Русский балерун уехавший в америку фамилия. Фотоподборка: самые известные русские эмигранты
Вконтакте
Однокласники
Многие российские звезды перебираются за рубеж в поисках мировой славы и счастья, но не у всех получается добиться желаемого. А если еще начинает одолевать тоска по родине или не ладятся дела на личном фронте… Мы хотим рассказать вам истории 11-ти российских знаменитостей, которые вернулись из эмиграции по той или иной причине.
Леонид Каневский
В 1991 году актер Леонид Каневский, которого весь бывший СССР знал как майора Томина из «Следствие ведут знатоки», решился на переезд в Израиль. В Тель-Авиве вместе с другими эмигрантами он основал русскоязычный театр «Гешер», а в начале 2000-х снялся в паре фильмов израильских режиссеров. Однако в 2003 ему предложили сняться в продолжении приключений майора Томина, а в 2006 Каневский стал ведущим многосерийной криминальной передачи «Следствие вели» на НТВ, так что сейчас он фактически живет на две страны.
Леонид Каневский переехал в Израиль в начале 90-х
Любовь Успенская
Певица Любовь Успенская, в 1978 году переехавшая вместе с вторым мужем сначала в Италию, затем в США, где провела 16 лет, зарабатывая выступлениями в русском ресторане «Садко» и записывала первые альбомы при помощи Вилли Токарева и Михаила Шуфутинского, но в середине 90-х вернулась в Россию. Штаты стали для нее вторым домом, но полностью преодолеть языковой барьер и разницу в менталитете женщина так и не смогла.
Любовь Успенская вернулась в Россию в середине 90-х
Родион Нахапетов
Выпускник актерского, а затем и режиссерского факультетов ВГИКа Родион Нахапетов в 1987 году снял фильм «На исходе ночи», которым заинтересовалась киностудия «Fox». Два года спустя режиссер уехал по приглашению в США, где после долгого карьерного простоя появились на свет его фильмы «Телепат» (1997), «Кровь успеха» (2001), а также три серии «Убойной силы», действие которых происходило в Америке. В 2003 году режиссер вернулся в Россию, хотя и не разорвал связь с американским кинематографом: в 2004 году вышел фильм «Пограничный блюз», в 2007 - картина «Заражение».
Родион Нахапетов переехал в США в 1989 году
Максим Леонидов
Максим Леонидов, один из основателей квартета «Секрет», в 1990 году вместе с первой супругой принял участие в программе репатриации и переехал в Израиль, где у супругов началась совсем другая жизнь. Но если жене, актрисе Ирине Селезневой, она пришлась по нраву, тем более что на новом месте ее карьера пошла в гору, то Леонидова все время тянуло в родной Ленинград. В 1996 году он вернулся на берега Невы, основал группу «Hippoband», а вскоре женился на актрисе Анне Банщиковой.
Максим Леонидов не нашел себе места в Израиле
Михаил Козаков
В 1991 году актер и телережиссер Михаил Козаков вместе с женой и детьми переехал в Тель-Авив - ему предложили выгодный контракт с местным театром, тогда как на родине семье отчаянно не хватало работы и денег. В 1996 году он помогал московскому Театру сатиры с гастролями в Израиле и, как вспоминал режиссер Андрей Житинкин, провожая друзей в аэропорт, затосковал, купил билет и улетел в Россию - без багажа, оставив семью в Израиле. «Я сам себе в Израиле не понравился <…> Совковое желание пожить за границей», - позже утверждал Козаков.
Михаил Козаков умер в 2011 году и был похоронен в Москве на Введенском кладбище
Юрий Колокольников
Нашим согражданам Юрий Колокольников известен как «русский актер, сыгравший в „Игре престолов“». Он переехал в США в детстве, после развода родителей, вместе с мамой-переводчиком. В подростковом возрасте из-за сложного характера вернулся к отцу «на перевоспитание», поступил в Щукинское училище, после его окончания отправился в Лос-Анджелес, надеясь вскоре получить прорывную роль. Но после года мытарств на должности уборщика, официанта и грузчика Колокольников вернулся в Россию и тут же получил роль в фильме «В августе 44-го». На родине он не испытывает недостатка в работе и иногда появляется в зарубежных проектах. Это не только «Игра престолов», но и сериал «Американцы» или комедийный боевик «Телохранитель киллера».
На родине Юрий Колокольников оказался более востребованным
Владимир Кузьмин
Мастодонт российской музыкальной сцены Владимир Кузьмин перебрался в США в 1990 году вместе с другими участниками группы «Динамик». В течение двух лет коллектив выступал в местных клубах и работал над новым материалом. Именно в Штатах родились пластинки «Dirty Sounds» и «Crazy about Rock-n-Roll», записанные на английском языке. Однако вскоре ажиотаж от переезда прошел, и Кузьмин осознал: лучше быть звездой рок-сцены в России, чем третьесортным «ресторанным» исполнителем в Америке. В конце 1992 года он вернулся в Россию и собрал новый состав «Динамка».
Владимир Кузьмин два года жил и работал в США
Кирилл Сафонов
Актер Кирилл Сафонов прожил в Израиле в общей сложности 7 лет: туда он приехал в 1999 вместе с женой и дочкой по приглашению театра «Гешер». Ехал он не «в никуда» - там жили его мама и сестра. За два месяца ему пришлось выучить иврит. Спустя два года интерес к театру пропал. Актер уволился, развелся с женой, начал работать барменом в две смены. Впрочем, он сумел получить известность у израильских кинорежиссеров и стал самым снимаемым русскоязычным актером.
Кирилл Сафонов в сериале «Татьянин день»
В 2006 году Сафонов приехал на Московский кинофестиваль как один из ключевых актеров картины «Полурусская история», номинированной на награду ММКФ «Лучший фильм», и получил предложение сняться в сериале «Татьянин день», который сделал его невероятно популярным на родине. Неудивительно, что артист решил остаться.
