Место расположения янцзы. Река Янцзы — голубая река
7. Остров Колгуев
Слухи о нем. - Настоящее его значение и физический вид. - Промыслы птиц: гусей, гагар, уток. - История заселения острова. - Самоедские семьи на Колгуеве. - Выселки в необитаемые места. - Староверы. - Гагары. - Шпицберген. - Грумаландская песня.
По три дня молебны я совершал, накануне отъезда святых тайн Господних приобщился, а когда с семейством прощался и благословлял его своим греховным благословением, в душе такое стеснение и сомнение возродилось, что даже готов был отказаться навеки от исполнения долга. Но сочтя все сие попущением духа тьмы греховныя и помолясь в сиротеющей семье своей молитвою на путь шествующим и с коленопреклонением в последний раз, заплакал я, горько заплакал, как младый юнец, и отправился. Пять дней боролись мы с морскою стихиею, преодолевая ее напор и волнения, и на шестые сутки - Богу поспешествующу! - узрели, наконец, вожделенный берег острова Колгуева. За все страдания, о коих считаю за благо промолчать, вознаградил себя тем святым делом, на которое уготован и освящен: съезжая с пустынного Колгуева, не оставил я на нем ни единого из живущих там самоедских семейств неокрещенным, во Христа Спасителя неверующим.
Вот что слышал я про Колгуев с одной стороны, и с другой от промышленников:
- Остров этот не страшней Матки (Новой Земли). Страшно только для непривычного человека проехать полтораста верст полым (открытым) морем. Если промышленнику брезговать Колгуевым, так незачем было ему и на свет Божий родиться.
- На печи лежа, кроме пролежней, мало чего другого нажить можно, а с морем игру затеешь - умеючи да опасливо - в накладе не будешь. Нам, поморам, в морских плаваньях не учиться стать. Мало того, что малый ребенок умеет веслом владать, баба, самая баба - уж чего бы, кажись, человека хуже?! - а и та, что белуха, что нерпа, - лихая в море. Смело давай ей руль в лапу и спать ложись, не выдаст: не опружит и слезинки тебе единой не покажет...
Вот что рассказывали потом другие и третьи:
- Об одном тебе, твоя милость, тосковать надо, что ходят теперь там льды да торосья - не проступишься; а приехал бы по лету, мы бы с тобой и разговоров долгих не имели: взяли бы тебя в охапку, по рукам, по ногам вязкой (веревкой) связали, положили бы в карбас и крупного бы суденка не брали. Колгуев этот что? Колгуев этот все равно, что дом наш родной; полтораста этих верст мы бы на попутничке и в сутки бы обработали. Ты бы лежал да во сне хваленую свою родину видел; мы бы паруса ладили да песенки бы свои задвенные попевали. Никому бы это в обиду! Верь ты Богу! Слушай-ко!
- Видал ты, как журавли да гуси летят по поднебесью? Ноги вытянут взад, крылья распустят, носы вытянут, загогочут. Артель свою на многие нары разобьют, вперед толкового вожака пустят и - помни! - безот-менно одного вожака вперед пустят, - и полетят. Знай ты это: весной эти гуси летят к северу, они летят на наше море, на острова наши, а пуще на Колгуев. По осени гогочут в небе - стало, от нашей ловитвы остаточные в теплые страны уходить хотят. А там к весне опять прилетят к нам с новой силой своей, с первачками-выводками. Нашему брату то и на руку. Вот почему мы очень больно любим Колгуев: нам он пуще Мор-жовца, Вайгача да и Матки самой, потому ближе, да и повадливее.
К показаниям мезенцев можно прибавить еще то в особенности существенное и едва ли не главное, что остров Колгуев можно считать более гостеприимным и удобным к заселению, чем два других принадлежащих России океанских острова: Новая Земля и Вайгач. То же самое говорят и факты: Новая Земля, доступная только летом, весною и осенью пагубна для промышленников своим скорбутом, от которого тает не одна жертва, и притом ежегодно; ни теплая оленья кровь, ни моченая морошка, ни постоянная деятельность и движение не спасают летняков [*] [Все отъезжающие из домов в дальние промыслы носят название летняков, потому что они дальше лета не промышляют, и разбойными людьми, потому что промысел крупного морского зверя, как уже сказано издавна, слывет разбойным. Под этим именем попадается он и в старинных актах, даже времен Марфы Посадницы, Великого Новгорода. ]
от смерти. Таков и Вайгач, отделенный от матерой земли пятиверстным проливом (Югорским Шаром), остров более длинный, чем широкий, утесистый, низменный, окруженный бесчисленным множеством рифов, корг, но богатый пушным зверем и перелетной птицей, - древнее святое место язычников самоедов. Правда, что и Колгуев долгое время носил незаслуженное имя негостеприимного и также пагубного для заселения острова, но позднейшие факты решительно говорят противное. Правда, что 85 лет тому назад Бармин, архангельский купец-раскольник, выселил на собственное иждивение на остров Колгуев сорок человек мужчин и женщин, желавших основать там скит, но все переселенцы эти вымерли в один год (спаслось только четверо). Справедливо также и то, что раскольники эти большею частью были люди престарелые и принадлежали к строгой аскетической секте, допускавшей, из набожности, в некоторые установленные ими месяцы прием пищи только один раз в неделю. Академик Озерецковский, сопутник Лепехина в его ученом путешествии по северным берегам России, в 1772 году встретил на реке Снопе (впадающей в океан на Канинском берегу) двух из барминских прозелитов, до того зараженных уже (до переселения еще на остров Колгуев) скорбутом, что "вонь из их ртов оттолкнула меня к дверям избы (как пишет автор); лица их были пребледные, крепости в теле никакой не находилось, и я с сожалением смотрел, что бедные люди пылают суеверием и на Ледовитом море". И потом далее: "Я представлял голодным раскольникам нюхательный табак, уверяя их, что он очищает грудь от мокрот, производя частое откашливание, но убеждения мои были тщетны и отвергнуты тем, что табак родился от блудной женщины, что доказывали книгою, писанною в лист полууставом, где прегрубо была изображена женщина и представлен табак, из нее выходящий".
