Кс 172 принята на вооружение. Чтобы война осталась "холодной" (ракеты "Новатора")
> вместо того, чтобы спокойно разбираться.
> от того, что раптор увидит Су даже на 500 км, он его не собьёт, т.к. самые дальнобойные ракеты у их км на 160.
- и тут полная пурга, вот вам достаточно старая на 270 км. http://www.airwar.ru/weapon/avv/aim155.html
Сравните со своей любмой http://www.airwar.ru/weapon/avv/r37.html
Не надо питать иллюзий, мы отстали и серьезно. А погосянщина усугбляет положение.:(
Seerndv/
3 кв.м на 400 км это 1 кв. м на 230 км. Наамного меньше, чем 240!:)
- извините, а вот учебник по АФУ говорит, что вы несете полную пургу. Мощность сигнала отраженного пропорциональна чему?! ЭПР Раптора и Су35 сравнили?!
ЭПР не здесь надо сравнивать. речь пока о том, чтоб пересчитать дальность при изменении ЭПР, для которой она указана. я полагал критически важным для обнаружения ЭПР/квадрат расстояния до цели.
какая ваша версия?
и ещё раз: с земли их все равно обнаружат.
Цитата из 1-й вашей ссылки: Тем не менее эта перспективная программа была прекращена в 1992 г.
так что можете порассуждать на тему если вдруг возобновят...
а вот цитата из 2-й вашей ссылки: Для сравнения, наиболее дальнобойная американская ракета класса воздух-воздух AIM-54C Феникс имеет дальность не более 160 км.
а если возобновят - ну сравняются по дальности с нашей Р-37.
наша ракета потяжелее вдвое, но и ммаса БЧ больше в 3-4 раза, а это бОльшая гарантия сбития цели.
носители под эту ракету у нас есть и даже, по слухам, проходят модернизацию. не вижу поводов для паники.
Погосян раздражает, как пиараст - фуфломёт, не подражайте ему;)
это ещё не значит, что Су-35 плох.
В целях объективности, следует привести достаточно полные списки данных по каждому самолёту и потом уж сравнивать. Вы, однако предпочитаете даже не раскрывать источник по раптору. с чего бы??
Похоже на затаенную обиду на Сухих, никто же не доказывает что Су-35 лучше по всем параметрам. Речь о том, что Сухие модернизируя 4-е поколение получили машину не хуже западного 5-го. Вот чему радуется. Вы же приводите какие пропагандистские статьи предназначенные для промывки мозгов, причем даже не допуская мысли о возможном несоответствии данного материала действительности.
Р 37 реально существует, а КС 172 в готовом к применению на серийном истребителе кто видел?!
Цитата:
«Сухой» выставил макет многоцелевого истребителя Су-35, несущего под крыльями 2 ракеты класса «воздух-воздух» дальнего действия КС-172С-1. Это экспортный вариант вооружения, которое «Новатор» (Екатеринбург) предлагал российским ВВС.
Работа над ракетой КС-172 началась в 1991 г. Используются также наименование «Изделие 172» (К-172) и английское AAM-L (буквально «ракета воздух-воздух дальнего действия»). Базой для нового оружия стала вторая ступень ракеты 3М83 ЗРС С-300В (SA-12 Гладиатор).
Полномасштабный макет ракеты КС-172 был размещен перед истребителем Су-27 на выставке в г. Жуковском в августе 1993 г., но за последующие 10 лет о проекте более ничего не было слышно. Модель, показанная в конце прошлого года, отличается от представленной в 1993 г. внешним видом. Две ступени имеют оба макета, но в последнем макете ракеты КС-172С-1 увеличена длина ускорителя тандемной схемы, а диаметр его уменьшен. Длина ракеты без ускорителя снизилась, и, таким образом, общий размер остался прежним.
Согласно данным «Новатора», длина ракеты 6,0 м, вес 700 кг, габариты не изменились по сравнению с данными, объявленными в 1993 г. Утверждается, что диаметр ракеты составляет 40 см.
На макете 1993 г. носовая часть ракеты была меньшего диаметра, чем фюзеляж – эта конструкция предполагает дополнительное место для размещения двигателя. В последнем варианте дизайна весь фюзеляж имеет один диаметр, а размещенные на конце хвостовые рули кресто-образной формы имеют меньший размах и большую хорду.
Ракета наводится на цель комбинированной системой наведения, характерной для ракет загоризонтного радиуса действия. На первом участке траектории наведение осуществляется с помощью инерциальной навигации с командной коррекцией курса с средней части траектории. Активная ГСН используется для наведения на конечном участке траектории. Согласно ранее полученным данным, ракета оснащена фугасно-осколочной БЧ направленного действия, возможно, весом около 50 кг, подрываемой радиолокационным взрывателем.
Максимальная дальность поражения экспортного варианта КС-172С-1 составляет 300 км; считается, что изделие для российских ВВС имеет дальность до 400 км. Ракета будет использоваться против целей, летящих на высотах от 3 до 30 км со скоростью до 4.000 км/ч и перегрузками до 12g. Типичные цели для ракеты: все типы самолетов (включая самолеты ДРЛО типа AWACS или платформы J-STARS, самолеты для заправки, разведки, РЭБ), крылатые ракеты, а также ракеты «воздух-воздух» среднего и дальнего радиуса действия, угрожающие истребителю, вооруженному ракетами КС-172.
Было произведено несколько испытаний ракеты, но не была установлена система наведения. Испытания ракет, оснащенных только автопилотом и имеющих заложенную программу маневрирования, обычны для ранних этапов разработки ракет «воздух-воздух».
Российские ВВС так и не приняли на вооружение КС-172, а взяли ракету конкурентов К-37М производства «Вымпела». Поэтому удивительно, что «Новатор» теперь предлагает свою ракету на экспорт.
Упс?!Насколько я понимаю это модификация все той же Р 37.
К Сухим никто ничего не имеет против, правда, работал я с отставниками из ВВС, очень злобно они о Су 9 отзывались, ну у кого не было летающих гробов(тот же Старфайтер).
А вот несколько раздражает появление Погосяна, после удушения Ту 334, МФИ, ильюшинского малого транспортника со своими сомнительными достижениями типа SSJ 100, Ce 35, Cу 80. Самые его большие достижения - в части удушения конкурентов и выбивания денег с большим пиаром, ИМХО.
Да, а вы уверены что приводимые данные по тому же Су 35 соответствуют деяствительности?
Я думаю, не больше чем по Раптору.
И, цитируя, уважаемого С.Петропавловского:
> Памятуя, рассказы своего, дяди Главного инженера НИИП им.Тихомирова в г. Жуковском Луневского В.Н.. Да не было такого! Потом беседовал с Главным конструктором направления "Фазатрона", боюсь ошибиться, Козлов (не уверен). Нет, Да Вы сами представьте. 400 км - это в чистом поле, без помех. А где сейчас найдешь такое? Считаю, для истребителя перехватчика (только не МиГ-31) идентификация максимум 50-60 км в условиях среднегородских поселений. За остальное (я про истребитель мин. возможностей говорю) можно давать сразу государственную премию. Вы можете отстаивать, а реально - эти цифры! Это также как на координатном, более 0,05 мм "фиг" получишь точность. Все остальное от лукавого, кто чего намеряет!
Думаю что американцы также рассуждали отказавшись от применения ракет большой дальности на истребителях размерности Раптора. Для них и РЛС нужна мощней, и ЛА тяжелей.
Опять таки, вспоминается история второй мировой войны. Когда англичане, в целях напугать немцеы, сильно завысили даные по своим линкорам (в том числе "Худ"). Результат, у немцев появляются "карманные линкоры" ("Адмирал Шпеер" "адмирал Шпее" и т.д.), а так же двух супер линкоров "Тирпиц" и "Бисмарк".
P.S. Напомню,чтоб не повторяться, уничтожение "Бисмарка" обошлось англичанам во много дороже, как минимум однокласник по названию "Худ" плюс ещё корабли более мелкого водоизмещения. А с "Тирпитцом" повезло ещё больше, Лунин торпед всадил несколько штук. Другой корабль бы ко дну пошел, а этот ещё поплавал.
Отсюа вывод. пусть лучше считают Су-35 слабым самолетом, и относятся так же, легче сбивать будет. а против Раптора больше сил кинут, и ещё быстрее собьют.
Ну вот, пошёл конструктивный диалог.
думаю, данным по Су доверять можно больше потому как данные Су-27 ни у кого сомнений не вызывают, а 35 - логичное его развитие. оссобо пышного пиара вокруг него нет, по крайней мере сейчас. имея преимущества, можно позволить себе объективность:).
а пиндосы всегда пиарятся намного больше чем реально стОят. это - наблюдённый факт. запад без осознания собственной крутизны жить не умеет.
как иллюстрация.
читал как-то американскую книжку по истории космонавтики, так там чуть не на страницу размышлений, что полёт Гагарина не вполне корректно засчитывать как первый полёт человека в космос, потому что там при приземлении использовались какие-то "не те" системы, и это не подпадает под ими придуманное определение пилотируемого полёта. как дети:).
По ракетам соглашусь с Seerndv, что ставить тяжёлые ракеты дальностью 400 км следует не на истребитель а на большой самолёт, возможно ДРЛОиУ, это уже обсуждалось.
а если их дальность растить и дальше, соответственно массу и цену, окажется, что это уже беспилотный самолёт, который на конечном участке использует пару ракет малой дальности, а далее целесообразно его вернуть на базу, заправить и если надо - снова в бой. такому аппарату, наверно, потребуется небольшая бортова РЛС и хорошие "мозги", кстати современные крылатые ракеты ("Москит" и "Гранит", например) довольно умные: умеют распределять цели при групповой атаке, совершать манёвры чтоб не быть сбитыми. вполне пригодная база, от чего оттолкнуться при разработке беспилотных истребителей, ИМХО.
Я одному завидую у амеров:
Если Локхид смухлюет в проекте, Боинг сожрет этот проект с г**ном, с помощью прессы, сенатских запросов, расследований и.т.д.
И наоборот, проколись Боинг - Локхид тут же пустит ему перья. Существует много фирм выживающих в тени или на конфликте этих гигантов.
У нас пощипать Погосяна хотя бы для профилактики - некому:(
Поэтому, данным о Рапторе я доверяю больше, чем данным о Су 35. И не Раптор хорош, а Су 35 еще хуже. Правильно сказал представитель Боинга - Раптор явно последний массовый пилотируемый истребитель.
Боже! Да чем же Вас так обидел Погосян? Еще раз повторю, он не делает самолеты, он выбивает деньги и похоже что он единственный кто с этой задачей справляется, я не питаю к нему никаких симпатий или антипатий. Посмотрите на вещи реально. И вообще закрадывается подозрение, что Ваше знакомство с авиацией ограничивается чтением западных журналов, по крайней мере в последнее время. Работали с отставниками, которые плохо отзывались о Су-9, жаль что не отзывались о И-16. Вот вы теперь пообщайтесь с теми кто работал на Су-27 и на МиГ-29, а заодно поищите отзывы американских летчиков после полета на Су-27, что они говорят об этом самолете, только ищите мнение тех, кто на них летал, а не тех кто пишет статейки, которые вы так любите. И крайний вопрос: Вы действительно всю Американскую пропаганду считаете более правдивой чем отзывы наших летчиков и инженеров? Особо подчеркиваю - Погосян не инженер.
Нет уж, любезнейший, позвольте:-). Вы могли дезинформировать часть коллег, зачем-то «улучшив» практически все характеристики F-22.
Привожу самые оптимистические цифры (от западных авторов, например Мела Уильямса):
Эксплуатационная высота (практический потолок) … 18000 м.
Основная («рабочая» по вашему) скорость …0,9М. (что естественно и оправдано).
Радиус действия (не путать с перегоночной дальностью) …..700 км (с учетом св.звукового сегмента в 450 км).
Безфорсажный сверхзвук – 1,7М (или 1,4М – пока неясно), но только не «по всему диапазону», как Вы сообщаете, а на оптимальном эшелоне (~10 000 м).
Штатное оружие (внутреннее размещение):
Ближний бой.
4 × AIM-9Х Sidewinder (бортовые отсеки) – серьезно модифицированный «герой Вьетнама». У нас когда-то был скопирован, выпускался как «Р-13», выброшен по причине бесперспективности. Максимальная дальность пуска около 18 км. Они давно гонятся за Р-73 (40 км), в желании хотя бы повторить хороловскую ТГС.
1 × пушка 20 мм
Бой на средних дистанциях.
4 × AIM-120С AMRAAM (центральный отсек) – основное оружие «Рэптора». (лучшая на сегодня ракета америкосов). Максимальная дальность пуска – 80 км (а в некоторых справочниках -60 км.) Уступает даже старушке Р-27Э. По способу захвата и сопровождения - в одной категории с РВВ-АЕ. По дальности и цене – также близко не лежал.
Можно повесить еще 4 таких же «средних» (в прямом и переносном смысле) ракеты на внешних пилонах, но тогда прощай скорость, радиус действия (и без того совершенно убогий), ЭПР и т.д. и т.п., в общем, «Рэптор» превратится в плохой «Игл».
Дальний бой.
Для него на F-22 (у америкосов вообще) оружия нет. БРЛС есть, а ракет нет, в т.ч. и в разработке.
Была у них когда-то одна дальняя ракета, как же, помним – такой же распиаренный «Феникс».
AIM-54 Phoenix:
Максимальная дальность пуска – 135 км. «Персональное» оружие F-14, вместе с ним и ушло в историю, производство прекращено. Причины:
- огромная дороговизна, первые стоили свыше $ 900 тыс. за шт. (почти как КР «Томогавк»).
- низкая вероятность поражения – 0,5. Цифра «американская», но и она взята ими (они и не скрывают) «от балды», поскольку элементарно не набрана статистика. (Причина – см. предыдущий пункт)
- большая часть летчиков, отлетавших все службу на «Томкэте», ее видели только в имитаторах и на картинках (о пусках и речи нет), причина – та же. Боевое применение было – например, в Средиземном море F-14 как-то завалили два ливийских Су-17, выполнявших учебный полет. Не велик подвиг.
Пытались ей сделать замену (AIM-155) – не получилось, в 92 году тему прикрыли.
Ну и чем он гарантированно будет валить «Сухих», да еще в соотношении «10 к 1»?
………………
Ждали мы «Рэптор», ждали, все глаза проплакали, а гора родила мышь. Никакое это не 5-е поколение… За столько лет и за такие бабки можно было что-нибудь и поприличнее сделать. Я имею ввиду самолет в целом. Отдельные достижения впечатляют.
Заслуживает внимание двигатель (это они всегда умели), АФАР (в смысле, что там, все-таки, у них реально получилось) и реальные же ЭПР и тепловая контрастность.
Поживем-увидим. Пусть пока полетает этот ответ перепуганного Пентагона на Су-27.
Сделаем Т-50 (уже строится) – тогда и сравним по гамбургскому счету.
……………
Вот если бы провести «совместное маневрирование», пусть даже и с Су-35. Пусть даже и не с нынешним «БМ», а со старым (никитинским) «Т-10М» (90-х годов). Как когда-то совместные полеты F-15/Су-27. Но на это они вряд ли когда-нибудь согласятся. Поэтому говорить не о чем.
……………
По Су-35, очень надеюсь, Вы данные, все-таки, приведете (поскольку так уверенно назвали его «фуфлом»). Где Вы их взяли, интересно? (машина выполнила пока менее 30 полетов).
…………
Про «удушение Погосяном Ту-334» Вы на ветке «ПАК ФА» интересно ввернули. Позицию «Рэптора» это, конечно, не усилит, но некоторое дополнительное число сторонников на форуме вполне можете приобрести:-).
По поводу Су-9 предайте вашему отставнику (в финчасти, наверное, «воевал»?), что как только появились «плохие» Су-9/Су-11, сразу же перестали летать «хорошие» U-2. (до этого ходили как у себя дома, а 3-мя тысячами ниже метались несчастные МиГ-19П).
А потом появился еще более великий SR-71, «самолет XXI века», да МиГ-31 его отправил на кладбище еще до конца века ХХ-го. В гробу мы их видели с их скоростями и потолками. Сколько пожелаем, столько и сделаем, была бы задача поставлена.
Совершенно искренне Вам советую не боятся американцев. Как инженеры и конструкторы мы, как минимум, не хуже. Вот руководство в стране и отрасли действительно – полное фуфло.
С уважением.
Seerndv пишет:
"американцы также рассуждали отказавшись от применения ракет большой дальности на истребителях размерности Раптора. Для них и РЛС нужна мощней, и ЛА тяжелей"
С этим согласен. По остальному - слишком много "борьбы кланов", хотя и полезная информация есть. Больше говорить не буду - слишком много ушей.
Ну, г-н Jazz, живым людям не верите (кстати, они потом в египетских событиях участвовали), нате вам мнение стороннего автора, отечественного:
http://www.vko.ru/DesktopModules/...
По раптору:
http://www.globalsecurity.org/military/systems/aircraft/f-22-specs.htm
В википедию англоязычную зайдите, там есть ссылки на много численные источники, пояснения терминов.
Да SR 71 Миг 25 (причем тут Миг 31 ?) не разу реально не перехватывали, но в утешение вам вот:
Летчики 9-го крыла занимались не только боевой подготовкой, но и выполняли полеты по этапу 111 программы летных испытаний. В середине 70-х годов летчики крыла приняли участие в отработке системы вооружения истребителей F-15, имитируя советские МиГ-25. Результаты испытаний оказались обескураживающими - F-15 не смог эффективно бороться с высотными скоростными целями.
А умерли вовсе не по причине появления Миг 31 и уж тем паче Су 27:
Количество "боеспособных" разведчиков уменьшалось на протяжении почти двух десятков лет, причем далеко не только в результате "естественной" убыли в результате катастроф, Причина была более банальная - огромная стоимость эксплуатации и нехватка запасных частей. Расходы на содержание одной эскадрильи SR-71 равнялись затратам на поддержание в летном состоянии двух авиакрыльев тактических истребителей; к примеру, затраты на один разведывательный полет, с учетом предполетного технического обслуживания, привлечения к выполнению задания самолетов-заправщиков составляли 8 млн. долл. Изготавливать периодически выходившие из строя узлы и агрегаты разведчиков не представлялось возможным, поскольку всю технологическую оснастку давно продали на металлолом; в результате пришлось пойти на "каннибализацию", по крайней мере, одного разведчика и снятие всего ценного с "недобитых" в авариях машин. Еще одним "пунктом обвинения" стала уязвимость высотного трехмахового самолета от советских ЗРК "Круг-М". В общем, к концу 80-х годов вопрос о снятии с вооружения ВВС США самолетов SR-71A назрел. Первым шагом стало уменьшение в 1988 г. флота находящихся в строю SR-71A до четырех машин: двух в Англии и двух - на Окинаве.
У нас начало кончины Аиакора, бывшего КуАЗа, началось с того, что китайцы перестали брать Ту 154 даже по себестоимости. Мне очень жаль, там работал и мой дед, и куча знакомых и более дальних родственников. От Ту 304 КуАз отбрыкался, думали вечно будут продавать Ту 154 (бартер, взятки, поездки в Китай.)
Сушки они тоже перестали брать. Первый звоночек для Сухих?!
КБ жаль будет, однако.
http://nvo.ng.ru/armament/2007-12-21/4_5gen.html
Китайцы при создании истребителя 5-го поколения смотрят не на Су 35, а на проект 1.44 и Раптор.
Кстати, по AIM-155
Действительно ли нет у янкесов ракеты, сопоставимой с нашими или это тоже тайна, покрытая мраком?
«Техника-молодежи» 2003 г №12, с. 30-35
Сергей АЛЕКСАНДРОВ
ЧТОБЫ
ВОЙНА
ОСТАЛАСЬ «ХОЛОДНОЙ»...
...Мы называем эту войну «холодной», хотя это, наверное, неправильно: ведь оружие основных противников все эти десятилетия воевало на полях далеких стран, в нейтральных водах, чужих (да и наших) небесах. По НАШИМ улицам не грохотали танки врага, НАШИ города не бомбили чужие самолеты - что ж, главное оружие в этой войне оказалось совсем другим. Но... вовсе не оттого, что «горячие» виды оружия исключались!
И потому, несмотря на разговоры об «окончании «холодной» войны», чтобы над НАШИМИ городами не встали ядерные «грибы», на позиции в Мировом океане выходят атомные подводные лодки с «Вьюгами» и «Гранатами», чутко затаились в подмосковных лесах молниеносные «Gazelle», грозно смотрят в небо полигонов «Круги» и «Буки».. Какие-то из них многие годы были «звездами» парадов, другие и поныне остаются секретными, но все они (и многие другие) родились в одной, малоизвестной в стране и мире организации, работающей в Свердловске (черт, Екатеринбуге Свердловской обл.) - ОКБ «Новатор» им. Л.В.Люльева.
ПРЕДЫСТОРИЯ. Лев Вениаминович Люльев родился в Екатеринбурге, в 1907 (по новому стилю - в 1908) г. С 1933-го, окончив механический факультет Киевского политехнического института, работал на инженерных должностях сначала в Уральском НИИ сельхозмашиностроения, затем - на Мотовилихинском заводе (основная продукция - пушки). Незадолго до начала Великой Отечественной войны инженера-конструктора Люльева перевели в подмосковные Подлипки (теперь - город Королев), в опытный отдел артиллерийского завода №8, где он участвовал в освоении производства автоматических зенитных орудий.
В эвакуацию завод перевезли в Свердловск, где разместили на площадях Завода им. Калинина. В 1945-м Л.В.Люльева назначили главным конструктором завода, а два года спустя предприятие было реорганизовано в ОКБ по разработке крупнокалиберной артиллерии. За следующее десятилетие ОКБ-8 выпустило шесть образцов зенитных орудий и буксируемых артустановок береговой обороны. Однако во второй половине 1950-х гг. для отечественной артиллерии настали не лучшие времена...
ЩИТ. Созданные в середине 1950-х гг. зенитные ракетные комплексы первого поколения обеспечили противовоздушную оборону важных народно-хозяйственных и военных объектов Однако прикрывать от воздушного нападения требовалось и войска на марше. Да и при защите городов и заводов громоздкость и сложность эксплуатации первых ЗРК не способствовали их высокой эффективности.
Главной проблемой первых зенитных управляемых ракет (ЗУР) было их жидкое топливо, особенно окислитель - азотная кислота. Но, с другой стороны, как еще можно достичь требуемой дальности? Твердое топливо? Баллиститные пороха требовали толстостенных (а значит, - тяжелых) корпусов, а разработка смесевых топлив и двигателей на них еще только начиналась.
Значит, оставался один вариант - воздушно-реактивный двигатель. Окислителем в нем служит кислород воздуха, а горючим мог быть, например, керосин.
Далее, первые ЗУР имели радиокомандное наведение по данным наземных радиолокационных станций. Это позволяло отказаться от разработки малогабаритной радиоаппаратуры для размещения на самих ракетах, но, с другой стороны, требовало мощных и точных, а значит, - громоздких наземных локаторов. Сокращение их габаритов и массы для обеспечения мобильности требовало применения головок самонаведения (ГСН), активных (радиолокатор на ракете) или полуактивных (локатор «разнесен», излучатель на земле, приемник на ракете).
Итак, к концу 1950-х гг. были сформулированы требования к комплексам войсковой ПВО большой и средней дальности «Круг» и «Куб». Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР №188-88 от 13 февраля 1958 г. ракету 3М8 (заводское обозначение - КС-40) для первого из них поручили Льву Вениаминовичу Люльеву и возглавляемому им ОКБ-8.
Строго говоря, Люльев вызвался сам. Время для производителей артиллерии было тяжелое, заводы перепрофилировались на производство ракет, КБ при этом, зачастую, поглощались ракетными фирмами. Свердловчане перешли на новую тематику, сохранив самостоятельность.
Большую часть новой ракеты занял сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель. К этому времени, в принципе, были уже очень хорошо известны не только его достоинства, но и недостатки, в частности - предельная сложность обеспечения устойчивой работы при неравномерном обтекании воздухозаборника (а оно и не могло быть другим у интенсивно маневрирующей ЗУР). Но уральцы и представить не могли, НАСКОЛЬКО это сложно.
Много позднее соратники говорили, что сейчас, опираясь на собственный тяжелый опыт, добровольно не взялись бы за такую работу. Главная беда оказалась в том, что тесной взаимоувязки требовали буквально все части, находящиеся в воздушном потоке, а также характеристики органов управления. И малейшие изменения одной из этих частей требовали новой отработки всей машины...
Вокруг канала двигателя разместились кольцевые баки с керосином и изопропилнитратом - последний использовался для привода турбонасосного агрегата, и в этом качестве заменил ранее применявшуюся перекись водорода. Центральное тело воздухозаборника занимала 150-кг боевая часть, радиовзрыватель и баллоны со сжатым воздухом. Здесь же предполагалось установить и головку самонаведения, но в ходе испытаний выяснилось, что параметры ракеты и новой радиолокационной станции наведения позволяли обойтись без ГСН.
Аэродинамически новая ракета впервые в СССР имела схему «с поворотным крылом», что повышало маневренность. Крылья были установлены по схеме «X», хвостовые стабилизаторы, размах которых был больше - по схеме «+». Поскольку прямоточный двигатель может работать только при достаточно высоких скоростях полета, стартовала ракета с помощью четырех пороховых ускорителей, размещенных снаружи, вокруг корпуса, между плоскостями стабилизаторов.
26 октября 1964 г. зенитный ракетный комплекс «Круг» с ракетами 3М8 был принят на вооружение ПВО Сухопутных войск. Он мог поражать цели на дальности от 11 до 45 км, на высоте от 3 до 23,5 км. При позднейших модернизациях минимальная дальность сократилась до 6 км, максимальная увеличилась до 50, минимальная высота поражения цели была сокращена до 150 м. Только в конце 1980-х его стали заменять новым комплексом (о котором чуть дальше), а в качестве мишеней для тренировок зенитчиков ракеты 3М8 используются и сейчас. С 1967 г. ОКБ-8 приступило к разработке одной из самых секретных зенитных ракет, созданных в нашей стране и стоящих сегодня на вооружении. Несмотря на то, что в Интернете опубликовано и ее отечественное обозначение, пусть она пока останется под своим американским названием - «Gazelle», «Газель». 64 таких ракеты составляют второй эшелон единственной в мире действующей системы стратегической противоракетной обороны А-135, прикрывающей Москву от случайных (или провокационных) пусков баллистических ракет.
Одной из главных проблем противоракетной обороны было и остается разделение целей на настоящие и ложные. Единственный надежный способ - «селекция» в верхних слоях атмосферы, где надувные ложные головки отстают от тяжелых настоящих. Но боеголовке до своей цели тогда остается лететь всего десятки секунд! И за очень небольшую часть этих десятков секунд противоракета второго эшелона должна на дистанции - в данном случае - от 5 до 80 км поразить малоразмерную и довольно прочную цель, летящую со скоростью около 20 тыс. км/ч.
Не удивительно, поэтому, что, хотя испытания «Gazelle» начались с 1973 г., на вооружение она была принята только в 1984-м - ведь предстояло создать ракету, работающую при стартовой перегрузке более 300 g! При этом оказалось, что плазма, как истекающая из двигателя, так и образующаяся из-за нагрева воздуха, существенно затрудняла подачу на ракету управляющих команд. Пришлось размещать в разных местах корпуса несколько антенн и переключать их в зависимости от режима полета.
Еще одна причина длительной отработки - сложное отношение государственного руководства к созданию стратегической ПРО, что привело к нерегулярному выделению ресурсов...
Первоначально противоракеты оснащались 10-килотонной ядерной боеголовкой, однако для защиты многомиллионного города это было не очень подходяще, и позднее для поражения боеголовок баллистических ракет были созданы осколочные боевые БЧ направленного действия.
Надо сказать, «Gazelle» не была первой в мире ракетой такого класса. Как раз в 1968 г. в США проходила испытания антиракета «Спринт», которую предполагалось использовать во втором эшелоне систем ПРО «Nike-Х» и «Safegard» (см. «ТМ» №11, 2002 г.). Однако в серию и на вооружение, в отличие от отечественной машины, она не пошла...
Наработки по «Gazelle» одновременно использовались при создании ЗУР комплекса С-300В (постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 27 мая 1969 г.), одним из главных требований к которому была борьба с баллистическими ракетами малой дальности, как сейчас говорят - ПРО театра военных действий. Именно требование «противоракетности» привело к тому, что комплекс ПВО Сухопутных войск стал в конце концов так сильно отличаться от комплекса для Войск ПВО страны, тогда как сначала предполагалась полная унификация. И если противосамолетную ракету 5В55 (потом - 48М6) для С-300П и морского С-300Ф делало КБ «Факел» П.Д.Грушина (см. «ТМ» №1 за 2001 г.), то противоракеты 9М82 и 9М83 для С-300В - ОКБ-8, переименованное в КБ «Новатор».
Цели в данном случае были проще, чем у «Gazelle»: гораздо крупнее и в 3- 4 раза медленнее. Но, с другой стороны, стояло жесткое требование мобильности, причем боезапас тоже задавался, а значит, масса и габариты зенитных ракет были жестко ограничены. Поэтому, при определенной схожести, новые ракеты все-таки отличались от стратегического перехватчика.
«Gazelle» - одноступенчатая, почти 10-тонная. Новые ракеты имели одинаковую вторую (маршевую) ступень - коническую, массой чуть больше 1,2 т. Различались же они первой (стартовой) ступенью, тоже конической формы. У 9М82 она 4,5-тонная, что обеспечивает ей перехват головок баллистических ракет средней дальности или самолетов на дистанции более 100 км, а у 9М83 - 2,3-тонная, и ее цель - тактические ракеты и самолеты на дальности до 75 км. Кстати, дальность определялась не характеристиками ракет, а возможностями тех радиолокаторов, которые удалось выполнить мобильными, на гусеничном шасси...
Испытания комплекса в неполном составе (способного бороться только с самолетами и ракетами малой дальности) прошли в 1980-1981 гг., и в 1983 г. он был принят на вооружение под названием С-300В1. В полной же комплектации система поступила на вооружение в 1988 г. Сегодня в производстве (и на вооружении Российской армии) находятся модернизированные варианты этих ракет для комплекса «Антей-2500».
Параллельно с противоракетами «новаторцы» создали и зенитную ракету другого класса. 9М38, принятая на вооружение в 1980 г., разрабатывалась для ЗРК ПВО Сухопутных войск «Бук» (экспортное название «Ганг»), она же использовалась в корабельном комплексе «Ураган». Последнее обстоятельство обусловило и необычный облик ракеты - с крыльями малого размаха, но очень большой хорды (идею откровенно позаимствовали у американских корабельных ЗУР «Тагтаг» и «Standart»).
Главные новшества «Бука» по сравнению с комплексом предыдущего поколения «Куб» воплощались в пусковой (теперь - «огневой») установке, но и ракета должна была радикально обновиться, чтобы полностью использовать возможности новых локаторов. Необходимость более интенсивного маневрирования заставила отказаться от ракетно-прямоточного двигателя «кубовской» ЗУР, но теперь уже и твердотопливная силовая установка обеспечила требуемые дальность и высоту поражения.
Сегодня развитие этого «изделия» продолжается уже в другом КБ, в подмосковном Долгопрудном.
В конце 1980-х гг. «Новатор» занялся еще одной, ранее «не охваченной», областью - ракетами «воздух-воздух». Для новых самолетов поколений «4+» и «5» создавались новые ракеты, в 2-3 раза большей дальности, но с обязательным размещением на внутренней подвеске (что исключало использование развитых аэродинамических поверхностей).
ПОРАЗИТЬ
НА ЗЕМЛЕ,
В НЕБЕСАХ
И НА МОРЕ!
|
Ракеты ОКБ «Новатор» 1. Зенитная управляемая ракета 3М8 комплекса «Круг»; длина - 8,436 м; диаметр - 0,85 м; размах крыла 2,206 м, стабилизатора - 2,702 м; масса - 2455 кг, БЧ - 150 кг; дальность - 6-50 км; высота цели - 150- 24000 м 2. Зенитная управляемая ракета 9М38 комплексов «Бук» и «Ураган». Длина - 5,550 м; диаметр - 0,4 м; размах рулей 0,86 м; масса 690 кг, боевой части - 70 кг; скорость- 1000м/с; наведение - полуактивная ГСН; допустимое ускорение - 20 g; допустимый промах - 17 м 3. Примерно так выглядит противоракета «Gazelle» комплекса А-135; длина - 10,0 м; диаметр - 1,3 м; стартовый вес - 10 ООО кг; дальность перехвата - 5-80 км; высота перехвата - 5- 30 км 4. Зенитная ракета большой дальности 9М82 комплекса С-300В; длина - 9,913 м; диаметр - 1,215 м; масса - 5800 кг, БЧ - 150 кг; дальность перехвата - 13-100 км, высота перехвата- 1-30 км, конечная скорость - 2400 м/с; допустимая перегрузка - 20 G 5. Зенитная ракета средней дальности 9М83 комплекса С-300В по конструкции маршевой ступени аналогична 9М82, длина - 7,898 м; диаметр 0,915 м; масса - 3500 кг; дальность - 6-75 км; высота - 0,025-25 км; конечная скорость 1700 м/с 6. Ракета «воздух-воздух» сверхбольшой дальности КС-172; длина с ускорителем - 7,4 м; масса - 750 кг; дальность (с самолета Су-35) - до 400 км; высота цели - 3- 30000 м, система наведения - инерциальная с радиокоррекцией, радиолокационная ГСН на конечном участке 7. Стратегическая крылатая ракета морского базирования 3М10 комплекса «Гранат»; длина - 8,09 м; диаметр - 0,51 м; размах крыла - 3,3 м; масса - 1700 кг; дальность - 3000 км; БЧ - термоядерная 8. Противокорабельная крылатая ракета 3М-54Э; длина - 8,22 м, диаметр - 533 мм, масса - 2300 кг, БЧ -200 кг; дальность - до 200 км на скорости 0,6-0,8М + 20 км на скорости 3М; высота полета боевой ступени - 10 м; глубина старта - 30-40 м; система управления - инерциальная, активная РЛГСН 9. Противолодочная ракетоторпеда 81Р комплекса РПК-2 «Вьюга»; длина - 8,2 м; диаметр - 533 мм; дальность - 10-40 км; глубина пуска - 40-60 м; БЧ - термоядерная 10. Баллистическая противолодочная ракета для вооружения ПЛ 91РЭ1; длина - 7,65 м; диаметр - 0,533 м; масса - 2050 кг, БЧ - 76 кг; дальность - от 5 до 50 км; скорость - до 2,5М; предстартовая подготовка - 10 с; скорость ПЛ при пуске - не более 15 уз.; в качестве БЧ используется торпеда АПР-3МЭ или МТП- 1УМЭ 11. Баллистическая противолодочная ракета для вооружения надводных кораблей 91РТЭ2; длина - 6,5 м; диаметр - 512 мм; масса - 1400 кг; дальность - 5-40 км; предстартовая подготовка - 10 с; в качестве БЧ используется торпеда АПР-3МЭ или МТП-1УМЭ. |
По всей видимости, ракета КС-172 задумывалась как развитие 9М82, только конические обечайки корпусов маршевой и стартовой ступеней поменялись на цилиндрические, да аэродинамические рули стали больше (но - складные). Большую часть 400-км пути до цели ракета летит, ведомая инерциальной системой управления с радиокоррекцией, на конечном участке работает радиолокационная ГСН.
Еще в 1993 г. новая ракета прошла наземные испытания, но когда она появится в грузовых отсеках и на пилонах боевых самолетов - вопрос открытый...
МЕЧ. В конце 1970-х гг. сначала зарубежные, а затем и отечественные СМИ заговорили о «новом» стратегическом оружии - крылатых ракетах большой дальности.
«Новым» это оружие можно было назвать только в условиях абсолютной секретности, окружавшей все подобные разработки в СССР: еще полутора десятилетиями раньше крылатые ракеты для стрельбы по наземным целям с коррекцией курса по рельефу местности предлагали сначала головной разработчик такой техники для ВМФ (ОКБ-52), затем - для ВВС (КБ «Радуга»), но тогда предложения ракетчиков поддержки не получили.
Однако эти полтора десятилетия техника не стояла на месте. Развитие микроэлектроники и двигателестроения позволило создать крылатые ракеты, летящие пусть в три раза медленнее, зато в три раза дальше, а главное - они были в четыре раза легче! Стратегический бомбардировщик мог теперь нести не 1-2 «самолета-снаряда», а 6- 10 машин нового поколения. При установке на подводные лодки они не требовали специальных архитектурно-компоновочных мер, а спокойно размещались в стандартных торпедных аппаратах. Все это привело к тому, что в несколько раз возросло число одновременно запускаемых КР. А для противовоздушной обороны они, несмотря на дозвуковую скорость, оказались не подарком: малые размеры и высота полета затрудняли обнаружение целей. Ядерный паритет снова зашатался: противник резко нарастил численность средств доставки. К тому же, высокая точность новых КР впервые поставила вопрос о создании обычного оружия, эквивалентного по эффективности ядерному: величина промаха менее 10 м позволяла обойтись без всеуничтожающего оснащения.
Перед советскими Вооруженными силами и «оборонкой» снова встала традиционная двуединая задача: отразить угрозу и создать адекватную. И в решении обоих ее частей ОКБ «Новатор» приняло самое активное участие.
Во-первых, ужесточились требования к минимальной высоте поражения целей зенитными ракетами. Во-вторых, сбить один самолет-носитель проще, чем 10 запущенных с него ракет, поэтому в ОКБ началось создание ракеты «воздух-воздух» сверхбольшой дальности, позднее ставшей известной под названием КС-172.
А в-третьих, именно коллективу, возглавляемому Л.В. Люльевым, было поручено создать малогабаритную КР подводного базирования для поражения наземных целей. Это при том, что к тому времени такое оружие для военно-морского флота уже почти 20 лет создавало ОКБ-52, позднее - НПО машиностроения в подмосковном Реутове, возглавляемое В.Н. Челомеем.
Но дело в том, что эти 20 лет Челомей создавал машины, действительно больше заслуживающие название «самолетов-снарядов». Аппараты, несущие около тонны взрывчатки (или ядерную головку) вдвое быстрее звука, способные буквально «проломить» не только защищенный борт американского авианосца, но и его с каждым годом все более мощное охранение, требовали, однако, специальных кораблей. Достаточно вспомнить атомные подводные лодки проектов 675 и 949 (к последним принадлежал и несчастный «Курск»), крейсера типа «Слава» («Москва») и «Киров» («Петр Великий»), чтобы понять, что этот путь развития боевых систем моряков не очень вдохновлял, и возможность резкого наращивания мощности залпа исключал.
Результатом работы «Новатора» стал комплекс «Гранат» с ракетами 3М10, принятый на вооружение ВМФ в 1984 г. Им оснастили атомные подводные лодки проектов 671РТМК, 945, 971 (теоретически можно и все остальные, но... торпедные аппараты все-таки нуждаются в переделке - ведь с лежащих в них ракет нужно снимать телеметрию, а на них «сливать» программу полета; впрочем, во все мире на подводных лодках под управляемые торпеды и крылатые ракеты переоборудуют не более 2 - 4 торпедных аппаратов).
Внешне «Гранат» больше похож на торпеду: тупой каплевидный нос, складывающееся крестообразное оперение, сбрасываемый твердотопливный ускоритель, размещенный тандемно. Мало того! Форма корпуса ракеты не нарушается даже воздухозаборником: если у американского «Томагавка» он выдвижной, то у свердловской машины он просто не выходит за диаметр корпуса!
Напомню, что американцы сделали на базе морского «Томагавка» и комплекс наземного базирования, его разместили в Западной Европе. Прямым ответом стал «Рельеф». Эксплуатационные качества советского образца существенно превосходили потенциального противника, и, кстати, - в отличие от США, нашей стране такое оружие действительно нужно (заслуживающих внимания наземных противников у США на континенте нет, в Евразии ситуация иная). Однако «Рельеф» стал разменной монетой политических игр и был уничтожен по договору 1988 г., запретившему создание крылатых ракет класса «земля-земля» большой дальности.
«Гранат» прямо-таки напрашивается в качестве «главного калибра» ВСЕХ подводных лодок - в конце концов, «супостат» ведь так и сделал. Но, помимо наземных целей и подлодок противника, предметом охоты наших субмарин были и остаются крупные боевые корабли, главным образом - авианосцы, имеющие как очень неплохую конструктивную защиту, так и мощную противовоздушную и противолодочную оборону. Поэтому на базе «Граната» уральцы задумали НЕЧТО...
В 1990-х гг. в дополнение к разведывательно-ударному противокорабельному комплексу «Гранит», на вооружение предполагалось принять крылатую ракету «Альфа». Характеристики «Гранита» выбирались исходя из предположения, что его носитель не сможет подойти к авианосцу на малую дистанцию. Поэтому эти ракеты имеют дальность пуска более 600 км, скорость полета больше 3 «Махов» и внешнее (с самолета или спутника) целеуказание, причем координаты цели поступают на них уже в полете.
Однако выяснилось, что, с одной стороны, наши субмарины не так плохи, как многие считают, с другой - противолодочные возможности американцев далеко не так абсолютны, как им кажется, и выход нашего подводного атомохода (и не только атомохода) на дистанцию менее 200 км от авианосца вполне возможен - а тут уже работает гидроакустический комплекс лодки, и спутниковое наведение не нужно.
Разумеется, НПО машиностроения не собиралось терять рынок, и в Реутове создали «Оникс», куда более известный под экспортным названием «Яхонт». Замечательная во всех отношениях ракета, наконец принятая на вооружение нашего ВМФ в 2002 г., имеет только один недостаток: в стандартный, 533-мм торпедный аппарат она не влезает. «НПО-машевцы» начали разработку следующей машины, уже прямо под названием «Альфа», но настал 1991-й...
Все это время в Свердловске делали свой вариант «Альфы». За основу взяли тот же «Гранат». В новой ракете 3М54Э сохранились габариты, крыло оперение, стартовый и маршевый двигатели, часть системы управления, часть корпуса... В 5-6 раз уменьшилась дальность, зато появилась боевая ступень - впрочем, тоже созданная не с нуля: за основу, как и в КС-172, взяли маршевую ступень зенитной ракеты 9М82, корпус которой переделали из конического в цилиндрический.
Представим: с дистанции около 200 км производится пуск. Ракета выходит из торпедного аппарата, пороховой стартовый ускоритель разгоняет ее до той скорости, на которой начинают работать рули и можно запустить двигатель, затем она спокойно летит низко над водой со скоростью 800-900 км/ч до того момента, когда до корабля-цели остается километров 20. Здесь из корпуса ракеты буквально «выламывается» твердотопливная маршевая ступень и устремляется в борт цели на высоте не более 10 м от воды и со скоростью уже около 3000 км/ч! Системам ближнего рубежа ПРО корабля на обнаружение угрозы и реакцию остается полминуты...
Для поражения менее защищенных объектов «новаторцы» создали ракету 3М54Э1 - уже обычную, без сверхзвуковой боевой ступени, но с БЧ не в 200, а в 400 кг. Такая же машина предназначенная для поражения наземных целей называется 3М14Э. Все три изделия могут запускаться как из торпедных аппаратов, так и из универсальных вертикальных пусковых установок.
Только вот ведь - создан прекрасный ракетный комплекс, о котором наши моряки мечтали, по крайней мере, четверть века. Он существует не в виде чертежей и макетов - он выпускается серийно! И ставится на корабли, но... индийского флота (отсюда буква «Э» - «экспортный» в названии). У «рассейского» денег на него нет.
ГАРПУН. Нет, в данном случае это не название: к названному именно так ракетному комплексу береговой обороны ОКБ «Новатор» отношения не имеет. Речь идет о ракетах противолодочных.
Их появлению способствовали два фактора: рост скорости подводных лодок и... рост мощи противолодочного оружия. Первое привело к тому, что лодка просто не подпускает надводный корабль на дистанцию применения глубинных бомб. А мощь ядерного оружия такова, что глубинная бомба уничтожит не только цель - подлодку, но и атакующий ее надводный корабль! Торпеды не решали проблемы, т.к. их скорость на большой дистанции не превышает скорости субмарин, и лодка, прекрасно слыша их, легко может уклониться (а то и оторваться по скорости)
Первыми проблему поставили и решили американцы, создав противолодочные ракеты для надводных (ASROK) и подводных (SUBROK) кораблей. Но нам такое оружие было нужнее: американский атомный подводный флот тогда значительно превосходил наш...
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 октября 1960 г. разработка ракетного противолодочного комплекса подводного старта РПК-2 «Вьюга» поручалась ОКБ-9 Уралмашзавода (тоже артиллерийскому), возглавлявшемуся Ф.Ф. Петровым. Однако еще до начала летных испытаний, в 1964 г., эта работа была передана в ОКБ-8, Л.В. Люльеву. Летные испытания ракетоторпеды шли с февраля 1965 по май 1967 г., а госиспытания - в мае - июле 1968 г. В августе следующего года РПК-2 с ракетой 81Р приняли на вооружение атомных подводных лодок проектов 705, 671 и их модификаций.
В принципе, ракета не представляла чего-то необычного: баллистическая, управляемая, на не очень - даже по тем временам - большую дальность (до 40 км). Однако три неотъемлемых качества делали новое изделие совершенно необычным и очень сложным.
Во-первых, подводный запуск. Причем, в отличие от уже существующих баллистических или крылатых ракет, ракетоторпеда выстреливается из ПЛ горизонтально, после чего в воде разворачивается на стартовый угол. Во-вторых, ракето-торпеда выпускается из обычного торпедного аппарата (доработка, как уже сказано, сводится к установке специальных разъемов для передачи полетного задания и съема предстартовой телеметрии). Это значит, что внешние габариты заданы жестко, и ни при каких условиях изменены быть не могут. В-третьих, ракетоторпеда должна долгие недели, а то и месяцы, храниться в торпедном отсеке подводной лодки, в условиях высокой влажности, меняющихся давления и температуры, переменных электрических и электромагнитных полей (что, в частности, требует многократной защиты от несанкционированного пуска ракетного двигателя).
Потом в «Новаторе» создали ракето-торпеды 2-го поколения, 650-мм «Ветер» (им вооружили атомоходы проектов 945 и 949) и 533-мм «Водопад». Если «Вьюга» создавалась только в «ядерном» варианте, то новые ракеты могли нести малогабаритные самонаводящиеся противолодочные торпеды. Наконец, сегодня уральцы поставляют (к сожалению, пока только на экспорт...) противолодочные ракето-торпеды 91Р уже 3-го поколения, для вооружения как подводных лодок, так и надводных кораблей.
Итак, свершилось - российский истребитель пятого поколения получил имя. Отныне он не Перспективный авиационный комплекс Фронтовой авиации Т-50 (ПАКФА), а Су-57. В следующем году самолет начнет поступать в строевые части ВКС. Сейчас проходит подготовка к этому. Параллельно с этим проводятся испытание нового ракетного вооружения, которым будет оснащен Су-57. Об этом в интервью «Интерфаксу-АВН» рассказал генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов.
Специально для Су-57 разрабатывается 14 типов вооружения , среди которых ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» различной дальности и способов наведения на цель, а также корректируемые авиабомбы. Предполагается, что практически все ракетно-бомбовое вооружение находится во внутренних отсеках самолета, чтобы не повышать его заметность.
Однако существуют «неформатные» ракеты, не вписывающиеся в габариты бомбоотсека. Их неоспоримое достоинство - рекордная дальность, а также мощность. Предполагается использовать их на внешних подвесках. Это оправдано в ряде случаев, когда Су-57 нет необходимости «прятаться» от радаров самолетов противника. Например, когда многофункциональный истребитель используется в качестве перехватчика. Или при атаке находящихся на границе действия сил ПВО самолетов-заправщиков или ДРЛО противника. В этом случае наиболее оптимальное решение боевой задачи - уничтожение цели на дальних подступах. Эту задачу способна решать новая сверхдальняя ракета «воздух-воздух» КС-172 , разработанная в екатеринбургском НПО «Новатор», входящем в КТРВ. Ее дальность - 400 км. Единственная из ракет такого типа имеет две ступени. Способна развивать скорость в 1400 м/с. Поражает цели, летящие на высоте от 3 м до 30000 м, на скорости до 1100 м/с и маневрирующие с ускорением 12 g. (Отметим в скобках, что ни одна цель, то есть самолет, не имеет максимально допустимую перегрузку выше 10 g).
На маршевом участке полет проходит под управление инерциальной системы управления с радиокоррекцией. На конечном этапе (за 80−100 км до цели) включается активная радиолокационная головка самонаведения (ГСН). Пуск ракеты осуществляется по целям, находящимся в 90-градусном секторе в передней зоне обзора самолета. Однако данная информация относится к самолетам предыдущего поколения - Су-30СМ или Су-35С. В связи с тем, что у Су-57 есть крыльевые РЛС бокового обзора, сектор пуска данной ракеты, как, впрочем, и других ракет, вероятно, может быть значительно шире.
Су-57 принято сравнивать по боевым возможностям с американским истребителем пятого поколения F-22 Raptor. Последняя американская разработка - F-35 - существенно уступает обоим этим самолетам. И вряд ли его можно отнести к пятому поколению.
Роль дальней ракеты «воздух-воздух» у «Раптора» играет AIM-120D, имеющая дальность 180 км. Наведение на цель такое же, как и у КС-172, но дополнительно присутствует канал GPS. Скорость ракеты меньше - 1200 м/с. Масса боевой части существенно меньше - 18 кг против 50 кг. Но при этом меньшие габариты «американки» позволяют укреплять ее внутри самолета, не ухудшая заметность самолета.
Однако КТРВ испытывает ракету «воздух-воздух» средней дальности, которая должна либо сравняться по дальности с AIM-120D, либо превзойти ее. Это модификация ракеты Р-77−1, которая также называется РВВ-СД , принятой на вооружение в 2013 году. Ее дальность - 110 км. Но сейчас на финальной стадии испытаний находится «изделие 180БД» или К-77МЭ, у которой была существенно увеличена дальность, а также усилены другие характеристики.
Характеристики не разглашаются, однако получить о них некоторое представление можно, рассмотрев параметры Р-77−1, которые будут улучшены. Максимальная скорость ракеты - 4,5 М, подлежащей уничтожению цели - 3600 км/ч. Высота полета цели - от 20 м до 25000 м. Масса БЧ - 22 кг. Наведение на цель такое же как и у КС-172. К-77МЭ имеет меньшие размеры, чем сверхдальняя ракета, и размещается в ракетном отсеке истребителя. Существуют сведения, что российские ракеты «воздух-воздух» большой и средней дальности способны самостоятельно обнаруживать и захватывать цель во время автономного полета.
А вот в отношении ракеты «воздух-воздух» ближнего радиуса действия инженеры КТРВ должны сильно постараться, чтобы даже не превзойти, а встать вровень с аналогичной американской ракетой для «Раптора» AIM-9 Sidewinder. Хоть эта ракета, можно сказать, и старинная, принятая на вооружение ВВС США в 1956 году. Однако за 60 лет она беспрерывно модернизировалась. И к настоящему моменту приобрела индекс «Х». AIM-9Х отличается от AIM-9А, как телефон Белла от современного смартфона.
У AIM-9Х, во-первых, появился отклоняемый вектор тяги, что существенно повысило маневренность ракеты. Во-вторых, инфракрасная ГСН приобрела матричную матрицу размером 128×128 фотодиодов. Поэтому ракета видит не абстрактное тепловое пятно, а изображение атакуемой цели и не реагирует на отстреливаемые тепловые ловушки.
КТРВ создает ракету малой дальности на базе Р-73, которая появилась в ВВС СССР в 1983 году. Модификаций у нее поменьше, чем у AIM-9. Правда, и времени меньше прошло. Ракетой вооружены все истребители, начиная с третьего поколения и заканчивая Су-35. Разработка модификации для Су-57 обозначается как РВВ-МД . КТРВ дает о ней крайне скупую информацию. У предыдущей модификации - РМД-М - все нормально с дальностью, она равна 40 км. У ракеты хорошая динамика, о чем свидетельствует равная 40 g максимально возможная перегрузка. При этом маневренность РВВ-МД будет повышена за счет использования не только аэродинамических, но и газодинамических рулей, позволяющих сократить радиус виража. Правда, существует непроверенная информация, что у новой ракеты, как и у «американки», должно появиться поворотное сопло. Но это лишь одна из версий.
Есть и еще одна неопределенность, которая обуславливается режимом секретности, - тип ГСН. На предыдущих модификациях Р-37 установлена двухдиапазонная ИК ГСН с охлаждением. Это, конечно, надежнее, чем обычная ИК ГСН. Однако она заметно уступает по помехозащищенности матричной. Так что будем надеяться, на то, что КТРВ совершила прорыв в этой области.
При этом прорыв двойной. Раньше некоторые ГСН производились на Украине. В настоящий момент, как сообщил в интервью Борис Обносов, все это делается в России. Таким образом, необходимо было не только воспроизвести технологии, но и усовершенствовать их, чтобы выйти на уровень лучших мировых образцов.
При сравнении ракет ближнего действия следует помнить, что Су-57 обладает более высокой маневренностью, чем F-22. Это предопределено целым рядом факторов. И важнейший из них - всеракурсно отклоняемый вектор тяги самолета. И это очень существенное преимущество в ближнем бою. У «Раптора» вектор отклоняется лишь в вертикальной плоскости.
В заключение необходимо сказать, что у Су-57 более широкий круг решаемых боевых задач. Он используется в равной мере и для завоевания господства в воздухе, и для нанесения ударов по наземным целям. У «Раптора» функция ударного самолета не столь акцентирована. В связи с этим набор оружия для нанесения ударов по земле ограничен корректируемыми бомбами различной мощности. Они, конечно, имеют достаточно совершенный механизм наведения на цель. Однако уступают по возможностям высокоточному ракетному оружию «воздух-поверхность» и «воздух-корабль».
Для Су-57 было разработано семейство модульных ракет малой дальности Х-38М . Различные модификации имеют разные способы наведения на наземные цели. Инерциальную систему управления на финишном участке дополняет управление от лазерной, радиолокационной или тепловизионной ГСН. Также есть вариант со спутниковой навигацией. Ракета имеет дальность до 40 км и скорость, равную 2,2 М. 250-килограммовая боевая часть может быть осколочно-фугасной, проникающей или кассетной. Используется для обстрела как наземных, так и надводных целей в прибрежной зоне.
Значительно большей дальностью обладает противорадиолокационная ракета Х-58УШК - 250 км. Скорость полета - 4200 км/ч. Имеет широкодиапазонную пассивную радиолокационную ГСН. Вероятность уничтожения РЛС противника одной ракетой - 0,8.
Околозвуковая ракета «воздух-поверхность» Х-59МК2 имеет дальность в 290 км. Использует электронно-оптический способ наведения, что повышает скрытность ее полета. Способна работать с малоконтрастными целями во всех диапазонах - радиолокационном, тепловом и визуальном.
Х-35УЭ - дозвуковая противокорабельная ракета , способная уничтожать фрегаты. Имеет дальность в 260 км, низкую траекторию на финальном участке - до 4 м. Обладает повышенной по сравнению с мировыми аналогами способностью прорывать системы ПРО противника.
Это не полный перечень вооружения Су-57. В него входит также авиационная пушка калибра 30 мм, корректируемые бомбы, еще несколько ракет «воздух-поверхность» различного назначения.
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СВЕРХБОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» КС-172
AIRCRAFT ROCKET ULTRA RANGE OF CLASS «AIR-AIR» KS-172
Авиационная ракета сверхбольшой дальности класса «воздух-воздух» КС-172 (изделие 172, 172С-1, К-100) разрабатывается ОКБ «Новатор» с 1984 года, главный конструктор В.Смирнов. В основу разработки были положены конструкторские решения от второй ступени хорошо зарекомендовавшей себя ракеты 9М83 наземных зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск С-300В (экспортный вариант «Антей-2500»).
Впервые эта ракета под обозначением «AAM-L» (»Air-to-Air Missile – Long range» - ракета «воздух-воздух» большой дальности) была открыто продемонстрирована на выставке военной технике в Абу Даби в 1993 году, затем на первом Международном авиационно-космическом салоне МАКС-93 Жуковском в 1993 году.
Ракета КС-172 обеспечивает поражение самолетов практически всех типов, дозвуковых и сверхзвуковых крылатых ракет, а также ракет класса «воздух-воздух» и ЗУР средней и большой дальности (в режиме самообороны), она также обеспечивает поражение самолетов РЛДН типа АВАКС. Предполагается, что эта ракета позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника. Предполагаемая дальность ракеты около 400 км. Высота перехватываемой цели от 3 метров до 30 километров.
Конструктивно ракета КС-172 представляет собой двухступенчатую ракету, оснащённую полноповоротными рулями. Первая ступень имеет примерно в полтора раза больший диаметр, чем вторая. Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель, обеспечивающий разгон ракеты на начальном участке полёта. В головной части маршевой ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения и система инерциального наведения. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть направленного действия и взрыватели. В хвостовой части находятся твердотопливный ракетный двигатель, привод рулей и, собственно, сами рули.
Подрыв боевой части обеспечивается радиолокационным взрывателем, при прямого попадания действует контактный взрыватель.
Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая в свое время осуществляла определенную долю финансирования проекта.
Было произведено несколько испытательных пусков ракет КС-172, не оснащённых головками самонаведения, что является обычной практикой при разработке новых управляемых ракет «воздух-воздух». Проблемы с финансированием привели к замораживанию этой и других программ отечественных ВиВТ.
Информации по дальнейшим работам по данной разработке было очень мало, вероятно, НИОКР была достаточно засекречена. Однако, в декабре 2003 года на выставке в Дубае ОКБ «Новатор» представило экспортный вариант модернизированной ракеты КС-172С-1 как один из видов оружия Су-35 в виде миниатюрной модели, этот вариант ракеты имел увеличенную длину в сравнении с ранее демонстрированными образцами. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что на 100 км меньше, чем у варианта для российских ВВС.
Как стало известно, иностранные разведки и специалисты проявляли к КС-172 повышенный интерес, в основном, из-за огромной секретности работ по ней и большой дальности действия, аналогичных систем на Западе не было.
Реконструкция ракеты КС-172 по образцу на МАКС-93 (А.В.Карпенко)
Вероятно, интерес к КС-172 со стороны российских военных начал возвращаться со второй половины 2000-х годов в связи с вступлением в завершающую фазу разработки новейшего истребителя пятого поколения ПАК ФА и формированием номенклатуры его вооружения.
Примерно в это время по ракете большой дальности класса «воздух-воздух» МО РФ проводило закрытый конкурс. Кроме ОАО «ГосМКБ «Вымпел» (КТРВ) с К-37 в нем участвовало ОАО «ОКБ «Новатор» с ракетой КС-172 (172С-1, AAM-L).
Впоследствии тема «КС-172» была засекречена, информация по ракете стала еще более скудной. Екатеринбургскому ОКБ «Новатор» в очередной раз не удалось получить разрешение на демонстрацию на МАКС-2005 ракеты большой дальности класса «воздух-воздух» КС-172 (РВВ-Л).
На МАКС-2007 были продемонстрированы макеты ракеты КС-172С-1 под обозначением «ААМ» с привязкой к самолетам – носителям типа Су-27 – Су-35 и МиГ-29, с тех пор эта ракета публично не демонстрировалась. Вариант, представленный в 2003 году, внешне существенно отличается от предложенного в 1993-м, хотя и имеет схожие характеристики и те же размеры. На ракете установлен новый твердотопливный ускоритель первой ступени, иные аэродинамические рули, а вторая ступень ракеты более не имеет сужения в головной части.
Миниатюрная модель ракеты демонстрировалась в составе модели авиационного комплекса Су-35 на авиавыставке Air Show China 2008. Тогда Россия вышла с предложением продать НОАК 38 новейших многофункциональных боевых самолетов Су-35МКК, специально разработанных для ВВС Китая, с ракетами воздушного боя сверхбольшой дальности КС-172 разработки ОКБ «Новатор», а также сверхзвуковыми противокорабельными ракетами «Яхонт» разработки НПО «Машиностроение».
В разных источниках, название ракеты «новаторцев» часто менялось, так, среди вооружения, которое заявляется для Су-35, следует обратить внимание на мощные ракеты, не применяемые на более легких истребителях: ракету «воздух-воздух» сверхбольшой дальности К-100-1, разработанную ОКБ «Новатор» из Екатеринбурга, еще один вариант той же КС-172
УР «воздух-воздух» сверхбольшой дальности KC-172 (РВВ-Л) двухступенчатая ракета, способная развивать гиперзвуковую скорость. Первая ступень разгонная, после выработки топлива сбрасывается. После сброса первой ступени включается маршевый двигатель. Стартовый вес ракеты около 750 кг.
Ракета оснащена комбинированной системой самонаведения. На маршевом участке наведение осуществляется инерциальной СН. На участке самонаведения используется активная радиолокационная ГСН. Наведение на маршевом участке траектории осуществляется при помощи инерциального наведения, а на дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью головки самонаведения 9Б-1103М. Полёт на максимальную дальность у ракеты занимает около 5 минут, а период активного самонаведения лишь около минуты.
На международных салонах МАКС в Жуковском МНИИ «Агат» неоднократно демонстрировалась усовершенствованная активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-350 диаметр 350, которая имеет намного меньшие массо-габаритные данные чем АРГСН ракета Р-37. Дальность захвата 9Б-1103М-350 цели с ЭОП 5 м2 составляет не менее 40 км. Эта ГСН может быть установлена на ракетах большой дальности типа РВВ-БД и КС-172.
В тоже время, на том же МАКС МНИИ «Агат» была представлена активная радиолокационная головка самонаведения повышенной дальности АРГСН ПД, которая имеет дальность захвата цели с ЭОП=5 м2 не менее 70 км.
АРГСН ПД предназначена для установки на ракеты классов «земля-воздух» и «воздух-воздух» и может стать основой систем наведения авиационных ракет большой дальности типа РВВ-БД и КС-172.
Ракета может быть эффективно использована против высотных разведывательных ЛА, самолетов ДРЛО и РЭП, летающих командных пунктов и стратегических бомбардировщиков. Для применения на максимальную дальность может потребоваться внешнее целеуказание.
Несмотря на достаточно интересные характеристики ракеты, ОАО «ОКБ «Новатор» конкурсной комиссией МО РФ отказали в допуске к участию в закрытом конкурсе «Создание управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности». Российские ВВС так и не приняли на вооружение КС-172, а взяли ракету конкурентов К-37М (РВВ-БД) производства «Вымпела».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Разработчик свердловское ОКБ «Новатор»
Тип ракеты управляемая класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности
Код НАТО AAM-L
Самолет-носитель Су-30МК, Су-35, Су-33
Дальность стрельбы, км 300-400
Скорость цели, км/ч 4000
Средняя скорость ракеты, м/с 1400
Высота поражения цели, м 3-30000
Перегрузка цели, ед. 12
Боевая часть:
- тип осколочно-фугасная
- вес, кг 50
Система управления.. комбинированной системой наведения (ИНС) с радиокоррекцией на маршевом участке и радиолокационной головкой самонаведения на конечном участке полета
Органы управления цельноповортные аэродинамические рули
Число ступеней 2
Длина ракеты, мм:
- полная 7400
- без стартовой ступени 5800 – 6000
Макс. диаметр корпуса, мм 400
Макс. диаметр стартовой ступени, мм 510
Размах рулей, мм 750
Стартовый вес, кг 700 – 750
Тип маршевого двигателя РДТТ
Тип стартового двигателя РДТТ 3Л10
- длина, мм 1400
Пусковая установка:
- тип АКУ-172
- разработчик НПП «Старт»
А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 31.08.2014
Источники:
1 – P.Butowski «Rosyjskie rakiety …» – nTW 4/94
2 – «AAM-L» стенд ОКБ «Новатор», МАКС-93
3 – COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 – Naval Institute
4 – Aviation Week & Space Technology, 11 January 1999
5 – МАКС-2001, каталог, «РА Интервестник», 2001
6 – С.Сокут «С моря – на берег» – «Обозрение МАКС-2005» 19 августа 2005
7 – http://armyman.info
8 – http://сайт/argsn-pd/
и др.
КС-172 | |
Основные характеристики | |
Тип: | управляемая ракета «воздух-воздух» сверхбольшой дальности |
Наведение: | Инерциальное активная радиолокационная ГСН |
Разработчик: | НПО Новатор |
Состояние: | Лётные испытания |
Боевые характеристики | |
Дальность пуска: | до 400 км |
Предельные высоты цели: | от 3 до 30 000 метров |
Максимальная скорость цели: | 4 000 км/ч (1 100 м/с) |
Максимальная перегрузка цели: | 12 g |
Массо-габаритные размеры | |
Длина: | 7,4 м |
Диаметр: | 0,51 м |
Размах рулей: | 0,75 м |
Стартовая масса: | 750 кг |
Тип боевой части: | осколочно-фугасная направленного действия |
Масса боевой части: | 50 кг |
Совместимость | |
Доступные носители: | Су-30МК, Су-35/БМ, ПАК ФА (предположительно) |
КС-172
- перспективная российская авиационная управляемая ракета класса воздух-воздух сверхбольшой дальности, разрабатываемая НПО Новатор. На западе обозначается
AAM-L
(англ."Air-to-Air Missile - Long range"
- ракета воздух-воздух большой дальности
). Предполагается, что эта ракета позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника.
Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая сейчас осуществляет значительную долю финансирования проекта. По данным издания Джейнс российские ВВС пока отдают предпочтение ракете Р-37, имеющей сравнимую дальность, но полностью отлаженной и запущенной в серийное производство.
В настоящее время является проектом наиболее дальнодействующей управляемой ракеты воздух-воздух.
- 1 История создания
- 2 Конструкция
- 3 Сравнение с аналогами
- 4 Примечания
История создания
Разработка новой управляемой авиационной ракеты сверхбольшой дальности была начата в НПО Новатор в 1991 году. За основу была взята хорошо зарекомендовавшая себя ракета 3М83 наземных комплексов ПВО С-300. Уже в 1993 году макет ракеты был впервые продемонстрирован на МАКС-1993.
Однако проблемы с финансированием привели к замораживанию этой и других программ- практически 10 лет не поступало новых сообщений о работе над ракетой. В условиях стеснённого финансирования российские ВВС предпочли использование разработанной ещё до распада СССР ракеты Р-37. На это повлияли испытания 1994 года, когда был проведён успешный перехват ракетой Р-37 воздушной цели на дальности 300км, сравнимой с возможностями КС-172- вдвое больше, чем дальность любых других ракет, стоящих на вооружении в мире. Подобная дальность позволяет уверенно поражать патрулирующие самолёты ДРЛО и РЭБ, воздушные командные пункты и стратегические бомбардировщики на удалении сброса крылатых ракет; при этом не подвергаясь опасности со стороны истребителей сопровождения. Таким образом, российские ВВС, имеющие на вооружении большое количество перехватчиков МиГ-31, могли эффективно решать все задачи защиты и контроля воздушного пространства, а потому не испытывали острой потребности в более дальнобойных ракетах.
Работы были возобновлены в начале 21-го века. Финансирование было найдено со стороны Индии. На это решение повлияло то, что основу перспективной авиации ВВС Индии составляют многофункциональные самолёты Су-30МК- менее скоростные и высотные, чем специализированные перехватчики МиГ-31БМ, а, следовательно, требующие более дальнобойные ракеты для обеспечения сравнимых возможностей по поражению удалённых целей. В декабре 2003 года на выставке в Дубае НПО Новатор представило экспортный вариант ракеты КС-172С-1 как один из видов оружия Су-35, позже ракета была представлена и на московском международном авиакосмическом салоне. Ракета существенно изменилась внешне, хотя габаритные размеры остались прежними- была полностью заменена первая ступень ракеты, а вторая ступень более не имеет сужения в головной части. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что на 100км меньше, чем у варианта для российских ВВС.
Было произведено несколько тестовых пусков ракет КС-172, не оснащённых головками самонаведения, что является обычной практикой при разработке новых управляемых ракет воздух-воздух.
Интерес к КС-172 со стороны российских военных начал возвращаться со второй половины 2000-х годов в связи с вступлением в завершающую фазу разработки истребителя пятого поколения ПАК ФА.
Конструкция
Эскиз ракеты КС-172 по прототипу, представленному в 1993 году
Эскиз ракеты КС-172С-1 по прототипу, представленному в 2003 году
Конструктивно ракета КС-172 представляет собой двухступенчатую ракету, оснащённую только полноповоротными рулями (не имеющую стабилизаторов и крыльев). Ракета является бикалиберной- первая ступень имеет примерно в полтора раза больший диаметр, нежели вторая. Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель, обеспечивающий разгон ракеты на начальном этапе полёта. В головной части второй ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения, система инерциального наведения и автопилот. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть направленного действия. В хвостовой части находятся твердотопливный ракетный двигатель, привод рулей и, собственно, сами рули. Так как ракета не имеет несущих плоскостей, то её траектория на пассивном участке по мнению ряда экспертов, близка к оптимальной баллистической. Головка самонаведения 9Б-1103М. МАКС-2009
Наведение на маршевом участке траектории осуществляется при помощи инерциального наведения, а на дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью головки самонаведения 9Б-1103М. Полёт на максимальную дальность у ракеты занимает около 5 минут, а период активного самонаведения лишь около минуты. За 4 минуты полёта по инерциальному наведению пространственное положение цели может существенно измениться, поэтому некоторые эксперты полагают, что при сложной воздушной обстановке для корректной селекции цели на максимальной дальности ракете может потребоваться внешнее целеуказание.
Подрыв боевой части обеспечивается бесконтактным радиолокационным взрывателем. На случай прямого попадания предусмотрен контактный взрыватель.
Вариант, представленный в 2003 году, внешне существенно отличается от предложенного в 1993-м, хотя и имеет схожие характеристики и те же размеры. На ракете установлен новый твердотопливный ускоритель первой ступени, иные аэродинамические рули, а вторая ступень ракеты более не имеет сужения в головной части.
Сравнение с аналогами
В настоящее время КС-172 является проектом самой дальнобойной ракеты воздух-воздух в мире, причём по дальности она на треть (на 100 км) превышает своего ближайшего конкурента- российскую же Р-37.
На 2009 год только Россия обладает ракетами воздух-воздух с дальностью более 200км. ВВС Ирана обладают некоторым количеством перехватчиков F-14 и ракет AIM-54 c предельной дальностью около 180 км (с вооружения ВВС США эти ракеты были сняты вместе с истребителями F-14 в 2006 году). В США есть модификация ракеты aim-120D "AMRAAM", способная поражать цели на дальности 180 км. Остальные страны не обладают ракетами, способными поражать воздушные цели на дистанции более 120 км.
В 1992 году российскими разработчиками было объявлено о работах по доработке ракеты Х-31А для атаки воздушных целей, но эта работа не была завершена. Однако эти работы были продолжены в Китае, который экспериментирует в этом направлении со своей копией Х-31, обозначенной как YJ-91.
Примечательно, что ВВС США заявили о своей незаинтересованности в ракетах воздух-воздух большой сверхбольшой дальности и проект перспективной ракеты AIM-155 был закрыт в 1992 году. Вероятно, это было связано с распадом Советского Союза и фактическим превращением США в единственную мировую сверхдержаву, произошедшем за год до этого.
Название, индекс | Страна | Статус | Максимальная дальность, км | Год принятия на вооружение | Масса (стартовая боевой части), кг | Количество ступеней | Носители | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AIM-47 Falcon(англ.)русск. | СШАСША | 210 | 360 ? | 1 | YF-12(англ.)русск. | |||
В-148 | СССРСССР | На вооружение не принималась | 250 | 650 60 | 1 | Ту-148, МиГ-25 | ||
AIM-54 Phoenix | СШАСША |
В настоящее время стоит на вооружении только ВВС Ирана |
184 | 1974 год | 460 60,75 | 1 | F-14 | |
Р-33 |
СССРСССР РоссияРоссия |
Эксплуатируется | 160 | 1981 год | 490 47 | 1 | МиГ-31 | |
Р-37 |
СССРСССР РоссияРоссия |
Эксплуатируется | 300 | 1989 год | 600 60 | 1 | МиГ-31, Су-27, Су-35 | |
AIM-152 AAAM | СШАСША | На вооружение не принималась | 270 |
Разработка прекращена в 1992 году |
172 22,7 | 1 | F-15, F-22 | |
КС-172 | РоссияРоссия | В разработке (лётные испытания) | 400 | 750 50 | 2 | Су-30МК, Су-35БМ, ПАК ФА |
Примечания:
Максимальная дальность пуска наиболее совершенной модификации при пуске в переднюю полусферу с наиболее скоростного и высотного самолёта-носителя. Проектные величины указаны курсивом
Все самолёты, способные нести данную ракету
В США снята с вооружения по причине снятия с вооружения единственного самолёта-носителя F-14
Некоторые источники ошибочно обозначают ракету как
AIM-155 .
Советские и российские управляемые авиационные ракеты |
|
---|---|
Ракеты класса воздух-воздух | |
Малой дальности | РС-1У Р-3 (Р-13) Р-38 Р-60 Р-73 (РВВ-МД) Игла-В |
Средней дальности | Р-8 Р-4 Р-40 Р-23 Р-27 Р-77 (РВВ-АЕ РВВ-СД) |
Большой дальности | Р-33 Р-37 (РВВ-БД) КС-172 |
Ракеты класса воздух-поверхность | |
Малой дальности | С-25ЛД Х-24 Х-23 (Х-66) Х-25 Х-29 Х-38 |
Средней дальности | КС-1 Комета Х-28 Х-58 Х-59 Х-15 Х-31 Х-45 Х-41 Х-35 Х-61 (Оникс-А) БраМос |
Большой дальности | К-10С КСР-11 Х-20 Х-22 КСР-2 КСР-5 Х-55 Х-555 Х-101 Х-102 Х-90 |
Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы). |
https://ru.wikipedia.org/wiki/КС-172