Лена Катина
Экс-татушка Лена Катина уехала в Лос-Анджелес после распада «TaTu» в 2009-м, чтобы развивать свой сольный проект Lena Katina. После переезда у нее начался роман со словенским рокером Сашо Кузмановичем. Забеременев, Елена приняла решение рожать в России. Мальчик Александр появился на свет в 2015 году. После родов певица стала проводить в России большую часть времени: пока бабушка возится с внуком, она работает над новым материалом или гастролирует.
Лена Катина вернулась в Россию, чтобы родить сына
Елена Сафонова
Актриса Елена Сафонова во многом повторила судьбу своей героини из фильма «Зимняя вишня» (1985), матери-одиночки Ольги. Если финал первой части оставляет чувство неопределенности, то «Зимняя вишня-2» дает понять, что Ольга нашла счастье в браке с преуспевающим американским бизнесменом, а в третьей части она уже разведена.
June 14th, 2013
Их голоса знают миллионы, но немногие сегодня узнают их в лицо. Они создавали атмосферу советских фильмов, делали песни из них невероятно популярными, а за это их порой даже не включали в титры. Сегодня свой день рождения отмечает Аида Ведищева. Предлагаю в честь этого вспомнить ее и других "закадровых" певиц-эмигранток: как они жили, о чем пели, почему уезжали.
Аида Ведищева
Аида Вайс (в замужестве - Ведищева) родилась в музыкальной семье врачей. Она была из тех детей, которые петь и танцевать начинают едва ли не раньше, чем говорить и ходить. И хотя родители после школы направили дочь в иняз, это никак не повлияло на ее будущую карьеру. Ведищева пела в ансамблях Олега Лундстрема и Леонида Утесова. От последнего она даже ушла, чем несказанно обидела мэтра.
К Гайдаю на фильм Кавказская пленница певица попала как будто случайно. Ведищева вспоминала, что она и не поняла, что это пробы на фильм. Ее попросили спеть простенькую песенку, она и спела.
После этой песни она стала "первой советской миллионершей" - пластинка с записью разошлась семимиллионным тиражом. Певица стала всесоюзной знаменитостью - ее приглашали в фильмы, на концерты, она создала свое театрализованное музыкальное шоу "Поющие новеллы".
Но были и проблемы. Сама Ведищева уверена, что ее невзлюбила Фурцева, и в результате она попала в список "нежелательных" артисток. Ее пластинки размагничивали, ее фамилию не указывали в титрах фильмов, у нее отбирали музыкантов из шоу. С фильмом Бриллиантовая рука, в котором она исполнила знаменитую песню "Помоги мне" вообще произошла смешная история. После него ей писали письма из министерства культуры с требованием "прекратить это безобразие".
Ее как будто специально выживали. И выжили. Надо отметить, Ведищева уехала далеко не сразу, позже многих, только в 1980 году. В Америке у нее началась новая жизнь. Не легкая и счастливая, а, наоборот, сложная и полная трагических событий. Звездой там она не была, поэтому, сразу же забыв про "звездные амбиции" пошла учиться. В 40 лет. Здесь она снова достигла определенного успеха, в том числе поставила мюзикл на Бродвее.
Но здесь же в ее жизни произошли трагические истории. Самоубийство второго мужа. Неудачный брак с миллионером, закончившийся тяжелым бракоразводным процессом. И самый страшный удар - рак третьей степени. Но она устояла, выдержала, выжила и поборола болезнь. И сейчас певица, которой сегодня исполняется 72 года, продолжает выступать в образе Статуи Свободы и ни на секунду не теряет оптимизма и жизнелюбия.
В чем была ее проблема в Советском Союзе? Сама певица считает, что "не совпала по жанру". Ее тянуло к музыкально-театрализованным шоу вроде мюзиклов, а ничего подобного у нас тогда принято не было. И ведь действительно, Ведищева отличается удивительным артистизмом. Как иначе объяснить, что одна и та же женщина могла так искренне спеть страстную песню "Помоги мне!", веселую "Песенку про медведей" и нежную и трогательную композицию "Лесной олень". Но моя любимая песня Ведищевой, безусловно, вот эта.
А у вас?
Лариса Мондрус
В среде советских артистов отъезд за рубеж в шутку было принято называть "операция Лара" в честь Ларисы Мондрус. Певица уехала довольно рано - еще в 1973 году. Но давайте по порядку.
Лариса выросла в Риге. Уже в школе она с удовольствием пропускала уроки (особенно по математике) ради выступлений на различных праздниках и спортивных соревнованиях. Юная исполнительница быстро поняла, что едва ли не главный ее талант - вызывать в людях эмоции. "Когда я пела "Мадагаскар", люди плакали. И я вдруг осознала, что могу из любого текста, если в нем есть хоть капля чувства, сделать нечто важное и заставить зал слушать меня. Я никогда не начинала выступлений с песен типа "Эх, валенки, да валенки", а наоборот старалась сфокусировать внимание публики с заведомого "пьяно". И если ставила задачу поведать слушателям трогательную историю и заставить их уронить слезу, то мне это удавалось практически всегда", - вспоминала певица.
После школы встал вечный вопрос всех выпускников "кем работать мне тогда, чем мне заниматься". Отчим советовал идти на завод полупроводников, мама рекомендовала поступать в иняз. А Лариса… Лариса хотела и дальше петь, но не знала, что для этого нужно сделать.
По счастливой случайности ее пригласили на прослушивание в Рижскую филармонию, которое она с блеском прошла. Певицу быстро заметили и сначала позвали работать в оркестр Эдди Рознера, потом в Московский мюзик-холл, потом - в "Москонцерт".
Всесоюзной знаменитостью Лариса Мондрус стала благодаря "Голубым огонькам". А в 1965 году она снялась в роли певицы в фильме Дайте жалобную книгу.
Но моя любимая песня Мондрус - закадровая, из фильма Джентльмены удачи.
Как я уже говорила, Лариса выросла в Риге. А Советская Латвия - это все-таки было не совсем то же самое, чем "остальной" Советский Союз. Певица была воспитана в несколько иной творческой атмосфере, где вместо идеологических песен она распевала западные шлягеры. Даже выступление знаменитого оркестра Лундстрема ей показалось "слишком советским".
Может, именно поэтому у нее возникли проблемы. Считается, что чиновники "Москонцерта" настоятельно рекомендовали ей браться гражданские песни, а она отстаивала свою творческую свободу.
Ее песни называли слишком западными, саму певицу критиковали за мини-юбки и просили петь что-нибудь поскромнее. Певица вспоминала, что это слово "поскромнее" преследовало ее. Ее просили поскромнее вести себя на концертах, во время телеэфиров, поскромнее танцевать и так далее. Ее неохотно выпускали на гастроли за рубеж. В какой-то момент в "Москонцерте" начали говорить: "заявок на Мондрус нет", хотя ее приглашали концертные организации ГДР и Чехословакии. Певицу лишали сольных концертов и телеэфиров.
Кончилось все предсказуемо: не отпускаете на чуть-чуть - уеду навсегда. Под предлогом ухода за фиктивным больным дядей из Израиля певица с мужем покидают Родину.
Ее не простили и… убили. В прессе. В газетах проскочила история о том, что Лариса Мондрус просила вернуть ей советской гражданство, а после отказа покончила жизнь самоубийством. В советских СМИ о ней больше не говорили.
На самом деле, в Германии, куда переехала Лариса Мондрус с мужем, все сложилось очень неплохо. Она выступала, записывала пластинки на немецком и латышском языках. А потом у певицы родился долгожданный сын. Однажды, когда она вернулась домой после шестимесячных гастролей, малыш не узнал маму. В этот момент с музыкой было покончено. Лариса Мондрус посвятила себя сыну, а заодно создала собственный бизнес. Сейчас у нее есть обувной магазин где-то в Мюнхене. Буду там, надо будет найти.
Нина Бродская
Карьера Ларисы Мондрус кажется довольно стремительной. Но по сравнению с Ниной Бродской она медленно ползла на вершину, тогда как молодая певица туда без видимых усилий взлетела.
Уже в 16 лет(!) Нина Бродская поет в оркестре Эдди Рознера. В 17 - озвучивает свою первую песню к фильму - "Любовь - кольцо" для картины Женщины. Но самая ее известная песня из фильма, пожалуй, эта.
Ее голос мы слышали с детства - именно им были озвучены многие песни к фильму и пластинке Приключения Буратино. У нее были гастроли, концерты, участие в международных конкурсах. Чего же не хватало? Сама Нина Александровна рассказывает, что она стала "нежелательной" певицей. Ее убрали из теле- и радиоэфира. А однажды заставили вернуться с международного конкурса прямо перед выступлением.
Певица уехала в Америку в 1979 году. Там она начала писать песни, выпускать альбомы, выступать с концертами. После 90-х начала периодически ездить в Россию. Оказывается, здесь ее помнят и любят и приглашают участвовать в крупных концертах.
После моей статьи может создаться впечатление, что в Советском Союзе эстрадным исполнительницам вообще жить не давали, и эмиграция была единственным выходом. Конечно, это не так. Кто-то уехал, но гораздо больше музыкантов остались. О них мы обязательно расскажем в следующий раз.
А какие у вас любимые песни из советских фильмов? Какие вам нравятся исполнительницы, их спевшие?
На момент побега - худ. рук. Мариинского театра. Первый заслужил звание народного артиста Республики.
Когда
: в июне 1922 г. остался в США после гастролей (его импрессарио там был знаменитый Сол Юрок). В СССР его невозвращение приняли очень болезненно. В. Маяковский даже сочинил стихи: «Вернись теперь такой артист назад на русские рублики - я первый крикну: - Обратно катись, народный артист Республики!» В 1927 г. Ф. Шаляпина лишили гражданства СССР и отобрали звание.
Чего достиг
: много гастролировал, перечислял деньги в том числе в фонды помощи русским эмигрантам. В 1937 г. у него обнаружили лейкоз. Умер в 1938 г. в Париже. На Родину его прах вернулся лишь в 1984 г.
Рудольф Нуреев, балетный танцовщик, балетмейстер
Одна из ярчайших звёзд Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне - Мариинский театр).
Когда
: в 1961 г. во время гастролей Кировского театра в Париже отказался возвращаться в СССР.
Чего достиг
: сразу был принят в Королевский балет Лондона, звездой которого был 15 лет. Позже работал директором балетной труппы парижского Гранд-опера. В последние годы был дирижёром. Собрал роскошную коллекцию произведений искусства. Умер в 1993 г. от СПИДа в Париже. Его могила до сих пор является культовым местом для его поклонников.
, балетный танцовщик
В Большом театре этому танцовщику прочили великую карьеру.
Когда
: в 1979 г. во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке обратился с просьбой о политическом убежище. В инцидент оказались вовлечены президент США Дж. Картер и генсек ЦК КПСС Л. Брежнев. По мотивам тех событий был снят фильм «Рейс 222».
Чего достиг
: танцевал у М. Барышникова в Американском театре балета. После скандала с М. Барышниковым в 1982 г. ушёл из труппы. Пытался делать сольную карьеру.
Женившись на голливудской актрисе Ж. Биссет, пробовал себя в кино. Его тело нашли через несколько дней после смерти в 1995 г. Прах А. Годунова развеян над Тихим океаном.
, кинорежиссёр
Когда
: в 1984 г. во время командировки в Стокгольм, где должен был обсуждать съёмки фильма «Жертвоприношение», прямо на пресс-конференции объявил, что на Родину не вернётся.
Чего достиг
: год провёл в Берлине и Швеции, начал съёмки фильма «Жертвоприношение». В конце 1985 г. у него диагностировали рак. Умер в 1986 г. Его третий сын родился уже после его смерти.
Наталия Макарова, балерина
Была ведущей солист-кой Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне - Мариинский театр).
Когда
: в 1970 г. во время гастролей театра им. С.М. Кирова в Великобритании попросила политического убежища.
Чего дости
гла:
с декабря 1970 г. - прима Американского театра балета, танцевала в лучших балетных труппах Европы. В 1989 г. вновь ступила на сцену Ленинградского театра. В данный момент работает как драматическая актриса, живёт в США.
Михаил Барышников, балетный танцовщик
Солист Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне - Мариинский театр).
Когда
: в феврале 1974 г. во время гастрольной поездки балета двух столиц (Большого и Кировского театров) по Канаде и США под конец гастролей попросил политическое убежище в Соединённых Штатах.
Чего достиг
: сразу получил приглашение от Джорджа Баланчина стать солистом Американского театра балета. Вскоре стал директором театра, а ещё чуть позже (и поныне) - миллионером. Сейчас работает и как драматический артист. Живёт в США. Является совладельцем знаменитого ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке.
Виктория Муллова, скрипачка
Победительница международных конкурсов (в том числе конкурса имени П.И. Чайковского).
Когда
: в 1983 г. во время гастролей в Финляндии вместе со своим гражданским мужем, дирижёром Вахтангом Жордания, сбежала на такси из Финляндии в Швецию, где два дня просидела, запершись в гостиничном номере, в ожидании, Когда откроется американское посольство. В своём номере в Финляндии В. Муллова оставила «заложницу» - драгоценную скрипку Страдивари. Она рассчитывала на то, что сотрудники КГБ, обнаружив скрипку, её саму уже искать не будут.
Чего достиг
ла:
сделала блестящую карьеру на Западе, некоторое время была замужем за известнейшим дирижёром Клаудио Аббадо.
, филолог
Дочь И. Сталина. Филолог, работала в Институте мировой литературы.
Когда
: в декабре 1966 г. С. Аллилуева улетела в Индию с прахом своего гражданского мужа Браджеша Сингха. Через несколько месяцев, в марте 1967 г., обратилась к послу СССР в Индии с просьбой не возвращаться в страну. Получив отказ, пошла в посольство США в Дели и попросила политического убежища.
Чего достиг
ла:
опубликовала в США книгу «Двадцать писем к другу» - об отце и кремлёвском окружении. Книга стала бестселлером и принесла С. Аллилуевой более 2,5 млн долл. В 1984 г. предприняла попытку вернуться в СССР, но неудачно - её родившаяся в Америке дочь не говорила по-русски, а оставшиеся в СССР дети от предыдущего брака встретили её прохладно. В Грузии С. Аллилуеву ждал такой же холодный приём, и она вернулась в Америку. Объехала весь мир. Умерла в 2011 г.
Ирина Шмелева снималась в фильмах “Кин-дза-дза”, “Акселератка”, “За прекрасных дам”, “Ловушка для одинокого мужчины”. Фото из личного архива Ирины Шмелевой
Люди, которые рассуждают о переезде из одной страны в другую, делятся на 2 категории: одни говорят, что все к лучшему, а другие вздыхают со словами “ну, кому же я там нужен”. После долгих лет проживания в Америке у актрисы Ирины Шмелевой сформировалась четкая позиция и ответ для всех, кто сейчас в раздумьях: “Если человек думает, что он никому не нужен, он прав. Если думает, что будет успешным, он тоже прав. Я абсолютно верю, когда человек говорит, что будет чемпионом или Президентом. Жаль, что когда я только переехала в США, я не сказала себе, что буду сниматься в Голливуде”.
Ирина Шмелева — советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка Российской Федерации . Вы видели ее в фильмах “Кин-дза-дза”, “Акселератка”, “За прекрасных дам”, “Ловушка для одинокого мужчины” и других.
20 лет назад Ирина Шмелева эмигрировала в США. О том, с какими сложностями ей пришлось столкнуться, насколько тяжело было сменить профессию и не жалеет ли она о том, что пришлось отказаться от звездной карьеры, Ирина рассказала в интервью ForumDaily.
20 лет назад актриса эмигрировала в США. Фото из личного архива Ирины Шмелевой
Готовилась мыть полы
Как отмечает Ирина, расцвет ее кинокарьеры совпал с закатом советского кино. В 1995 году Шмелёвой было присвоено звание заслуженной артистки России , а в 1998-м она уже переехала в Америку к своему мужу, который к тому времени несколько лет жил и работал в Штатах.
“Я готова была ко всему, даже научилась профессионально петь, чтобы подрабатывать в ресторанах, — говорит Ирина. — Думала, и полы мыть буду. Не получилось: муж уже подготовил для меня безбедное существование, поэтому я сразу пошла учиться”.
Роль в фильме «Кин-дза-дза!» (1986). Фото kino-teatr.ru
Сначала Шмелева осваивала английский язык, потом училась в NYU, а затем открыла компанию, которая занималась маркетингом, работала на русском телевидении, а вдобавок ко всему — освоила профессию риэлтора. Пробовала себя в разных сферах и подготовилась, так сказать, на все случаи жизни.
“Дело в том, что я перестала говорить, что я — актриса, — объясняет Ирина. — Тем более, термин “заслуженная” тут никто не понимает. Конечно, в Америке нужно себя продавать и рассказывать, какой ты замечательный. А вообще, в этой стране все артисты: кому стукнуло в голову, тот и артист. У меня есть знакомый, который ушел на пенсию и в 70 лет решил, что он — актер. В России же, чтобы стать артистом, ты должен получить специальное образование, иначе в театр не возьмут, снимать не будут. А тут… Гвинет Пэлтроу, например, не училась этому, но актриса — потрясающая”.
Ирина готова была ко всему — и мыть полы, и петь в ресторанах, но муж подготовил для нее безбедное существование. Фото из личного архива Ирины Шмелевой
Советские советы и сожаления
Когда Ирина переезжала в США, у нее был простой план: получится — останусь, нет — вернусь. Делать карьеру актрисы в Штатах у Ирины и в мыслях не было. Как она признается: всему виной стереотипы, навязанные на Родине.
“Я приехала из России, где всегда говорили, что “наш” человек никогда не может быть актером в Америке, — рассказывает Шмелева. — И теперь я понимаю, какая это глупость.
Слушаю, как Шварценеггер говорит — это какой-то ужас! Бешеный акцент! А Сальма Хайек? Я просто не могу в это поверить.
Надо было спокойно заниматься актерством, потому что я еще в детстве так решила. Но мой посыл, что нужно учиться и овладевать разными профессиями, сбил меня с толку, несмотря на то, что петь и мыть, необходимости не было”.
Билет в киношное настоящее
Несмотря на то что Ирина решила поставить точку в карьере, ей поступали предложения сниматься в российских фильмах и сериалах. Она бралась за роли, но признается: чтобы быть в кадре, нужно быть в тусовке, постоянно дружить и вертеться в нужной среде. Тем более, по словам артистки, сейчас появилось много новых режиссеров, которые и не знают, кто такая Ира Шмелева.
Роль в фильме «Акселератка» (1987). Фото kino-teatr.ru
“Помню, через несколько лет после моего переезда, мне позвонили и пригласили на съемки одной картины, но потом заявили, что весь бюджет фильма равен моему билету на самолет” , — улыбаясь, рассказывает актриса.
Шмелева признается, что несколько раз летала на съемки в Россию за свой счет, а в Америке, например, вообще принято это делать: работа — это тебе надо, а как ты доберешься — никого не волнует.
Ирина Шмелева на съемках сериала «Час Волкова». Фото Ruskino.ru
“Я бы с удовольствием ездила сниматься, я очень легкая на подъем, — говорит Ирина. — Я, кстати, только что летала. Сижу, читаю книжку “Money ” и вдруг мне звонят: “Приезжайте сниматься, нам нужна девушка, которая долгое время жила в Америке и может половину сценария по-русски, а половину — по-английски, название картины “Деньги”. Я с удовольствием примчалась и снялась. Тем более, в этот раз оплатили и проезд, и гостиницу. Организация на площадке была потрясающая!”.
Случайные понты
Шмелева рассказывает, что когда она заходит в кадр, помимо основного текста, ее просят добавить американский сленг. “Я помню раньше, когда русские приезжали из США, я не понимала, с какого это перепуга они вставляют английские слова. Что за понты такие? — смеется Ирина. — Теперь прекрасно понимаю. Сама, когда нахожусь в России, стою перед продавцом в магазине, вспоминаю, как то или иное слово на нашем, на родном”.
Роль в фильме «Бабник» (1980). Фото kino-teatr.ru
Новая роль
Актриса признается, что кино для нее сейчас — как хобби, больше для души. Уже много лет Ирина работает риэлтором в Манхэттене и в Нью-Джерси, получая большое удовольствие от профессии.
“Когда я только приехала, муж сразу советовал отучиться и начать работать специалистом по недвижимости. Я отмахивалась и говорила, что только идиоты этим занимаются. Сейчас же понимаю, как ошибалась! Очень сложная профессия. Туда легко попасть и очень сложно что-то сделать. Люди вкладывают самые большие деньги в своей жизни в квартиры и дома, а это для них — большой стресс”, — рассказывает Шмелева.
Всем, кто переезжает в США и думает, что выбрать: сразу испытать шок от большого города (актриса считает, что та же Москва по темпу жизни в 10 раз медленнее Нью-Йорка) или выбрать “Одноэтажную Америку”, Ирина советует селиться в мегаполисе:
“Вся работа в городе, развлечения тоже, поэтому цены на недвижимость здесь быстро растут”, — объясняет она.
Сама Шмелева много лет вместе с мужем живет в Джерси-Сити и очень этому рада: всего лишь одна остановка до Манхэттена, чисто и спокойно. “12 лет, как я живу здесь, — говорит Ирина. — Раньше никто не говорил по-русски. Сейчас очень много наших, ведь они всегда селятся там, где получше”.
Ирина много лет вместе с мужем живет в Джерси-Сити. Фото из личного архива Ирины Шмелевой.
Сделаны в СССР
Когда СССР распался, Америка еще сильнее стала казаться для многих раем, и туда уезжали и артисты, и певцы, недовольные тем, что их не ценили на родине. Узнав, какие гонорары платят в Голливуде, звезды кино, недовольные недостойными условиями жизни, искали пути для отъезда. Они покидали родную страну в поисках лучшей жизни и нового опыта, но сложно сказать, нашел ли кто-то из них то, что искал.
Савелий Крамаров, Олег Видов, Наталья Андрейченко, Виктор Ильичев, Елена Соловей эмигрировали в США.
Звезда советского кино 1960-1970-х гг. Олег Видов («Метель», «Обыкновенное чудо», «Сказка о царе Салтане», «Всадник без головы») вынужден был бежать из СССР, поскольку бывшая жена – дочь генерала КГБ – повлияла на то, чтобы его больше не приглашали сниматься. В 1983 г. в багажнике автомобиля друг вывозит его из Югославии в Австрию, затем он уезжает в Италию, а потом – в Америку. Он редко снимался в кино, но ему и этого было достаточно для того, чтобы входить в 10% голливудских актеров, ежегодно подтверждающих свой профессиональный статус, пишет издание «Культурология «.
Наталья Андрейченко («Сибириада», «Военно-полевой роман», «Мэри Поппинс, до свидания!» и др.) эмигрировала в 1991 г. в США к мужу, Максимилиану Шеллу. Она снялась в нескольких голливудских фильмах, но эти роли вряд ли можно считать достойной реализацией для актрисы, привыкшей работать с лучшими режиссерами. В воспоминаниях она писала: «Мне пытались внушить, что я должна измениться – говорить без акцента, играть американские роли. Но ведь тогда, без своих русских корней, я буду совсем другой – переделанной, «сломанной» русской, а американкой при этом так и не стану». В 2005 г. она вернулась в Россию.
Виктора Ильичева прославили роли в советском кино 1970-1980-х гг. («Искренне ваш», «Зеленый фургон», «Самая обаятельная и привлекательная»). Наибольшую популярность ему принесла роль Фабио в «Собаке на сене». В начале 1990-х работы не было, а его жену пригласили преподавать в американской балетной школе. И хотя работы для себя актер так и не нашел и тяжело переживал невостребованность, назад он уже не вернулся.
Савелий Крамаров: главный контракт напоследок
В 70-е годы в СССР его полюбили все. Его невозможно было не заметить: яркие образы в лучших фильмах (“12 стульев”, “Иван Васильевич меняет профессию”, “Джентльмены удачи”), цитаты его героев до сих пор на языке, а фильмы с его участием хочется пересматривать, независимо от времени.
Карьера Крамарова закончилась из-за политической ситуации: еврей, да еще и увлекался йогой. В Израиль переехать не удалось — Савелия не пустили, “чтоб не наболтал лишнего”, а вот с Америкой сложилось.
Конечно, в США Савелий мог играть только русских, а именно — космонавтов, кэгэбэшников и прочих персонажей «из-за железного занавеса». Но нужно отдать ему должное — он не канул в лету. В 84-м вышли заметные картины «Москва на Гудзоне» с Робином Уильямсом и «Космическая одиссея 2010» с Роем Шайдером, а потом актера можно было увидеть в популярной комедии «Вооружен и опасен», и боевиках «Красная жара» со Шварценеггером и «Танго и Кэш» со Сталлоне. Жаль, что это были лишь эпизодические роли.
Говорят, он очень скучал по Родине и даже вернулся. Но, увидев ситуацию с российским кино в 90-е, снова уехал в Голливуд, где подписал контракт на главную роль и… ушел из жизни. Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года, на 61-м году жизни, в одной из клиник Сан-Франциско от второго инсульт а, после борьбы с раком.
Илья Баскин: свой среди “чужих”
Кстати, именно по приглашению Ильи Баскина Савелий Крамаров уехал в США. Актеры познакомились и подружились на съемках «Большой перемены» в 1972 году.
Надо сказать, что Баскин — один из немногих советских актеров-эмигрантов, у кого успешно сложилась карьера в США. Но это случилось не сразу. Он работал в ресторане, затем страховым агентом и в русскоязычной газете. Но в итоге актер добился своего — на Баскина обратили внимание режиссеры.
Сейчас он активно снимается в кино и в телесериалах, его партнерами были такие звезды, как Шон Коннери и Хеллен Мирен. Конечно же, в основном, актеру предлагают роли русских или советских персонажей (например, в году в “Трансформерах-3 ” он сыграл космонавта Дмитрия) , но, тем не менее, Баскину удалось — он прочно вписался в голливудский цех.
О том, как живет сейчас артист, ForumDaily рассказывал в статье « »
Елена Соловей: главная роль — в семье
Самая женственная актриса советского кино уехала в Америку в 1991 году. Конец карьеры в самом ее расцвете… На первом месте у актрисы всегда была семья. Как раз в стране наступили неспокойные времена. Елена Соловей с мужем - художником Юрием Пугачем - приняли решение переехать в США, чтобы быть спокойными за детей.
Елена без колебаний променяла жизнь известной актрисы на жизнь домохозяйки. Соловей признается, что никогда не питала иллюзий, что покорит Голливуд. Первое время она занималась исключительно домом, детьми, внучкой. Семью обеспечивал муж, который устроился художником по камню в ювелирную мастерскую.
Дом Елены Соловей в США. Фото kulturologia.ru
Спустя какое-то время Елена начала преподавать актерское мастерство в университете Нью-Йорка, работала на русском радио, а в 2001 году организовала студию, где проводились занятия по музыке, рисованию и танцам для детей из русскоязычных семей. Снималась в эпизодических ролях в кино и сериалах, в том числе «Клан Сопрано «.
О своей жизни в Америке актриса рассказала в статье « «.
Сегодня многие российские актеры, стремящиеся построить карьеру в Голливуде - например, «русский Шварценеггер» Александр Невский, - признают, что мало просто переехать в США, нужно стать настоящим американцем по складу ума и отношению к жизни. А наши звезды если не на 100, то на 99 процентов были советскими людьми, с советским менталитетом и отношением к ремеслу актера. И артистическая школа у него была русская, кардинально отличающаяся от голливудской.
Даже более молодые певцы и актеры, часто отбывающие за «американской мечтой», возвращаются в итоге на родину к тому зрителю, который их любит и ценит. Либо, симают корону, которую надели на них поклонники, и, засучив рукава, идут в новую профессию, играют совсем другую роль.
Нуриев стал первым невозвращенцем. В июне 1961 года Кировский (ныне Мариинский) театр поехал на гастроли в Париж. Нуриев очень ждал этой поездки, он давно мечтал увидеть Европу и даже несколько раз подавал прошения о туристической визе, но каждый раз получал отказ.
После гастролей во Франции Нуриев должен был продолжить выступления в Англии, имя артиста уже было внесено в списки на поездку в Лондон, но властям ничего не стоило задержать Нуриева в последний момент и снять с гастролей, что, собственно, и случилось.
Во Франции артист балета очень быстро сдружился с парижской богемой, что раздражало сотрудников КГБ, которые всегда следили за соотечественниками в зарубежных поездках. 3 июня в отчётах КГБ появилась такая запись: “Нуриев Рудольф Хаметович нарушает правила поведения советских граждан за границей, один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Кроме того, он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых имелись гомосексуалисты”.
Только мне стоило высунуть нос из двери отеля, как тут же мелькала быстро исчезающая тень полицейского, которому было поручено не спускать с меня глаз. Однажды мой друг весь вечер прождал меня на нижнем этаже отеля, пока я тщетно пытался избавиться от наблюдения. Я понимал, что только и ждут, чтобы поймать меня на каком-нибудь ошибочном шаге, результатом которого была бы немедленная отправка домой
из автобиографии Рудольфа Нуриева
Балетовед Виолетта Майниеце подтверждает, что Нуриев жил так, как он хотел, и в Париже вёл себя так, как советским людям не разрешалось.
Это и стало одной из причин его невозвращения. А вообще он был в восторге от датского премьера Эрика Бруно, которого увидел во время его гастролей в России. Оказавшись на Западе, он с ним познакомился, и между ними возникла долголетняя дружба и любовь, - говорит Майниеце. - Нуриев понимал, что если он ведёт себя не так, как положено советскому человеку, и возвращаться назад ему не следует.
16 июня, когда труппа театра должна была вылететь на дальнейшие гастроли в Лондон, КГБ задержал Нуриева в аэропорту Лё Бурже и хотел насильно отправить его в Советский Союз. По словам балетоведа Натальи Зозулиной, именно тогда артист принял решение не возвращаться.
Он понял, что в СССР его ждут трудности: если он вернётся - ему грозит арест сроком до 7 лет. До гастролей Нуриев не думал об эмиграции. Есть несколько фактов, подтверждающих это: он собирался домой, мыслил о творчестве в труппе, покупал костюмы, - говорит Наталья.
И Нуриев, без багажа и с 30 франками в кармане, совершил знаменитый "прыжок к свободе" из зоны контроля в аэропорту в руки парижской полиции и попросил политического убежища у французских властей. По словам Виолетты Майниеце, с итуация в Лё Бурже была несколько приукрашена журналистами:
Никакого прыжка он не делал! И вообще, это была заранее оговорённая ситуация - что он должен отдаться в руки французских полицейских и попросить политического убежища.
Нуриев остался в Париже, но Парижская опера не пригласила его работать по той простой причине, что Франция не хотела осложнений с Советским Союзом. Не побоялась предоставить ему место в труппе "Ковент-Гардена" Англия, у которой были плохие отношения с Москвой. Там он стал главной звездой.
Наталья Макарова
Когда осенью 1970 года Макарова приехала на гастроли в Лондон с труппой Кировского театра, то у неё не было мыслей не возвращаться в Советский Союз. Балерина никогда не ругала свою страну и не выдвигала политических лозунгов. Для этого и не было причин - Макарова была ведущей балериной Мариинского театра. Лондонские гастроли прошли с успехом, имя Макаровой было первым в списке гастролёров. Она купила себе автомобиль, родным - подарки. Но когда приехала в аэропорт, чтобы лететь вместе с труппой обратно в Ленинград, неожиданно попросила у властей политического убежища.
Балетовед Виолетта Майниеце считает, что Макарова так поступила в силу того, что она импульсивный человек:
Она решила внезапно, что останется там, и осталась. Посчитала, что на Западе жизнь будет лучше и интереснее. У неё там были знакомые, но уверенности, что сразу же ей предоставят работу, не было.
В труппе на следующий день, разумеется, поднялся переполох - начались пересуды, для всех известие о моём defection было как удар грома. Ещё бы, и я сама не ожидала такого оборота. Особенно, как мне рассказывали, убивалась моя костюмерша Валечка. Она напилась и рыдала, приговаривая: "Кто бы мог подумать, что Наташка, наша Наташка останется! Все думали - Барышников, Барышников
из автобиографии Натальи Макаровой
По мнению балетоведа Натальи Зозулиной, причина невозвращения Макаровой кроется в том, что в СССР у неё не было возможности себя раскрыть.
Творческому человеку очень сложно жить, когда нет работы, нет нового, когда заставляют существовать без развития. И когда человек понимает, что есть возможность совершенно по-другому реализовать себя в творчестве, он принимает подобное решение, до этого не предполагая, что так сделает. А она и не могла предполагать, ей была неизвестна западная жизнь, - считает Зозулина.
Макарова хотела танцевать в лондонском "Ковент-Гардене", но артисты королевского театра заявили дирекции, что не выйдут с Макаровой на сцену. Наталья Зозулина считает, что труппа отказалась с ней работать, потому что Макарова была лучше, а они просто испугались конкуренции - никто не хотел такой соперницы.
Вскоре Макарова отправилась в США, откуда получила приглашение от Американского балетного театра. И там она смогла добиться мирового признания.
В СССР все видели в ней потенциал, но не было хореографов, которые поставили бы балет, рассчитанный на её талант, - говорит Зозулина. - Когда с ней начали работать гениальные западные хореографы - Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Энтони Тюдор, Серж Лифарь, Глен Тетли - тогда она раскрылась и стала мировой звездой. Но ей, как и другим невозвращенцам, удалось сделать карьеру на Западе, потому что она была прекрасно выучена у нас в стране.
Михаил Барышников
Летом 1974 года гастрольная группа из самых знаменитых артистов балета СССР отправилась в Канаду, от Кировского театра в ней участвовали только Ирина Колпакова и Михаил Барышников. Через несколько дней к Барышникову прилетел его бывший коллега Александр Минц, эмигрировавший в США двумя годами раннее. Минц хотел не просто повидать друга, но и передать, что Барышникова хотят принять в труппу Американского балетного театра, он не стал уговаривать артиста, а просто дал ему время подумать.
Барышников всю жизнь мечтал быть американцем, - рассказывает Виолетта Майниеце. - Он знал, что он великолепный танцовщик, и хотел, чтобы его ценили не только в плане творческого успеха, но и материально. Миша говорил: "Я всё танцую-танцую, а еле-еле на какую-то машину заработал".
Окончательное решение не возвращаться в Советский Союз Барышников принял за два дня до завершения гастролей в Торонто. Артист сильно нервничал: на последних спектаклях во время поддержек у него даже дрожали руки.
Мне было ясно, что мне легче прыгнуть, как говорят в России, очертя голову с моста в воду сейчас, чем вернуться
Михаил Барышников
29 июня перед заключительным концертом Барышников встретился с адвокатом и подписал бумаги, где просил политического убежища. После спектакля его должны были встретить на машине друзья и отвезти в безопасное место. После выступления Барышников оставил в гримёрке записку для Колпаковой: "Прости и прощай. Не будь злой на меня", - а далее по плану труппы артист должен был ехать на банкет в сопровождении агентов КГБ.
Когда Барышников вышел из театра, его ожидала толпа зрителей. Он подписал несколько программок, а потом извинился и сказал, что ему нужно отойти на минутку, и пошёл вдоль улицы. Из машины, в которой его ждали агенты КГБ, закричали: "Ты куда?". И тогда Барышников побежал.
Артист так разнервничался, что пробежал мимо автомобиля, где его ждали друзья. Машина поехала за ним, и Барышников на ходу вскочил в неё. Преследователи их не догнали, и они благополучно доехали до фермы под Торонто. Как только были сделаны все необходимые документы, Барышников переехал в США.
Валерий Панов
Желание эмигрировать в Израиль у артиста балета Кировского театра Панова и его жены Галины Рогозиной появилось ещё в 1972 году. Они подали прошение на визу в Израиль, и их тут же сделали невыездными. Балетовед Наталья Зозулина считает, что нельзя точно сказать, думал ли Панов о последствиях или нет.
Он просто хотел выехать. В то время было огромное количество людей еврейской национальности, которые хотели уехать из СССР, - Израиль их принимал. Это был единственный путь на Запад, - говорит Зозулина. - Панов мечтал о новых творческих возможностях. Поэтому и пошёл этим путём и получил по полной программе: увольнение с работы, угрозы, избиения, удержание выезда и неизвестность - с ним играли как кошка с мышкой. Всё для того, чтобы он испугался и забрал прошение на визу.
Карьера Панова и его жены оборвалась, они не могли устроиться на работу, перебивались случайными заработками. По словам Виолетты Майниеце, для артиста балета невозможность тренироваться и быть в форме подобна смерти.
Теряется профессиональный фон, который очень тяжело вернуть назад, он занимался дома, но это не то, - рассказывает Майниеце. - Многие друзья и коллеги перестали с ним общаться, потому что боялись, что тень неугодного антисоветского человека ляжет и на них. Идеологические нормы в то время были очень чёткие.
Но Панов не отступал, как не отступала и советская власть: артист был арестован и провёл несколько месяцев в тюрьме. Но его ситуацию обсуждали в компаниях, слухи из которых дошли и до мировой общественности. Из разных балетных театров мира Панову стали поступать приглашения о работе. Но только после 24-дневной голодовки Панову и его жене разрешили уехать в Израиль, где он сразу же получил гражданство. В последующие годы он выступал с гастролями по всему миру.
Александр Годунов
Четыре года Годунов был невыездным, когда труппа уезжала на гастроли, он оставался в Москве. А всё потому, что всем было понятно: он тоже не вернётся, если выпустят. У него был материальный стимул: он считал, что будет жить на Западе лучше, чем в Советском Союзе.
В Большой театр его взял Юрий Григорович, но артисты балета п остарались, чтобы у них испортились отношения, а потом труппа и вовсе распалась на три группировки, где велись междоусобные бои, - рассказывает Майниеце. - Годунов начал выступать с Плисецкой, это был "контр" Григоровичу, и он уже не давал ему партии в своих спектаклях. Саша был доведён.
Перед гастролями Большого театра в Нью-Йорке в 1979 году Григоровича вызвали в КГБ, где спросили, может ли он гарантировать, что Годунов вернётся назад, на что он ответил: "Нет". Но эти гастроли были очень важными, без Годунова обойтись не могли. И ему разрешили выехать в США.
19 августа Годунов сыграл в спектакле "Ромео и Джульетта" в Нью-Йорке, после чего у него было три дня выходных, поэтому его исчезновение никому не бросилось в глаза. Даже его жена Людмила Власова не была в курсе, она думала, что он заночевал у друзей. Но когда на следующее утро Годунов не вернулся домой, стало понятно, что он договаривается о предоставлении политического убежища. Руководители делегации спросили Власову, что намерена делать она, и балерина попросила отправить её домой, к матери.
Ещё до известия в американской прессе о том, что советский артист балета Годунов попросил политического убежища, у отеля, где жила Власова, появились агенты ФБР. Но 23 августа, когда Годунов попросил предоставить политическое убежище, КГБ вывез артистку из отеля незаметно для американских спецслужб и доставил её на борт самолёта, вылетавшего в Москву. Когда про это узнали американские власти, они заблокировали полосу для вылета советского авиалайнера. Американцы были уверены, что Власову вывозят насильно, но она утверждала обратное. Наталья Зозулина считает, что жена Годунова вернулась в Россию, только потому что её не выпустили из самолёта:
Рядом с ней стояли наши доблестные органы, что она ещё могла сказать, как не то, что хочет вернуться в Советский Союз. Власти США не давали самолёту вылететь, правильно понимая, что её задерживают насильно.
Виолетта Майниеце, хорошо знакомая с супругами, подтверждает, что изначально, они вместе должны были остаться в Америке.
Три дня советскому самолёту с 112 пассажирами на борту не разрешали вылететь. Всё это время Годунов вместе со своим другом Иосифом Бродским сидел в аэропорту и умолял жену через американские власти вернуться. Но противостояние закончилось и самолёт всё-таки вылетел в Москву. Годунова и Власову назвали "Ромео и Джульетта" холодной войны. Артист пытался добиться возвращения жены, но безуспешно. Через год был оформлен их развод. Власова продолжила танцевать в Большом театре, а Годунов устроился в труппу Американского балетного театра, где выступал как ведущий танцор.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении