Масс эффект 3 лиара т сони. Шепард и Лиара
Играя за Моргана Ю, вам предстоит исследовать огромную космическую станцию под названием «Талос-1», которая таит в себе огромное количество секретов. К ним можно отнести сейфы – это укрепленные ячейки или контейнеры, в которых хранятся квестовые предметы, полезные вещички и сюжетные заметки. Для их открытия понадобятся специальные символьные комбинации. Иногда нужные последовательности находятся неподалеку от сейфов, а, порой, и крайне далеко от них. Для вашего удобства мы решили представить гайд по всем кодам к сейфам в Prey 2017.
Добавим, что найти коды к другим цифровым замкам, установленным на дверях или шкафчиках, можно в нашем отдельном гайде .
Примечание: над новой Prey работала та же команда, что и над прошлогодней Dishonored 2, где тоже присутствовали сейфы и коды к ним, однако последние зачастую генерировались случайным образом. Подобная система может быть применена и в этом научно-фантастическом шутере, поэтому хоть мы и будем отмечать комбинации, однако будьте готовы к тому, что они могут не подойти к вашему сейфу.
Расположение всех сейфов и кодов к ним в Prey 2017
Моделирование дебрифинга (Simulation Debriefing)
Если вы хотите найти этот сейф, то вам нужно первым делом выйти из апартаментов Моргана и пройти в Лабораторию тестирования. Затем войдите в помещение для разбора симуляций, тут и находится сейф. Для нахождения кода посмотрите видео в кабинете Моргана – прижмите свое лицо к стене и устремите свой взор в левую сторону. Там вы увидите код: 5150 .
Кабинет доктора Торстейна (Dr. Thorstein’s Office)
Идите к лаборатории аппаратных устройств, а затем пройдите в офис доктора Торстейна. Здесь и расположен очередной сейф. Для нахождения ключевой последовательности взгляните на стикер, находящийся в офисе. На нем будет написано: «Es и Xe». Эта надпись относится к таким элементам как Энштейний и Ксенон, обладающих следующими атомными числами: 99 и 54. Таким образом, пароль к сейфу выглядит так: 9954 .
Кабинет Хендрика Деври (Hendrick Devries’s Office)
Направляйтесь в Травматологический центр «Талоса-1», а потом зайдите в кабинет Хендрика Деври. В нем вы и отыщите сейф. Для поиска кода следует пойти в карантинную зону центра и сразиться с опасным противником. Победив его, отыщите комбинацию: 7324 .
Зона безопасности
Нужный вам сейф лежит в холле комнаты безопасности «Талоса-1» – вы найдете его позади письменного стола. Для нахождения пароля следует прочитать книжку, расположенную неподалеку и имеющую отсылки из Библии. В результате вы поймете, что пароль выглядит так: 0526 .
Сейф в кабинете Алекса
- Код: 4194
- Где найти: В Отсеке Нейромодов, на обломках оператора Декабрь. Вы попадете сюда при выполнении основного квеста «Кто такой Декабрь?».
- Где использовать: В офисе Алекса Ю, находящегося на четвертом уровне Дендрария. Сейф находится в секретном месте, попасть в которое можно через люк для технического обслуживания, расположенного неподалеку от стола.
- Награда: набор микросхем, ключ-карта Алекса, передатчик нулевой волны, 2 нейромода.
Сейф в комнате управления Магнитосферой
- Код: 0901
- Где найти: В туалете в комнате управления магнитосферой, расположенной на исследовательском уровне G.U.T.S. Он написан на заметке, спрятанной за туалетной бумагой, стоящей на верхней полке рядом с унитазом.
- Где использовать: Применяется для разблокировки сейфа, расположенного под лестницей в комнате управления магнитосферой.
- Награда: Комплект улучшения оружия, 2 заряда для утилизатора и 5 запасных частей.
Сейф Джады Маркса
- Код: 4583
- Где найти: Код к сейфу Джады Маркса можно найти в Дендрарии. Поднимитесь на башню, стоящую посередке. Затем посмотрите на юг и прыгните на скалу. Поверните налево и идите по скале до ближайшего угла. Проползите под стальными опорными балками и снова взгляните влево. Вы заметите труп, лежащий рядом с неисправным распределительным щитком. Вы можете починить его или воспользоваться ГИПС-пушкой, чтобы добраться до тела. Осмотрите его и отыщите транскриптор. Послушайте запись, чтобы получить код.
- Где использовать: Пока неизвестно.
- Награда: Пока неизвестно.
В этой статье вы узнаете, где искать всех членов экипажа на локации «Дендрарий», как открыть все двери при помощи ключ-карт (пропусков) и кодов доступа (паролей). Учтите, что для некоторых кодовых замков в игре паролей не существует, поэтому их вам придётся взломать.
Когда перейдёте из САГИТТа в дендрарий, то изучите лежащий рядом труп Цзя Кюн-Хо . Подберите его же транскриптор «Найти Гранта Локвуда» .
Чтобы выбраться отсюда, поднимитесь по лестнице и запрыгните в вентиляцию, из которой свисает труп Марка Селлерса .
«Январь» даст вам новое побочное задание, когда вы окажетесь снаружи.
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «ПРОБЛЕМЫ С ЛИФТОМ»
Двигайтесь по маркёру и перейдите на локацию с лифтом. Здесь нужно будет уничтожить Телепата и нескольких заражённых операторов, после чего лифт снова будет доступен, а квест завершится.
Здесь же найдите труп Хендрика Девриса – последний на локации «Холл Талос-1». Подберите транскриптор Хендрика Девриса «Морган: истерика» и ключ-карту от кабинета Девриса .
К слову, код от сейфа внутри кабинета Дервиса – «7324» . Внутри лежат нейромоды .
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «СОВЕТЫ ПО САДОВОДСТВУ»
Когда выберитесь из шахты, то посмотрите направо – здесь находится устройство орошения. Изучите записку, прикреплённую к нему, чтобы активировать это задание.
Отыщите при помощи терминала безопасности труп Джулиена Говарда и обыщите его.
Труп Джулиена Говарда.
Теперь на любом фабрикаторе создайте стимулятор роста, после чего загрузите его в дендрарии в устройство орошения. Нажмите на кнопку, чтобы запустить полив. Возвращайтесь сюда через 10 минут, чтобы собрать урожай. Вы можете повторять разведение плода, создавая на фабрикаторе стимуляторы роста. Плод увеличивает пси и ХП.
Спуститесь чуть ниже, в сторону лифта, и около сломанной турели осмотрите труп Эвелин Маккарти .
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «СПАСТИ РАНИ»
Если подняться по другим ступенькам, то рядом можно отыскать теплицу. Взломайте двери или любым способом попадите внутрь. Помните, что для спасения людей, чей разум поглотил телепат, с ними либо не нужно сближаться, либо их нужно оглушить шокером «Опустошитель». А так – убейте телепата, и вы освободите разум людей. В таком случае, если Рани Чодар выжила, вы активируете это задание.
Оглушённая Рани Чодари.
Выполните другие действия, поскольку пока что Рани находится без сознания. Просто уйдите с локации и вернитесь повторно. Поговорите с Рани, на которую указывает маркёр. Только от неё и можно получить код от двери на склад AR01 . Следуйте туда, откройте дверь полученным кодом. Квест завершится. Внутри лежит только турель.
Здесь же, около теплицы, вы можете спасти людей или обыскать уже трупы Родни С. Пула и Мики Питта старшего . Откройте дальнюю дверь теплицы и снаружи найдите труп Эдны Бертон .
Труп Эдны Бертон.
Спуститесь вниз и осмотрите труп Дженни Кинг напротив коридора, ведущего к главному лифту. Рядом лежит 1 нейромод . Пройдите в коридор, ведущий к двери главного лифта, и у стены справа найдите труп Лилли Моррис . На её теле будет транскриптор «Три удара разводным ключом» . Так вы активируете побочный квест «Контрабандисты на Талосе».
От склада AR01 по квесту «Спасти Рани» идите обратно в сторону кабинета службы безопасности и слева увидите ступени, ведущие к трупу Айрис Стейн . Проследуйте к кабинке службы безопасности, спуститесь вниз и у двери, ведущей в жилую секцию, найдите труп Лиззи Колтон . Чтобы попасть в комнату безопасности, нужно либо взломать замок 2 уровня, либо постараться из дротикомёта через окошко попасть в нужные кнопки на терминале. На терминале можно будет загрузить карту сектора .
Идите в середину локации, по склону вверх, и сверните налево. Пройдите мимо водопада и под толстым деревом правее найдите труп Элли Голд . Идите чуть дальше и сверните налево, к экрану «Зеркла». Рядом валяется труп Томаса Такера .
Разрушьте «Зеркало», убейте мимиков и подойдите к стене вплотную. Посмотрите наверх и увидите проём. Создайте из ГИПС-пушки лестницу наверх и заберитесь выше. Так вы найдёте труп Джулиена Говарда , который вам нужен по квесту «Советы по садоводству». На нём будет транскриптор «Суперфрукт» .
Пройдите чуть дальше, чтобы под зданием у горы найти труп Мариетты Киркос с ключ-картой от каюты Джады Маркс . Подберите транскриптор «Золотой пистолет» , чтобы получить код от сейфа Джады Маркс и активировать новый побочный квест.
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «ЗОЛОТОЙ ПИСТОЛЕТ»
Взяв квест после прослушивания транскриптора Мариетты Киркос на локации «Дендрарий» (недалеко от дела Джулиена Говарда), когда окажетесь на локации «Жилая секция», то загляните в каюту капитана Джады Маркс. Откройте сейф кодом и заберите золотой пистолет. Он лучше обычного! Квест выполнен.
Труп Мариетты Киркос.
Спуститесь на гравилифте к двери в хранилище данных и осмотрите труп Захария Весты . Подберите транскриптор «Взлом хранилища данных» . С трупа Захария Весты заберите карту сокровищ (читайте квест «Охота за сокровищами» в статье по «Жилой секции»).
Вернитесь к водопаду и разбейте его, чтобы провалиться вниз. Спуститесь чуть ниже по ступенькам и откройте синюю дверь. Отодвиньте груз (потребуется навык) и найдите в скрытом помещении труп Кэрин Балки . Труп Геннадия Миронова находится на высокой башне, на которую вы сможете запрыгнуть, если пройдёте к теплице и свернёте направо от главной двери. Переберитесь через ограду и прыгните к трупу на вершине башни.
Труп Геннадий Миронова.
Труп Алехандро Мата можно найти, если около дверей склада AR01 спуститься на гравилифте к переходу на мостик «Талос-1». Посмотрите на потолок и увидите труп. Чтобы запрыгнуть, необходимо из ГИПС-пушки создать выступ и с него прыгнуть вверх, в отверстие.Труп Алехандро Маты.
Труп Лоренса Бакстера находится внутри кладовой напротив кабинки службы безопасности. Чтобы попасть внутрь, вам придётся выполнить квест, который берётся на локации «Жилая секция» (читайте описание в другой статье).Транскриптор с 2 записями «Если всё пойдёт не так» и «На всякий случай» можно найти внутри убежища Алекса, когда его необходимо будет затащить внутрь, спрятав от альфа-тифона.
В этой статье будут рассмотрены все действия, которые необходимо предпринять для прохождения всех дополнительных миссий в Prey (2017). Часть наиболее простых заданий была описана в отдельных статьях, посвящённых поиску экипажа.
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «ИСЧЕЗАЮЩИЙ ТРУП»
Где взять: отдел нейромодов.
Чтобы начать это задание, пройдите в офисы после того, как увидите убивающего Гавриловича мимика (обыщите труп Йована Гавриловича) в отделе нейромодов. За первым столом слева есть терминал – прочитайте письмо под названием «Срочно!». Вы узнаете о каком-то теле, так начнётся дополнительное задание. Сразу же опишем его прохождение, но отметим – чтобы пройти миссию, придётся посетить иные локации.
Идите на локацию «Холл Талос-1» и пройдите в травмпункт (ключ-карта внизу, на стойке перед коридором, ведущим к отсеку для шаттла). Заберите браслет-маячок со стола, отмеченного маркёром, а также прочитайте письмо «Раненные на подходе». Задание обновится.
Следующая цель – лаборатория психотроники. Когда будете у стеклянной камеры с трупом, которого в фантома превратит Ткач, то спуститесь на гравилифте и в дальней части увидите морг. Подождите, когда внутрь залетит оператор, либо разбейте стекло и выстрелите дротиком в кнопку около двери. Обыщите труп доктора Сильвена Беллами, чтобы получить ключ-карту от каюты Беллами. Когда будете в жилой секции, то просто загляните в каюту доктора, чтобы завершить квест. Внутри вы найдёте 3 нейромода.
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «КТО ТЫ, ДЕКАБРЬ?»
Этот квест вы активируете по сюжету. В определённый момент игры с вами свяжется «Декабрь» и скажет, что вы оставили ему послание – нужно покинуть «Талос-1». Это одна из альтернативных концовок, после которой происходит обычная загрузка с последней контрольной точки.
Идите в отдел нейромодов и пообщайтесь с «Декабрём». В комнате брифинга напротив апартаментов Моргана Ю (в начале игры) на шкафу слева лежит чемоданчик. Обыщите его, чтобы убедиться, что ключ-карты там нет (если не сделали ранее). Идите вновь к месту встречи с «Декабрём» и увидите, что «Январь» уничтожил его (если обыскали чемодан раньше, то это произойдёт сразу при возвращении в отдел нейромодов). Обыщите останки оператора «Декабрь» и из записки узнаете код от сейфа в кабинете Алекса Ю.
Когда окажетесь на локации «Дендрарий», то следуйте тем же путём, который описан при взятии квеста «Золотой пистолет». Отсюда найдите точку, по которой можно подняться выше, к кабинету Алекса Ю. Конечно, можно взломать гравилифт, но нужен 4 уровень навыка.
Наверху отодвиньте ящик (умение «Подъём-II») и откройте защитный люк, чтобы за стеной отыскать сейф. Введя код, заберите транскриптор Алекса Ю и ключ-карту от апартаментов Алекса Ю.
Оказавшись в жилых отсеках, активировав лифт и поднявшись наверх в апартаменты директоров, пройдите в квартиру Алекса и под глобусом на прикроватной тумбе найдите ключ-карту, необходимую по квесту.
Теперь вернитесь в дендрарий и поднимитесь в кабинет Алекса Ю. Здесь есть терминал – если его взломать, то выдвинется мостик. Терминал требует «Взлом-IV». Позже Алекса всё равно даст вам код. Пройдите в капсулу (до неё, если изощриться, можно долететь и без мостика) и запустите эвакуацию. Смотрите одну из концовок. Рядом с капсулой лежит браслет-маячок Алекса Ю.
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «УКРАДЕННЫЕ НЕЙРОМОДЫ»
Где взять: записка из комнаты допросов в кабинете службы безопасности в холле «Талос-1».
В комнате допросов кабинета службы безопасности есть стол с запиской. Прочитайте её, чтобы взять квест. Для его выполнения достаточно подняться в центр телеконференций (попадёте туда по сюжетной линии) и пройти по мостику в отдел продаж. Под столом офиса Юми валяются сразу 4 нейромода. Квест выполнен.
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «ПРОБОИНА»
Когда окажетесь снаружи «Талос-1», выбравшись туда из аппаратной лаборатории, то летите к трупу доктора Кальвино. Отремонтируйте искрящуюся панель слева от двери, а затем вернитесь в аппаратную лабораторию. Поднимитесь на гравилифте и пройдите внутрь волновой лаборатории. Квест выполнен!
Здесь будет терминал с информацией по проекту «Блэкбокс». Так начнётся дополнительный квест «Проект Блэкбокс».
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «ПРОЕКТ БЛЭКБОКС»
Где взять: изучите данные в терминале лаборатории волновой физики на локации «Аппаратная лаборатория».
Чтобы выполнить задание и одновременно пробиться за последнюю дверь лаборатории волновой физики, необходимо отыскать труп Джоша Далтона. Сделаете вы это на локации САГИТТА (читайте в статье по локации САГИТТА).
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «ПРАВДОЛЮБ»
Где взять: на локации «Лаборатория психотроники» найдите труп Аннализы Гальегос с транскриптором. Прослушайте запись, чтобы начать выполнение миссии.
Это задание активируется после того, как вы прослушаете одну из записей на транскрипторе Аннализы Гальегос в её офисе в лаборатории психотроники. Когда окажетесь в жилой секции, то идите по маркёру и поднимите с трупа Марии Фоулз транскриптор «Запрос на слежку: Аннализа Гальегос».
Идите к терминалу на первом этаже около гравилифта (стол консьержа) и переместите файлы о наблюдении. Далее, когда окажетесь в грузовом отсеке и пройдёте по сюжету в помещение с контейнерами, не ищите нужный здесь. Тот контейнер, в котором хотел сбежать Квинтен Первис, находится в следующем просторном зале прямо напротив двери.
Контейнер с трупом Квинтена Первиса.
Обыскав его, вы завершите квест.
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «НЕДОВОЛЬНЫЙ СОТРУДНИК»
Где взять: очередное дополнительное задание берётся в процессе прослушивания транскриптора Цзя Кюн-Хо, труп которого вы найдёте сразу после перехода из САГИТТА в дендрарий.
Продолжите вы его в хранилище данных. Когда будете около терминала Даниэллы Шоу наверху, то подойдите к другому терминалу слева и вбейте номер браслета-маячка Гранта Локвуда – 1129 (или как-то так, указан в описании задания). Активируйте его маячок, после чего на любом терминале в кабинете службы безопасности выберите Гранта Локвуда для отслеживания. Выходите за пределы «Талос-1» и летите по маркёру, пока не отыщите труп Гранта Локвуда.
Труп Гранта Локвуда.
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «НЕ НАВРЕДИ»Где взять: прослушав запись с транскриптора Девриса (на его трупе у главного лифта, если заходить со стороны дендрария).
Чтобы его выполнить, отправляйтесь на лифте вниз, в холл «Талос-1», пройдите в травмпункт и ключ-картой откройте дверь кабинета Девриса. С терминала загрузите дешифровальный ключ, откройте инвентарь, перейдите в раздел «Данные» и выберите аудиодневник «Морган: истерика». Нажмите на Enter, чтобы прослушать его повторно.
Вы услышите какую-то кодовую комбинацию – A, C, B, A, C. Пройдите в соседний кабинет Матиаса Коля и с его терминала запустите тест. Подойдите к терминалу за столом слева и ответьте на тестовые вопросы именно в таком порядке, как написано выше – ACBAC. Появится сейф, из которого вы сможете достать 3 нейромода и транскриптор Матиаса Коля «Аудиозапись сеанса: Морган Ю».
Скрытый сейф в кабинете Матиаса Коля.
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «КОНТРАБАНДИСТЫ НА ТАЛОСЕ»Где взять: после прослушивания транскриптора Лилли Моррис в коридоре дендрария, ведущем к главному лифту.
Труп Лилли Моррис.
Вам нужно найти 6 точек, в которых контрабандисты спрятали ресурсы. Все они находятся внутри сейфов, спрятанных за красными пожарными сигнализациями. Чтобы их открыть, нужно трижды постучать по ним. Но сигнализаций на «Талосе-1» более шести. Поэтому вам нужно распознать те, за которыми действительно спрятана контрабанда. А сделать это просто – над ними горит красная лампочка. Вот расположение всех грузов:
1. На стене прямо над трупом Лилли Моррис в дендрарии, где и берётся квест.
Первый тайник.
2. В холле «Талос-1» на первом этаже есть выставочный зал – на стене около одного из дверных проёмов.
Второй тайник.
3. В холле «Талос-1» идите на первом этаже к уборным, но перед ними сверните в коридор слева. На стене справа, высоко.
4. В аппаратной лаборатории идите в атриум с гравилифтом и поднимитесь наверх. Здесь круговой мостик и у одной из стен стоит большая статуя на каменном постаменте. На стене висит сигнализация с лампочкой.
5. В жилом отсеке идите в фитнес-центр и сверните по коридору направо, чтобы на стене обнаружить тайник.
Пятый тайник.
6. В грузовом отсеке поднимитесь наверх на гравилифте и войдите в комнату с доктором Игве (если спасли его) и Алисой Мусаевой, сидящей на полу. Ищите на стене слева.
Последний тайник.
Квест выполнен!
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «ПРОСЬБА КОКА»
Где взять: когда окажетесь на локации «Жилая секция», то услышите монолог повара. Вскоре начнётся квест.
Кок Уилл Митчелл.
Вам нужно убить телепата в кафетерии и обезвредить или убить заражённых людей. После этого подойдите к указанному окошку и побеседуйте с коком. Он даст вам ключ-карту от каюты Уилла Митчелла. Отправляйтесь к каюте и откройте её. Найдите на тумбе награду лучшему повару и отдайте его квестодателю.
Войдите внутрь кухни через боковую дверь. Повар попросит отремонтировать подачу воды. Если ещё не подобрали нужную деталь, то вернитесь на локацию «Дендрарий» и в теплице на одном из столов найдите её.
Регулятор напора воды из теплицы.
Установите на место. Повар откроет морозильную камеру. Войдите и вас запрут в неё. Найдите выход, отодвинув льдины или растопив их огнём (выстрелите в трубу сбоку). В холодильнике вы найдёте два трупа за дальней правой дверью и один труп около льдины, преграждающей защитный люк. Также вы найдёте маячок. Выберитесь отсюда, чтобы завершить квест.
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «ОХОТА ЗА СОКРОВИЩАМИ»
Где взять: прочитайте письмо в терминале Даниэллы Шоу (в её каюте на территории жилой секции). Нужно найти четыре части карты:
1. Первая будет найдена на трупе Захарии Веста на локации «Дендрарий» у точки перехода в хранилище данных.
Карта сокровищ Захария Весты.
2. Вторая карта сокровищ Эммы Битти может быть найдена на её теле в коридоре фитнес-центра, в месте, где из труб валит огонь.
3. Карта сокровищ Элиаса Блэка находится в рекреационном центре, на столе на втором этаже.
Карта сокровищ Элиаса Блэка.
4. Карта Даниэллы Шоу может быть найдена на локации «Хранилище данных». Поднимитесь на второй этаж и загрузите карту с терминала в командном центре.
Теперь нужно отправиться в те места, которые изображены на каждой карте, и найти четыре цифры.
– Карта Хординбафла (Захария Веста) показывает водоочистительную станцию в секторе жизнеобеспечения. Идите в дальний левый угол и найдите на стене цифру «3». Часть квеста засчитается автоматически, когда вы будете рядом с цифрой.
Цифра «3».
Расположение на карте.
– Карта Розалин указывает на грузовой отсек. В грузовом отсеке идите к двери, ведущей в отдел жизнеобеспечения. Стоя к ней лицом, повернитесь направо и на стене дальше контейнера найдите цифру «5».
Цифра «5».
– Карта Мечетыка ведёт в комнату с утилизатором в жилой секции. Идите к входной двери на эту локацию и поднимитесь по лестнице справа, если смотреть на неё. Сверните в комнату слева и посмотрите на цифру «6» прямо напротив двери.
Цифра «6».
– Последняя карта приведёт вас в САГИТТА. Идите на эту локацию через дендрарий. Так будет проще! Летите вниз шахты, где находится хранилище топлива. Пройдите внутрь и перепрыгните через разрушенный мост. Впереди будет вход в отсек для шаттла. Справа в углу, на стене напротив гравилифтов изображена цифра «1». Посмотрите на неё, чтобы засчитался квест.
Цифра «1».
Когда все цифры будут найдены и задания отмечены, как завершённые, то отправляйтесь обратно в жилую секцию. Пройдите в каюту Абигейл Фой и в терминале введите код «1365». Вы получите в награду чертёж «Арсенала искателя приключений». Если вы изготовите это на фабрикаторе, то получите чип для костюма, дающий несколько преимуществ. Подробнее на скриншоте. Квест выполнен!
Функции чипа «Арсенал искателя приключений».
ПОБОЧНЫЙ КВЕСТ «ПОДАРОК ВОЗЛЮБЛЕННОЙ»Где взять: прослушайте аудиозапись на транскрипторе Лоренса Бакстера в жилой секции (читайте статью по этой локации).
Лежак, где находится транскриптор для взятия квеста.
Отправляйтесь на локацию «Дендрарий» и идите к фонтану. Чуть дальше него валяется труп женщины – именно ей готовил подарок Бакстер. Труп лежит под деревом с инициалами. Найдите рядом с деревом камень, который можно переместить. Под камнем вы отыщите ключ-карту от кладовой А2. Войдите в кладовую, чтобы завершить квест. Убив фантома, вы сможете обыскать последний труп на локации Лоренса Бакстера.
Отдел нейромодов
Стенд безопасности
Код для этой двери можно найти после того, как вы посетите отдел нейромодов позже в игре. Ищите тело человека по имени Дивья Нааз, код будет рядом с ним.
Сейф в комнате дебрифинга
Код для этого сейфа — 5150. Его можно найти в комнате для симуляции дебрифинга.
Вестибюль Талоса I
Офис Моргана Ю
Вы получите этот код автоматически с January. Но, если вам не хочется ждать, вы можете ввести цифры 0451, чтобы открыть дверь в офис Моргана.
Сейф на станции безопасности
Код для этого сейфа — 0526. Найдите его за стойкой в комнате охраны.
Сейф доктора ДеВриса
Найдите сейф в кабинете доктора Хендрика ДеВриеса в Травматическом центре. Код для этого сейфа — 7324.
Зал ожидания
Вы можете войти в зал ожидания в вестибюле, набрав цифры 1129.
Департамент I.T.
Вам нужно будет использовать код 0913, чтобы войти в I.T. отдел в вестибюле Талоса I.
Волонтерские кварталы
Этот код можно получить, прочитав электронное письмо, которое можно найти на рабочей станции Бянко Гудвина в Исполнительных Офисах.
Общий форум
Этот код можно найти на устройстве TranScribe Октавии Фигг в комнате для персонала. Прослушайте аудиозапись под названием «Это не дрель», чтобы узнать код.
Лаборатории с оборудованием
Офис Торстейна
Чтобы найти код для этого офиса, прочитайте сообщение «You’re in Charge» на рабочей станции Тадеуса Йорка.
Сейф доктора Торстейна
Этот сейф можно найти в офисе доктора Торстейна. Код для сейфа — 9954.
Сейф в Лаборатории баллистики
Вам нужно будет найти записку под решеткой в углу лаборатории. Она содержит код для сейфа. Вы не можете получить записку, если у вас нет навыка «Рычаги 1».
Шкаф в механическом цеху
Этот код можно найти в электронном письме «Если вам нужны расходные материалы», которое можно прочитать на рабочей станции в области тестирования малых масштабов. Чтобы найти код для рабочей станции, найдите буфер обмена с запиской, прикрепленной к нему.
Внешняя сторона Талоса I
Шкаф механического цеха
На внешней стороне станции вы найдете еще один шкаф. Код к нему можно найти, прослушав запись «Завтра утром» на устройстве TranScribe доктора Кальвино.
Грузовой контейнер доктора Игве
Код для этого контейнера — 2312. Его можно найти снаружи, исследуя внешнюю сторону Талоса I.
Психотроники
Оружейная
Кодом для этой двери является 8714. Его можно узнать, сохранив жизнь Аарона Ингрэма.
G.U.T.S
Туннель обслуживания
Прочитайте заметку на теле Кимберли Бомо.
Сейф в комнате управления магнитосферой
Ищите этот сейф в диспетчерской магнитосферы. Код находится на заметке, которая находится за туалетной бумагой в туалете магнитосферы. Посмотрите на верхнюю полку и переместите несколько рулонов туалетной бумаги.
Кварталы экипажа
Фитнес-центр
Вы можете получить этот код двумя разными способами. Сначала пройдите на станцию безопасности в кабину экипажа и прочитайте электронное письмо «Код нового тренажерного зала». Вы также можете получить этот код из записки в туалете внутри кабины B.
Почтовый ящик
Найдите жилье Андерса Клайн в отсеке экипажа, а затем прочитайте примечание внутри контейнера, чтобы получить код ключа.
Морозильная камера
Просто посмотрите, как повар вводит код для морозильника, чтобы узнать его.
Представительские апартаменты
Вы можете получить этот код тремя способами. Первый способ заключается в чтении электронной почты «Запрос на питание» на рабочей станции Уилла Митчела. Вы также можете получить код из записки, оставленной на столе в комнате утилизации. Третий способ — прочитайте прочитали электронную почту «Личный учебный сеанс» на рабочей станции Эммы Битти. Но, таким образом, вы должны сначала открыть фитнес-центр.
Сейф доктора Кальвино
Ищите этот сейф внутри кабинета доктора Кальвино. Код — 0523, его можно узнать, прослушав аудиозапись под названием «Примечание 3», которая находится на рабочей станции Кальвино в его комнате.
Глубокий склад
Лестничная клетка
Найдите записку рядом с рабочей станцией Захари Уэста, чтобы получить этот код.
Сейф
В этой локации есть два сейфа, и код будет работать для обоих. Во-первых, прочитайте заметку на обратной стороне рабочей станции Даниэль Шо, чтобы получить код. Ее рабочая станция находится в Командном центре. Как только вы получите код, ищите сейфы и используйте код.
Электростанция
Комната реактора
Код находится внутри электростанции, и это 3845. Он никогда не меняется.
Склад для деталей
Этот код можно получить в записке под названием «Изменение кода: хранение деталей». Найдите аудиозапись на устройстве TranScribe Дункана Крассикова.
Грузовой отсек
Сейф безопасности
Этот сейф находится внутри комнаты безопасности в Грузовом отсеке A. Найдите женщину по имени Сара Элазар и поговорите с ней, чтобы узнать код.
Жизнеобеспечение
Комната хранения
Найдите заметку в Комнате Управления Потоком кислорода. На заметке вы найдете ключевой код для хранилища.
Сейф станции безопасности
Прочтите заметку на теле Эрики Тиг, которое находится внутри комнаты безопасности в отсеке жизнеобеспечения.
Сейф на мосту Талоса I
Ищите этот сейф в лофте капитана на мосту Талос I. После этого, отыщите записку на столе, которая скрыта под книгой. Прочтите заметку и откройте сейф.
Жанр:
Романтика, Флафф, Hurt/comfort
Персонажи:
Джон Шепард/Лиара, ОС
Описание
:
Эти события могли произойти после войны со Жнецами. С чего начинать мирную жизнь?
Размер:
миди
Завершен
Часы только что показали два часа ночи. Шепард вздохнул, бросив взгляд на светящиеся цифры и осторожно, стараясь не шуметь, приподнялся на кровати. Он понял, уснуть все равно не получится.
Капитан сел на край кровати, поморщился, когда его босые ноги коснулись холодного, металлического пола и почувствовал едва заметную вибрацию. «Двигатель на полной мощности», - машинально определил он. Он летал на кораблях много лет и научился слышать и понимать, что означает любой шум механизмов и дрожь палубы.
Шепард покрутил головой, разминая занемевшую шею, и еще раз оглядел ставшую такой привычной за несколько дней путешествия небольшую каюту. Пассажирская каюта «Галериона» была совсем маленькой и конечно же, не такой роскошной какой была его каюта на «Нормандии».
При воспоминании о родном корабле у него болезненно сжалось сердце. Хоть СУЗИ и старалась спасти корабль на грани своих возможностей и сил, ему изрядно досталось в последнем бою. Именно в последнем. Тот бой с участием гигантского объединенного флота, который ему удалось собрать за несколько месяцев лихорадочного скитания по всей галактике, был ими выигран. Миллионы разумных существ, вставшие на защиту своих миров, погибли, десятки тысяч кораблей были уничтожены, сотни колоний разрушены, взорвано несколько систем, но Жнецы были повержены. Однако победа не принесла ни радости, ни ликования. Слишком высока была цена. На восстановление разрушенного уйдут сотни лет. Почти половина разумного населения галактики пала жертвой этой страшной войны…
Враг был повержен, война окончена, но «Нормандия» в том бою получила серьезные повреждения двигателей, обшивки и легла в вынужденный дрейф. Джокер включил маяк, но помощь пришла не сразу. Турианский патруль взял экипаж «Нормандии» на борт, а сам корабль пришлось оставить, несмотря на протесты пилота. Шепард буквально выволок Моро, но тот отчаянно сопротивлялся. В конце концов, только СУЗИ смогла уговорить его покинуть полуразрушенную «Нормандию», пообещав, что будет приглядывать за ней. Шепард надеялся, что как только доберется до Цитадели сразу же сообщит координаты командованию Альянса Систем, корабль найдут и обязательно починят.
Почти неделю они провели на Цитадели. Ей тоже изрядно досталось. Джокер был сам не свой, он дергался и злился по любому поводу, но когда от Альянса пришла весточка, что «Нормандию» нашли и отбуксировали в уцелевшие доки землян, он тут же кинулся искать попутный транспорт, даже не попрощавшись с остальными. Шепард, впрочем как и все остальные, вздохнули свободно, но сейчас не это беспокоило его.
Завтра утром небольшой транспортный корабль, на котором он сейчас находился, выйдет на орбиту Терра Нова. Он был здесь несколько лет назад, но не на самой планете, а на астероиде, который батарианские экстремисты хотели направить на столицу земной колонии - Скотт. Если бы он тогда не оказался рядом, даже страшно было представить масштабы последствий…
Тогда он старался не думать о том, что вместе с тысячами жизней мирных колонистов Джон Шепард спасет… собственных родителей.
Они уже давно жили на Терре, но не в самой столице, а в сельской местности. Когда отец вышел в отставку, на скопленные деньги Шепарды купили дом, где планировали встретить свою старость.
Джон лишь изредка отправлял им письма, но чаще всего мать довольно сухо интересовалась, где он и как. Но что мог ей написать в ответ лейтенант специального, элитного отряда N7? Он обходился общими фразами: жив, здоров, много работы. Шепард никогда не рассказывал родителям о том, чем действительно ему приходилось заниматься. Даже после случая на Акузе, он ничего об этом не рассказал. А после его воскрешения пришлось просить Андерсона, чтобы он помог найти новое местожительства родителей.
Шепард не виделся с ними почти семь лет, хотя мать неоднократно просила его навестить их. Мать Шепарда – Ханна Шепард, была кадровым военным, и, как и его отец, всю свою сознательную жизнь отдала Альянсу. Перед отставкой они даже служили на разных суднах, но как только отец подал рапорт, мать сделала тоже самое и покинула «Оризабу», как только был принята ее отставка.
Почти всю свою жизнь родители Шепарда провели в космосе. Как только человечество вышло за пределы Солнечной системы, они стали одними из первых, кто поспешил на встречу неизведанному. Они были в составе первой экспедиции адмирала Гриссома, принимали участие в строительстве станции Арктур и даже сам Джон родился на ее борту.
Как говорил его отец, Джону выпала честь родиться в офицерской семье и немудрено, что он пошел по их стопам. Как только ему исполнилось восемнадцать лет, он в тот же день записался на военную службу в Альянс. Родители гордились сыном, но все же их отношения были больше похожи на отношения подчиненного и командира, нежели на теплые семейные узы. Отец был довольно жестким человеком, очень принципиальным и целеустремленным, а Ханна, хоть и проявляла иногда материнские чувства, во всем поддерживала мужа. Джон вырос в условиях жесткой, военной дисциплины. В их семье не принято было проявлять чувства. Это считалось слабостью.
Джон криво усмехнулся, вспомнив их разговор после воскрешения. Альянс не принял его, а Призрак не требовал соблюдения строгой конфиденциальности. Отец высказал ему, что возмущен работой сына на «Цербер», сходу обвинив его в предательстве Альянса. Совсем как Эшли на Горизонте. Только у мамы радостно заблестели глаза, когда он увидел ее во время последнего видеосеанса - но потом она сразу поджала губы и спросила что-то вроде: «Какого черта командование сообщает мне, что ты жив? Неужели ты сам не мог написать?». Даже инопланетяне - Рекс и Гаррус куда больше обрадовались его появлению, нежели собственные родители…
И вот теперь ему снова предстояло увидеться с ними. После войны связь с колониями медленно восстанавливалась, и Джон не знал, выжили его родители или нет. Он надеялся, что они живы. Жнецы не обращали внимания на мелкие поселения. Их главной целью были крупные города, жителями которых они пополняли свою армию хасков. От этой мысли он почувствовал слабое покалывание в сердце, что случалось крайне редко. Конечно, они живы. Как он мог такое подумать? Шепард мысленно отругал себя за это.
Но не этого он страшился. По крайней мере, он считал, что это может стать проблемой. На Терра Нову он летел не один.
Шепард оглянулся на кровать и улыбнулся. Рядом мирно спала его любимая женщина. Веки чуть трепещут, уголки красивых губ приподняты… Тонкая рука спокойно лежит на слегка округлившемся животике.
Когда он услышал от нее, что она ждет ребенка, Джон не поверил своим ушам. Стоял и хлопал глазами, как идиот.
Это было после тяжелого боя с гетами, они выстояли, но когда вернулись на корабль, она выглядела более усталой, чем обычно. Шепард насильно притащил ее к Чаквас. Доктор провела осмотр и что-то прошептала ей на ухо, а потом посмотрела на капитана и в ее глазах вспыхнули озорные искорки. У Чаквас они всегда появлялись, когда она радовалось чему-то, но тогда Джон не видел никаких причин для радости.
- Что-то не так? – Шепард испуганно посмотрел на Чаквас и нервно сглотнул.
- Все так, - кивнула доктор. – Все просто отлично. Лиара, скажи ему сама.
Джон с тревогой посмотрел на азари.
- Джон, у нас будет дочь, - Лиара повернулась к нему и виновато улыбнулась, не зная, какую реакцию у Шепарда вызовут ее слова. В медотсеке повисла тишина.
- Не понял? – капитан недоуменно посмотрел на доктора, и та утвердительно кивнула. Шепард выглядел необычайно растерянным. Лиара подошла ближе и взяла его за руку.
- Я не решалась сообщить тебе, но доктор Чаквес сейчас настояла на этом. Я знаю, что выбрала неудачное время, но я подумала, что не успею испытать радости материнства и… И мы, я или ты, мы можем погибнуть, Джон, в любую минуту. Прости, что я не сказала тебе, но я так хочу от тебя ребенка, - уголки рта Лиары слегка опустились вниз, и Джону показалось, что она вот-вот заплачет. – Когда ты говорил о куче маленьких детишек, я уже не могла устоять и воспользовалась моментом.
Шепард крепко обнял ее.
- Я думал о том же, - прошептал он. – Я тоже боялся, что так и не успею стать отцом. Хотя... Может, у меня уже и есть дети, ведь я не сидел сложа руки.
- Шепард!
Лиара стукнула его кулаком по пластине брони и состроила недовольную гримасу.
- Да шучу я! – Шепард рассмеялся и подхватил азари на руки, закружившись с ней по комнате.
- Поставь меня на место! - крикнула она скорее для вида, а сама лишь крепче обхватила его шею. Чаквас с улыбкой наблюдала за ними.
Это был трогательный момент, но потом все усложнилось. Шепард настаивал, чтобы Лиара оставалась на «Нормандии», в безопасности, но она возражала и говорила, что для нее самое безопасное место – быть рядом с ним, помогать ему и защищать его. Азари могла быть милой и улыбчивой, но спорить с ней было бесполезно. Голос и интонации, выработанные за время ее работы торговцем информации, порой пугали Шепарда, хоть он и знал, что Лиара никогда не сделает ему ничего плохого. Но ледяной голос, произносивший: «Я иду с тобой, Джон Шепард, и ты знаешь, что так и будет» иногда вызывал у него мурашки по коже. Он не смог ей отказать, и она не подчинялась его приказам, да и мог ли он теперь ей что-то приказать?
Раньше Шепард считал, что воюет в полную силу, но когда Лиара была рядом, он понял, что по каким-то непонятным причинам открывались скрытые, внутренние силы. Его чувства и реакция были обострены настолько, что он превратился в боевую машину – более безжалостную и смертоносную, чем прежде. Сейчас ему приходилось воевать за двоих, даже за троих. Он не представлял, какой будет его дочь, но был готов буквально разорвать любого, кто угрожал ее матери.
Доходило до того, что он снимал щиты "Атласа", запрыгивал к нему на спину и через закрытый колпак насаживал пилота на омни-клинок. Он действовал как безумец, но в своем неистовстве Шепард был весьма эффективен. Это было необычайное зрелище, но сам он не видел в этот момент ничего, кроме хрупкой фигурки Лиары, спрятавшейся за каким-то укрытием, которое этот самый "Атлас" минуту назад увлеченно рушил.
Впрочем, Лиара сама была смертельным оружием. Она тоже всячески пыталась защитить Шепарда и яростно раскидывала врагов. Ее биотические способности были просто невообразимыми. Это потом она призналось Шепарду, что пришлось прибегнуть к имплантации биоусилителей и ее возможности увеличились вдвое. Они чувствовали друг друга в бою без слов, действуя как единый, хорошо отлаженный механизм, и где бы не находились на поле боя, постоянно держали друг друга в поле зрения. И все же Шепард с тайной тревогой высаживался на очередной миссии. Он и раньше ценил ее, а теперь Лиара стала для него всем. Он не мог позволить, чтобы с ней что-то случилось.
Но однажды Шепард заигрался и не заметил, что попал в плотное кольцо врагов, откуда ему было уже не выбраться. Лиара сделала невозможное, расправившись со своими противниками, и выдернув капитана из осады биотикой. Азари не заботилась о том, что ее любимый человек испытал при этом чудовищные перегрузки, летя к ней навстречу как пушечное ядро, а когда он был совсем рядом, окутала их обоих полем стасиса, и в этом коконе, они вместе скатились со склона невысокого холма.
После такого стремительного спуска Шепарда замутило и чуть не стошнило, но он подавил рвотные порывы, представив, что сейчас чувствовала Лиара. Он резко вскочил и подбежал к азари.
- С тобой все в порядке? – спросил Джон, пристально вглядываясь в лицо Лиары.
Азари бегло осмотрела Шепарда, и только после того как удостоверилась что он цел, позволила себе легкую улыбку.
- Со мной все хорошо! – сказала она и приняла руку Шепарда, поднялась и тут же посмотрела на капитана. – Там же Гаррус и Грюнт!
После этих слов она кинулась вверх по склону, на ходу меняя термозаряд в своем оружии.
Шепарду не оставалось ничего, кроме как обогнать ее и оказаться наверху холма задолго до Лиары.
Слава Богу, что все закончилось. Она здесь, рядом, Жнецы уничтожены и менее чем через четыре месяца на свет появится крохотная синекожая девочка - его дочь. Они победили и остались в живых. Теперь Шепард летел к родителям, чтобы представить им свою избранницу и будущую жену. Он не знал, какую реакцию вызовет появление азари в доме родителей и это терзало его больше всего. Они не были расистами, но всегда настороженно относились к представителям других рас, особенно после Войны Первого Контакта. Да и Шепард сам когда-то был таким. Пока не убедился, что честь, достоинство, дружба и любовь - это качества, для которых неважно к какой ты расе принадлежишь. Главное то, что у тебя внутри. Но родители не имели близких контактов с инопланетянами, для них факт, что избранницей сына стала азари, будет настоящим шоком. Может быть, они даже попытаются отговорить его. Даже если бы попытались, Шепард забрал бы Лиару и покинул их дом. Его пугала неизвестность, то, что он практически не знал своих родителей, и действительно мог только предполагать, как они отреагируют. Особенно отец. Поэтому он и не мог заснуть и завидовал Лиаре, которая, мирно посапывая, подложила одну руку под подушку и безмятежно спала.
Впрочем, как оказалось, она уже не спала. Шепард вздрогнул, когда почувствовал прикосновение теплой ладони к своей обнаженной спине.
- Джон? - тихо спросила она. - Почему ты не спишь?
- Я… Я выходил в туалет, - он улегся обратно в постель и нежно погладил ее по животу. - Извини, что разбудил.
Лиара помолчала. Потом придвинулась поближе, накрывая их обоих одеялом.
- Джон, мне по-прежнему кажется, что это плохая идея…
- О, перестань, - поморщился Шепард. - Ты им понравишься. Да и как ты можешь кому-то не понравиться?
- Я же вижу, что ты сам не сильно уверен в этом.
Он вздохнул. Глупо было скрывать свое настроение от нее. Она всегда чувствовала его. Иногда ему казалась, что слухи о телепатических возможностях азари - не просто слухи, Лиара с легкостью могла продолжить почти любую его фразу. Просто они уже долго были вместе, казалось всю жизнь, несмотря на то, что азари почти в четыре раза старше его. Возможно, так казалось из-за того, что они столько пережили вместе.
- Джон, ты мог бы слетать к ним один. Я бы осталась на Цитадели, подождала бы тебя. Необязательно было брать меня с собой.
Да, сначала он и в самом деле хотел так поступить. Это было бы действительно гораздо легче. Но ему самому показалось это трусостью, и он ненавидел себя, когда чего-то боялся. Ему нужно доказать родителям их собственное заблуждение, представив им беременную невесту-азари. Если бы он приехал один, это выглядело бы как слабость - он вдруг понял, что всегда боялся их осуждения. Боялся в школе, когда он просто обязан был быть первым - как же, его отец высокопоставленный офицер, а мама командует кораблем - Джон Шепард должен быть лучшим, и он стал таким. Боялся проиграть на чертовых соревнованиях, когда отец приводил сослуживцев, и они сидели небольшим рядком, посверкивая погонами в первом ряду зрителей. Он ловил на себе пристальный взгляд отца и знал, что не имеет право на второе место. Только первое. И он выкладывался по полной. Боялся, когда поступил в военную школу - развлечения курсантов поначалу увлекли его, но отец, получив уведомление о его первой и единственной самоволке, бросил только одну фразу: «Позор мне не нужен. Думай, Джон».
Став самостоятельным, получив первые офицерские погоны, Шепард постарался забыть об этой ответственности, не отчитываться за каждый свой шаг, не бояться осуждающего взгляда и этих слов: «мне не нужен позор». Это и привело впоследствии к тому, что он почти не общался с родителями целых семь лет. Но сейчас он твердо решил, что больше не пойдет на поводу у этого противного чувства обязанности. Он, черт побери, только что спас галактику. Он всю жизнь из кожи вон лез, чтобы соответствовать каким-то выдуманным идеалам. Хватит. Он поставит их перед фактом, что Лиара его будущая жена и мать его будущего ребенка, и если они любят его как сына, а не как отражение себя самих, на которое можно с гордостью любоваться, они поймут и примут его выбор. Если нет - Шепард старался не думать об этом. Если нет, то он твердо знал, что больше никогда не увидится с ними. Такое не прощают.
Джон, постарайся заснуть, - сказала Лиара. - Твое беспокойство заразительно. Представляешь, как я себя чувствую?
- Прости, - сказал он.- Я немного нервничаю. Лиара, они хорошие люди. Просто все довольно сложно.
- Я понимаю, - Лиара перевернулась на другой бок. - Если бы Бенезия была жива, я бы не решилась представить тебя как своего жениха. Она бы тебя расплющила биотикой.
Шепард усмехнулся.
- До этого не дойдет, уверяю тебя. Мои родители очень сдержанные люди, да и не обладают биотикой. Все будет в порядке.
По крайней мере, он очень на это надеялся.