ
В ночь под самый Новый год
На лесной опушке
У костра сидел народ,
Будто на пирушке.
Молодцы шумели там,
Слышен гул и споры.
Тайну их открою вам
Я, бесспорно, скоро.
Старший говорил: - Я рад
Встрече с вами, братцы!
Новый год помог собрать
Месяцев двенадцать.
У костра мы ночь зимой
Вместе коротаем -
И по очереди свой
Посох поднимаем.
Первым посох взял Январь -
И взыграла стужа.
Подошёл к нему Февраль -
Ветер снег завьюжил.
Встал за ними месяц Март -
Вмиг весной пахнуло.
Посох взял четвёртый брат -
И земля вздохнула.
Засмеялся тут Апрель
Голосочком нежным.
Посох вверх - звенит капель
И цветёт подснежник.
Рядом встал красавец Май -
Зашумели травы,
Слышен гомон птичьих стай,
Зелены дубравы.
А когда пришёл Июнь -
Лето заиграло.
Посох взял за ним Июль -
Всё вокруг сияло.
Вот уж Август подошёл -
Лето подустало:
Дождик ласковый пошёл,
Ягод много стало.
Поспешил за ним Сентябрь -
Листья пожелтели.
Посох братец взял Октябрь -
Птицы улетели,
Закружился листопад,
Вот и дни короче.
"Осень", - люди говорят, -
Холоднее ночи.
Первый снег принёс Ноябрь -
Попрощалась осень.
Посох в руки взял Декабрь -
Снегом лес заносит.
На пороге Новый год -
Веселятся братцы:
Водят дружно хоровод,
Месяцев двенадцать!
Олег Бундур
ВЕРНИСАЖ
Листья. Жёлтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!
Валентин Берестов
ВРЕМЕНА ГОДА
Будь лето вечным -
всё бы погорело.
Будь вечной осень -
всё бы отсырело.
Зимою вечной
всё б оледенело.
Вот вечная весна -
другое дело!
Ирина Гурина
ВРЕМЕНА ГОДА
Зима спускалась к нам с небес,
Мешок большой несла чудес:
И новый год, и сказки,
И лыжи, и салазки,
И елку, и игрушки,
И снег в большой кадушке!
Но вдруг растаяла она,
Сменила зимушку весна!
Бежит, торопится ручей,
Поет чудесно соловей,
Расцвел в проталине подснежник,
А с неба солнце светит нежно!
Но вот весна уж на исходе,
И лето царствовать приходит!
Душистый запах земляники,
Кусты колючей ежевики,
Пшеница зреет в колоске,
Грибочки первые в леске!
А вот и осени черед,
Но осень не спеша идет!
Она несет нам листопад,
И спелых яблок целый сад!
Вот так проходит длинный год,
И вновь зиме идти черёд!
Татьяна Варламова
ВРЕМЕНА УЧЕБНОГО ГОДА
ОСЕНЬ
Осенний дождик барабанит мне в окошко,
У школы лужи и опавшая листва.
И тучи серые, и мокрая дорожка,
И всюду грязь, и заболела голова…
Льет слезы горести печальная природа.
Тоскливо нА сердце, и хочется поспать.
Ну, как не совестно в ненастную погоду
ЗИМА
Земля окутана хрустальной пеленою,
В сугробы белые ныряет детвора,
Коньки наточены, и лыжи предо мною,
Метель закончилась, и в лес давно пора.
Полно на улице веселого народу!
Зима-проказница зовет в снежки играть!
Ну, как не совестно в морозную погоду
Уроков школьникам так много задавать?!
ВЕСНА
Лучи весенние всю землю отогрели,
Повсюду буйствует зеленая трава,
И разливаются над нами птичьи трели,
И светит солнце, и кружится голова!
Манит в объятия волшебница-природа!
Гляжу на улицу, и хочется гулять…
Ну, как не совестно в хорошую погоду
Уроки нам, несчастным детям, задавать?!
Иван Суриков
ЧЕТЫРЕ ЦВЕТА ГОДА
Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.
Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.
Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.
Чрезвычайно важно с самых ранних лет дать детям понятие о смене . «Неужели для этого нужны специальные методики или пособия?»-спросите вы. Ведь ребенок часто гуляет на улице, наблюдает природные явления воочию. Зачем ему картинки в книжках, когда на улице есть настоящие деревья, снег, солнце? Можно выйти с малышом на улицу и рассказать ему о лете, осени, зиме… Конечно, познавательную ценность прогулок на свежем воздухе никто не отменял. Ребенок должен видеть настоящую природу, и картинки ее не заменят. Дело в другом. Комплексное представление о смене времен года для детей часто остается вне сферы их внимания. Они могут знать, что есть зима, осень, но не соотносить слова с явлениями. Как часто сталкиваешься со случаями, когда дети в первом классе не могут сказать, какое время года за окном! А почему? Ребенок должен получить комплексную картину мира. А для этого он должен видеть перед собой все его составляющие одновременно. В природе это невозможно. Однако предлагаемые нами картинки «Времена года для детей» помогут вам, уважаемые родители и воспитатели, справиться с этой задачей.
Картинки созданы по сюжетам, взятым из реальной жизни и . Разложите перед малышом изображения четырех различных времен года, желательно похожих по сюжету. Например, на всех картинках будет фигурировать человек. Присмотритесь к его одежде, обратите внимание ребенка на то, как одеваются люди летом, зимой, осенью. Спросите, с чем связаны такие изменения. Если на картинках – природа, акцентируйте внимание на том, как «одеты» деревья, какого цвета все вокруг, почему происходят подобные изменения. Пусть в вашей речи чаще звучат названия времен года: малыш будет их запоминать и также начнет употреблять.
В связи с вышесказанным изучать времена года для детей можно, начиная с 2 – 3 лет, когда у ребенка есть в словарном запасе базовая лексика и он готов к усвоению новых слов и понятий. Конечно, далеко не все детям будет ясно с первого раза. Родителям нужно набраться терпения, поскольку вопросы у малыша могут возникнуть самые непредсказуемые. Оставляйте ребенка в том числе наедине с картинками. В голове у малыша в это время происходят сложные мыслительные процессы: он познает себя, мир и свое место в нем. Когда он научится ориентироваться по изображениям, выйдите на улицу и попытайтесь вспомнить все то, о чем вы говорили дома. Пусть ребенок сам назовет настоящее время года, объяснит, почему, например, он одет в шапку и куртку, по какой причине опали листья и собирается дождь. Можно взять несколько картинок на улицу и сравнить изображаемое с реальностью. Главное – ваша фантазия и опыт. А у вас, уважаемые взрослые, и того, и другого вполне достаточно, чтобы познакомить нового жителя планеты с ее неписанными законами.
Подборка материалов по теме
Игра
Игра на сортировку про четыре времени года:
Фото-карточки
Тематические карточки на сортировку по различным временам года для детей: зима, весна, лето, осень.
Раскраска
Четыре времени года с симпатичным мальчиком:
Тематические картинки
Деревья
Карточки — зима, весна, лето, осень:
Еще одна игра на тематическую сортировку по временам года:
Фото деревьев в различные времена года — зима, весна, лето, осень:
Обсуждаем времена года и занятия детей по картинке, сравниваем:
Еще одна тематическая картинка — сравниваем во что одеты дети в различное время года, какая погода и т.д.
Еще одна картинка на сравнение различных времен года.