Переселения в леса Печоры и Вычегды вообще для гонимых за раскол не были редкостью, и доказательства тому прямые - в распространении старой веры между русскими печорцами. Не один раз звероловы находили неизвестные никому небольшие общины. Попадалась под ноги им едва приметная тропа и приводила в чащу кустарников, на берег речки, а здесь стоит изба и в ней живут неведомые люди, которые говорят по-русски, принимают ласково, угощают радушно и за все это просят клятвы никому об них не рассказывать. На Печоре расскажут такой случай. На том канале (называемым Екатерининским), который соединяет Печору с Волгой, у унтер-офицера пропала дочка. Пошла она в лес по ягоды гулять - и исчезла. Искали ту пропажу по болотам, по лесам, по мелким частым пескам и нашли ее в той избе, на которую натолкнулись лесные промышленники. Дело огласилось. Земское начальство пустилось в поиски по замеченной тропинке: избу нашли, беглых поймали, а девица сгинула-пропала. Узнали еще, что отшельники жили в изобилии, сеяли хлеб, садили огород, имели скот и, видимо, находились в общении с другими общинами.
На Колгуеве живут более ста самоедов, лет пятьдесят назад тому выселившихся сюда или на правах оленных пастухов по найму от мезенских богачей, или, наконец, по доброй воле (хотя это, впрочем, и меньшая часть). Переселенцы эти прекратили всякое сношение с материком и уже успели значительно обсемениться. Посещавшие остров береговые жители видали там и грудных детей и подростков, не замечая в них никаких проявлений особенных болезней (кроме свойственных всему самоедскому племени оспы и сифилиса). На себе самих они не испытывали ни малейшего признака всегда ненавистной и всегда погибельной цинги, но даже, вернувшись домой к осени, неизбежно встречали такого рода приветствие:
- Разнесло тебя, сват, раздобрило; уж и впрямь сказать, тебе одно надобно: либо с Мурмана тебя принесло, либо с Колгуева. Хорош островок - дай ему, Господи, многие годы!..
Все благоприятно на нем: высокое, скалистое положение острова, пять значительных по величине рек с пресной водой (Великая, Пушная, Кривая, Васькина и Гусиная), также несколько пресных озер близ середины острова и самая середина эта, значительно поднятая над окрайными берегами, стало быть, обусловливающая постоянно передвижение воздуха морскими ветрами, отсутствие значительных по высоте скал, громоздящихся на других островах плотными стенами, допускающими частый застой воздуха, который заражается там летнею порою зловредными испарениями гниющей морской туры (морского гороха); наконец, сильное течение океана прямо направляющееся мимо этого острова на Новую Землю. Все эти видимые причины обусловливают возможность существования на острове Колгуеве жителей. Правда, впрочем, и то, что не удивят, не обессилят привычного самоеда никакие физические невзгоды и лишения, если же он из веков сумел приноровиться к своему дымному чуму. В нем, лежа перед разложенным в середине костром, нагревает он один бок и в то же время студит другой: полежит и повернется.
Мезенские промышленники, одинаково привычные и к чистой, теплой деревенской избе, и к самоедскому чуму, живут на Колгуеве только летом. Правда, что и для них, как и для самоедов, по колгуевской тундре растет несметное множество морошки и настоит тяжелый труд, требующий напряжения физических сил и усидчивой работы. Во всяком случае, Колгуев - весьма гостеприимный, далеко не погибельный в ряду других островов нашего Северного-Ледовитого океана.
Если самоедские семьи удерживает на Колгуеве богатство оленьего моха, выстилающего все покатости острова, и, стало быть, легкая возможность прокармливать оленьи стада, вывезенные сюда из мезенской тундры, - то мезенских промышленников влечет Колгуев богатством перелетной птицы, в несметном количестве наполняющей его.
- Если бы вся-то округа наша приехала сюда и все бы суда свои, и крупные и мелкие, привела с собой, то и того бы на всех хватило. Таково обилие птицы всякой на острове этом! - говорили мне все мезенские поморы в один голос, и как будто сговорившись.
- Ездим на Колгуев артелью, ездим и в одиночку, как кого Бог надоумит. На то у всякого свой царь в голове; это известно, - рассказывали мезенцы.
- Лодку обряжаем мы на ту пору не с большим запасом, меньше новоземельского; потому на Колгуеве самоед живет, и плохой у них тот человек, который оленя поскупится для гостя зарезать - заедят все другие. К тому же у нас с ними таков уговор и обычай, чтобы каждая артель по бочке соленых гусей на харчи самоеда, при отъезде домой, беспременно отдавала. Так уж и ведем с коих пор...
- Ну вот, едем мы, значит, на Колгуев греблей, либо бежим паруском - как кого Господь взыщет. Слушай: море тебе либо тишью да гладью отдает, либо вольненькой, легонькой морянкой в бока поталкивает, а не то и всем взводнишшом мотает, словно со зла да на смех... Слушай опять: нашему брату это горе - лихая потеха, без нее нельзя, мы уже с ней свычны от той поры, как на дыбках стояли, а без матери и пищи насущной промышлять могли. Едем мы на Колгуев день, едем другой, - а чего Боже сохрани! - и третий, особо если в гребле идешь от самого матерого берега: небо тебе сверху, небо с боков, да море - наше поле. Ничего не видать кругом, словно и свет-то тут весь к исходу подошел, словно и конец его там и нет тебе дальше никакого спасения. От скуки хлебца потреплешь, семужки поешь, коли есть она у тебя, да не забыл ты ее прихватить с собой. Ладно! Поешь, значит, - насытишь свою утробушку богоданную, перекрестишься раз-другой-третий, ребят чередных в веслах оставишь, сам на боковушку ляжешь, соснешь, сколько сил твоих хватит: хорошо же ведь это, благодатно на ту пору бывает. Верь ты в этом слову моему нелживому! Скуки мы тут никакой не замечаем и вспомнить-то об ней и в ум не приходит. Право, так. Ладно, ну! слушай же дальше: едем опять, позевываем, разговор какой наклюется - ведем, в лихой час и песню рявкнем всей-то артелью, ведем и ее сколько опять-таки нашей силы хватает. Бывает же и эдак: что пред тобой грех-от этот таить! Едем, едем: Колгуев запримечаем, словно камень какой вдалеке - радуемся. А камень этот в неделю только и обегаем вокруг на лыжах; верст же ста три с половиной легко тут, большой остров, из самых больших - в этом и спору быть не можно. Едем мы опять-таки, стало быть, все ближе да ближе; речонки его, что в море выбежали, камни по одиночке, чум какой - все видим, все богатство его великое видим, все до пустяка последнего: тальничок его - лес дремучий, что от земли поднялся на пол-аршина, - да и зачах на века вечные, не пошел выше; морошку видим, что во все лето созреть иным годом не успевает; самоедскую рожу видим. Стой, значит, братцы, приехали: молись Богу, да и ступай к знакомому самоеду оленя свежить, водкой поить крестивого. И тут опять-таки хорошо, вальяжно бывает! Не наскучил ли?
Круто оборванная речь требовала поощрения:
- Весело начал, скуки не жду. Продолжай, пожалуйста!
- Не опять ли сначала; как в сказке про белого бычка, что наши старухи на печи рассказывают. Ну ин быть по-твоему: поведу с конца. Слушай и не мешай ты мне, коли я распоясался. Таков уж человек от бытия своего, с самого с рождения. Нам ведь у моря горевать нечего. "Не унывай!" - ив писании сказано.
- Вот и приехали, и выпили крепко-накрепко, и поплясали, пожалуй: ведь без того и дела не начнешь. Выпей, опять-таки сказано, выпей, морской человек, только не пьянствуй: в пьянстве зло, а не в выпивке. Так и мы: выпить выпьем, а дело смекаем.
- На ту пору... (стану я говорить, ужо откашлявшись) на Колгуев птица прилетела вся и ведет безустанный крик - в Соловецком от чаек такого не бывает! Разговору да крику дает она на ту пору много, только привычному человеку и выносить: тут и гусь гогочет крепче всех; тут и гагка своим горлышком звонит, словно в стеклушки; тут и утка - олейка, чернеть (нырок) сычит, словно пьяный мужик с перепою. И чайку слышишь, и всех слышишь, и безотменно всему этому крику порато-шибко радуешься. Так ведь и надо. Дай же я опять откашляюсь!..
- Слушай опять, коли нравится; известно уж, на всем нам на этом веселье одно остается: кому ружье продувать, кому в продутое заряд всыпать, а кому и правое око к прицелу да и в лютого врага-супостата. Май месяц, июнь опять, берем мы эту птицу таким побытом на стрельну, на гнездах. Кто горазд стрелять - много, берет, кто послабее - ликуй Исайя... А впрочем, всем благополучно, в лакладе никто не останется. Убитую мы птицу в кучи складываем, лежит она, матушка, тухнет, коли дожди льют, а не то и сама подпревает. Нам это ничего, потому на больно-то хорошее не поважены, - едим и таких всласть да прихваливаем. Нам к душине-тo этой, после мурманской трески, да гридинских сельдей, не привыкать же стать. Ну вот: полежат у нас набитые гуси, подождут своего череду, когда мы стрелять поустанем, или порох под исход пойдет - мы их посолим, в бочки сложим. Новинку станем отведывать, за уши тоже дерем друг друга [За уши дерем друг друга - этот обычай был повсеместно распространен на Руси: так "поздравляли" с новиной - первой в этом сезоне добычей.], с приговором: все как быть по христианскому по обычаю...
Ведай же дальше вот что: перед Прокофьевым днем (в начале июля) гуси - яловики (бездетные) линять начинают, на самый Прокофьев день (8 июля) у них глухая лёнь бывает. Лённый гусь летать уже не можете пера на нем мало, пух словно выщипал кто. Сидит тот гусь словно обиженный, и молвы лишается, и сидит прикурнувши, прячется и от человека таится, словно стыдно ему наготы-то своей, как бы и наш брат православный человек без малицы - решительное подобие! Вот как сел этот ленный гусь на малых озерах, да пустил большое в запас, чтобы ходить туда за пищей денной, - мы порох прячем далеко, о ружьях и не вспоминаем, а беремся, вместо их, за сети. Тут уж не работа, а масленица, и дело вот какого толку и приноровки... На всех тех переходах из малых озер в большое, где гусь ходить любит, мы распутываем сети свои, крыльями далеко по сторонам, в середине - у малых озер - воротца оставляем для входу птицы. У воротец, из тундры, делаем въездец такой: к озеру покатый, в середине круга крутой-прекрутой, чтобы не мог гусь драла дать назад, коли попал он, по нашему веленью, в матищу сети. Сделаем мы все это (а дело и часа времени не займет) - спускаем собак, сами шумим да лаем, чтобы знал гусь, что ему из малого озера в большое выходить надо. Тут наш брат сноровку знай: не потянул бы передовик-гусь в гору, помимо сети твоей. Потянул один - за ним и все побегут (таков уж у них досельный обычай!). А побежали гуси в гору, ты за ними и на оленях не угонишься: круто (шибко) бегут. От собак бегут они в воду, от человека в воду - это тоже примета: так и знаем, а потому и творим дело с опасом, не борзяся и малым ребятам не подобясь. А попал один гусь в воротца, за ним и другой и сотый побежит. Тут только прыгай за ним да лови в охапку, да отвертывай головки. А это уж малого ребенка рукоделие - легкая забава, безобидная!..
- А не побегут в воротца?
- Да на это человеку и хитрость дана, для этого человек и бородой опушается - по мне, это так, да и эдак, пожалуй, что вот есть и такие хитрые серые гуси - гуменниками мы их зовем, - что хитрей зверя трудно найти, не токма какую глупую, слабую птицу. Любит гусь этот таиться - не скоро ты его отыщешь. Да и отыщешь, дело вести с ним - не мутовку лизать.
Мы хитрую эту птицу, на лодках выезжаючи, на середину озера с опасом с великим сгоняем, да и тут он тебе козлы ставит: человека он видит, человека он за врага знает и творит с ним всякую кознь. В середину озера он нейдет, на этот раз кучевой артели до смерти боится. Мы и собак держим на этот час на привязи, чтобы не лаяли, не пугали, и веслами легонько гребем, не токма разговор, и дух-от, пожалуй, в себя вбираем. А гусь все свою жизнь бережет, все опасается, все оглядывается, все не тянет в круг. Один и на берег выйдет, пожалуй: и все оглядывается, все человечью-то нашу хитрость ни в грош не ставит, надсмехается. А побеги он, побеги, Христа ради! - все за ним, все за ним!.. хоть побожиться.
Рассказчик привскочил с места, махал руками, учащенно крестился и, не говоря уже ничего дальше, крутил только пальцами и кистью правой руки, показывая, вероятно, движением этим тот счастливый момент гусиной ловли, когда они, стянув сети, чтобы не пускать своих живых пленников обратно в воду, начнут вертеть им злополучные головки. Долго рассказчик не мог собраться с силами, продолжая уже крутить под конец обеими руками, головой и плечами, возбуждая этими движениями неудержимый общий смех.
- Гусъ-клокот - дурак, у того-то и голова-то, коли не коровья с дурости с его, так я уж и не знаю чья! - выговорил, наконец, рассказчик забавно прерванного им рассказа.
- Гусь-клокот, - говорил он потом, - башковатостью-то своей разве только с одной казарой спорить может (черный гусь, он же и "немок"). Эта сударыня такая несосветимая неумытная дура, что сама в наши промысловые избы заходит; да на смех мы и сами ее туда загоняем когда, от большого безделья. От слепоты ли это она дурит, с большого ли перепуга, человека-то ли она больно любит, или уж от рожденья у ней на это такая слабость - сказать не могу!..
Рассказчик опять перевел дух, тем более, что последние слова свои говорил он так бойко и скоро, что с трудом можно было уследить за ним даже со стенографом.
- И вот! - продолжал он, охорашиваясь и несколько с торжественным видом, высоко поднявши голову. - И вот, ваше высокое благородие, не торговый ты человек, мой гостенек дорогой! - вывозим мы с Колгуева острова гусей этих самых, по общей сметке, сказывают, сто тысяч штук. А могли бы и больше - ну, да это ладно! об этом я тебе и вспоминать больше не стану, а поведу тебе речь свою к концу и на пущую докуку о том, что на наш Колгуев еще груманские гаги прилетают, и зовем мы их турпанами (нырок, синьга). Это - не то тебе утка морская (каумбах), не то настоящая гагка, а прилетает ее на Колгуев несметное тоже число. Садятся они больше на летней (южной) стороне, на мелях Кривачьих или Тонких Кошках (корги-то эти и море, почесть, никогда не топит, не заливает водой). Сидят они тут, не кричат в кругах, а выгонишь их в гору к сетям - бегут не долго, сейчас отдохнуть сядут, потому, больно жирны и пахнут. Тут их не стреляй, а то все в растеку ударятся, а гони опять: безотменно в сети попадут, ингодь тысяч пять, а не то и все пятнадцать за один раз. Щипать их только трудно бывает после: твердо, туго, докучливо, опять-таки оттого, что крепко жирны [*] [Известно также, что знаменитый гагачий пух сбирается нашими поморами в гнездах, которые и выстилает птица этой пушниной. Гагачий пух имеет, впрочем, то неудебстве, что худо вычищенный, в излишке пропитанный жиром, он скоро скатывается в плотный войлок. В иной год его добывали по 60 пудов.]. Чем больше лодок пущаем в ход, тем и удачи больше имеем. Тут вся хитрость подогнать их к берегу, не пускать в голомя. А затем угодишь собрать их в табун и - погонишь. Бегут они, с боку на бок переваливаясь, боковые покружатся около середних да и устанут, и эти сядут. А там только отделяй в кучи шестами по участкам, да и гони потом в какую сеть пожелаешь. Идут охотно без разговоров, словно человек из бани вышел, да крепко запарился, да на печь полез спать после того и разговору держать никакого не может. Верь ты и в этом моей совести, как своей: врать, мне не из чего! Берем мы с гагар и гагки (она же и гавка и даже гагун) этой опять подать яйцами. Яйца кладут они на воду на мелкое место, на холмушки, на травничек. Тут и собираем и едим в отменное свое удовольствие. Гагар мы, пущай, и не бьем, потому гагара крепко рыбой пахнет.
- С гагарами уж самоед расправляется [**] [Крикливая гагара замечательна еще тем, что дает со спины и с брюха легкие, мягкие, теплые белые шкурки, из которых туземцы делают меха для шубок, душегреек и салопов. Из шеек гагар (сизых с белыми крапинками, расположенных четырехугольником в середине) делают также род птичьего меха, употребляемого на шапки, муфты и т. п. Мех этот красив и оригинален, и, сверх того, на дожде и снегу непромокаемый, делается еще красивее, еще чище и сизее. Ее не следует смешивать с той "гагаркой" (вшивкой), которая слышна и видна на озерах близ Северной Двины, с длинной шеей, рогастой головой и несоразмерными с туловищем крыльями. Про нее рассказывают, что будто бы, прилетая ранней весной, когда на полях и лугах стоит еще вода, она вьет гнездо на кусту, и к нему привязывает его на свитой из прошлогодней травы длинной веревке. Гнездо, конечно, плавает, хотя и привязанным, и в него она кладет яйца. Когда вода сбудет, гнездо опустится на сухую землю.]. Это уж, ихнее дело. С тем и будет! - кончил речь свою рассказчик, закруглив ее, по обыкновению всех своих земляков, долгим и низким поклоном.
- Что же затем еще есть у тебя?
- А затем и их щиплем и их солим, что и гусей же. Штук по сту, по полутораста в одну бочку прячем. С тем и в торговлю пускаем, а дальше тебе и сказывать нечего!..
Дальше сказать можно еще то, что дурной, скудный посол, хотя и хорошей заграничной солью, а главное при этом - неопрятность и крайняя небрежность и неумение, делают из этих жирных и вкусных гусей такой скверный продукт, который и разит неприятным запахом псины, и на вкус отвратителен для всякого непривычного человека. Не в особенном почете колтуевские гуси и у туземцев, хотя и считаются праздничным блюдом. Богатые ижемцы, например, даже не едят их, а в Архангельске те же гуси, свезенные на мезенских лодьях для продажи, раскупаются только бедным, неприхотливым соломбальским и кузнечевскам населением города, по самой дешевой, почти баснословной цене (по 6 и по 7 копеек за штуку). Причину всего этого надо искать в том давно установившемся и, по несчастию, еще справедливом до сих пор мнении, что и помор архангельский так же, как и всякий другой русский человек, на трех сваях стоит: авось, небось, да как-нибудь; хотя тот и другие давно и хорошо знают, что знайка бежит, незнайка лежит, что во всяком деле почин дорог. Архангельцы стали же в последнее время высылать в столицы и хорошую рыбу, и хорошо просоленных сельдей.
Между тем, Колгуев и кроме птицы богат очень многим. Мезенцы ограничиваются почти исключительно добычей гусей, морских уток, и гаги, пух которой, по осеням убеляет все южные склоны островных холмов. Печорцы промышляют тут песцов и волков, имеют здесь часть оленей; остальные промысла предоставляются умению и толку самоедов. Эти стреляют по берегам нерпу, которая любит понежиться одинаково и на льдине, как и на шероховатом, оголяемом в морской отлив камне, и моржей, морских зайцев, которые, хотя и редко, но выстают и здесь так же, как и на Новой Земле. Неводят самоеды и жирных, всегда прибыльных белух, хотя большая часть этого корыстного, сального зверя ускользает от рук и угребает потом и к полюсу на свободу, и в Белое море, в более опытные и навыкнувшие в деле руки. Рыба, изобильно населяющая островские реки и озера, как, например, гольцы, сиги, омули и кумжа (форели), вылавливается исключительно для местного употребления и, во всяком случае, во всякое время способна обусловливать в известной степени и существование переселенцев, и возможность дальнейшего посещения этого острова береговыми соседями его. Дикий лук и щавель, клюква и морошка, топливо, в избытке выбрасываемое морем на островские берега, служат немалым подспорьем ко всему вышесказанному, чтобы окончательно увериться в возможности дальнейшего заселения Колгуева. Ошкуй (белый медведь) часто, правда, бродит по острову и творит свои неладные медвежьи штуки, но против него найдется и горячая пуля, и меткий выстрел, и верный взгляд. Дикие олени, в свежем их виде, дают вкусную и здоровую пищу. Множество песцов и лисиц, издавна сделавшихся уже аборигенами здешних хотя и пустынных, но здоровых климатом мест, могут служить целью небезвыгодной и нетрудной ловли. Впрочем, все-таки на Колгуев приезжает немного: не более 50-60 промышленников, но и тем одних гусей удается вывозить штук до 100 тысяч, да от 70 до 100 пудов гусиного и утиного пуху, пудов 50 мелкого перья, штук до 400 лебяжьих шкурок.
Кривая река и Гусиная давно уже известны мезен-цам, как довольно удобные становища для судов; а губа Промой, далеко врезавшаяся узким рукавом своим в остров, также давно уже служит безопасным рейдом для самых крупных беломорских судов, каковы лодьи и шкуны.
Ждет ли остров Колгуев (для того, чтобы приносить собою большие выгоды туземному краю) честно задуманной, умно поведенной компании, или его также постигнет такая же плачевная участь, какую несет от русских промышленников богатый, хотя и дальний. Шпицберген - решить не беремся. Во всяком случае, по всем слухам, по общему мнению и по личным соображениям, Колгуев далеко не того стоит, во что сумели оценить его до настоящего времени все знающие и посещавшие его. Жаль, если какая-нибудь предприимчивая и понимающая дело компания не удержит мезенцев от береговых промыслов, которые успели уже приучить их к лени и к какой-то апатии, особенно если принять в соображение слобожан (жителей города Мезени) и соседей их к югу по реке Мезени. Пример на глазах: богатый Шпицберген (Грумант по архангельскому наречию) брошен русскими в добычу голландцев и норвежцев, которые выбивают там и китов, и огромные юрова моржей, и белух, и других крупных и мелких зверей. Крайняя ли отдаленность этого острова (более 600 верст от берега), нездоровый ли климат его, несчастные ли попытки туземцев, из которых самая последняя огласилась на всю Россию неслыханным в тех местах кровавым преступлением [Кровавое преступление - речь идет о нашумевшем уголовном деле, расследовавшемся за несколько лет до приезда С. В. Максимова на Север.
В мае 1851 года крестьянин Кемского уезда Иван Гвоздарев, владелец шкуны "Григорий Богослов", снарядил покрут на Шпицберген, наняв 9 покручеников из соседних поморских деревень. Когда в сентябре того же года шкуна возвратилась с промысла, на борту ее было только трое. По их утверждению, хозяин и остальные работники погибли.
Год спустя норвежцы обнаружили на Шпицбергене обломок весла и ложу винтовки, на которых был вырезан рассказ о последних минутах Ивана Гвоздарева и двух его товарищей. Находка была передана в русское посольство в Стокгольме, а затем доставлена в Россию. Началось следствие, в ходе которого установили: Гвоздарев был убит, двое покручеников, бежавших от расправы, затем умерли от голода зимой 1852 года. Убийца Антипин и еще трое из членов взбунтовавшейся команды были сами утоплены или задушены своими единомышленниками.] - причиной этому, но, во всяком случае, Шпицберген уже не посещается русскими промышленниками. Словно путь к нему зачурован и заказан вперед на неисчетные годы.
Только песня одна, нехитро сложенная, хотя все-таки оригинальная сама по себе, может быть, будет ходить в народе, а может быть, и забудется так же скоро, как забыли поморы путь на давно знакомый им Грумант. Случайно попалась песня эта в мои руки от одного из мезенских стариков. Спешу привести ее здесь всецело, со всем ее нехитрым, доморощенным складом и смыслом.
Уж ты, хмель, ты хмель кабацкой,
Простота наша бурлацка;
Я с тобою, хмель, спознался,
От родителей отстал,
От родителей отстал -
Чужу сторону спознал.
Мы друг с другом сговорились
И на Грумант покрутились:
Контракты заключили
И задатки получили.
Прощай, летние гулянки:
Под горою стоят барки!
Мы гуляли день и два,
Прогулялись донага.
Деньги все мы прогуляли;
Наши головы болят,
Поправиться хотят.
Мы оправиться хотели,
Но у коршика спросились;
Коршик воли не дает,
Нас всех на лодью ведет.
Якоря на борт сдымали,
Паруса мы подымали,
Во поход мы направлялись,
Со Архангельским прощались;
Прощай, город Архангельск!
Прощай, матушка-Двина!
Прощай, бражницы-квасницы
И пирожны мастерицы!
Прощай, рынок и базар!
Никого нам здесь не жаль.
Уж мы крепость* проходили,
До брамвахты доходили,
На брамвахте прописались,
В Бело-море выступали.
Бело-море проходили,
В океан-море вступили;
Океан-море прошли
До Варгаева** дошли.
Мы на гору выезжали,
Крепка рому закупали;
Мы до пьяна напивались,
Друг со дружкой подрались.
Уж мы на лодью пришли,
Со Варгаева пошли.
Прощай, город Варгаус,
Нам попало рому в ус!
Прощай, бирка с крутиками,
Село красно со песками!
До Норт-Капа мы дошли
Оттуда в голомя пошли;
До Медведя*** доходили,
И Медведь мы проходили:
Волыни льды вдали белеют
И моржи на льдах краснеют.
Заецы**** на льдах лежат,
Нерпы на лодью глядят.
Во льды мы заходили
И между льдами мы пошли.
[* Новодвинскую, расположенную в 17 верстах от города Архангельска, на восточной стороне, близ Березовского устья реки Двины.]
[** Вардегуз - небольшая норвежская крепостца.]
[*** Медведь-остров.] [**** Конечно, морские.]
Еще Груманта не видно
А Бременятся Соколы*.
Мы ко Груманту пришли,
Становища не нашли, -
Призадумались немного;
Тут сказал нам коршик строго
"Ну, ребята, не робей,
Вылезай на марса-рей:
И смотрите хорошенько!
Что мне помнится маленько.
Э - там будто становье,
Старопрежно зимовье!"
"Ты правду, нам сказал!"
Марсовой тут закричал
И рукою указал:
"Мандолина против нас,
И в заворот зайдем сейчас**.
В заворот мы заходили,
В становье лодью вводили,
Чтоб зимой тут ей стоять,
Нам об ней не горевать.
Тут на гору*** собирались,
Мы с привалом поздравлялись;
В становой избе сходились,
Крестом Богу помолились;
Друг на друга мы взглянули
Тяжеленько воздохнули!
"Ну, ребята, не тужить!
Надо здесь зиму прожить.
Поживем, попромышляем,
Зверей разных постреляем!
Скоро темная зима
Проминуется сама;
Там наступит весна-красна, -
Нам тужить теперь напрасна".
И, бросивши заботу,
Принялись мы за работу:
Станову избу исправить,
Полки, печку приналадить,
От погод обороняться
И теплее согреваться.
[* Грумантские (шпицбергенские) горы. Бременятся - по временам показываются еще тускло, как бы в тумане, по зависимости от преломления лучей в воздухе. Предметы отдаленные приближаются, либо изменяют свой вид.]
[** Эти последние строки, несмотря на всю наивность формы, имеют тот многозначительный смысл, что поморы, имеющие плохие карты и матки (компасы), ездят большею частью по своей вере (говоря их выражением), то есть по приметам, на память, а, стало быть, и всегда наугад. Так, по крайней мере, действуют они с первого дня своего политического существования.]
[*** На берег.]
А разволочные* избушки
Строить, будто как игрушки,
Научились мы тотчас.
Поздравляю теперь вас!
По избушкам потянулись,
Друг со другом распростились,
И давай здесь зимовать,
Промышлять, зверей смекать**.
По избушкам жить опасно,
Мы кулемки*** становили:
Псечей черных наловили, -
А оленей диких славно
Мы стреляли преисправно.
Белой ошкуй господин -
Он к нам часто подходил,
Дикарино мясо кушать
И у нас в избах послушать,
Что мы говорим.
А мы пулю в бок дадим,
Да и спицами**** вконец
Заколаем, наконец.
Медведь белой там сердит,
Своей лапой нам грозит,
И шататься не велит.
Там без спицы мы не ходим:
Часто ошкуя находим.
Темну пору проживали,
Николи не горевали;
Как светлее стали дни,
С разволочных потянулись,
В станову избу пришли -
Всех товарищей нашли.
Как Великий пост прошел -
Слух до всех до нас дошел,
Как моржи кричат, гремят,
Собираться нам велят.
Карбаса мы направляли
И моржов мы промышляли
По расплавам и по льдам,
По заливам, по губам
И по крутым берегам.
А моржов мы не боимся
И стрелять их не стыдимся.
Мы их ружьями стреляли
[* Промысловые.]
[** Искать и ловить.]
[*** Ловушки для мелкого зверя, как то: лисиц, песцов, куниц, горностаев, выдр и проч.]
[**** Рогатина - копье, даже в иных случаях - род багра с острием и зазубриной, или крюуом ниже острия. Впрочем, багор этот чаще носит название носка.]
И носками принимали,
И их спицами кололи
И вязали за тинки.
Промышляли мы довольно,
И поехали на лодью;
Лодью мы нагрузили
И отправились мы в ход,
С Грумантом прощались:
Прощай, батюшка ты Грумант!
Кабы больше не бывать.
Ты Грумант-батюшка страшон: -
Весь горами овышон,
Кругом льдами окружон.
На тебе нам жить опасно -
Не пришла бы смерть напрасно.
Приводя эту длинную, наивную по своей форме, песню, мне все-таки кажется, что и сквозь простые, нехитрые слова ее и подражательный размер (веселого и скорого напева) можно видеть горькие слезы скучного одиночества - Бог весть, в каком месте, решительно на краю света, те горькие слезы, которые доводится испытывать только на море, когда на волоску висишь от смерти, когда, забывая все остальное, видишь и бережешь только одного себя. Нет для берегового человека лучших поговорок, как: "хвали море, а сиди на берегу - с моря жди горя, а от воды беды", и все-таки, оттого, что "дальше моря, меньше горя..."
Янцзы река имеет все основания, чтобы называться самой интересной и популярной рекой в мире. На реке Янцзы есть огромное разнообразие выдающихся туристских достопримечательностей – и природных и культурных. Все эти достопримечательности находятся на территории Китая. Янцзы река принадлежит несколько мировых рекордов.
Мировые рекорды Янцзы реки
Янцзы река является третьей по протяженности рекой в мире. Среди рек, протекающих в пределах одной страны, Янцзы занимает первое место по протяженности. Янцзы берет свое начало в самом высоком месте среди главных рек мира. Ее исток находится на высоте более 5 тысяч метров на границе провинции Цинхай и округа Нагчу в Тибетском автономном районе. Река Ярлунг Цангпо, берущая свое начало в округе Нгари в Тибетском автономном районе и впадающая в реку Брахмапутра, является ближайшим конкурентом Янцзы. Однако исток реки Ярлунг Цангпо, которую иногда называют?Эверестом среди рек?, является менее доступным, чем исток Янцзы, рядом с которым проходит самая высокогорная железная дорога в мире – магистраль Цинхай – Тибет . От места, где Янцзы берет свое начало, до железной дороги всего 100 километров.
Ущелья в районе Янцзы реки
Ущелья в районе Янцзы реки являются одними из главных достопримечательностей на ее длинном пути с запада на восток. Ущелье Прыгающего тигра, которое находится в верхнем течении реки Янцзы, является самым глубоким ущельем в мире. Его каменные стены уходят вниз на 2 тыс. метров. Горы возвышаются над ущельем на высоте более 4 тыс. метров. Три ущелья в среднем течении реки Янцзы отличаются потрясающей красотой. В этом месте проходит много круизных маршрутов. Вокруг находятся и другие живописные ущелья. Здесь же находится самая большая дамба и самая большая ГЭС в мире. И дамба, и ГЭС так и называются Три ущелья .
Пейзажи и культура
На Янцзы реке есть много живописных районов и объектов, интересных с культурной точки зрения. В пустынных и сухих долинах Цинхай-Тибетского плато река Янцзы берет свое начало. В верхнем течении Янцзы реки вы увидите много гор, покрытых зеленью, и крутые ущелья. Эти районы являются местом проживания представителей народов лису и наси. В среднем течении Янцзы находятся территории провинций Сычуань и Хубэй, а также города центрального подчинения Чунцин . Эти регионы славятся своей острой кухней и особым, немного расслабленным стилем жизни. Именно здесь находятся знаменитые Три ущелья.
В нижнем течении Янцзы вы увидите много примет смешения истории и современности. Особое внимание туристов здесь привлекают древние города на воде Чжоучжуан, Учжэнь, Ситан и Тунли, сады имперской эпохи в Ханчжоу и Сучжоу . Эти сады, а также достопримечательности города Наньцзин, который в свое время был древней китайской столицей, контрастируют с небоскребами и бешеным темпом деловой жизни Шанхая. Недалеко от реки Янцзы, протекающей в провинции Аньхой, туристы могут познакомиться с "самой странной" и?самой живописной? горой в Китае – горой Хуаншань. Посмотрите полный список всех достопримечательностей на реке Янцзы.
О чем говорят наши клиенты?
Если говорить коротко, то самыми запоминающимися достопримечательностями будут, безусловно, все пункты маршрута удивительного круиза по Янцзы реке, Запретный город и Великая китайская стена.
Конечно, наш круиз по Янцзы реке был одним из самых главных моментов нашего путешествия. И во многом благодаря тому уровню сервиса, который вы смогли обеспечить. Мы находились под большим впечатлением от пейзажей, которые нам встречались на маршруте круиза по Янцзы реке.
Круиз по Янцзы реке был также фантастическим. Это, несомненно, то, что можно порекомендовать любому человеку, путешествующему по Китаю. Круиз Victoria был очень хорошо организован. Хороший обслуживающий персонал, еще раз отличная еда и большое внимание к деталям. В общем можно сказать, что это один из обязательных элементов в открытии Китая. Браво, круизы Victoria.
Янцзы
Янцзы - это самая большая и самая «Длинная река» во всей Азии, так же, как и в Европе. является самой многоводной рекой в Азии. Янцзы по величине и полноводности, является 3 рекой в мире. Данная река протекает по территории Китая. Приблизительная длина этой могучей реки составляет 6300 километров. Площадь общего бассейна Янцзы составляет 1808,5 км².
Река Янцзы протекает по территории Китая.
Исток реки, Тибет.
Дельта и устье Янцзы.
Восточно-Китайское море является бассейном для данной реки.
Высота истока реки Янцзы составляет 5 600 метров
Расход воды составляет 31 900 м³/с.
География
Исток данной реки находится в Тибетском нагорье, в его восточной части, к западу от реки Гренлаудан Тагла, на высоте приблизительно составляющей 5600 метров, с точки зрения уровня моря. Янцзы протекает через провинции Цинхай, которые расположены в восточной области Китая, а затем разворачивает к югу и по глубокой долине, служит границей между Тибетом и Сычунем, при подходе к провинции Юньнань. В долине Юньань, которая расположена в Сино-Тибетских горах, производится самый главный сброс высоты - с 5 тысяч до 1 тысячи метров. Здесь, река Янцзы меняет несколько раз свое направление и создает глубокие ущелья, к примеру, Ущелье Прыгающего Тигра.
Описание реки
Средний расход воды возле устья равен 34000 м³/с, годовой сток реки составляет около 1070 км³
(четвертое место в мире). Довольно твёрдый сток Янцзы способен превысить цифру в 280 миллионов тонн воды в год, что приводит к эффективному возрастанию дельты - в среднем, примерно 1 км от 35 до 40 лет. Довольно немалым количеством примесей обладает река, благодаря чему и получается жёлтый окрас Янцзы.
Воды реки обширно применяются для орошения рисовых полей, а именно в нижнем течении Янцзы и на площади Сычуаньской котловины.
Янцзы – это самая главная водная магистраль Китая. Участок судоходства берет начало от предгорья Сино-Тибетских гор и доходит до Восточно-Китайского моря, протяженностью в 2800 километров. Судоходные суда с водоизмещением до 10000 тонн, могут поднять по реке до города Уханя. Общая длина бассейна Янцзы , а именно водных путей, превышает 17000 километров. Река Янцзы одна из самых крупных по загруженности, водных путей мира. Количество поставок грузовых перевозок на 2005 год, достигла, отметку в 795 миллионов тонн.
(Salween), Солуэн, река, которая находится в Китае (Наг – Чу тибетское название, Нуцзян китайское название реки) и Мьянме, частично служащей граничащей зоной между Таиландом и Мьянмой.
География.
Истоки берут свое начало в ледниках хр. Тангла в центральной части нагорьях Тибета, на высотах, приблизительная высота составляет 5000 метров от уровня моря. Пересекает юго-восточные отроги Гималаев и Тибета в [...]
Предыдущие записиЯлуцангпо является самой крупной рекой на Тибете. Данная река, начинается, на леднике Цземаянцзун. Высота данного ледника составляет 5500 м. над уровнем моря, находящегося на северных склонах Гималаев, на территории, уезда Зонба. Длина данной реки на территории Китая составляет 2057 километров (занимает 5 место среди самых больших рек Китая). Площадь бассейна реки Ялуцангпо составляет 240 тысяч [...]
Следующие записиЯнцзы – самая длинная река Китая, на всем ее протяжении можно любоваться множеством достопримечательностей и культурными реликвиями страны, расположенными на ее берегах. Сами китайцы предпочитают ее называть «Chang Jiang» (Чан Цзян) – что в переводе имеет значение – “Длинная река”.
И не зря китайскому народу больше по душе пришелся второй вариант названия, ведь она по длине достигает 6300 км , за это она считаться 3-ей в мире рекой по протяженности.
Также часто можно услышать различные вариации названия из уст китайского народа – «Da Jiang» – Великая река , или попросту говоря, «Jiang» – река .
Прогулка по реке Янцзы окунает человека в историческое прошлое Поднебесной , помогает прочувствовать дух древнего Китая и понять основы его культурного наследия. Считается, что Янцзы – место зарождения цивилизации Южного Китая . Этому свидетельствуют многие находки археологов, возраст которых датируется 27 тыс. лет.
Янцзы начинается от заснеженных вершин Тибетского Плато и протекает до Восточно-Китайского моря недалеко от Шанхая. Шанхай – ворота реки Янцзы . Как самый большой мегаполис Китая, Шанхай является активным центром речной коммерции, где тысячи лодок находятся в своей гавани.
Первая река Китая проходит через 10 провинций , крупнейшие и наиболее важные из которых – это Чунцин, Ухань, Нанкин и Шанхай. Янцзы – крупнейшая водная система Китая , поэтому она так исторически, экономически и культурно значима для страны.
Река является разделительной линией между Северным и Южным Китаем , естественного происхождения, а также образует известное место паломничества многих туристов – “Три Ущелья”(“Санься”).
Районы к северу и к югу от реки имеют много различий в климате, ландшафте, экономике, культуре и народных обычаях. Плотина “Три Ущелья” – крупнейший проект плотины и ГЭС в мире. “Три Ущелья” – одно из самых красивых мест вдоль реки Янцзы.
История реки Янцзы
Не смотря на то, что в Период Весны и Осени, регион реки Хуанхе был более богат и развит, мягкий климат и более спокойная обстановка сделала район Реки Янцзы более подходящим для ведения сельского хозяйства.
В период династии Хань регион Янцзы становился все более существенным для китайской экономики. Создание ирригационных систем сделало сельское хозяйство очень стабильным и продуктивным.
При династии Сун территория вдоль Янцзы превратилась в одну из наиболее развитых и богатых в государстве , это было особенно заметно в низовьях реки.
В течение почти двух тысяч лет Я нцзы являлась основным способом сообщения для водного транспорта , однако в 20 веке началось строительство железнодорожной сети.
Исторически так сложилось, что Янцзы является политической границей между Северным Китаем и Южным. Причиной этому послужило непростое пересечение реки. Разделение начало происходить в период Южных и Северных Династий, а также Южной Сун.
Многие бои проходили вдоль реки, самый знаменитый из которых – Битва у Красной Скалы в 208 году н. э. в период Трех Царств.
Помимо экономической и сельскохозяйственной значимости, Янцзы несет свои воды через самые живописные районы в стране. Народная поговорка в Китае гласит: «Если вы никогда не путешествовали по могучей Янцзы, то вы не были нигде»
.
Как доказывает практика, китайцы оказались правы. Сегодня в стране стали очень популярными круизы по реке Янцзы. Многие приезжие туристы совершают свое путешествие по Китаю именно по речным маршрутам. И наверно правильно делают, ведь не что так не сможет задеть струны души и показать истинный Китая, как река Янцзы .
Идея строительства ГЭС была впервые выдвинута в 1918 году. Однако реализация проекта началась только в 1992 году. Согласно проекту строительные работы должны были проходить в три этапа в течение 17 лет. После сооружения гигантской плотины образовалось водохранилище емкостью 39,3 млрд м 3 . Оно эффективно защищает земли в среднем и нижнем течении реки от разрушительных наводнений, улучшая при этом условия судоходства на речном участке Ичан - протяженностью 660 км. Однако плотина приносит не только пользу. При ее возведении были затоплены 116 городов, переселиться были вынуждены 1,4 млн человек. Кроме того, возведение объекта подобных масштабов может повлечь за собой экологические катаклизмы. В Китае ранее не соглашались с такими утверждениями, называя «Три ущелья» чудом инженерной мысли. Теперь, однако, стала очевидна, например, проблема оползней в горной местности, окружающей плотину, куда были переселены жители городов и деревень, затопленных при ее строительстве. Кроме того, в ходе строительных работ было поднято огромное количество донных отложений, которые убивают рыбу и угрожают плодородной почве в районах, расположенных вниз по течению Янцзы.
Самая длинная река Евразии
Беря начало в высокогорьях Тибета на высоте около 5600 м над уровнем моря, Янцзы течет через на восток. До границы с Сычуанем ее течение относительно спокойное, однако затем река сворачивает на юг и устремляется в глубокую долину, разделяющую и . Именно здесь происходит основной сброс высоты - с 5000 до 1000 м. Насколько живописно это выглядит, можно судить по названиям местных ущелий (таких как ущелье Прыгающего Тигра). Вылетая из гималайских ущелий, река смиряет свой нрав. Уже от уезда Шуйфу в провинции река судоходна.
На берегах Янцзы зародилась цивилизация Южного Китая. В районе Трех ущелий обнаружены свидетельства человеческой деятельности, относящиеся к 25 веку до н.э. Из-за плотины ГЭС «Санься» образовалось огромное водохранилище, в связи с этим некоторые памятники истории пришлось переносить на новое место, кое-что уже отстроено заново. Археологическая разведка, произведенная в зоне затопления, позволила выявить свыше 800 памятников древней культуры, из которых 445 были ранее неизвестны.
Самое впечатляющее место в судоходной части реки - несомненно, Три ущелья. Стены ущелья Цюйтан возвышаются на 500 м над поверхностью реки, а сама Янцзы, только что широкая, как озеро, сужается до 78 м. В ущелье У (ущелье Ведьм) стены достигают уже 900 м высоты. После этого третье, хотя и самое длинное, ущелье Силин уже не производит такого ошеломляющего впечатления.
Общая информация
Название: Янцзы (Чанцзян).
Основные притоки: Миньцэян, Цзялинцзян, Юаньцзян, Ханьшуй.
Плотины: Тайлинкоу, Санься.
Исток Янцзы: находится у подножия горы Геладандун Тангла (6621 м) в провинции Цинхай.
Цифры
Длина:
6380 км (3-е место в мире, после Амазонки и Нила).
Бассейн реки:
1,8 млн км 2 (20% всей территории Китая)
Перепад высот от истока к устью: около 5600 м.
Притоки: более 700.
В бассейне реки Янцзы живут около 200 млн человек.
Достопримечательности
■ «Три ущелья» (Цюйтан, У, Силин).■ Ущелья в районе города Ухань - Изумрудное, Туманное и Драконьи Ворота.
Любопытные факты
■ В Янцзы водится около 300 видов рыб.■ В реке обитают по крайней мере два вымирающих вида: одна из самых больших пресноводных рыб - китайский веслонос - и китайский аллигатор. Дельта Янцзы - единственное место обитания аллигаторов за пределами США. Оба вида находятся под угрозой в связи со строительством плотины ГЭС «Санься». Она отделила места обитания веслоноса от мест нереста в верховьях Янцзы, а поднятая со дна порода загрязняет ареал распространения аллигатора в дельте реки.
■ До строительства плотины уровень Янцзы в период муссонных дождей поднимался на 15-20 м, что приводило к опустошительным наводнениям. Для предотвращения затопления паводковыми водами вдоль берегов Янцзы и некоторых ее притоков выстроена система дамб. Однако полностью устранить угрозу наводнений не удается. Так, в 2008 году река затопила территорию, на которой проживало 52 млн человек.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении